Повседневная культура древней руси. Повседневная жизнь на Руси в XIII-XV вв

древняя Русь, культура, повседневная культура, структура повседневности

Аннотация:

В статье рассматриваются особенности повседневной культуры Древней Руси

Текст статьи:

Древнерусское государство – государство 9 — начала 12 вв. в Восточной Европе, возникшее в последней четверти 9 в. в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян - Новгорода и Киева, а также земель (поселения в районе Старой Ладоги, Гнездова), расположенных вдоль пути «из варяг в греки». В период своего расцвета Древнерусское государство охватывало территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе, до верховьев Северной Двины на севере. Образованию государства предшествовал длительный период (с 6 в.) созревания его предпосылок в недрах военной демократии. За время существования Древнерусского государства восточнославянские племена сложились в древнерусскую народность.

Власть на Руси принадлежала киевскому князю, который был окружен дружиной, зависящей от него и кормившейся в основном за счет его походов. Некоторую роль играло и вече. Управление государством осуществлялось при помощи тысяцких и сотских, т. е. по признаку военной организации. Доходы князя имели различные источники. В 10 - начале 11 вв. это в основном «полюдье», «уроки» (дань), получаемые ежегодно с мест.

В 11 - начале 12 вв. в связи с появлением крупного землевладения с различными видами ренты функции князя расширились. Владея собственным крупным доменом, князь вынужден был вести сложное хозяйство, назначать посадников, волостелей, тиунов, руководить многочисленной администрацией.

Возникли дворцовые чины, заведовавшие отдельными отраслями управления. Во главе городов стоял городской патрициат, образовавшийся в 11 в. из крупных местных землевладельцев - «старцев» и дружинников. Большим влиянием в городе пользовалось купечество. Необходимость охраны товара при перевозках обусловила появление вооруженной купеческой стражи, среди городского ополчения купцы занимали первое место. Самую многочисленную часть городского населения составляли ремесленники как свободные, так и зависимые. Особое место занимало духовенство, делившееся на черное (монашествующее) и белое (мирское).

Сельское население состояло из свободных крестьян-общинников (число их уменьшалось), и уже закрепощенных крестьян. Существовала группа крестьян, оторванных от общины, лишенных средств производства и являвшихся рабочей силой внутри вотчины.

В эпоху образования Древнерусского государства пашенное земледелие с упряжными почвообрабатывающими орудиями постепенно повсеместно (на севере несколько позднее) сменило мотыжную обработку почвы. Появилась трехпольная система земледелия; выращивались пшеница, овес, просо, рожь, ячмень. Летописи упоминают хлеб яровой и озимый. Население занималось также скотоводством, охотой, рыболовством и бортничеством. Деревенское ремесло имело второстепенное значение. Ранее всего выделилось железоделательное производство, базирующееся на местной болотной руде. Металл получали сыродутным способом. Письменные источники дают несколько терминов для обозначения деревенского поселения: «погост» («мир»), «свобода» («слобода»), «село», «деревня».

Основной тенденцией развития общественного строя Древней Руси было становление феодальной собственности на землю, с постепенным закрепощением свободных общинников. Результатом закабаления деревни явилось ее включение в систему феодального хозяйства, основанного на отработочной и продуктовой ренте. Наряду с этим существовали и элементы рабовладения (холопство).

В 6-7 вв. в лесной полосе места поселений рода или небольшой семьи (городища) исчезают, и на смену им появляются неукрепленные деревенские селища и укрепленные усадьбы знати. Начинает складываться вотчинное хозяйство. Центр вотчины - «княждвор», в котором временами жил князь, где, кроме его хором, находились дома его слуг - бояр-дружинников, жилища смердов, холопов. Вотчиной управлял боярин - огнищанин, распоряжавшийся княжескими тиунами. Представители вотчинной администрации имели как экономические, так и политические функции. В вотчинном хозяйстве развивалось ремесло. С усложнением вотчинной системы усадебная замкнутость несвободных ремесленников начинает исчезать, возникают связь с рынком и конкуренция с городским ремеслом.

Развитие ремесла и торговли обусловило появление городов. Наиболее древние из них - Киев, Чернигов, Переяславль, Смоленск, Ростов, Ладога, Псков, Полоцк. Центром города был торг, где реализовалась ремесленная продукция. В городе развивались различные виды ремесел: кузнечное, оружейное, ювелирное (ковка и чеканка, тиснение и штамповка серебра и золота, филигрань, зернь), гончарное, кожевенное, портняжное.

Культура повседневности Древней Руси.

Образ жизни. Славяне издревле отличались почтительным отношением к старшим. Глава семейства был и отец его, и начальник; и все прочие: жена, дети, родственники и слуги повиновались ему беспрекословно. Русские были кроткие и тихие, их стыдливость упрощала брачную жизнь, спокойствие и целомудрие господствовали в семьях.

Наши предки отличались умеренностью, довольствуясь тем, что производила природа; наслаждались долголетием, были крепкие и весёлые, любили пляски, музыку, хороводы и песни. Неутомимые в трудах и привязанные к земледельчеству, они вознаграждались обильной жатвой, мясом, молоком и шкурами, которые служили покровом от непогоды. Доброта сердца, проявляемая повсеместно хлебосольством и гостеприимством, была отличительной чертой наших предков.

Существовал обычай, чтобы проезжего или прохожего пригласить к себе в дом, накормить и приветить его. Хозяева встречают гостя с радостью, подают на стол всё, что имеют, и не берут никакой с него платы, думая, что брать с прохожего деньги за хлеб-соль – великий грех.

Русские не любили придираться к словам, в обхождении были весьма просты и всякому говорили «ты».

Издавна на Руси вставали до восхода солнца, молились тотчас Богу, спрашивая его святой помощи на добрые дела; не помолясь ничего не предпринимали. Отправлялись ли в дорогу, строили ли дом, засевали ли поле – прежде всего шли в церковь помолиться. Перед опасными же предприятиями, исповедовались и причащались. Вера укрепляла народ во время величайших невзгод. Перед выступлением в поход никакой полк не двинется вперёд, не отслужив молебна, и не будучи окроплён священной водой.

Садился ли кто за стол или вставал из-за него, осенял своё чело крестным знамением.

Праздники справляли с благоговейными обрядами. Во время празднеств, все забывали вражду и составляли единое общество.

Всякий человек, встретившийся со знакомым или проходивший мимо незнакомого, но чем-нибудь отличаемого, приветствовал его снятием шапки и наклонением головы. Посторонний человек, вошедший в избу или в пышные палаты, обращал первым делом взгляд на икону и молился; потом кланялся и здоровался.

Дворяне и богатые люди были спесивы к бедным, но между собой гостеприимны и вежливы. Гостя встречали с объятиями и просили садиться, но гость, войдя в комнату, искал глазами иконы, подходил к ним, крестился и клал сначала три земных поклона, потом обращался к хозяевам с приветствием. Подав друг другу руку, они целовались, кланялись по несколько раз, и чем ниже, тем считалось почтительнее; затем садились и беседовали. Гость садился лицом к образам. Тут его потчевали мёдом, пивом, вишнёвкой. По окончании разговора, гость, взяв шапку подходил к образам, крестился, делал те же поклоны и прощался с хозяином, желая ему здоровья. Хозяин отвечал ему взаимным пожеланием и провожал его без шапки до крыльца; любимого гостя провожали до самых ворот, а почётного – ещё далее, за несколько шагов от ворот.

Одежда, костюм (обычный, праздничный) . Находки из слоёв древнерусских городов, гробниц и сельских погребений, рассказывают о всём многообразии тканей местного производства, из которых шили одежду. Это и шерстяные ткани, сотканные преимущественно из овечьей шерсти и ткани из растительных волокон разной структуры (льна, конопли). Среди шерстяных и полушерстяных тканей встречаются ткани клетчатые и полосатые. Известны так же ткани узорные. Обычными для X – XII века являются узорные и безузорны ленты, тесьмы, шнурки и бахрома из шерстяной пряжи. Широкое распространение имело сукно и предметы из войлока. Некоторые из тканей были сотканы из шерсти естественного коричневого, чёрного, серого цвета. Применяли и минеральные красители – охру, красный железняк и др.

Основными видами одежды были рубаха и порты, причем у знати это была нижняя одежда, у народа — основная. Чем богаче человек, тем многослойнее был его костюм. Можно сказать, что рубаха — это древнейшая из одежд, ибо ее название восходит к древнему слову «руб» , т.е. «самый грубый». Длина рубахи, материал, из которого она сшита, характер орнаментов определялись социальной принадлежностью и возрастом. Длинные рубахи носили знатные и пожилые люди, более короткие- другие сословия, так как в отличие от размеренной и неторопливой жизни князей и бояр будни трудового народа бели наполнены тяжелой работой и одежда не должна была сковывать движений. Рубаху носили на выпуск и обязательно с поясом (если человек не надел пояс, то говорили, что он распоясался). Полотна ткались узкие (30- 40 см), и поэтому рубахи шились с цельнокроенными рукавами или прямоугольной проймой. Для удобства движений вставлялись ластовицы, для прочности ставились на подкладку из другой ткани-подоплеку (вот что значит «знать подоплеку дела»). Праздничные рубахи знати шились из дорогих тонких полотен или шелков ярких цветов и украшались вышивками. Не смотря на условность узора орнамента, многие его элементы имели символический характер, они как бы охраняли человека от другого сглаза и напастей. Украшения были «навесными»- съемными: богато расшитыми золотом, драгоценными камнями и жемчугами воротники- ожерелья и зарукавья — манжеты.

