С произведениями каких писателей вы познакомились. Произведения какого писателя оказали на вас наибольшее влияние? Представление команд и их эмблем

Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893) - русский поэт. Родился в обедневшей дворянской семье. Учился в Петербургском университете. За участие в кружке М. Петрашевского приговорён в 1849 году к смертной казни, заменённой ссылкой в Оренбургские линейные войска.

Как поэт Плещеев начал печататься в 1844 году. Стихи поэта «Вперёд! Без страха и сомненья…», «По чувствам братья мы с тобой…» из первого сборника «Стихотворения» (1846) стали революционными песнями. После ссылки Плещеев примкнул к революционным демократам, сотрудничал с журналами «Современник» и «Отечественные записки». На 60-е годы падает расцвет творчества поэта: он опубликовал 3 сборника стихов (1858, 1861 и 1863), 2 тома «Повестей и рассказов».

В стихах Плещеева, посвящённых народной жизни («Скучная картина», «Родное»), и в сатире на либералов заметно влияние Н. Некрасова. В любовную и пейзажную лирику Плещеева вторгаются гражданские мотивы («Летние песни»). Писал Плещеев стихи и для детей (сборник «Подснежник»,1878). Поэтом переведены произведения европейской литературы: немецкой (Г. Гейне, М. Гартман, Р. Пруц), французской (В. Пого, М. Монье), английской (Дж. Байрон, А. Теннисон, Р. Саути, Т. Мур), венгерской (Ш. Петефи, Я. Арапь), итальянской (Дж. Леопарди) и славянской (Т. Шевченко, А. Сова, В. Сырокомля). Многие стихи Плещеева положены на музыку («Ни слова, о друг мой…» П. Чайковского, «Ночь пролетала над миром» Н. А. Римского-Корсакова и др.).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

По детской литературе с практикумом по выразительному чтению

1. Анализ стихотворений А.Фета; Ф. Тютчева; А. Плещеева для маленьких

3. Сравнительно-сопоставительный анализ рассказов А.П. Чехова «Спать хочется» и Д.Григоровича «Гуттаперчивый мальчик»

Список литературы

1. Анализ стихотворения А. Фета «Весна на дворе»

А.А. Фет - утонченный лирик, наделенный исключительным чувством красоты и гениальным дарованием. Основное настроение поэзии Фета - настроение душевного подъема. Упоение природой, любовью, искусством, воспоминаниями, мечтами - главное эмоциональное содержание его стихов. Фет по праву считается тонким художником природы, его пейзажная лирика отличается созданием эмоционально-наряженной картины, передачей тонкого, едва уловимого чувства радости, ощущения новизны. Стихи Фета о весне наполнены многообразием поэтических форм. Ощущение близкого прихода весны, напоенный ароматами воздух, ожидание пробуждения природы - эти филигранно подмеченные, едва уловимые образы гениально воспевает поэт в своих произведениях.

Стихотворение «Еще весны душистой нега…» было написано в 1854 году уже известным поэтом, признанным мастером пейзажной лирики. Автор рисует картину только зарождающейся весны, скорее, ее предощущения:

Еще весны душистой нега

К нам не успела низойти,

Еще овраги полны снега,

Еще зарей гремит телега

На замороженном пути.

Стихотворение невелико по объему -- в нем всего три пятистрочные строфы. Две из них композиционно продолжают друг друга, подчеркивая зимние приметы окружающего пейзажа. Солнце греет «едва лишь в полдень», еще прозрачны и голы деревья, «и соловей еще не смеет занять в смородинном кусте» -- не пришло еще его время. Но третья строфа представляет собою антитезу двум предыдущим, и в ней-то и есть главная мысль поэта, тонко чувствующего грядущее пробуждение природы:

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролетных журавлях,

И, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.

Ощущение возрождения природы витает в воздухе, оно передается человеку и проецируется автором непосредственно на человека -- степную красавицу, по себе чувствующую холод, но мечтательно ожидающую весну, как ожидает ее и вся природа. Эта зарисовка живой картины передает один неуловимый миг, с помощью используемых автором художественных средств создавая яркое эмоциональное впечатление. Этой цели, как всегда у автора, служат эпитеты («душистая весна», «замороженный путь», «пролетные журавли»). Большую роль в данном случае играет синтаксический параллелизм, подчиненный, как уже было сказано, композиционному замыслу настроения произведения.

