Перечень художественной литературы для дошкольников. Традиционный список книг для детей

Существует огромное множество книг. Круг детского чтения также постоянно пополняется и расширяется. Что делать молодым родителям, как выбирать книги? Все книги ни перечитать, ни приобрести невозможно, однако существует так называемый «Золотой фонд», который содержит самые лучшие книги, которые помогут ребенку всесторонне развиваться. Имея опыт знакомства с лучшими произведениями, легче сориентироваться в современных книгах.

Выбирая книги для чтения дошкольнику, следует обратить внимание на следующее моменты.

1 Интереснее всего для любого человека информация, о нем самом или о подобном. Поэтому основным принципом выбора книг для дошкольников будет тема «О детях». Далее — книги о природе, животных, приключениях и т,д.

2. Книга, которую читает взрослый ребенку, должна нравиться ему самому. Если вам не нравится - лучше не берите, это будет чувствоваться в вашем чтении и не вызовет должного отклика у ребенка. Поэтому сделаем вывод: постарайтесь заранее прочитать то, что собираетесь читать ребенку. Вспомните книги, которые читали в детстве вам, спросите у своих родителей, опросите знакомых, что они читают своим детям.

3. Каждый ребенок является индивидуальностью. Значит, интересы ребенка могут отличаться от ваших. Не нужно несильно пичкать ребенка тем, что он отвергает. Например, ваш ребенок категорически не хочет слушать вашу любимую книгу Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей". После нескольких попыток отложите чтение этой книги на следующий раз. Ищите то, что понравится, предлагайте разные варианты, и вы обязательно найдете то, что будет по вкусу ребенку, или же ждите, пока он «дорастет» до предложенной книги. Да, это бывает утомительно, но без этого не обойтись.

4 Что интересно одному ребенку, может совершенно не нравиться другому. Не равняйтесь на других, выбирайте то, что с удовольствием воспринимает ваш ребенок.

5. Выберите правильное время для чтения. Не читайте насильно. Если ребенок хочет поиграть, побегать, предоставьте ему такую возможность, а для чтения подойдет и вечернее время, и послеобеденное. Главное, чтобы ваше чтение не становилось наказанием, насилием, неприятным занятием.

6. Читая книгу, важно успеть остановиться до того момента, когда ребенок заскучает. Лучше чуть меньше, но регулярно (каждый день по 10-15 минут),

7 Для дошкольника очень важно перечитывание. Не отказывайтесь перечитать любимую книгу в 5-10-й раз. Даже взрослый человек при перечитывании художественного произведения каждый раз замечает новые смысловые нюансы, особенности. Для дошкольника перечитывание создает ситуацию комфортности. Он знает, что будет, заранее радуется поворотам сюжета и обращает внимание на отдельные слова и Фразы. Можно сказать, что ребенок, требующий неоднократного перечитывания, с литературоведческой точки зрения ведет себя как «правильный» читатель. Только такое поведение дает возможность проникнуть в сущность произведения.

8. Нет жесткого разграничения в чтении младшим дошкольникам и старшим. Если в опыте ребенка не было книг для младших, вы можете со старшими детьми спокойно начинать знакомство с них. Те, у кого дома есть несколько детей разного возраста, наверное, замечали, как старшие с удовольствием слушают произведения для младших, активно их воспринимают, обсуждают, проговаривают, создавая тем самым очень благоприятную ситуацию примера и повторения, помогая тем самым младшим лучше понять их содержание,

Если в раннем детстве малышам не столько читают, сколько рассказывают наизусть, то примерно с 3-4 лет начинается такое чтение, к которому все привыкли. В XIX - начале XX века в интеллигентных семьях была замечательная традиция семейного чтения, когда дети слушали взрослые произведения в чтении старших. Еще А. С. Пушкин вспоминал завораживающее впечатление от такого чтения, хотя и было не все понятно, но воздействие было очень сильным и незабываемым. Со временем дети глубже понимали произведения, которые с самого детства стали им родными,

У нас есть возможность процесс знакомства с литературой сделать более легким для детей, подбирая книги, которые соответствуют возрастным особенностям,

В чтение для детей 4-б-летнего возраста вводится литература разных эпох, начиная с XIX века. Конечно, XIX век отстоит от нашего времени довольно далеко, поэтому некоторые понятия уже устарели и требуют пояснений. Например, в сказках А. С. Пушкина встречаются такие слова, как «кичка», «столбовая дворянка», «прясть», «вареная полба», «оброк». Без словаря не обойтись. Но и лишать своих детей таких произведений нельзя Не стоит бояться, что, послушав эти произведения в дошкольном возрасте, ребенок не захочет их читать в школе. Опыт показывает, что знакомый сюжет только облегчает понимание и дает возможность наслаждаться художественным словом. Тогда и привычные слова «Пушкин — гениальный поэт» становятся более понятными ребенку

А, С. Пушкин: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане...», пейзажная лирика (отрывки) «Зимнее утро», «Зимняя дорога» и др.

С. Т, Аксаков, сказка «Аленький цветочек».

В. Ф. Одоевский; сказки «Городок е табакерке», «Мороз Иванович».

И. А. Крылов; басни «Квартет», «Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей» и др.

В. И. Даль: сказки «Девочка Снегурочка», «Старик-годовик», «Привередница».

П. П. Ершов; сказка «Конек-горбунок»

В. М. Гаршин: сказка «Лягушка-путешественница».

Д, Н. Мамин-Сибиряк: сборник «Аленушкины сказки», «Серая шейка».

Л. Н. Толстой: рассказы и сказки «Косточка», «Птичка», «Акула», «Прыжок», «Филиппок», «Липунюшка», «Лев и собачка», «Лгун», «Как гуси Рим спасли»,. «Три калача и одна Баранка».

К. Д. Ушинский: рассказы и сказки «Слепая лошадь», «Как рубашка в поле выросла», «Проказы старухи зимы», «Четыре желания».

Стихи А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, Н, А. Некрасова, И 3 Сурикова, М. Ю. Лермонтова, преимущественно пейзажная лирика, особенно та, что нравится лично вам,

Это только основные имена и произведения XIX века, которые можно читать дошкольникам. Но при всей их привлекательности, они не являются основными в круге детского чтения. Основу составляет классика — золотой фонд детской литературы — литература XX веча, которая создавалась профессионально, с учетом детских потребностей и возможностей.

Что читать дошкольникам из литературы XX столетия

Стихи классиков детской литературы С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Л. Барто, С. В. Михалкова. Удивительно светлые, добрые стихи Е. Благининой, 3. Александровой, Н. Саконской, Е. Серовой, веселые, юмористические, даже философские Р. Сефа, В. Орлова, Я. Акима, В. Д. Берестова.

Особое место в поэзии для дошкольников занимает игровая поэзия - поэзия, где играют словом. Поэты играют словами, как дети кубиками.

Игровая поэзия — это стихи Д. Хармса (« Врун» , «Миллион»), Ю. Д Владимирова («Ниночкины покупки»), А И. Введенского («Лошадка»), Б Заходера («Кит и кот»), Э. Успенского («Пластилиновая ворона». «Память»), Г. Сапгира («Принцесса и людоед»), А. Усачева («Звукарик»), Тима Собакина и др.

Ехал Ваня на коне,

Вел собачку на ремне,

А старушка в это время

Мыла кактус на окне.

Ехал Ваня на коне.

Вел собачку на ремне.

Ну а кактус в это время

Мыл старушку на окне.. (Э. Успенский «Память»);

В настоящее время стихотворения поэтов XX века и современников можно найти достаточно легко как в сборниках (например, «Лучшие стихи для чтения в детском саду»), так и в книгах отдельных авторов. Для знакомства лучше взять сборник, а потом, если автор понравится, можно найти: книгу его стихотворений.

Прозаических произведений XX века для дошкольников огромное количество. Вот только некоторые из них:

М. Горький: сказки «Воробьишко», «Про Иванушку-дурачка», «Самовар»

Л. Пантелеев: сказки «Фенька», «Две лягушки», рассказы «Трус», «Честное слово», «Про Белочку и Тамарочку», «Как девочка поросенка говорить учила», «Буква -Ты».

М. М. Зощенко: циклы рассказов «Умные животные», «Хитрые и умные», «Смешные истории», «Леля и Минька». Наиболее популярны юмористические рассказы «Галоши и мороженое», «Великие путешественники» {из цикла «Лёля и Минька»)

К. Г. Паустовский: сказки: «Растрепанный воробей», «Теплый хлеб», рассказы «Корзина с еловыми шишками», «Барсучий нос», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга».

Многие взрослые, наверное, замечали, насколько дошкольники любят морализировать, рассуждать, как тот мальчик поступил нехорошо, а эта девочка сделала неправильно. Это совсем не значит, что сами они поступают хорошо и правильно, но рассуждения показывают важность усвоения моральных норм для ребенка. Поэтому произведения морально-нравственной тематики у дошкольников всегда вызывают душевный отклик. Писателем, который смог преподнести нравственные ситуации на высоком художественном уровне, является Валентина Александрова Осеева. Многие родители, оценив педагогическую направленность произведений, сделали ее произведения настольной книгой, постоянно вспоминают и цитируют, когда возникают подобные ситуации с собственными детьми.

