Внеклассные мероприятия по декоративно прикладному творчеству. Неделя искусства «Такая разная посуда»

Внеклассное мероприятие по декоративно-прикладному творчеству

Игра - путешествие по декоративно-прикладному искусству "В гостях у Акварелькина"

Форма проведения: игра – путешествие. Описание: данный материал может быть использован классными руководителями коррекционных школ, педагогами дополнительного образования для проведения внеклассных мероприятий с детьми 3-4 классов. Цель: Способствовать формированию знаний у детей о народном декоративно-прикладном искусстве. Задачи: 1. Расширять и углублять знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве. 2. Развивать творческие наклонности учащихся, художественный вкус. 3. Способствовать формированию положительных эмоций, взаимовыручки. Оборудование: карта города, иллюстрация тройки лошадей, магнитофон с записью колокольчиков тройки лошадей, Хохломская роспись на посуде, рисунки посуды, краски, кисти, стаканчики с водой., тарелки из папье-маше, клей, рисунки голубых узоров, Дымковская игрушка, прялка с городетской росписью, ножницы.

Ход занятия:

1.Орг. момент. Акварелькин: Я художник, с малых лет И всем известно это. Я нарисую ваш портрет, Картину для поэта, Цветы и травы, и восход, И бьющееся море, И счастье, радость и восторг, Печаль и чьё-то горе. Волшебных красок яркий свет Вмиг оживёт в картине. Вот здесь мазок – И грусти нет в помине. Здравствуйте ребята, здравствуйте дорогие гости! Я так к вам спешил принести письмо, там такое случилось в городе Народных умельцев. Давайте его прочтём. 2.Знакомство с темами и задачами. Письмо. Дорогой Акварелькин! В нашем городе произошло несчастье. Злая помеха – неумеха перемешала все краски, смыла все рисунки, и теперь наши улицы стали совсем некрасивыми, дома – невесёлыми, а все жители – игрушки совсем грустными. Милый Акварелькин! Помоги! Нарисуй, какими цветами можно украсить наши улицы. Помнишь, они назывались: «Городетская», «Хохломская» и другие. Твои друзья из города Народных умельцев. Ну, что, ребята, поможем? А на чём мы можем добраться в город Народных умельцев? Так как на улице у нас снег поедем мы туда на тройке лошадей вот по какому маршруту. (Вывешивается картина и карта города). Занимайте свои места. Поехали. 3.Основной момент. Закройте глаза (звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней. Откройте глаза. Вот мы с вами оказались на первой улице, которая называется Городетская. Так повелось на Руси, что, пожалуй, ни одно орудие труда не украшалось с такой любовью, как прялка. О труде пряхи народ создавал песни, слогал стихи, сочинял танцы. Сейчас подружек позову, Хоровод свой заведу… Исполнение песни "Во саду ли, во городе". В Городетской росписи изображают бутоны, птиц, лошадей. Краски яркие – синие, зелёные, красные и жёлтые. Ребята поехали на следующую улицу нашего города. Займите свои места. Закройте глаза.(звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней. Откройте глаза. Вот мы с вами и оказались на Хохломской улице. Бочонок солнечный весьма, На нём цветы и земляника – Семёновская хохлома Вся золотисто – краснолика! Придёт студёная зима, И снег закрутит буйкий ветер, Но солнечная хохлома Всегда напомнит нам о лете. Хохломские мастера видели красоту родной природы и замечали красоту даже травы – она очень хорошо смотрелась на чёрном фоне, эта золотая травка. В узоре изображали ягоды, цветы. Рисовали на жёлтом и чёрном фоне. Дети раскрашивают. Отправляемся на следующую улицу города Народных умельцев. Займите свои места. Закройте глаза. (Звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней. Откройте глаза. Мы с вами оказались на улице Гжельской. Мастера на этой улице раскрашивали посуду всего 2 красками: голубой и белой. Жители этой улицы прислали нам посуду. Какого она цвета? А какого цвета не хватает? Посмотрите, здесь есть ещё и узоры, вырежьте их и наклейте на посуду. Прошу занять свои места. Закройте глаза. (Звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней. Откройте глаза. Мы с вами очутились на Дымковской улице. Чем знаменита Дымковская улица? Игрушкою своей! В ней нету цвета дымного, Что серости серей. И злость, и хмурость льдинкою Без всякого следа Пусть под улыбкой Дымковской Растают навсегда! Подошёл весёлый час – Танцы русские у нас! (Исполнение танца). Закройте глаза.(звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней. Откройте глаза. Мы с вами оказались на Филимоновской улице. А чем знаменита эта улица? Жители этой улицы прислали нам свистульки, но посмотрите какие они бесцветные, давайте раскрасим их. Наряд Филимоновской игрушки связан со старинными символами – оберегами. Используют такие цвета – малиновый, зелёный, жёлтый и голубой. Полоски, крестики, дуги, звёздочки, солнышки, волнистые линии, точки, ёлочки. Итак, начали. Молодцы, ребята! Ребята, занимайте свои места поехали назад в школу. Закройте глаза.(звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней. Откройте глаза. Вот мы и в школе. 4.Итог занятия. Скажите, по какому городу мы сегодня путешествовали? На каких улицах были? Что о них узнали? Понравилось ли вам наше путешествие? Наш праздник весёлый удался на славу! Я думаю, всем он пришёлся по нраву. Прощайте, прощайте – все счастливы будьте! Здоровы, красивы и путешествие не забудьте!

