Проектно-исследовательская деятельность на уроках информатики. На экране изображение игрушечного автомобиля, куклы и т.д

Происходящие изменения в современном обществе, в общественной жизни подразумевают развитие и применения новых педагогических технологий, направленных на индивидуальную работу с учащимися.

Я пошла по пути разумного совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в процесс обучения. Одними из таких форм, являются исследовательская и проектно-исследовательская деятельность учащихся.

На современном этапе обучения необходимо особо обратить внимание на индивидуальное развитие личности, поиск и развитие творческих способностей учащегося, обучению навыкам самостоятельного решения поставленных перед собой задач. Формировать у учащихся способность самостоятельно мыслить, применять знания, уметь планировать деятельность, ставить вопросы и уметь находить на них ответы. Умение эффективно сотрудничать в разнообразных мини группах. Все это неизбежно должно привести к поиску и внедрению новых педагогических форм и технологий в образовании.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Проект
«
Социологический опрос»
9-е классы
Линия:
«Информационные технологии».
Форма работы:
обучающиеся,были разбиты на 5 групп, составив
анкету и проведя социологическое исследование по выбранной ими же
общественно-значимой
теме,
обрабатывали полученные
материалы в
ТП.
Тип проекта:
исследовательский.
Планируемый результат:
получение
количественных характеристик различных социальных явлений, их иллюстрация диаграммами.
Цели:
отработка навыков сбора информации путём проведения анкетирования, практическое использование имеющихся знаний для обработки результатов с помощью
ТП,
самообучение построению диаграмм по полученным таблицам.
Длительность
:
два урока и время для подготовки домашнего задания.
Чтобы решить с какого класса начинать профилактические уроки с помощью учащихся 9-а класса провели социологический опрос. Мы опросили 313 учащихся нашей школы, но 20 учеников отказались отвечать и сдали чистые или испорченные анкеты.
Проанализировав таблицу и графики мы увидели, что количество курящих школьников резко возрастает в 12-13 лет. Первый раз попробовавшие появляются в 9 лет (а это 2 класс), регулярно курящие в 13 лет, при этом количество девочек превышает количество мальчиков, но к 16 годам число курильщиков снижается. Отсюда мы делаем вывод, что профилактические мероприятия необходимо начинать со 2-3 класса.
Пример социологического опроса
по теме: «Курение и школьники»
Проект «Поклонимся Великим тем годам!»
Происходящие
изменения в современном обществе, в общественной жизни
подразумевают
развитие и применения новых педагогических технологий, направленных на индивидуальную работу с учащимися
.
Я пошла по пути разумного совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в
процесс обучения.
Одними из таких
форм, являются
исследовательская и
проектно-исследовательская
деятельность учащихся.
Проекты
по линии «Коммуникационные технологии
»,
8-е классы.
Тип
проекта:
информационный.
Планируемый результат:
создание
обучающимися альбома
с подборкой сообщений, иллюстраций, заметками из периодической
прессы, презентациями на съемных носителях.
Длительность:
в рамках изучения раздела.
Темы:
Электронная почта.
Общение в интернете в реальном времени.
Мобильный интернет.
Звук и видео в Интернете.
Форма работы:
создание проекта в группах.
Под моим руководством ребята планировали и практическую работу с классом.
Защита
проектов
проводилась
на уроке, обязательно с конкретными выводами и рекомендациями. Для представления результатов
использовали демонстрацию в виде
подготовленной презентации.
Сейчас проводится проектно-исследовательская
работа
с использованием ТП ученицами 10 класса по теме: «Возможности табличного процессора при исследовании тригонометрических функций»
Проект «Знание – сила!»
Тема
:
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
, ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ
ИНФОРМАТИКИ»
Козлова Татьяна
Сергеевна,
учитель
информатики
МОУ «СОШ № 42» г. Воркуты
Предлагаю вашему вниманию данные проекты.
Проект «Будьте толерантными!»
Исследовательская
работа для
учителя:
Цель:
подготовить выпускников,
владеющих современными технологиями и
в силу этого способных адаптироваться
к быстро меняющемуся миру.
Исходя из этой цели, ставлю перед собой задачи:
Развивать самостоятельность и способность к самоорганизации у обучающихся.
Осуществлять индивидуальный подход к обучающимся.
Выявлять одаренных и талантливых детей.
Развивать способности к творчеству и созидательной деятельности.
Учить выбору
, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
Знакомить

