Внутренние противоречия ромашова в повести поединок. Ромашов в рассказе поединок куприна образ и характеристика сочинение

Тема: «Это мой поединок с царской армией…»

( Идейно-художественное своеобразие повести

А.И.Куприна «Поединок»)

…И своим романом я вызову на

поединок царскую армию.

А.И.Куприн

Цель: 1. Познакомить с содержанием повести, раскрыть идейно-художественное своеобразие повести Куприна; выявить важнейшие черты творческого метода Куприна (сочетание реализма и романтизма ; «сквозь быт – бытие»; тонкий психологизм и лиризм).

2. Отработать навык самостоятельного анализа крупного эпического произведения, навыки монологической речи.

3. Воспитание человека думающего, умеющего анализировать собственные впечатления, высказывать свое мнение.

Оборудование урока:

    портрет Куприна А.И.; тексты

    мультимедиапроектор для демонстрации слайд-фильма;

    раздаточный материал;

    электронный учебник (звуковая хрестоматия);

    карточки для групповой работы.

Основные формы и методы урока:

    самостоятельный анализ повести группами учащихся с опорой на вопросы, предложенные в качестве домашнего задания;

    сообщения;

    аналитическая беседа;

    выразительное чтение.

1 группа Изображение армии в повести Куприна А.И. «Поединок»

    Как Куприн рисует образы офицеров?

    Каковы их типические черты?

    Верно ли, что каждый из офицеров, героев повести Куприна, «хоть на момент показывается таким, каким он мог бы стать, если бы не губительное воздействие армии»?

2 группа

    История жизни.

    Портрет.

    Поступки героя.

    Ромашов и Хлебников.

    Ромашов и Шурочка Николаева.

3 группа Смысл названия повести.

    Почему – «Поединок» (с кем? с чем?)

    Можно назвать смерть главного героя трагичной и бессмысленной? Ожидали ли вы такой финал? Была ли эта смерть предопределена, закономерна и неизбежна?

    Как бы могла сложиться судьба Ромашова? Что говорит об этом Назанский?

    Можно ли причислить образ Ромашова к образам «маленьких людей», поставить в один ряд с Самсоном Выриным, Акакием Акакиевичем Башмачкиным, Макаром Девушкиным и др.?

I . Опрос_

    Мы познакомились с некоторыми фактами биографии Куприна, получили общее представление о его творчестве. Чем интересен Куприн-человек, Куприн-писатель? Чем интересна (примечательна) его биография?

(Жизнь не баловала Куприна, 13 лет детства и юности провёл в закрытых учебных заведениях, «казённые харчи» вызывали отвращение. Тягостные четыре года служит в Днепровском пехотном полку. Родился в дворянской семье, ведет жизнь разночинца, трудовую жизнь. Параллельно с творчеством в поисках заработка и жизненных впечатлений сменил множество профессий. Куприн – оптимист и жизнелюб, темпераментная, широкая натура. Себя он называл репортёром жизни, его мучила жажда исследовать, как живут люди, хотелось всё увидеть и испытать.)

    Основные темы его творчества? Какие проблемы волнуют художника?

(А.И. Куприн пишет о социальных проблемах: о неравенстве, о капиталистической эксплуатации, о несовершенстве государственного устройства. Поднимает нравственные (вневременные) темы любви и смерти; размышляет о несовершенстве человека, об извечной борьбе в человеческой натуре духовного и телесного; о становлении личности и пробуждении души.)

II . Новая тема

На доске - план урока

    Мы будем слушать сообщения ребят, обсуждать прочитанное, по ходу урока делайте записи в тетрадях.

История создания повести. Сообщение ученика.

Осенью 1901 г. А.И. Куприн переезжает в Петербург и сразу же оказывается в самом центре культурной жизни. Его окружают яркие, талантливые люди: Бунин, Гагарин-Михайловский, Серафимович. Знакомится с Горьким.

Горький привлек Куприна к участию в издании сборников «Знание». Куприн вспоминает свои армейские годы, создает цикл рассказов: «Дознание», «Ночная смена», «Ночлег», «Поход».

Эти рассказы – своеобразные эскизы к большому полотну, одному из лучших произведений Куприна, повести «Поединок», написанном в 1905 г.

Повесть увидела свет в мае 1905 г. вскоре после Порт-Артура и Цусимы (время страшное и позорное для России, потому что Россия терпит поражение в войне с Японией).

    Как повесть была воспринята читателями?

Повесть имела широкий резонанс, принесла Куприну всероссийскую славу. Одни ругали (нетрудно догадаться, кто ругал – военные и правительственные круги).

Хвалили, одобрительно восприняли демократические круги русской общественности.

Учитель: Одобрил повесть М.Горький, причислив «Поединок» к гражданственной,

Революционной прозе.

Куприн признавался: « … все самое смелое и буйное в моей повести принадлежит Вам …»,- и посвятил повесть Горькому.

    Что в повести можно определить как «смелое и буйное»?

Сообщение 1 группы.

  • Как описана офицерская среда?

Куприн смело критикует порядки, царящие в армии. Созданные им картины реалистичны, достоверны и беспощадны.

Почти все офицеры в «Поединке» – ничтожества, пьяницы, тупые и жестокие карьеристы и невежды. Причем они уверены в своем превосходстве, презрительно относятся к штатским, которых называют «рябчиками», «шпаками», «штафирками». Даже Пушкин для них «какой-то там шпак». Среди них считается «молодечеством изругать или побить ни с того ни с сего штатского человека, потушить об его нос папиросу, надвинуть на уши цилиндр».

«За исключением немногих …, все офицеры несли службу как принудительную, неприятную барщину». (6 гл., стр. 180)

    Почему не уходят со службы?

(Потому что не умеют ничего больше делать. Больше никуда не годятся)

    В чем причина пьянства, всеобщей жестокости, развращенности?

(«никто из них в службу не верит, разумной цели своей службы не видят»)

    Типичные черты армейского офицерства: бессмысленная жестокость, пошлость, чванливость, высокомерие, пьянство, невежество.

    Кроме общих черт, свойственных большинству, обладают они индивидуальными чертами?

(Куприн выделяет офицера Осадчего. Этот образ зловещ. «Он жестокий человек», - думает о нем Ромашов. Жестокость Осадчего постоянно испытывают на себе солдаты, трепетавшие от его голоса и нечеловеческой силы ударов. В роте Осадчего чаще, чем в других, случались самоубийства солдат. Звероподобный, кровожадный Осадчий в спорах о поединках настаивает на необходимости смертельного исхода дуэли – «иначе это будет только дурацкая жалость, комедия». В кровавом бою он находит наслаждение, его пьянит запах крови, он готов всю жизнь рубить, колоть, стрелять все равно кого и за что».

(Чтение фрагментов гл.8, 15. о том, как проходят учения.)