В. А.. Осеееа: рассказы и сказки «Добрая хозяюшка», «Кто всех глупее?», «Плохо», «До первого дождя», «Печенье», «Волшебное слово», «Девочка с куклой» и др.

В литературе XX века проблемы нравственного воспитания поднимались часто. При этом писатели выбирали различные жанровые формы, чтобы показать свое отношение к происходящему - рассказ, стихотворение, сказку. Однако общее направление оставалось единым - воспитать доброго, отзывчивого, ответственного человека.

Е, Д. Пермяк: рассказы «Пичугин мост», «Смородинка», «Чужая калитка», «Как Маша стала большой» и др.

С. А. Баруздин: рассказы о детях («Светлана», «Человеки»), рассказы о животных («Смелый поросенок», «Котенкина мама», «Слоновья память», «Хитрый симпатяга», «Рави и Шаши»), «Сказки о трамвае».

Часто воспитательная направленность проявлялась в юмористической ситуации. При этом нравственное начало нисколько не ослаблялось, а наоборот, усиливалось.

В В. Голявкин: рассказы «Тетрадки под дождем», «Наши с Вовкой разговоры», «Мы играем в Антарктиду» и др

В, Ю. Драгунский: рассказы: «Он живой и светится», «Друг детства», «Что я люблю», «Англичанин Павля», «3аколдованная буква» (сборник «Денискины рассказы»).

Н, Н. Носов: рассказы «Фантазеры», «Телефон», «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Ступеньки», «3аплатка», «Милиционер», «На горке», сказка «Бобик в гостях у Барбоса».

Среди познавательной литературы наибольшей популярностью пользуются, конечно жe, природоведческие сказки и рассказы. Здесь можно вспомнить много замечательных авторов. Вспомним некоторые имена.

В. Бианки: сказки «Лис и мышонок», «Мышонок Пик», «Сова», «Чей нос лучше», «Первая охота», «Лесные домишки», «Теремок».

Е. Чарушин: рассказы «Медвежата», «Олешки», «Томкины сны», цикл рассказов «Никитка и его друзья», «Про зверей», «Про охоту», «Про меня самого». Кстати, Е. И. Чарушин является художником-иллюстратором ко многим природоведческим книгам, в том числе и к своим,

Н. Сладков: сказки «Зимнее лето», «Зимние долги», «Загадочный зверь», «Судили-рядили».

Э. Шим: сказки «Кто копыто потерял?». «Лебедь, рак и щука» и др.

Н. Павлова, сказки «Зимняя пирушка», «Живая бусинка», «Большое чудо».

С. Сахарнов. сказки «Почему щука в море не живет», «Как ласкирь учился хвостом вперед плавать» и др.

Е. Пермяк: сказки «Хитрый коврик», «Мелкие калоши», «Пропавшие нитки».

Природоведческие рассказы Г. Скребицкого, Г. Снегирева, В. Чаплиной, О. Перовской помогают почувствовать себя реальным участником описываемых событий.

В чтении дошкольников одно из главных мест принадлежит сказке. И познавательной, и художественной. Многие из этих произведений вам так или иначе знакомы, чаще всего благодаря мультфильмам. Чтение книги, которая уже получила воплощение на экране, помогает лучше ее понять, найти отличия и попытаться понять, чем они вызваны.

А. Толстой: «Приключения Буратино, или Золотой ключик».

А. Волков: «Волшебник Изумрудного города».

Т. Александрова: "Кузька а новом доме», «Кузька в лесу», «Кузька у Бабы-яги», «Сундучок с книжками» (восемь сказок для самых маленьких).

Б.Заходер: «Серая звездочка», «Русачок», «Отшельник и роза», «История гусеницы», «Почему рыбы молчат», «Ма-Тари-Кари».

В. Катаев: «Цветик - семицветик». «Дудочка и кувшинчик».

Г, Остер: «38 попугаев», «Котенок по имени Гав», «Попался, который кусался».

Э. Успенский: «Вниз по волшебной реке», «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот».

М, Пляцковский: «Облако в корыте», «Хитрый ответ», «На что похож гриб», «Длинная шея», «Эй, ты!», «Лечебный фотоаппарат», «Кролик, который никого не боялся», «Шишки».

С. Прокофьева: «Приключения желтого чемоданчика». «Пока бьют часы», «Лоскутик, и облачко», «Ученик волшебника», «Часы с кукушкой».

С. Козлов: «Трям! Здравствуйте!», «Я на солнышке лежу», «Ежик в тумане».

Г. Цыферов. «Паровозик из Ромашково».

Познакомившись с данным рекомендательным списком, пересмотрите свою библиотеку. Что у вас есть? Что стоит взять в детской библиотеке? В детскую библиотеку взрослых тоже записывают, так что не пугайтесь. Опросите своих знакомых, что из книг есть у них. Ваши усилия не пропадут даром — вашему ребенку обязательно что то понравится.

Читайте с удовольствием!

Всё начинается с изучения алфавита. Если занятия проходят в игровой форме, без принуждения, малышу понравится учиться. Когда буквы начинают сливаться в слоги, а слоги - в слова, малышу открывается целый мир неизведанного. Конечно, это происходит не сразу. Прежде чем ребёнок станет самостоятельно читать книги, ему нужно многому научиться.

Выбор книг при обучении чтению

В формировании привычки к чтению важную роль играет пример родителей. Если в семье принято читать, малыш неосознанно будет стремиться к этой модели поведения. Немаловажный фактор - подбор книг для чтения.

Литература должна быть подобрана по возрасту. Как бы ни хотелось родителям поскорее познакомить трёхлетку с волшебной историей про Алису в стране чудес, не стоит читать малышу в этом возрасте сложные произведения. У детей есть определённые этапы психического развития.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление. Это означает, что дети лучше всего воспринимают образы и картинки.

Им трудно представить без опоры на картинки и жизненный опыт то, чего они не видели собственными глазами. Чтение - сложный процесс с точки зрения физиологии. Чтобы прочитать одно слово, требуется одновременная работа нескольких анализаторов. Нужно увидеть букву, узнать её, произнести звук, который она обозначает, затем сложить её с последующей буквой. У взрослых это занимает минимум времени. С возрастом формируется быстрое чтение из-за мгновенного узнавания не отдельных букв, а целых слов. Пока ребёнок маленький и только учится читать, это занимает значительное время. Именно поэтому так важно учитывать возраст ребёнка при выборе книг.

Наиболее доступные произведения - это стихи. Их читают детям с рождения. Примерно с двух лет можно начинать читать короткие рассказы. Для более старших деток подойдут рассказы подлиннее и повести, разбитые на главы.

Выбирая произведения для чтения, необходимо помнить об интересах ребёнка.

Если это мальчик, подойдут сказки, в которых герои отличаются мужеством, честностью и храбростью. Девочкам больше подойдут сказки о принцессах и царевнах. Это не правило, а просто статистика. Все дети разные.

Если мальчику нравится сказка про Русалочку, в этом нет ничего страшного или странного. Девочкам иногда также нравятся истории о храбрых богатырях и захватывающих приключениях. Интересы ребёнка в дошкольном возрасте свидетельствуют о его способностях и темпераменте.

Родителям следует внимательно присматриваться к интересам малыша, чтобы суметь вовремя поддержать и помочь.

Польза чтения ребёнку вслух

Если родителям, которые редко читали вслух своим детям, кажется, что, научившись читать, ребёнок полюбит это, они ошибаются. Ещё не умея читать, малыш многое понимает.

Чтение дошкольнику рассказов и сказок развивает воображение и расширяет словарный запас.

Обязательным является чтение для детей с задержкой речи. Ребёнок воспринимает читаемый текст, улавливает логические связи, узнаёт много нового. Это, безусловно, положительно влияет на психическое и интеллектуальное развитие.

Какие книги читать дошкольнику

Нет чёткого списка литературы, которая должна быть прочитана в дошкольном возрасте. Существуют только примерные списки.

Для дошкольников ещё не ставится цель прочитать определённое количество книг. Дети учатся читать и любить этот процесс.

Выбор дошкольной литературы огромен. Сориентироваться в книжном магазине бывает непросто. Наряду с произведениями признанных классиков детской литературы имеются достойные книги современных авторов.

Чтобы разобраться в таком количестве книг, нужно знать, для чего нужна книга в этом возрасте.

Для чтения ребёнку вслух взрослыми подойдут повести и короткие рассказы. Повести нужно читать по главам. Перед началом новой главы необходимо вспомнить с ребёнком предыдущую. Для самостоятельного чтения понадобятся короткие произведения с крупным шрифтом.

Для первого чтения есть адаптированные произведения. Это сказки, предназначенные в оригинале для старшего возраста, но сокращённые до доступного варианта. Обычно это известные сказки: «Колобок», «Золушка», «Три поросёнка», «Волк и лиса» и др.

