Что такое прозаическая форма. Значение слова прозаический
28 мая 2015Проза вокруг нас. Она в жизни и в книгах. Проза - это наш повседневный язык.
Художественная проза - это не имеющее размера (особой формы организации звучащей речи), нерифмованное повествование.
Прозаическое произведение - это художественный текст, написанный без рифмы, в чем его главное отличие от поэзии. Прозаические произведения бывают как художественные, так и нехудожественные, иногда они переплетаются между собой, как, например, в биографиях или мемуарах.
Как возникло прозаическое, или эпическое, произведение
Проза пришла в мир литературы из Древней Греции. Именно там появилась сначала поэзия, а потом и проза как термин. Первыми прозаическими произведениями были мифы, предания, легенды, сказки. Эти жанры определялись греками как нехудожественные, приземленные. Это были религиозные, бытовые или исторические повествования, получившие определение "прозаические".
В античном мире на первом месте стояла высокохудожественная поэзия, проза была на втором месте, как некое противопоставление. Положение стало меняться только во второй половине Средних веков. Прозаические жанры стали развиваться и расширяться. Появились романы, повести и новеллы.
В XIX веке писатель-прозаик оттеснил поэта на второй план. Роман, новелла стали главными художественными формами в литературе. Наконец, прозаическое произведение заняло свое законное место.
Прозу классифицируют по размеру: на малую и большую. Рассмотрим основные художественные жанры.
Произведение в прозе большого объема: виды
Роман - прозаическое произведение, которое отличается длиной повествования и сложным сюжетом, развитым в произведении в полной мере, а также роман может иметь побочные сюжетные линии, помимо основной.
Романистами были Оноре де Бальзак, Даниель Дефо, Эмили и Шарлотта Бронте, Эрнест Хемингуэй, Эрих Мария Ремарк и многие другие.
Примеры прозаических произведений русских романистов могут составить отдельную книгу-список. Это произведения, ставшие классикой. Например, такие как «Преступление и наказание» и «Идиот» Федора Михайловича Достоевского, «Дар» и «Лолита» Владимира Владимировича Набокова, «Доктор Живаго» Бориса Леонидовича Пастернака, «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева, «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова и так далее.
Эпопея - это эпическое произведение, по объему большее, чем роман, и описывающее крупные исторически события или отвечающее общенародной проблематике, чаще и то и другое.
Самые значимые и известные эпопеи в русской литературе - «Война и мир» Льва Николаевича Толстого, «Тихий Дон» Михаила Александровича Шолохова и «Петр Первый» Алексея Николаевича Толстого.
Прозаическое произведение небольшого объема: виды
Новелла - короткое произведение, сопоставимое с рассказом, но имеющее большую насыщенность событиями. История новеллы берет начало в устном фольклоре, в притчах и сказаниях.
Новеллистами были Эдгар По, Герберт Уэллс; Ги де Мопассан и Александр Сергеевич Пушкин также писали новеллы.
Рассказ - небольшое прозаическое произведение, отличающееся малым количеством действующих лиц, одной сюжетной линией и подробным описанием деталей.
Рассказами богато творчество Чехова, Бунина, Паустовского.
Очерк - это прозаическое произведение, которое легко перепутать с рассказом. Но все же есть существенные отличия: описание только реальных событий, отсутствие вымысла, сочетание литературы художественной и документальной, как правило, затрагивание социальных проблем и присутствие большей описательности, чем в рассказе.
Очерки бывают портретные и исторические, проблемные и путевые. Также они могут между собой смешиваться. Например, исторический очерк может содержать в себе также портретный или проблемный.
Эссе - это некие впечатления или рассуждения автора в связи с конкретной темой. Оно обладает свободной композицией. Этот вид прозы сочетает в себе функции литературного очерка и публицистической статьи. Также может иметь нечто общее с философским трактатом.
Средний прозаический жанр - повесть
Повесть находится на границе между рассказом и романом. По объему ее нельзя отнести ни к малым, ни к большим прозаическим произведениям.
В западной литературе повесть называют «короткий роман». В отличие от романа, в повести всегда одна сюжетная линия, но развивается она также полно и полноценно, поэтому ее нельзя отнести к жанру рассказа.
Примеров повестей в русской литературе множество. Вот лишь некоторые: «Бедная Лиза» Карамзина, «Степь» Чехова, «Неточка Незванова» Достоевского, «Уездное» Замятина, «Жизнь Арсеньева» Бунина, «Станционный смотритель» Пушкина.
