Роман пастернака доктор живаго проблема человеческого бытия. Человек и история

12. Проблематика романа Б. Пастернака «Доктор Живаго», значение лирического дневника в идейной концепции романа.

Пастернак начал писать роман “Доктор Живаго” в 1945 году и закончил его в декабре 1955 года.. Симонов, редактор журнала “Новый мир”, отказался печатать роман и его издание на родине было запрещено более 30 лет. Это произведение было опубликовано за границей, и его автор получил Нобелевскую премию. Сам Борис Леонидович считал свой роман первой настоящей работой. « Я в ней хочу дать исторический образ России за последнее сорока пятилетие, и в то же время всеми сторонами своего сюжета, тяжелого, печального и подробно разработанного, как в идеале у Диккенса или Достоевского, - эта вещь будет выражением моих взглядов на жизнь человека в истории и на многое другое…»- писал Пастернак в письме Ольге Ивинской. Д.С.Лихачев уверен, что автор (Пастернак) пишет о самом себе, но пишет как о постороннем, он придумывает себе судьбу, в которой можно было бы наиболее полно раскрыть перед читателем свою внутреннюю жизнь, что жизнь Юрия Андреевича Живаго – это альтернативный вариант жизни самого Пастернака.

Доктор Живаго – выразитель сокровенного, лирический герой Пастернака, который и в прозе остался лириком. Реальная биография Бориса Леонидовича не давала ему возможности высказать до конца всю тяжесть положения между двумя лагерями в революции. В романе эта двойственность замечательно показана в сцене сражения между партизанами и белыми. Доктор Живаго ранит одного из юнцов Белой армии, а затем находит и у этого бойца и у убитого партизана один и тот же 90-й псалом, по представлениям того времени, оберегавший от гибели. Живаго переодевает белого солдата в одежду партизана, выхаживает его, зная намерение парня после поправки вернуться в армию Колчака. Он лечит Человека. Юрий Живаго – представитель русской интеллигенции. Причем он – интеллигент и по духовной жизни – поэт от Бога, и по профессии милосердной, человеколюбивой – врач; по неисчерпаемой душевности, «домашности внутреннего тепла» и по стремлению к независимости. Юрий Андреевич воспитан наукой, искусством, укладом жизни прошлого века. Отсюда в романе столько скрытых и очевидных реминисценций из русской классической литературы. У него нет воли, если под волей подразумевать способность без колебаний принимать однозначные решения, но в нем есть решимость духа не поддаваться соблазну однозначных решений, избавляющих от сомнений. Пастернак стремился осмыслить проблему русской интеллигенции, привыкшей к мысли о самостоятельной ценности каждого мыслящего человека, интеллигенции, которая «отшатнулась от искажений и извращений идеи, а не от самой идеи». «... Если только можно, Авва Отче, чашу эту мимо пронеси». Так писал он в одном из стихотворений, выражая свое отношение к революции и войне. Юрий Андреевич Живаго сын разорившегося миллионера, покончившегося с собой. Мать рано умерла. Воспитывался у дяди, который был человеком "свободным, лишенным предубеждения против чего бы то ни было непривычного... у него было дворянское чувство равенства со всем живущим"... Окончив с блеском университет, Юрий женится на любимой девушке Тоне, дочери профессора и внучке деятельного фабриканта. Затем любимая работа. Он становится прекрасным врачом. Еще в университете проснулась у него любовь к поэзии и философии. Рождается сын. Все, кажется, прекрасно. Но неотвратимо врывается война. Юрий едет на фронт врачом. Первая мировая война преддверие и исток событий еще более кровавых, страшных, переломных. Героиня романа Лариса считает, что война "была виною всего, всех последовавших, доныне постигающих наше поколение несчастий". Эту мысль автор подтверждает судьбой многих героев. Об одном, большевике Тарасюке, мастере-золотые руки, рассказывают: " То же самое случилось с ним на войне. Изучил и ее, как всякое ремесло... Всякое дело у него становилось страстью. Полюбил и военное. Видит, оружие-это сила, вывозит его. Самому захотелось стать силою. Вооруженный человек -это уже не просто человек. В старину такие шли из стрельцов в разбойники. Отыми у него теперь винтовку, попробуй". Очень характерна судьба одного красного партизана Памфила Палых. Он открыто признается Юрию Андреевичу: " Много я вашего брата в расход пустил, много на мне крови господской, офицерской, и хоть бы что. Числа-имени не помню, вся водой растеклась …» И ведь Памфил тоже начинает с мировой войны. Но, видно, жестокость не для всех проходит даром. Страшна его судьба. Чувствуя возмездие за сделанное, он начинает сходить с ума в тревоге за жену и детей. Наконец, помешавшись, убивает всю семью, которую любил безумно. Страшно кончается и жизнь Антипова-Стрельникова, бывшего учителя, добровольцем ушедшего на фронт в мировую. В гражданскую он стал военачальником, слава его гремела по Сибири и Уралу. "Он стал лелеять мысль стать когда-нибудь судьей между жизнью и коверкающими ее темными началами, выйти на ее защиту и отомстить за нее. Разочарование ожесточило его. Революция его вооружила". "Ему дали за жестокость и фанатизм прозвище Расстрельников". " Он спокойно перешагнул через это, он ничего не боялся". Но Стрельников не был партийцем, истинные лидеры революции не любили его. Поэтому, когда он выполнил свою роль, его хотят предать трибуналу. Затравленный преследованиями, он признается Живаго: " А мы жизнь приняли как военный поход, мы камни ворочали ради тех, кого любили. И хотя мы не принесли им ничего, кроме горя, мы волоском их не обидели, потому что оказались еще большими мучениками, чем они". Так объясняется бессмысленность стольких жертв. Стрельников убивает себя. Он никому уже не нужен. Всего несколько лет прожил после гражданской войны и Юрий Андреевич, потому что никак не мог приспособиться к новым условиям, которые подошли прекрасно, например, его бывшему дворнику. Он не может служить, потому что от него требуют не свежих мыслей и инициативы, а лишь "словесный гарнир к возвеличиванию революции и власть предержащих". Но до окончания войны еще много пришлось перенести невзгод Живаго. Роман Б.Пастернака-это, мне думается, прежде всего книга о высокой любви. Но любовь эта горит на фоне таких страшных событий, подвергается таким жестоким испытаниям, что не выдерживает. Сначала насильно разлучают Живаго с семьей. Его силой мобилизуют, их отправляют за границу. Потом угроза трибунала заставляет его расстаться с другой любовьюЛарой. Описание любви Юрия и Ларисы это гимн отношениям между женщиной и мужчиной. Но жизнь неумолима. "Доктор вспомнил недавно минувшую осень, расстрел мятежников... кровавую колошматину и человекоубоину, которой не предвиделось конца. Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножили. От крови тошнило, она подступала к горлу и бросалась в голову, ею заплывали глаза". Размышления и рассуждения о революции в романе доказывают, что это не "праздник угнетенных", а тяжелая и кровавая полоса в истории нашей страны. Тесть Живаго говорит ему: "Помнишь ночь, когда ты принес листок с первыми декретами... это было неслыханно безоговорочно. Эта прямолинейность покоряла. Но такие вещи живут в первоначальной чистоте только в головах создателей, и то только в первый день провозглашения. Иезуитство политики на другой же день выворачивает их наизнанку. Эта философия чужда мне. Эта власть против нас. У меня не спрашивали согласия на эту ломку". В книге есть очень глубокая мысль. Рассказывая о Стрельникове, автор пишет: " А для того, чтобы делать добро, его принципиальности недоставало беспринципности сердца, которое не знает общих случаев, а только частные, и которое велико тем, что делает малое В «Докторе Живаго» Пастернак взглянул на события гражданской войны с позиции «неприсоединившегося» интеллигента. «… революция там изображается вовсе не как торт с кремом. Почему – то ее принято изображать как торт с кремом…» - это из слов автора о своем романе. Юрий Андреевич – человек твердых убеждений, основу которых составляет взгляд на человека, как на высшую ценность жизни. Гуманистические принципы доктора ставят его выше того выбора, перед которым встает бессильный Мечик, включившийся в схватку, и не способный на жертвенность. Живаго не принимает законы этой схватки, обрекающей народ на несчастья и лишения. С этим связано определенное понимание героем своего долга, оказывающегося сильнее личных симпатий: доктор с одинаковой заботой выхаживает раненых партизан и Сережу Ранцевича, добровольца колчаковской армии, видя в них, прежде всего страдающих людей. У Пастернака одна из центральных проблем романа – незащищенность творческой личности, проблема свободолюбивой, ответственной личности, утверждающей, а не разрушающей жизнь. Писатель убеждает нас в том, что интеллигенция в 20-е годы «колебаться» могла только в сторону неприятия революции. Вот только характеры этого неприятия различны: один доказывает этим свою несостоятельность, другой, наоборот демонстрирует незыблемость своих взглядов. «Доктор Живаго»- с оглядкой на десятилетия, последовавшие за «триумфальным шествием» революции. События Октябрьской революции входят в Живаго так же, как входит в него сама природа. Он их воспринимает, как нечто независимое от воли человека, подобно явлениям природы. Чтобы понять отношение Пастернака к событиям, надо привести сцену из романа: Купив у мальчика – газетчика экстренный выпуск с правительственным сообщением из Петрограда « об образовании Совета Народных Комиссаров, установлении в России советской власти и введением в ней диктатуры пролетариата»» Юрий Живаго, возвратясь домой, громко разговаривает: « Какая великолепная хирургия! (Истинное восхищение врача) Взять и разом артистически вырезать старые вонючие язвы… это небывалое, это чудо истории, это откровение ахнуто в самую гущу продолжающейся обыденщины, без внимания к ее ходу.… Это всего гениальнее». После восхищения берет свое реальная жизнь. Житейский дискомфорт иссушает Живаго, жестокость разгулявшейся красной партизанщины отталкивает его, причем отталкивает и жестокость белых. Отталкивает равнодушие новой власти к культуре. Критически вглядываясь в происходящее, Живаго видит, что революционным переменам сопутствует пренебрежение духовными ценностями человека во имя материального равенства, растет владычество фразы, утрачивается вера в собственное мнение. Пастернак всегда был чужд чистоплюйства в поэзии. Революционные события предстали перед ним во всех их обнаженной сложности, и в своем романе он и показывает противоречия в эмоциональном понимании происходящего. Живаго – образ интеллигенции, умирает в атмосфере « отсутствия воздуха». На протяжении всего романа разразившаяся в стране революция будет постепенно «хоронить» Живаго. Герои романа испытываются огнем русской революции, которую Пастернак считал поворотным событием в судьбах XX века. Они занимают по отношению к ней разные позиции – и в зависимости от занятой позиции складываются их судьбы. Путь, который выбрал Живаго, не сулит побед в финале, не избавляет от ошибок, но только этот путь достоин человека – художника, человека – поэта. Юрий остается самим собой. За это, словно в восполнении реальной биографии, ему и дается возможность прожить свою идеальную судьбу в биографии духовной, воплощением которой становится тетрадь его стихотворений. Именно она завершает роман. В роман включены стихи главного героя Юрия Живаго, составляя своеобразный лирический дневник героя и автора. Б. Л. Пастернак включил в роман стихи разных лет, раскрывающие процесс своего творческого становления. «Смысл романа – в ощущении краха, крушения, что сам доктор свидетельствует об этом своими стихами и своей жизнью, которая сама и есть комментарий на эти стихи», – отмечает современный философ А. М. Пятигорский. Стихи героя романа — лирический дневник, в котором человеческая история осмысляется в свете христианского идеала. А.Вознесенский видит в "Докторе Живаго" "роман особого типа - роман поэтический". И дает образное пояснение: "Огромное тело прозы, как разросшийся сиреневый куст, несет на себе махровые гроздья стихотворений, венчающих его. Целью романа являются стихи, которые из него в финале произрастают" (191, 226). В этом случае те особенности романа, которые казались недостатками, погрешностями, немотивированным отходом от норм традиционного эпического повествования, естественно и легко объясняются отсутствием установки поэтической прозы на "эпическую достоверность". Семнадцатая часть романа особенно значима в сюжетно-композиционной организации романа. Стихи, являясь характернейшим композиционным слоем лирической прозы, дают возможность судить о кульминационных, вершинных моментах жизни героев. Тетрадь стихов раскрывает творческое инобытие Юрия Живаго. Мысль о бессмертии - одна из генеральных в романе - обретает, таким образом, адекватное воплощение в символе нетленного искусства, неразрывно связанного с вневременным и запечатлевающим его в слове. Кульминацией стихотворного цикла является образ Иисуса Христа, который венчает лирическую сюжетную линию, уводя ее в бесконечность вечной жизни. Структура общероманной композиции моделирует форму триптиха. Это троекратно воссозданный путь лирического героя: земное бытие Юрия, незримое присутствие в судьбах друзей и, наконец, духовное инобытие Живаго. Данная композиция раскрывает взаимодействие прямой и обратной перспектив: движение из прошлого в будущее и из будущего вспять.

