Музыкально компьютерные технологии в образовании. Использование информационно - компьютерных технологий в современном музыкальном образовании- «за» и «против

21 февраля 2016 года в ДШИ им. Г. Кукуевицкого состоялась IV городская олимпиада учащихся детских школ искусств по музыкальной литературе с использованием компьютерных технологий.

В олимпиаде приняли участие 4 команды учащихся 2 - 4 годов обучения по музыкальной литературе детских школ искусств города. Команды соревновались в конкурсных испытаниях: «Приветствие», «Защита презентации «Творчество и биография композитора» и «Тестовое задание».

Особенно ярким и зрелищным стал первый этап олимпиады «Приветствие», в котором команды представили творческие домашние задания, выполненные в виде театрализованных выступлений.

Учащиеся нашей школы показали музыкальную «Сказку про царя, музыкальные инструменты и оркестр» (сценарий Дмитрюк Ю.В. и Бартеневой Т.Н.). Роль царя исполнил Насибуллин Ренат, роль трубача – Вартик Михаил (преп. Пастернак С.В.), с ролью ведущей прекрасно справилась Пагони Марина. В постановке сказки с большой радостью принял участие камерный оркестр «Вдохновение» (рук. Тушкова М.А., конц. Лоик Т.Н.).

Во втором конкурсном испытании была представлена мультимедийная презентация на тему: «Творческий путь С.В. Рахманинова», которую прокомментировала Корнилова Софья (преп. Бартенева Т.Н., Лопацкая Н.Н.). Прекрасным фоном звучала музыка самого Рахманинова в исполнении Борисенко Екатерины (преп. Ростовская Л.Б.).

Третьим этапом олимпиады стало тестирование. Учащиеся ответили на 80 вопросов по музыкальной литературе. В этом конкурсном испытании приняли участие учащиеся 5 класса: Колев Павел (преп. Дмитрюк Ю.В.), Олейник Марина, Овсяник Екатерина (преп. Бартенева Т.Н.), учащиеся 6 класса Гордеева Анастасия, Стародумова Мария (преп. Притупова Е.А.) и учащаяся 7 класса Корнилова Софья (преп. Бартенева Т.Н.).

Поздравляем всех учащихся и преподавателей, принявших участие в олимпиаде, с победой!

Желаем дальнейших творческих успехов!

Руководитель городского методического объединения преподавателей теоретических дисциплин, преподаватель МБУДО «ДШИ №3» Ю.В. Дмитрюк


Музыкальные игры с использованием информационных компьютерных технологий

Тип статьи:

Современное образование невозможно себе представить без использования информационных ресурсов. Постепенно использование компьютерных технологий входит и в систему дошкольного образования.

Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества.

Детский сад- часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Поэтому, применение ИКТ в работе с детьми по общеразвивающей программе, заключается в том, что педагоги используют в своей работе мультимедийные возможности компьютера для повышения мотивации к обучению и облегчения усвоения детьми учебного материала различной направленности. Так, например, для развития детей младшего и среднего дошкольного возраста актуальным является использование цифровых технологий в фото- и видеосъемке. Включив в слайд-шоу или презентацию в качестве вариативной наглядности объект, хорошо знакомый ребенку, мы запускаем сразу несколько психических процессов:

- узнавание «родного» предмета из окружения ребенка вызывает радость, а для малышей это немаловажно;

- способствует развитию операций обобщения;

- обратный процесс, когда встретив в своем окружении предмет, о котором уже говорили и видели его на экране, у ребенка выстраивается цепочка воспроизведения остального материала связанного с этим предметом (ассоциативная память).

Использование информационных и коммуникационных технологий в процессе музыкального развития дошкольников может значительно разнообразить музыкальную деятельность детей. Применение мультимедиа в обучении пению, может повысить познавательный интерес дошкольников во время музыкальных занятий. Мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, т.е. зритель и слушатель мультимедиа-продуктов не остается пассивным, информация может подаваться с видеосюжетом и музыкальным сопровождением. Важным направлением в этой работе является применение игрового метода направленного на учет психологических и возрастных особенностей ребенка и соответствующего игровой природе музыкального искусства. Цель – развить активный образно-мыслящий слух. Путь достижения цели: от слухового опыта, жизненных прообразов музыкального искусства к музицированию по слуху.

Для развития музыкально-сенсорных способностей используются специальные мультимедийные музыкально-дидактические игры и задания, в ходе которых ребенок получает возможность упражняться в различении свойств звуков и воспроизведении их доступными ему способами. Они оказывают существенное влияние, как на общее развитие ребенка, так и на развитие его эмоциональной сферы и музыкально-сенсорных способностей. Игровые задания преследуют разнообразные цели:

- расширение и закрепление представлений об окружающем мире;

- развитие способности различать и воспроизводить звуки различной высоты, длительности, силы и тембра,

- отдельных компонентов чувства ритма;

- развитие мелодического слуха, способности различать характер и настроение музыки.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедиа обладает рядом преимуществ:

- предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес ;

- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации - повысить интерес дошкольников к музыкальной деятельности.

Задачи:

- развитие музыкальных способностей дошкольников;

- дополнение слуховых впечатлений и представлений детей;

- активизация и развитие эмоционального восприятия музыки;

- формирование познавательной мотивации у дошкольников к музыкальной деятельности.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности в дошкольном детстве – что очень актуально.

Использование компьютерных технологий в музыкальном образовании способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне, активизирует родителей в вопросах музыкального воспитания и развития детей. Для педагога, интернет ресурсы значительно расширяют информационную базу при подготовке к занятиям, связанную не только с миром музыки, но и с миром искусства в целом. А умение пользоваться компьютером позволяет разрабатывать современные дидактические материалы и эффективно их применять.

Я хотела бы предложить интересные музыкальные игры для детей и их родителей.

«Новогодние ритмы» - музыкальная игра на развитие ритмического слуха у детей 5-7 лет. Ссылка:

«Помощники» - музыкальная пальчиковая игра на развитие музыкальности детей 4-6 лет. Ссылка:

«Сова и кукушка» - музыкальная игра на развитие звуковысотного слуха и голоса для детей 4-6 лет. Ссылка:

«В лесу» - музыкальная пальчиковая игра на развитие музыкальности детей 4 -6 лет.

Игра «Четвёртый лишний инструмент» - музыкальная игра на развитие тембрового слуха у детей 5-7лет.

Ссылка: http://narod.ru/disk/49190264001.fb80015f3cae0835ee0b86dcea3e8d7d/%D1%84%D0%BB%D0%B5%D1%88-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%20%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B.pptx.html

вмузыкальномобразовании

современногошкольника»

Учитель музыки

Емельянова С.В.

М БОУ С О Ш № 35

1. Введение.

2. И К Т - новая педагогическая форма музыкального образования.

3. Другие средства коммуникации в области музыкального образования.

4. Вывод.

5. Пример применения компьютерных технологий на уроке музыки в 7 классе. Тема: « Ивановская земля - «колыбель» советской музыки в годы войны». В форме презентации.

6. Литература.

1. Введение.

