Анализ любого произведения античной литературы. Особенности античной литературы, определившие облик жанров

Создали прежде всего поколенье людей золотое
Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских.
Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,
Горя не зная, не зная трудов.
Гесиод «Труды и дни»

Слово antiquus в переводе с латинского означает «древний». Однако античной называется не всякая древняя литература, а только литература Древней Греции и Древнего Рима, которая развивалась на протяжении 14 веков.
Выделение античной литературы среди других литератур древности не случайно. Культура Древней Греции, переданная затем Древнему Риму, стала фундаментом, базой культуры европейской. Создание философии, мифологии, театра и истории как науки принадлежит грекам. Наши представления о месте человека в мире, о языке и его грамматике восходят также к античности, и именно в античную эпоху сложились литературные роды (эпос, лирика и драма) и основные стихотворные размеры (ямб, хорей, дактиль).

Периодизация античной литературы

Античная литература прошла в своем развитии огромный путь, и сейчас осмысливается как литература 4-х основных культурных периодов :
1. Долитературный – характеризуется созданием основных мифов, на основе которых впоследствии были написаны выдающиеся произведения.
2. Архаический (8-6 вв. до н.э.) – именно в этот период зарождаются математика, философия и письменная греческая литература, главной задачей которого стало создание идеала человека-героя (герой обязательно полубог). Формой общественного сознания в этот период становится эпос, который оформляется в крупный литературный род, и появляются поэмы «Илиада» и «Одиссея». В конце периода (в 6 веке) оформляется род лирики.
3. Классический или аттический (5 в. до н.э.) – это время культурного первенства Афин после греко-персидской войны. Этот век связан с появлением демократии (впервые в мировой истории). Складывается род драмы.
4. Эллинистический (римско-эллинистический) – продолжается с 4-3 в. до н.э. по 4-5 вв. н.э . После завоеваний Александра Македонского происходит греко-восточный синтез. Классическим строем становится военно-бюрократическая монархия. В 3 в. до н. э. рождается литература древних латинян (римская), которая развивается под влиянием греческой литературы. Закат античной литературы в 4-5 вв. н.э. связан с разрушением Рима в 476 году после нашествия готов и вестготов.

Особенности античной литературы

1. Мифологическая тематика – была связана с первобытнообщинным строем. Мифология – это осмысление действительности, свойственное общинно-родовому строю, то есть все явления природы одухотворяются, и их взаимные отношения осмысливаются как родственные, подобные человеческим . Например, Уран (Небо) и Гея (Земля) – это муж и жена. Мифологическая тематика очень прочно держалась в античной литературе, и по сравнению с ней всякая другая отступала на второй план. Историческая тематика допускалась только в исторический эпос, да и то с многочисленными оговорками. Бытовая тематика допускалась в поэзию только в младшие жанры (комедия, эпиграмма) и всегда воспринималась на фоне традиционной «высокой» мифологической тематики. Этот контраст обычно специально подчеркивался насмешками в адрес надоевших всем мифологических сюжетов и героев. Публицистическая тематика также допускалась в поэзию, но она обязательно должна была накладываться на тематику мифологическую.

2. Традиционализм – связан с медленным развитием рабовладельческого общества. Современники почти не ощущали перемен в общественной жизни , а когда перемены были слишком явными, они воспринимались как вырождение и упадок. Все эти представления переносились и на литературу. Система литературы казалась неизменяющейся, и поэты последующих поколений старались идти по следам предыдущих. У каждого жанра был основоположник, образец для подражания: для эпоса – Гомер; для лирики – Анакреон; для трагедии – Эсхил, Софокл и Еврипид. Произведение считалось тем совершеннее, чем больше оно походило на образец.

3. Поэтическая форма была доминирующей в античной литературе. Прозы не было долгий период, так как искусство не считалось делом повседневным. Песни должны были уподобляться речи богов, то есть быть торжественными, высокими и обладать ритмом. Творя, поэт уподоблялся божеству , становился богом-творцом. По мнению греков, рукой поэта водили боги, поэтому все древние поэмы начинались с обращений к божествам, которые должны будут выполнить всю работу. Например, «Илиада» начинается словами «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса Пелеева сына».

Античная литература - это литература средиземноморского культурного круга эпохи рабовладельческой формации: это литература Древней Греции и Рима с X-IX вв. до н. э. по IV-V вв. н. э.Для античной литературы в целом характерны те же общие особенности, что и для всех древних литератур: мифологическая тематика, традиционализм разработки и поэтическая форма.

