Пути формирования эстетической культуры личности. Воспитание эстетической культуры личности

АБСТРАКТ

Цель: Рассмотреть и создать виды художественного рукоделия. Исследовать влияние творческих работ на развитие эстетического вкуса.

Гипотеза : если освоить технологию художественного рукоделия, то возможно создать творческие работы, развивающие эстетический вкус.

Этапы, процедура исследования:

    Изучение литературы;

    Поиск в Интернете научных трудов по теме;

    Отбор материала;

    Алгоритм инструкционной и технологической карты;

    Изготовление творческой работы;

    Оформление творческой работы;

    Оформление проекта;

    Подведение итогов.

Методика эксперимента:

1. Анализ;

2. Наблюдение;

3. Алгоритмизация;

4. Моделирование;

5. Демонстрация.

Новизна исследования:

Возрождение техники вышивки атласными лентами, выполненными руками учащихся художественное оформление одежды как альтернативы развития эстетического вкуса.

Область практического использования результатов:

Занятия дополнительного образования, домашний досуг, выставочная деятельность.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена тем , что изменения, происходящие в обществе, быстрое развитие науки и внедрение новых технологий, выдвигают новые подходы к эстетическому восприятию окружающего мира, в котором источником и вдохновителем новых идей может выступить декоративно – прикладного искусство.

Предмет исследования - художественное рукоделие как средство развития эстетического вкуса .

Задачи исследования : изучение теоретических основ развития эстетического вкуса средствами художественного рукоделия, разработка технологии вышивки лентами.

Структура работы отражает логику исследования, и состоит из введения, теоретической части, исследовательской части и заключения, списка литературы и приложений.

Сложившиеся, на сегодняшний день в Казахстане новые экономические условия ставят новые цели и задачи. Общая цель современного общественного развития – это формирование всесторонне и гармонично развитой личности. В современных условиях с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом процессе важное значение отводится, прежде всего, декоративно -прикладному искусству, охватывающему целый комплес художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.

Сегодня важно уметь добывать и использовать любую информацию, для эффективной самореализации и полезного участия в жизни общества.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1.РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РУКОДЕЛИЯ

1.1 Понятие эстетического вкуса и пути его развития

Вкус эстетический - способность адекватного освоения эстетических качеств действительности, выражающаяся в системе непосредственных эмоциональных оценок. Самые первоначальные градации вкуса: нравится - не нравится, красиво - не красиво. Обладая эстетическим вкусом, человек рассматривает окружающий его мир и себя прежде всего с учетом основных эстетических категорий, таких как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическо e .

Формирование эстетического вкуса немыслимо без постоянного общения личности с разными видами и формами искусства. Эстетический вкус значительно шире художественного вкуса .

Художественный вкус - способность человека адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства. Зависит от психофизиологических способностей личности, социальных групп, класса, характера, потребностей интереса, профессионального характера занятий и жизненного опыта .

Развитие культуры воспитания, чувства красоты во многом зависит от образования, которое включает в себя не только знакомство с художественными произведениями, но и понимание природы искусства. Процесс развития вкуса и приобретения знаний – двусторонний и диалектический – един. Систематическое знакомство с произведениями развивает и воображение, и способность суждения. Знание природы искусства помогает глубже понимать произведение искусства, тоньше разбираться в нём. Лишенное каких-то из этих сторон образование не достигнет своих целей во всестороннем развитии личности.

В основе формирования суждения вкуса, в воспитании чувств необходимо многократное повторение эмоциональных реакций, постоянное общение с произведениями искусства. Одними рассказами, рассуждениями, логическими доказательствами вкус не разовьешь. Но, с другой стороны, без понимания природы искусства, специфики его видов и жанров и т.д. тоже нельзя осуществить переход эмоциональной реакции в осознанное эстетическое отношение.

В исследовании проблемы вкуса эстетики сделано немало. Суть исследований кратко сводится к следующему.

Эстетический вкус (художественный, литературный, музыкальный вкус и т.п. – его разновидность) есть явление идеологическое. Он теснейшим образом связан с мировоззрением, моральными принципами, жизненными интересами, эстетическим идеалом личности.

Процесс эстетического и художественного восприятия требует специальной организации взаимосвязанных компонентов. Для правильного формирования хорошего эстетического вкуса, например по отношению, к искусству, наряду с другими факторами, чрезвычайно важно добиваться побуждения и развития эмоций и чувств при ознакомлении с художественными текстом в широком смысле слова, а также фиксировать внимание на механизме создания художественного образа, т.е. на соответствии средств выражения содержанию, композиционном решении, качестве и смысловой согласованности ассоциаций, метафор, оценок, ритмичности и т.п. обращение к искусствоведческой и справочной литературе, просмотр и прослушивание специальных телепередач помогут родителям и детям в необходимом решении этой сложной проблемы.

Эстетический вкус в массовом порядке чаще всего формируется только в процессе восприятия готовых художественных и эстетических объектов, в которых закреплены определенные социальные и личные вкусовые нормы данной нации, эпохи, писателя, художника, композитора. Они как бы ведут за собой вкус воспринимающего или же отталкивают. Иное дело- творческая работа, где все элементы, включая вкус, деятельны по своему характеру, другими словами, здесь первостепенную роль играют качества, нормы, идеалы личности. Они получают воплощение в собственном рисунке или стихотворении, необычных линиях прически. Формирование вкуса в одном виде деятельности – восприятии автоматически не распространяется на сформированности вкуса в творческой деятельности. Поэтому следует при развитии эстетического вкуса опираться на их сочетание. Необходимо стимулировать и специально поощрять при очень бережном отношении любые творческие проявления детей, чтобы они сами в процессе делания, пройдя трудный путь творца, изнутри почувствовал вкус к слову, краскам, аккордам.

Эстетически воспитанный человек – это человек, который умеет находить, чувствовать, создавать прекрасное в жизни и в искусстве, оценивать явления и факты окружающего мира по законам гармонии и красоты. Раскрывать красоту человеческого общения. Учить создавать и поддерживать красоту быта, развивать эстетическое восприятие окружающей природы, понимать и ценить искусство, воображать в детях интерес к художественной литературе, развивать их творческие способности – в этих основных направлениях выражается сущность эстетического воспитания. Способность замечать и чувствовать красоту окружающего нас мира, даны человеку от рождения. Дети способны радоваться цветам, животным, красивым, забавным игрушкам, прислушаться к красивым мелодиям. Но эстетическое чувство нужно постоянно подпитывать разными впечатлениями, развивать его, иначе у ребенка начнет притупляться чувство красоты и может превратиться в обыденное чувство. Это может привести к равнодушию к природе, к людям, к художественным произведениям, ко всему тому прекрасному, что окружает нас. И напротив, развитие эстетических чувств ребенка поможет ему в дальнейшей жизни ощутить потребность к творческой деятельности в материальной и духовной сфере жизни, приобщать его к труду.

Эстетическое воспитание находится в тесной связи не только с нравственным воспитанием, но и умственным, трудовым, физическим. Ведь эстетическое воспитание – это не только количество услышанных музыкальных произведений, посещенных театральных постановок, но и воспитание человеческих чувств, переживаний, духовного роста личности, корректировка его поведения. Если ребенок способен чувствовать красоту окружающего мира, положительных поступок другого человека, поэзию творческого труда, значит, ребенок усвоил критерии эстетического воспитания и труд педагогов не прошел мимо него.

Стремление человека гармонично развить себя ведет к тому, что человек начинает глубже воспринимать мир, чувствовать ложь и несправедливость, и еще больше ценить то прекрасное, что дарит ему природа и жизнь. Это может почувствовать только всесторонне высоко развитый человек.

1.2 Виды художественного рукоделия как средство развития эстетического вкуса

Для определения понятия художественное рукоделие определим понятие «вид» - подразделение, разновидность. Художественный - относящийся к искусству, отвечающий требованиям искусства, эстетического вкуса, эстетический, красивый. Рукоделие - ручной труд, либо вещь, искусно выполненная руками.

Художественное рукоделие – это ручной труд, которым в основном занимаются женщины – шитье, вязание, вышивание, плетение кружев и т. д. Оно берет свое начало с давних времен. Это искусство, которое развивается и передается из поколения к поколению. Мастериц занимающихся рукоделием, называют рукодельницами.

У всех народов мира наряду с общими имеются свои виды рукоделия. Предметы, изготовленные рукодельницами той или иной страны, самобытны и оригинальны. Предметы рукоделия находят применение всюду – в создании интерьера, одежды, изготовлении головных уборов. В технологии их выполнения появляются новшества. Например, при украшении изделия орнаментальным рисунком используются наклейки, бусы, полудрагоценные камни. Применяются различные шелковые, блестящие нити с люрексом.

