Произведения тургенева о природе родного края. «Природа», анализ стихотворения в прозе Тургенева

Стихотворение в прозе «Природа» вошло в первые 50 стихотворений, напечатанных в «Вестнике Европы» в 1882 г. Оно написано между 1879 и 1881 гг. Первоначально стихотворение имело подзаголовок «Сон».

Идея равнодушной природы посещала Тургенева задолго до написания стихотворения в прозе. Такие мысли он высказывал в 1849 г. в письме к Полине Виардо, в 1857 г. в «Поездке в Полесье». На Тургенева могло повлиять стихотворение Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных» , где равнодушная природа сияет вечною красой, или прозаический диалог итальянского поэта Джакомо Леопарди «Исландец и природа», в котором путешественник разговаривает с олицетворением Природы - гигантской женщиной. Подобный образ есть у французской поэтессы Луизы Аккерман в стихотворениях «Человек к природе» и «Природа к человеку» (1867 и 1871 гг.).

Литературное направление и жанр

Тургенев – основоположник особого жанра «Стихотворений в прозе», которые обращаются к лучшим чувствам читателей. Сами стихотворения разнородны. «Природа» напоминает философское рассуждение о жизни и смерти, близка к стихотворной элегии.

В стихотворении «Природа» происходят фантастические события: человек получает возможность задать вопросы самой Природе. Реалист Тургенев объясняет этот фантастический элемент сновидением.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – природа равнодушна к человеку, он вовсе не её царь, не любимое её дитя.

Основная мысль: человек превозносится над другими творениями Природы, но он в её глазах не лучше блохи. Добро, зло, разум и справедливость неизвестны Природе. В природе и в человеческом обществе действуют разные законы.

Стихотворение начинается словами «мне снилось» и заканчивается «и я проснулся». Мотив сна оправдывает необычность сюжета.

Диалог Природы с лирическим героем-рассказчиком состоит из трёх его вопросов и трёх ответов Природы. Тургенев не пытается привести собеседников к согласию. Финал стихотворения открытый: даже обстоятельства препятствуют возражению героя. Природа не желает прислушиваться к человеку. Она снисходит только до того, чтобы поведать ему свою волю.

Тропы и образы

То, что видит лирический герой во сне, восходит к архетипам. Подземная храмина, или пещера, обозначает само лоно Природы, из которого вышли все существа. Природа выглядит как величавая женщина в волнистой зелёной одежде. Тургенев не указывает на то, что она гигантская или даже высокая, но у женщины царственная осанка. Зелёный цвет и волна как символ вечного движения – приметы жизни как таковой.

Глаза у женщины тёмные и грозные (эпитет), а зычный голос подобен лязгу железа (сравнение). В другом месте Тургенев превращает сравнение в метафорический эпитет и называет голос железным. Такая необычная характеристика голоса указывает на внутренние качества Природы – холодность, равнодушие, жестокость, силу и мощь.

Лирический герой сразу понимает, кто эта женщина. Его чувства к Природе – благоговейный страх, который внедряется в его душу холодом (метафора), и почтение. Герой кланяется, а Природа принимает этот жест как должное.

Герой называет природу нашей общей матерью, но уже из следующей его реплики становится понятно, что на самом деле человек не считает свою судьбу равной судьбе блохи. Для её самохарактеристики Тургенев использует глаголы-антонимы: одинаково забочусь – одинаково истребляю, дам жизнь – отниму жизнь .

Основное качество Природы в стихотворении – равнодушие: «Не ведаю ни добра, ни зла», «не мешай мне». Отношения лирического героя и Природы похожи на отношения между людьми и древнегреческими богами. Те тоже свысока взирали на судьбы человечества, были несправедливыми, не подчинялись законам разума, вмешиваясь в дела людей, но не помогая им «дойти до возможного совершенства и счастья».

  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева

Природа в произведениях Тургенева

Начальной школой воспитания эстетических чувств, ощущением прекрасного является сама природа. Чувствовать природу человек начинает с колыбели.

Важнейшая задача – ввести ребенка в природу, научить видеть, понимать и чувствовать ее красоту. Сделать это – значит, открыть путь к обогащению человеческой личности, ее эстетической, интеллектуальной и моральной сфер.

«Непримиримый враг цепей и верный друг народа», - так называл Тургенева Некрасов.

Наиболее полно и ярко взгляды Тургенева отражены в одной из самых удивительных книг в русской литературе - «Записки охотника». Они состоят из 25 произведений, которые разнообразны по содержанию и по художественным особенностям, но в них ярко проявляются и общие черты, что позволяет говорить о «Записках охотника» как о чем-то внутренне едином и художественно законченном.

Известно о большом влиянии «Записок охотника» на общественное сознание и на литературу России и Западной Европы середины и второй половины Х I Х в. К открытиям Тургенева в области народной тематики и в теме природы прибавился необыкновенный психологизм созданных им портретов-характеров. И все эти качества продолжали и впоследствии воздействовать на читателей и волновать исследователей. Критический реализм как основное направление русской литературы XIX в. многим обязан именно этим тургеневским открытиям.

Т ем не менее время идёт и, как выразился старинный поэт (Вл. Бенедиктов), «хоть пред нами та же книга, но в ней читаем мы не то » – открываются новые стороны литературного наследия Тургенева, которые раньше не привлекали внимания. Мы знаем теперь, что это – писатель с глубоким философским подтекстом, охватывающим человека, природу, религиозные проблемы Бытия. Так что наше традиционное представление о том, что именно вкладывал Тургенев в понятие правды жизни стало значительно богаче. «Записки охотника» оказались не только «записками» зоркого наблюдателя российской жизни определённой эпохи, их содержание напоминает скорее родник, вода в котором не убывает, сколько ни черпай.

Мысль о связи человека с «природой-космосом» – тургеневская мысль, и выразить её помогает весь ход повествования (дополнительная деталь – рассказ Павлуши о солнечном затмении). Но, как представляется, также и само место действия способствовало этому взгляду «вверх». Тому, кто побывал на реальном Бежином лугу, становится понятнее смысл фразы, находящейся в начале главного эпизода рассказа: «Этот луг славится в наших околотках…» Тургенев не пишет об этом прямо, но мы видим это и сейчас: в ландшафте Бежина луга есть нечто нездешнее, как уже говорилось, и даже космическое. Словно великан (ледник?) пропахал огромную рытвину, показав человеку, как Бог – Иову, что на самом деле не он, человек, здесь хозяин, хо т я и мнит себя таковым. Так, от геологического феномена Бежина луга протягивается прочная нить к поэтике и мировоззрению Тургенева.

Тургенев заставляет нас почувствовать и запахи. Помните, в "Бежином луге": "В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой".

Писатель тонко передает осязательные ощущения и чувства человека: "Свежая струя пробежала по моему лицу... Тело мое ответило легкой, веселой дрожью.

Рассказ «Бежин луг» начинается с описания прекрасного летнего июльского дня. Здесь И.С. Тургенев использует эпитеты: «заря… разливается кротким румянцем», «солнце – не огнистое, не раскаленное», «лиловый… туман», «цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый», метафоры: «солнце… мирно всплывает», «облака… почти не трогаются с места», «краски все смягчены», сравнения: «облака исчезают… как дым», «как бережно несомая свечка… вечерняя звезда», которые передают красоту, разлитую в природе. Пейзажные зарисовки отражают отличное настроение, прекрасные впечатления рассказчика. Состояние безмятежного покоя, тишины, исходящее от природы, передается и читателю, который становится как бы соучастником событий и чувствует, так же как и рассказчик, все грани июльского дня и наступающего вечера: и «алое сияние… над потемневшей землей», и «печать какой-то трогательной кротости», и «накопившийся зной», и запах полыни, ржи, гречихи.