Народное декоративно-прикладное искусство- неотъемлемая часть русской культуры. Его эмоциональность, поэтическая образность близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности, а, самое главное, всегда понятно и всеми любимо. Оно образно, красочно, оригинально по своему замыслу и доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира. Поэтому в нашем детском саду народное искусство прочно вошло в быт, радуя детей, расширяя их понятия и представления, воспитывая художественный вкус.

Средняя группа №12 «Теремок», в течение недели, реализовала проект «Русская ложка». Цель проекта-уточнение, расширение и обогащение знаний детей о быте, ремесле, художественных промыслах, традициях, связанных с производством ложек. Работа над проектом была направлена на формирование нравственного воспитания, создание единого воспитательного пространства дошкольного образовательной организации и семьи, объединенных общей целью: приобщение детей к культуре; на развитие интереса к продуктивной деятельности, активизацию творческой деятельности и игрового опыта детей.

Коллекция ложек

Знакомство с хохломской посудой.

Лепка «Ложечка точёная, ручка золочённая»

«Хохломская ложка»

Лепка из глины «Плошка»

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПРОЕКТУ.

Драматизация сказки «Жихарка»

Мастер-класс для родителей «Обучение игре на ложках в детском саду»

Дымковская сказка» тема недели искусства в средней группе №4 «Забувашка». Дымковские игрушки привлекают и взрослых, и детей. Они просты, но своеобразны, наивны и выразительны. Цель проекта: формирование и развитие личности ребёнка через русскую народную игрушку. Знакомство с народным промыслом «Дымковская игрушка». Дети изучали историю зарождения народного промысла на Руси, познакомились с историей дымковской игрушки, научились сравнивать элементы разных росписей, находить общее и отличие, выделять из многих элементов, только те, которые относятся к дымковской росписи.

В течение недели были проведены беседы: «Дымковская игрушка», «Дымковская игрушка, такая она разная.Дети заучивалистихи о дымковской игрушке. Играли в дидактическиеигры «Покажи дымковскую барыню», «Дымковская мозаика»,«Найди цвета дымковской росписи».Рисовали на тему «Украсим полоски дымковским узором», лепили из глины дымковского коня и расписывали его узорами. Украшали фартук и юбку«Барыни».

Детские работы из глины: «Дымковский конь»

«Дымковские узоры» Рисование (раскрашивание) «Барыня»

Дидактические игры

С помощью родителей была организована выставка «Дымковская сказка».

В течение тематической недели в старшейгруппе № 10 «Семицветик», прошли мероприятия на которых обобщали знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве. Развивали у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству, творческую активность детей через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Внашей группе прошли беседы на темы: «В гости к городецким мастерам», «Путешествие к мастерам хохломы», «В гости к дымковским мастерам», «Филимоновская игрушка».

Организованы занятия по художественно-эстетическому развитию:

Рисование: «Матрешка», «Дымковкий узор», «Ваза гжель», «Городецкая роспись на доске», «Филимоновский петушок»

Тестопластика «Дымковская лошадка» с последующей росписью.

Аппликация «Золотая хохлома», «Русская матрёшка»

Оформлены мини-выставки:

- «Золотая хохлома»

- «Городецкая роспись»

- «Ваза гжель»

- «Дымковский узор»

- «Русская матрешка»

Родителям предлагалось:

Помочь собрать предметы народных промыслов;

Интересоваться деятельностью ребенка в детском саду;

Принести видеофильмы «Народные промыслы России»;

Золотая хохлома

Разудалый городец

Голубая гжель

Творческая мастерская.

"Игры детей с мозаикой "Придумай узор"

Подготовительная к школе группа №9 «Лесная сказка».

В течение недели искусства, был реализован творческий проект «Город мастеров».

Своё творчество ребята проявили в рисовании, аппликации и в лепке. Воспитатели организовали мини - выставку скульптур малой формы; познакомили с профессией скульптора. В итоге воспитанники вылепили фигуру дымковской игрушки и расписали ее акриловыми красками.

Так же ребята попробовали свои силы в росписи деревянных дощечек хохломской росписью, которые подарят мамам на 8 марта.

Итоговым мероприятие недели стало интегрированное развлечение с родителями воспитанников «Ярмарка», где родители показали свои знания по декоративно - прикладному искусству, приняли участие в русской народной игре «Сиди, сиди Яша», и вместе с детьми исполнили танец «Кадриль».

В конце мероприятия все «посетители» ярмарки получили сладкий подарок - карамель «Петушок на палочке»

Воспитатели подготовительной группы №13 «Звездочки» с помощью познавательно - творческого проекта «Русский самовар»познакомили детей с традициями народов России и историей самовара. Была проведена большая работа по подбору иллюстраций, картинок с изображением различных самоваров, дидактических игр, сказок, загадок на данную тему, был создан мини-музей «Такие разные самовары»и организована выставкас фотографиями различных видов самоваров.