Вязание крючком известно издавна. Изначально это было исключительно мужское ремесло, но постепенно стало типично женским занятием. Искусство вязания крючком было разработано в 16-м веке. В Китае первыми известными образцами были объемные куклы, связанные крючком. Исследователи говорят о том, что вязание крючком, вероятно, происходит непосредственно от Китайского рукоделия. В конце 18 века во Франции эту технику называли «Вязание в воздухе». Вязание крючком отличается быстротой и возможностью создавать не только плотные, рельефные узоры, но и тонкие, ажурные, напоминающие кружевное полотно. Вязание крючком применяют как для изготовления одежды целиком, так и отделочных элементов одежды или украшений. Изначально вязальные крючки не были крючками в прямом смысле слова – это были ровные полочки. Сейчас используют крючки из различных металлов.

Макраме . Макраме в переводе с арабского означает тесьма, кружево, а с турецкого - шарф, салфетка с бахромой. В любом случае - это изделия из узелков. Узелковое кружево смотрится красиво, изделия из него долговечны. История узелкового плетения уходит в далекое прошлое. Макраме - это узелковое плетение с декоративным уклоном.

Истоки этого искусства - в далеком прошлом, ведь люди начали завязывать узлы, как только у них появилось то, из чего их можно было завязывать.

Вязание. Издавна, стараясь украсить свой быт, люди стремились использовать самые простые материалы для сочетания несложных форм и средств с неприхотливыми узорами, достигнув при этом высокого мастерства. Ручное вязание изначально появилось как простая утилитарная необходимость, в дальнейшем превратилось в настоящее искусство. Вязаные изделия всегда ценились очень высоко. Ручное вязание позволяет изготовлять неповторимые, уникальные модели. Возможности крючка позволяют сделать различные декоративные вещи, например, кружева, покрывала, одежду, игрушки, украшения. Действительно, в настоящее время очень трудно представить наш гардероб без трикотажа. Вязаные изделия удобны и прочны, практичны и элегантны, в них тепло и уютно.

Бисероплетение. История бисера уходит в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Стеклянные бусины непосредственные предшественники бисера украшали одежду древнеегипетских фараонов.

Кружевоплетение . Что мы можем понимать под словом «кружево»? Оно имеет два разных значения. Одно из них происходит от слова «окружать»; им в России определялись самые разные отделки в виде койм на подолах, полах и рукавах одежды. В другом значении этим словом называют узорное ажурное изделие - самостоятельный вид украшения одежды или предметов убранства, и вероятно, оно имеет тот же корень. В понятие «кружево» включается три различных вида техники: шитое иглой, плетеное на коклюшках, и вязаное на прутках и крючком. Кружевом могут считаться только два первых - шитое и плетеное. Третий представляет другой технический вид - вязку, лишь в некоторых моментах грубо имитирующую плетение. Игольное шитое кружево в России не исполнялось, а плетеное кружево, наоборот, достигло широкого развития, превратившись в новый вид декоративно-прикладного искусства.

Вязанный пэчворк. Идея утилизации остатков ниток и вязания из отдельных фрагментов, как говорится, витает в воздухе и кажется "народной".Тем не менее, вязаный пэчворк был именно "изобретен" в строгом юридическом смысле этого слова. Некая Виржиния Вудс Беллами в 1940 годах придумала новый способ вязания, который она назвала "численным вязанием", и в 1948г получила патент США на изобретенный ею метод. Чуть позже она издала книгу с описанием своего метода. Сегодня этот метод известен в мире как "модульное вязание" или "вязаный пэчворк".

Пэчворк .История пэчворка восходит к очень отдаленным временам. Так в музее Булат в Каире выставлен образец орнамента, датированный 980-м годом до нашей эры и выполненный из кусочков кожи газели одной тональности.

Нитяная графика, изонить (изображение нитью), ниточный дизайн – это графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. Существует ещё несколько других названий нитяной графики. В качестве основания еще можно использовать бархат (бархатную бумагу) или плотную бумагу. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно использовать цветные шелковые нитки.

В настоящее время искусство изонити находит широкое применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров.

Плетение из лозы. Плетение из лозы - одно из самых древних ремесел. Оно возникло намного раньше гончарного дела и занимало значительное место в жизни древнего человека. Из ветвей древесных растений возводили жилища, хозяйственные постройки, делали изгороди, детские колыбели, кузова саней и повозок, мебель, детские игрушки и посуду. А самыми распространенными изделиями из лозы были корзины. Плетение корзин было довольно обычным делом. Почти каждый крестьянин мог при необходимости сплести хорошую корзину. Ну а корзинщики выплетали их на любой вкус: маленькие и большие, круглые и прямоугольные, овальные и конические, с простым и сложным плетением, с крышками и без них. Без корзин в хозяйстве обойтись было трудно. В них носили белье на речку; брали в дорогу, отправляясь в дальний путь; в них собирали урожай; с ними ходили по грибы.

Соломоплетение. Соломка - древнейший из материалов, возделываемый и обрабатываемый человеком. Руки, взявшие первый колос и первый стебель уже никогда не оставляли их, глаза, увидевшие красоту налитого колоса и золотистого стебля не смогли отвернуться от них. Так повелось от поколения к поколению, генетически передалось современным мастерам.

Войлоковяния. Войлок и войлоковаляние - древнейшее текстильное искусство, которое в наше время переживает поистине второе рождение, во многом превращаясь из жизненно необходимого ремесла в яркую форму художественного выражения. История войлока , а значит и войлоковаляния уходит далеко вглубь веков. Первые войлоки найдены на территории современной Анатолии, они относятся к 3 тыс. до н.э. Для многих народов, особенно кочевых, войлок был единственным известным видом текстиля и сопровождал человека всю жизнь. Люди спали на войлоке, одевались в войлочную одежду, коней укрывали войлочной попоной. Войлок оберегал от злых духов и вражеских стрел, спасал от зноя и холода.

Лепка из соленого теста. Технология изготовления изделий из соленого теста является незаслуженно позабытой, хотя это очень хороший и податливый материал. Изделия из теста очень хорошо впитывают влагу и со временем имеют свойство разрушаться, поэтому для сохранности их покрывают лаком. При этом лак должен быть достаточно густой, иначе он впитается, и на изделии останутся пятна. Лучше всего для этой цели подходит лодочный лак. Но и лаки бывают разные – матовые или глянцевые. Для каждого случаю по-разному.

Аппликация. Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища.

Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить ее. Позже стали использовать кусочки кожи, меха, войлока других оттенков и цветов для украшения одежды. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация. Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни. Со временем аппликация становилась все более разнообразной по использованию материалов. Кроме кожи и войлока, применяются цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя – бархат, атлас, шелк.

Аппликация - очень популярный вид творчества. Выполнение аппликаций требует аккуратности и сосредоточенности.

Вышивка. Возникновение вышивания, одного из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных. Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением выполняемыми нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом. Материалом для вышивки в разное время служили жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шелка, шерсти, волос, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты.

Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, всегда отражала художественные вкусы и представления, выявляла национальное своеобразие и мастерство каждого народа. Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода.

1.3 Вышивка как вид художественного рукоделия и средство развития эстетического вкуса.

Вышивка, широко распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Возникновение вышивки относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, швы на одеждах из шкур животных. Усовершенствование ее техники обусловлено переходом от каменного и костяного шила к костяной игле, затем к бронзовой и позднее- к стальной, а также развитием прядения, ткачества, красильного дела и т.д. Ее эволюция прослеживается по изображениям вышивки в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам вышивки разных времен и народов. Сложившиеся в древние века у отдельных народностей и этнических групп традиций узоров вышивки (с характерными для них местными композиционными и техническими приемами орнаментальными и изобразительными мотивами, цветом, строем и т.д.) дальше всего сохраняются и развиваются в украшении бытовых предметов и в узорной вышивки для верхушечных слоев общества. Яркими ее образцами является и самые ранние из сохранившихся вышивка – сдельные покрышки с типичными для скифо-сибирского «звериного стиля» с фигурами животных.

Народная вышивка, подобно народной песне или танцу, ярко и всесторонне отражает характер национального искусства. Ее глубокие корни уходят в седую старину. Вышивка, как и все остальные виды фольклора, испытала на себе влияние различных периодов развития. Широкое распространение и совершенствование старых, традиционных приемов этого прикладного декоративного искусства, а также возникновение новых было связано с повышением требований к культуре быта и одежды.

Интенсивная модернизация текстильного производства, развитие техники и нарастание темпа жизни постепенно снизили интерес к ручной вышив как к украшающему элементу костюма. Национальные костюмы исчезают из повседневной жизни, уступая место, более простой, более практичной и более дешевой готовой одежде. Вышивание становится просто одним из видов занятий в свободное время. Сложные красочные рисунки, некогда украшавшие национальные костюмы, видоизменяются, упрощаются и трансформируются с учетом современной жизни и потреблении. В последнее время, однако, мода снова начинает обращаться к вышивке – декоративному изящному элементу, украшающему дамские платья, блузки и детскую одежду. Различные накидки, салфетки, скатерти, портьеры, диванные подушки, сумки и другие предметы быта, вышитые народными рисунками, опять завоевывают широкое признание, дополняя и украшая интерьеры современной квартиры.