В первых двух строфах это повторы, как отдельных слов («еще»), так и выбранной автором синтаксической модели. Третья строфа, как антитеза, начинается с союза «но» и является выразительным средством передачи авторской идеи, подчиненным общей цели. Создание напряженно-эмоциональной картины природы, передача тонкого, почти неуловимого чувства лирического героя, его радости, трепетной новизны ощущения -- вот черты, отличающие пейзажную лирику Фета и дающие ему право называться тонким художником природы, вдохновенным мастером поэтического творчества.

Анализ стихотворения Плещеева «Весна»

В стихотворении Алексея Николаевича Плещеева «Весна» описывается приход весны. Весна -- это образ праздничный, молодой, радостный, веселый. Он связан с пробуждением жизненных сил. В нем обозначено нечто большее, чем весна - как время года. Природа изображена не просто фоном, на котором происходит жизнь и деятельность человека, но и как часть его души...

Чтение этого стихотворения вызывает у нас чувство радостного ожидания, предчувствия счастья.

Мы все ждем, когда придет весна. Потому, что после долгой и снежной зимы, после сильных морозов приятно выйти во двор и вдохнуть запах теплого ветра, увидеть первых весенних птиц. Хорошо, когда тает снег и бегут ручейки. Еще не успевает сойти последний снег, а сквозь прошлогоднюю траву пробивается молодая зелень. Тоненькие росточки тянутся к солнцу. Вскоре все покрывается зеленым ковром. Почки на тополях и березах набухают, в воздухе чувствуется едва уловимый запах клейких листочков. Постепенно деревья покрываются нежной зеленью. Это все показано в стихотворении

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Небо весной ярко голубое. По-особенному светит солнце: как-то ярко, радостно и празднично. С каждым днем становится все теплее. Появляется надежда, что все будет хорошо.

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

Хочется ходить по улице и улыбаться всем подряд. Не только природа наряжается в яркие краски. Люди тоже скидывают с себя теплые шубы и пальто. Одевают красивую и нарядную одежду. Все рады приходу весны!

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждет чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!

И это вызывает в душе автора ощущение неподдельного счастья, его сердце стучит сильнее «как будто ждет чего-то». Вместе с зимой, по мнению Плещеева, уходят заботы и горести. Даже несмотря на то, что впереди предстоит довольно сложный период полевых работ, «все лица весело глядят». Ведь весна несет с собой не только новые ощущения, но и надежды на лучшее для тех, «чья жизнь - лишь тяжкий труд и горе». Под такими людьми Плещеев подразумевает крестьян, которым весна дает возможность заложить основы личного благополучия и обеспечить себя хорошим урожаем. Именно поэтому люди с нетерпением и радостью ждут начала посевной.

Противопоставляя угрюмую зиму и теплую весну, Плещеев отмечает, что жизнь по законам природы является естественной и разумной. Поэтому не стоит пренебрегать ими, чтобы не лишать себя возможности быть в гармонии с окружающим миром. Именно эту гармонию особенно остро, по наблюдениям автора, чувствуют дети и птицы, которые с восторгом реагируют на то, как преображается все вокруг, и это чувство новизны дает силы жить, мечтать, верить и стремиться к лучшему.

Каждая строчка стихотворения «Весна» наполнена теплотой, искренним счастьем и умиротворением. Алексею Плещееву мастерски удалось передать эти ощущения и создать целостную картину преображающегося мира, в котором важна каждая мелочь, будь то «беззаботных птичек пенье» или же «резвых деток звонкий смех». И именно эти детали, на которые многие из нас в повседневной жизни не обращают внимания, дают возможность в полной мере ощутить, насколько жизнь может быть привлекательной, если уметь ценить то, что она дарит каждому человеку. Стихотворение оставляет на душе доброе, радостное впечатление.

Анализ стихотворения Тютчева «Весна»

Федор Тютчев по праву считается одним из основоположников русского романтизма. Однако, несмотря на то, что поэт основную часть жизни прожил за границей, а его и кумирам являлись Фридрих Шеллинг и Генрих Гейне, в творчества этого автора также прослеживаются исконно славянские традиции стихосложения.

Примером этому является произведение «Весна», написанное Федором Тютчевым в 1821, незадолго до поездки в Мюнхен для прохождения дипломатической службы. Это произведение относится к раннему периоду творчества поэта, оно было создано, когда автору еще не исполнилось 18 лет. Поэтому неудивительно, что стихотворение выдержано в духе русского классицизма и написано высоким слогом, который характерен для од.

