Бутман олег михайлович биография. – Какое внутреннее качество должно быть в любом инструменталисте. Хотели бы вы дать совет начинающим музыкантам для успешного осуществления творческих целей

Начав играть на барабанах в восьмилетнем возрасте, уже в 15 лет Олег был приглашен работать профессионально в известную российскую рок-группу. В 1983-м Олег поступил в музыкальное училище им.Мусоргского, где учился до 1987 года и являлся бессменным барабанщиком студенческого оркестра. Осенью 1983 г. он выступает на фестивале "Осенние Ритмы" в ансамбле саксофониста Валерия Зуйкова. Самый молодой участник фестиваля обратил на себя внимание Давида Голощёкина , и тот пригласил Олега в свой коллектив. Ещё будучи студентом, Олег играл в квартете своего брата Игоря Бутмана (в 1984-1987 гг.), а в 1988-м Олега пригласили в аккомпанирующий состав для работы с американской звездой - саксофонистом Ричи Коулом (Richie Cole).

В 1988 году Олег переезжает в Москву. Здесь его сразу же привлекают в разные проекты, он ведёт активную концертную деятельность, выступая с американскими звёздами, приезжающими в Россию: среди них Джон Фэддис (John Fa ddis) ,Билли Тейлор (Billy Taylor), Гровер Уошингтон (Grover Washington), Пэт Мэтини (Pat Metheny). В этом же году Олег приглашён на запись пластинки тромбониста Вячеслава Назарова "Письмо другу".

В 1990-м Олег уезжает в Штаты, имея основной задачей повышение своего профессионального уровня. Он берёт частные уроки у лучших педагогов Беркли, затем переезжает в Нью-Йорк. Яркая, динамичная и музыкальная игра русского барабанщика не остается незамеченной тамошними музыкантами, и его приглашают в свои составы вибрафонист Джо Локк (Joe Locke) , басист Эдди Гомес (Eddie Gomez), пианист Энди Лаверн (Andy La verne) , гитарист Рон Афифф (Ron Afiff). Обаяние и коммуникабельность помогает Олегу заводить полезные и интересные контакты, находить новых музыкальных друзей и единомышленников.

В августе 1997 года вместе с Игорем был выпущен первый альбом "Nostalgia", записанный на RPM Studio в Нью-Йорке. Альбом стал лидером продаж среди джазовых CD.

В 1998 году Олег совершил тур по России с проектом "Four Brothers" (Олег и Игорь Бутманы и Михаил и Андрей Ивановы , по результатам которого на волне успеха был издан одноимённый диск.

В 2001-м музыкант приезжает в Россию со своим американским квартетом и выдающимся тенор-саксофонистом Крэгом Хэнди (Craig Handy) .Затем следует ряд гастролей с другими известными музыкантами - гитаристом Марк Уитфилдом (Mark Whitfield) , саксофонистом Винсентом Херрингом (Vincent Herring), пианистом Ларри Уиллисом (Larry Willus) .Все эти гастроли проходят с большим успехом, и Олег становится желанным гостем на российской джазовой сцене.

Олег продолжает удивлять уже искушенную русскую публику все время новыми и интересными проектами с разными американскими гостями. В 2007 году, после длительного тура по стране в составе трио с пианистом Даниилом Крамером и басистом Ричи Гудсом, была записана очередная пластинка.

2007 год можно назвать также и точкой отсчёта в композиторской деятельности музыканта. Весной Олег знакомится с молодой талантливой московской пианисткой Натальей Смирновой , приглашает её в свой ансамбль и они начинают вместе писать музыку. Так родился проект Олега Бутмана Jazz Passion ("Страсть к джазу"), который сегодня востребован на разных концертных площадках городов России и Европы. Иногда в этот проект привлекаются американские гости: басист Эссье Эссье (Essiet Essiet) и тенор-саксофонист Уэйн Эскоффери (Wayne Escoffery.

Осенью 2008 Олег планирует запись пластинки с его оригинальными композициями.

