Михаил врубель снегурочка 1890. Описание картины Михаила Врубеля «Снегурочка

23 февраля исполнилось 100 лет со дня рождения Натальи Николаевны Андросовой. На самом деле она была Княгиня Наталья Александровна Искандер, морганатическая внучка Великого Князя Николая Константиновича, изгнанного из семьи после грандиозного скандала, в котором была замешена американская авантюристка и любовница Великого Князя Фанни Лир. Для Дома Романовых его не существовало, «умалишённый» Николай Константинович был вычеркнут из всех списков, его имя находилось под негласным запретом, а остаток дней он провёл в Ташкенте, где оставил после себя доброе имя, хотя его прижизненные поступки шокировали многих современников. Чего стоит «женитьба» Николая Константиновича на юной гимназистке Варваре Хмельницкой, при живой и законной супруге Надежде Александровне Дрейер. Тайно оформленный брак вскоре был аннулирован, а несостоявшуюся жену с родителями отправили в Одессу. Единственная законная внучка Великого Князя Наталья Александровна Искандер после развода родителей, переезда в Москву и удочерения отчимом, стала Натальей Николаевной Андросовой. У неё была тяжёлая судьба, но сильный романовский характер. Долгие годы она работала в цирке, исполняла «смертельные номера» на мотоцикле по вертикали, не единожды получала серьёзные травмы, что, конечно же сказалось на её здоровье. Болезни и невзгоды она встретила с высоким самообладанием и выдержкой. В июле 1998 года Наталья Николаевна приехала из Москвы в Петербург на церемонию захоронения Императорской Семьи, хотя такая поездка стоила ей больших усилий, поскольку передвигаться она могла только на костылях. На следующий день после похорон Наталья Николаевна посетила Павловск, родовое имение своего прадеда Великого Князя Константина Николаевича, и побывала в тех комнатах, где провёл своё детство её экстравагантный дед. Одна из глав в книге Людмилы Третяковой «Русский сюжет» посвящена Натальи Николаевне Андросовой...

Если бы кто-нибудь занялся составлением альбома московских красавиц всех эпох, Наталья Андросова наверняка украсила бы его своим присутствием от лица наших современниц. В 60-х годах в столице, где во все времена не переводились прекрасные дамы, она все равно была недосягаема для соперниц. Даже если кто-то из них и мог состязаться с Натальей в красоте, то она несомненно опережала всех и в своем необыкновенном происхождении, и в необыкновенной профессии.
Под никому ничего не говорящей фамилией Андросова и чужим отчеством - Николаевна скрывалась женщина, в жилах которой текла царская кровь. Наташа доводилась родной внучкой тому "ташкентскому князю", которому была посвящена предыдущая глава.

Отец Натальи - один из сыновей великого князя Николая Константиновича Александр. Женившись на девушке польского происхождения Ольге Роговской, он имел от этого брака двоих детей: дочь Наталью и сына Кирилла. Крестили Наташу в Кресто-Воздвиженской церкви Санкт-Петербурга. Метрику на случай обыска мать вскоре сожгла, и уже у гробового порога Андросова в ответ на свой запрос получила копию, где восприемниками "младенца Натальи" значатся греческая королева, родная тётка новорожденной, Ольга Константиновна Романова, и кто-то из великих князей.


Наталья Николаевна и её родной брат Кирилл Николаевич (1912-1992), участник войны, умер в Москве и потомства не оставил


Маленькая Наташа попала в Ташкент, когда деда уже не было в живых. Но бабку свою, Надежду Александровну, она хорошо помнила. Помнила и зверинец деда, манивший ее, маленькую девочку с неимоверной силой. Детская память сохранила и дедовы художественные сокровища. После, уже взрослой девушкой, в Ташкенте, Наталья пришла в музей, увидела дедову любимую "Купальщицу" и с затаенной гордостью сказала подруге: "Наша!" До некоторой поры ей удавалось скрывать свое романовское происхождение, хотя, строго говоря, она не могла бы и в царские времена носить титул великой княгини - брак ее деда с Натальей Искандер был морганатическим, то есть неравнородный. Ташкентские Романовы значились уже Романовскими-Искандер и считались просто князьями. Но и под этой звучной фамилией Наталье побывать не удалось. В 1919 году ее отец ушел с белой армией и после многих приключений осел в Париже. Наталья Николаевна не держала на него обиду за то, что оставил их с братом и матерью практически на произвол судьбы. Но это в те годы была скорее типичная, чем исключительная история: разметанные гражданской войной семьи, дети, не знающие свою ближайшую родню.