«Во время учений со всех сторон …слышались беспрерывно звуки пощечин. Часто издали, шагов за двести, Ромашов наблюдал, как какой-нибудь рассвирипевший ротный принимался хлестать по лицам всех своих солдат поочередно, от левого до правого фланга.

В этом было много жуткого и омерзительного… Били в кровь, выбивали зубы… Наступил какой-то чудовищный, зловещий кошмар…»

Командир полка Слива.

    Капитан Слива – командир полка – «диковинный памятник свирепой

военной старины». Он не прочел ни одной книги, ни одной газеты. Главное – дисциплина, муштра. Это вялый, опустившийся человек. Он ждет окончания дня, чтобы прийти домой и напиться – одна вот такая радость у него осталась.

Но! Он внимателен к солдатским нуждам и не задерживает денег, следит лично за ротным котлом. Карьеру сделал благодаря зычному голосу.

-Каковы отличительные черты Бег-Агамалова?

(Мы с ним встречаемся в 1 главе, он хвастается своим умением рубить. С сожалением говорит, что человека пополам, пожалуй, не разрубит: «Голову снесу, к черту, это я знаю, а так, чтоб наискось…нет. Мой отец это делал легко». С его злобными глазами, с горбатым носом и оскаленными зубами он «был похож на какую-то хищную, злую и гордую птицу». (гл.1)

    Многих вообще отличает звероподобность. Особенно в сцене скандала в

публичном доме это видно. (гл.19)

Другой скандал, закончившийся дракой и вызовом на дуэль, произошёл в офицерском клубе: все расходились смущенные, подавленные –«ощутили ужас и тоску маленьких, злых и грязных животных». (гл.19)

    Нет среди офицеров положительных героев?

(На первый взгляд, оставляет благоприятное впечатление капитан Стельковский. На смотре его пятую роту (только его роту, единственную) похвалил генерал. Стельковский бережет солдат, относится к ним по-человечески. Он терпелив, хладнокровен, настойчив. Умный, сильный, смелый человек.

Но потом мы узнаем, что есть у него «увлечение» - совращать неопытных крестьянских девушек. Берет к себе в дом в служанки девушек, через год рассчитывает их с небольшим вознаграждением. Так повторяется ежегодно. Такое его поведение вызывает отвращение.

Еще пример.Ромашов очень любит капитана Брема (прозвище Рафальского). Все свои деньги Рафальский тратит на зверей, трогательно ухаживает за ними. Его дом – настоящий зверинец. Милый, славный чудак, добрейшая душа – всем дает в долг деньги. Ему никогда не возвращают. Вот этот милый Брем – бьет горниста, который держит рожок у рта, бьет изо всех сил кулаком по рожку: «Горнист вместе с кровью выплюнул на землю раскрошенные зубы».

Вывод: Перед нами срез армейской среды от высших чинов до низших.

Более 30 офицеров. Армия отсталая, небоеспособная. Солдаты– забитые, запуганные.

Офицеры – всерьез полагают, что им думать не положено.

Пьют, буйствуют, посещают бордель, бьют солдат, служба для них -

«принудительная, неприятная, опротивевшая барщина».

Слайд – фильм

    Предлагаю взглянуть на это произведение глазами художников.

    Перед вами иллюстрации художников Дм.Дубинского и А.Иткина.

(Какие эпизоды выбирают художники для иллюстрации? Что скажете о композиции рисунков, колорите? Как вы думаете, почему нет портретов?

Нет ярких красок, преобладают приглушённые тона?

(Иллюстраторы выбирают самые значимые эпизоды, внимательны к деталям, бережно относятся к тексту. Следуя правде текста, изображают жизнь героев тусклой и бесцветной.)

2 группа Изображение главного героя повести – Юрия Алексеевича Ромашова.

1. История жизни.

    Портрет.

    Поступки героя.

    Внутренние противоречия героя.

    Ромашов и Хлебников.

    Ромашов и Шурочка Николаева.

Ромашов Юрий Алексеевич – подпоручик, ему 21 год.

Он мечтает о лучшей жизни, в мечтах представляет себя блестящим офицером. В очередной раз дает себе зарок – начать учиться, и в очередной раз идет в офицерский клуб и … напивается. Слабый, робкий человек. Куприн не воспроизводит биографию Ромашова. Перед нами проходят только два месяца его такой короткой жизни. Портрет героя невыразителен: «среднего роста, худощав, и хотя достаточно силен для своего сложения, но от большой застенчивости неловок», порой бесхарактерен. И в то же время – милый, наивный и очень добрый человек.

    Как и когда начался процесс возмужания, внутреннего преображения?

Проследим за поступками героя:

    Заступился за татарина Шарафутдинова перед командиром полка.

    За что оказался под домашним арестом на четыре дня. Размышляет:

«Я» «другие я»

«Я важнее всех этих понятий о долге, о чести, Отечестве» (6 глава).

    Случай «на смотру»

Ромашов раздавлен, о нем говорят презрительно – «оно одно», «междометие какое-то». Герой на грани самоубийства.

    А что предлагает Куприн?

Что помогает герою обрести уверенность, выпрямиться?

(Другой человек, которому нужно помочь)

Так рождается чувство ответственности.

И теперь он готов противостоять и Николаеву, и всему офицерству. Он одерживает верх даже над звероподобным пьяным Бек-Агамаловым, когда тот едва не зарубил шашкой женщину из публичного дома, где кутили офицеры:

«С силой, которой он сам от себя не ожидал, схватил Бек-Агамалова за кисть руки. В течение нескольких секунд оба офицера, не моргая, пристально глядели друг на друга…

он уже чувствовал, что безумный огонь с каждым мгновением потухает в этом искаженном лице. И было ему жутко и невыразимо радостно стоять так, между жизнью и смертью, и уже знать, что он выходит победителем в этой игре».

18 гл.

Ромашов и Шурочка Николаева

    Как раскрывается характер с отн. с

    «Шура – дочь проворовавшегося нотариуса»

(Это Раиса Петерсон говорит о ней).

    Почему так много имен у героя:

«Жоржик» (так Раиса обращается)

«Ромочка» (Шура)

«Георгий Алексеевич» (подписывает воображаемое предсмертное письмо он сам. Георгий - победоносец)

(Наверное потому, что много заложено в нем, мог бы стать и Жоржиком – если бы поддался тлетворному влиянию …)

    стр.326 – Базаров (лопух будет расти и Назанский также).

    Как раскрывается характер Ромашова в любви?

    Говорила ли она мужу о том, чтоб не стрелял?

    О чем она просит Ромашова?

(пересказ – чтение 22 гл.)

