Связь мифологии древней индии и методов врачевания. Искусство врачевания с философским подтекстом

Во второй половине 3-го тысячелетия до н.э. в бассейне р. Инд сформировалась древнейшая в Южной Азии цивилизация. Оно вос­ходит к названию одной из рек на севе­ро-западе страны - Синдху (Sindhu), которую иранцы называли Хинду (Hindu), а греки - Индос (Indos). От­сюда произошло и название народа - «инды» и их страны - «Страна индов». В настоящее время на ее территории располагаются современные государ­ства: Индия, Пакистан, Бангладеш, Бутан, Непал.

Расцвет Индской культуры приходится на конец 3-го - начало 2-го тысячелетий до н.э. Ее характерными чертами являются монументальная архитектура, плановая застройка городов, высокий уровень их санитарного благоустройства, развитие искусственного орошения, ремесел, письменности.

Периодизация истории врачевания:

1) индская цивилизация (XXIII - XVIII вв. до н.э., долина р. Инд) - протоиндийская цивилизация, древ­нейшая в Южной Азии.

2) ведийский период (XIII -VI вв. до н.э., долина р. Ганг).

3) буддийский (V – III вв. до н.э.) и классический (II в. до н.э. - V в. н.э.).

Характерными чертами санитарного дело периода Индской цивилизации являются:

1. монументальная архитек­тура,

2. плановая застройка городов,

3. высокий уровень их санитарного благоустройства,

4. развитие искусственного орошения,

5. развитие ремесел (керамика, изделия из металла и камня),

6. создание протоиндийской письменности.

По величи­не территории, уровню городского строительства, санитарному благоуст­ройству и т.д. индская культура зна­чительно превосходила древнейшие цивилизации Египта и Месопотамии соответствующего периода.

Строительство городов в долине Инда велось по заранее разработанному плану. В разных районах города имелись колодцы, выложенные обожженным кирпичом. Жилые дома строились также из обожженного кирпича. Водосточные трубы через толщу стен выходили в сточную систему города. Ни одна другая древняя цивилизация даже римская, не имела такой совершенной системы водоотвода.

В то же время великолепие санитарно-технических сооружений Индской цивилизации не характеризует общий уровень санитарного строительства в Древней Индии в целом - в последующие периоды истории Древней Индии он значительно снизился.

Его причинами, по мнению исследователей, были явления внутреннего характера (наводнения, засухи, истощение внутренних ресурсов), проникновение в долину Инда более отсталых племен.

Сведения о врачевании ведийского периода весьма ограничены. Так, в «Ригведе» упомянуты лишь три недуга: про­каза, чахотка, кровотечение. Некоторые разделы «Ригведы» содержат тексты об обрядах магического вра­чевания, - лечебные знания ведийского периода тесно переплетались с рели­гиозными верованиями и магическими обрядами.



В ведийской религии есть мифологические персонажи, которые прямо или косвенно связываются с представлениями о врачевании, здоровье и болезни. Важными божествами считались Агни - бог огня, домашнего очага, посред­ник между богами и людьми, и Сурья - божество Солнца и всевидящее око богов. Главным божеством ведийской религии считался Индра - бог грома и молнии, царь (раджа) богов, щедрый покровитель людей; воплощение силы, мужества и плодородия. Наряду с добрыми божествами в древнеиндийской мифологии были и злые духи и де­моны: асуры и ракшасы - враги богов и людей, а также пичаши - которые приносили несчастья, болезни, разорение и лишали потомства.

Эти представления нашли свое отражение в «Атхарваведе». С одной стороны, в ней просматривается эмпирический опыт народа по использованию лекарственных растений, действие которых понималось как целебная сила, противодействующая злым духам. С другой - болезни в «Атхарваведе» связываются со злыми духами или расцениваются как наказание богов; а излечение не­дугов объясняется действием жертвоприношений, молитв и заклинаний.

Древние лекари так и назывались - бхишадж («изгоняющий бесов»). Это название сохранялось за ними и в более поздние периоды истории Древней Индии, когда врачеватель-заклинатель превратился во врачевателя-целителя. Со временем изменились и представления о причинах болезней. Так, в «Яджурведе» упоминаются соки организма.

Заниматься врачеванием и изучать веды имели право лишь представители трех высших варн - брахмамы (знающий священные учения, т.е. жрец), кшатрии (наделенный могуществом, т.е. военная знать и члены царских родов - правящее сословие, кшатрием был истори­ческий Будда), вайшьи (свободный общинник, т.е. главным образом земледельцы, скотоводы, торговцы). Шудры и парии: практически не имели никаких прав. Им не разрешалось слушать и повторять, веды.

К началу нашей эры в Древней Индии сложилась высокоразвитая система традиционного врачевания - аюрведа (ayurveda - учение о долгой жизни).

Аюрведа, или аюрведическая медицина, использует природные лекарствен­ные средства региона, исходя из национальной философской традиции. В тече­ние двух тысяч лет она успешно развивается и высоко ценится в Индии и за ее пределами.

В древности выдающимися деятелями традиционной индийской медицины были легендарные врачеватели Чарака (I -II вв. н.э.) и Сушрута (около IV в. н.э.) - авторы двух классических аюрведических трактатов: «Чарака самхита» (датируется I -II вв. н.э.), в котором описано лечение внутренних болезней, и «Сушрута самхита» (датируется IV в. н.э.), который в значительной степени посвящен оперативному врачеванию.

Представления о строении тела человека в Древней Индии были самы­ми полными в древней истории. Исследование трупов в Древней Индии не воспрещалось религией и легко искупалось очистительными ваннами, дотрагиванием до священной коровы или взглядом на солнце.