Взаимодействие с родителями в ходе реализации проекта:

Анкетирование по теме.

Привлечение родителей к организации мини- музея «Самовар моей семьи».

Подготовка консультаций для родителей «О возникновении самовара», «Русский самовар и чаепитие на Руси».

Вовлечение родителей в совместную познавательно-творческую деятельность.

Оформление наглядной информации: папки-передвижки, альбомы и т.д.
.Итоговое мероприятие с родителями «Русский самовар».

Фотогалерея.

Итоговое мероприятие «Русский самовар».

Фотоотчет второй младшей группы №6 «Весёлые ребята».

Неделя искусства «Такая разная посуда».

Вторая младшая группа №17 «Радуга» в течение недели реализовала проект «В гостях у матрёшки». Цель проекта: знакомство детей с народным творчеством на примере народной игрушки матрёшки; приобщение детей к истокам народной культуры и духовности. С ребятами были проведены беседы «Знакомство с матрёшкой»; «Весёлые матрёшки»; разучивали стихи, частушки и песни о матрёшках. И конечно же играли в подвижные игры: «Бегите к матрёшке», «Прячем матрёшку»; «Шли матрёшки по дорожке»…, дидактические: «Помоги матрёшке найти свои игрушки»; «Сложи матрёшку» и сюжетно - ролевые: «Матрёшки ходят в гости»; «Весёлые матрёшки».

В группе был организован мини - музей «Русская народная игрушка - Матрёшка»

Аппликация «Украсим сарафан для матрёшки»

Рисование «Разноцветные сарафаны

Итоговое интегрированное мероприятие с родителями

«В гости к нам пришла матрёшка»

Практикум для педагогов «Изучение приёмов Гжельской росписи.

Роспись платочков в стиле Гжель».

Русский живописец Б.М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут "колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне - исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета.

Цель: формирование практических умений и навыков рисования гжельских узоров.

Приветствую всех в нашем зале!

Сегодня мы побываем «В мастерской Рультынэ».

Из истории создания традиционной национальной одежды народов Севера;

О том, как можно использовать традиции в современной жизни;

На время станем мастерицами и изготовим Новогодние подарки подружкам -.модницам.

1. ОДЕЖДА народов Севера очень рациональна и приспособлена к местным климатическим условиям, хозяйственной деятельности и образу жизни. В основном для ее изготовления использовались местные материалы: шкуры оленей, нерп, диких зверей, собак, птиц (гагар, лебедей, уток и др.) Широко применялась ровдуга - замша из оленьих или лосиных шкур. Утепляли одежду мехом белок, лисиц, песцов, зайцев, рысей. Чрезвычайно большую роль играли шкуры домашних и диких оленей, добытых в тайге, тундре.

2. По покрою верхняя одежда разделяется на 2 типа: глухая, т.е. без разреза, и распашная, имеющая спереди разрез.

Глухая одежда, по большей части мужская, была характерна для оленеводов и морских охотников.

Женщины надевали глухую одежду только во время дальних переездов на нартах.

Верхнюю одежду, особенно зимнюю, чаще всего носили с поясом, глухую - с большим напуском. На поясе подвешивали ножи для разных работ, кресала, футляры с кремнем, спичками и т.п.

3. Нижние части тела обычно защищали меховыми одинарными или двойными, а летом - ровдужными или суконными штанами/ Женщины у народов крайнего Северо-Востока (чукчи, эскимосы, коряки) носили под камлейкой зимой двойные комбинезоны из оленьих шкур с широкими рукавами, с воротниками из волчьего или собачьего меха (чукотский керкер). Одежда и обувь тундровых и береговых чукчей не имели существенных различий и почти идентичны эскимосским по покрою и пошиву. Зимнюю одежду шили из 2 слоев оленьих шкур мехом внутрь и наружу. Береговые чукчи использовали также кожу тюленей для изготовления штанов и весенне-летней обуви, так как она прочна, эластична и практически непромокаема; из кишок моржа делали плащи и камлейки.

4. Оленные чукчи для пошива штанов и обуви помимо новых оленьих шкур использовали старые продымленные покрытия яранги, которые не коробятся под воздействием влаги. Постоянный взаимный обмен продуктами хозяйства позволял тундровым чукчам получать обувь, кожаные подошвы, ремни, арканы, сделанные из шкур морских млекопитающих, а береговым - оленьи шкуры для зимней одежды. Специально сшитой сезонной одежды не было, летом носили выношенную зимнюю.

5. Национальная чукотская одежда, нераспашная по покрою, подразделяется на повседневно-бытовую и празднично-обрядовую; детскую; молодежную; мужскую; женскую; стариковскую; ритуально-похоронную.

6. Традиционный комплект чукотского мужского костюма состоит из кухлянки, подпоясанной ремнем с ножом и кисетом, камлейки из ситца, надеваемой поверх кухлянки для защиты от дождя и снега, дождевика из моржовых кишок, штанов, различного типа головных уборов: обычной чукотской зимней шапки, малахая, капюшона, легкой летней шапки. Основой женского костюма является меховой комбинезон с широкими рукавами и короткими, до колен, штанами.