ХХ век со своими трагическими событиями стал для многих людей временем суровых испытаний. Особенно тяжело пришлось представителям интеллигенции, которые видели весь ужас положения, но ничего изменить не могли. Не случайно ХХ век был назван «веком-волкодавом».

Одним из ярких произведений, раскрывающих отношения человека с эпохой, стал роман Бориса Леонидовича Пастернака «Доктор Живаго» . Написанный в 1955 году, он был напечатан на родине только в 1988 году, спустя 33 года. Почему же произведение вызвало такую реакцию властей? Внешне сюжет вполне традиционен для начала ХХ века: речь идет о судьбе человека в эпоху революционных преобразований. События романа показаны сквозь призму восприятия главного героя, поэтому сюжет, в первую очередь, связан с судьбой молодого врача Юрия Живаго.

Судьба человека, по мысли Пастернака, не связана напрямую с исторической эпохой, в которой ему приходится жить. Главный герой романа не боролся с обстоятельствами, но и не приспосабливался к ним, оставаясь личностью при любых условиях. Живаго - широкий специалист, терапевт, при этом скорее диагност, чем лечащий врач. Он способен предугадывать и ставить точный диагноз, но не стремится исправлять или лечить, то есть вмешиваться в естественный ход вещей. При этом такой своеобразный фатализм Живаго не мешает ему сделать необходимый нравственный выбор, в котором и проявляется истинная свобода человека.

С самого начала романа действуют мальчики - Юра Живаго , Миша Гордон, Ника Дудоров и девочки - Надя, Тоня. Только Лара Гишар - «девочка из другого круга» . Автор хотел назвать роман «Мальчики и девочки» . И хотя события романа разворачиваются вокруг повзрослевших героев, подростковое восприятие сохраняется и у самого Юрия, и у Лары, и даже у ставшего другим человеком Антипова. Ведь все, происходящее в годы Гражданской войны, станет для него игрой.

Но жизнь не игра, это реальность, которая вмешалась в судьбы главных героев. Начинается роман с самоубийства отца Юрия - разорившегося «богача, добряка и шалопута» Живаго, причем толкнул его на этот страшный шаг не кто иной, как адвокат Комаровский, который впоследствии сыграл трагическую роль и в судьбе Лары.

В возрасте 11 лет став круглым сиротой, Живаго оказался в семье профессора Громеко, у которого была дочь Тоня - ровесница Юрия. «У них там такой триумвиат: Юра, его товарищ и одноклассник гимназист Гордон и дочь хозяев Тоня Громеко. Этот тройственный союз начитался „Смысла любви“ и „Крейцеровой сонаты“ и помешан на проповеди целомудрия» .

Весной 1912 года все молодые люди завершили получение высшего образования: Юра стал медиком, Тоня - юристкой, а Миша - филологом. Но накануне этого года умирающая Тонина мать умоляла их пожениться. Выросшие вместе и любившие друг друга как брат и сестра, молодые люди исполнили волю умершей Анны Ивановны - поженились после получения диплома. Но именно перед смертью Тониной мамы на елке у Свентицких Юрий увидел Лару Гишар, стрелявшую в соблазнившего ее любовника матери адвоката Комаровского. Молодой человек был потрясен красотой и горделивой осанкой этой девушки, не представляя себе, что их судьбы в будущем соединятся.

Действительно, в их жизни еще не раз произойдет «судьбы сплетенье». Например, став врачом, Юрий отправится на первую мировую войну, а Лара, выйдя замуж за Павла Антипова и отправившись с ним по распределению в уральский город Юрятин, будет потом разыскивать его, пропавшего без вести, на фронте, и встретится там с Живаго.

Вообще, все события истории герой встречает с воодушевлением. Например, его как врача восхищает «великолепная хирургия» Октябрьской революции, которая может «разом вырезать все вонючие язвы общества» . Однако вскоре герой понимает, что вместо раскрепощения советская власть поставила человека в жесткие рамки, навязав при этом свое понимание свободы и счастья. Такое вмешательство в человеческую жизнь пугает Юрия Живаго, и он принимает решение вместе с семьей отправиться подальше от эпицентра исторических событий - в бывшее имение Громеко Варыкино в окрестностях Юрятина.

Именно там, в Юрятине, встретятся вновь Юра и Лара и полюбят друг друга. Юрий мечется между двумя любимыми женщинами, но история в лице товарища Лесных освобождает его от двойственного положения: партизанам нужен врач, и они насильно забирают доктора Живаго к себе в отряд. Но даже там, в условиях неволи, Живаго оставляет за собой право выбора: ему дают в руки винтовку, чтобы он стрелял во врагов, а он стреляет в дерево, он должен лечить партизан, а он выхаживает раненого колчаковца Сережу Ранцевича.

В романе есть другой герой, который тоже сделал свой выбор. Это муж Лары, Паша Антипов, сменивший фамилию на Стрельникова, решивший начать жизнь с чистого листа. Он пытается делать историю по-своему, принеся в жертву не только свою семью (жену Лару и дочь Катеньку), но и свою судьбу. В результате, оказавшись жертвой и истории, и своих чувств, он осуществляет последнюю попытку противостоять судьбе, неприемлемой для него, - пускает себе пулю в лоб.

Живаго же совершает воистину волевой поступок - сбегает из партизанского лагеря и, истощенный, полуживой, возвращается в Юрятин к Ларе. А его жена вместе с отцом и детьми за это время эмигрировали в Европу, и связь с ними оборвалась. Но на этом испытания для Юрия не закончились. Понимая, что Лару будут преследовать, он уговаривает ее уехать с Комаровским, который может обеспечить ей безопасность.

Оставшись один, Живаго возвращается в Москву, где перестает следить за собой, внешне совсем опускается, духовно деградируя и умирая в расцвете лет, по сути, в одиночестве. Но такие внешние метаморфозы говорят об изменении внутреннего мира. Он творит, и результат творчества - последняя глава романа «Стихотворения Юрия Живаго».

