Сравнение образов андрея болконского и пьера безухова из романа льва николаевича толстого "война и мир". Общие и отличительные черты в характерах андрея болконского и пьера безухова (л

В русской литературе, пожалуй, нет произведения, которое можно сравнить с романом-эпопеей «Война и мир» по значительности проблем, в нем поднимае­мых, по художественной выразительности повество­вания, по воспитательному воздействию. Перед нами проходят сотни человеческих образов, судьбы одних соприкасаются с судьбами других, но каждый из геро­ев является личностью самобытной, неповторимой. Так на протяжении всего романа пересекаются жиз­ненные пути Пьера Безухова и князя Андрея Болкон­ского. Писатель знакомит нас с ними уже на первых страницах - в салоне Анны Павловны Шерер. Они очень разные - надменный, честолюбивый князь и доверчивый, слабохарактерный Пьер, но вместе с этим оба являются воплощением авторского идеала - человека, стремящегося к познанию смысла жизни, к определению своего места в этом мире, проходящего через нравственные страдания на пути духовного совершенствования. Через многое надо пройти героям, чтобы в конце концов обрести гармонию в душах. Прежде всего, они пытаются избавиться от ложных убеждений, нелицеприятных черт характера. И лишь преодолев свои слабости, испытав немало разочарова­ний, обусловленных столкновениями с жестокой дей­ствительностью, князь Андрей и Пьер обретают то, что, по их мнению, является непреложной истиной, неподвластной фальши.

Толстой показывает читателю одни и те же явле­ния глазами своих таких разных героев. Оба они ис­пытывают чувство восхищения к Наполеону. Для Пьера Безухова, воспитанного на идеях французских просветителей, Наполеон являлся сильным, непобе­димым «наследником» французской революции, при­несшим соблазн буржуазной свободы. Князь Андрей воплощал в мыслях о Бонапарте собственные мечты о всенародном признании, славе, безграничной власти. Но и тот и другой, столкнувшись с определенными об­стоятельствами, развенчали своего кумира. Болкон­ский осознал ничтожность как собственных честолю­бивых помыслов, так и деяний французского импера­тора, увидев безграничное, величественное небо, явившееся ему как высшее откровение после ранения под Аустерлицем: «Как тихо, спокойно и торжествен­но... все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба», «...в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим... не­бом... ». Князь Андрей понял, что слава не должна яв­ляться главной целью человеческой деятельности, что существуют иные, более высокие идеалы. Пьер же возненавидел французского полководца в результате осмысления страданий русского народа в захватниче­ской несправедливой войне 1812 года. Общение с про­стым народом открыло для Безухова новые ценности, иной смысл жизни, заключающийся в доброте, со­страдании, служении людям: «...я жил для себя и по­губил свою жизнь. И только теперь, когда я живу... для других, только теперь я понял счастие жизни». Через отношение своих любимых героев к Наполеону писатель выражает собственные мысли об этом госу­дарственном деятеле, являвшемся для Толстого во­площением «мирового зла».

Неслучайно проводит писатель своих героев и че­рез испытание любовью к Наташе Ростовой - симво­лу внутренней красоты, чистоты и непосредственно­сти. По мнению Толстого, Наташа - сама жизнь. И эволюция героев была бы несовершенной, если бы они не познали любовь к этой светлой девушке: где «она... там все счастье, надежда, свет; другая половина - все, где ее нет, там все уныние и темнота...». Наташа помогает героям открыть новые, неизведанные еще глубины своей души, познать истинную любовь и все­прощение. Князь Андрей и Пьер Безухов являются олицетворением идеального героя Толстого, а Наташа стала идеальной, но не идеализированной героиней не только романа, но целого поколения.

Текст сочинения:

Роман Толстого Война и мир познакомил нас со многими героями, обладающими лучшими человеческими качествами, благородными, целеустремленными, добросердечными ревнивцами высоких нравственных идеалов. И прежде всего к ним относятся Пьер Безухов и Андрей Болконский. Каждый из них представляет собой яркую личность, обладает привлекательными индивидуальными чертами характера. Но вместе с тем в них много общего и оба они являюҭся воплощением одного авторского идеала человека, способного глубоко мыслить и в результате этого нравственно развиваться и духовно совершенствоваться, совершать поистине героические поступки.
Изображая своих героев, автор вовсе не приукрашивал и не идеализировал их: он наделил Пьера и Андрея противоречивыми чертами, достоинствами и недостатками. В их образе он представил обычных людей, способных быть и сильными, и слабыми в отдельные моменҭы своей жизни, но умеющих преодолеть внутреннюю борьбу и самостоятельно возвыситься над ложью и обыденностью, духовно возродиться и найҭи свое призвание в жизни. Их пуҭи разные, но вместе с тем в них много общего. И, в частности, сходство заключается в их душевных мытарствах, в борьбе. У Пьера с собственной слабостью характера, трусостью, излишней доверчивостью и идейным бездорожьем. У Андрея Болконского с гордостью, надменностью, честолюбием и призрачными устремлениями к славе.
Пьер Безухов один из центральных, наиболее привлекательных героев романа. Его образ, как и образ Андрея Болконского, изображен в постоянной динамике. Писатель делает акценҭ на почти детской доверчивости, доброте и искренности помыслов своего героя, и поначалу Пьер представлен растерянным, пассивным, абсолюҭно бездеятельным молодым человеком. Пьер очевидно не вписывается в фальшивое общество льстецов и карьеристов, присуҭствующих в салоне Шерер. Он ведет себя неподобающим для светских раутов образом, даже несколько агрессивно настроен по отношению ко всем остальным посетителям. По этой причине появление Пьера у многих вызывает недоумение, а его прямолинейные высказывания откровенные опасения. Кроме того, Безухов равнодушен к деньгам и роскоши, он бескорыстен и, несмотря ни на что, остро чувствует границу между невинными шуҭками и опасными играми, которые могуҭ искалечить чью-то жизнь.
В переломные минуҭы жизни проявляюҭся сильная воля и самые лучшие стороны характера Пьера, и тогда он способен на многое. Кто бы мог подумать, что Пьер Безухов, этот мягкий и безвольный человек, впоследствии должен предстать организатором тайного общества независимых и свободных людей и в дальнейшем будет обвинять царя в бездействии, резко криҭиковать общественный строй, реакцию и аракчеевщину и вести за собой огромные массы людей?
Как и Пьер, Андрей Болконский с первых строк выделяется из общей толпы действующих лиц романа тем, что он неуюҭно чувствует себя в светской среде. Он ощущает собственное важное предназначение, понимает, что ему необходимо проявить свои способности и возможности в стоящем деле. Он предстает как кульҭурный, образованный, цельный человек один из лучших представителей дворянского общества той эпохи. Особенно поражает его любовь к труду, стремление к полезной, активной деятельности. Он недоволен той пустой, праздной жизнью, которую ведуҭ большинство из его современников (Анатоль и Ипполиҭ Курагины, Борис Друбецкой и другие).
Андрея ҭяготиҭ спокойная семейная жизнь и занятия пустыми общественными делами, его душа рвется к чему-то значительному, он мечтает о великих подвигах, о своем Тулоне, о славе. Именно с этой целью Болконский решает идҭи на войну с Наполеоном и объясняет Пьеру причину своего решения такими словами: Жизнь, которую я веду здесь, не по мне.
Но ему суждено разочароваться в своем кумире Наполеоне, пережить смерть жены и чудом самому остаться в живых после биҭвы, а кроме того, пережить настоящую любовь к Наташе и смириться с ее потерей. После всего этого Андрей теряет веру в себя, чтобы потом снова обрести смысл в жизни и воспрять духом. Оказавшись снова в центре военных собыҭий, но уже не в поисках славы и подвига, Андрей меняется внешне и внутренне. Защищая семью, Болконский желает уничтожить врага всего русского народа и ощущает свою пользу и нужность.
Так, освободившись от угнетающей лжи светского общества и попав в сложные военные условия, оказавшись в среде простых русских солдат, Пьер и Андрей начинаюҭ чувствовать вкус жизни, обретаюҭ душевное спокойствие. Пройдя ҭяжелый путь ошибок и собственных заблуждений, эҭи два героя находят самих себя, сохраняя при этом свою природную сущность и не поддаваясь влиянию общества. На протяжении всего романа герои Толстого находятся в постоянных поисках, душевных переживаниях и сомнениях, которые в итоге приводят их к истинному смыслу жизни.