В современной жизни много перемен: сменились социальные ценности, высоконравственные идеалы уступили место материальному благополучию. Расслоение общества привело к отчуждению людей, агрессии. Деньги стали мерилом успешности. А душа человеческая по - прежнему тянется к Совершенству и Красоте, Идеалу и Благодати - бесконечной, мудрой, вечной музыке, от которой так хочется жить. Музыка открывает человеку разнообразный удивительный мир и самого себя в этом мире. Мой педагогический опыт доказывает, что музыка не только звучит в душах детей. но и оказывает на них сильнейшее воздействие. Интересно заметить, как со временем меняются вкусы моих воспитанников. Если вначале им больше нравится музыка « шлягерного » плана, то постепенно они влюбляются в классическую музыку, которую раньше не слушали, считали ее скучной и сложной для понимания. Современному человеку как никогда важно приобщение к мировым культурным традициям. Это позволяет ему творчески подходить к решению проблем, адаптироваться в нестабильных условиях. Я считаю, что учитель музыки имеет особый статус среди школьных учителей. Он призван нести детям культуру своим внешним и внутренним обликом, создавать атмосферу красоты и гармонии. Наверное, ради этого вот уже 15 лет каждое утро я спешу в школу. Спешу наполнять души детей добротой и благородством, раскрывать нежные бутончики талантов и верить в то, что они скоро превратятся в яркий, благоухающий букет.

В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: « Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека.» Сколько десятков лет эти слова являются как « кредо» не одной сотни педагогов музыки? Мой урок - это полёт творческой мысли, фантазии, таланта, духовного совершенства, урок воспитания Личности. Что значит воспитать личность умеющую жить в гармонии с миром, личность яркую, творческую, и главное духовно богатую? Как открыть ученикам прекрасный мир в себе самом и в окружающей действительности? Как научить их трудиться, стремиться к добру и свету? Вопросы, вопросы, вопросы…

В связи с этим кардинально пересматриваются методы и приёмы педагогического воздействия, творчески перерабатываются тематическое содержание и структуры программ.

В музыкальном образовании имеет место некоторое противостояние подходов в обучение: развитие общих принципов дидактики на уроках музыки и принципов художественной дидактики. В этом плане дополняют и развивают тематическую основу традиционной программы Д. Б. Кабалевского программа « Искусство слышать» В. О. Усачёвой, Л. В. Школяр. Дети погружаются в мир музыкальных образов русской и зарубежной классики, современной музыки, фольклора, собственного творчества.

Несколько шире, с учётом обновления содержания,технологий массового музыкального воспитания, выстроена программа Е. Д. Критской. В данной программе идёт опора на выявление жизненных связей музыки. Здесь урок музыки не просто урок развития сенсорных музыкальных способностей, а урок - искусства, когда развиваются все психические процессы: мышление, память, внимание, восприятие и, в том числе, музыкальные способности: чувство ритма, тембровый слух, музыкальное мышление и т. д. Таким образом, на примере создания новых методических комплектов мы видим качественное изменение педагогических методик, видим, попытку прогнозировать и направлять результат развития и обучения. Говоря об использовании и совершенствовании педагогических технологий, имеется в виду также информационные технологии, т. е. технологии, несущие в своей основе максимальное количество информации.

2. И К Т - новая педагогическая форма музыкального образования.

Современное образование быстро набирает скорость в области новейших технологий. Одним из главных направлений в получении определённых знаний учащихся стала компьютеризация. Сам по себе компьютер не играет никакой роли в образовании без общей концепции его применения, программно – методического обеспечения, соответствующего задачам развития, воспитания и обучения ребёнка, а также его психофизиологическим возможностям. Специалисты в области психолого - педагогических исследований указывают как на позитивные, так и на негативные факторы компьютеризации учебно-воспитательного процесса. Можно согласиться с мнением исследователей в том, что компьютеру нельзя передавать все функции учебно-воспитательного процесса, особенно такие, как формирование мотивации, мировоззрения, ценностных отношений, воспитание художественного и эстетического вкуса. В любом случае учитель остаётся не заменимым и очень важным звеном в системе обучения будущего.

Компьютерные технологии предоставляют много интересных возможностей в музыкальном образовании, и это может стать эффективным средством, базой для музыкального творчества и развития музыкальных способностей. Они оказывают большую помощь в разработке уроков музыки и помогают решать важнейшие задачи, связанные с образованием и эстетическим воспитанием детей как в процессе урока, так и во внеурочное время. И К Т занимает ведущее место в качественном и эффективном преподавании предмета « Музыка».

Отметим некоторые направления музыкальной деятельности, в которых компьютер играет всё большую роль. Это- создание и использование музыковедческих баз данных, нотно-издательская деятельность, создание аранжировок и оригинальных композиций с использованием программ секвенсоров, синтез звука и электронная музыка, интерактивные исполнительские системы, подготовка фонограмм и видеоклипов и т. п. При разучивание песен на уроках музыки в школе, так называемые минусовки намного сильнее стимулируют у детей интерес к предмету, чем простое фортепианное сопровождение. Кроме этого, И К Т способствует лучшему освоению материала, позволяет детям выявлять и развивать свои творческие способности. С помощью компьютера дети могут изучать творчество композиторов и нотную грамоту, совершать экскурсии и виртуально бродить по залам музеев например, музею музыкальных инструментов.

На уроке в 1 классе, я знакомлю учащихся с выразительными возможностями фортепиано и музыкальной клавиатурой. Здесь я использую компьютерную программу « Музыкальный клавишный». Данная программа представляет собой звучащую музыкальную клавиатуру фортепиано, на которой можно проиграть любую одноголосную мелодию например, « Чижик- пыжик» , при желании даже с аккомпаниментом, что даже смогут сделать дети,обучающиеся в музыкальной школе. При помощи этой программы дети в игровой форме, могут сравнить звучания разных регистров, при помощи изменения тембра они узнают о том, что семейство музыкальных клавишных инструментов имеет большое количество разновидностей: челеста, клавесин, вибрафон, электроорган. Дети слушают их тембр и сравнивают звучание.

Во 2 классе на уроке по теме « Жанр симфонической сказки» перед прослушиванием изучаемого произведения я показываю учащимся иллюстрации деревянно - духовых инструментов и даю послушать фрагменты звучания для того, чтобы ребята могли узнать тембры звучания этих инструментов, например: флейты, кларнета, гобоя(раздел « Музыкальные инструменты» из компакт-диска « Энциклопедия классической музыки.») и показываю строение инструмента флейта (раздел « Медиа. Анимация.» из компакт-диска « Энциклопедия классической музыки.») Мини - фильм о музыкальном инструменте флейта довольно компактный по объёму, длится около 3 минут, технология показа основана на том, что инструмент на глазах детей даётся в разрезе, объясняется назначение его составных деталей, показан механизм звучания.

Выразительно и ярко проходят уроки по теме « Природа в музыке». При сравнительном анализе музыкального произведения например, А. Вивальди цикл « Времена года»; учащиеся используют энциклопедические определения характера, взятые из просмотренного диска. Ребёнок совершает открытие: узнал, понял, объяснил.

Проведению этих уроков помогают диски фирмы « Кирилл и Мефодий». С помощью дисков « Музыкальный класс», «Шедевры музыки», « Энциклопедия Рока, Джаза и Поп музыки», « Жизнь и творчество композиторов», предлагаемых этой фирмой, развиваются творческие и интеллектуальные способности детей. Применение И К Т повышает активность учащихся, насыщенность и результативность урока.

Поставив себе задачу включения И К Т на уроках музыки мне пришлось начинать работу с нуля. Прежде всего следовало решить вопрос по накоплению учебных программ, которые можно применять на уроках. Начала я свою деятельность имея в наличии всего две компьютерные учебные программы. Это программа Power Point , к использованию которой я неоднократно прибегаю при знакомстве с музыкой различных авторов, при изучении особенностей и разнообразия тембров музыкальных инструментов, при изучении творчества того или иного композитора. Обращение к этой программе дает возможность мне иллюстрировать свой рассказ необходимыми тематическими видеофрагментами. Одно из направлений этой программы – демонстрация учебного материала в режиме слайд – шоу и просмотры изображения музыки.

