Душевное состояние катерины. Душевная драма катерины

Логопедическое воздействие опирается, прежде всего, на опережающее развитие семантической стороны речи по отно­шению к формально-языковой. В специальной литературе от­мечается, что переход к самостоятельному пересказу и расска­зу возможен лишь после усвоения предметных отношений (на уровне отдельных предложений).

Коррекционная работа по развитию связной речи направ­лена на формирование сукцессивных (последовательных) про­цессов, развернутых операций и умственных действий, а также симультанных (одновременно протекающих) процессов. При становлении внутреннего программирования отдельных выс­казываний на первоначальных этапах происходит формирова­ние и совершенствование простой глубинно-семантической структуры высказывания. В дальнейшем данная структура включается в связное высказывание, в контекст в процессе ре­чевого общения ребенка с логопедом и сверстниками в диало­гической и монологической формах речи. Такая сукцессивная направленность логопедической работы не исключает разви­тия у школьников симультанных процессов.

На основании теории поэтапного формирования умствен­ных действий первоначальный этап коррекции включает боль­шое количество схем, идеограмм, таблиц, графических схем, 200

раздаточного материала, облегчающих усвоение семантичес­кой структуры текста.

Коррекционная работа предполагает выполнение следующих упражнений, которые проводятся по традиционной методике:

1. Описание предметов по основным признакам,

2. Развернутое описание предметов с включением различ­ных признаков (микротем).

3. Сравнительное описание предметов.

4. Развитие умений пересказывать текст.

5. Развитие умения работать с деформированным текстом.



6. Рассказ по сюжетной картинке.

7. Самостоятельный рассказ.

Развитию языкового оформления текста способствует на­зывание слов текста, наиболее характерных для описания того или иного персонажа или действия; подбор синонимов к опи­сываемым предметам и явлениям; продолжение рассказа свои­ми словами.

В. Г. Борботько выделяет три типа тематической прогрес­сии текста:

а) линейная структура (тема каждого последующего пред­ложения повторяет рему (новое) предыдущего);

б) структура с постоянной темой (тема каждого последую­щего предложения уточняет тему предыдущего);

в) структура деривационная (темы предложения, следую­щие друг за другом, происходят от одной общей «гипер­темы», темы всего абзаца, главы и т.д.).

Анализ данных, полученных нами в результате эксперимен­тальной работы по выявлению симптоматики и механизмов дизорфографии у младших школьников с ОНР (IV уровень), свидетельствует о необходимости формирования и совершен­ствования деривационной структуры текста как наиболее на­рушенной у учащихся с данной патологией. Приведем отдель­ные упражнения по развитию связной речи у школьников, страдающих дизорфографией.

А. Подробный пересказ текста. Материал - рассказ «Длин­нохвостые разбойники». (Третий класс.)

ДЛИННОХВОСТЫЕ РАЗБОЙНИКИ Это было весной. Мы шли по тропинке. Вдруг впереди нас тревожно застрекотали сороки.

Вышли мы на лужайку. Смотрим, по лужку мечется зайчи­ха, а около нее две сороки. Они то взлетят, то сядут. Зайчиха на них так и наскакивает. Заметила она нас и поскакала в лес. Со­роки тоже улетели.

Видим, лежит в ямке крошечный зайчонок. Так вот кого защищала зайчиха! Отнесли мы зайчонка в ближайшие кусты. Мать там его непременно найдет.

По Г. А. Скребщкому

I. Чтение текста. Логопед просит ребенка внимательно прослушать рассказ, прочитать текст вслух (или про себя), вы­полнить задания и ответить на вопросы.

II.

- Понравился ли тебе рассказ? За кого ты волновался?

Почему дрались зайчиха и сороки? (Сороки напали на зайчонка.)

Как зайчиха защищала его? (Смело, отважно, мужествен­но.)

Зачем люди отнесли зайчонка в кусты? (В кустах его не заметят хищники.)

III. Анализ структуры текста.

- Какой текст по типу речи? (Текст-повествование.)

Обоснуй свой ответ. (В тексте рассказывается о чем-то.)

Прочти первое предложение. Какова его роль в тексте-повествовании? (Она вводит нас в содержание рассказа.)

Сколько частей в рассказе? (Три.)