    Роль мифологии и мифологического мышления, значение мифа и обряда в становлении словесного искусства.

Мифология - это осмысление действительности, свойственное общинно-родовому строю: все явления природы одухотворяются, и взаимные отношения их осмысляются как родственные, подобные человеческим. Для греческой религии, как и для древневосточных, характерен политеизм.

Мифология в смысле наивной веры кончилась вместе с первобытнообщинной формацией, для которой она была необходимой идеологией. Классовое рабовладельческое общество в Греции и связанное с ним возникновение литературы активно используют мифологию в своих целях, политических и художественных. Особенно широко использована мифология в греческой трагедии.

    Античное наследие в европейской литературе.

Историческая связь античной культуры с культурами Новой Европы дает ей особое положение. Историческая преемственность античной и новоевропейских культур всегда оставалась ощутимой, и античная литература всегда представлялась истоком и часто образцом новых литератур. Античность выступала духовной опорой европейской культуры в решающие и поворотные моменты ее развития.

Традиция изучения древних языков и древних литератур неизменно лежала и лежит в основе гуманитарного образования в Европе. Основные концепции литературы и литературного творчества, господствовавшие в Европе почти до XIX века, непосредственно исходили из концепций Аристотеля и Платона.

    Зарождение и становление основных видов древнегреческой литературы.

В эпоху, переходную от общинно-родового строя, письменной литературы вообще не существовало; носителем словесного искусства был певец (аэд или рапсод), сочинявший свои песни для пиров и народных праздников.

В эпоху полисного строя появляется письменная литература; и поэмы эпиков, и песни лириков, и трагедии драматургов, и трактаты философов хранятся уже в записанном виде, но распространяются еще устно. В эпоху эллинизма и римского владычества письменная литература становится основной формой словесности. Литературные произведения пишутся и распространяются как книги.

Система жанров в античной литературе была отчетливой и устойчивой. Жанры различались более высокие и более низкие: высшим считался героический эпос, хотя Аристотель в «Поэтике» и ставил выше него трагедию.

Система стилей в античной литературе была полностью подчинена системе жанров.

Вопросы для самоконтроля.

    Что такое античная литература?

    Что такое мифология?

    Где особенно активно использовалась мифология в древнегреческой литературе?

    В чем проявляется историческая преемственность античной и новоевропейских культур?

    Когда появилась письменная литература?

    Какова была система жанров в античной литературе?

Лекция 2. Древнегреческий героический эпос, его происхождение и бытование, сюжеты, герои, стиль.

    Гомер и «гомеровский вопрос».

Ученые до сих пор спорят о том, существовал ли в действительности гениальный творец «Илиады» и «Одиссеи», или у каждой поэмы был свой собственный автор, или же это были разрозненные песни, сведенные воедино каким-либо редактором.Греки считали, что эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» были сложены слепым поэтом Гомером. Семь греческих городов претендовали на то, чтобы считаться родиной поэта. В то же время не существует никаких достоверных свидетельств о Гомере, и вообще нельзя считать доказанным, что обе поэмы были созданы одним и тем же человеком.

    Поэмы «Илиада» и «Одиссея» - образцы древнего героического эпоса.

Произведения Гомера, поэмы «Илиада» и «Одиссея», являются первыми по времени известными нам памятниками древнегреческой литературы и вместе с тем вообще первыми памятниками литературы в Европе.Записаны были эти произведения впервые только во второй половине VI в. до н.э. Следовательно, народные материалы для этих поэм создавались еще раньше, по крайней мере, за два или за три века до этой первой записи.

    Мифологическая и историческая основы поэм.

Причиной троянской войны было похищение Елены, супруги царя Менелая Парисом, сыном троянского царя Приама. Оскорбленный Менелай призвал на помощь других царей. Основным содержанием «Одиссеи» являются сказания о возвращении Одиссея на Итаку после окончания войны с Троей. Продолжалось это возвращение очень долго и заняло 10 лет.

Сюжетом гомеровских поэм являются разные эпизоды троянской войны. Греки в течение многих веков вели войны в Малой Азии. Однако именно война с Троей особенно запечатлелась в памяти древних греков, и ей было посвящено много разных литературных произведений.

    Идейно-художественные особенности гомеровского эпоса.

В «Илиаде» в ярких чертах воспроизводятся явления реальной жизни и быта древнегреческих племен. Преобладает, конечно, описание быта военного времени. Но подвиги героев, столь красочно описываемые Гомером, не заслоняют от взора поэта все ужасы войны.