Мы становимся свидетелями возрождения народной вышивки. Шелковые ленты и тесьма, применяемые для отделки, прочно вошли в нашу повседневную жизнь. О них обычно перед праздниками и торжественными событиями, когда возникает необходимость украсить и расцветить окружающий нас мир. В Италии шумные и веселые торжества, удавшиеся на славу, даже называют «праздниками с батиком».

Красивая лента придает хорошо упакованному подарку изысканность, подчеркивая торжественность момента. Перевязанные ленточкой букет выглядит не только привлекательнее, но и богаче. Ленты оживляют прическу, а отделанные ими и тесьмой шляпки, сумочки и платья приобретают так называемую изюминку. Большинство из нас замирали от восхищения, рассматривая свадебные наряды невест, богато украшенные кружевами лентами и рюшами. На Западе принято, готовясь к торжествам, украшать праздничный стол всевозможными бантами в тон скатерти. С их помощью стараются создать в доме праздничную атмосферу. Красные ленты и банты стали символом рождественских праздников. Их прикрепляют к входным дверям домов и украшают елки в преддверии Рождества и встречи Нового года. Сложился обычай украшать автомобили свадебного кортежа лентами цветов государственного флага и перевязывать конверты с новорожденными голубыми или розовыми лентами, зависимости от пола ребенка. История вышивки лентами восходит к древним англосаксонским традициям. Для такого вида вышивки берется очень тонкая лента, которая подходит к любым видам ткани. Она свободно проходит через самый плотный уток, не теряя своей формы.

Особенности этой техники вышивки в том, что она придает рисунку объемность. Изучив пошаговое описание различных видов швов, вы без труда сможете их повторить и создать своими руками необыкновенно красивые вещи. Помимо этого у вас появляется возможность придать готовым изделиям неповторимый индивидуальный облик, украсив платье или шляпку. С помощью оригинального объемного рисунка или банта вы сможете объединить в единый ансамбль несколько предметов вашего гардероба. Универсальность этого вида вышивки в том, что она позволяет оформить и детский полотняный рюкзачок, и дамскую вечернюю сумочку. Кроме того, вы научитесь делать красивые скатерти и салфетки, мешочки для флакончиков с духами, коробочки для драгоценностей и множество других милых вещичек. С давних времен узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски тканей, чтобы «оживить» свой образ. Повязки, украшенные золотом и драгоценными камнями, вплетались в волосы и в Древнем Риме. Кроме того, цветными лентами отделывалась одежда, причем каждому социальному классу соответствовал свой цвет и материал. В середине века в Италии лентами уже декорировали спинки стульев и балдахины, а также подвязывали тяжелые занавесы, которыми закрывали окна для защиты от холода в зимнее время.

Но только в XIV веке начало расширятся бытовое применение шелковых лент. Традиции качества в Лионе и благоприятные климатические условия юга Европы способствовали быстрому развитии производства ценной шелковой нити. После переезда папской курии в Авиньон, под опеку французского короля, знатные господа стали щеголять в роскошных одеждах, отделанных лентами с золотой каймой или парчовыми лентами, соответственно рангу и происхождению носившего их.

В 1446 году будущий король Людовик 16 пригласил итальянских ткачей, чтобы они обучили своему искусству жителей Лиона. Из этой затеи ничего не вышло, но в город были завезены разнообразные станки как для выделки шелка, так и для изготовления шелковых лент. Спрос на ленты продолжал расти, и Лион постепенно превращался в крупный текстильный центр. В 1560 году в нем было уже пятьдесят тысяч ткачей, которые изготавливали разные, в том числе дорогие и экстравагантные, шелковые ленты, а южнее, в Велзи и Сент-Этьене, почти 45 тысяч человек трудились на производстве тесьмы. К 1660 году в Сент. - Этьене и окрестностях насчитывалось уже около восьмидесяти тысяч ткацких станков для выработки лент и триста семьдесят - для производства позументных изделий (позумент, галун, басон). В началеXVIII века спрос на эти товары резко возрос, и начался период бурного распространения роскошных и красивых лент. Король Франции Людовик 14 украшал лентами, унизанными драгоценными камнями, даже свою обувь и призывал двор одеваться оригинально и с выдумкой.

Наступила эпоха рококо, и стилем французского двора стало легкомыслие. Король Людовик 15 любил вышивать и часто дарил придворным дамам милые безделушки, изготовленные им самим. Платья стали объемными и просторными, богато украшенные лентами. В моду вошли «летящие платья» с незастроенными складками (защипами) на груди и многочисленными лентами.

Именно в эти времена во Франции и появилась вышивка шелковыми лентами. Сначала знатные дамы стали украшать свои платья, оформляя корсажи мелкими розочками «а ля рококо», листьями и множеством разбросанных цветов с жемчужинами и хрусталиками. Затем настал черед белья. Оно становилось все более роскошным и утонченным. В ателье, носивших высокое звание «Поставщики королевского двора», с помощью простой иглы и лент создавались настоящие шедевры. Теперь они красуются в музейных витринах по всему миру – от Лондона до Претории. Из Франции этот вид вышивки перекочевал на остова, в Англию. А оттуда разошелся по всем странам бывшей Британской империи. Вместе с переселенцами из Старого Света он попал в Америку, где быстро завоевал популярность. Расцвет этого искусства пришелся на 70-егоды XIX столетия. К тому времени можно было увидеть не только на платьях, на зонтиках, абажурах, стеганых одеялах, безделушках для дома и шляпах. После Второй мировой войны интерес публики ко всем видам рукоделия стали снижаться. Но в течении двух последних десятилетий началось возрождение вышивки.

Вернулся интерес, и это искусство вновь заблистало всеми своим гранями. Ведь шить шелковыми лентами необычайно занимательно, это не требует сложных приспособлений и крупных предварительных расходов. К тому же здесь применяются простые и всем хорошо известные приемы вышивки. А объемный рисунок настолько привлекателен, что можно, без всякого сомнения, утверждать: в ближайшие годы этот вид вышивки ждет широкое распространение и успех

Прекрасное – это то, что в наивысшей степени соответствует глубинным человеческим потребностям, представлениям, целям. То есть прекрасное – функция соответствия между природой и человеком, предметом и человеком, и т.п. на древнейших рисунках мы видим процесс труда: люди рисовали то, чем занимались, - охотой, рыболовством, земледелием. И трудно не согласиться с определением красоты, сформулированным Н.Г.Чернышевским: «красота спасает мир»

Однако понятие о красоте субъективно. На определение прекрасного существенное влияние оказывает целый ряд социально-психологических обстоятельств (эпоха, национальные и расовые факторы, классовая принадлежность, мода, индивидуальные психологические особенности личности).

Красота – понятие расплывчатое. Более конкретное – совершенство. Если человек достигает в своем деле совершенства, он достигает прекрасного. Иначе можно сказать: эстетика – это философия искусств. Эстетические знания нужны любому школьнику. Хотя они не заменят уроков литературы, истории, труда, искусства, где они сталкивается с непосредственным проявлениями красоты, все же они послужат дополнением к ним, путеводителем по стране прекрасного.

Эстетические дела – общее название дел, доминирующая цель которых – формирование эстетического отношения к жизни: труду, общественной деятельности, природе, искусству, поведению. Уже назывались главные задачи эстетического воспитания, в числе которых – формирование эстетических понятий, оценок суждении, идеалов, потребностей. Эстетическое воспитание будит и развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Человек, чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты. Эстетическое воспитание неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовыми физическим. Любовь к природе, литературе, театру, музыке, поэзии, живописи и другим видам искусства служит стимулом для всестороннего умственного развития. Эстетическое воспитание имеет огромное значение для формирования нравственности. Суть эстетического воспитания состоит в том, чтобы утверждать добро как прекрасное. Высокая культура труда без развития чувства прекрасного также недостижима. Школьники узнают, что термин «эстетика» происходит от греческого слова «эстезис» - чувственный. Слово это в качестве названия определенной науки было впервые введено немецким теоретиком искусства Баумгартером. Уже на заре цивилизации у человека развилась способность чувствовать красоту окружающих предметов. Эту способность называют эстетическим чувством. Как социальное явление оно развивалось и обогащалось в процессе труда, по мере того как человек, изменяя природу, изменял и собственную природу, социальные отношения.

Одна из основных категорий эстетики – категория прекрасного. Прекрасное – это и сама жизнь в ее наиболее совершенных проявлениях, и природа, и продукты человеческого труда. Прекрасное создается человеком, так с помощью вышивки, составлении композиции процесс создания художественного произведения развивает чувство эстетического вкуса. Характер композиции зависит от идейного замысла художника. Постоянное наблюдение окружающей среды питает творческое представление мастера, возбуждает стремление воспроизвести ее средствами искусства, в частности – вышивки. Вышивка позволяет специфическими средствами, в опосредствованной условной форме, обусловленной традициями народного творчества, воспроизвести окружающий мир. Одной палитрой красок можно передать разные чувства: радость и печаль, ожидание и надежды. Повторение элементов и творческое применение их в определенной композиции, удачный подбор цветов рисунка создают своеобразный ритм в орнаменте, помогают художнику достигнуть конечной цели – передать общее впечатление, воспроизвести настроение. Ученик старается внести в каждую свою работу что-то новое, оригинальное. Поэтому развитие эстетического вкуса у школьников на примере вышивки имеет огромное значение и одновременно раскрывает духовные ценности изделий народных мастеров. Воспитание средствами искусства - один из основных принципов педагогики.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ.