Прочти вслух первую часть. О чем в ней говорится? (О том, что сороки тревожно застрекотали.)

Как можно ее озаглавить? (Сороки тревожно застреко­тали.) Ребенок (или логопед) записывает план в тетради.

Прочти вторую часть. Какую картинку ты представил? Озаглавь ее. (Драка зайчихи с сороками.)

Прочти третью часть. О чем в ней рассказывается? (О том, как прохожие спрятали зайчонка.)

Как можно ее озаглавить? (Спасение зайчонка.) План записывается учеником (логопедом) до конца.

Прочти последнее предложение. Скажи, какую роль оно выполняет-в тексте? (Им заканчивается повествование.)

Как еще можно озаглавить текст? IV. Языковой анализ текста.

I часть текста.

Прочитай третье предложение. Назови первое слово предложения. (Вдруг.)

Как стрекотали сороки? (Тревожно.)

Объясни значение этого слова. (Вести себя беспокойно, мешать кому-то.)

II часть текста.

Прочти первое предложение. (Вышли мы на лужайку.)

Почему оно начинается со слова вышли? (Люди шли сна-чала по лесу, а затем оказались на поляне.)

Прочти второе предложение. Для чего вместо слова «лу-жайка» автор использовал слово лужок? (Чтобы не повторять слово лужайка дважды.)

Назови слова, которые указывают на героев описывае-мых событий. (Мы (прохожие), зайчиха, сороки.)

Назови слова, которые передают действия зайчихи. (Ме-чется, наскакивает, заметила.)

Скажи, как ты их понимаешь? (Мечется - прыгает бес-: порядочно, суетливо, в разных направлениях; находится в вол-

нении, смятении. Наскакивает - набрасывается с разгону. За-метила - увидела, обнаружила.)

Назови слова, характеризующие действия сорок. (Взле-тят, сядут, улетели.) К слову сядут подбери родственные сло-ва.

- Почему зайчиха тоже скрылась от людей? (Потому что увидела, заметила людей.)

Что сделали сороки? (Они улетели, потому что тоже уви­дели людей.)

III часть текста.

Прочти первое предложение. Кто лежал в ямке? (Зайчонок.)

Объясни, почему зайчонок не мог выбраться из ямки? (Потому что был крошечный, очень маленький.)

Скажи, какой знак стоит в конце предложения и почему? (Автор объясняет, почему так необычно вели себя зайчиха и сороки.)

Прочти третье предложение. (Отнесли мы зайчонка в ближайшие кусты.)

Объясни значение прилагательного ближайшие. (Бли­жайшие - самые близкие, находящиеся рядом, неподалеку.)

V. Орфографигеская работа.

Ученику предлагается найти и назвать слова на пройден­ные правила правописания, объяснить свой выбор; к отдель­ным словам подобрать родственные.

VI. Самопроверка.

Б. Развитие умения сжато пересказывать текст. Материал - текст «Орел». (Третий класс.)

Орел свил гнездо на большой дороге и вывел детей. Однаж­ды около дерева работал народ. Орел подлетел к дереву с ры­бой в когтях. Люди увидели рыбу. Они стали бросать в орла камнями. Он выронил рыбу.

Орел сел на край гнезда. Орлята просили корм. Орел ус­тал. Он не мог летать. Он прикрыл орлят крыльями и стал их ласкать. Птица как бы просила их чуть подождать. Но птен­цы кричали.

Тогда орел полетел к морю. Он вернулся поздно вечером. В когтях у него опять была рыба. Орел огляделся, сел на край гнез­да и накормил детей.

По Л. Н. Толстому

I. Чтение текста. Ученику предлагается прослушать текст, прочитать его вслух и ответить на вопросы:

Понравился тебе рассказ?

За кого ты волновался?

П. Работа над семантикой текста. Учащийся выполняет задания и отвечает на вопросы:

Какая опасность угрожала птенцам?

Почему орел не мог лететь за кормом? (Он очень устал.)

Как вели себя птенцы? (Они кричали.)

Они были сыты? Когда их накормил орел? III. Анализ структуры текста.

Какой это текст по типу речи? (Текст-повествование.)

Объясни, почему ты так решил? (В нем рассказывается об орле и орлятах, о том, что с ними однажды произошло.)