Смена пейзажа передает изменяющееся настроение рассказчика, его тревогу, волнение. Вместо ярких красок летнего дня появляются темные и черные цвета: «темным и круглым буром», «угрюмый мрак», «чернея», «синеватая воздушная пустота». Природа отражает состояние охотника, поэтому используемые писателем эпитеты и метафоры создают атмосферу страха: в лощине «было немо и глухо», «места, почти совсем потонувшие во мгле», «нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука», «очутился над страшной бездной». Вместе с рассказчиком читатель тоже ощущает страх и волнение.

Таким образом, пейзаж в рассказе «Бежин луг» помогает читателю глубже передать изменяющееся настроение рассказчика. И.С. Тургенев – мастер пейзажных зарисовок, поэтому природа у писателя – тот художественный образ, который раскрывает психологическое состояние героев.

И.С.Тургенев всегда восторгался красотой и “бесконечной гармонией» природы.Он был убеждён, что человек только и силён,когда «опирается» на неё. Всю жизнь писателя волновали вопросы о месте человека в природе. Его возмущали и в то же время пугали могущество и власть её, необходимость подчиняться её жестоким законам, перед которыми все –одинаково равны, его ужасал «закон»,по которому, рождаясь, человек был уже приговорён к смерти

Для Тургенева природа была важной и безусловной жизненной ценностью, поэтому способность воспринимать ее чутко, эстетически любоваться ею и чувствовать себя частью природы характеризует обыкновенно лишь положительных героев. Через отношение персонажа к природе выражается авторская оценка этого персонажа и его характера.

2.................

3 Тургенев в основном приходит к печальному выводу о несовместимости природы с "современным" человеком. Однако эта общая формула, как часто бывает у больших художников, не покрывает всех взаимоотношений тургеневского героя с природой, которые мы находим на страницах рассказов, повестей и романов писателя.

И "Записки охотника", крестьянские герои которых показаны как раз в духовном единении с природой, не исключение. Подобное же сопряжение с природной жизнью, обогащающее обе стороны, переживают в определенные моменты и тургеневские персонажи из "культурного слоя" России. Вот о таком моменте вспоминает, обращаясь к Марье Александровне, Алексей Петрович (" Переписка" ): "Помните ли вы наши безмолвные вечерние прогулки вчетвером вдоль ограды вашего сада, после какого-нибудь долгого, теплого, живого разговора? Помните ли вы те благодатные мгновения? Природа ласково и величаво принимала нас в свое лоно. Мы входили, замирая, в какие-то блаженные волны. Кругом вечерняя заря разгоралась внезапным и нежным багрянцем; от заалевшегося неба, от просветленной земли, отовсюду, казалось, веяло огнистым и свежим дыханием молодости, радостным торжеством какого-то бессмертного счастья; заря пылала; подобно ей, тихо и страстно пылали восторженные наши сердца, и мелкие листья молодых деревьев чутко и смутно дрожали над нами, как будто отвечая внутреннему трепету неясных чувств и ожиданий в нас".

А вот схожий фрагмент в " Дневнике лишнего человека ": "Мы с Лизой первые вышли на край рощи... Мы вышли, остановились, и оба невольно прищурили глаза: прямо против нас, среди раскаленного тумана, садилось багровое, огромное солнце. Полнеба разгоралось и рдело; красные лучи били вскользь по лугам, бросая алый отблеск даже на тенистую сторону оврагов, ложились огнистым свинцом по речке... Мы стояли, облитые горячим сиянием.

Я вскрикнул от восторга и тотчас обратился к Лизе. Она глядела прямо на солнце. Помнится, пожар зари отражался маленькими огненными пятнышками в ее глазах. Она была поражена, глубоко тронута". Аналогичный момент есть и в повести " Вешние воды " (1872), где внезапно налетевший вихорь ветра бросил друг к другу Джемму и Санина, как бы соединив их в первом поцелуе. Во всех этих фрагментах тургеневских текстов природа одухотворяется, а человек обретает естественную полноту своего существа. Но не только. Свободная причастность жизни природы с ее бесконечностью и универсальностью позволяет героям Тургенева в такие мгновения вполне преодолеть и "свое одиночество, свою слабость, свою случайность".

Намного богаче своей общей идеи, как она сформулирована рассказчиком, тайна природы и в повести " Поездка в Полесье ". В ней явственны два разнородных начала, представленные двумя в свою очередь несхожими жителями села Святое, крестьянами-охотниками Ефремом и Егором. Первое развивает зачин произведения. По мере погружения в недра Полесья сердце его героя все больше сжималось от впечатления "чего-то мертвенного, хотя и величавого", а оставленный своими спутниками, он впрямь "почуял веяние смерти": "я ощутил, я почти осязал ее непрестанную близость. Хоть бы один звук задрожал, хотя бы мгновенный шорох поднялся в неподвижном зеве обступившего меня бора! Я снова, почти со страхом, опустил голову; точно я заглянул куда-то, куда не следует заглядывать человеку...".

Окруженный чуждой ему стихией, рассказчик не находит душевной опоры и в воспоминаниях о своей прошедшей жизни, кажущейся бессмысленной: "О, жизнь, жизнь, куда, как ушла ты так бесследно? Как выскользнула ты из крепко стиснутых рук? Ты ли меня обманула, я ли не умел воспользоваться твоими дарами?". Но появляется Егор, человек с "важностью статного оленя", стоящий "лицом к лицу с печальной и строгой природой этого нелюдимого края", и вместе с тем убежденный христианин ("...он ничего без креста не начинал"). Он принес герою воды из "колодезя", т.е. воды живой (" - Вот вам вода, - раздался за мной звучный голос Егора, - пейте с богом"), которой в русских сказках вслед за мертвой кропят погибшего человека, чтобы он ожил. Так случилось и с культурным героем "Поездки...". "Я, - говорит он, - невольно вздрогнул: живая эта речь поразила меня, радостно потрясла все мое существование". Он с увлечением идет с Егором в лес, и они бродят там "долго, до вечера", ибо оба чувствуют уже не враждебность его, а некую духовную родственность себе.

В лесу проводит целые дни и ночи, однако, и Ефрем (от др. -евр. "плодовитый"), не христианин, а язычник, аморалист. ("Да он никого не боится. Да вы посмотрите на него: по физианомии бестиян, с носу виден", - говорит о нем его односельчанин Кондрат, и на самом деле "нос имел он длинный и острый, крупные губы и жидкую бородку. Его голубые глаза так и бегали, как живчики"),"вор и плут", взявший верх даже над местным дьячком и одурачивший самого станового пристава. Это в прямом смысле слова леший, злой "дух" полесской природы, с которым "целой вотчине" не справиться. Это и другая грань Полесья, враждебная человеческой духовности в той же мере, что и смерть.

В скрытом противостоянии Егора и Ефрема как олицетворений разных начал природы - человека и подавляющего его - преимущество в тургеневской повести остается все-таки за первым хотя бы потому, что изображением "спокойного и важного, как всегда" Егора, который, "казалось, задумался и глядел куда-то вдаль...", повесть и заканчивается. Правда, вне сомнения доброе отношение природы к Егору автобиографический герой-рассказчик "Поездки в Полесье" все-таки счел необходимым мотивировать тем, что этот крестьянин-христианин "умеет не жаловаться. То есть свои глубокие переживания не обнажает.

