Литературные произведения категория. Литературное произведение

Сюжет (от французского sujet - предмет, содержание) - система событий, составляющая содержание литературного произведения. Иногда, кроме сюжета, выделяют еще и фабулу про­изведения. Фабула - хронологическая последовательность событий, описанных в произведении. Известный пример несовпадения фабулы и сюжета - лермонтовский роман «Герой нашего време­ни». Если придерживаться фабульной (хронологической) последовательности, то повести в романе должны были располагаться в другом порядке: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимович».

Сюжет произведения включает в себя не только события из жизни персонажей, но и события духовной (внутренней) жизни автора. Так, лирические отступления в «Евгении Онегине» Пушки­на и в «Мертвых душах» Гоголя - это отступления от фабулы, а не от сюжета.

Композиция (от латинского compositio - составление, соединение) - построение художествен­ного произведения. Композиция может быть организована сюжетно (J 1. Толстой «После бала») и несюжетно (И. Бунин «Антоновские яблоки»). Лирическое произведение тоже может быть сю­жетно (стихотворение Некрасова «Размышления у парадного подъезда», для которого характерен эпический событийный сюжет) и несюжетно (стихотворение Лермонтова «Благодарность»).

Композиция литературного произведения включает:

- расстановку образов-персонажей и группировку других образов;

- композицию сюжета;

- композицию внесюжетных элементов;

- способов повествования (от автора, от рассказчика, от героя; в форме устного рассказа, в фор­ме дневников, писем);

- композицию деталей (подробности обстановки, поведения);

- речевую композицию (стилистические приемы).

Композиция произведения зависит от его содержания, рода, жанра и т. д.

Развитие действия в художественном произведении включает в себя несколько стадий: экспо­зицию, завязку, кульминацию, развязку, эпилог.

Экспозиция (от латинского expositio - изложение, объяснение) - предыстория событий, ле­жащих в основе художественного произведения. Обычно в ней дается характеристика основных персонажей, их расстановка до начала действия, до завязки. Экспозиция мотивирует поведение персонажей. Экспозиция может быть прямой, то есть стоящей в начале произведения, или задер­жанной, то есть находиться в середине или конце произведения. Например, сведения о жизни Чичикова до его приезда в губернский город даны в последней главе первого тома «Мертвых душ» Гоголя. Задержанная экспозиция обычно придает произведению таинственность, неясность.

Завязка - это событие, которое является началом действия. Завязка или обнаруживает уже имев­шиеся противоречия, или сама создает («завязывает») конфликты. Например, завязкой в комедии Гоголя «Ревизор» является получение городничим письма, в котором сообщается о приезде ревизора.

Кульминация (от латинского culmen - вершина) - наивысшая точка напряжения в развитии действия, высшая точка конфликта, когда противоречие достигает своего предела и выражается в особенно острой форме. Так, в драме Островского «Гроза» кульминация - признание Катери­ны. Чем больше конфликтов в произведении, тем сложнее свести напряжение действия только к одной кульминации. Кульминация является самым острым проявлением конфликта и в то же время подготавливает развязку действия.

Развязка - исход событий. Это итоговый момент в создании художественного конфликта. Развязка всегда прямо связана с действием и как бы ставит окончательную смысловую точку в повествовании. Такова, например, так называемая немая сцена в «Ревизоре» Н. Гоголя, где «развязаны» все сюжетные узлы комедии и дана завершающая оценка характеров персонажей. Развязка может разрешать конфликт (Фонвизин «Недоросль»), но может и не устранять конф­ликтных ситуаций (в «Горе от ума» Грибоедова, в «Евгении Онегине» Пушкина главные герои остаются в сложных ситуациях).

Эпилог (от греческого epilogos - послесловие) - всегда заключает произведение. В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев. Например, Достоевский в эпилоге «Преступления и наказания» сообщает о том, как изменился на каторге Раскольников.

Лирическое отступление - отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки на темы, мало или совсем не связанные с главной темой произведения. Они, с одной стороны, тор­мозят фабульное развития произведения, а с другой - позволяют писателю в открытой форме высказывать свое субъективное мнение по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной теме. Таковы, например, лирические отступления в романе Пушкина «Евгений Онегин», в «Мертвых душах» Гоголя.

Конфликт (от латинского conflictus - столкновение) - столкновение между персонажами или между персонажами и средой, героем и судьбой, а также внутренние противоречия персонажа. Конфликты могут быть внешними (столкновение Чацкого с «фамусовским» обществом» в «Горе от ума» Грибоедова) и внутренними (внутренний, психологический конфликт самого Чацкого). Нередко внешние и внутренние конфликты тесно взаимосвязаны между собой в произведении («Горе от ума» Грибоедова, «Евгений Онегин» Пушкина).

