Роль художественной литературы в обучении дошкольников. Воспитание и формирование личности ребёнка в художественной литературе

Детская книга рассматривается как средство умствен­ного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоос­новой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художествен­ная литература формирует нравственные чувства и оцен­ки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстети­ческое восприятие.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые язы­ковые формы, словесные характеристики образа, опреде­ления, которыми оперирует ребенок. Средствами художе­ственного слова еще до школы, до усвоения грамматичес­ких правил маленький ребенок практически осваивает грам­матические нормы языка в единстве с его лексикой.

Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах - музы­кальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказ­ках - меткость, выразительность.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэти­ческой лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, мета­форы, эпитеты и другие средства образной выразительности.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразитель­но-выразительными средствами служит развитию художе­ственного восприятия литературных произведений.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом - силой воз­действия художественного образа. Чтобы полностью реали­зовать воспитательные возможности литературы, необхо­димо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

§ 2. Особенности восприятия детьми литературных произведений*

Эстетика и психология рассматривают восприятие искус­ства как сложный творческий процесс. «Эстетическое вос­приятие действительности представляет собой сложную пси­хическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы» (А. В. Запорожец). Литературное произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества.

Е. А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувству­ющего» и «мыслящего».

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пас­сивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в во­ображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А, Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых исследу­ются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.

О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия ху­дожественного произведения три стадии: непосредствен­ное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе - работа воображения); понимание идейного со­держания произведения (в основе лежит мышление); вли­яние художественной литературы на личность читателя (че­рез чувства и сознание).

Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрос­лого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показы­вают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

Как уже говорилось выше, одной из особенностей вос­приятия литературного произведения детьми является сопе­реживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно дей­ствует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного теат­ра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо.

Е. А. Флерина отмечала и такую особенность, как наив­ность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка).

Художественное восприятие ребенка на протяжении дош­кольного возраста развивается и совершенствуется. Л. М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности воспри­ятия дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от ис­кусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным 1 .

На основе особенностей восприятия выдвигаются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе.

Кратко остановимся на возрастных особенностях восприя­тия. Для детей младшего дошкольного возраста характерны: за­висимость понимания текста от личного опыта ребенка; уста­новление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступ­ков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; на­блюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые из­менения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осозна­вать события, которых не было в их личном опыте, их ин­тересуют не только поступки героя, но и мотивы поступ­ков, переживания, чувства. Они способны иногда улавли­вать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возни­кает на основе осмысления ребенком всей коллизии про­изведения и учета всех характеристик героя. У детей фор­мируется умение воспринимать текст в единстве содержа­ния и формы. Усложняется понимание литературного ге­роя, осознаются некоторые особенности формы произве­дения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

В исследованиях отмечается, что у ребенка 4 - 5 лет начинает в полной мере функционировать механизм фор­мирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В возрасте 6 - 7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающе­еся наглядностью, уже вполне сформирован.

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной разительности не возникает спонтанно, оно формируется степенно на протяжении всего дошкольного возраста.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников

М м алексеева в и яшина.. методика развития речи и обучения родному языку.. учебное пособие для студентов средних..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:


Предмет методики развития речи и задачи курса
Методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав педагогических наук. Она является одно­временно отраслью методики русского языка и дошколь­ной дидактики и относится к прикладным н

Роль родного языка и речи в развитии ребенка
Овладение родным языком, развитие речи является од­ним из самых важных приобретений ребенка в дошколь­ном детстве и рассматривается в современном дошколь­ном воспитании как общая основа воспитания

Функциональные характеристики родного языка
Группа характеристик Функциональные характеристики родного языка 1. Характеристики, отражающие социальные функции человека

Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике
Внимание к вопросам речевого развития мы находим еще в трудах древнегреческих философов - Платона, Ари­стотеля, Сократа, римского педагога Квинтилиана, в ко­торых упоминается о необхо

Развитие методики в России
В русской педагогике сложились давние традиции вос­питания и обучения на родном языке. Мысли о необходи­мости обучения родному языку в первые годы жизни ре­бенка содержатся в трудах С. Полоцкого (1

Цель и задачи развития речи детей
Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей - формирование устной речи и на­выков речевого общения с окружающими на основе овла­дения литературным языком своего народа.

