Загадки на тему этикет. «Этикет»

ПРОЕКТ

Волкова Анна, Гарина Оксана,

Журилова Майя, Мосина Ксения

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:

г. Юрьевец 2010

1) определение целей и задачи проекта «Школа этикета»;

3) анкетирование учащихся с целью изучения уровня воспитанности и анализ анкет;

4) план проведения воспитательных мероприятий для повышения культуры поведения учеников;

5) разработка воспитательного мероприятия «Поговорим о вежливости », составление к нему презентации;

6) проведение мероприятия «Поговорим о вежливости» в 3 классе МОУ СОШ № 1 им.

7) заключение.

Ребенок в момент рождения лишь кандидат

в человека, но он не может им стать в изоляции:ему

нужно научиться стать человеком в общении с людьми.

А. Пьерон

1.Определение целей и задачи проекта «Школа этикета»

Проблема формирования культуры поведения школьника является одной из самых актуальных проблем для учителя. Классный руководитель проводит различные воспитательные мероприятия, беседы, исследует уровень воспитанности учеников. Ведь необходимо научить ребенка уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности, относиться к ним так, как он относится к себе. Правило очень простое, но, увы, в повседневной практике такие формы работы являются не всегда действенными . А между тем культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни.

Предлагаемый нами проект «Школа этикета», рассчитанный на полугодие, поможет улучшить культуру поведения школьников. Для этого нами разработана система внеклассных мероприятий для учащихся младшего и среднего звена. Такие мероприятия будут проводить старшеклассники. Принципиально в методике проведения в данном случае ничего не меняется. Но общий настрой учеников становится совершенно иным: они с радостью встречают новое лицо, совсем по-другому воспринимают информацию и готовы все исполнить, чтобы только послушать своего гостя, если это даже и ученик старших классов.

Цели нашего проекта:

повышение культуры поведения учеников;

знакомство с правилами этикета.

Задача:

Улучшение дисциплины учащихся.

Предполагается, что после проведения подобных мероприятий действительно изменится манера общения ребят и улучшится дисциплина на уроках, переменах, в столовой, на улице. Повышение культуры поведения можно отследить через дежурство по школе.

2. Изучение форм воспитательной работы

Для реализации проекта выбраны следующие формы работы: урок-знакомство, урок-тренинг, игра.

В основе всех разработанных мероприятий лежит игра как одна из форм организационного обучения, воспитания и развития личности. Возможности игры очень велики: во-первых, воссоздаются межличностные отношения, моделирующие условия социальной жизни, во-вторых, активизируется процесс обучения посредством стимуляции мотивов учебной деятельности . Игра не только способствует активному взаимодействию учащихся, но и повышает их эмоциональное напряжение, чем расширяет и углубляет процесс творческого самоопределения. Игра обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

3.Анкетирование учащихся с целью уровня воспитанности и анализ анкет

В начале исследования учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Всегда ли ты здороваешься при встрече

А) со своим учителем;

Б) с учителем, не работающим в вашем классе;

В) с одноклассниками?

2. Говоришь ли «спасибо», когда встаешь из-за стола

А) дома родителям;

Б) в школе работникам столовой?

3.В переполненный автобус заходит пожилой человек. Ваша реакция?

А) останусь сидеть;

Б)предложу свое место.

4. Всегда ли ты стоишь в очереди

А) в школьной столовой;

Б) в магазине?

5.Ты пришел к приятелю в гости, а он празднует день рождения. Как ты поступишь?

А) извинишься и уйдешь;

Б) поздравишь именинника, извинишься и, если пригласят, останешься;

6. Нужно ли здороваться со всеми пассажирами, когда ты входишь в автобус?

7. Можно ли прийти в гости за час до назначенного времени?

8. Куда деть жевательную резинку, если ты находишься в гостях за столом?

Анализ анкет:

А) 100%; Б) 30 %; В) 80%; А) 80%; Б) 60%; А) 60%; Б) 40%; А) 100%; Б) 80%; А) 20%; Б) 80%; Да – 10%; Нет – 90%; Да - 20%; Нет – 80%; Выкинуть – 60%; Оставить на столе – 40%.

4. План проведения воспитательных мероприятий для повышения культуры поведения учеников

1) «Поговорим о вежливости» 3 класс

2) «О, этот славный этикет» 4 класс

3) «Роскошь человеческого общения» 5 класс

4) «Искусство дарить и принимать подарки» 5 класс

5) «Наш дар бесценный - речь» 6 класс

6) Заседание клуба этикета «Факультет забытых истин» 7 класс

5. Разработка воспитательного мероприятия

Воспитательное мероприятие "Поговорим о вежливости"

google_protectAndRun("ads_core. google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Цели:

1) Знакомство с традициями приветствия разных народов

2) Обучение правилам этикета

3) Воспитание речевой культуры младших школьников.