Автор-повествователь - автор, который прямо выражает ту или иную идею произведения, говорит с читателем от собственного имени. Так, образ автора-повествователя присутствует в «Ко­му на Руси жить хорошо» Некрасова. Он возникает почти с первых строк поэмы, когда автор- повествователь начинает рассказ о семи «временнообязанных», которые сошлись «на столбовой дороженьке» и заспорили, «кому живется весело, вольготно на Руси». Однако роль автора-повест­вователя не исчерпывается бесстрастной информацией о том, что делают мужики, кого слушают, куда идут. Отношение мужиков к происходящему выражается через повествователя, который вы­ступает своеобразным комментатором событий. Например, в одной из первых сцен поэмы, когда мужики заспорили и никак не могли найти решения вопроса «кому живется весело, вольготно на Руси», автор комментирует неуступчивость мужиков:

Мужик, что бык, втемяшится В башку какая блажь - Колом ее оттудова Не выбьешь: упираются, Всяк на своем стоит!

Автор - создатель художественного произведения. Его присутствие в литературном тексте заметно в разной степени. Он или прямо выражает ту или иную идею произведения, говорит с читателем от собственного имени, или прячет свое «я», как бы самоустраняется из произведе­ния. Такая двойная структура авторского образа всегда объясняется общим замыслом писателя и стилем его произведения. Иногда в художественном произведении автор выступает в качестве вполне самостоятельного образа.

Образ автора - персонаж, действующее лицо художественного произведения, рассматривае­мое в ряду других персонажей. Он обладает чертами лирического героя или героя-рассказчи­ка; может быть предельно сближен с биографическим автором или намеренно отдален от него.

Например, можно говорить об образе автора в романе Пушкина «Евгений Онегин». Он не ме­нее важен, чем образы других героев. Автор присутствует во всех сценах романа, комментирует их, дает свои пояснения, суждения, оценки. Он придает неповторимое своеобразие композиции и предстает перед читателем как автор-персонаж, автор-повествователь и автор - лирический герой, рассказывающий о себе, своих переживаниях, взглядах, жизни.

Персонаж (от французского personage - личность, лицо) - действующее лицо художествен­ного произведения. Как правило, персонаж принимает активное участие в развитии действия, но о нем также может рассказывать автор или кто-нибудь из литературных героев. Персонажи бывают главные и второстепенные. В некоторых произведениях основное внимание уделяется одному персонажу (например, в «Герое нашего времени» Лермонтова), в других внимание писате­ля привлекает целый ряд персонажей («Война и мир» Л. Толстого).

Характер (от греческого character - черта, особенность) - образ человека в литературном произведении, который соединяет в себе общее, повторяющееся и индивидуальное, неповторимое. Через характер раскрывается авторский взгляд на мир и человека. Принципы и приемы создания характера отличаются в зависимости от трагических, сатирических и других способов изображе­ния жизни, от литературного рода произведения и жанра.

Следует отличать литературный характер от характера в жизни. Создавая характер, писатель может отражать и черты реального, исторического человека. Но он неизбежно использует вымы­сел, «домысливает» прототип, даже если его герой - историческое лицо.

«Персонаж» и «характер» - понятия не тождественные. Литература ориентирована на со­здание характеров, которые часто вызывают споры, воспринимаются критиками и читателями неоднозначно. Поэтому в одном и том же персонаже можно увидеть разные характеры (образ Базарова из романа Тургенева «Отцы и дети»). Кроме того, в системе образов литературного про­изведения персонажей, как правило, гораздо больше, чем характеров. Далеко не каждый персо­наж - характер, некоторые персонажи выполняют только сюжетную роль. Как правило, не яв­ляются характерами второстепенные герои произведения.

Тип - обобщенный художественный образ, наиболее возможный, характерный для определен­ной общественной среды. Тип - это такой характер, в котором содержится социальное обобщение. Например, тип «лишнего человека» в русской литературе при всем своем многообразии (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов) имел общие черты: образованность, неудовлетворенность реальной жизнью, стремление к справедливости, невозможность реализовать себя в обществе, способность к сильным чувствам и т. д. Каждое время рождает свои типы героев. На смену «лишнему человеку» пришел тип «новых людей». Это, например, нигилист Базаров.