Князь Александр Николаевич Искандер - отец Натальи


Так было и у них. Мать Натальи вышла замуж вторично, возможно, только из-за детей, которых надо было как-то кормить и учить. Новый муж, Николай Андросов, дал им свое имя и отчество. И все-таки об отчиме Наталья вспоминать не любила - лишь стала она взрослеть, превращаясь в красивую девушку, тот стал ее преследовать. Это было противно и гадко.
Позже Наталья узнала, что отец во Франции женился. От второго брака были дети (прим: детей не было ). Умер он в 1957 году, так и не узнав, что сталось с его первой семьей. Его французская жена (прим: вторая жена Александра Николавеича была русская эмигрантка Наталья Константиновна Ханыкова ) разыскала их и рассказала, что князь Александр Николаевич Романовский-Искандер часто о них вспоминал.

Лет до семнадцати Наталья не знала о своем происхождении. Их семья жила в арбатском полуподвале-коммуналке в одной комнате. Однажды на дне корзины, которую разбирала мать, Наталья увидела фотокарточку(?) мужчин в мундирах с эполетами, дам с высокими прическами и в длинных платьях. Мать объяснила, кто они и откуда. Нельзя было сказать, что это каким-то образом подействовало на девушку. Она думала, как бы устроиться на работу - жили они бедно. Не окончив десятилетку, пошла в чертежницы. Потом в портнихи. Мечтать об институте не приходилось, там внимательно изучали биографию абитуриентов. Одна внешность Наташи для опытного глаза выдавала ее с головой. Высокая, стройная, с тонкими чертами лица, сероглазая красавица - несла на себе печать происхождения - не за какими фамилиями тут было не укрыться.



Один из многочисленных поклонников Натальи, или Тали, как ее обычно звали, каким-то образом прознал, что она "из Романовых". Однажды этот парень киномеханик по имени Володя Шмоткин пришел к ней с ультиматумом: или она будет с ним "дружить", или заявление на имя начальника НКВД отправится по адресу. Улыбаясь, он помахал перед ее лицом написанным листком бумаги. Его физиономия была в прыщах и лоснилась. Таля сказала, что лучше пойдет под расстрел, чем в кровать с ним. Шмоткин направил письмо по назначению. Талю вызвали на допрос товарищи с Лубянки. Ее уверенность и полное отсутствие страха сбивали с толку. Тут к этому не привыкли. Всю оставшуюся жизнь Андросова на вопрос, каким образом она уцелела, отвечала: только потому, что ничего не боялась.

В покое ее не оставляли вплоть до 50-х годов. Предлагали "помочь" наладить связи с определенными людьми, в основном иностранцами. Она не просила, а требовала, стучала кулаком по столу следователя, чтоб от нее отвязались. Как это ни странно, походы на Лубянку перемежались с тренировками на стадионе. Таля увлеклась бегом. Это оказалось созвучно эпохе. Фотографии красавицы-бегуньи на короткие дистанции стали появляться на страницах газет, а первые призы - в их утлой комнатенке. Впрочем, молодость, красота Натальи были в зените. В нее намертво влюблялись. Кто-то из поклонников посадил ее на мотоцикл. Она выжала газ на всю и едва не убилась. Но с той поры с мотоцикла больше не слезала. Скорость, риск - это была ее стихия.

В 22 года Наталья Андросова работала в аттракционе "Гонки по вертикали" в парке имени Горького. Красавица в обтягивающих фигуру штанах, в крагах взлетала на плохо обструганные, коряво сколоченные доски. Мотоцикл под руками ревел, как дикий зверь, почуявший на своем хребте наездника, который не дает ему спуску. Они боролись друг с другом: мотор, земное притяжение и Наталья. Честно боролись на глазах у публики. Парни в теннисках бросали сорванные здесь же с клумб в парке цветы и любовные записки. В день у Натальи было пятнадцать - двадцать заездов. Гоняла она два десятилетия - аттракцион пользовался колоссальным успехом, а исполнителей выматывал донельзя. Номер был рискованным. Гонка за партнером требовала точного расчета и огромного нервного напряжения: стоило не рассчитать скорость, и ты либо врежешься в другой мотоцикл, либо подвернешь колесо и тебя протащит по стенке.

В истории цирка Андросова осталась единственной женщиной, выполнявшей по-настоящему "смертельный номер".
Однажды она выступала внутри спаянного из металлической сетки шара. Помощник просмотрел, что протерся скрепляющий трос. На полной скорости ее вышибло из седла и с высоты бросило о железо сетки... Потом, ожидая врача, она сидела с торчавшей из штанины костью, смотрела на внезапно притихший зал и улыбалась. Эта привычка осталась у нее до конца: улыбаться при адской боли и тоске. И тогда-то и другое, сбитое с толку, как будто отступало. Мужики, между прочим, работавшие с ней в аттракционе, не справлялись с психологической нагрузкой, сплошь и рядом кончали плохо: спивались, разбивались насмерть или сами сводили счеты с жизнью.