Удручающему безразличию природы к человеку разительно противостоит ее воистину жизнетворная сила, воспетая Тургеневым в другом прозаическим стихотворении - "Дрозд " (1877). Здесь "маленькая птица" звуками своего переливчатого предрассветного пения сняла давящую безнадежность с души своего благодарного слушателя: "Они дышали вечностью, эти звуки - всей свежестью, всем равнодушием, всею силою вечности. Голос самой природы слышался мне в них, тот красивый, бессознательный голос, который никогда не начинался и не кончится никогда".

4 В описании природы Тургенев стремится передать тончайшие оттенки. Недаром в Тургеневских пейзажах Проспер Мериме находил “Ювелирное искусство описаний”. И достигалось оно главным образом, с помощью сложных определений: ”бледно - ясная лазурь”, “бледно – золотые пятна света”, “бледно – изумрудное небо”, “шумливо сухая трава”. Вслушайтесь в эти строки! Автор передавал природу простыми и точными мазками, но как ярки, сочны были эти краски. Следуя традициям устного поэтического творчества народа, писатель брал большинство метафор и сравнений из природы: ”дворовые мальчишки бегали, как собачонки”, ”люди, что деревья в лесу”, “сын – отрезанный ломоть”, “гордость поднялась на дыбы”.

Он писал: ”В самой природе нет ничего ухищренного, мудреного, она никогда ничем не щеголяет, не кокетничает;? В своих прихотях она добродушна”. Природа средней полосы России в произведениях Тургенева пленит нас своей красотой. Читатель не только видит бескрайние просторы полей, густые леса, перелески, изрезанные оврагами, но словно слышит шелест березовых листьев, звонкое многоголосья пернатых обитателей леса, вдыхает аромат цветущих лугов. Писатель философски размышляет то о гармонии в природе, то о равнодушии по отношению к человеку. А его герои очень тонко чувствуют природу, умеют понимать ее вещий язык, и она становится как бы соучастницей их переживаний.

вывод. В целом природа в творчестве Тургенева - стихия настолько же жизнеутверждающая и с жизнью примиряющая, как и прекрасная, вопреки ее кратковременности у тургеневских героев, высокая любовь, обаяние одухотворенной женщины и гармония искусства, сила "могучего, правдивого и свободного" русского языка и очарование Родины. Подобно всем опорным бытийным ценностям автора и центральных персонажей "Аси", "Дворянского гнезда", "Накануне", "Отцов и детей", "Песни торжествующей любви", она в своем отношении к тургеневскому "современному человеку" отнюдь не однозначна, но, как и они, позволяет и помогает ему ощутить себя Личностью.

Творческий опыт Тургенева, его художественные открытия содействовали обогащению русской и мировой литератур. В крестьянской массе он первый увидел сложные, тонкие и неповторимые личности, красота и гармония которых соответствовали величественной и прекрасной природе.

Природа питала творчество Тургенева, шла рядом бок о бок с ним всю его жизнь, влекла к себе в беззаботную пору детства и в пору жизненного осмысления, тянула в леса и поля побродить с ружьишком, раскрывая свои тайны, ложилась сюжетами на листы бумаги, задавая живой тон Тургеневскому слову.

Природа созвучна настроениям героев или выступает в контрасте с ним. Это типичное для XIX века изображение природы получило свое продолжение в произведениях Ф. Достоевского, Л. Толстого, Н. Некрасова. И сегодня мы часто смотрим вокруг глазами И. С. Тургенева.


Мне снилось, что я вошел в огромную подземную храмину с высокими сводами. Ее всю наполнял какой-то тоже подземный, ровный свет. По самой середине храмины сидела величавая женщина в волнистой одежде зеленого цвета. Склонив голову на руку, она казалась погруженной в глубокую думу. Я тотчас понял, что эта женщина — сама Природа, — и мгновенным холодом внедрился в мою душу благоговейный страх. Я приблизился к сидящей женщине — и, отдав почтительный поклон: — О наша общая мать! — воскликнул я. — О чем твоя дума? Не о будущих ли судьбах человечества размышляешь ты? Не о том ли, как ему дойти до возможного совершенства и счастья? Женщина медленно обратила на меня свои темные, грозные глаза. Губы ее шевельнулись — и раздался зычный голос, подобный лязгу железа. — Я думаю о том, как бы придать бо́льшую силу мышцам ног блохи, чтобы ей удобнее было спасаться от врагов своих. Равновесие нападения и отпора нарушено... Надо его восстановить. — Как? — пролепетал я в ответ. — Ты вот о чем думаешь? Но разве мы, люди, не любимые твои дети? Женщина чуть-чуть наморщила брови: — Все твари мои дети, — промолвила она, — и я одинаково о них забочусь — и одинаково их истребляю. — Но добро... разум... справедливость... — пролепетал я снова. — Это человеческие слова, — раздался железный голос. — Я не ведаю ни добра, ни зла... Разум мне не закон — и что такое справедливость? Я тебе дала жизнь — я ее отниму и дам другим, червям или людям... мне всё равно... А ты пока защищайся — и не мешай мне! Я хотел было возражать... но земля кругом глухо застонала и дрогнула — и я проснулся. Август, 1879

О наша общая мать! - воскликнул я. - О чем твоя дума? Не о будущих ли судьбах человечества размышляешь

ты? Не о том ли, как ему дойти до возможного совершенства и счастья?

Я думаю о том, как бы придать бо́льшую силу мышцам ног блохи, чтобы ей удобнее было спасаться от врагов своих. Равновесие нападения и отпора нарушено. Надо его восстановить.

Но добро. разум. справедливость. - пролепетал я снова.

Это человеческие слова, - раздался железный голос. - Я не ведаю ни добра, ни зла. Разум мне не закон - и что такое справедливость? Я тебе дала жизнь - я ее отниму и дам другим, червям или людям. мне всё равно. А ты пока защищайся - и не мешай мне!

Я хотел было возражать. но земля кругом глухо застонала и дрогнула - и я проснулся.

Одной из самых мучительных загадок для Тургенева всегда была Природа, ибо она для писателя являлась истинным Божеством. В ее сущности он пытался обрести гармонию и покой.

Но Природа и ужасала его - своего певца - равнодушием и отсутствием видимой цели в творимой ею жизни: «. она заставляет кровь обращаться в моих жилах без всякого моего участия, и она же заставляет звезды появляться на небе, как прыщи на коже, и это ей одинаково ничего не стоит, и нет ей в том большой заслуги. Это штука - равнодушная, повелительная, прожорливая, себялюбивая, подавляющая - это жизнь, природа или Бог; называйте ее как хотите, но не поклоняйтесь ей. Ибо в акте творения заключается не больше славы, чем есть славы в падающем камне, в текущей воде, в переваривающемся желудке. » - писал И. С. Тургенев 28 июля 1846 года Полине Виардо.

Природа являлась для Ивана Сергеевича и первопричиной гамлетовского начала - одного из проявлений ее всеобщего закона, он видит в ней «всеобщую и бесконечную гармонию». в которой существуют все и вся. Все жизни сливаются в мировую жизнь - это общая тайна, которую мы видим и не видим. В Природе все обособлено и в то же время слито - это общая тайна. Человеку порой трудно или даже невозможно найти успокоение в «бесконечности гармонии». ибо она вне разума.