В зарубежной литературе можно назвать, например, «Рене» Шатобриана, «Собака Баскервилей» Конан-Дойля, «Повесть о господине Зоммере» Зюскинда.
Источник: fb.ruАктуально
Разное
Разное
Определить тему и идею (главную
мысль) данного произведения; проблемы, затронутые в нём; пафос, с которым
произведение написано.
Показать взаимосвязь сюжета и композиции.
Рассмотреть субъектную организацию произведения (художественный образ
человека, приёмы создания персонажа, виды образов-персонажей, система
образов-персонажей).
Выяснить авторское отношение к теме, идее и героям произведения.
Определить особенности функционирования в данном произведении литературы
изобразительно-выразительных средств языка.
Определить особенности жанра произведения и стиля писателя.
Примечание: по этой схеме можно писать сочинение-отзыв о прочитанной книге,
при этом в работе представить также:
Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Развернутое обоснование самостоятельной оценки характеров героев
произведения, их поступков и переживаний.
Развернутое обоснование выводов.
1. История создания.
При анализе художественного произведения в первую очередь необходимо обратить
внимание на конкретно-исторический контекст в период его создания. Необходимо
при этом различать понятия исторической и историко-литературной обстановки, в
последнем случае имеются в виду:
- литературные направления эпохи;
- место данного произведения среди произведений других авторов, написанных в
этот период;
- творческая история произведения;
- оценка произведения в критике;
- своеобразие восприятия данного произведения современниками писателя;
- оценка произведения в контексте современного прочтения;
Далее следует обратиться к вопросу об идейно-художественном единстве
произведения, его содержания и формы (при этом рассматривается план
содержания - что хотел сказать автор и план выражения - как ему удалось это
сделать).
Концептуальный уровень художественного произведения (тематика,
проблематика, конфликт и пафос).
Тема - это то, о чём идет речь в произведении, основная проблема,
поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание
в единое целое; это те типические явления и события реальной жизни, которые
отражены в произведении. Созвучна ли тема основным вопросам своего времени?
Связано ли с темой название? Каждое явление жизни - это отдельная тема;
совокупность тем - тематика произведения.
Проблема - это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и
та же проблема может послужить основой для постановки разных проблем (тема
крепостного права - проблема внутренней несвободы крепостного, проблема
взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема
социальной несправедливости...). Проблематика - перечень проблем, затронутых
в произведении. (Они могут носить дополнительный характер и подчиняться
главной проблеме.)
Идея - что хотел сказать автор; решение писателем главной проблемы или
указание пути, которым она может решаться. (Идейный смысл - решение всех
проблем - главной и дополнительных - или указание на возможный путь решения.)
Пафос - эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому,
отличающееся большой силой чувств (м.б. утверждающий, отрицающий,
оправдывающий, возвышающий...).
2. Сюжетные линии:
выделить, пронумеровать и назвать для
каждой линии:
- действующие лица;
- события.
3. Сюжетная схема
(не все компоненты обязательно будут
присутствовать):
Экспозиция - условия и обстоятельства, которые привели к возникновению
конфликта (может быть развернутой и нет, цельной и "разорванной";
может располагаться не только в начале, но и в середине, конце произведения);
знакомит с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами
действия.
Конфликт - столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов
жизни, положенное в основу действия. Конфликт может происходить между
личностью и обществом, между персонажами. В сознании героя может быть явным и
скрытым. Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта.
Пролог - своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о
событиях прошлого, он эмоционально настраивает читателя на восприятие (встречается
редко).
Завязка - начало движения сюжета; то событие, с которого начинается конфликт,
развиваются последующие события.
Развитие действия - система событий, которые вытекают из завязки; по ходу
развития действия, как правило, конфликт обостряется, а противоречия
проявляются всё яснее и острее.
Кульминация - момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта,
кульминация представляет основную проблему произведения и характеры героев
предельно ясно, после неё действие ослабевает.
Развязка - решение изображаемого конфликта или указание на возможные пути его
решения. Заключительный момент в развитии действия художественного
произведения. Как правило, в ней или разрешается конфликт или демонстрируется
его принципиальная неразрешимость.
Эпилог - заключительная часть произведения, в которой обозначается
направление дальнейшего развития событий и судеб героев (иногда даётся оценка
изображённому); это краткий рассказ о том, что произошло с действующими
лицами произведения после окончания основного сюжетного действия.