Сказочные повести и сказки

  • Истории про Незнайку (кроме книги «Незнайка на Луне», её читают в начальной школе).
  • «Волшебник Изумрудного города» и продолжения.
  • «Доктор Айболит» и его прототип - «Доктор Дулиттл».
  • Зарубежные сказки Х. К. Андерсена, братьев Гримм, Шарля Перро и пр.
  • Русские народные сказки о богатырях, Иване-дураке и др.
  • Произведения русских классиков, например А. Пушкина («Золотая рыбка», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде» и т. д.).

Рассказы о детях

  • Рассказы о Лёле и Миньке Михаила Зощенко.
  • Рассказы Николая Носова («Мишкина каша», «Фантазёры», «Живая шляпа» и др.).
  • Весёлые небольшие рассказы Виктора Голявкина.
  • «Денискины рассказы» Виктора Драгунского (те, в которых Денис ещё дошкольник).
  • Небольшие забавные рассказы Ирины Пивоваровой.

Детские стихотворения

Детские поэты: А. Барто, С. Маршак, С. Михалков и т. д. Их знает каждый, вне зависимости от возраста и поколения. В детских стихотворениях - простые, понятные рифмы и лёгкий, интересный сюжет.

Малыши часто непроизвольно запоминают короткие произведения и читают их наизусть.

Стихи, которые подойдут для чтения дошкольникам, есть также у С. Есенина, М. Лермонтова, С. Чёрного, Д. Хармса . Эти стихотворения будут также интересны для родителей.

Произведения о природе

Эти книги особенно важны для чтения в дошкольном возрасте. К сожалению, современные дети мало знают о животном мире. Книги позволяют побудить интерес к изучению живой природы. Дети узнают о многообразии птиц и животных, на примерах учатся бережно относиться к природе.

Чтение книг о природе должно сопровождаться иллюстрированным материалом.

Если ребёнок знает, как выглядят герои произведения, ему становится интереснее.

Книги о живой природе помогут лучше усвоить лексические темы про птиц, животных и насекомых.

Требования к произведениям для дошкольного возраста

1. Небольшой объём. С возрастом он увеличивается. Длинные произведения лучше всего читать по частям.

2. Простые предложения без сложных литературных приёмов.

3. Крупный понятный шрифт, если предполагается самостоятельное чтение.

4. Привлекательные иллюстрации с героями произведения.

Выбирать книги лучше всего вместе с ребёнком. Нужно предоставить ему возможность сделать самостоятельный выбор. Покупку книг можно превратить в приятную семейную традицию. Малыш будет с радостью ждать этого события, чтобы прочитать новую книжку.

Если бюджет семьи не позволяет часто покупать книги, можно записаться в детскую библиотеку. В современных библиотеках есть богатый выбор качественной и красивой детской литературы. За фондом тщательно следят и обновляют его. Кроме того, это повод научить ребёнка бережно относиться к книгам.

Справочно:

Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» ® (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.

Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).

Поддержите проект - пожертвуйте 49р. через безопасный денежный перевод от «Яндекса»:

  • «Вконтакте»:

Как выбрать из огромного количества детских книг самые достойные издания? Те, которые не просто будут стоять на полке, а перечитываться и бережно храниться в детской библиотеке. Можно довериться собственной интуиции или мнению знакомых, а можно посмотреть, что пишут о той или иной книге другие родители.

На сайте Интернет-магазина "Лабиринт" покупатели оставляют отзывы к приобретенным и прочитанным книгам, обсуждают самые разные аспекты, от замысла автора до типографского исполнения. Чем интереснее издание, тем больше отзывов оно имеет.

Мы выбрали книги с самым большим количеством читательских рецензий, разделив их на три группы: книги для малышей, книги для дошкольников и книги для детей 7-10 лет, чтобы рассказать, почему именно эти издания пользуются наибольшей любовью родителей и детей.

Что читают самым маленьким?

Малыши еще не умеют читать и не воспринимают большие и сложные тексты. В возрасте до 4 лет родители делают упор на развитие ребенка, доверяя авторам-педагогам и книгам с обучающей направленностью. Такие книги развивают образное и пространственное мышление, словарный запас, рассказывает ребенку об окружающем мире. "Моя первая книга. Самая любимая" , выпущенная "Белым городом", стала настоящей "палочкой-выручалочкой" для тех, у кого подрастают дети 3-6 лет. Книга полюбилась многим за доступность изложения и лаконичность. Родители называют издание полезным. "Ребенок в возрасте полутора лет знает геометрические фигуры, отличает пожарную машину от грузовой, кран от экскаватора, знает и различает фрукты, овощи и ягоды", — пишет одна из мам.

Не меньшей популярностью пользуются у родителей книги серии "Школа семи гномов" издательства "Мозаика-Синтез" и "Умные книжки" для детей 2-3 лет издательства "Махаон". С этими книгами узнают первым буквы и слова, определяют время, знакомят с азами логики и математики. Обучение детей в доступной и игровой манере — основной принцип развивающих книг для малышей, а доступность изложенного материала, прежде всего, ценят родители.

Книжки-игрушки, которые совмещают и литературную, и обучающую, и игровую функции, покупают всем малышам. Например, книжку-погремушку "Мои первые слова, Мама и детки" можно и трясти, и даже кусать. Главные требования, которые предъявляют родители книжкам-игрушкам, — качество, безопасность и прочность материалов.

Некоторые издательства предлагают новые и концептуальные подходы развития творческих способностей — книга французского художника Эрве Тюлле как раз из таких. Реакция неоднозначна: одни испытывают восторг, другие выказывают скептицизм. Книга предлагает совершенно новый и, в тоже время, давно забытый формат интерактива без применения каких-либо цифровых устройств и прочих технических средств. Главный инструмент — воображение ребенка.

Родители не только учат малышей буквам и словам, но и читают им стихи и сказки.

Книги современных авторов не уступают привычной классике. Сказка Елены Ракитиной с рисунками Виктории Кирдий "Сережик" о приключениях маленького ежика нравится родителям ничуть не меньше, чем детям. Рифмованные истории Джулии Дональдсон так же популярны, как и рассказы про ослика Мафина Энн Хогард . Стихотворная или прозаическая форма — неважно, главное, что эти книги учат добру.

Отечественная детская классика так же востребована родителями. Особенно популярны качественные переиздания старых советских книг. С одной стороны — это привет из собственного ушедшего детства, с другой стороны — действительно достойный образец хорошего текста и иллюстраций под одной обложкой.

Книги для дошколят

Книги на полке становятся более разнообразными: больше сказок, народных и авторских, зарубежных и отечественных, больше рассказов для детей и детских стихов, детские энциклопедии и книги из жанра "Детский досуг" .

Книги для детей младшего школьного возраста

В возрасте 7-10 лет дети уже сами начинают активно читать, хотя и чтение взрослыми детям остается, как семейной традиция. Спектр выбираемой художественной и познавательной литературы становится более широким. Одни и те же издания могут соперничать между собой по качеству иллюстраций, печати, пересказов и переводов. Какая "Алиса в Стране чудес" лучше? С иллюстрациями Роберта Ингпена в переводе Нины Демуровой или с иллюстрациями Виктора Чижикова в пересказе Бориса Заходера ?

Одни родители ориентируются только на свой вкус, другие предлагают сделать выбор ребенку, третьи собирают коллекцию из самых разных изданий Льюиса Кэрролла.

Дошкольники с удовольствием читают про Буратино или Пиноккио, Карлсона, Незнайку и других классических героев детства. Именно в возрасте 7-10 лет родители стараются познакомить ребенка с "золотым" фондом детской литературы, книгами, которые запоминаются на всю жизнь, составляют определенный пласт культуры и даже перечитываются взрослыми.

Курс многих детских издательств на выпуск переводных детских книг симпатичен большинству родителей. Ведь некоторые книги, ставшие уже давно классикой за рубежом, только сейчас появляются на русском языке. Сегодня у маленького читателя есть шанс познакомиться со всем разнообразием мировой художественной литературы: Яном-Олафом Экхольмом, Кейт ДиКамилло, Гудрун Мебс, Ротраут Сюзанной Бернер и многими-многими другими.

Младшие школьники включены в активные социальные процессы, им нужно находить общий язык со сверстниками, старшими детьми, взрослыми, педагогами и родителями, круг интересов детей расширяется. Теперь им нужен не только окружающий предметный мир, но и науки, человеческие отношения, собственная психология и физиология. На самые разные детские вопросы отвечают познавательные энциклопедии . Красочные иллюстрации, интересные тексты, максимум информативности — ребенка нужно не только заинтересовать, но и удерживать его внимание.

На идеальной книжной полке в детской есть место самым разным книгам: современным авторам и классическим произведениям, причем, последние — в приоритете у родителей, все- таки классика проверена временем. Многим родителям нравится заниматься творчеством вместе с детьми: лепить, рисовать, конструировать и т.д., поэтому книги, посвященные детскому творчеству, выбирают и покупают не реже, чем сказки. Чтение — это не просто развлечение или обучение. Таким образом, хорошая книга объединяет детей и родителей и становится настоящей семейной реликвией.

