Замятин мы тест по содержанию. Дидактический материал к изучению романа Е.Замятина "Мы"

Она так очаровательно-розово слушала — и вдруг из синих глаз слеза, другая, третья, — прямо на раскрытую страницу (стр. 7-я). Чернила расплылись. Ну, вот придется переписывать.— Милый Дэ, если бы только вы — если бы...

ПОЧЕМУ ПЛАКАЛА ГЕРОИНЯ?


_____________________________________________

Но не ясно ли: блаженство и зависть — это числитель и знаменатель дроби, именуемой счастьем. И какой был бы смысл во всех бесчисленных жертвах Двухсотлетней Войны, если бы в нашей жизни все-таки еще оставался повод для зависти.


ЧТО МЕШАЕТ АБСОЛЮТНОМУ СЧАСТЬЮ?

___________________________________________________________

Ровно в 17 я был на лекции. И тут почему-то вдруг понял, что сказал старухе неправду: I была там теперь не одна. Может быть, именно это — что я невольно обманул старуху — так мучило меня и мешало слушать. Да, не одна: вот в чем дело.

ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ МУЧИЛО И МЕШАЛО СЛУШАТЬ?

После 21 ½ — у меня был свободный час. Можно было бы уже сегодня пойти в Бюро Хранителей и сделать заявление. Но я после этой глупой истории так устал. И потом — законный срок для заявлений двое суток. Успею завтра: еще целых 24 часа.

ЧТО ЗА ЗАЯВЛЕНИЕ ХОТЕЛ СДЕЛАТЬ ГЕРОЙ?

_____________________________________________________________

Ушла. Я один. Два раза глубоко вздохнул (это очень полезно перед сном). И вдруг какой-то непредусмотренный запах — и о чем-то таком очень неприятном... Скоро я нашел: у меня в постели была спрятана веточка ландышей. Сразу все взвихрилось, поднялось со дна. Нет, это было просто бестактно с ее стороны — подкинуть мне эти ландыши. Ну да: я не пошел, да. Но ведь не виноват же я, что болен.

ЧЕМ БОЛЕН ГЕРОЙ?

_____________________________________________________________

И я вместе с ним мысленно озираю сверху: намеченные тонким голубым пунктиром концентрические круги трибун — как бы круги паутины, осыпанные микроскопическими солнцами (— сияние блях); и в центре ее — сейчас сядет белый, мудрый Паук…

КТО ЭТОТ ПАУК?

_____________________________________________________________

Вспомни: вот ты — разве ты когда-нибудь думал, что это возможно? Они ловят нас там — пусть ловят! Ты — бредишь. Она улыбается легко, весело, и я улыбаюсь, земля — пьяная, веселая, легкая — плывет...

ГДЕ ОНИ СПРЯТАЛИСЬ?

_______________________________________________________________________

— Послушайте, — сказала мне I, — эта женщина, кажется, поставила себе целью охранять вас от меня, как малого ребенка. Это — с вашего разрешения?


О КОМ РЕЧЬ?

_____________________________________________________________

А мы — пока знаем, что нет последнего числа. Может быть, забудем. Нет: даже наверное — забудем, когда состаримся — как неминуемо старится все. И тогда мы — тоже неизбежно вниз — как осенью листья... с дерева — как послезавтра вы... Нет, нет, милый — не ты. Ты же — с нами, ты — с нами!

О ЧЕМ РЕЧЬ?

_____________________________________________________________

И мне было ясно: все решено — и завтра утром я сделаю это. Было это то же самое, что убить себя, — но, может быть, только тогда я и воскресну. Потому что только убитое и может воскреснуть.

ЧТО СОБИРАЛСЯ СДЕЛАТЬ ГЕРОЙ?

_____________________________________________________________

— Понимаете («п» — фонтан) — древняя легенда о рае... Это ведь о нас, о теперь. Да! Вы вдумайтесь. Тем двум в раю — был предоставлен выбор: или счастье без свободы — или свобода без счастья; третьего не дано. Они, олухи, выбрали свободу — и что же: понятно — потом века тосковали об оковах. Об оковах — понимаете, — вот о чем мировая скорбь. Века! И только мы снова догадались, как вернуть счастье... Нет, вы дальше — дальше слушайте! Древний Бог и мы рядом, за одним столом. Да! Мы помогли Богу окончательно одолеть диавола — это ведь он толкнул людей нарушить запрет и вкусить пагубной свободы, он — змий ехидный. А мы сапожищем на головку ему — тррах! И готово: опять рай. И мы снова простодушны, невинны, как Адам и Ева. Никакой этой путаницы о добре, зле: все — очень просто, райски, детски просто. Благодетель, Машина, Куб, Газовый Колокол, Хранители — все это добро, все это — величественно, прекрасно, благородно, возвышенно, кристально-чисто. Потому что это охраняет нашу несвободу — то есть наше счастье. Это древние стали бы тут судить, рядить, ломать голову — этика, неэтика... Ну, да ладно: словом, вот этакую вот райскую поэмку, а? И при этом тон серьезнейший... понимаете? Штучка, а!

Анализ романа "Мы" :