Права на сочинение "Пьер Безухов и Андрей Болконский два воплощения одного авторского идеала." принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

В романе Толстого «Война и мир» лишь два героя проходят сложный путь внутреннего развития, претерпевают духовную эволюцию. Это любимые герои писателя - Андрей Болконский и Пьер Безухов. Несмотря на их серьезные различия (возраст, социальное положение, характер и т.д.), герои испытывали друг к другу искреннюю симпатию, теплый дружеский интерес. Болконский видел в Пьере младшего товарища, чистую и светлую душу, которую требовалось «учить жизни», наставлять. Князь Андрей для Безухова был образцом для подражания, человеком, с которым ему было интересно, у которого можно многому научиться.

Как и Андрей Болконский, юный Пьер - представитель интеллектуальной дворянской элиты России. Их жизненные взгляды, привитые светским обществом, были во многом схожи. Так, оба героя с презрением относились к «близкому» и «понятному». Толстой подчеркивает «оптический самообман» этих людей, отчужденных от повседневной жизни: в обыденном они не способны рассмотреть великое и бесконечное, а видят только «одно ограниченное, мелкое, житейское, бессмысленное».

Оба героя, стремясь к самореализации, считали своим кумиром Наполеона, мечтали подражать ему. И оба героя, пройдя сложный путь духовного развития, разочаровались в этой фигуре, найдя для себя другие – приближенные к истинным - идеалы.

Болконского и Безухова объединяет самое главное качество – их стремление к развитию, неустанный поиски смысла жизни, желание постичь мир и его законы. У обоих героев этот сложный путь усеян разочарованиями и кризисами, за которыми, однако, следует возрождение и новый виток развития.

На ранних этапах духовной жизни Андрея Болконского ему свойственно высокомерно-презрительное отчуждение от людей: он пренебрежительно относится к своей жене, тяготится любым столкновением с обыденным и пошлым. Под влиянием Наташи герой открывает для себя возможность радоваться жизни, понимает, что раньше бессмысленно хлопотал в «узкой, замкнутой рамке».

В периоды нравственных заблуждений князь Андрей сосредоточивается на ближайших практических задачах, ощущая, что его духовный горизонт резко сужается: «Как будто тот бесконечный удаляющийся свод неба, стоявший прежде над ним, вдруг превратился в низкий, определенный, давивший его свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного».

Новый духовный опыт заставляет князя Андрея пересматривать решения, которые казались ему окончательными и бесповоротными. Так, полюбив Наташу, он забывает о своем намерении никогда не жениться. Разрыв с Наташей и нашествие Наполеона обусловили его решение пойти в действующую армию вопреки тому, что после Аустерлица и смерти жены он дал слово никогда не служить в русской армии, даже «ежели бы Бонапарте стоял... у Смоленска, угрожая Лысым Горам».

Пьер Безухов на ранних этапах своей духовной жизни инфантилен и необыкновенно доверчив, охотно и даже радостно подчиняется чужой воле. Ему не хватает решимости противодействовать ей.

Главное духовное прозрение Пьера - это постижение ценности обычной, негероической» жизни (что интуитивно понимал и князь Андрей). Испытав плен, унижения, увидев изнанку человеческих отношений и высокую духовность в обычном русском мужике Платоне Каратаеве, Безухов понял, что счастье - в самом человеке, в «удовлетворении потребностей». «... Он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем и потому... бросил трубу, в которую смотрел до сих пор через головы людей», - подчеркивает Толстой.

На каждом этапе своего духовного развития Пьер мучительно решает философские вопросы, от которых «нельзя отделаться»: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?».

Напряженность нравственных поисков усиливается в кризисные моменты. Пьер нередко испытывает «отвращение ко всему окружающему», все в нем самом и в людях представляется ему «запутанным, бессмысленным и отвратительным». Но после бурных приступов отчаяния Пьер вновь смотрит на мир глазами счастливого человека, постигшего мудрую простоту человеческих отношений.

«Живая» жизнь постоянно корректирует нравственное самосознание героя. Находясь в плену, Пьер впервые ощутил чувство полного слияния с миром: «и все это мое, и все это во мне, и все это я». Радостное просветление он продолжает испытывать и после освобождения - все мироздание кажется ему разумным и «благоустроенным». Жизнь не требует больше рассудочного осмысления и жесткого планирования: «планов теперь он не делал никаких», а самое главное - «не мог иметь цели, потому что он теперь имел веру - не веру в слова, правила и мысли, но веру в живого, всегда ощущаемого Бога».

Пока человек жив, утверждал Толстой, он идет по пути разочарований, обретений и новых потерь. Это относится и к Андрею Болконскому, и к Пьеру Безухову. Периоды заблуждений и разочарований, сменявшие духовное просветление, не были нравственной деградацией героев, возвращением на более низкий уровень нравственного самосознания. Духовное развитие персонажей Толстого - сложная спираль, каждый новый виток которой не только в чем-то повторяет предыдущий, но и выводит их на новую духовную высоту.

Поэтика женских образов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Женская тема занимает важное место в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир”. Это произведение - полемический ответ писателя сторонникам женской эмансипации. На одном из полюсов художественного исследования находятся многочисленные типы великосветских красавиц, хозяек великолепных салонов в Петербурге и Москве - Элен Курагина, Жюли Карагина, Анна Павловна Шерер; мечтает о собственном салоне холодная и апатичная Вера Берг...

Светское общество погружено в вечную суету. В портрете красавицы Элен Толстой видит белизну плеч, глянец волос и бриллиантов, очень открытую грудь и спину, застывшую улыбку. Такие детали позволяют художнику подчеркнуть внутреннюю пустоту, ничтожность великосветской львицы. Место подлинных человеческих чувств занимает в роскошных гостиных денежный расчет. Замужество Элен, избравшей себе в мужья разбогатевшего Пьера,- наглядное тому подтверждение. Толстой показывает, что поведение дочери князя Василия не отклонение от нормы, а норма жизни того общества, к которому она принадлежит. В самом деле, разве иначе ведет себя Жюли Карагина, имеющая благодаря своему богатству достаточный выбор женихов; или Анна Михайловна Друбецкая, пристраивающая сына в гвардию? Даже перед постелью умирающего графа Безухова, отца Пьера, Анна Михайловна испытывает не чувство сострадания, а страх, что Борис останется без наследства.