Согласно Сушруте индийские врачеватели считали, что человеческий организм состоит из шести членов (головы, туловища и четырех конечностей) семи перепонок, 500 мускулов, 900 связок, 90 сухожилий, 300 костей и том числе зубы и хрящи), которые подразделялись на плоские, круглые длинные, 107 суставов, 40 главных сосудов и 700 их разветвлений (для крови, слизи и воздуха), 24 нервов, девяти органов чувств и трех жидкостей (слизи желчи и воздуха). Некоторые зоны (ладонь, подошвы, яички, паховые области и т.д.) выделялись как особо важные. Их повреждение считалось опасным для жизни. В то же время древние индийцы не имели ясного представления о назначении головного мозга и полагали, что вместилище разума является сердце (подобные представления существовали у древних египтян).

Познания индийских врачевателей в области строения тела человека сыгра­ли существенную роль в становлении древнеиндийской хирургии.

Представления о причинах болезней в классический период истории Древ­ней Индии несколько изменились. Врачеватели стали отходить от господство­вавшего в ведийский период сверхъестественного понимания болезни. Человек рассматривался в тесной связи с окружающим миром, кото­рый, по мнению древних индийцев, состоял из пяти стихий: земли, воздуха, огня, воды и эфира. Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня и воды, носителями ко­торых в организме считались три первичных жидкости: ветер, желчь и слизь (слизь - выше сердца, желчь - между пупком и сердцем, воздух - ниже пупка). Из пяти стихий и трех жидкостей образуются семь органических про­дуктов, входящих в состав человеческого организма: кровь - первый источник жизни, мышцы, жировая прослойка, кости, мозг и мужское семя.

Ветер в природе - носитель света, прохлады, распространяющегося в пространстве звука, быстро несущихся потоков. Внутри тела человека Ветер заведует кровообращением, пищеварением, выделением и даже обменом веществ, предусматривающим активное движение сложных молекулярных биохимических комплексов. Ускорение же или замедление "движения соков и веществ"" посредством Ветра нарушает нормальную жизнедеятельность организма.

Желчь представлена в природе огнем, а в организме она обуславливает "естественное тепло", поддерживает температуру тела и обеспечивает деятельность пищеварительных органов и активность сердечной мышцы.

Флегма в космосе и человеке ассоциировалась со всевозможными "мягкими" веществами. Ее сравнивали со смазочным маслом, покрывающим все твердые и шероховатые субстанции и способствующим их движению и взаимодействию.

При каких-либо нарушениях в действии ветра, желчи и слизи наступает заболевание. Оно тем более опасно и тяжело, чем глубже нарушена гармония между тремя первоэлементами. И врач возвращает здоровье, приводя все три первоэлемента в необходимое равновесие посредством строго предписанных лечебных указаний.

Все болезни Сушрута подразделял на естественные, связанные с природой (так, воздух вызывает 80 болезней, желчь - 40, слизь - 30), и сверхъестественные, посы­лаемые богами (проказа, венерические и другие заразные болезни, причины которых понять в то время было еще невозможно).

Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и ис­следовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, особенностей голоса и т.п. Сушрута описывает сахарное мочеизнурение, которое он определял по вкусу мочи.

Лечение внутренних болезней наиболее полно представлено в трактате «Чарака самхита», который содержит сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождений. Об их применении сообщается в восьми разделах: лечение ран; лечение болезней области головы; лечение болезней всего организма; лечение психических забо­леваний; лечение детских болезней; противоядия; эликсиры против старческо­го одряхления; средства, повышающие половую активность.

Тактика лечения в Древней Индии, как и в других странах Древнего мира, определялась, прежде всего, излечимостью или неизлечимостью заболевания. При благоприятном прогнозе врачеватель учитывал особенности болезни, время года, возраст, темперамент, силы и ум больного (говорили, что «дураки легче излечиваются, ибо аккуратнее исполняют советы»).

Лечение направлялось на восстановление нарушенного соотношения жид­костей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых - ле­карственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т.п.) и в-треть­их - хирургическими методами лечения, в чем древние индийцы достигли высокого совершенства.

Приготовлением лекарств, ядов и противоядий (от змеиных укусов) занимались только враче­ватели.

Искусство оперативного лечения (хирургия) в Древней Индии по сво­ему мастерству и результативности было самым высоким в Древнем мире (оно славилось во всех странах и в Средние века).

Сушрута считал хирургию «первой и лучшей из всех медицинс­ких наук, драгоценным произведени­ем неба, верным источником славы». В «Сушрута самхите» описано более 300 операций, свыше 120 хирургичес­ких инструментов и не менее 750 ле­карств из растений, среди которых нет ни одного средства европейского про­исхождения.

Еще не имея научных представлений об антисептике и асептике , индий­ские врачеватели, следуя обычаям своей страны, добились тщательного со­блюдения чистоты во время операций.

Хирургические инструменты изготовлялись опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить в глубокой древности. Они хранились в специальных деревянных коробках.

Раны перевязывались льняными, шелковыми и шерстяными тканями, про­питанными в растопленном коровьем масле, а также повязками из кожи и пальмовой коры. Для швов употреблялись льняные и сухожильные нити и кон­ский волос.

Врачеватели Древней Индии выполняли ампутации конечностей, лапаротомии, камне-, грыжесечения, пластические операции, накладывали швы на paны головы, лица и даже дыхательного горла. Пластические операции древних индийцев заслуживают особого внимания. Они «умели восстанавливать носы, уши и губы, потерянные или искалеченные в бою или по приговору. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до XVIII в.

В древних индийских текстах впер­вые описана и операция удаления по­мутневшего хрусталика - катаракты. Сушрута описал 76 глазных болезней и их лечение.

Родовспоможение в Древней Индии считалось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беремен­ным о соблюдении чистоты и правильном образе жизни; описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, кесарево сечение (применяв­шееся после смерти роженицы для спасения младенца), поворот плода на ножку и эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку).

Гигиенические традиции издавна развивались в Древней Индии. Предпринимались первые попытки предупрежде­ния заразных болезней, в том числе оспы. Большое значение придавалось личной гигиене, красоте, опрятности тела, чистоте жилища, влиянию климата и времен года на здоровье человека.