Другая программа - это Band - in - a - Box . Программа предназначена для создания, аранжировки определённой мелодии или уже готового музыкального фрагмента. Создатели программы заложили в неё богатые возможности: она может подобрать аккомпанемент к готовой мелодии, может имитировать элементы аккомпанимента, характерные для определённых музыкантов; может выбрать различную оркестровку; может использовать некоторые спецэффекты: штрихи, фактуру и т. д. Данная программа имеет довольно большой архив, в котором содержится коллекция записей классических и современных произведений. Сегодня я использую и другие программы, которые можно разделить на группы: информативные энциклопедии, обучающее-развивающие - тематические, образовательно – игровые, фонотека, фонограммы.

Этот небольшой анализ показывает, какие широкие возможности открывают нам И К Т при проведении уроков.

Моя практика показала что эффективно использовать компьютерные программы на уроках музыки начиная с младших классов и среднего звена, подбирая учебные программы с учетом возрастного интереса учеников, их подготовленности к восприятию излагаемого материала.

Для учащихся 1 и 2 класса в основном подходят фонотека, фонограммы; образовательно – игровые программы, при использовании их отдельных элементов.

Учащимися 3 и 4 классов хорошо воспринимаются тематические, обучающе – развивающие, образовательно – игровые программы, фонотека и фонограммы в полном объеме, а информационные – частично.

В среднем звене задействованы все группы программ в полном объеме с применением, как отдельных элементов программы, так и в форме урока – презентации и интегрированного урока.

И К Т расширяет информационную базу при подготовке к уроку, позволяет эффективней развивать все виды восприятия: зрительного, слухового, чувственного; повышает интенсивность проведения урока, способствует расширению межпредметных связей при изложении материала урока, контролировать усвоения учащимися пройденного материала; обогатить и расширить песенный репертуар на уроке и при проведении школьных мероприятий.

Формы работы на уроках могут быть разнообразными: учащиеся выполняют творческие задания, весёлые музыкальные упражнения, совершают увлекательные путешествия и экскурсии, сочиняют простые мелодии, пишут ноты. Формами овладения И К Т на уроках музыки может стать выполнение докладов, тестов, проектов с электронной презентацией в программе Power Point .

Цель использования этих форм - организовать комфортные условия обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой.

Я на своих уроках использую проектную деятельность для усвоения материала, для получения новых знаний музыкальных терминов, для обобщения тем. В проектных заданиях ученики используют хорошо знакомые им понятия, в сочетании с новыми знаниями, полученными на занятиях. Огромным плюсом данного вида учебной деятельности является привлечение абсолютно всех учеников класса в общую работу. Одной из форм использования метода проекта на уроке являются компьютерные презентации, которые я также применяю в своей работе. Это позволяет более наглядно представить иллюстративный материал к уроку. Следующей формой моей деятельности является использование компьютерного тестирования на обобщающих уроках. Цель - систематизировать и обобщить ключевые знания полученные в течении четверти и года. При защите проекта, презентации школьники приобретают навыки выбора и использования нужной информации, учатся работать в коллективе, применяют полученные знания при изучении других предметов. Главное – это приобщение ребенка к творческому процессу, когда он видит результат своего труда оцененного учителем по достоинству. Таким образом, применение И К Т делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное – современным.

Мой опыт использования И К Т показывает, что применение их на уроках музыки реально может стать базой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом.

3. Другие средства коммуникации в области музыкального образования: синтезатор, технология мультимедиа, интернет.

Большую помощь на уроках музыки оказывает применение цифровых образовательных ресурсов на примере музыкального синтезатора. С помощью введения в урок музыки нового музыкального инструмента обогащаются традиционные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, вокально - хоровое исполнительство, инструментальное музицирование, пластическое интонирование и др. Так, вокально – хоровая деятельность школьников получает новый импульс благодаря использованию синтезатора в качестве аккомпанемента. Этому способствуют богатые тембровые и ритмические возможности инструмента, простота и доступность в использовании. При организации слушательской деятельности на уроке музыки синтезатор может использоваться во время проведения интонационно – образного анализа музыкальных произведений. В 7-ом классе мы изучаем « Болеро» М. Равеля. При подготовке слушания сложного произведения для активизации внимания школьников я показываю на синтезаторе 2 основные темы в исполнении гобоя, флейты, саксофона, трубы, кларнета на фоне неизменного ритма малого барабана. Для исполнения ритмического рисунка на синтезаторе я привлекаю учеников. Возможности использования синтезатора в музыкально - образовательном процессе выходят за рамки урока. Во внеклассной и внешкольной работе он необходим учителю для создания минусовых фонограмм. Таким образом оркестровка музыки, аранжировка, музыкально – композиционная деятельность находит своё место на уроке музыки благодаря использованию тембровых, динамических, метроритмических возможностей синтезатора. Существует много методической литературы, посвящённой обучению на синтезаторе. Одни пособия делают акцент настроении и функциях музыкально – цифрового инструментария. Это пособие В. Реллина и А. Талера; П. Горгеса и А. Мер; Г. В. Богачёва, Д. Ю. Дубровского и др; другие сосредоточенные на теории и практике обучения к музыкальному творчеству. Пособия Дж. Дрекслера и К. Херле, И. Г. Шавкунова, П. Л. Живайкина, Н. Бергера, И. Б. Горбуновой и А. В. Горельченко и др.

Другим широко распространённым инструментом информатизации музыкального образования стала технология интерактивного мультимедиа – интеграция интерактивных компакт – дисков с компьютером, что обеспечивает возможность работы пользователя с информацией, представленной в различных формах: аудиальной, графической и видео. С помощью этой технологии можно прослушать музыку и получить о ней различные сведения в виде текстов, рисунков, фотографий, видеоклипов, например, с интервью исполнителя этой музыки и др.

И наконец, широкое распространение в качестве средства информатизации музыкального образования получил интернет. Будучи глобальной средой обмена информацией, интернет становится всеохватной образовательной средой. Разнообразные формы коммуникации делают интернет гибким средством обучения. С его помощью можно создать веб. – страницы образовательной направленности в области музыки, пересылать электронные письма и т. д.

4. Вывод.

Синтезатор, компьютер, технологии мультимедиа, интернет - все эти новые средства коммуникации обеспечивают доступ к качественной информации в области музыкального образования Они позволяют оптимизировать процесс обучения в рамках традиционных классных занятий за счёт активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, а также расширяют возможности дистанционного обучения и самообучения в этой образовательной области.

5. Пример применения компьютерных технологий на уроке музыки в 7 классе в форме презентации. Тема: Ивановская земля - « колыбель » советской музыки в годы войны.

6. Литература.

/ Информационно – компьютерные средства в школе: методическое пособие/ Под ред. Г. К. Селевко – Ярославль: И Р О,2003 г.

И. М. Красильников. Синтезатор и компьютер в музыкальном образовании.- М. « Искусство в школе», В. 8, 2002 г.

И. М. Красильников. « Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования».

Д. Б. Кабалевский. Музыкальное воспитание и технические средства распространения музыки. М: Просвещение, 1981 г.

В. П.Беспалько. Образование и обучение с участием компьютеров (Педагогика третьего тысячелетия). - Воронеж: М О - Д Э К, 2002г.

А. В. Фёдоров. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: Ц В В Р, 2001 г.