Порты, суженные у щиколотки, шились из холстины, знатные мужи сверху надевали еще одни — шелковые или суконные. Они стягивались на поясе шнурком — чашником (отсюда и выражение » держать что-то в загашнике»). Порты заправлялись в сапоги из цветной кожи, часто расшитые узорами или обертывались онучами (куски полотна 2.5 метров), и на них надевались лапти, в ушки которых продергивались завязки — оборы, ими и обвивались онучи. В нашем представлении все лапти одинаковы. Но это не так. Лапти были толстые и тонкие. Темные и светлые, простые и сплетенные узорами, были и нарядные — из подкрашенного разноцветного лыка.

Верхней одеждой были свита, кафтан и шуба. Вита надевалась черезх голову. Она была сшита из сукна, с узкими длинными рукавами, обязательно закрывались колени, и подпоясывалась широким поясом. Кафтаны были самого различного вида и назначения: повседневные, для верховой езды, праздничные — сшитые из дорогих тканей, замысловато украшенные. Обязательной частью мужского костюма был головной убор, летом — кожаный ремешок, а зимой — самые разнообразные шапки — кожаные, войлочные, меховые. Порты, суженные у щиколотки, шились из холстины, знатные мужи сверху надевали еще одни — шелковые или суконные. Они стягивались на поясе шнурком — чашником (отсюда и выражение » держать что-то в загашнике»). Порты заправлялись в сапоги из цветной кожи, часто расшитые узорами или обертывались онучами (куски полотна 2.5 метров), и на них надевались лапти, в ушки которых продергивались завязки — оборы, ими и обвивались онучи. В нашем представлении все лапти одинаковы. Но это не так. Лапти были толстые и тонкие. Темные и светлые, простые и сплетенные узорами, были и нарядные — из подкрашенного разноцветного лыка.

На Руси женщины обязательно закрывали голову повойником, сорвать головной убор считалось страшнейшим оскорблением (опростоволоситься — значит опозориться). Девушки заплетали волосы в косу или носили их распущенными, подхваченными лентой, тесьмой или обручем из кожи, бересты, обтянутым разноцветной тканью.

Праздничный костюм шился для воскресных дней и престольных праздников, будничный — для работы дома, в поле и в лесу; обрядовые делились на предсвадебные, свадебные и погребальные — «горемычные». Кроме того, различалась одежда и по возрастному признаку и по семейному положению: девичья и для молодой женщины (до рождения первенца), для женщины зрелого возраста и старушечья. Нарядно одевались и в трудовые праздники: день первой борозды, день выгона скота, день начала сенокоса и жнивья.

Одна из наиболее характерных черт русской народной одежды — многослойность, которая придавала женской фигуре скульптурную монументальность.

Яркие, нарядные вышивки в старину играли роль оберега, поэтому были четко определены места их расположения: «ошивки» ворота и запястья, плечо и низ рубахи, поле рукавов. Интенсивно расшитые, эти места как бы защищали человека от злых сил. Для вышивки использовали лен, коноплю, шерсть, окрашенные отварами трав и кореньев, кроме того, разноцветные шелка, золотые и серебряные нити. Старинные швы: роспись, набор, гладь, полу крест определяли характер узора вышивки и связь ее со структурой ткани. В орнаментах отражались явления, тесно связанные с жизнью крестьян: смена времен года, обильный урожай, цветущие деревья и растения, фигуры женщины — прародительницы всего живого, кони, птицы, небесные светила — солнце и звезды. Древние простые узоры из поколения в поколение под руками искусных мастериц обогащались новыми техническими приемами, а вместе с тем и передавали круг узоров, применяемых только в данной местности Для украшения рубах использовались и кусочки различных тканей, особенно кумачовые, которые тоже заполнялись вышивкой, как и основная ткань. Этот старинный способ украшения одежды применялся еще в боярском костюме, когда кусочки драгоценных заморских тканей, оставшиеся от раскроя больших одежд, или уже сношенных, нашивались как украшение на вновь сшитое платье. Кроме тканых, вышитых узоров, инкрустации тканями, использовались разноцветные «травчатые» ленты, вьюнки, кружева, блестки, золотые и серебряные галуны и позументы. Все это декоративное богатство руками талантливых вышивальщиц превращалось в драгоценное произведение искусства.

Украшались даже «горемычные» рубахи, причем и здесь соблюдались каноны в использовании узоров и цвета. Так при трауре по родителям носили белые рубахи с белой вышивкой, а по детям — с черной, исполненной крестиком и набором. Без всяких «украс» были рубахи только у женщин-вдов, которые они надевали при совершении обряда «опахивания». Женщин-вдов собирали со всей деревни, и они босиком, простоволосые, одетые только в холщовые рубахи, должны были сохой опахать землю вокруг деревни для предотвращения ее от холеры и падежа скота.

Рубаха использовалась во всех случаях в жизни русской женщины и, выдержав испытание временем, пройдя через века, свободно вошла в наш гардероб в виде разнообразных цельнокроеных платьев и блузонов.

Но в старинном костюме рубаха редко носилась отдельно, чаще всего в северных и центральных районах России сверху надевался сарафан, а в южных — понева. Понева — это вид юбки, состоящей из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетеным узким пояском — гашником: ее носили только замужние женщины. Понева была круглая, то есть сшитая, или распашная, состоящая из отдельных полотен. В основном поневы были темно-синего, темно-красного, реже — черного цвета. Темное ее поле разделялось клетками, причем их цвет и размер зависели от традиций той губернии, села или деревни, в которых ткались поневы. Поневы, так же как и рубахи, делились на праздничные и повседневные. Будничные отделывались по низу узкой домотканой полоской тесьмы или полосками кумача. В праздничных же поневах большое внимание уделялось «клаже» — так называлась нашивка по подолу, в которой максимально использовалось все богатство отделки: многоцветная вышивка, позумент, мишурное кружево из золоченых и серебряных ниток, травчатые ленты, вьюнки, блестки, стеклярус и бисер. У круглых понев швы служили не только для соединения отдельных частей, но и как дополнительная отделка. Пояс — «покромка» ткался на станке из разноцветных шерстяных ниток, концы его распушивались и среди нитей вплетались нитки бисера.

Поверх рубахи и поневы надевали передник — «занавеску», завязывавшуюся сзади тесемками – «мутозками», Интенсивность цвета и декоративность орнамента постепенно усиливаются сверху вниз, она создавалась за счет вставок из яркого ситца, полос узорного ткачества и вышивки, лент, кружев, бахромы и блесток.

Завершал ансамбль шушпан из шерстяной, полушерстяной или холщовой ткани с очень деликатным украшением: в основном соединительные швы и окантовка вышивкой красным узором. Дополнялся костюм сложным головным убором.Для всей территории России характерны две резко различающихся категории головных уборов. Девичьи, оставляющие открытыми волосы и теменную часть головы, имели форму венка-обруча или повязки. Женские головные уборы были разнообразны, но все они полностью скрывали волосы, которые по народному поверью обладали колдовской силой и могли навлечь несчастья.

Основу всех разновидностей южнорусских головных уборов типа «Сороки» составляла сшитая из простёганного холста, уплотнённая пенькой или берестой твёрдая налобная часть, надеваемая непосредственно на волосы. В зависимости от формы, плоской или имитирующей отходящие назад рога, она именовалась кичкой или рогатой кичкой. Именно эта деталь придавала всей его конструкции ту или иную форму, получавшую своё завершение при помощи верхней части — своего рода чехла из кумача, ситца или бархата — Сороки; затылок покрывала прямоугольная полоса ткани — позатылень. Вокруг названных трёх элементов создавался сложный по составу и многослойный головной убор. Иногда он включал в себя до двенадцати частей, а его вес достигал до пяти килограммов.

Многочисленные пуговицы, металлические ажурные и с рисунком, стеклянные и простые использовались не только для застёжки, но и включались в декоративный ряд украшений.

Необходимой частью костюма были и цветные широкие пояса. Девушки к поясу привешивали сшитые из различных лоскутков нарядные сумочки «для гостинцев».

Ноги обертывали онучами из белого «свейского» сукна или холста и надевали лапти, плетенные из вязового или липового лыка, или чулки белой шерсти, «вязаные в одну спицу и кожаные башмаки — коты, которые для украшения фигурно пробивались медной проволокой спереди и сзади.Не последнее место в костюме занимали различные украшения. В большом количестве надевались на шею ожерелья из жемчуга, граната и гайтаны — низанные из бисера, янтарные бусы, приносившие, согласно поверью, здоровье и счастье, ожерелья из цепей. Большой любовью пользовались крупные серьги «голубцы» и более мелкие, изящные. Своеобразным украшением были и нежные, легко подвижные «пушки» — шарики, сплетенные из гусиного пуха, которые носились вместе с серьгами.

Несмотря на живописное многоцветие, цельность всего ансамбля достигалась, главным образом, найденностью цветовых сочетаний и соотношений.

Цвет, орнамент, символика приобретали особый смысл в обрядовых и свадебных костюмах.

Семейная иерархия. Семейно-брачные отношения до Крещения Руси регулировались нормами обычая, и государство вообще не вмешивалось в эту область. Заключение брака осуществлялось путем похищения невесты женихом («умычка»). В Повести Временных лет этот языческий способ заключения брака приписывается древлянам, радимичам и некоторым другим племенам. Молодежь из разных сел собиралась на берегах рек и озер на игрища с песнями и плясками, и там женихи «умыкали» невест. Автор летописи - монах - негативно, конечно, относился ко всяким языческим обычаям, но даже он не стал утаивать, что «умычка» совершалась по предварительной договоренности жениха и невесты, так что слово «похищение» здесь, в общем-то, не подходит. Глава семейства, муж, был холопом по отношению к государю, но государем в собственном доме. Все домочадцы, не говоря уже о слугах и холопах в прямом смысле слова, находились в его полном подчинении.