с проведением
исследования (
анализом, синтезом, обобщением).
Воспитывать личностные качества: толерантность, патриотизм, умение вести диалог и др.
Привлекать больше обучающихся к социальным проблемам общества.
2012 год
Исследовательская работа с точки зрения обучающегося
Возможность
максимального раскрытия своего творческого
потенциала.
Деятельность, которая
позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Деятельность
, направленная на решение интересной
проблемы.
Автор:
Опонасенко
Ольга, обучающаяся 8в класса
Цель работы:
Исследование возможностей графического редактора GIMP для обработки графических изображений и создания анимационных объектов формата GIF.
Задачи:
1.Познакомиться
с принципами работы растрового графического редактора
Gimp
.
2.Изучить
этапы создания
Gif
-анимации.
3.Способствовать
развитию интереса окружающей общественности к социальным проблемам
общества.
Социологический опрос учащихся «СОШ № 42» г. Воркуты
Цель – выявление динамики развития уровня патриотического воспитания у школьников.
Количество участников: 92 человека
Юноши – 36
Девушки – 99

2011 год
Спасибо за внимание!
Исследовательская
деятельность - деятельность, связанная с поиском ответа на задачу, решение которой заранее неизвестно.
Главным
смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной
целью
является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке.
Основная
задача, которую я ставлю перед собой -
развить личность учащегося, научить навыкам исследовательской работы
,
самостоятельному получению знаний.
Так как данный проект предполагает проведение исследования определённых социальных процессов, то для работы в нём привлекаются такие школьные специалисты, как
социальный
педагог и врач.
При
работе в малых группах ученики выясняют друг у друга все, что им непонятно.
В
случае необходимости все вместе обращаются ко мне за помощью. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых знаний, данных учителем, но и от умения самостоятельно приобретать новые
Темы исследований:
Курение и школьники.
Экологическая обстановка в школе.
СМИ в жизни школьников.
Патриотические идеалы. (просмотр в динамике сравнение с опросом 2011 года).
Занятия спортом.
Индивидуальная исследовательская деятельность обучающегося
Тема:
Содержание:
Растровый графический редактор GIMP как средство создания GIF- анимации

1.
История свободного графического редактора GIMP
2. Знакомство с интерфейсом программы GIMP
3. Возможности программы GIMP
3.1. Работа с фотографиями
3.2. Анимация
4. Описание практической работы по созданию
Gif
– анимации

  1. В первую очередь надо научить учащихся сомневаться в любом мнении, положении, утверждении.
  2. Далее, обучение видению проблем, по которым можно найти что-то новое, интересное для собственного познания. Необходимо показать учащимся такие утверждения из области информатики, математики и других наук, которые требуют доработки, уточнения, принятия или отторжения.
  3. Далее возникает необходимость проверить свои догадки, а это увязывается с возможностью проведения эксперимента, который требуется не только грамотно провести, но и оформить и обобщить полученные результаты, сделать правильные выводы, показать возможность использования их в своей учебе. Важным моментом такого подхода к постановке исследовательской работы среди учащихся является обучение их умению видеть проблемы, "слабые" и "сильные" ее места, возможно и пути их разрешения.

Существует несколько форм приобщения учащихся к исследовательской и научной работе. Это и конспектирование статей, написание рефератов, подборка литературы по определенному кругу вопросов и другое.

Мы считаем, что для формирования умений и навыков ведения исследовательской работы необходима система специальных заданий, выполнение которых приобщали бы учащихся к ведению такой работы. Возможно это становление некой “Творческой лаборатории учащегося и учителя”.

Мы понимаем, что вопросов объективного и субъективного характера, требующих разрешения на пути создания таких лабораторий, будет возникать очень много. Самый главный из них — это результативность всей работы. Возможны различные варианты: открытая защита творческих заданий, организация научно практических ученических семинаров и конференций, публикации и др.