Произведение «Весна» Федор Тютчев посвятил своим друзьям юности, поэтому оно носит форму обращения к людям, с которыми поэта связывают теплые отношения. Образ весны в произведении при этом выступает лишь благоприятным фоном, который помогает создать общее настроение, восторженное и оптимистичное. стихотворение горький рассказ чехов

Данное время года Федор Тютчев неслучайно сравнивает с молодостью. Автор проводит параллель между расцветом природы и безудержной энергией, которая наполняет душу и тело вчерашних подростков, вступающих в самостоятельную жизнь. При этом весенние метаморфозы находят живой отклик в сердце поэта, они созвучны его настроению и мироощущению. Поэтому поэт призывает своих друзей в полной мере впитать красоту и чистоту окружающего мира, насладиться «яркими лучами любви, восторга и весны».

В каждой строчке этого стихотворения чувствуется некая легкость и беззаботность. В итоге содержание произведения, радужное и восторженное, контрастирует с достаточно громоздкой и несколько вычурной формой. Этот контраст словно бы подчеркивает разницу между мечтами и надеждами молодых людей, далеко не всем из которых суждено сбыться, и реальностью, с которой каждому из них придется столкнуться во взрослой жизни. Уже в столь юном возрасте Федор Тютчев осознает, что молодость - это лишь краткий миг, которым нужно успеть насладиться сполна, чтобы впоследствии воспоминания и ощущения той безмятежности, которую довелось испытать, согревали душу все оставшиеся годы. Автор призывает своих друзей порхать «по светлым счастия цветам», которые очень скоро пожухнут и увянут под бременем повседневных «взрослых» забот.

Но до тех пор, пока период становления молодых людей не завершен, сама природа дарит им удивительную возможность в полной мере ощутить гармонию и душевное равновесие, насладиться удивительным чувством свободы, когда детство уже закончено, а самостоятельная жизнь, наполненная проблемами, тревогами и необходимостью нести ответственность за каждый свой поступок, еще не началась. Это - время, когда «жизни сладость» бьет ключом, создавая иллюзию того, что так будет всегда. Однако Федор Тютчев достаточно разумеет, чтобы понимать - юные годы никогда не возвратятся, оставив в душе легкий привкус ностальгии, склонность к мечтательности и воспоминания о весне, которая пусть ненадолго, но все же позволила каждому из нас стать по-настоящему счастливым.

Последняя строфа стихотворения содержит очень образную и яркую метафору. В ней поэт сравнивает весну с луговым цветком, который ребенок в порыве нежной любви приносит своей матери. Точно также же сама жизнь дарит нам бесценный подарок в виде молодости, которая полна новых открытий и признаний. Сохранив удивительное чувство гармонии и совершенства в собственной душе на долгие годы, можно, по убеждению автора, в полной мере постичь красоту окружающего мира и научиться жить с ним в ладу.

2. Составление свободного рассказа о М. Горьком

Максим Горький (1868 - 1936).

Псевдоним Алексея Пешкова.

Русский писатель.

Родился в Нижнем Новгороде. С 6 лет Горький учил с дедом церковно-славянскую грамоту, затем - гражданскую. В 1877 г. Горький поступил в Нижегородское Кунавинское училище.

С 1879 г. Горький, одиннадцати лет от роду, вынужден был оставить за недостатком средств училище и пойти обучаться ремеслу, "в люди".

За пять лет (1879-1884) юный Горький меняет несколько мест "ученичества" - в обувной лавке, чертежной и иконописной мастерских, на пароходной кухне.

В 1884 шестнадцатилетний Горький едет в Казань в надежде поступить в университет. С 1888 - 1892 происходят знаменитые впоследствии странствия - Горький "по Руси". За четыре года Горький исходил всю Южную Россию, побывал в Южной Бесарабии, в Крыму и на Кавказе. Он батрачил в деревнях, работал на рыбных и соляных промыслах, был мойщиком посуды, служил железнодорожным сторожем и работником ремонтных мастерских.

В 1892 в газете "Кавказ" (Тифлис) появляется его рассказ "Макар Чудра", подписанный псевдонимом "М. Горький".

Своим "литературным крестником" Горький считал В. Г. Короленко. В 1895-1896 гг. становится постоянным сотрудником "Самарской газеты", где выступает в качестве фельетониста (около 200 фельетонов за подписью Иегудиил Хламида), очеркиста, рецензента, автора рассказов ("Песня о Соколе", "На плотах", "Старуха Изергиль", "Однажды осенью"). Тогда же Горький знакомится с корректором "Самарской газеты" Екатериной Павловной Волжиной (1878-1965), которая в 1896 становится его женой.