Шурочка Николаева сначала кажется прекрасной (умна, красива). Но вскоре это впечатление исчезает. Шурочка не способна на настоящую любовь. Ее цель – вырваться отсюда, войти в высшее общество. Ради своего будущего она готова пожертвовать жизнью любящего ее человека.

    Я все сделаю для тебя, - несколько раз повторяет Ромашов. (Отказаться от дуэли? Извиниться?)

Но Шурочке нужна его жизнь – и он – не задумываясь на ни минуту: «Я все сделаю».

Его любовь – безгранична, чиста, самоотверженна.

Она – она как хищница пользуется любовью Ромашова.

    Можно ее чувство назвать любовью?

(…)

    Добавить, что красиво описывает любовь, романтически, возвышенно. Например, Назанский рассказывает Ромашову, как это прекрасно, какое это счастье – стоять под окном любимой женщины, увидеть ее тень на занавеске и чуть не умирать от биения сердца.

Звуковая хрестоматия (23 гл.)

IV Итоги урока

3 группа Повесть заканчивается трагически: дуэль состоялась, Николаев стрелял …

    Кто виноват в гибели Ромашова? Кто виноват, что жизнь молодого человека оказалась такой короткой?

    Как бы могла сложиться судьба Ромашова?

    Была ли гибель Ромашова предопределена?

    Трагическая гибель? Бессмысленная? Предопределена была смерть? Случайна?

    Почему – «Поединок»?

(Поединок с собой, своими слабостями; поединок с жестокостью и пошлостью во имя любви и добра).

Домашнее

задание Работа в группах по карточкам

№ 1. Сравните речь Ромашова в разных эпизодах. Сделайте выводы о характере героя.

2. Какие традиции русской литературы продолжает Куприн?

3. Куприн очень долго, до последних часов работы над заключительной главой, противился решению убить Ромашова. Почему, как вы думаете? Отчего отверг самоубийство героя? Почему жалел о принятом решении?

4. «Люблю голую правду, бьющую по голове, - заявляет писатель и тут же себе противоречит, - в сущности, я ведь только мечтатель, сказочник я ». Докажите текстом правоту писателя.


Юрий Алексеевич Ромашов – главный герой известной повести русского писателя и переводчика Алексея Ивановича Куприна «Поединок» .

Ромашов офицер, носит чин подпоручика. Он очень молод – ему всего двадцать один год. Именно юный возраст во многом объясняет склонность героя к мечтаниям, которые часто выражаются в суждении о себе в третьем лице, идеализации жизни вне армии.

Юрий Алексеевич невероятно добрый, отзывчивый человек. Это становится понятным по его негативному отношению к грубости и жестокости армейской жизни. Он заступается за неповинного ни в чем кроме своего происхождения татарина, спасает от самоубийства забитого начальством солдата Хлебникова и всячески опекает его впоследствии. Однажды Ромашов удержит от необдуманного, продиктованного слепой яростью поступка своего товарища Бек-Агамалова, за что тот будет ему безмерно благодарен. Равные по положению офицеры доверяют ему, их связывают товарищеские отношения. Однако старшие офицеры недолюбливают Ромашова, из-за его неприятия откровенной грубости и неприкрытого хамства в ежедневном быте армейской службы.

Но все то положительное, что присутствует в характере Ромашова, безнадежно тонет в бездонной пучине его безволия, робости, неумения воплощать свои идеи в реальной жизни. Так, мечтая стать ученым офицером генерального штаба, он обещает себе покончить с разгульной жизнью, сесть за книги и поступить в Академию генерального штаба. Но светлым помыслам всякий раз не суждено сбыться – Юрию не хватает внутренних сил и воли, чтобы самоорганизоваться. Еще одним ярким примером безволия героя является влюбленность Ромашова в замужнюю женщину – жену его сослуживца Александру Николаеву или Шурочку.

Но наступает момент прозрения, Ромашов снимает с глаз розовые очки детства, в нем пропадают черты инфантилизма. Он взрослеет, начинает понимать, что является личностью, вступает в борьбу за свое Я. Когда муж Шурочки вызовет его на дуэль, он с достоинством примет вызов и погибнет. Это будет осознанный поступок, направленный на спасение чести супруга Николаевой, а значит на ее счастливое семейное будущее с мужем.

Образ Ромашова – это образ молодого человека, доброго, отзывчивого, чистого душой, но чрезмерно мечтательного, а так же безвольного и непрактичного. Но, в конечном итоге, герою удается найти свое Я и стать личностью. Он совершает поистине благородный и решительный поступок в духе того времени. Юрий Ромашов отдает самое дорогое, что у него есть, свою жизнь во имя счастья любимой женщины.

Сочинение на тему Ромашов в Поединке

Юрий Алексеевич Ромашов – это молодой офицер, имел звание поручика, среднего роста. Несмотря на некоторую худобу, он был крепким парнем. Все движения Григория были скованными и неуклюжими. На период несения службы ему не более 21 года.

Ромашов романтичный, мягкий и чуткий молодой человек. Он часто придается мечтаниям, и представляет свою жизнь идеальной вне армии. Он слишком добр и мягок, поэтому грубое отношение в армии его коробит, и он не принимает такое поведение. Его доброе и отзывчивое сердце помогает предотвратить страшное преступление Хлебникова – самоубийство. К этому солдата подтолкнул его же начальник, в последующем он постоянно находиться рядом с Хлебниковым, всячески опекает и помогает ему. Он защитил от нападок безобидного молодого татарина. В один момент, когда на его друга нападет ярость, и он захочет совершить необдуманный поступок, Ромашов остановит его, впоследствии, получив безразмерную благодарность и преданность.

Офицеры, равные Ромашову по чину завязывают с ним хорошие, дружеские отношения, они доверяют ему и считают надежным другом. Но, более старшие офицеры по званию, наоборот, недолюбливают его, призирают за его неприятие грубого быта армейской службы.

Но, несмотря на большое количество положительных черт в характере молодого человека – его безволие и робость мешают осуществить мечты и достичь желаемого результата. Например, желание стать ученым офицером при штабе генерала, и сесть за изучение научных книг – это только лишь пустые слова. На самом деле из-за слабой воли и отсутствию внутреннего стержня он не может организовать себя и свое поведение. Самый яркий пример его безволия, когда он влюбляется в жену своего друга по имени Шурочка. Но в определенный период что-то поменялось в нем и его характере. Он стал более зрелым и сильным. Ромашов вдруг стал смотреть на мир по-другому, по-взрослому. Он принимает вызов на дуэль от мужа своей любимой женщины, во время поединка он умирает. Этот поступок со стороны Ромашова вызывает уважение, так как, погибнув сам, он отстоял честь своей любимой и ее мужа.

Облик Ромашова, с одной стороны добрый, отзывчивый, мечтательный, а с другой – безвольный и слабохарактерный. В борьбе со своими страхами и слабостями, в конечном итоге победила личность. Ромашов сумел найти себя, понять что нужно быть более серьезным и сильным духом, несмотря на то, что в конце рассказа его настигла смерть.