Лирический герой - образ поэта, лирическое «я». Внутренний мир лирического героя раскры­вается не через поступки и события, а через конкретное душевное состояние, через переживание определенной жизненной ситуации. Лирическое стихотворение - конкретное и единичное прояв­ление характера лирического героя. С наибольшей полнотой образ лирического героя раскрывается во всем творчестве поэта. Так, в отдельных лирических произведениях Пушкина («Во глубине сибирских руд...», «Анчар», «Пророк», «Желание славы», «Я вас люблю...» и других) выражены различные состояния лирического героя, но, взятые вместе, они дают нам достаточно целостное представление о нем.

Образ лирического героя не следует отождествлять с личностью поэта, точно так же не следует переживания лирического героя воспринимать как мысли и чувства самого автора. Образ лири­ческого героя создается поэтом так же, как художественный образ в произведениях других жан­ров, с помощью отбора жизненного материала, типизации, художественного вымысла.

Система образов - совокупность художественных образов литературного произведения. Система образов включает в себя не только образы персонажей, но и образы-детали, образы-символы и т. д.

Художественные средства создания образов (речевая характеристика героя: диалог, монолог- авторская характеристика, портрет, внутренний монолог и др.)

При создании образов используются следующие художественные средства:

1. Речевая характеристика героя, которая включает в себя монолог и диалог. Монолог - речь персонажа, обращенная к другому персонажу или к читателю без расчета на ответ. Монологи осо­бенно характерны для драматургических произведений (один из самых знаменитых - монолог Чацкого из «Горя от ума» Грибоедова). Диалог - речевое общение между действующими лицами, которое, в свою очередь, служит способом характеристики персонажа и мотивирует развитие сю­жета.

В некоторых произведениях персонаж сам рассказывает о себе в форме устного рассказа, запи­сок, дневников, писем. Этот прием, например, используется в повести Толстого «После бала».

2. Взаимохарактеристика, когда один персонаж рассказывает о другом (взаимохарактеристи­ки чиновников в гоголевском «Ревизоре»).

3. Авторская характеристика, когда автор рассказывает о своем герое. Так, читая «Войну и мир», мы всегда чувствуем отношение автора к людям и событиям. Оно раскрывается и в порт­ретах действующих лиц, и в прямых оценках-характеристиках, и в авторской интонации.

Портрет - изображение в литературном произведении внешности героя: черт лица, фигуры, одежды, позы, мимики, жеста, манеры держаться. В литературе часто встречается психологичес­кий портрет, в котором через внешность героя писатель стремится раскрыть его внутренний мир (портрет Печорина в «Герое нашего времени» Лермонтова).

Пейзаж - изображение картин природы в литературном произведении. Пейзаж также часто служил средством характеристики героя и его настроения в определенный момент (например, пейзаж в восприятии Гринева в «Капитанской дочке» Пушкина перед посещением разбойничьего «военного совета» принципиально отличается от пейзажа после этого посещения, когда стало яс­но, что пугачевцы Гринева не казнят).

«Вечные» темы - это те темы, которые всегда, во все времена интересуют человечество. В них заложено общезначимое и нравственное содержание, но каждая эпоха вкладывает в их трактовку свой смысл. К «вечным» темам относятся такие, как тема смерти, тема любви и другие.

Мотив - минимальный значимый компонент повествования. Также мотивом называют по­стоянно повторяющийся в разных произведениях художественный сюжет. Он может содержать­ся во многих произведениях одного писателя или у нескольких писателей. «Вечные» мотивы - такие мотивы, которые веками переходят из одного произведения в другое, поскольку содер­жат в себе общечеловеческий, общезначимый смысл (мотив встречи, мотив пути, мотив одино­чества и другие).

В литературе есть и «вечные» образы. «Вечные» образы - персонажи литературных произве­дений, которые вышли за их рамки. Они встречаются в других произведениях писателей разных стран и эпох. Их имена стали нарицательными, часто употребляются в роли эпитетов, указывают на какие-то качества человека или литературного персонажа. Это, например, Фауст, Дон Жуан, Гамлет, Дон Кихот. Все эти персонажи утратили свое чисто литературное значение и приобрели общечеловеческое. Они созданы очень давно, но снова и снова появляются в произведениях писа­телей, потому что в них выражено общезначимое, важное для всех людей.

Литература и библиотековедение

Прозаические жанры находились на периферии человеческого сознания. Задачей становится соотнести жанры с родами литературы. Жанры типы литературного произведения которые складываются исторически в разных литературных традициях. В западной литературе жанры чрезвычайно близки друг к другу.

