Словесное творчество детей дошкольного возраста. Словесное творчество детей

Татьяна Козлова
Особенности развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст называют периодом интенсивного развития творческих возможностей ребенка. Становление творческой деятельности рассматривается в тесной связи с развитием всех психических процессов и прежде всего с развитием творческого воображения , предполагающего новизну, неопределенность познаваемой ситуации и неограниченного разнообразия возможных способов ее разрешения .

Существуют различные мнения и по поводу источников возникновения творчества детей . Одни исследователи считают творчество результатом внутренних самозарождающихся сил ребенка и что взрослому не следует вмешиваться в его творческий процесс . Другие считают источниками творчества окружающую жизнь , искусство. Авторы признают интуитивность и самобытность художественного творчества детей , но считают нужным разумное влияние педагога.

По определению, творчество - это деятельность , в результате которой человек создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения. Оно характеризуется двумя основными показателями : оно должно представлять общественную ценность и давать совершенно новую продукцию.

Считается, что полностью детское творчество не соответствует данным показателям. Оно является первоначальной ступенью в развитии творческой деятельности . Художественное творчество ребенка не может осуществляться без участия взрослого, который помогает ему творить и принимает на себя функции критика и частично созидателя. В развитии творческих способностей детей ведущую роль играет воспитание и обучение. И только при правильном педагогическом руководстве и обучении творческая деятельность ребенка может достичь относительно высокого уровня.

Детская творческая деятельность не имеет художественной ценности для окружающих, однако, в общественно-педагогическом отношении она важна для ребенка. Так как в своем творчестве ребенок активно открывает новое для себя и о себе.

Творческая деятельность отвечает потребностям и возможностям ребенка, сопровождает его эмоциональной и интеллектуальной активностью, и обеспечивает формирование способов единого творческого познания .

Одной из разновидностей творческой деятельности детей является литературное или словесное творчество .

Детское словесное творчество -это сочинения и импровизации. Этот вид деятельности, удовлетворяющий одну из важнейших потребностей ребенка-самовыражение.

Словесное творчество - наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы » - условное название рассказов , которые дети придумывают сами (завязку, ход события, кульминацию и развязку ) . Ребенок должен самостоятельно придумать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт.

В основе словесного творчества лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества в единстве содержания и художественной формы. Словесное творчество рассматривается как деятельность, возникающая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в устных сочинениях.

Особая роль в развитии словесного творчества отводится умению составлять связное высказывание. У ребенка выясняется, имеет ли он опыт составления рассказа (сказки, с желанием ли откликается на предложение придумать сочинение, может ли он логически выстроить сюжет и структурно его оформить, какие лексические средства он будет использовать в своем высказывании. Эти показатели являются критериями развития словесного творчества : умение воспринимать произведения художественной литературы, развитие связной монологической речи, творческое сочинение .

В развитии детского художественного творчества выделяют три этапа . На первом этапе происходит накопление опыта. На втором – собственно процесс детского творчества , непосредственно связанный с возникновением замысла, с поисками художественных средств. На третьем этапе создается новая продукция.

В основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии ребенка. Источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в зависимости от богатства и разнообразия представлений и жизненного опыта ребенка.

Изучение особенностей развития детского словесного творчества позволяет определить педагогические условия , способствующие словесному творчеству .

Личность педагога, обладающего профессиональным мастерством, человеческим обаянием, способностью творить , оказывающего положительное влияние на творчество ребенка .

Развитие воображения - своеобразной формы отражения действительности, заключающейся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений.

Развитие наблюдательности .

Воспитание трудолюбия.

Обучение на занятиях.

Комплексное решение задач развития речи на занятиях по обучению рассказыванию.

Обогащение и активизация словаря за счет слов-определений , помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц; с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов .

Умение детей связно рассказывать , владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

Правильное понимание детьми задания «придумать» , т. е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было.

Развитие поэтического слуха – способности к различению жанров , понимание их особенностей , умение чувствовать компоненты художественной формы и осознавать их функциональную связь с содержанием.

Взаимодействие разных видов художественной деятельности (музыки, живописи, литературы, театра) .

Развитие словесного творчества возможно , если на каждом занятии знакомить детей с содержанием и художественной формой произведения, обращать их внимание на образные слова и выражения , характеристику, настроение, диалоги персонажей, описание мимики и жестов героев.

На это направлены творческие задания : уточнять понимание смысла образных слов и выражений ; включать в рассказ импровизированного диалога новые (разные) интонации; выполнять пластические этюды, изображающие героя; придумывать необычные окончания к хорошо знакомым сказкам; соединять сюжеты произведений разных жанров; подбирать синонимы, антонимы, определения, характеризующие персонажи, их настроение, состояние, действия и поступки; драматизация наиболее интересных отрывков произведений; развитие сценических навыков , исполнение (повторение) реплик героев; рисование обстановки и условий , в которых действовали герои литературного произведения; соотнесение содержания текста с характером музыкального произведения.

Таким образом, из вышесказанного следует, что творческая речевая деятельность, выражающаяся в создании устных сочинений, успешно осуществляется в старшем дошкольном возрасте и под влияние специального обучения, важным условием которого является выбор средства.

1

:В статье показано значение организации словесного творчества в современном дошкольном учреждении. Предметом исследования является процесс развития словесного творчества старших дошкольников посредством сочинения ими сказок о животных. Целью является описание содержания работы, направленной на эффективное развитие словесного творчества дошкольников. Словесное творчество рассматривается в узком смысле – создание дошкольниками собственных сказок. Определяется основа словесного творчества детей старшего дошкольного возраста - фольклорное произведение (русская народная сказка о животных). Показано преимущество использования детских сказок о животных с целью развития словесного творчества детей. Изложены данные диагностической методики по выявлению уровня развития умения сочинять сказки дошкольниками; дан анализ детских творческих работ; указаны причины ошибок и недочётов. Содержание работы по развитию словесного творчества детей представлено в три этапа: пополнение знаний детей новыми сказками; композиционный и языковой анализ сказок; процесс создания детьми собственных сказок. Перечислены педагогические приёмы, с помощью которых реализуется развитие словесного творчества старших дошкольников. Описана последовательность постепенного введения видов творческих работ на занятиях по развитию речи с дошкольниками. Автором использованы известные в методике авторские приёмы, но предлагается их собственная интерпретация. В приведенном примере фрагмента занятия показана словесная деятельность дошкольников: подбор слов по смыслу, характеристика героя, определение последовательности действия, продолжение истории. Приведены примеры детских творческих работ. Материалы статьи могут быть использованы методистами и педагогами-практиками в образовательном процессе дошкольной организации.