Слайд 1

Старшеклассник: Добрый день, ребята! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.

Дорогие ребята! Сегодня на нашем занятии мы с вами вспомним некоторые правила этикета и поговорим о вежливости.

Что же такое этикет?

(ответы детей)

Слайд 2

Старшеклассник : Этикет – это слова французского происхождения, оно вошло в лексикон со времен французского короля Людовика XVI, имевшего громкое прозвище “король солнца”, необычайную любовь к роскоши. На приеме у короля гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – этикеток и произошло слова “Этикет”

(Толковый словарь Н. Ожегова)

Что же такое вежливость?

(ответы детей)

Старшеклассник: Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До XVI века “Вежа” означало “знаток”, – тот кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.

Сегодня мы поговорим об одном из правил вежливости, а о каком вы сейчас догадаетесь.

Ребята, давайте с вами представим, что мы заблудились в чужом городе, а там царит жесткий мороз, очень холодно. Покажите, какие действия помогут нам понять, что вокруг холод и стужа.

(Все ребята вместе с ведущим поеживаются, обхватывают себя руками, дрожат, делают вид, что стараются согреться, притопывают ногами, прихлопывают руками, дуют на руки, потирают ладоши и т. д.)

А теперь мы подходим с вами к красивому большому дому, дверь которого приоткрыта, мы вошли и сразу же почувствовали тепло, добрый голос хозяина дома сказал!” Проходите, гости дорогие!” Что же мы должны сказать хозяину этого дома при встрече?

Старшеклассник: Мы в ответ скажем “спасибо”, а потом слово “здравствуйте”.Так принято во всем мире здороваться, когда входишь в чей-то дом или встречаешься с добрым человеком.

Слайд 3

Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем не знакомы,
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто “Здравствуйте” больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же так радостней сделалась жизнь?

Да, ребята, вы поздоровались, и на капельку радостней сделалась жизнь. А ведь иногда вы прокричите или пробурчите что-то невнятное: не то «брысть», не то «дрысть».

Говоря: « Здравствуйте»,- мы желаем здоровья.

Слайд 4

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Ребята, а вы знаете, как приветствовали раньше друг друга в разных странах?

Слайд 5

Тибетцы, например, здороваются, снимая свой головной убор , левую руку они закладывают за ухо да еще высовывают свой язык.

На Крайнем Севере охотники, встречаясь, терлись носами.

Доблестные мушкетеры изящно склонялись, помахивали шляпами с длинными перьями.

На Востоке было принято подносить руку ко лбу и к сердцу .

- А какие жестовые приветствия знаете вы?

- Представляете, если бы мы тратили столько времени на поклоны и реверансы?

- Что бы из этого вышло?

- Все это делается в соответствии с традициями и должно соответствовать ситуации и времени.

Приветствия всегда существовали у всех народов. В наше время разные народы здороваются по - разному:

Слайд 6

    В России говорим: “Здравствуйте!” Китайцы кланяются друг другу Эскимосы в знак приветствия трутся носами В Англии говорят: “Hello” Во Франции здороваются так: “Bonjour” В Германии говорят “ Здравствуйте”так: “Guten Tag”.

Что же объединяет все эти народы в приветствиях?

Да, по – разному отмечают люди самое простое и самое частое событие в своей жизни – встречу с другим человеком. И все - таки общее тут есть. Уклониться от приветствия, не ответить на него во все времена, у всех народов считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь в поклоне, в словах привета, заключено очень большое и важное содержание: “Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю, хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе самого доброго”. Вот что означает простое и обычное слово “здравствуйте”.

Слайд 7

«Здравствуйте»,- ты скажешь человеку.
«Здравствуй»,- улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.

Вспомните, пожалуйста, словесные приветствия, какие вы знаете.

(ответы детей)

Старшеклассник: Салют! Привет! Чао! Доброе утро! Добрый день! Что означает слово “здравствуйте” вы уже знаете. Сейчас обратимся к русским народным сказкам и выясним, когда там встречается это слово, кто и в каких случаях его употребляет.

    Встретились кума лиса да серый волк. Здравствуй, лисонька, здравствуй, куманек. (Лиса и Волк) По мачехиному велению привез старик дочку зимой в лес, под старой елью оставил. Приходит Морозко, по елкам попрыгивает, на красную девушку поглядывает. «Здравствуй, девица». “Здравствуй, Морозушко, здравствуй, батюшка”.А тепло ли тебе, красная?” – “Тепло, Морозушко, тепло, батюшка!” (Морозко)

Старшеклассник: Что же это за слово: здравствуй, здравствуйте. Почему персонажи этих сказок употребляли его во время встреч? Кто-нибудь сможет объяснить?

Верно, это слова приветствия, знак доброго уважения людей друг к другу, а означает оно все то же пожелание здоровья.