Гигиенические навыки, выработанные эмпирическим путем, закреплены и в «Законах Ману»:

«Никогда не следует есть пищу... больных, ни такую, на которой оказались волосы насекомые, ни тронутую намеренно ногой... ни поклеванную птицей, ни трону­тую собакой».

«Пусть не купается ни после еды, ни больной, ни среди ночи... ни в непроверен­ном пруду»-

«Надо удалять далеко от жилища мочу, воду, использованную для омовения ног, остатки пищи и воду, использованную при очистительных обрядах».

«Утром надо одеться, искупаться, почистить зубы, натереть глаза коллириумом и почтить богов».

«Имея остриженные волосы, ногти и бороду, смиренный, в белой одежде, чистый, пусть всегда занимается изучением вед и делами полезными для него» и т.п.

В городах и селениях запрещалось выбра­сывать нечистоты на улицы. Регламентировались места и способы сожжения трупов умерших. В сомнительных случаях гибели человека назначалось обследование (вскрытие); тело умершего подвергалось осмотру и покрывалось специальным маслом в целях предохранения от разло­жения. Были установлены также строгие наказания за подмешивание ядов в пищу, лекарства и благовония.

Градостроительство в классический период истории Индии не достигло того высокого уровня, который отличал древнюю Индскую цивили­зацию.

В Древней Индии раньше, чем в Западной Европе, появились богадельни (при буддийских храмах) и помещения для больных - дхармашала (лечебницы).

Положение врача в Древней Индии было неодинаковым на этапах истории. В ведийский период занятие врачеванием не было предосудительным. В заключительный период истории Древнего мира с развитием кастовой сис­темы и общественного неравенства усилилась тенденция считать некоторые занятия ритуально «нечистыми», а занимающихся ими - неприкасаемыми. Это относилось к ухаживающим за лошадьми и колесницами, плотникам, вра­чевателям (по всей вероятности, тем, кто занимался хирургией и был связан с ритуальной «нечистотой»), фокусникам, акробатам, плясунам и т.п. Тем не менее, в целом о занятии врачеванием в древних текстах говорится с большим уважением.

Важную роль в развитии врачевания в Древней Индии сыграли монастыри и монахи, среди которых было много сведущих лекарей. Все монахи имели некоторые познания в области медицины, так как оказывать лечебную по­мощь мирянам считалось высокой добродетелью.

Врачевание в Древней Индии тесно соединялось с религиозно-философ­скими учениями, среди которых особое место занимает йога . Она объединила в себе религиозную философию, морально-этическое учение и систему упраж­нений-поз. Большое внимание в йоге уделяется чистоте тела и своеоб­разному образу жизни.

Среди центров медицинского образования Древней Индии особое место за­нимал г. Таксила. Обучающийся медицине должен был овладеть всеми гранями врачебногс искусства: «Врач, неискусный в операциях, приходит у кровати больного замешательство, подобно трусливому солдату, впервые попавшему в сражение; врач же, умеющий только оперировать и пренебрегающий теоретическими сведениями, не заслуживает уважения и может подвергать опасности даже жизнь царей. Каждый из них владеет только половиной своего искусства и похож на птицу с одним только крылом», - говорится в «Сушрута самхите».

По окончании обучения учитель произносит перед своими учениками проповедь, которая приведена в «Чарака самхита».

«Если вы хотите достичь успеха в своей деятельности, богатства и славы и небес после смерти, вы должны молиться каждый день, восставая от сна и отходя ко сну, о благополучии всех существ, особенно коров и брахманов, и вы должны всей душой стремиться к исцелению больного.

Вы не должны предавать своих больных даже ценою собственной жизни...

Вы не должны пьянствовать, не должны творить зло или иметь злых товарищей...

Ваша речь должна быть приятной...

Вы должны быть рассудительны, всегда стремиться совершенствовать свои знания.

Когда вы идете в дом больного, вы должны направлять свои слова, мысли, разум и чувства ни к чему иному, кроме как к своему больному и его лечению...

Ни о чем из того, что происходит в доме больного человека, не следует рассказы­вать в другом месте, и о состоянии больного не следует говорить никому, кто, пользу­ясь полученным знанием, мог бы повредить больному или другому».

Право лечебной практики давал раджа. Он же контролировал деятельность врачевателей и соблюдение врачебной этики.

Врачебная этика Древней Индии неукоснительно требовала, чтобы враче­ватель, «который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скро­мен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищен­ные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как с палкой и зонтиком, в особенности же избегал болтов­ни...».

Вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей врача и брахманов; и наоборот, если зажиточные люди отказывались от упла­ты за лечение, врачевателю присуждалось их имущество. За неправильное ле­чение врачеватель выплачивал штраф в зависимости от социального положе­ния больного.

В отличие от великих цивилизаций Ближнего Востока (Месопотамии и Егип­та) индийская цивилизация (как и китайская) не погибла - она продолжила свое поступательное развитие и после эпохи Древнего мира. В Средние века индийские врачи славились во всем мире, а индийская медицина оказывала и продолжает оказывать большое влияние на развитие медицины в различных Регионах земного шара.

Особенности медицины в Древнем Китае (середина 2-го тысячелетия до н.э.―III в. н.э.).

Древнейшее в истории Китая государство Шан (впоследствии оно называ­лось Шан-Инь) сформировалось несколько позже, чем ранние цивилизации Месопотамии, Египта и Индии - в середине 2-го тысячелетия до н.э. в долине Желтой реки - Хуанхэ.

К этому времени относится и создание китай­ской иероглифической письменности. Древний Китай дал миру шелк и фарфор, бумагу и тушь для письма, компас и дымный порох. Бумага была изобретена в Китае в I в. до н.э.

В течение тысячелетий Китай представлял уникальный пример стабильнос­ти национальной культуры и традиционной медицины.