Толстой показывает великосветских красавиц и в семейном быту. Семья, дети не играют в их жизни существенной роли. Элен кажутся смешными слова Пьера о том, что супругов могут и должны связывать чувства сердечной привязанности, любви. Графиня Безухова с отвращением думает о возможности иметь детей. С удивительной легкостью она бросает мужа. Элен - это концентрированное проявление полной бездуховности, пустоты, суетности.

Излишняя эмансипированность приводит женщину, по мысли Толстого, к неправильному пониманию собственной роли. В салоне Элен и Анны Павловны Шерер звучат политические споры, суждения о Наполеоне, о положении русской армии... Чувство ложного патриотизма заставляет их в период нашествия французов говорить исключительно на русском языке. Великосветские красавицы во многом утратили главные черты, которые присущи настоящей женщине. Напротив, в образах Сони, княжны Марьи, Наташи Ростовой сгруппированы те черты, которые составляют тип женщины в подлинном смысле.

Вместе с тем Толстой не пытается создавать идеалы, а берет жизнь как она есть. В самом деле, в произведении нет сознательно-героических женских натур, подобных тургеневским Марианне из романа “Новь” или Елене Стаховой из “Накануне”. Надо ли говорить, что любимые героини Толстого лишены романтической приподнятости? Женская духовность заключается не в интеллектуальной жизни, не в увлечении Анны Павловны Шерер, Элен Курагиной, Жюли Карагиной политическими и другими мужскими вопросами, а исключительно в способности к любви, в преданности семейному очагу. Дочь, сестра, жена, мать - вот основные жизненные положения, в которых раскрывается характер любимых героинь Толстого. Этот вывод может вызвать сомнение при поверхностном чтении романа. Действительно, патриотичны поступки княжны Марьи и Наташи Ростовой в период французского нашествия, патриотичны и нежелание Марьи Болконской воспользоваться покровительством французского генерала и невозможность для Наташи остаться в Москве при французах. Однако связь женских образов с образом войны в романе более сложная, она не исчерпывается патриотизмом лучших русских женщин. Толстой показывает, что понадобилось историческое движение миллионов людей, чтобы герои романа (Марья Болконская и Николай Ростов, Наташа Ростова и Пьер Безухов) смогли найти путь друг к другу.

Любимые героини Толстого живут сердцем, а не умом. Все лучшие, заветные воспоминания Сони связаны с Николаем Ростовым: общие детские игры и шалости, святки с гаданием и ряжеными, любовный порыв Николая, первый поцелуй... Соня сохраняет верность любимому, отклоняя предложение Долохова. Она любит безропотно, но отказаться от своей любви не в силах. И после женитьбы Николая Соня, конечно же, продолжает любить его.

Марья Болконская с ее евангельским смирением особенно близка Толстому. И все же именно ее образ олицетворяет торжество естественных человеческих потребностей над аскетизмом. Тайно мечтает княжна о замужестве, о собственной семье, о детях. Ее любовь к Николаю Ростову - высокое, духовное чувство. В эпилоге романа Толстой рисует картины семейного счастья Ростовых, подчеркивая этим, что именно в семье обрела княжна Марья подлинный смысл жизни.

Любовь составляет сущность жизни Наташи Ростовой. Юная Наташа любит всех: и безропотную Соню, и мать-графиню, и отца, и Николая, и Петю, и Бориса Друбецкого. Сближение, а затем разлука с князем Андреем, сделавшим ей предложение, заставляют внутренне страдать Наташу. Переизбыток жизни и неопытность - источник ошибок, необдуманных поступков героини (история с Анатолем Курагиным).

Любовь к князю Андрею с новой силой пробуждается в Наташе. Она покидает Москву с обозом, в котором оказывается и раненый Болконский. Наташей вновь овладевает непомерное чувство любви, сострадания. Она самоотверженна до конца. Смерть князя Андрея лишает жизнь Наташи смысла. Известие же о гибели Пети заставляет героиню преодолеть собственное горе, чтобы удержать старушку-мать от безумного отчаяния. Наташа “думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни -любовь - еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь”.

После замужества Наташа отказывается от светской жизни, от “всех своих очарований” и всецело отдается семейной жизни. Взаимопонимание супругов основано на способности “с необыкновенною ясностью и быстротой понимать и сообщать мысли друг друга путем, противным всем правилам логики”. Таков идеал семейного счастья. Таков толстовский идеал “мира”.

Философия романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Многозначность категорий «мир» и «война».

Война и мир - это две философские категории, объясняющие принцип существования жизни на земле, два модели развития человеческой истории.

Война в романе – это не только боевые действия двух держав, но также и всякий конфликт, любое враждебное противостояние, даже между отдельными людьми. Войной веет иногда с мирных на первый взгляд, сцен романа. Вспомним о борьбе князя Василия и Друбецкой, дуэль Безухова с Долоховым, бешеные ссоры Пьера с Элен и Анатолем, постоянные конфликты в семье Болконских, и даже в семье Ростовых, когда Наташа тайно от близких хочет бежать с Анатолем или когда мать принуждает Соню отказаться от брака с Николаем. Наиболее частые участники или виновники столкновений – Курагины. Где они – там всегда война , порождаемая тщеславием, самолюбием и низкими корыстными интересами. К миру войны принадлежит также и Долохов, которому явно доставляет удовольствие мучить и убивать (иногда «как бы соскучившись ежедневной жизнью», он «чувствовал необходимость каким-нибудь странным, большею частью жестоким поступком выходить из нее», как в случае с квартальным, которого ради забавы привязал спиной к медведю). Долохов чувствует себя в своей стихии и на настоящей войне, где он благодаря своему бесстрашию, уму и жестокости быстро продвигается на командные должности. Так, к концу войны 1812 года мы находим его уже во главе партизанского отряда.

Самим воплощением войны и военной стихии в романе является Наполеон, одновременно воплощающий собой личное начало. Его фигура оказалась знаковой для всего европейского романтизма с его культом сильной и свободной личности. Уже Пушкин видел в «наполеонизме» целое общественное явление, замечая как бы вскользь в «Евгении Онегине»: «Мы все глядим в Наполеоны, двуногих тварей миллионы для нас орудие одно». Тем самым Пушкин первым в русской литературе начал и переосмысление образа Наполеона, указав на страшную черту, лежащую в основе личности диктатора – чудовищный эгоизм и беспринципность, благодаря которым Наполеон добился возвышения, не брезгуя никакими средствами («Мы почитаем всех нулями, а единицами себя»). Известно, что одним из решающих его шагов на пути к власти было подавление антиреспубликанского восстания в Париже, когда он расстрелял мятежную толпу из пушек и потопил ее в крови, первым в истории применив картечь на улицах города.