Будь здоров, не болей,
Это просьба всех людей.
Здравствуй стоит лишь сказать,
И не надо объяснять:
Быть здоровыми хотим
И об этом говорим.

Мне кажется, что “здравствуй” – лучшее из слов,
Потому что “здравствуй” – будь здоров
Правило запомни, знаешь – повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались, встретились с утра.
Значит, слово “здравствуй” говорить пора.

Сейчас мы проверим, насколько вы владеете искусством этикета, и откроем небольшие секреты поведения. Объясните, как себя вести в данной ситуации:

    Вы идете по улице с товарищем. Он поздоровался с незнакомым вам человеком. Надо ли здороваться вам? Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними и как это сделать? В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них вы увидели своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказали: “Здравствуйте, Мария Ивановна!”. Правильно ли вы сделали?

Слайд 8

Игра “Вежливо – невежливо”

Если вы посчитаете, что поступок вежливый - хлопните в ладоши.

Если невежливый - топните ногой.

· Поздороваться при встрече

· Обозвать обидным словом одноклассника

· Не уступить место пожилому человеку

· Толкнув, не извиниться

· помочь поднять упавшую вещь

· громко разговаривать в общественных местах.

Молодцы, ребята!

Золотые правила:

    всегда здороваться первым, особенно если ты присоединяешься к какой–нибудь компании или встречаешься со старшими по возрасту; не смущайся, если поздороваешься по случайности дважды, лучше сделать это повторно, чем ни разу; помни о традициях того общества, в которое попадаешь; всегда прощайся, независимо от того, какого пола и возраста собеседник.

Поздороваться с человеком так, чтобы ему стало радостно и солнечно, тоже надо уметь. Обращали ли вы внимание, со сколькими оттенками можно произнести простое слово “здравствуйте”? – тепло, официально, холодно. Все зависит от интонации, “подвластной” человеку.

Если относиться друг к другу вежливо, можно многих неприятностей избежать. О правилах вежливости сейчас мы узнаем из стихотворения С. Маршака “Ежели вы вежливы”.

Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.

Старшеклассник: Что при входе в автобус прежде надо пропускать пожилых, стареньких людей. Так как они уже слабенькие, не сильные, а молодые крепкие, удалые.

И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.

Что вы поняли из этих слов? (ответы детей)

Старшеклассник: Ну, это совсем просто! На урок мы идем для того, чтобы учиться, получать знания, а не баловаться и разговаривать, как сороки.

И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с бабушкой, и с дедушкой
Вы их не перебьете.

Есть такое выражение; уметь слушать. В разговоре со взрослыми это особенно ценится. Если взрослый говорит, значит надо быть внимательным, а не перебивать его.

6) Проведено воспитательное мероприятие «Поговорим о вежливости» в 3 классе МОУ СОШ № 1 им. .

В ходе мероприятия были использованы наглядность (рисунки, плакаты) и ИКТ (презентация).

Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее. При использовании наглядных методов нами соблюдался ряд условий:

применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент занятия; наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала.

Заключение

В процессе работы над проектом «Школа этикета» мы убедились в том, что старшеклассники могут помочь в решении проблемы формирования культуры поведения учащихся младшего и среднего звена. В результате анкетирования было выяснено, что не все ребята в повседневной жизни ведут себя в соответствии с правилами этикета, да многие и не знают этих правил. С помощью данного проекта можно изменить манеру общения школьников.

Так как наш проект рассчитан на полугодие, выводы делать рано. Но даже после проведения одного мероприятия можно отметить, что здороваться учащиеся 3 класса стали не только со своим учителем, но и с другими учителями, с обслуживающим персоналом. Нами будет продолжена работа с проектом «Школа этикета», планируется организация еще 6 воспитательных мероприятий. Через анализ дежурства по школе и последнего анкетирования можно подвести окончательный итог нашей работе.

Литература

1. Воспитание школьников.2003.№10; 2005.№4.

2., Шкатова ли вы общаться? М., 1991

3.Современный этикет. М: ЭКСМО,2005

4.Черных мероприятия 6 класс. М. «ВАКО» 2008

5.Этикет на все случаи жизни. М. АСТ-пресс, 1999

Этикет от А до Я для детей старшего дошкольного возраста.

Название проекта

Правила этикета.

Класс, предмет

Старшие дошкольники,педагоги и родители.

Краткая аннотация проекта

Этикет – правила поведения, которым человек следует в общении с другими людьми. Представления о внешних проявлениях отношения к окружающим, педагоги дошкольных учреждений дополняют воспитанием у детей подлинной вежливости. Она должна быть основана на доброжелательности, такте, чувстве меры.Усвоение особенностей внешнего проявления своего отношения к другим людям начинается в младшем дошкольном возрасте и продолжается всю жизнь. Ребенок дома и в детском саду усваивает формы обращений, запоминает приветствия. Постепенно формируется стиль поведения в общественных местах, представления о том, какая одежда уместна в том или ином случае. В старину на Руси говорили о хороших манерах, в советском обществе – о моральном кодексе строителя коммунизма. Для общества XXI века приобретает особое значение этикет, как часть мировой культуры, нравственности и морали.

