Художественная культура понятие функции классификация. Понятие культуры, художественной культуры, искусства

Понятие «культура» столь многозначно, что до сих пор не существует единого определения. Мы говорим «греческая культура», «культура труда», «художественная культура». Чтобы лучше понять смысл этого слова, обратимся к его происхождению.

Первоначально латинское слово « cultura » означало «возделывание земли» и противопоставлялось значению « natura », т.е. природа. Термин «культура» может употребляется и в других близких значениях: образование, развитие, совершенствование .

Таким образом, понятие «культура» означает все то, что создано человеческим трудом в результате преобразования природы в стремлении добиться совершенства . Это одновременно и результат, и сам процесс творческой деятельности людей по преобразованию природы, основанный на высоко сознательной деятельности. Именно поэтому культура не существует вне человека и его деятельности . История человеческого общества – это и есть история мировой художественной культуры.

Культура - исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей.

Культура - совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека.

Культура - общий объем творчества человечества.

Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, изготовленных человечеством на протяжении всей истории.

Рис. 1. Условное деление культуры по видам.

Национальная культура – это совокупность символов, верований убеждений ценностей, норм образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране, государстве.

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, от древних цивилизаций до наших дней.

Духовная культура – совокупность всех знаний человека и способов деятельности по созданию духовных ценностей. Основными видами духовного созидания являются наука, религия, искусство.

Материальная культура – это культура, объектами которой выступают орудия труда, средства производства, одежда, быт, жилище, средства сообщения – все то, что является процессом и результатом материальной деятельности человека.

Народная культура – это культура широких народных масс, которая формируется с момента образования национального государства, передаваемая из поколения в поколение в процессе непосредственного взаимодействия. Народная культура создаётся самим народом, часто неизвестными авторами. К ней можно отнести: сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи.

Массовая культура – культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе. Она включает в себя такие явления, как средства массовой информации (ТВ и радио), спорт, кинематограф, музыка, массовая литература, изобразительное искусство и т.д.

Элитарная культура – это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся закрытостью, аристократизмом и самодостаточностью.

Культура – это неотъемлемая сторона жизни общества, она неотделима от человека как социального существа: культура есть процесс активной деятельности человека, направленный на освоение, познание и преображение мира. Степень развитости культуры всегда зависит от конкретного исторического этапа общества. Главная роль культуры в жизни общества состоит в том, что культура выступает средством хранения и передачи человеческого опыта.

Отсюда основные функции культуры:

-

Помимо представленных видов культуры (рис.1) отдельно выделяют культуру художественную.

Художественная культура – один из видов культуры, решающий задачи интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах.

Такое положение художественной культуры основано на присущей только человеку способности к художественному творчеству, отличающей его от других живых существ. Нельзя сводить художественную культуру только к искусству или отождествлять ее с культурной деятельностью вообще.

Рис. 2 Пример художественного произведения первобытного человека. Наскальный рисунок быка из пещеры Альтамира (Испания).

Центральное место в художественной культуре занимает искусство. Искусство – вид художественного освоения действительности человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать мир и самого себя по законам красоты.

К искусству мы относим: литература, живопись, графика, скульптура, архитектура, музыка, танец, художественная фотография, декоративно-прикладные искусства, театр, цирк, кино и др. В каждом из них создаются художественные произведения - книги, картины, скульптуры, спектакли, кинофильмы и др.

У каждого народа - своя культура, а вместе - все народы мира создали мировую культуру.

Мировая художественная культура - не простая сумма культур равных народов. Это постоянное взаимодействие культур. Каждый народ «говорит» с другими народами, с людьми, отделенными от него веками, языком своей культуры. И этот универсальный язык культуры должен быть понятен нам с вами, как и язык математики или физики, как иностранный язык, знание которого делает человека особенно образованным. Конечно, мы должны научиться понимать язык культуры.

Вопросы для повторения:
  1. Подумайте, каким образом культура влияет на человека?
  2. Подумайте, каким образом человек влияет на культуру?
  3. Какие виды искусства вы знаете?
  4. Используя дополнительные источники, выясните какое отношение к культуре имеет физическая культура?
После знакомства с представленными материалами необходимо выполнить проверочные и контрольные задания, представленные здесь же. В случае необходимости, контрольные материалы отсылаются на электронную почту преподавателя по адресу: [email protected]

У понятия «культура» сотни действующих определений. Большинство из них трактуют культура, как способ бытия человека в мире.

Всамом широком смысле под культурой нередко понимаются все достижения человечества, все созданное человеком. Культура тогда предстает как «вторая природа», сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир, в отличие от дикой природы. В этом случае культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. Такое деление восходит к Цицерону, который первым отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли, есть также культура, означающая «возделывание души».

Материальная культура охватывает прежде всего сферу материального производства и его продукты - технику, технологию, средства связи и коммуникации, производственные здания и сооружения, дороги и транспорт, жилища, предметы быта, одежду и т.д.

Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты - религию, философию, мораль, искусство, науку и т.д. Внутри духовной культуры часто специально выделяют художественную культуру, включающую произведения искусства и литературы. Наука, в свою очередь, рассматривается в качестве основы интеллектуальной, научно-технической культуры.

Между материальной и духовной культурой имеется глубинное единство, поскольку обе они являются результатом человеческой деятельности, у истоков которой в конечном счете находится духовное начало - идеи, проекты и замыслы человека, которые он воплощает в материальную форму.

Материальн. и духовн. культуры сливаясь образуют художественный образ .

Художественный образ - обобщенное отражение действительности в форме конкретного индивидуального явления.

Например, в таких ярких художественных образах мировой литературы, как Дон Кихот, Дон Жуан, Гамлет, Гобсек, Фауст и т.д., в обобщенном виде переданы типические черты человека, его чувства, страсти, желания.

Художественный образ являетсянаглядным , т.е. доступным для восприятия, ичувственным , т.е. непосредственно воздействующим на чувства человека. Поэтому можно сказать, что образ выступает как наглядно-образное воссоздание реальной жизни. При этом необходимо иметь в виду, что автор художественного образа - писатель, поэт, художник или артист - не просто пытается повторить, «удвоить» жизнь. Он ее дополняет, домысливает по художественным законам.

Культура - В латинском языке это слово означало живую связь человека с природой, отводя первому роль разумного существа, всемерно содействующего развитию многообразных форм растительно-животной жизни ("возделывание, обрабатывание, уход, разведение"). В интерпретации века Просвещения "культурное" стало означать нечто противоположное "природному". "Культура" как термин - определенная совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. "Культура" как понятие - употребляется для характеристики определенных исторических эпох, конкретных обществ, наций, а также специфических сфер деятельности или жизни. Субъект культуры - человек (он творит, сохраняет и распространяет созданные им культурные ценности.

Функции культуры:

    Познавательная (накопление и передача знаний)

    Информационная (представляет информацию о человеке того времени)

    Регулятивная (регулировка форм поведения, нравы, обычай, традиции)

    Оценочная (формир. системы ценностей)

Задачи культуры:

    Передача знаний, ценностей через поколения.

    Очеловечивание природы, как среды обитания.

Понятие искусства

    в узком смысле это специфическая форма практически-духовного освоения мира;

    в широком - высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой сфере жизни общества они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).

Искусство - особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами , т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство.

Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.

Форма существования искусства - художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).

Искусство также использует особые средства для воспроизведения реальной действительности: для литературы это слово, для музыки - звук, для изобразительного искусства - цвет, для скульптуры - объем.

Цель искусства двойственна: для творца - это художественное самовыражение, для зрителя - наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро - с моралью.

Искусство - важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке. Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные понятия, то искусство - художественные образы.

Искусство как самостоятельная форма общественного сознания и как отрасль духовного производства вырастало из производства материального, было первоначально вплетено в него в качестве хотя и эстетического, но сугубо утилитарного момента. Человек по натуре художник, и он всюду так или иначе стремится вносить красоту. Эстетическая деятельность человека постоянно проявляется в труде, быту, общественной жизни, а не только в искусстве. Происходит эстетическое освоение мира человеком общественным.

Искусство понимают и в трех значениях:

    в широком смысле – художественное творчество (литература, архитектура, скульптура, живопись, музыка, танец, театр, кино.)

    в узком смысле – только изобразительное искусство.

    Как высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.

Функции искусства:

    эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;

    социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;

    компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;

    гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;

    познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;

    прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;

    воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.

Виды искусства: (это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства - звук, цвет, телодвижение, слово и т.д)

Первичной формой искусства был особыйсинкретический (нерасчлененный) комплекс творческой деятельности. Для первобытного человека не существовало отдельно музыки, или литературы, или театра. Все было слито вместе в едином ритуальном действе. Позднее из этого синкретического действа стали выделяться отдельные виды искусства.

В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности - роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их разновидности.

Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Имеются три основных рода литературы - драма, эпос и лирика и многочисленные жанры - трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т.д.

Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры музыки - опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т.п.

Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные,

современные танцы, балет. Направления и стили танца - вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др.

Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры живописи - портрет, натюрморт, пейзаж, а также бытовой, анималистический (изображение животных), исторический жанры.

Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т.д. Выделяют также архитектурные стили - готику, барокко, рококо, модерн, классицизм и т.п.

Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение). По размеру делится на станковую, декоративную и монументальную.

Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, - посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.

Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т.д.

Цирк представляет зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на спе- циальной арене. Это акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и проч.

Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам выделяют кинокомедии, драмы, мелодрамы, приключенческие фильмы, детективы, триллеры и т.п.

Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств - оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.

Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства -драматургию, музыку, хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т.д.

К перечисленным видам искусства можно добавить графику, радиоискусство и т.д.