  • История создания и смысл названия романа : Роман создавался вскоре после возвращения автора из Англии в революционную Россию в 1920 году (по некоторым сведениям, работа над текстом продолжалась и в 1921 году). Первая публикация романа состоялась за границей в 1924 году. В 1929 году роман был использован для массированной критики Е. Замятина, и автор был вынужден защищаться, оправдываться, объясняться, поскольку роман был расценен как политическая его ошибка
  • Образ автора в романе : По Замятину (в этом утверждении он не был первым), любой художественный образ в той или иной мере всегда автобиографичен. В случае с названием романа "Мы" и с героем романа это утверждение особенно справедливо. Название романа включает в себя и автобиографический элемент. Известно, что Евгений Замятин в годы первой русской революции был большевиком, восторженно приветствовал революцию 1917 года и, полный надежд, вернулся из Англии на родину — в революционную Россию. Но ему пришлось стать свидетелем трагедии революции: усиления «католицизма» властей, подавления творческой свободы, что должно было неизбежно привести к застою, энтропии (разрушению). Роман "Мы" — это отчасти и автопародия на свои былые миссионерски-просветительские революционные устремления, идеалы, проверка их на жизненность.
  • Мир Единого Государства : В архитектурном плане мир Единого Государства, разумеется, представляет собой также нечто строго рационализованное, геометрически упорядоченное, математиче ски выверенное, господствует эстетика кубизма: прямо угольные стеклянные коробки домов, где живут люди-нумера, прямые просматриваемые улицы, площади. Стерильно чистые плоскости стекла делают мир Единого Государства еще более безжизненным, холодным, ирреальным. Архитектура строго функциональна, лишена малейших украшений, «ненужностей»
  • Жанр и сюжет романа : Роман написан в жанре фантастики — антиутопии. Причем наряду с условностью, фантастичностью роману свойствен также психологизм, что драматизирует собственно социально-общественную, идеологическую проблематику. Сюжет романа фантастичен, действие его происходит в далеком будущем в некоем Едином Государстве – утопическом городе всеобщего счастья. За фантастическим сюжетом и антуражем автор видит и показывает человека, его дыхание, пульс, пульсирование мысли.
  • Образ Д-503. Характеристика главного героя : Д-503 – такой же винтик, нумер, как и другие, представляющий собой продукт рационализированного государства, с выпрямленными, математически выверенными чувствами, что подчеркивается говорящей портретной деталью: «прочерченными по прямой бровями» . Однако плоскостное, «выпрямленное» измерение не единственное его измерение, в нем есть то, что потенциально отличает его от других, в нем заложено особенное, поэтическое начало, которое содержится уже в поэтизации им Часовой Скрижали, вдохновенном восторге перед ее математическим совершенством и гармонией.
  • Любовь в романе : Поэма о величии Единого Государства, которую задумал написать инженер Д-503, с появлением любовной линии становится напряженным эмоциональным романным повествованием. Происходит перемена жанровой установки: роман идей становится романом людей. Любовные сцены в этом рационалистическом романе, как это ни удивительно, — одни из самых лиричных и эмоциональных во всей русской литературе. Любовная стихия так захватывает героя, так опьяняет его, что он совершенно иначе смотрит на привычные вещи.
  • Зрительные или слуховые ассоциации, связанные с именем (номером) персонажа : Для Замятина было очень важно зримо представить себе героя, его внешность, которая во многом определяла внутренний мир героя. Писатель много над этим размышлял, экспериментировал, вывел определенную теорию, которую применил в своей художественной практике. Опыт Е. Замятина свидетельствует, что писатель мастерски владеет не только приемами звуковой, но и зрительной характеристики персонажей. Один из самых характерных для Е. Замятина приемов характеристики персонажа – точный выбор имени героя, причем важными оказываются и зрительные, и слуховые впечатления.
  • Женские образы в романе (I-330, O-90, Ю) : Еще в 1920-е годы современниками Е. Замятина было замечено, что женские персонажи писателю особенно удаются. В целом герои-мужчины в романе "Мы" более рационалистичны, прямолинейны, обладают менее стойким характером, им свойственна рефлексия, колебания. Именно I-330 и О-90 — сильные характеры, — не колеблясь, противостоят Единому Государству в отличие от рефлексирующих мужских нумеров, при том, что обе героини — совершенно разные по психологии, внешности, жизненным целям.
  • Христианская и числовая символика в романе : Христианская символика активно используется в романе. Иногда христианские мотивы присутствуют в опосредованном виде. Например, голод в Едином Государстве устранен с открытием нефтяной пищи , которая, по сути, замещает древнейший символ христиан — хлеб. Системы священных чисел, сложившиеся в древнегреческой, древнееврейской и других древних культурах присредиземноморья, были частью усвоены, частью переосмыслены и в целом получили новое мистическо-символическое содержание в учении христиан. В функции наиболее знаменательных, ключевых стали использоваться числа, хорошо известные по Священному Писанию, – прежде всего 3, 7, 12.
  • Роль художественной детали : При всем разнообразии способов передачи психологического состояния персонажей преобладающим является косвенный психологизм , т.е. передача психологического состояния в его внешнем выражении: жесте, характере речи, мимике . Особенно важной здесь является художественная деталь, всегда в той или иной мере значимая в любом произведении. В эстетике Е. Замятина художественная деталь лидирует, является ведущим принципом организации портрета героя, что определяется общим импрессионистическим характером изображения.
  • Цвет в романе, зримость, живописность романа : Живопись словом, цветопись играют в произведениях Е. Замятина очень важную роль: цвет участвует в создании характера, содержит эмоционально-концептуальную характеристику окружающего мира, с его помощью более зримым и наглядным предстает основной конфликт произведения. Противостоящие миры имеют различную цветовую характеристику: в мире Единого Государства преобладает холодный голубовато-серый цвет , в противоположном мире — за Зеленой Стеной царитмногообразие красок, пестрота, разноцветье .
  • Импрессионистичность романа : Одна из особенностей замятинского романа – импрессионистичность, штриховой, пунктирный характер изображаемого, в результате чего воссоздается целостная объемная картина. Замятин почти никогда не дает развернутых описаний чувства, переживания героя, а дает отдельные штрихи, по которым читатель воссоздает переживание, чувство в целом. Целостная картина создается уже в воображении читателя, Замятин доверяет читателю и предоставляет ему право сотворчества.
  • Экспрессионистичность как средство создания психологической напряженности в романе : Еще одна особенность замятинского психологизма, наряду с импрессионистичностью, — повышенная экспрессия, экспрессионистичность. Предельная эмоциональная напряженность — это отличительная, одна из самых характерных черт замятинской манеры письма. И в этом сказывается влияние экспрессионизма 1910–1920-х годов. Экспрессионизм с его преувеличенностью, заостренностью и условностью образов как нельзя лучше подходит для замятинского романа-опровержения, романа-предупреждения. Автору важно обнажить, заострить мысль, довести ее до абсурда и тем самым скомпрометировать.
  • Различные «коды» прочтения романа. Современность романа : У романа "Мы" за восьмидесятилетнюю его историю сложились свои традиции, коды прочтения. Долгие годы преобладало идеологическое, социологическое прочтение романа, в перестроечные годы оно, естественно, укрепилось в связи с тем, что кардинально пересматривалось прошлое страны. В последние же годы содержание романа вписывается в более широкий контекст — в мировую историю ХХ века.

Вопросы к уроку-семинару по роману Е. Замятина «Мы».

Тема урока: «СУДЬБА ЛИЧНОСТИ В ТОТАЛИТАРНОМ ОБЩЕСТВЕ»

1. Как вы понимаете слова Ф.М.Достоевского из его романа «Братья Карамазовы»: «Нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, пред кем преклониться…,но главное для него в том, чтоб и все уверовали в того и преклонились пред ним, и чтобы непременно все вместе.»
2. По толковому словарю Ожегова, Даля или Виноградова найдите трактовку слов: «СЧАСТЬЕ», «СКРИЖАЛИ». Подберите ассоциации к слову «счастье».
3. В чём заключается «формула счастья», выведенная в Едином Государстве? (Запись 5-я)
4. В какие моменты жизни они («Нумера») ощущают себя счастливыми?
5. Назовите характерные черты изображённых людей?
7. Вспомните запись 2-ю, где герой размышляет о танце. Почему, по его мнению, танец красив?
8. Почему в Едином Государстве казнь становится праздником?
9. Вспомните, что Д-503 говорит о правах человеческой личности. (Запись 20-я).
10. Докажите, что стремление к слиянию с массами, к растворению собственного «я», к подчинению личной воли задачам общественного прогресса было характерной чертой мироощущения человека эпохи и литературы 20-х годов ХХ века.
11. Как проходят выборы?
12. Почему в Едином Государстве нет тюрем?
13. Вспомните особенности Государственной поэзии.
14. Является ли человеческая жизнь ценностью в Едином Государстве?
15. Остались ли поводы для зависти в Едином государстве?
16. Портрет I-330 . Чем она отличается от других героев произведения?
17. Происходят ли изменения с Д-503 после знакомства с I-330? Если «да» , то какие?
18. Получив фиктивную справку о болезни, герой испытывает переживания: «Я крал работу у Единого Государства, я- вор, я – под машиной благодетеля.» Почему страх перед физическим уничтожением лишь вторичен после ужаса по соображениям морали?
19. В чём символика числа «корень из -1»?
20. В чём заключается «Великая операция»? Почему, узнав о ней, Д-503 звонит I-330 ? (Запись 31-я)
21. Вспомните встречу Д-503 и Благодетеля. Докажите, что герой изменился. (Запись 36-я)
22. Что такое ОКСЮМОРОН? Найдите в тексте оксюмороны. Какова их функция?
23. В чём смысл названия романа Замятина?
24. От чего пытается предостеречь Замятин?
25. Что такое антиутопия?
26. Приведите примеры тоталитарных государств из истории.