Некоторые нормы приходят в противоречие с тем, что дети видят дома, на улице, по телевидению. Каждому ребенку необходимо помочь разобраться в том, как нужно общаться с другими детьми и взрослыми людьми. В процессе работы над проектом у детей формируются и расширяются представление о этикете, о соблюдении его, воспитываются положительные качества: Повышать культуру межличностных отношений, взаимодействия детей в группе и семье, общую социальную зрелость детей, снижать агрессивность. В процессе поиска дети совместно с родителями приобретают информационные навыки: учатся анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы.

Вопросы, направляющие проект

Что такое этикет?

Основополагающий вопрос

Для чего нужно учить детей правилам этикета?

Проблемные вопросы

Что такое, на ваш взгляд, этикет?

Овладели ли вы в полной мере навыками этикета?

Хотели бы вы знать больше о правилах этикета?

Считаете ли вы эту тему актуальной?

Учебные вопросы

Взрослым:

В каком возрасте ребёнка учить правилам этикета?

Для чего необходимо формирование навыков культурного поведения у детей в разнообразных жизненных ситуациях?

Зачем нужно развитие у детей навыков общения с окружающими их людьми?

Что значит воспитание у детей нравственных качеств, необходимых в обществе?

Что такое быть воспитанным?

Для чего нужно знать эти правила?

Как нужно вести себя в гостях?

Почему нельзя дразниться?

Как вести себя за столом?

Почему нельзя выбрасывать мусор из окна?

Визитная карточка проекта

Публикация учителя

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Данные об авторе

Седова Оксана Юрьевна

Место работы, должность:

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Красноармейска Саратовской области"

Саратовская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Начальное общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Внеклассная работа

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Краткое описание ресурса:

Исследовательский проект "Школьнывй этикет"

Проект "Школьный этикет"

  1. Введение …………………………………………………………..………..3-4
  2. История возникновения этикета.....…………………………………………5
  3. Виды этикета ……………………………………………………………. …..6
  4. Школьный этикет …………...……………………………………………..7-8
  5. Что думают дети о школьном этикете.………………………………..........9
  6. Как нужно вести себя в школе………………………….……………..........10
  7. Правила этикета нашего класса ………………………………………...11-12
  8. Заключение ………………………………………………………………….13
  9. Список использованных источников ……………………………………...14
  10. Приложение ………………………………………………………………...15

Введение

Надо помнить всем всегда:

«Вежливость всегда права!»

«Здравствуйте!» Этим простым словом люди ежедневно приветствуют своих знакомых и незнакомых людей.

Каждое утро, переступая порог своей школы, наблюдаю, что одни дети всегда вежливы и приветливы, здороваются с одноклассниками и учителями. Другие дети ведут себя противоположным образом и считают, что здороваться друг с другом совсем не обязательно».

Можно ли поправить данную ситуацию? Как убедить ребят соблюдать правила культурного поведения в школе и общения друг с другом. Знают ли они, что такое этикет? Существует ли этикет в школе? И верно ли, что, соблюдая правила этикета, можно стать более уверенным и успешным человеком.

Тема моей работы «Школьный этикет».

Актуальность: считаю, что наше поведение и наше общение невозможно без такого качества как вежливость.

Цель исследования: выяснить, соблюдаются ли правила культурного поведения и общения в моем классе и школе.

Задачи:

  • изучить литературу об истории этикета и правилах культурного общения;
  • выяснить, существует ли школьный этикет;
  • понаблюдать за поведением и общением учащихся на перемене, на улице, в общественных местах;
  • провести анкетирование по вопросам приветствия и дисциплины;
  • выявить отношение учащихся школы к данному вопросу;
  • составить правила этикета для ребят своего класса.

Гипотеза: можно предположить, что, соблюдая нормы культурного общения в классе, мы станем более приветливыми, тактичными и дружными.

Методы исследования:

  • анализ научной литературы;
  • наблюдение;
  • анкетирование;
  • сравнение полученных результатов;
  • составление правил классного этикета.

История возникновения этикета

Слово «этикет» пришло к нам из французского языка, где имеет значение «ярлык», «этикетка». Ввёл в обиход это слово французский король Людовик XIV в 17 веке, но свод определённых правил поведения существовал и в доисторические времена и диктовался необходимостью мирного сосуществования с соседними народами и племенами. Так, уже в 3 тысячелетии до нашей эры в Египте ценилось умение изящно применять столовые приборы и поглощать пищу беззвучно. В древней Индии, Греции, Риме строго соблюдалось поведение представителей разных сословий, на эту тему писались целые трактаты.

