Эпоха раннего палеолита относится к. Значение слова «палеолит

Нижний (ранний) палеолит продолжался с возник-новения первобытного человека (ок. 2 млн лет назад) до примерно 40-го тысячелетия до н. э. Этот промежуток времени делится последовательно на четыре культуры: дошелльскую (галечную), шелльскую (г. Шелль), ашельскую (местность Сент-Ашёль), мустьерскую (пещера Лe Мустье).

В дошелльский период землю населяли питекантро-пы, на смену которым в шелльский период пришли си-нантропы, а в ашёльский и мустьерекий — неандерталь-цы. Все они переживали эпоху дикости, которой соот-ветствовали присваивающие отрасли хозяйства, сначала собирательство (первая ступень), потом дополнившееся охотой (вторая ступень), а впоследствии и рыболовством (третья ступень). Их первобытнообщинная формация укладывается в два этапа: первобытное человеческое стадо — в дошелльский период и раннюю матриар-хальную родовую общину собирателей, охотников и ры-боловов — в последующие культуры (шелльскую. ашёльскую и мустьерскую).

Дошелльская культура. Появление первых орудий

Дошелльская (галечная) культура представляет древ-нейший период в истории (ок. 2 млн — 100 тыс. лет назад), когда люди научились применять палки и кам-ни в качестве орудий и освоили начальные приемы их обработки.

Если самые первые орудия, применявшиеся австрало-питеками, представляли случайные, необработанные кам-ни с острыми краями и обыкновенные палки, то затем первобытные люди (питекантропы) начали подвергать их примитивной обработке — раскалывать камни и за-острять палки, Последнее можно только предполагать, так как изделия из дерева до наших дней не сохранились.

Характерными для данного периода были грубые ору-дия из целых галек, грубо отесанных только с одной сто-роны," а также грубые массивные отщепы, получаемые при раскалывании крупных камней. Поэтому дошелль- ская культура и получила название галечной.

Шелльская культура». Совершенствование каменных орудий и техники их изготовления

В шелльский период (ок. 400—100 тыс. лет назад) тех-ника изготовления и использования первобытным чело-веком (синантропом) каменных орудий уже вполне сло-жилась. Материалом чаще всего служил кремень — до-статочно распространенный и чрезвычайно твердый минерал, который мог раскалываться на тонкие пластин-ки (отщепи) с острыми краями, обладающими превосход-ными режущими свойствами.

Основным орудием труда было «шелльское руби-ло* — массивный камень миндалевидной, овальной или копьевидной формы с гладкой пяткой для упора ладонью и заостренной режущей частью. Рубило было универ-сальным по своему назначению и позволяло с помощью мощных ударов рубить, а также резать и копать землю. Кроме того, оно было незаменимым оружием для охоты, при защите и нападении.

Изготовлялись рубила путем грубой, двусторонней обивки лезвия другим камнем — отбойником. Обивка производилась сильными и резкими ударами, приводя-щими к отделению крупных кусков, что не позволяло по-лучить качественное и острое лезвие.

Рис 1. Орудия каменного века: а — эолит, б — палка-копалка, в — дубинка, г — рубило, д — скребло, е — остроконечники, ж — каменный топор, з — копье с каменным наконечником, и — гарпун с костяным наконечником

Кроме рубил синантропы использовали и отщепи, по-лученные в результате отесывания исходного желвака или гальки. Отщепи чаще всего использовались без даль-нейшей обработки в качестве примитивных режущих ин-струментов для расчленения добычи, а также изготовления изделий из дерева. Кроме того, использовались рубящие и колющие орудия других конструкций — дисковидной формы и в виде массивных остроконечников.

Смысл изготовления большинства первобытных ору-дий состоял в придании их рабочей части формы клина, который сам по себе стал первым выдающимся изобре-тением первобытного человека. Именно клин лежит в основе всех современных режущих инструментов, в виде клина оформляется внешняя форма пуль, снарядов, ракет, самолетов, лодок и многих других современных конст-рукций, предназначенных для перемещения в различных средах (твердых, жидких, газообразных).

Ашёльская культура. Овладение техникой ретуши и применение огня

В ашёльский период (ок 100-40 тыс. лет назад) ка-менные орудия продолжали совершенствоваться, улуч-шалась техника их изготовления Появились новые их виды, такие как каменные скребло для выскабливания и сверла-проколки для высверливания углублений и отверстий.

Ашёльский человек наряду с техникой крупных ско-лов овладел также техникой ретуши (от фр. retouche — исправление), заключающейся в «исправлении» формы исходной заготовки путем отделения от нее мелких пла-стинок с помощью частых несильных ударов. Такая тех-ника в сочетании с точностью нанесения ударов умелой рукой мастера позволяла придавать орудиям более пра-вильные геометрические формы, а их лезвиям — прямоту и остроту. Инструменты стали не только более изящны-ми, но и меньшими по весу.

Для жилья ашёльский человек чаще всего приспосаб-ливал пещеры, гроты и другие естественные, природные укрытия, но постепенно начал осваивать и технику строительства искусственных жилищ. Вначале это были простейшие шалаши из жердей, опирающихся на централь-ный столб и накрытых ветвями, с очагом посередине.

Огромную роль начал играть огонь, который ашёль- ский человек использовал не только для обогрева сво-его жилища, но и для защиты от хищников, а также для поджаривания мяса животных, съедобных плодов и кореньев. Это улучшило и разнообразило питание че-ловека, обеспечило более комфортные условия его су-ществования и позволило выжить в условиях резкого похолодания, связанного с самым длительным в исто-рии Земли оледенением. К тому же была проведена еще более резкая грань между человеком и остальным животным миром.

Резкое похолодание заставило человека изобретать одежду, в качестве которой использовались шкуры уби-тых животных, сначала в невыделанном виде, а затем человек начал осваивать и технологию выделки кож.

Мустьерская культура. Дифференциация орудий по назначению и технологии изготовления

Ашёльская культура сменилась мустьерской, а на смену питекантропам и синантропам пришли неандертальцы с более развитой культурой. К этому времени существенно расширилась номенклатура каменных ору-дий и началась их дифференциация по назначению и технологии изготовления. Формы каменных орудий стали более законченными и определенными, начали появ-ляться и орудия из кости.

Для мустье наиболее характерными были остроконеч-ники и скребла — первые специализированные мужские и женские орудия. Мужской остроконечник служил для обработки дерева и добивания животных, женское скреб-ле — для сдирания шкур, соскабливания с них жира и подготовки для изготовления одежды. Появился также скобель, отличающийся от скребла выемкой в средней части и лучше приспособленный для строгания дерева и сдирания кожи. Двусторонне заостренные наконечники стали использоваться как кинжалы, а также могли прикрепляться к концу палки. Так появилось копье, кото-рое стало наиболее распространенным оружием неандер-тальца, незаменимое во время охоты на крупного зверя.

