Особенности рассказа как формы художественного произведения. Что такое рассказ? Жанровое своеобразие рассказа

Хмельницкий национальный университет

г. Хмельницкий, Украина

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗА 1910 - 1930-х ГОДОВ

Жанр рассказа и особенности его поэтики привлекали внимание на протяжении нескольких веков. Много ценного внесли в изучение этих вопросов В. Виноградов, В. Гречнёв, Л. Ершов, А. Есин, И. Утехин, В. Шкловский , Б. Эйхенбаум и др. В отмеченных работах освещались проблемы жанра рассказа и общие возможности малой формы, особенности создания типического характера, вопросы мастерства писателя, проблемы сюжетной и композиционной организации произведений “малого жанра”.

Рассказ как отдельный жанр, по мнению Ф. Билецкого, сформировался в эпоху Возрождения, хотя некоторые элементы рассказа можно найти и в античной литературе (II-IV в.) [см.: 2, c. 8]. В эпоху романтизма на рубеже XVIII - XIX столетий рассказ появляется в Германии, а в ХIХ веке жанр “ярко расцветает в Северной Америке” . В. Бузник полагает, что начало русской новеллистики следует отнести “ко второй половине ХVII - началу ХVIII века, когда были созданы “История о российском дворянине Фроле Скобееве”, “Повесть о некотором госте богатом и славном о Карпе Сутулове и о премудрой жене ево…” .

Главную роль в формировании жанра рассказа в период “раннего Возрождения сыграл бытовой анекдот , “новость”, в Германии - народная сказка, в американской литературе - устная народная новелла” . В Украине, по мнению Ф. Билецкого, следует искать “коріння оповідання в фольклорі” . Именно, благодаря фольклорным источникам, писатели получали возможность обращения и к способам изображения людей, картин природы, и к образам, темам, сюжетам для своих произведений. Рассказ, возникнув на почве жанров устного народного творчества, стал удобной формой для создания художественной реальности и получил широкое распространение.

Вероятнее всего “становление русского рассказа шло, с одной стороны, через усвоение жанровых форм западной более ранней и более развитой новеллистической литературы, с другой - через преодоление её нравственного индифферентизма, её индивидуалистического духа, чуждого русскому общественному сознанию” . Вполне приемлем тезис о том, что в России “расцвет жанра рассказа был связан с периодами глубоких духовных сдвигов в общественном сознании, с периодами идейных метаний и мучительных поисков ответа на острейшие социальные вопросы” . Известно, что “в 1825 – 1842 годы завершился переход русской литературы к эстетическому типу, и она вступила в состояние художественной зрелости. Для этого периода характерно изменение жанрово-родовой структуры литературы. На смену преимущественно лирическим жанрам приходит эпос. Центральное место занимают рассказ (новелла) и повесть” .

Рассказ доказал собственную состоятельность и выдержал своеобразную конкуренцию в среде других литературных жанров: “В исторической борьбе жанров рассказ не выдержал бы соревнования с такими сильными формами, как роман и драма, если бы не обладал особыми качествами, обеспечившими ему устойчивость в бурях времени” . Максимальная сосредоточенность на событии, “концентрированность всех средств выразительности - вот что дает сразу же ощутить атмосферу рассказа” .

Период активного развития жанра рассказа приходится на время господства критического реализма в литературе, утверждения натуральной школы. Тогда возрастает и усиливается интерес к изображению бытовых, ежедневных событий и явлений. “Рассказ выступает как фрагмент повести, как “кусок жизни”, где интересно в конечном счёте не само “забавное событие”, а человек, его нравственный облик, многообразие его этических проявлений и связей” .

Следует отметить, что в первой половине ХIХ века для обозначения жанра рассказа употреблялся термин “повесть” (взявший “свое начало от древнерусских повестей” ), который применяли как к средней, так и к малой эпической форме. По С. Антонову, “прежде короткие вещи в русской литературе назывались повестями” .

Начало классическому рассказу было положено в XIX веке знаменитыми “Повестями Белкина” А. Пушкина, “Петербургскими повестями” и “Вечерами на хуторе близ Диканьки” Н. Гоголя, “Народными рассказами” М. Вовчок. Особенно важную роль в укреплении этого жанра сыграли И. Тургенев, П. Мирный, Г. Успенский, Л. Толстой, И. Нечуй-Левицкий и др.

Хотя в период утверждения и развития реализма рассказ претерпел значительную эволюцию, вбирая в себя черты поэтики других эпических жанров, и он также оказывал на них влияние. Ещё более значительное усложнение художественной структуры рассказа происходит в конце XIX - начале XX века. Расцвет рассказа в этот период связан с изменением общественных настроений и эстетических вкусов, а также социальной и духовной атмосферы в России (крах народничества, крушение веры в народнические идеалы).

В России и в других странах рубеж XIX - XX столетий отмечен нарастанием внимания к жанру рассказа. В это время рассказ, как и другие малые жанры, переживает период интенсивного развития. С жанром рассказа в это время были связаны поиски новых возможностей литературы, дальнейшее обновление и обогащение приёмов и средств художественного постижения действительности. Т. Заморий считает, что одной из характерных особенностей развития современного рассказа была тенденция “к усилению в нём эпического начала” , что привело к “раскрытию важных сторон действительности, серьёзному философскому осмыслению жизни” . Наиболее ценный опыт в этот период кристаллизовался в творчестве Л. Андреева, А. Бирса, И. Бунина, В. Гаршина, Г. Гауптмана, О. Генри, М. Горького, А. Куприна и др. Особое место в развитии малой эпической формы отводится Ги де Мопассану и А. Чехову.

В рассказе начала XX века складывается новый тип повествования со слабо выраженной сюжетикой, центр тяжести в нём переносится с конструирования сюжетной интриги на раскрытие внутреннего мира человека; намечается тенденция к уплотнённости, сгущённости повествования за счёт использования более концентрированных, опосредованных приёмов художественной выразительности; на жанровую структуру рассказа определённое воздействие оказывает поэтика сказки, притчи. “Русский классический рассказ отличался особой чуткостью к жизни, необыкновенным разнообразием человеческих типов, характеров, сцен, воплощённых в совершенной художественной форме” . Авторами рассказов выступают реалисты (И. Бунин, А. Куприн, А. Толстой, И. Шмелев, М. Арцыбашев и др.), модернисты (Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб, А. Белый и др.), и писатели, чьё творчество было отмечено двойственностью, - взаимодействием реализма и модернизма (Л. Андреев, Б. Зайцев, А. Ремизов, С. Сергеев-Ценский и др.), а также писатели-сатирики (М. Зощенко, П. Романов и др.).