Становление этикета в нашей стране связано с принятием в 9 веке христианства. Богатейшее духовное наследие православия оказало огромное влияние на формирование норм нравственности на Руси. В этой связи нельзя не вспомнить имя Иоанна Златоуста. В его «Беседах на Евангелие...» можно найти немало вполне практических рекомендаций о том, как нужно вести себя в различных жизненных ситуациях. Лучшими человеческими качествами Златоуст считал доброту, скромность, терпимость и стремление к самосовершенствованию, причём их важность несомненна и в наше время. В трудах Златоуста почерпнули для себя немало важного и Ярослав Мудрый, и Владимир Мономах - умнейшие и образованнейшие люди Древней Руси.

Огромный вклад в развитие этикета в России внёс в начале 18 века Пётр I, немало путешествовавший по Европе. Именно при Петре I вышла в свет книга о хороших манерах «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». Этот труд был адресован в первую очередь молодёжи и в доступной форме рассказывал о правилах поведения в обществе.

В дальнейшем этикет в России претерпевал различные изменения, постепенно приближаясь к своему современному состоянию. Однако, как и много столетий назад, неизменным остаётся принцип: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Виды этикета

В зависимости от ситуации можно выделить следующие виды этикета:

  • речевой (нормы речевого поведения и конкретных формул вежливого общения);
  • столовый (правила сервировки и норм поведения за столом);
  • «выходного дня» (при посещении различных культурных мест);
  • религиозный;
  • повседневный (общение с людьми, набор определенных действий, поведение в здании, на улице и т.д.);
  • служебный (а также студенческий, школьный и т.д.);
  • праздничный (как правильно вести себя на частных и корпоративных вечеринках, дома и в гостях);
  • профессиональный (взаимоотношения людей в сфере трудовой деятельности);
  • свадебный и т.п.

Поскольку я учусь в школе, то меня в настоящее время больше интересует школьный этикет.

Школьный этикет

С чего же начинается школьный этикет? Наверное, прежде всего с понимания того, что же такое ШКОЛА.

Школа - то место, где мы учимся, развиваемся, обогащая новыми знаниями ум, интеллект, душу.

Школа - это храм науки. Значит, и вести себя в нём нужно соответственно.

Театр начинается с вешалки, а школа - с порога. Приходить сюда, как и в любое другое место, нужно вовремя. Не зря же говорят: «Точность - вежливость королей!» Опаздывать на урок - плохо и неприлично, ведь тем самым можно пропустить новую интересную тему и отвлечь одноклассников от объяснения учителя.

Переступая школьный порог, нужно здороваться со всеми педагогами, кого мы увидели. Доброжелательный тон и приветливая улыбка будут приятны и всем одноклассникам, ведь гораздо приятнее общаться с вежливым человеком, чем с грубияном и нахалом.

«Встречают по одёжке, провожают по уму» - эта народная мудрость актуальна и по сей день. Заходя в школу, необходимо помнить о своём внешнем виде. Причёска, одежда, вещи - показатель настроения, отношения к себе и другим людям.

Говорят, «молчание - золото». Но только не на уроке! Отвечать нужно так, чтобы другие хорошо понимали: чётко и правильно проговаривая все слова. Если ответ у доски, то рассказывать надо так, чтобы слышно было даже на последней парте. А вот на перемене совсем не обязательно, чтобы разговор с подружкой слышал весь класс.

Школа - это не только учителя и ученики, это классы с партами и стульями, коридоры со стендами и картинами. Приходя в школу 1 сентября, мы видим, что в школе все выкрашено и вымыто. Ученики должны бережно относиться к школьному имуществу: не писать на парте и стенах, не ломать мебель, убирать за собой мусор.

Что знают дети о школьном этикете?

Наблюдая за учащимися школы, я заметила, что далеко не все школьники при встрече с педагогами помнят о словах приветствия. Нередки случаи опоздания учащихся на урок. Многие ребята не соблюдают правила поведения на перемене и в школьном коридоре (бег, толкание, а иногда схватки боевые), причем на замечание дежурных нарушители не обращают внимания, а то и вовсе грубят в ответ.

По данной проблеме мною было проведено анкетирование «Соблюдаешь ли ты школьные правила и нормы поведения?». (Приложение № 1)

Всего было опрошено 90 человек. Среди них 70 человек соблюдают правила поведения в столовой, на перемене дисциплинированы 52 человек, на уроке - 71 человек.

Анкета «Можешь ли ты здороваться и извиняться?» позволила выяснить, насколько воспитаны и вежливы современные дети и какой словарный запас знаний речевого этикета у учащихся нашей школы. (Приложение № 2)

Подводя итог своего анкетирования, я получила следующие результаты.