сочинение сказок

сказки о животных

словесное творчество

старший дошкольник

1. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества у дошкольников (обучение сочинению сказок). - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 45 с.

2. Гурова И.В. Технология обучения детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок // Самарский научный вестник. - 2013. - № 4 (5). - С. 63-65.

3. Ушакова О.С. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 5. - С. 18-29.

4. Николаева Н.А., Ерышова Ю.В., Генералова О.М., Корнеева М.П. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством словесного творчества // Актуальные вопросы современной педагогики. - Самара: АСГАРД, 2016. - С. 86-89.

5. Литвинцева Л.А. Сказка как средство воспитания дошкольника. Использование приемов сказкотерапии. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 144 с.

6. Серкова М. Путешествие в сказку / М. Серкова, О. Малышева // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 12. - С. 48-50.

7. Пропп В.Я. Русская сказка. - М.: Лабиринт, 2000. – 416 с.

8. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М.: АРКТИ, 2002. - 144 с.

Вопросы развития словесного творчества дошкольников составляют основу процесса обучения и воспитания. В Федеральном государственном образовательном стандарте Дошкольного образования (ФГОС ДО) выделена образовательная область «Речевое развитие», которая включает формирование умения сочинять сказки через следующие компоненты: уметь владеть речью как средством общения и культуры, иметь активный словарный запас, грамматически правильную монологическую речь, знать произведения детской литературы. Особое значение в методике развития речи дошкольников придаётся обучению сочинению сказок Е.Б. Танникова , И.В. Гурова , О.С. Ушакова и др. Достаточно широко в своих исследованиях раскрыли возможности использования сказки в системе воспитания дошкольников Н.А. Николаева , Л.А. Литвинцева и др.

Цель исследования: описать содержание работы, которое, на наш взгляд, будет способствовать развитию словесного творчества дошкольников через создание ими сказок.

Материалом исследования явились теоретические работы методистов по данной проблеме, а также творческие работы детей старшего дошкольного возраста.

Методы: теоретический анализ методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, педагогический эксперимент, математическая обработка данных.

Сказки о животных являются благодатным материалом для развития словесного творчества. Сказки о животных широко используются в кругу детского чтения. Как известно, эти сказки небольшие по объёму. В них небольшое число героев (2-4), рассматривается одно сюжетное действие. Продолжительность действия обозначается системой повторов, хотя в этом типе сказок повторы необязательны. В этих сказках определённые качества характера закреплены за каждым героем: трусость - заяц, хитрость - лиса, жадность - волк и т.д. Для таких сказок характерно сближение взаимоисключающих явлений, нарушающих привычные представления, что и создает вымысел: волк рубит дрова, печет блины; заяц плачет и т.д. С точки зрения композиции сказка может строиться как одно сюжетное действие («Лиса и тетерев», «Овца, лиса и волк»), несколько действий («Волк - дурень», «Старая хлеб-соль забывается») или ряд повторяющихся эпизодов («Теремок») .

Развитие словесного творчества предполагает длительную целенаправленную работу с дошкольниками. Серкова М. детские сочинения о животных классифицировала так: 1) творческое сочинение по картинке; 2) контаминации на темы художественных произведений; 3) свободное сочинение сказок .

В данной статье мы продемонстрируем содержание работы, которое на наш взгляд, будет способствовать развитию словесного творчества дошкольников через создание ими сказок. Перед тем как начать специализированное обучение, мы предлагаем провести диагностическое обследование умения сочинять сказки у дошкольников. Непосредственное обучение проходит в три этапа. На первом этапе необходимо активизировать в речевой деятельности детей запас известных русских народных сказок и продолжать обогащать этот запас. Основными приёмами работы будут слушание, рассказывание и пересказ сказок. На втором этапе под руководством воспитателя происходит анализ принципов традиционного построения сказочного повествования, развития сюжета: повторность, цепная композиция, прием «от большого - к малому» и «от малого - к большому», традиционные зачин и концовка. Необходимо также обращать внимание детей на языковую основу сказки (постоянные эпитеты, повторы, обилие слов-действий). Педагог побуждает детей использовать эти приемы в собственных сочинениях. На третьем этапе активизируется коллективное и самостоятельное сочинение сказки. Воспитатель предлагает детям задания с постепенным усложнением: продолжить начатую сказку, придумать сказку по теме и персонажам; самостоятельно выбрать тему, персонажей, сюжет и т.д.

Руководя процессом формирования умения сочинять сказки, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы. Предпочтение следует отдавать активным педагогическим приемам, которые обеспечивают создание собственных литературных произведений, в том числе и сказок. Е.Б. Танникова предлагает метод обучения детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок - знакомые герои в новых обстоятельствах . Моделирование сюжетов сказок по В.Я. Проппу помогает осознанию дошкольниками антитезы, характерной для сказок: персонажи (злые/добрые, умные/глупые); место действия (дворец/избушка); события (запрет/нарушение запрета) . Моделирование помогает детям удерживать в памяти похожие действия, порядок появления героев.

Результаты исследования. Опытная работа по формированию умения сочинять сказки у детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 102» г. Оренбурга. В данной работе принимали участие 10 старших дошкольников в возрасте 5-6 лет. При проведении диагностики мы рассказали детям начало сказки и предложили им придумать ее окончание «Сказка про доброго зайца» (автор Л.В. Ворошнина).

Текст сказки. Жили-были заяц и зайчиха. Ютились они в маленькой ветхой избушке на опушке леса. Однажды заяц пошел собирать грибы и ягоды. Насобирал целый мешок грибов и корзину ягод.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ концовки сказки, придуманной детьми, показал, что 70% детей старшего дошкольного возраста сочинили концовку предложенной сказки по наводящим вопросам; сказка по началу сюжета получилась. В большей части работ сказка крайне бедна по содержанию, «схематична»; продолжена в соответствии с замыслом, но не завершена. Сказки, сочиненные детьми, не имели развязку, дети в основном использовали знакомые им сюжеты, не добавляя в них ничего нового, приведем пример продолжения текста сказки: И заяц сразу пошел домой. Дома его ждала зайчиха, они поели, спать легли.