4. Композиция:
- последовательность и взаимосвязанность всех частей произведения (разделов,
эпизодов, сцен, вводных эпизодов, лирических отступлений, картин, образов),
разворачивание действий и группирование и расстановка персонажей;
- способы компоновки художественного мира: портрет, пейзаж, интерьер,
лирическое отступление;
- способы изображения: рассказ, повествование, описание, монолог, внутренний
монолог, диалог, полилог, реплика, ремарка, "поток сознания";
- точки зрения субъектов художественного произведения: автора, рассказчика,
повествователя, персонажей;
- придерживается автор или нет причинно-следственной зависимости.
Композиционные принципы и элементы:
Ведущий композиционный принцип (композиция многоплановая, линейная,
кольцевая, "нитка с бусами"; в хронологии событий или нет...).
Дополнительные средства композиции:
Лирические отступления - формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя
по поводу изображённого (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой
жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или
объяснение своей цели, позиции).
Вводные (вставные) эпизоды (не связанные непосредственно с сюжетом
произведения).
Художественные предварения - изображение сцен, которые как бы предсказывают,
предваряют дальнейшее развитие событий.
Художественное обрамление - сцены, которые начинают и заканчивают событие или
произведение, дополняя его, придавая дополнительный смысл.
Композиционные приёмы - внутренние монологи, дневник и др.
Основные средства композиции:
Сюжет - то, что происходит в произведении; система основных событий и
конфликтов.
В произведении
могут отсутствовать отдельные элементы сюжета; иногда сложно разделить эти
элементы; иногда встречается несколько сюжетов в одном произведении - иначе,
сюжетных линий. Существуют различные трактовки понятий "сюжет" и
"фабула":
1) сюжет - главный
конфликт произведения; фабула - ряд событий, в которых он выражается;
2) сюжет -
художественный порядок событий; фабула - естественный порядок событий
Сюжет может излагаться:
- в прямой хронологической последовательности событий;
- с отступлениями в прошлое - ретроспективами - и "экскурсами" в
будущее;
- в преднамеренно изменённой последовательности (художественное время в
произведении).
Несюжетными элементами считаются:
вставные эпизоды;
лирические (авторские) отступления.
Их основная функция - расширять рамки изображаемого, дать возможность автору
высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не
связаны напрямую с сюжетом.
5. Образы действующих лиц (главных):
характеры, взаимоотношения между персонажами,
типичность (уникальность) персонажей.
Повествование может быть личное: от лица лирического героя (исповедь), от
лица героя-рассказчика, и безличное (от лица повествователя).
1) Художественный образ человека
- рассматриваются типические явления
жизни, нашедшие отражение в этом образе; индивидуальные черты, присущие
персонажу; раскрывается своеобразие созданного образа человека:
- внешние черты - лицо, фигура, костюм;
- характер персонажа - он раскрывается в поступках, в отношении к другим
людям, проявляется в портрете, в описаниях чувств героя, в его речи.
Изображение условий, в которых живёт и действует персонаж;
- изображение природы, помогающее лучше понять мысли и чувства персонажа;
- изображение социальной среды, общества, в котором живёт и действует
персонаж;
- наличие или отсутствие прототипа.
2) Основные приёмы создания образа-персонажа:
- характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета);
- портрет, портретная характеристика героя (часто выражает авторское
отношение к персонажу);
- прямая авторская характеристика;
- психологический анализ - подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей,
побуждений, внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет
изображение "диалектики души", т.е. движения внутренней жизни
героя;
- характеристика героя другими действующими лицами;
- художественная деталь - описание предметов и явлений окружающей персонажа
действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать
как детали-символы);
3) Виды образов-персонажей:
- лирические - в том случае, если писатель изображает только чувства и мысли
героя, не упоминая о событиях его жизни, поступках героя (встречается,
преимущественно, в поэзии);
- драматические - в том случае, если возникает впечатление, что герои
действуют "сами", "без помощи автора", т.е. автор
использует для характеристики персонажей приём самораскрытия,
самохарактеристики (встречаются, преимущественно, в драматических произведениях);
- эпические - автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает
героев, их поступки, характеры, внешность, обстановку, в которой они живут,
отношения с окружающими (встречаются в романах-эпопеях, повестях, рассказах,
новеллах, очерках).
4) Система образов-персонажей:
Отдельные образы могут быть объединены в группы (группировка образов) - их
взаимодействие помогает полнее представить и раскрыть каждое действующее
лицо, а через них - тематику и идейный смысл произведения.
Все эти группы объединяются в общество, изображенное в произведении
(многоплановое или одноплановое с социальной, этнической и т.п. точки
зрения).