В целом, русский рассказ начала XX века представляет собой явление сложное, многоплановое как по своим содержательным, так и по формальным признакам. Попытка выделения определённых устойчивых, доминантных черт его содержания и художественной формы ставит перед необходимостью установления основных типов малого эпического жанра в русской литературе этого периода. При этом речь идёт не о статичных, замкнуто-изолированных компонентах жанра, а о рассказе как подвижной историко-функциональной системе.

При обращении к конкретному литературному материалу среди многообразия рассказов в русской литературе начала XX века можно, как нам представляется, выделить несколько жанровых разновидностей. Это, во-первых, рассказ, включающий в себя лирическое пересоздание действительности (лирический рассказ), для жанра которого характерны: особая, определяемая лирическим сознанием героя, композиция произведения, ассоциативное построение повествования, преобладание медитативной формы речи, специально рассчитанной на слушание и сопереживание. Во-вторых, рассказ, тяготеющий к объективному изображению действительности (эпический рассказ), для жанра которого характерны: объективная, бесстрастная манера повествования, отсутствие открытой авторской оценки изображаемого, сжатость изложения и сдержанность интонаций. В-третьих, небольшой по содержанию рассказ изобличающего характера (сатирический рассказ), основными художественными приёмами построения которого становятся гиперболизация, шарж, гротеск, склонность к изображению важных общественных проблем, концентрация внимания на неожиданности ситуации, в которую попадает персонаж, глубоко скрытый подтекст, остроумность.

Становление советской прозы началось с разведки в области малых жанров: фельетона, сатирического очерка и рассказа. Особой интенсивностью поисков и экспериментов отличается литературный процесс 1920-х годов. Это время напряженного формирования советской литературы, “сложный, но динамический и творчески плодотворный период в развитии литературы. <…> Можно даже говорить об интенсивном, учащенном ритме в сфере искусства и культуры, временно не испытавших жестокого давления со стороны власти” . Новое время стимулировало к поискам свежих повествовательных стратегий. Резко изменившиеся социально-исторические условия жизни способствовали появлению большого числа сатирико-юмористических изданий, на страницах которых щедро раскрыли свои таланты М. Булгаков, О. Вишня, А. Зорич, М. Зощенко, И. Ильф и Евг. Петров, В. Катаев, М. Кольцов, П. Романов, Вяч. Шишков и др. По словам Л. Ершова, “за короткий срок произошло значительное идейно-эстетическое обновление таких популярных форм, как рассказ и фельетон” .

На современном этапе жанр “рассказ” исследован в работах А. Андреева “Жанровая эволюция советского рассказа 20-х годов” (1991), Е. Барбашовой “Традиции пейзажного бытописания и стиль рассказа начала XX века (,)” (2010), А. Гавенко “Рассказ как феномен современной художественной культуры” (2010), І. Денисюка “Розвиток української малої прози ХІХ - початку ХХ століття” (1999), Т. Капитан “Російське оповідання початку ХХ століття (жанрова типологія)” (2004), И. Родионовой “Портрет в строе текста современного английского рассказа” (2003), Г. Турчиной и И. Успенской “Советский рассказ 20-30-х годов” (1987), Г. Угловской “ Распутина: Динамика жанра” (2006), Н. Утехина “Жанры эпической прозы” (1982) и др. Благодаря многим из этих работ сложилась практика снятия четкой границы между рассказом и новеллой, употребления этих терминов в одном контексте и в качестве синонимичных понятий.

В русской литературе второй половины XX века рассказ традиционно теснит новеллу, хотя в определенных случаях можно говорить и о проявлении новеллистической тенденции в нем (В. Шукшин, С. Воронин и др.). Конфликт иногда простирается на всю жизнь героя или её продолжительный период с усилением “житийной” основы (“Судьба человека” М. Шолохов, “Матрёнин двор” А. Солженицына и др.). Подобное масштабирование материала свидетельствует о постоянном воздействии на рассказ со стороны других эпических жанров (повесть, роман), также - драмы и лирики. Но канонические жанровые стратегии позволяют по-прежнему считать рассказ устойчивым, эстетически ключевым, мобильным жанром, жанром номер один .

Исходя из названных признаков, можно подчеркнуть основные жанровые качества рассказа. Рассказ - это небольшое повествовательное художественное произведение об одном или нескольких событиях в жизни человека или группы людей. Таким образом, рассказ обосабливает частный случай из жизни, отдельную ситуацию. Событие как таковое становится центральным в сюжете произведения. Новелла же - “небольшое произведение с чёткой фабулой, насыщенное событиями, композиционно членённое” и характеризуется динамичностью сюжета, остротой интриги, быстрым развитием действия, неожиданным и внезапным финалом.

Важно подчеркнуть, “что русский рассказ (в сравнении с европейской новеллой) - жанр вполне самостоятельный и самобытный” , поэтому суммируя сказанное выше, следует заметить, что рассказ в традиционном понимании - это повествование об отдельном, частном событии или ряде событий, небольшое по объему. В центре произведения может быть одно сюжетное событие, чаще всего - одна сюжетная линия. В традиционном рассказе действует небольшой круг персонажей. Жизнь преподносится не развернуто, а характер раскрывается через обстоятельства жизни персонажа, которые оказываются фатальными, поворотными для героя.

Необходимо подчеркнуть, что в русской литературе признание рассказа в качестве самостоятельного жанра состоялось во второй половине 1840-х годов. Содержание понятия “рассказ” в течение первой половины XIX века неоднократно изменялось, а жанровое образование, близкое по современным понятиям к рассказу, определялось по-разному. И только во второй половине 1840-х годов за ним окончательно закрепилась дефиниция “рассказ”. Поэтому история термина в этом разделе прослеживается по двум линиям: во-первых, выясняется теоретико-методологическая трактовка понятия “рассказ”, во-вторых, выявляется общее и отменное в трактовке понятий “рассказ” и “новелла”.

