«Гордость и предубеждение. Новаторство Джейн Остин: писательница, соединившая литературные эпохи Джейн остин интересные факты

Знание жизни и особый такт в изображении характеров, которые читатель не может не узнать, чем-то напоминают на достоинства фламандской школы живописи. Сюжеты редко бывают изысканными и, разумеется, никогда — грандиозными, но они выписаны близко к природе и с точностью, восхищающей читателя.

В. Скотт

Сегодня мы поведем разговор об английской литературе начала 19 века, речь пойдет о творчестве автора, который не был сторонником романтической эстетики. Попытаемся понять, почему его сочинения пользуются вниманием у читателей.

Джейн Остин занимает особое место в литературе Англии XIX столетия: она продолжает традиции реалистической литературы XVIII века и является связующим звеном между реализмом Просвещения и реализмом XIX века. Она родилась и творила во времена господства романтизма, но сама использовала иной творческий метод и проповедовала иные ценности, порой подвергая критике и пародии романтические штампы и идеалы (яркий пример — роман “Нортенгерское аббатство”). По-настоящему ее творчество было оценено уже после смерти писательницы, которая прожила недолгую жизнь. Ее романы скорее предвосхищают прозу XIX столетия, а не современных ей романтиков, стремившихся изображать необычное, таинственное, яркое.

О самой писательнице известно досадно мало: ее сестра, Кассандра Остин, то ли выполняя волю Джейн, то ли скрывая какую-то семейную тайну, а может быть, стремясь уберечь личную жизнь покойной от нескромных взглядов, уничтожила большую часть переписки и тем самым лишила биографов ценнейшего материала.

Родилась будущая романистка в семье провинциального священника, рано проявила интерес к литературе и философии и незаурядные художественные дарования. Еще в юном возрасте будущая писательница познакомилась с сочинениями историков и философов XVIII в., произведениями Филдинга, Ричардсона. Стерна. Первые литературные опыты пятнадцатилетней Джейн представляли собой пародии на популярную беллетристику конца XVIII в., в которой преобладали сентиментальные мотивы и готические ужасы. Юношеские сочинения Остин, известные под названием “Ювенилиа”, не были опубликованы при ее жизни; впервые они увидели свет в отрывках в 1871 г.

Отец Джейн Остин принадлежал к состоятельному духовенству, был в родстве с “джентри” (местным дворянством), закончил Оксфордский университет, имел приход в Хэмпшире (не случайно в романах Остин часто фигурируют священники, главные герои выбирают именно такое призвание); мать ее происходила из знатного дворянского рода. Семья Джорджа Остина была большой: шесть сыновей и две дочери (Джейн была седьмым ребенком в семье). Остины жили в скромном достатке. Атмосфера в семье отличалась спокойствием, веселостью и добродушием.

На протяжении всей жизни эстетические принципы писательницы не менялась: она оставалась убежденным реалистом, стремившимся правдиво отображать окружающий мир. Отличительной особенностью реализма является обращение искусства к непосредственному изображению повседневной жизни людей, лишённому какой-либо религиозной или мифологической сюжетной мотивировки. П ри этом Остин писала лишь о том, что сама хорошо знала: поэтому ее романы могут показаться камерными, ограниченными сферой изображения. Остин никак не освещает исторические события, современницей которых она являлась: Великую французскую революцию, наполеоновские войны, восстание в Ирландии и первые выступления луддитов. Она сознательно ограничивала себя изображением обыденной жизни провинциального дворянства — круга людей, к которому она сама принадлежала, чью жизнь хорошо знала и наблюдала.

Почему сочинения Д. Остин пользуются популярностью?

Творческий путь Остин обычно делят на два этапа. Деление это условно. Писательница не стремилась скорее издать свои сочинения, тщательно их дорабатывала. Поэтому романы первого и второго периодов выходили в свет почти одновременно. Романы “Чувство и чувствительность” (1795, опубл. в 1811), “Гордость и предубеждение” (1796. опубл. в 1813), “Нортенгерское аббатство” (“Аббатство Нортэнгер”) (1798, опубл. в 1818) относятся к первому периоду, а “Мэнсфилд-парк” (опубл. 1814), “Эмма” (опубл. 1816), “Доводы рассудка” (опубл. 1818) — ко второму. Последний изданный при жизни роман писательницы — “Эмма”. “Доводы рассудка” — последнее из созданных сочинений и ранний роман “Нортенгерское аббатство” вышли уже после смерти автора в 1818 году. Все прижизненные издания вышли без имени автора.

Писательница выступает на литературной сцене в то время, когда там господствуют “чувствительные” романы, готические произведения, а также сочинения, в которых была замысловатая интрига, невероятные приключения и четкое разграничение порока и добродетели. Не случайно в то время высшим видом искусства англичане признавали поэзию. Джейн Остин изменила отношение к жанру романа, что затем продолжил В. Скотт.

Место действия в произведениях Дж. Остин — английская провинция. Писательница отказалась от панорамного изображения действительности, круг героев в ее сочинениях ограничен, особое внимание она уделяла изображению процесса формирования характера под воздействием обстоятельств (это важный принцип реалистического искусства) . В романах Остин не происходит ничего необычного; в них изображается будничная повседневная жизнь и заботы обыкновенных людей; если и происходит что-либо драматическое, то это никогда не перерастает в трагедию. Перед читателем предстает галерея ярких, узнаваемых характеров, показанных в их привычной среде.

Мастерство автора проявилось в умении ненавязчиво, с присущей ей тонкой иронией подчеркнуть в каждом из героев главное, сорвать с некоторых покров внешней благопристойности, респектабельности и показать их истинное лицо. На фоне современной ей литературы произведения Джейн Остин выделялись изысканной простотой, точностью и глубиной социально-психологических мотивировок поведения персонажей, стилистическим мастерством. Первый отзыв о творчестве писательницы дал В. Скотт (1816 г.) в рецензии на роман “Эмма”: “Знание жизни и особый такт в изображении характеров, которые читатель не может не узнать, чем-то напоминают нам достоинства фламандской школы живописи. Сюжеты редко бывают изысканными и, разумеется, никогда — грандиозными, но они выписаны близко к природе и с точностью, восхищающей читателя”.

Писательница не стремилась наполнить свои произведения дидактизмом, не идеализировала героев, избегала мелодраматизма — всего, что было присуще прозе её времени. В сочинениях Остин отсутствуют подробные описания, развернутые портретные и пейзажные характеристики, авторские комментарии. Герои романов проявляют себя в поступках и речах. В основном все повествование держит мастерски выстроенный диалог, который и раскрывает поведение героев, их психологию, нравственные борения. Активно использовала писательница прием несобственно-прямой речи для характеристики внутреннего мира героев, внешние детали, подтекст. Другая особенность романов Остин — ирония, которая проявляется в несоответствии поступков и речей героев, в характеристиках, которые дает им автор.

