Обществознание 10 11 кл. Школьная программа по предмету «обществознание», его преподавание детям сконструировано особым образом и преследует определенные цели

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филологический факультет

Кафедра романо-германской филологии

ГОТЫ И ИХ ЯЗЫК

Учебно-методическое пособие для студентов отделения романо-германской филологии

КАЗАНЬ Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина

Казанского государственного университета

Составитель кандидат филологических наук Н.Г.Николаева

Рецензент доцент А.В.Шарипова

Г74 Готы и их язык: Учебно-методическое пособие для студентов отделения ро- мано-германской филологии / Сост. Н.Г.Николаева.- Казань: Казан. гос. ун- т им. В.И.Ульянова-Ленина, 2003. – 32 с.

ББК 81.2Нем+81-03

© Филологический факультет Казанского государственного университета, 2003

Предисловие

Настоящее пособие подготовлено на материале спецкурса по готскому языку и включает в себя две части: теоретическую и практическую.

Теоретическая часть имеет форму словаря, в который включены основные понятия из истории, культуры и языка готов. Словарные статьи не претендуют на полноту изложения материала по каждому вопросу – их цель упорядочить, систематизировать полученные на занятиях знания, их роль сродни роли дорожных указателей: они указывают основные вехи в изучении материала и намечают пути дальнейшей работы над проблемами. Перекрестная система ссылок (курсивом выделяются понятия, которым посвящены отдельные статьи словаря; нигде не выделены курсивом только два наиболее часто встречающиеся понятия – «готский язык» и «готы», хотя они и раскрыты в соответствующих статьях) должна способствовать работе учащихся с пособием. Форма словаря позволяет объединить лингвистические и культурно-исторические сведения и облегчает ориентацию изучающих данный предмет в имеющемся обширном материале.

Практическая часть состоит из нескольких групп заданий. Сначала учащимся предлагаются вопросы по пройденному материалу: с их помощью каждый может проконтролировать свои знания, выяснить, в достаточной ли степени он изучил предмет. Вопросы касаются как готского языка, так и истории готов. Затем следует ряд практических упражнений. Его открывает упражнение на чтение, в котором не только отрабатываются навыки произнесения готских слов, содержащих звуковые сочетания разной степени сложности, но и предлагается провести сопоставление с изучаемыми современными германскими языками. В дальнейшем принцип сопоставления будет положен в основу практически каждого упражнения. Таким образом, учащийся должен знакомиться с готским не как с изолированным языком, но постоянно искать и обнаруживать связи с другими германскими и индоевропейскими языками, выстраивая полученные знания в общую систему. Предлагаемые в пособии задания затрагивают все уровни языка: фонетику, лексику и словообразование, грамматику. Завершает практическую часть анализ текста на готском, который одновременно представляет пример работы с историческим языковым материалом и предлагает учащимся круг заданий, связанных с текстом, для самостоятельного выполнения (задания выделены курсивом).

Завершает пособие список литературы, на материале которой основана, в частности, его теоретическая часть. Предполагается самостоятельная работа учащихся с названной учебной и научной литературой по тем «вехам», которые намечены в данном пособии.

Настоящее пособие призвано подготовить студентов отделения германской филологии к курсу истории изучаемого языка, так как на материале готского языка они знакомятся с основными закономерностями фонетики и лексики древних германских языков, с основными особенностями словообразования, с базовыми понятиями исторической грамматики германских языков, учатся работе с древними текстами. В силу содержащихся в нем культурно-исторических сведений, а также характера упражнений, ориентированных на обнаружение закономерностей в германских языках, пособие может использоваться как дополнительный материал в курсе «Введение в германистику» и на занятиях по истории германских языков. Основное предназначение пособия – работа на занятиях по готскому языку со студентами отделения германистики.

Готы и их язык

АБЛАУТ. Одно из древнейших явлений и.-е. языков, выраженное в чередовании гласных (ср. рус. везти – воз, лат. tegere – toga). Особенное распространение получило в германских языках. Чередование гласных в ударных и безударных слогах является средством как словообразования, так и формообразования. А. мог быть качественным и количественным. Качественный А. представлен в готском языке чередованием вида i (ai) – a,

ē – ō (ср. siggwan ‘петь’ – saggws ‘пение’; niman ‘брать’ – nam ‘взял’; nimiþ ‘он берет’ – nimand ‘они берут’). Количественный А. представлен в готском языке следующими раз-

новидностями: i (ai) или a – ø гласного, i (ai)<*e – ē, ă – ō (*<ā) (ср. barn ‘дитя’ – baur ‘рожденный’; bairan ‘рождать’ – berusjos ‘родители’; faran ‘ехать’ – for ‘ехал’).

АЗБУКА (ГОТСКОЕ ПИСЬМО). Включает 27 знаков. Создано в 4 в. готским епископомВульфилой на основе греческого письма, а также с привлечением, по всей видимости, латинского и рунического алфавитов. Один из вариантов А. зафиксирован вАлкуиновой рукописи . Буквы имеют не только звуковые (24 из 27), но и цифровые значения (как в греческом). Некоторые имеют названия, заимствованные у рун. Звуковое соответствие графем устанавливается на основе ряда факторов, в который входят звуковое значение букв и сочетаний греческого языка 4 в., написание заимствованных имен собственных, сравнительный материал других германских языков, звуковые чередования, факторы ударения и т.д. Однако, все это помогает установить звуковое значение готских букв лишь с известной долей уверенности.

Готская А. в целом хорошо соответствует системе фонем готского языка, однако не во всех случаях можно говорить об однозначном соответствии между графемами и фонемами, что связано с процессами языкового развития.

В современной традиции готские тексты передаются в латинской графике.

Буквы, отмеченные звездочкой, имели только числовое значение (90 и 900 соответственно).

АЛАРИХ (ок. 370 – 410). Корольвестготов с 395г. Дважды осаждал Рим, в 410г. вестготы под его предводительством захватили и разграбили Вечный город.

АЛКУИНОВАЯ РУКОПИСЬ (CODEX SALISBURGENSIS). Создана в Вене в 9 – 10

вв. Содержит т.н. готское приложение: 2 рунических алфавита, один из вариантов готского алфавита, слова и сочетания слов из Евангелия от Луки и из ветхозаветной Книги Бытия. Возможно, опирается на бытовавший в то время в Германии экземпляр готской Библии, до нашего времени не дошедший. Перевод, сопутствующий словам, показывает, что автор заметок был плохо знаком с готским языком.

АРИАНСТВО . Самое мощное еретическое течение в христианстве, названо по имени епископа Ария, его вдохновителя. Ариане отвергали принятый на Никейском церковном соборе (325г.) Символ Веры: по их убеждению, Сын не может быть единосущен Отцу, так как это постулирует нецелостность Отца. Кроме того, они утверждали, что если Сын был рожден, то это означает, что были времена, когда его не существовало. А. осуждено уже на Никейском и на Константинопольском (381г.) соборах. Ариане подвергались преследованиям, однако это движение просуществовало почти 3 века, имело много сторонников.

Принятию христианства в форме А. у готов способствовал, во-первых, внешний фактор: их массоваяхристианизация происходила при римском императоре Валенте, который был арианином. А другим немаловажным фактором явились традиции социального уклада самих готов: им была близка такая система общественных отношений, в которой сын стоял ниже отца, находился в подчиненном положении. Все это способствовало тому, что готы приняли христианство в данной разновидности.

АТТИЛА (? – 453). Корольгуннов с 434г., объединивший под своей властью многие племена и народы. Под предводительством А. гунны заняли территорию практически всей Центральной и Западной Европы. В 451г. состоялась битва на Каталаунских полях (современная Франция), в которой против гуннов выступило огромное объединенное римское войско (в его состав вошли многие германские племена).Остготы сражались на стороне гуннов. Победа досталась римлянам, но очень дорогой ценой.

После смерти А. его союз племен распался.

Имя «Аттила» готского происхождения, переводится как «батюшка».

БОЭЦИЙ , Аниций Манлий Северин (ок. 480 – 524). «Последний римлянин», человек истинно античной образованности и культуры, христианский философ, писатель, автор трактата по греческой музыкальной теории, учебников по арифметике, логике, переводчик работ греческих философов. Государственный деятель, приближенный короляТеодориха . Обвиненный в заговоре, был заключен под стражу и казнен. В тюрьме в ожидании казни написал известный труд «Утешение философией», оказавший большое влияние на последующую философию и литературу.