Из 90 человек 84 % опрошенных всегда здороваются со всеми учителями школы. 57 % школьников приветствует своих друзей словом «Привет!», 21 % пользуется словом «Здравствуй!» и 22 % - «Здорово!» Кроме этого учащиеся знают такие слова приветствия как «Доброе утро! Добрый день! Салют! Хеллоу! Хай! Приветик! Здоровик!»

Свои извинения учащиеся начальных классов приносят с помощью речевой формулы «Простите! Извините, пожалуйста! Больше так не буду!» Старшеклассники к этим словам добавляют «Сори! Я не хотел! Поймите и простите!»

А ведь поводов для извинения могло бы быть гораздо меньше, если бы все учащиеся соблюдали школьные нормы поведения.

Как нужно вести себя в школе

Проанализировав результаты анкетирования, я поняла, что ситуация нуждается в коррекции. Поэтому решила вывести общие правила поведения для учащихся нашей школы. Соблюдать их несложно, даже полезно.

Ученики должны приходить в школу до начала уроков за 15 минут. Заранее приготовиться к нужному предмету и ждать учителя. Они должны успокоиться и привести себя в порядок, потому что учителю приятно, когда ученики опрятны и готовы к уроку.

Если ученик опоздал, то нужно постучать и спросить разрешения войти в класс. Когда войдешь, нужно поздороваться, объяснить причину опоздания и извиниться. И больше не опаздывать, потому что отвлекаешь от работы не только учителя, но и весь класс.

Пропуски уроков могут быть только по одной причине - из-за болезни. Ученик должен принести справку от врача или записку от родителей.

На уроках надо вести себя тихо, не разговаривать. Когда учитель объясняет, надо слушать внимательно, не перебивая. Если хочешь что-то спросить или сказать, подними руку, не выкрикивай. На переменах нельзя бегать по классу, по коридору. Если хочешь бегать, выйди на улицу.

Во время проведения праздничных линеек и мероприятий, нужно вести себя серьёзно, не баловаться, внимательно слушать, то, о чём говорится, не отвлекать одноклассников. Кроме того, принимать участие в школьных и городских мероприятиях. Бороться за честь класса и школы.

По дороге в школу необходимо соблюдать правила дорожного движения для пешеходов. В школе также необходимо соблюдать правила техники безопасности, о которых рассказывает учитель.

Правила этикета нашего класса

Конечно же, мы обязаны соблюдать все школьные нормы и предписания. Но каждый классный коллектив имеет свои особенности. В нашем коллективе заведено пропускать девочек вперед при входе в класс, помочь им поднять стул после уроков, уступить место в зале, столовой.

Мы соблюдаем все праздничные даты и дарим друг другу подарки на День Защитника Отечества и 8 марта. С особым уважением относимся к учителям, пользуясь при обращении словами приветствия, прощания и извинения. Соблюдаем порядок и чистоту в классе. Бережно обращаемся с учебниками и тетрадями.

И всё же главным в школьной жизни является умение дружить. В классе мы всегда выручаем друг друга в трудных ситуациях, помогаем в случае, когда что-то не получается сделать (поделка, рисунок и др.), если кто-то забыл учебное пособие - даём нужную вещь. Мы все вместе отвечаем за то, если кому-то плохо в коллективе, радуемся общим победам и успехам каждого из нас. Всегда выступаем на стороне слабого, а обидчика стараемся остановить, требуем извинений и обещания больше не обижать товарища.

Получается, что дисциплина и порядок - это ежедневный и тяжёлый труд. Справиться с этим нелёгким делом помогают наши «Классные правила».

1. Доброжелательность

Мы доброжелательно относимся друг к другу.

Здороваемся со всеми взрослыми, независимо от того, учат они нас или нет.

Улыбаемся. Не ходим с кислыми лицами.

2. Поведение и дисциплина

В классе и школе не сорим, пользуемся урнами как воспитанные люди.

Не опаздываем и не прогуливаем уроки.

После обеда убираем за собой посуду. Пусть в столовой уютно будет всем.

Не пользуемся во время уроков телефонами и плеерами.

3. Наша речь

Вежливо разговариваем с взрослыми и между собой.

Не говорим плохие слова.

4. Общественные места

Во время общешкольных массовых мероприятий входим в актовый зал и столовую без рюкзаков и верхней одежды.

Не трогаем и не портим чужие вещи.

5. Наши школьные традиции

Обязательно посещаем общешкольные линейки.

Любим, дорожим и поддерживаем школьные традиции.

Заключение

Свою работу я посвятила изучению этикетных норм поведения в школе. Мои знания по данной теме обогатились интересными сведениями о манерах общения, правилах этикета в других странах, видах этикета и их особенностях, о культуре в целом.

Считаю, что данная тема важна как для ребят моего класса, так и нашей школы в целом.