Характеристика 3

У главного героя повести А.И. Куприна «Поединок» в произведении несколько имен: Юрий, Георгий, Ромочка, Ромашка – каждое из которых отражает отношение героя к самому себе или отношение к герою других персонажей.

Если говорить о формировании отношения к самому себе, то путь, который проходит герой – это движение от «Юрия» к «Георгию». Юрий - домашнее имя, так называет себя он, говоря в третьем лице, так называют его сослуживцы, в этом имени нет коннотации, дополнительного мощного звучания, характерности, в этом имени только номинация обыкновенности, как точка отсчета. Грязный городишко, пьяные посиделки в офицерском клубе, странная и пошлая связь с полковой дамой Раисой Петерсон – все это знаки простого имени Юрий, то есть все, как у всех офицеров в полку. Но есть другое имя, Георгий, победоносное, восхитительное, мотивирующее избавиться от инфантильности, освободиться от обывательского взгляда на мир. Называясь так, Ромашов мечтает о светозарном городе, о большой любви к Шурочке, о торжестве справедливости во время надвигающегося полкового смотра. Георгий - Победоносец, этот светлый христианский образ, подспудно существующий в сознании Ромашова, держит его на плаву, позволяет мечтать и надеяться на осуществление желаний о любви и славе.

В одном из воспоминаний Юрия – Георгия речь идет о том, что тонкой нитью в детстве мать удерживала его от совершения дурных поступков, так стремясь уберечь от опасности жизни за пределами натянутой нити. Детство закончилось, но страх новой жизни остался, Ромашов по-прежнему ощущает натянутую нить, которая держит его, а оборвать её он окажется не в силах.

Иногда кажется, что совсем немного и пред нами предстанет победитель, Георгий: несколько шагов отделяет Ромашова во время смотра от славы; солдата Хлебникова он спасает от смерти, видя в нем брата своего, понимает его, как себя; даже когда идет на поединок, это выглядит как поступок в защиту доброго имени прекрасной дамы, возлюбленной его Шурочки. Но судьба-нить не отпускает его, и он остается просто Юрием: смотр обернется позором неумелого офицера, а прекрасная дама, по сути, пожертвует Ромашовым ради собственного благополучия, ей не суждено понять и увидеть в нем и силу его жертвы, и силу его любви к ней, именно для нее он Ромашка и Ромочка, Георгия она в нем не сумеет рассмотреть.

Ромашову не удастся войти в светозарный город, который он себе представлял, ему не суждено быть Георгием-Победоносцем, но его светлый, хотя и несколько эмоционально инфантильный образ рождает в сознании читателя сочувствие, сопереживание, когда вслед за главным героем, спасающим солдата от самоубийства, хочется сказать: «Брат мой».

  • История создания романа Война и мир Толстого

    Лев Николаевич Толстой – это величайший мировой писатель, который мог своими работами, открыть сущность Руси, быт её жизни и полностью открыть свои чувства ко всему происходящему на тот момент.

  • С детства меня приучали к тому, что свободное время создано для того, чтобы проводить его с пользой, в первую очередь для себя. Свободное время в будние дни у меня начинается во второй половине дня. Приходя со школы я иду на тренировку по баскетболу

  • Сочинение Учимся работать 7 класс

    Никогда ранее не задумывался о том, почему все взрослы нас заставляют трудиться. Буквально с малых лет, едва я стал хорошо стоять на ногах, меня стали брать на копку картофеля, давали маленькое ведерко и в шутливой форме предлагали помочь

  • Самовоспитание Ромашова

    Но главным в повести все же является образ Георгия (Юрия) Ромашова. Основа всего произведения - история внутреннего развития, самовоспитания поручика.

    Ромашов, безусловно, положительный образ, но нисколько не идеализированный, имеющий и сильные, и слабые стороны. Характер его противоречив, и он никак не может служить какой-то схемой, примером для подражания. Этот образ абсолютно жизнен и правдив, и эта правдивость достигается высоким художественным мастерством Куприна в создании психологически верных человеческих характеров.

    Ромашов - это молодой человек, характер и жизненная позиция которого еще не сложились, поэтому мы видим его в непрестанном движении, развитии, следим за его духовным ростом, за процессом самовоспитания, который проходит стремительно, в течение каких-то двух месяцев (события в повести разворачиваются с начала апреля до начала июня).

    Прошлого Ромашова мы практически не знаем, его писатель оставляет за рамками повести, кроме некоторых необходимых сведений, важных для понимания этого образа.

    Мы знаем, что вот уже полтора года как он служит в полку, то есть прошла половина обязательного срока службы после училища. В начале ее Ромашов мечтал о славе, военной карьере. Он наметил себе строгую программу жизни: «В первые два года - основательное знакомство с классической литературой, систематическое изучение французского и немецкого языков, занятия музыкой. В последний год - подготовка к академии. Необходимо было следить за общественной жизнью, за литературой и наукой, и для этого Ромашов подписался на газету и на ежемесячный популярный журнал. Для самообразования были приобретены: «Психология» Вундта, «Физиология» Льюиса, « самодеятельность» Смайльса...» (IV, 28).

    Но эти начинания так и не были воплощены в жизнь из-за безволия поручика: книги лежат непрочитанными, и лишь денщик изредка сметает с них пыль.

    А их хозяин пьет много водки, имеет грязную связь с полковой дамой, играет в карты и скучает, проклиная службу. Но мечты о подвигах и славе еще не покинули Ромашова, полутора лет оказалось недостаточно, чтобы понять их несостоятельность.

    Мечты его мстительные, фантастические, опьяняющие: «Вот, назло им всем, завтра же с утра засяду за книги, подготовлюсь и поступлю в академию» (IV, 21).

    Ромашов видит себя офицером генерального штаба, исправляющим ошибки полковника Шульговича, потом усмиряющим бунт рабочих на заводе с помощью стрельбы. Иногда он мечтает о том, как поедет шпионом в Германию и, добыв ценные сведения, геройски погибнет, а иногда о том, как во время войны, будучи полковником, увлечет личным мужеством солдат и тем самым решит исход сражения. Мечты красочны, а действительность сера, скучна и удручающа. Безволие и мечтательность - главные черты характера Ромашова. Кроме того, он добр, мягок, справедлив. Этим он и отличается от всех других офицеров полка.

    В начале повести это человек конфузливый, мешковатый, робкий, в какой-то степени даже смешной из-за своей неловкости. Неслучайно Куприн фиксирует внимание на невзрачной наружности своего героя/постоянно напоминает об очках, которые Ромашов поправляет в минуты замешательства («Ромашов...., без надобности поправляя очки и откашливаясь, вмешался в разговор» (IV, 23)). Речь его сбивчива, он погружен в свои мелкие личные мечты и переживания, постоянно путается, не может решить ничего окончательно. Смешна его привычка думать о себе в третьем лице словами бульварных романов: «Его добрые, выразительные глаза подернулись облаком грусти...» (IV, 18).