Область мира , как ее понимает Толстой, лишена всяких противоречий, строго упорядочена и иерархична. Так же, как и понятие «войны», понятие слова «мир» очень многозначно. Оно включает в себя следующие значения: 1) мир в отношениях между людьми (антоним «войне»); 2) давно сложившаяся, устоявшаяся людская общность, которая может быть различной величины: это и отдельная семья с ее неповторимой духовной и психологической атмосферой, и деревенская крестьянская община, соборное единство молящихся в храме («Миром Господу помолимся!» – возглашает священник на ектении в церкви, когда молится Наташа о победе русских войск), воюющая армия («Всем народом навалиться хотят», – говорит Тимохин перед Бородинским сражением), наконец, все человечество (например, во взаимном приветствии Ростова и австрийского крестьянина: «Да здравствуют австрийцы! Да здравствуют русские! – и да здравствует весь мир!»); 3) мир как пространство, населенное кем-то, универсум, космос. Отдельно стоит выделить противопоставление в религиозном сознании монастыря как закрытого, сакрального пространства миру как открытому (страстям и искушениям, сложным проблемам), обыденному пространству. От этого значения образовалось прилагательное «мирской» и особая форма предложного падежа «в миру’» (т.е. не в монастыре), отличная от позднейшей формы «в ми’ре» (т.е. без войны).

В дореволюционной орфографии слово «мир» в значении «не война» (англ. «peace») писался как «миръ», а в значении «универсум» писался как «мiръ» через «i» латинскую. Все значения современного слова «мир» пришлось бы передавать пятью-шестью английскими или французскими словами, поэтому при переводе будет неизбежно утрачена вся лексическая полнота слова. Но, хотя в заглавии романа Толстого слово «мир» было написано как «миръ», в самом романе Толстой соединяет смысловые возможности обоих написаний в одно универсальное философское понятие, выражающее толстовский общественный и философский идеал: всемирное единение всех живущих на земле людей в любви и мире. Он должен созидаться, восходя к всеобъемлющему целому:

1) мир внутренний, мир с самим собой, который достигается только через понимание истины и самосовершенствование, без него невозможен и мир с другими людьми;

2) мир в семье, формирующий личность и воспитывающий любовь к ближнему;

3) мир, соединяющий в нерушимую семью все общество, наиболее выразительный пример которого Толстой видит в крестьянской общине, а наиболее спорный – в светском обществе;

4) мир, собирающий в единое целое нацию, подобно тому, как это показано в романе на примере России во время войны 1812 года;

5) мир человечества, которому еще только предстоит сложиться и к созиданию которого как к высшей цели человечества неустанно призывает Толстой читателей своего романа. Когда он создастся, тогда на земле уже не будет места вражде и ненависти, отпадет необходимость разделения человечества на страны и нации, уже никогда не будет войн (так слово «мир» опять приобретает свое первое значение – «мир как не война»). Так сложилась нравственно-религиозная утопия – одна из самых художественно ярких в русской литературе.

Ничего не надо делать, руководствуясь холодными соображениями; пусть чувство, непосредственное чувство радости и любви, прорывается беспрепятственно наружу и соединит всех людей в одну семью. Когда человек все делает по расчету, заранее обдумывая каждый свой шаг, он вырывается из роевой жизни отчуждается от общего, ибо расчет эгоистичен по своей сути, а роднит людей, тянет их друг к другу интуитивное чувство.

Счастье – в том, чтобы жить истинной, а не ложной жизнью – в любовном единении со всем миром. Такова главная идея толстовского романа.

Отношение к войне у Толстого определяется его всепобеждающим пацифизмом. Для него война – абсолютное зло, противное Богу и человеческой природе убийство себе подобных. Толстой всячески старается разрушить историко-книжное, героическое восприятие войн: видение их как войн царей и полководцев, сражающихся за великие идеи и совершающих славные подвиги. Толстой сознательно избегает всякой героизации войны и изображения подвигов на поле боя. Для него война может быть только страшной, грязной и кровавой. Толстого не интересует сам ход битвы с точки зрения полководца: его интересуют ощущения рядового, случайного участника сражения. Толстой рисует эти чувства с правдивостью и психологической достоверностью, убедительно доказывая, что все красивые описания подвигов и героических чувств сочиняются потом, задним числом, поскольку каждый видит, что его чувства в бою были совсем не героичны и резко отличались от тех, какие обычно звучат в описаниях. И тогда невольно, чтобы не быть хуже других, чтобы не казаться себе и другим трусом, человек начинает приукрашивать свои воспоминания (как Ростов, рассказывая о своем ранении, представлял себя героем, хотя в действительности являл собой в первом своем сражении весьма жалкую картину), и так возникает всеобщая ложь о войне, приукрашивающая ее и привязывающая к ней интерес все новых поколений.

На самом деле, каждый на войне чувствует прежде всего безумный, животный страх за свою жизнь, за свое тело, естественный для каждого живого существа, и требуется много времени, пока человек привыкнет к постоянной опасности для жизни так, чтобы этот защитный инстинкт самосохранения притупился. Тогда он со стороны выглядит смелым (как капитан Тушин в Шенграбенском сражении, сумевший совершенно отрешится от угрозы смерти).

Ближе всех к авторскому пониманию войны на страницах романа подходит Пьер, когда он замечает, как при звуке походного барабана выражение лиц всех французских солдат, с которыми он уже успел сблизиться, неожиданно меняется на холодное и жестокое. Он осознает внезапное присутствие таинственной, немой и страшной силы, имя которой – война, но останавливается, не в силах понять ее источник.

Вступают в противоречие между собой два взгляда Толстого на войну 1812 года: с одной стороны, он восхищается ею как народной, освободительной, справедливой войной, объединившей всю нацию неслыханным подъемом патриотизма; с другой стороны, уже на самом позднем этапе работы над романом Толстой приходит к отрицанию любой войны, к теории непротивления злу насилием, и делает выразителем этой идеи Платона Каратаева. Образы Каратаева и Щербатова одновременно противопоставлены и взаимно дополняют друг друга, создавая целостную картину образа русского народа. Но основные, сущностные черты народа воплощены все же в образе Каратаева, поскольку мирное состояние – для народа самое естественное.

16. Проблема истинного и ложного в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

«Диалектика души» как основополагающий принцип психологизма Л.Н. Толстого.
Диалектика души - понятие, которым обозначается детальное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, показ самого психического процесса, его закономерностей и форм. Д. д. - одна из форм психологического анализа в художественном произведении.

Толстой различает два основных состояния в человеческой душе: то, что делает человека человеком, моральный ее сущность, устойчивое и неизменное, и ненастоящее, то, что накладывает общество (светский этикет, желание карьерного роста и соблюдения внешних приличий). «История души» – так называется процесс, в течение которого человек проходит взлеты и падения и, избавившись от лишней «возни», в результате становится настоящим. Такой герой наиболее важный для автора, поэтому Толстой стремится ощутить и показать человека в самые ответственные моменты его жизни.

Например, таким переломным этапом для Пьера Безухова является 1812 год, особенно его пребывания в плену. Именно тогда, потерпев различных лишений, Пьер научился ценить по-настоящему жизнь. Там же, встретившись с Платоном Каратевим, он приходит к выводу, что все несчастья человеческие возникают «не из-за недостатка, а из-за избытка». Каратаев живет в полном согласии со всем миром. Ему присуще стремление изменить окружающую среду, переделать его в соответствии с каких-то абстрактных идеалов. Он чувствует частью единого природного организма, живет легко и радостно, что в значительной степени влияет и на мировосприятие Пьера Безухова. Благодаря Платону и другим солдатам Пьер присоединяется к народной мудрости, достигает внутренней свободы и покоя.