Художественное пространство и художественное время (хронотоп): пространство и
время, изображенное автором.
Художественное пространство может быть условным и конкретным; сжатым и
объёмным;
Художественное время может быть соотнесенным с историческим или нет,
прерывистым и непрерывным, в хронологии событий (время эпическое) или
хронологии внутренних душевных процессов персонажей (время лирическое),
длительным или мгновенным, конечным или бесконечным, замкнутым (т.е. только в
пределах сюжета, вне исторического времени) и открытым (на фоне определённой
исторической эпохи).
Позиция автора и способы её выражения:
- Авторские оценки: прямые и косвенные.
- Способ создания художественных образов: повествование (изображение
происходящих в произведении событий), описание (последовательное перечисление
отдельных признаков, черт, свойств и явлений), формы устной речи (диалог,
монолог).
- Место и значение художественной детали (художественная подробность,
усиливающая представление о целом).
Уровень внешней формы.
Речевая и ритмомелодическая организация художественного текста.
Речь персонажей - выразительная или нет, выступающая как средство типизации;
индивидуальные особенности речи; раскрывает характер и помогает понять
отношение автора.
Речь повествователя - оценка событий и их участников
Своеобразие словопользования общенародного языка (активность включения
синонимов, антонимов, омонимов, архаизмов, неологизмов, диалектизмов,
варваризмов, профессионализмов).
Приёмы образности (тропы - использование слов в переносном значении) -
простейшие (эпитет и сравнение) и сложные (метафора, олицетворение,
аллегория, литота, перифраз).
6. Стиль:
специфика письма каждого отдельного писателя: мировоззрение, жизненный
опыт, характер, общая культура обуславливают:
- выбор темы и её раскрытие;
- использование художественных средств;
- разработку любимых жанровых форм;
- язык.
7. Литературное направление: сентиментализм, романтизм, реализм (критический, магический, социалистический, неореализм), натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм, импрессионизм (тенденция в творчестве авторов, принадлежавших к разным литературным направления), авангардизм, модернизм, постмодернизм, экзистенциализм, "театр абсурда", "школа потока сознания.
8. Жанровые особенности:
эпос вообще - это чередование сюжетных
событий.
рассказ - малая эпическая форма: в центре - 1 событие, вокруг него
сгруппированы действующие лица, характеры действующих лиц в сформированном
виде, описаний мало и они лаконичны, небольшой размер произведения (как
правило, несколько страниц);
новелла - малая эпическая форма: в центре - 1 необычное событие, неожиданный
финал, лаконичность.
Виды:
- новелла событий;
- новелла "настроения" с психологическим сюжетом.
повесть - средняя эпическая форма: 1 сюжетная линия, история жизни 1 человека
в столкновениях с судьбами других людей, охватывает относительно небольшой
промежуток времени из жизни героев;
роман - большая эпическая форма: несколько сюжетных линий, большой размер,
много действующих лиц, раскрывается история формирования характеров многих
персонажей, широко охвачены жизненные события. Роман - наиболее
распространённая в XX веке эпическая жанровая разновидность, условно
выделяют:
- социально-бытовой - человек и социальная среда, социально
обусловленные формы бытия;
- морально-психологический - столкновения внутреннего мира
человека и мира внешнего;
- исторический - о событиях прошлого;
- философский - раскрытие главных проблем человеческого
бытия, создание целостной картины мира;
- роман-миф - создание символической модели существования
человека и человечества;
- роман-антиутопия, роман-притча, роман-хроника одной
семьи, роман-анекдот и т.д.
эпопея - большое пространство действия, большое количество персонажей, часто
охватывает все слои населения, значительный объём, выбирается момент истории,
важный для судьбы народа/государства (обязательно!).
ПРОЗАИЧЕСКИЙ
ПРОЗАИЧЕСКИЙ
2. Употребляющийся преим. в прозе, отзывающий прозой, пригодный для прозы, а не для поэзии (лит.). Прозаическое выражение. Это выражение прозаично. «Порой дождливою намедни я завернул на скотный двор… тьфу! прозаические бредни!» Пушкин .
3. Непоэтичный, лишенный увлекательности, занимательности. «Скрепя сердце, обращаюсь я к событиям этого рассказа, столько же правдивого, сколько и прозаического.» Григорович .
|| Скучный, будничный, самый обыденный. Прозаический разговор. Прозаические отношения. «Жизнь человека необеспеченного имеет свои прозаические интересы.» Чернышевский .