Несомненно, что «Одиссея» куда более сложное произведение античной литературы, чем «Илиада». Исследования «Одиссеи» с литературной точки зрения и с точки зрения возможного авторства ведутся и по сей день.

Поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые слепому старцу Гомеру, оказали огромнейшее, ни с чем не сравнимое влияние на всю историю античной культуры, а позже и на культуру нового времени. Огромное мастерство слагателя этих поэм, их эпохальность, красочность, колорит привлекает читателя и поныне, несмотря на огромную временную пропасть, лежащую между ними.

Вопросы для самоконтроля.

    В чем сущность «гомеровского вопроса»?

    Какие поэмы традиционно считаются принадлежащими Гомеру?

    Какова мифологическая основа «Илиады»?

    Какие исторические факты лежат в ее основе?

    Какие сказания являются содержанием «Одиссеи»?

    В чем состоят идейно-художественные особенности гомеровского эпоса?

Лекция 3. Дидактический эпос.

    Гесиод: «Теогония» и «Труды и дни».

От греческой литературы архаического периода сохранились два самостоятельных произведения, принадлежащих к жанру дидактического эпоса. Их автор - Гесиод (конец VIII - начало VII в. до н. э.), о котором мы получаем вполне определенные сведения из его собственной поэмы «Труды и дни».

К созданию «Трудов и дней» Гесиод приступил, уже имея опыт работы над своим ранним произведением - поэмой «Теогония» («Происхождение богов»). «Теогония» повествует о происхождении различных богов и обожествленных стихий из первоначального Хаоса и Земли.

«Труды и дни» делятся по содержанию на несколько частей, связанных между собой мыслью о необходимости для людей честно трудиться, соблюдать справедливость и сохранять верность исконным моральным нормам добрососедства. По мнению Гесиода, поведение людей находится под неослабным контролем Зевса, который в этой поэме выступает как страж справедливости и судья над ее нарушителями. К этим доводам присоединяется целый ряд советов, касающихся индивидуального и общественного поведения, а затем следуют собственно наставления по хозяйству: когда лучше всего жать, косить, сеять, как готовить утварь, какого нанимать батрака и т. п. Заключительную часть поэмы составляет еще один набор предписаний и запретов, а также перечень дней, удобных или неудобных для всякого рода начинаний.

    Зарождение жанра философской литературы.

В целом жанр дидактического эпоса, впервые представленный в европейской литературе поэмами Гесиода, но возникший в Греции не без влияния аналогичных стихотворных поучений в древнеегипетской и ближневосточной литературе, нашел, в свою очередь, продолжение и в «ученой» греческой поэзии александрийского периода, и в «Георгиках» Вергилия.

Вопросы для самоконтроля.

    Древнегреческий дидактический эпос и его творец.

    Каковы структура и основная мысль «Трудов и дней»?

    Функции Зевса в представлении Гесиода.

    «Труды и дни» как истоки позднейшего жанра философской литературы.

Лекция 4. Древнегреческая драма, формирование трагедии и комедии.

    Социально-эстетические функции и организация античного театра.

Трагедия в Аттике была впервые поставлена в 534 г. до н. э. при тиране Писистрате. Установлением государственного культа Диониса афинский правитель стремился укрепить свои позиции среди демоса. С тех пор в праздник Великих Дионисий, приходившийся на конец марта - начало апреля, было включено обязательное исполнение трагедий. Каждый год на Великих Дионисиях выступали три драматурга в поряд­ке художественного состязания, которое завер­шалось присуждением победителям почетных наград. Вместе с поэтом и - впоследствии - первым актером награды удостаивался также хорег - богатый гражданин, но поручению го­сударства бравший на себя материальные из­держки, связанные с постановкой трагедий.

    Трагедия; ее структура и эволюция: Эсхил, Софокл, Еврипид.

Решающий шаг в направлении к драме-действию сделал Эсхил: он ввел вто­рого актера и на первое место поставил диалог, соответственно сократив партию хора, хотя по­следняя все еще оставалась у него очень значи­тельной как по объему, так и по содержанию. Еще дальше пошел Софокл, который ввел тре­тьего актера и перенес на диалогические пар­тии основную сюжетную и идейную нагрузку трагедии. Тем не менее на протяжении всего V в, до н. э. хор являлся непременным участни­ком древнегреческой трагедии: у Эсхила он состоял из двенадцати человек, Софокл увеличил это число до пятнадцати.