Начав играть на барабанах в восьмилетнем возрасте, уже в 15 лет Олег был приглашен работать профессионально в известную российскую рок-группу. В 1983-м Олег поступил в музыкальное училище им.Мусоргского, где учился до 1987 года и являлся бессменным барабанщиком студенческого оркестра. Осенью 1983 г. он выступает на фестивале "Осенние Ритмы" в ансамбле саксофониста Валерия Зуйкова. Самый молодой участник фестиваля обратил на себя внимание Давида Голощёкина, и тот пригласил Олега в свой коллектив. Ещё будучи студентом, Олег играл в квартете своего брата Игоря Бутмана (в 1984-1987 гг.), а в 1988-м Олега пригласили в аккомпанирующий состав для работы с американской звездой - саксофонистом Ричи Коулом (Richie Cole).

В 1988 году Олег переезжает в Москву. Здесь его сразу же привлекают в разные проекты, он ведёт активную концертную деятельность, выступая с американскими звёздами, приезжающими в Россию: среди них Джон Фэддис (John Faddis), Билли Тейлор (Billy Taylor), Гровер Уошингтон (Grover Washington), Пэт Мэтини (Pat Metheny). В этом же году Олег приглашён на запись пластинки тромбониста Вячеслава Назарова «Письмо другу».

В 1990-м Олег уезжает в Штаты, имея основной задачей повышение своего профессионального уровня. Он берёт частные уроки у лучших педагогов Беркли, затем переезжает в Нью-Йорк. Яркая, динамичная и музыкальная игра русского барабанщика не остается незамеченной тамошними музыкантами, и его приглашают в свои составы вибрафонист Джо Локк (Joe Locke), басист Эдди Гомес (Eddie Gomez), пианист Энди Лаверн (Andy Laverne), гитарист Рон Афифф (Ron Afiff). Обаяние и коммуникабельность помогает Олегу заводить полезные и интересные контакты, находить новых музыкальных друзей и единомышленников.

В августе 1997 года вместе с Игорем был выпущен первый альбом Nostalgia, записанный на RPM Studio в Нью-Йорке. Альбом стал лидером продаж среди джазовых CD.

В 1998 году Олег совершил тур по России с проектом Four Brothers (Олег и и Михаил и Андрей Ивановы, по результатам которого на волне успеха был издан одноимённый диск.

В 2001-м музыкант приезжает в Россию со своим американским квартетом и выдающимся тенор-саксофонистом Крэгом Хэнди (Craig Handy). Затем следует ряд гастролей с другими известными музыкантами - гитаристом Марк Уитфилдом (Mark Whitfield), саксофонистом Винсентом Херрингом (Vincent Herring), пианистом Ларри Уиллисом (Larry Willus). Все эти гастроли проходят с большим успехом, и Олег становится желанным гостем на российской джазовой сцене.

Олег продолжает удивлять уже искушенную русскую публику все время новыми и интересными проектами с разными американскими гостями. В 2007 году, после длительного тура по стране в составе трио с пианистом и басистом Ричи Гудсом, была записана очередная пластинка.

2007 год можно назвать также и точкой отсчёта в композиторской деятельности музыканта. Весной Олег знакомится с молодой талантливой московской пианисткой Натальей Смирновой, приглашает её в свой ансамбль и они начинают вместе писать музыку. Так родился проект Олега Бутмана Jazz Passion ("Страсть к джазу"), который сегодня востребован на разных концертных площадках городов России и Европы. Иногда в этот проект привлекаются американские гости: басист Эссье Эссье (Essiet Essiet) и тенор-саксофонист Уэйн Эскоффери (Wayne Escoffery.

Осенью 2008 Олег планирует запись пластинки с его оригинальными композициями.

Дискография:

Вячеслав Назаров: «Письмо другу» (1989)
Игорь Бутман: Nostalgia (1997)
Four Brothers (1997)
Elina Vasiltchikova: I Never Felt This Way Before (2004)
Svetlana Portnyansky: Live concert in New York (2005)
Олег Бутман и Даниил Крамер (2007)

Олег Бутман родился 9 июля 1966 года в Санкт-Петербурге (Ленинграде ). Начав играть на барабанах в 8 лет, уже в 15 лет Олег был приглашен работать профессионально в известную российскую рок-группу.