Безразличие Природы, воплощенное в незыблемости ее законов, - вот что питало космический пессимизм Тургенева. «Для меня в непреложности законов природы есть самое ужасное, так как я никакой цели, ни злой, ни благой, не вижу в них», - говорил он Полонскому в конце жизни.

Грустным итогом подобных размышлений стало стихотворение в прозе «Природа». Поэт обращается к «нашей общей матери» с вопросом о ее заботах: «не о будущих ли судьбах человечества» они? Но оказывается, что предмет для ее дум - «Как бы придать большую силу мышцам ног блохи, чтобы ей Удобнее было спасаться от врагов своих». Поэт потрясен: «Но разве мы, люди, не любимые твои дети? » Природа же холодно спокойна: «- Все твари мои дети, - промолвила она, - и я одинаково о них забочусь - и одинаково их истребляю. - Но добро. разум. справедливость. - пролепетал я снова. - Это человеческие слова, - раздался железный голос. - Я не ведаю ни добра, ни зла. Разум мне не закон - и что такое справедливость? Я тебе дала жизнь - я ее отниму и дам другим, червям или людям. мне все равно. А ты пока защищайся - и не мешай мне! »

Разум художника не может постигнуть этого противоречия и безнадежности существования - разум ищет опоры. Тургенев - прекрасный лирик, его и прозаические произведения изобилуют описаниями картин природы. Причем природа в них созвучна настроениям героев или выступает в контрасте с ним. Это типичное для XIX века изображение природы получило свое продолжение в произведениях Ф. Достоевского, Л. Толстого, Н. Некрасова.

И сегодня мы часто смотрим вокруг глазами И. С. Тургенева.

Более новые статьи:

Иван Тургенев — Природа (Стихотворение в прозе): Стих

Мне снилось, что я вошел в огромную подземную храмину с высокими сводами. Ее всю наполнял какой-то тоже подземный, ровный свет.

По самой середине храмины сидела величавая женщина в волнистой одежде зеленого цвета. Склонив голову на руку, она казалась погруженной в глубокую думу.

Я тотчас понял, что эта женщина - сама Природа, - и мгновенным холодом внедрился в мою душу благоговейный страх.

Я приблизился к сидящей женщине - и, отдав почтительный поклон:

О наша общая мать! - воскликнул я. - О чем твоя дума? Не о будущих ли судьбах человечества размышляешь ты? Не о том ли, как ему дойти до возможного совершенства и счастья?

Женщина медленно обратила на меня свои темные, грозные глаза. Губы ее шевельнулись - и раздался зычный голос, подобный лязгу железа.

Я думаю о том, как бы придать бо́льшую силу мышцам ног блохи, чтобы ей удобнее было спасаться от врагов своих. Равновесие нападения и отпора нарушено… Надо его восстановить.

Как? - пролепетал я в ответ. - Ты вот о чем думаешь? Но разве мы, люди, не любимые твои дети?

Женщина чуть-чуть наморщила брови:

Все твари мои дети, - промолвила она, - и я одинаково о них забочусь - и одинаково их истребляю.

Но добро… разум… справедливость… - пролепетал я снова.

Это человеческие слова, - раздался железный голос. - Я не ведаю ни добра, ни зла… Разум мне не закон - и что такое справедливость? Я тебе дала жизнь - я ее отниму и дам другим, червям или людям… мне всё равно… А ты пока защищайся - и не мешай мне!

Я хотел было возражать… но земля кругом глухо застонала и дрогнула - и я проснулся.

Исследовательская работа «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В СТИХОТВОРЕНИЯХ В ПРОЗЕ И.С.ТУРГЕНЕВА»

2. Тургеневское представление о красоте, олицетворённой в образе природы

3. Анализ результатов анкетирования……………………………………………….6-7

Ι V. Библиографический список………………………………………………………8

1. Диаграммы анкетирования……………………………………………………….9

2. Иллюстрации к стихотворениям в прозе И.С.Тургенева……………………. 10-17

Моя сегодняшняя работа покажется многим субъективной. Наверное, так и есть. Я учусь в школе, люблю литературу – всё это организует особое видение мира, искусства. Литература родного края уникальна по своему богатству. Орловские писатели и поэты вписали яркие страницы в историю русской литературы 19-20 века. Это И.С.Тургенев, Н.С.Лесков, И.А.Бунин, Л.Н.Андреев и др. Я прочитала много стихотворений и рассказов писателей – земляков. Но в блестящей плеяде художников слова я отдаю предпочтение И.С.Тургеневу. Это один из талантливейших писателей середины 19 века, писатель – пейзажист. Иван Сергеевич Тургенев искренне, самозабвенно и нежно любил русскую природу. С большой художественной силой и глубиной отразил Тургенев всю неяркую и неброскую красоту природы средней полосы России. По словам В.Г. Белинского, «он любит природу не как дилетант, а как артист, и потому никогда не старается изображать ее только в поэтических ее видах, но берет ее, как она ему представляется. Его картины всегда верны, вы всегда узнаете в них нашу родную русскую природу…» Функция пейзажа у Тургенева необыкновенно разнообразна: то пейзаж оттеняет душевное состояние героя, то несёт социальную функцию, то пронизывается философскими размышлениями.

«Природа – единое чудо и целый мир чудес…Чем была бы природа без нас, - чем были бы мы без природы? И то, и другое немыслимо. » (И.С.Тургенев). Всё его творчество просто невозможно проанализировать полностью, даже если посвятить этому всю жизнь. Поэтому я исследую только малую часть его - «Стихотворения в прозе».

Актуальность темы . В настоящее время книги о взаимоотношении человека и природы не пользуются спросом у читателей, их вытеснили детективы, беллетристика. Судьба книги о природе, о месте человека в ней волнует умных людей ХХΙ века.

Объектом исследования является ряд стихотворений в прозе И.С.Тургенева, а предметом – запечатлённый в этих произведениях образ природы.

Цель исследования: выявить тургеневское представление о красоте, олицетворённой в образе природы, в моих иллюстрациях к ним.

В соответствии с целью я определяю следующие задачи.

1. Проникнуть в философские размышления писателя об отношении человека к природе.

2. Выявить способы создания образов природы в творчестве писателя.

3. Опыт собственной творческой деятельности.

4. Соединение аналитической и творческой работы при постижении художественных произведений.

Новизна данного исследования заключается в том, что я попыталась соотнести изобразительный образ с литературным.

Область применения работы. Данный материал может применяться на уроках литературы, факультативных занятиях в 7-11 классах, посвящённых изучению творчества И.С.Тургенева, служить предварительным этапом к другому, более масштабному исследованию – о роли образов природы в русской литературе 19 века.

ІІ. Основная часть.

И.С.Тургенев всегда восторгался красотой и «бесконечной гармонией» природы. Особенно важно, что И.С.Тургенев, прекрасно знавший природу и очень тонко чувствовавший ее, обладал великим даром особого художественного восприятия природы и умел так воспроизвести увиденное, что читатель неизбежно становился соучастником пережитых им от созерцания природы чувств и прежде всего радости. «Стихотворения в прозе» - это сборник оригинальных философских высказываний, жизненных выводов. Это своеобразный итог, черта, точка, которую И.С.Тургенев ставит в конце всех своих произведений в конце своей жизни. Здесь отразилось всё то, что было. разлито‘‘ по всем произведениям писателя. Тематика стихотворений чрезвычайно разнообразна, но в то же время, все они неразрывно связаны между собой, связаны в один общий мотив.