Формы "приобщения" учеников к научно-исследовательской работе. Как научить ребенка проводить исследование?

Укажем на основные формы такой работы, с уверенность, что некоторые из них знакомы практикующему учителю.

  • Конспектирование статей. Конспектируются статьи из периодических изданий, когда возникает необходимость использования авторского текста при выполнении другого вида работ. Конспект излагается в том стиле, который устраивает обучаемого, но в специальной тетради для таких конспектов. Эти тетради периодически просматриваются преподавателем. В них учащиеся помещают выдержки из прорабатываемой литературы, цитаты, часто встречающиеся понятия и определения
  • Написание рефератов. Рефераты пишутся по темам, предложенным преподавателем или самостоятельно сформулированным учащимися. Тематика рефератов соответствует изучаемому в данный момент материалу. Допускается написание рефератов разными студентами по одной теме, при этом каждый из них работает над своей темой индивидуально. Взаимные консультации не исключаются. Рефераты оформляются на отдельных листах, первый из них является . Реферат является результатом работы с несколькими статьями. В отдельных разделах рефератов учащиеся высказывают свое мнение к рассматриваемому вопросу, анализируют используемые публикации, дают заключение и формулируют выводы (рекомендации). В конце работы дается список рассмотренной литературы. Наиболее ценным считается реферат, тему которого учащийся предложил самостоятельно.
  • Подготовка докладов . Работа над докладом требует длительной подготовки и его тема может быть увязана с некоторыми историческими событиями и фактами, носить познавательный характер, указывать на основные направления в обучении, связывать обучение информатики с другими науками, давать сравнительную характеристику различным системам обучения и т.д. Доклад могут готовить несколько учащихся для одного выступающего. Докладу предшествует работа по конспектированию статей, используемых в докладе.
  • Составление тезисов. Обучение составлению тезисов ведется после составления доклада. Это краткое изложение основных идей и важнейших вопросов доклада.
  • Подборка литературы. Данная форма работы требует от учащихся глубокого понимания темы, к которой подбирается литература. При этом список разбивается на основную и дополнительную литературу. Список составляется согласно требованиям библиографии. Даются необходимые пояснения целей привлечения той или иной публикации.
  • Составление отзывов. Отзыв на публикацию у обучающихся вызывает особый интерес. Первоначально предлагается одним учащимся составить положительный отзыв, другим — отрицательный по одной и той же публикации. Каждое мнение должно быть доказательным.
  • Тестирование. Первоначально разбираются готовые тесты. При этом выясняется назначения каждого пункта, включенного в тест. В дальнейшем учащимся предлагается разрабатывать тесты самостоятельно. Рассматриваются различные способы обработки результатов диагностики
  • Выполнение творческих заданий . Темы учащиеся подбирают самостоятельно или выбирают их из списка предложенного преподавателем. Выполнение творческих заданий позволяет учащимся проявить умение работать с литературой, проявлять исследовательская активность, вырабатывать умение работать над информацией по ее отбору, обработке и хранению.

В связи с тем, что сеть Интернет стала доступной в каждой школе, исследование и творчество можно связать с ней.

В качестве примера покажем один из моментов проведения творческой работы, организованной учителем после изучения редактора Word, в частности, после рассмотрения стандартных требований к документу Word.

Вместо надоевшего учащимися набора текста, предлагается следующий комплект заданий:

  • Задание 1. Выбрать одну из опубликованных ниже тем. Предложенные нами темы можно переформулировать, объединять несколько тем в одну или брать часть от некоторой темы. Свою тему согласовать с преподавателем для ее корректировки.
  • Задание 2 . В сети "Интернет" найдите не менее 5 различных публикаций по выбранной теме или по темам, близким к выбранной теме. Все найденные публикации скопировать в отдельные файлы, приведя эти документы в стандартный вид.
  • Задание 3 . На основе выбранных публикаций раскройте свою тему, добавив собственные суждения, а также выскажите согласие или не согласие с идеями, затронутыми в выбранных публикациях, укажите позитивные и негативные места публикаций. Объем работы — не менее 30 000 знаков, без пробелов.
  • Задание 4 . Творческую работу поместить в отдельный файл. Документ оформить согласно стандартным требованиям. Рисунки, схемы, таблицы пронумеровать. В творческую работу , автоматическую нумерацию страниц, колонтитулы, автоматическое оглавление (содержание), электронные адреса публикаций, их авторов и другие выходные данные публикаций (число страниц, издательство, год выхода публикации и др.)
  • Задание 5 . Все файлы собрать в отдельную папку, в названии которой включить свою фамилию и слова "Творческая работа".