В 1983 г. Олег поступил в музыкальное училище им. Мусоргского (1983 -1987 гг.). Там он сразу занял место незаменимого барабанщика в студенческом оркестре. Осенью 1983 г. он выступает на фестивале «Осенние Ритмы» в ансамбле саксофониста Валерия Зуйкова. Самый молодой участник фестиваля обратил на себя внимание Давида Голощекина, и тот пригласил Олега в свой ансамбль. Будучи студентом, Олег играл в квартете Игоря Бутмана (1984 -1987 гг.). В 1988 г. Олега пригласили в аккомпанирующий состав для работы с американской звездой Ричи Коулом.

В 1988 г. Олег переезжает в Москву. Здесь его сразу же привлекают в разные проекты. Он ведет активную концертную деятельность, выступая со всеми американскими звездами, приезжающими в Россию: Джоном Фэддисом, Билли Тейлором, Гровером Вашингтоном, Пэтом Мэтини. В этом же году Олег был приглашен на запись пластинки Вячеслава Назарова «Письмо другу».

В 1990 г. Олег уезжает в Штаты с основной задачей — повысить свой профессиональный уровень. Он берет частные уроки у лучших педагогов Berkley College of Music (Бостон , Массачусетс). Затем он переезжает в Нью-Йорк. Яркая, динамичная и музыкальная игра русского барабанщика не остается незамеченной нью-йоркскими музыкантами, и его приглашают в свои составы в разное время Джо Лок, Эдди Гомез, Энди Лаверн, Рон Аффиф. Обаяние и коммуникабельность помогают ему заводить полезные и интересные контакты, новых музыкальных друзей и единомышленников.

В 1998 г. Олег совершил тур по России с проектом «Four Brothers» (Братья Бутман и Братья Ивановы). После невероятного фурора, который произвели эти концерты, был издан диск с одноименным названием.

В 2001 г. музыкант приезжает в Россию со своим американским квартетом и с выдающимся тенористом Крейгом Хэнди. Затем следует ряд гастролей с другими известными музыкантами, такими как: гитарист Марк Уитфилд, саксофонист Винсент Херринг, пианист Ларри Уиллис. Все концерты проходят с ошеломляющим успехом. Благодарная публика счастлива увидеть таких известных артистов. Олег становится желанным гостем на российской джазовой сцене, и музыкант вынужден уже чаще бывать в России. На протяжении всех последующих лет, включая сегодняшние дни, Олег продолжает удивлять уже искушенную русскую публику все время новыми и интересными проектами с разными американскими гостями.

В 2007 г. была записана новая пластинка после длительного тура по стране в составе трио с Даниилом Крамером и Ричи Гудзом.

2007 год можно назвать началом композиторской деятельности музыканта. Весной Олег знакомится с молодой талантливой пианисткой — Натальей Смирновой. Он приглашает ее в свой ансамбль, и они начинают вместе писать музыку. Так родился проект Олега Бутмана «Jazz Passion» ( «Страсть к джазу»), который сейчас очень востребован на разных концертных площадках городов России и Европы. Иногда в этот проект привлекаются американские гости: Эссиет Эссиет (контрабас ), Уэйн Эскоффери (тенор -саксофон) и Марк Гросс (альт -саксофон).

В январе 2009 г. в Нью-Йорке Олег записывает свой сольный альбом под названием «Passion ». В него вошли 10 авторских композиций, написанных совместно с Натальей Смирновой. В записи приняли участие потрясающие музыканты: Марк Гросс (альт -саксофон), Уэйн Эскоффери (тенор -саксофон), Эссиет Эссиет (контрабас ). Альбом презентовался в октябре 2009 не только в Москве, в Доме Музыки, но и во многих городах России, при участии специально приглашенной звезды Эрика Мариенталя и участника пластинки, контрабасиста Эссиета Эссиета. А в январе 2010 г. презентация альбома состоялась и в США, в Линкольн-центре, Dizzy"s Coca-Cola Club, г. Нью-Йорк. Концерты шли целую неделю.