7. Рукавицы, как правило, шили из камуса мехом наружу, по краю пришивались полоски из ровдуги и короткий ремешок для подвешивания к поясу. А так же мастерицы изготавливали и перчатки: четырехпалые и пятипалые. Наружную часть обычно украшали вышивкой, аппликацией или бисером. Наиболее красивыми и яркими по форме были перчатки для танцев. Как известно они изготавливались с раструбами; в качестве украшений можно встретить аппликации, бисер; у запястья перчатки оторачивались мехом песца, росомахи, опоссума, соболя, выдры, а так же и евражки. На тыльной стороне перчаток встречается такой древний узор как розетка с солярным знаком. Она бывает украшена шитьём из оленьего подшейного волоса, бисером или мехом.

8. В настоящее время чукчи носят как традиционную одежду и обувь (оленеводы в зимней тундре и охотники на морском промысле), так и современную европейскую (в основном в поселках), часто одежду комбинируют. Женщины предпочитают современную одежду, старинная сохраняется лишь в тундре, преимущественно у женщин пожилого возраста..

А теперь мы перенесемся в мастерскую Рультынэ. Прошу приглядываться, присматриваться, выбирать.

9. «В мастерской Рультынэ» (Стилизованная традиционная одежда и аксессуары.)

Скажите, какие изделия вам понравились больше?

Да, современные условия жизни вносят изменения не только в быт, экономику, промышленность, но и в стиль одежды. Сегодня чукотские модницы-мастерицы могут себе позволить носить такие перчатки, а в своих сумочках - футляры для очков, косметички и т.д.

1. Вот и мы сегодня в нашей мастерской сошьем для близких, друзей Новогодние подарки. А вы ведь знаете, что изделия, сшитые своими руками, очень дорого ценятся за вложенное в них тепло души, добрых мыслей, любви мастера.

2. - Предлагаю вам занять места поудобнее.

3. - На ваших столах лежат все необходимые инструменты. Давайте проверим их наличие: инструменты - карандаш, линейка, циркуль, бисерная и граненная для кожи игла, резак, ножницы, клей. материалы -картон, кожа (светлая, темная), камус, бисер, подшейный волос оленя, нитки мулине и ХБ, бусина.(если без заготовок)

Вспомним правила техники безопасности: - скажите, как нужно обращаться с ножницами? иглами?

Сценарий «Народные промыслы России»

Цель:

Познакомить с многообразием декоративно-прикладного искусства на территории России.

Задачи:

Познакомить учащихся с миром профессий, показать их особенности.

Развивать творческий потенциал личности,

формировать уважительное отношение к своей родине, людям и результатам их труда.

В историческое путешествие по миру народных промыслов России мы отправимся под девизом: «Работа хороша, если в ней польза и душа. Не то золото, что дорого и блестит, а то дорого, что руками мастера создано».

1-Й ВЕДУЩИЙ : Добрый день дорогие наши гости!

Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать. Мы живём и учимся в России и нам, как никому, дорого все, что связано с нашим народом.

(в исполнении ансамбля « Берегиня» звучит песня «Гляжу в озёра синие»)

1-Й ВЕДУЩИЙ : Богата земля российская разнообразными народными промыслами. Искусство народных промыслов - это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим.

Русские народные промыслы и ремёсла, возникшие в давние времена, интересны и востребованы в современном обществе. Народные промыслы России - огромное духовное богатство, оно доносит до нас культуру прошлых поколений. Занимаясь разными ремеслами, люди зарабатывали себе на хлеб насущный. Ремесла сохранились и в наши дни. Но сегодня они приобрели одну из форм художественного народного творчества, называемую народными промыслами.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Народные художественные промыслы - исторически сложившиеся, традиционные центры прикладного искусства, отличающиеся своими характерными приёмами изготовления вещей.

Это искусство характеризуется коллективной основой творчества, применением ручного труда, спецификой традиционной техники, преемственностью приёмов и форм, идущих из глубины столетий. В России народных художественных промыслов великое множество, вот и сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

1-Й ВЕДУЩИЙ: Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в путешествие, побываем в таких местах, где жили и живут русские умельцы. Мы рассмотрим некоторые виды народных промыслов, совершив экскурсию по самым знаменитым, самым уникальным центрам народного творчества.

(видео и слайды «Гжель»)

Сейчас мы приглашаем вас в Подмосковье, в село Гжель, где мы познакомимся с известным на всю Россию промыслом - гжельским фарфором.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе ее название - Гжель.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый

И в каждом отражается сторонушка родимая.

1-Й ВЕДУЩИЙ: Гжель - это один из крупнейших керамических центров русской культуры, известных с XIV века. До сегодняшнего времени сохранили местные жители неповторимый облик керамический изделий, передавая из поколения в поколение мастерство, бережное отношение к драгоценному материалу, любовь к природе, которая и дала возможность родиться и расцвести гжельскому промыслу. Изделия из Гжели так красивы, так необычны, что слава о них разнеслась не только в нашей стране, но и за рубежом.