Во второй половине 3-го тысячелетия до н.э. в бассейне р. Инд сформировалась древнейшая в Южной Азии цивилизация. Оно вос­ходит к названию одной из рек на севе­ро-западе страны - Синдху (Sindhu), которую иранцы называли Хинду (Hindu), а греки - Индос (Indos). От­сюда произошло и название народа - «инды» и их страны - «Страна индов». В настоящее время на ее территории располагаются современные государ­ства: Индия, Пакистан, Бангладеш, Бутан, Непал.

Расцвет Индской культуры приходится на конец 3-го - начало 2-го тысячелетий до н.э. Ее характерными чертами являются монументальная архитектура, плановая застройка городов, высокий уровень их санитарного благоустройства, развитие искусственного орошения, ремесел, письменности.

Периодизация истории врачевания:

1) индская цивилизация (XXIII - XVIII вв. до н.э., долина р. Инд) - протоиндийская цивилизация, древ­нейшая в Южной Азии.

2) ведийский период (XIII -VI вв. до н.э., долина р. Ганг).

3) буддийский (V – III вв. до н.э.) и классический (II в. до н.э. - V в. н.э.).

Характерными чертами санитарного дело периода Индской цивилизации являются:

1. монументальная архитек­тура,

2. плановая застройка городов,

3. высокий уровень их санитарного благоустройства,

4. развитие искусственного орошения,

5. развитие ремесел (керамика, изделия из металла и камня),

6. создание протоиндийской письменности.

По величи­не территории, уровню городского строительства, санитарному благоуст­ройству и т.д. индская культура зна­чительно превосходила древнейшие цивилизации Египта и Месопотамии соответствующего периода.

Строительство городов в долине Инда велось по заранее разработанному плану. В разных районах города имелись колодцы, выложенные обожженным кирпичом. Жилые дома строились также из обожженного кирпича. Водосточные трубы через толщу стен выходили в сточную систему города. Ни одна другая древняя цивилизация даже римская, не имела такой совершенной системы водоотвода.

В то же время великолепие санитарно-технических сооружений Индской цивилизации не характеризует общий уровень санитарного строительства в Древней Индии в целом - в последующие периоды истории Древней Индии он значительно снизился.

Его причинами, по мнению исследователей, были явления внутреннего характера (наводнения, засухи, истощение внутренних ресурсов), проникновение в долину Инда более отсталых племен.

Сведения о врачевании ведийского периода весьма ограничены. Так, в «Ригведе» упомянуты лишь три недуга: про­каза, чахотка, кровотечение. Некоторые разделы «Ригведы» содержат тексты об обрядах магического вра­чевания, - лечебные знания ведийского периода тесно переплетались с рели­гиозными верованиями и магическими обрядами.

В ведийской религии есть мифологические персонажи, которые прямо или косвенно связываются с представлениями о врачевании, здоровье и болезни. Важными божествами считались Агни - бог огня, домашнего очага, посред­ник между богами и людьми, и Сурья - божество Солнца и всевидящее око богов. Главным божеством ведийской религии считался Индра - бог грома и молнии, царь (раджа) богов, щедрый покровитель людей; воплощение силы, мужества и плодородия. Наряду с добрыми божествами в древнеиндийской мифологии были и злые духи и де­моны: асуры и ракшасы - враги богов и людей, а также пичаши - которые приносили несчастья, болезни, разорение и лишали потомства.

Эти представления нашли свое отражение в «Атхарваведе». С одной стороны, в ней просматривается эмпирический опыт народа по использованию лекарственных растений, действие которых понималось как целебная сила, противодействующая злым духам. С другой - болезни в «Атхарваведе» связываются со злыми духами или расцениваются как наказание богов; а излечение не­дугов объясняется действием жертвоприношений, молитв и заклинаний.

Древние лекари так и назывались - бхишадж («изгоняющий бесов»). Это название сохранялось за ними и в более поздние периоды истории Древней Индии, когда врачеватель-заклинатель превратился во врачевателя-целителя. Со временем изменились и представления о причинах болезней. Так, в «Яджурведе» упоминаются соки организма.

Заниматься врачеванием и изучать веды имели право лишь представители трех высших варн - брахмамы (знающий священные учения, т.е. жрец), кшатрии (наделенный могуществом, т.е. военная знать и члены царских родов - правящее сословие, кшатрием был истори­ческий Будда), вайшьи (свободный общинник, т.е. главным образом земледельцы, скотоводы, торговцы). Шудры и парии: практически не имели никаких прав. Им не разрешалось слушать и повторять, веды.

К началу нашей эры в Древней Индии сложилась высокоразвитая система традиционного врачевания - аюрведа (ayurveda - учение о долгой жизни).

Аюрведа, или аюрведическая медицина, использует природные лекарствен­ные средства региона, исходя из национальной философской традиции. В тече­ние двух тысяч лет она успешно развивается и высоко ценится в Индии и за ее пределами.

В древности выдающимися деятелями традиционной индийской медицины были легендарные врачеватели Чарака (I -II вв. н.э.) и Сушрута (около IV в. н.э.) - авторы двух классических аюрведических трактатов: «Чарака самхита» (датируется I -II вв. н.э.), в котором описано лечение внутренних болезней, и «Сушрута самхита» (датируется IV в. н.э.), который в значительной степени посвящен оперативному врачеванию.

Представления о строении тела человека в Древней Индии были самы­ми полными в древней истории. Исследование трупов в Древней Индии не воспрещалось религией и легко искупалось очистительными ваннами, дотрагиванием до священной коровы или взглядом на солнце.