    На протяжении всей повести мы видим, как меняется главный герой, как учится мыслить, как развиваются его природные качества, как он становится благороднее и лучше, как все больше и больше увеличивается расстояние между ним и другими офицерами (происходит плодотворный процесс самовоспитания).

    Все начинается с противоречий в самом себе: в душе Ромашова сталкиваются гуманный человек и тщеславный офицер, мечтающий о славе, пусть даже ценой чужих жизней (расстрел рабочих). Сидя под домашним арестом, он размышляет о себе и вдруг осознает, что он - личность, неповторимая, отличная ото всех: «Его вдруг ошеломило и потрясло неожиданно-яркое сознание своей индивидуальности...» (IV, 60). Это открытие противоречит воинской дисциплине, основанной на беспрекословном подчинении приказам, на правиле, быть как все. Осознав себя как личность, Ромашов признает индивидуальность других, их право на уважение, и восстает против обезличивания человека на военной службе, начинает по-другому относится к своим подчиненным, к солдатам: «Вот их сто человек в нашей роте. И каждый из них - человек с мыслями, с чувствами, со своим особенным характером, с житейским опытом, с личными привязанностями и антипатиями. Знаю ли я что-нибудь о них? Нет - ничего, кроме их физиономий... Что я сделал, чтобы прикоснуться рукой к их душам, своим я к ихнему я? - Ничего» (IV, 64).

    Это большой прогресс для героя. От острого чувства справедливости, заступничества за солдата Шарафутдинова в начале повести Ромашов приходит к тому, что видит в солдате человека, равного себе, брата. От обиды за распекание в присутствии сослуживцев, которое он считает унижением собственного достоинства, - к подлинному пониманию ценности человека, к действию.

    На рассуждения Сливы, что солдат надо драть «как сидоровых коз», Ромашов отвечает открыто и уже неробко: «Бить солдата бесчестно!.. Это стыдно!» (IV, 105). И вся эта речь, выношенная, выстраданная, уже не напоминает нам спотыкающиеся возражения героя в начале повести; он находит для своей фразы самые ясные и четкие слова. Более того, Ромашов смеет угрожать капитану Сливе подачей рапорта, запрещает ефрейтору Шаповаленко бить солдат, спасает от самоубийства забитого солдата Хлебникова. Ромашов действует! И это ярче всего доказывает его духовный рост, несмотря на то. что дикие предрассудки и нелепые традиции офицерства все еще живы в нем.

    Если первоначально сам процесс мышления угнетает Ромашова, то затем возможность мыслить рождает у молодого офицера радостные ощущения: «Раньше он не смел и подозревать, какие радости, какая мощь и какой глубокий интерес скрываются в такой простой, обыкновенной вещи, как человеческая мысль» (IV, 173).

    О чем же думает Ромашов? О военной службе. О том, что она бессмысленна и бесцельна, и все ненавидят ее: и солдаты, и офицеры, и он сам: «Вся эта военная доблесть, и дисциплина, и чинопочитание, и честь мундира, и вся военная наука, - все зиждиться только на том, что человечество не хочет или не умеет, или не смеет сказать «не хочу!» (IV, 62).

    Наивные рассуждения Ромашова о том, что с войнами можно покончить, если все заявят: «Не хочу воевать!» - и бросят оружие, а в случае беспорядков пойдут воевать добровольцы, а не регулярная армия, которая не нужна совсем, далеки от понимания основ жизни, причин войны, хотя помыслы его прекрасны и в высшей степени гуманны.

    Герой думает о том, что ему надо как можно скорее уйти в отставку (лишь закончатся обязательные три года), выбирает себе новое занятие (пишет повесть «Последний роковой дебют»), и тогда приходит к выводу, что существование сословия военных вообще незаконно: «Каким образом может существовать сословие, - спрашивал сам себя Ромашов, - которое в мирное время, не принося ни одной крошечки пользы, поедает чужой хлеб и чужое мясо, одевается в чужие одежды, живет в чужих домах, а в военное время -идет бессмысленно убивать и калечить таких же людей, как они сами» (IV. 174).

    Выбирая себе новую профессию, он никак не мог остановиться на одной из них и пришел к выводу, что огромное число интеллигентных профессий основано на недоверии к человеческой честности. Люди этой категории быстро черствеют и опускаются, сталкиваются с трудностями и становятся равнодушными формалистами. А люди, которые должны делать внешнюю жизнь удобной, служат только богатству.

    Отвергнув профессии, рожденные недоверием к человеку или богатством, Ромашов приходит к выводу, что «существует только три гордых призвания человека: наука, искусство и свободный физический труд» (IV, 174). Он начинает мечтать о литературной деятельности, его тянет написать повесть или роман о скуке, ужасе военной жизни. Но терпит неудачу: в уме все складывалось отлично, а на бумаге выходило неуклюже, бледно, шаблонно. «И хотя для служения науке и искусству у него нет необходимых данных, а путь к завоеванию права на свободный человеческий труд ему неведом, само стремление Ромашова к деятельности на благо человека, его отказ от честолюбивых мыслей о военной карьере, которыми он тешил себя в начале повести, показательны» 55 , - отмечает исследователь творчества Куприна В. Афанасьев.

    Мы видим, как на протяжении всей повести в Ромашове растет дух протеста, но это состояние непостоянно. То он полон решимости и защищает Хлебникова, то, стоя перед полковником Шульговичем, опять чувствует себя беспомощным и жалким, когда тот усомнился в правдивости его слов о болезни матери. Прежде смирный и тихий Ромашов осмеливается роптать даже на Бога, обвиняя его в несправедливости к людям: «Ты! Старый обманщик!!!» (IV, 171), Но по натуре он человек спокойный, такие порывы ему несвойственны, поэтому очень быстро сменяются апатией, равнодушием, подавленностью, и тогда он стонет, жалуется, убеждает себя в том, что его действия ничего не поправят, или вообще ставит крест на своей жизни. То Ромашов считает, что протест необходим (люди должны сказать «не хочу» войне), но это потом, а когда надо решить что-то сейчас, заняться изменением существующего, он советует терпеть: «Хлебников, тебе плохо? И мне нехорошо, голубчик, мне тоже нехорошо, поверь мне. Я ничего не понимаю из того, что делается на свете. Все - какая-то дикая, бессмысленная, жестокая чепуха! Но надо терпеть, мой милый, надо терпеть... Это надо!» (IV, 170).