В заключение работы мной были сделаны следующие выводы :

  • В нашей школе действуют определённые нормы поведения для учащихся.
  • В результате анкетирования было выяснено, что школьные правила в большинстве своём соблюдаются учащимися (на уроке, в столовой, реже - на перемене).
  • Многие ребята хотели бы, чтобы все школьники придерживались школьного этикета.
  • С помощью этикетных правил можно изменить манеру поведения школьников. Пример тому наши «Классные правила» и наш класс.
  • Культурное общение позволит всем более уважительно относиться друг к другу.

Уверена, всем людям надо постигать правила этикета с особым прилежанием, так как они научат нас жить в ладу со всеми окружающими.

Список использованных источников

1. Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах. Классный руководитель № 7 - 2001. Начало в № 1, 2, 3, 6. 2001.

2. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство “Учебная литература”, 2007.

3. Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов/ред. Л.В.Кузнецова, Г.С.Семенов - М.: Школьная Пресса. 2002.

4. Персидская и др.Классные часы в 1 - 4 классах/. - Волгоград: Учитель, 2007.

5. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах: в помощь учителю М.: Школа-Пресс. 1998.

6. Энциклопедия для детей. Я познаю мир. Москва, 2000.

Тема: «Первые шаги в мир хороших манер»

Вид: практико-ориентированный, среднесрочный.

Особенности: для детей 4-5 лет.

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности детей.

Задачи:

1. формировать навыки этического поведения;

2. развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам;

3. закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях;

4. воспитывать уважение к окружающим людям.

2. Ожидаемый результат: овладение детьми среднего дошкольного возраста разными формами и способами культурного поведения, умение применять их в различных жизненных ситуациях.

Пути реализации проекта:

1. Изучение методической литературы по теме.

2. Составление перспективного плана проектной деятельности.

3. Создание атмосферы общей культуры и красоты в группе.

4. Совершенствование необходимой материально-технической базы и развивающей предметной среды (оборудование центра этикета в группе (сервировка стола в игровой зоне); фотоматериалы, дидактические игры; настольная кукла- фея Вежливости; подборка художественной литературы; сюжетно-ролевые игры, дидактические игры; конспекты занятий).

5. Работа с родителями (консультации для родителей; подготовка пособий и совместная работа родителей с детьми).

Этапы овладения детьми правилами этикета:

1. Знакомство с правилами этикета, закрепление и расширение имеющихся знаний (беседы, тематические занятия, чтение художественной литературы).

2. Закрепление знаний через совместную деятельность в уголке этикета (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседы, тематические занятия, досуги и развлечения, обыгрывание ситуаций, игры-драматизации)

3. Самостоятельное выполнение правил этикета в соответствии с конкретной ситуацией.

тема: «Мои друзья»

Знакомство с феей Вежливости; приглашение Добрых Волшебников.

Беседа «Чтобы у тебя было много друзей».

Работа с родителями: Папка для родителей «Советы родителям».

методы и приемы:

1.Чтение художественной литературы:

- «Мойдодыр» К. Чуковский

- «Федорино горе».

2. Дидактическая игра:

- «Как правильно себя вести»,

3. Разбор проблемных ситуаций.

4. Рассматривание иллюстраций:

- «Здоровый малыш»

- «О правилах этикета».

5. Конкурсы: «Сервировка стола» (между дежурными), «Накроем стол к празднику», «Культура поведения за столом»

6. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «В гостях».

7. Занятие «Поможем Федоре Егоровне».

тема: «Этикет общения и культура речи»

Беседа «Разговор по телефону»

Беседа «Вежливый собеседник» и «Вежливый слушатель».

Работа с родителями: Консультация «Учим ребенка общаться».

Совместная деятельность родителей и детей - сочинение сказки «Добрый поступок»

Методы и приемы:

- «Телефон» К. Чуковский.

Чтение стих-ий.

2. Дидактические игры:

- «Кто знает больше вежливых слов»,

- «Телефонный разговор».

3. Загадки о вежливости

4. Разбор ситуаций по картинкам

5. Разыгрывание ситуаций

6. Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин», «Салон красоты», Семья»

тема: «Культура поведения в общественных местах»

Беседа «Правила поведения в общественном транспорте».

Работа с родителями: "Правила этикета в театре и концертном зале."

Методы и приемы:

1 .Чтение художественной литературы:

- «Торопыжка»

- «Родные сказки» Т. А. Шорыгина.

Чтение стих-ий.

2. Дидактические игры:

- «Отгадай загадки и нарисуй отгадки»,

3. Разбор ситуаций.

4. Обыгрывание ситуаций.

5. Рассматривание дорожных знаков.

6. Сюжетно-ролевая игра:

- «Магазин».

тема: «Играем в гости и приглашаем гостей»

Беседа «Принимаем гостей».

Занятие «Что такое этикет».

