Скачать презентацию фольклор. Фольклор презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему

Cлайд 1

Русский фольклор Презентация проекта по краеведению в 5 классе. Учитель Носова Т.В.

Cлайд 2

Цели: Знакомство с жанрами русского фольклора; Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае; Формирование навыков самостоятельной работы с литературой. Формирование навыков работы в команде. Развитие навыков оформления полученных результатов

Cлайд 3

Cлайд 4

Фольклор НАР ОДНОЕ ТВ ОРЧЕСТВО (народное искусство, фольклор), художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.

Cлайд 5

Русские народные сказки Сказка - повествовательное народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.

Cлайд 6

Русские загадки Загадка - жанр народно-поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего. Платье потерялось – Пуговки остались. (рябина)

Cлайд 7

Пословицы и поговорки ПОСЛ ОВИЦА, жанр фольклора, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом. ПОГОВ ОРКА, образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни.

Cлайд 8

Малые жанры фольклора К малым жанрам фольклора относятся: - Скороговорки; - Небылицы; - Потешки, прибаутки; - Заклички; - Считалки; - Дразнилки И др.

Cлайд 9

Скороговорки Скороговорка – весёлая игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Перепелка перепелят прятала от ребят. Саша шапкой шишку сшиб.

Cлайд 10

Небылицы Основаны на принципе перевертыша: чепуха, которой в жизни не бывает. Способствуют развитию чувства юмора, это своего рода проверка усвоенных о мире знаний. Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота. Выскочила палка с бабкою в руке И давай дубасить коня на мужике. Крыши испугались, сели на ворон, Лошадь погоняет мужика кнутом.

Cлайд 11

Потешки, прибаутки Небольшое стихотворение из двух - четырех, редко восьми строчек. Эти красочные яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка, всё то, что окружает его в доме, на улице, во дворе.

Cлайд 12

Заклички Заклички - разновидность обрядового фольклора: обращения к явлениям природы, стихиям с приветствиями и призывами, имеющими заклинательно-магический смысл Сопровождались обрядовыми действиями, в напевах ощутимы интонации зова, клича. Особо популярны были заклинания весны. Дождик, лей, лей, лей! Будет травка зеленей, Вырастут цветочки На зелененьком лужочке!

Cлайд 13

Считалки Это весёлые стихи с четким ритмом. Они предназначены для расчета играющих, чтобы определить, кто водит при игре. Баба сеяла горох, Уродился он неплох, Уродился он густой, Мы помчимся, ты постой!

Cлайд 14

Дразнилки Дразнилки отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающего мира. Они бывают одновременно и смешными, и обидными. Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни. Они высмеивают лень, жадность. Трусость, хвастовство и другие плохие привычки.

Cлайд 15

Cлайд 16

Cлайд 17

Частушки Частушка, короткая (обычно 4-строчная), исполняющаяся в быстром темпе, рифмованная припевка популярный жанр русского народного словесно-музыкального творчества. Подарю вам три цветочка: Белый, синий, аленький. Я парнишка удалой, Хоть и ростом маленький!

Cлайд 18

Колыбельные Колыбельная песня - песня, исполняемая при убаюкивании ребенка. Один из древнейших жанров фольклора всех народов. Баю-баюшки-баю, Не ложися на краю. Придёт серенький волчок, Тебя схватит за бочок

Cлайд 19

Обрядовый фольклор - Колядки - Веснянки - Масленичные песни -Летние песни - Осенние песни

Cлайд 20

Колядки Колядки - (от лат. Calendae - первый день каждого месяца), обрядовые песни с пожеланиями богатства, здоровья и пр. Исполнялись на Рождество. Воробушек летит, Хвостиком вертит, А вы, люди, знайте, Столы застилайте, Гостей принимайте, Рождество встречайте! Воробушек летит,

Cлайд 21

Веснянки Веснянки (укр., белорус. - веснавые, рус. - заклички), обрядовые календарные песни призыва весны, приуроченные к равноденствию. Прежде веснянкам приписывали магическое значение. Весна, весна красная, Приди, весна, с радостью, С великой милостью, Со льном высоким, С корнем глубоким, С хлебами обильными

Конспект по литературе 5 класс, с применением ИКТ.

Урок №2

Тема урока . Русский фольклор. Колыбельные песни, пестушки, потешки.