В 1896-1897 гг. Горький продолжает журналистскую деятельность в газете "Нижегородский листок", однако из-за резкого ухудшения здоровья в 1897 г. переезжает с женой на юг. С начала 1898 г. Горький вновь возвращается в Нижний Новгород, где работает над составлением двухтомного сборника "Очерки и рассказы".

Успех "Очерков и рассказов" превзошел все мыслимые ожидания. Критики единодушно оценивали появление "Очерков и рассказов" как значительное событие в общественно-культурной жизни русского общества, момент его духовного самоопределения. С другой стороны, критики отмечали и присутствие в горьковских рассказах традиционной для реалистической традиции 60-70-х гг. XIX в. "альтруистической" тематики, понятой, однако, Горький в "декадентском" духе - как способ эстетического самовыражения его героев, жаждущих "подвига" ("Старуха Изергиль", "Супруги Орловы", "Челкаш").

В 1899-1906 гг. Горький становится ведущей фигурой в общественно-культурной жизни России. Он поддерживает тесные дружеские отношения с А. П. Чеховым, И. Е. Репиным, Ф. И. Шаляпиным, знакомится с Л. Н. Толстым, А. Ф. Кони, Н. К. Михайловским, Д. С. Мережковским, Н. Ф. Анненским, М. И. Туган-Барановским и другими виднейшими представителями творческой и научной интеллигенции. Вокруг писателя образуется сплоченная группа писателей-"неореалистов" (Л. Н. Андреев, И. А. Бунин, Е. Н. Чириков, А. И. Куприн, В. В. Вересаев), которых Горький привлекает к своим литературно-обществен-ным начинаниям.

С осени 1898 г. Горький становится идейным руководителем журнала "Жизнь", а с сентября 1900 г. - издательского товарищества "Знание". Последнее в 1904-1913 гг. выпускает (при непосредственном руководстве Горького) 40 сборников новейшей русской неореалистической литературы, которые стали эпохой в становлении русского искусства XX в. В 1902 г. Горький избирается почетным академиком по разряду изящной словесности.

С 1902 по 1905 г. Горький становится постоянным автором МХТ; триумфальная премьера пьесы Горький "На дне" (1902 г.) стала, наряду с триумфом чеховской "Чайки", вехой в истории театра. Огромную роль в жизни Горького сыграло и знакомство в 1900 г. с М. Ф. Андреевой (1872-1953), которая стала гражданской женой писателя.

Чрезвычайно бурной была в эти годы общественно-политическая жизнь Горького. В 1901?1905 гг. вступает в открытую конфронтацию с властями. "Песня о Буревестнике" (1901), появившаяся в апрельском номере "Жизни", была расценена как противоправительственная пропаганда, призыв к насильственному свержению существующего строя; журнал вскоре был закрыт. В 1902-1904 гг. он содействует сбору средств для большевистской печати. 11 января 1905 г. Горький, приехавший в Ригу к заболевшей М. Ф. Андреевой, был арестован и препровожден вновь в Петербург, где заключен в тюрьму Трубецкого бастиона Петропавловской крепости - как особо опасный политический преступник.

В крепости им была написана пьеса "Дети солнца".

Весь 1905 г. он активно сотрудничает с революционным подпольем; осенью публикует ряд публицистических материалов в пробольшевистской газете "Новая жизнь".

После подавления декабрьского восстания в Москве, ввиду нового неизбежного ареста, Горький и М. Ф. Андреева уезжают из России. Произведения Горького этих лет - романы "Фома Гордеев" (1899) и "Трое" (1900), пьесы "Мещане" (1902), "На дне" (1903), "Дачники" (1904), "Дети солнца" (1905), "Варвары" (1906) - знаменуют наступление нового этапа в горьковском творчестве.

В 1909 г., после разрушительного землетрясения в Калабрии и Сицилии, Горький организовал сбор средств пострадавшим, чем снискал симпатии итальянцев. В эти годы он много путешествовал по Италии, изучая ее быт и культуру; результатом явился цикл очерков "Итальянские сказки" (1912). В 1913 г., после объявления русским правительством всеобщей политической амнистии (в связи с 300-летием дома Романовых), Горький возвращается в Петербург.