Таким образом, роман «Доктор Живаго» становится духовной биографией его автора, ведь судьба Юрия Живаго вплетена в канву жизненного и духовного пути его создателя.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Роман этот — тончайшее сочетание поэзии и реальности, высокая и чистая музыкальная нота; он наполняет красотой и смыслом жизнь обыкновенных людей, и мастерство автора не может не вызывать восхищения. Б. Пастернак прежде всего поэт, поэт во всем. И даже в прозаическом произведении, посвященном одному из самых смутных периодов истории России, он остался верен своему поэтическому дару. Читая Б. Пастернака, всегда невольно вспоминаешь А. Блока, и не только потому, что они выбирают похожие образы и эпитеты, а скорее, потому, что произведения обоих поэтов можно назвать возвышенными.

Образ родины, России сливается с образом любимой женщины, и любовь к ним у героя Б. Пастернака описывается похожими словами, раскрывающими глубину этой любви: «И эта даль — Россия, его несравненная, за морями нашумевшая, знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никогда нельзя предвидеть. О, как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь!» Такими пронзительными строками, говорящими о любви к жизни, полны страницы романа «Доктор Живаго». Особенно страницы, посвященные весне

Роман "Доктор Живаго" не является легким чтением. Многое в этом произведении определяется тем, что перед нами проза поэта, насыщенная образами-символами, сквозными мотивами, проникнутая раздумьями о своем времени.

Центральная проблема романа "Доктор Живаго" - судьбы русской интеллигенции в XX в. Повествование о главном герое романа Юрии Андреевиче Живаго начинается с символической картины: "Шли и шли и пели "Вечную память"..." Хоронят мать маленького Юрия, мальчик горько плачет на ее могиле. Образ "рыдающего мальчика на свежем могильном холме, протягивающего руки в повествование", в письме В. Шаламова отмечен как одна из удач автора.

Роман написан о человеке, сумевшем в испытаниях Первой мировой войны, в вихре революции и гражданской войны, а потом в эпоху обезличенности сохранить в себе личность. Избрав героя, не утратившего независимости и способности к самостоятельному мышлению, Пастернак утверждал десятилетиями отрицаемую советской литературой самоценность человека.

В момент публикации романа в СССР наиболее острой и спорной показалась авторская трактовка событий революции и гражданской войны. Пастернак изобразил жестокость и бессмысленность гражданской войны, воспринятой его главным героем как трагедия России. Подобным же образом события в России после октября 1917 г. оценивали Блок, Бабель и Булгаков. В поэме "Двенадцать", цикле рассказов "Конармия" и романе "Белая гвардия" была правдиво раскрыта страшная реальность братоубийственной гражданской войны. "голос автора". На нее распространяется присущее его лирике ощущение слияния человека и природы: люди, лес, камень, небо в романе, как и в стихах, - равноправные герои.

Опыт изучения в XI классе средней школы романа «Доктор Живаго»

Произведение Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» поднимает важные проблемы: революция и её влияние на человека, в частности на художника, гуманизм и революционная необходимость, вопросы жизни и смерти, свобода творческой личности и другие - иными словами, важнейшие нравственно-этические, философские, социальные вопросы жизни.

Интерес вызывает и собственно литературная, эстетическая сторона произведения, она уникальна, так как в романную форму обличена суть поэтического миропонимания.

При изучении романа «Доктор Живаго» учитель опирается на уже имеющиеся у учащихся знания о лирическом герое, о композиции и жанрах литературных произведений, умение анализировать прозаический и поэтический тексты.

Среди целей в работе с романом Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» следует назвать следующие, на мой взгляд, самые важные:

Познакомить с творческой личностью Б.Л. Пастернака, его жизнью и поэтическим миропониманием;
- рассмотреть проблемы мировоззренческого порядка, философско-нравственный срез романа;
- расширить представление учащихся о системе жанров русского романа.

При проведении уроков может быть использован такой наглядный материал:

Фотопортреты Б.Л. Пастернака разных лет;
- фотодокументы 10-20-х годов XX века;
- репродукции картин Петрова-Водкина «Купание красного коня» и «Смерть комиссара».

Не претендуя на охват всех сторон книги (так как вряд ли это возможно вообще в отношении такого произведения), я сделала попытку найти оптимальный способ изучения его в школе.

Известно, что «Доктор Живаго» не роман в полном смысле этого слова и его жанр определить очень сложно, так как произведение соединяет в себе и лирическое, и эпическое; его жанр определяется даже как большое лирическое произведение (Д.С. Лихачёв).

Материал не разбит на смысловые группы, соответствующие уроку в 45 минут. Такое разделение в данном случае было бы, на мой взгляд, искусственным. Между тем, имея таким образом организованный материал, учитель может спланировать работу и при модульной, и при классической системе обучения, то есть имея в распоряжении обычный урок.

Здесь нет части, непосредственно касающейся жизни и творчества поэта, хотя такой урок, естественно, состоялся.

Повторим здесь лишь основные положения.

I. Поэтическое миропонимание Пастернака раскрывается в сборнике «Сестра моя жизнь»:

а) целостность мира, он един;
б) единство человека и мира;
в) единство и нерасчленённость дома и мира (у большинства поэтов это понятия противоположные).

Отсюда, то есть из особенностей поэтического мировосприятия, следует своё понимание искусства. Это, по Пастернаку, не борьба, не фонтан, а губка, не сцена, а зритель. Отсюда и отрицательное отношение к переделке мира; мир, по мнению поэта, надо принимать таким, каков он есть.

II. Причины появления прозы у поэта . Роман появился не внезапно, а был подготовлен всей творческой жизнью поэта (см.: В.М. Борисов, Е.Б. Пастернак. Материалы к творческой истории романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»// Новый мир. 1988. N 6). Приведём лишь несколько слов Б.Л. Пастернака по этому поводу: “В области слова я более всего люблю прозу, а вот писал больше всего стихи...”

III. С определением жанра произведения связаны особенности изучения .

1. Это не роман в обычном понимании слова.
2. Жизнеописание, житие, страсти.
3. Большое лирическое стихотворение, так как Юрий Живаго не эпический, а лирический герой (подробнее об этом см.: Д.С. Лихачёв. Размышления над романом Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»// Новый мир. 1988. N 1).

IV. Символика имён и названия .

Ряд героев в литературных подступах к роману носили имена Живульт, Пурвит (от французского pour vie - ради жизни), что явно указывает на их генетическую связь с Юрием Андреевичем Живаго, чья фамилия, как следует из Евангелия, значит “вечно живой”. Появление в названии слова “доктор”, равно как и профессия героя, обусловлены определённой связью с Фаустом и переводческой работой Б.Л. Пастернака над «Фаустом» Гёте. Об определённой смысловой нагрузке других имён тоже можно говорить с большой определённостью (см. упомянутую статью В.М. Борисова и Е.Б. Пастернака).