Развитие словаря
Овладение словарным запасомсоставляет основу рече­вого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают пре

Принцип обогащения мотивации речевой деятельности
Отмотива, как важнейшего компонента в структуре ре­чевой деятельности, зависит качество речи и в конечном итоге мера успешности обучения. Поэтому обогащение мотивов речевой деятель

Программа развития речи
Задачи развития речи реализуются в программе, кото­рая определяет объем речевых навыков и умений, требова­ния к речи детей в разных возрастных группах. Современные программы

Средства развития речи
В методике принято выделять следующие средства рече­вого развития детей: - общение взрослых и детей; - культурная языковая среда, речь воспитателя; - обучение родной речи

Методы и приемы развития речи
Методика использует методы, разработанные в дидак­тике1. Метод развития речи определяется как способ дея­тельности педагога и детей, обеспечивающий формирова­ние речевых навыков и умений

Понятие словарной работы и ее значение
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря пони

Общие вопросы методики словарной работы
Словарная работа в каждой группе проводится на осно­ве учета возрастных и индивидуальных особенностей сло­варя, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач. Однако есть мето

Подбери посудудля куклы»
Дидактические задачи. Закрепить названия разной посуды, фор­мировать умение использовать их по назначению; активизировать сло­варь (названия предметов посуды). Игровое правило. Отобрать ну

Методы словарной работы
Введение новых слов в словарь Закрепление и активизация словаря Методы Возраст Методы Возраст

Методика словарной работы в возрастных группах
Дети младшего дошкольного возраста осваивают конк­ретное содержание слов, необходимых им для общения и обозначающих предметы ближайшего окружения, части предметов, де

Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей
Грамматика- это наука о строе языка, о его законах! Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Эти систем

В морфологии
Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы. Самое большое место занимают существительные и глаголы. Именами существительными обозначают пред­меты, вещи

В словообразовании
Детей подводят к образованию одного слова на базе дру­гого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т. е. из которого оно выводится по смыслу и по форме. Образо­вание слов осуществляется с по

В синтаксисе
Детей обучают способам соединения слов в словосоче­тания и предложения разных типов - простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и п

Исправление грамматических ошибок
Авторы некоторых пособий под формированием грам­матических навыков в повседневном общении понимают преимущественно исправление ошибок. С этим нельзя со­гласиться, поскольку исправление ошибок осуще

Методика формирования морфологической стороны речи
Младший дошкольный возраст. К трем годам дети овладевают наиболее типичными окончаниями таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваиваю

Средний дошкольный возраст
На пятом году жизни у детей появляется большое коли­чество морфологических ошибок, обусловленное расши­рением сферы общения, усложнившейся структурой речи, вследствие чего неусвоенные еще нормы пра

Старший дошкольный возраст
В старшем дошкольном возрасте завершается усвоение системы родного языка. К шести годам дети усвоили ос­новные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе и

Методика формирования синтаксической стороны речи
В работе над синтаксисом на первый план выступает задача формирования навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказы­вание. Речь трехлетних детей ситуа

Методика формирования способов словообразования
Для самостоятельного словообразования важно, что­бы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необ­ходимо развивать речевой слух, обогащать детей знания­ми и представлениями об окружающем мире и соо

Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка
Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для ее решения. Из материалистического уче

Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи
Овладение произношением всех звуков родного языка к пяти годам возможно при правильном руководстве раз­витием речи детей. Целенаправленное обучение, использо­вание соответствующей методики с

Этапы обучения правильному звукопроизношению
. Обучение звукопроизношению осуществляется в соот­ветствии с этапами работы над звуками, принятыми в ло­гопедии. I этап- подготовительный,предпо