У некоторых дошкольников сказка не получилась (30%). Часть детей продолжили сказку 1 предложением (И все закончилось хорошо. / Так они и жили.); словосочетанием (ягоды вкусные).

При определении уровней умения сочинять сказку у старших дошкольников выяснилось, что выделить можно только средний и низкий уровни (40% и 50% соответственно). Дети пытались в своих сочинениях наряду с персонажами сказки - заяц и зайчиха - использовать и других животных (волка, медведя). Приведем пример сочиненной сказки, где прослеживается аналогия со сказкой «Семеро козлят»: встретил Заяц волка и испугался. Волк спросил у Зайца, как его зовут, куда он идет. А Заяц его обманул и сказал, что идет в другую сторону, не домой. Волк побежал туда и заблудился, а Заяц спокойно пришел к своей Зайчихе.

Проведенное диагностическое обследование доказывает необходимость работы, направленной на формирование речевого словесного творчества дошкольников.

Формирование умения сочинять сказки у детей дошкольного возраста необходимо начинать с создания оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка-дошкольника. На первом этапе обучения старших дошкольников сочинению сказки нами был накоплен художественный материал. Мы знакомили детей со сказками, входящими в круг чтения детей. Нами были созданы условия для благоприятного словесного творчества детей, организовано взаимодействие разных видов художественной деятельности. Нами применялся приём - прослушивание сказок в грамзаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогали детям вслушаться в музыку, задуматься о характере героев, насладиться нежностью, напевностью народного языка. Просмотр, последующий анализ мультфильмов, работа с отдельными фрагментами, на наш взгляд, обогатили словарный запас детей, способствовали формированию связной речи (диалог и монолог), развивали фонетико-фонематическую, просодическую стороны речи. Нами, например, было предложено детям посмотреть мультфильм «Снегурка» (1958), обменяться впечатлениями, придумать варианты развития другой сюжетной линии мультфильма или другого конца.

На последнем этапе остановимся более подробно, т.к. именно он по времени самый длительный в нашем эксперименте. Развитие умения сочинять сказки у старших дошкольников мы начали с приема - придумывание продолжения сказки.

Придумывание детьми продолжения знакомой сказки. Дети старшего дошкольного возраста вспоминали сказку «Козлятки и волк». Мы предлагали детям придумать, что было дальше. Первое продолжение сказки мы придумывали вместе, дети добавляли по одному предложению, словосочетанию, слову. Воспитатель начинает предложение, а дети по желанию продолжают: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, спрятались под стол. А это был маленький... (показывали игрушку) зайчик. Зайчик говорит: «Не бойтесь меня; это я, маленький зайчик». Козлята... (впустили зайчика). Они угостили его... (капустой, морковкой). Поели малыши и стали... (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл... (на барабане). А козлята... (весело прыгали)». После коллективного составления сказки мы переходили к индивидуальному творчеству. На первом занятии не все дошкольники справились с заданием, но у некоторых продолжение сказки получилась: Долго она ходила по лесу, траву ела и встретила Лису. Лиса ей и говорит «У меня лисята родились, дай мне молочка». Коза отвечает: «Сейчас не могу, спешу к козляткам». Приходите завтра, утро вечера мудренее. И вот утром приходит Лиса с ведерком, а у Козы все готово. На следующий день Лиса пришла с лисятами, Козе сено принесли. Волк узнал, про их дружбу и стыдно ему стало, он просил прощения за своё поведение. С тех пор стали они все жить-поживать, а лисята с козлятами прыгать - играть.

Составление продолжения сочинения на основе сказки Б.Н. Сергуненкова «Козел» мы начали с того, что предложили детям отгадать загадки о животных - персонажах произведения (затем дети называют других известных им домашних животных). Далее прочитали сказку два раза и обсудили ее содержание, провели языковой (лексический) разбор текста с использованием иллюстраций. После проведения физкультминутки провели упражнение на сравнение животных - персонажей сказки по их внешнему виду; установление сходства и различия между ними с использованием картинок и набора игрушек. Далее просили детей сочинить сказку до конца.

Сочинение сказки по теме, предложенной воспитателем (без плана). Выполнение этого задания дает большой толчок творческому воображению и самостоятельности мысли: ребенок выступает как автор; он сам выбирает содержание сказки и ее форму. Нами была предложена тема: «Сочини сказку о медведях». Приведем пример сочиненной сказки.

Жил когда-то далеко-далеко маленький Медведь. Берлога его была похожа на норку. Он всех боялся. И вот однажды встретил в лесу мужика, ему стало жалко Мишку. Мужик говорит: «Если хочешь стать большим, тебе нужно много кушать, долго спать». Мишка послушался и проспал всю зиму, а весной наелся ягод и стал расти не по дням, а по часам. Теперь медведи всегда большие.

Игры-инсценировки с игрушками. Традиционно в дошкольной образовательной организации используется приём инсценирования сказок. Этот приём эффективен, во-первых, с точки зрения развития речи, так как дети, заучивая реплики персонажей, запоминают слова-определения, слова-уточнения, слова-действия; во-вторых, с точки зрения развития словесного творчества. В игре-инсценировке дошкольники часто добавляют свои высказывания, используют лексический запас, характерный для сказок.

Соединение (контаминация) сюжетов разных сказок. При выполнении всех заданий побуждали старших дошкольников к использованию сказочных элементов (традиционные формулы, изобразительно-выразительные средства и в собственных сочинениях). Приведем пример сочинения сказки о Лисе, Петушке и Шарике.

Жил-был Шарик. Пришла как-то Лиса в деревню. Увидела щенка и говорит: «Я Петушка в гости пришла звать, ему каши наварила». Шарик ей отвечает: «Не пущу с тобой Петушка, ты его обманешь и съешь». Лиса принялась его уговаривать, Шарик согласился и сказал «Я с вами пойду». Позвал Шарик Петушка, пришли они вместе к Лисе. Она сварила кашу жидкую и потчует. Петушок клевал, клевал, так голодным остался. Шарик лакал, лакал, так и не наелся. Лиса стала в гости проситься к ним, а они её не позвали.