БУСБЕК , Авгерий (Аугериус). Дипломат из Фламандии, посол в Константинополе в 16 в. В 1560 – 1562 гг. специально проверял слухи окрымских готах. По его словам, он видел гота, забывшего свой язык, а со слов некоего грека, знавшего готский, Б. составил словарик из 68 слов крымско-готского языка (приводит его в своем Четвертом письме из Турции). Сомнительный с точки зрения языковой корректности, этот случай тем не менее может служить одним из доказательств расселения части готов в Крыму.

ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ . Миграция европейских племен, проходившая в хронологических рамках с 4 по 7 вв. н. э. Одним из факторов В.п.н., давше-

го непосредственный толчок его развитию, явилось нашествие гуннов (4 в.). Готы в рамках В.п.н. проделали огромный путь: пересекли с севера на юг Европу (с берегов Балтики до Черного моря),остготы обосновались в Италии,вестготы дошли до Пиренеев, где основали свое королевство.

ВЕСТГОТЫ (правильнее ВИЗИГОТЫ; традиционное название есть, видимо, результат т.н. «народной этимологии», осмысления этого этнонима как указания на расселение данной части готов, в этом виде встречается уже уИордана ). Во время нашествия гуннов эта часть племени уходит к римлянам. Далее следуют нападения вестготов на Римскую империю: сначала на Константинополь (в 378г. в сражении под Адрианополем погибает римский император Валент), затем на Рим. Вождь В.Аларих дважды осаждал Вечный город. Взяв Рим, В. двинулись в Галлию. В начале 5 в. там основано влиятельнейшее вестготское королевство (с центром в Тулузе). Постепенно В. занимают практически весь Пиренейский полуостров. Со временем В. были романизированы (под влиянием местного населения). Их королевство просуществовало до арабского вторжения в Испанию (711г.).

ВИЗИГОТЫ – см. ВЕСТГОТЫ.

ВУЛЬФИЛА (УЛЬФИЛА) (311 – ок. 382), епископ, миссионер, изобретатель готского письма (см.Азбука ) и переводчик Библии на готский язык. Судя по всему, отец В. был гот, а мать вела свое происхождение от каппадокийских пленников-христиан.

В 30 лет В. стал епископом у вестготов . Первые 7 лет своей миссии проповедовал христианство у варваров, затем, в связи с начавшимися гонениями на христиан, возвращается в границы Римской империи, поселяется в Мезии, области между нижним Дунаем и Балканами, среди т.н.мезоготов . Там он проводит 33 года своей жизни, работает над созданиемазбуки ипереводом Библии . Его современник и ученик Авксентий, оставивший воспоминания о В., говорит, что В. писал на трех языках (греческом, латинском и готском). В. был арианином. В 381г. после церковного собора в Аквилее все надежды ариан были связаны с именем В., так как император Феодосий обещал ему аудиенцию по этому вопросу, но ситуация изменилась не в их пользу. Видимо, расстройства подкосили здоровье В.: он заболевает и умирает в возрасте 70 лет.

В. стоит у истоков готского литературного языка. Его труд по переводу Священного Писания и создания готской письменности можно расценить как духовный подвиг.

ГЕТИКА , GETICA (“De originis actibusque Getarum”). «О происхождении и деяниях готов». Один из основополагающих источников наших знаний о готах, произведение остготского историкаИордана , кратко передающее недошедший до нас труд историкаКассиодора . Написано в 6 в. на латинском языке. Повествование доведено до 511г. Соединяет пересказ реальных событий с легендами, преданиями, вымыслом. Явно выражена личная точка зрения автора.

ГЛАГОЛ . Основные грамматические категории готского Г.:

залог: представлен синтетическими формами действительного залога и т.н. медиопассива, т.е. «средне-страдательного», но последние не передают собственно медиопассивных значений, поэтому можно говорить о страдательном залоге готского Г.; страдательный залог представлен также аналитически (сочетаниями глаголов wairþan или wisan с причастием II);

время: имелись 2 синтетические формы времени – настоящее и прошедшее (т.н. «претерит», реже его называют «перфект»); будущее время передается либо формой настоящего, либо посредством формообразующего префикса ga-, либо аналитически (сочетаниями глаголов skulan, haban, duginnan с инфинитивом);

наклонение: представлено тремя формами – индикативом, оптативом («желательное» наклонение), императивом;

число: помимо единственного и множественного числа, в готском сохраняется также двойственное число (употребляется нерегулярно, отсутствуют формы 3-го лица).

некоторые исследователи предполагают наличие в системе готского Г. категории вида (видовые пары образуют простые имперфективные Г. и перфективные Г. с

приставкой ga-).

Кроме того, в систему Г. входили именные глагольные формы: инфинитив (только настоящего времени), причастия настоящего (I) и прошедшего (II) времени.

Г. разделяются по типу образования прошедшего времени на два основных класса: сильные Г . ислабые Г . Кроме того, выделяют еще особый класс претерито-презент-

ных Г. и неправильные Г.

В готском Г. различают тематическое и атематическое спряжение на основании того, что основа настоящего времени у одних глаголов имела тематический гласный i/a, который предшествовал личным окончаниям, а у других глаголов этого гласного не было. К тематическому спряжению относятся все сильные Г. и слабые Г. I и IV классов. К атематическому спряжению относятся слабые Г. II и III классов, а также неправильные глаголы wisan и wiljan.

ГЛАСНЫЕ . Готский язык имел следующий состав гласных фонем: ĭ, ī, ŭ, ū, ă, ā, ō, ε, ē. Кроме того, имелся дифтонг iu. Диграф ei обозначал [ī]. Сочетания ai и au, повидимому, служили как диграфами, обозначая [ε] и соответственно, так и дифтонгами в определенных позициях (вопрос об их звуковом соответствии специалистами до сих пор не решен однозначно). О чередовании Г. см.Аблаут .

ГОТСКИЙ КАЛЕНДАРЬ . Памятник 7 в. Отрывки из клерикального календаря (от 23 октября до 30 ноября). Содержится вCodices Ambrosiani . В Г.к. упоминается самоназвание готов – gutþiuda.

ГОТСКИЙ ЯЗЫК . Мертвый язык восточногерманской подгруппы. Первый из германских языков, получивший письменный статус. Известен в основном по памятникам 4 в. Язык памятников отличает редкое единообразие. Скорее всего существенных различий в языкевестготов иостготов не было. Немецкий исследователь Г.Безеке (G.Baesecke) и английский Дж.Фридриксен (G.Friedrichsen) считают, что Г.я. – язык не только готов, но всех «восточногерманских ариан», проживавших от границ Руси до Африки; его территориальные фонетические, лексические и другие различия были минимальны.

Г.я. – язык ярко выраженного индоевропейского типа. По своему строю близок к общегерманскому, хотя в силу своего раннего обособления от других языков лишен многих инноваций, свойственных другим германским языкам, и имеет черты, им не свойственные. Таким образом, он представляет большую ценность для сравнительного изучения германских языков, изучения истории отдельных германских языков,

сравнительных исследований индоевропейских языков вообще.

В группе германских языков Г.я. имеет много выраженных общих черт с северногерманскими языками, так что иногда говорят о северно-восточных германских языках, или «готосеверном» языке (к этим общим чертам относятся рефлексы герм. *ii и *uu, переход герм. *ē в ā, наличие –nan-класса вслабых глаголах , окончание –t во 2 л. ед.ч. претеритасильных глаголов и 2-я ступеньаблаута в той же форме и др.). С западногерманскими языками Г.я. сближает наличие общих абстрактных суффиксов имен существительных, образование форм родительного и дательного падежей числительных с 4 по 19. Особенно много общих черт у Г.я. и немецкого языка (сохранение герм. *n перед глухими щелевыми þ, f, s; сохранение герм. [z] в конце односложных форм, наличие трех окончаний в парадигме множественного числа глаголов и др.). Вместе с тем в Г.я. много специфических, только ему присущих черт (переход герм. *ĕ в i, сохранение герм. [z] между гласными, сохранение сочетаний начальных wl, wr, согл.+j; преобразование начального fl (из и.-е. *pl) в þl, сохранение класса редуплицирующих глаголов и др.).

Г.я. – первый из германских языков, на котором были созданы памятники письменно-

сти (см. Литература готская).

ГОТЫ . Греч. Γό(τ)θοι, лат. Go(t)thi. Восточногерманская народность. Самоназвание gutþiuda, зафиксированное в т.н.Готском календаре (7в.), видимо, связано с топонимом Gautelfr (название реки, где gaut – ‘исток’), по другой версии, переводится как ‘народ гутов’.

Древнейшие свидетельства о Г. оставили античные авторы, более поздние этапы их истории отражены в трудах раннесредневековых сочинителей – Иордана , Прокопия Кессарийского,Исидора Севильского и др. Кроме того, важные сведения о Г. дают археологические находки, топонимика и языковые данные (в т.ч. язык соседних племен) вообще, отклики других народов о Г.