В 1928 Горький совершил «пробную» поездку в Советский Союз (в связи с чествованием, устроенным по поводу его 60-летия), до этого вступив в осторожные переговоры со сталинским руководством. Апофеоз встречи на Белорусском вокзале решил дело; Горький возвратился на родину. Как художник он целиком погрузился в создание «Жизни Клима Самгина», панорамной картины России за сорок лет. Как политик фактически обеспечивал Сталину моральное прикрытие перед лицом мирового сообщества. Его многочисленные статьи создавали апологетический образ вождя и молчали о подавлении в стране свободы мысли и искусства -- фактах, о которых Горький не мог не знать. Он встал во главе создания коллективной писательской книги, воспевшей строительство заключенными Беломорско-Балтийского канала им. Сталина. Организовал и поддерживал множество предприятий: издательство «Аcademia», книжные серии «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», журнал «Литературная учеба», а также Литературный институт, затем названный его именем. В 1934 возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе.

Смерть Горького была окружена атмосферой таинственности, как и смерть его сына -- Максима Пешкова. Однако версии о насильственной смерти обоих до сих пор не нашли документального подтверждения. Урна с прахом Горького помещена в Кремлевской стене в Москве.

3. Сравнительно-сопоставительный анализ рассказов А.П. Чехова «Спать хочется» и Д.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик»

В 1889 году вышел в свет сборник рассказов о детях, включивший произведения «Детвора», «Событие», «Ванька», «Беглец», «Спать хочется», «Отец семейства», «Степь».

Самый пронзительный рассказ, самый безысходный образ ребёнка - «Спать хочется» - восходит, несомненно, к традиции социальной литературы о детях, начатой еще Д.В.Григоровичем в рассказе «Гуттаперчевый мальчик».

Рассказ «Спать хочется» написан А.П.Чеховым в 1888 году. Сюжет несложен. Автор повествует о том, как Варька, девочка лет тринадцати, была отдана в прислуги. Качает колыбель с ребёнком и чуть слышно поёт. Малыш не засыпает, плачет. Варька хочет спать, но знает, что если уснёт, хозяйка прибьёт её. Девочка дремлет и видит, как по дороге идут люди, падают и засыпают. Приснился покойный отец. Он мучается от того, что разыгралась грыжа, корчится на полу от боли. К утру отец умер. Варька плачет, идёт в лес. Но от удара по голове просыпается. Это хозяин ударил: дитя плачет, а Варька спит. Качает колыбель, опять засыпает, и теперь уже видит, как с матерью идут в город наниматься и просят милостыню. Хозяйка требует ребёнка, кормит и опять отдаёт Варьке, которая продолжая качать колыбель, опять засыпает, но ей велят затопить печь. За работой сон проходит. Нужно ставить самовар, чистить хозяину галоши, над которыми она опять засыпает. Идти в магазин, чистить картошку, прислуживать за обедом, стирать, шить. Спать хочется. Бежать в магазин за пивом, водкой, чистить селёдку, качать ребёнка. Спать хочется. Что-то сковывает по рукам

и ногам - ребёнок. Улыбаясь, подходит к колыбели, душит ребёнка, ложится на пол, смеётся и через минуту спит, как мёртвая.

Вот и всё действие. Чехов убеждает читателя в том, что ребёнок, не защищённый от произвола взрослых, может совершить чудовищный поступок, но его нужно понять, представить пытку лишением сна, на которую обречена маленькая нянька. «Ребенок плачет. Он давно уже осип и изнемог от плача, но все еще кричит, и неизвестно, когда он уймется. А Варьке хочется спать. Глаза ее слипаются, голову тянет вниз, шея болит. Она не может шевельнуть ни веками, ни губами, и ей кажется, что лицо ее высохло и одеревенело, что голова стала маленькой, как булавочная головка». Ребенок, лишенный детства, - что может быть трагичнее! Чехову тема эта была близка. «В детстве у меня не было детства», - говорил он, имея в виду и груз непосильных обязанностей, лежавший на детях, и отсутствие близости с отцом, который умел только муштровать своих сыновей.

У Варьки нет даже светлых воспоминаний о деревенской жизни. Во сне лишь умирающий в страшных муках отец. Протест Варьки принял ужасающую форму уже в детстве, настолько сильна ее физическая мука при полном отсутствии сочувствия с чьей-либо стороны. К сочувствию и призывал Чехов, выступив адвокатом ребенка-убийцы. Некоторым литераторам того времени рассказ показался неправдоподобным, а сюжет его - «искусственным». Другие же возражали, что подобные истории встречаются и в жизни. Сам Чехов, будучи по профессии врачом, показал в рассказе «Спать хочется», как опасно обременять ребенка непосильным трудом. Детская психика - явление тонкое и сложное, требующее самого бережного отношения.