Для того чтобы показать общие черты разных видов искусства и их различия, предложены различные основания для их классификации. Так, выделяют виды искусства:

    по количеству использованных средств - простые (живопись, скульптура, поэзия, музыка) и сложные, или синтетические (балет, театр, кино);

    по соотношению произведения искусства и реальности - изобразительные, изображающие действительность, копируя се, (реалистическая живопись, скульптура, фотография), и выразительные, где фантазия и воображение художника творят новую действительность (орнамент, музыка);

    по отношению к пространству и времени - пространственные (изобразительное искусство, скульптура, архитектура), временные (литература, музыка) и пространственно-временные (театр, кино);

    по времени возникновения - традиционные (поэзия, танец, музыка) и новые (фотография, кино, телевидение, видео), обычно использующие для построения образа достаточно сложные технические средства;

    по степени применимости в быту - прикладные (декоративно-прикладное искусство) и изящные (музыка, танец).

Каждый вид, род или жанр отображает особую сторону или грань человеческой жизни, но собранные вместе, эти составляющие искусства дают всеобъемлющую художественную картину мира.

Потребность в художественном творчестве или наслаждении произведениями искусства увеличивается вместе с ростом культурного уровня человека. Искусство становится тем нужнее, чем дальше человек отстоит от животного состояния.

Культурные стили:

Стиль формируется на основе общности системы, средств худ. выразительности, творческих приемов, обусловленных единством идейно-худож. содержания.

Можно говорить о стиле отдельного произведения или жанра. Говоря о индивидуальном стили можно говорить о творческой манере писателя.

Стиль также применяют для обозначения целых эпох. Различают

    Романский стиль

    Готический

    Ренессанский

  1. Классицизм и др.

В 19 веке развитие искусства определялось сложными взаимоотношениями, и зачастую переплетениями таких сложных стилевых худ. направлений, как классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

Искусство обязано соответствовать 2 критериям:

    Должно обладать познавательной ценностью

    Эстетической ценностью

    Нравственной ценностью.

Истина, добро, красота.

2.Культура в первобытнообщинном обществе (материальная и духовная культура, наскальная живопись, скульптура и др.).

Первобытное общество возникло примерно 40 тыс. лет назад и существовало до IV тыс. до н.э. Оно охватывает несколько периодов каменного века - поздний палеолит (40-10 тыс. до н.э.) мезолит (10-6 тыс. до н.э.) и неолит (6-4 тыс. до н.э.). Хотя некоторые элементы культуры возникают еще до установления первобытного общества (религиозные представления, зачатки языка, ручное рубило), развитие собственно человеческой культуры начинается одновременно с завершением процесса формирования человека, каковым сталhomo sapiens, или «человек разумный».

Культурология

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА

| Г. Е. Гун

Аннотация. В статье дается аналитический обзор представлений отечественных и зарубежных ученых о художественной культуре как системе. Отталкиваясь от этих представлений, автор приходит к выводу о необходимости опираться на исследования в области многофакторных прогностических моделей культуры.

Ключевые слова: художественная культура, системный подход.

Summary. The article gives an analytical overview of representations of artistic culture as a system in the works of Russian and foreign scholars. Based on these ideas, the author concludes that one has to to build on the research in the field of multi-factor prediction models of culture.

Keywords: art culture, systemic approach.

Целью данной статьи является обзор трудов отечественных и зарубежных ученых, в ракурсе рассмотрения ими художественной культуры городов в контексте системного подхода. Место художественной культуры в культуре в целом определяется существенными различиями между материальной, духовной и художественными формами деятельности. Их различия не следует понимать в том смысле, будто одна является только материальной, другая - только духовной, третья - нематериальной и недуховной. Несомненно, что продукты духовной деятельности должны быть материализованы, иначе они просто не могли бы существовать, равно как и то, что в материальной деятельности воплощаются духовные цели, планы, модели. Суть дела, однако, в том, что в данных слоях культуры соотношение материального и духовного начал диаметрально противоположно: материальная культура материальна по своему

Принципиальное отличие художественной культуры от культуры эстетической заключается в том, что эстетическая культура выражает универсальность, повсеместность, проявления эстетической активности людей; художественная же деятельность есть специфический вид его продуктивной деятельности, поэтому художественная культура оказывается относительно самостоятельным слоем культуры, следовательно, ее можно определить как совокупный способ и продукт художественной деятельности. Понятие «совокупный» означает, что художе-

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ

ственная культура охватывает все отрасли художественной деятельности (словесную, музыкальную, театральную и т.п.), включает в себя все процессы, протекающие «вокруг» искусства (создание, хранение, восприятие и т.д.), и процессы, обеспечивающие его успешное функционирование (воспитание художников, публики, критиков и т.д.).

Функции художественной культуры, как и функции культуры в целом, определяются тем, что она живет в пространстве и во времени. В социальном пространстве (то есть в одновременной жизни людей страны, региона, всего человечества) художественная культура призвана обеспечить максимальную эффективность и процессов творчества, создания художественных ценностей, и процессов их восприятия публикой в соответствии с их разнообразными духовными потребностями.