Работа с родителями: консультации: «Вежливый хозяин»; «Формирование культуры трапезы»;

Совместная работа родителей и детей «Подарок другу»;

Составление альбомов «Семейные традиции», «Как мы отмечаем праздники дома»;

Методы и приемы:

1. Чтение художественной литературы:

- «День рождения вредного кота» перевод А. Кочарова;

- «Умнее всех» Д. Мамин-Сибиряк.

Чтение стих-ия «В гости».

2. Ситуации: «Что делать в гостях, если….», «Гости у тебя дома»

3. Рассматривание иллюстраций - «Любить прекрасное»

4. Изготовление подарка «Сюрприз для мамы»

5. Дидактические игры: «Гости», «Правильно или нет» (ситуации по картинкам), «Чтобы гости не скучали», «Вежливый кролик»

6. Сюжетно-ролевая игра: «Чаепитие».

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

«Здравствуйте!» Слово «здравствуйте» - имеет глубокий смысл. Оно означает: я приветствую вас, я желаю вам здоровья, рад видеть вас здоровым. Это приветствие действительно способно оказывать влияние на самочувствие тех людей, к кому оно обращено. Произнесенное с доброжелательной интонацией слово «здравствуйте» несет в себе заряд позитивной информации и способно вызывать у человека положительные эмоции. "Здравствуйте", сказанное с негативным оттенком, изначально разрушает контакт. Важно произносить это слово дружелюбно, с уважительной интонацией и позитивным настроем, глядя человеку в глаза, улыбаясь.

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Телефонные разговоры На телефонный звонок (особенно на работе) отвечайте сразу. Не забывайте здороваться по телефону и лишь затем обращайтесь с просьбой. Звонивший обязан назвать себя, если, не застав нужного ему человека, просит передать какое-нибудь сообщение. Не звоните по телефону утром до 9 часов или вечером после 22 часов (кроме случаев срочного сообщения или если вы точно знаете, что вашего звонка ждут и не легли спать). Если во время разговора телефон случайно отключился, перезванивает тот, кто звонил. Никогда в начале разговора не спрашивать: "Кто говорит? Если звонивший ошибся номером, отвечайте вежливо. Ведь чаще бывает виноват не человек, а автоматика. В очередной раз попав не по назначению, следует извиниться и уточнить номер телефона. Если вам в гостях необходимо позвонить, не забудьте спросить разрешения. При этом хозяину дома совсем не обязательно покидать вас (если такая потребность не становится очевидной). Если на 5-6-й сигнал вам не отвечают, вешайте трубку. Три чудодейственных слова, которых часто не хватает в нашей речи - "извините", "пожалуйста" и "спасибо", - особенно полезны при телефонных разговорах. Разговор по телефону должен по возможности быть кратким, спокойным и вежливым. Тем более если вы звоните по телефону-автомату. Помните: другие ждут своей очереди. Постарайтесь вести себя корректно.

Слайд 10

Описание слайда:

Нормы поведения на улице Главное правило поведения на улице - не доставлять неудобств и неприятностей окружающим. У нас в стране правостороннее движение, поэтому, находясь на улице, держитесь правой стороны. Старайтесь при ходьбе не задевать окружающих. Не ходите по тротуару против движения. Несите свои вещи так, чтобы не мешать шагающим навстречу, т.е. держите их (вещи) в правой руке и идите в этом случае справа (даже если вы идете с дамой). Не следует часто оборачиваться и оглядываться вслед проходящим женщинам, тем более если вы гуляете с дамой. Не останавливайте приятеля, который идет не один. Старайтесь не курить на улице. Если вы торопитесь и вам необходимо обогнать идущего впереди, то обходят его слева (при этом не забудьте произнести: "Позвольте пройти", "Будьте добры"). Если вам необходимо остановиться на улице (встретили приятеля, нужно достать какую-то вещь из сумочки и т.п.), отойдите в сторону. Если вы случайно заденете кого-либо или наступите кому-то на ногу, не затруднитесь вежливо извиниться. Если вам понадобилась на улице справка или указание, обращайтесь с вопросами к милиционеру, почтальону, водителю. А при отсутствии их поблизости можно вежливо спросить у прохожего, извинившись за затруднение. И получив справку, поблагодарить его. Если вас на улице о чем-то спросят, отвечайте вежливо, коротко и ясно. Не путайтесь в длинных объяснениях. Есть на улице неприлично. Ни в коем случае не входите с мороженым в автобус, троллейбус, трамвай, метро. Это верх неприличия! Старайтесь не чихать в общественных местах - в крайнем случае воспользуйтесь носовым платком (чихнув, извинения не просят). Будьте аккуратны на улице: не разбрасывайте где попало обертки от конфет, окурки и прочий мусор. Невежливо делать замечания в адрес прохожих по поводу их внешнего вида.




Top