Дидактические материалы к уроку по творчеству Е.И.Замятина

Подготовила учитель русского языка и литературы

МБОУ «Первомайская сош»

Первомайского района Тамбовской области

Халяпина Л.Н.

Роман «Мы»

История создания и жанр

Роман не был напечатан в СССР, ею публикация появилась за грани­цей на английском языке. В нашей стране он увидел свет лишь в 1988 г. При жизни писателя критика травила его даже за неопубликованные произведения. В 1931 г. Замятин навсегда покинул Родину. Неудовлетво­рённость советской действительностью заставила его задаться вопросом: каким должно быть будущее, в котором можно чувствовать себя счаст­ливым. Роман признан классической антиутопией XX в. Если жанр уто­ пии предполагает светлое будущее, то антиутопия не даёт такой надеж­ды. Роман предсказал, что тоталитарный режим погубит миллионы лю­ дей - и в нравственном, и в физическом смысле. Многое из того, что предсказал Замятин, сбылось. В России было создано тоталитарное госу­дарство, просуществовавшее 70 лет.

Краткое содержание

У Д-503 есть женщина 0-90, которая приходит к нему по розовому талончику. Неожиданно Д-503 встречает женщину 1-330 и влюбляется в неё. Она приводит его в Древний Дом, где он впервые видит то, что давно ушло из их жизни: рояль, яркие краски и необычные формы, статую Пушкина. Оказывается, 1-330 участвует в заговоре против Благодетеля. Она хочет, чтобы Д-503, строи­тель интеграла, тоже участвовал в плане «Мефи»: во время пробного полёта нужно разрушить Зелёную стену, за которой протекает естественная жизнь. Если разрушить эту стену, то можно покончить с Единым Государством. Д-503, как верный подданный, хочет донести на возлюбленную, но сначала он идёт в Медицинское Бюро: ему кажется, что в него врос вирус. В своих записях Д-503 с ужасом сообщает, что не может выполнять свои обязанности перед Единым Государством, что его «я» выделилось из «мы». Д-503 взят на заметку: его надо лечить, ведь у него «образовалась душа». А задуманный против госу­дарства план «Мефи», конечно же, провалился. Все арестованы, всех ждёт на­казание.

Над Д-503 производят Великую Операцию по удалению фантазий, после чего ему становится легко и он рассказывает Благодетелю всё, что ему известно о врагах Счастья. Д-503 становится свидетелем казни своей возлюбленной, но теперь она всего лишь та, которая хотела разрушить счастье «многомиллионно­го тела».

Единое Государство жестоко расправилось со страшной для себя угрозой - с любовью, которая пробуждает в человеке Личность, Красоту и Добро. Единое Государство может существовать лишь тогда, когда его граждане - это нумера, которые лишены возможности любить.

Изображение будущего

Общество будущего представлено в фантастическом и гротескном виде. Это «математически совершенная жизнь Единого Государства» (ЕГ). Без­душная техника и деспотическая власть превратили человека в придаток машины, отняли у него свободу, воспитали в добровольном рабстве. Всем здесь управляет Благодетель через своих Хранителей. В ЕГ всё про­думано, учтены вес черты бунтарской натуры человека и найдены все рычаги для их подавления. Любовь в ЕГ запрещена, она сводится к сексу и закону деторождения. Для каждого определяют подходящий табель сексуальных дней и выдают розовые талончики. Перед нами мир без любви, без души, без поэзии. Человеку - «нумеру», лишённому даже имени, было внушено, что счастье заключается и отказе от собственного «я» и растворении в безличном «мы».

Главный конфликт

Главным является конфликт идей: идеи Свободы и идеи Единого Госу­ дарства . Единое Государство в романе - это тоталитарное государство с мошной системой подавления в человеке его «я».

Роман даёт описание будущего тоталитарного государства и предупреждает об опасности, которую несёт в себе идеология, лишающая личность свободы.

Главный герой - Д-503

В своих записях Д-503 рассказывает о размеренной и правильной жизни нуме­ров. Это описание очень похоже на описание жизни сумасшедших, которые в один и тот же час и в одну и ту же минуту встают, начинают и заканчивают работу, подносят ложки ко рту и отходят ко сну. Д-503 восхваляет эту жизнь, не догадываясь, что его сознание всего лишь результат идеологической обра­ботки, цель которой - приобретение для Благодетеля послушного винтика, которым легко управлять.

Тематические задания по типу ЕГЭ

    Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните В 1- В7; С1- С2.

Установленный обычаем пятиминутный предвыборный перерыв. Установленное обычаем предвыборное молчание. Но сейчас оно не было тем действительно молитвенным, благоговейным, как всегда: сейчас было как у древних, когда еще не знали наших аккумуляторных башен, когда неприрученное небо еще бушевало время от времени «грозами». Сейчас было, как у древних перед грозой.

Воздух - из прозрачного чугуна. Хочется дышать, широко разинувши рот. До боли напряженный слух записывает: где-то сзади мышино-грызущий, тревожный шепот. Неподнятыми глазами вижу все время тех двух - 1 и R - рядом, плечом к плечу, и у меня на коленях дрожат чужие - ненавистные мои - лохматые руки.

В руках у всех - бляхи с часами. Одна. Две. Три… Пять минут… с эстрады - чугунный, медленный голос:

- Кто «за» - прошу поднять руки.

Если бы я мог взглянуть Ему в глаза, как раньше, - прямо и преданно: «Вот я весь. Весь. Возьми меня!» Но теперь я не смел. Я с усилием - будто заржавели все суставы - поднял руку.

Шелест миллионов рук. Чей-то подавленный «ах»! И я чувствую, что-то уже началось, стремглав падало, но я не понимал - что, и не было силы - я не смел посмотреть…

Кто «против»?

Это всегда был самый величественный момент праздника: все продолжают сидеть неподвижно, радостно склоняя главы благодетельному игу Нумера из Нумеров. Но тут я с ужасом снова услышал шелест: легчайший, как вздох, он был слышнее, чем раньше медные трубы гимна. Так последний раз в жизни вздохнет человек еле слышно - а кругом у всех бледнеют лица, у всех - холодные капли на лбу.

Я поднял глаза - и…

Это - сотая доля секунды, волосок. Я увидел: тысячи рук взмах­нули вверх - «против» - упали. Я увидел бледное, перечеркнутое крестом лицо I , ее поднятую руку. В глазах потемнело.