Участие хора определило основные особенности в построении древнегреческой трагедии. Выход хора (так называемый парод) на сце­ническую площадку (орхестру) еще в ранних трагедиях Эсхила знаменовал собой их начало; в большинстве же трагедий Эсхила и всегда у Софокла и Еврипида пароду предшествует вступительный монолог или целая сцена, содер­жащая изложение исходной ситуации сюжета или дающая его завязку. Эта часть трагедии получает название пролога (т. е. предисловия). Все дальнейшее течение трагедии происходит в чередо­вании хоровых и диалогических сцен (эписодиев).

Вопросы для самоконтроля.

    Как возникли и как были организованы постановки трагедий в Древней Греции?

    Какова структура древнегреческой трагедии?

Лекция 5. Комедия; ее происхождение и художественная специфика.

    Этапы развития древнегреческой комедии.

Наряду с трагедией и сатировской драмой равноправной участницей театральных представлений в честь Диониса была начиная с 487/486 г. до н.э. комедия.

Происхождение комедии столь же сложно, как и происхождение трагедии. В ее развитии уже позднеантичная критика выделила три периода, обозначив их соответственно как древний, средний и новый.

    Новоаттическая комедия: Менандр.

Круг действительности, изображаемый в новой комедии, - это жизнь средней, наиболее аполитичной прослойки полисного общества. Лучшим из мастеров новой комедии считался афинянин Менандр. Самая сильная сторона творчества Менандра - его изображение характеров.

    Психологизм и гуманизм его творчества.

Необычно для афинской комедии внимание, уделяемое драматургом внутреннему миру девушки или молодой женщины, которой предоставляется право самой решать свою судьбу. Еще одной характерной чертой Менандра является его отношение к покинутым незаконным детям - он убежденно вступается за их права. Именно в этом ясно выраженном сочувствии, питаемом Менандром ко всем ошибающимся (как старый Кнемон), ко всем обиженным судьбой, ко всем слабым, и состоит тот подлинный гуманизм Менандра, который бросается в глаза всем, особенно современным читателям.

Вопросы для самоконтроля.

    Какие периоды выделяются в развитии древнегреческой комедии?

    Каковы особенности древней аттической комедии?

    Новоаттическая комедия и ее виднейший представитель.

    Какие черты характерны для комедий Менандра?

    В чем проявляется психологизм и гуманизм его творчества?

Лекция 7. Зарождение и развитие греческой прозы.

    Греческий роман: истоки великого жанра.

Первые фрагменты греческих романов восходят еще к III-II вв. до н. э. Только от II-III вв. мы располагаем не разрозненными папирусными фрагментами, а первыми полностью сохранившимися греческими романами. Все они построены по одной и той же сюжетной схеме. Юноша и девушка необычайной красоты и благородства воспламеняются взаимной любовью с первого взгляда, но судьба разлучает их; в разлуке они претерпевают множество несчастий, наконец они встречаются, узнают друг друга и обретают долгожданное счастье.Мотивировка всей этой цепи приключений вполне условна - игра судьбы или воля богов. Персонажи четко делятся на положительных и отрицательных. Композиция обычно основана на параллелизме - несчастия героя развертываются параллельно несчастиям героини. Все греческие романы объединены одним общим признаком: они изображают мир экзотических мест, драматических событий и идеально возвышенных чувств, мир, сознательно противопоставляемый действительной жизни, уводящий мысль от житейской прозы.

Вопросы для самоконтроля.

    Какова общая сюжетная схема греческих романов?

    В чем заключается их общий признак?

Историческое и художественное значение античной литературы.

Понятие "античной литературы" объединяет три крупных литературных эпохи, три стадии единого литературного процесса, из которых каждая имеет свою собственную специфику и отличается от двух смежных. Это эпоха греческой, эллинистической и римской литературы. Ни одна из них не монолитна; в каждой, под натиском классовой борьбы, отражается перестановка классовых сил и изменение классового сознания.

Греческая литература начинается с образования античного общества; эллинистическая, датируясь от монархии Александра Македонского, зарождается там, где кончается греческая литература; параллельно эллинистической возникает римская литература, которая ее опережает.

