Выразительные средства языка. Отгадав кроссворд, вы узнаете, сколько лет исполняется писателю

Книга посвящена современным проблемам астрономии: от изучения Луны и планет до поисков гравитационных волн, темного вещества и темной энергии. Ученые Государственного астрономического института им. П.К.Штернберга (МГУ) рассказывают о том, какие важнейшие события произошли в астрономии на рубеже нового тысячелетия и над какими нерешенными проблемами сейчас работают исследователи. Условный исторический рубеж - начало нового тысячелетия - был отмечен несколькими важнейшими открытиями в изучении Вселенной. Поэтому последние годы можно без преувеличения назвать великим десятилетием астрономии, возможно, началом ее нового "золотого века". В "Приложении" помещен обширный справочный материал. Книга адресована старшеклассникам, студентам и преподавателям, а также всем интересующимся проблемами современного естествознания.

Предвидение Лапласа.
Главный вопрос, волнующий нас при обращении к прошлому: может ли оно подсказать нам судьбу наших нынешних представлений о Вселенной? Говорят, кто владеет прошлым, владеет будущим... С конца XVIII в. ученым людям каждого поколения было свойственно думать, что основы мироздания уже постигнуты и осталось лишь уточнить детали. Ньютоновская механика превосходно описывала движение планет и двойных звезд; казалось, что ее достаточно для описания космоса. Пьер Симон Лаплас говорил в конце XVIII в. о перспективе объять «в одной формуле движение величайших тел Вселенной наравне с движением легчайших атомов», что в известном смысле остается серьезной задачей и для современного естествознания. Последние слова Лапласа были: «То, что мы знаем, так ничтожно по сравнению с тем, чего мы не знаем». Открытия в астрономии на рубеже XX и XXI вв. подтвердили буквальную правоту этих слов. Будут ли они справедливы и в будущем? Величайшая проблема естествознания - возможно ли построение Окончательной Теории Всего? К этому вопросу мы еще вернемся.