Но платили им много. У Натальи появились деньги. Она тратила, не считая: на вечеринки, наряды, кому-то давала в долг и, конечно, без отдачи. Друзей было огромное количество. Поклонников тоже. Наталья не желала никому нравиться, и, вероятно, поэтому особенно нравилась. Романы, более или менее продолжительные следовали один за другим. Но вынести ее характер - резкий, неукротимый, насмешливый - не мог никто. "Чтобы остаться с ней - ей надо было поклоняться", - сказал кто-то из череды получивших отставку.

Грянула война. Эвакуироваться с цирком Наталья отказалась. В октябре в Москве началась паника. В Малом Козловском переулке, где жила ее подруга, она видела выброшенные на улицу томики Ленина. Говорили, что фрицы уже у Сходни. Мать умоляла Наталью хоть в последний момент скрыться из города. "Москвы им не взять, - отрезала та. - И кончим об этом".
Во время войны Наталья работала в истребительном отряде. Гоняла по Москве, развозя бумаги. Научилась водить "Линкольн", "Бьюик", "Пикап". Делала все, как весь народ тогда. Нужно убрать снег на Красной площади - она там, развезти хлеб по продуктовым точкам - садилась за руль. Внучка великого князя, несомненно, чувствовала себя человеком своего времени и своего государства.

Пережила войну и строила социализм Страна Советов. Наталья, вернувшаяся в цирк, все рвалась вперед на ошарашивающей скорости. Но изредка как будто кто-то окликал ее из того прошлого, которого она не знала и которое грозило ей только осложнениями. Однажды Наталью разыскала пожилая уже женщина, назвалась Дарьей. Вероятно, это была Дарья Часовитинова, которая после многих жизненных приключений работала одно время секретарем у писательницы Мариэтты Шагинян. От нее Наталья получила небольшой портрет деда - великого князя Николая Константиновича, еще молодого, только окончившего академию. А с гастролей в Будапеште Наталья вернулась с фотографиями и рукописями своего отца. Неизвестный, подождав ее у артистического выхода, вручил их ей и, не говоря ни слова, исчез.

В коммуналке Наталья продолжала жить до 70-х годов. Там, на Арбате, умерли ее мать, отчим, туда она привела своего мужа, режиссера Николая Досталя. Но семейная жизнь оказалась краткой - Николай погиб на съемках. Имя Натальи Адросовой было исключительно популярно в художественной среде Москвы. Александр Николаевич Вертинский прислал однажды заболевшей на гастролях "звезде" цирка прочувствованную телеграмму: "Бедная Наташенька, допрыгалась. Вот теперь лежит, как поломанная кукла, усталая игрушка в руках больших детей..."


...Она была слишком красива, смела, талантлива, ярка. Это скорее знак беды, чем залог удачной судьбы. Наталье посвящали стихи Булат Окуджава, молодой Андреи Вознесенский, ее страстный тревожный облик вдохновлял Юрия Нагибина, Юрия Казакова.

Может, мы еще и будем рядом
Все, как кем-то сказано, течет!
Этот август... как он был безбожно краток... -

эти строчки в томике Александра Галича остались воспоминанием о романе без счастливой концовки. Поэтому, что с них взять? У Натальи Николаевны определенно было предощущение одиночества. Как и ко всему в жизни она относилась с тем чуть ироничным спокойствием, что по силам только очень крепким людям. В 70-х годах Андросовой дали однокомнатную квартиру в Кунцеве. Здесь она расставила немногочисленные, сбереженные матерью в тайном сундучке семейные реликвии: рюмку, сделанную на коронование Елизаветы Петровны, старинный серебряный складень, изящные портретные миниатюры Наполеона и его жены. Прошлое мирно уживалось с современностью: кубками, грамотами, прочими спортивными наградами и обилием снимков красивой девушки Страны Советов - Наталья была настоящей находкой для фотографов.