Еще волосок; пауза; тихо; пульс. Затем - как по знаку какого-то сумасшедшего дирижера - на всех трибунах сразу треск, крики, вихрь взвеянных бегом юниф, растерянно мечущиеся фигуры Храни телей, чьи-то каблуки в воздухе перед самыми моими глазами - возле каблуков чей-то широко, раскрытый, надрывающийся от неслышного крика рот. Это почему-то врезалось острее всего: тысячи беззвучно орущих ртов - как на чудовищном экране.

Ответы на задания В1-В7 дайте в виде слов или словосочетаний.

В1. Какой официальный праздник Единого Государства описан в данном эпизоде?

В2. На строительстве какого объекта занят герой-повествова­тель (запишите слово в именительном падеже)?

В3. Какая комбинация цифр и букв служит именем герою-рас­сказчику?

В4. Какой стилистической фигурой является повтор словосочета­ния «установленный обычаем» в начале фрагмента?

В5. Найдите выразительный эпитет в последнем предложении отрывка (запишите слово в именительном падеже).

В6. Какое изобразительно-выразительное средство использова­но в следующем предложении: «Я с усилием - будто заржавели все суставы - поднял руку»?

В7. Как называется стилистическая фигура, основанная на со­единении в одном предмете или явлении несоединимого (например, «надрывающийся от неслышного крика рот»; «тысячи беззвучно орущих ртов»)?

Ответы на задания В1-В7

В1

День Единогласия

В2

Интеграл

В3

Д – 503

В4

Анафора

В5

Чудовищный

В6

Сравнение

В7

Оксюморон

    Задания с развернутым ответом ограниченного объема (5 - 10 предложений)

С1. Почему когда-то любимый праздник теперь вызывает у ге­роя-рассказчика не благоговение, а тревогу?

С2. В каких произведениях русской литературы изображены кар­тины восстания или бунта против власти и в чем они близки роману Е. Замятина «Мы»?

    Дайте полный, развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 200 слов), привлекая необхо­димые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по воз­можности раскрывая собственное видение проблемы.

С5. Почему свои личные записи герой романа Е. Замятина реша­ет озаглавить «Мы»?

Используемая литература

    Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2010

    Кучина Т.Г., Леденёв А.В. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2010

Разработки уроков по роману Евгения Замятина «Мы»

Уроки 1,2 (2 часа)

Тема: Евгений Замятин, роман-антиутопия «Мы».

Цель уроков : учащиеся познакомятся с творческой судьбой писателя; смогут раскрыть оригинальность его ума, нравственную бескомпромиссность, будут иметь общее представление о романе-антиутопии «Мы», постараются разобраться в проблематике романа, углубят представление о жанре антиутопии, почувствуют гуманистическую направленность произведения, утверждение писателем человеческих ценностей.

Задачи: учащиеся задумаются о судьбе автора, заинтересуются его творческой личностью, через осмысление текста ребята поймут содержание произведения, будут развивать устную и письменную речь, коммуникативные навыки, умение слушать друг друга.

Ход уроков .

Вступительное слово преподавателя.

Посмотрите на тему нашего сегодняшнего урока. (На доске надпись: «Что такое мы?»)

Согласны ли вы с тем, что ответ на этот вопрос очень многогранен? Докажите (Ответы учащихся). Так вот сегодня мы отчасти попробуем разобраться в этом вопросе. Но прежде посмотрите на доску и те изменения, которые я хочу вам предложить. (Преподаватель меняет надпись на доске, добавляя кавычки и превращая нарицательное в имя собственное, получается: «Что такое «Мы»?») Что у нас получилось? Каково содержание этого вопроса? (Предположения обучающихся)

Да, действительно, «Мы» - это роман Евгения Замятина, и мне очень хочется, чтобы сегодня мы не только познакомились с автором, разобрались в повествовательной структуре названного романа, а на основании анализа этого произведения, задумались над предложенными вопросами, учитывая и первый и второй вариант.

Кто же такой Евгений Замятин? Я хочу показать вам портрет этого человека. Он прожил недолгую, но до отказа наполненную событиями, размышлениями и творчеством жизнь.

Сообщение обучающегося.

Евгений Иванович Замятин (1884-1937) по натуре и миросозерцанию был бунтарем. «Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики. А если писатель должен быть благоразумным, должен быть католически-правомерным, должен быть сегодня полезным… тогда нет литературы бронзовой, а есть только бумажная, которую читают сегодня и в которую завтра заворачивают глиняное мыло…» (статья «Я боюсь»). Это было писательское кредо Замятина. И роман «Мы», написанный в 1920 году, стал художественным его воплощением. Как Замятин шел к этому роману? Студенческие годы в Петербурге сопровождались бурной политической деятельностью - он был с большевиками: «В те годы быть большевиком - значило идти по линии наибольшего сопротивления…» («Автобиография»). Несколько месяцев в одиночной камере в Шпалерной тюрьме (1905), затем ссылка на родину, в Лебедянь; полулегальное проживание в Петербурге, опять ссылка. К этому времени он получает образование, становится морским инженером, кораблестроителем, пишет рассказы, повести. Затем отходит от революционной деятельности. «Люблю борьбу не физическую, люблю бороться словом». Повесть «Уездное» (1912), в которой Замятин обратился к косному быту провинции, сделала его имя известным. В 1914 году в повести «На куличках» изобразил жизнь отдаленного армейского гарнизона. Произведение было признано оскорбительным для русской армии и запрещено.

1917-1920-е годы - наиболее плодотворный период литературной работы Замятина. Пишет рассказы, пьесы, работает в правлении Всероссийского союза писателей, в различных издательствах, редактирует журналы. «Серапионовым братьям» читает лекции о том, как не надо писать. В романе «Мы» покажет, как не надо жить. С чтением его Замятин не раз выступал на вечерах, знакомил с рукописью критиков и литературоведов.

Опубликован в России роман не был: современники восприняли его как злую карикатуру на социалистическое, коммунистическое общество будущего. В конце 20-х годов на Замятина обрушилась кампания травли со стороны литературных властей. «Литературная газета» писала: «Е. Замятин должен понять ту простую мысль, что страна строящегося социализма может обойтись без такого писателя». Как это было похоже на его роман: «мы» можем вполне обойтись без неповторимого, индивидуального «я»!

В июне 1931 года писатель обращается к Сталину с письмом: «…я прошу разрешить мне выехать за границу - с тем, чтобы я мог вернуться назад, как только у нас станет возможно служить в литературе большим идеям без прислуживания маленьким людям, как только у нас хоть отчасти изменится взгляд на роль художника слова». Это был крик отчаяния писателя, которому не давали возможности печататься, не ставили его пьесы на сцене. Получив разрешение на выезд, в ноябре 1931 г. Замятин покинул Советский Союз и последние годы жизни прожил во Франции, до конца сохраняя советское гражданство. Н. Берберова в книге «Курсив мой» вспоминала: «Он ни с кем не знался, не считал себя эмигрантом и жил в надежде при первой возможности вернуться домой».