Освоение контрретуши. Появление инструментов

Техника обработки камня пополнилась контрударной ретушью, с помощью которой обрабатывались, а чаще все-го подправлялись режущие лезвия и наконечники ору-жия и инструментов. Для этого обрабатываемый предмет клали на массивную каменную наковальню и ударяли по нему деревянной колотушкой. В результате соударения с наковальней затачиваемого лезвия от него отслаивались совсем мелкие чешуйки и оно приобретало правильную геометрическую форму и высокую остроту.

Ударники, ретушеры, молотки, наковальни, сверла и прочие орудия, с помощью которых изготовлялись все ос-тальные, стали первыми инструментами, стоящими у ис-токов цивилизации, без которых немыслима и жизнь со-временного человека.

Транспортировка добычи по суше осуществлялась в заплечных мешках и волоком, для форсирования водных преград служили деревья, связки хвороста и камыша, гребля осуществлялась руками и ногами. С этого началось зарождение сухопутного и водного транспорта.

Овладение техникой добывания огня. Самым важ-ным техническим достижением мустьерской культуры было овладение способами искусственного добывания огня, который раньше использовался как полученный случайно и назывался природным («диким»).

Для получения огня использовался метод трения палочки, который применялся также для высверлива-ния отверстий, причем точно не установлено, что было первичным, обнаружение возгорания палочки при выс-верливании отверстия или наоборот. Вторым способом получения огня было высекание искр при ударе камня о камень — явление, которое человек раньше замечал при обработке заготовок отбойником. Как отмечал Ф. Энгельс, овладение огнем «...впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства».

Дятчин Н.И.

Из книги «История развития техники»

Страница 1 из 3

Человечеством пройдено много этапов развития, самый длительный из которых - эпоха палеолита , больше известная в истории, как каменный век. Этот отрезок седой старины берёт начало из доледниковья и распространяется на разные периоды оледенения, захватывая антропогеновый, ледниковый или четвертичный геологический период. Учитывая целый ряд характерных особенностей, учёные условно различают ранний (от 3 млн. до 800 тыс. лет назад), средний (120-40 тыс. лет назад) и верхний палеолит (40-12 тыс. лет назад). Но для чёткого разделения исторических периодов, потребуется больше ископаемых доказательств и приложения ещё более старательных усилий для тщательного изучения.

Кроме того, трудности, возникающие у исследователей, во многом сопряжены с изменениями природных условий и географии обитания, что не могло не отложить свой отпечаток на материальную культуру того времени. В качестве ориентира для размежевания периодов палеолита, берутся антропологические характеристики и подходы к изготовлению орудий труда, как и различия в отношении их формы. Именно эпоха палеолита могла бы гордиться активностью формирования человека, а точнее, его физического типа. Из рода Homo в этот исторический период планету осваивали: habilis, ergaster, erectus, antesesst, Heidelbergensis, neardentalensis и даже Homo sapiens.

Источники информации для учёных

Конечно, органические материалы, бывшие в ходу во времена палеолита, не могли дойти до наших дней. Практически не сохранились и изделия из древесины. Современные учёные могут делать свои выводы только по каменным орудиям и костному материалу. Но так как древний человек смог бы обрабатывать только тот камень, физические свойства которого обеспечивали острую режущую кромку, то при раскалывании наиболее часто использовался кремень и приближённые к нему породы. По сохранившимся на лезвиях следам деятельности, учёные могут судить о характере выполняемого труда.

Но в работе с орудиями, Homo должен был созреть для абстрактного мышления и умения соблюдать последовательность сложной цепи действий, где нельзя обойтись без вспомогательных инструментов (отбойников, посредников, отжимников, ретушеров, наковаленок).

Основой открытий служит и культурный слой памятников, сформированных самой жизнью и деятельностью Homo, обосновавшихся в каком-то конкретном месте. Как раз по этим сведениям и удаётся реконструировать образ жизни времён формирования первобытно-общинного строя, известного, как первая общественная формация в истории.

Геологические особенности палеолита

Время палеолита совпадает с окончанием периода плиоцена, а также охватывает весь промежуток в истории, припадающий на плейстоцен, связанный с похолоданиями и наступлением ледяных покровов почти на всю сушу. Если оценить ситуацию с точки зрения этапов археологической периодизации, то соответственно международному эталону (альпийская схема), можно выделить 5 основных оледенений и периодов межледниковья.

Рис. 1 - Хронология эпохи палеолит

Ранний палеолит

Изменениями в климате и биосфере нашей планеты характеризуется ранний палеолит , во время которого можно было бы наблюдать понижение температур и уменьшение испарительного процесса с океанской поверхности. Именно эта причина и послужила интенсивности наступления саванн на территории, не так давно занятые сочными тропическими лесами. В результате Homo оставалось только приспособиться к засушливым условиям саванны и, занявшись поисков новых источников питания, добиться уменьшения в рационе растительной пищи.

В период раннего палеолита, уходящий на 2.5-2.6 млн. лет назад, уже никак нельзя было обходиться без орудий труда, пусть даже грубых и примитивных, но облегчающих обеспечение пропитанием себя и родню. Об их наличии говорят ископаемые свидетельства в виде самых ранних находок, созданных руками древних существ. Наиболее старые орудия обнаружены в лоне Африки (созданные 3 млн. лет назад), доказательства возрастом около 1.9 млн. лет, принадлежат западной Азии, находки Ближнего Востока датируются 1.6 млн. лет, Южной Европы - 1 млн. лет, а её центральной части - не достигают и 1 млн. лет.

Учёные считают, что первые случаи изготовления орудий труда раннего палеолита можно было наблюдать у одного из видов австралопитеков. В пользу этого предположения свидетельствуют останки древнего существа Гари (возраст около 2.6 млн. лет), рядом с которым найдены самые давние в истории инструменты и кости животных, сохранившие следы соприкосновения с ними. Не исключено, что человек умелый (Homo habilis) начал свой путь в истории из семьи австралопитеков, а точнее, австралопитека гари. Вынужденный, выживать в изменившихся условиях раннего палеолита, когда любимых фруктов стало значительно меньше, Homo обратил своё внимание на клубни, коренья и мясо животных. Не имея навыков охоты, древние существа становились падальщиками. Что им ещё оставалось, как не питаться остатками удачной охоты ловких и сильных хищников? Вот для этого и нужны были каменные скребки, облегчающие операцию соскабливания мяса с костей и их раскалывания с целью применения в пищу костного мозга. Хоть с умелым человеком и соседствовал человек рудольфский, но для полноценного анализа этого факта у исследователей не достаточно материалов.

Имеются свидетельства существования и других видов людей, вот как человек работающий (Homoergaster) и человек прямоходящий (Homo erectus), обнаружение которого датируется 1.8 млн. лет назад. У этих форм уже наблюдается заметное увеличение головного мозга. Озабоченные поисками лучших условий жизни, прямоходящие начали осваивать не только Африку, но и мигрировали в Азию и Европу. Роль падальщика уже не могла обеспечить человеческую общность достаточным количеством пропитания. В дальнейшие периоды палеолита человек начал делать шаги к освоению охоты и собирательства.

