«Влюблённость указывает человеку, каким он должен быть» «Влюблённость указывает человеку, каким он должен быть. «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, чем грех или добродетель, или не нужно рассуждать

Сочинение на тему: чем заканчивается рассказ Бунина «Кавказ»?

Рассказ заканчивается самоубийством мужа героини. Эти выстрелы (два!) звучат одновременно и потрясают читателя до глубины души. Настолько потрясают, что не остается чувства сострадания к герою - обманутому мужу. Самолюбие этого че­ловека настолько велико, что честь он уравнял с семейной вер­ностью. Ему изменили, жить после этого нельзя. Это неправильно с точки зрения здравомыслящего человека. Виноват ли обманутый муж в разыгравшейся трагедии? Бе­зусловно, виноват. Скорее всего, он изводил жену ревностью, чем помог родиться чувству к другому человеку, оттолкнул от себя. Этот герой воспринимал жизнь очень узко: жизнь = честь офицера. Но это совсем не так, а узость мышления не позволи­ли этому человеку осознать это. Виновата ли жена? Тоже виновата. Она знает характер мужа, провоцирует ситуацию, когда его ревность становится беспре­дельной. Еще героиня отягощает положение своим беспрестан­ным беспокойством. Как сказали бы современные психологи, женщина уходит от решения своих проблем, они так и не реша­ются, только усугубляются разными обстоятельствами. Виноват ли рассказчик? И он виноват тоже. Он, испытывая сильное чувство, согласился «воровски» общаться с любимой женщиной. И.А. Бунин показывает в рассказе любовь, которая обрече­на, потому что люди не знают, как обращаться со свалившимся на них чувством, они не умеют жить, они «играют страшную роль», для них «лучше смерть, чем эти муки». Так и происходит в рассказе: гибель одного из героев гово­рит о том, что любви не суждено сбыться.

Цели и задачи урока:

  • Познакомиться с основными этапами жизни великого писателя;
  • Закрепить умение работать с художественной и справочной литературой;
  • Развивать умение слушать, анализировать, выразительно читать;
  • Совершенствовать навыки монологического высказывания.

Использованы технические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор; программные средства Microsoft Word, Microsoft PowerPoint.

Ход урока

  1. Слово учителя о писателе (презентация).
  2. Прослушивание художественного чтения рассказа “Кавказ”.
  3. Обсуждение рассказа. Вывод.
  4. Художественно-выразительные средства в рассказе.
  5. Итоговый вывод.
  6. Объявление оценок.
  7. Домашнее задание.

1. Слово учителя о писателе (сопровождается презентацией) . См. Приложение

Ясная Поляна…Дождливый осенний денёк. В роще гуляют двое. Один… в тёплом пальто, ему уже за 70. Но несмотря на возраст и тяжёлую одежду, он легко прыгает через лужи. Подходит к берёзкам, ласково гладит их стволы и неожиданно говорит своему спутнику: “Недавно прочитал я где-то стихи:

Грибы сошли,
но крепко пахнет
в оврагах сыростью грибной…”

И восклицает: “Очень хорошо, очень верно!” Это Лев Толстой, спутник его – Максим Горький. А стихи, которые понравились Толстому, написал Иван Алексеевич Бунин. Совсем ещё молодой.

Родился Иван Алексеевич Бунин 10 октября 1870 года. Его родители – отец Алексей Николаевич и мать Людмила Александровна – принадлежали к старинному дворянскому роду, из которого вышло много знаменитых людей (поэт Василий Жуковский, географ-путешественник Семенов-Тян-Шанский и другие).

Детство Вани Бунина прошло на хуторе среди полей и лесов, в небольшом родовом поместье близ Ельца. Он рос вместе с крестьянскими мальчишками, играл с ними в индейцев, рассказывал сказки, ходил в ночное.