Методика обучения звукопроизношению на занятиях Четвертый год жизни
Содержание и методические приемы обучения опреде­ляются возрастными особенностями развития речи детей* На специальных занятиях развивают моторику речедвигательного аппарата, слуховое воспр

Пятый год жизни
Обучение осуществляется на занятиях и вне их. Специ­альные занятия проводятся один и даже два раза в месяц. Количество занятий определяется уровнем развития речи детей. Отдельные упражнения - звуко

Формирование звуковой выразительности речи
Важным качеством детской речи является выразитель­ность. «Выразительность речи - умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мыс­ли и чувства; умение инто

Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватнос

Обучение диалогической речи в процессе повседневного общения
Одним из условий развития диалогической речи явля­ется организация речевой среды, взаимодействия взрос­лых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. Основным методом формирования

Беседа как метод обучения диалогической речи
Беседа - это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выб­ранную тему. Беседа рассматривается в дошкольной педа­гогике как метод ознакомления с окружа

Приемы обучения рассказыванию
Средством обучения связной речи является рассказыва­ние детей. В трудах Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной, А. М. Бородич, Э. П. Коротковой, О. С. Уша

Пересказ литературных произведений
Пересказ- осмысленное воспроизведение литератур­ного текста в устной речи. Это - сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для о

Рассказывание по игрушкам
В основе высказываний детей об игрушках лежит непос­редственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательно­сти. Занятия с игрушками нося

Виды занятий по игрушкам
1. Описание игрушки- связное последовательное описа­ние внешнего вида игрушки, иногда с добавлением лич­ного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображен

Рассказывание по картине
В основе рассказывания по картине лежит опосредован­ное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об обществен­ных и природных явлениях, но и воздей

Рассказывание из опыта
Рассказы о впечатлениях из опыта опираются в основ­ном на материал, воспринятый, осмысленный ребенком и сохраненный его памятью. В основе их лежит работа памяти и воссоздающего воображения. Это рас

Творческое рассказывание
Возможность развития творческой речевой деятельнос­ти возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у де­тей появляется достаточно большой запас знаний об окру­жающем мире, который может стать сод

Связные высказывания типа рассуждений
Методика обучения связным высказываниям типа рас­суждений практически не разработана. Рассуждение является наиболее сложным типом моно­логической речи и характеризуется использованием дост

Методика художественного чтения и рассказывания детям
Методика работы с книгой в детском саду исследована и раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях. Кратко остановимся на методах ознакомления с худо­жественной литературой.

Методика заучивания стихотворении
Вметодике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, озна­комление споэтическими произведениями, развитие уме­н

Построение занятия по заучиванию стихотворения
Вначале занятия необходимо создать эмоциональный на­строй, вызвать состояние, благоприятное для восприятия и запоминания поэтического произведения. Поводится неболь­шая беседа, свя

Использование художественной литературы вне занятий
Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться занятиями. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с

Сущность подготовки к обучению грамоте
Для определения сущности подготовки к обучению гра­моте следует прежде всего понять, каковы особенности письменной речи и что является главным в процессе овла­дения чтением и письмом. Чтен

Ознакомление со словом
При формировании представлений о слове можно выде­лить два основных момента: вычленение слова из потока речи и раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы. С термином «слово» дет

Ознакомление со словесным составом предложений
Особенности выделения дошкольниками слов из пред­ложения в условиях стихийного становления понятий о язы­ковых явлениях и специального обучения изучались С. Н. Карповой1. При стихийном ф

Ознакомление со слоговым строением слова
Первоначальное обучение чтению предполагает фор­мирование умения читать слогами (а не по буквам), т. е. освоение плавного слогового, позиционного чтения дос­тупных пониманию детей слов. В связи с э

Ознакомление со звуковым строением слова
В процессе ознакомления со звуковым строением слова необходимо сделать звучащее слово объектом специально­го наблюдения и анализа. Звуковая сторона речи рано становится предметом вни­мания

Подготовка к обучению письму
Для определения содержания и методики подготовки к обучению письму следует обратиться прежде всего к ха­рактеристике процесса овладения навыком письма. Этот процесс представляет собой слож

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.