Как отмечает Е. Гениева: “Мир романов Джейн Остин — это мир обычных мужчин и обычных женщин: молоденьких "уездных" девушек, мечтающих о замужестве, гоняющихся за наследством, почтенных матрон, отнюдь не блистающих умом, себялюбивых и эгоистичных красоток, думающих, что им позволено распоряжаться судьбами других людей. Хотя этот мир лишен таинственности, которая была в такой чести у современников Джейн Остин, он отнюдь не безоблачен. Здесь властвуют эмоции, случаются ошибки, порожденные неправильным воспитанием, дурным влиянием среды. Джейн Остин смотрит на этот мир и на своих героев иронично. Она не навязывает читателям моральной позиции, но сама никогда не выпускает ее из поля зрения”.

Писательница продолжала традиции Г. Филдинга и создавала “смешанные характеры”, лишенные однолинейности. Ее герои многогранны, часто они заблуждаются, совершают ошибки, но они способны трезво оценивать себя, преодолевать слабости и заблуждения. Под влиянием обстоятельств, окружающей среды, случая происходит развитие их характеров, становление личности.

Гордость и предубеждение” (“Pride and prejudice”, 1796—1797) — одно из лучших произведений Остин, которое писательница считала своим “любимым детищем”. В центре романа — провинциальное семейство Беннетов, где выросли пять дочерей, достаточно разных. Две старшие Джейн и Элизабет очень не похожи на своих младших сестер: они умны, отличаются умением вести себя в обществе. Вторая из дочерей Элизабет выделяется среди прочих: она образована, отличается живым умом, наблюдательностью, ироничностью. Хотя она дочь небогатого помещика, в ней развито чувство собственного достоинства, которое особенно ранят бестактные поступки ее матери и младшей сестры Лидии. Ей противостоит назаурядный аристократ Дарси, гостящий в соседнем имении. Дарси не скрывает своего презрения к провинциальному обществу и вначале ведет себя подчеркнуто высокомерно в присутствии Элизабет и ее близких. В свою очередь в Элизабет, возмущенной и обиженной таким отношением, рождается предубеждение против Дарси. Конфликт в романе — столкновение Элизабет и Дарси. Сюжет строится на двойной ошибке, совершенной героями из-за гордости и предубеждения, причины которых — в сословных и имущественных отношениях (Элизабет стоит на социальной лестнице ниже Дарси). Оскорбленная гордость в сочетании со случайностью — знакомство с врагом Дарси Уикхемом — рождает в душе героини предубеждение. На счет Уикхема она заблуждается, считая его жертвой. Поворотом в ее отношении к Дарси становится письмо последнего, которое вынуждает Элизабет задуматься, а затем и освободиться от ложных умозаключений. Лишь постепенно, лучше узнавая друг друга, и под влиянием вспыхнувшего взаимного чувства герои преодолевают свои заблуждения, слабости и недостатки.

Дарси тоже предубежден против семейства Беннет, поэтому вынесенные в заглавие слова относятся как к Дарси, так и к Элизабет: оба героя находятся под влиянием гордости и предубеждения.

Герои романа окружены множеством других персонажей, дающих яркое представление о нравах, обычаях и психологии привилегированных слоев английского общества на рубеже XVI II и XIX вв.

В произведении мы наблюдает процесс развития характеров героев под влиянием обстоятельств, которые позволяют им узнать друг друга, увидеть то, что скрыто за горделивостью Дарси и за насмешливостью Элизабет.

Образы главных героев отражают авторский идеал личности: Джейн Остин не принимала ни полного отказа от принципов разумности, слепого следования страстям, ни голого рационализма. Чувство и разум, по мнению писательницы, должны быть уравновешены, должны быть в гармонии. Герои, отступающие от этого правила, нарушают норму разумности и попадают в сложные ситуации, они не могут понять других людей, мотивы их поступков.

Вопросы брака, не только самого устройства жизни, но ответственности в выборе спутника и спутницы, которые несут родители и сами молодые люди, — одна из главных тем в “Гордости и предубеждении”.

Остин, как и ее современники-романтики, часто использует в своих произведениях прием контраста, подчеркивая своеобразие героев: так добрая, стремящаяся всех оправдать Джейн является любимой сестрой насмешливой, острой на язычок Элизабет. В раннем романе “Чувство и чувствительность” писательница создала образы двух сестер: восторженной, экзальтированной максималистичной Марианны и разумной, сдержанной, но одновременно глубоко чувствующей Элинор. Эти героини оказываются в подобных ситуациях: влюбляются и сталкиваются с невозможностью соединения с объектом чувства. И если Элинор скрывает свои переживания, старается не давать своим близким повода для беспокойства, то Марион упивается как своим счастьем, так и горем, выставляя чувства на всеобщее обозрение.

Яркий образ романа “Гордость и предубеждение”, ставший нарицательным в английской культуре, — кузен Коллинз, самовлюбленный карьерист, педант, превыше всего ценящий покровительство знатных особ. Остин мастерски использует прием речевой характеристики героев, характеры которых выявляются в манере держать себя с собеседниками. “Письмо его — такая смесь раболепия и самодовольства”, — так характеризует Коллинза мистер Беннет.

Мистер Коллинз не был одаренной натурой. И это упущение природы не было восполнено в нем воспитанием и общением с людьми. Большую часть жизни он провел под надзором отца — человека необразованного и мелочного. Находясь в университете, он прослушал курс наук, но не завел сколько-нибудь полезных знакомств. Подавленный отцовским воспитанием, первоначально привившим его характеру раболепие, он приобрел со временем самодовольство недалекого человека, который живет сам по себе и неожиданно рано преуспел в жизни. Благодаря счастливой случайности он подвернулся вдове сэра Льюиса де Бёра в тот момент, когда освободился хансфордский приход. Почтение к ее высокому рангу, благоговение перед личностью патронессы и вместе с тем высокое мнение о собственной персоне, авторитете священнослужителя и правах главы церковного прихода сделали из него человека, в характере которого своеобразно переплелись высокомерие и угодничество, самодовольство и униженность” (гл. XV ).

Образ мистера Беннета — тоже яркий человеческий тип. “Это один из тех портретов из обыденной жизни, который показывает талант нашего автора с самой выгодной стороны. Один наш друг, которого писательница никогда в жизни не видала и о котором не слыхала, был немедленно признан в своем семействе прототипом мистера Беннета, и мы не знаем, не носит ли он и посейчас это прозвище”, — так писал в своей рецензии Вальтер Скотт.

Английский писатель XX века Сомерсет Моэм был более критичен в оценке романа Остин: “Гордость и предубеждение” — отлично построенный роман. Эпизоды следуют один за другим естественно, наше чувство достоверности нигде не страдает. Может показаться странным, что Элизабет и Джейн хорошо воспитаны и ведут себя прилично, в то время как их мать и три младшие сестры… “заметно ниже нормы”, но сделать их такими было необходимо для развития сюжета. Я и сам, помню, задавался вопросом, как мисс Остин не обошла этот опасный поворот, сделав Элизу и Джейн дочерьми миссис Беннет от первого брака мистера Беннета, а миссис Беннет — его второй женой и матерью трех младших дочерей”.