Литературный жанр

Уже Аристотель вводит классификацию поэзии (в то время была художественная словесность). В позднюю античную эпоху существовал античный роман. Но все произведения были в стихах: и эпос, как например, эпические поэмы Гомера; и драма (прежде всего трагедия); и хвалебные песни в честь богов). Словесность была преимущественно стихотворной. Прозаические жанры находились на периферии человеческого сознания. Все это существовало в устном виде. Уже Платон различал три вида поэзии, как и Аристотель. Он классифицировал поэзию по принципу, чей голос мы слышим:

  1. Когда слышится только голос поэта или исполнителя. Например: дифирамб (хоровая песня в честь Бога Диониса).
  2. Когда слышится и голос повествующего, и голоса персонажей. Это эпос.
  3. Слышатся голоса только подражающих лиц. Это драма.

В 16 в., когда Аристотель был открыт европейцами, то эти три вида поэзии были возведены в три рода литературы: эпос, драму, повествование. Эта концепция была сохранена. На рубеже 18-19 вв. за ее разработку взялись философы (Шлегель, Гегель). Они считали, что существует три огромные группы, на которые могут быть разделены все литературные произведения. Были сохранены эпос и драма, но прибавили лирику. Термин «лирика» был закреплен Гегелем. В стихотворных жанрах очень часто включалась прямая речь. это было временем романтиков в литературе, которые возвышали поэзию, т.к. она выражает чувства и мысли. Задачей становится соотнести жанры с родами литературы.

Эпос складывается на заре Средневековья. Существуют эпические поэмы, которые как бы заменяют эпос. Это довольно редкий жанр. В 18 в. появляется роман нового типа, это время расцвета эпического рода. Эпический род практически равен повествовательным произведениям. Драма включала все драматические произведения, в независимости от жанра и от того, какая она – прозаическая или лирическая. В лирике важна форма, а не содержание. Род превращается в содержательную категорию. Он может формулироваться абстрактно. Ставятся задачи выведения сущности литературного рода.

Гегель пытается разделить рода на объективные (эпические произведения) и субъективные (лирические произведения). А драма у него – это смесь субъективного и объективного. Существовала проблема литературных родов, их зарождения и истории.

Александр Веселовский

Искал корни литературных родов в архаическом фольклоре

Считал, что в самом начале словесности стоит песня-пляска

Считал, что постепенно выделяется рассказ (эпос), действо (драма), песня (лирика)

Но в 20 в. теория трех родов воспринимается как анахронизм.

В литературе 19 и особенно 20 в. появляются произведения, не подпадающие ни под один литературный род:

Романы потока сознания

Эссе – это небольшие заметки, размышления по поводу какого-либо случая, жизни, нравственности и т.д.

В последнее время литературными родами вообще не занимаются в отличие от жанров.

Жанры – типы литературного произведения, которые складываются исторически в разных литературных традициях.

В западной литературе жанры чрезвычайно близки друг к другу. Жанр имеет свое происхождение, историю, часто срок существования (например, миракли исчезли), развитие. Это изучают литературоведы. Существуют и другие проблемы. Так как жанр – категория историческая, то возникает вопрос: как выделяется жанр?

Жанровые признаки:

  1. содержательные
    1. особая тема
    2. особые национальные настроения
    3. тип сюжета
  2. формальные (метрические)
    1. композиция произведения
    2. разбиения произведения
    3. особый стихотворный размер (например, в Древней Греции – это гекзаметр)

Жанр может определяться и содержательными, и формальными признаками, а может чем-то одним. Например, элегия выделяется как жанр только по формальным признакам – это небольшие стихи, написанные особым размером – элегическим дистихом.

Тематика очень разнообразна. Элегия сохраняется в современной традиции (пишется в 18-19 вв.). в некоторых поэзиях (русской, французской) элегию не связывают со стихотворным размером. Тематика же становится стабильной – это тема разочарования в жизни.

Исследование жанров ставит много проблем:

  1. проблема происхождения жанров
  2. история жанров
  3. вопрос идентичности жанра

Как правило, роман имеет название (обозначение). С этим наименованием ассоциируется его определенные признаки (строится определенная модель литературного произведения). Существуют случаи, когда жанр со временем меняет свои признаки. Но возможность рассматривать его как единый сохраняется, т.к. название не меняется.

Элегия (от надгробным надписей). Формальные признаки: небольшое стихотворение с определенным размером – элегическим дистихом.

Сонет

В определении есть только формальные признаки: стихи определенным образом чередуются: за 2 четверостишиями следуют 3 трехстишия.

Но вообще редко выделяются только формальные признаки.

В элегии появляются и признаки содержательные: элегия – стихотворение гражданского, личного, моралистического содержания. Содержание начинает стабилизироваться в эпоху Древнего Рима. Это было в основном любовное содержание. В европейской элегии отсутствуют метрические признаки – нет фиксированного стихотворного размера. Но тема главная одна – тема разочарования в жизни. Происходит полная перемена признаков. В европейской элегии нет формальных признаков, они замещаются на содержательные. А содержательные видоизменяются.