Относительно этнического состава этой народности, ее миграции и т.д. мнения в исторической литературе часто расходятся. Принято считать, что прародиной Г., вероятнее всего, является Скандинавия (до 1 в. до н. э.). С середины 2 в. н. э. Г. начали продвижение на юг, к Черному морю и расселились по берегам Днепра и в нижнем течении Дуная, в Приазовье. К середине 3 в. н. э. относятся первые столкновения Г. с римлянами, Г. совершают нападения на Восточную Римскую империю (Византию). В 257 г. они отвоевывают у Рима Дакию. В 258 г. часть Г. достигает Крыма и поселяется там (см. Крымские готы ). В 322 г. император Константин заключает с Г. соглашение, по которому они стали его союзниками (foederati) и должны были защищать восточные границы Римской империи от варварских племен.

Традиционно Г. разделяют на остготов ивестготов (об их истории см. соответствующие статьи).

ГРАММАТИКИ ГОТСКОГО ЯЗЫКА . Первые научные Г.г.я. появляются в 19 в. К таковым относится, например, Г.г.я. Габелентца и Лебе (H. Gabelentz, J.Loebe. Grammatik der gotischen Sprache. Leipzig, 1843-46). Г.г.я. с исторической точки зрения представил в своем труде М.Йеллинек (M.H.Jellinek. Geschichte der gotischen Sprache. Berlin, Leipzig, 1926). Наиболее реномированные Г.г.я. принадлежат перу В.Брауне

(W.Braune Gotische Grammatik mit Lesestücken und Wörterverzeichnis. Несколько переизданий), В.Штрейтберга (W.Streitberg. Gotisches Elementarbuch. Несколько переизда-

ний), В.Краузе (W.Krause. Handbuch des Gotischen. München, 1953), Дж.Райта (J. Wright. Grammar of the Gothic language. Oxford, 1917). Из работ на русском языке не-

ГУННЫ . Союз кочевых племен, основу которого составил народ, сложившийся в Приуралье из тюркоязычных хунну и местных угров и сарматов. В 4 в. пришли на европейскую территорию, подчинив себе многие племена (началоВеликого переселения народов ). Г. подчинили себе иостготов , но в культурном отношении, по римским свидетельствам, готы оказывали влияние на Г. Наиболее известен предводитель Г. Аттила, при котором Г. достигли особого политического и военного могущества.

ЗАИМСТВОВАНИЯ в готском языке происходят в основном из латинского и греческого языков (или эти языки выполняют роль посредников). Прежде всего заимствуются обозначения реалий средиземноморской и восточной природы и культуры (в связи спереводом Библии ) и, конечно, христианская религиозная терминология.

Первые З. приходят в готский язык еще до активных контактов с античной цивилизацией. Церковные З. появляются впервые с началом этих контактов, но еще до перевода Библии (ими пользовались миссионеры). Более древние З. ассимилированы готским языком, в более поздних ярко выражены черты языка-источника (вплоть до передачи морфологических признаков), иногда встречается колебание в написании З. даже в пределах одного памятника, смешение латинских, греческих, готских черт.

В рамках З. было распространено калькирование – как структурное (гот. all-waldans ‘всемогущий’ < греч. panto-kratōr, ср. лат. omni-potens; гот. miþ-wissei ‘совесть, сознание’ < греч. syn-eidēsis, ср. лат. con-scientia и т.п.), так и семантическое (гот. afletan – ‘отпускать (грехи)’, galga ‘крест’ и т.п.).

З. может употребляться параллельно с готским соответствием, особенно если между ними есть разница в значении: греч. aggelos (буквально ‘посланник’) встречается в форме З. aggilus ‘ангел’ и готского прямого соответствия airus ‘посол’.

ЗАКОН ВЕРНЕРА . Сформулированные датским лингвистом К.Вернером закономерности перехода глухих щелевых f, þ, χ (из *p, t, k) в их звонкие варианты (b, đ, g) в зависимости от местоположения ударения: замена на звонкие спиранты осуществляется, если согласные *p, t, k находятся после неударного гласного (греч. kratýs ‘силь-

ный’ – гот. hard us, греч. decás ‘десяток’ – гот. tig us, греч. hekatón ‘сто’ – гот. hund и

т.п.). Впоследствии b, đ, g переходят в соответствующие взрывные b, d, g.

В отличие от других германских языков, в готском языке не сохраняются результаты этого озвончения в образовании форм сильных глаголов (ср. гот. lisan – las – lesum - lisans ‘собирать’ и двн. lesan – las – lar um - giler n). Следы этого чередования наблюдаются в формах некоторых претерито-презентных глаголов (напр., aih ‘я имею’ – aigum ‘мы имеем’). Чередование f – b, þ – d, h – g, h – w сохраняется в готском словооб-

разовании: þarf ‘я нуждаюсь’ – þarba ‘нужда’, alþeis ‘старый’ – alds ‘возраст’, huhrus ‘голод’ – huggrjan ‘голодать’, saihwan ‘видеть’ – siuns ‘образ’ и т.п.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ . В готском, как и в других германских языках, большинство И.п. в зависимости от контекста могут иметь две параллельные словоизменительные формы: сильную и слабую. Парадигма сильного склонения имеет смешанный характер: в нее включены как именные по своему происхождению, так и место-

язык готов (См. Готы), принадлежит к восточной группе древних германских языков. Известен преимущественно по письменным памятникам 4 в., периода поселения готов в Причерноморье; важнейший из них - перевод Библии, приписываемый вестготскому епископу Ульфиле (См. Ульфила) и дошедший до нас в остготских рукописях 5 в. Считают, что Ульфила создал и сам готский алфавит, положив в его основу греческий и отчасти латинский алфавиты, а также руническое письмо. Благодаря ранней письменной фиксации Г. я. и его консервативности (в силу периферийного положения среди других герм. языков), он сохранил большую близость к общегерманскому состоянию и потому играет особенно важную роль в сравнительной грамматике герм. языков.

Между двумя диалектами Г. я. - остготским и вестготским - не было существенных различий. В Крыму долго сохранялся т. н. крымско-готский язык (известно около 70 слов, записанных фламандцем Бусбеком в 16 в.), восходящий к остготскому диалекту.

Лит.: Гухман М. М., Готский язык, М., 1958; Streitberg W., Gotisches Elementarbuch, 6 Aufl., Hdlb., 1920; его же, Gotische Bibel, 3 Aufl., Hdlb., 1950 (тексты и словарь); Braune W., Helm К. Gotische Grammatik,16 Aufl., Tübingen, 1961.

О. А. Смирницкая.

  • - рим. император. Открывает правл. императоров-иллирийцев. Подчинил Испанию и часть Галлии. В битве около Наиссуса в 269 разбил готов, после чего присвоил себе титул Готский...

    Древний мир. Энциклопедический словарь

  • - родоначальник владетельного княжеского рода Саксен-Мейнингенского, сын герцога Эрнста Саксен-Готского и альтенбургской принцессы Елисаветы-Софии, род. в 1649 г., учился в Тюбингенском и Женевском университетах,...
  • - дипломатический и статистический ежегодник, издаваемый в Готе с 1763 г. Основателем его был саксен-готский министр Вильгельм фон Ротберг, выполнивший этим желание герцогини Доротеи, поклонницы Вольтера и всего...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - в Швеции, длиною 615 км, между гг. Готенборгом и Стокгольмом, соединяет р. Гота-Эльф с озерами Венер, Веттер и Мелар. Вместе с каналом Трольгеттан составляет главное внутреннее водное сообщение в Швеции...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - язык готов, принадлежит к восточной группе древних германских языков. Известен преимущественно по письменным памятникам 4 в., периода поселения готов в Причерноморье...
  • - Марк Аврелий, римский император с 268. Родом иллириец. Был провозглашен императором солдатами после смерти Галлиена...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Язык, используемый в сфере религиозного общения...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ГО́ТСКИЙ, -ая, -ое. 1. см. готы. 2. Относящийся к готам, к их языку, образу жизни, культуре, а также к местам их проживания, их внутреннему устройству, истории; такой, как у готов. Г. язык. Готские племена. По-готски...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ГО́ТСКИЙ, готская, готское...

    Толковый словарь Ушакова

  • - го́тский прил. 1. Относящийся к готам, связанный с ними. 2. Свойственный готам, характерный для них. 3. Принадлежащий готам...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - г"...

    Русский орфографический словарь

  • - Относящийся, принадлежащий Готам...
  • - Древний германский язык, на который в IV в. по Р. Хр. переведено епископом Ульфилою св. писание...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - ...

    Формы слова

  • - ...