Выясняется, что близость рассказа и новеллы, безусловно, связана с историческим взаимовлиянием настоящих понятий. При всем этом, однако, несправедливо отождествлять рассказ и новеллу. Хотя бы уже потому, что новелла как жанр канонический была сформирована задолго до появления и развития жанра рассказа.

Литература

1. Я читаю рассказ. Из бесед с молодыми писателями / Сергей Антонов. - М. : Молодая гвардия, 1973. - 256 с.

2. Білецький ідання. Новела. Нарис / Ф. М. Білецький. - К. : Дніпро, 1966. - 91 с.

3. Гречнев в системе жанров на рубеже XIX-XX веков (к вопросу о причинах смены жанров) / // Рус. лит. -1987. - № 1. - С.131-144.

4. Ершов сатирическая проза / Л. Ершов. - М.-Л. : Художественная литература, 1966. - 300 с.

5. Заморий русский рассказ / . - К. : Наук. думка, 1968. - 254 с.

6. В зеркале рассказа. Наблюдения, разборы, портреты / И. Крамов. - М. : Советский писатель, 1979. - 296 с.

7. Крамов рассказа / И. Крамов. // Дружба народов. - 1977. - № 8. - С. 249-266.

8. Мусий литература 1801-1855 гг. : учебное пособие / ; ОНУ им. , филол. фак., кафедра мировой литературы. - Одесса: Одесский нац. университет, 2010. - 146 с.

9. Нинов рассказ. Из наблюдений над русской прозой (1956-1966) / А. Нинов. - Л. : Худож. литература, 1969. - 288 с.

10. Роговер литература ХХ века: учебное пособие / . - Спб. : Сага, М. : Форум, 2004. - 496 с.

11. Русский советский рассказ. Очерки истории жанра: под ред. . - Л. : Наука, 1970. - 736 с.

12. Угловская В. Распутина: Динамика жанра: автореферат дис. на соиск. учён. степ. канд. филол. наук: спец. 10.01.01 “Русская литература” / . - Бурят. гос. ун-т. - Улан-Удэ, 2006. - 24 с.

13. Шубин русский рассказ. Вопрос поэтики жанра: автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. филол. наук / . - Л., 1966. - 20 с.

Рассказ – это наиболее лаконичная форма художественной литературы. Рассказ труден именно из-за своего малого объема. Рассказ требует особенно серьезной, углубленной работы над содержанием, сюжетом, композицией, языком, т.к. в малых формах недостатки видны отчетливей, чем в больших.

Рассказ – это не простое описание случая из жизни, не зарисовка с натуры.

Рассказ так же, как и роман, показывает существенные нравственные коллизии. Сюжет рассказа нередко так же важен, как и в других жанрах художественной литературы. Существенна и авторская позиция, значимость темы.

Рассказ - произведение одноплановое, в нем – одна сюжетная линия. Один случай из жизни героев, одна яркая, значительная сцена может стать содержанием рассказа, или сопоставление нескольких эпизодов, охватывающих более или менее продолжительный промежуток времени. Слишком медленное развитие сюжета, затянутая экспозиция, излишние подробности вредят восприятию рассказа. Иногда при чрезмерной лаконичности изложения возникают новые недостатки: отсутствие психологической мотивировки поступков героев, неоправданные провалы в развитии действия, схематичность характеров, лишенных запоминающихся черт. Рассказ должен быть не просто короток, он должен обладать подлинно художественной лаконичностью. И здесь особую роль в рассказе играет художественная деталь

В рассказе обычно не бывает большого числа персонажей и многих сюжетных линий. Перегруженность персонажами, сценами, диалогами – наиболее частые недостатки рассказов начинающих авторов.

Итак, рассказ представляет собой небольшое по объему прозаическое произведение и его составляющими являются: единство времени, единство действия и событийное единство, единство места, единство персонажа, единство центра, значимая концовка и катарсис.

Под ЕДИНСТВОМ ВРЕМЕНИ подразумевается, что время действия в рассказе ограничено. Обычно основу рассказа составляет одно событие или происшествие, произошедшее в конкретный и достаточно небольшой срок.

Рассказы, которые охватывают всю жизнь персонажа, встречаются не слишком часто. Однако, замахиваясь на глобальное, автор должен отдавать себе отчет, что в этом случае ему придется пожертвовать многими деталями.

Единство времени определяет ЕДИНСТВО ДЕЙСТВИЯ . Рассказ, как правило, посвящен развитию одного конфликта. Часто авторы пытаются впихнуть в объем 20 тысяч кучу персонажей, да еще каждого со своей жизненной историей (конфликтом). Хорошо, если их истории имеют хоть какие-то точки соприкосновения с историей главного героя, тогда можно вытянуть и такое повествование. Автору нужно поставить себе ограничитель: один рассказ – одна история. То есть сконцентрироваться на отдельном событии, произошедшем \ происходящем в жизни конкретного героя.

В отличие от романа или повести рассказ дает автору установку на предельную краткость, в том числе, и в описании действий.

Единство действия связано с СОБЫТИЙНЫМ ЕДИНСТВОМ . То есть, рассказ либо ограничивается описанием единственного события, либо одно-два события становятся смыслообразующими.

ЕДИНСТВО МЕСТА . В рассказе смыслообразующие события происходят в одном месте, ну, в двух. Максимум, в трех. Больше для рассказа нереально. Обратите внимание, речь идет о местах, которые определяют развитие конфликта рассказа, который один! Если автор хочет подробно описать весь мир, то рискует получить не рассказ, а роман.

ЕДИНСТВО ПЕРСОНАЖА . Как правило, в рассказе существует один главный герой. Напомню, главный герой – это тот, который играет главную роль и является выразителем сюжетного действия. Иногда их бывает два. Очень-очень редко – несколько (главных героев), но тогда они выступают кучей и мало чем отличаются друг от друга - как, например, семеро козлят.

Второстепенных же персонажей может быть сколько угодно, хоть дивизия. Но зачем так много? Если про каждого сказать пару слов, как раз 20 тыс. знаков и получится. А главному герою места не хватит. Задача второстепенных персонажей - помогать или мешать главному герою, создавать фон. Поэтому автор должен строго дозировать описания персонажей. Главному – побольше, второстепенным – по чуть-чуть. Описывать только то, что имеет непосредственное отношение к конфликту, что служит его разрешению. Остальное – вон. Второстепенный персонаж не должен заслонять главного героя.