Трагедия – это драматический жанр, который формировался в Древней Греции в 5 в. до н.э. (Софокл, Эсхил). Трагедия имела жесткие формальные признаки:

  • трагедия была стихотворной
  • трагедия предполагала участие хора
  • членение трагедии определялось выступлением хора
  • сюжет трагедии развивается от завязки к перипетии

Средневековая европейская литература вырабатывает свои литературные жанры – религиозные и смеховые. Но приблизительно с 15 в. возрождаются античные жанры. В драме – это трагедия и комедия.

Шекспир

Шекспировская трагедия меняется очень сильно:

  • она не предполагает участие хора
  • чаще она написана смесью стиха и прозы
  • древнегреческая трагедия – это серьезный жанр, а в европейской трагедии возможны смеховые сцены, появляется новая роль – роль шута

В этом включении смеховых сцен в трагедию видят влияние средневекового театра.

Трагедия 17 в. (Франция, классицизм):

  • трагедия сплошь стихотворная, которая допускает счастливые концовки
  • нет хора

Тынянов был противником отнесения трансформированных жанров с одним названием к одному жанру.

Что связывает трагедии разных эпох?

Это касается только содержательной стороны. Но возникает общая проблема: столкновение героя с судьбой или с жизненными обстоятельствами, которые оказываются сильнее его.

В древнегреческой трагедии судьба и установление обычаев противоречили желанию людей. В шекспировской трагедии происходит столкновение личности с окружающим обществом и правилами, царящими в нем. Например, в «Гамлете»: предательство дяди и месть ему. Но герой не принимает бой, человек не изменяет себя и не покоряется. Для него сознание своего достоинства в выборе пути чрезвычайно ценно. Для него лучше умереть, чем покориться.

Общее, что связывает эти жанры – это жанровая сущность. Возникает универсальная модель жанра. В элегии такую сущность выделить мы не можем.

Выделение жанра

Выделение жанра начинается еще с фольклора, но в нем они выделяются по-другому: по обряду (например, свадебные песни в свадебном обряде), по бытовой ситуации (например, рекрутские песни).

Словесный жанр выделяется по связи с той системой, в которой он рождается или используется. В литературе словесное искусство превращается в автономную единицу. Например, древнегреческая трагедия разыгрывалась дважды в год религиозные праздники – праздники Диониса. В средневековом театре выделяют литургическую драму, которая ставилась в церквях, храмах и входила в богослужение. Лихачев выделял функциональные жанры в средневековой литературе – жанры религиозной и придворной литературы.

В литературе жанр выделяется по следующим признакам:

1. по форме

2. по содержанию

Появление жанра отвечает запросам в области словесности, культуры. Ограниченные значения имеют преемственность, подражание в хорошем смысле (так говорил Томашевский о сыщицком романе). Заимствуются:

  • схема расстановки персонажей, концовка
  • стилистика
  • сюжет

образуется набор постоянных признаков, который для авторов становится жанровым нормативом. В определенные эпохи отступление от жанра считалось большой погрешностью. Жанр сохранял в себе память о произведениях, содержащих память о древности (Бахтин ввел термин – «память жанра»).

Элегия

Томашевский считал, что в элегии нужна преемственность. Жанр заимствуется из античной литературы.

Поскольку комедия – это смеховой жанр, то она ниже трагедии. Заимствуется название и основная установка. В сознательном ориентировании на античное прошлое могло быть заимствовано только название. Например, Гете написал «Римские элегии» как подражание античному образцу.

Проблема жанровой сущности остается еще в одном аспекте – то, что касается Востока. Любая восточная литература создает свои жанры со своей историей. Но, рассуждая о жанрах в контексте мировой литературы, они должны быть соотнесены.

Возникает понятие типологии, которое подразумевает, что некий тип жанра не только невременной, но и непространственный.

Мы употребляем термин «роман» в независимости от литературной эпохи, о которой говорим: античный (древнегреческий) роман, средневековый рыцарский роман, плутовской роман 17 в. и т.д. Эти термины в средневековой литературе, которые появляются во Франции, обозначали повествовательное произведение на романском языке. Вообще роман – это повествовательное произведение крупного объема, часто любовного и приключенческого содержания.

На Востоке тоже был роман:

В персидской литературе (роман был жанром высокой литературы)

В индийской литературе (роман как прозаический жанр)

В арабской литературе (стихотворный роман)

В японской литературе

На Востоке роман обозначал произведение крупной стихотворной или прозаической формы, часто любовного или приключенческого содержания. Они были похожи на рыцарские романы.