Надежда эта не сбылась. Роман «Мы», известный читателям Америки, Франции (там он был опубликован в 20-е годы), вернулся на родину только в 1988 году.

Преподаватель. Прежде чем говорить на уроках о содержании этого произведения, выясним, что же такое утопия и антиутопия. Какие утопии вы знаете? («Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Т. Кампанеллы. Вспомните, в 10 классе вы встретились с социалистической утопией, представленной в снах Веры Павловны в романе Чернышевского «Что делать?»). Итак, утопия - это вымышленная картина идеального жизненного устройства. Антиутопия - жанр, который еще называют негативной утопией. Это изображение такого возможного будущего, которое страшит писателя, заставляет его тревожиться за судьбу человечества, за душу отдельного человека.

Конечно, те из критиков, кто увидел в картине будущего, созданной Замятиным, только злую карикатуру на социальное устройство, задуманное большевиками, были не правы. Иначе не читался бы этот роман с интересом сейчас. Значение его более широкое, всеобъемлющее. Это и предстоит нам выяснить в ходе разговора о романе «Мы».

Постараемся наметить направления нашей беседы. О чем этот роман?

Варианты ответов обучающихся:

- это роман о великом техническом прогрессе, достигнутом на Земле,
- это роман о счастье, каким его представляют люди в 28-м веке,
- это роман о бездуховном обществе,
- это роман о любви и предательстве,
- это роман о тоталитаризме,
- это роман о свободе и несвободе человека, о его праве на выбор.
Жанр романа диктовал выбор сюжетного приема, особенности композиции. В чем они заключаются?

Обучающийся. Повествование представляет собою записи-конспект строителя космического корабля (в наше время его назвали бы главным конструктором). Он рассказывает о том периоде своей жизни, который позже сам определит как болезнь. Каждая запись (их в романе 40) имеет свой заголовок, состоящий из нескольких предложений. Интересно проследить, что обычно первые предложения обозначают микротему главы, а последнее дает выход на ее идею: «Колокол. Зеркальное море. Мне вечно гореть», «Желтое. Двухмерная тень. Неизлечимая душа», «Авторский долг. Лед набухает. Самая трудная любовь».

Преподаватель. Обратите внимание на стиль писателя. Форма конспекта - и никаких эмоций, короткие предложения, многочисленные тире и двоеточия. Для понимания содержания важно и то, что многие слова пишутся только с большой буквы: Мы, Благодетель, Часовая Скрижаль, Материнская Норма и т. д. Несколько искусственный, сухой язык идет от искусственности того мира, в котором живут герои.

Роман назван необычно - «Мы». Как заявлена тема «мы» в начале романа?

Обучающийся. Главный герой говорит о себе, что он только один из математиков Великого Государства. «Я лишь попытаюсь записать то, что вижу, что думаю - точнее, что мы думаем (именно так - мы, и пусть это «Мы» будет заглавием моих записей)».

Преподаватель. Что настораживает читателя сразу? - Не «я думаю», а «мы думаем». Он, великий ученый, талантливый инженер, не осознает себя личностью, не задумывается над тем, что у него нет собственного имени и, как и остальные жители Великого Государства, он носит «нумер» - Д-503. «Никто не «один», но «один из» (2-я запись). Забегая вперед, скажем, что в самую горькую для него минуту он подумает о матери: для нее он не был бы Строителем «Интеграла», нумером Д-503, а был бы «простым человеческим куском - куском ее же самой» (36-я запись. В дальнейшем в скобках указывается только номер записи).

Какое слово достаточно часто звучит в 1-й записи конспекта?

Обучающийся. Слово это - «счастье». Начинает Д-503 свои записки цитатой из Единой Государственной Газеты, в которой сообщается, что близится час, когда «Интеграл» отправится в мировое пространство, неся счастье существам, обитающим на других планетах. «Если они не поймут, что мы несем им математически-безошибочное счастье, наш долг - заставить их быть счастливыми».

Преподаватель. Уже сейчас заявлена тема насилия - «заставим»! Итак, счастье, которое будет навязано силой. И само Единое Государство строилось так же. В период Двухсотлетней Войны гнали из деревни в город людей, «чтобы силою спасти их и научить счастью».

Что же граждане («нумера») Единого Государства воспринимают как счастье? Как живется им под бдительным оком Благодетеля?

Обучающиеся к уроку отбирали факты, подтверждающие, по мысли Д-503, что счастливее людей не бывает.

1) Человеку покорились силы природы, дикая стихия осталась за Зеленой Стеной. «Мы любим только… стерильное, безукоризненное небо».
2) «Скрижаль» определяет жизнь нумеров, превращает их в винтик единого, отлаженного раз навсегда механизма. Они одновременно встают утром, начинают и заканчивают работу. «В одну и ту же… секунду мы подносим ложки ко рту, - и в одну и ту же секунду выходим на прогулку и идем в Аудиториум, отходим ко сну».
3) Изобретена нефтяная пища. («Правда, выжило только 0,2 населения земного шара».) Но теперь нет проблем с едой.
4) «Подчинив себе Голод, Единое Государство повело наступление против другого владыки мира - против Любви. Наконец, и эта стихия была тоже побеждена». Нет страданий из-за неразделенной любви. Любовь осуществляется по розовому талончику, за опущенными в стеклянном доме шторами, в строго определенное время, по предварительной записи на партнера.
5) Регулируется деторождение, и воспитание детей Государство взяло на себя: существует Детско-воспитательный Завод. (На нем работает Ю, которая считает, что «самая трудная и высокая любовь - это жестокость»).
6) Поэзия и музыка подчинены общему ритму жизни. «Наши поэты уже не витают более в эмпиреях: они спустились на землю; они с нами в ногу идут под строгий механический марш Музыкального Завода».
7) Чтобы нумеров не мучила необходимость самостоятельно оценивать происходящее, издается Единая Государственная Газета, которой безоговорочно верит даже талантливый Строитель «Интеграла».
8) Каждый год в День Единогласия, конечно, единогласно избирается Благодетель. «Мы снова вручим Благодетелю ключи от незыблемой твердыни нашего счастья».

Преподаватель. Так живет Единое Государство. По улицам ходят нумера с лицами, «не омраченными безумием мыслей». Ходят «мерными рядами, по четыре, восторженно отбивая такт… сотни, тысячи нумеров, в голубоватых юнифах, с золотыми бляхами на груди…». И всегда рядом - Хранители, которые все видят, все слышат. Но и это не возмущает Д-503, ведь «инстинкт несвободы издревле органически присущ человеку». Поэтому Хранители сравниваются с «архангелами» древних людей.

Миллионы недумающих счастливых людей! Человек-машина - таков «нумер» (не гражданин!) Единого Государства. Автоматизм действий и мышления, никакой работы души (что это - душа?). Технический прогресс, оказывается, может не сопровождаться духовным. Недаром В. Маяковский, живший с Замятиным в одно время и, вероятно, так же воспринимавший наступление «Железного Миргорода», отмечал, что на технику надо набросить намордник, иначе она перекусает человечество.