Если же мы будем рассматривать историческую жизнь художественной культуры, то есть ее существование во времени, то увидим, что ее главные 352 функции заключаются в том, чтобы обеспечить охрану художественных ценностей, передачу их из поколения в поколение, поскольку историческая изменчивость социальной жизни не ведет к уничтожению художественного наследия, но требует его актуализации, его включения в духовную жизнь каждой новой эпохи. Вместе с тем художественная культура должна обеспечить постоянное обновление искусства в соответствии с изменениями, происходящими в общественной жизни, в других областях культуры, логикой собственного развития искусства. Таким образом, художественная культура призвана передавать тради-

ции, творческии опыт, накапливаемые веками способы художественного освоения мира и обеспечивать постоянное движение искусства, его обновление, совершенствование.

ТакоИ ансамбль функций определяет структуру художественнои культуры: первое измерение - духовно-содержательное: речь идет о специфическом для каждого исторического, этнического и социального типа художественного сознания (о картине мира и места образного представления о бытии в нем человека); второе измерение - зональное или морфологическое - мы обнаруживаем тогда, когда от общей характеристики ее духовного содержания переходим к характеристике ее особенностей в разных видах искусства, ибо целостность художественной культуры общества охватывает многообразие тех форм, в которых творчество выступает в словесных искусствах, изобразительных, в музыке, театре, танце, кино, архитектуре и т.д. Нужно иметь в виду, что все эти виды искусства не просто сосуществуют одно рядом с другим, но образуют некую исторически самоорганизовавшуюся систему.

Представление о культуре как об устойчивом образовании, порожденном и поддерживаемом реализацией совокупности функций, необходимых для совместной жизнедеятельности людей, привело к формированию концепций социальной и культурной систем. При этом сторонники концепции культурной системы (Л. Уайт, К. Клакхон, А. Кребер и другие) рассматривали общество как структурный компонент совместной жизни людей, а культуру - «как содержательное наполнение этой структуры» . Еще А. Радклифф-Браун под-

1. Л. фон Берталанфи набор взаимодействующих элементов, структура, у которой элементы каким-то образом действуют друг на друга (взаимодействуют)

2. П. Эткинс обособленная часть, фрагмент мира, Вселенной, обладающий особым качеством (эмерджентностью), относительной самодостаточностью (термодинамической изолированностью)

3. В. А. Анохин комплекс избирательно вовлеченных элементов, взаимосодействующих достижению заданного полезного результата, который принимается основным системно образующим фактором

4. М. А. Гайдес такая группа элементов, у которой результат их общего взаимодействия отличается от результатов действия каждого из этих элементов в отдельности

5. А. Холл множество предметов вместе со связями между предметами и между их признаками

черкивал преимущества подхода Б. Малиновского, который предлагал «считать каждую культуру функционально взаимосвязанной системой» и пытался обнаружить «общие законы функционирования человеческого общества как целого». Чтобы составить представление о художественной культуре как системе, рассмотрим само понятие системы в разных исследованиях (см. табл.) .

Позднее в определениях системы появляется понятие цели. Так, в «Философском словаре» система определяется как «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой определенным образом и образующих некоторое целостное единство». В последнее время в определение понятия системы наряду с элементами, связями и их свойствами и целями начинают включать наблюдателя, хотя впервые на необходимость учета взаимодействия между исследователем и изучаемой системой указал один из основоположников кибернетики У. Р. Эшби. М. Масарович и Я. Такахара в книге «Общая теория систем» считают, что система - «фор-

мальная взаимосвязь между наблюдаемыми признаками и свойствами».

Это объясняет существование устойчивых социокультурных образований по сравнению с предыдущими функционалистскими построениями, где «культурные и социальные феномены рассматривались как самодовлеющая реальность, а группа людей определялась не через дифференциацию функций или ролей, но через интегрирующие ее нормы или институты».

В данном случае сравнивается не только количество элементов культурной системы, но и порядок их связи, структура и правила взаимодействия. Такая система, подвергаясь разрушительному воздействию, способна возвращать себе равновесие. Однако причины культурных сходств и различий до сих пор составляют предмет научных дискуссий. Поскольку город рассматривается как система, то «поведение» этой системы, обладающей способностью накапливать и передавать информацию, формировать процессы управления, функционировать в качестве самоорганизующегося феномена, является предметом серьезных научных изысканий.

Именно это свойство (восстановление равновесия, самоорганизация) является для Т. Парсонса наиболее важной чертой социальной системы, поскольку «тенденция процесса взаимодействия к самосохранению есть первый закон социальных процессов». Здесь важно главное: как город (и современный город в частности), являясь культурной системой, в процессе функционирования выживает в сложных обстоятельствах нежелательных вмешательств, кризисных эпох, как формируются силы, устраняющие негативные результаты подобного вмешательства, и до какого предела социальная система сохраняет свою способность к самовосстановлению .