Употребление общего термина неизбежно должно иметь некоторую универсальную модель. Бахтин много сочинений и размышлений посвятил роману.

В особенности линия разрыва была между античным, рыцарским романом и романом 18 в. Рыцарский роман не связан с античным генетически (у них типологическая общность). Роман 18 в. не связан преемственно с рыцарским романом. Особенности романа 18 в. были использованы и продолжались в 19 и 20 вв. Античная литература изображает деятельность ушедшую. Также и рыцарский роман, который рассказывает о подвигах рыцарей, которые были уже легендами. А 18 в. порывает эту традицию, изображая обычных современных людей и современные события. Роман 18 в. поглотил все прочие повествовательные жанры почти полностью. Специфике, историческим и жанровым сущностям романа посвящено много исследований. Некоторые считают, что до 18 в. романа не было. Другие считают, что все романы – это разновидность одного жанра, т.к. роман говорит о частном человеке.

В средневековой литературе был жанр эпической поэмы, рассказывавшей о человеке (о любви рыцаря к прекрасной даме и т.д.). Рыцарь был лицом частным. В античном романе герой тоже человек частный.

Роман имеет 2 разновидности:

  1. роман, построенный на остроте и замысловатости сюжета (злоключения, приключения и т.д.)
  2. роман, рассказывающий о внутренней жизни героя, его формировании, противопоставлении окружению как личности, о духовной жизни героя.

Для Бахтина самым главным в романе были «становящаяся» личность и деятельность.

Жанры ранних эпох и литературы нового времени строятся и сочетаются по-разному. Меняется все функционирование жанра. В существовании жанра есть особенности:

Жанровые признаки более стабильны в традиционной литературе.

Жанр закрепляется в теоретических сочинениях (в Европе – в поэтиках). В них дается описание жанра с указанием признаков, которые являются нормами. Но описывались не все жанры, а только высокие.

Жанровые каноны

  1. Все жанры средневековой и древней литературы, а также эпохи Возрождения образовывали жанровую систему, которая членилась на подсистему:
    1. Самым главным признаком была иерархия жанров. Они делились на высокие, средние и низкие. Высокие жанры играли большую роль. Это иерархическое членение опиралось на следующие моменты:
      1. к какому жанру отнести
      2. какой срез действительности изображает жанр

Жанры высокой литературы отображают жизнь высокой части общества (иногда их называли придворными жанрами).

Средние жанры – это жанры городской литературы.

Но иерархия соблюдалась и в подсистеме. Ставился вопрос: какой аудитории предназначается жанр? Авторы высокого стиля ориентируются на высокого потребителя: на образованного человека с изощренными требованиями, с высокими запросами и с высоким вкусом.

Жанры до Нового времени иногда назывались каноническими (традиционными).

Отличие античных жанров от современных заключается в следующем:

  1. В традиционной литературе существовала чрезвычайная твердость жанровых признаков:
    1. Диктат жанра был очень высок.
    2. Автор должен был соответствовать нормам формы.
    3. Всякое отступление от жанра считалось недостатком.
  2. Жанры в традиционной литературе находятся в жесткой системе:
    1. Система ограничивается иерархически.
    2. Литература разбивается на некоторые слои:
      1. Высокая (придворная). Поэтам до Нового времени очень важно было получать место при дворе. При дворе существовали литературные кружки. На Востоке автор при дворе имел сан. Богатые тоже утраивают жизнь, как при дворе. Высокие жанры изображают высокий мир: рыцарей, царей, жизнь двора. Такие произведения насыщены высокой моралью. В них рисуется картина высокого эстетического мира, далекого от бытовых вопросов. Эти жанры чуждаются быта.
      2. Городская литература. Ее герой – горожанин (купец, ремесленник). В арабской литературе героем городской литературы мог быть бродячий поэт.
      3. Фольклорная литература (для крестьян)
      4. Религиозная литература (ее статус в иерархии не очень определен). В центре ее – монастырь и духовное лицо. Существовали просто религиозные жанры. А также были религиозные жанры, которые существовали на границе с художественной литературой (жития). Существовала религиозная лирика.

Каждое сословие обладало своей словесностью. И разные литературы отражали свое сословие.