Топ-40 для детей 7-10 лет с самым большим количеством рецензий

  • Экхольм Я.-О. "Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие" — 135 рецензий
  • Шмидт А. "Саща и Маша. Рассказы для детей" — 131 рецензия
  • Кэрролл Л. "Алиса в Стране чудес" — 93 рецензии
  • ДиКамилло К. "Удивительное путешествие кролика Эдварда" — 89 рецензий
  • Баллод И., Румянцева И. "Про маленького поросенка Плюха" — 84 рецензии
  • Линдгрен А. "Малыш и Карлсон, который живет на крыше" — 81 рецензия
  • Левин В. "Глупая лошадь" — 76 рецензий
  • Орен Р "Секреты Пластилина. Динозавры" — 71 рецензия
  • Сабитова Д. "Мышь Гликерия. Цветные и полосатые дни" — 63 рецензии
  • Андерсен Х. "Снежная Королева" — 59 рецензий
  • Козлов С. "Ежикина радость" — 53 рецензии
  • Грачева М. "Учись, рисуй, выдумывай: раскраска для фантазеров и озорников" — 52 рецензии
  • Зощенко М. "Леля и Минька" — 51 рецензия
  • Симон Ф., Буэ М.-Л. "Жизнь города" — 49 рецензий
  • Барто А. "Я расту. Стихи" — 48 рецензий
  • Носов Н. "Фантазеры" — 46 рецензий
  • Лешермейер Ф. "Принцессы" — 44 рецензии
  • Кинг-Смит Д. "Леди Дейзи" — 42 рецензии
  • Яхнин Л. "Площадь картонных часов" — 41 рецензия
  • Рауд Э. "Муфта, Полботинка и Моховая Борода: Повесть-сказка" — 41 рецензия
  • Мебс Г. "„Бабушка!“ — кричит Фридер" — 40 рецензий
  • Коллоди К. "Приключения Пиноккио" — 38 рецензий
  • Сапгир Г. "Стихи" — 37 рецензий
  • Снегирев А., Снегирева Н. "Кешка в центре внимания" — 36 рецензий
  • "Большая детская энциклопедия" — 36 рецензий
  • Толстой А. "Золотой ключик, или Приключения Буратино"
  • Лобе М. "Бабушка на яблоне" — 34 рецензии
  • Хокинг С. "Джордж и тайны вселенной" — 34 рецензии
  • Носов Н. "Приключения Незнайки и его друзей" — 34 рецензии
  • Барановский М. "Я воспитываю папу" — 33 рецензии
  • Раскатов М. "Пропавшая буква" — 33 рецензии
  • Новичкова Е., Беляева Е. "Ледовое побоище" — 33 рецензии
  • Пушкин А. "Сказки Пушкина" — 33 рецензии
  • Усачев А. "Правила дорожного движения для будущих водителей и их родителей" — 33 рецензии
  • ДиКамилло К. "Как слониха упала с неба" — 32 рецензии
  • Грибачев Н. "Заяц Коська и его друзья" — 32 рецензии
  • Усачев А. "Сказки и рассказы о животных" — 31 рецензия
  • Нильсон-Брэнстрем М. "Цацики идет в школу" — 30 рецензий
  • Лаврова С. "Занимательная химия для детей" — 30 рецензий
  • Драгунский В. "Денискины рассказы" — 30 рецензий

Елисавета Рослова

ПРОГРАММА ПОВТОРЕНИЯ К ЭКЗАМЕНУ

ВВЕДЕНИЕ

1.1.Детская литература - своеобразная область общей литературы. Принципы. Специфика детской литературы.

Детская литература - часть общей литературы, обладающая всеми присущими ей свойствами, при этом ориентированная на интересы детей-читателей и потому отличающаяся художествен­ной спецификой, адекватной детской психологии. Функциональные виды детской литературы включают учеб­но-познавательные, этические, развлекательные произведения.

Детская литература как часть общей литературы является ис­кусством слова. А. М. Горький называл детскую литературу «суверенной » областью всей нашей литературы. И хотя принципы, задачи, художественный метод литературы для взрослых и детской литературы едины, последней свойственны только ей присущие черты, которые условно можно назвать спецификой детской литературы.

Ее особенности определяются воспитательно-об­разовательными задачами и возрастом читателей. Основная отли­чительная черта ее - органическое слияние искусства с требова­ниями педагогики. Под педагогическими требованиями подразу­меваются, в частности, учет интересов, познавательных возможно­стей и возрастных особенностей детей.



Об особенностях детской литературы как искусстве слова в свое время говорили основоположники теории детской литературы – выдающиеся писатели, критики и педагоги. Они понимали, что детская литература – есть подлинное искусство , а не средство дидактики. По словам В. Г. Белинского, литература для детей должна отличаться «художественной истинностью создания», то есть быть явлением искусства , а авторы детских книг должны быть широко образованными людьми , стоящими на уровне передовой науки своего времени и иметь «взгляд на предметы просвещенный».

Наиболее талантливые педагоги всех периодов, требуя истинно образного и эмоционального отражения жизни в произведениях, адресованных детям, не отрицали и наличие специфических черт детской литературы, которые тесно связаны с ее педагогической направленностью. Это значит, что детская литература должна ориентироваться на развитие эстетиче­ского сознания ребенка, на формирование его мировоззрения.

Говоря овозрастной специфике детской литературы можно выделить несколько групп на основании возраста читателя. Классифика­ция литературы для детей повторяет общепринятые возрас­тные этапы развития личности человека:

1) ясельный, младший дошкольный возраст, когда дети, слушая и рассмат­ривая книги, осваивают различные произведения литерату­ры;

2) преддошкольный возраст, когда дети начинают овла­девать грамотой, техникой чтения, но, как правило, в боль­шей части остаются слушателями произведений литературы, охотно разглядывают, комментируют рисунки и текст;

3) млад­шие школьники - 6-8, 9-10 лет;

4) младшие подростки - 10-13 лет; 5) подростки (отрочество) - 13-16 лет;

6) юно­шество - 16-19 лет.

Книги, адресованные каждой из этих групп, имеют свои особенности.

Специфика литературы для самых маленьких определяется тем, что она имеет дело с человеком, почти ничего не знающем об окружающем мире и ещё не способном воспринимать сложную информацию. Для детей этого возраста предназначены книжки‑картинки, книжки-игрушки, книжки-раскладушки, книжки-панорамы, раскраски… Литературный материал для малыша – стихи и сказки, загадки, шутки, песни, скороговорки.

Серия "Читаем с мамой", например, рассчитана на детей от 1 года и включает в себя картонные книжки с яркими иллюстрациями, изображающими незнакомых ребёнку животных. Такая картинка сопровождается либо просто названием животного, которое ребёнок постепенно запоминает, либо коротким стихотворением, дающим представление о том, кто изображён на картинке.В небольшой объём - часто всего одно четверостишие - нужно уместить максимум знаний , при этом слова должны быть предельно конкретными, простыми, предложения - короткими и правильными, ведь слушая эти стихи, ребёнок учится говорить . В то же время стихотворение должно давать маленькому читателю яркий образ , указывать на характерные черты описываемого предмета или явления.

Поэтому написание подобных, на первый взгляд, предельно простых стихов, требует от автора едва ли не виртуозного владения словом , чтобы стихи для самыхмаленьких могли решить все эти непростые задачи. Не случайно лучшие детские стихи, услышанные человеком в самом раннем возрасте, часто остаются в памяти на всю жизнь и становятся первым опытом общения с искусством слова уже для его детей. В качестве примера здесь можно назвать стихи С. Я. Маршака "Детки в клетке", стихотворения А.Барто и К.Чуковского.

Ещё одна характерная черта литературы для самых маленьких - преобладание стихотворных произведений . Это не случайно: детское сознание уже знакомо с ритмом и рифмой - вспомним колыбельные и потешки, - а потому легче воспринимает информацию именно в таком виде. Кроме того, ритмически организованный текст даёт маленькому читателю целостный, законченный образ и апеллирует к его синкретическому восприятию мира, характерному для ранних форм мышления.

Особенности литературы для дошкольников

После трёх лет круг чтения несколько меняется : постепенно на второй план отходят самые простые книжки с короткими стихотворениями, их сменяют более сложные стихи на основе игровых сюжетов, например "Карусель" или "Цирк" С. Маршака. Круг тем естественно расширяется вместе с кругозором маленького читателя : ребёнок продолжает знакомиться с новыми явлениями окружающего мира.Особый интерес у подрастающих читателей с их богатым воображением вызывает всё необычное, поэтому любимым жанром дошкольников становятся стихотворные сказки: дети "от двух до пяти" легко переносятся в вымышленный мир и вживаются в предлагаемую игровую ситуацию.

Лучшим образцом таких книг до сих пор остаются сказки К.Чуковского : в игровой форме, на языке, доступном и понятном малышам, они рассказывают о сложных категориях, о том, как устроен мир, в котором предстоит жить маленькому человеку.

В это же время дошкольники, как правило, знакомятся и с народными сказками , сначала это сказки о животных ("Теремок", "Колобок", "Репка" и т.д.), а позже волшебные сказки со сложными поворотами сюжета, с превращениями и путешествиями и неизменным счастливым концом, победой добра над злом.