Портрет написанный одним из поклонников


Но она старела. Переломанные ноги, давние ушибы и раны - ужасная расплата за преодоление земного притяжения. Наталья Николаевна хорохорилась и до семидесяти лет судила мотоциклетные соревнования. Но пришло время взять в руки костыли и держать входящую дверь открытой на случай чьего-нибудь визита. Перспектива быть обобранной Наталью Николаевну не волновала: все, что имело хоть какую-то цену, было продано. Деньги стремительно уходили на лекарства. Когда участковый заносил ей картошку, выращенную на собственном огороде, она, не любя благотворительности, лезла в кошелек. Тот, пользуясь тем, что хозяйка отнюдь не проворна, выскальзывал за дверь. К новым волнениям в отношении Романовых, начавших приезжать в Россию в эпоху перестройки, Наталья Николаевна относилась довольно прохладно: ни они ей, ни она им не были нужны. Она мужественно оценивала свое положение беспомощной старухи и именно этим совершенно была на них не похожа. Властность, апломб, неумение заискивать перед судьбой, перед людьми, нежелание бесконечно перемалывать прошлое, - с тем она уходила из жизни. На вопрос сотрудников собеса, приносивших ей лекарства: "Как дела?" уверенным голосом отвечала: "Плохо"; "Есть ли у вас близкие люди?", не меняя интонации, говорила: "Никого". Но у Натальи Николаевны имелась собака, дворняжка, когда-то подобранная ею, по кличке Малыш. Думая о скорой смерти, она волновалась: кто же его возьмет? Когда летом 1999 года Андросова умерла, кто-то из отыскавшихся наследников приходил в опустевшую квартиру, но забрали ли Малыша - неизвестно...

А вы знаете, что последняя из Романовых жила в СССР? Думаю, об этом мало кто знал из простых, но очень многие, кому "положено".
Кто она? Принцесса на мотоцикле, которой восхищалась Москва!
Наталья Андросова - спортсменка, артистка, красавица, мотогонщица по вертикальной стене. Во время войны работала водителем полуторки.
Последняя из Романовых жила в полуподвале на Старом Арбате. В кругах московской богемы ее звали королевой Арбата.
Вертинский целовал ей руку, молодые Галич, Вознесенский, Евтушенко и Межиров посвящали стихи, сосед по дому Юрий Казаков сделал прототипом главной героини одного из рассказов.

Очень интересную статью о Наталье Андросовой недавно прочитала на сайте tut.by и подумала, что вам она тоже будет интересной. Это наша история.

"На днях исполнилось 99 лет убийства царской семьи. Ходят слухи, что в 2018 году, к 100-летней годовщине, подлинность их останков признает, наконец, Русская православная церковь. Поживем — увидим.

Мао Цзэдун, при всем его радикализме, не только сохранил жизнь последнему китайскому императору Пу И, но и сделал его членом Политического консультативного комитета КНР — органа декоративного, но это как если бы Николай II при Сталине был депутатом Верховного совета.
Большевики истребляли Романовых так же последовательно и беспощадно, как нацисты евреев. Ни один царский родственник, даже дальний, из их рук живым не вышел, хотя большинство из них были совершенно аполитичными людьми.
Кое-кому удалось спастись. В Объединение членов дома Романовых на сегодня входят 38 человек в 11 странах.
Согласно указу Александра III от 24 января 1885 года «Об Императорской Фамилии», никто из них права на великокняжеский титул не имеет, и называть их следует князьями императорской крови либо просто князьями Романовыми.
Но одна представительница династии прожила жизнь в СССР. Как выразился однажды по иному поводу Александр Солженицын, это «было подобно явлению против физических законов».
Разумеется, чудо стало возможным лишь потому, что о ее происхождении не знали. При этом она отнюдь не пряталась, а являлась довольно-таки известным человеком, можно даже сказать, знаменитостью.
Чтобы понять, кем была эта женщина и почему ей выпала невероятная судьба, надо отправиться в далекий 1874 год.



Скандал в августейшем семействе

В России правил Царь-Освободитель Александр II.
Душой либеральных реформ считался его брат, великий князь Константин Николаевич, а оплотом «ретроградов» — государыня Мария Александровна. Говорили о «партии императрицы» и «партии Константина», или, по месту проживания последнего, «партии Мраморного дворца».


После покушения Каракозова влияние Константина упало. Тщетно напоминал он венценосному брату его собственные слова: «Ни слабости, ни реакции». Александр был вне себя: я дал свободу, а в меня пулями? При отце пикнуть не смели!
Вторым человеком в государстве стал шеф жандармов Петр Шувалов, хитрый царедворец и убежденный консерватор, которого льстецы величали Петром IV.
Еще один ключевой персонаж: 24-летний первенец Константина, нареченный в честь деда Николаем. Двухметровый красавец, светский шалопай, искатель приключений, кумир золотой молодежи, любимец старших Романовых, которого в семье звали Николой, а в гвардии — «украшением правого фланга».
Участвуя в среднеазиатском походе, он хотел ночью забраться со своим адъютантом по веревочной лестнице в гарем хана Хивинского — генералы с трудом остановили.
И тут в Петербурге объявилась Фанни Лир (настоящее имя Харетт Блэкфорд) — танцовщица, если же называть вещи своими именами, кокотка высокого полета из Нью-Орлеана.
Америку она находила для себя слишком пуританской и подвизалась в Старом Свете. Насмотревшись в Ницце на русских вельмож, заключила, что в далекой северной империи водятся деньги, и отправилась на берега Невы.