Большое значение Остин придавала вопросам воспитания. По ее мнению, недостатки воспитания в детстве являются серьезным препятствием к развитию личности, общению человека с окружающими в последующие периоды жизни. Часто избалованность героев — результат попустительства со стороны родителей (Лидия Беннет), порой — следствие высокого самомнения, обусловленного высоким положение в обществе (леди Кэтрин де Бёр). Дарси, объясняя Лиззи свое прежнее поведение, отмечает, что его “чрезмерно великодушные родители” воспитали в нем эгоизм, властность и пренебрежение ко всем, кто находился за пределами их семейного круга. Практически во всех произведениях писательницы изображается процесс изменения личности героев под влиянием обстоятельств их жизни, что позволяет рассматривать произведения Остин как романы воспитания.

Идея романа “Гордость и предубеждение” заключается в утверждении мысли о том, что недостатки людей, неумение понять других могут стать препятствием к их счастью, а способность подняться над своими предубеждениями дарует возможность благополучия.

Эмма” — зрелый роман Остин1816 года, который она сама ценила не очень высоко, так как в семейном кругу отзывы об “Эмме” не были восторженными: на семейном совете признали, что в романе нет ни действия, ни благородных характеров. Рецензии, появившиеся в 1816 году практически совпадали с семейным “приговором”.

Однако именно это сочинение получило весьма лестную оценку в статье Вальтера Скотта за “знание жизни и особый такт в изображении характеров, которые читатель не может не узнать”. Роман, по его мнению, “показывает глубокое знание человеческого сердца, и это знание поставлено на службу чести и добродетели”. В этом зрелом произведении талант писательницы проявился особенно ярко, ее ироничный ум создал запоминающиеся и узнаваемые образы, которые будут интересны и современным читателям. Английскую романистку отличает хорошее знание человеческой природы, способность показать распространенные недостатки с юмором.

Главной героиней является молодая дворянка Эмма Вудхаус, которая на глазах читателя проходит путь развития: осознает свои заблуждения и ошибки и находит верный тон в отношениях с людьми. Можно причислить сочинение Остин к романам воспитания, так как Эмма взрослеет, сталкиваясь с жизненными обстоятельствами.

Вначале перед нами предстает весьма самоуверенная девушка, которая мнит себя знатоком человеческих чувств: на самом деле она просто заметила взаимную склонность своей гувернантки мисс Тейлор и мистера Уэстона, достойнейшего человека. Роман начинается как раз с сообщения о замужестве наставницы юной леди.

На первых страницах автор описывает образа жизни Эммы, ее положение в обществе: “Вудхаусы были тут первыми по положению” и сообщает о первом горе, омрачившем жизнь героини — о расставании с “милым другом” мисс Тейлор. Именно утрата наперсницы толкает героиню на поиски замены, которую она видит в лице выпускницы пансиона миссис Годдард Гарриет Смит. Джейн Остин очень тонко подмечает причины стремления юной Эммы покровительствовать новой подруге: молодой девушке нужны развлечения и осознание собственной значимости, а признательность Гарриет льстит ее самолюбию: “…она была столь далека от навязчивости, столь прилично держалась на должном расстоянии, дышала такой признательностью за то, что допущена в Хартфилд…все это изобличало в ней здравый смысл и заслуживало поощрения”.

Джейн Остин иронизирует над Эммой, которая берется устроить счастье своей подруги, а на самом деле едва не расстраивает весьма удачный брак последней с местным фермером мистером Мартином. Юная героиня постоянно ошибается в своих оценках людей: так местный священник мистер Элтон оказывает знаки внимания вовсе не Гарриет Смит, а самой Эмме, чего последняя долго не замечает и попадает в нелепую ситуацию; Фрэнк Черчилл кажется ей искренним и откровенным, а он тайно помолвлен с Джейн Фэрфакс, над которой Джейн вместе с ним подшучивает.

Постепенно убежденность героини в своем знании человеческой природы уступает место сомнениям и раскаянию, чему в немалой степени способствует давний друг семьи и сосед мистер Найтли. Этот зрелый мужчина символизирует в романе разум, он искренне переживает за Эмму, стремится помочь ей избавиться от снобизма и стать внимательнее к окружающим.

Конфликт в романе — столкновение Эммы с жизненными обстоятельствами, которые расстраивают все ее матримониальные планы.

Весьма интересны образы не только главных героев, но и второстепенных персонажей: мисс Бэйтс, Джейн Фэрфакс, мистера и миссис Элтон. Писательница использует прием “кривого зеркала: недостатки Эммы присущи и неприятной миссис Элтон, которая стремится покровительствовать несчастной Джейн Фэрфакс. Ведь и сама героиня навязывает собственное мнение Гарриет, совсем не считаясь с чувствами и склонностями молодой девушки. Остин высмеивает и невинные слабости мистера Вудхауса: он очень тревожится о здоровье каждого, боится сквозняков и необходимости покидать свой уютный дом, а самое ужасное, по его мнению, когда люди вступают в брак. Автор иронизирует над ним: ведь в начале романа отец Эммы сетует на замужество гувернантки, а в финале произведения ему приходится смириться с браком младшей дочери.

Еще один объект иронии автора — мисс Бэйтс, старая дева, весьма велеречивая, она вызывает насмешки и раздражение Эммы, и только вмешательство мистера Найтли, который резко отчитывает свою юную подругу, заставляет мисс Вудхаус осознать собственную бестактность.

В романе есть место и юмору, и серьезным размышлениям. Мастерство Остин проявилось в умении создать живые, запоминающиеся образы, которые воплощают в себе пороки и слабости, присущие людям разных эпох. Именно это объясняет востребованность произведений английской писательницы и в наше время.

Весьма высоко творчество Остин оценивал классик английской литературы 20 века Джон Фаулз: он отмечал сценическую магию романа “Эмма”. В этом произведении, по его мнению, нет ни малейшего изъяна, посредством внешнего описания законченный реалистический характер может создать любой литератор, Остин умеет показать героя изнутри, через поступки. Ее конек — персонажи, которые с ходу не могут понравиться (Эмма, Элинор), но «она побуждает полюбить их против нашей воли». «Хорошие люди у нее — те, для кого чувства других важнее собственных; плохие — те, кто считает наоборот». Джейн Остин станет для Фаулза эталоном реалистической прозы.

4. Михальская Н.П. История английской литературы: Учебник для вузов (Гриф УМО). 2-е изд., стер. М.: Академия, 2007. 5. Храповицкая Г. Н., Коровин А. В. История зарубежной литературы: западноевропейский и американский романтизм: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Г. Н. Храповицкой. М.: “Академия”, 2007.