Литература для младших школьников

Постепенно книга в жизни ребенка начинает играть все большую роль. Он учится читать самостоятельно, требует рассказов, стихов, сказок о своем сверстнике, о природе, животных, о технике, о жизни разных стран и народов. Т.е. специфика литературы для младших школьников определяется ростом сознания и расширением круга интересов читателей . Произведения для детей семи-десяти лет насыщены новой информацией более сложного порядка, в связи с этим увеличивается их объём, усложняются сюжеты, появляются новые темы. На смену стихотворным сказкам приходят сказочные повести, рассказы о природе, о школьной жизни.

Специфика детской литературы должна выражаться не столь­ко в выборе специальных «детских» тем , да еще поданных изоли­рованно от реальной жизни, сколько в особенностях композиции и языка произведений.

Сюжет детских книг обычно имеет четкий стержень , не дает резких отступлений. Для него характерны , как правило, быстрая смена событий и занимательность.

Раскрытие характеров персонажей должно осуществляться предметно и зримо , через их дела и поступки , так как ребенка больше всего привлекают действия героев.

Требования к языку книг для детей связаны с задачей обогаще­ния словаря юного читателя. Литературный язык, точный, образ­ный, эмоциональный, согретый лиризмом , наиболее соответству­ет особенностям детского восприятия.

Итак, о специфике детской литературы можно говорить на том основании, что она имеет дело с формирующимся сознанием и сопровождает читателя в период его интенсивного духовного роста. Среди главных черт детской литературы можно отметить информационную и эмоциональную насыщенность , занимательность формы и своеобразное сочетание дидактического и художественного компонентов .

Понятия детская литература и детское чтение.

Являясь неотъемлемой частью художественной литературы, литература для детей своими специфическими средствами способ­ствует воспитанию подрастающего поколения.

О роли детской литературы в воспитании ребенка говорили такие писатели 19 века, как Чернышевский Н.Г. и Одоевский В.Ф.

Н.Г Чернышевский отмечал, что детская литература воспитывает в ребенке черты характера. Он требовал уважительного отношения к детям, утверждая, что ребенок стремится быть активным участником жизни, способен понимать гораздо больше, чем обычно считают взрослые. Автор выступал как последовательный борец за включение в чтение детей необходимых талантливых произведений для развития личности.

В.Ф. Одоевский считал, что в ребенке необходимо воспитывать прежде всего человека и гуманиста. Он полагал, что именно литература способна пробудить ум и сердце ребенка.

Значения литературного чтения как средства нравственно-эстетического воспитания и умственного развития детей рассматривались в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева и др. Ученые указывают на то, что познание жизни средствами литературы являетсяне простым ознакомлением с ее явлениями, а полноценным переживанием их.

В современных условиях детское восприятие переживает сейчас небывалое давление ви­део-, аудио- и полиграфической продукции коммерческо-развлекательного характера, в основном лишенной какого-либо нацио­нального духа, затрагивающей самый поверхностный, примитивный уровень эмоций и почти не требующей умственных усилий для восприятия. Опора в воспитательно-образовательной деятель­ности на лучшие образцы российской и зарубежной детской лите­ратуры , передающей все богатство и разнообразие мира, позво­ляющей полноценно думать и чувствовать, осознается сегодня как насущная необходимость .

Детская книжка должна прежде всего увлечь воображение ребенка. «Дети понимают и помнят не рассудком и памятью, а воображением и фантазией », – писал Белинский. Добролюбов считает, что воображение – «способность, сильнее всех других действующая в детском возрасте».

Б.М. Теплов также рассматривает литературу как сильный источник развития чувства и фантазии. Она вызывает у ребенка волнение, сочувствие и эмпатию к персонажам, сопереживание описываемых событий. Как отмечает автор, в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки . Восприятие искусства должно начинаться с чувства, без него оно невозможно.

Чтобы увлечь воображение ребенка, произведение должно быть написано занимательно. Это достигается с помощью динамичного и эмоционального повествования, действенного сюжета, деятельного героя, живого, образного языка .

Белинский утверждал, что дети ищут в литературе драматичность, действие, движение, «истории и историйки». Занимательности произведения для детей способствуют приключения, тайны, подвиги, острые конфликты, инверсия в композиции, нарочитое оттягивание развязки, драматизм описываемых событий.

В книге взрослой или детской главное - это художественный образ . Насколько удастся писателю создание образа (в частности, героя, реального или сказочного, но непременно полнокровно­го), настолько и будет его произведение достигать ума и сердца ребенка. Легче всего маленький ребенок откликается на простые рассказы о близких ему людях и знакомых вещах, о природе. Еще одна черта малышовой книжки - максимальная конкретность образа. Как сказал чешский поэт Ян Ольбрахт, «для детей следует писать не "на дереве сидела птица", а "на дереве сидела овсянка"».

Неотъемлемой чертой детской литературы является ее оптимизм . К. Чуковский писал о стремлении маленького ребенка сберечь «гармоничность современного мира» и настойчиво требовал счастливых концов в книгах.

Несколько слов о языке детских книг . Для маленьких детей следует писать предельно ясно и точно и в то же время очень образно.

Вот как говорит С. Я. Маршак языке детских книг: «Если в книге есть четкая и законченная фабула, если автор не равнодушный регистратор событий, а сторонник одних героев повести и враг других, если в книге есть ритмическое движение, а не сухая рассудочная последовательность, если моральный вывод из книги - не бесплатное приложение, а естественное следствие всего хода событий, да еще если ко всему этому книгу можно разыграть в своем воображении, как пьесу, или превратить в бесконечную эпопею, придумывая для нее все новые и новые продолжения, - это и значит, что книга написана на настоящем детском языке».

В детской книге всегда имеется полноправный соавтор писателя - худож­ник . Юного читателя едва ли может увлечь сплошной буквенный текст без картинок. Дело в том, что ребенок первые сведения о мире получает не вербальным путем, а визуально и аудиально. Он приходит к книжным сокровищам, прежде усвоив речь и «язык» предметной среды. Первую книжку ребенок осваивает именно как предмет, ее вероятная судьба - погибнуть в его ручках. Приобще­ние к книге означает для ребенка начало самостоятельной интел­лектуальной жизни.

Поначалу свойства книги проявляются для него через соедине­ние рисунков и текстов в книжках-картинках, книжках-игруш­ках, причем визуальный образ привычнее и привлекательнее вербального . Но как только ребенок перейдет порог сложности в восприятии целого текста, рисунок будет играть уже вспомога­тельную роль, так как его возможности исчерпываются односто­ронним восприятием. Заметим, что чем меньше ребенок, тем боль­ше ему хочется оживить картинку, сделать так, чтобы она «отве­тила» ему. Приласкать щенка или ударить злого волка на картин­ке, пририсовать что-то или скомкать страницу - дети знают мно­го способов вступить в контакт со статичным изображением, будь то рисунок или игрушка. В этом их стремлении литературный об­раз, пластично подстраиваемый воображением, с зовущим ваку­умом, который так радостно заполнить собственным «я», оказы­вается более подходящим объектом.

Строго говоря, детская литература - это то, что создано масте­рами слова специально для детей . Но, кроме того, юные читатели берут для себя многое из общей литературы (например, сказки А.С. Пушкина, басни И.А. Крылова, песни А.В. Кольцова, произ­ведения фольклора и т. д.). Так возникает еще один термин - «детское чтение» , т.е. круг произведений, которые читаются деть­ми. Эти два понятия иногда скрещиваются, так как есть произве­дения общей литературы, которые мы уже не отделяем от детской. Обычно же детское чтение выходит за пределы привычного круга детской литературы . В ряде случаев писатели сами готовят для дет­ского издания свои книги (A.M. Горький, А.С. Неверов, А.Н. Тол­стой, А.А. Фадеев).

Издавна велась борьба за расширение круга детского чтения . Ее начали Н.И. Новиков, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский и продолжили A.M. Горький, В.В. Маяковский, С.Я. Маршак, А.Н. Толстой и другие писатели. Это глубоко принципиальная борьба, так как речь идет о посте­пенном, настойчивом, последовательном приобщении ребенка к жизни, о формировании его эстетического идеала. В круг детского чтения входят:

1) произведения устного творчества народов Российской Фе­дерации и других народов мира;

2) дореволюционная классическая литература (русская, наро­дов России и зарубежная);

3) современная литература (русская, народов РФ и зарубеж­ная).

Круг детского чтения меняется с каждой эпохой. Его со­став зависит от множества факторов. Изменяются исторические условия, а вместе с ними происходят изменения общественных, религиозных и семейных традиций детского чтения.

Назначение детской литературы - быть художественным и познавательным чтением для ребенка . Это назначение определяет те важные функции, которые она призвана выполнять в обществе:

1. Детская литература, как и литература вообще, принадлежит к области искусства слова. Этим определяется ее эстетическая функция. Она связана с особого рода эмоциями, возникающими при чтении литературных произведений. Дети способны испытывать эсте­тическое удовольствие от прочитанного в не меньшей степени, чем взрослые. Ребенок с радостью погружается в фантазийный мир сказок и приключений, сопереживает героям, чувствует сти­хотворный ритм, радуется звуковой и словесной игре. Хорошо по­нимают дети юмор и шутку. Не сознавая условности созданного автором художественного мира, дети горячо верят в происходя­щее, но такая вера и есть подлинное торжество литературного вы­мысла. Мы вступаем в мир игры, где одновременно сознаем ее условность и верим в ее действительность.