Летом 2010 Наталья и Олег создали самый оригинальный проект нашего времени, дуэт рояля и барабанов, назвав его «Диалоги ». Этот проект очень востребован на фестивалях. Музыканты побывали в составе Дуэта в Израиле, на Украине, в Польше, Финляндии.

В августе 2011 Олег Бутман и Наталья Смирнова записали свой второй альбом «Runway » ( «Взлетная полоса»). В альбом вошли авторские композиции и две вокальные композиции, в которых Наталья играет на рояле и поет. Первая презентация пластинки прошла 8 марта 2012 в Доме Музыки, затем последовал двухнедельный тур-презентация по городам России. В туре участвовали трубач Джо Магнарелли, саксофонист Уэйн Эскоффери (который записан в первом альбоме) и участник пластинки, контрабасист Дантон Боллер. Вторая презентация состоялась 26 ноября 2012 в Доме Музыки с последующим трехнедельным туром по стране. На этот раз представить альбом приехали участники пластинки, стил-пэнщик Леон Фостер Томас и контрабасист Эссиет Эссиет, также к артистам присоединились Игорь Бутман, Вадим Эйленкриг и Кирилл Толмацкий (Дэцл ). В 2013 году вышел DVD этого концерта, который можно купить эксклюзивно только на концертах Олега Бутмана!

Летом 2013 года Олег и Наталья записывают свой третий альбом и посвящают его рождению дочери Алисы, назвав «Newborn Standards» ( «Новорожденные стандарты»). На этот раз в альбом вошли известные русские мелодии и хиты Стиви Уандера и Битлз. Альбом записан в составе фортепианного трио, третьим музыкантом стал давний друг Олега — контрабасист Борис Козлов, который с 90-х годов живет в Нью-Йорке. Этот альбом был заказан продюсером для японского рынка, где сейчас существует большой интерес к джазовым фортепианным трио из России. Альбом успешно продается уже в четвертом тираже!

Весной 2017 года вышел новый альбом «Moment of Happiness». Этот альбом, как и самый первый, содержит только оригинальную музыку. Среди инструментальных композиций есть три песни на русском языке, тексты и музыку написала Наталья. У альбома новое звучание: добавляется гитара, а также бэк-вокал с интересными частями, отведенными для вокализов. Презентация альбома состоится в Нью-Йорке, Бостоне, Лос-Анджелесе в январе 2018, а затем и в России.

В настоящее время Олег готовит большой проект, в котором представит свою музыку в составе Джазового Трио и Большого Симфонического Оркестра. Уже написано несколько аранжировок, и слушатели увидят первые анонсы концертов в 2018 году.

9 июля отметит свое 50 –летие известный талантливый джазовый барабанщик Олег Бутман . Юбилейные концерты музыканта пройдут 11 июля в Москве и 13 июля в Петербурге . Поздравлять джазмена будут друзья , поклонники , а также знаменитые приглашенные музыканты. А на концерте , который пройдет в Северной столице будет присутствовать брат Олега – саксофонист и джазовый деятель .

Свои многочисленные творческие достижения Олег Бутман сделал возможными благодаря своей неутомимой тяге к музыке , желанию профессионального роста , постоянной потребности в новом , в том числе , благодаря путешествиям , помогающим ему в развитии как музыканта . В преддверии своего дня рождения Олег Бутман рассказал JazzPeople о самом начале своего музыкального пути , поделился воспоминаниями об игре в Америке , упомянул свой проект , а также дал ценный совет начинающим , подающим надежды музыкантам .

– Вы родились в Ленинграде и здесь же начали свой творческий путь , затем вы переехали в столицу. К акой из этих двух городов вы считаете «наиболее джазовым » в те годы ? Что для вас было показательным в отечественном джазе в советское время ?

– Mосквa была самым джазовым городом в Советском Союзе , поскольку сюда стремились все талантливые музыканты . Такая же ситуация сейчас и с Нью –Йорком в США . В советское время показательным для меня являлся ансамбль «Аллегро », с музыкантами которого я записал пластинку «Письмо к другу » Вячеслава Назарова . А также , с которым я в 16 лет поехал «за компанию » с братом по побережью Черного моря .