6. Демурова Н. Гордость и предубеждение: Роман / пер. с анг. И. Маршака. СПб.: Издательский дом “Азбука-классика”, 2009. С. 5-22.

© Елена Исаева


— Джейн Остин знала азбуку немых. Предполагается, что второй сын Джорджа и Кассандры Остин, названный в честь отца так и не научился говорить.

— Джейн Остин говорила по-французски с изяществом, совершенно не свойственным провинциальным барышням. Заслуга в этом ее кузины Элайзы, вдовы французского дворянина графа де Фейида. Де Фейид погиб на гильотине во время революции, а Элайзе удалось убежать в Англию, где она долгое время жила в семье Остинов. Она пристрастила Джейн и других родственников к театру. Мистер Остин даже выделил амбар для домашних постановок. На Элайзе впоследствии женился один из братьев Джейн — Генри Томас (всего у Джейн было шесть братьев).

Иллюстрация к роману «Гордость и предубеждение». Хью Томсон, 1894.

— На рубеже 18 и 19 веков женщине заниматься писательским трудом считалось неприличным - все равно что в мужском костюме ходить. Поэтому все первые издания Джейн Остин: прижизненные («Разум и чувство» (1811), «Гордость и предубеждение» (1813), «Мэнсфилд Парк» (1814) и «Эмма» (1816)) и посмертные («Нортенгерское аббатство» и «Убеждение», 1818)) — вышли без имени автора. Мисс Остин долго скрывала свои занятия, даже от близких друзей. Она писала на небольших листках почтовой бумаги, которые можно было быстро спрятать, если бы кто-нибудь неожиданно застал ее за занятием. Кроме того, у писательницы была особая сигнализация - скрипучая дверь в холле. Джейн отвергала все попытки починить ее.

— Имя мистера Коллинза, напыщенного и глупого священника из романа «Гордость и предубеждение» стало нарицательным в английском языке и означает на­пыщенность, помпезность, низкопоклонство, упоение титулом и положением. Существует выражение «Не sent me a Collins» (Он послал мне «коллинза») — это значит письмо, пространное, нудное, испещренное глупыми банальностями.

— Редьярд Киплинг написал рассказ «Джейнисты», в котором описал клуб, организованный офицерами одного полка, поклонниками творчества Остин. В рассказе подвыпивший официант (от его лица ведется повествование) говорит: «Нет уж, простите, господа хорошие, но тут я кое-что знаю, я можно даже сказать, достаточно проинформирован по этому вопросу. У нее-таки есть один законный отпрыск. сынок, — да-с. И зовут его — Генри Джеймс!».
Генри Джеймса действительно многие считают наследником литературной традиции Остин, когда целые картины и сцены в произведении воссоздаются не в авторском восприятии, а в восприятии героев.

— Зимой 1815 года Джейн Остин гостила в Лондоне, и с ней связался преподобный Дж. С. Кларк, личный секретарь принца-регента. Он передал ей, что его высочество не возражает, если будущие свои произведения Остин посвятит ему. Она написала в ответ (через четыре месяца!), обязательно ли ей надо воспользоваться подарком? Ответили, что да. Тогда на титуле новой книги «Эмма» Остин пишет: «Его Королевскому Высочеству Принцу-Регенту С разрешения Его Королевского Высочества труд этот с уважением посвящает Его Королевского Высочества Послушный и скромный слуга, Автор», — чувствуете издевку?
Позднее принц-регент выступал с предложениями создать положительный образ священника (а то все служители церкви у Остин выписаны пародийно или сатирически) и написать исторический роман, прославляющий деяния Саксен-Кобургского дома. Оба предложения Джейн Остин отвергла, ссылаясь на бездарность.

Иллюстрация к роману «Гордость и предубеждение». Ч. Э. Брок, 1895

— О том, что своих героев Джейн Остин видела в подробностях (хотя никогда не описывала в книгах внешности, ограничиваясь общего значения прилагательными - типа «красивый», «некрасивый»), свидетельствует пассаж из ее письма к сестре Касандре (рассказывается о посещении лондонской картинной галереи, куда Джейн ходила рассматривать портреты в поисках подходящих образов для своих героинь): «Это сама миссис Бингли, до малейших подробностей, рост, общее прелестнее выражение,- ничего более похожего я не видела! Она одета в белое платье с зеленой отделкой, и это убеждает меня в том, что я всегда подозревала: зеленый — ее любимый цвет. Думаю, что миссис Дарси (т.е. Элизабет Беннет) будет в желтом». Далее она сообщает, что искала изображение Элизабет на выставке Дж. Рейнолдса, но не нашла никого похожего: «Мне остается только подумать, что мистер Дарси настолько ценит любое ее изображение, что не захотел выставлять его на обозрение публики. Я полагаю, что у нас тоже было бы подобное чувство — смесь любви, гордости и сдержанности».

— Большим почитателем таланта Джейн Остин был Вальтер Скотт. А вот Шарлотта Бронте не разделяла восторгов современников: «И что же я там (в романе Джейн Остин - прим. ред) нашла? Точное, как на дагерротипе, изображение банального лица, тщательно отгороженный, хорошо ухоженный сад с ровными бордюрами и нежными цветами; ни одной яркой, дышащей физиономии, ни открытых просторов, ни синих гор, ни серебристых ручьев». По сравнению с «глубокой и мудрой» Жорж Санд, Джейн Остин всего лишь «наблюдательная и неглупая», считала мисс Бронте.


На пути к славе Джейн Остин пришлось преодолеть немало трудностей, в числе которых были природная скромность, не позволявшая ей подписывать свои творения, неистребимая провинциальность уроженки Хэмпшира и даже предубеждение читателей к авторам женского пола. Первая попытка писательницы опубликовать свое творение окончилась плачевно: в 1797 году лондонский издатель отказался даже ознакомиться с произведением мисс Остин, озаглавленным "Первые впечатления". Шесть лет спустя, другой издатель приобрел за десять фунтов рукопись "Сьюзан", нового произведения писательницы, что стало определенным прогрессом. Впрочем, прочитав роман, издатель все равно решительно отказался его публиковать. Столь воодушевляющее начало несколько охладило пыл начинающей литераторши.

Но материал у нее был благодатный - маленькие сельские радости окружающей жизни, мелкопоместные балы, сплетни знакомых кумушек и визиты в соседние деревеньки к друзьям и родственникам. Об этом Джейн Остин могла порассказать многое. А когда женщине есть что сказать, ее не остановит даже недальновидное упорство лучших лондонских издателей.