С Николой Фанни познакомилась на маскараде. Вскоре он хвастался перед приятелями распиской: «Клянусь никогда ни с кем не говорить и не видеться без дозволения моего августейшего повелителя. Объявляю себя душой и телом рабою русского великого князя».
Должно быть, она хохотала в душе, подписывая диковинную бумагу, поскольку покорным рабом сделался сам Николай. Вскоре события пошли по известному сценарию: слезы, расспросы, признание в крупном карточном проигрыше, угроза лечь в постель с богатым стариком, если любимый ее не выручит.


Потерявший голову молодой человек потребовал у родных денег, а получив отказ, выковырял бриллианты из оклада родительской венчальной иконы.
Как водится, заподозрили слуг, но через три дня полиция обнаружила камни в ломбарде. Заложил их адъютант Верновский, напарник Николы по несостоявшейся вылазке в гарем.
Потрясенный отец разговаривал с сыном три часа. «Никакого раскаяния, ожесточение, фанфаронство, и ни одной слезы», — записал он в своем дневнике.
Глава столичной полиции Федор Трепов (тот самый, в кого через четыре года выстрелит Вера Засулич), прямолинейный верноподданный служака, постарался замять случившееся. Но Шувалов позаботился, чтобы позорный поступок молодого повесы сделался всеобщим достоянием.
Специалист по истории русского терроризма и дореволюционных спецслужб Анджей Иконников-Галицкий полагает, что красотка с самого начала находилась под контролем жандармов и сознательно или втемную использовалась в интриге против великого князя Константина.
Недруги Романова-либерала уже потирали руки, приговаривая, что «человек, воспитавший вора, не может давать советы государю».
В конечном итоге Константин сохранил влияние. Шувалов уехал послом в Лондон, Фанни Лир выдворили из России.

Неугомонный изгнанник

Николу объявили душевнобольным и отправили подальше с глаз сначала в Умань, затем в Оренбург, где он отколол новую выходку — венчался «неравнородным» браком с дочерью местного полицмейстера Надеждой Дрейер.


Сослали еще дальше — в Ташкент, лишили титула великого князя и звания полковника. Но денежки — 200 тысяч рублей в год — переводили исправно.
Под именем князя Искандера он жил в особняке, где сейчас находится дом приемов МИД Узбекистана. Заказывал в Париже фраки, купил хлопкоочистительный завод, построил первый в Ташкенте кинотеатр. Занимался рытьем каналов и археологией — нашел древнее оружие и золотые украшения. До старости крутил романы, при живой жене появлялся на людях с 15-летней дочерью казачьего урядника.
От Надежды Дрейер у Николая Константиновича был сын Александр, принятый в Пажеский корпус. В свое время он женился, и в 1916 году в ташкентском особняке родилась его дочь Наталья.

Принцесса на мотоцикле

Николай Константинович успел послать приветственную телеграмму Временному правительству, а 4 января 1918 года умер — еще не старым, но, в свете дальнейших событий, вовремя.
Александр воевал у белых, эмигрировал, вывезти семью не сумел.
Его жена уехала в Москву, где ее никто не знал, и вышла замуж за некоего Николая Андросова, который дал свою фамилию ей и падчерице.

Бешеная кровь деда, которого та не помнила, сказалась на выборе профессии.
Наталья Андросова стала мотогонщицей по вертикальной стене. Прервала спортивно-артистическую карьеру только на время войны, когда работала водителем полуторки.

В годы «оттепели», когда ей уже перевалило за 40, она продолжала блистать в парке Горького. Там стояла огромная деревянная бочка, и Наталья Андросова каждый день совершала по 15−20 заездов — удерживаемая центробежной силой, взбиралась по спирали наверх и снова спускалась на землю.

Она жила в полуподвале на Старом Арбате и звалась в кругах московской богемы королевой Арбата. Состарившийся, но не потерявший шарма Вертинский целовал ей руку, молодые Галич, Вознесенский, Евтушенко и Межиров посвящали стихи, сосед по дому Юрий Казаков сделал прототипом главной героини одного из рассказов.