Многим кажется, что все «Стихотворения в прозе» проникнуты пессимистическими настроениями, но это не так. Своим мрачным, тёмным, пасмурным стихотворениям И.С.Тургенев противопоставляет светлые, радужные стихотворения, проникнутые оптимистическими настроениями. В этих стихотворениях чувствуется, что автор всё же верит в силу прекрасного, в счастливую жизнь, которой у него, к сожалению, не было. Литературовед Л.М. Гроссман считал, что «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева – это особым образом организованная философская поэма, целенаправленно разбитая автором на строфы-песни. И. С. Тургенев всегда восторгался красотой и «бесконечной гармонией» природы. Он создал такие картины природы, что, знакомясь с ними, невозможно не испытать тот поэтический восторг, какой он испытывал сам – создатель их. Он умеет заставить полюбить природу, познать счастье от сближения с нею. Критика единодушно отмечала, что пейзаж у него всегда подробен и верен, он смотрит на природу не просто взглядом наблюдателя, но знающего человека.

Я читала его стихотворение в прозе "Деревня", затаив дыхание, впитывая в себя каждую строчку, каждое описание, а их тут, поверьте, немало! И все они столь красочны и полны жизни, тем самым позволяют в полной мере нарисовать перед собой картину обычного деревенского двора.

Читаешь и как будто действительно вдыхаешь воздух с дымком костра, с приятным ароматом скошенной травы. На минутку послышится щебетание птиц и

заливистый, звонкий лай собак и протяжное мычание коров. Прекрасный слог Ивана Сергеевича позволил мне мысленно переместиться в этот сохранивший тесные связи с природой мир. И вот, я уже неспешно иду к оврагу, ведомая мелодичным журчанием протекающего в нем ручья, улыбаюсь копошащимся в ворохах сена ребятам, даже немного завидую им. Словно корабли с белыми парусами плывут по бескрайнему морю пушистые белоснежные облака. И настроение сразу изменяется, а облака по воле моего воображения преображаются, становясь величественными и далекими замками.

Это поистине волшебный, загадочный мир, в котором матушка Природа и ее дитя Человек могут тесно соседствовать, нисколько не мешая, но и даже гармонично дополняя друг друга. Замечательное произведение Тургенева позволяет сполна прочувствовать деревенский быт, представить людей, живущих в этой, с одной стороны, и чуждой сегодня для нас обстановке, а с другой - очень близкой по духу, близкой нам, русским людям. Сам Иван Сергеевич словами "О, довольство, покой, избыток русской вольной деревни! О, тишь и благодать!" выказывает свое восхищение деревнею и той свободой, которую обретает в ней городской, да и любой человек. Его заключительные строчки ". К чему нам тут и крест на куполе Святой Софии в Царьграде и всё, чего так добиваемся мы, городские люди?" заставили меня задуматься. И правда, наверно, не стоит гнаться за модернизацией, за новинками, которые преподносит нам прогресс. Не надо пытаться проникнуть в не ведающую городского шума местность и изменить под нынешнее время тех людей, для которых лопата и простой плуг дороже какого-то комбайна. Следует оставить частичку прошлого, ведь если исчезнут деревни, то мы в какой-то мере потеряем прекрасное.

Это же замечательно, что, несмотря на заполонившие человечество машины, где-то есть такие вот уголки, в которых мы можем вдохнуть по-настоящему чистый, свежий воздух, вдоволь налюбоваться подлинными красотами нашей чудесной русской природы и почувствовать себя её частичкой, вернуться к своим истокам, к своему прошлому.

«В каждом из нас горит и светится трепетный огонек. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… И конец!» Тургенев в стихотворении «Собака» сравнивает жизнь живого существа с огоньком, для описания которого использует прилагательное-эпитет «трепетный». С помощью тропов Тургенев оживляет смерть, даёт ей «жизнь»: «воет буря»; применяет прилагательное-эпитет «неистовая».

Даже сама жизнь у Тургенева представлена как отдельное существо, которое чувствует приближение смерти, и «одна жизнь жмется пугливо к другой» (метафора) Глагол «понимать» используется как стилистический прием, который подчеркивает некую незримую связь между человеком и животным, которым не нужны слова, чтобы понять друг друга.

В этом стихотворении прослеживается мысль о равенстве и ничтожности всех живых существ перед «законом» природы: «две пары одинаковых глаз». Автор ставит рядом человека и животное, чтобы подчеркнуть различие, но одновременно и родственность героя и его собаки.

Для усиления напряжённости автор вводит восклицания: «И конец! «Нет!»-подчёркивается необратимость, безвыходность. Кроме того, в тексте имеется риторический вопрос, который заставляет меня задуматься, пытаясь вместе с автором найти ответ на заданный вопрос.

И хотя мотив смерти, одиночества присущ большинству произведений этого жанра, стихотворение «Воробей» оптимистично и полно светлой веры в будущее. Стихотворение глубоко лирично, эмоционально, кратко по форме. Автор восхищается самоотверженным порывом героической маленькой птицы, защищающей своего птенца. Эта сила любви, перед которой все превратности судьбы бессильны, заставляет « огромное чудовище», собаку, отступить. Собака здесь -«судьба», злой рок, тяготеющий над каждым из нас, та могучая и, казалось бы,

непобедимая сила. Она так же медленно приближалась к птенцу. Увиденная автором всепобеждающая сила любви наполняет его душу восторгом и надеждой, посылает ему вдохновение. Он приходит к глубокому философскому осмыслению увиденного, концентрируя свою мысль в последней фразе стихотворения: «Только ею, только любовью держится и движется жизнь».

Грустным итогом подобных размышлений стало стихотворение в прозе «Природа». Поэт обращается к «нашей общей матери» с вопросом о ее заботах: «не о будущих ли судьбах человечества» они? Но оказывается, что предмет для ее дум - «Как бы придать большую силу мышцам ног блохи, чтобы ей удобнее было спасаться от врагов своих». Поэт потрясен: «Но разве мы, люди, не любимые твои дети?» Природа же холодно спокойна: «- Все твари мои дети,- промолвила она,- и я одинаково о них забочусь - и одинаково их истребляю. - Но добро. Разум. Справедливость. - пролепетал я снова. - Это человеческие слова,- раздался железный голос.- Я не ведаю ни добра, ни зла. Разум мне не закон - и что такое справедливость? Я тебе дала жизнь - я ее отниму и дам другим, червям или людям. Мне все равно. А ты пока защищайся - и не мешай мне!»

Разум художника не может постигнуть этого противоречия и безнадежности существования - разум ищет опоры. Тургенев - прекрасный лирик, его и прозаические произведения изобилуют описаниями картин природы. Причем природа в них созвучна настроениям героев или выступает в контрасте с ним.

По типу речи это – описание. Вы любите наблюдать за природой? Я очень. Стихотворение «Голуби» открывает нам великую и непостижимую тайну жизни природы. А ведь знает эту тайну не каждый. Это дано только тем людям, которые умеют видеть и чувствовать природу, сливаться с ней, становясь как бы единым целым.

Лирический герой стихотворения – И.С.Тургенев – смотрит на окружающий его мир с вершины холма, томясь ожиданием грозы, как и все, переживая за голубей, радуясь тому, что все хорошо закончилось.

Стихотворение имеет чётко выраженную сюжетную форму. В завязке Тургенев пишет о том, что «назревала гроза великая». Эпитет «великая», метафора «назревала» говорят о значительном событии для всей природы.