    Словарь синонимов

"Готский язык" в книгах

ГОТСКИЙ ВОПРОС

Из книги ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВОСТОЧНОГО СЛАВЯНСТВА (История и современное состояние вопроса -1948г.) автора Свободин Александр Петрович

ГОТСКИЙ ВОПРОС В дореволюционной и европейской науке не вызывающей сомнение аксиомой было господство в Восточной Европе в III и IV веках огромной и сильной «готской державы», образованной германскими готскими племенами, переселившимся с берегов Вислы. При этом особенно в

Из книги История Византийской империи. Т.1 автора

Германский (готский) вопрос в IV веке Жгучим вопросом в конце IV века для империи был вопрос германский, а именно готский.В силу каких-то не вполне еще выясненных причин готы, жившие в начале христианской эры на южном берегу Балтийского моря, передвинулись, вероятно, в конце

Крымские иконопочитатели: Иоанн Готский и Стефан Сурожский

Из книги Тайны горного Крыма автора Фадеева Татьяна Михайловна

Крымские иконопочитатели: Иоанн Готский и Стефан Сурожский С VI в. упоминается центр области Дорос, который одни историки отождествляют с Мангупом - Феодоро, другие - с Каламитой - Инкерманом. В VII в. в источниках упоминается Георгий, епископ Херсонесский и Дорантский. В

Германский (готский) вопрос в IV веке

Из книги История Византийской империи. Время до крестовых походов до 1081 г. автора Васильев Александр Александрович

Германский (готский) вопрос в IV веке Жгучим вопросом в конце IV века для империи был вопрос германский, а именно готский. В силу каких-то не вполне еще выясненных причин готы, жившие в начале христианской эры на южном берегу Балтийского моря, передвинулись, вероятно, в конце

Славяно-готский союз

Из книги Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега автора Цветков Сергей Эдуардович

Славяно-готский союз Полиэтничность вообще была характерна для многих варварских политических образований. Средневековые сербо-хорватские историки сохранили предания о славяно-готском военном союзе. Сербская «Летопись попа Дуклянина» сообщает, что во время правления

Глава 15. Сармато-готский период древнерусской истории

Из книги Мы – арии. Истоки Руси (сборник) автора Абрашкин Анатолий Александрович

Глава 15. Сармато-готский период древнерусской истории В жгучий год, когда сбирает родина Плод кровавый с поля битв; когда Шагом бранным входят дети Одина В наши дрогнувшие города, - . . . . . . . . . . . . . . . . В этот год само дыханье гибели Разомкнуло память дней былых, Давних дней,

Готский язык

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГО) автора БСЭ

Клавдий II Готский Марк Аврелий

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КЛ) автора БСЭ

Иордан (готский историк)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИО) автора БСЭ

Из книги 100 великих полководцев древности автора Шишов Алексей Васильевич

Марк Аврелий Клавдий II Готский Сильная личность на престоле Рима из Иллирии, получившая прозвище Готик Монета с изображением Марка Аврелия Клавдия II ГотскогоПостоянные вторжения «варварских» народов в пределы Римской империи с суши и с моря заставляли римлян и их

Марк Аврелий Клавдий II Готский

Из книги 100 великих полководцев Западной Европы автора Шишов Алексей Васильевич

Марк Аврелий Клавдий II Готский Постоянные вторжения «варварских» народов в пределы Римской империи с суши и с моря заставляли римлян и их армию «искать» для себя сильных личностей на трон монарха. В 268 г. на него по единодушному выбору взошел прославленный полководец

Никита Готский, великомученник (+372)

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Никита Готский, великомученник (+372) Никита Готский (+372) - христианский святой, почитаемый в лике великомучеников.По происхождению Никита был гот, родился и жил на берегах Дуная. Крещение принял от епископа Феофила, участника Первого Вселенского собора. Вместе с готским

д) Готский

Из книги Толковый Типикон. Часть I автора Скабалланович Михаил

д) Готский От той же эпохи (ранее половины V в.) сохранился отрывок готского (арианского) календаря на 23 окт. - 29 нояб. , с именами исключительно готскими (строго национальный, - например нет памятей Климента и Цецилии); 14 ноября - ап. Филиппа, 29 ноября - ап.

ГОТСКИЙ ПЕРЕВОД БИБЛИИ

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ГОТСКИЙ ПЕРЕВОД БИБЛИИ - см. Ульфила.

Рассения, алано-готский союз и возрождение Русколани

Из книги Быстьтворь: бытие и творение русов и ариев. Книга 2 автора Светозаръ

Рассения, алано-готский союз и возрождение Русколани Сразу же после создания алано-готского союза готы с сарматами начали расширять своё влияние на Дунае и в Крыму, где и столкнулись с Римом. Начались маркоманские войны (166–180 годы с.л.), в ходе которых Рим вынужден был

Вымер : Классификация Категория : Германские языки Восточногерманские языки Письменность : Языковые коды ГОСТ 7.75–97 : ISO 639-1 : ISO 639-2 : ISO 639-3 : См. также: Проект:Лингвистика

Го́тский язы́к (готск. 𐌲𐌿𐍄𐌹𐍃𐌺𐍉𐍂𐌰𐌶𐌳𐌰, Gutisko razda ) - язык готов . Относится к восточной группе германских языков .

Известен в основном по письменным памятникам -VI веков , важнейшим из которых является перевод Библии , приписываемый вестготскому епископу Вульфиле - предполагаемому создателю готского алфавита . Начиная с VI века готский язык начал постепенно выходить из употребления, вытесняемый романскими языками в Италии и Испании и греческим - в Крыму. Окончательно исчез, вероятно, к началу IX века . Это единственный восточногерманский язык, который сегодня можно воссоздать по имеющимся источникам, поскольку другие - конкретно вандальский язык и бургундский язык - известны только в названиях имён собственных и географических пунктов, зафиксированных в исторических хрониках.

Крымско-готский язык

Последние эпиграфические данные о существовании в Крыму готской общины относятся к IX веку.

По свидетельству минорита Вильгельма де Рубрука , следовавшего в 1253 году из Константинополя к татарам, он видел на южном побережье Крыма замки, в которых «было много готов, язык которых германский (teutonicum )» .

В XVI веке фламандцем Ожье Бусбеком был создан словарь из примерно 70 слов так называемого «крымско-готского языка», на котором, по его сведениям, говорили потомки готов Крыма. Слова были записаны Бусбеком во время беседы с «носителями языка» в Стамбуле. Один из «носителей» по виду напоминал фламандца или нидерландца, а другой был греком, выучившим этот язык по случаю частого пребывания в Крыму . «Крымско-готская» лексика словаря Бусбека напоминает язык времен Вульфилы. С другой стороны, ясно проступают признаки западногерманских языков, так что некоторые исследователи предполагают, скорее, нижненемецко-нидерландский язык.

Напишите отзыв о статье "Готский язык"

Литература

  • Блинов А. В. Краткий курс готского языка. - М.: Изд-во Московского университета, 2002. - 202 с.
  • Дубинин С.И., Бондаренко М.В., Тетеревенков А.Е. Готский язык: Учебное пособие. Самара: Издательство "Самарский университет", 2006. - 148 с.
  • Гухман М. М. Готский язык. Издательство "Либроком", 2012. - 294 с.

Ссылки

  • , с комментарием к текстам, морфологическим разбором всех словоформ, историческими экскурсами и введением в крымско-готскую проблематику
  • , содержит библиографию по малым памятникам и несколько факсимильных страничек
Тексты на готском языке
  • - «Готская Библия» Штрайтберга и материалы крымско-готского языка по О. Бусбеку.
    • (распознанный и просто картинки, удобоскачиваемый)
  • Серебряного Кодекса
  • Ватиканского Кодекса (с фрагментом Skeireins)

Техническое примечание: Из-за технических ограничений некоторые браузеры не могут показывать спецсимволы, используемые в этой статье. Такие символы могут быть отображены в виде квадратиков, вопросительных знаков или других бессмысленных символов в зависимости от вашего веб-браузера, операционной системы и набора установленных шрифтов. Даже если ваш браузер способен интерпретировать UTF-8 и вы установили шрифт, поддерживающий большой диапазон Юникода , например Code2000 , Arial Unicode MS , Lucida Sans Unicode или один из свободных шрифтов Unicode , - вам, возможно, придётся использовать другой браузер, поскольку возможности браузеров в этой области часто различаются.