Домашнее задание.

В главах, данных учителем, найти строки, освещающие авторский взгляд на такие проблемы:

Человек и революция,
- художник и революция,
- гражданская война.

Конкретно-социальные проблемы могут быть объединены такими поэтическими строками поэта: “Мело, мело по всей земле, // Во все пределы...”

ЧЕЛОВЕК И РЕВОЛЮЦИЯ

Работа идёт по вопросам и тексту, в конце обсуждения записывается вывод.

2. Итак, каково же это отношение, постоянно ли оно?

На протяжении романа оно меняется. Сначала:

(в разговоре с Ларой , часть 5, гл. 8): “Революция вырвалась против воли, как слишком задержанный вздох. Каждый ожил, переродился... Можно... сказать: с каждым случилось по две революции, одна своя, личная, а другая общая. Мне кажется, социализм - ...это море жизни... той жизни, которую можно видеть на картинах, жизни гениализированной, жизни, творчески обогащённой...”;

(возвращение в Москву, часть 5, гл. 15): “Это была революция в том смысле и в том понимании, которое придавала ей учащаяся молодёжь 1905 года, поклонявшаяся Блоку... “;

(речь дома при гостях, часть 6, гл. 4): “Всё же истинно великое безначально, как вселенная”;

(чтение на улице газеты об октябрьском перевороте, часть 6, гл. 8): “Метель хлестала в глаза доктору и покрывала печатные строчки газеты серой и шуршащей снежной крупой. Но не это мешало его чтению. Величие и вековечность минуты потрясли его и не давали опомниться”.

Потом взгляд меняется:

(в партизанском отряде, часть 11, гл. 4):

“Озверение воюющих к этому времени достигло предела. Пленных не доводили до места назначения, неприятельских раненых прикалывали в поле”;

“...во-первых, идеи всеобщего совершенствования тех, как они стали понимать с октября, меня не воспламеняют. Во-вторых, это всё ещё далеко от осуществления, а за одни ещё толки об этом заплачено такими морями крови, что, пожалуй, цель не оправдывает средства.

Веществом жизнь никогда не бывает. Она сама, если хотите знать, непрерывно себя обновляющее... начало...”;

“Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножали...”

История Палых и история Васиной деревни (эти вопросы можно будет предлагать в индивидуальном порядке).

Выводы.

“Каждый ожил, переродился”, следовательно, революция - это жизнь. Доктор, а вместе с ним автор, ожидают нового в жизни России, в русской судьбе и в своей собственной судьбе.

Так же, как не имеет объяснения существование жизни, вселенной, не имеет объяснения и революция - это “стихия свободной стихии”. Герой понимает гениальность этого события, в нём есть что-то сродни рождению гениального человека.

Потом взгляд меняется. За трескучие фразы пролились “моря крови”. Цель - переделка жизни, но как можно её переделать, когда она - самоценное и саморазвивающееся понятие. Всякая переделка только убивает жизнь.

ХУДОЖНИК И РЕВОЛЮЦИЯ

( Дневник в Варыкино, часть 9, гл. 7):

“Что же мешает мне служить, лечить и писать? Я думаю, не лишения и скитания, не неустойчивость и частые перемены, а господствующий в наши дни дух трескучей фразы... вот это самое: заря грядущего, построение нового мира, светочи человечества”.

(Уход со службы, часть 13, гл. 16): “...на поверку оказывается, что под мыслями разумеется одна их видимость, словесный гарнир к возвеличению революции и властей предержащих. И я не мастер по этой части”. “И правда, я редко ошибаюсь в определении болезни. Но ведь это и есть ненавистная им интуиция, которой я якобы грешу, целостное, разом охватывающее картину познания”.

Выводы.

Изначально творчество и революция равноценны, то есть стихийны, не поддаются изучению, измерению. Но то, во что превращают революцию, вступает в противоречие с творчеством. Живаго - поэт и творческий врач, часто действует интуитивно, то есть так, как не может разум.

А кругом с него требуют плана, объяснения, схемы, мертвечины. Вступают в противоречие жизнь, стихия и схема, “полёта вольное упорство” и “казённая землемерша” - смерть. Отсюда ощущение своей ненужности.

Вторая группа проблем для обсуждения в классе:

Человек и мир;
- человек и история;
- природа, жизнь человека в природе и антитеза этой жизни;
- жизнь и смерть.

Ученики заранее получают задание найти в главах авторский взгляд на эти вопросы.

Нравственно-философские проблемы при обсуждении могут быть объяснены следующими строками поэта:

Опять трубить, и гнать, и звякать,
И мякоть в кровь поря - опять
Рождать рыданье, но не плакать,
Не умирать, не умирать.

ЧЕЛОВЕК И МИР

Работа идёт с текстом по комплексу вопросов.

Как соотносятся эти понятия? Что первично?

(Панихида по Анне Ивановне, часть 3, гл. 15):

“...Юра занимался древностью и законом Божьим, преданиями и поэтами, науками о прошлом и природе, как семейной хроникой родного дома, как своей родословной... все вещи были словами его словаря. Он чувствовал себя стоящим на равной ноге со вселенною... он слушал заупокойную службу как сообщение, непосредственно к нему обращённое и прямо его касающееся... и ничего общего с набожностью не было в его чувстве преемственности по отношению к высшим силам земли и неба, которым он поклонялся как своим великим предшественникам”.

Таким образом:

я = всем = миру
я - целое с миром.

ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЯ

(Юра Живаго и дядя, часть 3, гл. 2):

“Юра понимал, насколько он обязан дяде общими свойствами своего характера.

Николай Николаевич жил в Лозанне. В книгах, выпущенных им там по-русски и в переводах, он развивал свою давнишнюю мысль об истории как о второй вселенной, воздвигаемой человечеством в ответ на появление смерти с помощью явлений времени и памяти”.

(После отъезда Лары, часть 14, гл. 15):

“...то, что называется ходом истории, он представляет себе... наподобие жизни растительного царства... Лес не передвигается, мы не можем его накрыть, подстеречь за переменою места. Мы всегда застаём его в неподвижности. И в такой же неподвижности застигаем мы вечно растущую, вечно меняющуюся, неуследимую в своих превращениях жизнь общества, историю”.

Выводы.