Наталья Александровна, для пущей конспирации звавшаяся по отчиму Натальей Николаевной, была замужем за режиссером «Мосфильма» Николаем Досталем.
Два ее пасынка стали известными кинодеятелями. А своих детей не имела. Возможно, сказалась профессия: ей случалось падать и получать серьезные травмы.
Встретившийся с ней в конце 1980-х годов историк и писатель Эдвард Радзинский уверял, что сразу узнал знакомые по портретам фамильные голубые глаза прапрадеда Николая I.

17 июля 1998 года 82-летняя женщина присутствовала на погребении царственных родственников в Петропавловском соборе Петербурга.
А ровно через год умерла, по словам любящего символичность Радзинского, «будто отказавшись уйти из века, где была похоронена их династия».


«Мотоцикл над головой электрическою пилой. Надоело жить вертикально. Ах, дикарочка, дочь Икара», - так писал о Наталье Андросовой поэт Андрей Вознесенский. Наталья вошла в историю, как личность неординарная, последняя законнорожденная княжна из рода Романовых, правнучка императора Николая I. Рожденная в революционный 1917-й год, она прожила всю жизнь в Советском Союзе и до 50 лет блистала на сцене цирка, выполняя отчаянный номер – гонки по вертикальной стене на мотоцикле.


Дедом Натальи был опальный князь Николай Константинович, который принял революцию (что, по сути, спасло всю семью от преследований со стороны советской власти), но загубил свою репутацию из-за того, что влюбился в американку Фанни Лир, и ни за что не хотел отступать от своих чувств. Вскоре его обвинили в краже фамильных драгоценностей для возлюбленной, однако Николай Константинович поклялся, что не делал этого. Как бы там ни было, оставаться в Петербурге после такого скандала он уже не мог, и был выслан в Оренбург, а после – в Ташкент. В Азии он много работал во благо местных жителей – строил оросительные каналы и дома для солдат-ветеранов. Там же, в Ташкенте, его прозвали Искандером, и эта фамилия уже перешла по наследству к потомкам.


Наталья Искандер родилась в Узбекистане, там же прожила с матерью и братом до семи лет, а после – переехала с семьей в Москву. Переезд стал возможен благодаря тому, что мать Натальи вышла замуж во второй раз, и ее избранник Николай Андросов согласился дать детям свое отчество и фамилию.


Наталье удалось закончить всего семь классов школы, шансов продолжить учебу у нее не было. Чтобы заработать на жизнь, она занималась любыми мелкими услугами – шила, делала чертежи и освоила профессию шофера. Скорость и дорога стали ее настоящей страстью, и тогда она записалась на занятия в мотоциклетный клуб. Постепенно Наталья составила программу выступления, и стала выступать в цирке, выполняя головокружительные трюки. Цирковой дебют состоялся в 1939 году.


С началом Великой Отечественной войны поняла, что должна найти применение своим навыкам. Недолго была личным шофером одного из чиновников, а, как только он уехал в эвакуацию, стала помогать фронту – развозить хлеб на передовую. Зимой по ночам часто перевозила снег из Александровского сада для постройки оборонительных укреплений.


Цирковую деятельность Наталья не бросила, она вновь и вновь стремглав носилась по стене манежа. Десятки раз травмировалась, падала, разбивалась, получала травмы, но опять возвращалась к любимому делу. Номер «Гонки по вертикальной стене» был в программе до 1967 года.


Личная жизнь Натальи Андросовой сложилась трагически: в 1950-е годы она вышла замуж за режиссера Николая Досталя, который овдовел и воспитывал самостоятельно двух сыновей. Однако семейная жизнь продолжалась всего несколько лет – Досталь умер на съемках, и Наталье осталось лишь воспитывать пасынков. Оба, повзрослев, пошли по стопам отца.


С детства Наталья догадывалась о принадлежности к великому роду, но многие подробности жизни семьи Романовых скрывались от нее. Только в годы хрущевской «оттепели» о Наталье стали писать в газетах, спустя некоторое время бесстрашная мотоциклистка получила письмо из Парижа (его передали через знакомых). В письме к ней обращалась женщина, ставшая второй женой его отца, вынужденного эмигрировать из-за политических убеждений сразу после Революции. Эта женщина сообщила, что ее отец – князь Александр Искандер – скончался в Ницце в 1957 году. Наталья мечтала о возможности побывать на его могиле.

Такая возможность представилась много лет спустя. Уже будучи в возрасте 80 лет, Наталья получила предложение от мецената, готового оплатить поездку для нее и сопровождающего к могиле князя Александра Искандера. Эта поездка стала для Натальи Андросов одним из самых значимых событий в жизни, на память она забрала с собой горсть земли с могилы.