Первые свои знания маленький Бунин получил от домашнего учителя. Им был Николай Осипович Ромашков, человек образованный, знавший несколько языков. Учитель очень любил своего любознательного воспитанника, и Ваня отвечал ему тем же. Николай Осипович оказался оригинальным педагогом. Он учил Ваню по “Одессе” Гомера и “Английским поэтам”. Это, вероятно, и пробудило в маленьком Бунине страсть к стихотворству. Своё первое стихотворение он написал в 8 лет и продолжал писать до конца жизни.

В десять лет Ваню отдали в Елецкую гимназию. В каникулы он продолжал ездить на хутор.

Гимназические годы оставили у Бунина далеко не радостные воспоминания. Слишком резким был переход от вольной жизни в деревне к нелепым строгостям гимназии, от забот и ласки матери к тяжкому быту на частных квартирах.

Учась в гимназии, писал стихи, подражая Пушкину и Лермонтову. Пушкина копировал даже в почерке. Любил читать Жуковского, Майкова, Фета, Полонского, А.К.Толстого.

Проучившись в гимназии 4 года, после очередных каникул Иван Бунин не вернулся в гимназию и был отчислен “за неявку и неуплату за обучение”. К тому времени отец его почти совсем разорился.

Дальнейшее образование Вани берёт под своё руководство старший брат – Юлий Алексеевич. Это был человек высоко образованный и одарённый. Он прочёл своему младшему брату весь курс гимназии, а по отдельным предметам – курс университета.

Бунин продолжает писать стихи и начинает писать рассказы. Когда ему было 17 лет, вышел первый печатный сборник его рассказов; в газетах и журналах публикуются его стихотворения. Так началась его литературная деятельность.

Он знакомится со многими писателями: Короленко, Куприным, Брюсовым, Горьким. Но особенно тёплые дружеские отношения связывали его с Антоном Павловичем Чеховым. Бунин подолгу гостил у него в Ялте и стал своим в его семье. Чехов предсказал, что из Бунина выйдет “большой писатель”. Предсказание Чехова сбылось – Бунин был дважды награждён Пушкинской премией, а в 1933 году он первым из русских писателей стал лауреатом Нобелевской премии. Это было мировое признание таланта И.А.Бунина и русской литературы в целом.

Уже смолоду Бунин писал рассказы на самые разнообразные темы. Его мучил вопрос: откуда в человеке два начала – добро и зло? Об этом его более поздние и лучшие повести “Деревня”, “Суходол”, посвящённые теме вымирания дворянских усадеб, вырождения и одичания помещичьей жизни.

Темы и сюжеты для рассказов Бунину подсказывала сама жизнь. А жизнь самого писателя была скитальческой и походила на калейдоскоп6 деревня – Елец – Орёл – Харьков – Смоленск; первая мучительная любовь, длившаяся 5 лет, но не закончившаяся браком, потому что родители невесты не хотели этого союза.

Новые скитания, поездка на юг, женитьба, рождение сына. Но брак не был счастливым и распался, а любимый сын Коленька умер от скарлатины в 5 лет. Больше детей у Бунина никогда не было. Осталась только фотография сына, с которой он не расставался до конца своих дней.

И снова скитания, поездки за границу и по стране, встреча с будущей женой Верой Николаевной Муромцевой, которая до конца будет для него верным и преданным другом.

Нарастающие в России революционные события Бунин воспринимал очень болезненно. Он решительно и категорично не принял Октябрьскую революцию, оценив её как “кровавое безумие” и “повальное сумасшествие”.

В 1920 году Бунин с женой навсегда покинул Россию. Он любил свою Родину, мучился от разлуки с ней.

33 года Бунин прожил во Франции, последние годы в крайней бедности. Но когда фашисты оккупировали Францию, Бунин отказался от сотрудничества с ними; прятал скрывавшихся евреев, сознавая, чем это ему грозит. Он приветствовал победу СССР над фашизмом, но вернуться в Россию с тем общественным строем, который отвергал, он не мог.

И.А.Бунин умер 8 ноября 1953 года в Париже. Он работал до самой смерти; писал рассказы, объединённые в книгу “Тёмные аллеи”. Это рассказы о любви: взаимной и прекрасной, неразделённой и мучительной, трагической.