Успехи астрономии будущего, как считал Лаплас, будут зависеть от трех условий: точности измерения времени и углов и совершенства оптических инструментов, причем «первые два в настоящее время не оставляют желать почти ничего лучшего». Ныне, два века спустя, окончательно решена лишь первая задача: измерение времени перешло в ведение атомной и молекулярной физики и достигло абсолютного предела точности, определяемого законами квантовой механики. В измерении угловых расстояний на небесной сфере - после почти двухвекового застоя - применение интерференционных методов и выход в космос привели к радикальному прогрессу, пределов которому не видно. Совершенствование оптических инструментов, на которое Лаплас возлагал особые надежды (поскольку измерения времени и углов, как он считал, уже достигло совершенства!), также ничем не ограничено. В 2006 г. количество гигантских наземных телескопов с зеркалами, превышающими 5 метров в диаметре, уже перевалило за два десятка. Сегодня лучшие оптические инструменты имеют зеркала диаметром 8-10 м, уже спроектированы телескопы с зеркалами от 30 до 100 м.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА (В. Г. Сурдин) 5
Введение. АСТРОНОМИЯ - ОТ ВЕКА К ВЕКУ (Ю. К Ефремов) 11
Предвидение Лапласа 12
Сто лет назад 13
Открытие Вселенной 19
Эволюция звезд 20
Галактика Млечный Путь 22
Все шло хорошо 23
Старое «облачко» - темная масса 24
Пять проблем Шкловского 25
Новая космология 27
Черные дыры 29
Множественность необитаемых миров 30
Подводя итоги 31
1. ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ 33
ОБЗОР СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (Ж. Ф. Родионова, В. Г. Сурдин) 34
Общая характеристика 34
Луна 39
Меркурий 47
Венера 53
Марс 61
Юпитер 71
Сатурн 80
Уран 84
Нептун 87
Плутон 90
ПРИРОДА ПЛАНЕТ (В. В. Шевченко) 93
Введение 93
Объекты Солнечной системы 93
Движение тел Солнечной системы 98
Химический состав тел Солнечной системы 99
Ранние стадии развития планет 100
Ударные процессы в Солнечной системе 103
Лед на Луне? 104
Планеты-гиганты: Юпитер 107
Вулканизм на телах Солнечной системы
Жизнь в Солнечной системе 114
2. ЗВЕЗДЫ: РОЖДЕНИЕ, ЖИЗНЬ, СМЕРТЬ 119
ФИЗИКА И ЭВОЛЮЦИЯ ЗВЕЗД (В. А. Батурин, И. В. Миронова, В. Г. Сурдин) 120
Структура звезды 120
Термодинамика вещества в звездных недрах 123
Ядерные реакции в звездах 128
Перенос тепла в звездах 134
Жизнь звезд 138
Эволюция одиночной звезды 157
ПЕРЕМЕННЫЕ ЗВЕЗДЫ (Н. Н. Саиусь) 162
История открытия и изучения 162
Цефеиды 165
Новые 172
Сверхновые 176
ЗВЕЗДЫ: ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ (С Б. Попов, М. Е. Прохоров) 183
Белые карлики 183
Нейтронные звезды 186
Странные звезды 198
Черные дыры 202
Компактные объекты в двойных системах 206
ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ ВО ВСЕЛЕННОЙ (А. М. Черепащук) 219
Свойства черных дыр: ранние представления 219
Свойства черных дыр: современные представления 221
Решение Шварцшильда 225
Тернистый путь к открытию 227
Образование черных дыр 236
Астрономические наблюдения черных дыр 241
Методы измерения масс черных дыр 244
Сверхмассивная черная дыра в ядре нашей Галактики 252
Демография черных дыр 254
«Критические» эксперименты для черных дыр 263
Заключение 265
3. МИР ГАЛАКТИК 267
МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ (В. Г. Сурдин) 268
Небесная Дорога 268
Межзвездная среда 277
Скопления звезд 289
Наша Галактика как газо-звездная система 298
Газ - это жизнь 304
Остатки вспышек сверхновых 308
СПИРАЛЬНАЯ СТРУКТУРА НАШЕЙ ГАЛАКТИКИ (Ю. Н. Ефремов) 313
«Великий чертеж» галактик 313
Звездные комплексы и флоккулентные спирали 315
Вращение Галактики 318
Спиральная структура Галактики 320
План Галактики 324
РАЗНООБРАЗИЕ ГАЛАКТИК (А. В. Засов, В. Г. Сурдин) 329
Что такое галактика? 329
Как изучают галактики 330
Из чего состоят галактики 335
Какими бывают галактики 337
Расстояния до галактик 342
Размеры галактик 344
Вращение галактик 345
Что представляют собой спиральные ветви 348
Темная масса, или сколько «весят» галактики 351
Ближайшие галактики 366
Карликовые галактики 372
Взаимодействующие галактики 376
Системы галактик 382
Что там, в центрах галактик? 387
4. СОВРЕМЕННАЯ КОСМОЛОГИЯ (И. В. Сажин, О. С Хованская) 397
Космология как наука 398
Наблюдения в космологии 402
История нашей Вселенной 414
Три вида материи во Вселенной 424
Космология и теория суперструн 427
ОТКРЫТИЕ ТЕМНОЙ ЭНЕРГИИ В БЛИЖНЕЙ ВСЕЛЕННОЙ (АД. Чернин) 430
Введение 430
Глобальное и локальное 431
Парадокс Хаббла-Сэндиджа 434
Темная энергия 436
Плотность темной энергии 439
Всемирное антитяготение 441
Мир антитяготения 443
Ближняя Вселенная и локальная космология 444
Компьютерное моделирование: от хаоса к порядку за 12 млрд. лет 449
Взвешиваем темную энергию в ближней Вселенной 451
Заключение 453
5. ШЕПОТ ВСЕЛЕННОЙ: ПОИСК ГРАВИТАЦИОННЫХ ВОЛН (В. К Руденко) 455
Волны пространства-времени 457
Чего ждем? 459
Это можно регистрировать? 461
Новое поколение антенн 463
Алгоритмы слепого поиска 470
Реликтовый гравитационно-волновой фон 477
Поиск астро-гравитационных корреляций 479
Заключение 481
6. ПОИСКИ ВНЕЗЕМНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ: АСТРОНОМИЯ И НЕ ТОЛЬКО (Л. М. Гиндилис) 483
Астрономия и SETI 484
Внесолнечные планетные системы 485
Органические соединения во Вселенной 489
Одиноки ли мы во Вселенной? 492
От фантастики к научным проектам 494
SETI: область исследований 497
Пути поиска внеземных цивилизаций 499
Любительский SETI 517
Биологический канал связи 519
Активный поиск 520
Поймем ли мы их? 525
Зачем нужны контакты с ВЦ 526
Не опасны ли контакты? 527
Этика контакта 529
ПРИЛОЖЕНИЯ (В. Г. Сурдин) 531
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В АСТРОНОМИИ, АСТРОФИЗИКЕ И КОСМОЛОГИИ 532
НЕКОТОРЫЕ СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ 558
ЛИТЕРАТУРА 592
АВТОРЫ 595.