Примерные темы работ

  1. Автоматизированные системы управления.
  2. Защита информации.
  3. Информационные процессы в неживой природе.
  4. Информационные системы.
  5. Информационные технологии в деятельности современного специалиста.
  6. Информационный бизнес.
  7. Информация и сознание.
  8. Информация и эволюция живой природы.
  9. Информация и энтропия.
  10. История развития информатики.
  11. Кибернетика — наука об управлении.
  12. Компьютерная революция: социальные перспективы и последствия.
  13. Материя, энергия и информация.
  14. Непрерывная и дискретная информация.
  15. Передача информации.
  16. Построение интеллектуальных систем.
  17. Правонарушения в сфере информационных технологий.
  18. Проблема измерения информации.
  19. Проблема информации в современной науке.
  20. Свойства информационных ресурсов.

Учащиеся, работая над выбранными темами, во-первых, совершенствует технологию отбора нужного материала, во-вторых, знакомясь с различными публикациями, вырабатывают для себя некоторые критерии установления соответствия найденных публикаций выбранной ими теме.

Ряд проведенных в последние годы международных исследований1 выявил значительные недостатки в умениях российских школьников применять полученные в школе знания и умения в контексте жизненных ситуаций . Действительно, жизнь совсем не похожа на те задачи, которые ученики решают в школе; каждая возникающая жизненная проблема, по меньшей мере, обладает новизной. Один из возможных способов подготовки школьников к решению новых задач - формирование навыков исследовательской деятельности, включая проведение реальных и виртуальных экспериментов.

Исследование - один из видов познавательной деятельности человека, установление, обнаружение, понимание действительности, получение нового знания. С исследованием сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков.

В отличие от научного исследования, главной целью которого является получение объективно новых знаний, учащиеся в ходе исследовательской деятельности получают субъективно новые знания (новые и личностно значимые для конкретного учащегося). При этом обеспечивается повышение мотивации к учебной деятельности и активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Цель исследовательской деятельности в образовании состоит в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности.

Принято выделять следующие способы и приемы исследовательской деятельности:

  • - умение видеть проблемы;
  • - умение вырабатывать гипотезы;
  • - умение наблюдать;
  • - умение проводить эксперименты;
  • - умение давать определения понятиям и т.д.

Каноническим примером организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках информатики является работа с «черными ящиками». Но исследовательского типа задания можно успешно выполнять с младшими школьниками при освоении графического редактора.

Пример 1. Подковы

  • 2. Откройте файл Подкова.bmp.
  • 3. С помощью инструмента Линия каждую фигуру разделите двумя прямыми на указанное число частей (3, 4, 5, 6).
  • 4. С помощью инструмента Заливка заполните каждую часть фигуры разным цветом.
  • 5. Сохраните результат работы в личной папке под именем Подкова1.

Это задание предлагается учащимся на этапе освоения инструментов графического редактора. Важно, что при его выполнении ребята не просто проводят прямые линии, но думают, где их следует провести, исследуют взаимное расположение прямых, экспериментируют. Ниже представлен образец выполнения задания.

Пример 2. Одним росчерком пера

  • 1. Запустите графический редактор Paint.
  • 2. Откройте файл Головоломка.bmp.
  • 3. С помощью инструмента Многоугольник при нажатой клавише {Shift}попытайтесь соединить все точки одним росчерком пера (одной ломаной линией и не проводя ни один отрезок дважды) так, как это показано на рисунке:
  • 4. При необходимости используйте команду [Правка-Отменить ].