В обязанности супруга и отца входило «поучение» домашних, состоявшее в систематических побоях, которым должны были подвергаться дети и жена. Большим уважением в обществе пользовались вдовы. Кроме того, они становились полноправными хозяйками в доме. Фактически, с момента смерти супруга к ним переходила роль главы семейства.

Крещение, принесло на Русь многие нормы византийского права, в том числе касающиеся семейно-брачных отношений. Семья находилась под покровительством православной церкви, вот почему семейно-брачные отношения регулировались в основном нормами церковного права. Брачный возраст устанавливался по византийским законам в 14-15 лет для мужчин и в 12-13 лет для женщин.

Христианство запретило практиковавшееся на Руси многоженство. Состояние в браке становится препятствием к вступлению в новый брак. Устав князя Ярослава грозил церковным домом (заточением в монастырь) юной жене, из-за которой мог пошатнуться предшествующий брак мужчины. Последнему предписывалось жить со старой.

Препятствием к вступлению в брак являлись родство и свойство. Стремясь укрепить брачные узы, церковные уставы запрещали скрытые формы нарушения брачного законодательства: супружескую измену, половые сношения между родственниками и свойственниками. Церковь рассматривала брак не только как плотский союз, но и как духовный, поэтому браки допускались лишь между христианами. Совершение брака после Крещения Руси должно было происходить в форме церковного венчания. Практика же знала и сохранение прежних, языческих форм заключения брака, что осуждалось законом. При совместной добрачной жизни неженатого мужчины и незамужней женщины на мужчину возлагалась обязанность выплаты выкупа и женитьбы на девице.

Перечень поводов к расторжению брака почти целиком был заимствован из византийских законов, в частности из Прохирона, но с учетом русских традиций. Итак, брак растрогался, когда:
1) обнаруживалось, что жена слышала от других людей о готовящемся злоумышлении на власть и жизнь князя, а от мужа своего утаила;
2) муж заставал жену с прелюбодеем или это доказывалось показаниями послухов;
3) жена вынашивала замысел отравить мужа зельем или знала о готовящемся другими людьми убийстве мужа, а ему не сказала;
4) жена без разрешения мужа посещала пиры с чужими людьми и оставалась ночевать без мужа;
5) жена посещала днем или ночью (не имело значения) игрища, несмотря на запрещения мужа;
6) жена давала наводку вору похитить имущество мужа или сама что-либо похищала или совершала кражу из церкви.

Личные и имущественные отношения между родителями и детьми строились на основе традиционных правил, с изменениями, внесенными каноническими нормами. Власть отца была непререкаемой, ему принадлежало право решать внутрисемейные споры, наказывать детей. Достаточно мягко относится закон к внебрачным детям. Церковный Устав Ярослава, конечно, наказывает девушку, которая, живя в доме отца и матери, рожала добрачного ребенка. Наказывает Устав и жену, родившую внебрачного ребенка. Однако осуждается и оставление незамужней девушкой младенца или избавление от плода. Основная мысль законодателя ясна: дети должны рождаться в браке, но если уж незамужняя зачала, то должна дать жизнь младенцу.

Воспитание детей. Дохристианская эпоха характеризуется разнообразными воспитательными формами. В VI веке у древних славянских племен стали зарождаться элементы наставнической деятельности. При матриархате дети обоих полов воспитывались в доме матери, затем мальчики переходили в дом мужчин, где обучались практическим умениям. Воспитание детей поручалось наставникам, которые обучали житейской мудрости в «домах молодежи». Позже воспитанием и обучением детей занимались ближайшие родственники (дядьки). При отсутствии таковых, эти функции выполняли ближайшие соседи («кумовство»). Таким образом, в VI — VII вв. у восточных славян приоритет был у внесемейного воспитания. С VIII века родители перестали отдавать своих детей чужим людям. С этого времени можно говорить о появлении воспитательной функции в семье. Основными приемами народного воспитания были потешки, частушки, загадки, сказки, былины, колыбельные песни. В них раскрывались лучшие черты славянского народного характера: уважение к старшим, доброта, сила духа, смелость, трудолюбие, взаимопомощь. Они отражали богатую и самобытную историю славянского народа, укрепляя и сопровождая ее с первых лет жизни. В исследованиях С.Д. Бабишина, Б.А. Рыбакова показан достаточно высокий общий культурный уровень, самобытный национальный характер воспитания в дохристианской Руси. Сделан вывод о том, что ни педагогическая мысль, ни система образования в Древней Руси не были византийской копией, а «общая культура русского народа была в высшей степени педагогична».

Христианская эпоха в народной педагогике началась с освещения Крещением Руси святым равноапостольным князем Владимиром.

Воспитание детей княжьего рода имело свои особенности. Дети княжеского рода передавались на воспитание в другую семью. Эта форма воспитания получила название «кормильство». Кормильство — социально-педагогическое явление на Руси X-XII вв. — характеризовалось как наставничество и ответственность за нравственное, духовное и физическое воспитание молодых княжичей. Первые знания они получали при дворе — в школе «книжного учения», где обучались с детьми бояр и дружинников. Первая школа «учения книжного» была открыта в Киеве в 988 г., затем в Новгороде в 1030 г. и других городах.

В народной практике семейного воспитания в России основной акцент делался на послушании как главном элементе почитания Бога. Логика рассуждений обосновывала его следующим образом: муж как глава семьи должен почитать Бога, а жена должна смиряться перед мужем, дети же должны почитать своих родителей. Существовало мнение, что отпадение людей от веры приводит к тому, что муж перестает чтить Бога, жить по Его воле и происходит непослушание жены мужу. И как результат у двух непослушных людей вырастает непослушный ребенок.

Основным педагогическим принципом этого периода являлась репродукция (перенос) образа жизни в систему воспитания, закрепленная в первых литературных памятниках Древней Руси.

Особенностью воспитательной системы в Древней Руси с приходом христианства стало выполнение данной функции священнослужителями, которая перешла к ним от добропорядочных соседей. Кум при крещении младенца нарекался «крестным» и считался с той поры вторым отцом, почитался и уважался крестником. Перед Богом и людьми он нес ответственность за будущее своего воспитанника, его дела и поступки, а в случае потери родителей — заменял их, брал крестника к себе в дом как родного сына. Но самое основное дело, которое должен был выполнять крестный отец — это неустанно молиться за свое крестное чадо и следить за духовной жизнью и духовной зрелостью его. Можно сделать вывод, что в христианстве заложена профилактика социального сиротства, которое с таким размахом распространяется в обществах, в основе которых отсутствует вера и ответственность перед Богом.

Христианство, как методология, значительно повлияла на общее распространение знаний и грамотности. Священнослужители, выполняя Божию волю, активно влияли на эти процессы. Так, святой митрополит Киевский Михаил благословлял учителей и давал наставления, как правильно вести обучение. В Новгороде, Смоленске и других городах были организованы школы и училища при кафедрах епископов для обучения детей грамоте. Постепенно в разных городах Руси священники стали обучать грамоте при церквях, школах и училищах детей всех сословий. Со временем не только священники, но и люди нецерковного звания — «мастера грамоты» — начали обучать детей. Мальчики получали образование у священников или «мастеров», женское образование было сосредоточено преимущественно при женских монастырях, которых перед татаро-монгольским нашествием было около 10. Дочь Черниговского князя Михаила Всеволодовича, Ефросинья, открыла при монастыре женское училище, в котором она обучала детей всех сословий грамоте, письму и пению молитв.

Особое место в системе семейного воспитания в Древней Руси отводилась женщине. За женщиной признавали право заботы о детях, воспитания их в благонравии. Женщине полагалось быть образованной, так как она являлась не только хранительницей домашнего очага, но и первой наставницей детей в добрых и праведных поступках.

Дом и его организация. Первоначально жилища представляли собой срубы, которые обычно располагали произвольно. Внутри была одна общая комната, а к ней примыкали пристройки для домашнего скота и птицы, для хранения земледельческого инвентаря, хлеба, сена и пр.. Овины или гумно стояли недалеко от изб.

Стремление минимальными средствами создать максимум удобств обусловливало лаконизм интерьера, основными элементами которого были печь, неподвижная мебель (лавки, полати), подвижная мебель (стол, скамья) и различные укладки (сундуки, коробья).

Древнерусская печь, вся целиком включенная в помещение избы, являлась и в прямом, и в переносном смысле домашним очагом – источником тепла и уюта.

Судя по простате тогдашних нравов, можно предположить, что избы и хоромы возводились без украшений, строились из дерева. Жилые покои располагались внутри двора и обносились деревянными заборами с решёткой или без решётки с частоколом. Конечно, это делали богатые; а остальные окружали своё жилище плетнём или оставляли открытым. В середине X века появились каменные постройки.

Сельские избы, построенные в те времена, почти не отличались друг от друга: были невысокие, крылись досками и соломой. Горожане строили высокие дома и жили обыкновенно наверху. Нижняя часть дома отводилась тогда для погребов, называвшихся медушами, так как в них хранился мёд, и для кладовых. Дом делился на клети (комнаты). Он разделялся на пополам сенями, называвшимися иногда помостом. На расстоянии от дома строились особые почивальни, или одрины, чьё название показывает, что тут стояли постели, которые служили не только для ночного сна, но и для послеобеденного.