Согласно Сушруте индийские врачеватели считали, что человеческий организм состоит из шести членов (головы, туловища и четырех конечностей) семи перепонок, 500 мускулов, 900 связок, 90 сухожилий, 300 костей и том числе зубы и хрящи), которые подразделялись на плоские, круглые длинные, 107 суставов, 40 главных сосудов и 700 их разветвлений (для крови, слизи и воздуха), 24 нервов, девяти органов чувств и трех жидкостей (слизи желчи и воздуха). Некоторые зоны (ладонь, подошвы, яички, паховые области и т.д.) выделялись как особо важные. Их повреждение считалось опасным для жизни. В то же время древние индийцы не имели ясного представления о назначении головного мозга и полагали, что вместилище разума является сердце (подобные представления существовали у древних египтян).

Познания индийских врачевателей в области строения тела человека сыгра­ли существенную роль в становлении древнеиндийской хирургии.

Представления о причинах болезней в классический период истории Древ­ней Индии несколько изменились. Врачеватели стали отходить от господство­вавшего в ведийский период сверхъестественного понимания болезни. Человек рассматривался в тесной связи с окружающим миром, кото­рый, по мнению древних индийцев, состоял из пяти стихий: земли, воздуха, огня, воды и эфира. Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня и воды, носителями ко­торых в организме считались три первичных жидкости: ветер, желчь и слизь (слизь - выше сердца, желчь - между пупком и сердцем, воздух - ниже пупка). Из пяти стихий и трех жидкостей образуются семь органических про­дуктов, входящих в состав человеческого организма: кровь - первый источник жизни, мышцы, жировая прослойка, кости, мозг и мужское семя.

Ветер в природе - носитель света, прохлады, распространяющегося в пространстве звука, быстро несущихся потоков. Внутри тела человека Ветер заведует кровообращением, пищеварением, выделением и даже обменом веществ, предусматривающим активное движение сложных молекулярных биохимических комплексов. Ускорение же или замедление "движения соков и веществ"" посредством Ветра нарушает нормальную жизнедеятельность организма.

Желчь представлена в природе огнем, а в организме она обуславливает "естественное тепло", поддерживает температуру тела и обеспечивает деятельность пищеварительных органов и активность сердечной мышцы.

Флегма в космосе и человеке ассоциировалась со всевозможными "мягкими" веществами. Ее сравнивали со смазочным маслом, покрывающим все твердые и шероховатые субстанции и способствующим их движению и взаимодействию.

При каких-либо нарушениях в действии ветра, желчи и слизи наступает заболевание. Оно тем более опасно и тяжело, чем глубже нарушена гармония между тремя первоэлементами. И врач возвращает здоровье, приводя все три первоэлемента в необходимое равновесие посредством строго предписанных лечебных указаний.

Все болезни Сушрута подразделял на естественные, связанные с природой (так, воздух вызывает 80 болезней, желчь - 40, слизь - 30), и сверхъестественные, посы­лаемые богами (проказа, венерические и другие заразные болезни, причины которых понять в то время было еще невозможно).

Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и ис­следовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, особенностей голоса и т.п. Сушрута описывает сахарное мочеизнурение, которое он определял по вкусу мочи.

Лечение внутренних болезней наиболее полно представлено в трактате «Чарака самхита», который содержит сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождений. Об их применении сообщается в восьми разделах: лечение ран; лечение болезней области головы; лечение болезней всего организма; лечение психических забо­леваний; лечение детских болезней; противоядия; эликсиры против старческо­го одряхления; средства, повышающие половую активность.

Тактика лечения в Древней Индии, как и в других странах Древнего мира, определялась, прежде всего, излечимостью или неизлечимостью заболевания. При благоприятном прогнозе врачеватель учитывал особенности болезни, время года, возраст, темперамент, силы и ум больного (говорили, что «дураки легче излечиваются, ибо аккуратнее исполняют советы»).

Лечение направлялось на восстановление нарушенного соотношения жид­костей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых - ле­карственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т.п.) и в-треть­их - хирургическими методами лечения, в чем древние индийцы достигли высокого совершенства.

Приготовлением лекарств, ядов и противоядий (от змеиных укусов) занимались только враче­ватели.

Искусство оперативного лечения (хирургия) в Древней Индии по сво­ему мастерству и результативности было самым высоким в Древнем мире (оно славилось во всех странах и в Средние века).

Сушрута считал хирургию «первой и лучшей из всех медицинс­ких наук, драгоценным произведени­ем неба, верным источником славы». В «Сушрута самхите» описано более 300 операций, свыше 120 хирургичес­ких инструментов и не менее 750 ле­карств из растений, среди которых нет ни одного средства европейского про­исхождения.

Еще не имея научных представлений об антисептике и асептике , индий­ские врачеватели, следуя обычаям своей страны, добились тщательного со­блюдения чистоты во время операций.

Хирургические инструменты изготовлялись опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить в глубокой древности. Они хранились в специальных деревянных коробках.

Раны перевязывались льняными, шелковыми и шерстяными тканями, про­питанными в растопленном коровьем масле, а также повязками из кожи и пальмовой коры. Для швов употреблялись льняные и сухожильные нити и кон­ский волос.

Врачеватели Древней Индии выполняли ампутации конечностей, лапаротомии, камне-, грыжесечения, пластические операции, накладывали швы на paны головы, лица и даже дыхательного горла. Пластические операции древних индийцев заслуживают особого внимания. Они «умели восстанавливать носы, уши и губы, потерянные или искалеченные в бою или по приговору. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до XVIII в.

В древних индийских текстах впер­вые описана и операция удаления по­мутневшего хрусталика - катаракты. Сушрута описал 76 глазных болезней и их лечение.

Родовспоможение в Древней Индии считалось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беремен­ным о соблюдении чистоты и правильном образе жизни; описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, кесарево сечение (применяв­шееся после смерти роженицы для спасения младенца), поворот плода на ножку и эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку).

Гигиенические традиции издавна развивались в Древней Индии. Предпринимались первые попытки предупрежде­ния заразных болезней, в том числе оспы. Большое значение придавалось личной гигиене, красоте, опрятности тела, чистоте жилища, влиянию климата и времен года на здоровье человека.