По Пастернаку, человек застаёт исторический процесс только на каком-то этапе. “История - вторая вселенная, которую воздвиг человек в ответ на явление смерти с помощью явлений времени и памяти”.

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Как связаны доктор и окружающий мир?

Кто в его воображении сливается с деревьями, стихией, ветками и так далее?

(Доктор в Мелюдеево, часть 5, гл. 6):

“Всё кругом бродило и всходило на волшебных дрожжах существования. Восхищение жизнью, как тихий ветер, широкой волной шло не разбирая куда по земле и городу, через стены и заборы, через древесину и тело, охватывая теплом всё по дороге”.

(Дневник в Варыкино, часть 9, гл. 8):

“Первые предвестия весны, оттепель. Воздух пахнет блинами и водкой, как на масляной, когда сам календарь как бы каламбурит. Сонно, масляными глазками жмурится солнце в лесу, сонно, ресницами им щурится лес, маслянисто блещут в полдень лужи. Природа зевает, потягивается, переворачивается на другой бок и снова засыпает”.

(В партизанском отряде, часть 11, гл. 7):

“Юрий Андреевич с детства любил сквозящий огнём зари вечерний лес. В такие минуты точно и он пропускал сквозь себя эти столбы света. Точно дар живого духа потоком входил в его грудь, пересекал всё его существо и парой крыльев выходил из-под лопаток наружу... «Лара!» - закрыв глаза, полушептал или мысленно обращался он ко всей своей жизни, ко всей Божьей земле, ко всему расстилавшемуся перед ним, солнцем озарённому пространству”.

(Уход из отряда, часть 12, гл. 9):

“Она была наполовину в снегу, наполовину в обмёрзших листьях и ягодах, и простирала две заснеженные ветки вперёд навстречу ему. Он вспомнил большие белые руки Лары, круглые, щедрые, и, ухватившись за них, притянул дерево к себе. Словно сознательным ответным движеньем рябина осыпала его снегом с головы до ног...”

Выводы.

По мнению автора, природа - волшебство, когда человек понимает её, он понимает жизнь. Доктору, а следовательно и автору, интересно всё окружающее, он всегда в ладу с природой. Свет мира входит в его грудь, от этого вырастают крылья, он может творить. Он часто чувствует, что Лара - это продолжение природы, чувствует, что стремление к ней - стремление к жизни. Поэтому и его уход из отряда - не предательство, а уход к жизни. И потеря Лары для него равносильна потери жизни.

Что является антитезой жизни в природе?
Где кончается жизнь Ю.Живаго?

Рельсы, трамвайные и железнодорожные пути, урбанистическая культура. В этом Б.Л. Пастернак традиционен, вспомним Н.Гумилёва и его «Заблудившийся трамвай»:

Мчался он бурей тёмной, крылатой,
Он заблудился в бездне времён...
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Вывеска... кровью налитые буквы
Гласят - зеленная, - знаю, тут
Вместо капусты и брюквы
Мёртвые головы продают.

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОТНОШЕНИЯ
С ЖИЗНЬЮ И СМЕРТЬЮ

1. Кончается ли роман со смертью Ю.А. Живаго? Что в конце?

Роман продолжается, рассказывая о жизни Тани, дочери Лары, но заканчивается всё же не этим, а стихами.

2. Как вы думаете, почему?

Стихи - то, что не может умереть.

3. Цикл стихов Ю.Живаго открывается стихотворением «Гамлет». Прочитайте. Почему оно носит такое название?

Оно решает “вечную” проблему о том, как жить, поднят гамлетовский вопрос: “быть или не быть”.

Какова основная мысль?

Человек в жизни должен сам пройти свой крестный путь и выпить чашу до дна.

4. Заключительное стихотворение - «Гефсиманский сад» (перед чтением учитель даёт справку и читает отрывок из Евангелия).

Что общего есть в первом и последнем стихотворении цикла?

Основная мысль, объединяющая оба стихотворения, - достижение бессмертия через христианскую идею страданий и крестного пути.

Кроме того, можно попросить ребят найти в других стихотворениях взгляд Ю.Живаго на эту проблему.

(Живаго у постели больной Анны Ивановны, часть 3, гл. 3):

“...сколько ни припомните, вы всегда заставали себя в наружном, деятельном проявлении, в делах ваших рук, в семье, в других. Человек в других людях и есть душа человека... Смерти не будет, говорит Иоанн Богослов... потому что прежнее прошло... потому что это уже видали... а теперь требуется новое, а новое есть жизнь вечная”.

(“Тифозный час” доктора, часть 6, гл. 15):

“И две рифмированные строчки преследовали его:

Рады коснуться
и
Надо проснуться.

Рады коснуться и ад, и распад, и разложение, и смерть, и, однако, вместе с ними рада коснуться и весна, и Магдалина, и жизнь. И - надо проснуться. Надо проснуться и встать. Надо воскреснуть”.

(Дневник в Варыкино, часть 9, гл. 7):

“Каждый родится Фаустом, чтобы всё обнять, всё испытать, всё выразить”.

(После боя на поляне, часть 11, гл. 4):

“В псалме говорится: Живый в помощи Вышнего. В грамотке это стало заглавием заговора: «Живые помощи»... Футлярчик был полураскрыт. Из него вывалилась сложенная бумажка. Доктор развернул её и глазам своим не поверил. Это был тот же девяностый псалом, но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности”.

(У Ларисы перед письмом от Тони , часть 13, гл. 17):

“Что-то сдвинулось в мире. Кончился Рим, власть количества... Вожди и народы отошли в прошлое. Личность, проповедь свободы пришла им на смену. Отдельная человеческая жизнь стала Божьей повестью, наполнила своим содержанием пространство вселенной”.

Выводы.

По Пастернаку, человек осознаёт себя лишь в жизни других или в том, что оставляет после себя. Следовательно, он изначально не может умереть, а живёт вечно.

Жизнь просто так не даёт ничего, поэтому каждого в жизни ждут его собственные страсти, страдания. Лишь пройдя их, он может надеяться на воскрешение. Жизнь - дар всем, без различия классов и каст, это объединяет всех. Она наполнила содержанием вселенную и даёт смысл всему. По мнению автора, понятие жизни одного человека и жизни народов уравновешены.

В качестве итоговой работы предлагаются сочинения на темы:

1. «Смерти не будет...» (по роману Б.Пастернака «Доктор Живаго»).
2. Место стихотворений Ю.Живаго в художественной структуре романа Б.Пастернака «Доктор Живаго».
3. Революция и гражданская война в судьбе русской интеллигенции в романе.
4. Женские образы и их роль в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго».