Все перечисленные единства сводятся к ЕДИНСТВУ ЦЕНТРА.

Рассказ не может существовать без центра кристаллизации. Им может быть и кульминационное событие, и развитие действия, и даже некий описательный образ – все равно. Главное, чтобы был стержень, за счет которого будет держаться вся композиционная структура.

ЗНАЧИМАЯ КОНЦОВКА И КАТАРСИС – рассказ должен иметь конец. Действие должно завершиться и, желательно, логично. На протяжении всего рассказа герои шли навстречу друг другу и, наконец-то, воссоединились. Или, наоборот, не встретились, отчего и умерли в один день.

Но это еще не вся концовка, - в рассказе также присутствует идейная составляющая. Автор в художественной форме намеревался поведать миру важную мысль, и в финале эта мысль должна найти максимальное выражение. Если нашла – рассказ состоялся.

В идеале при чтении рассказа у читателя должна возникать некая эмоциональная пульсация, а концовка – вызвать катарсис. То есть воздействовать очищающе и облагораживающе, возвысить и воспитать. Литература для того и нужна, чтобы читатель через героя лучше понял самого себя.

Сюжет . Париться над его оригинальностью, наверное, не стоит. В конце концов, все уже давно написано до нас. Максимум, что мы можем, это изложить старый, как мир, сюжет с присущим только нам стилем и изяществом.

В рассказе сюжетная линия одна. Герой хочет\не хочет что-то делать. Ему противостоят\помогают второстепенные персонажи, явления природы или социальная среда. Герой живет\борется\иногда страдает и, наконец, совершает\не совершает то, что должен\не должен.

Вот схема любого литературного конфликта – стержень, на который автор нанизывает придуманные эпизоды. Все эпизоды должны быть подогнаны под единую цель – раскрытие основного конфликта произведения. Все остальное – побоку.

Интрига присутствует обязательно. Главный герой хоть что-нибудь, но сделать должен. Хотя бы зевнуть - громко и протяжно. Иначе рассказ превращается в очень длинную миниатюру-настроение. Писать бессюжетные рассказы – очень большое искусство. Как, впрочем, и читать. Композиция рассказа должна быть соразмерной: 20% объема на вступление, 50% на основное действие, 10% на кульминацию и 20% на развязку. Еще раз пройдемся по терминам и соединим их с фактурой.

Экспозиция - изображение времени, пространства, действующих лиц.

«Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками.

Даже имена у них были похожи. Звали поросят: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и

Наф-Наф. Все лето они кувыркались в зеленой траве, грелись на солнышке, нежились в лужах»

Завязка – начало конфликта, нарушение равновесия в отношениях между героями.

«Но вот наступила осень.

Солнце уже не так сильно припекало, серые облака тянулись над

пожелтевшим лесом.

Пора нам подумать о зиме, - сказал как-то Наф-Наф своим братьям,

проснувшись рано утром. - Я весь дрожу от холода. Мы можем простудиться.

Давайте построим дом и будем зимовать вместе под одной теплой крышей.

Но его братьям не хотелось браться за работу. Гораздо приятнее в

последние теплые дни гулять и прыгать по лугу, чем рыть землю и таскать

тяжелые камни»

Основное действие – нарастание конфликта, усиление противостояния героев.

«- Успеется! До зимы еще далеко. Мы еще погуляем, - сказал Ниф-Ниф и

перекувырнулся через голову.

Когда нужно будет, я сам построю себе дом, - сказал Нуф-Нуф и лег в

Ну, как хотите. Тогда я буду один строить себе дом, - сказал Наф-Наф.

Я не буду вас дожидаться.

С каждым днем становилось все холоднее и холоднее»

Кульминация – наивысшая точка борьбы, вершина конфликта, когда становится ясен его исход.

«Он осторожно влез на крышу и прислушался. В доме было тихо.

"Я все-таки закушу сегодня свежей поросятинкой!" - подумал волк и,

облизнувшись, полез в трубу.

Но, как только он стал спускаться по трубе, поросята услышали шорох. А

когда на крышку котла стала сыпаться сажа, умный Наф-Наф сразу догадался, в

чем дело.

Он быстро бросился к котлу, в котором на огне кипела вода, и сорвал с

него крышку.

Милости просим! - сказал Наф-Наф и подмигнул своим братьям.

Ниф-Ниф и Нуф-Нуф уже совсем успокоились и, счастливо улыбаясь,

смотрели на своего умного и храброго брата.

Поросятам не пришлось долго ждать. Черный, как трубочист, волк

бултыхнулся прямо в кипяток.

Никогда еще ему не было так больно!

Глаза у него вылезли на лоб, вся шерсть поднялась дыбом.

С диким ревом ошпаренный волк вылетел в трубу обратно на крышу,

скатился по ней на землю, перекувырнулся четыре раза через голову, проехался

на своем хвосте мимо запертой двери и бросился в лес».

Развязка – новое состояние среды и героев после разрешения конфликта.

«А три брата, три маленьких поросенка, глядели ему вслед и радовались,

что они так ловко проучили злого разбойника.

А потом они запели свою веселую песенку.

С этих пор братья стали жить вместе, под одной крышей.

Вот и все, что мы знаем про трех маленьких поросят - Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа

и Наф-Нафа»

Отсутствие какой-либо части или сильный перекос по пропорциям портит рассказ однозначно.

У «Трех поросят», кстати, очень выверенная композиция! Потому мы и помним эту сказку по сию пору.

Вялое и затянутое начало приводит к тому, что читатель бросает читать рассказ после третьего абзаца.

Отступление от сюжета в виде описаний природы и цитирования научных статей допускаются, однако задайте себе вопрос – зачем это читателю? Если точно нужно, пусть остаются, но если есть хоть малейшее сомнение – все отступления вон!

Объем рассказа ограничен и предполагает исключение того, что не относится к сюжету. В рассказе (по сравнению с романом) возрастает значимость отдельного эпизода, а детали приобретают символический характер. Основные авторские силы надо бросать на описание главного героя. Главного героя можно описать в лоб, а можно – более изощренно, путем использования разнообразных художественных деталей.