С какой целью Л. Н. Толстой написал рассказ? (Он хотел вызвать внимательное и доброе отношение к братьям нашим меньшим, птицам.)

Какова основная идея текста? (Нужно оберегать природу.)

Прочти заголовок текста. (Орел.) Орел - это сильная и хищная птица из семейства ястребиных, с изогнутым клювом. Она живет в горах или в степи.

Как можно по-другому озаглавить текст? (Орлята спасе­ны. Родительская любовь. Заботливый папа.)

Логопед предлагает составить план текста. Он обращается к ученику:

Прочти I часть рассказа. О каком важном событии хотел сказать автор? (Птенцы остались без рыбы).

Кого собирался накормить орел?

Что сделали люди? Почему?

Озаглавь I часть. (Жестокость людей.)

Прочти II часть текста. Что делали орлята? (Птенцы про­сили есть.)

Как вел себя орел? Почему? (Он прикрыл орлят крылья­ми и стал их ласкать. Он просил птенцов подождать, потому что устал и не мог лететь за едой.)

Птенцы успокоились? (Нет, они продолжали кричать, так как были голодными.)

Озаглавь II часть рассказа. (Птенцы просят есть. Уста­лый орел и голодные птенцы.)

Прочти III часть. О чем говорится в этой части? (О том, как орел все же накормил своих птенцов.)

Куда полетел орел за добычей? (К морю.)

Когда он вернулся к птенцам? Почему? (Орел вернулся в гнездо поздно вечером. Он долго охотился, потому что не так-то просто поймать в море рыбу.)

Озаглавь III часть. (Птенцы накормлены. Птенцы спасены.) IV. Языковой анализ текста.

I часть текста.

Прочти первое предложение. Где орел свил гнездо? (На дереве, около большой дороги.)

Что означает глагол подлетел? (Приблизился, но не ус­пел еще сесть.)

Что означает глагол выронил? (Нечаянно упустил.)

II часть текста.

Прочти первое предложение. Что значит просить? (Об­ращаться с просьбой о чем-нибудь.)

Прочти второе предложение. Что означает слово корм? (Это пища для животных.)

Как могли себя чувствовать птенцы? (Они хотели есть-Им было неуютно, грустно.)

Что при этом могут делать птенцы? (Жалобно пищать, раскрывать клювики, вытягивать шеи, махать крылышками.)

Прочти четвертое предложение. Как ты его понимаешь? (Птица очень устала, выбилась из сил. Орел не имел возмоЖ" ности больше лететь.)

- Что означает глагол ласкать? (Проявлять нежность, лю­бовь, доброе отношение.)

Почему орел так себя вел?

Каким словом можно заменить наречие гуть? (Немного.)

Как вы представляете себе эту сцену? III часть текста.

Прочти первое предложение. Как иначе можно сказать, изменив наречие тогда? (В таком случае орел полетел к морю.)

Почему орел отправился за добычей?

Прочти второе предложение. Почему Л. Н. Толстой упот­ребляет в этом предложении местоимение он? (Чтобы избежать повтора слова орел.)

Прочти третье предложение. Скажи, что хотел подчеркнуть автор словом опять? (Орел еще раз, снова поймал птенцам рыбу.)

Съели ли орлята рыбу, пойманную до этого? Почему?

Прочти четвертое предложение. Что означает глагол ог­лядеться? (Посмотреть вокруг себя.)

Почему орел огляделся? (Он хотел убедиться, что побли­зости нет людей. Из-за них орел уронил рыбу накануне.)

Почему орел сел на край гнезда? (Чтобы не раздавить птенцов. Орел - крупная птица.)

Какое значение имеет приставка на- в глаголе накормил? (Глагол с этой приставкой приобретает значение завершеннос­ти действия, то есть птенцы, наконец, наелись.)

V. Орфографигеская работа.

1. Назови слова с безударными гласными, непроверяемы­ми ударением. (Орел, дороге, около и др.)

2. Объясни написание слов с проверяемыми безударны­ми гласными и вставь пропущенные буквы в слова: гн...здо,

б...льшой, дер...ва, подл...тел, к...гтях, бр...сать, к...мнями, выр...нил, пр...сили, л... екать, пт...нцы, кр...чали, веч...ром, огл...делся, нак...рмил, д...тей.

3. Назови слова с приставками.