В народных сказках раскрываются перед детьми меткость и выразительность языка; в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают напевность, музыкальность и ритмичность русской речи. Однако полноценно воспринимается литературное произведение лишь в том случае, если ребенок к нему соответствующе подготовлен. Поэтому необходимо обращать внимание детей как на само содержание литературного произведения, так и на его выразительные средства. Не стоит забывать, что интерес к чтению можно привить лишь в том случае, если литература будет соответствовать интересам малыша, его мировоззрению, запросам, душевным побуждениям.

Уже в старшем дошкольном возрасте дети способны понимать содержание, идею и выразительные средства языка, и дальнейшее знакомство с литературными произведениями будет опираться непосредственно на фундамент, который взрослые (родители, воспитатели) закладывают в дошкольном детстве.

Восприятие детьми литературных произведений в дошкольном возрасте достаточно сложно. Каждый ребенок проходит большой путь от простого участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия литературного произведения. Психологи обратили внимание на особенности понимания дошкольниками художественной формы и содержания литературных произведений – это и небольшой жизненный опыт ребенка, и конкретность мышления, и непосредственное отношение к действительности. Эстетическое восприятие литературного произведения происходит в результате целенаправленного восприятия на определенной ступени развития.

Взрослея, дети овладевают способностью анализировать литературные произведения, учатся передавать определенное содержание в единстве его художественной формы, а также в активно осваивают средства художественной выразительности.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и УНТ (в том числе и малые литературные формы). Достаточный объем активного словаря, разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также выразительное оформление связного высказывания являются показателями богатства речи ребенка. В связи с этим прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи.

Значение фольклора огромно: он оказывает и познавательное, и воспитательное, и эстетическое влияние на ребенка. Нельзя не подчеркнуть, что фольклор развивает умение чувствовать мелодику, художественную форму, ритм родного языка. Своеобразна и сама художественная система русского фольклора. Жанровые формы произведений (былин, сказок, легенд, песен, преданий, а также малых форм – потешек, частушек, загадок, пословиц и поговорок) также чрезвычайно богаты, в тоже время язык их точен, прост и выразителен.

В младших группах знакомство с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте учат детей слушать стихи, сказки, рассказы. Также детей учат следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Малышей также привлекают произведения стихотворного жанра, которые отличаются ритмичностью, четкой рифмой, музыкальностью. Дети начинают запоминать текст при повторном чтении (или многократном повторении), утверждаются в чувстве рифмы, ритма, усваивают смысл стихотворения. При этом речь ребенка обогащается наиболее запомнившимися ему словами и предложениями.

В средней группе детей продолжают знакомить с художественной литературой. Воспитатель обращает внимание детей как на само содержание литературного произведения, так и на некоторых особенности языка (некоторые эпитеты и сравнения, образные слова и выражения). После прочтения (рассказывания) сказок необходимо приучать детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием произведения, а также на самые простые вопросы по художественной форме. Очень важно после чтения правильно сформулировать вопросы. Это нужно для того, чтобы помочь детям выделить главное – основные события произведения, действия главных героев, их поступки и взаимоотношения. Заставить ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам может заставить только правильно поставленный вопрос. При чтении стихотворений выделяют музыкальность, ритмичность, напевность стихотворений, подчеркивают образные выражения, развивают у детей способность замечать богатство и красоту русского языка.

В старшей группе при восприятии содержания литературных произведений детей учат замечать выразительные средства. Дети 5 – 6 лет способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения, осознавать особенности художественной формы. К этому возрасту они уже могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Чтобы дети смогли понять и почувствовать художественные достоинства сказки и глубокое идейное содержание, необходимо чтобы им полюбились и надолго запомнились поэтические образы. При ознакомлении детей с произведениями стихотворного жанра, необходимо помочь ребенку почувствовать напевность и красоту стихотворения, глубже осознавать его содержание. При знакомстве с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать взаимоотношения героев, общественную значимость описываемого события, обращать внимание детей на то, какими словами автор характеризует как самих героев, так и их поступки. Вопросы по прочитанному произведению должны определять понимание ребенком основного содержания, а также умение оценивать поступки и действия героев.