Рассказ, написанный корявым языком, прочтут только ближайшие родственники автора. Самый большой грех автора – это нагромождение необязательных подробностей. Также портят рассказы излишняя детализация в описании действий, т.н. «гусеница».

Стиль можно выработать единственным способом – читать хорошую литературу. Закрепить – писать самому. Оттачивать и усовершенствовать стиль - значит внимать критике. Ну, и в заключение, как рекомендуется, парадоксальная развязка.

Не существует правил без исключений. Иногда нарушение законов построения рассказа приводит к ошеломительным эффектам.































Жанр рассказ является одним из самых популярных в литературе. К нему обращались и обращаются многие писатели. Попробуем подробнее рассказать об особенностях жанра рассказ, рассмотрим примеры самых известных произведений, а также популярные ошибки, которые совершают авторы.

Рассказ – это одна из малых литературных форм. Он представляет собой небольшое по объему повествовательное произведение с небольшим количеством героев. При этом изображаются кратковременные события.

Краткая история жанра рассказ

В. Г. Белинский (портрет его представлен выше) еще в 1840 годы отличал очерк и рассказ как малые прозаические жанры от повести и романа как более крупных. Уже в это время в русской литературе вполне обозначилось преобладание прозы над стихами.

Чуть позже, во 2-й половине 19 века, очерк получил широчайшее развитие в демократической литературе нашей страны. В это время сложилось мнение о том, что именно документальность отличает этот жанр. Рассказ же, как считалось тогда, создается с использованием творческого воображения. Согласно другому мнению, интересующий нас жанр от очерка отличается конфликтностью сюжета. Ведь очерк характеризуется тем, что это в основном описательное произведение.

Единство времени

Для того чтобы более полно охарактеризовать жанр рассказ, необходимо выделить закономерности, присущие ему. Первая из них – единство времени. В рассказе время действия всегда ограничено. Однако не обязательно только одним днем, как в произведениях классицистов. Хотя это правило соблюдается не всегда, редко встречаются рассказы, в которых сюжет охватывает всю жизнь главного героя. Еще реже создаются произведения в этом жанре, действие которых длится веками. Обычно автор изображает какой-то эпизод из жизни своего героя. Среди рассказов, в которых раскрывается вся судьба персонажа, можно отметить «Смерть Ивана Ильича» (автор – Лев Толстой) и «Душечку» . Бывает и так, что представлена не вся жизнь, а длительный ее период. К примеру, в чеховской «Попрыгунье» изображен ряд значимых событий в судьбе героев, окружающая их среда, непростое развитие взаимоотношений между ними. Однако это дается предельно уплотненно, сжато. Именно сжатость содержания, большая, чем в повести, является общим признаком рассказа и, пожалуй, единственным.

Единство действия и места

Существуют и другие особенности жанра рассказ, которые необходимо отметить. Единство времени тесно связано и обусловлено другим единством – действия. Рассказ — это жанр литературы, который должен ограничиваться описанием какого-то одного события. Иногда главными, смыслообразующими, кульминационными в нем становятся одно-два события. Отсюда проистекает единство место. Обычно действие происходит в одном месте. Их может быть и не одно, а несколько, но их количество строго ограничено. К примеру, мест может быть 2-3, а вот 5 уже встречаются редко (они могут только упоминаться).

Единство персонажа

Еще одна особенность рассказа – единство персонажа. Как правило, в пространстве произведения этого жанра действует один главный герой. Изредка их может быть два, и совсем редко – несколько. Что касается второстепенных персонажей, их может быть достаточно много, однако они являются сугубо функциональными. Рассказ — это жанр литературы, в котором задача второстепенных героев ограничивается созданием фона. Они могут мешать или помогать главному герою, но не более. В рассказе «Челкаш» Горького, к примеру, всего два персонажа. А в чеховском «Спать хочется» и вовсе один, что невозможно ни в повести, ни в романе.

Единство центра

Признаки рассказа как жанра, перечисленные выше, так или иначе сводятся к единству центра. Действительно, рассказ невозможно себе представить без некоего определяющего, центрального знака, «стягивающего» все другие. Совсем не важно, будет ли этим центром какой-то статический описательный образ, кульминационное событие, само развитие действия или же значимый жест персонажа. Главный образ должен быть в любом рассказе. Именно за счет него держится вся композиция. Он задает тему произведения, обусловливает смысл рассказанной истории.

Основной принцип построения рассказа

Вывод из размышлений о «единствах» сделать нетрудно. Сама собой напрашивается мысль о том, что главным принципом построения композиции рассказа является целесообразность и экономия мотивов. Томашевский называл мотивом самый мелкий элемент структуры текста. Это может быть действие, персонаж или событие. Эту структуру уже невозможно разложить на составляющие. Значит, самым большим грехом автора является излишняя детализация, перенасыщение текста, нагромождение подробностей, которые можно опустить, разрабатывая этот жанр произведения. Рассказ не должен останавливаться на подробностях.

Нужно описывать только самое значимое, чтобы избежать распространенной ошибки. Она очень характерна, как ни странно, для людей, которые очень добросовестно относятся к своим произведениям. У них появляется желание по максимуму высказаться в каждом тексте. Так же часто поступают молодые режиссеры, когда ставят дипломные фильмы и спектакли. В особенности это касается фильмов, поскольку фантазия автора в этом случае не ограничивается текстом пьесы.

Авторы, обладающие развитым воображениям, любят наполнять литературный жанр рассказ описательными мотивами. К примеру, они изображают, как за главным героем произведения гонится свора волков-людоедов. Однако если начинается рассвет, они обязательно останавливаются на описании длинных теней, помутневших звезд, покрасневших облаков. Автор как будто полюбовался природой и лишь затем решил продолжить погоню. Жанр фантастический рассказ дает максимальный простор воображению, поэтому избежать этой ошибки бывает совсем не просто.

Роль мотивов в рассказе

Необходимо подчеркнуть, что в интересующем нас жанре все мотивы должны раскрывать тему, работать на смысл. Например, описанное в начале произведения ружье непременно должно выстрелить в финале. Мотивы, которые уводят в сторону, не стоит включать в рассказ. Или же нужно поискать образы, очерчивающие ситуацию, но чрезмерно не детализирующие ее.