Важно также, как литература относится к изображаемому миру: серьезно или с юмором:

  • Городская литература и фольклор могут изображать рыцарей, религиозных лиц, но с насмешкой.
  • В высокой литературе эпическая поэма стояла выше рыцарского романа.
  • В религиозной литературе произведения, говорящие о существенности религии (проповедь и т.д.), стояли выше жития святых.
  • Чем серьезнее жанр, тем выше он стоит в иерархии.
  • В городской литературе были очень распространены смеховые жанры. Одним из самых популярных жанров была повестушка, похожая на анекдот. На Востоке такие герои, высмеивающие что-либо, становятся героями целых циклов.
  • Чем в произведении больше вымысла, тем ниже его статус.

Вся жанровая система производит впечатление чрезвычайной дробности. Это положение продолжается практически до 18 в. Гуалу (деятель классицизма) рисует всю эту систему, но без религиозной литературы. Какие-то жанры он вообще исключает, например, он отказывается рассматривать роман. В 18 в. только в Европе эта система и ее иерархичность начинают расшатываться, т.к. начинается переход к Новому времени. Размывание этой иерархии больше всего заметно в драме. В драме четко размежеваются 2 жанра: серьезный, который тяготеет к религии и традициям; и смеховой (фарсовый). В Японии в 14 в. появляется театр «Но», в котором тоже выделяются серьезное и смеховое (кёгэн).

В Европе к серьезным жанрам относятся мистерия (в них описываются эпизоды Евангелия, связанные со смертью Христа), миракли (написаны на основе житийных сюжетов, являющие чудеса) и т.д. Но также популярны и фарсовые жанры. В античную эпоху было создано 2 основных жанра: трагедия (обрядовая, ритуальная драма) и комедия. Более высокий статус трагедии создается тем, что она построена на невымышленном сюжете. В 18 в. начинают тяготиться к резким размежеваниям трагедии и комедии. Появляется буржуазия, которая хочет видеть себя в качестве высокого героя трагедии. Поэтому появляются средние жанры. Мольер считал, что могла быть драма, изображающая среднее сословие.

Бомарше «Женитьба Фигаро»

Сначала он слуга, а потом оказывается сыном благородных родителей.

Начинаются внутренние изменения жанра, ломаются условности. Драма могла сохранить признаки трагедии, изображавшей среднего героя. Комедия стала тоже не только высмеивать что-либо.

В 18 в. необычайное значение принимает роман, который рассказывает о жизни современного героя. Совершается обновление жанровой системы. Во многом вклад в это внесли романтики 19 в. Отменяется сословная система. Наступает пора общества, которое выдвигает индивидуума. Романтизм – первое культурное направление, которое про стема. ясословная если романтики 19 в. во ероя.еднего героя. лей.енном сюжете. а) и комедия. но без религиозной литературы. е возглашает индивидуальность личность, художественного сознания, писательской индивидуальности. Иерархия ниспровергается. Отрицается наличие высоких и низких жанров. Романтизм сознательно смешивает жанры и литературные рода (пример - лирическая поэма). Иногда они даже выступают за отмену жанров, утверждая, что каждое авторское произведение – это уже жанр. Система жанров начинает сильно трансформироваться и рушится. Начинается это в поэзии с начала 19 в. В европейской поэзии существовало много жанров. Большинство из них возникли в эпоху Возрождения. Некоторые были заимствованы из античной литературы. Некоторые появлялись на основе фольклора. Даже в русской поэзии (Пушкин, Лермонтов), которая обычно запаздывает, жанры исчезают. Романтики культивируют свободную стихию, которая отражает личность поэта, его переживания. Жанры в лирике исчезают, появляются только как стилизация. Форма остается, но со всяческими индивидуальными вариациями.

В повествовательной прозе роман становится главным жанром. Даже средневековая литература была крайне разнообразна. В 18 в. были различные разновидности романов, напоминавшие жанры. Существовали повествовательные поэмы. В 18 в. были популярны философские повести, философские диалоги. В 19 в. фактически остается 3 формы: роман (как крупная повествовательная форма), повесть и рассказ.

В эпоху Возрождения, опираясь на смеховые повествования, создается новелла (небольшая остроумная история с неожиданной развязкой). Боккаччо «Декамерон»: 10 дней – по 10 новелл. 19 в. редко пользуется новеллой (Мопассан «Ожерелье», «Драгоценности»; Пушкин «Повести Белкина»). Важнее становится рассказ (фрагмент из жизни без начала и без конца). В 20 в. рассказы все больше уходят со сцены литературы, а роман выступает на первый план. Каждый роман по-своему индивидуален (романы Достоевского, Толстого).