Повисли плотные сумерки, и во мраке, возле пляшущих языков огня, метались молчаливыми тенями обезумевшие голуби.

Птицы носились в прозрачном осеннем небе, а Фёдор медленно и деловито собирал стружку.

Фёдор подбежал к голубятне, объятой высоким пламенем.


Вариант 7

1. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение ?

Гнетущие и безрадостные события в её жизни отдавались постоянной болью в сердце, окрасили мрачными тонами всё её существование.

Она ходила в театры, и там почти в каждой опере, в каждом балете была жизненная драма.

Музыка звёзд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания.

Музыка уже разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир.

2. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсясравнение ?

Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным.

Собрав первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух.

Коржи были пахучие, румяные. Они светились, как два маленьких посоленных солнца.

А второй корж, румяный, целёхонький, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей.

3. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсяметафора ?

1)Кажется, чуть дохни на неё – и разом обрушится.

2)Всюду, куда ни приди, слышалось:

Ну как там наша Нина? Спасут ли... вот горе!

3)Чуянов приехал. Воронин ещё издали крикнул ему:

Не подходи близко! Стена вот-вот рухнет...

4)Тогда это качество было ещё живо, и оно не раз согревало людские души...

4. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсяметафора ?

Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно, и слёзы, слёзы подкатывали.

Сердце мальчика облилось жалостью и болью.

Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, приказать, и бабушка перестанет плакать, и даже ногу поднял – топнуть.

И когда, наконец, из комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание, он поднялся и пошёл.

5. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсяфразеологизм ?

Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался – не заплакал.

Размазывая грязными ладонями слёзы, утёр лицо, сложил щенят обратно и решительно направился в деревню.

Сельпо открыли, и тётя Маша деловито направилась к дверям.

Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника...

6. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсяметафора ?

Потом ягодка начнёт увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.

Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел.

Я потрогал одно яйцо пальцем – оно было тёплое, почти горячее.

И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею.

7. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсяэпитет ?

Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей.

Аня запротивилась: «Что ты, что ты, Вова! Над нами будет хохотать вся школа...»

Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.

Однажды Аня поранила гвоздём ногу, да так сильно, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок.

8. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляютсяэпитеты ?

А там уроки да перемены. И Сашка Кочетков, первый не то что в классе, а в школе шалопай, заводила и непоседа.

Вроде бы не было в нём ничего необычного – худенький, светло-русый, нос с горбинкой, а взгляд такой твёрдый, решительный…

Даже за одной партой сидел с ней, Олькой, которую по фамилии только и знал и никогда, кроме домашнего задания по русскому, ни о чём не спрашивал.

Повисли плотные сумерки, и во мраке, возле пляшущих языков огня, метались молчаливыми тенями обезумевшие голуби.

Птицы носились в прозрачном осеннем небе, а Фёдор медленно и деловито собирал стружку.

Фёдор подбежал к голубятне, объятой высоким пламенем.


Вариант 7

1. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение ?

Гнетущие и безрадостные события в её жизни отдавались постоянной болью в сердце, окрасили мрачными тонами всё её существование.

Она ходила в театры, и там почти в каждой опере, в каждом балете была жизненная драма.

Музыка звёзд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания.