После выполнения этого задания целесообразно обсудить с ребятами вопрос о начальной точке: существует всего две точки (левая нижняя и правая верхняя), выбор которых в качестве начальных обеспечивает возможность выполнения задания. Хорошо, если ученики самостоятельно смогут установить, чем эти точки отличаются всех прочих.

В качестве дополнительного задания предложите ученикам аналогичным образом попытаться построить следующую фигуру:

Обсудите с учениками причину неизбежной неудачи.

Пример 3. Флаги

  • 1. Запустите графический редактор Paint.
  • 2. Откройте файл Флаги.bmp
  • 3. Каждый из трех горизонтальных прямоугольников заполните цветом, красная, зеленая и синяя составляющие которого имеют указанные числовые значения (Палитра - Изменить палитру - Определить цвет).
  • 4. Подумайте, сколько разных трехцветных флагов можно составить, используя данные цвета. Размножьте заготовку флага и изобразите все придуманные вами варианты.
  • 5. Сохраните результат работы под тем же именем, но в собственной папке.
  • 6. Завершите работу с графическим редактором.

Хорошо, если в результате непродолжительного экспериментирования ученики поймут, что это задание тесно связано с двумя предыдущими, хотя и имеет существенное отличие - все полосы должны иметь разные цвета. Последнее обстоятельство уменьшает на 1 число возможных вариантов окраски для каждой следующей полосы (3 Ч 2 Ч 1).

Пример 4. Оптическая иллюзия

1. Запустите графический редактор Paint.

Вам не кажется, что кирпичи в этой стене немного расплющены?

На самом деле все они прямоугольные, но создается впечатление, что они слегка клиновидные. Попытайтесь выполнить соответствующий рисунок в графическом редакторе и выясните, при каких условиях возникает эта интересная иллюзия.

Основной элемент рисунка - прямоугольник с контуром и заполнением. Иллюзия искривления возникает только тогда, когда контуры прямоугольников, образующие линии между кирпичами, светлее темных кирпичей и темнее светлых кирпичей.

Эти и многие другие примеры использованы при организации компьютерного практикума в учебниках Босовой Л.Л.

Изменившиеся социально-экономические условия в стране изменили структуру и содержание учебных дисциплин. Школа на современном этапе развития общества должна не только давать учащимся определенный объем знаний, но и подготовить их к тому, чтобы в будущем они умели решать самые разнообразные задачи. На современном этапе развития образования актуальной становится задача воспитания думающего человека, способного ориентироваться в меняющихся условиях, потоке информации, готового к творческому поиску. Это довольно успешно решается при использовании в образовательной практике проектной деятельности учащихся.

Метод проектов - это способ познания действительности, способствующий развитию и становлению личности в современном динамично изменяющемся мире. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Метод проектов, на мой взгляд, помогает развивать у учеников логическое мышление, познавательный интерес, расширять умственные способности, такие характеристики интеллекта как: синтез, анализ, обобщение, классификация, сравнение. Этот метод обучения несет и философский аспект отношения к реальности, влияет на мировоззрение учащихся. При его реализации происходит формирование и сферы мыслительных операций ребенка и его практических умений.

На уроках информатики метод проектов может быть использован в полной мере, т.к. на этих уроках чаще всего используется самостоятельная работа за компьютером, используются методы дифференцированного и индивидуального обучения. При изучении курса информатики, очень многие важные темы не имеют компьютерной поддержки. Проектная деятельность учащихся как раз может быть и использована на таких уроках. Это позволит более полно и всеобъемлюще рассматривать материал уроков и поддерживать интерес учащихся при изучении этих тем. Проектная деятельность является, на мой взгляд, лучшим контролем знаний, умений и навыков на уроках информатики. Готовые ученические проекты являются важным показателем применимости получаемых знаний.

В методе проектов обязателен элемент соревнования между отдельными группами учащихся, что значительно повышает самоконтроль учащихся, а главное, хорошо активизирует деятельность. Успешная защита проекта побуждает ученика к дальнейшим действиям. Следует отметить, что не всегда самые лучшие и неординарные проекты получаются у хорошо успевающих учащихся. Яркие проекты выходят и у тех ребят, у которых не хватает терпения для систематического приготовления уроков.