В свое время М. Б. Глотов, определяя художественную культуру общества как систему социальных институтов, в качестве основных структурных блоков-компонентов ее строения выделил: художественное производство, художественную коммуникацию, художественное познание, художественную критику и художественное потребление. Если следовать представлению некоторых социологов искусства о том, что художественная жизнь общества «есть не что иное, как исторически определенный способ воспроизводства и функционирования художественной культуры общества», то структура художественной жизни общества должна быть изоморфна структуре его художественной культуры. Главное различие между строениями художественной культуры и художественной жизни общества состоит в том, что в качестве элементов первой выступают социальные институты, а второй - социальные процессы .

С. Н. Плотников в своих исследованиях пришел к идее противопоставить

социологии искусства социологию художественной культуры. Согласно его концепции, существуют как бы две относительно самостоятельные социологии искусства. Объектом исследования одной из них являются произведения искусства, которые изучают эстетика и искусствоведение. В качестве объекта исследования другой выступает художественная культура, понимаемая как один из видов духовной культуры общества и представляющая собой «совокупность явлений, процессов и отношений, связанных с художественно-творческой деятельностью людей, в основе которых лежат идеалы красоты, а также с деятельностью по хранению, распространению и потреблению (восприятию) художественной продукции». С. Н. Плотников изучал художественную культуру на трех уровнях: общесоциологическом, когда она рассматривается как элемент системы общества; специально социологическом, где исследуются социальные закономерности развития и функционирования художественной культуры, ее внешние и внутренние связи, взаимодействия художественного производства и художественного потребления; эмпирико-социоло-гическом, предполагающем анализ данных о функционировании отдельных видов, форм, типов и процессов художественной культуры.

Однако в дальнейшем в своей работе «Проблемы социологии художественной культуры» (1980) С. Н. Плотников вносит некоторые изменения и дополнения в свою концепцию:

Во-первых, художественная культура понимается им уже как система трех взаимодействующих подсистем: художественного производства, художественных потребностей, социального института художественной культуры;

Во-вторых, уточняется предмет социологии художественной культуры, из которого исключается анализ ее исторического развития, а акцент делается на исследовании современных процессов воздействия общества на художественную культуру и обратного влияния ее на общество.

Интересен подход В. М. Петрова к системе и подсистемам художественной культуры. Основное препятствие на пути развертывания любой художественной структуры он видит в осознании общего, во множестве различных реализаций одной и той же художественной структуры или идентификации этой структуры реципиентом, которая перестает оказывать должное воздействие на эмоциональную сторону его сознания. Если такой процесс должен коснуться (рано или поздно) любой художественной системы, то его следует считать долговременным, постоянно (в масштабах эволюции) действующим; важность же его, думается, не вызывает сомнений. Иными словами, в ткань произведения искусства должно включаться рациональное описание процессов создания или восприятия искусства, имеющих преимущественно эмоциональный характер.

Итак, требования к рефлексивным процессам, предъявляемые сферой (б), практически совпадают с требованиями, предъявляемыми сферой (а). Именно совпадение этих двух классов требований обуславливает необходимое постоянное присутствие рефлексивных процессов в системе художественной культуры. Эти рефлексивные процессы могут реализоваться посредством тех двух (А и Б) путей, которые были намечены ранее. Применительно к системе художественной культуры эти два пути воплощаются следующим образом:

А. В системе художественной культуры функционирует специальная подсистема, служащая для отражения протекающих в этой системе процессов создания или восприятия произведений искусства. Эта подсистема воплощается, прежде всего, в таких социальных институтах, как художественная критика (отражающая непосредственно творческие процессы - создание произведений искусства), теория искусства и эстетика (которые занимаются преимущественно анализом структуры этих произведений), социология и психология искусства (концентрирующие свое основное внимание на толковании процессов восприятия художественных структур).

Б. В искусстве периодически появляются произведения, отражающие процессы художественного творчества или восприятия; примеры подобных феноменов приводились выше.

Последний (Б) путь реализации рефлексивных процессов отличается от первого (А) пути непосредственностью отражения, что очень существенно с точки зрения социальной эффективности указанных процессов, ведь наибольшей силой воздействия и на творцов искусства, и на его аудиторию (а через нее - снова на тех же творцов) обладает отражение, непосредственно вплетенное в саму ткань художественного произведения, составляющее его неотъемлемую часть. Вот почему для этой формы самосознания художественного творчества всегда находилось место в продуктах такого творчества - произведениях художников (писателей, композиторов и т д.) всех эпох. И хотя конкретный импульс, подводивший художника к такому отражению, был, конечно, в каждом случае индивидуальным и непо-

вторимым, социальная потребность в постоянном возникновении подобных феноменов была в какой-то мере питающим их источником, стимулировавшим их успех как у аудитории, так и у творцов искусства.

Следовательно, мировоззренческим основанием и исходной концептуальной позицией исследования стало новое понимание роли культуры в современном городе и преодоление институциональных барьеров в сознании субъектов культуры и городского социума, органов власти и бизнеса в реализации созидательного потенциала горожанина и достижения компромисса между культурными запросами разных групп населения и общими целями социально-экономического развития города. Сложность поиска подобного компромисса возрастает соответственно росту числа и разнообразия социальных и национальных субкультур в городе.