– Каковы были ваши впечатления от жизни в Нью –Йорке ? Что больше всего приятно удивило или потрясло в период выступлений там ?

– Каждый день в Нью –Йорке я впечатлялся живыми концертами , возможностью общаться и играть с музыкантами , а также после концерта выпить с ними и задать интересующие меня вопросы . (Улыбается ) Джаз звучал в клубах до 5 утра , меня впечатлили энергетика , самоотдача , харизма , драйв , с которыми исполнялась джазовая музыка .


– Какое внутреннее качество должно быть в любом инструменталисте. Хотели бы вы дать совет начинающим музыкантам для успешного осуществления творческих целей ?

– Самые важные качества – это упорство и большая любовь к музыке . Если не будет сильного желания заниматься у начинающего музыканта , то большого успеха он не достигнет . Мой совет – слушать музыку постоянно и стараться играть с записями . А также знать историю джаза .

– При создании дуэта с пианисткой и вокалисткой Натальей Смирновой вы стали выступать еще и как композитор. С кажите, в ваши первые совместные пластинки входили композиции, написанные вами давно , или это были новые сочиненные мелодии ?

– Музыку я начал писать после встречи с Натальей , поэтому в наш первый альбом «Страсть » вошли нашли первые совместные композиции .

– Олег , расскажите пожалуйста , какая программа ожидает слушателей на ваших предстоящих концертах в Москве и Петербурге 11 и 13 июля ?

– Мы хотим исполнить авторские композиции каждого приглашенного гостя-музыканта. В числе некоторых песен обязательно будет известная тема Рэнди Брекера – Some Skunk Funk, а также и мои оригинальные хиты. Помимо этого на концерте будут некоторые джазовые стандарты, импровизации, сюрпризы, а какие именно, я пока говорить не буду!

Беседовала Дарина Осташева

Наш герой начал путешествие в мир музыки с уроков игры на балалайке, а его брату достался кларнет. Эмиграция привела Олега в еврейскую общину, возвращение поспособствовало созданию новой семьи. Теперь прославленный барабанщик создает совместные проекты с женой, выступает (и даже молится) в синагогах, а также играет в хоккей, разрываясь между двумя командами. Карьерные планы - быть востребованным и гонять шайбу, несмотря на возраст.

Епископы в роду

- Ваша фамилия в советское время хлопот не доставляла?

Это фамилия отца, выбора не было (улыбается) . Папу звали Бутман Михаил Соломонович, имя очень характерное. Ему, в свою очередь, фамилия перешла от моего деда, которого звали Бутман Соломон. Дед был главным инженером большого военного завода, там случилась большая авария, и его посадили в тюрьму в одиночную камеру. Это 30-е годы были. После этого он сошел с ума.

Кстати, я знаю, что в Нью-Йорке был раввин Бутман. Я с ним лично не общался, но слышал о нем, когда жил в Америке.

А по маминой линии у нас дворянский род. Маму зовут Мариула Николаевна Ливанова, а предки по маминой линии носили фамилию Кушелева-Безбородко, она довольно известна. Вообще у нас в роду были и священники, и епископы, и генералы.

- Тема национальности дома и за его пределами затрагивалась?

О том, что я еврей, узнал в школе во втором или третьем классе, когда дети посмотрели в дневник или журнал, где была указана национальность учеников. И там был Давлетшин, мой одноклассник, - татарин, Бутман - еврей, а все остальные русские. То есть я был единственный в классе еврей, он был единственный татарин. И вот все нас начали дразнить: ты еврей, ты татарин.

Мне было обидно, я пришел домой, плакал, спрашивал отца, почему на меня все тычут пальцем, дразнят, евреем называют. Сказал: «Я не хочу быть евреем». Тогда отец стал мне объяснять, что евреи - это умная нация. И что все известные писатели, актеры - все евреи. Единственное, говорил отец, что многие люди этого не понимают и не любят нас, называют жидами. Тогда я понял, что мы особенные. Так мне объяснил мой отец.