    А почему сейчас надо терпеть, а сказать «нет» можно будет потом? Ромашов этого не знает. Он не приготовлен и непригоден для борьбы, слишком безволен и слаб духом, часто сомневается и ничего не может решить окончательно. Единственное твердое решение - уйти в отставку, но и оно может осуществиться только через полтора года.

    В мечтах Ромашова, в его размышлениях отразились поиски путей к истине, справедливости, к разумной, красивой жизни, и они, безусловно, свидетельствуют о духовном возмужании героя. Но этот процесс останавливает внезапная и бессмысленная смерть, она не дает осуществить задуманное.

    Внутренние монологи Ромашова, в которых поставлены такие основные проблемы «Поединка», как воспитание молодого офицера, взаимоотношения личности и общества, смысла и назначения человеческой жизни, замечательны, в них мы видим позицию самого автора. Они наполнены обличительным пафосом и содержат неприукрашенную правду не только о жизни армии, но и обо всем государственном и общественном строе России.

    Главный герой в оценке критики

    В критической литературе исследователи часто ставят вопрос о том, кто же все-таки Ромашов: герой в подлинном смысле этого слова или маленький, жалкий, приниженный человек, не способный ни на какие решительные и смелые поступки? Мнения на этот счет расходятся. Так, критик журнала «Новый мир» Л. Михайлова в своей рецензии на трехтомное собрание сочинений Куприна писала в начале 50-х годов: «Если бы Ромашов носил не погоны пехотного подпоручика, а зеленую тужурку студента, мы скорее всего увидали бы его на студенческой сходке, в кругу революционной молодежи» 56 .

    А.К. Павловская высказывает прямо противоположную точку зрения: «...в характеристике Ромашова подчеркивается нежизнеспособность подобных людей, несостоятельность их борьбы за свободу личности. Куприн понял, что Ромашовы не нужны больше в жизни» 57 .

    А. Волков отмечает: «На протяжении всей повести Ромашов предстает как неудачник, как слабый человек. Между тем он не трус, парализована лишь его воля, ибо он принадлежит к поколению усталой и разочарованной интеллигенции» 58 .

    Мы не согласны с этими точками зрения. Ромашов - явно не революционный тип, ему не хватает характера и решимости, но он борется как может. А если стать на позицию Павловской, то мы исказили бы авторский замысел. Ведь если Ромашовы не нужны, тогда повесть оказывается без положительного героя, без примера, а как же идеи, которые связаны с этим образом? Ведь маленький протест влечет за собой большой!

    Нам ближе всего точка зрения В. Афанасьева, который считает, что Ромашов «отнюдь не герой, а средний, во многом заурядный человек, и если даже у этого среднего, ординарного человека окружающая среда вызывает чувство протеста, значит, весь ее уклад несовместим с принципами человечности и, гуманности. Сама гибель Ромашова в момент, когда он сделал попытку вырваться из этой среды, говорит о ее активной враждебности всякому, кто так или иначе вступает в столкновение с ней» 59 .

    Повесть А. И. Куприна Поединок появилась в свет в 1905 году. Она сразу привлекла к себе всеобщее внимание и сделала знаменитым ее автора. Действительно, трудно назвать другое произведение, где с такой силой и мастерством показано состояние армии того времени и царящие в ней нравы.

    Материал для Поединка дала Куприну сама жизнь. Писатель учился в кадетском корпусе и в юнкерском училище, затем почти четыре года прослужил в армейском пехотном полку. Накопленные впечатления и легли в основу повести, позволили писателю правдиво изобразить картины провинциальной армейской жизни и создать целую галерею портретов офицеров и солдат.

    У офицеров N-ского полка есть общие черты, обусловленные сходством службы, быта, условий жизни. Их повседневность складывается из присутствия на строевых занятиях и изучения воинских уставов, посещения офицерского собрания, выпивок в одиночку или в компании, связей с чужими женами, игры в карты.

    Однако каждый из офицеров отличается своеобразием, какими-то своими, характерными чертами. Вот перед нами непритязательный, добродушный поручик Веткин. Он привык ни о чем не задумываться, жить будничной жизнью. Несмотря на свою относительную безобидность, Веткин производит впечатление легкомысленного и недалекого человека. Ротный командир капитан Слива тупой служака, грубый и тяжелый осколок прежней, отошедшей в область предания, жестокой дисциплины не интересуется ничем, что выходит за пределы роты, строя и устава. Поэтому не удивительно, что во всем мире у него лишь две привязанности: строевая красота своей роты и тихое, уединенное ежедневное пьянство по вечерам. Поручик Бек-Агамалов никак не может справиться со вспышками диких кровожадных инстинктов; капитан Осадчий прославился своей жестокостью. Он воспевает свирепую беспощадную войну и внушает нечеловеческий трепет своим подчиненным. Продолжают эту галерею портретов меланхоличный и пассивный штабс-капитан Лещенко, способный одним своим видом навести тоску; фат и пустышка Бобетинский, воображающий себя изящным великосветским человеком; молодой старик, хлыщеватый поручик Олизар и многие другие. Искреннюю жалость вызывает нищий вдовый поручик Зегржт, которому не хватает крошечного жалованья, чтобы прокормить четверых детей.

    Спасаясь от скуки и рутины, офицеры стараются придумать себе какое-нибудь занятие, средство уйти от тяжелой бессмыслицы военной службы. Так, подполковник Рафальский по прозвищу Брем отводит душу в домашнем зверинце. Среди товарищей он слывет милым, славным чудаком, добрейшей душой. Но как-то раз добрейший человек, взбешенный тем, что горнист из-за крайней усталости неверно выполнил его приказ, так ударил его, что солдат вместе с кровью выплюнул на землю выбитые зубы.

    Истинным военным по призванию является капитан Стельковский. Он заботится о своих солдатах, у него лучшая рота в полку: Люди в ней были все, как на подбор, сытые, бойкие, глядевшие осмысленно и смело в глаза всякому начальству... В роте у него не дрались и даже не ругались... его рота по великолепному внешнему виду и по выучке не уступила бы любой гвардейской части. Во время военного смотра капитан проявляет себя как отличный командир находчивый, сообразительный и инициативный. Однако вне службы Стельковский не может похвалиться благородством и высокими душевными качествами: он совращает молоденьких крестьянских девушек, и это стало для него своеобразным развлечением.

    Повесть Поединок раскрывает бесчеловечность, душевное опустошение людей в условиях армейской жизни, измельчание и опошление их. Армейской среде с ее косной офицерской кастой и доводимыми до одурения солдатами противопоставляются подпоручик Ромашов и его старший друг офицер Назанский. Эти герои олицетворяют гуманистическое начало в повести.