Наталья Андросова умерла в Москве в 1999 году. Последние годы ее жизни прошли в полном забвении, она жила одна в крохотной квартире, поднимаясь на верхний этаж на костылях по лестнице, чтобы не терять бодрости и физической формы. В людях Наталья была разочарована, зато обожала дворняг, и всегда подкармливала их у подъезда. Со смертью Натальи Андросовой закончилась целая эпоха, ведь она была последней законнорождённой внучкой Великого князя Романова.


После расстрела семьи Романовых неоднократно появлялись самозванцы, выдавшие себя за выживших наследников царского рода. стала свидетельством того, что для самозванцев нет ничего святого, и ничто не останавливает их перед желанием прикоснуться к чужой славе и богатству...


Размышляя о судьбе Натальи Николаевны Андросовой, правнучки императора Николая I, невольно начинаешь задумываться, как смогла эта красивая женщина, прожив такую трудную, полную лишений жизнь не озлобиться и остаться добрым, любящим свою страну человеком. Родилась Наталья Александровна Искандер в 1917 году. До 7 лет Наташа с братом и матерью жила в Ташкенте. Её отец участвовал в 1919 году в антибольшевистском восстании, затем ушёл из страны с Белой Гвардией. Дед Наташи Великий князь Николай Константинович к тому времени уже умер. Кстати, то что семье удалось выжить и не сгинуть в застенках НКВД (остальные представители императорского дома либо уехали за рубеж, либо были уничтожены) помог поступок Николая Константиновича принявшего революцию. Вообще дед Натальи был уникальным человеком. Он оставил яркий след в истории России. В семье же его считали изгоем из-за скандальной истории с кражей фамильных бриллиантов. Николай Константинович влюбился в американку Фанни Лир. Как ни старались родственники им не удавалось разлучить влюблённых. И тогда произошёл скандал с кражей драгоценностей. Украл ли Великий князь ценности для своей любимой или его подставили, этого мы уже не узнаем, но Николай Константинович поклялся на Библии, что невиновен. Репутация была испорчена навсегда, из Петербурга его выслали сначала в Оренбург, затем в Ташкент. Необходимо отметить, что Великий князь для Средней Азии сделал больше, чем все царское правительство! Он обеспечил водой гарнизон Туркестанского округа, построил дома для солдат-ветеранов. Проложил 100 км оросительного канала. Узбеки очень любили Николая Константиновича и называли его — Искандер. Это прозвище стало фамилией для его потомков. С семьёй отношения он не поддерживал и называл родственников «собачьей кровью». Может из-за этого большевики и пощадили его семью. Но я немного увлеклась, давайте вернемся к Наталье. Её мама Ольга Роговская вышла замуж во второй раз за Николая Андросова, который усыновил её детей - Наталью и Кирилла и дал им своё отчество и фамилию. Семья переехала в Москву.
Из-за своего происхождения получить хорошее образование Наталья не смогла. Поэтому, окончив 7 классов работала чертёжницей. Чтобы не сойти с ума от монотонной работы в 30-х годах она записалась в мотоциклетный клуб и стала участвовать в гонках. С 1939 года княжна работала в парке Горького в аттракционе «Гонки по вертикали» (участвовала она в этом шоу до 50-ти лет!).
Во время Великой Отечественной войны Наталья Николаевна была водителем грузовика, а после победы вновь гоняла на мотоцикле.
Бесстрашной мотоциклистке посвящали стихи восхищенные поэты. К её бесстрашным выступлениям не остались равнодушными Евтушенко, Межиров, Нагибин, Вознесенский.

«МОТОГОНКИ ПО ВЕРТИКАЛЬНОЙ СТЕНЕ» (1960) А. Вознесенский
Н. Андросовой
Завораживая, манежа,
свищет женщина по манежу!
Краги —
красные, как клешни.
Губы крашеные — грешны.
Мчит торпедой горизонтальною,
Хризантему заткнув за талию!

Ангел атомный, амазонка!
Щёки вдавлены, как воронка.
Мотоцикл над головой
электрическою пилой.
Надоело жить вертикально.
Ах, дикарочка, дочь Икара...
Обыватели и весталки
вертикальны, как «ваньки-встаньки».
В этой, взвившейся над зонтами,
меж оваций, афиш, обид,
сущность женщины
горизонтальная
мне мерещится и летит!
Ах, как кружит её орбита!
Ах, как слёзы к белкам прибиты!
И тиранит её Чингисхан —
Тренирующий Сингичанц...
Сингичанц: «Ну, а с ней не мука?
Тоже трюк — по стене, как муха...
А вчера камеру проколола... Интриги....
Пойду напишу по инстанции...
И царапается, как
конокрадка».
Я к ней вламываюсь в антракте.
«Научи, - говорю, - горизонту...»
А она молчит, амазонка.
А она головой качает.
А её ещё трек качает.
А глаза полны такой —
горизонтальною тоской...