Н. Бергер. Современная концепция и методика обучения музыке. Серия « Модернизация общего образования». – С П б; 2004 г.

И. Горбунова. Об основных направлениях деятельности учебно - методической лаборатории « Музыкально – компьютерные технологии» //Современное музыкальное образование, 2003 г.

Н. Бергер, Н. Яцентковская Электронные клавиши как необходимый атрибут новых технологий в музыкальном образовании // Телекоммуникации музыкального образования // , 2004 г.

Урок в 7 классе

Тема: « Ивановская земля - « колыбель » советской музыки в годы войны.»

Ход урока.

1. Организационный этап. Приветствие. Введение.

У. Друзья мои, я очень рада зайти в приветливый ваш класс и для меня теперь награда сиянье ваших нежных глаз, я знаю в классе каждый гений,но без труда талант не в прок. Возьмём же музыку и творчество и вместе создадим урок.

У. Определите по музыкальному фрагменту чему мы посвятим урок?

Слушание песни Е. Сокольской Ты - город мой!

Итак, ваши мысли.

У. Да. Действительно, речь пойдёт о нашей малой Родине, а именно, о музыке рождённой на ивановской земле не только в нынешнее время, а в далёкие советские годы. И я, приглашаю вас посетить удивительное место, которое находится всего в 7 км. от центра, точнее на восточной окраине нашего города деревню Афанасово.

Чем же удивительно это место? Дело в том, что здесь когда-то, а точнее в 1943 году был открыт Дом творчества композиторов.

Кто - либо слышал об этом? Как вы думаете, почему этот дом стал так называться? Я предлагаю вам побывать в нём гостями. Обратите внимание на тему нашего урока: « Ивановская земля « колыбель » советской музыки в годы войны». Я думаю, вы сегодня поймёте, почему нашу Ивановскую землю называли « колыбелью » сов. муз. военного времени. Но прежде, давайте споём песню Е. Солодовникова « А я живу в Иванове».

2. Объяснение нового материала.

У. 1943 г.- год открытия Дома творчества композиторов на ивановской земле. Вам случайно ничего не говорит эта дата?

Да, действительно, это было сложное время для нашей Родины. Война продолжается, но из госпиталей и эвакуации в Москву начинают возвращаться музыканты и композиторы. Союз композиторов и Муз. фонд СССР пытаются создать им элементарные условия для творческой работы. Взгляните на экран. Знакомы ли вам эти лица? Рейнгольд Глиэр и Арам Хачатурян обратились в наркомат земледелия с просьбой подобрать место для работы и восстановления сил. Из нескольких вариантов было выбрано место на окраине Иваново - деревня Афанасово. Очень энергично и быстро была приведена в порядок бывшая помещичья усадьба у птицесовхоза, а дом помещиков приспособлен под семейное общежитие и столовую для первых 4х семей советских композиторов. Первыми его обитателями в начале лета 1943г. были семьи: Д. Шостаковича, Р. Глиэра, А.Хачатуряна, В. Мурадели.

Взгляните на экран, знакомы ли вам эти композиторы? Именно они летом 1943г. впервые посетили Ивановскую землю.

Как вы думаете, с какой целью приехали композиторы в ДТК? Можем ли мы предположить о чём рассказывали композиторы в своих сочинениях?

Какую роль играла музыка в годы войны? Д. Шостакович в первое лето создал на Ивановской земле свою 8-ю симфонию.

Можем догадаться о чём эта симфония? Это трагическое повествование « о скорби и ярости » сражающегося народа. До этого у него была уже написана симфония, которая триумфально шествовала по всему миру.

Звучит фрагмент симфонии №7 (Ленинградская) - эпизод нашествия.

Знаком ли вам этот фрагмент? Как он называется? А знаете ли вы, что в этом году 27 января отмечалось 65 - летие со дня полного освобождения Ленинграда от фашистских захватчиков. А. Хачатурян создаёт симфонию №2 и даёт ей название « Симфония с колоколом ».

Как вы думаете, почему у Хачатуряна возникла мысль дать такое название симфонии? Вспомните, а для чего на Руси были нужны колокола?

( оповещали народ о пожарах, о нападении врагов, о бедствиях и праздниках) А знаете, я предлагаю вам самим сочинить симфонию с колоколом. Попробуем.

Как вы думаете, а что такое симфония?(симфония - музыкальное сочинение) Сочинение о чём? (о жизни)

Сколько в симфонии бывает частей?

Раз это соч. о жизни, так пусть в ней будет 4 взгляда на жизнь, давайте обозначим их.

Вспомним, симфонию Хачатурян создавал в 1943 году, разгар войны, значит в симфонии будет идти речь о событиях В.О.В.

Итак,1ч.- начало войны, призыв, столкновение, борьба. Какую роль будет играть колокол в 1ч? О чём оповещает? Как он будет звучать: ликующе, победно или сурово, мрачно, набатно?

Послушаем, как звучит колокол у Хачатуряна? Совпали ли наши мысли с мыслями композитора? Слушание.

Вот, гудя, ударит бас:

Слушай! Слушай!

Словно с неба Божий глас-

Прямо в души

Собирает он народ

Воедино

И на подвиги зовёт

Исполина.

2ч. нам говорит: жизнь - это размышление, мечта, но тревога и волнения нас не покидают. Что же нас ожидает?

3ч. - воспоминание о добром, светлом, весёлом, можно улыбнуться и пошутить.

4ч. -у музыкантов зовётся финал. Она как будто говорит война закончилась - победа. Как вы думаете, будет ли меняться звучание колокола в конце симфонии? Слушание фрагмента финала.

Словно пламя,

Как свидетели веков

Всё вы с нами

То ль сомнения вас жгли,

То ли беды-

Всё равно вы с нами шли

До победы.

Так взлетайте вновь и вновь

В купол синий,

Чтоб всегда жила

любовь

Над Россией.

Что - то изменилось у Хачатуряна в звучание колокола?

Что вселяла симфония А.Хачатуряна в сердца людей? ( уверенность, светлые надежды )

Летом 1944г. в ДТК приехал С.С. Прокофьев. Здесь, на Ивановской Земле рождались лучшие его творения.Рядом с домом,в котором работал композитор была чудесная берёзовая роща.

Посмотрите, вот она перед вами. Из - за обилия в ней солнечного света Прокофьев назвал её « рощей до - мажор ».

Красиво, не правда ли? Глядя на неё вспоминается песня Э. Ханка « Вы шумите, берёзы » - исполнение.

В 1952г. сюда впервые приехал композитор, с песнями которого вы знакомы. Я напою вам фрагменты, а вы попробуйте догадаться. Исполнение фрагмента « Серёжка с Малой Бронной », « А снег идёт…» . Догадались? Эти песни были сочинены А. Я. Эшпаем.

А.Я. Эшпай частый гость на нашей земле. В этом году ему исполнилось 84 года и он вновь собирается сюда на работу. Давайте исполним песню рождённую здесь. Исполнение « Серёжка с Малой Бронной ».

За многие годы в Д Т К побывало много знаменитостей. Здесь возникали очень интересные сочинения композиторов разных поколений.

Обратимся к теме урока. Давайте ещё раз озвучим её. Обратили ли вы внимание,что слово « колыбель » выделено?

С какими чувствами у вас ассоциируется это слово? Произнесите его

С чьим образом связано? Уместно ли оно в нашей теме урока?

Можно ли назвать нашу землю «колыбелью» советской музыки военных лет?