Гигиенические навыки, выработанные эмпирическим путем, закреплены и в «Законах Ману»:

«Никогда не следует есть пищу... больных, ни такую, на которой оказались волосы насекомые, ни тронутую намеренно ногой... ни поклеванную птицей, ни трону­тую собакой».

«Пусть не купается ни после еды, ни больной, ни среди ночи... ни в непроверен­ном пруду»-

«Надо удалять далеко от жилища мочу, воду, использованную для омовения ног, остатки пищи и воду, использованную при очистительных обрядах».

«Утром надо одеться, искупаться, почистить зубы, натереть глаза коллириумом и почтить богов».

«Имея остриженные волосы, ногти и бороду, смиренный, в белой одежде, чистый, пусть всегда занимается изучением вед и делами полезными для него» и т.п.

В городах и селениях запрещалось выбра­сывать нечистоты на улицы. Регламентировались места и способы сожжения трупов умерших. В сомнительных случаях гибели человека назначалось обследование (вскрытие); тело умершего подвергалось осмотру и покрывалось специальным маслом в целях предохранения от разло­жения. Были установлены также строгие наказания за подмешивание ядов в пищу, лекарства и благовония.

Градостроительство в классический период истории Индии не достигло того высокого уровня, который отличал древнюю Индскую цивили­зацию.

В Древней Индии раньше, чем в Западной Европе, появились богадельни (при буддийских храмах) и помещения для больных - дхармашала (лечебницы).

Положение врача в Древней Индии было неодинаковым на этапах истории. В ведийский период занятие врачеванием не было предосудительным. В заключительный период истории Древнего мира с развитием кастовой сис­темы и общественного неравенства усилилась тенденция считать некоторые занятия ритуально «нечистыми», а занимающихся ими - неприкасаемыми. Это относилось к ухаживающим за лошадьми и колесницами, плотникам, вра­чевателям (по всей вероятности, тем, кто занимался хирургией и был связан с ритуальной «нечистотой»), фокусникам, акробатам, плясунам и т.п. Тем не менее, в целом о занятии врачеванием в древних текстах говорится с большим уважением.

Важную роль в развитии врачевания в Древней Индии сыграли монастыри и монахи, среди которых было много сведущих лекарей. Все монахи имели некоторые познания в области медицины, так как оказывать лечебную по­мощь мирянам считалось высокой добродетелью.

Врачевание в Древней Индии тесно соединялось с религиозно-философ­скими учениями, среди которых особое место занимает йога . Она объединила в себе религиозную философию, морально-этическое учение и систему упраж­нений-поз. Большое внимание в йоге уделяется чистоте тела и своеоб­разному образу жизни.

Среди центров медицинского образования Древней Индии особое место за­нимал г. Таксила. Обучающийся медицине должен был овладеть всеми гранями врачебногс искусства: «Врач, неискусный в операциях, приходит у кровати больного замешательство, подобно трусливому солдату, впервые попавшему в сражение; врач же, умеющий только оперировать и пренебрегающий теоретическими сведениями, не заслуживает уважения и может подвергать опасности даже жизнь царей. Каждый из них владеет только половиной своего искусства и похож на птицу с одним только крылом», - говорится в «Сушрута самхите».

По окончании обучения учитель произносит перед своими учениками проповедь, которая приведена в «Чарака самхита».

«Если вы хотите достичь успеха в своей деятельности, богатства и славы и небес после смерти, вы должны молиться каждый день, восставая от сна и отходя ко сну, о благополучии всех существ, особенно коров и брахманов, и вы должны всей душой стремиться к исцелению больного.

Вы не должны предавать своих больных даже ценою собственной жизни...

Вы не должны пьянствовать, не должны творить зло или иметь злых товарищей...

Ваша речь должна быть приятной...

Вы должны быть рассудительны, всегда стремиться совершенствовать свои знания.

Когда вы идете в дом больного, вы должны направлять свои слова, мысли, разум и чувства ни к чему иному, кроме как к своему больному и его лечению...

Ни о чем из того, что происходит в доме больного человека, не следует рассказы­вать в другом месте, и о состоянии больного не следует говорить никому, кто, пользу­ясь полученным знанием, мог бы повредить больному или другому».

Право лечебной практики давал раджа. Он же контролировал деятельность врачевателей и соблюдение врачебной этики.

Врачебная этика Древней Индии неукоснительно требовала, чтобы враче­ватель, «который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скро­мен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищен­ные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как с палкой и зонтиком, в особенности же избегал болтов­ни...».

Вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей врача и брахманов; и наоборот, если зажиточные люди отказывались от упла­ты за лечение, врачевателю присуждалось их имущество. За неправильное ле­чение врачеватель выплачивал штраф в зависимости от социального положе­ния больного.

В отличие от великих цивилизаций Ближнего Востока (Месопотамии и Егип­та) индийская цивилизация (как и китайская) не погибла - она продолжила свое поступательное развитие и после эпохи Древнего мира. В Средние века индийские врачи славились во всем мире, а индийская медицина оказывала и продолжает оказывать большое влияние на развитие медицины в различных Регионах земного шара.


Похожая информация.


Индия - один из древнейших очагов цивилизации. Народы, населявшие долину р. Инд, в начале 3 тысячелетия до н.э. создали оригинальную культуру, которая не уступала культуре Древнего Египта и государств Месопотамии. Археологические исследования показали, что города, построенные не позднее 3 тысячелетия до н.э. (Хараппа, Мохенджо-даро), отличались высоким уровнем строительства и санитарного благоустройства. Канализационная система Мохенджо-даро была наиболее совершенной на территории Древнего Востока, некоторые гидротехнические сооружения явились прототипом современных конструкций. В 3 тысячелетии до н.э. была создана иероглифическая письменность, которая до настоящего времени не расшифрована. Были известны плавка, ковка и литье металла. Многие орудия производства и оружие изготовлялись из бронзы и меди.