Античная литература – первая ступень в культурном развитии мира, поэтому она и влияет на всю мировую культуру. Это заметно даже в быту. Античные слова становятся для нас обыденными, например слова «аудитория», «лектор». Сам тип лекции является классическим – так читались лекции еще в Древней Греции. Многие предметы также называются античными словами, например, бачок с краном для нагревания воды называется «Титан». Большая часть архитектуры так или иначе несет в себе элементы античности, названия античных героев часто используются для названий кораблей.

Образы античной литературы входят в современную литературу, в ним скрывается глубокий смысл. Иногда они входят в крылатые выражения. Античные мифологические сюжеты часто перерабатываются и опять используются.

Античная литература, литература древних греков и римлян, также представляет собою специфическое единство, образуя особую ступень в развитии мировой литературы. К примеру, с более древними литературами Востока греки стали ближе знакомы лишь тогда, когда расцвет их собственной литературы лежал уже далеко позади. По своему богатству и разнообразию, по своей художественной значительности она далеко опередила восточные литературы.

В греческой и родственной ей римской литературе уже имелись налицо почти все европейские жанры; большая часть их и поныне сохранила свои античные, главным образом греческие названия: эпическая поэма и идиллия, трагедия и комедия, ода, элегия, сатира (латинское слово) и эпиграмма, различные виды исторического повествования и ораторской речи, диалог и литературное письмо, - все это жанры, которые успели достигнуть значительного развития в античной литературе; в ней представлены и такие жанры, как новелла и роман, хотя и в менее развитых, более зачаточных формах. Античность положила также начало теории стиля и художественной литературы («риторика» и «поэтика»).

Историческое значение античной литературы заключается в неоднократных возвращениях европейской литературы к античности, как к творческому источнику, из которого черпались темы и принципы их художественной обработки. Творческое соприкосновение средневековой и новой Европы с античной литературой, вообще говоря, никогда не прекращалось. Следует отметить три периода в истории европейской культуры, когда это соприкосновение было особенно значительным, когда ориентация на античность являлась как бы знаменем для ведущего литературного направления.

1.Эпоха Возрождения (Ренессанс);

2.Классицизм 17-18 вв;

3.Классицизм коца 18-начала 19вв.

В русской лит-ре наибольшее значение имел классицизм 17-18 вв, а самым ярким представителем нового понимания античности был Белинский.

идеал, но, в силу ничтожности политической роли немецкой буржуазии в XVIII в., на первый план была выдвинута не политическая, а эстетическая сторона идеала, «благородная простота и спокойное величие» античных образов. Античность рассматривается как царство красоты и гармонии, блаженное детство человечества, воплощение «чистой человечности». Одним из теоретических основоположников этого направления, впоследствии названного «неогуманистическим», был знаменитый искусствовед Винкельман (1717 - 1768), главными литературными представителями в конце XVIII в. - Гете и Шиллер. «Неогуманизм» перенес центр тяжести интереса к античности из Рима в Грецию и от поздних эпох греческого общества к тем ранним периодам, на которые придворный классицизм глядел с известным пренебрежением. Этот интерес прогрессивной буржуазии к эпохам роста античного общества поднимал истолкование античности на высшую ступень. Винкельман, призывая к «подражанию грекам», устанавливал прямую связь между расцветом греческого искусства и политической свободой древних республик, между потерей свободы и эпохами упадка искусства; в политической свободе он видел базу античной «гармонии». Однако революционное содержание, заложенное в художественном учении Винкельмана и нашедшее большой отклик во Франции, совершенно выветрилось на его собственной родине, и эстетическое приобщение к античному «идеалу» знаменовало в немецком буржуазном классицизме отказ от революционного переустройства общества и призыв к «самоограничению» (Гете). Неогуманистическое понимание античности сыграло огромную роль как в литературе, так и в науке и легло в основу взглядов Гегеля на философию истории и эстетику. Некоторые положения Винкельмана были впоследствии восприняты, в материалистической переработке, Марксом.