VI. Самопроверка.

В. Работа с деформированным текстом (с использованием картинок). Материал - текст «Как галчонок есть научился», части которого напечатаны на трех карточках и серия сюжет­ных картинок. (Третий класс.)

КАК ГАЛЧОНОК ЕСТЬ НАУЧИЛСЯ Галчонок научился самостоятельно есть для всех неожиь данно. Сел он как-то во_время обеда маме на край тарелки и клянчит, чтобы его покормили. Но мама внимания не обра­щает, ест суп с лапшой.

Вот зачерпнула полную ложку. С нее длинная лапшинка свесилась. Поднимает ложку тихо, чтобы не расплескать суп. Вдруг_галчонок как подпрыгнет, цап лапшинку с ложки. Потряс в клюве, как червяка и съел. Начал вниз в тарелку заглядывать - откуда такие вкусные вещи виднеются.

Мама решила зачерпывать в ложку лапшу и понемножку приподнимать над тарелкой. Галчонок наклонялся все ниже и ниже, а потом стал хватать лапшинки прямо, из тарелки. Вот и одолел всю премудрость еды!

По Г. А. Скребицкому

I. Работа с картинками. Учащемуся дается задание рассмот­реть серию сюжетных картинок «Как галчонок есть научился», разложенных в беспорядке, и расположить их в логической последовательности. Затем ученик должен рассказать обо всем, что на них изображено, с помощью следующих вопросов:

Какой будет текст? Почему ты так решил? Сколько в нем будет частей?

О чем говорится в первой части? Где сидел галчонок во время обеда?

Что делала мама?

О чем идет речь во второй части? Придумай галчонку имя. Что он сделал?

Какой момент изобразил художник? (Галчонок схватил лапшинку с ложки.) На кого похожа лапшинка? (На червяка, гусеницу.)

Каким словом можно заменить глагол схватил? (Утащил, стянул, украл.)

Какие эмоции у детей вызвало поведение галчонка?

Чем закончилась эта история?

О чем ты составил текст? (О том, как галчонок учится есть. Тема текста: «Галчонок научился есть».)

Что в рассказе забавного, смешного?

О чем хотел сказать художник, нарисовав эти картинки?

Прочти название серии картинок.

П. Ученику предла­гается прочесть три части текста, напечатанные на карточках. (Текст может состоять из предложений, представленных в бес­порядке.) Затем ребенок объясняет, составляют ли прочитан­ные им предложения связный текст и почему.

III. Языковой анализ текста,

- Прочитай I часть текста. Объясни значение наречий са­мостоятельно и неожиданно.

- Какое значение приобретает наречие как-то во втором предложении? (В значении «однаждь!».)

Какими словами можно заменить наречие понемножку! (Понемногу, небольшими частями, порциями.)

Какое значение имеет глагол приподнимать! (Не очень высоко поднимать.)

Как ты понимаешь значение глагола одолел! (Затратил много труда, сил и научился чему-то.)

пре­мудрость! (Что-то мудреное, трудно понимаемое.) Подбери к слову премудрость родственные слова. (Мудрость, мудрый, премудрый.)

8 Зак 4492 209

IV. Орфографигеская работа. Ребенок объясняет написание тех слов, в которых подчеркнуты гласные или согласные буквы (используются графические изображения.)

V. Списывание текста. Ученику предлагается вспомнить памятку о правилах списывания текста. Далее логопед читает текст, учащийся сверяет его с образцом.

VI. Самопроверка.

Г. Работа с деформированным текстом. Речевой матери­ал - текст «Перелетные птицы» (напечатан на карточках в двух вариантах: в деформированном и в правильной последователь­ности).

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

Из теплых стран летели домой перепелки. Они летели над морем, их застигла буря. Птицы устали бороться с ветром.

Они присели отдохнуть на мачты корабля. Моряки насы­пали на палубу хлебных крошек и семечек. Птицы отдохнули и стали клевать корм.

Вот вышло солнышко. Море успокоилось. Птицы обогре­лись, взлетели и отправились в путь.

По Л. А. Кассилю

I. Работа с деформированным текстом. Ученику предлага­ется выполнить задания и ответить на следующие вопросы:

Прочти. (Дается деформированный текст.)

Можно ли данные предложения назвать текстом? Обо­снуй свой ответ. (Между ними нет логической и композицион­ной связи.)