Приёмные в великокняжеских покоях назывались гридницами. В них угощались бояре, гридники, сотники, десятские и все нарочитые люди. На дворе строили вышки и повалуши для голубей (голубницы). Хоромами назывались высокие деревянные дома, а теремами – покои или комнаты, расположенные в верхнем ярусе.

Жилые покои освещались свечами и светильней. В великокняжеских и боярских хоромах горели восковые свечи, потому что воску было в изобилии. Люди скромного достатка жгли обыкновенное масло, наливаемое в круглые глиняные сосуды – каганец или жирник.

Стены комнат ничем не украшались, дубовые столы и лавки имелись только у богатых; они стояли вдоль стен, часто покрывались коврами. В те времена не знали ни стульев, не кресел. Великие князья при приёме послов садились на возвышенном круглом седалище, заменявшем трон; во время обедов – на обыкновенных лавках, застланных тканями – шёлком и бархатом. Украшения комнат обычно составляли изображения святых мучеников и угодников, вставленные в киоты и повешенные в углу. Перед ними теплилась лампада, а в праздники образа освещали ещё восковыми свечами. Под иконами было почётное место; тут же стоял покрытый белой тканью стол.

Гораздо позднее на Руси появились такие типы построек как избы из срубов, мазанки, хаты и каменные постройки.

Нормы приема пищи. Предки наши, живя в патриархальной простоте, довольствовались малым: полусырая пища, мясо, коренья. В XI веке они питались ещё просом, гречихой и молоком; потом научились готовить яства. Для гостей ничего не жалели, проявляя своё радушие изобильными кушаньями.

За столом кипел мёд – древнейший и любимый напиток всех славянских племён. Мёд был первым нашим напитком, и он делался очень крепким. Разведением пчёл тогда не занимались, они сами водились в лесах. Мёды были: вишнёвый, смородиновый, можжевеловый, сборный, малиновый, княжеский, боярский и др.

Наши предки стали заниматься выращиванием зерна, и тогда же начали печь хлеб и делать квас. В X веке это было уже во всеобщем употреблении, и даже обливались квасом в бане.

Пиво называлось прежде «олуй». Оно делалось крепким, имело разные названия и цвет (светлое или тёмное).

В Древней Руси не было недостатка ни в плодах, ни в яствах: рыба, дичь и мясо были в изобилии.

Пиры были тогда в обыкновении, и принято было, что богатые угощали бедных. Сами великие князья потчевали гостей; ели и пили вместе с ними.

Перец попал к нам из Царьграда и Болгарии. Оттуда же мы получали миндаль, кориандр, анис, имбирь, корицу, лавровый лист, гвоздику, кардамон и другие пряности, которые служили приправой к кушаньям.

Муку для выпечки хлебов приготовляли на мельницах или в жерновах в ручную.

Простой народ питался довольно скудно: хлеб, квас, соль, чеснок и лук составляли основную его пищу. Щи, каша и овсяный кисель готовились повсюду. Щи приготовлялись с куском свиного сала или говядины. Они были любимым кушаньем при дворе.

Вкусный хлеб, рыба - свежая и солёная, яйца, огородные овощи: капуста, огурцы – солёные, на уксусе и свежие, репа, лук и чеснок считались лучшими кушаньями.

Предки наши с самых древних времён не употребляли телятины, зайцев, голубей, раков и мясо тех животных, что были забиты руками женщины, считая их осквернёнными.

Приготовлением пищи занималась домашняя прислуга. Но если женщине требовалось зарезать птицу для стола, а никого из мужчин не было дома, она выходила за ворота с ножом и просила первого прохожего мимо сделать это.

Наши предки строго соблюдали посты: по понедельникам, средам, пятницам и даже субботам. Даже тяжелобольные не смели употреблять мясного.

Выпекание хлебов требовало знаний и опыта, и не ценилась та хозяйка, которая не владела этим умением, ибо считалось: в чьём доме хороший хлеб, в том хорошая хозяйка. Хлебы пшеничные и крупчатые пеклись на сладостях, с разными изображениями.

Пироги пекли с различной начинкой: из яиц, капусты, рыбы, грибов, риса и проч. Пироги сладкие приготовлявшиеся на сахаре, с изюмом, вареньем и пряностями назывались левашниками.

В день ели несколько раз, но обыкновенно завтракали, обедали, полдничали и ужинали. После обильного обеда отдыхали по несколько часов.

Завтракали рано утром, обедали около полудня, полдничали около четырёх или пяти часов, а ужинали после захода солнца. Потом, спустя час, молились Богу и ложились спать.

Ритуалы и обряды семьи.

КРЕЩЕНИЕ. Роды и воспитание детей на Руси издавна были окружены, разнообразными поверьями, обрядами и традициями. Много веков назад, как и сейчас, будущие мамы стремились легко разрешиться от бремени, родители хотели защитить своих детей от сглаза, воспитать их трудолюбивыми и вежливыми, научить грамоте.

Ещё во время беременности женщины учились у повитух старинному наговору, который затем читали своим детям в утробе: «От тебя, мой свет, моя капелька, я сама всяку беду отведу. Будет куполом тебе любовь моя, колыбелькою — все терпение, да молитвою — утешение. Жду тебя, мой свет, как земля зари, как трава росы, как цветы дождя». Звучание этих нежных слов благотворно влияло на ребенка, а у матери создавало правильный настрой перед родами.

Появление человека на свет всегда считалось великим таинством, к которому женщина начинала готовиться задолго до самого события. Уже на свадьбе принято было желать молодым: «Дай вам Бог, Иван Иванович, богатеть, а вам, Марья Петровна, спереди горбатеть». Повивальные бабки, владевшие акушерским искусством, на Руси пользовались особым почетом. Далеко не каждая женщина могла стать повитухой, например, запрещалось это тем, чьи собственные дети страдали какой-нибудь болезнью. И, конечно, большое внимание уделяли чистоте помыслов повивальной бабки, ведь от нее напрямую зависели жизни и роженицы, и нового человека.

Как только у женщины начинались схватки, повитуха уводила ее подальше от жилья (часто роды происходили в бане). Считалось, что надо опасаться «лихих людей» или «дурного глаза», которые могут навредить новорожденному. Поэтому присутствие кого бы то ни было, даже самых близких членов семьи, во время родов запрещалось. Отцу ребенка предписывалось усердно молиться перед иконой и соблюдать пост.

День крещения выбирался произвольно. Если дитя было слабое или ему угрожала скорая смерть, то его немедленно крестили.

В древние времена именовали при рождении именем того святого, который приходился на восьмой день после рождения. Наши предки имели по два имени, одно давалось при рождении, другое (тайное) при крещении.

Обыкновение иметь крёстных родителей существует в христианской Церкви издревле. Крещение было погружательным. Священник читает заклинательные молитвы. Затем следует отречение оглашенного, или в случае его малолетства, его крёстным, от сатаны. Причём они, говоря «отрицаюся», дуют и плюют три раза, обратясь назад; а после, обратясь на восток, уверяют в единении с Христом и читают «Символ веры». Потом иерей, помазав елеем, трижды погружает оглашенного в тепловатую, как бы летнюю воду, читает молитву и надевает на крещённого белую одежду и крест.

При одевании белой одежды, поётся тропарь. После крещения следует миропомазание, миром помазуется чело, очи, ноздри, уста, уши, грудь, руки и подошвы ног.

Потом священник, трижды обойдя с крещаемым и его крёстными вокруг купели, прочитав Евангелие и омыв члены тела, помазанные миром, остригает волосы крестообразно при чтении молитвы; залепив их в воск, отдаёт крёстному, который бросает их в купель, воду затем выливают в непопираемое ногами место.

При крещении младенца восприемница (крёстная) снабжает его рубашечкой и головным убором, а восприемник – крестом; каждый из них одаривает родильницу и дитя щедрым подарком, который называется «на зубок»: материей, деньгами, кто чем может.

Родители крещаемого не присутствуют при крещении своего ребёнка. После крещения священник поручает крёстным родителям заботиться о наставлении крестника или крестницы в православной вере и во всём, что нужно христианину.

Помимо свадеб и крестин, в Древней Руси было множество обрядов и празднеств, как православных, так и языческих: именины, красная горка, радоница, ярило, пасха, русальная неделя, троицын день, святки, масленица и многие другие. Каждый праздник имел определённый алгоритм провидения и отмечался с особым размахом.

Литература

  1. «Археология. Древняя Русь. Быт и культура» под ред. Б. А. Рыбакова. М. – 1997 г.
  2. Беловинский Л. В. «История русской материальной культуры», М. – 2008 г.
  3. Овсянников Ю. М. «Картины русского быта», М. – 2000 г.
  4. Рабинович М. Г. «Очерки материальной культуры русского феодального города», М. – 1990 г.
  5. Семёнова М. «Быт и верования древних славян», СПб. – 2001 г.
  6. Терещенко А. В. «История культуры русского народа». М. - 2007 г.

Слайд 2

По степени большего или меньшего уважения к труду и по уменью оценивать труд, соответственно

его истинной ценности - можно узнать степень цивилизации народа. Н. А. Добролюбов

Слайд 3

  • Быт - повседневная жизнь.
  • Нравы – обычаи, уклад общественной жизни.
  • Слайд 4

    Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, а быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами.

    Люди жили как в больших для своего времени городах, насчитывавших десятки тысяч человек, так и в селах в несколько десятков дворов, и деревнях, в которых группировалось по два-три двора.

    Самым большим городом считался Киев. По своим масштабам, множеству каменных зданий - храмов, дворцов - он соперничал с другими тогдашними европейскими столицами.