Участвуя в проектной деятельности, ребята обмениваются друг с другом информацией, советуются, спорят, помогают друг другу и оценивает один другого. В процессе общения учащиеся быстрее и лучше разбираются в учебном материале, вместе устраняют ошибки. Это позволяет всем двигаться вперед своим темпом, подтягивать слабых и не сдерживать сильных по знаниям учеников.

Таким образом, можно сказать, что метод проектов на уроке информатики и во внеурочное время позволяет учителю, как индивидуализировать работу на уроке, выполняя задания, которые посильны каждому ученику, так и коллективизировать познавательную деятельность учащихся. Кроме того, проектная деятельность по информатике способствует развитию наблюдательности, умению видеть необычное в знакомых вещах, задавать себе вопросы о тех явлениях, с которыми встречаются в жизни, ставить перед собой цель и формулировать итоги своей самостоятельной деятельности.

В качестве примера проектной деятельности учащихся в 5-7 классах можно привести игровой проект по теме: "Защита фантастических проектов". Учащимся предлагается придумать проекты на определенные темы: проект жилого дома под водой, проект космического города, жизнь в кибермире, компьютер будущего. Форма оформления свободная - от макета до компьютерного рисунка и презентации. В 8-9 классах большой интерес учащихся вызывают следующие проекты: "Машина разумная", "Алгоритмы и реальность", "Будем здоровы в XXI веке". Проект "Машина разумная" рассматривается при изучении темы: "Искусственный интеллект". В этом проекте поднимаются такие вопросы, как: "В чем сложность создания искусственного интеллекта?", "История и перспективы в области этой науки", "А что будет с человечеством, если искусственный интеллект будет создан?". Проект "Алгоритмы и реальность" рассматривается при изучении темы: "Алгоритмизация" в 9-х классах. В этом проекте исследуется практическое применение алгоритмической деятельности человека, нахождение алгоритмов в нашей реальной жизни и в различных учебных предметах, значение алгоритмизации мышления человека. Целью проекта "Будем здоровы в XXI веке" является формирование критического отношения к повседневному использованию компьютеров в жизни человека, их взгляда на совместимость здорового образа жизни и работу за компьютером.

В результате учащиеся представляют свои проекты в виде презентаций или публикаций. Очень важна активная позиция детей в процессе оценивания работ. Ребята рецензируют работы одноклассников с помощью критериев оценки проекта. В процессе обсуждения проблемы могут высказываться любые мнения, в том числе и неверные, что способствует свободному выражению индивидуальной точки зрения без боязни ошибиться.

По окончанию проекта можно создать экспертную группу учащихся, которая, рассмотрев все проекты, выберет лучшие и распределит призовые места. Отличившихся учеников можно наградить грамотами. Можно также создать газету, которая освещала бы работу учащихся над проектом и представляла итоги общей работы. Очень хорошо провести научную конференцию и представить проекты учащихся на рассмотрение других учеников и учителей школы.

В 10-11 классах итогом изучения темы: "Современное программное обеспечение компьютера" можно предложить защиту индивидуальных проектов по различным школьным или факультативным предметам, либо презентацию любого программного продукта, либо проектирование и разработку баз данных по классам и школе. Этот учебный проект можно рассматривать как проблемно-исследовательский. Ученические же проекты впоследствии могут быть использованы на уроках информатики и на уроках по другим предметам школьного курса. Очень важным моментом является то, что при создании проекта реализуется принцип практического применения знаний, полученных учащимися при изучении различных предметов. Примером проекта, рассматривающим межпредметные связи, является проект: "Моделирование движения тела под действием силы тяжести с помощью электронных таблиц". Цель данного проекта является умение строить компьютерные модели на основе физических процессов и формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности школьников.

Успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных его этапах (подготовка, организация, проведение, защита).

Учебные проекты должны удовлетворять возрастным особенностям учащихся, повышать их интерес к изучаемому предмету.

Жизнь человека - движение по пути познания. Каждый шаг может обогащать нас, если благодаря новому опыту мы начинаем видеть то, что ранее не замечали или не понимали, чему не придавали значение. Каждый из нас - изначально, по своей природе - исследователь. Мы можем эту способность подавить, а можем развивать, освоив способы организации исследования. И как важно в условиях современного мира не сужать мировоззрение наших воспитанников, а развивать в них способности активно, самостоятельно выстраивать свой путь познания, свою жизнь.