Мотоспорт помог выжить этой красивой и удивительной женщине, подарил ей друзей. Писатели и поэты наперебой дарили Наталье Николаевне свои произведения. Юрий Нагибин посвятил ей целую главу в книге «Маргарет Тетчер»: «Бедная Наташа, как же мурыжила и била её жизнь, через какие бездны таскала! По тонкой коже калённым железом... Да нелегко уцелеть в нашей действительности княжне царской крови. Она прошла через ад. Преследования, издевательства, шантаж...подлость во всех видах и образах, только Романова могла выстоять » .

Судьба подарила Наталье Николаевне настоящую любовь. Её супругом стал знаменитый кинорежиссёр

Н. Досталь. Они поженились, когда Досталь овдовел. У него было двое маленьких сыновей, с которыми у Натальи Николаевны сложились тёплые отношения и они заботились о ней до конца её дней. К сожалению, счастье было недолгим, супруг погиб в 1959 году во время съёмок.

Зарубежные родственники хоть и признали Наталью Искандер и даже происвоили ей фамилию Романовская общаться с советской княжной не захотели.

Умерла Наталья Николаевна в 1999 году, увидев закат Советской эпохи.

Наталья Николаевна Андросова , урождённая княжна Наталья Александровна Искандер (10 февраля 1917, Санкт-Петербург - 25 июля 1999, Москва) - праправнучка императора Николая I. Последняя из законнорожденных потомков императорской семьи Романовых по мужской линии, оставшихся в СССР (и постсоветской России).

Отец - князь Александр Искандер (морганатический сын великого князя Николая Константиновича и Надежды Александровны Дрейер). Мать - Ольга Иосифовна Роговская (1893-1962). На территории СССР осталось лишь двое из потомков Романовых по мужской линии - дети Александра Искандера (Наталья и Кирилл (1915-1992) Андросовы); остальные уехали, убиты большевиками или умерли до Великой Отечественной войны.

После революции Наталья и Кирилл всю жизнь прожили в СССР. В 1924 году они с матерью переехали в Москву, мать повторно вышла замуж (за Николая Николаевича Андросова), который усыновил детей: они стали Николаевичами и Андросовыми.

Закончила 7 классов, работала чертёжницей. С 1930-х гг. записалась в мотоциклетный клуб, участвовала в спортивных выступлениях. Занималась мотогонками, с 1939 года выступала в аттракционе «Гонки по вертикали» в парке им. Горького, в цирке, мастер спорта СССР по мотогонкам; в Великую Отечественную войну была водителем «полуторки».

Андросова была знакома с Юрием Нагибиным, Александром Галичем, Александром Вертинским, Юрием Никулиным. Александр Галич, Александр Межиров, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Юрий Казаков, Юрий Нагибин посвятили ей стихи и прозу.

…Дальше семилетки её не пустили, Наташа пробавлялась то шитьем, то черчением, то спортом, то шоферила. И от всей этой жизни полезла на стену - в буквальном смысле слова, вошла в номер мотоциклиста Смирнова: гонки по вертикальной стене. Кто из старых москвичей не помнит легендарную Наталью Андросову, сотрясавшую деревянный павильон в Парке культуры и отдыха своим бешеным мотоциклом? Бесстрашная красавица стала королевой старого Арбата, где жила в полуподвале, лишь с приходом Булата Окуджавы началось двоецарствие. Межиров и Вознесенский посвящали ей стихи, Юрий Казаков сделал героиней рассказа, закончить который помешала ему смерть.

Случалось, Наташа падала, ломала кости, попадала в больницу. Но, подлечившись, снова входила в свой смертельный номер. […] Для Наташи её спортивная страда обернулась костылями. Измолотые хрящи срослись намертво, каждое неосторожное движение оборачивается скрутом боли.

Ю. Нагибин. Дневник

17 июля 1998 года присутствовала при перезахоронении останков Императора Николая II, его семьи и слуг в Санкт-Петербурге.

Муж - режиссёр Николай Владимирович Досталь (1909-1959). Пасынки: продюсер В. Н. Досталь и режиссёр Н. Н. Досталь.

Умерла 25 июля 1999 года в Москве. Её останки были кремированы и захоронены в колумбарии Ваганьковского кладбища, недалеко от брата и матери.




Top