- Чем занимались ваши родители?

Мама - инженер, она работала в проектном институте, где и познакомилась с отцом. Он тоже там работал, несмотря на то что всегда мечтал быть музыкантом и актером. Он окончил джазовую школу по классу барабанов, у него был великолепный слух. Как мы часто говорим с Игорем, даже если вместе наш слух взять - Игоря и мой, то у отца был лучше.

- Почему же он не стал музыкантом?

У отца вторая специальность музыкальная, он был барабанщиком. Музыка в доме звучала всегда, инструменты тоже держали дома. Папа бредил оркестрами. Но в те годы музыканты очень мало зарабатывали. Ну и все друзья, родственники говорили ему, что нет будущего, будешь мучиться, вот у тебя жена, сейчас у тебя ребенок родится, забудь. Ему тогда было 20 лет.

Маленькие пальчики

- Когда вы выбирали карьеру, таких опасений уже не было?

Нет. Вообще, музыканты у нас еще есть по маминой линии. Дедушка по маминой линии, его фамилия Ливанов, был скрипачом и певцом. Он был священником, но потом, после того как развелся с бабушкой, его лишили сана и он стал регентом в церкви. Регент - это тот, кто дирижирует хором в церкви. У нас даже фотографии есть, где он в рясе, с крестом. Это было еще до войны. Во время блокады всех эвакуировали.

- Если все шло к барабанам, почему в итоге Игорь играет на саксофоне?

На самом деле мы оба хотели играть на барабанах. Но, когда детей приводят в музыкальную школу, там проходит некоторый отбор, проверка музыкального слуха. Плюс не всегда есть возможность взять всех желающих в одну группу, на один инструмент.

И тогда то же самое было. Меня спросили в музыкальной школе, на чем играть хочу, я сказал, что на барабанах. Тем более уже умел. А после того, как я спел ноты, меня спросили: «А кроме барабанов?» Говорю: «На гитаре». В итоге меня отправили на балалайку, потому что пальчики маленькие и так далее. А Игоря направили на кларнет.

Я отучился игре на балалайке два года, потом мне перестало нравиться, гитару я уже тоже забросил и начал играть на барабанах. Игорь уже тогда играл на гитаре и был руководителем в школе, у него была группа. И он мне говорит: «Олег, давай на барабанах, что-то наш барабанщик плохой, давай порепетируем». Так я стал с ним репетировать. Мне тогда было 10 лет.

- Дальнейшая карьера тоже двигалась параллельно с карьерой брата?

Не могу сказать, что параллельно, Игорь старше. Когда мне было 14 лет, он пригласил меня выступить с его квартетом в джазовом клубе «Квадрат». После этого я стал брать уроки игры на барабанах в джазовой школе, чаще выступал в «Квадрате», и когда мне было 16 лет, обо мне уже знали. В 1983 году саксофонист Валерий Зуйков пригласил меня играть с ним на фестиваль «Осенние ритмы», потом мы записали первую пластинку.

С братом мы в этот период дома занимались, я присутствовал на всех репетициях. Иногда играли вместе, даже были совместные гастроли.

- Всегда было комфортно работать вместе?

Ну, конечно, были моменты, когда ругались. Когда Игорь уже уехал в Штаты в 1987 году, я посылал ему свои записи, ему очень нравилось, он ждал меня в Америке. Но приехать я смог только в 90-м. И естественно, по приезде он был вынужден взять меня под свою опеку, так сказать. Мы начали вместе работать, а Игорь, стоит отметить, тогда уже работал с лучшими музыкантами Бостона. Мне первое время было сложно подстроиться под их уровень. Вроде все хорошо, но иногда возникали споры и недовольства - он уже знал, как играли его музыку эти самые лучшие музыканты. Я должен был очень быстро все схватывать. В итоге мы, конечно, переругались.

Прожив в Бостоне около года, Игорь собрался ехать в Нью-Йорк. Я поехал с ним, семьи мы оставили в Бостоне, так и мотались каждую неделю туда-обратно. Играли концерты то в Нью-Йорке, то в Бостоне. И через какое-то время, года через три, мы начали ссориться.