Для восстановления текста прочти предложения еще раз и определи порядок предложений с помощью цифр. ,

(В случае затруднений предлагается следующий план: 1. Трудный перелет. 2. Отдых на корабле. 3. Снова в путь.)

Прочти предложения в том порядке, который ты опре­делил. О чем говорится в тексте? (О трудном перелете перепе­лок.)

Перепела - это маленькие серенькие птицы. Они живут обычно в поле, являются родственниками куропаток.

Назови тему текста. (Перелет перепелок.)

Назови главную мысль текста. (Как люди оказали по­мощь в трудном перелете перепелок.)

II. Работа со структурой текста.

- Какой это текст по типу речи? Обоснуй свой ответ. (Текст-повествование. В рассказе развертывается действие, для этого используется много глаголов. Первое предложение указывает на продолжение действия в последующих предложениях. Пос­леднее завершает описываемое событие.)

Назови глаголы-действия. (Летели, бороться, присели, насыпали, отдохнули, стали клевать, вышло, обогрелись, взле­тели, отправились.)

Прочти название текста. Какое заглавие можешь приду­мать ты? (Трудный перелет. Случай с перепелками.)

III. Языковой анализ текста.

I часть текста.

Подбери родственные слова к прилагательному перелет­ные. (Лет, полет, лечу, летать, летательный, летчик.)

Вспомни и назови первое предложение. (Из теплых стран летели домой перепелки.)

Прочти второе предложение. Что такое буря? (Это нена­стье, очень плохая погода, когда дует сильный ветер. На море поднимаются высокие волны.)

Как ты понимаешь глагол застигла? (Внезапно захвати­ла, застала.)

Прочти третье предложение. Как маленькие птицы бо­рются с ветром? (Они стараются не упасть в воду и не сбиться с пути. Для этого птицы чаще машут крыльями.)

II часть текста.

Прочти первое предложение. (Они присели отдохнуть на мачты корабля.)

- С какой целью Л. А. Кассиль использовал глагол при­сели? (Чтобы указать на короткий, недлительный отдых птиц.)

Объясни, что такое мачты? (Это высокие столбы для па­русов на судне.)

Объясни значение существительного палуба. (Это гори­зонтальное перекрытие в корпусе корабля.)

Как ты понимаешь значение существительного крошки? Подбери к нему родственные слова. (Крошить, крошечный, ок­рошка, крошиться.)

Прочти следующее предложение. Для чего писатель ис­пользовал существительное корм? (Чтобы избежать повтора существительных крошек и семегек.)

III часть текста.

Прочти первое предложение. (Вот вышло солнышко.) Какую роль выполняет частица вот в данном предложении? (Действие происходит как бы перед глазами писателя.)

Прочти второе предложение. (Море успокоилось.) По­чему Л. А. Кассиль использовал нераспространенное предло­жение? (Чтобы показать быстроту перемены погоды.)

Прочти третье предложение. Назови слова, которые пе­редают действия перепелок. (Обогрелись, взлетели, отправи­лись.) Объясни значение глагола отправились. (Улетели, напра­вились в путь.)

Каким словом можно заменить существительное путь? (Дорога, направление, маршрут.)

IV. Орфографигеская работа.

2. Учащийся получает задание найти и назвать слова с при­ставками; объяснить, как можно сгруппировать данные слова. (Работа с текстом.)

V. Запись текста.

VI. Самопроверка.

ДУШЕВНАЯ
ДРАМА КАТЕРИНЫ



Пьеса "Гроза"
написана Островским в 1859 г., незадолго до
реформы 1861 г. В этой драме автор ярко
вырисовывает социально-бытовой и семейный
уклад России того времени. На таком фоне
зреет и постепенно достигает трагического
накала центральный конфликт пьесы,
конфликт вольной души главной героини с "самодурной
силой" окружающей среды.