    Слайд 5

    Слайд 6

    Софийский Собор

  • Слайд 7

    Золотые ворота

  • Слайд 8

    Во дворцах, богатых боярских хоромах шла сложная жизнь - здесь располагались дружинники, слуги, толпилась челядь. Отсюда шло управление княжествами, городами, селами, здесь судили и рядили, сюда свозились дани и подати. В сенях, просторных гридницах нередко происходили пиры. Женщины сидели за столом наравне с мужчинами. Также, женщины принимали активное участие в управлении, хозяйстве, других делах.

    Слайд 9

    Любимыми забавами богатых людей были соколиная, псовая охота. Для простого люда устраивались

    скачки, турниры, различные игрища.

    Слайд 10

    Внизу, на берегах Днепра, шумел веселый киевский торг, где продавались изделия и продукты не

    только со всей Руси, но и со всего света.

    Слайд 11

    Быт населения различных районов Киевской Руси был различным. Крестьяне жили в небольших

    домах. На юге это были полуземлянки, у которых даже крыши были земляные. На севере по лесам строились срубные наземные постройки с деревянными полами. Печи везде были глинобитные или каменные, но топились по черному. Маленькие окошки закрывались деревянными ставнями, затягивались пузырём или кожей. Стекло использовалось лишь в церквях, у сеньоров и городских богачей. Вместо дымохода часто зияла дыра в потолке, и когда топили, дым заполнял помещение. В студёную пору нередко и семья крестьянина, и его скот жили рядом - в одной избушке.

    Слайд 12

    Горожане имели иные жилища. В городах почти не встречались полуземлянки. Бывали и двухэтажные дома, состоящие из нескольких комнат. Усадьбы бояр, дружинников и священнослужителей намного превосходили жилища простолюдинов размерами и богатством; они включали целый комплекс строений: помещения для слуг, ремесленников, хозяйственные постройки. Княжеские хоромы представляли собой настоящие дворцы, некоторые из них строились из камня.

    Слайд 13

    Одевались разные слои общества по-разному.

    Крестьяне и ремесленники - и мужчины, и женщины - носили рубахи из домотканого полотна. Мужчины кроме рубахи надевали штаны, а женщины юбки. Верхней одеждой и у мужчин, и у женщин была свитка. Носили также разные плащи. Зимой носили обыкновенные шубы.

    Обувь у горожан, крестьян и знати также была разной. Крестьянские лапти не отличались от тех, которые носили в ХIХ веке, горожане чаще носили сапоги или поршни (туфли)

    Слайд 14

    Слайд 15

    Одежда знати по форме походила на крестьянскую, но качество, конечно, было иным: плащи часто были из дорогих восточных материй, парчовые, вышивались золотом. Плащи застегивались на одном плече золотыми застежками; зимние шубы шились из дорогих мехов. Носили сапоги, часто украшенные инкрустацией.

    Слайд 16

    Украшения

    Богатые женщины украшали себя золотыми и серебряными цепями, ожерельями из бисера, который очень любили на Руси, серьгами, украшениями из золота и серебра, отделанными эмалью, чернью. Но были украшения и попроще, подешевле, сделанные из недорогих камешков, простого металла - меди, бронзы. Их с удовольствием носили небогатые люди.

    Слайд 17

    Слайд 18

    Своя жизнь, полная трудов, тревог, текла в русских селах и деревнях, в рубленых избах, в полуземлянках с печками-каменками в углу. Там люди настойчиво боролись за существование, распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились, оборонялись от «лихих» людей, а на юге - от кочевников, вновь и вновь отстраивали спаленные после вражеских набегов деревянные жилища. Причем нередко пахари выходили в поле вооруженные рогатинами, дубинами, луком и стрелами, чтобы отбиться от половецкого дозора. Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли пряжу, мужчины пили хмельные напитки, мед, вспоминали минувшие дни, слагали и пели песни, слушали сказителей и сказительниц былин

    Посмотреть все слайды

    Заним.особое место, 2 вида– трупоположение и сожжения. Первобытное погребение трупов, которым искусственно придавалось положение эмбриона в чреве, было связано с верой во второе рождение после смерти. Поэтому умершего хоронили подготовленным к этому второму рождению.Праславяне в бронзовом веке-отказываются от этого. Появл.обряд,порожденный новыми воззрениями о душе человека, которая не воплощается вновь в каком-либо другом существе (звере, птице, человеке…), а перемещается в воздушное пространство неба. Это достигалось посредством закапывания сожженного праха в землю и постройки над погребением модели дома, «домовины»Есть сведения, что покойника, совершив над ним тризну, сжигали, кости его собирали в малую посудину и ставили на столбе на распятиях, где скрещивались пути. Придорожные столбы, на которых стояли сосуды с прахом предков, – это межевые знаки, охранявшие границы родового поля и дедовской усадьбы.Есть и другие описания погребального обряда у славян: старейшина деревни объявлял жителям о смерти одного из них посредством черного жезла, носимого со двора во двор. Все жители провожали труп с громким плачем, а некоторые женщины в белой одежде лили слезы в маленькие сосуды, называемые плачевными. Разводили огонь на кладбище и сжигали мертвого с его женою, конем, оружием; собирали пепел в урны, глиняные, медные или стеклянные и зарывали вместе с плачевными сосудами. Иногда сооружали памятники: обкладывали могилы дикими камнями и ограждали столпами. Печальные обряды заключались веселым торжеством, которое именовалось стравою.В период расцвета язычества наиболее распространенным и почетным было сожжение, с последующим насыпанием кургана. После этого на кургане проводилась тризна в память о покойном. Другим способом хоронили так называемых заложных покойников – умерших подозрительной, нечистой смертью или же живших не по правде. Похороны таких умерших выражались в вышвыривании тела куда подальше в болото или овраг, после чего его заваливали сверху ветками(чтобы не осквернять землю и воду нечистым трупом)Привычное нам погребение в земле широко распространилось только после принятия христианства.обрядовая еда на поминках кутья, блины и кисель. Усопших поминали на Святках, в Чистый четверг и Радоницу, вСемик и перед Дмитриевым днём. В дни поминовения усопших для них топили баню, жгли костры (чтобы они погрелись), оставляли для них еду на праздничном столе. Святочные ряженые представляли собой в том числе и пришедших с того света предков и собирали дары. Цель- задабривание умерших предков. вера в «заложных покойников- люди, умершие не своей смертью, их боялись и почитали во время общих поминок.

    9.Быт и нравы на Руси-10-12 век. Жилище

    Русь долгие годы была страной деревянной, и ее языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. Выражали чувство строительной красоты, пропорции, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. деревянная арх.восходит к Руси языческой, арх.каменная связана с Русью христианской.Для русской деревянной арх.характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек - клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву-традиционное.Лес, дерево-гл.строймат., легко подвергалось обработке, удобно для строительства простейших жилищ. но не было долговечным и не могло противостоять огню, пожарам.Осн.тип жилища - изба - русский срубный жилой дом. Сначала избы -полуземляночными, при этом сруб опускался на полметра в землю, полы были земляными. Окон, как правило, не было. Печь топилась по-черному, то есть дым распространялся по избе. С боков и сверху изба обкладывалась землей. Со второй половины X в. начинают преобладать наземные избы, появляются деревянные полы на лагах, приподнятые над уровнем земли. В стенах изб начинают прорубать волоковые окна. Вначале они были узкими и заволакивались изнутри дощечками. Позже стали прорубаться и красные окна, в которые вставлялись слюдяные оконницы. Появлялись печи, которые топились «по-белому». Понадобились потолки, которые засыпались землей, и глиняные трубы, которые выводили дым через потолок наружу. Перед татаро-монгольским нашествием все больше появлялось двухкамерных и трехкамерных изб, кое-где строились и двухэтажные деревянные дома.

    Основные понятия:

    Летопись

    Берестяные грамоты

    Основные имена:

    Нестор «Повесть временных лет»

    Митрополит Илларион «Слово о законе и благодати»

    Даниил Заточник «Слово», «Моление»

    Владимир Мономах «Поучение детям»

    В понятие культура входит все то, что создано умом, талантом, руками народа, все, что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на природу, на человеческие отношения.

    Особенности Древнерусской культуры.

    1. Русская культура складывалась как культура всех восточных славян, в то же время свои региональные черты.

    2. Влияние на русскую культуру соседних народов – угрофинов, балтов, иранских племен, других славянских народов.

    3. сильное влияние Византии, которая была для своего времени одним из наиболее культурных государств мира.

    4. культура с самого начала складывалась как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиции.

    5. влияние языческой религии и языческого мировоззрения

    6. опора русской культуры на народные истоки и народное восприятие

    7. влияние крещения Руси на культуру

    Христианство стало государственной религией Киевской Руси в 988 г., в княжение Владимира I Святого (980-1015). Кня­жеская власть получила в новой религии и испове­довавшей ее церкви надежную опору - духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Еди­ная вера давала подданным государства новое ощу­щение единства и общности. Постепенно складыва­лось общерусское самосознание - важный элемент единства древнерусской народности.

    Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем са­мым усилило внешнеполитическое положение в тог­дашнем мире.

    Духовное и культурное значении принятия христианства огромно. На Русь из Болгарии и Византии пришли богослужебные книги на славянском языке, возросло число тех, кто вла­дел славянской письменностью и грамотой. Непо­средственным следствием крещения Руси стало раз­витие живописи, иконописи, каменного и деревян­ного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования.