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33706. Поведение с лицами находящимися в бессознательном состоянии 10.87 KB
100 Устава патрульнопостовой службы милиции общественной безопасности. 18 комментируемого Закона оказание помощи в том числе первой доврачебной гражданам пострадавшим от преступлений административных правонарушений и несчастных случаев а также находящимся в беспомощном или ином состоянии опасном для их жизни опасность для здоровья в данном случае законодателем исключена является одной из служебных обязанностей сотрудника милиции которые ему предписано выполнять независимо от занимаемой должности места нахождения и времени....
33707. Особенности расследования причинения телесных повреждений на бытовой почве 13.34 KB
Дела об умышленном причинении легкого вреда здоровью возбуждаются только по жалобе потерпевшего которому разъясняется что дело может быть прекращено за примирением сторон. Признаки дающие основание возбудить дело помимо заявления потерпевшего могут усматриваться из представленных им медицинских история болезни справка врача других уличающих виновного документов в том числе магнитофонных записей телефонных переговоров осуществлявшихся потерпевшим по своей инициативе. Расследование начинается как правило с допроса потерпевшего если...
33708. Особенности расследования изнасилования в ситуации, когда насильник незнаком с жертвой 17.16 KB
по объекту преступления кто подвергся изнасилованию не находилось ли потерпевшая в беспомощном состоянии не обладает ли потерпевшая признаками наличие которых является отягчающим обстоятельством несовершеннолетие потерпевшей. При этом устанавливается является ли объектом преступления половая свобода потерпевшей или ее здоровье достоинство а также общественное отношениеличная собственность потерпевшей. По объективной стороне где и когда совершено изнасилование или покушение на него каким способом какое насилие было применено в...
33709. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИСВОЕНИЙ И РАСТРАТ 23.1 KB
В качестве свидетелей по делам о присвоении допрашиваются: 1 заявители обратившиеся в правоохранительные органы с сообщением об известном им факте хищения; 2 исполнители и очевидцы производственных и техниковспомогательных операций связанных с механизмом присвоения; 3 бухгалтерские и банковские работники проводившие соответствующие финансовые операции; 4 участники подготовки заключения и технического обеспечения сделок прикрывавших противоправные действия расхитителей; 5 работники контролирующих инстанций аудиторских организаций...
33710. Расследование дел о присвоении или растрате 16.68 KB
Методами предварительной проверки служат: изучение нормативов регламентирующих деятельность организации анализ особенностей ее деятельности и связанных с нею организаций; ревизия; внезапная инвентаризация; истребование документов отражающих сомнительные операции с материальными ценностями или денежными средствами; объяснения должностных и материально ответственных лиц причастных к сомнительным операциям и контролю за ними; поручения органам дознания провести оперативные мероприятия. Изымаются все имеющиеся у них документы в том числе...
33711. ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА 12.3 KB
Примерными действиями следователя в этом случае являются: а допрос взяткодателя; б задержание взяткополучателя с поличным перед этим если есть такая возможность проводят осмотр предполагаемого предмета взятки а после задержания личный обыск взяткополучателя иногда его освидетельствование; в допрос взяткополучателя; г обыски по местам жительства и работы взяткополучателя наложение ареста на его имущество; д выемка и осмотр документов; е допросы свидетелей;...
33712. Методика расследования фальшивомонетничества 12.75 KB
Обстоятельства подлежащие установлению: имел ли факт сбыта или изготовления поддельных денег и ценных бумаг; каковы номинал количество степень сходства; время и место подделки; способ изготовления; причиненный ущерб; кем совершено преступление; условия способствовавшие совершению преступления. На первоначальном этапе расследования в данной ситуации проводятся: допрос задержанного об обстоятельствах появления у него фальшивок и их реализации осмотр поддельных денег осмотр места происшествия допросы свидетелей если они есть назначение...
33713. Незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ 12.32 KB
При проведении обыска нужно внимательно обследовать все подсобные помещения особенно те места где были обнаружены следы преступления. В литературе все следы незаконного оборота наркотических веществ подразделяют на три группы: а следы изготовления наркотиков; б следы транспортировки и хранения; в следы потребления наркотиков. К следам хранения и транспортировки относятся различная упаковка специальные контейнеры следы наркотических веществ в швах одежды и в карманах. И наконец к следам потребления наркотиков относятся следы инъекций...
33714. Криминалистическая характеристика поджогов 11.57 KB
; б создания обстановки облегчающей совершение другого преступления например в целях привлечения внимания работников милиции к специально организованному пожару и совершения в это время кражи на оставшемся без охраны объекте; в мести на почве обиды ссоры ущемления прав и т. Поджоги совершаются: с помощью специально приготовленных горючих мате риалов; с помощью специально изготовленных технических приспособлений или специально созданных условий рассчитанных на немедленное или в заданное время воспламенение от внешнего источника...



Top