Параллельно с развитием олдувайской культуры, на Африканском континенте начинается расцвет более прогрессивной ашельской культуры обработки камня, дошедшей до Европы и Азии только через несколько сот тысяч лет. На территории Европы известна и клектонская культура, подтверждением которой служат творения рук человека прямоходящего - инструменты из камня, найденные в 1911 году в Великобритании.

Во времена Ионийского периода плейстоцена (781 тыс. лет назад) на территории Европы поселился человек гейдельбергский, промышлявший охотой и собирательством, орудия которого имели куда более совершенный вид, то 600-350 тыс. лет назад появились неандертальцы. Учёные считают, что как раз в это время были сделаны попытки пользования огнём. Правда, имеется подтверждение управления огненной стихией только 400 тыс. лет давности.

Средний палеолит

От 300 до 30 тыс. лет вглубь веков бразды доминирования берёт средний палеолит , выделяющийся из других отрезков истории кардинальными переменами в жизни первобытного общества, что связывают с появлением новых людей.

Чтобы выжить в ужесточившихся условиях ледникового периода, небольшие группы неандертальцев, объединённых родственными связями, двигаются вглубь Азии и Европы, где ещё остались территории, не захваченные льдами. Шансы выживания значительно возрастают с актуальными изменениями образа жизни. Свою роль в этом вопросе сыграла мустьерская культура, отразившаяся на техниках обработки камня.

Эффективность охоты увеличивается с вооружением наших предков копьями с каменными наконечниками, с которыми можно было одержать победу над наземными млекопитающими солидных размеров (мамонты, зубры и пр.), что очень важно для обеспечения пропитанием большого рода. Важным источником добывания продуктов в период среднего палеолита была и рыбалка, с появлением гарпуна приносившая ощутимые результаты.

Ещё одним из способов выживания в холоде ледникового периода, является использование пещер в качестве жилищ. Притом, огонь служил не только согреванию живых существ, но и приготовлению пищи, как для быстрого поедания, так и про запас. Во втором случае, мясо сушили и обрабатывали копчением. Особую роль в развитии цивилизации сыграл обмен ценным сырьём между разными группами, что способствовало решению проблем множества групп Homo, селившихся на иных территориях.

Для людей среднего палеолита свойственно уравнительное деление продуктов питания, что обеспечивало шанс для выживания и помогало избежать голодания всего сообщества, а не отдельных особей, отличавшихся здоровьем и силой, или которым на данный момент улыбнулась удача. Относительно заботы членов такой группы друг о друге в момент наступления старости, болезней и получения увечий, говорят дошедшие до нас останки, сохранившие следы вылеченных травм и особей, доживших до 50-летнего возраста, что по тем временам считалось глубокой старостью.

Захоронения умерших в период палеолита не только служило санитарно-гигиеническим предосторожностям, но также свидетельствовало о появлении признаков религиозности и концепций относительно жизни после смерти. Доказательством вышесказанного служит ориентация могил и положение тел умерших, похороненных вместе с предметами быта и орудиями труда. К времени палеолита можно отнести и появление первых образцов искусства, дошедших до нас в виде наскальных рисунков и декоративных изделий из костей и камня.

О том, что человек разумный, анатомически идентичный нашим современникам, начал свой путь из Африки, говорит сходство каменных орудий, найденных на Аравийском полуострове, в Индии, на территории Омана. И мало того, что люди пришли в долину Нила и достигли Израиля, так пользуясь оледенением, приведшим к снижению уровня моря, они достигли Азии, Австралии и Новой Гвинеи. А через Берингов перешеек люди пришли в Северную Америку.

Широкомасштабная колонизация Европы кроманьонцами, конкурирующими с неандертальцами, датируется 60-43 тыс. лет назад. Не смотря на выносливость неандертальцев, кроманьонцы выигрывали в технологическом развитии, что и стало причиной достижения полного доминирования (13-15 тыс. лет назад) и развития мустьерской и атерийской культуры с её украшениями из моллюсков и зарождением эстетических чувств.

Поздний палеолит

Третья стадия данной эпохи приходится на верхний палеолит , вступивший в свои права 40-50 тыс. лет назад, когда главную роль начал исполнять человек современный. Изменения образа жизни в тот период, можно смело назвать революционными. Со сменой климата, перемены постигли и ареал жизни человека, что проявлялось в уменьшении плотности заселения северных территорий, и уплотнённостью мест поселений на юге. В этом вопросе, также не стоит игнорировать связь с понижением уровня Мирового Океана. Именно этим обстоятельством и объясняется сокрытие свидетельств верхнего палеолита морскими водами.

С наступление позднего периода растёт и число артефактов, дошедших до современности. Но все найденные инструменты уже отличаются специализированными чертами, а в технологиях изготовления прослеживается тяготение к усложнённости. К примеру: около 30 тыс. лет назад в истории появляются копьеметалки и бумеранги, а чуть позднее - луки со стрелами и рыболовные сети. Кроме того, в период верхнего палеолита человек успешно одомашнивает собаку (15-35 тыс. лет назад), обоняние и слух которой облегчают усилия в охране жилищ и охоте.

Немало сделано и на почве совершенствования, как инструментов и оружия, так и методов охоты, строительства, пошива одежды. Всё вышесказанное положено на алтарь увеличения общей численности людей и освоения новых территорий. Притом, поселения позднего палеолита характеризуются организованностью и круглогодичным использованием, что свидетельствует об отсутствии необходимости мигрировать в поисках пропитания. Место единой господствующей культуры занято разнообразием региональных культур.

С последнего периода палеолита начинается развитие изобразительного искусства и декоративно-прикладных ремёсел, заставляющих даже нас, обитателей XXI столетия, замирать в восхищении перед наскальными рисунками, изделиями из керамики, рога и костного материала. Да и женские фигурки времён палеолита считаются прообразом Венеры. А в хитросплетения петроглифов из верхнего палеолита, учёные стараются прочесть зашифрованные секреты ритуального и мемориального значения.

: раннюю, среднюю и позднюю.

К раннему палеолиту относят такие эпохи: первичная, шелльская и ашельская.

Самые древние памятники культуры обнаружили в пещерах Ле Лазаре, Лялко, Фонде-де-Гом, Нио (на территории современной Франции) и Альтамира (на территории современной Испании).

Орудия шелльской культуры были обнаружены в Африке (долина Верхнего Нила, Тернифин).

Череп Homo heidelbergensis (нижний палеолит), предшественника неандертальца (Homo neanderthalensis). 500-400 тыс. лет до н. э.

Древнейшие остатки человеческой культуры, принадлежащие к рубежу шелльской и ашельской эпох, найдены на территории Кавказа и Украины.

Рубило (нижний палеолит)

Перед великим оледенением человек уже умел охотиться, в частности, на оленей, слонов, носорогов, зубров. Охота добавилась к простому собирательству.

Ашельская эпоха характеризуется некоторой оседлостью охотничьих племен.