Приложение 1 . Проект "Машина разумная"

Приложение 2 . Проект "Алгоритмы и реальность"

Приложение 3 . Проект "Будем здоровы в XXI веке"

Приложение 4 . Педагогический проект: "Исследовательская деятельность на уроках информатики"

Литература:

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат - М., 2000.
  2. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся./Авт.: Алексеев Н.Г. и др. - Ж. "Исследовательская работа школьников", 2002.
  3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся (основные положения). / Сборник статей "Исследовательская деятельность учащихся". - М., 2003.
  4. Intel "Обучение для будущего" (при поддержке Microsoft): Учеб. Пособие. - М.: Издательско-торговый дом "Русская Редакция", 2004.

Проектная и исследовательская деятельность на уроках информатики

Вспоминаю себя в школе… Учитель рассказывает новую тему, потом идет закрепление материала в виде решения задачи или выполнения какого-либо упражнения, дома учишь правила, доказываешь теорему и т.п. Сейчас в нашей стране все изменилось. Сидеть на уроках, слушать учителя, потом заучивать это же дома и на следующем уроке повторять стало скучно и неправильно . Школа и учитель в этой школе на современном этапе развития общества должна не только давать учащимся определенные знания, но и подготовить их к тому, чтобы в будущем они умели решать самые разнообразные задачи. На современном этапе развития образования главной становится задача воспитания думающего человека, способного ориентироваться в меняющихся условиях, потоке информации, готового к творческому поиску. Как же это сделать? Как заставить ребенка думать? Надо его поставить в ту или иную ситуацию, выход из которой он должен найти сам (может быть с некоторой помощью учителя). Это довольно успешно решается при использовании в образовательной практике проектной деятельности учащихся.

Метод проектов - это такой способ познания окружающей нас действительности, который способствует развитию и становлению личности в современном изменяющемся мире. Учащийся познает эту действительность, т.е получает знания, и прекрасно понимает где и как он эти знания сможет применить, т.е приобщает к жизненно важным проблемам.

Метод проектов развивает у учеников логическое мышление, познавательный интерес, творческие способности, расширять умственные способности, развивает самостоятельные исследовательские умения. Ученик может анализировать ситуацию, обобщать, классифицировать, сравнивать. Он начинает по-другому относиться к реальной жизни – полностью меняется мировоззрение учащихся.

Данный метод можно использовать на любом предмете. Но на уроках информатики данный метод можно использовать в полном объеме, т.к. на этих уроках чаще всего используется самостоятельная работа за компьютером, используются методы дифференцированного и индивидуального обучения. У большинства учащихся информатика – любимый предмет. При изучении курса информатики, очень многие важные темы не подразумевают работы за компьютером. В этот же момент можно заметить, что настроение у ребят падает, они уже не так активны, как при работе на компьютере. Ребята без удовольствия отвечают устно. Им непонятно, зачем изучать эту тему, как она связана с предметом. Проектная деятельность учащихся как раз может быть и использована на таких уроках. Это позволит более полно и всеобъемлюще рассматривать материал уроков и поддерживать интерес учащихся при изучении этих тем. Проекты учеников показывают как можно применить эти знания, они ищут ответ на вопрос «зачем», показывают все свои умения и навыки. В методе проектов происходят соревнования между группами учащихся, что значительно повышает самоконтроль учащихся, а главное, хорошо активизирует деятельность. Успешная защита проекта побуждает ученика к дальнейшим действиям. Ребята обмениваются информацией, иногда спорят, помогают друг другу найти ответы на вопросы, вместе находят ошибки, тем самым лучше понимают материал уроков, и, конечно, сплачается коллектив. При этом свои знания могут показать не только хорошо успевающие ученики. Могут раскрыться таланты и способности у ученика, которому было не интересно и не понятно на уроке, в результате плохой успеваемости.