2. Познавательная (гносеологическая) функция литературы за­ключается в том, чтобы познакомить читателя с миром людей и явлений. Даже в тех случаях, когда писатель уводит ребенка в мир невозможного, он говорит о закономерностях человеческой жиз­ни, о людях и их характерах. Это осуществляется через художе­ственные образы, которые обладают высокой степенью обобще­ния. Они позволяют читателю увидеть в единичном факте, собы­тии или характере закономерное, типичное, всеобщее.

3. Нравственная (воспитательная) функция присуща всякой литературе, поскольку литература постигает и освещает мир в со­ответствии с определенными ценностями. Речь идет как об уни­версальных и всеобщих ценностях, так и о локальных, связанных с конкретным временем и конкретной культурой.

4. Детская литература со времени своего зарождения выпол­няла дидактическую функцию . Назначение литературы - приобщить читателя к универсальным ценностям человеческого бытия.

Функции детской литературы определяют ее важную роль в обществе - развивать и воспитывать детей средствами художе­ственного слова. Это значит, что литература для детей в значи­тельной степени зависит от существующих в обществе идеологи­ческих, религиозных, педагогических установок.

2. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО /У.Н.Т./
  1. Сказки и стихи Корнея Чуковского.
  2. Самуил Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; «Сказка об умном мышонке»; «Детки в клетке»; «Усатый-полосатый». Стихи эмоциональные, добрые, простые по содержанию, короткие, легко запоминающиеся. Стихи Маршака отличаются философским содержанием и открывают детям незнакомые грани окружающего мира.
  3. Стихи Агнии Барто.
  4. Русские народные сказки
  5. Рассказы о животных Евгения Чарушина, Николая Сладкова, Константина Ушинского
  6. Рассказы и сказки Владимира Сутеева
  7. Рассказы Валентины Осеевой
  8. Рассказы Николая Носова
  9. «Волшебник изумрудного города» Александра Волкова
  10. Сказки Геннадия Цыферова
  11. Быль и небыль. Русские народные сказки, легенды, притчи

СОВРЕМЕННЫЙ

  1. Константин Сергиенко «Картонное сердце». Почему «Картонное сердце»? Потому что это пронзительная детская недетская книга. Она обязательно понравится маленьким читателям и не оставит равнодушными не сумевших повзрослеть взрослых. Это книга, которую можно перечитывать, и каждый раз будут попадаться всё новые и новые подводные камни
  2. Свен Нурдквист «Петсон и Финдус»
  3. Анни М. Г. Шмидт «Саша и Маша»
  4. Лобел Арнольд «Квак и Жаб круглый год»
  5. Алексей Лаптев «Пик, Пак, Пок»
  6. Джулия Дональдсон «Груффало»
  7. Секора Ондржей «Муравей Ферда»
  8. Бернер Ротраут Сузанна «Летняя книга»
  9. Рони Орен «Секреты пластилина»
  10. Виктор Лунин «Сдобная Лиза»

КЛАССИЧЕСКИЙ

  1. Классические рассказы для детей А.П. Чехова, Л.Н. Толстого
  2. Дж. Родари.«Приключения Чиполлино»
  3. А. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
  4. Все авторские сказки
  5. Стихи А. Барто
  6. Произведения А. Усачёва
  7. Рассказы Л. Пантелеева и А. Гайдара
  8. Г. Мало. «Без семьи»
  9. Ф. Х. Бёрнетт. «Маленький лорд Фаунтлерой»
  10. Э. Портер. «Поллианна».
  11. Андрей Усачёв. «Умная собачка Соня»

«Без семьи», «Маленький лорд Фаунтлерой», «Поллианна» - всё это книги о детях, попавших в трудные жизненные ситуации, из которых они выходят самостоятельно. Бог дал им веру, каждый из них свято верит в добро, и поэтому им встречаются люди, которые помогают им преодолеть сложные обстоятельства их жизни. Герои этих книг несут внутри себя могучий заряд счастья и внутренней силы, и это должно вызвать резонанс в душе ребёнка. Это важный пример для маленького человека, потому что в раннем детстве почти каждый переживает момент сомнения в себе и в своих силах. Выбранные книги предназначены для чтения взрослыми детям, потому что если взрослый сам сочувствует герою, он сможет сгладить тем самым все сложности текста. Вообще, это хорошая школа сопереживания, воспитания духа и формирования чувств - герой выдерживает выпавшие ему испытания, и читатель должен выдержать их вместе с ним. Что касается «Приключений Буратино» и «Чиполлино» - герой в них также попадает в трудную ситуацию, но выходит из неё другим способом, авантюрным. Такие книжки важны в раннем детстве, потому что у ребёнка должно быть чтение, которое его смешило бы и увлекало

ИСТОРИЧЕСКИЙ

  1. Л. Токмаков. «Потешные прогулки по Москве»
  2. Э. Шендерович. «Про битвы и сражения»
  3. Английские народные сказки (издательство «Московские учебники»)
  4. «Гора самоцветов». Сказки народов России. По мультфильмам студии «Пилот». Все выпуски («Сапфир», «Янтарь», «Изумруд», «Жемчуг», «Рубин»). Сказки народов России - «Гора Самоцветов» - прекрасный проект, в пяти книжных сериях которого собраны разнообразные сказки. Дети очень быстро начинают любить какие-то конкретные и просят их перечитывать. Это очень хорошо, потому что можно поговорить с ребёнком, попытаться понять, почему он просит прочитать сказку ещё раз, может быть, она ему чем-то очень понравилась, а, может быть, наоборот - чем-то пугает. Тогда у родителей есть шанс понять своего ребёнка, разобраться, что его волнует и о чём он переживает. Литература для маленьких детей и должна быть именно такой - рассказывать о жизни, о чувствах и мыслях, а исторические и этнографические подробности должны идти «фоном», создавать необходимый контекст, но не быть объектом повествования.
  5. Дж. Дональдсон. «Любимая книжка Чарли Кука», «Груффало». И всё остальное
  6. М. Бонд. Все книги про Медвежонка Паддингтона
  7. Е. Боярских. «Эй становится взрослым»
  8. Е. Завершнева. «Мы живём в каменном веке». Энциклопедия для детей.
  9. И. Жуков. «Русская пленница французского кота»
  10. Л.Борзова, М. Дударев. «История России для детей: путешествия во времени, встречи с волшебником, приключения»

ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

  1. Русские народные сказки.
  2. Классические авторские сказки братьев Гримм, Шарля Перро, Ханса Кристиана Андерсена.
  3. Сказки Корнея Чуковского
  4. Стихи Даниила Хармса
  5. Бажов. «Серебряное копытце». Почему так важен для дошкольника именно жанр сказа? Потому что, с одной стороны, он приближен к сказке, а с другой - к рассказу, то есть малому жанру, идеально под-ходящему для ребёнка младшего возраста. Будучи максимально приближен к устной форме, сказ прекрасно передаёт особенности речи автора, учит воспринимать индивидуальный стиль рассказчика и формировать собственный.
  6. Алексей Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
  7. Александр Волков. «Волшебник Изумрудного города»
  8. Николай Носов. «Незнайка и его друзья», «Незнайка в Солнечном городе», рассказы
  9. Джанни Родари. Сказки.

ДЛЯ ДОМАШНЕЙ БИБЛИОТЕКИ

  1. Рассказы Сергея Козлова.
  2. Стихи Юнны Мориц
  3. Рассказы и повести Николая Носова
  4. Стихи в переводах Ирины Токмаковой
  5. Рассказы Юрия Коваля
  6. «Золотой ключик, или Приключения Буратино» АлексеяТолстого
  7. Стихи и сказки Корнея Чуковского
  8. Рассказ Л. Пантелеева «Честное слово». Не могу себе представить ни собственного, ни чьего-либо детства без этого рассказа. Он и трогает, и заставляет сопереживать, и позволяет испытать облегчение в финале, когда героя освобождают от данного им слова. В нравственном смысле - одно из самых убедительных доказательств необходимости порядочности
  9. Виктор Драгунский. «Денискины рассказы»
  10. А.А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все»

Список книг для детей в 3 и 4 года

Книги для ребенка в 3 года и 4 года - это книги о других детях, различных животных, явлениях природы, правилах жизни, всяческих бытовых или игровых ситуациях. Ребенок в этом возрасте очень эмоционален. Он ярко переживает все перипетии и события из книжки, с неослабевающим волнением и вниманием следит за развитием сюжета.

Список книг для чтения в 3-4 года должен содержать произведения, которые расширяют кругозор ребенка, помогают выходить за рамки окружающей его среды, открывать и познавать мир .