На дворе 21 век. А как вы сегодня можете оценить состояние культуры нашего края? Можете ли вы назвать композиторов, которые родились в нашем городе и продолжают прославлять его далеко за пределами?

3. Рефлексия.

В заключение урока я бы хотела обратить ваше внимание на веточки стоящие в нашем классе. Они стоят совсем без листиков, а так хочется чтобы побыстрей пришла весна, побежали ручейки, прилетели птицы,набухли почки и стало больше радостных и светлых дней. Давайте приблизим её и украсим наши веточки листочками. Это будут необычные листочки. Они имеют разные цвета. Каждый цвет что-то означает:

Зелёные - вы сделали новое открытие;

жёлтые – вы себя чувствовали спокойно, уверенно на уроке;

красные - вам было не интересно на уроке;

синие - вы ничего не узнали нового.

Учащиеся украшают веточки на фоне песни Е. Сокольской « Ты- город мой».

Посмотрите, какие веточки стали красивыми. Мне очень приятно, что я помогла вам узнать новое и открыть мир музыки и искусства.

До новых встреч!

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Методическая разработка на тему

«Виды работы с использованием

музыкально-компьютерных технологий

на уроках теоретического курса ДМШ»

Преподаватель теоретических дисциплин

МОУ ДОД «Детская музыкальная школа №2»

г. Подольск, Московской области

Бурное развитие информационных технологий в мире в последние десятки лет – неотъемлемая часть современности. Наличие практически в каждом доме, каждой квартире компьютера с выходом во всемирную сеть Интернет говорит о том, что современный человек стремится использовать новые технологии с пользой конкретно для себя, найти в них что-то новое, важное, интересное. Постепенно компьютерные технологии проникают в самые разные области знаний, в частности, и в музыкальное образование и воспитание, становясь их неотъемлемой частью.

И если техническую сторону такого прогресса могут оценить практически все профессионалы – музыканты (ведь речь идёт о возможности записи, хранения и воспроизведения огромного количества полезной информации), то методическая сторона вопроса остается неоднозначной: возможно ли дать ребенку основы музыкального образования через компьютерные программы, тренажеры, видеоуроки?, каков будет уровень творческого развития ученика при использовании компьютерных технологий? И как может преподаватель специальных музыкальных дисциплин сочетать в себе также и компьютерного специалиста, вынужденного освоить самые различные программы, предназначенные для работы по новому направлению?

Как бы то ни было, но стоит отметить, что современное музыкальное образование уже становится на новый путь развития – обучение с использованием компьютерных технологий. Это доказывают многие учебные заведения нашей страны на разных уровнях музыкального образования, вот уже почти десять лет активно внедряющие в свои структурные подразделения музыкально-компьютерное направление деятельности.

Рассмотрим подробнее возможные варианты использования компьютерных технологий на уровне Детской музыкальной школы, в рамках уроков теоретического курса.

Прежде всего, следует отметить, что использовать компьютер на уроке необходимо грамотно, т.е. целесообразно, методически обоснованно, дозировано, и главное - подчинено главным целям и задачам обучения в курсе теоретических дисциплин детской музыкальной школы.

Для успешного проведения урока с компьютерной поддержкой можно выделить три основные задачи, которые необходимо решить:

  1. Дидактическая (учебные материалы урока, конкретная обучающая программа и аппаратура);
  2. Методическая (определение методов использования компьютера в преподавании темы, анализ результатов урока и постановка следующей учебной цели);
  3. Организационная (выработка и закрепление у учащихся навыков работы с учебной программой, избегание перегрузки учащихся и нерациональной траты времени).

Я постаралась сгруппировать возможные виды работы с применением компьютерных технологий по предметам теоретического цикла ДМШ в соответствии с типами музыкально-компьютерных программ, а внутри них – в соответствии с методами обучения .

Итак, на уроке музыкальной литературы , а также для подготовки к уроку, в процессе самостоятельной работы учащихся, можно использовать следующие виды работы:

1) :

  1. в соответствии с методом демонстрации музыки :
  1. прослушивание цифровых аудиозаписей музыкальных произведений;
  1. в соответствии с видеометодом обучения:
  1. просмотр фрагментов цифровых видеофильмов (документальные и художественные фильмы о композиторах, исполнителях, отдельных музыкальных произведениях; фильмы-оперы, мультипликационные фильмы),
  2. просмотр цифровых видеозаписей с исполнением музыкальных произведений (в различных исполнительских вариантах, а также с использованием ассоциативных видеорядов);
  1. в соответствии с наглядным методом иллюстрации:
  1. иллюстрация оцифрованных репродукций картин, компьютерных рисунков, фотографий шедевров мирового искусства, музыкальных инструментов;
  2. иллюстрация всевозможных схем и таблиц в компьютерном качестве;
  1. в соответствии с методом работы с книгой :
  1. наблюдение по нотам, анализ оцифрованных или изначально компьютерных нотных примеров, сборников, партитур;
  2. подбор, чтение и последующий анализ оцифрованных литературных произведений – источников произведений музыкальных;

2) :

  1. в соответствии с методом программированного обучения :
  1. выполнение заданий тестовых компьютерных программ (адаптивных программ, программ «блиц-опрос», контрольных программ, викторин);
  1. в соответствии с игровым методом:
  1. выполнение заданий игровых развивающих компьютерных программ (музыкальные кроссворды, ребусы, загадки, игры);
  1. в соответствии с методом проектов :
  1. в соответствии с исследовательским методом:
  1. использование MIDI-клавиатуры в качестве тренажёра для исполнения музыкальных произведений;

3) :

  1. в соответствии с методом работы с книгой
  1. работа с цифровым справочным материалом по подготовке указанных выше творческих работ - рефератов, докладов, презентаций (интерактивные музыкальные справочники, энциклопедии, словари; сайты, посвященные жизни и творчеству отдельных композиторов и исполнителей; дополнительные учебные пособия).

На уроке сольфеджио , а также в процессе самостоятельной работы учащихся, можно использовать следующие информационные ресурсы:

1) с использованием программ для технического оснащения уроков :

  1. в соответствии с методом демонстрации музыки :
  1. прослушивание цифровых аудиозаписей музыкальных произведений (например, при изучении новых тональностей, аккордов, интервалов);
  1. в соответствии с видеометодом обучения:
  1. просмотр цифровых видеозаписей с исполнением музыкальных произведений (например, при изучении новых тональностей, аккордов, интервалов);
  1. в соответствии с наглядным методом иллюстрации:
  1. иллюстрация компьютерных рисунков; всевозможных схем и таблиц в компьютерном качестве (в т.ч. подготовленные с помощью компьютерных программ нотные задания, ритмоблоки, отдельные такты для «разрезной» формы диктанта);
  1. в соответствии с методом работы с книгой :
  1. наблюдение по нотам, анализ оцифрованных или изначально компьютерных нотных примеров;

2) с использованием обучающих музыкальных программ :

  1. в соответствии с методом программированного обучения :
  1. выполнение заданий тренажёрных компьютерных программ;
  2. выполнение заданий тестовых компьютерных программ (адаптивных программ, программ «блиц-опрос», контрольных программ, программ «Музыкальный диктант»);
  1. в соответствии с игровым методом:
  1. выполнение заданий игровых развивающих компьютерных программ (музыкальные кроссворды, ребусы, загадки, игры по сольфеджио);
  1. в соответствии с методом проектов :
  1. представление компьютерных презентаций;
  2. представление рефератов, докладов, эссе, подготовленных с помощью компьютерных программ;
  1. в соответствии с исследовательским методом:
  1. запись собственного пения или игры на музыкальном инструменте, в компьютерную программу, изготовление фонограмм для музыкального произведения;
  2. собственное исполнение под цифровые фонограммы музыкальных произведений;
  3. ввод в компьютерную программу, оформление и вывод на печать собственно сочиненного музыкального произведения;
  4. использование MIDI-клавиатуры в качестве тренажёра для исполнения музыкальных произведений, импровизации;
  5. участие в конкурсных мероприятиях, олимпиадах, представленных в сети Интернет.