В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей к художественной литературе, книге, умение чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений. Необходимо проводить такой анализ литературных произведений, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельном творчестве и повседневном речевом общении. В этом возрасте у детей развивается способность наслаждаться художественным словом, закладывается фундамент для формирования любви к родному языку.

Ознакомление с художественной литературой включает как целостный анализ произведения, так и выполнение творческих заданий. Все это оказывает положительное влияние на развитие словесного творчества детей и поэтического слуха.

наталья гукайченко
Роль художественной литературы в развитии детей

Художественная литература служит могучим , действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей , она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка . Эти образцы различны по своему воздействию : в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели. Перед нами стоит важная задача - каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному : чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду. Слайд №3

Умение правильно воспринимать литературное произведение , осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой : его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь . Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

В нашей работе мы уделяем большое внимание вопросу влияния детской литературы на развитие малышей , в т. ч. и на речевое. Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений художественной литературы . Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась . Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации : телевидение, видеопродукцию, компьютер. Поэтому наша роль , как педагогов состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям , привить любовь к художественному слову , уважение к книге. Книга дает возможность домыслить, «пофантазировать» . Она учит размышлять над новой информацией. Развивает креативность , творческие способности, умение думать самостоятельно.

Велика роль художественной литературы в развитии ребенка , без чего невозможно успешное обучение в школе.

О том, что любить читать – хорошо, а не любить – плохо, каждый из нас слышал. И просто, что книга – источник знаний, - тоже слышал. Да и про то, что дети, полюбившие книгу, намного лучше развиваются и успевают в школе , все знают. Но, к сожалению, родители жалуются, что их чадо не любит книги, что дети предпочитают получать информацию из каких угодно источников, только не из книг…в результате нарушается формирование текстового мышления : т. е. умение читать, анализировать, интерпретировать, запоминать тексты, а также создавать новые. Поэтому каждый взрослый должен отчетливо понимать, что сегодня детей , как, никогда ранее, нужно учить быть читателями. Сами по себе они этого сделать не смогут.

Свою работу по приобщению детей к художественной литературе начали с написания перспективного плана СЛАЙД №4, №5; подбора литературы , иллюстрационного материала.

Одним из путей реализации нашей работы по данной теме мы взяли проект «Папа, мама, я – читающая семья» .Ведь особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение.

Удачной находкой в работе с родителями является метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое применение в педагогической практике нашего учреждения. Метод проектов – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей – через совместную деятельность детей и родителей .

Одна из особенностей проводимых различных видов деятельности состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями. Это позволяет :

Родителям глубже понять своего ребенка.

Сплотить семью через чтение художественных произведений .

Вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей.

Для успешной реализации проекта определенны задачи, которые необходимо решать не только в семье, но и в детском саду СЛАЙДЫ №6, №7

Проект предлагает разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми, родителями.

Провели анкетирование родителей «Читаем дома» ,беседу с родителями и детьми. Провели родительское собрание «Как организовать семейное чтение» . (СЛАЙД №8) Проведенные беседы указали на тревожный факт- только третья часть семей практикует семейное чтение. Вся дальнейшая работа была направлена на обогащение знаний детей , сближение родителей, педагогов и детей . Этому способствовали коллективные формы работы : фотовыставка «Вместе с книгой я расту» , изготовление книжек-самоделок, выставка рисунков «По страницам прочитаной книги» , СЛАЙДЫ №9, №10 ввели традицию группы «Книжное дерево» . На него родители прикрепляют листочки о прочитанных дома произведениях. Подготовили консультации для родителей. СЛАЙД №11

«Чтение художественной литературы » тесно связана со всеми образовательными областями. В группах проведен ряд открытых занятий. СЛАЙД №12, №13, №14

Художественное слово используем во всех режимных моментах.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблиц. СЛАЙД №15 Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. К. Д. Ушинский писал : “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Проект предлагает разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми. Мы читаем книги, играем в с/р. дидактические игры, путешествуем по сказкам, рассматриваем портреты детских писателей и знакомимся с их биографиями.