Вы, наверное, видели необыкновенную на вид посуду, в которой завораживает красота сочетания белого и синего цветов. Секреты красоты таятся в самой природе. К юго-востоку от Москвы разместились около трех десятков деревень и сел, одно из них село Гжель. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом “жечь”, которое имеет прямое отношение к промыслу - изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Так и распространилось на всю округу это название, где и развивался народный керамический промысел.

2-Й ВЕДУЩИЙ: При изготовлении предметов принимают участие люди 40 профессий. Почти все операции выполняются вручную. Мастерицы расписывают изделия с большой любовью, вкладывают в них частичку своего сердца, доброту души.

Что же делают в Гжели? Чашки, кувшины, сервизы, кружки, вазы, фигурки людей и животных. Посмотрите как красиво это бело - синее фарфоровое чудо. И действительно, есть какая-то тайна в том, что холодный синий цвет преображается в них, становясь почти теплым. В современных образцах гжели разливается синь-синева. Словно небеса, синяя гладь рек и озер нашей родины сошла на белизну этой посуды.

(показ коллекции театра мод «Гжель»)

(видео и слайды «Резьба по дереву»)

1-Й ВЕДУЩИЙ: Дерево всегда было и остается одним из самых привлекательных материалов в декоративном искусстве. Из дерева делали вещи бытового назначения, вырезывая на них прекрасные узоры, создавали и чисто декоративные художественные произведения, ценя этот материал не только за красоту, но и не в последнюю очередь за легкость обработки несложными инструментами. Резьба по дереву является национальным видом прикладного искусства для многих народов нашей страны.

В наши дни интерес к резьбе нисколько не угас, напротив, не только профессиональные художники, но вся увеличивающаяся армия любителей в своем увлечении обращается к резьбе по дереву. В старинное искусство приходят современные мотивы и приемы, расширяющие его выразительные возможности.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Поле деятельности для творчества самодеятельных художников здесь достаточно велико. Резьбой могут быть покрыты разнообразные предметы обихода, кухонная утварь: резные хлебницы, подносы, кружки для молока и кваса, разделочные доски, подсвечники, оригинальные вешалки и многое, многое другое.

Резьбой украшают и небольшие предметы сувенирного характера, и солидные, практические вещи, например, наборы мебели для кухни, для детской комнаты или, например, дачный гарнитур. Прикладное направление творчества поможет художнику-любителю сделать свое жилище особенным, придать ему неповторимый облик.

(видео и слайды «Матрёшка»)

1-Й ВЕДУЩИЙ: Кто матрешку сделал, я не знаю.

Но известно мне, что сотни лет

Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуемной страсти,

Истинную русскую красу.

На щеках навел зари румянец,

Неба синь всплеснул в ее глаза

И матрешка через всю планету

До сих пор уверенно идет.

Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице,

И летит за ней по миру слава

О безвестном мастере-творце!

2-Й ВЕДУЩИЙ: Матрёшка - русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.

Матрешка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей. Матрешка стала одним из всеобъемлющих образов России и символом русского народного искусства. Общее мнение о матрешке как об исконно русской древней игрушке, к сожалению, только миф.

1-Й ВЕДУЩИЙ: Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу привезенному из Японии. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой пять вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девушек в русском стиле одежды. Сейчас матрёшки делают в различных мастерских. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме, а сама игрушка состояла из восьми фигур. Имя «Матрена» тогда было широко распространенным. Отсюда и пошло название - «матрешки».

2-Й ВЕДУЩИЙ: Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Самую маленькую куклу неразборную делают первой. Когда «малышка» готова, приступают к следующей фигурке, в которую войдёт первая. Потом процесс повторяется и т. д. Количество кукол может быть различным. В заключение процесса каждую куклу покрывают масляным лаком. После окончательной сушки и полировки художник приступает к раскраске. В качестве красок используется как гуашь, так и масляные краски.

(звучит песня «Красно солнышко»)

(слайды «Балалайка»)

1-Й ВЕДУЩИЙ: Балалайка - русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, с треугольными формами деревянного корпуса. Балалайка стала неотъемлемым музыкальным символом России. История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков и не имеет однозначности. Одни считают, что этот инструмент был придуман на Руси, а другие историки утверждают, что история балалайки ведёт своё начало от народного инструмента киргиз-кайсаков - домбры.

2-Й ВЕДУЩИЙ: До сих пор балалайка испытывала разные периоды своей истории. То этот народный инструмент забывался, то с новой силой становился популярным во всех деревнях и сёлах.

Кто знает, какие взлёты и падения ждёт этот уникальный русский народный инструмент, но сейчас с уверенностью можно сказать, что балалайка - это самый узнаваемый во всём мире русский народный инструмент.

(видео и слайды «Береста»)

1-Й ВЕДУЩИЙ: Издавна на Руси из бересты делали нужные для хозяйства и удобные вещи - плели корзины и короба. А в берестяных туесах хранили мёд и ягоды, сметану и масло. В такой «упаковке» всё долго оставалось свежим.