2.ТЕХНОЛОГИЯ ВЫШИВКИ ЛЕНТАМИ

2.1 Инструменты и материалы для вышивки лентами

Для вышивки лентами необходимы следующие инструменты и материалы: швейные иглы, пяльцы, ножницы, наперсток, карандаш простой.

Ножницы – для работы учащимися нужны ножницы небольшие, с кольцами, соответствующими размеру руки.

Швейная игла – нужна крупная швейная с большим ушком, ее необходимо хранить на маленькой салфетке, либо в игольнице.

Карандаш простой – необходим для нанесения эскиза на бумаге. Используют карандаш различной мягкости (2М).

Наперсток – необходим для защиты пальца от проколов илы.

Для вышивки применяют разные иглы: тонкие - для легких тканей и толстые – для плотных. При шитье шелковой лентой используются острые иглы, ведь они должны свободно входить в ткань, не образуя при этом неэстетичных затяжек. Ушко у иглы должно быть удлиненным, чтобы можно было легко вдеть ленту и она, не скручиваясь, скользила по нему. Таким образом можно избежать вероятных разрывов. Для лент шириной 7,9,12 мм подбирают иглы №18-22, для ленты в 3мм, рекомендуется №24.

Позолоченная игла имеет специальное гальваническое покрытие, защищающее ее от кислот выделений, ведущих сначала к окислению, а потом и ржавчине, которая затрудняет нормальное скольжение иглы в ткани

Ленты и тесьмы делятся на две основные группы: ленты, которые можно стирать, и декоративные ленты.

Ленты и тесьму, подлежащие стирке, делают из высшего качества с кромкой. На бобинах вы найдете подробные рекомендации, как их стирать, гладить, линяют ли они, и другую необходимую информацию.

Декоративные ленты используются только для отделки. У большинства из них нет кромок, т.е. их края особым способом уплотнены, чтобы при использовании ленты не распускались. Выпускаются ленты и тесьма с тонким металлическим «стерженьком», обрамленным кромками.

Этот «стерженек» помогает кромкам держать форму. Декоративные ленты нельзя стирать, поэтому, прежде чем вы возьметесь за вышивку, внимательно ознакомьтесь со всеми рекомендациями.

Шелковые ленты продаются разной ширины и различных цветов. Их можно использовать для вышивки по любому виду ткани. Вышитые изделия стираются вручную с мылом (жидким или мыльной стружкой)и гладятся с изнанки, чтобы вышивка не стала плоской. Ленты некоторых цветов, например ярко-красные и бордовые, нужно перед работой намочить, чтобы избежать при высыхании появления неэстетичного налета и разводов, которые могут испортить вышивку.

Ленты и тесьма из органзы, используемые в вышивках для создания объемности и прозрачности, бывают разной ширины.

Вышивальные нитки требуются для создания основы для некоторых швов или для закрепления ленты на изнанке в конце работы.

Бусины и бисер выпускаются разных размеров и форм. Обычно они применяются для украшения и придают вышивке особое изящество.

Отделочные ленты и тесьма продаются на метры или же кусками определенной длины. Существует несколько видов отделочных лент.

Вуалевая лента бывает с набойкой, гладкой или со вставкой по центру из атласа. Из нее вручную делают небольшие розочки, которые в качестве украшения на шляпку или сумочку или используют как последний штрих при упаковке подарков. В торжественных случаях с помощью этих розочек отмечают за столом места для гостей.

Атласные ленты, поступающие в продажу, бывают гладкими, сборчатыми или плиссированными. Они прекрасно подходят в качестве гибкой основы. Кружевные ленты, украшенные бусинками или присборенные, применяются для вышивки или отделки вещей в особо торжественных случаях. Представленные в книге вещи очень легко выполнить. Они красивы и стилистически современны. Даже если вы измените цвета, результат все равно будет положительным. При сочетании цветов нет жестких правил. Иногда соединенные вместе контрастирующие цвета создают интересных эффект. Наблюдая за природой, неисчерпаемым источником красок и идей, вы с каждым днем будете совершенствоваться и все внимательнее подбирать цветовые сочетания.

Для основы при вышивке шелковой лентой можно использовать самые разнообразные ткани: хлопковые ткани – рогожка, батист, плис(хлопчатобумажный бархат), муслин, сатин (хлопчатобумажный атлас), льняные ткани, суровое и тонкое полотно,грубая холстина; шелковые ткани: шифон, чесуча, шелковый тюль; шерстяные ткани: креп, твид, джерси.

Вышивать можно по любой поверхности, лишь бы ткань была настолько прочной, чтобы на ней надежно удерживались стежки, и настолько эластичной, чтобы сквозь нее легко проходила нитка. Можно использовать и набойчатые ткани, в которых уток становиться полезной схемой, дающей толчок вашему воображению. Красота вышивки в большей части зависит от гармоничного сочетания ткани и ленты. В прошлом, когда ткани и нити делали вручную, тщательно учитывая все тонкости, вышивальщице было легко подобрать их для различных видов вышивки, поэтому и результаты были успешными. В наше время подготовка к работе, то есть побори сочетание материалов, требует особой заботы и внимания: ведь в продаже иметься огромное количество разнообразнейших тканей и лент. Еще и сегодня можно найти великолепные ткани ручной работы, например старые льняные простыни и подзоры, сотканные на ткацком станке. Обычно они пылятся на глубине комодов, так как уже не отвечают нашим потребностям. На самом же деле это прекрасные ткани, и из них легко сделать скатерть, украсив ее отделочной тесьмой и шелковыми лентами. Опытные рукодельницы могут окрасить ткани имеющимися в продаже красками и сшить из них прелестные платья, вышив их шелковой лентой, не ограничивая при этом полета своей фантазии.

2.2 Техника вышивки лентами

Заправка ткани в пяльцы . Обручи, из которых состоят пяльцы, предназначены для того чтобы во время работы ткань была хорошо натянута. Это гарантирует равномерность стежков. Таким образом, даже тот, у кого есть склонность затягивать стежок, не может слишком сильно натягивать ленту, поэтому вышивка получиться объемной.

В продаже имеются пяльцы разных размеров, например состоящие из двух обручей круглые пяльцы, так называемые швейцарские или тамбурные. В этих пяльцах один обруч надевается на другой и затягивается боковым винтом. Круглые пяльцы обычно используются для вышивок небольших размеров. Они очень удобны и легко собираются.

Обмотка пяльцев . Для того чтобы обмотать состоящие из двух обручей пяльцы, возьмите мягкую тесьму и обмотайте один из обручей по окружности, а натягивайте тесьму так, чтобы не образовывались складки.

Когда обруч будет полностью обмотан, закрепите концы тесьмы небольшими стежками. Обмотайте второй обруч. Если под рукой не найдется тесьмы, можно использовать тонкие и узкие бантики. Обмотка круглых пялец – это операция, помогающая избежать появления на таких легких тканях, как шелк, органза или бархат, заломов при сплющивании, от которых потом трудно избавиться.

В продаже имеются комплекты всех необходимых для вышивки материалов с уже напечатанными рисунками и подробными рекомендациями. Вышивальщицы могут использовать рисунки и при желании, вышив предложенный узор, дополнить его шелковой лентой.

Для работы лучше использовать ленты и тесьму длинной не более 50см, чтобы они не раскручивались. Если же это все же произошло, достаточно опустить иглу вниз перпендикулярно полу, и лента сама раскрутится. Сочетая ленту с традиционными вышивальными нитками, можно получить весьма оригинальную вышивку.

До того, как начнете вышивать, окончательно определите какой рисунок, вы будете выполнять, на какой ткани и какой лентой. Когда вы все подобрали, нужно решить, как лучше перевести рисунок на ткань. Переводить рисунок можно разными способами.

Готовые рисунки - это созданные художниками рисунки. Они уже напечатаны, их чаще всего используют для вышивки скатертей и подушек.

Переводные рисунки - эти рисунки напечатаны на веленевой бумаг особыми красками. Для того, что бы перевести такой рисунок, его кладут на ткань той стороной, на которой напечатан узор.

Карандашом пользуются для копирования выбранного рисунка на ткань. На рисунок накладывают лист кальки и обводят его карандашом. Затем соединяют кальку с тканью и рисунок переноситься на вышиваемый предмет. Если при переводе рисунка вы ошиблись, то ткань всегда можно постирать в теплой воде с мылом. Если требуется изменить размеры или создать повторяющийся мотив, вам придется опять переводить рисунок на кальку.

Перевод рисунка через копировальную бумагу.

Этот способ чаще всего используется для перевода рисунка на такие очень тонкие ткани, как органза, муслин, батист, вуаль. Они настолько прозрачны, что рисунок можно переводить непосредственно на них.