Русские народные сказки: Колобок. Курочка Ряба. Морозко. Царевна-лягушка. Василиса Прекрасная. Крошечка-Хаврошечка. По щучьему веленью (и другие)

Русские народные сказки о животных и волшебные сказки

Русские народные сказки из сборника Афанасьева А. Жар-птица и Василиса-царевна. Морской царь и Василиса Премудрая (и другие)

Толстой Л. Три медведя Ершов П. Конек-Горбунок

Пушкин А. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди

Барто А. Собрание сочинений в 3 т.

Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья. Каникулы в Простоквашино

Чуковский К. Айболит. Бармалей. Бибигон. Мойдодыр. Муха-Цокотуха. Путаница. Загадки

Сказки народов мира

Токмакова И. Стихи. Счастливо, Ивушкин. В стране «Нигде и никуда». Плим

Михалков С. Дядя Степа. Рассказ о неизвестном герое. Песенка друзей

Маршак С. Вот какой рассеянный. Двенадцать месяцев. Усатый-полосатый. Веселый счет до десяти. Сказка о глупом мышонке. Что такое перед нами (и другие стихи)

Биссет Д. Сказки

Фаллада Г. Фридолин - нахальный барсучок. Геометрия для малышей. Шагал один чудак. Настоящий тигр

Цыферов Г. Сказки старинного города. Дневник медвежонка. Про чудака лягушонка

Мур Л. Крошка Енот

Стихи русских поэтов (Жуковский В., Фет А., Плещеев В., Баратынский Е., Тютчев Ф. и другие) Перро Ш. Спящая красавица. Мальчик-с-пальчик. Кот в сапогах

Андерсен Г. X. Гадкий утенок. Дюймовочка. Огниво. Стойкий оловянный солдатик

Братья Гримм. Госпожа Метелица

Мамин-Сибиряк В. Серая Шейка. Аленушкины сказки

Аксаков А. Аленький цветочек

Одоевский Ф. Мороз Иванович. Городок в табакерке

Даль В. Сказки

Житков Б. Что я видел

Пантелеев Л. Веселый трамвай

Остер Г. Котенок по имени Гав. Сказки про мартышку, слоненка и удава

Носов Н. Незнайка и его друзья. Рассказы

Франс А. Пчелка

Чарушин Е. Про Томку и про всех

Заходер Б. Мохнатая азбука. Ванька-Встанька

Степанов В. Скороговорки. Радуга. Соломенное лето. Свинки на тропинке. Замечательное платье. Подскажи словечко

Берестов В. Выводок. Мы ссорились, мирились.

Юла Мориц Ю. Попрыгать-поиграть

Сеф Р. Лиловое стихотворение

Мошковская Э. Шарик. Я - машина. Мальчик в зеркале. Кругом - снег

Хармс Д. Удивительная кошка. Странная лошадь

Яснов М. Вот как я семью нарисовал

Сергеев В. Волшебные краски

Алдонина Р. Играем в фигуры

Мазнин И. Муха-сластена

Пляцковский М. Букашка, которая хотела стать большой. Непонятливый львенок. Помощник. Как щенок Тявка учился кукарекать. Конкурс красоты. Длинная шея. Как утенок Крячик свою тень потерял. Ромашки в январе. Трудное задание. Босолапки на кожаном ходу (и другие рассказы) Экхольм Я. Тутта Карлссон первая и единственная. Людвиг Четырнадцатый (и другие)

Бианки В. Рассказы о животных (Мышонок Пик. Парад животных. Первая охота и другие)

Киплинг Р. Слоненок. Просьба кенгуру. Рикки-Тикки-Тави

Линдгрен А. Малыш и Карлсон, который живет на крыше. Карлсон вернулся. Карлсон опять шалит Успенский Э. Про мальчика Яшу

Усачев А. Оранжевый верблюд. Умная собачка Соня

Список книг для детей 4 и 5 лет.

Книги для детей 4 и 5 лет уже достаточно сложны по сюжету. Ребенок уже способен прогнозировать, домысливать содержание читаемой книги, комментировать прочитанное, давать оценку описываемым событиям, выбирать книгу для чтения самостоятельно, обосновывая свои литературные предпочтения .

Пушкин А. Сказка о царе Салтане. Сказка о золотом петушке. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Сказка о рыбаке и рыбке. Сказка о медведихе. Сказка о попе и работнике его Балде

Маяковский В. Что такое хорошо и что такое плохо?

Горький М. Воробьишко

Зощенко М. Елка. Показательный ребенок

Маршак С. Великан. Хороший день. Про все на свете. Азбука в стихах

Михалков С. Лесная академия

Цыферов Г. Цыпленок. Сказки старинного города

Сапгир Г. Алфавитные считалки. Сегодня, завтра и вчера. Людоед и Принцесса, или Всё наоборот. Раки и рыбы. Веселая математика Кубарика и Томатика

Сеф Р. Муравей. Час рассвета. Чудо

Шим Э. Сорока и Медвежонок

Заходер Б. Жили-были два соседа... Приятная встреча

Пивоварова И. Вежливый ослик. Жил да был. Разговор с сорокой. Тайна Русские народные сказки: Журавль и цапля. Петушок - золотой гребешок и чудо-меленка. По щучьему веленью

Барто А. Вот так ребенок

Чуковский К. Тараканище. Барабек. Ежики смеются. Слониха читает

Степанов В. Три синицы на кормушке... Куда глядит ворона? Угадай сказку

Сладков Н. Кто как спит. Сорока и медведь. Сорока и мышь. Сорока и заяц

Берестов В. Воробушки

Синявский П. Про грустное и вкусное. Про сердитого шмеля

Григорьев О. Стук. Пальто

Александрова Т. Домовенок Кузька

Яснов М. Вот был бы большим... Я взрослею. Когда я стану школьником

Мошковская Э. Канатом привязали огромного слона...

Остер Г. Эхо. Где лучше бояться?

Кружков Г. Рррры!

Драгунский В. Тайное становится явным

Усачев А. Солидная дама. Как Соня устроила рыбалку

Мазнин И. Почему киты молчат

Лир Э. Чики-Рики-воробей

Лунин В. Я - поезд. Утреннее настроение. Даю вам слово!

Аким Я. Яблоко. Мой брат Миша

Квитко Л. Моя бабушка

Токмакова И. Жду. Аля, Кляксич и буква А

Перро Ш. Красная Шапочка

Харрис Д. Сказки дядюшки Римуса

Братья Гримм. Беляночка и Розочка

Андерсен Г. X. Снежная королева

Богданов М. Мышь

Пришвин М. Этажи леса

Бальмонт К. Детский мир. Стихи

Блок А. Ворона. Зайчик

Сладков Н. Загадочный зверь. Выеденное яйцо. Отчего у лисы длинный хвост?

Сахарнов С. Олень и черепаха. Откуда у тигра на боках черные полосы. Далеко и близко. Почему у кита большой рот

Брюсов В. Стихи Дуров В. Хрюшка-парашютист

Паустовский К. Степан и Фунтик. Кот-ворюга

Фет А. Бабочка

Толстой А. Воробей

Чарушин Е. Тюпа, Томка и сорока .

Список книг для детей в 5 и 6 лет.

В возрасте от 5 до 6 лет дети уже готовы к большим книжкам, к процессу чтения с продолжением. Они активно реагируют на содержание произведения, сочувствуют литературным героям. Охотно вступают в диалог о прочитанном, отвечая на вопросы, пересказывая услышанное из книги, увлеченно иллюстрируя понравившийся сюжет. Дети в 5 лет и 6 лет с огромным удовольствием слушают и обсуждают произведения разных жанров на темы нравственности, жизни своих сверстников, окружающей природы и героических событий, описанных в книгах. Они начинают проявлять большой интерес к научно-познавательной и исследовательской литературе .

Загадки, небылицы, дразнилки, считалки, докучные сказки, пословицы и поговорки, сказки народов мира

Толстой Л. Акула. Пожарные собаки. Филипок. Булька. Мильтон и Булька

Пушкин А. Сказки: Сказка о царе Салтане. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Сказка о золотом петушке. Сказка о рыбаке и рыбке

Андерсен Г. X. Гадкий утенок. Снежная королева. Стойкий оловянный солдатик. Волшебный холм. Новый наряд короля. Дорожный товарищ. Принцесса на горошине. Дочь болотного царя. Калоши счастья. Маленький Клаус и Большой Клаус. Русалочка. Огниво. Сундук-самолет. Старый дом. Суп из колбасной палочки. Дюймовочка. Штопальная игла. Дикие лебеди (и другие)

Ершов П. Конек-Горбунок

Маяковский В. Тучкины штучки

Михалков С. Непоседы. А что у вас? Если. Фома

Маршак С. Цирк. Баллада о королевском бутерброде. Веселые чижи. Багаж. Старушка

Киплинг Р. Сказки

Аксаков С. Аленький цветочек

Катаев В. Цветик-семицветик

Яснов М. Утренняя песенка. Пейзаж с луной. Подходящий угол. Спасибо! Хомячок

Грозовский М. Сурок

Коваленков А. Почему медведь зимою спит

Пивоварова И. Мой храбрый лев. Волшебная палочка. Про шляпу

Сапгир Г. Шел садовник. Туча. Моя семья. Ночные страшилки. Месяц

Пляцковский М. Как ослик Алфавит учился старших уважать. Мамина песенка. Как попался кот на удочку

Лунин В. Когда я взрослым стану

Усачев А. Веселая мышка. Сколько ног у осьминога

Харрис Д. Сказки дядюшки Римуса (Как оживить сказку. Братец Лис и Братец Кролик и другие)

Драгунский В. Друг детства. Заколдованная буква. Он живой и светится...