В России ярким представителем нового понимания античности был Белинский. Вместе с неогуманистами он утверждал, что «греческое творчество было освобождением человека из-под ига природы, прекрасным примирением духа и природы, дотоле враждовавших меж собой. И поэтому греческое искусство облагородило, просветило и одухотворило все естественные склонности человека... Все формы природы были равно прекрасны для художественной души эллина; но.как благороднейший сосуд духа - человек, то на его прекрасном стане и роскошном изяществе его форм и остановился с упоением и гордостью творческий взор эллина, - и благородство, величие и красота человеческого стана и форм явились в бессмертных образах Аполлона бельведерского и Венеры медицейской». Но революционное мировоззрение великого русского просветителя не могло удовлетвориться односторонне-эстетическим отношением к античности, и он выдвигает ее прогрессивное значение в борьбе с «феодальной тиранией»: «там, на этой классической почве, развились семена гуманности, гражданской доблести, мышления и творчества; там начало всякой разумной общественности, там все ее первообразы и идеалы». Вместе с тем Белинский считал, что в античном мире «общество, освободив человека от природы, слишком и покорило его себе»; он старается избежать опасной ошибки, в которую впадали многие исследователи древнего мира, - модернизации* античности, стремления приписать ей

Общие сведения

Одновременно с античной культурой в бассейне Средиземного моря развивались другие культурные ареалы. Античная культура стала основой всей западной цивилизации и искусства.

Параллельно с античной развивались другие древние культуры и, соответственно, литературы: древнекитайская, древнеиндийская, древнеиранская. Древнеегипетская литература переживала на тот момент период расцвета.

В античной литературе сформировались основные жанры европейской литературы в их архаических формах и основы науки о литературе . Эстетическая наука античности определила три основные литературные рода: эпос , лирику и драму (Аристотель), эта классификация сохраняет свое базовое значение поныне.

Эстетика античной литературы

Мифологичность

Для античной литературы, как и для каждой литературы, берущей свое начало от родового общества, характерны специфические черты, резко отличающие ее от современного искусства.

Древнейшие формы литературы связаны с мифом , магией , религиозным культом , ритуалом . Пережитки этой связи можно наблюдать в литературе античности вплоть до времен ее упадка.

Публичность

Античной литературе присущи публичные формы существования . Ее наивысший расцвет приходится на докнижную эпоху. Поэтому название «литература » к ней применяется с определённым элементом исторической условности. Однако именно это обстоятельство обусловило традицию включать в литературную сферу также достижения театра . Лишь в конце античности появляется такой «книжный» жанр, как роман , предназначенный для персонального чтения. Тогда же закладываются первые традиции оформления книги (сначала в виде свитка, а затем тетради), включая иллюстрации.

Музыкальность

Античная литература была тесно связана с музыкой , что в первоисточниках, безусловно, может быть объяснено через связь с магией и религиозным культом. Поэмы Гомера и другие эпические произведения пелись мелодичным речитативом в сопровождении музыкальных инструментов и простых ритмических движений. Постановки трагедий и комедий в афинских театрах оформляли как роскошные «оперные» спектакли. Лирические стихи пелись авторами, которые таким образом выступали одновременно еще и как композиторы и певцы. К сожалению, от всей античной музыки до нас дошло несколько разобщённых фрагментов. Представление о поздней античной музыке может дать григорианский хорал (пение).

Стихотворная форма

Определённой связью с магией можно объяснить чрезвычайную распространённость стихотворной формы , которая буквально царила во всей античной литературе. Эпос произвёл традиционный неторопливый размер гекзаметр , большим ритмическим разнообразием отличались лирические стихи; трагедии и комедии также писались стихами. Даже полководцы и законодатели в Греции могли обращаться к народу с речами в стихотворной форме. Рифмы античность не знала. В конце античности возникает «роман » как образец прозаического жанра.

Традиционность

Традиционность античной литературы была следствием общей замедленности развития тогдашнего общества. Наиболее новаторской эпохой античной литературы, когда сложились все основные античные жанры, было время социально-экономического подъёма - V века до н. э. В другие века изменения не ощущались, или воспринимались как вырождение и упадок: эпоха становления полисного строя скучала по общинно-родовой (отсюда гомеровский эпос , созданный как развёрнутая идеализация «героических» времён), а эпоха крупных государств - по полисным временам (отсюда - идеализация героев раннего Рима в Тита Ливия , идеализация «борцов за свободу» Демосфена и Цицерона в период Империи).

Система литературы казалась неизменной, и поэты последующих поколений пытались идти путём предыдущих. У каждого жанра был основоположник, давший его совершенный образец: Гомер - для эпоса, Архилох - для ямба , Пиндар или Анакреонт - для соответствующих лирических жанров, Эсхил , Софокл и Еврипид - для трагедии т. д. Степень совершенства каждого нового произведения или писателя определялась степенью приближения к этим образцам.