Метод проектов на уроке информатики и во внеурочное время способствует развитию наблюдательности, умению видеть необычное в знакомых вещах, задавать себе вопросы о тех явлениях, с которыми встречаются в жизни, ставить перед собой цель и формулировать итоги своей самостоятельной деятельности.

Метод проектов можно начинать в любом классе. Ребята с удовольствием участвуют в каком-либо исследовании. В качестве примера проектной деятельности учащихся в 5-7 классах можно привести проект по теме: "Мой проект будущего". Учащиеся сами придумывают темы проекта – «Компьютер будущего», «2050 год», «Если бы …». На начальном этапе обучения они изучают несколько тем – графический редактор Paint, мастер презентаций MicrosoftPowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word. Форма оформления свободная - от макета и рисунка до компьютерного рисунка и презентации. Учащиеся с удовольствием участвуют в таком проекте, привлекая в него своих родителей. Они охотно делятся своими фантазиями, другие ребята задают много вопросов. В 8-9 классах можно предложить следующие темы для проектов - "Компьютерная история", "Алгоритмы в нашей жизни", "Компьютерное здоровье". Проект "Компьютерная история" рассматривается во внеурочное время. История компьютерной техники они уже прошли, но ребята хотят вернуться к этой теме, вернуться в прошлое. Под руководством учителя в нашем городе они нашли небольшой музей компьютерной техники, не виртуальный. И отправились на экскурсию. Воочию увидели и первый ноутбук, и первый процессор, и многое другое. Они с таким восторгом рассказывали другим ребятам и делились знаниями. Проект "Алгоритмы в нашей жизни" предлагается при изучении темы: "Основы алгоритмизация" в 9-х классах. Учащиеся исследуют нашу жизни как под микроскопом, действительно ли мы живем по каким-то пунктам, в каких ситуациях мы осознанно составляем алгоритм действий, а в каких действуем по «инерции». Проект «Компьютерное здоровье» является обязательным. Сейчас дети не отходят от компьютеров. Они все знают нормы, но, к сожалению, их не выполняют. У ребят в результате этого проекта формируется правильное отношение к повседневному использованию компьютеров, на совместимость здорового образа жизни и работу за компьютером. Учащиеся не просто рассказывают правила, как и сколько надо находиться за компьютером, чтобы не нанести вред своему здоровью, но и ищут реальные истории жизни. Также посещают больницы и поликлиники (по возможности) и рассказывают о плюсах компьютера в таких учреждениях, как они позволяют быстро обнаружить заболевание и помочь человеку.

В 10-11 классах можно предложить ребятам поучаствовать в проекте «Всемирная паутина». Этот учебный проект можно рассматривать как проблемно-исследовательский. Создаются группы учащихся, у каждой из которых свои вопросы. Он часто человек ищет что-либо в сети Интернет и, к сожалению, найти нужную информацию в большом количестве предлагаемых ссылок очень проблематично. Вот ребята и исследуют не только различные браузеры и поисковые системы, но и составление различных запросов. Также опрашивают педагогов и учащихся, и в результате проведенных исследований, предлагают варианты решения этих проблем. Несколько педагогов участвуют в данном проекте и также в конце дают свою оценку, помогли ли им эти открытия.

Пока одни ребята выступают, другие слушают, задают вопросы, участвуют в обсуждении. По окончанию проекта выбираются лучшие работы. С ними ребята выступают на научно-практической конференции и представляют проекты на рассмотрение других учеников и учителей школы.

Успех всех проектов во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных его этапах (подготовка, организация, проведение, защита). Учебные проекты должны соответствовать возрасту учащегося, повышать их интерес к изучаемому предмету.

Проектная деятельность может научить детей умению:

1. увидеть проблему;

2. поставить цель и разбить ее шаги;

3. добывать информацию, оценивать ее, использовать различные источники, в т.ч. людей, как источник информации;

4. планировать свою работу;

5. оценить ее результат, сравнить его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;

6. увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем.

Каждый ученик – это маленький исследователь. Наша задача, как учителя, развить эту способность, научить мыслить, применять полученные знания в жизни. В результате таких операций человек обогащается, начинает видеть многое в другом цвете, делает шаги вперед, развивается и выстраивает свою жизнь.




Top