Игорь в принципе человек прямой, и если ему не нравится что-то в игре, скажем, барабанщика, он ему скажет. А я младший брат, самым близким обычно сильнее достается. Мне за всех доставалось. В итоге после трех лет совместной работы и гастролей в 1994 году мы договорились, что больше вместе не играем. Каждый строит карьеру отдельно.

- И вы действительно больше не играли вместе?

Игорь вообще после этого, в 1995–1996 году, уехал в Россию. А я остался в Америке до 2008 года. Периодически приезжал в Россию, у Игоря уже был свой квартет, а в 1998-м он организовал свой оркестр. Я играл в Нью-Йорке, у меня тоже уже был свой квартет, также я играл как приглашенный сайдмен, то есть сессионный музыкант.

- Сейчас у вас есть совместный проект с супругой - Натальей Смирновой-Бутман. С ней нет аналогичных проблем? Все же работать с родственниками очень непросто, будь то брат или жена.

Да, с ней вполне комфортно. У меня уже достаточно опыта, а жена прислушивается к моему мнению. То есть в данном случае я лидер. Все удивляются, но мы сотрудничаем вместе и у нас получается. Главное - относиться друг к другу с уважением. Тем более мы оба растем, идем вперед, нам легко найти общий язык в профессиональной сфере.

Афроамериканец с Маген-Давидом


- Почему вы вернулись в Россию в 2008 году?

Приехал сюда по делам и познакомился с Наташей, будущей женой. Я пригласил Наташу с собой, потому что в России на тот момент оставаться совсем не хотел. Мы стали писать музыку, потом решили написать альбом, начали гастролировать в России, стало поступать все больше и больше предложений - тогда я понял, что уже нельзя разделиться на две страны и нужно где-то осесть. Выбор пал на Россию, где была большая востребованность.

- В Америке осталась семья?

Да, в Америке живут дочери, старшая и средняя. Кстати, 27 августа моя старшая дочь Мадлен Бутман выходит замуж в Нью-Йорке, я лечу на хупу.

- Дочь придерживается традиций?

Да, она считает себя еврейкой и муж у нее еврей. Фамилия обязывает, так сказать. Не могу сказать, что они очень религиозные, но все же праздники отмечают еврейские, вот и свадьбу еврейскую делают.

- Насколько просто музыканту акклиматизироваться в другой стране?

Надо быть готовым, что многое тебе будет непонятно. Это не для всех. У меня было такое, что я общался с друзьями-американцами, они шутят о чем-то, а я ничего не понимаю. Они объясняют, что это шутка из фильма, сериала какого-то, а я-то не смотрел, не знаю. Естественно, они не понимают наших шуток. Представляете, им перевести наш юмор, Аркадия Райкина или Жванецкого. В принципе, мне в Америке тоже было вполне комфортно, меня Игорь звал в Россию вернуться с 2002 года, только я не хотел, меня все устраивало, хотя тут я как джазовый музыкант был очень востребован.

Кстати, в Америке я ходил в синагогу, чтобы учить английский. Там община предлагала бесплатные уроки для вновь прибывших евреев. Также в Америке играл джазовый концерт в синагоге. Я обратил внимание, что, несмотря на то что у меня отец еврей, а не мама, и на то, что я нерелигиозный человек, мои друзья-евреи всегда меня принимали за своего, поздравляли с еврейскими праздниками, звали на различные молитвы и торжества в синагогу. В Марьиной Роще я был несколько раз.

- И?.. Понравилось?

Да. Я как-то чувствую себя своим в общине. Это очень здорово, что община всегда готова помогать другим евреям, я это наблюдал и в Америке, и в России. У меня был смешной случай, когда я впервые приехал в Израиль в 2009 году на джазовый фестиваль, на границе, глядя в мой паспорт, спросили: «Вы что, первый раз в Израиле?» Киваю. Они не верят - с такой фамилией и первый раз…

- Евреев в джазе много?