В развитии древней Индии различают периоды

1. 3-нач. 2 тыс. до н.э. – период Харраппской цивилизации.

2. Ведийский период – кон. 2- сер 1 тыс. до н.э.

3. Кдассический период – 2-я пол. 1 тыс. до н.э.

Длительное отсутствие единой идеологии обусловило возникновение различных религиозно-философских учений. Основные источники- древние литературные памятники. Ригведа – собрание гимнов и мифов. Махабхарата – энциклопедия народных преданий. Законы Ману – юридический памятник.

Для Хараппской цивилизации характерен высокий уровень санитарного дела.

Раздел на сословия – варны. Брахманы – жрецы, кштарии – военная знать, вайшьи –свободные общинники, шудры – бесправные бедняки, парии – неприкасаемые. Заниматься врачеванием могли представители первых 3 сословий. В основе многих учений - представление о первичной сущности, мировой душе. Тело человека рассматривается как внешняя оболочка души, являющейся частичкой мирового духа. Душа вечна и бессмертна, человек не совершенен. Достичь единения души и мирового духа можно лишь при условии полного воздержания от активного участия в земной жизни, освобождения души от связей с земным миром. Этому служит йога, являющаяся составной частью всех древнеиндийских религиозных систем.

Практика и техника йоги берут начало в первобытной магии с ее представлениями о таинственной жизненной энергии, которая подобно свернутой змее дремлет в одном из нервных центров в нижней части позвоночника. Но если делать определенные упражнения – асаны то энергия может быть разбужена. Наряду с мистикой йога содержит и рациональные начала. Она вобрала в себя знания о роли самовнушения, о благотворном воздействии физических упражнений, о зависимости духовного состояния от телесных факторов.

4-6 вв до н.э. – расцвет духовной культуры. Терапия была основана на учении о соках организма. Задача врача – привести их в гармонию. Индийская медицина исходила из того, что гигиенические предписания не уступают по силе воздействия лечебным средствам. Возникновение болезни объяснялось неравномерным соединением пяти (по другим данным, трех) соков человеческого тела (в соответствии с пятью стихиями мира - землей, водой, огнем, воздухом и эфиром). Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, а болезнь как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека стихий. Утверждалось, что на состояние здоровья влияют изменения климата, возраст, настроение больного. Наиболее уязвимы люди преклонного возраста, они заболевают даже легче грудных детей. Тоска, печаль, гнев, испуг - «первые ступени на лестнице любой болезни».



Диагностика проводилась подробным опросом. Применялась диета, лекарственные и хирургические методы. Оперативное лечение (хирургия) было самым высоким в древнем мире. Производили ампутацию конечностей, пластические операции.

Слава о целебных свойствах индийских растений распространялась широко за пределами страны. Посредством торговых путей их вывозили в страны средиземноморья

и Средней Азии, Южную Сибирь, Китай. Основными предметами вывоза были мускус, сандал, алоэ, благовония.

Медицинская подготовка существовала в школах при храмах и монастырях.

Имелись высшие школы – университеты. Наставник имел 3-4 ученика. Их учили быть первым другом больных. Одинаково относиться ко всем больным. За лечение брать не больше того, что необходимо на пропитание. Лечебная помощь оказывалась преимущественно на дому. Некоторые врачи имели собственные амбулатории и даже стационары. Стационарные учреждения типа больниц имелись в портовых городах, и внутри страны на центральных дорогах.

Врачеватели древней Индии проводили ампутации, лапаротомию, камнесечение, пластические операции. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до 18 в.

Сейчас сложно сказать, где появились первые медицинские специалисты. Каждое древнее государство готово оспаривать это, заявляя, что именно на их землях сформировалась наука. Однако историки, как и другие ученые все больше склоняются к тому, что именно Индия может претендовать на звание первой «медицинской» державы. Древняя Индия считалась разносторонним государством. Здесь действовали многочисленные философы и исследователи. Поэтому не случайно в этом древнем государстве простой интерес к природе и другим знаниям перерос в науку. Индийцы заметили, что некоторые природные препараты превосходно удаляют боль и страдания. Со временем знания расширялись, а количество препаратов возрастало. Даже индийские мифы говорят о том, что в этом государстве существовала медицина. Только вот ее сотворение приписывается не человеку, а божествам. За медицинские познания в Индии отвечали боги Сива и Давантари. Они если не исцеляли самостоятельно, то помогали человеку найти нужное решение в болезни.