Особенности композиции

Следует учесть, что не обязательно придерживаться традиционных приемов построения художественного текста. Их нарушение может оказаться эффектным. Рассказ можно создавать почти на одних описаниях. Но обойтись без действия все-таки нельзя. Герой просто обязан хотя бы поднять руку, сделать шаг (другими словами, совершить значимый жест). Иначе получится не рассказ, а миниатюра, зарисовка, стихотворение в прозе. Еще одной важной особенностью интересующего нас жанра является значимая концовка. Например, роман может длиться вечно, а вот рассказ строится иначе.

Очень часто концовка его парадоксальна и неожиданна. Именно с этим Лев Выготский связывал появление катарсиса у читателя. Современные исследователи (в частности, Патрис Пави) рассматривают катарсис как эмоциональную пульсацию, которая появляется по мере чтения. Тем не менее значимость концовки неизменна. Концовка может кардинально изменить смысл рассказа, подтолкнуть к переосмыслению изложенного в нем. Об этом необходимо помнить.
Место рассказа в мировой литературе

Рассказ — эпический жанр, который занимает важное место в мировой литературе . Горький и обращались к нему как в ранний, так и в зрелый период творчества. Рассказ у Чехова является основным и излюбленным жанром. Многие рассказы стали классическими и наравне с крупными эпическими произведениями (повестями и романами) вошли в сокровищницу литературы. Таковы, например, «Три смерти» и «Смерть Ивана Ильича», тургеневские «Записки охотника», произведения Чехова «Душечка» и «Человек в футляре», рассказы Горького «Старуха Изергиль», «Челкаш» и др.

Преимущества рассказа перед другими жанрами

Интересующий нас жанр позволяет выделить особенно выпукло тот или иной типичный случай, ту или иную сторону нашей жизни. Он дает возможность изобразить их так, чтобы внимание читателя было полностью сосредоточено на них. К примеру, Чехов, описывая Ваньку Жукова с письмом «на деревню дедушке», полным детского отчаяния, подробно останавливается на содержании этого письма. Оно не дойдет по назначению и из-за этого становится особенно сильно с точки зрения обличительности. В рассказе «Рождение человека» М. Горького эпизод с рождением ребенка, которое происходит на дороге, помогает автору в раскрытии основной идеи – утверждении ценности жизни.

Жанр – тип литературного произведения. Существуют эпические, лирические, драматические жанры. Выделяют и жанры лироэпические. Жанры делят и по объему на крупные (включают рома и роман-эпопею), средние (литературные произведения «среднего размера» ‑ повести и поэмы), малые (рассказ, новелла, очерк). Имеют жанры и тематическое деление: авантюрный роман, психологический роман, сентиментальный, философский и т.д. Основное же деление связано с родами литературы. Представляем вашему вниманию жанры литературы в таблице.

Тематическое деление жанров довольно условно. Не существует строгой классификации жанров по темам. Например, если говорят о жанрово-тематическом разнообразии лирики, выделяют обычно любовную, философскую, пейзажную лирику. Но, как вы понимаете, этим набором многообразие лирики не исчерпывается.

Если вы задались целью изучить теорию литературы, стоит освоить группы жанров:

  • эпические, то есть жанры прозы (роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, сказка);
  • лирические, то есть жанры поэтические (лирическое стихотворение, элегия, послание, ода, эпиграмма, эпитафия),
  • драматические – типы пьес (комедия, трагедия, драма, трагикомедия),
  • лироэпические (баллада, поэма).

Литературные жанры в таблицах

Эпические жанры

  • Роман-эпопея

    Роман-эпопея – роман с изображением народной жизни в переломные исторические эпохи. «Война и мир» Толстого, «Тихий Дон» Шолохова.

  • Роман

    Роман – многопроблемное произведение, изображающее человека в процессе его становления и развития. Действие в романе насыщено внешними или внутренними конфликтами. По тематике бывают: исторические, сатирические, фантастические, философские и др. По структуре: роман в стихах, эпистолярный роман и др.

  • Повесть

    Повесть – эпическое произведение средней или большой формы, построенное в виде повествования о событиях в их естественной последовательности. В отличие от романа в П. материал излагается хроникально, нет острого сюжета, нет голубого анализа чувств героев. В П. не ставятся задачи глобального исторического характера.

  • Рассказ

    Рассказ – малая эпическая форма, небольшое произведение с ограниченным числом персонажей. В Р. чаще всего ставится одна проблема или описывается одно событие. Новелла отличается от Р. неожиданным финалом.

  • Притча

    Притча – нравственное поучение в аллегорической форме. Притча отличается от басни тем, что свой художественный материал черпает из человеческой жизни. Пример: Евангельские притчи, притча о праведной земле, рассказанная Лукой в пьесе «На дне».


Лирические жанры

  • Лирическое стихотворение

    Лирическое стихотворение – малая форма лирики, написанная или от лица автора, или от лица вымышленного лирического героя. Описание внутреннего мира лир.героя, его чувств, эмоций.

  • Элегия

    Элегия – стихотворение, проникнутое настроениями грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философские размышление, грустные раздумья, скорбь.

  • Послание

    Послание – стихотворное письмо, обращенное к какому-либо лицу. По содержанию послания бывают дружеские, лирические, сатирические и др. Послание м.б. адресовано одному лицу или группе лиц.

  • Эпиграмма

    Эпиграмма – стихотворение, высмеивающее конкретное лицо. Характерные черты – остроумие и краткость.

  • Ода

    Ода – стихотворение, отличающееся торжественностью стиля и возвышенностью содержание. Прославление в стихах.

  • Сонет

    Сонет – твердая поэтическая форма, как правило, состоящая из 14 стихов (строк): 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета


Драматические жанры

  • Комедия

    Комедия – вид драмы, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Бывают комедии сатирические («Недоросль», «Ревизор»), высокие («Горе от ума») и лирические («Вишневый сад»).

  • Трагедия

    Трагедия – произведение, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героев. Пьеса Вильяма Шекспира «Гамлет».

  • Драма

    Драма – пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим. Драма строится на современном, а не античном материале и утверждает нового героя, восставшего против обстоятельств.