Счастье для всех! Но, как окажется, среди миллионов счастливых есть такие, которые не удовлетворены всеобщим счастьем. Попросим учеников назвать их. Будут названы I-330, R-13, доктор из Медицинского Бюро, O-90. Отметим, что не случайно среди них женщины. Женщины скорее мужчин не согласятся с автоматизмом жизни, с полной зависимостью от обстоятельств. (Вспомним Катерину и Ларису у Островского, Веру Павловну у Чернышевского, Елену Стахову у Тургенева.)

Обучающийся. O-90, постоянная партнерша Д-503, живет мечтой о ребенке. В Едином Государстве не могут позволить, чтобы без контроля шла сексуальная жизнь. Раньше, «как звери, вслепую, рожали детей», не могли додуматься до Материнской и Отцовской Норм. «О - сантиметров на 10 ниже Материнской Нормы», ей запрещено рожать. Но иметь ребенка - самое заветное ее желание. Отсюда слезы, которых не понимает и не принимает Д (плакать не принято). Д не понимает и прелести веточки ландышей у нее в руке, а для О - это символ живой жизни. Интересно в связи с O-90обратить внимание на особенности портретов в романе: нет индивидуальности - и нет во внешности ничего отличающего один нумер от другого (у Второго Строителя «Интеграла» лицо «круглое, белое, фаянсовое - тарелка»). Но у O-90 розовый ротик, хрустально-синие глаза - уже индивидуальность! Она «вся из окружностей, с детской складочкой на руке». Не случайно и ее имя-нумер: в нем тоже все кругло - оно передает присущую ей гармонию. Ради ребенка O готова пойти под Газовый Колокол. « - Что? Захотелось машины Благодетеля?.. - Пусть! Но ведь я же почувствую его в себе… И хотя несколько дней…» (19) Символично, что O-90 вместе с будущим ребенком окажется спасена - победит жизнь в живом. С помощью I-330 она будет переправлена через Зеленую Стену.

Обучающийся. I-330 - полная противоположность О. Уже портретные черты иные: «Улыбка - укус, сюда - вниз». «Острым углом вздернутые к вискам острые рожки икса…» Она «тонкая, резкая, упрямо-гибкая, как хлыст». И одновременно может быть другой, женственной: именно она надевает на себя платья, которые носили в древности, - и преображается. I входит в тайную организацию «Мефи», планирующую захватить «Интеграл». Строитель космического корабля понадобился ей для того, чтобы осуществить этот план. Она хороший психолог, знает, как можно воздействовать на людей. Она показывает полюбившему ее ученому другую жизнь: водит в Древний Дом, выходит с ним за Зеленую Стену. Она обращается к его разуму: «Тебе, математику, - разве не ясно, что только разности - разности - температур, только тепловые контрасты - только в них жизнь». I соглашается с испуганным предположением Д, что это революция: да, то, что «Мефи» затевают, - это революция. Но для I существуют «две силы в мире - энтропия и энергия. Одна - к блаженному покою, к счастливому равновесию, другая - к разрушению равновесия, к мучительно-бесконечному движению». I добивается своего: Строитель «Интеграла» готов ради нее на все. Но захват корабля сорвался. Предводительница «Мефи» под Газовым Колоколом. «Она не сказала ни слова».

Преподаватель. Почему судьба I окажется столь трагичной? Всемогущее тоталитарное государство сильно, оно проникает во все сферы человеческой жизни. Группа заговорщиков не в состоянии победить Благодетеля со всей его системой насилия, слежки, подавления. Но есть еще одна, не менее важная причина гибели I.

Несмотря на то что I связана с зеленым миром, с теми, кто за Стеной, она тот же Благодетель: как и он, стремится силой сделать людей счастливыми. «…Вы обросли цифрами, по вас цифры ползают, как вши. Надо с вас содрать все и выгнать голыми в леса. Пусть научатся дрожать от страха, от радости, от бешеного гнева, от холода, пусть молятся огню…» . Но I-330, в отличие от Благодетеля, в состоянии понимать, что со временем и «Мефи» состарятся, забудут, что нет конечного числа, и опадут с древа жизни, как осенний лист.

Кто еще, кроме I-330 и O-90, хочет строить свой мир?

Обучающийся. Это поэт R-13, член «Мефи». R рассказывает Д-503 о другом поэте, который заявил, что он «гений, гений - выше закона». На словах осуждает его, но «веселого лака в глазах не было». Нет гениев? «Мы - счастливейшее среднее арифметическое. Как это у вас говорится: проинтегрировать от нуля до бесконечности - от кретина до Шекспира…» - иронизирует R.

Среди тех, кто не смирился, - врач из Медицинского Бюро, выручивший Д справкой. Как обнаружится позже, с ними даже «дважды изогнутый, вроде буквы S», из числа Хранителей.

Лишь упомянуто будет в записках о казни трех нумеров. Среди них - юноша. К нему, желая спасти, из рядов бросается с криком женщина: «Довольно! Не сметь!» Недаром она показалась Д похожей на I (посмела! выйти! из рядов!).

Вспомним, как многие нумера будут пытаться спастись бегством, когда их станут силой загонять в Операционную, чтобы вырезать фантазию. Их, оказывается, много - тех, кто вместо вечного «мы» хочет ощущать «я».

Преподаватель. Настало время обратиться к главному герою - самому повествователю. Однажды I скажет в разговоре с ним: «Человек как роман: до самой последней страницы не знаешь, чем кончится. Иначе не стоило бы и читать…» Тот, кто впервые читает роман Замятина, действительно не знает до последней записи, как сложится судьба Строителя «Интеграла».

Каков он в начале романа? Каким представляет себя читателю в первых записях конспекта?

Д-503 - талантливый ученый, математик, строитель космического корабля. Он, частица Единого Государства, абсолютно уверен в правомерности того, что в этом Государстве происходит. «Не государство, общество как сумма личностей, а только человек как часть государства, общества. Человек ничтожен перед величием государства». Гений служит идее Благодетеля - идее тирании. Более всего он мечтает сейчас о скорейшем завершении строительства «Интеграла» и полете к другим планетам.

И вдруг жизнь его, счастливая и размеренная, изменится так, что сам он новое свое состояние оценит как болезнь. «Должен записать, чтобы вы, неведомые мои читатели, могли до конца изучить историю моей болезни». Когда в автомате начинаются сбои - это болезнь.

Так в чем же причины его «болезни»? Как она начиналась? Каковы ее «симптомы»? В жизнь Первого Строителя «Интеграла» неожиданно для него самого входит любовь. Входит вместе с музыкой Скрябина. Звучит она как отрицательный пример, должный показать, что выше современных «математических композиций» быть ничего не может. На эстраде Аудиториума рояль из прошлого. Женщина в костюме древней эпохи. «Села, заиграла. Дикое, судорожное, пестрое, как вся тогдашняя их жизнь, - ни тени разумной механичности. И, конечно, они, кругом меня, правы: все смеются. Только немногие… но почему же и я - я?»