Детям предлагается широкий спектр игр : СЛАЙД №16, №17 №18 №19, №20

Выступали с драматизацией сказки «Теремок» перед родителями и малышами, подготовили и показали музыкальную сказку «Волшебный цветок» .

Используются различные виды театров. СЛАЙД №21

Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности : лепке, рисовании, аппликации. СЛАЙД №22

Обоснованный отбор нужных приемов, методов, игр, во многом решает дело. Благодаря такому отбору происходит самое близкое общение воспитателя, родителя и ребенка, которого взрослые побуждают к речевому действию, а так же повышают интерес к художественной литературе . Практикуем чтение перед сном и длительное чтение , т. е. большое по объему произведение читаем в течении нескольких дней. Это позволяет закреплять у детей устойчивый интерес к произведению, дает возможность вспомнить, прочитанное ранее.

Реализация проекта осуществляется в игровой форме : с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с объектами окружающего социума (библиотекой) . Ходили на экскурсию в библиотеку. Дети становятся любознательнее, у них повышается интерес к книгам, к произведениям различных жанров. Многие дети записались в поселковую библиотеку. Дети больше просят, чтобы им почитали. СЛАЙД №23 Сами зазывают родителей в библиотеку.

Подготовили и познакомили детей с тем , как появились первые книги. СЛАЙД №24

Проводятся совместные мероприятии со школой : участие учеников 1 класса в театрализованном празднике «Мойдодыр и все, все, все» , приняли участие в викторине «По дорогам сказок» , который проходил в школе и заняли первое место. СЛАЙД №25

Большую помощь в реализации проекта оказывают родители. Они принимают участие в утренниках, развлечениях , наряжаясь в героев различных произведений; в постановках кукольного театра. СЛАЙД №26,№27,№28, №29

А главное -у детей появляется потребность в чтении книги и это значит, что вся работа, которая нами проводится не пройдет даром.

Своё выступление мне хочется закончить словами Сухомлинского : «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка. Если с детства у ребёнка не воспитали любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь – в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползет, как будто неизвестно откуда, взявшееся плохое».

Хочется пожелать всем педагогам найти этот путь и сделать его взаимоинтересным и значимым как для себя, так и для своих воспитанников.

Публикации по теме:

«Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста». Доклад для семинара по речевому развитию дошкольников «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста»Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Источники способностей.

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию» «Нетрадиционные.

«Роль двигательной активности в физическом развитии и здоровье детей» Базанова Людмила Александровна воспитатель Первой квалификационной.

4. Охарактеризуйте приемы обучения связной речи и их использование в зависимости от возраста и уровня речевых умений детей.

5. Покажите примерную последовательность работы по обучению описательной и повествовательной речи на примере одного вида рассказывания (по выбору студента).

Глава VIII. Методика работы с художественной литературой в детском саду

§ 1. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

§ 2. Особенности восприятия детьми литературных произведений

Эстетика и психология рассматривают восприятие искусства как сложный творческий процесс. «Эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы» (А. В. Запорожец). Литературное произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества.

Е. А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего».

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.

О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).

Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

Как уже говорилось выше, одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо. Е. А. Флерина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка).

Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Л. М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным (СНОСКА: Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга. – М., 1992; Гурович Л. М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста: Автореферат канд. дисс. – Л., 1973).

На основе особенностей восприятия выдвигаются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе.

Кратко остановимся на возрастных особенностях восприятия. Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

В исследованиях отмечается, что у ребенка 4 – 5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В возрасте 6 – 7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован.

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.




Top