Перевод рисунка с помощью папиросной бумаги и кальки. Папиросная бумага и калька применяются не только для обычного перевода рисунков, но и как основа для вышивания на тех тканях, на которые нельзя переносить рисунки ни при помощи утюга, ни другими способами, так как они могут испортить уже готовую вышивку. В этом случае поступают следующим образом: после того как рисунок нарисован на бумаге, легонько помните ее, прикрепите к ткани и начните вышивать. Когда работа будет завершена, оборвите бумагу. Вы увидите, что рисунок остался на ткани.

Пустые места можно заполнить, обогатив вышивку композициями из бусинок или цветов, то есть всем тем, что вам подскажет фантазия (Приложение А).

При выполнении ручных и машинных работ необходимо знать и применять на практике технику безопосности.

При работе с иглами и булавками:

    шить следует всегда с наперстком;

    хранить иглы и булавки в определенном месте (игольнице, специальной коробке т.п.), не оставлять их на рабочем столе, ни в коем случае не брать иглы и булавки в рот;

    не пользоваться в работе ржавой или кривой иглой;

    выкройки к ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя.

При работе с ножницами:

    ножницы следует хранить в определенном месте (коробке);

    класть ножницы необходимо только сомкнув лезвия;

    передавать ножницы необходимо, держась за сомкнутые лезвия.

При работе с утюгом:

  • не оставлять включенный электроутюг без присмотра;

    ставить утюг на специальную подставку (асбестовую, мраморную, керамическую);

    следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура;

    отключать утюг, держась только за вилку шнура;

    в помещениях с бетонными полами во время утюжки обязательно стоять на резиновом коврике;

    запрещается работа с утюгом в непосредственной близости от водопроводных труб и канализационных стояков, а также радиаторов отопления.

2.3 Технология изготовления панно в технике вышивки лентами

Для работы по изготовлению панно необходимо создать создать определенные условия: удобное рабочее место и правильно подобрать инструменты и материалы. При составлении композиции нужно учитывать цветовое сочетание, знать характеристику цветов и цвета.

Таблица 1 Технологическая карта изготовления панно в технике вышивки лентами

3

Наименование операции

Изображение

Материалы, оборудование,

инструменты

1 1

Разработать эскиз панно

карандаш

2 2

Раскрой деталей основы

Выкроить 4 детали:2 по 10*30 см (из узорчатой ткани)1-15*30см (из плотной ткани), 1-8*30см (из атласной ткани)припуски на швы на 1,5 см от среза детали

Ножницы, карандаш, мел, ткань, линейка

3 3

Стачать детали основы

Стачать детали

Шв. машина

4 4

Разутюжить припуски швов стачивания

Разутюжить припуски

Утюг

5 5

Продублировать основу панно

Дублировать основу

Утюг

5 6

Перевод рисунка с эскиза на основу

Перевести рисунок

Карандаш

5 7

Выполнить отделочную строчку «полупетельки с прикрепкой»

Вышить вдоль первого шва соединения деталей

Игла, ленты

5 8

Выполнить отделочную строчку «полупетельки с прикрепкой зигзагом»

Вышить вдоль второго шва соединения деталей

Игла, ленты

9 9

Выполнить отделочную строчку «крест»

Вышить вдоль третьего шва соединения деталей

Игла, ленты

110

Вышить узор «роза»

Вышить розы

Игла, ленты

111

Вышить цветок ромашка и георгин

Вышить цветы швом «петельки по кругу »

Игла, ленты

112

Вышить цветы камелии

Вышить цветы швом «петельки с прикрепом»

Игла, ленты

113

Вышить цветы маргаритки

Вышить цветы швом «вытянутый шов с завитком»

Игла, ленты

114

Вышить листья

цветов

Вышить лепестки швом «вытянутый шов с завитком»

Игла, ленты

115

Вышить мелкие цветы

Выполнить «узелки»

Игла, ленты

116

Оформить панно

Украсить вышивку бусинками

Игла, нити, бусинки

Таблица 2 Технологическая карта выполнения шва «узелки».

Наименование операции

Технические условия выполнения операции

Изображение

Материалы, оборудование,

инструменты

Обозначить место расположения узелка

Поставить точку

Карандаш

Протянуть ленту

Протянуть иголку с лентой натягивая ее другой рукой на лицевую сторону работы.

Игла, лента.

Обвить иглу

Два раза перевить иголку лентой, продолжая придерживать ленту распределите ленту так, что бы они не перекрывали друг друга. Затем воткните иголку в ткань желательно в тоже место от куда она вышла.

Игла, лента.

Образовать узелки

Все время придерживать ленту пальцами, что бы при протаскивании на ней не образовались узелки. Протянуть иглу и ленту через ранее сделанные узелки

Игла,лента.

Закрепить узелок

Вышивая, закреплять каждый узелок по отдельности. При этом не нужно протаскивать иголку на изнанку, что уменьшает расход тесьмы.

Игла, лента, ножницы.


Таблица 3 Технологическая карта выполнения шва «вытянутый стежок с завитком»

Наименование операции

Технические условия выполнения операции

Изображение

Материалы, оборудование,

инструменты

Обозначить положение стежка

Нанести линии положения стежка.

Карандаш

Закрепить ленту

Протянуть иголку на лицо. Помогая себе большим пальцем, прижмите ленту к ткани и потяните ее на себя.

Лента, игла

Подобрав нужный для определенного лепестка размер, введите иголку в центр ленты проколов ленту и ткань, вытащите иголку на изнанку.

Лента, игла.

Сформировать лепесток.

Натягивайте ленту очень осторожно и медленно до тех пор пока не образуется углубление. Таким образом формируется лепесток.

Лента, игла.


Таблица 4 Технологическая карта выполнения шва «петельки с прекрепкой сверху»

Наименование операции

Технические условия выполнения операции

Изображение

Материалы, оборудование,

инструменты

Обозначит место расположения лепестков

Нанести линии положения лепестков

Карандаш

Образовать петельку.

Протянуть иголку на лицо и воткнуть ее чуть дальше, образуя около кончика иглы петельку.

Лента, игла

Прикрепить петельку

Чуточку натянуть ленту, вновь ввести иглу в петельку и легким стежком прикрепить ее к ткани.

Лента, игла.

Образовать лепесток.

Еще раз вытащить иглу у основания и опять сделать лепесток. Так продолжать выполнять остальные лепестки (обычно не менее пяти).

Лента, игла.

Закрепить ленту.

Закрепить ленту на изнанке.

Лента, игла, ножницы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе рассмотрена технология вышивки лентами как средство развития эстетического вкуса

Во введении обоснована актуальность темы работы, сформулированы проблема, цель, объект, предмет и задачи, раскрыта новизна и практическая значимость выполненной работы.

Первый раздел посвящен теоретическим основам развития эстетического вкуса средствами художественного рукоделия. В нем раскрыты понятия эстетического вкуса, виды художественных рукоделий.

Второй раздел отведен технике вышивки лентами. В нем подробно рассмотрены инструменты материалы используемые для вышивки лентами, техника вышивки лентами, разнообразные приемы. Технология изготовления изделия рассматривалась поэтапно и подробно, составлена технологическая последовательность в виде технологической карты, в которой эскиз или схема заменены фотографиями.

Таким образом, разработаны технологические карты выполнения швов «узелок», «вытянутый стежок с завитком», «петельки с прикрепкой сверху», иллюстрации «Виды вышивки». Гипотеза проекта нашла своё подтверждение в ходе работы.

На основании выше изложенного можно сказать, что все части работы отражают значимость изучаемой проблемы и взаимосвязаны между собой.

В приложении представлены иллюстрации «Виды вышивки лентами» лентами.

Практической частью работы явилось изготовление изделия с художественным оформлением в технике вышивка лентами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Краткий словарь по эстетике /под ред. М. Ф. Овсянникова.-М.: Просвещение, 1983.-223стр.

2.Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005 – 2010 годы № 1459 // Казахстанская правда. 14 октября 2004 года.

3.Чотти Д. Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия / Пер. с ит. – М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2005.- 160с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).

4.Эстетика и современность. Книга для учителя. Под ред. С. Е.Можнягуна. М.,«Просвещение», 1978.-192с.

5. Аяпбергенов Б.У. Развитие творческого мышления и художественного вкуса на уроках технологии. // «Технология в школе» 2007 г. № 1 с 37-45//

6. Концепция эстетического воспитания и художественного развития учащихся Казахстан. // Учитель Казахстана. № 25-26;14 августа 1996год. Работа состоит из следующих основных частей: исследовательской, в которой рассматриваются виды художественных рукоделий и их влияние на развитие эстетического вкуса, теоретической, в которой рассматривается технике вышивки лентами. В ней подробно рассмотрены инструменты, материалы для вышивки лентами, техника вышивки лентами, разнообразные приемы. Важное место занимает выбор соответствующей цветовой гаммы при выполнении художественной отделки изделия в технике вышивка лентами. Технология изготовления изделия рассматривалась поэтапно и подробно, составлена технологическая последовательность в виде технологической карты, в которой эскиз или схема заменены фотографиями. В ходе работы выявлена степень воздействия художественного рукоделия на развитие эстетического вкуса учащихся.