Л.Н.Толстой, высоко оценив рассказ, относил его к произведениям «первого сорта», назвал «истинным перлом». Толстой и сам много размышлял о деспотизме и безразличии взрослых, калечащих психику детей. Л.Н. Толстой, называя Чехова «Пушкиным в прозе», «несравненным художником», «художником жизни». Писателю удалось в столь сжатой художественной форме раскрыть психологическую драму малолетней служанки, доведенной вынужденной бессонницей до изнеможения и отчаяния.

Произведение "Гуттаперчевый мальчик" было написано известным русским писателем Дмитрием Григоровичем в 1883 году.

В «Гуттаперчевом мальчике» рассказана история маленького сироты Пети, взятого на обучение к циркачу. Акробат Беккер плохо говорит по-русски и не знает иного стимула в тренировках, кроме телесного наказания. Но страх перед учителем -- плохой помощник, «он внушает робость, а робость первый враг гимнаста». Петя просто обречен на гибель. Но смысл повести этим не исчерпывается. Сопереживание, умение понять нужду и горе другого человека - вот чему учит читателя повесть "Гуттаперчевый мальчик". Краткое содержание произведения даёт вполне достаточное представление о нелёгкой жизни бедного восьмилетнего ребёнка, оставшегося в раннем детстве без отца и матери. В противовес Пете Григорович выводит образы детей из богатой семьи (Веры, Зины и Павла). На фоне их роскошной жизни жалкое существование Пети выглядит ещё более несчастным. Особое внимание первым годам жизни Пети уделил в своей повести Григорович. Гуттаперчевый мальчик был сыном кухарки Анны и некоего солдата. При жизни матери ему не раз приходилось голодать и терпеть от неё побои. Петя остался круглым сиротой, когда ему шёл пятый год. Для того чтобы мальчик не умер с голоду, прачка Варвара (землячка Анны) отдала его на воспитание акробату Беккеру. Циркач относился к ребёнку очень жестоко. Он заставлял его выполнять сложнейшие акробатические трюки, которые не всегда были ему под силу. Даже если мальчик падал во время тренировок с шеста и сильно ударялся, наставник его не жалел, а временами даже бил. Единственным, кто хорошо относился к Пете, был Эдвардс. Однако он не мог защитить ребёнка от произвола Беккера.

Она будит в читателе множество переживаний и мыслей. Здесь и размышления о непостижимом Промысле Божием, так по-разному устраивающем человеческие судьбы, и раздумья о родительском грехе, влекущем за собой безмерные страдания детей, и тревожные помыслы о самовлюбленной гордости, умерщвляющей душу. Её чтение вызывает у читателей сострадание и жалость к несчастному ребёнку, которому за свою крошечную жизнь пришлось видеть только лишения и жестокость.

Читая повесть, мы удивляемся тому, как порой необдуманно и безответственно человек распоряжается бесценным даром жизни, или сокрушаемся от того, как сильны в человеке страсти и как мало он знает об Истинном Помощнике в преодолении их. Но вместе с тем, мы не можем не радоваться милосердию, которое по-прежнему близко сердцам многих людей. Конечно, повесть «Гуттаперчевый мальчик» -- болезненное чтение даже для взрослого человека. От некоторых сцен, вторгающихся в наше сознание и чувства, хочется скорее бежать в привычный душевный комфорт.

Повесть о маленьком акробате Пете знакома многим детям среднего школьного возраста. Очень интересно узнать о том, что думают читатели о произведении «Гуттаперчевый мальчик». Отзывы о повести у детей и взрослых очень печальные: все искренне жалеют Петю, переживают из-за того, что судьба оказалась к нему столь неблагосклонной. Изредка можно услышать мысли о том, что эту книгу не стоит читать в детском возрасте, так как она нагоняет на ребёнка тоску и депрессию. У каждого читателя складывается своё мнение о произведении, однако нельзя не согласиться с тем, что знакомство с подобными книгами позволяет воспитать в человеке такое важное качество, как сострадание к ближнему.

Список литературы

1. Эйхенбаум Б. М. Фет // Эйхенбаум Б. М. О поэзии. Л., 1969.

2. Бухштаб Б. Я. А. А. Фет. Очерк жизни и творчества. Изд. 2-е. Л., 1990.

3. Бердников Г. П. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. М., 1984. С. 73-75.

4. Макарова В. А. А. П.Чехов // Русская детская литература. М., 1972.

5. Чехов А. П. Спать хочется // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М.: Наука, 1974--1982. Т. 7. [Рассказы. Повести], 1888--1891. М.: Наука, 1977.