Цели урока :

    Обучающие:

- познакомить учащихся с понятием «фольклор», его жанрам;.

- дать образное представление об истоках колыбельной песни;

- формирование знаний учащихся о малых жанрах детского фольклора – колыбельных песнях, пестушках, потешках; обогащение словарного запаса учащихся.

    Развивающие:

- прививать навык чтения своеобразных жанров фольклора; учить воспринимать их душой;

- воспитывать чувство ритмики народных песен, потешек;

- отрабатывать навыки выразительного чтения;

- развитие у школьников исследовательской и коммуникативной культуры.

    Воспитательные:

- приобщать к традициям народной культуры;

- учить видеть красоту и многообразие слов;

- воспитание интереса к фольклорным традициям русского народа.

Тип урока : урок формирования (усвоения) и усовершенствования навыков и умений.

Форма урока : мультимедийный урок с элементами исследования.

Методы и приемы:

1. Методы : словесный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

2. Приемы : беседа по вопросам, рассказ учителя, словарная работа, творческая самостоятельная работа,

выразительное чтение статьи учебника, оценка чтения по выданной таблице, аналитическая работа с текстом статьи учебниками, составление таблицы.

Оборудование и ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, медиапрезентация к уроку (среда POWER POINT ), учебник

карточки, выставка читательских дневников, звукозапись колыбельных песен, фрагмент из м/ф «Умка ищет друга».

Теория литературы : фольклор, народная песня.

Эпиграф к уроку . « Подлинную историю … народа нельзя знать не зная устного народного творчества » М. Горький

Этапы урока

Ход урока

Примечание

1. Организационный

II . Опрос по домашнему заданию

2.Беседа по прочитанной за лето литературе, знакомство с читательскими дневниками.

Слайд №2

III . Актуализация опорных знаний и их корректирование

(вводные задания)

Игра «Угадайка» (на доске прикреплены карточки) .

Угадайте, к какому жанру произведений относятся следующие тексты:

1. На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты будешь такой?(Учитель открывает на доске карточку: считалки)

2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда (Учитель открывает на доске карточку: пословицы).

3. Заря заряница по миру ходила, слезу уронила; месяц видел, солнце скрало (Роса). (Учитель открывает на доске карточку: загадки).

4. Жили-были старик да старуха, у них была дочка Аленушка да сынок Иванушка. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). (Учитель открывает на доске карточку: сказки).

5. От топота копыт пыль по полю летит. (Учитель открывает на доске карточку: скороговорки).

Беседа.

Слово учителя. Виды произведений вы сумели определить верно. Но почему-то нигде не назван автор, хотя мы с вами всегда с уважением относимся к авторам. Почему же автора не назвали? Забыли?

Конечно же, все эти произведения имеют автора, но имени его мы не знаем. Их сочинил народ.

Значит, все эти произведения называются произведениями устного народного творчества. Перед нами народное искусство. Искусство русского народа. Сочинил когда-то один, передал другому, другой третьему, а автора никто уже не помнит.

Так почему же оно называется устным? Я ведь вам читала написанное.

Действительно, это теперь можно записать. А раньше, когда не было письменности, неграмотные крестьяне на Руси передавали их из уст в уста. Каждый еще, рассказывая другому, кое-что забывал и вставлял свои слова. Это творчество русского народа. Хотя у других народов тоже есть свое творчество.

Может, вы вспомните, как по-другому называется устное народное творчество?

Да, верно. Фольклор-от английских слов “народ” и “учение”, т. е. народная мудрость.

Запись в «Словарь...» значения терминафольклор.

О чем говорит толкование этого термина?


Слайд №3


Слайд № 5


Слайд №6

IV . Постановка целей и задач урока

Работа над эпиграфом к уроку.


Слайд №7

V . Работа по теме урока

V .1.Мотивация учебной деятельности

V .2. Пробные задания

(использование изученного в стандартных условиях)

V .3.Творческие задания

(использование изученного в нестандартных условиях)

1. Слово учителя

- Русское устное народное творчество отличается необычайным богатством и своеобразием жанров, тем, героев. Корнями оно уходит в древнеславянскую художественную культуру. Фольклор прошел огромный путь развития и отра­зил труд и быт, идеалы русского народа. Фольклор выразил горячую и задушев­ную любовь русского народа к своей Родине, о которой в пословице говорится: «Велика святорусская земля, а везде солнышко!»