Таким образом, цель достигнута.

Проект выполнен на высоком уровне.

Руководитель: Касдорф О. В.

Здравствуйте. Меня зовут Калакша Алиса. Я учусь в 9 классе средней общеобразовательной школы с гимназическими классами Щербактинского района. Тема моего проекта : возможности художественного рукоделия для развития эстетического вкуса. Цель проекта - Рассмотреть и создать виды художественного рукоделия. Исследовать влияние творческих работ на развитие эстетического вкуса. В ходе работы предположила , что при освоении технологии художественного рукоделия возможно создать творческие работы, развивающие эстетический вкус. В ходе исследования я изучила литературу, отобрала материал, подготовила алгоритм инструкционной и технологической карты, изготовила творческую работу и подвела итоги. В моей работе я применяла различные методики эксперимента . Это – анализ, наблюдение, алгоритмизация, а также моделирование и демонстрация. Новизна моего исследования – это возродить технику вышивки атласными лентами, выполненными руками учащихся, художественное оформление одежды как альтернативы развития эстетического вкуса. Вышивка лентами имеет очень большое практическое применение поэтому результаты проекта можно использовать на дополнительных занятиях, в домашнем досуге, а также на выставках. Результат моей работы представлен в данной модели.

МОАУ «Григорьевская СОШ» Соль-Илецкого района

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ПОДРОСТКОВ

Выполнил:

учитель музыки

САРЫЧЕВА

Елена Викторовна

Руководители:

к. п.н., старший преподаватель

кафедры пед. мастерства;

доцент кафедры ХЭВ

Введение……………………………………………………………...………….…...3

Глава 1. Теоретический аспект формирования эстетического вкуса

у подростков………………………………………….…………….….......7

1.1. Педагогическое содержание понятия «эстетический вкус»…….....…...7

1.2. Особенности музыкального воспитания в формировании эстетического вкуса школьников..…………..……………….............…18

Глава 2. Практическое обоснование возможностей музыкального

воспитания в формировании эстетического вкуса подростков…....….26

2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по

формированию эстетического вкуса у подростков……........................26

2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по

формированию эстетического вкуса подростков

в процессе музыкального воспитания………………………………..…35

Заключение………………………………………….……………………………...49

Список использованной литературы………………………………………….......51

Приложение………………………………………………………………………...57

ВВЕДЕНИЕ

Формирование эстетического вкуса подрастающего поколения сегодня особенно актуально. Это связано с тем, что в современном российском обществе существенно изменилось функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации , молодежных общественных объединений , религиозных организаций , а также социокультурная жизнь молодежи в целом.

Материалы, распространенные через прессу, телевидение, радио, Интернет, нередко представляют собой поток информации, противоречащей нравственным ценностям, пропагандирующей бездумный и праздный образ жизни. Активно атакует Россию чуждая нам примитивная массовая культура. Падение общекультурного уровня провоцирует у молодых людей депрессию, стрессы, неврозы, агрессию. Снижение культурно-образовательного уровня населения продолжается, и подросток, вращаясь в атмосфере бездуховности, все больше отчуждается от моральных и духовных ценностей.

Особую актуальность в формировании эстетического вкуса школьников имеет целенаправленное воздействие средствами искусства.

Сила искусства в том, что оно не только вызывает эстетические чувства, но и учит творчески воспринимать самую действительность, приучает образно мыслить, увеличивает творческий потенциал личности, развивает способности.

Все это делает необходимым поиск совершенствования учебно-воспитательного процесса на уроках музыки и в сфере дополнительного образования , обеспечивающих развитие эстетического вкуса подростков в аспекте ее полифункционального позитивного влияния на духовный мир становления личности.

К настоящему времени в науке имеется определенный объем теоретических и практических знаний, необходимых для постановки и решения исследуемой проблемы.

Современный этап в педагогике искусства характеризуется наличием сформированных и разработанных специалистами разных направлений науки основных понятий, научно-методических принципов, методик системы художественного воспитания детей, развития эстетического вкуса.

Различные грани развития эстетического вкуса нашли отражение в трудах известных философов, психологов, педагогов, культурологов. Основные категории современной эстетики, особый язык теоретической мысли об искусстве разрабатывались, . Вопросы формирования эстетического сознания личности в процессе эстетического воспитания рассматривали, Б. Т. Лихачев, А. Ф. Лосев, .

Психолого-педагогические особенности эстетического отражения мира как основы формирования эстетического вкуса раскрыты в работах, .

Сущность, цели, задачи и принципы эстетического воспитания определены в работах, . Тем не менее, ряд вопросов, связанных с формированием эстетического вкуса подростков, требует более детальной разработки: уточнение критериев, уровней его формирования и развития, определение педагогических условий, повышающих эффективность процесса формирования эстетического вкуса подростков.

Актуальность, теоретическая значимость и необходимость разрешения данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Музыкальное воспитание как средство формирования эстетического вкуса подростков».

Цель исследования – обосновать эффективность формирования эстетического вкуса подростков посредством музыкального воспитания.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на уроках музыки и во внеурочное время у учащихся 8-ых классов.

Предмет исследования – формирование эстетического вкуса подростков.

Гипотеза исследования – формирование эстетического вкуса подростков будет проходить более эффективно, если будет организована музыкально-просветительская и художественно-образовательная работа учителем музыки, которая предполагает:

Расширение музыкально-эстетических знаний и умений подростка;

Эмоционально - чувственное «насыщение» музыкально - эстетического опыта учащихся в процессе художественного общения;

Решение проблемно-эстетических ситуаций.

В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

Рассмотреть и провести теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

Выявить и обосновать компоненты эстетического вкуса, уровни сформированности и этапы его формирования в процессе музыкального воспитания;

Экспериментально проверить эффективность музыкального воспитания как средства формирования эстетического вкуса подростков;

Теоретико-методологическую основу исследования составили философские труды, раскрывающие природу и сущность эстетического вкуса (А. Баумгартен, П. Бурдье, Н. Гартман, И. Кант, Платон,); психолого-педаго­гические исследования, посвященные проблеме воспитания эстетического вкуса (, А. Ричардс,); положения концепции личностно ориентированного образования (,).

Для проверки основных положений гипотезы и решения обозначенных задач применялись следующие методы исследования:

Теоретические (анализ научной литературы , изучение и обобщение педагогического опыта);

Эмпирические (прямое, косвенное и включенное наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, тестирование);

Экспериментальный;

Метод математической статистики в обработке экспериментальных данных.

Базой исследования выступила сельская Григорьевская средняя общеобразовательная школа. Исследование проводилось в условиях естественного образовательного процесса.

Структура и объем – работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Теоретический аспект формирования эстетического вкуса у подростков

1.1. Педагогическое содержание понятия «эстетический вкус»

Решение исследовательских задач потребовало раскрытия сложившейся в науке системы представлений о понятии «эстетический вкус».

В философии традиционно раскрывается социально-личностная природа эстетического вкуса. Философская мысль античности осмысливает эстетику как культурный феномен, формулирует главнейшие проблемы эстетики: вопрос об отношении эстетического сознания к действительности; о природе искусства; о сущности творческого процесса; о месте искусства в жизни общества.

В эпоху Средневековья эстетика становится одним из разделов богословия (и сегодня активно используется термин «религиозная эстетика»), которое посредством искусства стремится обратить человека к Богу, сформировать у него имманентную направленность на служение Богу. Наиболее известными эстетиками этого периода были Августин Аврелий, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Боэций, Фома Аквинский. Они разработали основные эстетические принципы, воплотившиеся в различные виды и жанры средневекового официального искусства.

Активное развитие эстетической мысли и её категориального аппарата началось в эпоху Возрождения и далее продолжилось в трудах известнейших философов эпохи Просвещения и Нового времени (Ф. Петрарка, Н. Кузанский, Л. Альберти, Леонардо да Винчи, Ф. Рабле, Э. Роттердамский).

Проблема вкуса рассматривается как духовное качество и способность личности, которую создает культура (Балтасар Грассиан-и-Моралес); особая способность человека к суждению, способность более глубинная, чем рассудочные взгляды, отличающаяся от ума и подверженная изменениям (Франсуа де Ларошфуко); вкусы бывают хорошие и дурные, и люди правы, когда спорят о них (Жан де Лабрюйер). Определенный итог многочисленным дискуссиям своего времени о вкусе подвели в середине XVIII века Батё, Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо. Они полагали, что чувство вкуса развито у всех по-разному и зависит от личностных особенностей человека (его «чувствительности») и от среды, в которой он живет. Предметы, формирующие хороший вкус, прежде всего, находятся в природе, но также в поэзии и искусстве, на них и происходит воспитание вкуса.