Составление сказки по серии картинок. Глухов В.П. считает, что сочинения по картинкам имеют большое значение для развития умений самостоятельной речи . Серии картинок способствуют обучению составлению сочинения и помогают разобраться в последовательности событий, отображающих отдельные, ключевые моменты сюжетного действия. Развивают навык анализа наглядно изображенного сюжета, умение воссоздавать сюжетную ситуацию на основе сопоставления содержания отдельных картинок.

На занятии детям предлагалось сочинить сказку по серии картинок «Умный ежик» (сюжет Н. Радлова). Воспитанникам демонстрировали серию цветных картинок среднего формата (4 картинки). Воспитанники разместили на наборном полотне картинки в нужной последовательности. В начале занятия дошкольникам предлагалось дополнить предложение нужным по смыслу словом: Ёжик нашёл в лесу кучку… (яблок). Стал он их носить домой по…(одному)./ Надоело ему…(бегать, возиться). Ежик залез на... (дерево, яблоню) и прыгнул на... (яблоки)./Яблоки нанизались на... (колючки, иголки). Затем дети воссоздали исходную ситуацию на основе содержания картинок по вопросам: вдали виден домик Ежика; он на зиму делает запасы; он угощает гостей яблоками, яблочным компотом и вареньем.

Сочинение познавательной сказки о животных. Мы использовали игру «Скажи точнее». Целью этой игры является развитие точности словоупотребления у детей. Воспитатель начинает рассказывать сказку и просит ребят помогать подбирать слова, когда он будет останавливаться. Например: Жили-были Белка и Бельчонок. Белка говорит: «Я самая главная!». Какой может быть Белка? Что она может делать? (Рыжая, шустрая, пушистая. Белка живет в лесу, в дупле. Она может собирать на зиму запасы, прыгать с дерева на дерево…) Бельчонок послушал и говорит: «Я тоже важный!». Какой может быть Бельчонок? Что он может делать? (Белый, ловкий, юркий…) и т.д. Как видим, подобранный материал позволяет сочинить научно-познавательную сказку о животных. Этот вид сказок встречается в программе дошкольного учреждения. Умение сочинять сказку подобного типа будет зависеть от того, насколько дети владеют теоретическими знаниями о том или ином животном.

Сочинение сказки по аналогии. Этот тип сочинения достаточно труден для дошкольников, поэтому мы за основу взяли сказку «Колобок». Все дети очень хорошо знакомы с этим произведением. Мы проанализировали сказку по вопросам: Кто был главным героем? Как появился Колобок? Почему случилось так, что он оказался в лесу? С кем он встретился? После этого воспитатель объяснил, что мы будем составлять похожую сказку, где героем станет… (Бублик, или Ватрушка, или Блин). Он должен встречаться с животными… (Сусликом, Белочкой, Ёжиком и др.). Героев-животных педагог предлагает выбрать самостоятельно. В конце сказки главного героя кто-то должен съесть. Сказка должна чему-либо учить, что может быть поучительным в нашей сказке? Воспитатель выслушивает варианты ответов дошкольников и предлагает сочинить сказку по аналогии. Приведем начало получившейся сказки: Жила-была мама с дочкой, испекли они однажды ватрушку. Положили её студиться на окошечко, а она ожила и убежала. Катится по дорожке, катится, а навстречу ей…

Основная задача воспитателя заключается в том, что дошкольники получили возможность научиться излагать мысли в устной форме. Воспитатель может назвать героев сказки или тему, после чего предлагает детям подумать (что могло произойти с этим героем?) и высказаться. Опыт наблюдения за дошкольниками показывает, что сначала они не знают что говорить, а потом из общего числа представляющихся мыслей и образов им сложно выбрать одну тему и упорядочить мысли. Подбор слов, словосочетаний у многих ребят занимает много времени, они утомляются и теряют интерес к работе. Воспитателю необходимо давать несколько слов (слова-помощники) для выбора детьми. Для упорядочивания действий героев и организации сюжета целесообразно использовать схемы, модели. Когда дети научатся продолжать начатый сюжет, дополнять известную сказку новыми событиями, можно приступать к созданию собственной оригинальной сказки. С этой целью лучше задавать в качестве главных героев сказки таких животных, которые редко используются в традиционных сюжетах, например: овечка, белочка и др. Как известно, образы лисы, зайца, волка будут возвращать дошкольников к уже известным сюжетам.

В процессе работы целесообразно привлекать к анализам получившихся сказок самих детей. Оценивая работы дошкольников, обращаем особое внимание на следующие показатели: оригинальность, композиция сказки (зачин, основная часть, концовка), богатство словаря, правильность и разнообразие грамматических конструкций. При организации занятий, направленных на развитие словесного творчества, необходимо выстроить методическую систему. Система будет упорядочивать частоту подобных занятий, усложнение видов работ, разнообразие типов сочинений-сказок. С целью повышения мотивации можно устроить «день сказок» и пригласить в гости детей из другой группы, можно подарить мамам (малышам) собственные сказки. По возможности воспитатель записывает детские сказки и с помощью родителей оформляет книгу сказок. Воспитанники могут выступать иллюстраторами сказок.

Выводы. Таким образом, предложенный нами комплекс мероприятий по развитию умения детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок может способствовать повышению интереса к словесному творчеству. Учитывая синкретичную природу детского творчества, мы предлагали детям импровизировать, обыгрывать сюжет сказки-игры, с помощью языковых средств передавали характер и настроение персонажа в конкретных ситуациях. Мы считаем, что содержание данного комплекса может быть использовано в практической деятельности педагогов дошкольного образования.

Библиографическая ссылка

Слонь О.В. РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК О ЖИВОТНЫХ) // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27858 (дата обращения: 26.02.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Детское словесное творчество

В основе словесного творчества, лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы.

Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов – новообразований).

В формировании детского художественного творчества выделяют три этапа.

На первом этапе происходит накопление опыта.

Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего.

Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств.

На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым.

Педагогические условия , необходимые для обучения детей творческому рассказыванию.

Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни

Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.

Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято с читать обогащение и активизацию словаря.

Одно из условий – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания. Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ.

Еще одно условие – правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал.

Темы для рассказывания могут быть с конкретным содержанием: «Как мальчик нашел щенка», «Как Таня ухаживала за сестренкой», «Подарок маме», «Как Дед Мороз пришел на елку в детский сад», «Почему девочка плакала», «Как Катя потерялась в зоопарке».