Музыка уже разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир.

2. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсясравнение ?

Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным.

Собрав первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух.

Коржи были пахучие, румяные. Они светились, как два маленьких посоленных солнца.

А второй корж, румяный, целёхонький, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей.

3. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсяметафора ?

1)Кажется, чуть дохни на неё – и разом обрушится.

2)Всюду, куда ни приди, слышалось:

Ну как там наша Нина? Спасут ли... вот горе!

3)Чуянов приехал. Воронин ещё издали крикнул ему:

Не подходи близко! Стена вот-вот рухнет...

4)Тогда это качество было ещё живо, и оно не раз согревало людские души...

4. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсяметафора ?

Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно, и слёзы, слёзы подкатывали.

Сердце мальчика облилось жалостью и болью.

Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, приказать, и бабушка перестанет плакать, и даже ногу поднял – топнуть.

И когда, наконец, из комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание, он поднялся и пошёл.

5. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсяфразеологизм ?

Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался – не заплакал.

Размазывая грязными ладонями слёзы, утёр лицо, сложил щенят обратно и решительно направился в деревню.

Сельпо открыли, и тётя Маша деловито направилась к дверям.

Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника...

6. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсяметафора ?

Потом ягодка начнёт увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.

Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел.

Я потрогал одно яйцо пальцем – оно было тёплое, почти горячее.

И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею.

7. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсяэпитет ?

Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей.

Аня запротивилась: «Что ты, что ты, Вова! Над нами будет хохотать вся школа...»

Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.

Однажды Аня поранила гвоздём ногу, да так сильно, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок.

8. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляютсяэпитеты ?

А там уроки да перемены. И Сашка Кочетков, первый не то что в классе, а в школе шалопай, заводила и непоседа.

Вроде бы не было в нём ничего необычного – худенький, светло-русый, нос с горбинкой, а взгляд такой твёрдый, решительный…

Даже за одной партой сидел с ней, Олькой, которую по фамилии только и знал и никогда, кроме домашнего задания по русскому, ни о чём не спрашивал.


Похожая информация:

  1. Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытывает дело каждого, каково оно есть" (3:13)

Повисли плотные сумерки, и во мраке, возле пляшущих языков огня, метались молчаливыми тенями обезумевшие голуби.

Птицы носились в прозрачном осеннем небе, а Фёдор медленно и деловито собирал стружку.

Фёдор подбежал к голубятне, объятой высоким пламенем.


Вариант 7

1. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение ?

Гнетущие и безрадостные события в её жизни отдавались постоянной болью в сердце, окрасили мрачными тонами всё её существование.

Она ходила в театры, и там почти в каждой опере, в каждом балете была жизненная драма.

Музыка звёзд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания.

Музыка уже разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир.

2. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсясравнение ?

Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным.

Собрав первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух.

Коржи были пахучие, румяные. Они светились, как два маленьких посоленных солнца.

А второй корж, румяный, целёхонький, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей.

3. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсяметафора ?

1)Кажется, чуть дохни на неё – и разом обрушится.

2)Всюду, куда ни приди, слышалось:

Ну как там наша Нина? Спасут ли... вот горе!

3)Чуянов приехал. Воронин ещё издали крикнул ему:

Не подходи близко! Стена вот-вот рухнет...

4)Тогда это качество было ещё живо, и оно не раз согревало людские души...

4. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсяметафора ?

Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно, и слёзы, слёзы подкатывали.

Сердце мальчика облилось жалостью и болью.

Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, приказать, и бабушка перестанет плакать, и даже ногу поднял – топнуть.

И когда, наконец, из комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание, он поднялся и пошёл.

5. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсяфразеологизм ?

Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался – не заплакал.

Размазывая грязными ладонями слёзы, утёр лицо, сложил щенят обратно и решительно направился в деревню.

Сельпо открыли, и тётя Маша деловито направилась к дверям.

Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника...

6. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсяметафора ?

Потом ягодка начнёт увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.

Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел.

Я потрогал одно яйцо пальцем – оно было тёплое, почти горячее.

И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею.

7. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсяэпитет ?

Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей.




Top