Сегодня мы будем говорить об одном из таких рассказов. Он называется “Кавказ”.

2. Прослушивание художественного чтения рассказа “Кавказ”.

3. Обсуждение рассказа.

Когда происходит действие рассказа?

Кто виноват в трагедии, которой завершается рассказ? Осуждает ли автор кого-нибудь?

Какие чувства у вас вызвали поступки героев?

В рассказе говорится о том, как герой ревновал жену, искал её, страдал. Но почему же автор, описывая его последние действия перед самоубийством, говорит о них, как о фарсе, как о чем-то театральном. Что этим хотел сказать автор?

Сначала мы следим за парой влюбленных, наслаждающихся отдыхом, общением друг с другом, но вот вдруг не любовь, не жизнь, а смерть... Кто в ней виноват? Смогут ли впоследствии эти люди быть счастливыми? Вызывает ли сочувствие самоубийца?

Вывод.

Проблема рассказа “Кавказ”: любовь – это необыкновенная сила. Любовь не только большое счастье, выпавшее на долю человека, но и чувство, которое очень часто приносит страдание и боль.

4. Художественно-выразительные средства в рассказе.

Заполнение карточек.

Задание: выбрать и записать примеры из текста.

5. Итоговый вывод.

Бунин заслуженно считается одним из лучших стилистов среди русских писателей рубежа веков, его язык ярок, точен и вместе с тем поэтичен. По части красок и звуков, “всего того, - выражаясь словами Бунина, - чувственного, вещественного, из чего создан мир”, предшествующая и современная ему литература не касалась таких, как у него, тончайших и разительнейших подробностей деталей и оттенков.

6. Объявление оценок.

7. Домашнее задание.

Иван Алексеевич Бунин Проблематика рассказа «Кавказ»

русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук (1909), лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года. Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953)

Мать - Людмила Александровна Бунина, урожденная Чубарова (1835-1910). Кроткая, нежная и чувствительная натура, воспитанная на лирике Пушкина и Жуковского, занималась воспитанием детей. Отец - Алексей Николаевич Бунин (1827-1906), в молодости был офицером, участвовал в обороне Севастополя, по характеру был вспыльчивым, азартным, страстно любил охоту и пение под гитару старинных романсов. Родился 10 октября 1870 года в старинной дворянской семье в Воронеже, где прожил первые три года своей жизни. В дальнейшем семья переехала в имение Озёрки.

Образование Бунин Юлий Алексеевич (1857-1921) до 11 лет Бунин воспитывается дома в 1881 г. поступает в Елецкую уездную гимназию в 1885 г. продолжает образование под руководством старшего брата Юлия

Литературная деятельность В 1887 г. в петербургском журнале «Родина» были опубликованы первые бунинские стихотворения «Деревенский нищий» и «Над могилой Надсона». В 1903 г. Академия наук присудила Бунину Пушкинскую премию за сборник «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате ». Решением Шведской академии от 9 ноября 1933 года Нобелевская премия по литературе за этот год присуждена Ивану Бунину за правдивый артистичный талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер.

Рассказ «Кавказ» Впервые опубликован в конце 1937 года, в парижской эмигрантской газете «Последние новости ». Позднее вошел в цикл «Темные аллеи» (1946 г.) Какова тема рассказа? Любовь у Бунина всегда страстная, чувственная, поражающая молниеносно, часто запретная, заканчивающаяся трагически.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВ РАССКАЗА ГЕРОИНЯ Страстно любит, обманывает мужа, не знает, что будет дальше, с тревогой радуется «украденному» мимолетному счастью. «Она была бледна прекрасной бледностью любящей взволнованной женщины, голос у неё срывался».

ГЕРОЙ Нет портрета, важны его поступки. Испытывает жалость и восторг. Можно предположить, что он придумывает план «побега». Она часто плачет, он спокоен. «Воровски остановился», «жил томительно, затворником - от свидания до свидания с нею».