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы. В ряде работ выделяется сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев). Чаще всего дети создают контаминированные тексты, поскольку им трудно давать описание, не включая в него действие, а описание сочетается с сюжетным действием.

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера («Как Миша варежку потерял», «Подарки маме к 8 Марта»). Не рекомендуется начинать обучение с придумывания сказок, так как особенности этого жанра заключаются в необыкновенных, иногда фантастических ситуациях, что может привести к ложному фантазированию.

Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно. Для выражения своих переживаний, связанных с природой, ему надо владеть большим количеством обобщенных понятий, в большей степени уметь синтезировать.

Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.

В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.

Например, по теме «Что случилось с девочкой» детям были предложены такие вопросы: «Где находилась девочка? Что с ней случилось? Почему она заплакала? Кто ее утешил?» Было дано указание «придумать» рассказ. Если дети затруднялись, педагог подсказывал («Может быть, она была на даче или заблудилась на шумной улице города»).

С целью развития творческих умений рекомендуется такой прием, как придумывание детьми продолжения авторского текста. Так, после чтения и пересказывания рассказа Л. Толстого «Сел дед пить чай» педагог предлагает продолжить его. Показывает, как можно придумать конец, давая свой образец.

В подготовительной к школе группе задачи обучения творческому рассказыванию усложняются (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста). Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.

Ниже рассмотрим особенности использования приемов обучения в зависимости от вида рассказа.

Как и в старшей группе, работу с детьми начинают с придумывания реалистических сюжетов. Наиболее легким принято считать придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовывать детей, знакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие. Е. И. Тихеева рекомендовала давать такое начало, которое бы предоставляло простор для воображения детей и давало возможность для развития сюжетной линии в разных направлениях. Приведем пример (СНОСКА: Из исследования Л. А. Пеньевской).

Вася очень любил гулять по лесу, собирать землянику, слушать пение птиц. Сегодня он вышел рано и зашел особенно далеко. Место было незнакомое. Даже березы и те были какие-то другие – толстые, со свисающими ветвями. Вася сел отдохнуть под большую березу, вытер потный лоб и задумался, как найти дорогу домой. Направо вела еле заметная тропинка, но куда она идет, Вася не знал. Прямо начинался какой-то спуск, а налево был густой лес. Куда идти?

Дети должны придумать, как Вася выбрался из леса.

Вспомогательные вопросы, по мнению Л. А. Пеньевской, являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи.

План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3 – 4 вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания, что может тормозить самостоятельность детского замысла.

В процессе рассказывания вопросы задаются очень осторожно. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребенок забыл рассказать. Можно подсказать описание героя, его характеристику или как закончить рассказ.

Более сложный прием – рассказывание по сюжету, предложенному педагогом. Например, воспитатель напоминает, что скоро 8 Марта. Все дети будут поздравлять своих мам, дарить им подарки. Далее сообщает: «Сегодня будем учиться придумывать рассказ про то, как Таня и Сережа готовили подарок маме к этому дню. Рассказ назовем: «Подарок маме». Лучшие рассказы мы запишем». Педагог поставил перед детьми учебную задачу, мотивировал ее, предложил тему, сюжет, назвал основных персонажей. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно в форме повествования, расположить события в определенной последовательности. В конце такого занятия можно нарисовать поздравительные открытки для мам.

Систему занятий по обучению рассказыванию по готовым сюжетам разработала Э. П. Короткова. Она предлагает серию сюжетов по близкой и доступной детям тематике, интересные приемы, активизирующие воображение: описание персонажа, опора на образ главного героя при составлении рассказа (полнее обрисовать его и ситуации, в которых он участвовал) и др.

Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему – самое трудное задание. Использование этого приема возможно при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах внутритекстовой связи, а также умения озаглавить свой рассказ. Педагог советует, о чем можно придумать рассказ (об интересном случае, который произошел с мальчиком или девочкой, о дружбе зверей, о зайце и волке). Предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план («Сначала скажи, как твой рассказ будет называться, и коротко – о чем ты будешь рассказывать сначала, о чем в середине и о чем в конце. После этого расскажешь все»).

Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты.

Например, воспитатель дает начало рассказа «Сон Андрюши»: «Мальчику Андрюше папа подарил велосипед «Орленок». Малышу он так понравился, что даже приснился ночью. Приснилось Андрюше, что он поехал путешествовать на своем велосипеде». Куда поехал Андрюша и что он там увидел, должны придумать дети. Этот образец в виде начала рассказа можно дополнить пояснениями: «Во сне может произойти что-то необыкновенное. Андрюша мог поехать в разные города и даже страны, увидеть что-нибудь интересное или смешное».

Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных: «Что случилось в лесу с ежиком», «Приключения волка», «Волк и заяц». Ребенку легче придумать сказку о животных, так как наблюдательность и любовь к животным дают ему возможность мысленно представить их в разных условиях. Но необходим определенный уровень знаний о повадках зверей, их внешнем виде. Поэтому обучение умению придумывать сказки о животных сопровождается рассматриванием игрушек, картин, просмотром диафильмов.

Чтение и рассказывание детям небольших рассказов, сказок помогает обратить их внимание на форму и структуру произведения, подчеркнуть интересный факт, раскрытый в нем. Это положительно влияет на качество детских рассказов и сказок.

Пример сказки Тани (6 лет 7 мес.): «Волшебная палочка». Жил-был зайчик, у него была волшебная палочка. Он всегда говорил волшебные слова: «Волшебная палочка, сделай то-то и то-то». Палочка все ему делала. Постучалась к зайцу лиса и говорит: «Можно к тебе в дом, а то меня волк выгнал». Лиса обманула его и отняла палочку. Сел заяц под дерево и плачет. Идет петух: «Что ты, зайка, плачешь?» Заяц ему все и рассказал.

Петух отнял волшебную палочку у лисы, принес ее зайке, и стали они вместе жить. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.

Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной сказки происходит поэтапно. На первом этапе в речевой деятельности дошкольников активизируется запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов. На втором этапе под руководством воспитателя осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка). Детей побуждают использовать эти элементы в их собственных сочинениях. Воспитатель обращается к приемам совместного творчества: выбирает тему, называет персонажей – героев будущей сказки, советует план, начинает сказку, помогает вопросами, подсказывает развитие сюжета. На третьем этапе активизируется самостоятельное развитие сказочного повествования: детям предлагается придумать сказку по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно выбрать тему, сюжет. Как уже было сказано выше, наиболее сложным видом детских сочинений является описание природы. Эффективной считается такая последовательность обучения описанию природы:

1.Обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение умению видеть красоту окружающей природы.

2.Углубление детских впечатлений о природе путем рассматривания художественных картин и сравнения красоты изображенного с живой действительностью.

3.Обучение детей описанию объектов природы по представлению.

4.Обучение умению описывать природу, обобщать свои знания, впечатления, полученные во время наблюдений, рассматривания картин, слушания художественных произведений.

Помощь детям оказывает образец воспитателя. Приведем пример.

«Мне очень нравится осень. Я люблю рассматривать и собирать в букеты желтые листья клена и березы, красные – осокорей, салатовые – ивы и тополя. А когда подует ветер, мне нравится, как листики срываются с деревьев, кружат в воздухе, а потом тихо-тихо падают на землю. И когда идешь по земле, по такому ковру из осенних листьев, можно услышать, как он нежно шелестит». (Н. А. Орланова).

Интересны описания-миниатюры (О. С. Ушакова). Например, после небольшой беседы о весне и лексических упражнений детям предлагают рассказать о природе весной.

Примеры упражнений: «Как можно сказать о весне, какая весна? (Весна-красна, жарка, весна-зелена, теплая, солнечная.) Какая трава весной? (Зеленая, нежная трава-мурава, травка шепчет, мягкая, травушка-муравушка, росистая, трава-шелкова, мягкая, как одеяло) Какая может быть яблонька весной? (Белоснежная, душистая, цветущая, бледнорозовая, как снег белая, нежная)».

Детское словесное творчество не ограничивается рассказами и сказками. Дети также сочиняют стихи, загадки, небылицы, считалки. Популярны и повсеместно в детской среде бытуют считалки – короткие рифмованные стихи, которые дети используют для того, чтобы определить ведущих или распределить роли.

Стремление к рифме, повторение рифмованных слов – не только считалок, но и дразнилок – часто увлекает детей, становится потребностью, у них появляется желание рифмовать. Дети просят давать им слова для рифмовки, а сами придумывают к ним созвучные (нитка – в пруду есть улитка; дом – в реке живет сом). На этой основе появляются стихи, часто подражательные.

Словесное творчество детей проявляется иногда после длительных размышлений, иногда спонтанно в результате какого-то эмоционального всплеска. Так, девочка на прогулке бежит к воспитательнице с букетиком цветов и сообщает взволнованно, что придумала стихотворение «Василек».

Особую роль в умственном и речевом развитии детей играют загадки. Систематическое знакомство детей с литературными и народными загадками, анализ художественных средств загадок, специальные словарные упражнения создают условия для самостоятельного сочинения детьми загадок.

Формирование поэтического словесного творчества возможно при заинтересованности педагогов и создании необходимых условий. Еще Е. И. Тихеева писала, что живое слово, образная сказка, рассказ, выразительно прочитанное стихотворение, народная песня должны царить в детском саду и готовить ребенка к дальнейшему более глубокому художественному восприятию.

Полезно вести записи детских сочинений и составлять из них книжки-самоделки, чтение которых дети с удовольствием по многу раз слушают. Такие книжки хорошо дополняют детские рисунки на темы сочинений.

В дошкольных учреждениях города Реджо-Эмилия (Италия) родилась «Игра в рассказчика». Дети по очереди поднимаются на возвышение и рассказывают своим товарищам выдуманную ими историю. Педагог записывает, ребенок внимательно следит за тем, чтобы он ничего не пропустил и не изменил. Затем иллюстрирует свой рассказ большим рисунком.

Этот пример взят из книги Джанни Родари «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй» (М, 1978). В ней говорится о некоторых путях придумывания рассказов для детей и о том, как помогать детям сочинять самим. Рекомендации автора книги находят применение и в детских садах России.


ПРОГРАММА

Для детей 7-10 лет

Программу составил : канд. пед. наук И.А.Киршин

Калининград 2014

Пояснительная записка

Необходимо организовать педагогическую среду



Основные цели :

Основные задачи:

Первыйконцептуальный компонент

Цель



Третий базовый компонент - педагогические условия

- педагогическая среда -

- творческий диалог -

- клубные формы деятельности

Роль учителя

Роль ребёнка

Характер мотивации ребёнка

– только сердцем

Диагностика результата

Методы диагностики

Учебно-тематический план

Тема Часы
1.
2. Рассказывание по картине
3. Сочинение загадок
4. Сочинение рассказа
5. Творческое рассказывание.
6. Сочинение скороговорок
7. Сочинение двустиший
8. Рассказывание по картине
9. Творческое рассказывание
10.
11.
12. Сочинение основы сценария
13. Сочинение сказки
14.
15.
16.
17.
18. Сочинение стихов
19. Рассказывание по картине
20.
21. ИТОГО

Сочинение загадок.

1) словесные игры: шарады;

2) чтение русских народных загадок;

3) эмоциональная и практическая подготовка детей к сочинению загадок;

4) сочинение загадок;

Сочинение рассказа.

1) словесные игры: литературные перевёртыши;

2) эмоциональная и практическая подготовка детей к рассказыванию по картине;

3) чтение рассказов Е.Кузнецовой «Доброе слово лечит, а худое калечит», «Поссорились»;

4) сочинение рассказов;

5) задание на дом: сочинить рассказ.

Сочинение скороговорок.

1) разминка – сценические этюды: «мы – лесные звери»;

2) эмоциональная и практическая подготовка детей к сочинению скороговорок;

3) чтение русских народных скороговорок;

4) сочинение скороговорок;

5) обсуждение полученных произведений.

Сочинение двустиший.

1) словесные игры: «угадай букву»;

2) эмоциональная и практическая подготовка детей к сочинению двустиший;

3) чтение двустиший Б.Заходера;

4) сочинение двустиший в парах;

5) обсуждение полученных произведений.

Рассказывание по картине.

1) словесные игры: стихи-шутки;

3) Составление описательного рассказа по репродукции И.Грабаря «Март»

4) сочинение коллективного рассказа по картине;

5) обсуждение полученных произведений.