    Ф. Левин отмечает, что многие критики и историки литературы считают, что в Ромашове много автобиографических черт Куприна: Как и сам писатель, Ромашов происходит из города Наровчата Пензенской губернии, у него есть только мать, отца он не помнит, детство его прошло в Москве, учился он в кадетском корпусе, а затем в военном училище. Все это совпадает с обстоятельствами жизни Куприна.

    Для читателя Ромашов прежде всего обаятельный молодой человек, привлекающий своим благородством и душевной чистотой. Однако именно из-за этих качеств Ромашову трудно ужиться в армейской среде. Он добр и простодушен, обладает ярким воображением, детской мечтательностью. Окружают же его в большинстве своем опустившиеся порочные люди, которые разучились мыслить. Не удивительно, что Ромашов чувствует себя чужим и одиноким среди них: Уже не в первый раз за полтора года своей офицерской службы испытывал он это мучительное сознание своего одиночества и затерянности среди чужих, недоброжелательных или равнодушных людей... Ему не по душе грубые армейские привычки, карты, попойки, пошлые связи, издевательства над солдатами.

    Особую симпатию читателей вызывает его отзывчивость, сострадание к чужому несчастью. Так, Ромашов вступается за татарина Шарафутдинова, который почти не понимает по-русски и никак не может уразуметь, чего от него хочет полковник. Он удерживает от самоубийства солдата Хлебникова, доведенного до отчаяния издевательствами и побоями. Ромашов, в отличие от других офицеров полка, понимает, что серые Хлебниковы с их однообразно-покорными и обессмысленными лицами на самом деле живые люди, а не механические величины...

    Человечность подпоручика сказывается и во многом другом: в обсуждении офицерских расправ со шпаками, в том, как он относится к своему денщику черемису Гайнану и, между прочим, к его языческим верованиям, в том, как Ромашов, рискуя жизнью, остался один перед обезумевшим Бек-Агамаловым и защитил от него женщину, в том, как мучительно тяготился Ромашов пошлым романом с Раисой Петерсон, в том, наконец, как чисто и самоотверженно полюбил он Александру Петровну.

    Создавая образы героев повести, Куприн проявляет поразительную наблюдательность в описании бытовых подробностей, незаметных, но важных мелочей. Он умеет метким словом так охарактеризовать человека, что сразу его представляешь. Например, Ромашов имеет наивную юношескую привычку думать о себе в третьем лице словами романов, которых он успел начитаться. И вот перед нами как живой возникает образ молодого человека, немного смешного, впечатлительного и неуверенного в себе, который хочет казаться значительным.

    Особое место среди героев Поединка занимает Назанский. Это наименее жизненный персонаж повести. По-видимому, писатель вводит его для выражения своих заветных мыслей и мировоззренческих взглядов. Казалось бы, почему их нельзя вложить в уста такого прекрасного человека, как РомашовЯ думаю, что Куприн считал подпоручика слишком молодым и недостаточно образованным, чтобы стать выразителем такой философии. Вместе с тем Назанский удачно дополняет образ Ромашова.

    Поэтому не удивительно, что Назанский чувствует себя счастливым и свободным только в пьяном угаре, когда наступает очередной запой. И вот наступает для меня это время, которое они зовут таким жестоким именем, делится он с Ромашовым. Это время моей свободы...свободы духа, воли и ума. Я живу тогда, может быть, странной, но глубокой, чудесной внутренней жизнью. Такой полной жизнью!

    Но, несмотря ни на что, Назанский обладает огромным жизнелюбием. Куприн передал ему свое восхищение жизнью, свое преклонение перед ее радостью и красотой. А посмотрите, нет, посмотрите только, как прекрасна, как обольстительна жизнь! воскликнул Назанский, широко простирая вокруг себя руки. О радость, о божественная красота жизни! Герой Куприна искренне убежден в том, что будет прославлять прелесть жизни даже в самые страшные минуты, даже если он попадет под поезд и его внутренности смешаются с песком и намотаются на колеса. Это жизнелюбие, полное ощущения радости и красоты были присущи и мировосприятию писателя. Столь же близки ему и вдохновенные слова о любви к женщине, которые произносит Назанский. По его мнению, любовь самое прекрасное и удивительное чувство, даже если она не разделена. Василий Нилович говорит о счастье хоть раз в год случайно увидеть любимую женщину, целовать следы ее ног, раз в жизни коснуться ее платья. Он воспевает готовность отдать за нее, за ее каприз, за ее мужа, за любовника, за ее любимую собачонку и жизнь, и честь, и все, что только возможно отдать! Взволнованный Ромашов всей душой принимает эти слова, потому что именно так любит он Александру Петровну.

    Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Образ подпоручика Ромашова в повести А. И. Куприна «Поединок» . И в закладках появилось готовое сочинение.

    Повесть «Поединок» вышла в свет в 1905 году и сразу сделала А. И. Куприна популярным. Это совсем не удивительно, ведь ни в одном сочинении того времени не описывалась армия и её нравы с такой степенью мастерства. В этой статье мы поговорим о героях упомянутого произведения, а также раскроем образ Ромашова в повести «Поединок» Куприна.

    Идея сочинения

    Материал для этого сочинения автору дала сама жизнь. Писатель окончил юнкерское училище, а потом на протяжении четырёх лет служил в пехотном полку. В основу повести легли все накопленные за это время впечатления. Поэтому автору удалось так реалистично изобразить эпизоды армейской жизни и обогатить произведение целой галереей солдатских и офицерских портретов. Образ Ромашова в повести «Поединок» будет раскрыт чуть позже, а пока мы вкратце расскажем о других героях.

    Офицеры

    Быт и служба офицеров N-ского полка имеет общие черты. Их жизнь - это ежедневная рутина, состоящая из изучения армейских уставов, строевых занятий, офицерских собраний, попоек с друзьями, азартных игр и адюльтеров с чужими жёнами.

    С другой стороны, каждый офицер наделён индивидуальностью и чем-то выделяется на общем фоне. К примеру, добродушный и непритязательный поручик Веткин. Он не думает о будущем и живёт лишь армейскими буднями. Ротный командир Слива грубый, тупой служака с тяжёлым характером и тягой к жёсткой дисциплине. Его не интересует ничего из того, что находится за пределами устава, строя и роты. У Сливы только две привязанности: уединённое пьянство по вечерам и строевая красота собственной роты. Поручик Бек-Агамалов постоянно борется со вспышками кровожадных инстинктов и не может с ними справиться. Капитан Осадчий чем-то напоминает образ Ромашова в повести «Поединок», но, в отличие от Юрия, он чрезмерно жесток. Капитан буквально воспевает беспощадную войну, внушая тем самым трепет своим подчинённым. Продолжают галерею персонажей пассивный и меланхоличный капитан Лещенко, наводящий своим видом тоску; пустышка и фат Бобетинский, считающий себя великосветским человеком с изящными манерами; молодой старик, поручик Олизар и другие. Искренне жаль нищего вдового поручика Зегржта, которому едва хватает жалованья, чтобы прокормить четырёх детей. Прежде чем мы раскроем образ Ромашова в повести «Поединок», кратко расскажем о двух колоритных персонажах.