А ещё из бересты делали шкатулки и ларцы, всевозможные коробочки, посуду и даже лапти. Яркими, весёлыми красками их расписывали: рисовали цветы и ягоды, зелёные веточки и сказочных птиц, зверей невиданных или хорошо знакомых. Иногда под кистью мастера рождалась настоящая картина: шутники-скоморохи играли на балалайках, плясали медведи… Глаз не оторвать и от красивого узора, красочного орнамента…

2-Й ВЕДУЩИЙ: Береста - прекрасный материал для вырезания острым ножом тонких кружевных узоров. Кажется, что эта красота сплетена умелой кружевницей. Такими ажурными берестяными «кружевами» украшали шкатулки, ларцы, пудреницы и коробочки, вазы и стаканчики. А чтобы подчеркнуть прихотливый узор и рисунок, мастера иногда подкладывали под берестяное «кружево» цветную фольгу или кусочки слюды.

И сегодня, в XXI веке, интерес к древнему народному промыслу, к искусству наших предков не угас. Мы восхищаемся талантом мастеров, подаривших нам красоту. И совсем не важно, что сделано это не из злата-серебра, а из обычной, скромной, но и волшебной бересты.

(звучит песня «Ромашковое поле»)

(видео и слайды «Дымковская игрушка»)

1-Й ВЕДУЩИЙ: А вот в гости пожаловала дымковская игрушка!

О древней дымковской игрушке поведем сейчас рассказ.

В Дымково любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинные и лепили там из глины.

Все игрушки не простые, а волшебно расписные.

И пошла о Дымке слава, заслужив на это право.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Игрушечный промысел в Вятке, возник в глубокой древности. Игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весенней ярмарке. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. Когда-то, очень давно, дети играли в эти игрушки. Сейчас они служат для украшения нашего жилья.

Дымковская игрушка - искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Каждая игрушка уникальна и единственна.

1-Й ВЕДУЩИЙ: Еще одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь это игрушечных дел мастера. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не ради забавы - они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Во всех игрушках отражаются образы, которые живут в памяти людей и переносят их традиции.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Дымковские игрушки очень разнообразны - здесь и всадники на конях и птицы расписные и барышни нарядные. Форма игрушек монолитна, силуэт фигурок отличается плавностью. Палитра цветовых красок яркая, декоративные узоры творческие они отражают не только сказочных представителей, но и саму жизнь народа.

Керамическая игрушка - традиционное искусство народных промыслов. До сих пор фигурные сосуды, игрушки, керамическую посуду делают во многих городах и селах (Филимоново, Торжок, Сергиев Посад и др.).

(показ коллекции театра мод «Дымка»)

(видео и слайды «Жостовские подносы»)

1-Й ВЕДУЩИЙ: А сейчас мы отправимся в подмосковное село Жостово , где изготавливают расписные металлические подносы.

Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых. И только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии: Жостово, Троицком, Новосельцеве и других.

Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле Свердловской области.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Подносы в Жостове уникальны. Роспись делается без эскизов, производится по черному фону, применяют и красный и синий и другие цвета. Под кистью народных живописцев этот предмет обрёл качества художественного произведения. Яркие букеты, композиции из роз, пионов, тюльпанов поражают своей красотой, рождают чувство уважения к мастерам, и несут людям чувство радости души, поэзию вечного цветения природы. Ведь вряд ли найдется человек, не любящий природу, равнодушный к цветам, их красоте, аромату, заключенной в них великой силе жизни. Эта тема близка каждому, поэтому так много почитателей жостовского таланта не только в нашей стране, но и за рубежом.

(слайды «Чугунное литьё»)

1-Й ВЕДУЩИЙ: История каслинского художественного литья неразрывно связана с развитием русского и европейского искусства и скульптуры XIX в. На Каслинском заводе работали известные русские скульпторы. Они предоставляли для отливки свои собственные модели.

Уникальной продукцией завода является скульптура, мебель и предметы интерьера, изготовленные из чугуна. Все изделия завода отличает высокое качество исполнения, художественная ценность и историческая значимость. Традиции и мастерство каслинских литейщиков, передаваемые из поколения в поколение сохранились до сих пор. В изготовлении чугунных изделий используются уникальные приемы художественного литья, ручной чеканки и покраски.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Изделия из чугунного литья придают неповторимый и гармоничный облик как городским улицам, так и ландшафту загородных коттеджей. В любом архитектурном ансамбле литые ограды и ворота, фонари, скамейки, камины и мебель превращаются в наиболее яркий и эффектный элемент дизайна.

(видео и слайды «Тульский самовар»)

1-Й ВЕДУЩИЙ: Глухая тоска без причины

И дум неотвязных угар.

Давай-ка наколем лучины,

Раздуем себе самовар.