Из всех героев романа «Война и мир» именно Безухова, по моему мнению, можно назвать правдоискателем. Пьер – человек интеллектуальный, ищет ответы на главные нравственные, философские, социальные вопросы, стремится выяснить, в чем же заключается смысл человеческого бытия. Герой Толстого добрый, самоотверженный, бескорыстный. Он далек от материальных интересов, ведь у него есть удивительная способность не «заражаться» подлостью, корыстолюбием и другими пороками общества, окружавших его. И все же лишь чувство причастности к народу, осознание общего национального бедствия как личного горя открывает перед Пьером новые идеалы. Вскоре Безухов находит долгожданное счастье рядом с Наташей, которую втайне даже от самого себя любил всю жизнь.

Глубокое внутреннее перерождение происходит с Андреем Волконским. Разговор Андрея с Пьером на пароме, встреча со старым дубом, ночь в Отрадном, любовь к Наташе, второе ранение – все эти события вызывают резкие перемены в его духовном состоянии. Подобные изменения происходят и с Наташей Ростовой, и с ее братом Николаем, и с Марией – все любимые герои Толстого проходят долгий путь, прежде чем избавиться от всего искусственного, что у них было, найти наконец себе.

По моему мнению, не случайно в романе все любимые герои автора допускают трагических ошибок.Очевидно, писателю важно видеть, как они искупают свою вину, как сами осознают эти ошибки.

Князь Андрей идет на войну 1805 года, потому что устал от светской болтовни, он ищет чего-то настоящего. Волконский, как и его кумир Наполеон, очень хочет найти «свой Тулон». Однако мечта и реальная жизнь заметно различаются, особенно когда князь Андрей оказывается на поле боя. Андрей Волконский, как и Наполеон в битве у Арколи, подхватил знамя на поле Аустерлица и повел за собой войска. Но флаг этот, в его мечтах так гордо трепетал над его головой, на деле оказался лишь тяжелой и неудобной палкой: «Князь Андрей опять схватил знамя и, волоча его за древко, бежал с батальоном». Толстой отрицает и понятие красивой смерти, поэтому даже описание ранения героя дано в очень резкой форме: «Будто с размаху крепким кием кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову. Немного больно это было, а главное, неприятно … »Война бессмысленна, и стремление уподобиться Наполеона, человека, который ее решила, автор не принимает. Наверное, именно поэтому, уже раненый князь Андрей, лежа на поле боя, видит над собой высокое, чистое небо – символ истины: «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И какой же я счастливый, что узнал его наконец. Так, все обман, все обман, кроме этого бесконечного неба ». Князь Андрей отказывается избранного пути, славы и символа этой славы – Наполеона. Он находит другие ценности: счастье просто жить, видеть небо – быть.

Герой выздоравливает и возвращается в семейное имение. Он едет к семье, к своей «маленькой княгини», от которой он когда-то бежал и которая вот-вот должна родить. Однако Лиза умирает во время родов. Душа Андрея в смятении: он страдает из-за чувства вины перед женой. Князь Андрей признается Пьеру: «Я знаю в жизни только два настоящих несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие этих двух зол ». Под Аустерлицем герой понял великую истину: бесконечная ценность – это жизнь. Но несчастьем в жизни могут быть не только болезнь или смерть, но и беспокойная совесть. Перед битвой князь Андрей готов был за минуту славы заплатить любую цену. Но когда умерла жена, он понял, что ни Тулон не стоит жизни близкого человека. После разговора на пароме с Пьером Везухова о смысле бытия, о назначении человека Андрей наконец чувствует, что он открыт для людей. Видимо, поэтому и появляется в его жизни Наташа Ростова, чья естественная внутренняя красота способна возродить душу Волконского в новых чувств

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГБОУ НПО «Профессиональное училище» №62

Волгоградская область

Город Волжский

на тему: Сравнение образов Андрея Болконского и Пьера Безухова из романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир»

Выполнила:

Ученица 15 группы

Деменко Ирина

Преподаватель: Лола Азизовна

болконский безухов роман толстой

Пьер Безухов и Андрей Болконский , будучи совершенно разными персонажами романа «Война и мир», являются любимыми героями Льва Николаевича Толстого. Разница между героями видна при первом же их появлении на страницах романа в салоне Анны Шерер. Андрей Болконский, имея на тот момент уже довольно-таки богатый жизненный опыт, всем своим видом показывает насколько ему надоели все эти светские сборища. Андрей даже чем-то напоминает читателю Евгения Онегина. Пьер Безухов предстает перед нами человеком, который благоговеет перед людьми, которые собрались в салоне мадам Шерер. Разные у героев взгляды, характеры, манера поведения. Но, при множестве различий, герои произведения имеют и очень много общего. Андрей Болконский и Пьер Безухов являются умными людьми, получившими прекрасное образование. Они близки друг другу по духу, поскольку оба являются независимыми в своих суждениях и мыслях. Таким образом, Болконский с Безуховым полностью подтверждают древнейшую аксиому: «Противоположности дополняют друг друга».

Недаром Андрей с Пьером очень откровенны в своих беседах, а на некоторые темы они могут говорить только друг с другом, поскольку находят друг у друга понимание даже имея абсолютно разное мировоззрение. Андрей Болконский более рассудительный человек, он намного рациональнее Пьера. Над чувствами Андрея преобладает рассудок, а Пьер Безухов более непосредственный, склонный к острым чувствам и переживаниям. Пьер любит развлечения, ведет разгульный образ жизни и легко мысленно относится ко многим вещам. Он женится на светской красавице Элен Курагиной, но вскоре расстается с ней, сказав о своей жене: «Где вы, там разврат и зло». Его молодость полна ошибок и разочарований. В итоге, Пьер, также как и Андрей Болконский, начинает ненавидеть светское общество, которое пронизано насквозь ложью. Оба героя - люди действия. И Андрей, и Пьер постоянно находятся в поиске смысла жизни и своего места в этом мире. Много в жизни главных героев происходит по-разному, но некоторые моменты очень сильно похожи. Андрей ищет славу на войне, Пьер развлекается в компании Курагина. Но, оба несчастны в семейной жизни. Оба имеют красивых внешне жен, но их избранницы не удовлетворяют героев своим внутренним миром. Когда Андрей Болконский пересматривает свои взгляды на жизнь, разочаровавшись в войне, он возвращается домой, но его ждет очередное потрясение - умирает жена Андрея и героя романа ожидает депрессия, разочарование в жизни. Большие перемены происходят и в жизни Пьера Безухова - он получает большое наследство и становится желанным гостем во всех без исключения домах, даже в тех, где раньше к Пьеру относились с пренебрежением. Но, быстро разочаровавшись, как в своем время Андрей Болконский, в светской жизни, Пьер Безухов находит свое применение в масонстве. В этот период жизни Пьеру Безухову кажется, что он нашел смысл жизни.