    Языческая древность сохранилась прежде всего в устном народном творчестве - фольклоре (за­гадки, заговоры, заклинания, пословицы, сказки, песни). Особое место в исторической памяти народа занимали былины - героические сказания о защит­никах родной земли от врагов. Народные сказители воспевают подвиги Ильи Муромца, Добрыни Ники­тича, Алеши Поповича, Вольги, Микулы Селяниновича и других былинных богатырей (всего в были­нах действуют более 50 главных героев). К ним обра­щают они свой призыв: «Вы постойте-тко за веру, за отечество, вы постойте-тко за славный стольный Ки­ев-град!» Интересно, что в былинах мотив защиты отечества дополнен мотивом защиты христианской веры. Крещение Руси было важнейшим событием в истории древнерусской культуры.


    С принятием христианства началось быстрое раз­витие письменности . Письменность была известна на Руси в дохристианские времена (упоминание о «чертах и резах», середина I тыс.; сведения о догово­рах с Византией, составленных на русском языке; находка под Смоленском глиняного сосуда с над­писью, сделанной кириллицей - азбукой, создан­ной просветителями славянства Кириллом и Мефодием на рубеже X-XI вв.). Православие принесло на Русь богослужебные книги, религиозную и свет­скую переводную литературу. До нас дошли древ­нейшие рукописные книги - «Остромирово Еванге­лие» (1057) и два «Изборника» (сборника текстов) князя Святослава (1073 и 1076). Утверждают, что в XI-XIII вв. в обращении находилось 130-140 тыс. книг нескольких сот названий: уровень грамотности в Древней Руси был по меркам средневековья весьма высок. Есть и другие доказательства: берестяные грамоты (их археологи обнаружили в середине XX в. в Великом Новгороде), надписи на стенах со­боров и ремесленных изделиях, деятельность монас­тырских школ, богатейшие книжные собрания Киево-Печерской лавры и Софийского собора в Новго­роде и др.

    Бытовало мнение, что древнерусская культура была «немой» - она, как полагали, не имела само­бытной литературы. Это не так. Древнерусская ли­тература представлена различными жанрами (ле­тописание, жития святых, публицистика, поучения и путевые заметки, замечательное «Слово о полку Игореве», не принадлежащее ни к одному из извест­ных жанров), она отличается богатством образов, стилей и направлений.

    Древнейшая из дошедших до нас летописей - «Повесть временных лет» - создана около 1113 г. монахом Киево-Печерской лавры Нестором. Знаме­нитые вопросы, которыми открывается «Повесть временных лет»: «Откуда есть пошла Русская зем­ля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть», - уже говорят о масштабе лич­ности создателя летописи, его литературных способ­ностях. После распада Киевской Руси возникли са­мостоятельные летописные школы в обособившихся землях, но все они, как к образцу, обращались к «Повести временных лет».

    Из произведений ораторско-публицистического жанра выделяется «Слово о Законе и Благодати», созданное Иларионом, первым русским по проис­хождению митрополитом, в середине XI в. Это раз­мышления о власти, о месте Руси в Европе. Замеча­тельно «Поучение» Владимира Мономаха, написан­ное для сыновей. Князь должен быть мудр, милосер­ден, справедлив, образован, снисходителен и тверд в защите слабых.

    К согласию и примирению князей призывал и не­известный автор величайшего произведения древне­русской литературы «Слово о полку Игореве » (конец XII в.). Реальное событие - поражение северского князя Игоря от половцев (1185-1187) - стало лишь поводом к созданию «Слова», изумляющего богатством языка, стройностью композиции, силой образного строя. Автор видит Русскую землю с ог­ромной высоты, охватывает мысленным взором ог­ромные пространства, как бы «летит умом под обла­ками», «рыщет через поля на горы» (Д. С. Лихачев). Опасность угрожает Руси, и князья должны забыть распри, чтобы спасти ее от погибели.

    архитектура и живопись .

    Византийские традиции каменного зодчества пришли с христианством. Ве­личайшие постройки XI-XII вв. (погибшая в 1240 г. Десятинная церковь, соборы, посвященные Святой Софии, в Киеве, Новгороде, Чернигове, По­лоцке) следовали византийским традициям. На че­тырех массивных столбах в центре здания, соеди­ненных арками, покоится цилиндрический барабан. На нем прочно стоит полусфера купола. Следуя че­тырем ветвям креста, к ним примыкают остальные части храма, завершающиеся сводами, иногда - ку­полами. В алтарной части - полукруглые выступы, апсиды. Это и есть разработанная византийцами крестово-купольная композиция церковного зда­ния. Внутренние, нередко и внешние стены храма расписаны фресками (живопись по сырой штукатур­ке) или покрыты мозаикой. Особое место занимают иконы - живописные образы Христа, Богоматери, святых. Первые иконы пришли на Русь из Визан­тии, но русские мастера быстро овладели строгими законами иконописи. Почитая традиции и стара­тельно учась у византийских учителей, русские зод­чие и живописцы проявляли удивительную творческую свободу: древнерусская архитектура и иконо­пись более открыты миру, жизнерадостны, декора­тивны, чем византийские. К середине XII в. стали очевидны и различия художественных школ Владимиро-Суздальской, Новгородской, южнорусских зе­мель. Радостные, легкие, пышно украшенные вла­димирские храмы (Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли и др.) контрастируют с приземистыми, основательными, массивными церк­вями Новгорода (церкви Спаса на Нередице, Па­раскевы Пятницы на Торгу и др.). Новгородские иконы «Ангел Златые Власы», «Знамение» отлича­ются от написанных владимиро-суздальскими мас­терами икон «Дмитрий Солунский» или «Боголюбская Божья Матерь».

    К числу величайших достижений древнерусской культуры относится и художественноеремесло, или узорочье, как его называли на Руси. Золотые укра­шения, покрытые эмалью, изделия из серебра, вы­полненные в техниках скани, зерни или черни, узор­чатый декор оружия - все это свидетельствует о вы­соком мастерстве и вкусе древнерусских ремеслен­ников.

    История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс Киселев Александр Федотович

    § 29 – 30. БЫТ И КУЛЬТУРА РУССКОГО НАРОДА В XIII – XV ВЕКАХ

    Возрождение хозяйства. Монголы нанесли сильнейший удар русским землям: уничтожили многие материальные и духовные ценности, разорили и сожгли десятки городов, увели в плен тысячи людей. Многие виды ремесла были забыты, центры культуры находились в запустении, прекратилось каменное строительство. В середине XIV века русские люди начали восстанавливать разрушенное хозяйство и города, возрождались ремёсла, торговля, сельское хозяйство.

    При обработке земли преобладала трёхпольная система – поле делили на три участка: озимь, ярь и пар. Озимые культуры засевались осенью, урожай получали в следующем году. Яровые сеяли весной и в том же году получали урожай. Земля, отведённая под пар, отдыхала от посевов. В последующие годы участки чередовались.

    Росло производство металла, из которого изготовляли оружие, кольчуги и шлемы. Этим занимались бронники. Село Бронницы на Мсте в Новгородской земле славилось своими кузнецами. В конце XIV века появилось огнестрельное оружие. Среди кузнецов были мастера пушечного дела. В 1470-е годы пушки стали лить из бронзы, но ручные пищали по-прежнему ковали из железа.

    Широким спросом пользовались предметы из железа бытового назначения: ножницы, швейные иглы, гвозди, заклёпки, скобы, замки, ножи разных типов: кухонные, столовые, косторезные, боевые и многие другие.

    Совершенствовали мастерство литейщики. Они освоили и художественное литьё, особенно церковной утвари. Колокол Троице-Сергиева монастыря, отлитый в 1420 году, весил 20 пудов. Основной продукцией гончарного производства были посуда и детские игрушки.

    Плотники и мастера по дереву строили крестьянские избы, боярские хоромы, корабли, мостили улицы, изготавливали мебель. Искусные деревянные изделия украшали дома и их внутренние помещения.

    В сельской местности крестьяне занимались домашним ткачеством. В этот период началось изготовление тканей на станках. Сырьём служили шерсть, лён и конопля. Население охотно покупало изделия кожевников, сапожников, шорников, сумочников, скорняков.

    Русские люди осваивали токарный станок (из дерева) и подъёмные механизмы (применялись итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти при сооружении Успенского собора в Кремле). Со второй половины XV века в строительстве широко использовался кирпич. В 1404 году в Московском Кремле были установлены башенные часы, в 1436 году часы появились и в Новгороде.

    Русские плотники

    Ткацкий станок. Реконструкция Б. Колчина

    Просвещение и литература. Распространение знаний и грамотности по-разному шло в деревне и шумном торговом городе, в монастыре и княжеском дворце. В сельской местности знания, необходимые крестьянину, передавали молодым старики. В виде примет и пословиц они сохранились до наших дней, например, «на Сретенье (2 февраля) – снежок, весной – дождёк», «май холодный – год хлебородный». В деревнях грамотными людьми были сельские старосты и священники. В воспитании детей большую роль играли сказки с положительными и отрицательными персонажами. Популярный герой сказок Иванушка-дурачок неизменно преодолевал все препятствия и всегда прощал своих заносчивых соперников.

    Князья, бояре, горожане учились грамоте по книгам. Они умели читать и писать. Грамота была необходима для ведения различных торговых и имущественных дел. На пергаменте и бересте составлялись и записывались различные документы (купчие грамоты, челобитья, завещания, договоры и пр.). Однако среди богатых людей было немало таких, кто «еле брёл по грамоте».

    С середины XIV столетия дорогую телячью кожу, использовавшуюся для изготовления книг, постепенно заменяла бумага. Книги стали дешевле и поэтому доступнее. Их читали вслух специальные чтецы. Тех, кто знал грамоту, т. е. умел читать и писать, называли вежами, незнающих грамоты – невежами.