Предположительно первый огонь был добыт 300-200 тыс. лет назад.

К раннему палеолиту относят мустьерскую эпоху, которая характеризуется оседлостью неандертальцев в пещерах и изготовлением небольших жилищ из костей мамонтов.

Охотники научились использовать копья, кремневые острия, дубины.

По всей видимости, начали формировать идеологические представления, так как именно в этот период начались захоронения покойников. Некоторые ученые считают, что сюда же можно отнести и зарождение первого родового общества.

Физический облик неандертальца стал постепенно меняться и уже в конце ледникового периода человек превратился в кроманьонца.

Неандертальцы у костра

Поздний палеолит обусловлен суровыми условиями продолжающегося ледникового периода. Были сделаны первые попытки заняться рыболовством, собирательство и охота стали более совершенными.

Изделия из камня делились на две основные группы: собственно оружие для охоты и орудия для труда. К оружию относились дротики, гарпуны, копьеметалки. К орудиям труда: ножи, скребки, инструменты из кремния для обработки дерева и кости.

Археология утверждает, что социальной строй позднего палеолита был основан на родовой общине из 100 человек, 20 из которых были взрослыми. В некоторых местах были обнаружены небольшие жилища круглой формы, в которых, возможно, жили парные семьи.

Пещера Ласко, Дордонь, Франция

Постепенно формируется культ вождя, старейшин, о чем можно судить по украшениям из костей мамонта.

В период позднего (верхнего) палеолита человек освоил территории Европы, Кавказа, Средней Азии, Сибири, Америки.

В уже упомянутых выше пещерах были обнаружены наскальные рисунки. По всей видимости, изображения животных (мамонты, носороги, лошади) делались для проведения магических обрядов с целью поймать удачу на охоте.

Мустьерская эпоха дарит первобытному обществу тотемизм: зарождается культ медведя. Возле палеолитических стоянок часто находят костяные фигурки женщин, которые являлись олицетворением плодовитости, жизненной силы, продолжением человеческого рода. Эти же находки позволяют судить о матриархате как об основном строе. Дети в большинстве знали только матерей, которые могли передавать из поколения в поколение запреты (в частности запрет на кровосмешение), первобытные законы и порядки.

10 тыс. лет до н.э. начал таять ледник, остатки которого до сих пор можно увидеть в горах Скандинавии и Альп. С точки зрения природных особенностей мезолит является переходным периодом от ледниковой эпохи до эпохи современного климата.

Мезолит также известен как среднекаменный век, занимающий нишу между палеолитом и неолитом. Приблизительный срок его существования – 3-4 тысячи лет.

Изменение климатических условий существенным образом сказалось на эволюции человека. Пришлось перестраивать многие формы хозяйства и охоты, так как мамонты к этому моменту уже вымерли.

Захоронение из Thèviec (мезолит)

Человек научился пользоваться древесиной, был создан первый лук и стрелы. Теперь можно было охотиться не только на крупную дичь, но и на птиц.

Собирательство также было изменено, созданы режущие и колющие орудия с деревянными держателями.

Началось первое приручение домашних животных. Собаки стали помогать в охоте, а на выкорм оставляли маленьких поросят.

Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени - всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдалённых уголках планеты, до наших дней.

Больше всего древнейшей живописи найдено в Европе (от Испании до Урала).

Хорошо сохранилась на стенах пещер - входы оказались наглухо заваленными тысячелетия назад, там поддерживалась одна и та же температура и влажность.

Сохранилась не только настенная живопись, но и другие свидетельства деятельности человека - четкие следы босых ног взрослых и детей на сыром полу некоторых пещер.

Причины зарождения творческой деятельности и функции первобытного искусства Потребность человека в красоте и творчестве.

Верования того времени. Человек изображал тех, кого почитал. Люди того времени верили в магию: они считали, что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу или исход охоты. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты.

Периодизация

Сейчас наука меняет свое мнение о возрасте земли и временные рамки меняются, но мы будем изучать по общепринятым названиям периодов.
1. Каменный век
1.1 Древнекаменный век – Палеолит. … до 10 тыс. до н.э.
1.2 Среднекаменный век – Мезолит. 10 – 6 тыс. до н.э.
1.3 Новокаменный век – Неолит. С 6 – по 2 тыс. до н.э.
2. Эпоха бронзы. 2 тыс. до н.э.
3. Эпоха железа. 1 тыс. до н.э.

Палеолит

Орудия труда изготовляли из камня; отсюда и название эпохи - каменный век.
1. Древний или нижний палеолит. до 150 тыс. до н.э.
2. Средний палеолит. 150 – 35 тыс. до н.э.
3. Верхний или поздний палеолит. 35 – 10 тыс. до н.э.
3.1 Ориньяк-Солютрейский период. 35 – 20 тыс. до н.э.
3.2. Период Мадлен. 20 – 10 тыс. до н.э. Данное название период получил от наименования пещеры Ла Мадлен, где были найдены росписи, относящиеся к данному времени.

Самые ранние произведения первобытного искусства относятся к позднему палеолиту. 35 – 10 тыс. до н.э.
Ученые склоняются к тому, что натуралистическое искусство и изображение схематических знаков и геометрических фигур возникли одновременно.
Макаронные рисунки. Оттиски руки человека и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

Первые рисунки времен палеолита (древний каменный век, 35–10 тыс. до н.э.) были обнаружены в конце 19 в. испанским археологом-любителем графом Марселино де Саутуолой в трех километрах от его родового поместья, в пещере Альтамира.

Случилось это так:
«археолог решил обследовать одну пещеру в Испании и взял с собой свою маленькую дочь. Внезапно она закричала: «Быки, быки!» Отец засмеялся, но когда поднял голову, то увидел на потолке пещеры огромные, написанные красками фигуры бизонов. Одни из бизонов были изображены стоящими на месте, другие бросающимися с наклоненными рогами на врага. Поначалу ученые не поверили, что первобытные люди могли создать подобные произведения искусства. Только 20 лет спустя были обнаружены многочисленные произведения первобытного искусства в других местах и подлинность пещерной живописи была признана».

Живопись Палеолита

Пещера Альтамира. Испания.
Поздний Палеолит (эпоха Мадлен 20 – 10 тыс.лет до н.э.).
На своде пещерной камеры Альтамиры изображено целое стадо крупных, близко расположенных друг к другу бизонов.


Панно бизонов. Расположено на потолке пещеры. Замечательные полихромные изображения содержат черный и все оттенки охры, сочные краски, наложенные где-то плотно и однотонно, а где-то с полутонами и переходами от одного цвета к другому. Толстый красочный слой до нескольких см. Всего на своде изображено 23 фигуры, если не принимать во внимание те, от которых сохранились лишь контуры.


Фрагмент. Бизон. Пещера Альтамира. Испания. Поздний палеолит. Освещали пещеры лампами и воспроизводили по памяти. Не примитивизм, а высшая степень стилизации. При открытии пещеры считали, что это имитация охоты – магический смысл изображения. Но на сегодняшний день есть версии, что целью было искусство. Зверь был необходим человеку, но он был страшен и трудноуловим.