Очень! Забавный был случай, в 90-х годах я познакомился с чернокожим вокалистом. С изумлением увидел, что у него на шее висит Маген-Давид. Спросил его об этом. Он говорит: «А ты не смотри, что я черный, у меня предки евреи все».

- Вы играете в любительской хоккейной команде «Маккаби», которая организована еврейской общиной. Как вы туда попали?

В хоккей я играю с детства, это увлечение тоже от отца. Как-то раз, после одного большого события, где участвовали легенды хоккея, ко мне подошли познакомиться московские ребята, религиозные евреи. Пригласили в синагогу, где и рассказали, что планируют собрать команду и хотят меня в ней видеть. С тех пор мы вместе играем и дружим, они ходят на мои концерты. Помимо этого, я еще играю за хоккейную команду артистов «КомАр».

- А представляете, как-нибудь состоится матч «Маккаби» против «КомАра». За кого играть будете?

Ну, конечно, за «Маккаби» (смеется) .

- Вы часто тренируетесь?

Да, довольно часто, три раза в неделю.

- Вам буквально пару недель назад исполнилось 50 лет. В одной телепередаче вы сказали, что чувствуете себя на 35. А если серьезно, был момент, когда вы поняли, что «ну все, я взрослый»?

На самом деле на хоккее и понял. Знаете, в Нью-Йорке я играл в одной команде с названием «Горилла». В этой команде играл года четыре и был у нас капитан, молодой парень. Однажды я его спросил: «Слушай, Джон, ну ты же раньше бегал как сумасшедший. Что ты вот сейчас не побежал-то? Я тебе дал пас и в зону кинул». Он говорит: «Олег, после 50 ты меня вспомнишь». И я вспомнил.

- Какие у вас дальнейшие карьерные планы?

Очень простые - продолжать писать, действовать и быть востребованным.

- Можете дать свое определение, что значит для вас быть евреем?

Я считаю, что не фамилия нас сделала, а мы сделали эту фамилию. В целом главное, что сегодня мы не должны скрывать, а можем гордиться своим народом. Когда-то я плакал и говорил, что не хочу быть евреем, сегодня я могу этим гордиться.

На профессиональной сцене с 15 лет

Олег Бутман родился 9 июля 1966 года в Ленинграде. Начав играть на барабанах в восемь лет, уже в 15 лет Олег был приглашен работать профессионально в известную российскую рок-группу. В 1983-м Олег поступил в музыкальное училище им. Мусоргского. Осенью 198-го выступает на фестивале «Осенние ритмы» в ансамбле саксофониста Валерия Зуйкова. Самый молодой участник фестиваля обратил на себя внимание Давида Голщекина, и тот пригласил Олега в свой ансамбль.

В 1988 году Олега пригласили в аккомпанирующий состав для работы с американской звездой Ричи Коулом. В этом же году музыкант переезжает в Москву. Здесь его сразу же привлекают в разные проекты. Он ведет активную концертную деятельность, выступая со всеми американскими звездами, приезжающими в Россию: Джоном Феддисом, Билли Тейлором, Гровером Вашингтоном, Пэтом Метини.

В 1990-м Олег уезжает в Штаты с основной задачей - повысить профессиональный уровень. Он берет частные уроки у лучших педагогов Музыкального колледжа Беркли в Бостоне. Затем переезжает в Нью-Йорк. В 1998-м Олег совершил тур по России с проектом Four Brothers (братья Бутман и Ивановы).

В 2001-м музыкант приезжает в Россию со своим американским квартетом и выдающимся тенором Крэгом Хэнди. В 2007-м была записана новая пластинка после длительного тура по стране в составе трио с Даниилом Крамером и Ричи Гудсом. 2007 год можно назвать началом композиторской деятельности музыканта. Весной Олег знакомится с молодой талантливой пианисткой Натальей Смирновой, приглашает ее в свой ансамбль, и они начинают вместе писать музыку. Так родился проект Олега Бутмана Jazz Passion («Страсть к джазу»).

Сейчас Олег готовит большой проект, в котором представит свою музыку в составе джазового трио и Большого симфонического оркестра. Уже написано несколько аранжировок, и слушатели увидят первые анонсы концертов в этом году.




Top