Отрывок, характеризующий Готский язык

Княжна хотела возразить что то, но отец не допустил ее, и стал всё более и более возвышать голос.
– Женись, женись, голубчик… Родство хорошее!… Умные люди, а? Богатые, а? Да. Хороша мачеха у Николушки будет! Напиши ты ему, что пускай женится хоть завтра. Мачеха Николушки будет – она, а я на Бурьенке женюсь!… Ха, ха, ха, и ему чтоб без мачехи не быть! Только одно, в моем доме больше баб не нужно; пускай женится, сам по себе живет. Может, и ты к нему переедешь? – обратился он к княжне Марье: – с Богом, по морозцу, по морозцу… по морозцу!…
После этой вспышки, князь не говорил больше ни разу об этом деле. Но сдержанная досада за малодушие сына выразилась в отношениях отца с дочерью. К прежним предлогам насмешек прибавился еще новый – разговор о мачехе и любезности к m lle Bourienne.
– Отчего же мне на ней не жениться? – говорил он дочери. – Славная княгиня будет! – И в последнее время, к недоуменью и удивлению своему, княжна Марья стала замечать, что отец ее действительно начинал больше и больше приближать к себе француженку. Княжна Марья написала князю Андрею о том, как отец принял его письмо; но утешала брата, подавая надежду примирить отца с этою мыслью.
Николушка и его воспитание, Andre и религия были утешениями и радостями княжны Марьи; но кроме того, так как каждому человеку нужны свои личные надежды, у княжны Марьи была в самой глубокой тайне ее души скрытая мечта и надежда, доставлявшая ей главное утешение в ее жизни. Утешительную эту мечту и надежду дали ей божьи люди – юродивые и странники, посещавшие ее тайно от князя. Чем больше жила княжна Марья, чем больше испытывала она жизнь и наблюдала ее, тем более удивляла ее близорукость людей, ищущих здесь на земле наслаждений и счастия; трудящихся, страдающих, борющихся и делающих зло друг другу, для достижения этого невозможного, призрачного и порочного счастия. «Князь Андрей любил жену, она умерла, ему мало этого, он хочет связать свое счастие с другой женщиной. Отец не хочет этого, потому что желает для Андрея более знатного и богатого супружества. И все они борются и страдают, и мучают, и портят свою душу, свою вечную душу, для достижения благ, которым срок есть мгновенье. Мало того, что мы сами знаем это, – Христос, сын Бога сошел на землю и сказал нам, что эта жизнь есть мгновенная жизнь, испытание, а мы всё держимся за нее и думаем в ней найти счастье. Как никто не понял этого? – думала княжна Марья. Никто кроме этих презренных божьих людей, которые с сумками за плечами приходят ко мне с заднего крыльца, боясь попасться на глаза князю, и не для того, чтобы не пострадать от него, а для того, чтобы его не ввести в грех. Оставить семью, родину, все заботы о мирских благах для того, чтобы не прилепляясь ни к чему, ходить в посконном рубище, под чужим именем с места на место, не делая вреда людям, и молясь за них, молясь и за тех, которые гонят, и за тех, которые покровительствуют: выше этой истины и жизни нет истины и жизни!»
Была одна странница, Федосьюшка, 50 ти летняя, маленькая, тихенькая, рябая женщина, ходившая уже более 30 ти лет босиком и в веригах. Ее особенно любила княжна Марья. Однажды, когда в темной комнате, при свете одной лампадки, Федосьюшка рассказывала о своей жизни, – княжне Марье вдруг с такой силой пришла мысль о том, что Федосьюшка одна нашла верный путь жизни, что она решилась сама пойти странствовать. Когда Федосьюшка пошла спать, княжна Марья долго думала над этим и наконец решила, что как ни странно это было – ей надо было итти странствовать. Она поверила свое намерение только одному духовнику монаху, отцу Акинфию, и духовник одобрил ее намерение. Под предлогом подарка странницам, княжна Марья припасла себе полное одеяние странницы: рубашку, лапти, кафтан и черный платок. Часто подходя к заветному комоду, княжна Марья останавливалась в нерешительности о том, не наступило ли уже время для приведения в исполнение ее намерения.

Использую для подготовки к ЕГЭ по оществознанию. Краткий словарь основный понятий по отдельным сферам общества


«Духовная сфера - термины»

СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Духовные потребности – нужда общества и человека в создании и освоении духовных ценностей. Духовные потребности не заданы биологически, от рождения. Формируются в процессе социализации.

Духовная деятельность (производство) – деятельность людей по созданию духовных ценностей.

Духовные ценности (блага) – то, что создается в процессе духовного производства: произведения искусства, учения, научные открытия и т.д.

Культура – творческая деятельность человека, направленная на преобразование действительности; процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются и распределяются духовные ценности.

Культура – совокупность всего созданного человечеством на протяжении всей своей истории.

В широком смысле культура – все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты.

В общем смысле культура – совокупность достижений людей в материальной и духовной сферах.

Материальная культура – вид культуры, которая связана с производством материальных благ (техника, производство - здания, оборудование, орудия труда).

Духовная культура - совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению (наука, искусство, религия, мораль, политика, право - произведения искусства, научных открытия, религиозные учения).

Высокая (элитарная) культура – это тип культуры, которая создается привилегированной частью общества или по ее заказу профессиональными творцами; рассчитана на узкий круг специалистов;

Народная культура – это тип культуры, которая создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, эпос, сказки, танцы, песни).

Массовая культура – это современное культурное производство и потребление (концертная и эстрадная музыка, поп-культура) без различия классов, наций, уровня материального состояния, стандартизация культуры.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе (детская, молодежная, научное сообщество, бизнес, религиозная, этническая, криминальная).

Контркультура – оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (хиппи, панки, андеграунд).

Наука – система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества и человека; целью науки является постижение истины и открытие объективных законов, получение научных знаний, которые лежат в основе научной картины мира.

Научная революция – процесс коренного, качественного изменения господствующей системы идей и теорий (парадигмы), которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период.

Образование - результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, условие подготовки человека к жизни (семья, школа СМИ); целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

Образование (по новому Закону «Об образовании») – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства

Обучение - целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков и их совершенствованию.

Самообразование – процесс получения знаний самостоятельно.

Религия – внутренняя убежденность в существовании сверхъестественной высшей силы - в Бога (или богов), который является предметом поклонения.

Религия – форма общественного сознания и мировоззрение, основанное на вере в существование сверхъестественного начала.

Атеизм – отрицание существования бога.

Конфессиональный – церковный, конфессия – вероисповедание.

Магия - в ера в существование сверхъестественных связей и отношений человека с вещами, животными, духами с целью желаемого воздействия на окружающий мир.

Фетишизм (идол, амулет, талисман, заколдованная вещь) - религиозное поклонение, предписывание отдельным предметам магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата (поклонение неодушевленным предметам).

Тотемизм - поклонение рода или племени какому-либо животному или растению как своему мифическому предку и защитнику.

Анимизм - вера в духов и души, существующих в предметах или независимо от них.

Мораль – форма общественного сознания, в которой находят отражение представления о добре и зле, справедливости и несправедливости; система ценностей и требований, регулирующих поведение человека; его отношение к другим людям, самому себе и к окружающей среде.

Мораль – специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни (мир должного).

Нравственность – принципы реального практического поведения людей, имеющих более «житейское», «приземленное» значение, в которых строгость высокоморальных норм значительно смягчена (мир сущего).

Этика – это философская наука, предметом изучения которой является мораль, нравственность.

Искусство – форма общественного сознания и вид человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Просмотр содержимого документа
«Политика - термины»

ПОЛИТИКА

Власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение людей с помощью различных средств (силы, авторитета, традиций, права, денег и т.д.).

Политическая власть – право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенную политику, используя политические партии, организации, государство.

Политика – целенаправленная деятельность государства по решению общественных проблем, постановки и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер.

Политическая система общества – это комплекс норм, институтов и организаций, в совокупности составляющих политическую самоорганизацию общества, а также форм взаимодействия и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

Государство – организация политической власти, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры; главный институт политической системы общества.

Включает: законодательные, исполнительные и судебные органы власти, а также силовые структуры (армию, полицию, органы государственной безопасности).

Функции государства – основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение.

Государственная служба – профессиональная деятельность граждан РФ по обеспечению полномочий Российской Федерации и органов государственной власти.

Форма правления – организация высших органов власти.

Монархия форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного человека – монарха (главы государства) и передается как правило по наследству.

Республика форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти.

Форма национально-государственного устройства – отношения между центральными и местными органами власти, распространение власти на территории страны.

Унитарное государство - единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц (губерний, краев, провинций), не обладающих государственностью (единая конституция, система высших органов государственной власти, управления, судебная система).

Федеративное государство – союз административно-территориальных единиц (штатов, земель, республик), самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром полномочий, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы, конституцию и право граждан на двойное гражданство.