Он пытается сделать легче жизнь крепостных и помогать другим людям: «Когда я живу, по крайней мере стараюсь жить для других, я начинаю понимать счастье жизни». Но, масонство разочаровало Пьера, так многие члены этого общества предали общие интересы и направили свои силы на получение собственной славы и личной выгоды. Война 1812 года, а особенно плен и встреча с Платоном Каратаевым изменили жизнь Безухова, показав ему истинный смысл жизни, помогли герою провести переоценку ценностей. Такой Пьер Безухов помогает Андрею Болконскому, возродив вместе с Наташей Ростовой Андрея к жизни. Андрей принимает активное участие в общественной жизни, работая в комиссии Сперанского, но и этот вид деятельности не приносит ему удовлетворения. Точно также, как участие Пьера Безухова в движении масонов. Вновь возрождает Андрея его любовь к Наташе Ростовой, но счастливой жизни с любимой не получилось, и Андрей Болконский вновь отправляется на войну, где к нему приходит понимание, что смыслом жизни является помощь другим людям, что нужно приносить пользу окружающим. Андрей Болконский погибает, так и не сумев воплотить в жизнь свою идею. Понимание необходимости любить окружающих людей, ценить жизнь, приходит и к Пьеру Безухову. Объединяет Андрея и Пьера принцип, который обозначил во время своей молодости сам Лев Николаевич Толстой: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная пошлость».

У каждого писателя собственный взгляд на свое время, на выбор героев. Это определяется личностью автора, его мировоззрением, его пониманием назначения человека на земле. Поэтому есть книги, над которыми не властно время. Есть герои, которые всегда будут интересны, чьи мысли и поступки будут волновать не одно поколение потомков.

Такими для меня являются герои романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Что привлекает меня в характерах Андрея Болконского и Пьера Безухова? Почему они кажутся такими живыми и близкими почти через два столетия? Почему Наташа Ростова воспринимается не какой-то далекой графиней, совсем из другой жизни, другого воспитания, а моей ровесницей? Почему каждый раз, возвращаясь к роману, я открываю в нем что-то новое для себя? Наверное, потому они для меня действительно живые, не статичные, что живут не только сегодняшним днем, стремятся не только к привилегиям, наградам, материальному достатку, но и не «спят» душой, размышляют над своей жизнью, напряженно ищут смысл жизни. Великий и неповторимый Л. Толстой, который сам всю жизнь не переставал искать добро и учиться, анализировать себя, свою эпоху и вообще человеческую жизнь, учит нас, читателей, наблюдать жизнь и анализировать наши поступки. Андрей Болконский и Пьер Безухов сразу же привлекают к себе внимание, выделяются своей искренностью, высшей порядочностью и разумом. Несмотря на то, что они такие разные - суровый, высокомерный князь Андрей, который очень уважает себя и поэтому уходит от людей, и такой нескладный, поначалу наивный Пьер, которого так и не воспринимает всерьез свет, - они настоящие друзья. Они могут беседовать о высоких материях, поверять друг другу тайны души, защитить и поддержать в трудную минуту.

Казалось бы, у каждого из них свой путь, свои победы и поражения, но сколько раз переплетались их судьбы, сколько похожего в разных жизненных амбициях, сколько общего в чувствах! Талантливый офицер, князь Андрей идет на войну, чтобы найти применение своим силам и разуму, найти «свой Тулон», прославиться. Он взял себе за правило не вмешиваться в чужие дела, не обращать внимание на суету и споры, «не опускаться». Но в штабном коридоре князь оборвет зарвавшегося адъютанта, посмевшего оскорбительно отозваться о побежденном союзнике: «Мы или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела!»

Передав приказ эвакуироваться, князь Андрей не может бросить батарею капитана Тушина и остается помочь им, не прикрываясь от пыли и порохового дыма своей адъютантской должностью. А при обсуждении в штабе Шенграбенского сражения он выступит в защиту Тушина.

Может, именно эта встреча и участие в военных действиях (под пулями врага) бок о бок с простыми солдатами и младшими офицерами помогла и исполнить отцовский наказ, чтобы «не было стыдно », и поднять знамя, поворачивая назад отступающих, не только потому, что настал его «звездный час», а потому, что он, как Кутузов, ощущает боль за отступление армии. Может, поэтому Андрей Болконский умышленно не заметил оскорбительных слов о штабных офицерах Николая Ростова и властно, с достоинством, предложил ему успокоиться, потому что сейчас состоится другая дуэль - с общим врагом, где им нельзя ощущать себя соперниками. Так точно и Пьер, стремясь к самосовершенствованию, стараясь столько сделать для своих крестьян, должен прийти к пониманию разницы между добрыми делами ради самого себя и растворением в общих делах и стремлениях многих людей. Поэтому он и приходит к масонам, надеясь, что это настоящий очаг добра. Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое «я»? Что такое жизнь и что такое смерть? Какая сила управляет всем? Безусловно, человек, поставивший перед собой эти вопросы, достоин уважения, даже если его поиски приводят сначала к отрицанию, к неприятию…

Духовный кризис переживает и князь Андрей после переоценки своего кумира - Наполеона и после смерти жены. Перемены в имении (в начале XIX столетия он перевел своих крепостных в вольные хлебопашцы), воспитание младенца-сына, чтение книг и периодических изданий могли бы заполнить жизнь обычного, дюжинного человека до краев. Болконского однако давит потолок ограниченности - ему необходим простор высокого синего неба. Словно искра, вспыхнут слова Пьера в разговоре на пароме: «Надо жить, надо любить, надо верить», - и зажгут новый интерес к жизни! Теперь он знает критерий полезности этого труда и, применив высоко оцененный комитетом Сперанского проект к конкретным людям, «вспоминая мужиков, Дрона - старосту, и, приложив к ним права лиц, которые он распределял по параграфам, ему стало странно, как он мог так долго заниматься таким напрасным трудом». Надежда на личное счастье поднимает князя Андрея как на крыльях и доказывает, что «жизнь не кончена в тридцать один год». Как изменится его кредо, его вчерашнее наполеоновское «я над всеми», «мои мысли и усилия как дар для всех» - на другое: «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!» Это «все через меня», этот путь от высокомерно-эгоистического к эгоистическому даст Болконскому другое восприятие мира, научит видеть и понимать чувства других людей: и мечтательной Наташи в лунную ночь, ее яркую личность, какой так не хватало ему, и девчонок с зелеными сливами, которым нужно было незаметно пройти мимо него, и Тимохина, и всех офицеров и солдат своего полка. Может, поэтому он не утратит интереса к жизни, погрузившись в личное горе разрыва с любимой, когда столкнется с общим горем Родины, с вражеским нашествием.

Так и Пьеру, которого все обманывали - от управляющих имениями до собственной жены, - нужно было ощутить угрозу не только собственному «я», а хотя бы близкому человеку, чтобы он нашел в себе и силу, и твердость, и настоящий такт, и, наконец, умение управлять ситуацией, как в случае с Анатолием Курагиным, - чтобы тот не чернил репутацию Наташи и не встретился с князем Андреем, не стал угрозой жизни друга.

Когда на Родину напал враг, Пьер, до мозга костей штатский человек, выступает настоящим патриотом. Он не только снаряжает на свои средства целый полк - он сам хочет остаться в Москве, чтобы убить Наполеона. Символично, что, отыскивая в Апокалипсисе ответ на вопрос: кто же победит Бонапарта, Пьер находит ответ - «русский Безухов», подчеркивая не только свое имя и титул, но именно принадлежность нации, то есть ощущая себя частью страны. На Бородинском поле, на батарее, Пьер, с его стремлением помочь поднести снаряды, чем-то напоминает князя Андрея под Шенграбеном.