Творческое рассказывание.

1) словесные игры: ребусы;

2) эмоциональная и практическая подготовка детей;

3) чтение рассказа Н.Носова «Почемучки»;

4) сочинение индивидуальных историй;

5) обсуждение полученных произведений.

Сочинение рассказа.

1) разминка – сценические этюды;

2) эмоциональная и практическая подготовка детей;

3) сочинение рассказов в парах;

4) чтение рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки»;

5) обсуждение полученных произведений, сопоставление с произведением мастера.

Сочинение основы сценария.

1) разминка – сценические этюды: «мы – кошки»;

2) эмоциональная и практическая подготовка детей;

3) сочинение сценариев в парах;

4) разыгрывание детских сценариев;

5) обсуждение полученных произведений.

Сочинение сказок.

6) словесные игры: сканворды;

7) эмоциональная и практическая подготовка детей;

8) чтение сказки Н. Калинина «Про снежный колобок».

9) сочинение коллективных сказкок;

10) обсуждение полученных произведений.

Сочинение стихов.

1) разминка – сценические этюды: «мы – птички»;

2) эмоциональная и практическая подготовка детей;

3) чтение стихов А.Барто;

4) сочинение стихов в парах;

5) обсуждение полученных произведений.

Рассказывание по картине.

1) словесные игры: «буквы спрятались»;

2) эмоциональная и практическая подготовка детей;

3) показ картины и составление описательного рассказа по репродукции А. Саврасова «Грачи прилетели»;

4) обсуждение полученных произведений.

ПРОГРАММА

дополнительного образования детей

Развитие детского словесного творчества

Для детей 7-10 лет

Программу составил : канд. пед. наук И.А.Киршин

Калининград 2014

Пояснительная записка

Основой для программы послужили идеи Школы Жизни Ш.А.Амонашвили, а также следующие положения:

Детское словесное творчество - это письменное или устное выражение ребёнком субъективно значимого для него словесного содержания, обладающего следующими качествами: фантазия, искренность, владение словом, чувство юмора и лиризма, актуальность для автора.

Для развития детского словесного творчества прежде всего необходимо выявить потребности ребёнка, мотивы его деятельности.

Необходимо организовать педагогическую среду , в которой эти потребности ребёнка будут удовлетворены. Педагогическая среда представляет собой коллектив единомышленников, состоящий из педагогов, родителей и детей, находящихся в творческом контакте. Этот коллектив осуществляет единую деятельность, которая должна вызывать у ребёнка сильные положительные эмоции, так как только такие эмоции порождают в воображении яркий образ. В результате такой деятельности ребёнку предлагается реализовать возникший образ (напиши, нарисуй, сыграй, изобрази).

Педагогическая среда должна охватывать все стороны жизни ребёнка, удовлетворять его физиологические, моральные, эстетические и иные потребности. Только создав ребёнку полноценную детскую жизнь, мы вправе ждать от него творческих проявлений.

Истинное творчество возможно только как целостный стиль жизни, как общий принцип системы отношений с ребёнком, а не как отдельный приём на уроке - только в этом случае творчество станет многообразным и полноценным. Поэтому педагогу надо уметь принять детскую жизнь со всем, что в ней есть, уметь участвовать в ней, уметь заслужить любовь и уважение детей. Только погрузившись подобным образом в детскую жизнь, педагог сможет выявить истинные потребности детей и создать условия для их удовлетворения.

Педагогическая среда, с одной стороны, создаёт условия для проявления стихийного творчества детей (горизонтальный уровень), с другой стороны, насыщает детей прекрасными образами, побуждая творческую стихию подниматься вверх - к вершинам Добра, Любви и Красоты (вертикальный уровень). Объединение этих уровней педагогической средой должно дать полноту и равновесие развитию словесного творчества детей.

Основные цели :

Воспитание Благородного Человека

Развитие творческих способностей;

Развитие словесно-творческих способностей;

Развитие коммуникативных способностей.

Основные задачи:

Увлечь детей радостью творчества;

Раскрыть их словесно-творческий потенциал;

Создать творческий детский коллектив;

Привить детям общечеловеческие ценности.

Основные принципы педагогической деятельности:

Тесное сотрудничество педагогов в единой деятельности;

Постоянное самосовершенствование каждого педагога (творческий рост в избранной области искусства, личностное развитие, совершенствование педагогических качеств);

Неформальные отношения с детьми;

Творческий диалог педагогов с детьми.

Первыйконцептуальный компонент модели составляет гуманно-личностный подход, разработанный Ш.А.Амонашвили.

На указанном концептуальном фундаменте выстраивается второй, словесно-творческий компонент , представляющий собой методическое обеспечение модели. При создании программы по словесному творчеству детей мы опирались на разработки В.А.Левина, Г.Н.Кудиной, З.Н.Новлянской и А.А.Мелик-Пашаева, Л.Е.Стрельцовой и Н.Д.Тамарченко, Дж. Родари.

Цель - преобразовать игру искусством в общение искусством. Для этого решаются два ряда педагогических задач . Первый ряд направлен на сохранение у детей свойств, присущих дошкольнику: непосредственность, эмоциональную целостность и индивидуальное своеобразие восприятия; желание играть художественными формами; стремление свободно действовать в воображаемой ситуации; радость от занятий искусством и потребность в таких занятиях.

Второй ряд задач направлен на то, чтобы обеспечить художественное развитие ребёнка. Эти задачи решаются объединением двух направлений деятельности: первое - знакомство с детской классикой, второе - собственное творчество. Этим сочетанием детерминируется успешное развитие детского словесного творчества.

Особенности выполнения творческих заданий:

Выполняются только добровольно;

Выполняются на занятии или дома (по желанию ребёнка);

Произведения ребёнка читаются только с его согласия;

Педагог выполняет задания вместе с детьми;

Творческие работы педагога обсуждаются наравне с работами детей.

Третий базовый компонент - педагогические условия развития детского словесного творчества:

- педагогическая среда - коллектив, состоящий из учителей, родителей и детей, находящихся в постоянном творческом контакте. Этот коллектив осуществляет единую деятельность на основе гуманно-личностного подхода (Ш.А.Амонашвили);

- творческий диалог - специфический вид общения, который является открытием, выражением и передачей другим личностного смысла явлений в эстетической форме. Цель словесного творческого диалога - выявление и развитие собственного речевого стиля ребёнка;

- клубные формы деятельности - живые, гибкие, беспрограммные, соответствующие детской природе виды деятельности (игра, музыка, театр, изобразительное искусство, лепка и др.).