    В литературе, созданной в XIII – XV веках, развивались две темы – монгольское нашествие и объединение русских земель. В «Слове о погибели Русской земли» в поэтической форме прославляются русские князья и повествуется о прекрасной и изобильной стране, которая была растоптана полчищами Батыя. Куликовской битве посвящены «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина», автором которой был брянский боярин Софоний Рязанец.

    Популярным чтением на Руси были жития святых. В них содержались сведения как бытового характера, так и из области культуры, истории, географии. Из житий известно, например, что будущие святые чаще всего начинали обучаться грамоте с семи лет. «Житие Александра Невского» с описанием подвигов князя составили вскоре после его кончины. Один из авторов, Епифаний Премудрый, живший в конце XIV – начале XV века, написал жития Сергия Радонежского и Стефана Пермского.

    Своеобразный памятник литературы – описание путешествий. В XV веке свет увидело «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. Он отправился в Персию и волей судьбы оказался в Индии. Афанасий Никитин ярко и точно описал неизвестную и таинственную страну. Тверской купец был первым европейцем, посетившим Индию. Португалец Васко да Гама оказался там на несколько лет позже Афанасия Никитина.

    Школа в Московской Руси. Художник Б. Кустодиев

    Сохранились и летописные традиции Древней Руси. В XIV – XV веках в летописании различных областных центров красной нитью проходила идея объединения Русской земли.

    Нестяжатели и иосифляне. Церковные земли, выросшие до огромных размеров, стали предметом обсуждения в русском обществе.

    Споры о церковном землевладении развернулись среди духовенства. Сформировалось два идейных течения – нестяжатели и иосифляне. Первое возглавил монах Кирилло-Белозерского монастыря Нил Сорский. Он проповедовал нестяжательство – скромную жизнь монахов, которые живут за счёт собственного труда, и отрицал право монастырей на владение землёй и крестьянами.

    Представители другого течения – иосифляне – во главе с Иосифом Волоцким, основателем подмосковного Иосифо-Волоколамского монастыря, отстаивали право церкви на земельную собственность. Они выступали за сильную и богатую церковь, но признавали зависимость духовной власти от светской.

    Афанасий Никитин покидает Тверь. Художник Д. Н. Буторин

    На церковном соборе в Москве в 1503 году Иван III поставил вопрос о ликвидации монастырского землевладения. Таким образом он хотел обеспечить землёй служилое дворянство. Нил Сорский призывал отказаться от права монастырей на землю, отойти от мирских дел и сосредоточиться на духовном самоусовершенствовании. Иосиф Волоцкий обвинил нестяжателей в том, что они ослабляют позиции церкви в государстве и наносят вред духовному воспитанию народа.

    Иосиф Волоцкий добился успеха – земельная собственность церкви осталась в её распоряжении.

    Архитектура. В XIII веке строительство церквей резко сократилось. В 1292 году около Новгорода была возведена первая со времён нашествия Батыя каменная церковь Николы на Липне. В 1360 году в Новгороде построили изумительную по красоте церковь Фёдора Стратилата, затем – церковь Спаса на Ильине улице, Петра и Павла в Кожевниках. Храмы в Пскове сооружали таким образом, чтобы строения органично вписывались в окружающий ландшафт.

    Церковь Фёдора Стратилата в Новгороде

    Церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде

    Образец каменного зодчества в Твери – белокаменный собор Спаса Преображения. Его построили в конце XIII века на месте деревянной церкви.

    При Иване Калите началось возрождение каменного зодчества в Москве. Были построены белокаменные Успенский собор (1326 – 1327), храм Спаса на Бору (1330), Архангельский собор (1333), ставший княжеской усыпальницей, церковь Иоанна Лест-вичника (1329). Спасский собор Андроникова монастыря (1425 – 1427) возвели на средства Ермолы – родоначальника купеческой династии Ермолиных.

    С размахом строил сын Дмитрия Донского, Юрий, князь звенигородский. При нём появились придворный Успенский собор в Звенигородском кремле (около 1400) и Рождественский собор в Саввино-Сторожевском монастыре под Звенигородом (1405).

    Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря

    Московский Кремль. Князь Даниил Александрович около 1300 года огородил Москву сосновым тыном. Вначале это укреплённое место называлось детинец, затем – кремник или кремль. Сосновые ограждения продержались недолго, их превратил в пепел очередной пожар. В 1339 году при Иване Калите возвели крепость из дубовых брёвен. Однако в 1365 году её постигла та же участь – она сгорела. Пожары были частым явлением, и укрепления Москвы отстраивали неоднократно.

    Иван III решил обновить оборонительные сооружения Москвы. Он приказал снести старые, уже обветшалые стены и обнести Кремль толстыми и высокими стенами на прочном фундаменте с боевыми башнями. По приглашению великого князя в Россию приехали знаменитые архитекторы из Италии.

    Новый Кремль строили из кирпича и белого камня десять лет (1485 – 1495). На южной стороне Кремля – вдоль Москвы-реки – возвели крепостную стену и семь башен: Тайницкую, Водовзводную, Беклемишевскую, Благовещенскую, Петровскую, первую и вторую Безымянные. В 1485 году Антоний Фрязин построил первую из кремлёвских башен – Тайницкую. Она получила своё название не случайно: от подвала башни вёл тайный ход к Москве-реке.

    В 1490 году приступили к укреплению северо-восточной части Кремля, со стороны Красной площади и Васильевского спуска. Там, где стены смыкались под острым углом, ставили круглые башни, которые давали возможность вкруговую обстреливать врага. Таких башен было две – Водовзводная и Беклемишевская. На случай длительной осады в них были устроены тайники-колодцы. Сооружали также мощные и высокие башни с воротами для проезда в Кремль. Ворота закрывались дубовыми или железными створами. С наружной стороны к проездным башням пристраивались отводные башни-стрельницы, с которых можно было поражать неприятеля, прорвавшегося к воротам.

    Московский Кремль при Иване III. Художник А. Васнецов

    В 1495 году началась реконструкция западной части Кремля, защищённой рекой Неглинной. Работами руководил итальянский архитектор Алевиз Новый. По его проекту западную кремлёвскую стену соединили с ранее построенной Боровицкой башней и замкнули крепость.

    Василий III повелел «вокруг града ров делати камнем и кирпичом и пруды чинити». Ров шириной 32 метра и глубиной около 12 метров выкопали на территории современной Красной площади, и он соединил реку Неглинную с Москвой-рекой. С обеих сторон ров обнесли невысокими зубчатыми стенами. Воду во рву удерживали шлюзы. Практически Кремль превратился в остров, неприступный для неприятеля. Площадь Кремля составила 27,5 гектара, общая протяжённость стен достигала 2235 метров.

    В 1475 – 1479 годах Аристотель Фиораванти возводил новый (старый сильно обветшал) Успенский собор Московского Кремля. Иван III повелел итальянскому зодчему взять за образец Успенский собор во Владимире. Фиораванти придерживался традиций русской архитектуры. Величественный Успенский собор украсил Кремль и Москву – золочёные купола главного храма столицы были видны из каждой части города.

    Успенский собор

    Благовещенский собор, домовую (семейную) церковь русских князей (а позднее царей) строили мастера-зодчие из Пскова.

    Итальянцы Марко Руффо и Пьетро Солари в 1491 году завершили строительство Грановитой палаты. Она получила своё название за облицовку фасада гранёным камнем. Здесь проходили приёмы иностранных послов, устраивали торжества.

    Иван Великий решил возвести новый Архангельский собор (старый снесли). Итальянский архитектор Алевиз Новый в 1505 году начал строительство, которое продолжалось три года. В 1508 году собор был освящён. Впоследствии в нём хоронили князей и царей. В 1505 – 1508 годах итальянец Бон Фрязин работал над возведением высочайшей по тем временам колокольни, прозванной Иваном Великим.

    Грановитая палата Московского Кремля

    Живопись. Ни в какой другой стране не было написано так много икон, как в Русской земле. В каждом храме над так называемыми царскими вратами алтаря помещался деисус – композиция из икон: в центре – икона Иисуса Христа, справа от неё – Богородицы, слева – Иоанна Крестителя. Иконы апостолов, ангелов, святых составляли ярусы иконостаса .

    Иконы для храмов и соборов писали мастера новгородской, ростовской, тверской, псковской, московской, вологодской школ иконописи. В 1294 году Алекса Петров написал для монастырской церкви Николы на Липне близ Новгорода икону Николы Липинского (Никола Чудотворец был особо любим в народе и почитался как покровитель мореплавателей).

    Один из лучших образцов ростовской школы – икона Спаса Нерукотворного (начало XIII века). В 40-е годы XIV века для Успенского собора Московского Кремля была написана икона «Спас Ярое Око».

    Талантливым живописцем, о котором сохранились достаточно полные и достоверные сведения, был Феофан Грек. Он работал в Константинополе, Галате и Кафе, на Руси – в Новгороде, Нижнем Новгороде и Москве. Фрески замечательного художника хорошо сохранились в церкви Спаса Преображения в Новгороде. В Москве он расписал церкви Рождества Богородицы (1395), архангела Михаила (1399) и Благовещения (1405). Деисус Благовещенского собора – вершина творчества Феофана Грека.

    Феофан Грек. Столпник. Фреска из церкви Спаса Преображения

    Во второй половине XV века писал иконы Дионисий. Талантливый художник создал фрески и иконостас Ферапонтова монастыря, который находится около Вологды.