2. Составление сравнительной таблицы «Фольклор и литература»

(Таблицу учитель и учащиеся составляют по вопросам беседы.)

Чем отличается фольклор от литературных произведений?

Как создаются фольклорные и литературные произведения?

Видели ли вы на обложках книг «Русские сказки», «Пословицы и поговор­ки» имя их автора? Почему?

Бывает ли, что вы рассказываете сказку другу, а он вас исправляет, говоря: «А я читал, там было немного по-другому». Почему это происходит?

Какие жанры (виды) фольклора вы знаете? (Сказки, сказы, былины, песни, пословицы, поговорки)

Запись в тетради.

Жанры детского фольклора : колыбельные песни, пестушки, потешки, ско­роговорки, заклички, игры, дразнилки, загадки, страшилки, нелепицы-не-складухи, школьные стишки, анекдоты, озорные песенки.

Проведение физкультминутки

Хлопаем в ладошки,

Пусть попляшут ножки,

Пусть попляшут ножки

По ровненькой дорожке. (Пляшут).

Устали наши ножки – 2 раза.

Вот наш дом, где мы живем.

Ножки накрест – опускайся

И команды дожидайся.

А когда скажу: “Вставай!”

Им рукой не помогай. Вставай!

Ножки вместе, ножки врозь,

Ножки прямо, ножки вкось.

Ножки здесь и ножки там.

Что за шум и что за гам?

Ну-ка быстро по домам!

4. Продолжение слова учителя (беседа)

Познание мира каждым из нас начинается с фольклора. Мама убаюкивала нас песней, бабушка рассказывала сказку. Растем мы- и познаем новые жанры устного народного творчества: загадки учат думать, считалки используем, когда играем с друзьями. Мудрость народа рождала краткие выражения: пословицы и поговорки, которые передают основные правила жизни. Основным источником была русская жизнь, многовековой трудовой опыт, быт, начиная с колыбели до последних дней жизни.

Как думаете, все ли жанры устного народного творчества мы перечислили? Ведь карточка одна у нас еще не раскрыта.

Хотите узнать, что там написано?

Ой, люли, люли, ли

Спи, дитяточка, усни.

Уж ты котик-коток,

Приди, котик, ночевать,

Мою детку качать.

Баю-баю-бай … (Колыбельная песня).

5. История колыбельной песни.

Как вы думаете, сколько колыбельных песен на свете?

А как они дошли до наших дней?

Значит, о каких песнях мы будем сегодня говорить?

Благодаря чему они дошли до нас?

Колыбельных песен не так уж и много, но они передаются из поколения в поколение, просто каждая мама поет по-своему, что-то изменяя, дополняя. И колыбельная песня рождается как бы заново. Колыбельные песни есть у каждого народа. Эти песни, как считали предки, защищали спящего ребенка от проделок темной силы.

Давайте послушаем колыбельную песню.

А почему песню назвали колыбельной?

На слайде №12: КОЛЫБЕЛЬ (ЛЮЛЬКА, КАЧАЛКА, ЗЫБКА).

Подбери синонимы к этому слову.

Как вас убаюкивали в детстве?

Каким тоном пела вам мама песню?

Да, верно именно любовь, ласка передается с колыбельной песней. Пусть ребенок еще не слышит, но уже чувствует.

А что он чувствует, как вы думаете? (ласку, любовь, нежность матери)

Колыбельную песню поют, чтобы ребенок рос чистым в душе, нежным и добрым.

В песнях исполнители обращаются часто к животным, призывая их защитить и уберечь ребенка от невзгод.

6.Творческая работа в группах

А сейчас я вас приглашаю в творческую мастерскую. У вас две карточки. Прочитайте задание на этих карточках и выберите только одну с тем заданием, которое вам понравилось больше. Работаем.

РАССТАВЬ СТРОЧКИ ПО ПОРЯДКУ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛАСЬ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ.

Прилетели журавли

Ой, люли – люли – люли!

А ворота скрип – скрип

Они сели на ворота

У нас Ваня спи – спит.

Не будите у нас Ваню

В речке струйки говорят

К нам в окно луна глядит

В небе звездочки горят

Малым детям спать велит.