Все компоненты составляют единый целостный педагогический процесс, в котором можно выделить следующие характеристики:

Роль учителя - учитель в позиции помощника-воодушевителя.

Роль ребёнка - ребёнок в позиции свободно творящего субъекта.

Характер мотивации ребёнка - преимущественно внутренняя, индивидуальная мотивация.

Предмет организующих усилий педагога - вдохновение ребёнка (состояние положительно окрашенного эмоционального и интеллектуального напряжения), наполнение его образами добра, любви и красоты.

Характер взаимодействий учителя и ребёнка - эмпатия, личностная включённость учителя и ребёнка.

Специфика педагогического воздействия – только сердцем педагог может прикасаться и направлять развитие творческих способностей ребёнка. Грубое давление на ребёнка или педагога искажает педагогический процесс, поэтому для успешной реализации целей необходима как основное условие бережная и чуткая атмосфера.

Диагностика результата - результаты в виде продуктов детского словесного творчества диагностируются.

Методы диагностики : самооценка, взаимное оценивание, метод экспертных оценок (осуществляется квалифицированными специалистами в области литературного творчества или преподавания литературы как искусства), беседа с родителями и учителями. Следует учитывать, что нельзя ожидать значительных успехов от каждого ребёнка сразу – необходим длительный процесс созревания творческих способностей.

Учебно-тематический план

Тема Часы
1. Творческое рассказывание. «Поговорим по телефону».
2. Рассказывание по картине
3. Сочинение загадок
4. Сочинение рассказа
5. Творческое рассказывание.
6. Сочинение скороговорок
7. Сочинение двустиший
8. Рассказывание по картине
9. Творческое рассказывание
10. Сочинение детективного рассказа
11. Сочинение многосерийной истории
12. Сочинение основы сценария
13. Сочинение сказки
14. Сочинение юмористического рассказа
15. Рассказывание историй об игрушках
16. Сочинение сатирического рассказа
17. Конкурс Мюнхаузенов: «Придумывание небылицы»
18. Сочинение стихов
19. Рассказывание по картине
20. Сочинение сказки по картам Я.Проппа
21. ИТОГО

Словесное творчество дошкольников Изучение словесного творчества, творческой деятельности ребенка, поиск путей ее формирования является одним из приоритетных направлений современной педагогической науки в XXI веке.

творчество – это деятельность, в результате которой человек создаёт чтото новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения. . выделено два основных показателя творчества: 1. оно должно представлять общественную ценность и 2. давать совершенно новую продукцию. По определению психологов,

Соответствует ли данным показателям детское творчество? Ответ на данный вопрос до сих пор вызываетспоры среди исследователей данной проблемы

Огромная роль творчества определяется тем, что оно открывает новые для ребенка ценности познания, преобразования, переживания, которые обогащают его мир, способствуют проявлению творческих качеств личности.

Словесное творчество дошкольников – это деятельность детей, возникающая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений – рассказов, сказок, стихов (О. С. Ушакова, А. Е. Шибицкая, М. В. Фадеева и др.).

В педагогических исследованиях, посвященных проблеме формирования словесного творчества, доказывается, что творческая речевая деятельность успешно осуществляется в старшем дошкольном возрасте под влиянием и в результате специального обучения, важным условием которого становится выбор средства (Э. П. Короткова, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, Е. А. Флерина и другие)

Одним из наиболее доступных и педагогически эффективных средств формирования у детей творческих речевых умений называется фольклор, сказка (Л. М. Панкратова, В. А. Сухомлинский, А. Е. Шибицкая).

Существует 2 точки зрения на процесс детского творчества 1. творчество это результат внутренних самозарождающихся сил ребёнка и взрослому не следует вмешиваться в его творческий процесс, так как это приводит к отсутствию индивидуального выражения личности. Так ребёнок копирует взрослого.

2. Другие признают интуитивность и самобытность художественного творчества детей, но считают нужным разумное влияние педагога. Они признают необходимость создания соответствующих условий, усвоение детьми художественного опыта, обучение приёмам творческой работы.

На 1 этапе роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений. Учить образному видению окружающего, т. е. восприятию, имеющему эстетическую окраску. Важно, чтобы дети осознали, что некоторые явления могут быть изменены и преобразованы.

2 этап - собственно процесс детского творчества: возникновение замысла, поиск художественных средств. Роль педагога заключается в создании радостной атмосферы, полной интересных переживаний и обеспечении внутренней потребности самовыражения в творчестве. Особое внимание следует уделять освоению ребенком способов сенсорного обследования предметов. Помочь детям овладеть простейшими художественными средствами.

3 этап –это создание новой продукции. Ребёнок начинает интересоваться качеством продуктов своего творчества и испытывает эстетическое удовольствие, стремясь придать им завершенность. Но переживания дошкольников будут еще полнее, если он убедится в том, что его работа интересна не только ему, но и окружающим. Поэтому столь важен анализ детской продукции, проводимый педагогом.

Словесное творчество дошкольников может проявляться в следующих формах: - словотворчество (в узком смысле); - сочинение стихотворений; - сочинение собственных рассказов и сказок; - творческие пересказы литературных текстов; - придумывание загадок и небылиц.

признаки творческого рассказывания: - увлеченность, захваченность деятельностью; - умение видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления и создавать на их основе новые образы и ситуации; - умение предоставлять событие в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями; - использование соответствующих языковых средств в целях создания образа; - самостоятельность в поисках образов и развитии сюжета; - вариативность, т. е. умение придумывать несколько вариантов сочинений на одну тему.

При обучении рассказыванию используются разные виды творческих сочинений: - придумывание продолжения и завершения рассказа, начало которого сообщает воспитатель; - придумывание рассказа (сказки) по плану воспитателя; - придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана); - придумывание рассказа (сказки) на самостоятельно выбранную тему; - придумывание рассказов (сказок) по литературному образцу.

Приемы обучения: - совместное составление с воспитателем рассказа; - вопросы воспитателя (их должно быть немного); - плана к рассказу; -повторение плана рассказа; -составление плана детьми; - анализ и оценка рассказов.




Top