3) с использованием справочных музыкальных программ :

  1. в соответствии с методом работы с книгой , а также с привлечением поискового, исследовательского, словесного методов, метода проектов:
  1. работа с цифровым справочным материалом по подготовке указанных выше творческих работ - рефератов, докладов, презентаций (интерактивные музыкальные справочники, энциклопедии, словари; дополнительные учебные пособия).

Конечно, подготовка уроков с применением компьютерных технологий требует от преподавателя таких личностных качеств, как, прежде всего, энтузиазм, стремление сделать уроки яркими, насыщенными, многофункциональными. Конечно же, огромную роль играет профессионализм преподавателя, его умение использовать новые технологии в соответствии с поставленными целями и задачами, оценивая целесообразность и нормы такого применения. Преподаватели, уже использующие компьютерные технологии в своей практике, отмечают, с одной стороны, как много личного времени тратится ими для поиска, систематизации, оформления информации, но с другой стороны - возрастающий интерес учащихся к предмету, радостное ожидание детьми уроков, успехи на олимпиадах, конкурсах и при поступлении в специальные учебные заведения. И именно эта сторона, я считаю, должна быть основополагающей при принятии решения в пользу применения компьютерных технологий в музыкально-образовательной деятельности.


Аннотация: В статье рассматриваются музыкально-компьютерные технологии в образовательной системе на примере работы одноимённой учебно-методической лаборатории Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена (Санкт-Петербург). Междисциплинарная сфера профессиональной деятельности связана с созданием и применением специализированных музыкальных программно-аппаратных средств и знаниями как в музыке, так и в области информатики. А реализация концепции музыкально-компьютерного образования педагога-музыканта осуществляется через основные образовательные программы системы профессиональной подготовки, систему дополнительного образования, профессиональное развитие педагогов и их методическую поддержку в Интернете. Кроме того, учебно-методическая лаборатория "Музыкально-компьютерные технологии" занимается научной деятельностью: это, прежде всего, специализированные исследования в данной области педагогики и проведение международных конференций.

Abstract: The article deals with musically-computer technology in the educational system on example of the Educational and Methodical Laboratory at the Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg. Interdisciplinary field of professional activities relates to the creation and application of specialized music software and hardware tools and the knowledges in music and informatics. A realization of the concept of musical-computer education in preparing music teachers is through basic educational programs of vocational training, supplementary education, professional development of teachers and methodical support via Internet. In addition, the laboratory Music & Computer Technologies engaged in scientific activity: it is, above all, specialized researches in the field of pedagogy and international conferences.

Музыка является одной из граней постижения духовной содержательности мира, его красоты, отражающейся в звучании. Кроме того, звучание музыки воспринимается человеком как особое информационное пространство. Информатика и информационные технологии сегодня затрагивают различные области, в том числе музыкальное творчество и педагогику. Как функционируют информационные технологии в звуковом (и, в целом, семантическом) пространстве музыки - этот вопрос стал предметом внимания музыкантов-педагогов и представителей других специальностей в связи с формированием новых творческих перспектив музыкальной деятельности, ведь познание тайн звукообразования, звукотворчества, богатства тембрового и акустического воздействия музыки даёт дополнительный стимул к художественному новаторству.

На рубеже ХХ и XXI веков в музыкальном творчестве и педагогике появилось новое направление, обусловленное быстрым развитием индустрии электронных музыкальных инструментов: от простейших синтезаторов до мощных музыкальных компьютеров. В современном электронном музыкальном инструментарии наиболее полно и совершенно воплотились веками накопленные информационные технологии музыки и искусства музицирования [ ]. Поэтому новая междисциплинарная сфера профессиональной деятельности, связанная с созданием и применением специализированных музыкальных программно-аппаратных средств - музыкально-компьютерные технологий1 (далее - МКТ) - требует знаний и умений как в музыкальной области, так и в области информатики.

1 Понятие используется в различных музыкальных областях (творчество, образование, производство медиа). Так, в Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена (Санкт-Петербург) разработан, лицензирован и в 2004 году внедрён в педагогический процесс профессионально-образовательный профиль подготовки бакалавров художественного образования "050610 - Музыкально-компьютерные технологии".

Во многих учебных заведениях мира музыкантам преподаются элементы МКТ: Institut de recherche et coordination acoustique/musique (IRCAM ) и Centre d’Etudes Mathématiques et Automatique Musicales (CEMAMu ) в Париже; Center for Computer Research in Music and Acoustics (CCRMA ) Стенфордского университета; San Diego Supercomputer Center (SDSC ) Калифорнийского университета; Научно-исследовательский центр музыкально-компьютерных технологий Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и др. Тенденции развития МКТ в общем и профессиональном музыкальном образовании, разнообразные сферы их применения и широкая востребованность позволяют говорить о появлении феномена новой образовательной творческой среды, основными компонентами которой являются: музыкальный компьютер как необходимый элемент аппаратно-инструментальной базы и программное обеспечение музыкально-компьютерного образовательного комплекса; методическая система, позволяющая органично использовать компьютерные технологии на всех этапах и во всех направлениях музыкально-образовательного процесса (МКТ - динамично развивающаяся образовательная среда, требующая постоянной разработки новых учебных программ и курсов, адаптированных к современным социальным запросам и соответствующих уровню развития данных технологий) [ ; ; ; ].

В частности, в 2002 году в Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена была создана учебно-методическая лаборатория (УМЛ) "Музыкально-компьютерные технологии" (http://muslab.spb.ru), которая развивает как собственно музыкальное и информационно-технологическое образование, так и затрагивает социальные аспекты процесса информатизации образования в целом. Задачами, поставленными лабораторией, стали: разработка нового образовательного направления (в общем и специальном музыкальном образовании); реализация методической системы музыкально-компьютерного педагогического образования на разных ступенях обучения, которые отражают содержание, формы и методы использования МКТ в профессиональном, общем и инклюзивном музыкальном образовании; внедрение IT-технологий в музыкально-образовательный процесс.2

2 В рабочую группу УМЛ "Музыкально-компьютерные технологии" входят музыканты и программисты: Ирина Горбунова, Геннадий Белов, Нина Бергер, Алексей Горельченко, Сергей Чибирёв, Андреас Камерис, Пётр Родионов, Алексей Воронов, Елена Бажукова, Юлия Киселёва, Людмила Романенко, Ольга Праздничных и др.

Главное направление работы лаборатории - учебная деятельность. Реализация концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта осуществляется через основные образовательные программы системы профессиональной подготовки, систему дополнительного образования, профессиональное развитие педагогов и их методическую поддержку во всемирной Сети. Так, сотрудниками лаборатории для студентов факультетов музыки разработаны занятия по многим специализированным дисциплинам3 . Реализация инновационной образовательной системы осуществляется и через дополнительное образование: программы профессиональной переподготовки, а также программы повышения квалификации и программы курсовой подготовки.