Первые впечатления

Джейн Остин родилась 16 декабря 1775 года в деревушке Стивентон, на северо-востоке графства Хэмпшир. Ее отец, Джордж Остин, был приходским священником и происходил из семьи врача. В восемнадцатом столетии эта профессия была не слишком почитаемой, во всяком случае, даже мелкопоместных бедных дворян от врачей отделяла весьма ощутимая социальная грань. Поэтому женитьба на Кассандре Ли, чьими пусть и далекими, но все же родственниками, были представители земельной аристократии, для бедного священника была шагом вверх по общественной лестнице. Джейн стала седьмым ребенком и второй дочерью в семье. Ее отец обладал вполне приличным доходом (около 600 фунтов в год), благодаря приходящим (а то и живущим в его доме) ученикам, но богатым его назвать никак было нельзя. Как и мистер Беннет в «Гордости и предубеждении», он не мог дать за своими дочерьми большого приданого. Это без сомнения сыграло свою роль в их судьбе.

Образование Джейн академическим назвать трудно, но его было вполне достаточно для женщины тех времен, когда и в кошмарном сне верноподданному ее величества не могла бы присниться дама на избирательном участке. Джейн посещала школу в Рединге, хотя явно была слишком мала, чтобы вынести что-нибудь существенное из этого образования. Но в школе училась ее сестра Кассандра - а мать Джейн всегда говорила: "Если бы Кассандре голову собирались отрубить, Джейн бы тоже этого захотела". Однако вскоре в школе разразилась эпидемия, и девочек забрали домой. С тех пор Джейн и Кассандру обучали в основном дома - и самому необходимому. А основными достоинствами образованной женщины в те времена считались умение музицировать и рисовать.

Впрочем, недостаток образования Джейн восполняла чтением. Она одинаково любила серьезную и развлекательную литературу и с удовольствием поглощала многочисленные романы, которые приобретал ее отец (к 1801 году в его библиотеке хранилось более 500 томов). Какими бы благопристойными ни были ее романы, не стоит забывать, что она была хороша знакома с творчеством Филдинга и Ричардсона, чьи стиль и сюжеты были гораздо более раскрепощенными, чем произведения авторов приближающейся викторианской эпохи. В числе любимых книг Джейн Остин были восхваляемые ею в "Нортенгерском аббатстве" романы "Сесилия" и "Камилла" Берней, а также "Белинда" Марии Эджворт. Кроме того, Джейн увлекалась произведениями Вальтера Скотта и Байрона. Впрочем, даже к романтическим произведениям маститых авторов Джейн относилась с изрядной долей иронии. Например, в одном из писем она писала, что прочитала "Корсара" Байрона "от нечего делать, штопая белье".

Первая проба пера Джейн состоялась в 1787 году. Писательским дебютом стали небольшие юмористические пародии на современную литературу. Эти этюды, весьма изящные и не лишенные остроумия, предназначались для чтения в узком семейном кругу и, в основном, имели посвящения, адресованные родственникам и друзьям семьи. Любовно сохраненные и собранные родными Джейн, эти отрывки впоследствии издавались в виде трех монументальных томов под названием "Юношеские сочинения".

Окрыленная первым успехом, Джейн пробует себя в жанре романа, но последовательные неудачи с издателями быстро подрывают ее уверенность в собственных силах. В 1801 году ее отец отходит от дел, оставляя свой приход на попечение сына, и вместе с семьей переезжает в Бат. Джейн, которой в ту пору исполняется 26 лет, на некоторое время оставляет литературное творчество и начинает серьезно задумываться о поисках жениха.

Разум и чувство

О внешности Джейн Остин сохранилось много разнородных, и зачастую противоречащих друг другу, сведений. Представления о ней как о некоей интеллектуалке не нашедшей себе ровни, или о романтической красавице, оставшейся старой девой в век, когда приданое значило больше чем внешность, равно близки к истине и далеки от нее. Прежде всего, Джейн не была красавицей. Возможно, некоторым своим современникам она и казалась привлекательной, но наш век вряд ли оценил бы по достоинству ее тип красоты. Джейн была не утонченным воздушным созданием, а пухленькой шатенкой с маловыразительными чертами лица и пышным бюстом. Некая миссис Митфорд описывала Джейн как "самую хорошенькую, глупую и ветреную девчонку из всех охотниц за мужьями", которых достопочтенной миссис довелось увидеть на своем веку.

Впрочем, считается, что Джейн была не в лучших отношениях с автором вышеприведенного высказывания, во всяком случае, это описание трудно соотнести с той Джейн, которую мы знаем по письмам. "Она совсем не хорошенькая, - писала о ней кузина Филадельфия. - Она очень чопорна для своих лет, капризна и неестественна". Еще более категоричной была одна из подруг Джейн, записавшая в своем дневнике: "Джейн превратилась в застывший, молчаливый перпендикуляр - образец "счастливого безбрачия", и до той поры, пока "Гордость и предубеждение" не открыли всем, какой драгоценный алмаз скрывается в этом жестком футляре, в обществе на нее обращали не больше внимания, чем на кочергу или на каминную решетку". Сохранились письма Фанни, любимой племянницы Джейн, где есть указания на то, что писательница не отличалась особенным вкусом в одежде и обладала если не дурными, то крайне провинциальными манерами.

Кроме того, Джейн не была ни интеллектуалкой в современном смысле слова, ни синим чулком. Она обожала развлечения: в своих ранних произведениях она много говорит о балах и вечеринках, которые она посещала в Хэмпшире, а также о путешествиях в Лондон, Бат и Саутгэмптон, где она могла приобщиться к культурной жизни. Конечно, ее начитанность впечатляла, и, как многие образованные девушки своего времени, мисс Остин знала французский и итальянский, но непоседливый нрав и бойкий характер не позволяли ей слишком углубляться в нудные и серьезные произведения. Впрочем, и ее собственная проза легкостью и увлекательностью повествования во многом обязана природной веселости характера писательницы. В одном из своих писем она заметила: "Я не способна написать ни исторический роман, ни эпическую поэму. Всерьез приняться за такое сочинение заставило бы меня разве что спасение моей жизни! И если бы мне нельзя было ни разу посмеяться над собой и над другими, уверена, что уже к концу первой главы я повесилась бы от отчаяния". Писательница была более чем самокритична: "Думаю, что не преувеличу и не погрешу против истины, если скажу, что являюсь самой необразованной и самой непросвещенной женщиной, когда-либо бравшейся за перо".

Не сохранилось сколько-нибудь подробных сведений о сердечных склонностях Джейн. Так, известно, что в середине 90-х годов она принимала ухаживания Томаса Лефроя, ирландского родственника своей близкой подруги Анны Лефрой. Впрочем, эти отношения были заведомо обречены на неудачу: мистер Лефрой был небогат и не мог себе позволить жениться на девушке без приданого. Много лет спустя, когда Лефрой стал главным судьей Ирландии, он признался своему племяннику, что некогда испытывал "детскую любовь" к Джейн Остин. Миссис Лефрой (которую расстроил разрыв между Томасом и Джейн) год спустя попыталась сосватать Джейн преподобного Самюэля Блэколла, но он разборчивую невесту не заинтересовал.