Так же частью своего народа ощущает себя и Андрей Болконский. В разговоре с новым для него человеком он поражает откровенностью, простотой слов, близостью к простым солдатам. Князь Андрей отказывается от предложения Кутузова служить у него адъютантом, желая остаться в полку. Он научится воевать на передовой, ценить теплое отношение к себе солдат, их ласковое «наш князь». Когда-то придавая большое значение воинской стратегии и расчету, Андрей Болконский возмущенно отбрасывает это перед Бородинским сражением: наполеоновское сравнение полков с шахматными фигурами и слова штабных офицеров о «войне в пространстве». Защитить малую родину (свой дом, имение, город) и великую Отчизну сможет, по мысли князя Андрея, только одно чувство, которое «есть во мне, в нем, в каждом солдате». Это чувство любви к Родине и ощущение единства с судьбой народа.

Болконский стоит под пулями , считая «своей обязанностью возбуждать мужество солдат». Он простит Анатолию Курагину личную обиду, когда встретит его раненого, в госпитальной палате на переднем крае. И любовь к Наташе, обостренная общим горем и общими потерями, вспыхивает в князе Андрее с новой силой. Великое очищение физическими и моральными страданиями надо было пройти в плену Пьеру Безухову, чтобы встретиться с Платоном Каратаевым, погрузиться в жизнь простого народа и понять, что «он всю жизнь свою смотрел куда-то поверх голов окружающих его, а надо было не напрягать глаз, а только смотреть перед собой». Новыми глазами он увидит настоящий путь к цели, сферу приложения собственных сил. Ему, как и многим героям Отечественной войны, больно смотреть на беспорядки в Отчизне: «В судах воровство, в армии одна палка: шагистика, поселения, - мучают народ, образование душат. Что молодо, честно - то губят!» Теперь Пьеру становится близким все, что происходит в его стране, и он встает на защиту этого «молодого и честного», склоняясь перед славным прошлым, борется за чистоту настоящего и будущего.

Безухов - один из организаторов и руководителей кружка декабристов. Он сознательно выбирает опасный и неспокойный путь. Символично, что рядом с ним «к славе», через мечи реакционеров, идет, в представлении Николеньки Болконского, и сам подросток, и князь Андрей.

Я думаю, если бы Пьер остался жив, он, не колеблясь, принял бы участие в выступлении на Сенатской площади. Это было бы логическим результатом идейных исканий, духовного самосовершенствования и вырастания собственного «я» в общее «мы». На новом этапе развития, как показывает Л.Н. Толстой, на тот же путь встает их продолжение - Николенька. И так близко и понятно для каждого из нас звучат его заветные слова: «Я только об одном прошу Бога, чтобы было со мной то, что было с людьми Плутарха, и я сделаю то же самое. Я сделаю лучше. Все узнают, все полюбят меня, все восхитятся мною». Смысл духовных исканий настоящего человека не может иметь конца.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Описание образов князя Андрея Болконского (загадочного, непредсказуемого, азартного светского человека) и графа Пьера Безухова (толстого, неуклюжего кутилу и безобразника) в романе Льва Толстого "Война и мир". Выделение темы родины в творчестве А. Блока.

    контрольная работа , добавлен 31.05.2010

    Пьер Безухов и Андрей Болконский - главные герои романа. Жизненные искания Пьера Безухова. Различные взгляды на жизнь. Жизненные искания Андрея Болконского. Устоявшиеся ранее принципы рушатся. Общее и различное в исканиях героев.

    реферат , добавлен 21.12.2003

    Тема истинной любви и душевной красоты как одна из основных в романе "Война и мир". Отличие чувств Пьера Безухова от любви князя Андрея. Главная причина душевной апатии героини. Семья Наташи и Пьера как образ идеальной семьи по мнению Льва Толстого.

    сочинение , добавлен 06.10.2013

    Краткая биография писателя. Изучение Л.Н. Толстым человеческого сознания на основе самонаблюдения. Духовные искания главных героев. Андрей Болконский - одна из самых трагических фигур романа "Война и мир". Постоянное развитие образа Пьера Безухова.

    реферат , добавлен 14.11.2010

    Описание внешности и характера главного героя романа Л.Н. Толстого "Война мир" Андрея Болконского. Роль простых воинов в Шенграбенском бою. Героический поступок князя Андрея в Аустерлицком сражении. Переоценка ценностей, изменение взглядов на войну.

    сочинение , добавлен 13.03.2015

    Этапы жизненного и идейно-творческого развития великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Правила и программа Толстого. История создания романа "Война и мир", особенности его проблематики. Смысл названия романа, его герои и композиция.

    презентация , добавлен 17.01.2013

    Историческая тема народной войны в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". События Отечественной войны 1812 года. Анализ истории создания романа. Нравственно–филосовские изыскания автора. Коллективный героизм и патриотизм народа в разгроме французов.

    реферат , добавлен 06.11.2008

    Первое точное свидетельство, датирующее начало работы Л.Н. Толстого над романом "Война и мир". Освободительная война, которую вел русский народ против иноземных захватчиков. Варианты начала романа. Описание событий Отечественной войны 1812 года.

    презентация , добавлен 04.05.2016

    Исследование художественного и литературного наследства Льва Николаевича Толстого. Описания детских годов, отрочества, юности, службы на Кавказе и Севастополе. Обзор творческой и педагогической деятельности. Анализ художественных произведений писателя.

    реферат , добавлен 24.03.2013

    История создания романа "Война и мир". Система образов в романе "Война и мир". Характеристика светского общества в романе. Любимые герои Толстого: Болконский, Пьер, Наташа Ростова. Характеристика "несправедливой" войны 1805 года.

Чернышевский указывал, что особенностью реализма Толстого является изображение им внутреннего психологического процесса че-ловеческой жизни, «диалектика души» чело-века. Толстой большое внимание уделяет внутренней жизни героев. Его герои пытают-ся ответить на вечно существующие вопро-сы: «Что такое добро и зло? Зачем я живу и кто я такой? В чем смысл жизни человека?» Надо пережить большую душевную драму, перепробовать себя на самых разных попри-щах, ошибаться, падать и вновь возрождать-ся, чтобы в конце концов прийти к гармонии жизни. Толстой рисует своих героев в опре-деленной среде, в определенную эпоху, по-казывая как эта среда, это окружение влияют на мировоззрение людей.