3 "Компьютерная музыка", "История электронной музыки", "Технологии и методики обучения (по дисциплинам профильной подготовки: музыкально-компьютерные технологии)", "Архитектоника звука", "Основы студийной звукозаписи", "Информационные технологии в музыке", "Технология музыкальных стилей", "Основы композиции, инструментоведение и компьютерная аранжировка", "Оркестровка традиционная и компьютерная", "Технологии студийной звукозаписи", "Методика и практика обучения электронной композиции и аранжировке", "Методика обучения игре на электронном музыкальном инструменте", "Стандартное программное обеспечение профессиональной деятельности музыканта", "Традиционное и электронное инструментноведение", "Музыкальный компьютер", "Основной электронный музыкальный инструмент", "Дополнительный музыкальный инструмент (электронный) ", "Электронный синтезатор", "Электронный ансамбль", "Музыкально-компьютерный практикум". Даже для студентов факультета коррекционной педагогики (отделение сурдопедагогики) разработаны и проводятся занятия по программам цикла дисциплин "Музыкально-компьютерные технологии реабилитации людей с ограниченными возможностями слуха".



Принципы, положенные в основу создания методической системы лаборатории, являются фундаментом для различных видов профессиональной деятельности как музыкантов, работающих с МКТ (звукорежиссура, цифровая звукозапись, саунд-дизайн, саунд-продюсирование, исполнение на синтезаторах и MIDI-инструментах и пр.), так и программистов-разработчиков в области электронных музыкальных систем. Эта система построена на основе использования специализированного программного обеспечения и специально оборудованного класса, и связана с индивидуально-групповой формой проведения занятий (важным компонентом здесь является ансамблевая игра: творческая эстетическая активность имеет высокий развивающий потенциал).

На основе предлагаемой сотрудниками лаборатории методической системы были созданы программы повышения квалификации4 . Для всех желающих проводится курсовое обучение по программам: "Интенсивный курс игры на клавишных инструментах (музыкальный компьютер и синтезатор)", "Компьютерная аранжировка и композиция", "Современная студия звукозаписи и работа в ней", "Оформление нотных изданий на компьютере" и др.

4 Для преподавателей музыки детских дошкольных учреждений - "Инновационные методы и технологии музыкального развития детей дошкольного возраста на основе музыкально-компьютерных технологий". Для учителей музыки общеобразовательных школ и преподавателей ДМШ и ДШИ: "Музыкально-компьютерные технологии", "Методика преподавания музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий", "Компьютерное музыкальное творчество", "Методика преподавания электронных музыкальных инструментов", "Аранжировка музыки на электронных музыкальных инструментах" и др.

Реализация концепции также предусматривает профессиональное развитие педагогов музыки и их методическую поддержку в Интернете. Разработанная коллективом авторов методическая система делает доступным общение широкого контингента учащихся (как будущих профессионалов, так и любителей) с музыкой в интерактивном режиме. За последние 10 лет была организована и проведена широкомасштабная апробация разработанной комплексной инновационной образовательной системы для различных ступеней образования, в частности в пилотных регионах России (многие учебные комплексы разработаны, внедрены и апробированы совместно с санкт-петербургской компьютерной студией "Март" при поддержке Национального фонда подготовки кадров). Так, внедрены в образовательный процесс: инновационный учебно-методический комплекс (ИУМК) "Музыка и информатика", 1-4 классы; учебно-методический комплекс (УМК) "Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта)", 9-11 классы; информационные источники сложной структуры (ИИСС) и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) "Музыка в цифровом пространстве", 5-9 классы; "Звук и музыка в мультимедиа системах", 8-11 классы; система инклюзивного образования (равные возможности получения музыкального образования и реабилитация детей с ограниченными возможностями). Ресурсы находятся в свободном доступе в Сети (в настоящий момент абсолютно все созданные лабораторией продукты являются открытыми).

Например, ИИСС "Музыка в цифровом пространстве" - это практический курс освоения области знаний, формирующий навыки и умения по использованию новых музыкальных компьютерных технологий в музыкальной образовании и последующей творческой деятельности (представление нового материала на уроке и самостоятельная творческая деятельность учащихся). ИИСС содержит комплекс следующих обучающих ресурсов:
- коллекцию информационных источников (систематизированных в базе данных), включающую тексты, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, анимации (при необходимости) и пр., снабженных удобной навигацией для поиска необходимых материалов и их отбора с целью дальнейшего использования;
- модели уроков (готовые "лекции"), которые предлагают авторские варианты изложения теоретических материалов, а также заданий и творческих работ;
- инструментальные средства по отбору и поддержанию собственных траекторий уроков (формируются на основе ресурсов, представленных в коллекции ИИСС и, возможно, с использованием ресурсов, найденных или подготовленных учителем самостоятельно);
- комплект методических материалов, описывающих методы работы с ресурсной базой и моделями уроков, представленными в ИИСС, а также инструкции (или ссылки на соответствующие печатные и электронные издания) по использованию программ, предназначенных для работы с цифровой музыкой.

Учитель с помощью данного цифрового курса может решать педагогические и методические задачи: выбирать для сопровождения урока готовую "лекцию" и адаптировать её под собственные педагогические задачи (исключая или добавляя необходимые ресурсы); создавать собственную траекторию урока, используя материалы коллекции ресурсов и дополнительные материалы, собранные самостоятельно; отбирать практические и творческие задания для выполнения их на уроке или для домашней работы; организовать диалог на уроке с помощью заранее подобранной коллекции ресурсов. А ученик получает возможность использовать материалы коллекции ресурсов для выполнения заданий учителей, создавать собственные творческие проекты на основе изученного материала и предлагаемых методик по работе с цифровой музыкой, а также самостоятельного повышения уровня знаний и развития творческих способностей. Таким образом, ИИСС выступает в роли организатора диалога между учителем и учеником в процессе изучения и осознания особенностей музыкально-культурного пространства.5

5 Внедрение данного ИИСС в образовательный процесс способствует: улучшению качества освоения ряда традиционных музыкальных дисциплин, таких как классическая музыкальная литература, сольфеджио, композиция, аранжировка и др.; значительному расширению круга теоретических и практических представлений учащихся о современных формах музыки как вида искусства и о технологиях её создания; формированию новых художественно-эстетических представлений о компьютерной и электронной музыке; знакомству с новыми жанрами и направлениями в компьютерной и электронной музыке; приобретению знаний о возможностях использования музыкального компьютера для школьного музыкального творчества (компьютерной аранжировки, композиции, студийной работы и пр.); расширению представлений о новейших направлениях в музыке, связанных с новыми компьютерными технологиями; формированию знаний в области электронного звука и системных представлений о перспективах развития музыкального искусства в целом; формированию потребности учащихся в музыкальном образовании, в том числе с использованием музыкального компьютера; расширению возможностей профессиональной ориентации учащихся в области музыкально-компьютерных технологий.

Использование ИИСС в повседневной учебной деятельности позволяет: предоставить учащимся возможность приобрести практические навыки владения музыкальным компьютером как новым музыкальным инструментом; освоить новые знания и умения (в том числе и начальные профессиональные) через музыкально-практическую деятельность на уроках; получить представление об акустических возможностях музыкального компьютера, особенностях компьютерной инструментовки, работе в современной цифровой студии звукозаписи и т. д. Для решения этих задач разработано электронное пособие, состоящее из двух основных разделов.

Первый раздел "На пути к музыкальному компьютеру" предлагает информацию и структуру уроков по темам, посвящённым музыкальному творчеству в традиционном и компьютерном представлении. Данный раздел включает уроки по следующим темам:
- Музыка как информация (музыкальное искусство представляет собой специфический звуковой язык. Постижению различных форм и аспектов информативности музыкального языка посвящается данная тема);
- Музыкальные инструменты - от тетивы до синтезатора (рассказ о развитии музыкального инструментария в его исторической эволюции, а также о специфических особенностях и возможностях акустических и электронных музыкальных инструментов).