Лироэпические жанры

(промежуточные между эпосом и лирикой)

  • Поэма

    Поэма – средняя лиро-эпическая форма, произведение с сюжетно-повествовательной организацией, в котором воплощается не одно, а целый ряд переживаний. Черты: наличие развернутого сюжета и вместе с тем пристальное внимание ко внутреннему миру лирического героя – либо обилие лирических отступлений. Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя

  • Баллада

    Баллада – средняя лиро-эпическая форма, произведение с необычным, напряженным сюжетом. Это рассказ в стихах. Рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады «Светлана», «Людмила» В.А. Жуковского


Литературное искусство располагает большим количеством средств передачи интенции автора. При этом жанр произведения играет определенную роль в выражении замысла автора, так как выбор жанра произведения определяет его структуру, особенности использования языковых средств, процесс создания образов героев, выражение отношения автора к представленным событиям и героям и т.д. Все многообразие эпических жанров в литературе можно классифицировать по признаку объемности и выделить следующие формы: большую (роман), среднюю (повесть, новелла) и малую (рассказ). В данной работе рассматривается только малая форма эпического жанра - рассказ.

Понятию «рассказ» можно дать следующее определение: Рассказ - малый прозаический (изредка стихотворный) жанр, соотносимый с повестью, как более развернутой формой эпического повествования.[энциклопедия] .

Н. А. Гуляев (Н. А. Гуляев. Теория литературы. - М., Высшая школа, 1985.) дает такое толкование понятию «рассказ»: Рассказ - малая эпическая форма. Он отличается меньшим объемом, сосредоточен на изображении какого-либо одного события часто в жизни одного лица, раскрывая какую-нибудь его одну черту. Односторонность, однопроблемность - характерные особенности рассказа как жанра. Обычно рассказчик исследует ситуацию, в которой герой проявляет себя наиболее ярко. В основе рассказа обычно лежит какой-нибудь отдельный случай из жизни, повествование, которое характеризуется «замкнутостью» (имеет начало и конец). В нем достаточно полно представлены черты раскрываемого события или человеческого характера. Рассказ требует от писателя величайшего мастерства, умения на малом пространстве уложить многое. Своеобразие малой эпической формы поэтому заключается в исключительной сжатости изложения, спресованности, художественной насыщенности.

Ф. М. Головенченко дает такое определение понятию «рассказ»: рассказ - короткое повествовательное произведение, изображающее какое-либо яркое событие, социальный или психологический конфликт и связанные с ним характеры. Такая форма эпического жанра наиболее употребительна в литературе, так как она позволяет наиболее активно вмешиваться в жизнь. В рассказе представлен какой-то конкретный период из чьей-либо жизни, начавшейся задолго до того, как ведется повествование, и продолжающейся после того, как рассказ окончен. Этот период жизни должен быть обязательно ярким, характерным для тех условий, той среды, тех людей, которых автор намеревается представить читателю.

Рассказ может касаться самых разнообразных вопросов духовной и общественной жизни, но в силу жанровых особенностей лишен возможности предоставлять разностороннюю и широкую картину жизни, которую может дать большая форма эпического жанра (роман, поэма, повесть). Данной форме эпического жанра присущи такие характерные черты как краткость и интенсивность повествования, отсутствие побочных отступлений, предельная сжатость, стремительность развития сюжета, завершение эффектной концовкой. Обычно в рассказе мало действующих лиц, и каждое из них обрисовывается только в самых существенных для разрешения идейно-художественного замысла чертах. Кроме того, не допускаются те подробности и детализации, которые необходимы в более крупных формах эпического жанра. Характеры здесь не даются в развитии: каждое лицо предстает уже сложившимся и раскрывается с какой-либо одной стороны; точно так же и события берутся такие, которые разворачиваются на небольшом отрезке времени.

Рассказы можно разделить, по мнению Ф. М. Головенченко, в зависимости от ведущего мотива на бытовые, авантюрные, социальные или психологические. Однако не всегда можно встретить рассказы только какого-то одного из названных типов. Чаще всего элементы психологизма, авантюризма и быта переплетаются между собой. Тогда характер рассказа определяется по доминирующему мотиву.

Однако в литературоведении рассказ противопоставляется другим эпическим формам. Возникает так называемая проблема рассказа. С одной стороны, возможность соотнесения рассказа, в отличие и от новеллы, и от повести с обоими этими «простыми» жанрами, которые считаются источниками и прообразами названных средних форм. С другой стороны, рассказ следует соотнести - через повесть - и с романом.

Существует несколько критериев разграничения жанров. [теория литературы Тамарченко]

1)»Малая форма» как критерий. С одной стороны, различие в объеме текстов - убедительный критерий для разграничения жанров повести и рассказа. В соответствии с названным критерием идентифицировать рассказ легче, чем повесть: для этого достаточно приблизительного представления о границе, до которой объем текста может считаться минимальным. Например, в западной научной традиции, где объему текста уделяется значительно больше внимания, принято в определении рассказа (не случайно эта форма называется «short story», «Kurzgeschichte») включать указания на количество слов: «короткое реалистическое повествование» должно содержать менее 10000 слов. (Shaw H. Dictionary of Literary Terms. - N. Y., 1972. - P. 343) Объем текста - немаловажный, но недостаточный критерий. Следует также учитывать деление текста на главки или отсутствие такого деления. Этот момент более очевидно связан с содержанием: с количеством событий и эпизодов. Но по отношению к эпизодам и событиям количественный подход должен становиться более дифференцированным и должен сочетаться с качественными критериями. Когда речь идет не только об элементах текста, но и произведения. Здесь выделяются два аспекта: «предметный» план изображения (чт о изображено: событие, пространство и время, в котором оно происходит) и план «субъектный» (кто изображает событие и с помощью каких форм речи). Фридман Н. указывает, что рассказ может быть коротким, потому что его действие - малое, или потому, что его действие, будучи большим, сокращено по объему с помощью приемов отбора, масштаба или точки зрения. (цит. По: Смирнов И. П. О смысле краткости // Русская новелла: Проблемы истории и теории: сб. статей. - СПб., 1993. - С. 5.)

Как показал Смирнов И. П., минимум событий в новелле - не одно, а два, так как художественность, независимо то того, какую жанровую форму она ни принимает, основывается на параллелизме (на эквивалентности). (Смирнов И. П. О смысле краткости. - с. 6) Аналогичный принцип существует также в повести и в романе. Однако за пределами «малой формы» кроме главных «параллельных» событий есть и другие, которые дублируют или варьируют этот параллелизм.