Конфедерация – постоянный союз самостоятельных государств, имеющих государственный суверенитет, для осуществления совместных конкретных целей (оборона, внешняя политика, денежная система, транспорт, связь).

Государственный суверенитет – верховенство государства во внутренней политике и независимость государственной власти от других государств.

Политический режим – совокупность методов, средств, приемов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы.

Демократический политический режим – политический режим, основанный на подлинном народовластии и парламентаризме (признание прав и свобод граждан, политический плюрализм и отсутствие единой официальной идеологии).

Тоталитарн ый политический режим – политический режим, в основе которого лежит полный (тотальный) контроль государства за всеми сторонами жизни общества, однопартийная система и преобладание официальной идеологии.

Местное самоуправление – самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью данной территории, организация коммунально-бытовых и социально-культурных услуг.

Парламент – высший законодательный и представительный орган власти.

Парламентаризм – государственная власть, в которой существенная роль принадлежит народному представительству (парламенту), а граждане делегируют (передают) свои властные полномочия депутатам.

Выборы – процесс избрания депутатов, должностных лиц путем голосования.

Избирательное право граждан – конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Электорат – круг избирателей.

Избирательная система – порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определение результатов голосования.

Избирательная кампания – деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня представления соответствующей избирательной комиссией финансового отчета о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Мажоритарная избирательная система – система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов (относительное или абсолютное большинство).

Пропорциональная избирательная система – система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за ее кандидатов на выборах.

Абсентеизм – уклонение от участия в выборах.

Политическая партия – организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к завоеванию государственной власти или участию в ее осуществлении.

Партийная система – совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти.

Многопартийность – деятельность в стране нескольких политических партий, конкурирующих в борьбе за голоса избирателей.

Политический плюрализм – многообразие конкурирующих между собой политических партий (многопартийность), многообразие политических идей, убеждений (идеологический плюрализм).

Политическое движение – добровольное формирование, возникающее в результате стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов; общественное движение, преследующее политические цели, поддерживаемые его участниками.

Гражданское общество – вся совокупность неполитических отношений; сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти (это совокупность негосударственных общественных отношений и ассоциаций, выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества).

Правовое государство – государство, закрепившее верховенство права в обществе и признающее свободу людей и равенство в правах.

Политическая культура – совокупность политических знаний, отношений, ценностей, убеждений людей.

Политическое поведение – совокупность сознательных действий, направленных на достижение какой-либо социально значимой цели и порождаемых традициями, ценностными ориентирами, а также бессознательных поступков, вызванных эмоциональным состоянием индивида.

Политическая элита – группа, выделяющаяся из остального общества влиянием, привилегированным положением и престижем; непосредственно и систематически участвующая в принятии решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее.

Политические участие – действия гражданина с целью повлиять на разработку, принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти (политическая элита – профессиональные политики и активность в политической жизни рядовых граждан).

Политический конфликт – столкновение, противоборство субъектов политики; расхождение или противоположность их политических интересов, ценностей, взглядов и целей, обусловленных положением и ролью в системе властных отношений.

Средства массовой информации – средства создания, тиражирования и распространения информационных сообщений в массовой аудитории («средства массовой коммуникации»):

Свобода слова в России - гарантируемое Конституцией Российской Федерации право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Просмотр содержимого документа
«Социальная сфера - термины»

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

Социальная структура общества – строение общества в целом; совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также отношения между ними.

Социальные отношения – определенные устойчивые связи между людьми как представителями социальных групп.

Социально-групповые отношения – вид социальных отношений между классами, социальными слоями и др.

Межличностные отношения – вид социальных отношений человека с окружающими его людьми.

Социальная группа – любая совокупность людей, имеющая какой-либо общий социально-значимый признак (пол, возраст, национальность, профессия, доход, образование, власть).

Малая группа – небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга, заняты каким-либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой.

Большая группа – многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих общие интересы.

Формальная (официальная) группа – это группа, которая создается и существует лишь в рамках официальных организаций.

Неформальная (неофициальная) группа – это группа, которая возникает и существует на основе личных интересов ее участников.

Сословная система – исторический тип стратификации, которая предусматривает юридическое закрепление человека за той или иной группой с передаваемыми по наследству правами и обязанностями (неравенство социального положения и наличие привилегий).

Классовая система – исторический тип стратификации; система открытого типа, в которой человек принадлежит к большой социальной группе, различающейся по ее роли во всех сферах жизнедеятельности общества (место в системе общественного производства, отношение к средствам производства, роль в общественной организации труда, способы и размеры получаемого богатства).

Социальный статус – общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.

Личный статус – это положение индивида в малой группе, оценка его членами данной группы в соответствии с его личными качествами (лидер, знаток, душа компании).

Предписанный (приписанный) статус – это социальная позиция, которая заранее, от рождения, предписана индивиду независимо от заслуг личности (пол, возраст, национальность).

Достигаемый статус – это приобретаемый в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (материальное положение, образование, политическое влияние).

Престиж – это уважение статуса, сложившееся в общественном мнении (место учебы, место работы, профессия, должность).

Социальная роль – ожидаемое поведение от человека, занимающего определенное место в социальной системе в зависимости от его статуса.

Социализация личности – усвоение культурных норм и освоение социальных ролей.

Социальная норма – установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми; это границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Нормы морали – это правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и соблюдение которых обеспечивается авторитетом коллективного сознания, а их нарушение встречает осуждение общества.

Правовые нормы – это формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой.

Политические нормы – это правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, социальными группами (законы, международные договоры, политические принципы, моральные нормы).

Побуждающие социальные нормы – это вид норм, которые содержат предписание, т.е. указание на требуемое действие.

Запрещающие социальные нормы – это вид норм, которые содержат запрет, т.е. указание на действия, которые не следует совершать.

Императивные (обязательные) социальные нормы – это вид норм, которые содержат властные предписания, отступления от которых не допускаются.

Девиантное (отклоняющееся) поведение – социальное поведение, несоответствующее имеющимся нормам, принятым значительной частью людей в группе или сообществе (пьянство, наркомания, преступность, проституция, самоубийство, гомосексуализм).

Делинквентное (преступное) поведение – вид девиантного поведения, нарушение правовых норм (противоправное поведение).

Социальный контроль – регуляция отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

Внутренний (самоконтроль) социальный контроль – это форма социального контроля, при которой индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. Самоконтроль означает сдерживание стихийных импульсов в поведении человека, основывается на волевом усилии.

Внешний социальный контроль – это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов.

Семья – как социальная группа основана на браке и кровном родстве, связанная общностью быта и взаимной ответственностью (удовлетворяет личные потребности людей).

Семья – как социальный институт, деятельность которого направлена на удовлетворение ряда важнейших человеческих потребностей (удовлетворяет социально значимые потребности общества).

Брак – юридически оформленный, свободный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности.

Социальная дифференциация (расслоение) – разделение общества на различные социальные группы, которые занимают в нем разное положение.

Неравенство – неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества (денег, власти, образования и престижа) между различными стратами и слоями населения. Страта – социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (имущественный, профессиональный, уровень образования, доход, власть, престиж).

Социальная стратификация – система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа. Выделяют следующие критерии стратификации: доход, власть, образование, престиж.

Социальная мобильность – перемещение групп и индивидов в социальной структуре общества, изменение их статуса.

Вертикальная мобильность – это вид социальной мобильности, которая представляет собой движение вверх (восходящая) или вниз (нисходящая) по социально-экономической шкале, связанное с изменением места в социальной иерархии.

Горизонтальная мобильность – это вид социальной мобильности, географическое перемещение между районами, городами; смена позиций на одном социальном уровне, без изменения статуса.

Каналы социальной мобильности или социальные «лифты» - это пути, по которым происходят перемещения людей из одних социальных групп в другие (социальный статус семьи, получение образования, физические и умственные способности, внешние данные человека, получение воспитания, смена места жительства, армейская служба, вступление в брак).

Маргиналы – индивиды и группы, исключенные из системы привычных социальных связей и находящиеся на границах социальных слоев и структур (промежуточное состояние социального субъекта).

Конфликт – спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание тем, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

Социальный конфликт – столкновение противоположных общественных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития.

Этническая общность (этнос) – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами особенностями культуры, языка, историческим самосознанием.

Племя это тип этноса, с овокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, религии, обрядов.

Народность это тип этноса,исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

Нация – это тип этноса, исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, духовной культуры, этнического самосознания.

Этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.

Нация – исторически устойчивая социально-экономическая и духовная общность людей.

Национальность – принадлежность лица к какой-либо этнической группе.