Идейно-тематическое содержание романа во многом обу-словлено тем, как сам автор характеризует свой замысел в 1946 го-ду в письме к сестре О. М. Фрейденберг: «Начал писать большой роман в прозе. Собственно это первая настоящая моя работа. Я в ней хочу дать исторический образ России за последнее сорокапяти-летие, и в то же время всеми сторонами своего сюжета, тяжелого, печального и подробно разработанного … эта вещь будет выраже-нием моих взглядов на искусство, Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое». Таким образом, «Доктор Живаго» за-думывался как «роман века» и как наиболее полное и объективное лирическое высказывание автора «о времени и о себе». «…Мне на темы жизни и времени хочется высказаться до конца и в ясности, так, как дано мне…», — писал Пастернак о работе над романом. Для него это не просто итог жизни и творчества, но концентриро-ванное выражение всего комплекса философских, религиозных, этических представлений, взгляда на собственную судьбу и пути мировой истории и культуры.

Одна из основных тем романа — это размышления об истории России, о ее прошлом, настоящем и будущем в контексте мировой ис-тории. Для Пастернака характерно близкое к толстовскому пред-ставление о ходе исторического процесса, которое он доверяет выра-зить Юрию Живаго: «Он снова думал, что историю, то, что называется ходом истории, он представляет себе совсем не так, как принято, и ему она рисуется наподобие растительного царства. …Истории никто не делает, ее не видно, как нельзя увидеть, как трава растет». Вот почему так часто в романе живая, постоянно воз-рождающаяся природа выступает олицетворением России и всей ис-тории человечества. Недаром наиболее близкие автору герои романа Юрий Живаго и Лара так тонко чувствуют природу, так близки ей, как бы растворены в природном начале. Основные идейно-тематические узлы романа представляют сопряжение человека и природы. Вот почему так важны в его идейно-художественной систе-ме природные образы, мотивы, уподобления: «…мимо в облаках го-рячей пыли, вздыбленная солнцем, как известь, летела Россия…».

Весь роман пронизывает и цементирует многозначный образ вьюги, метели, бури. Во-первых, это очистительная буря револю-ции, символ, сходный с блоковским из поэмы «Двенадцать» (симво-лична картина падающего на страницу газеты с первыми декрета-ми советской власти ноябрьского снега). Во-вторых, это неподвластный рассудку порыв чувств, захлестнувший героев по-добно снежной метели. И, наконец, этот образ сопряжен со столь же внезапным порывом творчества, захватившим Юрия Живаго и оп-ределившим его дальнейший путь. Именно через завесу зимней вьюги он видит с улицы кружок свечи, горящей в доме, где Лара ведет разговор со своим будущим мужем Антиповым. Тогда Юрий впервые слышит слова, наверное, самого знаменитого из стихов, завершающих роман: «Свеча горела на столе, свеча горела…». Так рождается поэт, который своим творчеством искупил не только свою жизнь, страдания, любовь, но и связал воедино разомкнувшиеся концы русской культуры, истории, восстановив «связь времен».

Подобными образно-тематическими нитями пронизано все ху-дожественное полотно романа, что придает ему особую цельность и органичность. Так в начале романа появляется образ бури, которая узнала десятилетнего Юру: «На дворе бушевала вьюга, воздух ды-мился снегом. Можно было подумать, будто буря заметила Юру и, сознавая, как она страшна, наслаждается производимым на него впечатлением. Она свистала и завывала и всеми способами стара-лась привлечь Юрино внимание». А в финале как будто эта же бу-ря собирает грозовую «черно-лиловую тучу», которая нагоняет трамвай, везущий изнемогающего от жары, задыхающегося Юрия Андреевича в его последний путь.

Именно в эти последние минуты жизни ему вновь приходит мыль о неком «принципе относительности на житейском ристалище», со-гласно которому происходят совершенно неожиданные, на первый взгляд, сближения, встречи, пересечения людей, судеб, времен и пространств. Эта мысль не раз звучит в романе, характеризуя не только его основной конструктивный принцип, но важнейшую для автора идею сопряженности всех жизненных явлений. Это касается и отмеченного выше взаимопроникновения человеческого и природ-ного начала, и той парадоксальной связи судеб многочисленных ге-роев романа, которая часто казалась читателям и критикам чем-то неестественным и надуманным. Более того, это еще одна важнейшая тема романа о связи единой русской культуры, которая, казалось бы, навсегда оборвалась под ударами революционных катаклизмов. Сам роман представляет собой художественный сплав разнообразных стилей, которые воплощают все ведущие традиции русской культу-ры. Это своего рода «обобщенный портрет русской культуры XIX-гг. начала XX веков». Показателен с этой точки зрения круг чтения ге-роев романа: «Бесы» Достоевского, «Война и мир» Толстого, «Евгений Онегин» Пушкина и многое другое, что составляет «золотой фонд» русской культуры. Об этом говорят, спорят, размышляют герои, а вместе с тем все яснее становится проблема, столь важная для автора: что происходит, когда сталкивается богатейшая культура народа, содержащая его мощнейший духовный потенциал, и воинствующая «антикультурность», бездуховность, после свершившейся революци-онной ломки вековых традиций заполнившая собой, казалось бы, все национальное культурно-историческое пространство. В этой чудо-вищной схватке становится очевидным, что же на самом деле из культурно-исторического наследия России может быть уничтожено, разрушено, искажено, а что вечно и неразрушимо, несмотря на все революции и войны. При этом Пастернак дает «портрет» русской культуры не изолированно, а вписывает его в общемировое культур-ное пространство. Не только русская, но и зарубежная литература отражается на страницах романа (в доме Живаго читают Диккенса и Стендаля), обсуждаются различные философские системы, полити-ческие события, которым разные герои дают различные толкования в соответствии с собственной позицией. Но все они подчеркивают именно идею неразрывности и слитности. Так целиком ушедший в революционную борьбу Антипов-Стрельников рассуждает в разгово-ре с Живаго: «…Весь этот девятнадцатый век со всеми его револю-циями в Париже, несколько поколений русской эмиграции, начиная с Герцена, все задуманные цареубийства… все рабочее движение мира, весь марксизм в парламентах и университетах Европы… все это впитал в себя и обобщенно выразил собою Ленин, чтобы олице-творенным возмездием за все содеянное обрушиться на старое.