РАССТАВЬ СТРОЧКИ ПО ПОРЯДКУ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛАСЬ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ

Не ложися на краю

И утащит во лесок

Баю – баюшки-баю

Придет серенький волчок

Под ракитовый кусток


7.Продолжение работы над темой

А сколько лет существует колыбельная песня?

А теперь попробуем с вами перенестись на несколько десятков лет назад. Представьте простую крестьянскую избу. Посередине избы на березовом шесте, который называли ОЧЕП, висит люлька. И вам надо спеть младенцу песню.

(Дети исполняют колыбельные, которые они приготовили.)

У нас есть ребята, которые тоже дома поработали и приготовили для вас колыбельные песни.

Какое настроение слышится в этих песнях?

О чем мечтают мамы, когда поют своим детям колыбельные песни?

Колыбельные песни пелись в старину без музыкального сопровождения, «речитативом»Заглянем в толковый словарь. Прочитаем.

РЕЧИТАТИВ – напевная речь в вокально-музыкальном произведении.

    Значит, как исполняли колыбельные песни?

    Какой темп выберете для этой песни?

    Какую громкость? Какой тон?

    Какие чувства хотели бы передать при чтении этой песни?

8. Анализ текстов колыбельных песен.

Попробуем все это выполнить при чтении песни. А вы должны выбрать, кому это удалось лучше. (работа с текстами учебника).

9.Работа над материалом урока.

Слово учителя . Вслушайтесь в тексты и подумайте, для кого сочиняли эти строчки:

Идет коза рогатая за малыми ребятами,

Кто соску сосет, молочко кто не пьет,

Того бу, забоду, на рога посажу!

Ладушки, ладушки, где были? У бабушки.

Что ели? Кашку. Что пили? Бражку.

Сорока-белобока, кашку варила. Деток кормила.

Этому дала, этому дала…А этому не дала.

Ты воды не носил, дров не рубил, каши не варил.

Тебе нет ничего.

Для кого сочиняли тексты? С какой целью? Может быть, чтобы ребенок уснул? А, может, утешить, поиграть? Как бы вы назвали такие стишки? Объясните ответ.

Такие стишки называют потешками . Почему, как думаете?

Они сопровождают игры ребенка с пальчиками (“Сорока-белобока”), ручками (“Ладушки”), ножками.

Потешки – жанр устного народного творчества.

Для каких детей сочиняли эти песенки? Ведь вы тоже дети! Может, для вас?

Объясните свой ответ.

Дети учатся разным вещам: умываться, хлопать в ладоши, самые маленькие – выполнять движения ручками и ножками.

2.Словарная работа

Значения каких слов вы не поняли? Давайте все вместе попробуем выяснить смысл слов, записанных на доске, которые вы встретили в текстах потешек:

лишеньки (устар.) – лихо беда горе зло

пуще – сильнее

припарь – пригрей

плетень – забор

3. Творческая работа с заучиванием наизусть или воспроизведением в памяти учащихся

Фольклор-коллективное устное народное твочество. Малые жанры фольклора. - Что означает слово фольклор? - Что возникло раньше: фольклор или литература? - Кто являлся создателем фольклора? - Какие жанры фольклора вам известны? - Какие малые жанры фольклора вам известны?