Фрагмент. Бык. Альтамира. Испания. Поздний Палеолит.
Красиво коричневые оттенки. Напряженная остановка зверя. Использовали естественный рельеф камня, изображали на выпуклости стены.


Фрагмент. Бизоны. Альтамира. Испания. Поздний Палеолит.
Переход к полихромному искусству, более темная обводка.

Пещера Фон-де-Гом. Франция

Поздний Палеолит.
Характерны силуэтные изображения, намеренное искажение, утрирование пропорций. На стенах и сводах небольших залов пещеры Фон-де-Гом нанесено по меньшей мере около 80 рисунков, в основном бизоны, две бесспорные фигуры мамонтов и даже волк.


Пасущийся олень. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.
Изображение рогов в перспективе. Олени в это время (конец эпохи Мадлен) вытеснили других животных.


Фрагмент. Бизон. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.
Подчеркнут горб и гребень на голове. Перекрытие одного изображения другим – полипсест. Детальная проработка. Декоративное решение хвоста. Изображение домиков.


Волк. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.

Пещера Нио. Франция

Поздний Палеолит.
Круглый зал с рисунками. В пещере нет изображений мамонтов и др. животных ледниковой фауны.


Лошадь. Нио. Франция. Поздний Палеолит.
Изображена уже с 4-мя ногами. Силуэт обведен черной краской, внутри заретушировано желтым. Характер лошадки типа пони.


Каменный баран. Нио. Франция. Поздний Палеолит. Частично контурное изображение, сверху прорисована шкура.


Олень. Нио. Франция. Поздний Палеолит.


Бизон. Нио. Нио. Франция. Поздний Палеолит.
Среди изображений больше всего бизонов. Некоторые из них показаны ранеными, стрелами черного и красного цвета.


Бизон. Нио. Франция. Поздний Палеолит.

Пещера Ласко

Случилось так, что именно дети, причём совсем нечаянно, нашли самые интересные пещерные росписи в Европе:
«В сентябре 1940 г. близ местечка Монтиньяк, на Юго-западе Франции, четыре школьника старших классов отправились в задуманную ими археологическую экспедицию. На месте уже давно вырванного с корнем дерева в земле зияла дыра, вызывавшая их любопытство. Ходили слухи, будто это вход в подземелье, ведущее в соседний средневековый замок.
Внутри оказалась еще дыра меньших размеров. Один из ребят бросил в нее камень и по шуму падения заключил, что глубина порядочная. Он расширил отверстие, вполз внутрь, чуть не упал, зажег фонарик, ахнул и позвал других. Со стен пещеры, в которой они очутились, смотрели на них какие-то огромные звери, дышащие такой уверенной силой, подчас казалось, готовой перейти в ярость, что им стало жутко. И в то же время сила этих звериных изображений была так величественна и убедительна, что им почудилось, будто они попали в какое-то волшебное царство.»

Пещера Ласко. Франция.
Поздний Палеолит (эпоха Мадлен, 18 – 15 тыс. л.до н.э.).
Называют первобытной Сикстинской капеллой. Состоит из нескольких больших помещений: ротонда; основная галерея; проход; апсида.
Красочные изображения на известковой белой поверхности пещеры.
Сильно утрированы пропорции: большие шеи и животы.
Контурные и силуэтный рисунки. Четкие изображения без наслоений. Большое количество мужских и женских знаков (прямоугольник и много точек).


Сцена охоты. Ласко. Франция. Поздний Палеолит.
Жанровое изображение. Убитый копьем бык боднул человека с птичьей головой. Рядом на палочке птица – может его душа.


Бизон. Ласко. Франция. Поздний Палеолит.


Лошадь. Ласко. Франция. Поздний Палеолит.


Мамонты и лошади. Капова пещера. Урал.
Поздний Палеолит.

КАПОВА ПЕЩЕРА - на Юж. м Урале, на р. Белая. Образовалась в известняках и доломитах. Коридоры и гроты расположены двумя этажами. Общая длина свыше 2 км. На стенах - позднепалеолитические живописные изображения мамонтов, носорогов

Скульптура палеолита

Искусство малых форм или мобильное искусство (мелкая пластика)
Неотъемлемую часть искусства эпохи Палеолита составляют предметы, которые принято называть «мелкая пластика».
Это - три типа объектов:
1. Статуэтки и иные объемные изделия, вырезанные из мягкого камня или из других материалов (рог, бивень мамонта).
2. Уплощенные предметы с гравировками и росписями.
3. Рельефы в пещерах, гротах и под природными навесами.
Рельеф выбивался глубоким контуром или стесывался фон вокруг изображения.

Рельеф

Одной из первых находок, называемых мелкой пластикой, была костяная пластина из грота Шаффо с изображениями двух ланей или оленух:
Олени, переплывающие реку. Фрагмент. Резьба по кости. Франция. Поздний палеолит (мадленский период).

Все знают замечательного французского писателя Проспера Мериме, автора увлекательного романа "Хроника царствования Карла IX", "Кармен" и других романтических новелл, но мало кто знает, что он служил инспектором по охране исторических памятников. Именно он и передал в 1833 г. эту пластинку в только организуемый в центре Парижа исторический музей Клюни. Теперь она хранится в Музее национальных древностей (Сен-Жермен ан Ле).
Позднее в гроте Шаффо был обнаружен культурный слой эпохи верхнего палеолита. Но тогда, так же, как это было с живописью пещеры Альтамира, и с другими изобразительными памятниками эпохи палеолита, никто не мог поверить, что это искусство старше древнеегипетского. Поэтому подобные гравировки считались образцами кельтского искусства (V-IV вв. до Р.Х.). Только в конце XIX в., опять же, как и пещерную живопись, их признали древнейшими после того, как они были найдены в палеолитическом культурном слое.

Очень интересны статуэтки женщин. Большинство из этих фигурок небольших размеров: от 4 до 17 см. Делалась из камня или бивней мамонта. Их самым заметным отличительным признаком является преувеличенная "дородность", они изображают женщин с грузными фигурами.


"Венера с кубком". Барельеф. Франция. Верхний (поздний) палеолит.
Богиня ледяного периода. Канон изображения – фигура вписана в ромб, а живот и грудь – в круг.

Скульптура - мобильное искусство.
Практически все, кто изучал палеолитические женские статуэтки, с теми или иными различиями в деталях, объясняют их как культовые предметы, амулеты, идолы и т.п., отражающие идею материнства и плодородия.


«Виллендорфская Венера». Известняк. Виллендорф, Нижняя Австрия. Поздний палеолит.
Компактная композиция, нет черт лица.


«Дама в капюшоне из Брассемпуи». Франция. Поздний палеолит. Кость мамонта.
Проработаны черты лица и прическа.