Словосочетания русский самовар и тульский самовар неразрывно связаны друг с другом. Уже непонятно, что более на слуху. Но факт остается фактом - первый массовый выпуск самоваров начался в Туле, благодаря чему мы можем выделить среди всего самоварного производства именно тульский самовар.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Первые самовары, произведенные в Туле, появились в конце восемнадцатого века. Первые мастера были братья Лисицыны, которые получили небольшое производство от отца, занимавшегося производством различных изделий из меди. Самовары Лисицыных отличаются разнообразием - крученые, толстые, яйцевидные, с краниками-дельфинами. Самовары делались маленькие дорожные и огромные трактирные, скромные мещанские и богато украшенные купеческие. Только в Туле выпускали около 150 фасонов различных самоваров: «шары», «бочонки», «вазы» и «рюмки», «банки».

1-Й ВЕДУЩИЙ: В конце девятнадцатого века на смену ручному труду приходит машинный, но в производстве самоваров ценился именно ручной труд, так как выполнить с помощью машин все характерные самоварные черты было невозможно. Рост объемов производства способствовал тому, что цена на самовар стала снижаться, что сделало его популярным среди не самого обеспеченного народа.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Сопели и пыхтели в домах наших бабушек эти самовары. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Самовар покупали на всю жизнь, порой он переходил от родителей к детям, его берегли, за ним ухаживали. Самовар - символ уюта, домашнего тепла, семейного очага.

(Звучит песня «Печки - лавочки»)

1-Й ВЕДУЩИЙ: А продолжит нашу экскурсию народных промыслов изумительные по красоте и оригинальности художественные предметы миниатюрной лаковой живописи.

Палехская, городецкая, хохломская роспись - лаковая миниатюра отражает жизнь народа, русские былины, природу. В своих работах мастера создают красоту своего края.

(видео и слайды «Палех»)

2-Й ВЕДУЩИЙ: Недалеко от Иваново, родины русского ситца, расположен город, который славится по всему миру своими лаковыми миниатюрами и иконописью. Это Палех, история основания которого строится на нескольких преданиях. Считается, что название «Палех» произошло от пожара, который случился в дремучем лесу от удара молнии. Тогда огонь спалил много деревьев. Люди, которые сюда пришли, спасаясь от набегов татар, назвали это место Палехом (паленый).

1-Й ВЕДУЩИЙ: Большинство этих поселенцев оказались иконописными мастерами. Некоторые из них были монахами. Благодаря этим умельцам, палехская иконопись приобрела свой неповторимый стиль, развивалась, совершенствовалась и передавалась по поколениям. Во времена своего расцвета, в XIX веке у местных художников было много заказов. Мастера иконописи расписывали стены Московских соборов. Палехские иконы отправлялись в православные храмы России и за ее пределы.

2-Й ВЕДУЩИЙ: События 1917 года многое изменили и в жизни жителей Палеха. История гласит, что во времена богоборчества мастерам-иконописцам пришлось нелегко. Ведь свое искусство они создавали веками. Но оно не кануло в лету, а чудесным образом воплотилось в новом промысле палехских художников - лаковой миниатюре. Одним из основателей Палехского искусства, а также известным художником считается Голиков И.И.

На черном фоне разных коробочек из папье-маше, сохраняя традиции древней иконописи, создавались сказочные, исторические сюжеты и даже портреты. Все эти изделия стали невероятно популярны в нашей стране. А участие в зарубежных выставках обеспечило им множество наград успех во всем мире.

(видео и слайды «Городецкая роспись»)

1-Й ВЕДУЩИЙ: Городецкая роспись - как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Посмотрите на роспись - сочность красок манит.

Городецкая роспись душу нам веселит.

Городецкая роспись этот художественный промысел сложился к середине 19 века в старинном волжском городе Городце. Обычай украшать предметы быта, прялки, ставни, ворота резьбой, росписью и инкрустацией сложился очень давно. Позднее стали расписывать сундуки, мебель, посуду и деревянные игрушки.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Особенности городецкой росписи - чистые яркие краски, четкий контур, белые штрихи, придающие условный объем и живописность. Городецкие мастера изображали не только растительный орнамент (цветы, листья, траву, древо жизни), но и сказочных персонажей, жанровые сценки: чаепития, катания на лодках и каруселях…

(видео и слайды «Хохлома»)

1-Й ВЕДУЩИЙ : Хохломские краски , алых ягод россыпь,

Рощи, перелески, солнечные всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

У красы точеной сарафан парчовый,

По волнам узора яхонты горят.

Что за чародеи хохлому одели

В этот несказанный, праздничный наряд?!

Роспись хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама,

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша хохлома!

2-Й ВЕДУЩИЙ: Зародилось это искусство в XVII веке в Нижегородской губернии. Название «хохломская роспись» происходит от села Хохлома. Этот народный промысел сохраняется и в наши дни. Сначала мастера изготавливают из липы, березы домашнюю утварь (посуду, прялки, шкатулки и др.), мебель. Затем художники выполняют по деревянным изделиям декоративную роспись, которая отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону.

1-Й ВЕДУЩИЙ : Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.Хохломские изделия всегда считались хорошим подарком. В больших количествах раньше изготавливали ложки, так как ложка у каждого была своя. Ложки еще использовались и как музыкальный инструмент.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Хохлома, как и любой другой вид искусства, словно старинная песня, а каждое новое поколение поет ее по-своему. В этих чашках, ковшах, ложках заключен поэтический образ России.