Немецкая классическая эстетика XVIII-XIX вв. (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шиллер, Г. Гегель, Л. Фейербах,) - важнейший этап в развитии мировой эстетической мысли. Они считали, что вкус - это способность чувствовать прекрасное; он дарован всем разумным существам небом, но в весьма различной степени. Поэтому его необходимо воспитывать на идеальных образцах искусства (6).

Большой вклад в развитие эстетического категориально-понятийного аппарата внес И. Кант. В своей эстетике философ ставит категорию вкуса в качестве главной эстетической категории. И. Кант убедительно показывает, что вкус как эстетическая способность суждения является субъективной способностью, опирающейся на глубинные объективные основания бытия , которые не поддаются понятийному описанию, но всеобщи по своей укорененности в сознании (20, с.

Зарождение русской эстетической мысли как историческое явление осознается сравнительно поздно: в конце XIX - начале XX века. Яркими представителями были, . Они дают определение: «Эстетика есть наука вкуса».

В XX столетии ученые активно обсуждали понятие «эстетический вкус» в его философском, эстетическом, педагогическом значении.

Понятие вкуса исследователи (,) традиционно связывают с системой чувственно-эмоциональных и интеллектуально-рациональных предпочтений, которая занимает посредническую позицию между чувственным и рациональным познанием, эмоциональной восприимчивостью и отзывчивостью, интеллектуальной оценкой воспринима­емых предметов и явлений. Вкус - это чувство, позволяющее человеку безошибочно находить меру нужного, обеспечивающего гармонию разнонаправленных тенденций, противоречивых устремлений (6, 39).

Скептические настроения ХХ века привели к тому, что обычные эстетические суждения разделили понятие «эстетический вкус» на «хороший вкус» и «плохой вкус». К. Дюкасс развенчал традиционное понятие «хороший вкус» и «плохой вкус», заявив: «Объективной проверки хорошего или плохого вкуса не существует». , ввели антитезу «развитый - неразвитый вкус» (помимо «хороший - плохой»), отражающую различные уровни эстетической культуры (у неразвитого есть перспектива стать либо плохим, либо хорошим) (50).

Всякая индивидуальная черта человека обретает экзистенциональную значимость. Это касается и эстетического вкуса. «Важно не то, каков он, - пишет, - важно то, что он вообще есть, что вкус добавляет к образу личности так много неподражаемых штрихов» (52). Думаем, любить классическую музыку, Ф. Листа, А. Скрябина, любить живопись Рембрандта - это уже достаточно развитый вкус, показывающий качество эстетических предпочтений. Тот или иной эстетический вкус есть заявление человека о себе и о своем существовании: «Я живу, я не повторим».

Заслуживает внимания оригинальная концепция А. Ричардса, сочетающая психологический, семиотический и аксиологический подходы. Представитель американской аналитической критики полагал, что эстетический вкус человека раскрывает его глубже, чем любой психоанализ, и сообщает о личности больше, чем самая откровенная и подробная исповедь.

По мнению, «об эстетическом вкусе как о способности можно судить по нескольким конкретным характеристикам и действиям человека, проявляющимся как своего рода признаки эстетического вкуса»:

1. Высокий уровень общей духовной культуры человека.

2. Нравственная воспитанность.

3. Глубокое знание предмета, о котором высказывается оценочное суждение.

4. Умение отличать объективные достоинства предмета от своих субъективных предпочтений.

5. Знание и понимание законов художественного творчества.

6. Знание и понимание общечеловеческих художественных ценностей.

7. Тонкая, глубокая, а не поверхностная оценка явления.

8. Поиск гармонии части и целого.

9. Критичность и доброжелательность.

10. Широта и открытость.

11. Уважение к вкусам других людей (49).

Эстетические вкусы формируются в процессе накопления социального опыта и воспитания. Данная категория аккумулирует сложный комплекс личностных проявлений: 1) эмоциональную отзывчивость; 2) ценностные ориентации; 3) мировоззренческие позиции; 4) готовность к творческой деятельности.

Эстетический вкус рассматривается исследователями как элемент эстетического сознания личности, формирующийся исключительно в определенных социокультурных (имеющих также пространственно-временные параметры) и педагогических (на уровне создания личностных смыслов) условиях.

Эстетическое сознание многообразно структурировано. Поскольку оно проявляется в эстетическом вкусе индивида, представим его чувственно-эмпирический уровень: эстетическое созерцание, эстетическое восприятие, эстетическое представление; рациональный уровень: эстетические суждения, эстетические ценности, эстетические взгляды. Известно, что эстетическое сознание может быть формируемо не только путем направленного, планомерно и намеренно осуществляемого воспитания и образования, но и в контексте стихийного, неуправляемого воздействия на человека окружающей его среды, непосредственного бытия, в которое человек погружен и влияние которого он может не осознавать и даже не отмечать. Однако и эстетические аспекты окружающей действительности, и эстетическое воздействие даже не специально эстетических сторон действительности, постоянно и неотступно сопровождая человека, оказывают на него определенное формирующее воздействие. Вместе с системой традиционных представлений, в которые неотрывно вплетаются и представления эстетические, это составляет тот естественный совокупный контекст, в котором формируется и оформляется эстетическое сознание - эстетические понятия, вкус, представления об идеале, красоте, гармонии (67).

Эстетический вкус в структуре эстетического сознания тесно связан с потребностями, интересом, эмоциями, чувствами, восприятием, отношением, ценностями, деятельностью.

Анализ теоретических работ показал, что с античности мыслители и художники стремились описать, раскрыть «законы» и «правила» красоты, среди которых фигурировали такие характеристики, как гармония, совершенство, мера, соразмерность, порядок, симметрия, пропорция, число, ритм, равенство, «золотое сечение», конкретные пропорции, типы линий (S-образная линия, например), блеск, сияние, свет, цветовые отношения, музыкальные созвучия, определенные соотношения частей и целого.

В настоящее время в научной литературе раскрываются разные аспекты эстетического вкуса:

1) психофизиологический (это одно из движущих мотивационных психических качеств личности, постоянно коррелирующих ее поступки и деятельность);

2) социальный (вкус как диалектическое единство общего, особенного и единичного, общественного и личного, коллективного и индивидуального);

3) гносеологический (индивидуальное проявление вкуса основывается всегда на сложившихся в общественной жизни представлениях о разнообразных проявлениях эстетического).

Выявленные свойства эстетического вкуса позволили утверждать, что эстетический вкус - не врожденная, а благоприобретенная духовная сила, он может формироваться только в процессе приобщения индивида к искусству и культуре.

Эстетический вкус личности, являясь критерием меры прекрасного в воспринимаемом окружающем мире - естественном и созданном человеком, определяет способы ориентировки личности в культурной реальности и включает объем и содержание художественно-эстетических знаний и опыта в сочетании со способностью говорить о них и реализовывать в практической деятельности. Структурные компоненты эстетического вкуса (интеллектуальный, эмоциональный и оценочный) отражают широту художественного кругозора, ценностные ориентации и направленность личности, особенности жизненного стиля.

Эстетический вкус обладает рядом специфических функций:

1. Самопонимание и развитие (осознание и отношение к себе через предъявление своего «конкретного Я», самоутверждение в общественной жизни). Функции самопонимания и развития являются основанием формирования эстетического вкуса, определяя эстетические представления подростка и их связь со способом удовлетворения эстетических потребностей.

2. Самооценка и саморазвитие (морально-нравственные взаимоотношения , общение, образование, формирование подлинной человечности). Функции самооценки и саморазвития раскрывают механизм становления и формирования эстетического вкуса подростка и определяют его мировоззренческий аспект.

3. Самореализация и самоутверждение (учебно-трудовая и эстетическая деятельность, совершенствование человека во всех видах деятельности). Функции самореализации и самоутверждения подростка в учебной деятельности раскрывают интенции процесса формирования эстетического вкуса, его результативный аспект и определяют подростка как субъекта культурно-образовательного процесса.

Ценность существования - одна из важнейших проблем аксиологии, и нигде вечные вопросы не были освещены более убедительно, чем в искусстве. Научить видеть черты совершенства, сияющие нам с холстов и страниц, из летучей субстанции музыки, - основополагающая задача формирования эстетического вкуса.

Таблица 1

Понятие «эстетический вкус» в научной литературе

Определение

Ф. Вольтер, Батё,

Ж.- Ж. Руссо

Вкус - т. е. чутье, чувствительность к прекрасному и уродливому в искусствах

Вкус - идея, состоящая из восприятия первичных удовольствий, доставляемых внешним чувством, вторичных удовольствий, доставляемых воображением, и выводов, делаемых мыслительной способностью относительно различных взаимоотношений упомянутых удовольствий и относительно аффектов , нравов и поступков людей

Вкус есть способность судить о предмете или о способе представления на основании удовольствия или неудовольствия, свободного от всякого интереса

Вкус - способность восприятия эмоциональных оценок и суждений о прекрасном (психологический аспект)

Вкус - проявление избирательно-оценочного отношения к эстетическим объектам в процессе созидательной деятельности

Ввели антитезу «развитый - неразвитый вкус», отражающую различные уровни эстетической культуры (у неразвитого есть перспектива стать либо плохим, либо хорошим)

Эстетический вкус - система эстетических предпочтений или ориентаций, основанная на обобщенной и творческой переработке исторически обусловленных впечатлений

Эстетический вкус - способность по непосредственному чувству (нравится - не нравится) определять эстетическую ценность предмета

Ощущения вкуса отмечаются ясно выраженным оценочным, избирательным характером, благодаря их яркому эмоциональному тону - удовольствия - неудовольствия

Эстетический вкус - способность человека оценивать прекрасное в жизни, искусстве, поведении людей

Эстетический вкус - это способность человека по чувству удовольствия или неудовольствия воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в искусстве и в действительности

Из приведенных в таблице определений видно, что в разных по стилистическому оформлению определениях понятия «эстетический вкус» присутствует инвариантное ядро - способность судить о прекрасном, действующий механизм на движение к цели, эстетические предпочтения, ориентации, избирательно-оценочное отношение к эстетическим объектам, диалектическое единство внутреннего и внешнего, интуиция.