В образе
Катерины Кабановой - главной героини пьесы,
автор запечатлел всю красоту и широкую
натуру свободолюбивой русской души, ее
тонкую чувствительность, глубокую
совестливость религиозность. С первых сцен
пьесы мы проникаемся к Катерине вниманием и
сочуствием. Живя в тяжелой атмосфере
Кабановского


дома, она с
тихой тоской вспоминает свою вольную жизнь
в родительском доме. Катерина была окружена
материнской любовью да лаской, время
проводила среди любимых цветов и за
вышиванием. С детских лет она привыкла
почитать Бога и следовать в жизни его
великим заповедям. Религия для Катерины -
это и любовь к красоте божьего мира, и
глубокая внутренняя совесть, которая не
позволяет ей притворяться и обманывать. С
чистой и открытой душой, с сердцем, полным
любви, Катерина ищет понимания и ответной
любви в доме мужа. Она с кротостью терпит
сварливые замечания свекрови, не держит
обиды на слабого и покорного во всем своей
матери Тихона, она искренна в своих
побуждениях жить по совести и закону
нравственному. Но в доме Кабанихи, где давно
уже уклад жизни строится по принципу: "делай,
что хочешь, лишь бы все шито-крыто было",
героиня со своей мечтательностью и хрупкой
романтической душой становится чужой и
одинокой.


Тихон
Кабанов - человек недалекий, без характера и
воли. Он не умеет и не способен понять
внутренние переживания жены, да ему и
некогда их заметить: Тихон всегда занят
поиском возможности выпить. Незнакомый с
душевными порывами, томясь под давлением
матери, не умея и не желая что-либо менять,
скользит младший Кабанов по жизни,
потихоньку спиваясь. Выслушать и понять
жену ему некогда: он ослеплен счастливой
возможностью вырваться из-под вездесущего
ока матери. Катерине же остается "терпеть,
пока терпится".


уплыть
ночью по Волге), Катерина не может побороть
свою богобоязненность: "Мне умереть не
страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я
явлюсь перед богом такая, какая я здесь с
тобой, после этого разговору-то, вот что
страшно", - говорит она Варваре. В этом и
состоит главная тема разлада героини с
миром и с самой собой. Душевный конфликт
Катерины, постепенно разрастаясь,
определяет трагический накал и всей пьесы в
целом.

С помощью
Варвары Катерина встает на путь свободной
любви, которая, по мнению Добролюбова, выше
людских предрассудков. Но такой выбор
дается ей не легко. Ведь то, что для человека
с убеждениями Добролюбова лишь "предрассудки",
для народной героини - нравственный закон,
основа патриархальной морали. Нарушить
этот закон, преступить свои жизненные
принципы

Катерине
удается ценой тяжелых душевных мук и
терзаний, ценой непреодолимой борьбы со
стыдом и страхом. Жажда жизни и любви
оказывается сильнее, и выбор сделан - она
признается Борису в своем запретном
чувстве.

Кроткая и
чистая душа Катерины не может смириться со
своим грехопадением, она находится в
мучительном разладе с совестью.
Беспристанно плача, боится она каждого
звука, йюроха, каждого взгляда в ее сторону.
Катерина, не вынося страданий, жаждет
покояния, стремится облегчить совесть
признанием. Тонкая душа ее созвучна природе,
и в тревожном приближении грозы улавливает
героиня угрозы и грядущее наказание. Как
страшное пророчество звучат слова,
обращенные прямо к Катерине: "В омут
лучше с красотой... Куда прячешься, глупая?
От Бога-то не уйдешь!" Не выдерживает
Катерина и на коленях принародно
признается мужу в своем грехе.


Трагическая
развязка конфликта обуславливается тем,
что естественное чувство Катерины
несовместимо с жизнью в обществе Кабановых
и Диких, оно не выдерживает давления
внешних обстоятельств и малодушия. Борис -
заурядный обыватель города Калинова с
мелочной и меркантильной душонкой, не
достоин жертвенной любви Катерины. Струсив
в последний момент, он бросает свою
возлюбленную, уезжая из города, чтобы
сохранить за собой наследство бабушки.


Окруженная
злобой Кабанихи, .всеобщим осуждением и
презрением, терзаемая собственными
душевными муками, Катерина находит
единственный выход в смерти. Как о чем-то
неизъяснимо желанном, манящем и сулящем
избавление, мечтает она о "могилушке"
под деревцем. Очистив душу покаянием,
Катерина уже не боится смерти, а пламенно
желает ее.


В
трагическом финале пьесы Добролюбов видит
проявление высшей формы протеста, победу
героини над царством произвола и
деспотизма, торжество света над тьмой, и в
этом с ним можно согласиться.




Top