(показ коллекции театра мод «Хохлома»)

(видео и слайды «Вологодское кружево»)

1-Й ВЕДУЩИЙ: Есть такие промыслы, которые можно встретить в любом уголке России это вышивка и кружево.

Как центр производства кружева в России наиболее известна Вологда. Вид русского кружева, плетенного на коклюшках (деревянных палочках); распространен в Вологодской области.

Промысел существует с 1-й четв. 19 века. Откуда пришёл на нашу землю этот дивный промысел - загадка. Разные исследователи дают различные, зачастую противоречивые, ответы на этот вопрос. Голландия, Германия и даже далёкая Испания могут претендовать на звание прародителей Вологодского кружева.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Непрерывная и неперекрещивающаяся плавная линия, образующая узор Вологодского кружева выступает в виде выплетенной тесьмы ("вилюшки") на фоне тонкой ажурной "решeтки" ("сцепная" техника).

Основные каноны вологодского кружева это симметрия узоров, строгое чередование поворотов, бесконечная непрерывная линия.

Вологодское кружево - особенное явление в народном искусстве Русского Севера, которое известно по всему миру, долгое время оно олицетворяло славу русского кружева.

(видео и слайды «Павлопосадские платки»)

1-Й ВЕДУЩИЙ: Павловский Посад - старинный русский город, расположенный недалеко от Москвы. А знаменит этот город тем, что здесь делают удивительной красоты платки. Их так и называют павловские платки. Производство платков и шалей возникло в России в 19 веке, мода пришла из Франции. Основателями платочной мануфактуры Павловского Посада в начале 60-х годов были Лабзин и Грязнов.

Изначально на павлопосадских платках красовались турецкие огурцы и др. растительные мотивы восточного происхождения. К концу 19 века широкое распространение получили цветочные орнаменты. Компоновка узоров овалами, звездами, "медальонами", фигурами из цветочных гирлянд или орнаментальных полос добавляют рисунку оригинальность. Примечательно, что русские художники позаимствовали элементы для росписи платков из других культур: это и лотос, и ромашка, и античные вазы, и букетики цветов, и птицы, и древние символы, и многие другие образы…

2-Й ВЕДУЩИЙ: Однако, главным лейтмотивом павлопосадских платков все равно остается жизнь российского народа: на ткани художники умудряются запечатлеть и нелегкую судьбу, и тут же рядом — радостные и веселые эпизоды из жизни людей.

И ведь даже не странно, что спустя столько лет этот платок живет и продолжает радовать нас своим прекрасным настроением, яркостью красок.

Смотря на этот русский павлопосадский платок, мы еще раз убеждаемся в том, что настоящие, качественные вещи всегда способны найти ценителей в любое время года и в любом месте.

(видео и слайды «Бисероплетение»)

1- ВЕДУЩИЙ: Бисероплетение — один из популярнейших видов рукоделия, старинный и достаточно распространённый вид народного творчества.

Первые украшения из бисера появились более 4000 лет назад. Родиной стал Древний Египет, который был центром изобретения стекла. Существует даже древняя легенда о зарождении стекла. По этой легенде, моряки, которые везли соду, обложили ею костер, а наутро нашли в углях гладкий, твердый и прозрачный камень. Так и появилось стекло, а потом из стекла первый бисер. Кстати, само слово «бисер» произошло от арабского слова «бусра». И означает это не что иное, как бусинка с отверстием.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Первым в России изготавливать бисер научился М.В. Ломоносов. После долгих опытов со стеклом он получил разрешение на постройку Усть-Рудицкой фабрики. На фабрике находилась лаборатория с 9-ю печами. Таким образом на Руси началась история бисера. У нас стали изготавливать граненые камни и броши, стеклярус и бисер, заглушенные цветные стекла для мозаики.

Новый всплеск популярности бисера относиться к нашему времени. Современные дизайнеры создают настоящие шедевры из бисера, расшивая им одежду, создавая целые картинные полотна и незатейливые украшения для нежных девичьих рук.

1-Й ВЕДУЩИЙ: Мы живем на Дальнем Востоке, который славится своими мастерами. Умельцы шьют одежду, обувь, головные уборы, украшая их орнаментом, бисером, вышивкой. Изготавливают изделия из меха, шкур, создают сувениры. У нас в техникуме тоже есть свои мастера - умельцы, на занятиях кружков можно найти себе дело по душе: квиллинг, простыми словами говоря - зто техника бумагокручения, декупаш - салфеточное искусство, канзаши - поделки из атласных ленточек, бисероплетение, мягкая игрушка, вязание спицами и крючком.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Веками складывались и отшлифовывались формы прикладного искусства. Народы России славятся своими мастерами талантливыми и трудолюбивыми. Богат и разнообразен мир профессий, главное в жизни заниматься любимым делом.

Россия была, есть и будет, а следовательно, жив русский народ и его прекрасные творения.

(Звучит песня «Россию сохрани»)

(показ коллекции театра мод «Русь»)

1-Й ВЕУЩИЙ : Дорогие друзья! Сегодня мы прощаемся с вами! Досвиданья! До новых встреч!




Top