Жанровость

Из традиционности следует и строгая система жанров античной литературы, которой была проникнута и последующая европейская литература и литературоведение . Жанры были чёткими и устойчивыми. Античное литературное мышление было жанровым: когда поэт брался писать стих, то каким бы индивидуальным по содержанию он ни был, автор с самого начала знал, к какому жанру произведение будет принадлежать и к какому древнему образцу следует стремиться.

Жанры делились на более древние и более новые (эпос и трагедия - идиллия и сатира). Если жанр заметно менялся в своём историческом развитии, то выделялись его давние, средние и новые формы (так подразделялась на три этапа аттическая комедия). Жанры различались на более высокие и более низкие: высшими считались героический эпос и трагедия. Путь Вергилия от идиллии («Буколики ») через дидактический эпос («Георгики») до героического эпоса («Энеида») явно осознавался поэтом и его современниками как путь от «низших» жанров к «высшим». Каждый жанр имел свою традиционную тематику и топику, обычно весьма неширокую.

Особенности стиля

Система стилей в античной литературе полностью подчинялась системе жанров. Для низких жанров был характерен низкий стиль, близкий к разговорному, высоким - высокий стиль, который формировался искусственно. Средства формирования высокого стиля были разработаны риторикой : среди них различались отбор слов, сочетание слов и стилистические фигуры (метафоры , метонимии и т. п.). Например, учение об отборе слов рекомендовало избегать слов, которые не применялись в предыдущих образцах высоких жанров. Учение о сочетании слов рекомендовало переставлять слова и членить фразы для достижения ритмичного благозвучия.

Мировоззренческие особенности

Античная литература сохраняла тесную связь с мировоззренческими особенностями родового, полисного, государственного строя и отражала их. Греческая и частично римская литература демонстрируют тесную связь с религией , философией , политикой , моралью , ораторским искусством , судопроизводством , без которых их существование в классическую эпоху теряло весь свой смысл. В пору своего классического расцвета они были далеки от развлекательности, лишь в конце античности стали частью досуга . Современная служба в христианской церкви унаследовала некоторые особенности древнегреческого театрального представления и религиозных мистерий - вполне серьёзный характер, присутствие всех членов общины и их символическое участие в действе, высокая тематика, музыкальное сопровождение и зрелищные эффекты, высоконравственная цель духовного очищения (катарсиса по Аристотелю) человека.

Идейное наполнение и ценности

Античный гуманизм

Античная литература сформировала духовные ценности, которые стали базовыми для всей европейской культуры. Распространённые во времена самой античности , они полтора тысячелетия претерпевали гонения в Европе, но потом вернулись. К таким ценностям относятся, прежде всего, идеал активного, деятельного, влюблённого в жизнь, одержимого жаждой знания и творчества человека, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Античность считала высшим смыслом жизни счастье на земле .

Подъем земной красоты

Греки разработали понятие об облагораживающей роли красоты, которую они понимали как отражение вечного, живого и совершенного Космоса . Согласно материальной природе Вселенной они и красоту понимали телесно и находили её в природе, в человеческом теле - внешности, пластических движениях, физических упражнениях, создавали её в искусстве слова и музыке, в скульптуре, в величественных архитектурных формах, декоративно-прикладном искусстве. Они открыли красоту морального человека, которого рассматривали как гармонию физического и духовного совершенства.

Философия

Греки создали основные понятия европейской философии , в частности начала философии идеализма, а саму философию понимали как путь к персональному духовному и физическому совершенствованию. Римляне разработали идеал государства, приближенному к современному, основные постулаты права , которые сохраняют свою силу и поныне. Греки и римляне открыли и апробировали в политической жизни принципы демократии , республики , сформировали идеал свободного и самоотверженного гражданина.

После упадка античности установленная ею ценность земной жизни, человека и телесной красоты потеряла свое значение на многие века. В эпоху Возрождения они, в синтезе с христианской духовностью, стали основой новой европейской культуры.

С тех пор античная тема никогда не оставляла европейское искусство, приобретя, безусловно, новое понимание и значение.

Этапы античной литературы

Бюст Вергилия у входа в его склеп в Неаполе

Античная литература пережила пять этапов.

Древнегреческая литература

Архаика

Период архаики, или дописьменный период, увенчивается появлением «Илиады » и «Одиссеи » Гомера (8 - 7 век до н. э.). Развитие литературы в это время сосредоточено на ионийском побережье Малой Азии.

Классика

Начальный этап периода классики - ранняя классика характеризуется расцветом лирической поэзии (Феогнид , Архилох , Солон , Семонид, Алкей , Сапфо , Анакреонт , Алкман , Пиндар , Вакхилид), центром которой становятся острова ионийской Греции (7 - 6 век до н. э.).