  • Завтра с неба прилетит Синий-синий-синий кит, Если веришь, стой и жди, А не веришь - выходи!
  • Ехал грека через реку. Видит грека: в реке рак, Сунул грека руку в реку - Рак за руку грека - цап!
  • Волка бояться - в лес не ходить.
  • Висит груша – нельзя скушать.
  • Баю-баюшки-баю Баю-баюшки-баю, Не ложися на краю. Придет серенький волчок, Он ухватит за бочок И потащит во лесок, Под ракитовый кусток. К нам, волчок, не ходи, Нашу Сашу не буди.
Термин "фольклор”, который впервые в 1846 году ввёл в науку английский учёный У.Дж. Томс, в переводе означает "народная мудрость”. Понимают этот термин по-разному: иногда под ним подразумевают любое народное искусство (танцы, музыку, резьбу по дереву и прочее), иногда - только словесное. Фольклор отличается следующими чертами: устная форма бытования, опора на традиции, непосредственность контакта исполнителя и слушателя, коллективность, народность, сочетание слова с элементами других видов искусства. Фольклорные произведения исполняли гусляры и скоморохи. Хороший сказочник знал на память до десяти произведений. Естественно, чтобы запомнить и воспроизвести какое-нибудь произведение, народ выработал свои подсказки. Это набор традиционных зачинов и концовок, повтор слов, эпизодов, использование фольклорных символов (кукушка, осина-горе), общих типических мест (формула красоты - "ни в сказке сказать, ни пером описать”; формула повелевания - "встань передо мной, как лист перед травой”), постоянных эпитетов. Пословица - малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.
  • Рыбак рыбака видит издалека.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Под лежачий камень вода не течёт.
  • Мягко стелешь, да жёстко спать.
  • У страха глаза велики.
  • В гостях хорошо, а дома лучше.
Поговорка - словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни, часто имеет юмористический характер, в отличие от пословицы не имеет поучительного смысла.
  • «Голод не тётка, пирогом не накормит »
  • «Яйца курицу не учат »
  • «Назвался гру́здем - полезай в короб »
  • «Как вы лодку назовёте - так она и поплывёт »
  • «Дорога́ ложка к обеду »
  • «Да, кудри извилин не заменят! »
Считалка - небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка - элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.
  • Вышли мыши как-то раз Посмотреть который час. Раз-два-три-четыре, Мыши дернули за гири. Тут раздался страшный звон - Разбежались мыши вон.
  • За морями, за горами, За железными столбами, На пригорке - теремок, На дверях висит замок. Ты за ключиком иди И замочек отомкни.
Скороговорка - фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов.
  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
  • У четырех черепашек четыре черепашонка.
  • Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке.
Загадка - иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего.
  • Ну-ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжет, Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печет?
Заклички - один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто - к птицам, которые считались вестниками весны
  • Солнышко, снарядись! Красное, покажись! Выйди из-за тучи, Дам орехов кучу!
  • Морозушка-Мороз! Не тяни домой за нос, Не стучи, не балуй, А на окнах рисуй!
  • Огуречек, огуречек, Не ходи на тот конечек: Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет.
Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) - стихотворная, короткая, весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку.
  • Тили-бом, тили-бом Загорелся Кошкин дом. Кошка выскочила, Глаза выпучила, Бежит курица с ведром, Заливает Кошкин дом!
  • Три козы траву косили По лугам-лужочкам, По зелёным кочкам. Козушки молоденькие, Хвостики коротенькие.
Потешка - элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) - короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Колыбельная песня - песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится.
  • Ой, лю-ли, лю-ли, лю-ли! Прилетели журавли. Журавли-то мохноноги Не нашли пути-дороги. Они сели на ворота, А ворота - скрип-скрип... Не будите у нас Ваню - У нас Ваня спит, спит.
  • Ходит сон по хате В сереньком халате. А сониха под окном В сарафане голубом. Ходят вместе они, А ты, доченька, усни.
  • Баюшки-баюшки, Скакали горностаюшки. Прискакали к колыбели И на Машу поглядели. И сказал горностай: «Поскорее подрастай! Я к себе тебя снесу, Покажу тебе в лесу И волчонка, и зайчонка, И в болоте лягушонка, И на елке кукушонка, И под елкою лису».
Малые жанры фольклора:
  • Частушка, жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-строчная) песенка юмористического содержания быстрого темпа исполнения.
  • Брату я работала - Едва я дни коротала, Попросила башмаки: «Сестра, не заработала!»
  • Побасёнка - разговор о действиях героев, проявляющих их черты характера.
  • - Фома, у тебя в избе тепло? - Тепло! На печи в шубе терпеть можно.
  • Небылица рассказывает необычную, выдуманную, "перевёрнутую” картину жизни.
  • Жона была раскрасавица… за окошко зглянёт, так три дня собаки лают…
Найти определение жанра фольклора: Жанр фольклора Определение жанра
  • Пословица
  • Поговорка
  • Считалка
  • Частушка
  • Побасенка
  • Пестушка
  • Загадка
  • Небылица
  • Чистоговорка
  • Закличка
  • Иносказательное описание предмета с целью угадать задуманное
  • Разговор о действиях героев, проявляющих их черты характера.
  • Иносказание с дидактическим уклоном.
  • Короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка.
  • Небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре.
  • Заклинательная песня, обращенная к явлениям природы.
  • Фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов.
  • Рассказывает необычную, выдуманную, "перевёрнутую” картину жизни.
  • Короткая юмористическая песня.
  • Устойчивое выражение, описывающее ситуацию или характер, не несущее поучения.
Определить задачи малых фольклорных жанров: Жанр Задачи жанра
  • Пословица
  • Поговорка
  • Считалка
  • Загадка
  • Побасёнка
  • Небылица
  • Потешка
  • Намекает (скрыто оценивает) различные явления человеческой жизни.
  • Учит угадывать задуманное.
  • Весело учит различать действительность и фантазию, развивать воображение.
  • Кратко и точно оценить характеры и поступки людей.
  • Весело учит малыша жестам
  • Помочь весело распределить роли в игре.
  • Высмеять плохие черты характера или показать остроумие героя.