4. Деловой, практический, корыстный (ирон.). Преследовать прозаические цели.
Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .
Синонимы :
Смотреть что такое "ПРОЗАИЧЕСКИЙ" в других словарях:
- (от слова прозаик). Непоэтический. В фигуральном значении: вседневный, будничный, однообразный. Прозаический взгляд. Практический, утилитарный. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПРОЗАИЧЕСКИЙ 1)… …
См. будничный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. прозаический прил. 1. будничный … Словарь синонимов
прозаический - ая, ое. prosaïque adj. 1. Отн. к прозе 1, свойственный ей. БАС 1. Приводя в пример судьбу своего прозаического языка, г. Лемонте утверждает, что и наш язык не столько от своих поэтов, сколько от прозаиков должен ожидать европейской своей… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ПРОЗАИЧЕСКИЙ, ая, ое. 1. см. проза. 2. То же, что прозаичный. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
1) написанный прозой; не стихотворный; не поэтический; 2) * будничный; серый, скучный Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка
Прил. 1. соотн. с сущ. проза, связанный с ним 2. Свойственный прозе [проза 1.], характерный для нее. отт. перен. Связанный с повседневной, бытовой, материальной стороной жизни; скучный, будничный, обыденный, лишенный поэтичности. 3. Написанный… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Прозаический, прозаическая, прозаическое, прозаические, прозаического, прозаической, прозаического, прозаических, прозаическому, прозаической, прозаическому, прозаическим, прозаический, прозаическую, прозаическое, прозаические, прозаического,… … Формы слов
прозаический - проза ический … Русский орфографический словарь
прозаический - … Орфографический словарь русского языка
Ая, ое. 1. к Проза (1 зн.). П. перевод Слова о полку Игореве. П ое произведение. П ие жанры (например, комедийный, жанр записок и дневников и т.п.). 2. Будничный, обыденный; непоэтичный. П ое выражение. Задача самая п ая рассчитаться с долгами.… … Энциклопедический словарь
Книги
- Картины из истории народа чешского (комплект из 2 книг) , В. Мартемьянова , Владислав Ванчура , Дмитрий Горбов , Н. Аросева , Прозаический шедевр народного писателя Чехословакии Владислава Ванчуры (1891 - 1942) - "Картины из истории народа чешского" - произведение, воссоздающее дух нескольких столетий отечественной… Категория: Современная проза Издатель: Художественная литература. Москва ,
- Троянская война и её герои. Приключения Одиссея , Тудоровская Елена Александровна , Прозаический пересказ Еленой Тудоровской поэм "Илиада" и "Одиссея" Гомера рассказывает о великой Троянской войне, которая длилась десять лет и вспыхнула из-за прекрасной Елены; о приключениях… Категория: Эпос и фольклор Серия: По страницам времен Издатель:
В чем отличие стихотворения от прозаического произведения?
Эпос и лирика вообще относятся к разным родам литературы. Так, стихотворение относится к лирике, а проза относится к эпосу.
Отличие можно увидеть визуально, посмотрев на текст. Думаю, каждый понимает, как пишется стихотворение и, например, рассказ, который относится к прозе. Проза - это сплошной текст, а стихотворение пишется в стихотворной форме, то есть стихотворными строчками. Стихотворении нет автора, а есть лирический герой. В стихотворении выражается чувство, внутренняя реакция на впечатление.
Есть, правда, стихотворения в прозе, которые внешне выглядят как проза, но в нем используются звуковые переклички, повторение ритмически подобных синтаксических конструкций, средства выразительности, то есть все то, что используется в речи стихотворной.
Основное отличие, безусловно состоит в наличии рифмы. Второе требование, у стихотворения обязательно должна быть ритмическая структура. Следует заметить, что существуют ещ, так называемые, белые стихи, в которых отсутствие рифмы, как бы компенсируется определнным размером (белый ямб, анапест или дольник).
В стихотворении наблюдается ритм, такт, рифмовка и стихотворные стиль и форма. А прозаическое произведение пишется сплошным текстом. У стихотворения есть лирический герой, чьи переживания и описаны в произведении, а в прозе героев может быть бесконечно много (роман-эпопея. например). А еще в прозаическом произведении можно охватить большой промежуток времени, много переживаний героя от разных поступков. В прозе раскрываются характеры многих персонажей одновременно.
Стихотворения отличаются от прозы наличием рифмы, стилистикой, ритмичностью и написанием (стихи пишутся в столбик). Правда есть еще белые стихи без рифмы. Проза же отличается от стихов отсутствием ритма.