6. Хрестоматия по детской литературе: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений / Сост. И.Н.Арзамасцева, Э.И.Иванова, С.А.Николаева. 2-е изд., стереотип, М.: Издательский центр «Академия», 2000. 544 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Расцвет творчества Ф. Тютчева и А. Фета. Анализ стихотворений с выводами сопоставительного характера. Стремление к порывам в пейзажной лирике Фета. Сопоставление Некрасова с поэтами предшественниками и современниками. Использование художественных средств.

    контрольная работа , добавлен 16.12.2010

    Литературный и лексический анализ произведения А.П. Чехова "Скрипка Ротшильда". Оценка системы персонажей и характеристики героев данного рассказа, семантика их имен, определение проблематики. Сопоставление поздних рассказов А.П. Чехова и Л.Н. Толстого.

    контрольная работа , добавлен 14.06.2010

    Ознакомление с методикой современного изучения лирических произведений в школе. Сопоставительный анализ как один из методических приёмов изучения поэзии. Рассмотрение опыта сопоставительного анализа на примере стихотворений Н. Рубцова и С. Есенина.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2014

    Зарождение и рассвет творчества Ф. Тютчева и А. Фета. Анализ общих признаков и образных параллелей присущих каждому поэту. Романтизм как литературное направление лирики Ф. Тютчева. А. Фет как певец русской природы. Философский характер их лирики.

    контрольная работа , добавлен 17.12.2002

    Конец 70-х годов XIX века - начало журналистской деятельности Антона Павловича Чехова. Юмор и характерная особенность рассказов и героев Антоши Чехонте. Анализ рассказа "Толстый и тонкий". Причины и последствия поездки А.П. Чехова на остров Сахалин.

    реферат , добавлен 09.07.2010

    Анализ стихов Н.А. Некрасова Понаевского цикла - тематика и художественное своеобразие. Анализ стихотворений в прозе И.С. Тургенева. Стремление А.П. Чехова в пьесе "Чайка" обсудить проблему искусства, его сущности, назначения, традиций и новаторства.

    контрольная работа , добавлен 03.02.2009

    Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева и А.А. Фета и ее особенности. Художественные особенности, методы и средства отображения времен года, их воплощение в поэтичеcких картинах природы. Взыcкательное отношение к cтихотворному маcтерcтву у Ф. Тютчева и А. Фета.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2014

    Место писателя в русской литературе и особенности его рассказов. Жизненный путь и место писателя в русской литературе. Чехов как мастер рассказа, анализ его рассказов: "В рождественскую ночь", "Хирургия", "Тоска", "Дама с собачкой", "Душечка", "Невеста".

    курсовая работа , добавлен 25.02.2010

    "Палата №6" один из самых увлекательных рассказов Чехова с интересным сюжетом, который создан автором для выявления какого-либо порока в обществе, его причин и последствий. Жизнь доктора Рагина - история борьбы мировоззрения человека с реальностью.

    доклад , добавлен 29.04.2008

    Стремление Чехова к краткости, к сжатому, плотному повествованию. Дебют на страницах тогдашних юмористических журналов. Герой многих рассказов писателя - неприметный чиновник. Весомость драматического повествования Чехова.

Здравствуйте, ребята

Кто мне ответит, какой раздел мы начали с вами изучать на последних занятиях?

Верно. Сегодня мы с вами продолжаем говорить о весне, о явлениях природы, связанных с наступлением этого времени года и познакомимся со стихотворением А. Н. Плещеева «Весна».

Плещеев Алексей Николаевич (1825-1893) – поэт, прозаик, драматург и литературный критик. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась его мама, Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич написал достаточно много произведений не только для детей, но и для взрослых )

Я сейчас прочту вам стихотворение этого поэта - «Весна». А вы подумайте, какие звуки вы услышали при прослушивании этого стихотворения (чтение наизусть)

О чем это стихотворение?

Какие звуки вы услышали?

Молодцы, какие вы внимательные!

Подумайте, кто является лирическим героем данного стихотворения?

Что помогает раскрыть образ весны?

А сейчас, давайте откроем учебники на стр. 125.

Прочитайте стихотворение про себя и отметьте незнакомые слова.

Повеяло - дуть

Лазурь - светло-синий цвет, синева

Миновала – прошла

Да, действительно, для того, чтобы передать настроение стихотворения, авторы используют особенный поэтический язык

Скажите, а какое настроение в данном стихотворении?

Молодцы

Обратите внимание, с помощью, какой части речи поэт сумел показать читателю движение?

Как вы думаете, какой месяц изображает поэт? Что вам в этом помогло?

Как вы понимаете строчку: «И лес оденется листвою!»?

Верно. А фразу: «природы обновленье»? Что происходит в природе в это время года?