Что такое фольклор?
Какие бывают жанры фольклора?

Былина (от слова «быль») – это произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях. Они повествуют о подвигах богатырей, проявляющих свою силу, удаль, храбрость. Переходя из поколения в поколение, они служили способом передачи древних верований, представлений о мире, сведений об истории. Все, о чем рассказывалось в былинах, воспринималось как правда, как реально происходившие когда-то в далеком прошлом события.
Былины -богатый исторический опыт народа, который касается самых различных сторон национальной жизни: борьбы с иноземными захватчиками, становления государства, семейных отношений и так далее.

Читай статью «Былины»

Прослушай былину «Илья Муромец»

Загадка – это жанр детского фольклора. В этих коротких стишках называются только признаки или действия предмета и явления, а не сам предмет или явление. Загадка часто пользуется приемом сравнения, особенно часто неживой предмет сравнивается с живым: лук – дед, морковка – красная девица, замок – черная собачка.
Смотри примеры русских народных загадок

Слайд №25 Анекдоты

Анекдот - от греческого - неизданный.
Это жанр фольклора, короткий устный рассказ сатирического или юмористического содержания с неожиданной остроумной концовкой
Героями анекдотов являются исторические лица, политические деятели, представители рас и др.
Читай сборник анекдотов на школьную тему

Слайд №26 Частушки

Частушка - это рифмованная четырёхстрочная припевка, исполняемая в быстром темпе. Исполняется обычно в сопровождении гармони, балалайки. Частушки сочиняются на злободневные темы, бывают политического, а также любовного содержания. Это популярный вид русского народного творчества. Частушки получили распространение со второй половины девятнадцатого века, особенно стали популярны в первой половине двадцатого века.
Читай сборник частушек на школьную тему

Слайд №27 Детский фольклор

Детский фольклор явление уникальное по своему разнообразию: в нём сосуществует огромное множество жанров, каждый из которых связан практически со всеми проявлениями жизни ребёнка. У каждого жанра - своя история и своё назначение. Одни появились в глубокой древности, другие - совсем недавно, те призваны развлекать, а эти - чему-то научить, третьи помогают маленькому человеку сориентироваться в большом мире…

Слайд №28 Жанры
детского
фольклора

Пестушки

Заклички

Считалочки

Скороговорки

Прибаутки

Колыбельные
песни

Слайд №29 Дразнилки

Презентация на тему: Собиратели русских народных сказок Выполнила: ученица 4 «в» класса Егорова Милена Проверила: классный руководитель Попова О.П. Якутск, 2014

Алекса́ндр Никола́евич Афана́сьев А. Н. Афанасьев (11 июля 1826 - 23 сентября1871) - выдающийся русский собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов, историк и литературовед. Родился в городе Богучаре Воронежской губернии, где отец его, человек очень умный и высоко ценивший образование, служил уездным стряпчим. Образование получил в Воронежской гимназии и Московском университете, где учился на юридическом факультете, в котором проникся интересом к изучению старины, и прежде всего древнерусского быта. Заинтересовавшись народным бытом, молодой ученый не мог пройти и мимо устного творчества, в том числе сказок.