Межнациональные (этнические) конфликты - с поры, столкновения, возникающие между большими группами людей разных национальностей, между государствами.

Межнациональная дифференциация – это процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов.

Межнациональная интеграция – это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.

Национализм – идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов; стремление к национальной замкнутости; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

Шовинизм (крайне агрессивная форма национализма) – политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов другим нациям и народам, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.

Геноцид (проявление государственного национализма) – преднамеренное и систематическоеуничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп (Холокост).

Просмотр содержимого документа
«Человек и общество - термины»

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Общество – это совокупность людей, объединенных для общения, удовлетворения общих интересов, совместного выполнения какой-либо деятельности.

Природа – это совокупность естественных условий существования человеческого общества (среда обитания человека; источник ресурсов, необходимых человеку в производственной деятельности, в повседневной жизни).

Глобализация – процесс, в ходе которого возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств.

Глобальные проблемы – совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине ХХ века и от решения которых зависит существование цивилизации, дальнейшее поступательное развитие всего человечества.

Экономическая сфера – это область жизни общества, которая включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и отношения людей в процессе экономической деятельности (заводы, фирмы, банки, биржи).

Социальная сфера – это область жизни общества, которая включает в себя отношения между классами, сословиями, профессиональными и возрастными группами; национальные отношения; семья и семейные отношения; образовательно-воспитательные и медицинские учреждения, органы социальной защиты.

Политическая сфера – это область жизни общества, которая включает в себя отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями, отношения людей по поводу власти (парламент, правительство, партии, общественные организации).

Духовная сфера – это область жизни общества, которая включает в себя нравственность, наука, религия, образование, искусство, культура; отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения и потребления (школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы).

Человек – биосоциальное существо.

Потребность – это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.

Индивид – отдельно взятый представитель человеческого рода, один из людей (типичные свойства данного человека, его схожесть с другими людьми от рождения).

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств, непохожесть человека на других (от рождения - внешний облик, манеры поведения, характер).

Личность – социально и духовно развитый человек; субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт и качеств, которые он реализует в общественной жизни, в процессе сознательной деятельности (обладать только ему присущими общественными качествами: взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения).

Социализация – продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей.

Культурные нормы – это требования, налагаемые обществом на человека, стремящегося быть воспитанным, духовно развитым (воспитание).

Деятельность – изменение и преобразование мира в интересах людей, создание того, чего нет в природе.

Труд – вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата (целесообразность, нацеленность на ожидаемый результат, наличие мастерства, умений и знаний, практическая полезность, преобразование внешней среды обитания человека).

Игра – вид активности человека, в которой важен не продукт, а сам процесс (развлечение, отдых); в ней важны условия игры.

Учение – вид деятельности, цель которого приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Материальная (практическая) деятельность – создание материальных ценностей, вещей (преобразование природы и преобразование общества).

Духовная деятельность – создание идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей.

Познание – это активное отражение действительности в сознании человека (процесс приобретения и развития знания на основе практики). Результатом познания является знание. Цель познания – достижение истины.

Истина – знания, соответствующие окружающему миру наиболее полно и точно, т.е. истина всегда объективна.

Субъект познания – индивид, наделенный сознанием и целеполаганием, или группа индивидов (общество).

Объект познания – это фрагмент реальности, то, на что направлена активность человека.

Ощущение – это форма чувственного познания, отражение отдельных свойств предмета, воздействующих на органы чувств.

Восприятие – это форма чувственного познания, процесс формирования целостного образа, отражающего предмет, явление и их свойства.

Представление – это форма чувственного познания, чувственное отражение предметов и явлений в сознании (без непосредственного воздействия, сохраняемое в памяти).

Понятие – это форма рационального (логического) познания, мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов действительности.

Суждение – это форма рационального (логического) познания; форма мысли, при которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо о предмете.

Умозаключение – это форма рационального (логического) познания; операция мышления, при которой формируются новые суждения.

Прогресс – это направление развития, для которого характерен переход то низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.

Виды социального прогресса – экономический, технический и культурный.

Регресс – это такой тип развития, для которого характерен переход то высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.

Реформа – это изменение (чаще усовершенствование) в какой-либо сфере жизни общества, проводимое одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих его фундаментальные основы.

Революция – это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя.

Общение – вид деятельности, в которой происходит обмен идеями и эмоциями; социально-психологический процесс взаимодействия двух и более людей (обмен информацией, передача опыта). Обязательно наличие партнера.

Деловое общение – это форма общения, при которой происходит воздействие людей друг на друга с целью решения определенной проблемы.

Повседневное общение – это форма общения между близкими людьми при решении семейных и бытовых проблем.

Убеждающее общение – это форма общения с целью изменения поведения людей.

Ритуальное общение – это форма общения, которое характеризуется соблюдением или выполнением предписанного поведения.

Межкультурное общение – это форма общения, при которой происходит общение людей, принадлежащих к разным культурам.

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Традиционное (аграрное) общество – этоне индустриальное, преимущественно сельское общество, которое представляется статичным и противоположным современному, изменяющемуся индустриальному обществу.

Индустриальное общество – это общество, сформировавшееся в процессе и в результате индустриализации, развития машинного производства, применения достижений технико-технологического прогресса; которое характеризуется массовым, поточным производством, механизацией и автоматизацией труда, развитием рынка товаров и услуг, гуманизацией экономических отношений, возрастанием роли управления, формированием гражданского общества.

Постиндустриальное (информационное) общество – это концепция общества, в котором, благодаря значительным научно-техническим преобразованиям, приоритетной становится сфера услуг; это общество, ключевая роль в котором возложена на образование, науку и квалификацию человека, в качестве производительной силы выступают интеллектуальные технологии.

Просмотр содержимого документа
«Экономика - термины»

ЭКОНОМИКА

Экономика как хозяйство – это х озяйство конкретной страны, включающее определенные отрасли и виды производства (материальное производство - промышленность, сельское хозяйство, транспорт и нематериальная сфера - образование, культура, здравоохранение).

Экономическая наука – это наука о законах развития хозяйства и способах его рационального ведения.

Производство – процесс создания экономических благ и услуг (предприятия, фирмы). Производство – процесс создания товаров и услуг,предназначенных для удовлетворения личных и общественных потребностей.

Производитель – тот, кто создает товары и услуги, удовлетворяя потребности человека и общества.

Распределение – разделение произведенного продукта, дохода между участвующими в его производстве (органы государственной власти, банки).

Обмен – процесс, в котором взамен произведенного продукта люди получают деньги или другой продукт (рынок).

Потребление – заключительная стадия производства, в которой произведенный продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление продовольствия).

Товар – продукт труда, произведенный для удовлетворения потребностей человека и предназначенный для купли-продажи на рынке.

Услуга – результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определенных потребностей населения и общества.

Факторы производства или производственные ресурсы – основныересурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг.

Труд как фактор производства – это физические и интеллектуальные усилия, затрачиваемые людьми при производстве товаров и услуг.

Земля как фактор производства – это природные ресурсы, естественные блага, необходимые для создания товаров и услуг (все, что используется в натуральном виде).

Капитал (инвестиционные ресурсы) как фактор производства – это средства производства, необходимые при создании экономических благ, включая промышленное оборудование и инфраструктуру.

Предпринимательская деятельность как фактор производства – это управленческие и организаторские навыки, используемые в процессе производства.

Информация как фактор производства – это знания и сведения, накопленные человечеством и необходимые для его жизнедеятельности.

Экономическая система – организованные способы, механизмы и принципы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.

Традиционная экономическая система – способ организации экономической жизни, базирующейся на натуральном хозяйстве и отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики (цель – удовлетворение собственных потребностей производителя на основе обычаев и традиций).

Централизованная (командная, плановая) экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля, практически все экономические ресурсы находятся в собственности государства (жесткая регламентация экономической деятельности всех субъектов из единого экономического центра в соответствии с государственным планом).

Рыночная экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности отдельных лиц (самостоятельность в принятии решений экономическими субъектами на основе свободы выбора).

Собственность – принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определенным лицам; экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов собственности.

Право на владение – это правомочие собственника, выраженное в фактическом обладании данным имуществом, возможность иметь вещь в своем хозяйстве;

Право на пользование – это правомочие собственника, выраженное в возможности получать от вещи пользу.

Право на распоряжение – это правомочие собственника, выраженное в возможности определять «юридическую судьбу» вещи (продавать его, дарить, менять, передавать по наследству, сдавать в аренду, залог и т.д.).

Национализация – передача собственности из частных рук в руки государства.