В Сибири, в Прибайкалье была найдена целая серия своеобразных статуэток совершенно иного стилистического облика. Наряду с такими же, как в Европе, грузными фигурками обнаженных женщин, здесь есть статуэтки стройных, вытянутых пропорций и, в отличие от европейских, они изображены одетыми в глухие, скорее всего меховые одежды, похожие на "комбинезоны".
Это находки на стоянках Буреть на р.Ангаре и Мальта.

Выводы
Наскальная живопись. Особенности живописного искусства палеолита – реалистичность, экспрессия, пластика, ритмика.
Мелкая пластика.
В изображении животных – те же черты, что и в живописи (реалистичность, экспрессия, пластика, ритмика).
Палеолитические женские статуэтки – это культовые предметы, амулеты, идолы и т. п., они отражают идею материнства и плодородия.

Мезолит

(Среднекаменный век) 10 – 6 тыс. до н.э.

После таяния ледников исчезла привычная фауна. Природа становится более податливой для человека. Люди становятся кочевниками.
С изменением образа жизни взгляд человека на мир становится более широким. Его интересует не отдельный зверь или случайная находка злаков, но активная деятельность людей, благодаря которой они находят и целые стада зверей, и поля или леса богатые плодами.
Так в мезолите зарождается искусство многофигурной композиции, в которой уже не зверь, а человек играет главенствующую роль.
Перемена в области искусства:
главным героям изображения становится не отдельный зверь, а люди в каком-либо действии.
Задача не в правдоподобном, точном изображении отдельных фигур, а в передаче действия, движения.
Часто изображаются многофигурные охоты, появляются сцены сбора меда, культовые танцы.
Меняется характер изображения – вместо реалистичного и полихромного оно становится схематичным и силуэтным. Используются локальные цвета - красный или черный.


Сборщица меда из улья, окруженная роем пчел. Испания. Мезолит.

Практически везде, где были обнаружены плоскостные или объемные изображения эпохи верхнего палеолита, в художественной деятельности людей последующей эпохи мезолит как будто наступает пауза. Может быть, этот период еще плохо изучен, может быть, изображения, сделанные не в пещерах, а на открытом воздухе, со временем смыло дождями и снегом. Может быть, среди петроглифов, которые очень трудно точно датировать, есть относящиеся к этому времени, но мы пока не умеем их распознавать. Показательно, что и предметы мелкой пластики при раскопках мезолитических поселений встречаются крайне редко.

Из памятников мезолита можно назвать буквально единицы: Каменная Могила на Украине, Кобыстан в Азербайджане, Зараут-Сай в Узбекистане, Шахты в Таджикистане и Бхимпетка в Индии.

Кроме наскальной живописи в эпоху мезолита появляются петроглифы.
Петроглифы – это выбитые, вырезанные или процарапанные наскальные изображения.
При высекании рисунка древние художники сбивали острым орудием верхнюю, более темную часть горной породы, и поэтому изображения заметно выделяются на фоне скалы.

На юге Украины, в степи есть каменистый холм из пород песчаника. В результате сильного выветривания на его склонах образовалось несколько гротов и навесов. В этих гротах и на других плоскостях холма с давних пор известны многочисленные резные и процарапанные изображения. В большинстве случаев они прочитываются с трудом. Иногда же угадываются образы животных - быков, козлов. Эти изображения быков ученые относят к эпохе мезолита.



Каменная могила. Юг Украины. Общий вид и петроглифы. Мезолит.

К югу от Баку между юго-восточным склоном Большого Кавказского хребта и берегом Каспия расположена небольшая равнина Гобустан (страна оврагов) с возвышенностями в виде столовых гор, сложенных известняком и другими осадочными породами. На скалах этих гор находится много разновременных петроглифов. Большинство из них было открыто в 1939 г. Наибольший интерес и известность получили крупные (больше 1 м) изображения женских и мужских фигур, сделанные глубокими резными линиями.
Много изображений животных: быков, хищников и даже пресмыкающихся и насекомых.


Кобыстан (Гобустан). Азербайджан (территория бывш. СССР). Мезолит.

Грот Зараут-Камар
В горах Узбекистана, на высоте около 2000 м над уровнем моря, находится широко известный не только среди специалистов-археологов памятник - грот Зараут-Камар. Расписные изображения были открыты в 1939 г. местным охотником И.Ф.Ламаевым.
Роспись в гроте сделана охрой разных оттенков (от красно-коричневой до лиловатой) и представляет собой четыре группы изображений, в которых участвуют антропоморфные фигуры и быки.

Здесь группа, в которой большинство исследователей видит охоту на быка. Среди антропоморфных фигур, окруживших быка, т.е. "охотников" различаются два типа: фигуры в расширяющихся книзу одеждах, без луков и "хвостатые" фигурыс поднятыми и натянутыми луками. Эту сцену можно трактовать как реальную охоту замаскированных охотников, и как некий миф.


Роспись в гроте Шахты, вероятно, самая древняя в Средней Азии.
"Что означает слово Шахты, - пишет В.А.Ранов, - я не знаю. Возможно, оно происходит от памирского слова "шахт", что значит скала".

В северной части Центральной Индии вдоль речных долин тянутся огромные скалы с множеством пещер, гротов и навесов. В этих естественных укрытиях сохранилось очень много наскальных изображений. Среди них выделяется местонахождение Бхимбетка (Бхимпетка). Судя по всему эти живописные изображения относятся к мезолиту. Правда, не следует забывать о неравномерности в развитии культур разных регионов. Мезолит Индии может оказаться на 2-3 тысячелетия более древним, чем в Восточной Европе и в Средней Азии.



Некоторые сцены загонных охот с лучниками в росписях испанского и африканского циклов – как бы воплощение самого движения, доведенного до предела, сконцентрированного в бурном вихре.

Неолит

(Новокаменный век)с 6 по 2 тыс. до н.э.

Неолит - новокаменный век, последняя стадия каменного века.
Периодизация . Вступление в неолит приурочивается к переходу культуры от присваивающего (охотники и собиратели) к производящему (земледелие и/или скотоводство) типу хозяйства. Данный переход называют неолитической революцией. Окончание неолита датируется временем появления металлических орудий труда и оружия, то есть началом медного, бронзового или железного века.
Разные культуры вступили в этот период развития в разное время. На Ближнем Востоке неолит начался около 9,5 тыс. л. до н. э. В Дании неолит датируется 18 в. до н.э., а у коренного населения Новой Зеландии – маори – неолит существовал еще в 18 в. н.э.: до прихода европейцев маори пользовались отполированными каменными топорами. Некоторые народы Америки и Океании до сих пор не вполне перешли из каменного века в железный.

Неолит, как и другие периоды первобытной эпохи, не является определенным хронологическим периодом в истории человечества в целом, а характеризует лишь культурные особенности тех или иных народов.