В предметный план эпизода , т. е. той части текста, где сохраняется одно и то же место и время действия и набор действующих лиц, кроме события входят пространственно-временные условия его совершения. Следует подчеркнуть, что без анализа этих условий может быть не ясен событийный состав действия. Как утверждает Тамарченко Н. Д., минимум в предметном плане содержания, который присущ «малой форме», составляют два начала: две пространственно-временные сферы, на границах которых совершается событие, т.е. перемещение персонажа через границу семантического поля. (Лотман Ю. М. Структура художественного текста. - М., 1970. - С. 282)За пределами «малой формы» - в повести и романе - возможно большее количество мест действия. Но их соотнесенность друг с другом образуется вокруг основного противопоставления и многообразно варьирует его.

Кроме того, субъектный план каждого эпизода создается определенным комплексом композиционных форм речи, который всегда имеет два полюса: речь изображающего субъекта (повествователя или рассказчика) и речь персонажей. В этом случае количество эпизодов определяется тем, стремится ли автор варьировать соотношение основных точек зрения: изображающей и изображенной (внешней и внутренней), т. е. реализуется ли идея бинарности. Так, Я. Ван дер Энг пытался распространить идею бинарности на все аспекты структуры «малой формы». Он говорит, что для нее характерно сквозное сочетание двух так называемых «вариационных рядов» мотивов «действия, характеристики и среды»: «интегральном» и «дисперсном». (Ван дер Энг Я. Искусство новеллы. Образование вариационных рядов как фундаментальный принцип повествовательного построения // Русская новелла: Проблемы истории и теории. - С. 197 - 200)

Исходя из сказанного, специфику малой формы можно определить следующим образом: объем текста достаточен для того, чтобы реализовать принцип бинарности в основных аспектах художественного целого - в организации пространства-времени и сюжет а и в субъективной структуре, материализованной в композиционных формах речи. В то же время, объем минимален том смысле, что указанный принцип везде реализуется в единственном варианте.

Следует указать также еще на одну концепцию «малой формы». В соответствии с количественными критериями эта концепция оставляет в стороне вопрос о структурных различиях рассказа и новеллы . Существующие определения понятия «рассказ» либо не отграничивают его четко от новеллы, либо это отграничение строится на явном или скрытом сближении рассказа с повестью. Wilpert G. (von Sachwцrtebuch der Literatur) дает такое определение понятию «рассказ»: «… особый жанр, короткая эпическая прозаическая промежуточная форма между новеллой, очерком и анекдотом, характеризуемая целеустремленной, линейной, сжатой и осознанной композицией, направленной на неизбежное решение (рассчитанной до конца), имеющее целью сотрясение или приносящее жизненный крах, или открывающее выход». Похожее определение дает Shaw H. (Dictionary of Literatury Terms. P. 343): «В рассказе внимание сконцентрировано на одном герое в одной определенной ситуации в определенный момент. … Драматический конфликт - противоборство противостоящих друг другу сил - в центре любого рассказа». Другое определение, в котором рассказ имеет сходство с новеллой, можно найти у Кожинова В. (Рассказ // Словарь литературоведческих терминов. - М., 1974. - С. 309 - 310): «Новеллу и рассказ различают как повествование с острой, отчетливо выраженной фабулой, напряженным действием (новелла) и, напротив, эпически спокойное повествование с естественно развивающимся сюжетом (рассказ)»). С тех же позиций Sierowinski S. (Slownik terminow litreackich. - Wroclaw, 1966. - S. 177) рассматривает понятие «рассказ»: «эпическое произведение небольших размеров, которое отличается от новеллы большей распространенностью и произвольностью композиций». Однако такое сближение рассказа с повесть и новеллой закономерно ведет к выведению рассказа за пределы «малой формы» - в отличие от новеллы в нем обнаруживается «расширение» объема текста за счет «внефабульных элементов»: «рассказ в таком случае допускает большую авторскую свободу повествования, расширение описательных, этнографических, психологических, субъективно-оценочных элементов…» (Нинов А. Рассказ // КЛЭ. Т.6. - Стлб. 190 - 193) Таким образом, для уяснения жанровой специфики рассказа необходимо противопоставить его новелле, оставаясь при этом в рамках «малой формы». В настоящее время эта проблема не имеет решения, хотя этот вопрос уже давно поставлен в статье К. Локса: «В то время как итальянская новелла эпохи Возрождения … твердый литературный жанр… этого нельзя сказать о «рассказе». … Все эти соображения заставляют начать определение термина «рассказ» не с его теоретически и абстрактно установленного типа, а скорее с общей манеры, которую мы обозначим как особую тональность повествования, придающую ему черты «рассказа». … Тон рассказывания предполагает … строгую фактичность, экономию (иногда сознательно рассчитанную) изобразительных средств, незамедленную подготовку основной сущности рассказываемого. Повесть, наоборот, пользуется средствами замедленной тональности - она вся наполнена подробной мотивировкой, побочными аксессуарами, а ее сущность может быть распределена по всем точкам самого повествования с почти равномерным напряжением.… Сосредоточенность внимания, выдвинутый по напряженности центр и связанность мотивов этим центром - отличительные признаки рассказа. Его сравнительно небольшой объем, который пытались узаконить в качестве одного из признаков, всецело объясняется этими основными свойствами». (Локс К. Рассказ // Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов: В 2 т. - Т. 1. - Стлб. 693 - 695) Однако и в этой работе присутствует направленность на выявление общих признаков прозаической «малой формы»; центр напряженности рассказа никак не отграничивается от новеллистического центра напряженности.

Кроме объема произведения важную роль в определении формы произведения играют художественные задачи. Новелла создает новое видение житейской ситуации, но из нее (как из анекдота) никогда не извлекают уроки. Акцентированное переосмысление сюжета повести в финальном событии, отделенном от основной истории, придает всей рассказанной истории учительный смысл. Такая особенность возникает из-за использования в повести элементов притчи - переосмысление в финале результатов центрального события - испытания, их оценивание. Как правило, итоговый смысл рассказа представляет собой открытую ситуацию читательского выбора между «анекдотическим» истолкованием всего рассказанного и «притчевым» его восприятием как примера временного отступления от всеобщего закона и последующего внутреннего слияния с ним. Подобная двойственность и незавершенность характеризует вообще смысловую структуру рассказа как жанра.




Top