Приватизация – передача собственности государства отдельным гражданам или юридическим лицам, приобретение государственного или муниципального имущества в частную собственность граждан, акционерных обществ.

Рынок – экономические отношения, связанные с куплей-продажей товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение, цена.

Спрос – отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и могут приобрести.

Закон спроса: существует обратная связь между ценой и величиной спроса (чем ниже цена товара, тем большое количество покупателей хотят и могут его приобрести).

Предложение – связьмежду ценойтовара и его количеством, которое продавцы хотят и могут продать.

Закон предложения: существует прямая взаимосвязь между ценой и величиной предложения (при прочих равных условиях, чем выше цена товара, тем больше желание продавца произвести этот товар и предложить его на рынке).

Цена – денежное выражение стоимости товаров и услуг.

Цена спроса – максимальная цена, по которой потребители готовы купить некоторое количество товара за определенный период времени.

Цена предложения – минимальная цена, по которой продавцы готовы продать некоторое количество данного товара за определенный период времени.

Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате конкуренции (устраивает и продавца, и покупателя).

Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.

Бизнес – экономическая деятельность людей, целью которой является прибыль, доход или иные личные выгоды (совершение коммерческих операций по обмену товарами или услугами).

Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность людей, осуществляемая от своего имени, на свой риск и направленная на получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг.

Юридическое лицо – организация, учреждение, фирма, выступающие в качестве единого, самостоятельного носителя прав и обязанностей. Юридические лица делятся на коммерческие (цель деятельности – извлечение прибыли) и некоммерческие.

Физическое лицо – человек, участвующий в экономической деятельности в качестве ее полноценного субъекта (действует от собственного имени с момента государственной регистрации в качестве ИП).

Издержки производства – затраты, связанные с производством продукции.

Постоянные издержки - затраты, не зависящие от объема производимой продукции (например, на содержание и охрану зданий, содержание управленческого аппарата).

Переменные издержки - затраты, изменяющиеся в зависимости от объема производства (например, на сырье, материалы, электроэнергию).

Внешние (явные) издержки – затраты ресурсов, приобретаемых на стороне, у поставщиков, не входящих в состав предприятия.

Внутренние (неявные) издержки – затраты собственных ресурсов.

Деньги – особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товара, используемый в качестве мерила стоимости всех других товаров и услуг.

Инфляция (с лат. – вздутие) – обесценивание бумажных денег, проявляющееся в росте цен на товары и услуги, не обеспеченном повышением их качества.

Заработная плата – материальное вознаграждение за труд (часть стоимости, созданной и реализованной продукции, услуг).

Безработица – социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу и становится резервной армией труда.

Безработный – это человек в трудоспособном возрасте (от 16 до 55 лет у женщин и до 60 лет у мужчин), не имеющий работы или какого-то иного дохода, ищущий подходящую работу и готовый приступить к ней.

Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц государству.

Прямые налоги - обязательные платежи, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества юридических и физических лиц в установленном размере.

Косвенные налоги – это налоги, которые устанавливаются на продажи товаров в виде надбавок к цене товара и услуг.

Федеральные налоги – это налоги, которые перечисляются в федеральный бюджет, устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги - это налоги, которые перечисляются в бюджет субъектов РФ, обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

Местные налоги – это налоги, которые поступают в местный бюджет, обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Государственный бюджет (от англ. сумка, кошелек) – роспись доходов и расходов государства на определенный период времени; финансовый план страны.

Государственное регулирование экономики – система экономических, политических, юридических (правовых) мер, с помощью которых государство вмешивается в экономические процессы с целью достижения стабилизации и развития (экономического роста) в меняющихся условиях.

В программу обучения российских школьников входит такой предмет, как обществознание. В каждой средней школе его начинают изучать с шестого класса. Первые годы это предмет преподают детям в более упрощенной форме, а старшеклассники уже изучают обществознание, как совокупность наук, которая включает в себя множество различных дисциплин. К данному предмету можно отнести:

  • Право;
  • и др.

Обществознание: 10 класс

Обществознание

Этот предмет охватывает изучение всех сторон общества и общественной жизни. На начальном курсе изучения он представляет материал о четырех сферах общества: политической, социальной, духовной и экономической. Вообще, из него можно выделить множество различных научных дисциплин, но сам предмет «обществознание» преподает их очень тесно связанными между собой, он не только включает их в себя, но и связывает все науки друг с другом как все, что окружает человека.

Как школьный предмет, обществознание обладает глубоким смыслом, его интересно изучать, эта наука очень обширная в своих объемах. Познав весь курс этого предмета, можно углубляться в изучении в каждую составляющую отдельно. Каждая наука составляет часть от общих знаний, каждая из дисциплин имеет свой фрагмент знаний о человеке и обществе, а обществознание, как наука, собирает все это в единое целое.

Давно определенно, что изучение этого предмета является обязательным для средней школы, в целом один этот предмет не даст человеку полного образования, но знания, которые получают в процессе обучения, незаменимы для развития человека как личности. Обществознание включает в себя все базовые знания об обществе, человеку необходимо их изучать для личного развития. Например, на чем основывается духовное развитие общества или определенные знания о политической сфере мира, экономические знания, все это может пригодиться в жизни любому человеку, это элементарные базовые знания, которыми должен обладать каждый. Школьный курс обществознания преподает их в полной мере, начинается он именно с таких тем, которые наиболее важны для развития детей. Некоторые школьники считают, что этот предмет не имеет большого значения в образовательной системе, на самом деле это совершенно не так. Конечно, для кого-то достаточно будет базовых знаний, если решено в дальнейшем связать свою жизнь с другими науками, но школьный курс – это и есть та основа, которую должен знать каждый человек.

Обществознание: 11 класс

Обществознание в средних школах выполняет такие функции как :

  • Познавательная, этот предмет позволяет познать и понять ученикам все в целом, что касается человеческого общества.
  • Методологическая, эта функция позволяет ознакомиться со способами и методами изучения общественных явлений. Предмет не только описывает все явления общественной жизни, но и позволят ученикам узнавать сам процесс изучения, то есть в учебниках дается не только сам утвержденный материал, а описывается и то, как пришли ко всем этим выводам. Это позволяет школьникам учиться самостоятельно анализировать различные явления в обществе.
  • Образовательная функция формирует все знания об обществе, человеке и мире в единое целое. Все основную информацию ученик получает уже в готовом виде из книг и учебников, ему нужно лишь изучить и понять ее, так впоследствии формируются знания в области этого предмета.
  • Практическая функция отвечает за то, что человек, изучающий данную науку, понимает, что он является частью этого самого общества, общественных отношений, мира в целом. Она позволяет вписываться и существовать в обществе.

Для чего необходимо изучать данный предмет

Обществознание включает в себя множество различных, но тесно связанных между собой аспектов общественной жизни . Многие из них просто необходимы человеку для нормально развития как личности. С изучением данной науки, человек понимает, что он является неотъемлемой частью всего общества, это помогает ему правильно развиваться. Все знания, которые учащиеся приобретают в процессе изучения обществознания останутся с ними и пригодятся во взрослой жизни.

Приобретенные знания в политической сфере, социальной, духовной (религиозные, знания о морали и искусстве), все это необходимо для того, чтобы человек понимал свою роль в обществе, чтобы мог достойно и правильно строить свою жизнь. При изучении всех дисциплин, которые включает в себя обществознание, ученик получает должное гражданское воспитание, формируются взгляды на семейную жизнь, устанавливаются какие-либо жизненные позиции.

Школьная программа по предмету «обществознание», его преподавание детям сконструировано особым образом и преследует определенные цели

  • Изучение этого предмета направлено на развитие личности, личных качеств и взглядов учащихся.
  • Усвоение системы знаний и умение применять их в жизни, ученик не только должен выучить, но и правильно понять учебный материал, как и в каких жизненных ситуациях его можно применять .
  • В цели изучения этого предмета входит непосредственное воспитание учеников, их моральных качеств, духовного развития и воспитания и др.

Этот предмет помогает школьникам познать всю действительность социальной жизни общества, расширяет кругозор, также он включает в себя часть из такой дисциплины, как история. Знать происхождение общества, историю его развития и формирования должен каждый учащийся. Также знание этого предмета необходимо тем, кто решает связать свою жизнь с такими профессиями, как: экономист, юрист, педагог, психолог, менеджер и многие другие. Обществознание охватывает очень широкий круг различных наук, поэтому его изучение необходимо всем, даже если ученик решает связывать жизнь с другим направлением профессии.

Базовые знания этого предмета необходимы, без них личность человека не сможет правильно формироваться, эта совокупность наук включает в себя большинство знаний, которые нужны для нормального общего развития человека.




Top