Высокая классика представлена жанрами трагедии (Эсхил , Софокл , Еврипид) и комедии (Аристофан), а также нелитературной прозой (историография - Геродот , Фукидид , Ксенофонт ; философия - Гераклит , Демокрит , Сократ , Платон , Аристотель ; красноречие - Демосфен , Лисий , Исократ). Её центром становятся Афины , что связано с подъемом города после славных побед в греко-персидских войнах. Классические произведения греческой литературы созданы на аттическом диалекте (5 век до н. э.).

Поздняя классика представлена произведениями философии, историософии , театр же теряет свое значение после поражения Афин в Пелопоннесской войне со Спартой (4 века до н. э.).

Эллинизм

Начало этого культурно-исторического периода связано с деятельностью Александра Македонского . В греческой литературе происходит процесс кардинального обновления жанров, тематики и стилистики, в частности возникает жанр прозаического романа. Афины в это время теряют культурную гегемонию, возникают новые многочисленные центры эллинистической культуры, в том числе на территории Северной Африки (3 век до н. э. - 1 век н. э.). Этот период отмечен школой александрийской лирики (Каллимах , Феокрит , Аполлоний) и творчеством Менандра .

Древнеримская литература

Основная статья: Древнеримская литература

Эпоха Рима

В этот период на арену литературного развития выходит молодой Рим. В его литературе выделяют:

  • этап республики, который завершается в годы гражданских войн (3 - 1 век до н. э.), когда творили Плутарх , Лукиан и Лонг в Греции, Плавт , Теренций , Катулл и Цицерон в Риме;
  • «Золотой век» или период императора Августа , обозначенный именами Вергилия , Горация , Овидия , Тибулла , Проперция (1 век до н. э. - 1 век н. э.)
  • литературу поздней античности (1 - 3 века), представленную Сенекой , Петронием , Федра , Луканом , Марциалом , Ювеналом , Апулея .

Переход к средневековью

В эти века происходит постепенный переход к средневековью . Евангелия , созданные в 1 веке, знаменуют полный мировоззренческий перелом, предвестник качественно нового мироощущения и культуры. В последующие века латинский язык остается языком церкви. На варварских землях, принадлежавших Западной Римской империи , латинский язык существенно влияет на формирование молодых национальных языков: так называемых романских - итальянского, французского, испанского, румынского и др. и значительно в меньшей степени на формирование германских - английского, немецкого и др., которые наследуют от латинского написания букв (латиницу). На этих землях распространяется влияние римско-католической церкви.

Античность и Россия

Славянские земли оказались преимущественно под культурным влиянием Византии (унаследовавшая земли Восточной Римской империи), в частности переняли у неё православное христианство и написание букв в соответствии с греческим алфавитом. Антагонизм между Византией и молодыми варварскими государствами латинского происхождения перешёл в средние века, обусловив неповторимость дальнейшего культурно-исторического развития двух ареалов: западного и восточного.

См. также

  • История литературы
  • Древнеримская литература
  • Античная культура
  • Античная эстетика

Литература

Использованная литература

  • Гаспаров М. Л. Литература европейской античности: Введение / / История мировой литературы в 9 томах: Том 1. - М.: Наука, 1983. - 584 с. - С.: 303-311.
  • Шалагинов Б. Б.. Зарубежная литература от античности до начала XIX века. - М.: Академия, 2004. - 360 с. - С.: 12-16.
  • Античная литература / Под редакцией А. А. Тахо-Годи; перевод с русского. - М., 1976.
  • Античная литература: Справочник / Под редакцией С. В. Семчинский. - М., 1993.
  • Античная литература: Хрестоматия / Составитель А. И. Белецкий. - М., 1936; 1968.
  • Кун Н. А. Легенды и мифы древней Греции / Перевод с русского. - М., 1967.
  • Парандовский Я Мифология / Перевод с польского. - М., 1977.
  • Пащенко В. И., Пащенко Н. И. Античная литература. - М.: Просвещение, 2001. - 718 с.
  • Подлесная Г. Н. Мир античной литературы. - М., 1992.
  • Словарь античной мифологии / Составители И. Я. Козовик, А. Д. Пономарев. - М., 1989.
  • Содомора А Живая античность. - М., 1983.
  • Тронский И. М. История античной литературы / Перевод с русского. - М., 1959.



Top