В основной части лирический герой подробно описывает грозу и поведение голубей во время стихии. Всё происходящее в стихотворении живет единой жизнью с природой. Тёмно-синяя туча здесь – самостоятельный герой: она «летала грузной громадой», «не двигалась», «по-прежнему давила», «пухла да темнела».

Сколько поразительных метафор и олицетворений использует автор, чтобы показать нам то, что так сильно тревожит его душу. «Всё притаилось», «… и смутно было на душе». Повелительные предложения: «…сверкни, золотая змейка, дрогни, гром! Двинься, прокатись, пролейся, злая туча…» - подтверждают нетерпение автора. Ожидание стихии прерывается появлением «белого платочка», «летел со стороны деревни белый голубь». И.С.Тургенев с волнением наблюдал за полетом голубя, тире, многоточие объясняют его беспокойство: «Летел, летал – всё прямо, прямо… и потонул за лесом». И правда, дальше облегчение: «…Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад…». Уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах «платочка», «комочка» и метафора «несутся» еще раз убеждают в силе и мужестве птиц во время стихии. Я восхищаюсь ими!

Кульминацией этого стихотворения, я думаю, является описание грозы. Что самое интересное – герой не боится бури: «…и пошла потеха!». Автор олицетворяет грозу: «ветер визжит», «мчатся облака», «захлестал… рьяный ливень», «молнии слепят», «стреляет как из пушки гром…» - но ее никто не боится, потому что ее ждали: она принесет свежесть, новые яркие краски, чистоту.

Заключительная часть стихотворения подтверждает то, о чем я писала выше. Она начинается с союза но. Идет гроза, «Но над навесом крыши… рядышком сидели два белых голубя…, чувствует каждый своим крылом крыло соседа…»

Отрадно на душе: если маленькие птички не страшатся стихии, помогают друг другу, то и мне хорошо, глядя на них… Хоть я и один, «один как всегда».

Многоточия позволяют понять каждому из нас, что автор не случайно пишет о грозе. Она – символ нашей жизни, символ тех потрясений, которые нас ждут. Гроза – это есть такой момент, в который мы будем обязаны сделать выбор. Он будет нелегок. Кто-то из нас убежит, оставив ближнего в беде, а кто-то, как тот белый платочек в стихотворении И.С.Тургенева, несмотря на стихию, вернется за товарищем и поможет ему. Птицы так похожи на людей! А может, мы на них.

Я увидела в прочитанных стихотворениях самое главное: нам всем надо научиться видеть свою общность со всем живым вокруг нас.

Для литературы XIX века характерно восхищение красотой русской природы. В произведениях XX века мы видим боль и беспокойство писателей за жизнь природы и человека.

А что же сейчас в XXI веке? Мы провели анкетирование в 7, 8, 10 классах, в опросе приняло участие 33 человека. Результаты анкетирования вы видите на таблицах и диаграммах. Они нас порадовали и обнадежили: не все потеряно. Обучающиеся нашей школы прекрасно понимают, что сегодня в мире сложилась парадоксальная ситуация, когда человечество достигло поразительных высот в развитии цивилизации и в то же время само оказалось на краю гибели. В ответах на вопрос №1 школьники выступают за бережное отношение к природе, рациональное

использование ее природных богатств и ресурсов. Особо хочется отметить ответы, в которых ребята пишут о чувстве вины перед природой. Старшеклассники считают, что природа будет спасена человеком.

В ходе творческой работы я попыталась выявить отношение природы и человека в «Стихотворениях в прозе» И.С.Тургенева. В центре лирических миниатюр о природе лежат философские размышления писателя. Он не только отражает переживания героев, но и выполняет свою наиболее важную функцию - переводит ситуацию в вечный план, подчеркивая мысли автора о вечности и бесконечности природы, позицию по отношению к вечным проблемам человечества. Писатель, обладая великим даром особого художественного восприятия природы, сделали нас соучастниками пережитого им чувства - счастья.

Основные концепции произведений о природе и человеке.

· Красота и бесконечная гармония природы.

· Живущие на земле одинаково равны.

· Неразрывная связь природы и человека

Функции и семантика отношений человека и природы в стихотворениях .

1. Природа карает человека за равнодушие и жестокость к ней.

2. С одной стороны, в мире все неумолимо подчиняется законам природы и живет по ним; с другой – люди живут и подчиняются нравственным законам жизни, данных человеку Богом.

3. Вера И.С.Тургенева в разум и доброе сердце человека. Обреченность природы в мире, где человек ставит себя выше природы. Но надежда не оставляет автора на возвращении человека к его истокам, к вере.

1. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в двадцати восьми томах, том 13 – Москва – Ленинград: Наука, 1967.

2. Озеров Л. «Тургенев И.С. Стихотворения в прозе»». М. 1967, ІV гл.

3. Тургенев И.С. Стихотворения в прозе [Текст] – Москва: Детская литература, 1972

4. И. С. Тургенев. Избранные произведения. Авторский сборник. Лениздат. 1982 г.

5. Алексеев М.П. Тургенев и Марлинский. // В кн. Творческий путь И.С.Тургенева/ под ред. Бродского. – 2003.

6. Головко В.М. Художественно-философские искания позднего Тургенева. – Свердловск, 2004.

7. Краткая литературная энциклопедия. – М. 2004. – Т.1-8.

Своеобразие жанра стихотворение в прозе. Мир и человек в стихотворении "Природа" И.С. Тургенева

Литературное образование в современной школе ориентировано на формирование литературоведческой компетенции ученика, которая предполагает знание теории литературы и умение применять эти знания в процессе анализа текста.
Художественное произведение – это отражение сознания писателя. Создавая его, писатель облекает свои мысли посредством специфики художественных средств языка.
Современное литературоведение предлагает разнообразные методы анализа произведения. Задача учителя - отобрать необходимые способы прочтения текста для ученика.
Вашему вниманию представлена методическая разработка урока литературы по теме: «Своеобразие жанра стихотворение в прозе. Мир и человек в стихотворении "Природа” И.С.Тургенева». Цель урока: расширить представления учащихся о жанре стихотворение в прозе; познакомить с литературным циклом И.С. Тургенева “Стихотворения в прозе”. Для анализа текста предложено его стихотворение «Природа».
Анализ литературного произведения – это исследовательское прочтение художественного произведения. Для изучения авторского миропонимания нами был выбран метод ассоциативного восприятия текста. Это позволило ученикам не замыкаться на только что прочитанном, а связать свои социокультурные представления с текстом И.С.Тургенева.
Диалогический метод стал основным при анализе текста. Учитель, путем постановки системы вопросов, подводит учеников к пониманию художественного замысла автора, при этом оставляет ребятам открытое пространство для размышлений над стихотворением.
Структура урока носит традиционный характер, но не является замкнутой. Учащиеся должны самостоятельно определить идейный замысел писателя и подготовить свою интерпретацию авторского понимания закономерностей мироустройства. Эвристическая беседа позволила сделать урок творческим и познавательным.
В работе над текстом нет четкого расчленения на йдейно-тематическое содержание и художественные особенности внешнего характера, что характерно для метафизического, традиционного для школы анализа текста.
Подобные методы, при всей традиционности, способствуют формированию основных общеучебных навыков: активизируют сознание, развивают мышление, позволяют в свободной форме высказать ученикам своё видение пространства произведения.
Подлинное воспроизведение произведения предполагает способность читателя понять автора-творца, а необходимым условием анализа текста выступает опора на читательское восприятие. Сотворчество читателя и писателя возможно при вхождении читателя в эстетическую природу произведения и постижение авторской концепции.
Данная методическая разработка является одним из опытов работы учителя над анализом художественного произведения.