Рядом с ним поднялся неизгладимо огромный образ России, на глазах всего мира вдруг запылавшей свечой искупления за все бездолье и невзгоды человечества». Несмотря на различия в отноше-нии к свершившемуся перевороту, герои романа, как и сам автор, признают неизбежность происходящего. «Какая великолепная хи-рургия!» — восклицает не признавший новой жизни и так и не вписавшийся в нее Юрий Живаго. При всем его несогласии с новым строем, нивелирующим и уничтожающим личность, в самой рево-люции он видит нечто артистически гениальное. «Это небывалое, это чудо истории, это откровение ахнуто в самую гущу продолжаю-щейся обыденщины, без внимания к ее ходу. Это всего гениаль-нее». Очевидно, что автор доверяет герою выразить свои размыш-ления о непреднамеренности исторического развития, а потому, несмотря на все ужасы революции, она воспринимается как дан-ность, неизбежность, вовлекающая человека, как песчинку, в водо-ворот событий. Для Пастернака войны, революции, цари, Робеспье-ры — «бродильные дрожжи» истории. Фанатики, подобные Антипову-Стрельникову, делающие революции, в несколько часов и дней ломающие весь прежний жизненный строй, — «гении само-ограничения» во имя признаваемой ими «великой идеи». Но что же следует за этим?

«Десятилетиями, веками поклоняются духу ограниченности, приводящей к перевороту, как святыне». Именно это для Пастер-нака одно из самых страшных последствий революции для России. В результате ее установилось царство посредственности, которое отторгает, преследует, уничтожает все истинно живое и творческое. Именно потому к новой жизни смогли приспособиться и устроиться в ней люди, подобные Дудорову и Гордону, но не нашлось места свободной, творческой личности, подобной Юрию Живаго. «Стереотипность того, что говорил и чувствовал Дудоров, особен-но трогала Гордона. …Добродетельные речи Иннокентия были в духе времени. Но именно закономерность, прозрачность их ханже-ства взрывала Юрия Андреевича. Несвободный человек всегда идеализирует свою неволю. Юрий Андреевич не выносил поли-тического мистицизма советской интеллигенции, того, что было ее высшим достижением или как тогда бы сказали — духовным по-толком эпохи». Оказывается, что революция убивает не только сво-ей жесткостью («если враг не сдается, его уничтожают»), но сама по себе противоречит жизни, отвергает ее. «…В наше время очень уча-стились микроскопические формы сердечных кровоизлияний, — с медицинской точностью отмечает доктор Живаго. — …Это болезнь новейшего времени. Я думаю, ее причины нравственного порядка. От огромного большинства из нас требуют постоянного, в систему возведенного криводушия. Нельзя без последствий для здоровья изо дня в день проявлять себя противно тому, что чувствуешь; рас-пинаться перед тем, чего не любишь, радоваться тому, что прино-сит тебе несчастье». Материал с сайта

Так тема России, ее истории и культуры, размышления о зако-номерностях исторического процесса неразрывно связывается в ро-мане с его главной философской темой — жизни, смерти и бессмер-тия. В прозаической части романа она наиболее четко выражена в размышлениях дяди главного героя — Николая Николаевича Веденяпина, «расстриженного по собственному прошению священни-ка». Он утверждает: «…человек живет не в природе, а в истории… в нынешнем понимании она основана Христом… Евангелие есть ее обоснование», — и задается вопросом: «А что такое история? Это ус-тановление вековых работ по последовательной разгадке смерти и ее будущему преодолению». Что же необходимо для обретения бес-смертия? «Это, во-первых, любовь к ближнему, этот высший вид живой энергии… и затем это главные составные части современного человека, без которых он немыслим, а именно идея свободной лич-ности и идея жизни как жертвы». Так основные идейно-тематические линии романа смыкаются и выходят на его главную тему — жизни, смерти и бессмертия человека в христианском по-нимании. Для Пастернака явление Христа и есть начало подлин-ной истории человечества: «Только после Него началась жизнь в потомстве, и человек умирает не на улице под забором, а у себя в истории, в разгаре работ, посвященных преодолению смерти, уми-рает, сам посвященный этой теме». По мысли автора, после прише-ствия Христа история человечества начинает проецироваться в веч-ность. Модель личности в романе — это и есть Христос: с его приходом, как пишет Пастернак, «народы и боги прекратились» и «начался человек». Недаром образ Христа у Пастернака «подчерк-нуто человеческий, намеренно провинциальный», ведь благодаря этому каждый человек обретает надежду на бессмертие. Это «…человек-плотник, человек-пахарь, человек-пастух в стаде овец на заходе солнца, человек, ни капельки не звучащий гордо, чело-век, благодарно разнесенный по всем колыбельным песням мате-рей и по всем картинным галереям мира». Мировоззренческий центр романа — это идея воскресения и бессмертия, которая про-является в чувстве личности, соизмеримой с миром. Показательны в этом отношении размышления Юрия Живаго: «Смерти нет. Смерть не по нашей части. А вот вы сказали: талант, это другое де-ло, это наше, это открыто нам. А талант — в высшем широчайшем понятии есть дар жизни». Именно так идея бессмертия реализуется в романе в судьбе Живаго: после его смерти осталась память о нем в сердцах близких ему людей, остались его стихи, которые и завер-шают всю книгу. «Стихотворения Юрия Живаго» для романа своего рода катарсис, прорыв в бессмертие после тяжелого сюжета, этот прорыв в вечность. Вот почему среди этих стихов так много тех, ко-торые непосредственно связаны с христианскими темами, мотива-ми и образами: «На страстной», «Рождественская звезда», «Чудо», «Магдалина», «Гефсиманский сад». Именно в этом ряду появляется и один из самых значимых для русской литературы «вечных обра-зов» — Гамлет, а вместе с ним проблема нравственного выбора, по-ставленная в романе как основополагающая для каждого из героев, выходит на общечеловеческий уровень. Мысль о сложности и ответ-ственности выбора, о его возможных последствиях, о праве челове-ка на пролитие крови, проходящая через весь роман, проецируется на судьбу его автора и обращается к читателям. Так «Стихотворе-ния Юрия Живаго» оказываются не только идейно-тематически связаны с основными линиями произведения, но и завершают их развитие на новом уровне художественного обобщения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • доктор живаго подробное краткое содержание с цитатами
  • идейное содержание доктор живаго
  • идейно тематическое содержание евгения онегина
  • громкая русской лирика 1960х концепция мира и человека
  • “доктор живаго”: тематика, основные мотивы,



Top