Проведенный далее анализ позволил нам уточнить, что вкус объединяет в себе индивидуальное и социальное. Единство исходных позиций в оценке красивого в жизни и в искусстве не исключает многообразия индивидуальных оценок, суждений, мнений. Различия во вкусах - объективная закономерность эстетической формы познания, обусловленная многоликостью самой красоты, особенностями возраста, пола, индивидуальности, личного опыта человека. В условиях возрастания объема эстетической, художественной, музыкальной информации различного характера вкус служит ориентиром в ценностном отношении человека к действительности и искусству.

Ряд исследователей (, З. А. Разумный,) рассматривают вкус в психологическом аспекте как способность восприятия эмоциональных оценок и суждений о прекрасном. провел аналогию между художественными предпочтениями и «ощущениями вкуса, которые отмечаются ясно выраженным оценочным, избирательным характером, благодаря их яркому эмоциональному тону - удовольствия - неудовольствия» (10). По мнению И. Л. Мацы и, вкус может проявляться не только в избирательно-оценочном отношении к эстетическим объектам, но и в процессе созидательной деятельности человека. Анализ теорий эстетики позволяет нам сделать вывод: эстетический вкус - это способность личности вычленять из окружающей действительности прекрасное и безобразное, интуитивно и осмысленно пользуясь законами эстетики и личным эстетическим опытом, умение формировать личностное отношение (личностный смысл) и выносить оценочное суждение. Эстетический вкус проявляется на субъективном уровне (эстетические предпочтения) и объективном (эстетические проявления, деятельность) (31).

Такой подход позволяет нам выделить педагогический аспект категории «эстетический вкус подростка», включающий три компонента: 1) интеллектуальный (характеризуется знанием законов искусства, творчества деятелей искусства, умением различать стилевую и жанровую специфику произведений искусства, эстетические представления о прекрасном, гармоничном, целесообразном; умение анализировать полученную эстетическую информацию); 2) эмоциональный компонент (обусловлен сформированностью эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, чувством гармонии, наличием чувства меры, «эстетического чутья» - интуиции); 3) оценочный (представлен системой эстетических ценностей личности, знанием эстетических норм, способностью выражения оценочного суждения и проявления избирательного отношения) (рис. 1).

Рис. 1. Структура эстетического вкуса личности

Эти компоненты послужили нам для выработки критериев и уровневых показателей. Объективация эстетического вкуса происходит в проявлениях внешней активности личности, ее деятельности и поведении.

Таким образом, содержанием эстетического вкуса подростка является эстетический информационный багаж, система обобщенных знаний о сущности и критериях прекрасного, закономерностях взаимодействия человека с красотой. На основе овладения подростком эстетической информацией происходит осмысление, систематизация, анализ накопленного личного опыта, сопоставление прекрасного и уродливого, развитие самостоятельности суждения и оценок.

Формирование эстетического вкуса является составной частью непрерывного процесса эстетического воспитания. Рассматривая эстетическое воспитание как процесс эмоционально-чувственной социализации личности в культурном пространстве, современные философы, культурологи, педагоги выделяют ряд факторов, влияющих на данный процесс: уровень развития культуры, художественно-эстетическое образование (здесь образование мы рассматриваем как способ трансляции культурного опыта в определенных условиях), средства массовой информации, имеющие непосредственное влияние на человека; непосредственное социальное окружение. В современном мире процесс формирования эстетического вкуса все больше выходит за рамки образовательного процесса, носящего институализованный характер, переходя в среду повседневного существования человека (22).

Теоретический анализ современной научной литературы (,) позволил определить эстетический вкус личности как способность находить меру прекрасного в воспринимаемом окружающем мире (естественном и созданном человеком), умение воспринимать, классифицировать, запоминать эстетическую информацию и обосновывать критерии ее оценки . В содержание понятия «эстетический вкус личности» исследователями наряду с практическим мастерством включаются также широкий кругозор, позволяющий на основе имеющихся знаний и эстетического опыта выносить оценочные суждения; способность к избирательно-оценочной деятельности; эстетическое восприятие и отзывчивость, эстетическая чувствительность к звуку, цвету, форме и др. (22, 50).

Эстетический вкус личности определяет жизненный стиль человека, что проявляется объективно и субъективно в повседневной жизни, в имидже, интерьере, которые становятся утверждением положения индивида в социальном пространстве, и уровень профессиональной компетентности, проявляющийся в качестве создаваемой им продукции.

Разрыв между институциональным и средовым фактором в эстетическом развитии определяется не только «культурным материалом», который может совпадать, но и процессами смыслообразования и ценностными ориентациями. На наш взгляд, для того чтобы оптимизировать процесс формирования эстетического вкуса у подростков, необходимо учитывать это влияние и найти оптимальные пути расширения их эстетического сознания на основе уточнения педагогического аспекта категории «эстетический вкус».

1.2. Особенности музыкального воспитания в формировании эстетического вкуса школьников

Ряд ученых (,) считают, что процесс воспитания бесконечен и в нем не может быть законченности. Мы признаем эту точку зрения, но вслед за считаем, что, как в любом процессе, в формировании эстетического вкуса сохраняется всеобщность органического единства непрерывного и прерывного. При всей непрерывности психического как процесса в нем всегда есть и нечто прерывное. Эстетический вкус является компонентом внутри единого непрерывного процесса развития личности (61).

Педагогический процесс в современной педагогике рассматривается как совместное движение обучающих и обучаемых к целям, опосредованное содержанием и методами его усвоения и совершаемое в социокультурной среде. В этом процессе постоянно возникает необходимость соотносить руководство педагога с активностью и самостоятельностью учащихся (62). В нашем случае под процессом мы понимаем совокупность действий для достижения результата - формирования у подростков эстетического вкуса.

Термин «формирование», если основываться на трактовке его в различных словарях, имеет множество обозначений. Применительно к человеку в большинстве случаев его определяют как придание окончательной формы, достижение полной зрелости, окончательного развития. Например, считают что термин «формирование» означает, прежде всего, реализацию запрограммированных форм, качеств, отодвигая на второй план свободное развитие природных задатков человека. Однако большинство ученых придает этому понятию несколько иной смысл, опираясь в своих определениях на психологический термин «развитие».

По определению, развитие личности - это единый процесс социализации, когда человек осваивает социальный опыт, и индивидуализации, когда он выражает собственную позицию, проявляет самостоятельность путем установления все более широких отношений, вырабатывает перспективу развития дальнейшей деятельности и, что исключительно важно, выходя за пределы данной деятельности (67). Следовательно, формирование эстетического вкуса подростка мы можем рассматривать как одну из сторон единого процесса развития личности.

Как указывают и, следует иметь в виду, что хотя в учебном процессе, как показано в объяснительных записках, программах, формируются знания, умения, развивается личность школьников, утверждать, что «личность формируется» можно лишь с большой долей условности, ибо она в такой же мере формируется, в какой и противостоит всякому «формированию». Личностное начало, образование, ориентированное на его развитие, достигает своих целей в такой степени, в какой создает ситуацию востребованности личности, ее сил саморазвития. Педагог, действующий в соответствии с нормами культуры, не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и, соответственно, становления личностных функций субъекта в деятельности (58).

Музыкальное воспитание в общеобразовательной школе направлено на всестороннее, гармоничное, творческое становление личности ребенка.

Музыкальное искусство как деятельность - процесс двуединый. С одной стороны, это творческая работа композитора, который выступает от имени своего времени. Результат этой работы - музыкальное произведение. Другая сторона - это творческая работа исполнителя, активный духовный процесс, предполагающий предельную напряженность эмоций, интеллекта. Итогом является новое воссоздание художественной целостности, в которой оживает замысел автора, окрашиваясь субъективным миропониманием как исполнителя, так и воспринимающего это исполнение. В акте восприятия совершается включение в познавательно-оценочную работу, увлекающую исполнителя по пути исследования жизни в поисках истины. Исполнитель оказывается наедине с душой художника, вступает в общение с яркой индивидуальностью, обогащается умением видеть мир по-особому, обнаруживая в нем неожиданные и общезначимые качества (60).




Top