Художественная культура XX в. -понятие, условно обозначающее всю совокупность искусств и художественной и около-и-пост-художественной 356 деятельности XX в. Специфика художественной культуры XX в., в отличие от художественной культуры предшествующих периодов истории, заключается в ее принципиальном переходном характере, выражающем суть глобального переходного процесса в культуре XX в. в целом, одной из главных частей которой и является художественная культура.

Процесс глобальной модернизации культуры начался несколько столетий тому назад, но в XX в. приобрел лавинообразный, стремительно прогрессирующий характер. Главная суть его заключается в повсеместном утверждении («триумфе») материали-

стическо-сциентистско-технологиче-ского мировоззрения и, соответственно, принципиально нового типа сознания, менталитета, мышления. Наиболее заметными характеристиками художественной культуры ХХ в. являются множественность, хаотичность и ризомность, что позволяет исследователям делать вывод о ее переходном, неустойчивом состоянии.

Е. Б. Витель интерпретировал кризис художественной культуры ХХ в. как системную закономерность . С позиции синергетики, изучающей системы именно в состоянии неустойчивости, неравновесности и хаотичности (предметная область синергетики - вопросы самоорганизации неустойчивых динамических систем, теория катастроф и хаоса), переходный период есть необходимое состояние системы, связанное с изменением вектора направленности ее развития. Переходность означает разупорядо-ченное временное состояние, когда старые параметры организации отрицаются как неактуальные, а новые еще не сложились. В художественной культуре ХХ в. эти признаки переходности налицо: отрицание художественной традиции, с одной стороны, и отсутствие чего-либо установившегося и понятного нового - с другой. Неуравновешенное состояние системы в силу необходимости сопровождается хаосом. Однако именно этот неустойчивый период характеризуется повышенной креативностью, что объясняет интерес к прогнозированию будущего развития художественной культуры.

Причиной перехода системы к образованию нового порядка является исчерпанность смысла (как цели ее существования и складывания определенного порядка) предыдущей художе-

ственной системы и того, в чем ее порядок выражается. Для того чтобы возник хаос, то есть система перешла в свое неустойчивое состояние, необходимо, чтобы неприятие выразилось не просто в отказе от старой идеи, но и в невозможности ее реализации, открытом протесте (теоретического и практического характера) и специальной разрушительной деятельности. Одна из сторон процесса хаотизации системы - снятие бинарных оппозиций.

В системе художественной культуры бинарности выполняют конструктивно-смысловую функцию. То, что они существуют в различных художественных эпохах, придает им характер константных надэпохальных свойств и доказывает существование метасистемы уровня более высокого, чем те, в которых они непосредственно проявляются. С помощью разветвленной сети бинарностей та или иная художественная система принимала определенный структурированный вид. Достижение системой состояния ставшего бытия (пикового кульминационного периода), или «жесткой онтологии» (В. Г. Буданов), являлось основанием не только для ее детального описания, но и для сравнения с другой системой в ее ставшем, то есть сложившемся и вершинном, виде.

К началу ХХ в. бинарные оппозиции представляли собой развитую подсистему художественной культуры, своего рода сеть кровеносных сосудов антропоцентризма. Поэтому именно разрушение этой системы модернизмом было отмечено как взрыв, скачок, умирание искусства и пр. На языке синергетики эффект скачка связан с перестройкой системы, с изменением направленности ее развития и естественным переходом системы от старого порядка к

новому. Процесс смены режимов функционирования соединяется периодом вхождения системы в состояние хаоса, продолжительность которого обуславливается длительностью предшествующего периода. Это дает основание рассматривать художественную культуру ХХ и XXI вв. как единый продолжающийся период хаоса .

Итак, переход художественной системы от состояния покоя и порядка к неравновесному, неустойчивому и хао-тизированному, в котором пребывает художественная культура ХХ в., есть процесс ликвидации (самоликвидации) смысла старой культуры, зафиксированного в бинарных оппозициях.

Таким образом, сегодня художественная культура - это сложное системное образование, в существовании которого можно выделить две важнейшие стороны:

1. Одна сторона связана с организационной стороной функционирования художественной культуры. В любом, пожалуй, историческом типе культуры существуют особые социальные институты, которые отвечают за обеспечение условий функционирования художественной культуры, за создание, распространение и восприятие эстетических ценностей: система образовательных учреждений, обучение в которых позволяет приобщиться к художественным традициям, что обеспечивает определенную преемственность в отношении к эстетическим ценностям; издательские учреждения, организации, осуществляющие концертно-выставо-чную деятельность, и др.; научно-исследовательские организации самого широкого профиля, начиная с искусствоведческих групп и заканчивая социологическими лабораториями, ко-

торые изучают закономерности функционирования художественной культуры, особенности художественного восприятия, зрительскую аудиторию, средства массовой коммуникации, которые в современной нам культурной ситуации приобретают особое значение в распространении, трансляции художественных ценностей.