Мы знакомимся с Андреем Болконским и Пьером Безуховым в салоне Шерер и тут t же замечаем общее, что роднит их и выделя-ет из светского общества. Оба дворяне по происхождению. Их отцы хорошо знают друг друга, когда-то вместе служили, может быть, здесь и кроются истоки их дружбы. Но свет-ское общество по-разному к ним относится. Князь Андрей Болконский — свой, равный, если не по взглядам, то по происхождению. А Безухова приветствуют лишь наклоном го-ловы, ведь он незаконнорожденный. Андрей большую часть прожил в имении у своего от-ца. Там его семья. Пьер Безухов только что вернулся из Парижа, где заканчивал свое об-разование. Отличаются они и по внешнему виду. Князь Андрей — светский человек. Он одет по последней моде, у него великолеп-ное французское произношение, тихая мед-ленная походка и вселенская скука в глазах. Пьер же толст, огромен и неуклюж, он очень мало походит на светского щеголя. Андрей старше Пьера, но им нравится общество друг друга. Князь Андрей предстает перед нами вполне зрелым человеком, чего не ска-жешь про Пьера Безухова. Становление это-го героя происходит все семь лет романной жизни. При встрече князь Андрей говорит Пьеру о неудовлетворенности той жизнью, которую он ведет. «Эта жизнь, которую я ве-ду здесь, эта жизнь не по мне», — говорит князь Андрей. Попробуем проследить, о чем говорили князь Андрей и Пьер Безухов после того, как покинули салон. Сначала вроде идет разговор о бытовых проблемах, делах, карьере и женитьбе Пьера. Но Толстой уже здесь раскрывает внутренний мир Андрея, говоря, что «князь Андрей не интересовался, видимо, этими отвлеченными разговорами о вечном мире». Значит, его интересует дру-гое. Что же? Речь заходит о войне, и князь Андрей высказывает свои взгляды. Андрей жаждет славы, верит в Наполеона и хочет подражать ему. Пьер в это время тоже восхи-щается Наполеоном, ошибочно видя в нем вождя революционной Франции.

После встречи у Шерер дороги Андрея и Пье-ра ненадолго расходятся. Князь Андрей посту-пает на службу в штаб главнокомандующего.

Он мечтает свершить подвиг, чтобы его заме-тили. В Аустерлицком сражении, ведя солдат в бой, он был замечен, даже тем же Наполео-ном, которым он раньше так восхищался. Но теперь это уже не главное для Андрея. Раненый, он видит голубое высокое небо и начинает понимать, что счастье в нем самом. Он думает о родных, которые остались дома. Разочаро-вавшись в военной карьере, так и не найдя на войне смысла жизни, Болконский возвращает-ся домой.

Что же делает в это время Пьер? У него жизнь проходит в забавах и кутежах в компа-нии Курагина. Умирает старый граф Безухов, отец Пьера, и делает незаконнорожденного сына своим единственным наследником. Пьер получает богатство и титул. Его замеча-ют в свете, теперь он желанный гость всех са-лонов и домов. Он женится на самой красивой женщине — Элен Курагиной, которая при всей ее красоте оказывается глупой и пустой осо-бой. Теперь уже Пьер начинает задумываться над смыслом жизни, искать ответы на вечные вопросы. Он проводит ряд преобразований, чтобы облегчить жизнь своим крепостным, но остается непонятым крестьянами, многие из них считают его попросту глупцом. Чтобы понять народ и быть понятым им, Пьеру еще надо будет пожить среди этого народа, прой-ти вместе с ним через весь ужас войны.

Князь Андрей, вернувшись с войны, полу-чает еще один удар — умирает жена, оставив ему маленького сына. Потрясенный этой трагедией, Андрей заживо хоронит себя в деревне. Он теперь пробует, как и Пьер, за-няться улучшением жизни крестьян. Пьер приезжает в Богучарово и застает Андрея совсем подавленным. Между ними происхо-дит еще один важный разговор. Андрей ви-дел Аустерлиц, видел бессмысленность, же-стокость убийства. Он опустошен, все его мечты и надежды рухнули. У Пьера, наобо-рот, душевный подъем: он увлекается масон-ством и считает, что познал истину. Пьер по-началу не понимает причину несчастья Анд-рея. Речь заходит об убийстве, можно ли убивать вообще? Князь Андрей после войны считает, что есть люди, которых можно уби-вать, так как они сами убивают. Пьер напуган этими словами и советует жить по Божьим заповедям: поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы люди относились к те-бе. Андрей считает, что в жизни надо стре-миться к счастью, а счастье — это отсутствие угрызений совести и болезней. Чтобы отвлечь друга, Пьер рассказывает ему о масон-стве. Князь Андрей вслушивается в слова Пьера, но видит дальше масонской филосо-фии. Слова Пьера открывают для него новый путь. Андрей смотрит вверх, видит такое же высокое и вечное небо, как то, в которое он смотрел при Аустерлице, и вот тут-то на него и нисходит откровение. Уже во второй раз в жизни. Кажется, что он заново постигает тайны мироздания. «Свидание с Пьером бы-ло для князя Андрея эпохой, с которой нача-лась во внешности, и та же самая, но во внут-реннем мире его новая жизнь».

В Отрадном Андрей знакомится с Наташей, весь облик которой его завораживает. В ней столько энергии, радости жизни, что ему не-вольно хочется и самому испытать нечто по-добное. Теперь уже князь Андрей считает, что жизнь в 31 год не заканчивается, а только начинается. Болконский уезжает в Петер-бург. Там он встречается с новыми людьми, участвует в работе правительственных ко-миссий. Князь Андрей стремится принести пользу отечеству, но вся его работа оказыва-ется праздной. Андрей возвращается к Ната-ше, но та увлеклась Анатолем Курагиным и дала себя уговорить на побег ее из дома. Гордый князь Андрей не может простить ей этот поступок. Когда французские войска вторгаются в Россию, он снова уходит на войну.

Идет воевать и Пьер. Продав свое имение, он направляет деньги на формирование пол-ка. Ему тоже пришлось пройти через войну, как и Андрею. Пьер живет среди солдат, спит с ними бок о бок, также, как и они, голодает. Там он знакомится с Платоном Каратаевым, который становится для него настоящим учи-телем. Пьер многое вынес и многое понял. Ему суждено было еще раз увидеться с кня-зем Андреем? но эта встреча стала послед-ней. Разговор между ними шел о войне. Оба понимали, что ожидающее русские войска сражение — решающее, в котором они долж-ны победить любой ценой. Пьер со страхом смотрит на непохожего на самого себя, оз-лобленного, то и дело срывающегося на крик князя Андрея, который предлагает не брать пленных. Но в Бородино именно князь Анд-рей не делает ни одного выстрела, а Пьер помогает солдатам на батарее Раевского. Тяжело раненный, князь Андрей надеется обрести душевный покой через постижение своего внутреннего мира. И вновь в этом ему помогает Наташа. Уже не та, прежняя, а дру-гая, но теперь она бесконечно дорога ему. Князь Андрей умирает, но перед смертью он обретает ту высшую истину, которую искал всю жизнь. Его продолжателем, как в физи-ческом, так и в духовном смысле, станет его сын Николенька.

Пьеру еще предстояло изведать земное счастье. После того как умерла Элен, он сча-стливо женился на Наташе. На примере их брака Толстой показал модель семьи, к кото-рой надо стремиться.

На протяжении всего того времени, кото-рое отпущено им в романе, герои ищут отве-ты на важные жизненные вопросы, пытаются понять смысл человеческого существования на земле. Болконский считает, что жить надо для себя. Счастье для Пьера заключается в том, чтобы приносить пользу другим. Пьер считает несправедливостью, что есть зло для другого человека. Каждый герой нашел свое счастье и свое понимание жизни.

Закончить я бы хотела словами Толстого: «Живой человек тот, который идет вперед, туда, где освещено... впереди его двигаю-щимся фонарем, и которой никогда не дохо-дит до освещенного места, а освещенное место идет впереди него. И это жизнь. И дру-гой нет». Человек должен постоянно искать себя, свое место в жизни. И пока он это ищет, будет жить.




Top