Самое романтическое приключение Джейн состоялось на девонширском побережье, куда летом выезжало семейство Остинов. Именно там Джейн и познакомилась с неким молодым человеком, который, по словам Кассандры, испытывал к ее сестре самые нежные чувства. Впоследствии Кассандра очень высоко отзывалась об этом поклоннике, и даже утверждала, что ему отвечали взаимностью. "Они расстались, но он обещал обязательно найти ее вновь...". Однако больше они никогда не встретились - спустя некоторое время Джейн узнала о его внезапной гибели. Возможно, эта история сильно повлияла на Джейн, однако сама она никому об этом не говорила. Лишь годы спустя после смерти Джейн, ее сестра Кассандра поведала племянницам об этой трагической любви.

Известен и другой случай. В 1802 году Джейн и Кассандра гостили в доме семейства Биггов неподалеку от Стивентона. Харрис Бигг-Уитер сделал предложение Джейн (не смущаясь тем, что был на шесть лет младше ее), и Джейн дала согласие. Тем не менее, к следующему утру она передумала, и они вместе с сестрой объявились в Стивентоне, где потребовали у брата, чтобы он немедленно отправил их домой в Бат. Возможно, это было не совсем вежливо по отношению к Биггам, но Джейн сохранила самоуважение. Харрис Бигг был богат, что не мешало ему при этом быть "огромным и неуклюжим".

Так или иначе, Джейн так и не вышла замуж и весь свой запас нерастраченной материнской любви перенесла на своих многочисленных племянниц и немногочисленные литературные творения. Например, "Гордость и предубеждение" она называла не иначе как "своим любимым ребенком".

В январе 1805 года умер отец Джейн. Свершилось именно то, чего так боялось семейство Беннетов в "Гордости и предубеждении", и что было известно самой Джейн не понаслышке. После смерти главы семейства, доходы существенно сократились, поэтому Джейн, ее мать и сестра в течение многих лет были вынуждены жить в основном на небольшие средства, которые предоставляли им братья Джейн.

В 1809 году Остины перехали в Чоутон, где брат Эдвард предоставил им небольшой дом, который располагался в Хэмпшире, неподалеку от Стивентона. Возможно это родные места так подействовали на Джейн, что вдохновение вновь вернулось к ней. Так или иначе, именно после переезда в Чоутон молодая женщина вновь принимается за свои литературные упражнения.

Прежде всего, она переписывает свой самый первый роман "Элинор и Марианна", который в новой редакции был озаглавлен "Разум и чувство". Главные героини романа - две сестры, довольно сильно напоминающие Джейн и Кассандру Остин. Уже в самом названии этого произведения заключается мысль, во многом определившая творчество писательницы в течение последующих лет. Действительно, впоследствии Джейн Остин снова и снова возвращалась к анализу двух типов мировосприятия, воплощенных в ее первых романах в образах двух сестер: чувствительность, восторженность и следование первым побуждениям против осмотрительности, благоразумия и осторожности. Женщина, следующая чувствам подвергает себя неисчислимым опасностям. Женщина, следующая только доводам рассудка, несчастна.

В 1811 году роман был опубликован за счет самой писательницы. Он был издан анонимно (в авторстве значилась "Некая дама"), и о том, что он принадлежал перу Джейн были осведомлены лишь самые близкие родственники. На роман были написаны как минимум две положительные рецензии, и первое издание принесло автору прибыль в размере 140 фунтов.

Воодушевленная этим успехом, Джейн Остин переписала и "Первые впечатления", которые в новой редакции были озаглавлены "Гордость и предубеждение". Книга увидела свет в конце января 1813 года. Права на "Гордость и предубеждение" Джейн продала всего за 110 фунтов, предположительно для того, чтобы получить деньги авансом, не дожидаясь доходов от продаж. Поэтому, когда книга была переиздана в 1813 году, Джейн больше ничего не получила.

Роман "Гордость и предубеждение" выдержал три прижизненных переиздания и до сих пор входит в пятерку самых читаемых произведений английской литературы. Он удостоился благожелательного внимания критиков и некоторое время был необычайно модным в свете. Известна реплика писателя Р. Шеридана: "нет ничего остроумнее этой книги". Роман начинается строчкой, которую даже английские критики зачастую именуют самой известной в английской литературе: "Все знают, что молодой человек, располагающий средствами, должен подыскивать себе жену". Роман действительно посвящен охоте на женихов, и тема эта освещена автором со всех сторон и исследована с точки зрения всех возможных исходов - комического, обыденного, эмоционального, практического, бесперспективного, романтического и даже (в случае мистера Беннета) трагического. Мастерски выстроенные диалоги, тонкий юмор и беспощадная сатира, романтика и психологическая достоверность сделали роман хэмпширской провинциалки классикой сразу после его появления на прилавках.

В том же октябре 1813 года был переиздан роман "Разум и чувство", а спустя полгода свет увидел "Мэнсфилд-парк". Благодаря разветвленному сюжету и большому количеству действующих лиц роман стал одной из самых сложных книг писательницы. В нем впервые проявились черты, заметные в поздних произведениях Остин - меланхоличность, склонность к пространным размышлениям и завуалированное осуждение непосредственности чувств.

Тираж "Мэнсфилд-парка" был полностью распродан в течение шести месяцев, а Джейн Остин уже работала над "Эммой". Новый роман был издан в декабре 1815 года, но, несмотря на доброжелательность критиков, роману не было суждено повторить успех первых романов Джейн Остин. Из 2000 тысяч копий тиража через полтора года нераспроданными оставались еще больше четверти. В то же время, сегодня этот роман признается вершиной творчества писательницы, ярчайшим образцом ее комического дара. Среди тех, кто смог по достоинству оценить роман еще при жизни Джейн Остин - был Вальтер Скотт. Рецензируя роман, писатель обратил внимание на основополагающее отличие стиля Остин - "тончайшее прикосновение, благодаря которому даже пошленькие события и характеры становятся интересными от правдивости описаний и чувств". Однако незначительных доходов, полученных при издании "Эммы" едва хватило на то, чтобы покрыть убытки от повторного издания "Мэнсфилд-парка". Для семьи Остинов наступили тяжелые времена.

Первая леди английской литературы

Уже с начала 1816 года Джейн чувствовала себя все хуже и хуже. До сих пор точно не известно, от какой болезни она страдала, но большинство историков сходятся на том, что эта была аддисонова болезнь - редкий недуг, сопровождающийся исхуданием, страшной физической слабостью и мучительными болями. Джейн удалось закончить "Доводы рассудка" в августе 1816 года, но роман так и не увидел свет при ее жизни, а неприятности, преследовавшие ее близких, лишали ее душевного равновесия. Ее брат Генри, который выступал ее литературным агентом, обанкротился, а брат Эдвард потерял 20.000 фунтов.