Достижения и занятия
1. Новые черты общественной жизни людей:
- Переход от матриархата к патриархату.
- В конце эпохи в некоторых местах (Передняя Азия, Египет, Индия) сложилась новая формация классового общества, то есть началось социальное расслоение, переход от родового-общинного строя к классовому обществу.
- В это время начинают строиться города. Одним из самых древних городов считается Иерихон.
- Некоторые города были хорошо укреплены, что говорит о существовании в то время организованных войн.
- Стали появляться армии и профессиональные воины.
- Можно вполне сказать, что с эпохой неолита связано начало формирования древних цивилизаций.

2. Началось разделение труда, формирование технологий:
- Главное – простое собирательство и охота как основные источники пропитания постепенно сменяются земледелием и скотоводством.
Неолит называют «веком отполированного камня». В эту эпоху каменные орудия не просто обкалывались, но уже выпиливались, шлифовались, сверлились, затачивались.
- В число важнейших орудий в неолите входит топор, ранее неизвестный.
развиваются прядение и ткачество.

В оформлении домашней утвари начинают появляться образы животных.


Топор в форме лосиной головы. Полированный камень. Неолит. Исторический музей. Стокгольм.


Деревянный ковш из Горбуновского торфяника близ Нижнего Тагила. Неолит. ГИМ.

Для неолита лесной зоны рыболовство становится одним из ведущих видов хозяйства. Активное рыболовство способствовало созданию определённых запасов, что в сочетании с охотой на зверя давало возможность жить на одном месте круглый год.
Переход к оседлому образу жизни привёл к появлению керамики.
Появление керамики – один из основных признаков неолитической эпохи.

Селение Чатал-Гуюк (Восточная Турция) является одним из мест, где были найдены самые древние образцы керамики.




Кубок из Ледце (Чехия). Глина. Культура колоколовидных кубков. Энеолит (медно-каменный век).

Памятники неолитической живописи и петроглифы чрезвычайно многочисленны и рассеяны на огромных территориях.
Скопления их встречаются чуть ли не повсюду в Африке, восточной Испании, на территории бывшего СССР - в Узбекистане, Азербайджане, на Онежском озере, у Белого моря и в Сибири.
Наскальная живопись неолита подобна мезолитической, но сюжет становится более разнообразным.


«Охотники». Наскальная живопись. Неолит (?). Южная Родезия.

На протяжении приблизительно трехсот лет внимание ученых приковывала к себе скала, известная под названием «Томская писаница».
«Писаницами» называют изображения нарисованные минеральной краской или высеченные на гладкой поверхности стены в Сибири.
Еще в 1675 году один из отважных русских путешественников, имя которого, к сожалению, осталось неизвестным, записал:
«Не дошед острогу (Верхнетомский острог) на краи Томи лежит камень велик и высок, а на нем написано звери, и скоты, и птицы, и всякие подобия…»
Настоящий научный интерес к этому памятнику возник уже в XVIII веке, когда по указу Петра I в Сибирь была направлена экспедиция для изучения ее истории и географии. Результатом экспедиции стали опубликованные в Европе шведским капитаном Страленбергом, участвовавшим в поездке, первые изображения томской писаницы. Эти изображения не были точной копией томской писаницы, а передавали лишь самые общие очертания скал и размещение на ней рисунков, но ценность их состоит в том, что на них можно видеть рисунки, не сохранившиеся до наших дней.


Изображения томской писаницы, выполненные шведским мальчиком К.Шульманом, путешествовавшим вместе со Страленбергом по Сибири.

Для охотников главным источником существования были олени и лоси. Постепенно эти животные стали приобретать мифические черты - лось был «хозяином тайги» наравне с медведем.
Образу лося принадлежит в Томской писанице главная роль: фигуры повторяются много раз.
Абсолютно верно переданы пропорции и формы тела животного: его длинное массивное туловище, горб на спине, тяжелая большая голова, характерный выступ на лбу, вздутая верхняя губа, выпуклые ноздри, тонкие ноги с раздвоенными копытами.
На некоторых рисунках на шее и туловище лосей показаны поперечные полосы.


На границе между Сахарой и Феццаном, на территории Алжира, в горной местности, именуемой Тассили-Аджер, высятся рядами голые скалы. Ныне этот край иссушен ветром пустыни, выжжен солнцем и почти ничего не произрастает в нем. Однако раньше в Сахаре зеленели луга...




- Острота и точность рисунка, грация и изящество.
- Гармоническое сочетание форм и тонов, красота людей и животных, изображенных с хорошим знанием анатомии.
- Стремительность жестов, движений.

Мелкая пластика неолита обретает, также как и живопись, новые сюжеты.


«Человек, играющий на лютне». Мрамор (из Кероса, Кикладские острова, Греция). Неолит. Национальный археологический музей. Афины.

Схематизм, присущий живописи неолита, который сменил палеолитический реализм, проник и в мелкую пластику.


Схематичное изображение женщины. Пещерный рельеф. Неолит. Круазар. Департамент Марна. Франция.


Рельеф с символическим изображением из Кастеллуччо (Сицилия). Известняк. Ок. 1800-1400 до н.э. Национальный археологический музей. Сиракузы.

Выводы

Наскальная живопись мезолита и неолита
Между ними не всегда можно провести точную грань.
Но это искусство очень отлично от типично палеолитического:
- Реалистичность, точно фиксирующая образ зверя как мишень, как заветную цель, сменяется более широким взглядом на мир, изображением многофигурных композиций.
- Появляется стремление к гармоническому обобщению, стилизации и, главное, - к передаче движения, к динамизму.
- В палеолите была монументальность и незыблемость образа. Здесь – живость, вольная фантазия.
- В изображениях человека появляется стремление к изяществу (например, если сравнить палеолитических «Венер» и мезолитическое изображение женщины, собирающей мед, или неолитических бушменских танцовщиц).

Мелкая пластика:
- Появляются новые сюжеты.
- Большее мастерство исполнения и владение ремеслом, материалом.

Достижения

Палеолит
- Нижний Палеолит
> > приручение огня, каменные орудия
- Средний Палеолит
> > выход из Африки
- Верхний Палеолит
> > праща

Мезолит
- микролиты, лук, каноэ

Неолит
- Ранний неолит
> > сельское хозяйство, скотоводство
- Поздний неолит
> > керамика

Энеолит (Медный век)
- металлургия, лошадь, колесо

Бро́нзовый век

Бро́нзовый век характеризуется ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы.
Бронзовый век сменил медный век и предшествовал железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 - 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются.
Искусство становится более разнообразным, распространяется географически.

Бронзу было гораздо легче обрабатывать, нежели камень, её можно было отливать в формы и шлифовать. Поэтому в бронзовом веке изготовляли всякого рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой художественной ценностью. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям - они были крупного размера и сразу бросались в глаза.

Мегалитическая архитектура

В 3 - 2 тыс. до н.э. появились своеобразные, огромного размера сооружения из каменных глыб. Эта древнейшая архитектура получила название мегалитической.

Термин «мегалит» произошел от греческих слов «мегас» – «большой»; и «литос» – «камень».