Мошковская Э. Я пою. Ботиночный врач. Ну и что, ну и что... Какие бывают подарки

Цыферов Г. Большой одуванчик. Град. Одинокий ослик

Остер Г. Вредные советы. Бабушка удава. Ненаглядное пособие

Бианки В. Лесные были и небылицы

Степанов В. Что за птица. Маленький рост. Кто хозяин? Рыжий пес. Снегирь. Пеликанские острова

Берестов В. Знакомый. Заячий след

Барто А. Бестолковый Рыжик

Иванов А. Про Фому и суслика

Братья Гримм. Бременские музыканты. Волк и семеро козлят. Горшочек каши. Бабушка Метелица. Король-лягушонок, или Железный Генрих. Мальчик-с-пальчик. Белоснежка и семь гномов. Синяя Борода

Родари Д. Приключения Чиполлино. Путешествие Голубой Стрелы

Хармс Д. Стихи для детей. Плих и Плюх

Булычев К. Приключения Алисы (Путешествие Алисы. Заповедник сказок. Миллион приключений. Конец Атлантиды. Подземная лодка. Алиса и крестоносцы. Война с лилипутами

Линдгрен А. Пеппи Длинныйчулок. Эмиль из Лённеберги

Вестли А. Мама, папа, восемь детей и грузовик

Милн А. Винни Пух и все-все-все. Баллада о королевском бутерброде

Волков А. Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты. Семь подземных королей. Огненный бог Марранов. Желтый туман.

Сказки тысячи и одной ночи (Семь путешествий Синдбада-морехода. Повесть о скитаниях принца, ставшего нищенствующим дервишем. История о Медном городе. Абдаллах Земной и Абдаллах Морской. Абу Кир и Абу Сир. Рассказ про Ала ад-Дина и волшебный светильник. Истории о яйце птицы Рух и сокровищах пирамид и другие)

Гофман Э. Щелкунчик и мышиный король

Шварц Е. Сказка о потерянном времени

Перро Ш. Кот в сапогах. Спящая красавица. Золушка, или Хрустальная туфелька

Лагерлёф С. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями

Балинт А. Гном Гномыч и Изюмка

Пантелеев Л. Буква «ты». Фенька. Две лягушки (и другие)

Житков Б. Что я видел. Рассказы

Чаплина В. Вайгач. Питомцы зоопарка

Бабич И. Мои знакомые звери

Голявкин В. Тетрадки под дождем

Алешковский Ю. Кыш и Двапортфеля

Носов Н. Фантазеры. Затейники. Приключения Незнайки и его друзей. Незнайка в Солнечном городе. Незнайка на Луне. Приключения Коли и Миши

Коллоди К. Приключения Пиноккио

Толстой А. Золотой ключик, или Приключения Буратино

Губарев В. Королевство кривых зеркал

Хаит А. Приключения кота Леопольда

Научно-популярные энциклопедии для детей .

Список книг для детей 6 и 7 лет.

Дети в возрасте 6 и 7 лет с удовольствием слушают и обсуждают книги разных жанров на нравственные темы. Их интересуют произведения о природе, животных, своих сверстниках. Однако они по-прежнему любят сказки, готовы к чтению текстов, построенных на игре слов и различных нелепицах. А главное, многие в 6 лет сами начинают читать свои первые книжки. В этом возрасте знакомство с веселыми приключениями героев книг способствует развитию чувства юмора, а также готовит ребенка 7 лет к школе.

Тюхтяевы И. и Л. Зоки и Бада

Толстой Л. Старик сажал яблони. Прыжок. Лев и собачка. Рассказы

Пермяк Е. Самое страшное. Для чего руки нужны

Митта А. Шарик в окошке

Носов Н. На горке

Лунич Д. Четыре девочки

Аким Я. Неумейка. Стихи для детей

Тувим Ю. Про пана Трулялинского

Цыферов Г. Как цыпленок впервые сочинил сказку. Пугало

Абрамцева Н, Грустная история

Русские народные сказки: Петушок и бобовое зернышко. Каша из топора

Чуковский К. Путаница. Доктор Айболит (в прозе). Бибигон. Загадки

Перро Ш. Красная Шапочка

Харрис Д. Как Братец Кролик хвоста лишился

Братья Гримм. Боб, Соломинка и Уголек. Бременские музыканты

Барто А. Стихи из цикла «Вовка - добрая душа». Мама или я? Две бабушки. Я выросла. Не одна. В школу

Биссет Д. Под ковром

Михалков С. Мой щенок. Смех и слезы. Зайка-зазнайка

Орлов В. Что нельзя купить

Хармс Д. Храбрый еж.

Чарушин Е. Томка. Томка испугался. Тюпа. Сорока. Медвежата Степанов В. Осторожный снег

Кружков Г. Хорошая погода. Откуда взялись пятерки у старушки. Как шарики мир спасли

Пришвин М. Лисичкин хлеб

Коваль Ю. Букет

Усачев А. Ботинок. Живая книга. Мы играли в паповоз. Умная собачка Соня, или Правила хорошего тона для маленьких собачек. О чтении. Что такое лето. По тропинке жарким летом. Как сороконожку за лекарем посылали. Пустынная песня. Кого принимают в школу?

Александрова Г. Домовенок Кузька и волшебные вещи (с продолжениями)

Андерсен Г. X. Дикие лебеди

Асбьернсен П. К. Норвежские сказки

Благинина Е. Стихи для детей

Берестов В. Читалочка. У меня в портфеле. Песенка весенних минут. Рыжик. Первое сентября. Первоклассница

Бунин И. Листопад

Введенский А. Дядя Боря говорит.

Ганина М. Тяпкин и Леша

Горький М. Случай с Евсейкой

Георгиев С. Елки-палки, или Фельдмаршал Пулькин. Один мальчик, одна девочка. Кошачье заклинание. Похищение бриллианта. Нуф-Нуф. Пузявочки

Герасимова Д. У окна

Долинина Н. Мой капитан. Лембой. Чуча. Как тесен мир. Мы с Сережкой близнецы. Потерялась девочка

Драгунский В. Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах. Кот в сапогах. Мотогонки по отвесной стене

Дружков Ю. Приключения Карандаша и Самоделкина Ежикова 3. Крот и его друзья

Житков Б. Что я видел. Рассказы о животных. Про Пудю. Как я ловил человечков. Что бывало

Журавлева Е. Фунтик

Заходер Б. Собачкины огорчения. Моя Вообразилия

Зощенко М. Смешные истории. Рассказы о Леле и Миньке

Иванов А. Приключения Хомы и Суслика

Козлов С. Трям! Здравствуйте

Кондратьев А. Стихи для детей

Крылов И. Басни

Киплинг Р. Откуда у кита такая глотка

Крюгер М. Голубая бусинка. Привет, Каролинка

Левин В. Глупая лошадь

Лермонтов М. Парус

Линдгрен М. Зайчишка-пушишка

Лукашкина М. Кораблекрушение

Маршак С. Детки в клетке. Декабрь, Пожелания друзьям. Мельник, мальчик и осел

Маяковский В. Эта книжечка моя про моря и про маяк

Махотин С., Дождевая бочка

Мориц Ю. Букет котов

Мошковская Э. Выясняются странные вещи. Я гребу в страну Марабу

Нестайко В. В стране солнечных зайчиков

Некрасов И. Зеленый шум

Олейников Н. Я послал на базар чудаков

Остер Г. Петька-микроб

Одоевский В. Городок в табакерке

Паустовский К, Кот-ворюга, Барсучий нос. Резиновая лодка. Стальное колечко

Петрушевская Л. Детские пьесы. Сборник рассказов «Пуськи бятые». Сказки

Пивоварова И. Сочинение

Пляцковский М. Приключения кузнечика Кузи. Как утенок Крячик свою тень потерял. Настоящий друг

Прокофьева С. Лоскутик и облако. Остров капитанов. Приключения желтого чемоданчика. Астрель, принцесса Сумерки. Оставь окно открытым. Машины сказки. Какая бывает зима

Пушкин А. Зимняя дорога. Унылая пора! Очей очарованье...

Самойлов Д. Слоненок пошел учиться. Слоненок-турист

Сладков Н. Сказки леса

Сутеев В. Петя и Красная Шапочка

Сказки народов мира

Токмакова И. Сентябрь. Голубая страна. Скоро в школу

Успенский Э, Чебурашка и Крокодил Гена. Дядя Федор, пес и кот, 25 профессий Маши Филиппенко, Гарантийные человечки. Про мальчика Яшу. Про Веру и Анфису

Фет А. Мама! Глянь-ка из окошка...

Яснов М. В последний раз, Я учусь писать слова. Когда я стану школьником





Top