В начале 1817 года Джейн Остин начала работу над новым романом под названием "Сэндитон", но обострившаяся болезнь не позволила ей продолжить, хотя роман обещал превзойти в остроумии, пластичности языка и смелости все, ранее написанное Остин. 27 апреля Джейн составила завещание, по которому практически все ее имущество отходило сестре Кассандре. 24 мая Джейн была вынуждена отправиться в Винчестер на лечение. Там она и умерла 18 июля в возрасте 41 года. Она была похоронена в винчестерском соборе 24 июля 1817 года.

Джейн Остин по праву называют первой леди английской литературы. Ее произведения не стареют и вот уже двести лет пользуются признанием всех, кто способен оценить их безыскусную искренность, безмятежную простоту, тонкие психологические зарисовки и ироничный, мягкий, истинно английский юмор. Ее героини - живые, нежные и самостоятельные, легкомысленные и умные, гордые и беззащитные, такие, какими все мы себя ощущаем и такие, какими всем нам хотелось бы быть. Пусть интеллектуалы относятся к ее творчеству с пренебрежением. Будь творения Джейн Остин всего лишь женскими романами, они не выдержали бы двести лет славы. В чем же секрет? Как удалось этой подслеповатой, скромной, безнадежно безвкусной и дурно воспитанной провинциалке превратиться в Мисс английский роман и создать книги, ставшие образцом остроумия, изяществом и стиля? На этот вопрос ответила сама Джейн в одном из самых ранних своих произведений, романе, озаглавленном "Нортенбергское аббатство". Именно там писательница раз и навсегда определила жесточайшие требования, которым она стремилась подчинить все свои произведения. Цель, которой она достигла, добавлю я от себя: "Это всего лишь роман" - другими словами, всего лишь незначительное произведение, в котором сложнейшие мысли, доскональное знание человеческой природы, удачнейшие наброски ее произведений и остроумнейшие замечания открываются миру посредством лучшего языка.

Если вы любите классику, вы наверняка знакомы с работами Джейн Остин. По сей день она остается одной из самых выдающихся британских писательниц.

Множество деталей и секретов

В 2017 году исполнилось 200 лет со дня смерти Джейн Остин, одной из самых известных фигур в английской литературе. Она родилась 16 декабря 1775-го и успела написать шесть длинных романов, перед тем как умерла в возрасте сорока одного года. Ее умение оценивать со стороны общество и невероятное остроумие обеспечили ей место в мировой истории. Удивительно, но даже сейчас, через два века после того, как она творила, современные читатели не могут постичь всей информации о Джейн. С писательницей связаны весьма интересные факты!

Джейн была образцом трудоспособности своего времени

К тому моменту, как ей исполнилось всего двадцать три, Джейн уже написала черновые версии трех из шести романов, которые ей удалось закончить. Книги «Гордость и предубеждение», «Чувство и чувствительность», а также «Нортенгерское аббатство», были в предварительном варианте готовы еще до конца восемнадцатого века. Роман «Чувство и чувствительность» первым попал в печать, он был опубликован анонимно. Джейн заплатила за издание четыреста шестьдесят фунтов, но потом вернула деньги снова, ведь все копии были распроданы в первые же месяцы, что привело к публикации второго тиража.
В 1813 году была опубликована вторая работа, «Гордость и предубеждение», которую изначально писательница назвала «Первое впечатление» и тоже опубликовала анонимно. Роман стал настоящим хитом, даже жена лорда Байрона отмечала, насколько популярно его читать. Книгу публиковали несколькими тиражами. В 1814 году в печать вышел «Мэнсфилд-парк», имя писательницы по-прежнему не было указано на обложке. Так или иначе, книга снова оказалась успешной и Джейн получила больше денег, чем с предыдущих двух романов. В тот же год вышел и роман «Эмма», о котором Джейн говорила, что его главная героиня никому не понравится, кроме нее самой. Новинка снова покорила читателей. Книгу «Доводы рассудка» многие поклонники считают сильнейшим романом Джейн, она была опубликована уже после ее смерти, как и роман «Нортенгерское аббатство». Помимо этих шести книг, Джейн также закончила эпистолярный роман под названием «Леди Сьюзен» и оставила после себя два незаконченных черновика.
Один она начала в 1805 году, но не стала дописывать, он назывался «Уотсоны». Другой назывался «Братья», это была история, которую писательница начала создавать за шесть месяцев до смерти - болезнь и проблемы со зрением помешали ей работать. Незавершенную книгу опубликовали под названием «Сэндитон» в 1925-м. Кроме всего прочего, писательница создавала и стихи, а также поддерживала корреспонденцию с сестрой Кассандрой. К сожалению, Кассандра уничтожила многие письма Джейн после ее смерти.

Работы Джейн были автобиографическими

Многие места и люди в работах писательницы похожи на те, что были и в ее реальной жизни. Джейн была частью высокого общества, поэтому ее работы, полные тонкого английского юмора, прекрасно иллюстрируют его жизнь. После смерти отца Джейн и ее мать, а также сестра Кассандра столкнулись с финансовой ситуацией, похожей на историю женщин семейства Дэшвуд из «Чувства и чувствительности». Джейн много времени проводила в Бате, который является центральной точкой нескольких ее романов.
Писательница даже использует имена близких и друзей в своих произведениях. К примеру, родственниками ее матери были Уиллоуби и Вентворты, выдающиеся семейства Йоркшира. Считалось, что мать Джейн решилась на мезальянс, когда выбрала своим мужем священника Джорджа Остина. Братья писательницы были морскими офицерами и часто писали письма домой, истории из них Джейн тоже использовала в романах. Несмотря на то что в романах почти всегда счастливый конец, сама писательница замуж не вышла. В декабре 1802-го, когда Джейн было 27 лет, она на протяжении всего одного дня была обручена с Харрисом Бигг-Уитером, братом ее друга. Неизвестны причины, по которым она дала свое согласие, а потом взяла свои слова обратно уже на следующий день, так или иначе, у писательницы так и не случилось счастливых отношений в жизни.

У Джейн была невероятно насыщенная общественная жизнь

Не стоит думать, что отсутствие супруга означает, что Джейн писала свои рукописи в одиночестве и была грустной старой девой. Джейн проводила время очень активно и была знакома с множеством людей. После двадцати лет она часто посещала различные мероприятия в Лондоне. В городе у ее брата Генри был дом, где она останавливалась. Остин бывала в галереях, на вечеринках, общалась с самыми известными особами тех времен. Ее брат Эдвард жил у богатых родственников и потом унаследовал их состояние, так что и у него Джейн бывала часто. Порой она гостила месяцами и все это время вела насыщенную жизнь. Именно это и дало ей возможность так хорошо описать общество в своих романах.