Афанасьев А.Н. провел огромную работу по сбору и систематизации русских сказок, которые были объединены в сборник «Народные русские сказки» и в течение 1855-1863 гг. изданы в восьми выпусках. Тексты сказок ученый извлек из архива Русского географического общества и вместе с этими текстами опубликовал записи сказок другого выдающегося деятеля русской культуры - В. И. Даля. В своём сборнике Афанасьев систематизировал объёмный материал русских сказочных сюжетов первой половины XIX века, снабдив их обширным научным комментарием. Система, принятая Афанасьевым, является первой попыткой классификации сказок вообще.

В сборник включены более 600 сказок со всех уголков России. До сих пор это самый большой сборник сказок. Всего данная книга выдержала более двадцати пяти изданий. Среди прочих сказок, включенных в сборник, особое место занимают всеми любимые «Колобок», «Репка», «Теремок», «Морозко», «Гуси – лебеди», «По щучьему велению» и т.д., которые стали известны благодаря усилиям А.Н. Афанасьева, и которые по праву можно назвать бесчисленными сказочными богатствами.

В.И. Даль ─ известный лексиограф. Родился 10 ноября 1801г. в Екатеринославской губернии в городе Луганске (отсюда псевдоним Даля: Казак Луганский). Отец был датчанин, многосторонне образованный, лингвист (знал даже древнегреческий язык), богослов и медик; мать немка, дочь Фрейтаг, переводившей на русский язык Геснера и Ифланда. Отец Даля принял русское подданство и вообще был горячим русским патриотом. Даль был многогранной личностью. Он был выдающимся лексикографом, фольклористом и этнографом. Он разбирался в земледелии, в торговле, морском и инженерном деле, гомеопатии, коневодстве, рыболовстве, строительстве кораблей, домов и мостов. Он прекрасно пел и играл на многих музыкальных инструментах, был хорошим хирургом, высокопоставленным чиновником и академиком, одним из учредителей и деятельных членов Русского географического общества. Даль Владимир Иванович

Владимир Иванович Даль – создатель знаменитого Толкового словаря живого великорусского языка и автор замечательных сказок для детей. Он был также ценителем и собирателем русского народного творчества. Именно он собрал и записал известные всем пословицы «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Волка бояться – в лес не ходить». Прославили его как литератора «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый», опубликованные в 1832 году.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) является осно­воположником русской педагогики, в частности дошкольной педаго­гики. В основу своей педагогической системы он положил идею народности воспитания, считая, что дети с самого раннего возрас­та должны усваивать элементы народной культуры, овладевать родным языком, знакомиться с произведениями устного народного творчества. По словам К.Д. Ушинского, сказки - «первые и блестящие попытки русской народной педагогики», и никто не может состязаться с «педаго­гическим гением народа». Поэтому, он считал, что дети большему научатся читая интересные, но в то же время поучительные сказки и рассказы.

Толстой Лев Николаевич - (1828-1910) - один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель. Сказки Льва Толстого рассчитаны на то, чтобы облегчить детям запоминание научного материала. Этому принципу подчинены многие произведения «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения». В 1872 г. он написал любимую всеми детьми сказку «Три медведя» для «Новой азбуки». Повествование ее предельно приближено к ре­алистическому рассказу: в ней нет традиционных для народных сказок зачина и концовки. События развертываются с первых фраз: «Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику».

Алексей Николаевич Толстой родился 10 января (29 декабря) 1883 года в городе Николаевске Самарской губернии. Удивительный и талантливый писатель, который написал много произведений разного направления, но нам он известен как писатель подаривший прекрасные сказки для детей. Создавая свои сказочные шедевры, Толстой не смог обойти стороной русские народные сказки. Удивительный народный фольклор подсказывал автору как лучше всего донести до слушателя идею и глубокий смысл каждой детской сказки. Толстой от своего имени обработал и переписал некоторые волшебные народные сказки и сказки о животных.

Процесс переделки народных сказок был очень тяжёлым и трудоёмким, требовавший определённого писательского таланта. Алексей Толстой отбирал самые интересные и популярные сказки, которые были изложены в очень красивой народной форме и написанные великолепным народным языком и разбавлял их некоторой классической литературностью. В его обработке нам известны такие сказки, как «Иван Царевич и серый волк», «Волк и козлята», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и много других сказок.

При написании работы использованы материалы следующих интернет ресурсов: http://narodstory.net www.hobbitaniya.ru http://ru.wikipedia.org images.yandex.ru




Top