Второй раздел "Компьютерные уроки композиции и аранжировки" посвящён изучению и применению на практике существующих компьютерных программ по созданию и обработке цифровой музыки. Этот раздел включает:
- Сочинение как музыкальное программирование (изучение компонентов музыкального языка в непосредственной работе с ними);
- "Из Моцарта нам что-нибудь…" (знакомство с основами композиции на примере музыкальной классики);
- Сочинение шаг за шагом (практические занятия по сочинению и аранжировке в простейших формах и различных жанровых преломлениях);
- Звук и музыка в мультимедиа системах (многообразие проявления музыкальных цифровых технологий в различных видах искусств);
- Музыка без границ (практикум поиска музыкальной информации в сети, звукового оформления сайта Интернет, дистанционного общения учителя и ученика в процессе музыкального обучения).

Применение ИИСС в учебном процессе решает ряд актуальных для современного образования задач. Среди них: расширение источников получения знания, в том числе использование информационных возможностей Интернета (в форме домашней или факультативной работы); снижение нагрузки на учителя при подготовке к занятиям за счёт активизации творческого начала и индивидуальности его деятельности (создание собственных учебных траекторий); увеличение мотивировки получения знания от учеников за счёт введения в традиционные подходы изучения музыки компьютерных технологий и опоры на потребности личности в творческой самореализации; получение учеником опыта сотворчества с учителем и товарищами через разнообразные формы коллективной работы в освоении учебного материала.

Учебный процесс сопровождается научной деятельностью сотрудников лаборатории, которая осуществляется в рамках различных направлений. В частности, проводятся фундаментальные исследования по темам "Разработка концептуальных основ внедрения информационных технологий в музыкальное образование" и "Формирование информационной компетентности современного музыканта на основе музыкально-компьютерных технологий", защищены кандидатские диссертации, посвящённые функционированию музыкально-компьютерных технологий в музыкально-образовательном процессе, музыкальном творчестве, информационным технологиям в музыке и музыкальном образовании, компьютерному моделированию элементов музыкального творчества (И. В. Заболотская, С. В. Чибирёв, А. Камерис, А. В. Горельченко, Э. В. Кибиткина, М. Ю. Чёрная, С. Ю. Привалова и др.).

УМЛ "Музыкально-компьютерные технологии" организует и проводит ряд конференций, семинаров, участвует в выставках. Наиболее масштабные проекты здесь: постоянно действующий городской семинар "Новые информационные технологии в современном музыкальном образовании и творчестве", с докладами в рамках которого выступали композиторы, а также учёные из ряда университетов России и мира (Великобритания, Польша, США); ежегодная Международная научно-практическая конференция "Музыкально-компьютерные технологии в системе современного образования", которая проводится сотрудниками лаборатории совместно с различными учреждениями Санкт-Петербурга с 2008 года; ежегодная Международная научно-практическая конференция "Современное музыкальное образование", проводимая совместно с Санкт-Петербургской государственной консерваторией имени Н. А. Римского-Корсакова с 2002 года6 .

6 Тематика конференции (2012): актуальные проблемы музыкального образования в системе целостного художественного образования; проблемы профессионального музыкального образования; электронные музыкальные инструменты; новые тенденции в системе общего и специального музыкального образования; новые информационные технологии в музыкальном образовании и творчестве; компьютерная музыка; музыкальная информатика; музыкально-компьютерные технологии в начальном музыкальном образовании (ДМШ, ДШИ, лицеи); медиамузыка; теория музыки в современной музыкальной практике; компьютерное музыкальное творчество; проблемы реализации государственных стандартов в области музыки в школьном образовании.

Это требует, с одной стороны, подготовки музыкантов, разбирающихся в современных мультимедийных технологиях. С другой стороны, очевидна необходимость подготовки специалистов технического профиля, имеющих основы общего музыкального образования и владеющих знаниями в области программирования звука, звукового синтеза, аудио-инжиниринга, звукотембрального программирования, моделирования музыкально-творческих процессов, а также владеющих технологиями студийной звукозаписи и компьютерными программами, - то есть специалистов, способных заниматься моделированием как одним из методов объективного исследования музыкального творчества [ ; ]. Этим объясняется создание специальных, ориентированных на широкую аудиторию обучаемых, учебных курсов и учебных пособий, позволяющих на доступном уровне изложить принципы работы музыкального компьютера и электронного музыкального инструмента [ ; ; ; ].

Многогранность, глобальная применимость электронной и компьютерной музыки дают новые, по сути, безграничные возможности самореализации, стимулируют стремительное развитие интеллекта, поднимая обучение на новый уровень. Совместимость электронной музыки с традиционными музыкальными технологиями создаёт условия для преемственности музыкальных эпох и стилей, их взаимопроникновения и синтеза, укрепляя интерес к музыкальной культуре в целом. Успех в современном использовании подобных систем лежит в интеграции всех компьютерных возможностей (символьный и численный интерфейс, встроенная графика, музыка, мультипликация, анимация, базы и банки данных и т. д.).

Список литературы

  1. Беличенко В. В., Горбунова И. Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий в обучении информатике музыканта (в условиях перехода на новые образовательные стандарты): Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. 220 с.
  2. Горбунова И. Б. Информационные технологии в музыке: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, Т. 1. 2009. 175 с.; Т. 2. 2010. 210 с.; Т. 3. 2011. 399 с.
  3. Горбунова И. Б. Музыкальный звук: Монография. СПб.: СОЮЗ, 2006. 165 с.
  4. Горбунова И. Б. Музыкальный компьютер: Монография. СПб.: СОЮЗ, 2007. 400 с.
  5. Горбунова И. Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2004. № 4 (9). С. 123-138.
  6. Горбунова И. Б., Заливадный М. С., Кибиткина Э. В. Музыкальное программирование: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. 195 с.
  7. Горбунова И. Б., Камерис А. Концепция музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. 160 с.
  8. Горбунова И. Б., Привалова С. Ю. Музыкальный инструмент для каждого ребёнка. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. 117 с. . St. Petersburg: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2011. 220 p. (In Russian).
  9. Gorbunova I. B. Informatsionnye tekhnologii v muzyke . St. Petersburg: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2009, vol. 1. 175 p.; 2010, vol. 2. 210 p.; 2011, vol. 3. 399 p. (In Russian).
  10. Gorbunova I. B. Muzykal"niy zvuk . St. Petersburg: SOYuZ, 2006. 165 p. (In Russian).
  11. Gorbunova I. B. Muzykal"niy komp"yuter . St. Petersburg: SOYuZ, 2007. 400 p. (In Russian).
  12. Gorbunova I. B. Fenomen muzykal"no-komp"yuternykh tekhnologiy kak novaya obrazovatel"naya tvorcheskaya sreda. In Izvestiya RGPU im. A. I. Gertsena , 2004, no. 4 (9), pp. 123-138. (In Russian).
  13. Gorbunova I. B., Zalivadniy M. S., Kibitkina E. V. Muzykal"noe programmirovanie . St. Petersburg: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2012. 195 p. (In Russian).
  14. Gorbunova I. B., Kameris A. Kontseptsiya muzykal"no-komp"yuternogo obrazovaniya v podgotovke pedagoga-muzykanta

    Горбунова И. Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория // ЭНЖ "Медиамузыка". № 1 (2012)..html




Top