Романы Остин - это не просто дамское развлечение

Возможно, вы когда-то сталкивались с мнением о том, что книги Остин - это не более чем дамские романы. На самом деле это совершенно не так. Видные исторические деятели любили работы Джейн. К примеру, Честертон отмечает, что она остроумнее и сильнее, чем Шарлотта Бронте, и даже чем Джордж Элиот. Он был уверен, что Остин лучше прочих была способна описать переживания мужчины.
Лорд Теннисон приравнивал талант писательницы к дарованию Шекспира, потому что ей удавались не менее яркие образы. Редьярд Киплинг был поклонником писательницы и даже написал посвященный ей рассказ. Безусловно, в центре ее книг - романтика и брак, но нельзя не отметить и то, что они являются ярким, остроумным, забавным взглядом на британское общество тех времен.

Была ли Джейн отравлена?

Писательнице был всего сорок один, когда она умерла, на этот счет существует множество сплетен. Теории есть самые разные, от рака желудка до болезни Аддисона. В марте 2017-го возникла новая идея. Оказывается, есть вероятность того, что писательница была отравлена мышьяком. Развившаяся перед смертью катаракта является одним из указывающих на это симптомов. Теорию впервые предложили в 2011 году, и она вполне может быть правдивой. Тем не менее не стоит думать, что в жизни Джейн происходило что-то зловещее. В те времена были проблемы с водопроводом, мышьяк встречался в лекарствах и косметике. Стоит также учитывать, что с гибелью писательницы связаны с другие гипотезы, включая развитие у нее диабета. Многие историки предполагают, что Джейн умерла от болезни Аддисона или лимфомы Ходжкина.

Книги Джейн активно экранизируют

Книги Остин идеально подходят для экранизаций, неудивительно, что некоторые из них стали фильмами множество раз. Наиболее знакома зрителям книга «Гордость и предубеждение». Последняя экранизация этого романа вышла в 2005 году и собрала прекрасные кассовые сборы. Есть даже необычные экранизации, к примеру болливудская версия «Невеста и предубеждения». Вдохновлена творчеством Джейн и история Бриджет Джонс, где фигурирует персонаж по имени Марк Дарси.

У Джейн множество поклонников

Поклонники писательницы крайне увлечены ее творчеством и очень интересно проводят время. Общества Остин существуют и в Англии, и в Соединенных Штатах. Поклонники устраивают разнообразные мероприятия и фестивали, лекции, костюмированные балы, вечеринки, кроме того, они сами пишут романы. Можно даже отправиться в тематический тур по местам, где Джейн родилась и провела свои взрослые годы.



Джейн Остин - британская писательница, подарившая миру красивейшие истории любви - сама так и не познала прелестей романтических отношений и семейного счастья. До конца своей жизни она оставалась верна одному человеку, которому отдала своё сердце, увидев однажды.

Джейн Остин



Английская писательница Джейн Остин родилась в 1775 году в семье приходского священника из деревушки Стивентон в графстве Гэмпшир и была пятым ребенком в семье. Отцу семейства приходилось подрабатывать учителем в местном пансионе из-за небольших доходов от прихода. Все детство маленькой Джейн прошло среди учеников отца, поэтому она привыкла к шуткам и шуму от мальчишеской возни. Едва достигнув 18-летия Джейн уже вовсю блистала на балах, что доставляло огромное удовольствие ее матери, надеявшейся на выгодное замужество дочери. Миссис Остин была уверена, что если не на этом балу, то на следующем, дочь получит предложение руки и сердца. Но все вышло иначе...

Встреча на балу

Этот бал перевернул жизнь Джейн и повлиял на всю ее дальнейшую жизнь. Она встретила его, Тома Лефроя, красивого потомка из небогатого ирландского семейства. Том был студентом и изучал юриспруденцию в Лондоне, полагаясь только на себя и на щедрость дяди, который оплачивал учебу племяннику. Приехав погостить к родным, отдохнуть от учебы, молодой человек попал на то бал, где впервые встретил Джейн Остин.



Этот вечер для ветреного Тома ничего не значил, а впечатлительной Джейн одарил любовью на всю жизнь. После отъезда Лефроя в Лондон влюбленная девушка, забравшись по вечерам в кровать. не читала больше книг, а доставала свою рукопись "Первые впечатления " и читала ее своей сестре. Весь мир был для нее в одном лишь Томе, ждала она только его.



Со временем Джейн начала понимать, что Том не вернется, ни одной записки не было от него за все время. Получив образование и став адвокатом, тот вернулся назад в Ирландию, где женился на богатой сестре своего друга по университету. Джейн написала два готовых романа: "Разум и чувства" и " Первые впечатления", когда весть о свадьбе Лефроя дошла до нее. Опустившись на стул, она почувствовала, как душа от этой невыносимой боли, готова вырваться наружу, как сердце то останавливаясь, то сделав скачок, бешено начинало колотиться. С этого момента она отдала себя только творчеству.

Джейн Остин и творчество



За первые пять лет мир увидел и прочел четыре романа, которые были признаны лучшими, что не только принесло славу писательнице, но и материальную независимость. Став независимой женщиной, Джейн оставалась одинокой. отклоняя все предложения руки и сердца, что по тем временам было непонятным для окружающих. В 1800 году мистер Остин собрался поехать в город Бат, где собирался прожить остаток своих лет и Джейн должна была сопровождать его. Не смея противиться отцу, она спросила разрешения навестить Мэнидаун, тот дом где она встретила Тома, но эта поездка оказалась еще одним испытанием в ее жизни.

Шанс на счастье


Харрис Бигг, единственный сын состоятельного владельца Мэнидауна, был отчаянно влюблен в Джейн, хотя был на пять лет младше. Он отважился просить ее руки и получил, на удивление, самое горячее одобрение со стороны своего отца. Тот любил Джейн, как родную дочь. Замужество дало бы ей возможность вернуться в родные места и жить под защитой любящего мужа. И она сказала "да". Невестой была лишь 1 день.



Джейн Остин посещала Бат в 1797 и 1799 годах и сделала его местом действия нескольких эпизодов своего раннего романа «Нортенгерское аббатство». Не смогла выбросить из мыслей Тома Лефроя, семь лет не помогли ей забыть его. Она нашла в себе силы объясниться с несостоявшимся будущим мужем, а потом проплакала всю ночь, понимая, что она отказалась от настоящего счастья, от семьи, от будущего ради иллюзий и жизни прошлым.


Кадр из фильма «Джейн Остин»./фото: bbc.com


Чувствуя, что ей осталось немного, она работала все упорней, часами проводила за своим излюбленным бюро. В конце 1813 года Джейн танцевала на своем последнем балу. Умерла писательница в 1817 году в городе Уинчестер, там в городском соборе она и была похоронена. Женщина подарившая миру красивые истории любви, сама любившая сильно лишь одного мужчину в своей жизни, любовь которой осталась безответной.







Top