МУЖ Любит ее, заботится о ней, но нет ей свободы. Узнав об измене, свел счеты с жизнью, умер театрально, чтобы ей было больно. «Жестокий, самолюбивый характер», «высокая фигура», «хозяйственно вошел в него [ купе ] вместе с нею»

Сравните описание природы в начале рассказа и в конце. Какой художественный прием использует автор? «Воровски остановился в незаметных номерах»… «В Москве шли холодные дожди»… «Было грязно, сумрачно»… «И был тёмный, отвратительный вечер»… «Шумно лил дождь по крыше»… В самом начале своего рассказа Бунин мастерски создаёт ощущение неосознанной тревоги, какой-то непрочности, временности, какой-то «неправильности» этой любви.

«Горячее солнце было уже сильно, чисто и радостно»… «Часть моря… имела цвет фиалки и лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте»… «Ночи были теплы и непроглядны»… «Безнадежно-счастливый вопль как будто всё одной и той же бесконечной песни»… Счастье… Пусть и тревожное, непрочное, временное, пусть даже и «неправильное», пусть даже и краденое, но всё равно ведь прекрасное. АНТИТЕЗА

П О Д В Е Д Е М И Т О Г И Виноват ли кто-нибудь из героев в произошедшей трагедии? Нет, одним любовь приносит радость, другим горе. Осуждает ли кого-то из героев автор? Он только изображает ситуацию, а читатель сам должен разобраться. В чем суть рассказа «Кавказ»? Любовь не только большое счастье, выпавшее на долю человека, но и чувство, которое очень часто приносит страдание и боль.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Литература: http://elzem.ru/znamenitosti/bunin-a-n.html http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%F3%ED%E8%ED,_%C8%E2%E0%ED_%C0%EB%E5%EA%F1%E5%E5%E2%E8%F7 ж http://slovari.yandex.ru/ бунин /Лит.%20энциклопедия/Бунин/ http://knigostock.com/viewtopic.php?f=6&t=82 http://ru-shpora.ru/node/1186 http:// www.vilavi.ru/raz/bunin/kavkaz/kavkaz.shtml http://900igr.net/kartinki/literatura/Bunin-rasskazy/043-Bunin-Tjomnye-allei.html http://swolkov.org/rok/f43.htm http://festival.1september.ru/articles/625538/

Любовь – это высшее чувство, испытываемое одним человеком по отношению к другому. Любовь приходит неожиданно, ею тяжело управлять и её очень трудно игнорировать. Любовь зачастую меняет взгляды человека на жизнь, и его отношение к себе и к окружающим его людям. Любовь даёт нам стимул к жизни, если она счастливая, но может и побудить человека нанести себе вред, вплоть до самоубийства. Я не говорю, что любя, можно причинить вред любимому человеку. Нет, это не любовь, это – эгоизм. Если ты действительно любишь человека, то сделаешь всё, чтобы он был счастлив, пусть даже это причинит боль тебе самому.
Любовь и честь... Порой человек сам путает, что он испытывает – любовные терзания или долг чести. Понятие о чести у каждого человека своё, и если она для тебя дороже жизни, задумайся, честь это или же оскорбленное самолюбие. Честь -синоним совести. Она направляет и поддерживает тебя в жизни, подсказывает, что хорошо, а что плохо. Отличие чести от совести в том, что совесть – это внутренняя честность, а честь – это ещё и общественное правило, правило стаи: ты должен вести себя так, как ведут себя все, не показывать слабости, иначе тебя разорвут, ты должен следовать правилам, и должен либо уничтожить соперника, либо умереть сам.
В рассказе И. А. Бунина «Кавказ» говорится о любви, чести и измене. Влюбленная в другого человека жена изменяет герою, он догадывается об этом, и сообщает ей, что для защиты своей чести он пойдёт на что угодно. Жена обманывает его и тайно уезжает со своим возлюбленным. Герой сразу выехал за ней и искал по двум оставленным ею адресам. Не найдя её, он убедился, что его догадки верны, и застрелился.
В самом начале герой говорит, что пойдёт на всё ради чести. Но я не уверена, честь это или любовь. Ведь он оставил жену жить, пожертвовал жизнью ради её счастья, хотя мог вызвать соперника на дуэль, и тем самым погубить и честь и счастье своей жены. Став вдовой, она получит возможность свободно, открыто любить. Не прятаться, не бояться чувств, а разве это не счастье?
Прочитав этот рассказ, я задаю себе вопрос – кто виноват в трагедии главного героя?
Его жена? Вряд ли. Ведь очень долгое время родители устраивали брак детей, не спрашивая их согласия. Эта женщина получила возможность стать немного счастливей, и я за неё рада. Она с самого начала готова была пожертвовать жизнью, лишь бы получить чуточку этого счастья, ведь она была уверена, что муж её убьёт.
Может быть, виноват возлюбленный жены героя? О нём мы вообще ничего не можем сказать. Конечно, встречаясь с замужней женщиной, он поступил аморально, но если это была любовь, вправе ли мы его упрекать? Нет, я считаю, что он не сыграл в этом большой роли. Ведь не влюбись жена героя в него, она могла бы влюбиться и в кого-нибудь другого.
Может, виноват сам герой? Скорее, в чем-то виновато его оскорбленное самолюбие, которое не дало бы ему, зная правду, жить спокойно. Но всё же нельзя говорить, что герой во всём виноват сам.
Так кто же виноват? Боюсь, никто не сможет точно ответить на этот вопрос. Виноват и герой, и его соперник, и жена героя, но виновато и общество, в котором и по законам которого они живут, стандарты, которым надо следовать. Но это не всё, виноваты также чувства, испытываемые людьми, чувства, дающие нам столько и радостей, и горестей. Нельзя закрываться от чувств, из-за страха почувствовать боль в душе. Чувства – это то, что делает нас людьми, это то, ради чего мы живём.