2. Вторая сторона связана с творческой деятельностью в сфере искусства и результатами этой деятельности. Это, прежде всего, сами произведения искусства с их особым языком, присущим каждому виду искусства в отдельности, творческий процесс их создания, особые отношения между автором и созданным им произведением искусства, отношения между автором, произведением и реципиентом (тем, кто воспринимает произведение искусства). Именно благодаря искусству возможно восприятие мира в его целостности, в неразрывном единстве личностного опыта, бытия культуры и опыта всего человечества.

Итак, рассмотрев различные представления о культуре как системе, мы будем строить свое исследование на основе классических и новейших работ ведущих отечественных и зарубежных ученых, а именно - на исследованиях в области многофакторных прогностических моделей культуры: А. Мигалантьев, В. Лапин, А. Ахиезер, Л. Коган, Н. Яницкий и др. ; исследованиях, направленных на изучение феноменологии культуры: К. Линч, Л. Коган, Н. Григорьев, А. Иконников, К. Исупов, О. Трущенко, В. Глазычев и др. ; на исследованиях в области теории культурных и социальных си-

стем, а также на концепциях социоди-намики культуры: П. Анри, Т. Ван Дейк, Т. Парсонс, М. Пеше, П. Серио, М. Фуко, Ю. Хабермас, А. Пелипенко, И. Яковенко, Г. Щедровицкий, В. Левада, Э. Юдин и др.

Рассмотрение вопросов структурного построения, статики и динамики показателей процессов, протекающих как «вне», так и «внутри» культурных трансформаций на современном этапе урбанистических «дрейфов», а также определения векторов тенденций развития в прогностических подходах - все это может стать одним из возможных решений выявленного противоречия и проблемы социокультурной жизнедеятельности современного общества.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Орлова Э. А. Культурная (социальная) антропология. - М., 2004.

2. Гайдес М. А. Общая теория систем (системы и системный анализ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// health.polbu.ru/gaides_systems/ch07_vii. html

3. Парсонс Т. Система современных обществ. - М.: Аспект-Пресс, 1997.

4. Глотов М. Б. Художественная культура как система социальных институтов: Ав-тореф. дисс. ... канд. филос. наук. - Л., 1974.

5. Витель Е. Б. Интерпретация кризиса художественной культуры ХХ в. как системной закономерности // Культурология. -2008.

6. Ахиезер А. С. Социокультурные проблемы развития России. - М., 1998. - 310 с.

7. Иконников А. Художественное искусство в городском ландшафте. - М.: Аванта+,

Понятие «культура» развивалось исторически (от латинского слова cultura – возделывание земли, обработка, развитие, почитание). Уже в трудах римского общественного деятеля, оратора Цицерона (106 – 43 годы до н.э.) встречается толкование этого понятия как «обработка, совершенствование души». Со временем термин начинает употребляться в значениях «воспитание», «образование», «самосовершенствование».

К настоящему времени существует более 500 определений культуры. Ученые разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения. Во вторую – определения, связывающие культуру с традициями или социальным наследием общества. В третьей группе подчеркивалось значение и роль человека для культуры и правил культуры, организующих человеческое поведение.

В повседневной жизни понятие «культура» также употребляется в нескольких значениях.

Культура – это совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфичных для него жизненных форм, а также самый процесс их созидания и воспроизводства.

Понятие культуры характеризует мир человека. Культура не существует вне человека, она изначально связана с ним. Человек – это субъект культуры: он творит, сохраняет и распространяет созданные им культурные ценности.

Культуру подразделяют на материальную и духовную.

В качестве духовной культуры выступают явления, связанные с сознанием, с интеллектуальной, эмоционально-психологической деятельностью человека, – язык, обычаи и нравы, верования, знания, искусство и т.п.

Материальная культура – это воплощение материализованных человеческих и общественных потребностей. Материальная культура включает в себя все материальные предметы и технологии, созданные человеческими сообществами, совокупность материальных благ, созданных людьми.

Культура выполняет в жизни общества важные функции. Это гуманистическая, познавательная, регулятивная, семиотическая, ценностная функции, а также функция трансляции социального опыта.

Культура «вбирает» в себя сведения, предметы, нравы, обычаи всех времен и народов, поэтому она позволяет оставаться непрерывной связи между поколениями. Благодаря книгам, картинам, музыкальным произведениям, мы знаем о жизни наших предков, можем – на основе имеющихся сведений – реконструировать другие эпохи, даже те, которые были за сотни тысяч лет до нашего появления! Культура – это и знания человека. Через культуру мы познаем мир: учимся узнавать явления и события, определять характеристики, исследовать сходства и различия. Культура помогает нам стать образованной, интеллектуальной личностью, которая не прерывает свое самосовершенствование.