Проза вокруг нас. Она в жизни и в книгах. Проза - это наш повседневный язык.
Художественная проза - это не имеющее размера (особой формы организации звучащей речи), нерифмованное повествование.
Прозаическое произведение - это написанный без рифмы, в чем его главное отличие от поэзии. Прозаические произведения бывают как художественные, так и нехудожественные, иногда они переплетаются между собой, как, например, в биографиях или мемуарах.
Как возникло прозаическое, или эпическое, произведение
Проза пришла в мир литературы из Древней Греции. Именно там появилась сначала поэзия, а потом и проза как термин. Первыми прозаическими произведениями были мифы, предания, легенды, сказки. Эти жанры определялись греками как нехудожественные, приземленные. Это были религиозные, бытовые или исторические повествования, получившие определение "прозаические".
В на первом месте стояла высокохудожественная поэзия, проза была на втором месте, как некое противопоставление. Положение стало меняться только во второй половине Прозаические жанры стали развиваться и расширяться. Появились романы, повести и новеллы.
В XIX веке писатель-прозаик оттеснил поэта на второй план. Роман, новелла стали главными художественными формами в литературе. Наконец, прозаическое произведение заняло свое законное место.
Прозу классифицируют по размеру: на малую и большую. Рассмотрим основные художественные жанры.
Произведение в прозе большого объема: виды
Роман - прозаическое произведение, которое отличается длиной повествования и сложным сюжетом, развитым в произведении в полной мере, а также роман может иметь побочные сюжетные линии, помимо основной.
Романистами были Оноре де Бальзак, Даниель Дефо, Эмили и Шарлотта Бронте, Эрих Мария Ремарк и многие другие.
Примеры прозаических произведений русских романистов могут составить отдельную книгу-список. Это произведения, ставшие классикой. Например, такие как «Преступление и наказание» и «Идиот» Федора Михайловича Достоевского, «Дар» и «Лолита» Владимира Владимировича Набокова, «Доктор Живаго» Бориса Леонидовича Пастернака, «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева, «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова и так далее.
Эпопея - это по объему большее, чем роман, и описывающее крупные исторически события или отвечающее общенародной проблематике, чаще и то и другое.
Самые значимые и известные эпопеи в русской литературе - «Война и мир» Льва Николаевича Толстого, «Тихий Дон» Михаила Александровича Шолохова и «Петр Первый» Алексея Николаевича Толстого.
Прозаическое произведение небольшого объема: виды
Новелла - короткое произведение, сопоставимое с рассказом, но имеющее большую насыщенность событиями. История новеллы берет начало в устном фольклоре, в притчах и сказаниях.
Новеллистами были Эдгар По, Герберт Уэллс; Ги де Мопассан и Александр Сергеевич Пушкин также писали новеллы.
Рассказ - небольшое прозаическое произведение, отличающееся малым количеством действующих лиц, одной сюжетной линией и подробным описанием деталей.
Рассказами богато Бунина, Паустовского.
Очерк - это прозаическое произведение, которое легко перепутать с рассказом. Но все же есть существенные отличия: описание только реальных событий, отсутствие вымысла, сочетание литературы художественной и документальной, как правило, затрагивание социальных проблем и присутствие большей описательности, чем в рассказе.
Очерки бывают портретные и исторические, проблемные и путевые. Также они могут между собой смешиваться. Например, исторический очерк может содержать в себе также портретный или проблемный.
Эссе - это некие впечатления или рассуждения автора в связи с конкретной темой. Оно обладает свободной композицией. Этот вид прозы сочетает в себе функции литературного очерка и публицистической статьи. Также может иметь нечто общее с философским трактатом.
Средний прозаический жанр - повесть
Повесть находится на границе между рассказом и романом. По объему ее нельзя отнести ни к малым, ни к большим прозаическим произведениям.
В западной литературе повесть называют «короткий роман». В отличие от романа, в повести всегда одна сюжетная линия, но развивается она также полно и полноценно, поэтому ее нельзя отнести к жанру рассказа.
Примеров повестей в русской литературе множество. Вот лишь некоторые: «Бедная Лиза» Карамзина, «Степь» Чехова, «Неточка Незванова» Достоевского, «Уездное» Замятина, «Жизнь Арсеньева» Бунина, «Станционный смотритель» Пушкина.
В зарубежной литературе можно назвать, например, «Рене» Шатобриана, «Собака Баскервилей» Конан-Дойля, «Повесть о господине Зоммере» Зюскинда.