Цели:
  • расширить представления учащихся о жанровой форме стихотворение в прозе;
  • познакомить с литературным циклом И.С. Тургенева “Стихотворения в прозе”;
  • формировать навык комплексного анализа текста.
Задачи:
  • Образовательные :
  • совершенствовать навыки анализа текста;
  • изучить особенности жанра стихотворение в прозе;
  • определить место «Стихотворений в прозе» в творчестве И.С. Тургенева.
  • Развивающие :
  • воспитывать коммуникативную культуру учащихся;
  • формировать ассоциативное мышление.
  • Воспитательные :
  • прививать любовь и интерес к классической литературе;
  • содействовать формированию духовно-нравственных принципов в сознании учащихся.

Оборудование: портрет писателя И.С.Тургенева; сборник ”Стихотворений в прозе” И.С.Тургенева; «Словарь литературоведческих терминов» под редакцией Л.И.Тимофеева, С.В.Тураева.

I. Организационный момент

1. Установка на работу.

Слово учителя: Сегодня нам предстоит приоткрыть одну из граней таланта И.С.Тургенева, познакомившись с литературным циклом писателя «Стихотворения в прозе». (Приложение 1 )

2. Для более глубокого понимания темы вам предложены индивидуальные задания:

1. Характеристика жанра стихотворение в прозе (работа со словарем литературоведческих терминов).
2. Наблюдение над лексическим и грамматическим строем стихотворения И.С.Тургенева «Природа».
3. Художественная интерпретация текста.
4. Исторический комментарий к стихотворению «Русский язык».

II. Изучение нового материала

1.
– Как вы понимаете термин «стихотворение в прозе»?
– Обратимся к словарю, к объяснению данного понятия литературоведами.

Ученик зачитывает определение из словаря литературоведческих терминов. (Приложение 2 )

Учитель: Стихотворение в прозе – лирическое произведение в прозаической форме. Не следует путать стихотворение в прозе с формами, промежуточными между поэзией и прозой именно по метрическому признаку, – с ритмической прозой и свободным стихом. Форма стихотворения в прозе в европейской поэзии сложилась в эпоху романтизма, опираясь на библейскую традицию религиозной лирики в прозе и на французский обычай прозаического перевода иноязычных стихов. Первым образцом стихотворения в прозе принято считать книгу А. Бертрана "Гаспар из тьмы" (1842). Термин "ст. в пр." введен Ш. Бодлером в "Цветах зла"; в русскую литературу вошел у И.С. Тургенева в цикле произведений 1878-1882.

2. Запишем в тетрадь

– преобладает не повествовательный, а субъективно-оценочный момент;
большое значение приобретает эмоциональная окраска речи;
– характерно повторение ритмически подобных синтаксических конструкций;
– используются изобразительно-выразительные средства языка;
– небольшой объем;
– графически текст представлен как проза.

3. История написания

Слово учителя: И.С.Тургенев рассматривал «Стихотворения в прозе» как цикл, объединенный общей тональностью. Стихотворения написаны в 1877-1882г.г. Общее настроение писателя в эти годы становилось все мрачнее. «Стихотворения в прозе» проникнуты усиливающимся чувством нравственного одиночества, мучительною мыслью о старости, о близкой смерти: «Уйди в себя, в свои воспоминанья…Но будь осторожен…не гляди вперед, бедный старик!» («Старик», июль 1878г).
Читая воспоминания современников о последних годах жизни И.С.Тургенева, можно отметить, что писатель понимал под этим жанром «…нечто вроде того, что художники называют эскизами, этюдами с натуры, которыми они потом пользуются, когда пишут большую картину. Стихотворения в прозе позволяют коротко, ёмко изложить мгновенное впечатление, ощущение жизни, настроение ушедшего, безвозвратного: молодости, красоты, свободы…». (Из письма И.С.Тургенева М.М.Стасюлевичу, 29.09.1882г.).
Весной 1882 г. обнаружились первые призна­ки тяжелой болезни, которая оказалась для Тургенева смертельной. Но в моменты временного облегче­ния страданий писатель продолжал работать и за несколько месяцев до смерти издал первую часть «Стихотворений в прозе». Этот цикл лири­ческих миниатюр явился своеобразным прощани­ем Тургенева с жизнью, родиной и искусством. Последняя книга писателя собрала в себе главные темы и мотивы его творчества. Здесь выразилось преклонение перед силой самоотверженной любви и нравствен­ным величием подвига, увлечение пылким идеализ­мом молодости, тончайшее чувство природы, поэзии и красоты, а рядом с этим – ощущение разочарования и одиночества, ужас перед ничто­жеством человека и всемогуществом разруши­тельных сил смерти, усталое отвращение ко лжи, пошлости и глупости, к их неизбывному присут­ствию в человеческой жизни. И все это много­образие тем обрело эстетическую завершенность благодаря глубоко символическому обрамлению цикла.
Литературовед Л.М. Гроссман считал, что «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева – это особым образом организованная философская поэма, целенаправленно разбитая автором на строфы-песни. Генеалогию такого жанра он возводит к формам средневековой поэзии, для которой характерна исповедальность.
Первоначально цикл имел название «Posthuma» («Посмертные»), в последующем «Senilia» («Старческое»). И в окончательном варианте «Стихотворения в прозе».
Круг тем, затронутых в стихотворении, обширен.

3. Запись в тетрадях и на доске:

  • Тема нравственного подвига. («Порог», «Чернорабочий и белоручка»)
  • Размышления о судьбе русского крестьянина («Деревня», «Щи»)
  • Вера в великое будущее русского народа. («Русский язык»).
  • Философские размышления. («Молитва», «Монах»).
  • Психологические наброски человеческих характеров. («Близнецы», «Эгоист»)
  • Тема любви, молодости. («Мы еще повоюем», «Воробей»)

Книгу открывало стихотворение в прозе «Деревня» («. на тысячу верст кругом Россия – родной край»), а завершал ее «Русский язык», лирический гимн, исполненный веры Ивана Сергеевича в великое предназначение своей страны.

III. Анализ стихотворения И.С.Тургенева «Русский язык»

1. Стихотворение «Русский язык» написано в 1882г. Чем ознаменовался этот год?

Историческую справку дает ученик, получивший задание на дом. (Приложение 3 )

Ответ ученика: Усиление реакции царского правительства в связи с убийством 1 марта 1882г. царя Александра I. В августе 1882г. приняты «Временные правила о печати». С 1883г. стала действовать жандармерия, специализирующаяся на агентурной деятельности. 1 июля 1887г. издан «Циркуляр о кухаркиных детях», предписывавший не допускать в гимназии детей из низших сословий.

2. Внимательно прослушайте стихотворение.

Ученик читает стихотворение наизусть. (Приложение 4 )

– Как Тургенев, не раскрывая конкретных реалий времени, определяет свои чувства?
– Какими эпитетами писатель характеризует русский язык?
– Каким пафосом проникнуто стихотворение?