  • «Влюблённость указывает человеку, каким он должен быть»

  • А.П.Чехов


Вызывают симпатию :

  • Вызывают симпатию :

  • Доброта

  • Образованность

  • Общительность

  • Чистосердечность

  • Бескорыстие


  • Она жертвует любовью ради семьи, ради спокойствия возлюбленного.

  • «Ей казалось,что она уже недостаточно молода, чтобы начать новую жизнь»


  • Не желая причинить боль другим, человек предаёт себя.

  • «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, чем грех или добродетель, или не нужно рассуждать вовсе».

  • А.П.Чехов .


  • Для Бунина истинная любовь сродни вечной красоте природы, а подлинно прекрасно только естественное, ненадуманное чувство. Бунин не скрывает, что возвышенная любовь приносит не только радость, но зачастую таит в себе муки разочарования и смерть.


  • Кто виноват в трагедии, которой завершается текст рассказа?

  • Кого осуждает автор и осуждает ли он кого-нибудь?

  • На чьей стороне вы?

  • Какие чувства вызвали у вас поступки героев?



    В рассказе Чехова счастье прошло мимо героев. В рассказе Бунина герои, казалось бы, испытали всю полноту страсти. И все-таки оба рассказа драматичны и даже трагичны. В «Кавказе» герои словно «украли» свое счастье: они вынуждены скрываться, таиться, бежать, чтобы быть вместе. Именно потому, что любовь оказалась «украденной», она не была полной и привела к трагедии.


  • «Человек пришёл в мир для безмерной свободы, творчества и счастья»

  • А.И.Куприн


  • 1. Добрая, отзывчивая, любит своего мужа.

  • 2. В любой ситуации сможет найти выход.

  • 3. Упорная, настойчивая, верит в свои силы.


Какие эпизоды основные?

  • Какие эпизоды основные?

  • В чём своеобразие описания внешности героев?

  • Смысл фамилии героев.

  • Почему рассказ имеет такое название?


  • «Сирень теперь навсегда моим любимым цветком»

  • Любить- значит делать добро.


1. Семья Луганович

  • 1. Семья Луганович : взаимное уважение, отсутствие общих интересов.

  • 2. Семья из рассказа «Кавказ» : себялюбие, неуважение к личности человека, недоверие.

  • 3. Семья Алмазовых : доброта, отзывчивость, общие интересы, забота.





Top