Своим появлением мегалитическая архитектура обязана первобытным верованиям. Мегалитическую архитектуру принято разделять на несколько типов:
1. Менгир – одиночный вертикально стоящий камень, высотой более двух метров.
На полуострове Бретань во Франции на целые километры растянулись поля т.н. менгиров. На языке кельтов, позднейщих обитателей полуострова, название этих каменных столбов высотою в несколько метров означает "длинный камень".
2. Трилит - сооружение, состоящее из двух вертикально поставленных камней и перекрытых третьим.
3. Дольмен - сооружение, стены которого составлены из огромных каменных плит и перекрыты крышей из такого же монолитного каменного блока.
Первоначально дольмены служили для погребений.
Трилит можно назвать простейшим дольменом.
Многочисленные менгиры, трилиты и дольмены располагались в местах, которые почитались священными.
4. Кромлех – это группа менгиров и трилитов.


Каменная могила. Юг Украины. Антропоморфные менгиры. Бронзовый век.



Стоунхендж. Кромлех. Англия. Эпоха бронзы. 3 – 2 тыс. до н.э. Его диаметр – 90 м, состоит из каменных глыб, каждая из которых весит ок. 25 т.Любопытно, что горы, откуда доставили эти камни, находятся в 280 км от Стоунхенджа.
Состоит из трилитов, расположенных по кругу, внутри подкова из трилитов, в середине – голубые камни, а в самом центре – пяточный камень (в день летнего солнцестояния светило оказывается точно над ним). Предполагается, что Стоунхэндж являлся храмом посвященным солнцу.

Эпоха железа (Железный век)

1 тыс. до н.э.

В степях Восточной Европы и Азии скотоводческие племена создали в конце бронзового и начале железного века так называемый звериный стиль.


Бляшка "Олень". 6 век до н.э. Золото. Эрмитаж. 35,1х22,5 см. Из кургана в Прикубанье. Рельефная пластина была найдена прикрепленной на круглом железном щите в погребении вождя. Образец зооморфного искусства ("звериного стиля"). Копыта оленя выполнены в виде "большеклювой птицы".
Нет ничего случайного,лишнего – законченная, продуманная композиция. Все в фигуре условно и предельно правдиво, реалистично.
Ощущение монументальности достигается не размером, а благодаря обобщенности формы.


Пантера. Бляха, украшение щита. Из кургана близ станицы Келермесской. Золото. Эрмитаж.
Эпоха железа.
Служила украшением щиту. Хвост и лапы украшены фигурами свернувшихся хищников.



Эпоха железа



Эпоха железа. Равновесие между реализмом и стилизацией нарушается в пользу стилизации.

Культурные связи с Древней Грецией, странами древнего Востока и Китаем способствовали появлению новых сюжетов, образов и изобразительных средств в художественной культуре племён южной Евразии.


Изображены сцены битвы между варварами и греками. Найдены в кургане Чертомлык, близ Никополя.



Запорожская обл. Эрмитаж.

Выводы

Скифское искусство – «звериный стиль». Поразительная острота и напряженность изображений. Обобщенность, монументальность. Стилизация и реализм.

От Редактора портала: материалы данного раздела подготовлены совместно нашим Научным редактором Станиславом Владимировичем Дробышевским и петербургским археологом Еленой Владимировной Беляевой .

Вероятные причины возникновения трудовой деятельности видятся в свете вышеприведённых данных в большей эффективности использования ресурсов при применении орудий. Шимпанзе могут отлично жить и без орудий, но с ними их жизнь облегчается и разнообразится. Совершенно очевидна связь использования орудий с биологической эволюцией предков человека – развитая орудийная деятельность стала возможной только у полностью прямоходящих приматов со свободной рукой. Можно выделить три биологических комплекса, связанных со способностью изготовлять и использовать орудия труда: комплекс прямохождения (сделавший возможным активное и свободное использование рук), комплекс строения кисти (включая противопоставление большого пальца и расширенные короткие дистальные фаланги пальцев) и комплекс развитого головного мозга (в котором для орудийной деятельности принципиально важно развитие лобной доли, отвечающей за обучение и мышление в широком понимании, и теменной доли, отвечающей за чувствительность кисти и координацию сознательных движений рук). Немаловажным фактором возникновения орудийной деятельности стали изменения типа питания предков человека, переход к всеядности.

Кости со следами обработки орудиями, возрастом 3.4 млн. лет, найденные в Эфиопии. Авторы находки полагают, что Australopithecus afarensis использовали каменные инструменты.
Источник: McPherron Shannon P., et al. "Evidence for stone-tool-assisted consumption of animal tissues before 3.39 million years ago at Dikika, Ethiopia." Nature. 466 (2010): 857-860.

Австралопитеки вряд ли умели изготовлять орудия труда, хотя использовали наверняка (см., например, материал о возможном использовании орудий афарскими австралопитеками). Их руки были весьма похожи на человеческие, но пальцы были сильнее изогнуты и более узкие. Древнейшие орудия известны из слоев в Эфиопии, датированных 2,7 миллионами лет назад, то есть спустя 4 миллиона лет после появления австралопитеков. В Южной Африке австралопитеки или их непосредственные потомки около 2-1,5 миллионов лет назад использовали костяные обломки для вылавливания термитов из термитников. Питались грацильные австралопитеки в основном растительной пищей, хотя недалеко от костей Australopithecus garhi учёные нашли каменные орудия и раздробленные ими кости антилоп (впрочем, на этот момент уже существовали "ранние Homo ", использовавшие галечные орудия, так что Australopithecus garhi является тупиковой альтернативной линией эволюции). Также, для южноафриканских австралопитеков была выдвинута гипотеза остеодонтокератической ("костно-зубо-роговой") культуры. Предполагалось, что австралопитеки использовали кости, рога и зубы животных в качестве орудий. Позднейшие исследования показали, что большинство следов износа появилось на этих костях в результате погрызов гиен и других хищников.

Древнейшие следы каменных орудий на костях найдены в Эфиопии в местности Хадар и имеют датировки более 3 млн.л.н., хотя сами орудия неизвестны, а многие археологи сомневаются, что эти надрезки были сделаны именно орудиями. Древнейшие настоящие каменные орудия известны из местонахождения Гона в Эфиопии и имеют датировки 2,5-2,7 млн. лет назад, их изготовители неизвестны. Около 2,5 млн.л.н. возникли новые виды гоминид, обладавшие большим мозгом и относимые уже к роду Homo . Однако была ещё одна группа поздних австралопитеков, уклонившаяся от линии, ведущей к человеку – массивные австралопитеки или парантропы , которые тоже, вероятно, изготавливали и использовали каменные орудия. Парантропы были крупными – до 70 кг весом – специализированными растительноядными существами, жившими по берегам рек и озёр в густых зарослях. Образ жизни их в чём-то напоминал образ жизни современных горилл. Тем не менее, они сохранили двуногую походку и, возможно, умели изготовлять орудия труда. В слоях с парантропами найдены каменные орудия и костяные обломки, которыми гоминиды разрывали термитники. Также и кисть этих приматов была приспособлена для изготовления и применения орудий.




Top