Что произошло с героем? Почему не смеется? Знаменательно, что первый раз он ощутил себя как «я», отделенное от «мы», от всех. Любовь делает человека индивидуальностью. Любить «как все» нельзя. «До сих пор мне все в жизни было ясно… А сегодня… Не понимаю». И далее последует череда поступков, которые Д сам себе объяснить не может. Назовите их.

Обучающийся. Это первое посещение Древнего Дома. Насмешливый тон I. Обещание через знакомого врача выдать удостоверение, что Д был болен. Толкает на обман? Он обязан донести на нее, сделать заявление в Бюро Хранителей. Но не идет туда, сам себе удивляясь: «Неделю назад - я знаю, пошел бы, не задумываясь. Почему же теперь?.. Почему?» Кстати, O-90 осмеливается говорить о Хранителях как о шпионах. И все-таки Д подходит к Бюро, куда ходят люди, «чтобы совершить подвиг… чтобы предать на алтарь Единого Государства своих любимых, друзей - себя». Но что-то в последний момент останавливает его.

В череде необычных поступков и первый приход к I-330 с розовым талоном. «Странное ощущение: я чувствовал ребра - это какие-то железные прутья и мешают - положительно мешают сердцу, тесно, не хватает места». Д приводит в ужас непривычное древнее платье I вместо юнифы, ликер, который она пьет и от которого испуганно отказывается он, ее курение, ее поцелуй. И оказывается, что теперь в нем вместо «мы» заговорило «я», он ревнует любимую. «Я не позволю. Я хочу, чтоб никто кроме меня. Я убью всякого, кто… Потому что я вас - я вас…» Слово «люблю» так и остается непроизнесенным. В этот раз боязнь опоздать домой пересиливает страсть. «Я гибну. Я не в состоянии выполнять свои обязанности перед Единым Государством… Я…»

Преподаватель. Как сам Д-503 ощущает двойственность своего сознания, восприятия действительности? Он теперь всегда в состоянии выбора. «Вот я - сейчас в ногу со всеми - и все-таки отдельно от всех». Происходит раздвоение «я». Причем, если одно «я» - то, которое часть «мы», ему знакомо, то второе - нет. «Если бы знать: кто - я, какой - я?»

Почему именно сейчас он часто вспоминает то, что известно ему из жизни далеких предков? (О Боге - запись 9; о литературе - запись 12.) Тогда человек - несовершенный, незащищенный (над этим по привычке смеется Д) - был человеком, а не «винтиком» отлаженного механизма. О себе же может думать только как о машине. «Что со мной? Я потерял руль. Мотор гудит вовсю, аэро дрожит и мчится, но руля нет, - и я не знаю, куда мчусь: вниз - и сейчас об земь, или вверх - и в солнце, в огонь…»

Итак, надо сделать выбор. Какое решение примет Д, устав мучиться? Он идет в Медицинское Бюро. И узнает от врача, что у него, вероятно, «образовалась душа». Ответ найден. В бездуховном обществе жить спокойно может, конечно, только тот, у кого нет души. «Это странное, древнее, давно забытое слово». Как вылечиться, тем более, как по секрету сказал врач, речь идет об эпидемии? В обществе, в котором решены все проблемы, душа не нужна. Врач горько объяснит: «Почему? А почему у нас нет перьев, нет крыльев - одни только лопаточные кости - фундамент для крыльев? Да потому что крылья уже не нужны… Крылья - чтобы летать, а нам уже некуда: мы прилетели, мы - нашли». Единое Государство незыблемо. Некуда «лететь» его нумерам.

Преподаватель. Какое событие романа является кульминационным? Это событие станет наиглавнейшим и в жизни Д-503. Несомненно, что вершиной повествования становится запись о событиях, произошедших в День ежегодных выборов Благодетеля. Перескажите коротко главу.

Обучающиеся. «История Единого Государства не знает случая, чтобы в этот торжественный день хотя бы один голос осмелился нарушить величественный унисон». В этот раз на чисто символический вопрос: «Кто против?» - тысячи рук взлетели вверх. Д-503 спасает, уносит I от разъяренной толпы, от Хранителей. Вечером, вспоминая, что произошло, рассуждает: «Мне за них стыдно, больно, страшно. А впрочем - кто «они»? И кто я сам: «они» или «мы» - разве я - знаю». Первый раз задал себе этот вопрос откровенно. Но однозначного ответа на него не находит. Он привык воспринимать себя лишь как точку; но, талантливый математик, он не может не осознавать: «…в точке - больше всего неизвестностей; стоит ей двинуться, шевельнуться - и она может обратиться в тысячи разных кривых, сотни тел. Мне страшно шевельнуться: во что я обращусь завтра?»

За это «завтра» Строителя «Интеграла» и всего Единого Государства поведут борьбу I и Благодетель.

I решит отвести Д-503 за Зеленую Стену. «Я был оглушен всем этим, я захлебнулся…» I, выступая перед толпой человек в 300-400, сообщит, что с ними Строитель того космического корабля, который должен принадлежать им. Люди начнут в восторге подбрасывать Д вверх. «Я чувствовал себя над всеми, я - был я, отдельное, мир, я перестал быть слагаемым, как все, и стал единицей». До этого только «нумер», он осознает в себе «несколько капель солнечной, лесной крови», которая, как считает I, возможно, есть в нем. Перед Д открылся новый, живой, а не искусственный мир.

Преподаватель. Как Благодетель отреагирует на результаты выборов, на сбой в работе налаженного механизма?

Ответ. На следующее утро Единая Государственная Газета уверенно объяснит, что происшедшее нелепо было бы воспринимать всерьез. Заговорщики «Мефи» будут пойманы и казнены. Есть средство, которое избавит людей от охватившей их болезни, - это операция по удалению фантазии. Оказывается, что в могучем Государстве глубины человеческого сознания остались недоступны вмешательству извне: из-за фантазии могут происходить бунты.

Д-503 окажется перед выбором: «Операция и стопроцентное счастье - или…» Решение принято: он с I, с «Мефи», он отдаст им «Интеграл». Но полет будет прерван из-за предательства. Д-503 предстанет перед Благодетелем, обратившимся сначала к его разуму. Он, Строитель «Интеграла», изменил предназначенной ему роли величайшего конквистадора, не открыл «новую, блистательную главу истории Единого Государства». Да, люди всегда стремились к счастью. Они молились о том, «чтобы кто-нибудь раз навсегда сказал им, что такое счастье, - и потом приковал их к этому счастью на цепь». Путь к счастью жесток и бесчеловечен, но его надо пройти.

Преподаватель. Какой самый сильный аргумент приберег Благодетель напоследок, чтобы вернуть Д-503 под свое иго?

Благодетель теперь сыграет на его чувствах: убеждает его, что он нужен был I лишь как строитель космического корабля. Еще раньше несколько раз, неосознанно до конца, возникали у Д такие подозрения. Однажды он получил письмо, в котором I просила в определенный час спустить шторы, чтобы думали, что она у него. В другой раз его насторожил вопрос об «Интеграле» - скоро ли он будет готов? Теперь эти подозрения подтверждаются. От Благодетеля он отправляется к I, не застает ее, но находит в комнате огромное количество розовых талонов с буквой «Ф». Д-503 убедился в том, что I, оторвав его от «мы», заставив стать «я», хотела использовать его лишь как инструмент для достижения цели. «Я» героя не может вынести нравственных мучений, не свойственных единому организму под названием «мы». Он решает «вырезать фантазию». «Все решено - и завтра утром я сделаю это. Было это то же самое, что убить себя - но, может быть, только тогда я и воскресну. Потому что ведь только убитое и может воскреснуть».