Регулятивная функция науки – это функция развития и укоренения в обществе морали и права. Мораль и право являются важнейшими понятиями цивилизованной жизни человека. Мораль и право делают жизнь в человеческом обществе стабильной, не позволяют мелким конфликтам «перерасти» в войны, регулируют отношения между людьми. Мораль – это нравственные законы, духовная опора каждого человека. Мораль не позволяет убивать людей, обижать их, угнетать, совершать антигуманные действия и др. Право – законное закрепления морали: за преступления люди наказываются – в зависимости от степени тяжести содеянного ими. Право – это не только запрет, но и свобода одновременно: право не только запрещает, но и защищает. Мораль и право тесно связаны с культурой, поскольку они прошли долгий этап становления, прежде чем обрели современную форму.

Семиотическая (знаковая) функция культуры проявляется в создании специализированной системы знаков, которая позволяет человеку познавать мир музыки, живописи, театра. Для того чтобы понимать искусство, мало видеть картину или сюжет произведения – нужно знать символику текста или полотна, уметь читать между строк, «видеть» сквозь краски. Ведь искусство мыслит образами! Их нужно уметь «читать».

Ценностная функция культуры состоит в том, что культура отражает качественное состояние общества, его нравственное и интеллектуальное содержание, выступает критерием нравственной оценки.

Художественная культура – это совокупность всех видов художественной деятельности, включая продукт и процесс этой деятельности. Благодаря художественной культуре человек способен образно отражать и моделировать мир.

Понятие «художественная культура» по объему шире, чем понятие «искусство».

Искусство – эта сфера духовно-практической деятельности людей, направленная на художественное постижение и освоение мира; это один из способов эстетического освоения мира.

Художественное творчество в целом – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика – подразделяются на виды искусства. Выделяют более 400 видов искусства. Традиционная классификация искусства выделяет 3 большие группы:

***пространственные искусства (пластические) – это такие виды художественного творчества, в которых нет движения (архитектура, скульптура, живопись, графика);

***временные (литература, музыка);

***синтетические.

Искусство охватывает все сферы художественного творчества.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Вводные замечания

Термин художественная культура означает как совокупность художественных ценностей, так и всю систему их воспроизводства и функционирования в обществе. Без тех знаний, которых достиг человек в области науки, философии, права, религии, морали, невозможно понять художественную культуру той или иной эпохи. Среди духовных ценностей по своему содержанию можно выделить научные, нравственные и художественные. Художественная культура (или искусство) имеет особое значение, так как она воздействует на его внутренний мир и на разум человека.

Культура формируется на основе бережного сохранения лучших элементов старого, путем создания нового культурного богатства в процессе творчества. Каждая национальная культура уникальна, неповторима. а потому требует бережного отношения к ней. Вместе с тем национальные культуры взаимодействуют между собой, взаимообогащая друг друга. Результатом такого взаимодействия становятся общечеловеческие культурные ценности, важнейшими из которых являются нравственные нормы.

Замечание 1

Художественная культура включает в себя несколько подсистем: собственно художественного творчества, его организационной и материальной структуры, художественного образования, эстетического воспитания и просвещения, реставрации и сохранения художественного наследия и некоторые другие.

Искусство

Содержательным ядром художественной культуры является искусство (включая художественную литературу), которое является одним из главных механизмов познания феномена человека и окружающего его мира, аккумулирующее это знание и социальный опыт людей, порождающее и отбирающее специфические ценностные установки бытия людей и актуализирующее эти ценности, представляя их в художественных образах.

Замечание 2

Искусство создает проекцию мира воображаемых реалий, представленных так, чтобы заострить внимание людей на нравственных, эстетических или других проблемах, описываемых в данном произведении.

Эти проблемы изображаются в эмоционально окрашенной форме, они должны вызвать ответное эмоциональное переживание воспринимающего, соотнесение самого себя с предметом переживания. Искусство в отличие от других форм познания мира тяготеет к образному отображению жизни и познанию ее при помощи создания комплексных моделей, в которых противопоставлено позитивное начало негативному.

Функции художественной культуры

  1. Основные социокультурные функции художественной культуры связаны прежде всего с обобщением социального опыта людей, на основе которого происходит формирование эталонных образцов ценностно-нормативного поведения. Это во многом связывает художественную культуру с религией и философией, однако реализация подобных задач происходит специфическим способом.
  2. Кроме того, они выполняют задачи социализации и инкультурации личности, внедрения ее в систему нравственных и эстетических ценностей, моделей поведения, существующих в обществе. Функция такого рода делает искусство одним из главных инструментов регулирования социальной жизни общества, способствует использованию его элементов при воздействии на сознание людей тех форм культуры, которые отличаются наиболее массовым распространением.
  3. И, наконец, еще одной функцией художественной культуры является создание эстетически организованной среды обитания людей, наполненной эталонными образцами художественно-культурных ценностей, порожденных искусством. В этом случае искусство начинает смыкаться со сферой материального производства и строительства; в результате их взаимодействия появились жанры монументального искусства, архитектура, прикладное искусство, дизайн.



Top