IV. Философское понимание И.С.Тургеневым основ мировой гармонии

1. Слово учителя. Тема бога, роли человека и осознание им своего места на земле, тема природы являются основными в стихотворном цикле.
Одной из самых мучительных загадок для Тургенева всегда была природа, ибо она для писателя являлась истинным Божеством. В ее сущности он пытался обрести гармонию и покой. Но природа и ужасала писателя равнодушием и отсутствием видимой цели в творимой ею жизни: «. она заставляет кровь обращаться в моих жилах без всякого моего участия, и она же заставляет звезды появляться на небе, как прыщи на коже, и это ей одинаково ничего не стоит, и нет ей в том большой заслуги. Это штука – равнодушная, повелительная, прожорливая, себялюбивая, подавляющая – это жизнь, природа или Бог; называйте её, как хотите, но не поклоняйтесь ей. Ибо в акте творения заключается не больше славы, чем есть славы в падающем камне, в текущей воде, в переваривающемся желудке. » – писал И. С. Тургенев 28 июля 1849 года Полине Виардо. Безразличие природы, воплощенное в незыблемости ее законов,– вот что питало космический пессимизм Тургенева. «Для меня в непреложности законов природы есть самое ужасное, так как я никакой цели, ни злой, ни благой, не вижу в них»,– говорил он Полонскому в конце жизни.

2. Словарная работа.

– Как вы понимаете семантику слов: гармония, миропонимание, мироздание, миросозерцание? (После самостоятельного объяснения значения слов учащимися обращаемся к словарю русского языка под редакцией С.И.Ожегова.)
– Прокомментируйте высказывание И.С.Тургенева. В чем, по-вашему, писатель видел основы мироздания?

Грустным итогом размышлений Ивана Сергеевича стало стихотворение в прозе «Природа», которое написано в августе 1879г.

V. Работа над идейным содержанием произведения «Природа»

1. Установка на работу.

Учитель: Внимательно прослушайте стихотворение И.С.Тургенева.

Заранее подготовленный ученик читает произведение. Тексты лежат на партах. Дальнейшая работа по анализу стихотворения проводится непосредственно на листах с текстом.

2. Чтение текста. (глобальное слушание)

3. Художественная интерпретация текста

– Перед вами лежат листы чистой бумаги, попытайтесь зарисовать на них ваше первичное восприятие стихотворения.(2 мин.)
– Обратимся к вашим работам. Прокомментируйте свое видение текста, отображенное в рисунках.
– Ученица самостоятельно выполнила подобную работу дома, познакомимся с её творческим раскрытием лирического произведения. (Ответ ученицы)

4. Беседа по тексту.

Учитель: Попытаемся осознать художественное пространство стихотворения. Сколько смысловых частей имеет текст?

– Прочитайте I абзац. (Чтение текста)
– В каком состоянии находится герой? (Герой находится в ирреальном состоянии сна )
– Какова метафизическая природа сна?
– Какие образы возникают в стихотворении?
– Назовите эпитет, характеризующий слово «храмина». Какой смысл вносит это слово-образ для понимания идейного замысла писателя?
– Что мы можем сказать о природе света, освещающего храмину, откуда он возник?

– Прочитайте II абзац. (Чтение текста)
– Привычен ли образ Природы? Каким вы представляли его вне текста Тургенева, в своём сознании?
– Где находится женщина?
– В каком состоянии она пребывает?
– Посредством каких тропов писатель создает образ героини? Приведите примеры.
– Во что она одета? Какого цвета одеяние женщины?
– Одежда простая, но как автор создает эффект значимости персонажа?
– Какова реакция человека на осознание того, кто перед ним?

– Прочитайте III абзац. (Чтение по ролям )
– Какую форму речи использует автор? Почему?
– Объясните смысл диалога героев? Подтвердите свои суждения ключевыми словами из текста.
– Предсказуема ли реакция человека на слова женщины? Был ли он готов к такому ответу?
– Почему герой не возражает? С какой целью автор вносит знак умолчания в последних строках?
– Какими средствами словесной образности писатель создает портретную характеристику героев?
– Как расширяют смысловые границы происходящего фигуры речи?
– Какими словами заканчивается произведение? Возможна ли другая фраза, определяющая концовку стихотворения? Приведите свои варианты.
– Какова цветовая палитра лирической миниатюры?
– Слова какой части речи позволили писателю выразить смысловую гамму стихотворения?
– Есть ли в тексте динамика?

5. Работа над композиционными единицами текста.

– Составим схему, которая отражает последовательность изложения сюжета.

В результате работы на уроке учащиеся составляют таблицу-схему, которая отражает последовательность изложения сюжета, определяя при этом идейный замысел писателя.
Ученик работает у доски

Слушать стихотворение Тургенева Природа

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Природа

«Поля просторные, немые
Блестят, облитые росой…
Молчит и млеет лес высокий,
Зеленый, темный лес молчит»

Тайна величественной природы

Известный российский писатель Иван Сергеевич Тургенев, прославился как мастер пейзажа. В его творчестве описание картины природы неразрывно с жизнью героев, их настроением и внутренними переживаниями. Пейзажи автора не только наполнены красочным, реалистичным и подробным описанием, но и несут еще в себе психологическую и эмоциональную нагрузку. С помощью описания природы, автор открывает внутреннюю суть своего героя. Так в романе «Отцы и дети», Тургенев, используя пейзаж природы, показывает, как меняется настроение самого героя Аркадия, автор очень точно передает его внутренний мир. Природа в описании Тургенева очень красочна, автор представляет её настолько подробно, что картина буквально оживает. Слова, которые писатель подбирает, очень точно передают представленный пейзаж: «золотисто зеленело, … лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка».

Природа, представленная в произведениях Тургенева, очень разнообразна. В рассказе «Бежин луг», ярко представлен июльский пейзаж: «цвет небосклона, легкий, бледно лиловый», «в сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой», ночью «стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали её теченье». Писатель проникается описанием природы настолько сильно, что его пейзажи становятся настолько реальными, будто оживают. Красочность его картин можно сравнить с работой кисти художника. Но только с одним отличием - пейзажи Тургенева динамичны, они в постоянном движении. Очень красочно передает автор начало дождя в рассказе «Бирюк» из цикла «Записки охотника»: «Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями».

Тургенев понимал природу, преклонялся перед её величественностью и неукоснительностью установленных ею законов. Он отмечал бессилие человека перед силой природы, восхищался, даже с некоторым острахом, её могуществом. Природа выступает, как нечто вечное, непоколебимое, в противовес человеческому смертному существованию. Писатель пытается увидеть то общее связующее между природой и человеком, но спотыкается об её безмятежное молчание. Автор неоднократно отмечал независимость действия законов природы от человеческих стремлений, планов, амбиций и жизни человека вообще. Природа в произведениях Тургенева проста и открыта в своей реальности, но сложна и таинственна в проявлениях, часто враждебных человеку сил.

Его даже пугало безразличие природы, воплощенное в незыблемости законов, на которые человек не имел влияния. Всё в её власти, независимо от человеческого на то желания или согласия. Особенно ярко автор демонстрирует это проявление в стихотворной прозе «Природа». Здесь Тургенев обращается к матушке-природе с вопросом: «О чем дума твоя? Не о будущих ли судьбах человечества…» Однако, ответ его очень изумил, оказывается, она в это время заботится об улучшении жизни блохи. «Разум мне не закон» - железным холодным голосом отвечала она.

Бесконечные загадки природы и мироздания беспокоят автора и тревожат его воображение. Образ природы в произведениях Тургенева показан очень красочно и профессионально, с использованием богатой русской речи, придавая пейзажу неописуемую красоту, наполненную красками и запахами.




Top