    Подполковник Рафальский

    Чтобы спастись от рутины и скуки, каждый офицер придумывал себе определённое занятие, которое помогало уйти от тяжёлой бессмыслицы армейской службы. У подполковника Рафальского по кличке Брем был домашний зверинец. Среди коллег он слыл человеком добрейшей души, славным и милым чудаком. Но однажды уставший горнист выполнил его приказ не так, как полагалось, и этот добряк просто взбесился, ударив солдата в челюсть с такой силой, что тот потерял несколько зубов.

    Капитан Стельковский

    Военное дело было его призванием. Он заботился о собственных солдатах, поэтому его рота была самой лучшей в полку: всех состоящих в ней людей словно специально отбирали. Они ходили сытыми, бойкими, трезво оценивали окружающую обстановку и не боялись смотреть в глаза любому начальству. В роте Стельковского не ругались и не дрались. По выучке и внешнему виду она ничем не уступала любой гвардейской части. На военных смотрах капитан проявлял себя инициативным, сообразительным и находчивым командиром. Однако вне службы в его поступках нет благородства: он совращает молодых крестьянок. Это стало для капитана своеобразным развлечением.

    Два главных героя

    Потерпите, ещё немного - и мы опишем образ Ромашова. «Поединок» раскрывает нам душевное опустошение, бесчеловечность, опошление и измельчание людей в условиях военной службы. Кого же автор противопоставляет офицерской среде с её твердолобой офицерской кастой? Подпоручика Ромашова и его старшего друга - офицера Назанского. Они олицетворяют в произведении гуманистическое начало. Остановимся на них более подробно. И начнем, конечно же, с первого. Итак, как автор рисует образ Ромашова в повести «Поединок»?

    Юрий Ромашов

    Многие литературные историки и критики сходятся во мнении, что Куприн вложил в образ главного героя свои автобиографические черты: Юрий родился в городе Наровчата, отца он не помнит (только маму), детство провёл в Москве, учился в кадетском корпусе, а потом пошёл в военное училище. Всё это соответствует обстоятельствам жизни Куприна.

    Юрий Ромашов предстаёт перед читателем обаятельным молодым человеком, привлекающим своей душевной чистотой и благородством. Именно эти качества не позволяют поручику адаптироваться к армейской среде. Юрий простодушен и добр, обладает детской мечтательностью и ярким воображением. А практически все люди в его окружении порочны и разучились мыслить. Поэтому поручик чувствует себя среди солдат одиноким и чужим: за полтора года офицерской службы его постоянно мучило ощущение затерянности и одиночества среди равнодушных и недоброжелательных людей. Юрию не по душе были грубые привычки военных, пошлые связи, попойки, карты, издевательства над солдатами.

    Образ Ромашова в повести «Поединок» Куприна был продуман таким образом, чтобы пробуждать у читателя сострадание и сочувствие к чужому несчастью. Так, Юрий вступился за татарина Шарафутдинова, плохо знающего русский язык и практически не понимающего приказы полковника. Также он удержал Хлебникова от самоубийства (солдаты довели его до отчаяния побоями и издевательствами). В отличие от других военных, Юрий понимает, что каким бы однообразно-покорным и невзрачным не был Хлебников, он на самом деле живой человек, а не механическая величина.

    Человечность поручика проявилась и в другом: в обсуждении солдатских расправ над штатскими, в отношении к денщику Гайнану и его языческим верованиям, в переживаниях насчёт пошлого романа с Раисой Петерсон и т. д.

    Образ Ромашова в повести «Поединок» (с цитатами)

    После того, как А. И. было опубликовано и обрело популярность, в изданиях литературной тематики сразу стали появляться наиболее полюбившиеся читателям фразы главного героя. Мы тоже решили выбрать из повести самые лучшие цитаты Юрия Ромашова, которые наиболее точно раскрывают его характер. Предлагаем вам с ними ознакомиться.

    О любви к Александре Петровне:

    «Любовь - это самое удивительное и прекрасное чувство. Огромное счастье просто увидеть любимую хотя бы раз в год. За неё и за любой её каприз, я готов отдать жизнь».

    О солдатах:

    «Офицеры озлоблены и глупы, но при этом гордятся «честью мундира». Они каждый день избивают рядовых, превращая их в покорных и безликих рабов. Неважно, кем они были до армии, она сделала их неотличимыми друг от друга».

    О призвании:

    «Всё ясней и ясней становится для меня мысль, что у человека есть лишь три гордых призвания: свободный физический труд, искусство и наука».

    Назанский

    Образ Ромашова в повести «Поединок» (цитаты, характеризующие героя, вы могли прочесть выше) является главным в произведении. Но нельзя не отметить Назанского - как наименее жизненного персонажа сочинения. По-видимому, автор ввёл его для выражения своих мировоззренческих взглядов и заветных мыслей. Вы спросите, а почему бы не воплотить всё это в образе главного героя? Мы думаем, что автор считал поручика слишком необразованным и молодым для выражения этой философии. А Назанский подошёл идеально и очень удачно дополнил образ Ромашова. «Поединок» Куприна тем и хорош, что содержит много взаимодополняющих друг друга персонажей.

    Философия Назанского

    Назанскому чуждо евангельское наставление о любви к ближнему. Он считает, что со временем любовь к человечеству сменится любовью к себе: своему уму, телу и бесконечному разнообразию чувств… «Каждый должен быть царём мира, его гордостью и украшением, и брать всё, что хочет. Не надо никого бояться, вам нет равных. Настанет время, и вера в собственное Я осенит всех людей. И тогда не будет ни зависти, ни злобы, ни пороков, ни жалости, ни коллег, ни господ, ни рабов. Люди превратятся в богов». Такая позиция персонажа перекликается с теорией сверхчеловека в духе Ницше. Она была довольно популярна в начале 20 века. Видимо, ею увлёкся и автор произведения.

    Заключение

    Итак, мы дали характеристику главным героям повести и, надеемся, в полной мере осветили тему: «Куприн. «Поединок»: образ Ромашова». И последнее…

    Хоть поручик и с восхищением слушал Назанского, учение Ницше ему чуждо. Он не приемлет презрения к слабому и беззащитному. Достаточно вспомнить, как Юрий был добр к Гайнану и как бережно относился к Хлебникову. Несмотря на блеск и ум Назанского, образ Ромашова в повести «Поединок» намного благороднее и привлекательнее. Видимо, автор, сделав его таким, хотел донести до читателя мысль о том, что порядочный и честный человек всегда будет выше остальных и победит в духовном плане.



    
    Top