    Знаменитый русский художник Андрей Рублёв (его биография мало известна) в летописях упоминается рядом с именем Феофана Грека. Это свидетельствует о признании мастерства Андрея Рублёва. Созданную им икону «Троица» современники воспринимали как символ духовного единства, мира, согласия, взаимной любви и смирения, готовности принести себя в жертву ради общего блага. В основе сюжета «Троицы» лежал библейский рассказ о явлении праведному Аврааму трёх прекрасных юношей-ангелов, в которых воплотилось триединое христианское Божество (Отец, Сын и Святой Дух).

    Дионисий. Фреска Ферапонтова монастыря. Вологда

    Андрей Рублёв. Троица. Икона

    Рублёв писал икону для Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре «в похвалу святому Сергию» – основателю монастыря, великому русскому подвижнику. Последние годы жизни Андрей Рублёв провёл в Андрониковом монастыре в Москве.

    Вопросы и задания

    1. Используя материал параграфа и дополнительную литературу, расскажите об одном из ремёсел средневековой Руси.

    2. Какие технические новинки появились на Руси в XIII – XV веках?

    3. Какую роль играла грамота в жизни средневекового человека? Что значили слова «вежа» и «невежа»?

    4. Какую роль играла церковь в жизни общества? Почему проблема монастырского землевладения вызвала острые споры?

    5. Составьте рассказ об одной из башен Московского Кремля.

    6. Какое из живописных произведений XIII – XV веков вам наиболее близко и почему? Используйте при ответе иллюстрации учебника.

    Пищаль огнестрельное оружие в виде ружья, позднее артиллерийское орудие.

    Нестяжательство отказ от собственности, бескорыстие.

    Иконостас перегородка с иконами и резными дверями, отделяющая алтарь от остального помещения в церкви.

    Около 1360/70 – около 1430 года – приблизительные годы жизни великого русского живописца Андрея Рублёва.

    1466 – 1472 годы – путешествие Афанасия Никитина в Персию и Индию.

    14715 – 1479 годы – строительство Успенского собора в Кремле.

    Из летописного свидетельства о постройке Аристотелем Фиораванти Успенского собора:

    «Взял с собой тот Аристотель сына своего, зовут Андреем, и слугу – зовут Петрушею, и поехал в Русь с послом Семёном Толбузиным.

    Он расхвалил гладкость стен Успенского собора (который строили до приезда Аристотеля. – Авт. ), но нашёл, что известь недостаточно скрепляет и камень нетвёрд. Поэтому он все своды делал из кирпича, потому что, говорил, кирпич твёрже камня.

    Старую церковь он разбил таким образом: поставил три бревна и соединил их верхние концы, дубовый брус повесил на верёвке посреди них поперёк, а его конец оковал железным обручем и, раскачивая, разбил стены, а другие стены разобрал снизу и подставил поленья, всё поставил на поленья, зажёг поленья, и стены упали. Удивительно было видеть: что три года делали, он развалил в одну неделю и меньше того, так что не успевали убирать камни, а говорят, в три дня хотел её развалить.

    В том же году (1476) Аристотель достроил Успенский собор до кивотов, идущих вокруг собора; внутри стен положил скрепы железные на стержнях и между столбами, где в наших церквах дубовые брусья, всюду положил кованое железо.

    В том же году Аристотель сделал колесо, и вверх камней не носили, но зацепляли верёвками и поднимали, а наверху зацепляли малые колёсики, которые плотники зовут векшей, ими поднимают землю на избу, – удивительно было на это смотреть».

    Какие технические приёмы применил венецианский архитектор при строительстве нового Успенского собора?

    Работаем с документом

    ПОДВЕДЁМ ИТОГИ ГЛАВЫ 5

    В XIV веке начался процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Этому способствовала умелая политика московских князей, прежде всего Ивана Даниловича Калиты. Значительную роль в пробуждении народного патриотизма играла Русская церковь. Москва сумела преодолеть сопротивление соперников – Тверского и Литовского княжеств и стала духовным и политическим центром складывавшегося Российского государства.

    Событием огромного значения была Куликовская битва. С благословения Сергия Радонежского полки московского князя Дмитрия Донского разгромили ордынское войско Мамая и тем положили начало освобождению русских земель от власти Золотой Орды.

    При Иване III было окончательно свергнуто ордынское владычество, укрепился международный авторитет государства, совершенствовались его управление и законодательство.

    Много сил русские люди приложили, чтобы обеспечить хозяйственный подъём страны, возродить ремёсла и торговлю, зодчество, летописание. Преобразился Московский Кремль, при Иване III он стал неприступной крепостью. Русская живопись (преимущественно церковная иконопись) достигла своего расцвета благодаря творчеству Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Троянская война в средневековье. Разбор откликов на наши исследования [с иллюстрациями] автора

    27. «Античная» Вторая Римская империя в X–XIII веках н. э. и в XIII–XVII веках н. 3 Кроме описанного выше соответствия, Вторая империя и Священная империя Х - ХШ веков содержат в самом своем начале по три крупных правителя. Собственно, с них и начинаются обе сравниваемые империи.

    Из книги Народная монархия автора Солоневич Иван

    ИСТОРИЯ РУССКОГО НАРОДА Мы строим свою программу на основании реального опыта нашего прошлого. Вся трудность вопроса заключается в том: чем же было наше реальное прошлое? Кто дает наиболее точный ответ на этот вопрос?Проф. Виппер признавался, что для изучения истории

    Из книги Неизвестная Россия. История, которая вас удивит автора Усков Николай

    Молитва русского народа Итак, от двери спальни, в которую ночью 19 июля 1914 года вошел император Николай II, мы перенеслись на 81 год назад, в 6 декабря 1833 года (18-е по новому стилю), в совершенно другую еще страну. Чтобы понять, насколько она другая – достаточно оглядеться по

    Из книги Русь. Китай. Англия. Датировка Рождества Христова и Первого Вселенского Собора автора Носовский Глеб Владимирович

    Из книги Теневой народ автора Прохожев Александр Александрович

    2. Геноцид русского народа Триста лет русский народ находился под татаро-монгольским игом. С 1917 года Россия и русский народ подпали под еврейское иго.Татары не оскорбляли религиозных чувств православных, не оскверняли и не разрушали церквей. Они оставляли власть русским

    автора Вачнадзе Мераб

    Культура Грузии в IX–XI веках В IX–XI веках с политической точки зрения в Грузии сложилась довольно сложная ситуация. Отдельные грузинские царства и княжества вели ожесточенную борьбу за первенство в деле объединения страны. Помимо этого страна страдала от постоянных

    Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

    Экономика, культура в XI–XIII веках Экономическое и социальное развитие Грузии в XI–XIII веках Объединение страны, усиление царской власти и освобождение от турок-сельджуков способствовали экономическому развитию Грузии и ее процветанию. Наряду с развитием сельского

    Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

    Культура Грузии в XIII–XV веках Создавшееся в Грузии тяжелое политическое, экономическое и социальное положение оказало влияние на развитие грузинской культуры.1. Просвещение. Главным культурным центром страны являлся город Тбилиси. Несмотря на многократное разорение и

    Из книги История народа Рос [От ариев до варягов] автора Акашев Юрий

    § 2. Происхождение названия русского народа В проблеме происхождения русского народа одним из главных является вопрос о происхождении его имени. От решения этого вопроса зависит и ответ на некоторые другие важнейшие вопросы: о древности этого народа, о его этнической

    автора

    Глава 13. СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА О характере русского народа есть два полярных мнения. Одно мнение, укрепившееся в XIX веке, об имперскости русского народа, идет с Запада. Этот заброшенный образ подхватили и некоторые политические группировки на окраинах империи. Имперский

    Из книги Страна незаходящего солнца [Национальная политика Российской империи и самоназвание русского народа] автора Бажанов Евгений Александрович

    Часть II. О САМОНАЗВАНИИ РУССКОГО НАРОДА Для начала мы должны четко разграничить понятия самоназвание народа и название русского народа в других языках. Название нашего народа или любого другого у иноземцев может по самым разным причинам не совпадать с самоназванием.

    Из книги Историческая правда и украинофильская пропаганда автора Волконский Александр Михайлович

    Три ветви русского народа Запустение Киевской Руси Мы видели, что до нашествия татар на всем пространстве тогдашней России действовала и господствовала единая народность - русская. Но мы видели также, что лет сто после этого нашествия, с XIV века, встречается (для Галиции)

    Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В

    4. Быт русского народа Новые бытовые формы культуры насаждались в жизнь дворянской элиты. В 1700 г. у ворот Кремля были даже выставлены манекены с образцами новой одежды для дворян (венгерской, саксонской и французской).Оригинальная фигура царя, соблюдавшего поначалу

    Из книги Прорваться в будущее. От агонии – к рассвету! автора Калашников Максим

    Русского народа уже нет «Свободная пресса» продолжает дискуссию «Россия для русских?», в которой представители самых разных политических сил высказывают свою точку зрения на современное положение русского народа, ищут пути преодоления межнациональных проблем в

    Из книги История России IX–XVIII вв. автора Моряков Владимир Иванович

    ГЛАВА V Борьба русского народа с монголо-татарским нашествием и немецко-шведской крестоносной агрессией

    Из книги Троянская война в средневековье. [Разбор откликов на наши исследования.] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

    27. «Античная» Вторая Римская империя в X–XIII веках н. э. и в XIII–XVII веках н. э Кроме описанного выше соответствия, Вторая империя и Священная империя X–XIII веков содержат в самом своем начале по три крупных правителя. Собственно, с них и начинаются обе сравниваемые империи.



  • 
    Top