Правильно

Кто, по мнению поэта, больше других любит природы обновленье?

А что людям приносит весна? Найди ответ в стихотворении

Прочитав это стихотворение, мы можем сказать, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Любит ли поэт весну?

Давайте расставим паузы и выделим главные слова

Сейчас почитайте про себя, а домашним заданием будет - выучит это стихотворение наизусть. Запишем это в дневники

Давайте подведем итоги сегодняшнего урока:

Что нового узнали?

Что понравилось на уроке?

Что вызвало затруднение?

Как вы поработали на уроке?

Всем спасибо за урок, мы с вами хорошо поработали! Урок окончен

«Былое» Алексей Плещеев

Ночи бледное светило
Кротким светом озарило
Комнатку мою.

Снова слышу за стеною
Над малюткою больною
Баюшки-баю.

Спой еще! Тебе внимая,
И душа моя больная
Отдохнет от мук.

Помню я иное время,
Легче было жизни бремя,
Веселей жилось!

Шли так быстро эти годы,
Годы счастья и свободы,
Годы светлых грез!

Сколько вызвано мечтою
Лиц знакомых предо мною
И знакомых мест.

Помню лес… деревьев шепот,
И волны стемневшей ропот,
И мерцанье звезд.

Сад запущенный и мрачный,
Над водой пруда прозрачной
Деревенский дом.

Речи нежные и ласки,
В уголке уютном сказки
Зимним вечерком…

Сердце верило, любило,
Всё ему так было мило,
Что теперь смешно!

Но всё тихо за стеною…
Над малюткою больною
Голос смолк давно…

Ах, зачем, былые годы,
Годы участья и свободы,
Я припомнил вас!

На душе тоска сильнее,
И до утра, видно, с нею
Не сомкну я глаз!

Анализ стихотворения Плещеева «Былое»

Большинству русских читателей имя Алексея Николаевича Плещеева (1825 – 1893) известно по социально-политическим произведениям и переводам западноевропейских авторов. Однако перу этого поэта принадлежат и чудесные стихотворения о детстве.

Одним из таких добрых светлых произведений является «Былое» 1858 года. По настроению оно напоминает «Детство» И. З. Сурикова и имеет похожий сюжет. Повествование ведётся от первого лица. В стихотворении рассказывается о том, как лирический герой, услышав песенку, которую исполняют маленькому ребёнку, погружается в воспоминания. С помощью живописных метафор и ярких эпитетов поэту удаётся воссоздать очарованный мир своего детства так, что читатель может сам прочувствовать его грусть по ушедшим годам.

У произведения необычная структура. Оно состоит из четырнадцати трёхстиший, объединённых попарно последними строками в строфе, благодаря чему схема стихотворения приобретает вид aab ccb, dde ffe и т. д.

«Былое» начинается с рассказа о настоящем. Вот лирический герой проводит читателя в свою скромную обитель:
Ночи бледное светило
Кротким светом озарило
Комнатку мою.

Мы понимаем, что это уничижительное отношение связано с несчастьем, бедностью героя. Поэтому-то он так чётко слышит звуки напева – стены дома тонкие, а в соседней, такой же крошечной, комнате лежит больное дитя, которому мать поёт песенку. Из текста произведения мы можем только догадаться, что голос принадлежит юной женщине, потому что поэт ничего не называет напрямую, используя язык метафор: «Голосок так чист и звонок…»

Детство, куда нежный напев уносит мысли лирического героя, поэт так же не упоминает. Вместо этого он называет его «годами счастья и свободы», «годами светлых грёз». Мы можем понять, что именно о ранних годах идёт речь из образа «в уголке уютном сказки».

Поэт рассказывает о детских впечатлениях, используя олицетворения, ведь многие дети, обладающие живым воображением, наделяют разные предметы и явления душой. Поэтому деревья в воспоминаниях могут шептать, а волна – роптать как нахмурившийся человек:
Помню лес… деревьев шепот,
И волны стемневшей ропот,
И мерцанье звезд.

Стихотворение завершается там же, где и началось, образуя кольцо. Лирический герой возвращается в день сегодняшний, досадуя, что теперь ему не уснуть. Но читатель не чувствует обиды в строках. Говоря о песне, которая подарила ему эти тревожные воспоминания, и о ребёнке, невольно ставшем их причиной, поэт использует аллитерации с мягкими сонорными согласными («л», «р», м»: «малютка», «смолк», «сильнее», «слышу»). Благодаря этому читатель тоже проникается нежностью к героям произведения.




Top