Операция совершена. Нет фантазии, нет души, нет страданий. Теперь Д спокойно, отстраненно наблюдает за тем, как под Газовым Колоколом казнят «ту женщину». «…Я надеюсь - мы победим. Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить».

Рефлексия. Закончим работу с романом, определив его идею.

Обучающиеся. Содержанием романа Е. Замятин утверждает мысль о том, что у человека всегда есть право выбора. Неестественно преломление «я» в «мы», и если человек поддается воздействию тоталитарной системы, то он перестает быть человеком. Нельзя строить мир только по разуму, забыв, что у человека есть душа. Машинный мир не должен существовать без мира нравственного.

Преподаватель. Подтвердим эти мысли словами самого Замятина из интервью 1932 года: «Близорукие рецензенты увидели в этой вещи не больше чем политический памфлет. Это, конечно, неверно: этот роман - сигнал об опасности, угрожающей человеку, человечеству от гипертрофированной власти машин и власти государства - все равно какого».

Не только Замятиным руководил в XX веке страх за судьбу человечества. За первенцем антиутопий - романом «Мы» - последовали «Прекрасный новый мир» (1932) О. Хаксли, «Скотный двор» (1945) и «1984» (1949) Д. Оруэлла, «451 градус по Фаренгейту» (1953) Р. Брэдбери. Так же как роман Замятина, эти произведения звучат как трагедийно-сатирическое пророчество о будущем.

Домашнее задание: сочинение на одну из тем:
1) «Я» и «мы» в романе Замятина.
2) Тревога за будущее в антиутопии Замятина «Мы».
3) Предсказание или предупреждение? (По роману Замятина).

  1. В чем заключается суть теории «неореализма» (синтетизма, экспрессионизма) по Е. Замятину?
  2. История создания и публикации романа "Мы".
  3. Форма повествования. Жанр. Сюжет. Композиция романа "Мы".
  4. Какое утверждение вам ближе: «очень растянут роман и тяжело читается» (А. К. Воронский) или «“Мы” — блестящая, сверкающая талантом вещь; среди фантастической литературы редкость тем, что люди — живые и судьба их очень волнует» (А. Солженицын)?
  5. Поэтика, смысл названия романа "Мы".
  6. Как воплощена в романе идея всеобщего счастья (Часовая Скрижаль и др.)? Проанализируйте систему ограничений, созданную Единым Государством, как влияет она на сознание нумеров (цена человеческой жизни, история «Трех отпущенников» и др.). Почему герой-повествователь противопоставляет американского инженера-изобретателя Ф. Тейлора (1856 -1915), основоположника научной организации труда, немецкому философу И. Канту (1724-1804)?
  7. Роль искусства в Едином Государстве. Каким вы себе представляете архитектурный облик Единого Государства?
  8. Официальный государственный язык Единого Государства; как связаны язык и тип сознания нумеров? Речевая характеристика персонажей.
  9. Образная система романа: какие персонажи понадобились автору для раскрытия центральной идеи произведения?
  10. Как соотносятся имя, внешний портрет и внутренняя суть персонажей в романе? Символика имен.
  11. Д-503 и другие нумера: общее и отличительное. Чем центральный герой близок автору? В чем заключается суть конфликта Д-503 с государством? Как развивается и как разрешается этот конфликт?
  12. Любовная линия в романе. Образы О-90 и I-330 в ро мане. Какая точка зрения вам ближе: I-330 — это героическая мужественная революционерка и одновременно душевная благодетельница Д-503 (Л. В. Полякова) - или I-330 — это коварная шпионка, которая использовала любовь Д-503 для достижения своих корыстных целей (А. Штейн) 1 ?
  13. Как вы понимаете финал («итог») романа?
  14. Библейские мотивы, лексика и символика (в том числе цветовая) в романе "Мы" («хлеб древних христиан», нефтяная пища жителей ЕГ и др.).
  15. Особенности портретной характеристики персонажей, роль художественной детали (символики).
  16. Цветовой колорит романа "Мы", символика цвета.
  17. Характер противостояния Единого Государства и мира за Зеленой Стеной (на уровне идеологии, предметного мира, портретных деталей персонажей, образа жизни, цветового колорита и т.д.).
  18. Автор о романе "Мы". От повести «Островитяне» к роману "Мы". Сатирический (политический) и общечеловеческий коды прочтения романа.
  19. Роман "Мы" и литературные антиутопии ХХ века (Дж. Оруэлл «1984», О. Хаксли «О дивный новый мир»).

Читайте также статьи по творчеству Е.И. Замятина и анализу романа "Мы".

Евгений Иванович Замятин

1920 г. – написан роман «Мы», в 1921 г. рукопись была отправлена в Берлин. 1924 г. - выясняется, что вследствие цензурных затруднений роман «Мы» в Советской России не может быть напечатан. Весной 1927г. появляются отрывки из романа «Мы» в пражском журнале «Воля России», без ведома писателя. Началась травля писателя. На русском «Мы» вышел в 1952 в Нью-Йорке в Издательстве им. Чехова, в России впервые вышел лишь в 1988 году.

Е.И. Замятин не встал в ряды оппозиции, но спорил с большевизмом. Он вышел из Союза писателей и написал заявление с просьбой разрешить ему и его семье уехать за границу. В просьбе ему было отказано. Е.Замятин написал смелое письмо И. Сталину, в котором потребовал, чтобы ему дали возможность печатать свои произведения на родине или разрешили уехать за границу.

Как писатель он всегда был честен: «Я знаю, что у меня очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то что мне кажется правдой, в частности, я никогда не скрывал своего отношения к литературному раболепству, прислуживанию и приукрашиванию: я считал -и продолжаю считать - что это одинаково унижает как писателя, так и революцию», - писал Замятин в письме Сталину.

По редкому стечению обстоятельств Замятину удалось получить право на легальный выезд для себя и жены, и в ноябре 1931 года он уехал из России.

Антиутопия - изображение опасных, пагубных последствий разного рода социальных экспериментов, связанных с построением общества, соответствующего тому или иному социальному идеалу. Жанр антиутопии начал активно развиваться в XX веке и приобрел статус «романа-предупреждения».

В 1920 году Маяковский написал поэму «150 000 000». Его имя демонстративно отсутствует на обложке - он один из миллионов: «Партия - рука миллионнолапая, сжатая в один громящий-кулак ». «Единица! Кому она нужна?!... Единица - вздор, единица - ноль...». « Я счастлив, что я этой силы частица, что общие даже слёзы из глаз».

Подписи к слайдам:

«Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики», - писал Евгений Замятин в статье «Я боюсь».

Иллюстрации к роману Е. Замятина ""Мы"". О. К. Вуколов, 1989 г...





Top