Рабовладельческий строй в Индии сложился в III тысячелетии до н.э., причем расслоение общества произошло уникальным образом. Вместо «традиционных» рабов и рабовладельцев в Индии существовало четыре основных сословия (варны), в каждом из которых выделялось еще несколько каст и подкаст (порт. сasto - чистый). Привилегией заниматься врачебным искусством обладали только представители высших сословий - брахманы, кшатрии и вайшья. Первые упоминания о медицинских знаниях содержатся в «Ригведе» и «Атхарваведе» - религиозно-философских сочинениях, датированных серединой I тысячелетия до н.э. В «Ригведе» упоминаются три недуга - проказа (лепра), чахотка (туберкулез) и кровотечение. В «Атхарваведе» возникновение болезней связывается с воздействием злых духов или расценивается как наказание богов, а излечение недугов объясняется действием жертвоприношений, молитв и заклинаний. В соответствии с господствующими представлениями лекарь так и назывался - бхишадж («изгоняющий бесов»). Чуть позднее в Индии, как и в Древнем Египте, стал соблюдаться принцип разделения труда. Появилось несколько врачебных специальностей: рогахара (терапевты), шальяхара (хирурги), вишахара (специалисты по лечению отравлений), критьяхара (изгоняющие злых духов) и бхиша-атхарваны (исцеляющие с помощью магических заклинаний). В I-II вв. н.э. в Индии сложилась развитая система медицинских знаний, «в некоторых отношениях подобная системе Гиппократа и Галена, а в некоторых ушедшая еще дальше вперед», как писал о ней английский ученый-индолог Артур Бэшем. В основе индийской медицины лежало положение о целостности человеческого организма. Считалось, что только весь комплекс физических, психических и умственных состояний человека определяет его болезнь или здоровье. Современные определения понятий «здоровье» и «болезнь», предложенные Всемирной организацией здравоохранения в 1957 г., принципиально не отличаются от выводов древних индийцев. Воздействию подвергалась не болезнь, а сам пациент, со своим индивидуальным характером, привычками и предрасположенностью. Тактика лечения определялась в первую очередь излечимостью или неизлечимостью заболевания. При благоприятном прогнозе врачеватель учитывал особенности болезни, время года, возраст, темперамент, силы и ум больного. Лечение основывалось на диете, лекарственной терапии и хирургических вмешательствах. Интересно, что лечение болезни не прекращалось с выздоровлением. Лекарь обязан был продолжать наблюдение за пациентом и дальше, чтобы надежно обеспечить полное восстановление функций организма, гарантирующее здоровье и активное долголетие.Основы традиционной медицины долгое время передавались от учителя к ученику в устной форме. Гораздо позже медицинский опыт был обобщен и записан под названием «Аюрведа». В переводе с древнеиндийского языка санскрита «айу» означает «жизнь», а «веда» - «знать». Аюрведа считалась наукой, знанием которой жизнь может быть продлена, а природа жизни может быть познана. В Аюрведе описаны свойства более тысячи лекарственных растений, приведены самые разнообразные методы и приемы лече-ния - от психотерапии до хирургического вмешательства, содержится обширный теоретический материал.

Философы, ученые, врачи Древней Индии считали, что в основе Вселенной и человеческого организма лежат три главных первоэлемента, которыми и определяются существование космоса и человека - ветер (вайю), желчь (питта) и флегма (капха). Ветер в природе - носитель света, прохлады, распространяющегося в пространстве звука, быстро несущихся потоков, а внутри тела человека он контролирует кровообращение, пищеварение, выделение и обмен веществ.Ускорение или замедление «движения соков и веществ» посредством ветра нарушает нормальную жизнедеятельность организма. желчь представлена в космосе огнем, а в организме она обусловливает «естественное тепло», поддерживает температуру тела и обеспечивает деятельность пищеварительных органов и активность сердечной мышцы. Флегма во Вселенной и человеке ассоциировалась со всевозможными «мягкими» веществами. Ее связывали со смазочным маслом, покрывающим все твердые и шероховатые субстанции и способствующим их движению и взаимодействию. Здоровье понималось как результат урав-новешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь - как нарушение этих правильных соотношений и результат отрицательного воздействия на человека пяти стихий, к которым причислялись времена года, климат, «неудобоваримая» пища, «нездоровая» вода и подавленные негативные эмоции. Например, считалось, что подавление страха приводит к «нарушениям в почках», гнева - к «нарушениям сердца». Для экстренной борьбы с заболеваниями использовали пять основных способов выведения вредных веществ из организма: терапевтическую рвоту, слабительные средства, лекарственную клизму, введение лекарства через нос и кровопускание.Вспомогательными лечебными методами были иглоукалывание, гелиотерапия (лечение солнечным светом), гирудотерапия (лечение пиявками) и др. По утверждению специалиста в области традиционной медицины Индии доктора Ананда Кумара Кесвани, «…Аюрведа и по сей день остается живой наукой, поскольку миллионы людей в Индии лечатся согласно ее предписаниям. Трудно повесить ярлык ненаучности на систему знаний, которая выдержала испытание столетиями»..

Буддийские тексты донесли до нас славу индийских целителей Чараки и Сушруты, которые свои знания изложили в трактатах «Чарака-самхита» и «Сушрута-самхита» (I-II вв. н.э.). Не сохранившийся до наших дней оригинал «Сушрута-самхиты», по некоторым данным, мог быть составлен намного раньше - в VI в. до н.э. Оба трактата написаны в прозе и стихах, причем поэзия преобладает. Шесть увесистых томов «Чарака-самхиты» посвящены лечению внутренних болезней и содержат сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Об их применении сообщается в нескольких разделах: лечение ран, лечение болезней области головы, лечение болезней всего организма, лечение психических заболеваний, лечение детских болезней, противоядия. Наиболее ценные сведения содержат главы «Эликсиры против старческого одряхления» и «Средства, повышающие половую активность». «Сушрута-самхита» посвящена в основном оперативному лечению: в ней описано более 300 операций, 125 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств. Несмотря на несовершенную технику исследования, познания индийских врачевателей в области анатомии были наиболее полными в древнем мире. Индийцы, в частности, знали 500 мышц, 900 связок, 90 сухожилий, 300 костей (к костям они относили также зубы и хрящи), 107 суставов и т.д. Для сравнения: современной анатомии известно более 600 мышц, 200 костей и 230 суставов. В своем трактате Сушрута в совершенстве изложил физиологию человека, задолго до Гарвея описав циркуляцию крови, задолго до Павлова - секрецию желудочного сока. Любопытно, что вскрытие трупов в целях их изучения никогда не встречало в Древней Индии никакого противодействия. В подавляющем же большинстве государств древности и средневековья хирургическое рассечение трупов было запрещено. Античная медицина обратилась к методу анатомического исследования лишь в период упадка Древней Греции - у Гиппократа это исследование вообще не упоминается. А в Китае запрет на вскрытие трупов отменили лишь в 1913 г. Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного (сейчас врачи это называют сбором анамнеза) и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, вида выделений, оценки шумов в легких, голоса и т.п. Интересно, что ни Сушрута, ни Чарака ничего не сообщают об исследовании пульса. В то же время Сушрута описывает не известное даже древним грекам «сахарное мочеизнурение», которое он определял по вкусу мочи. Сушрута детально представил причины и механизмы развития около 1200 различных заболеваний. Именно у Сушруты (предположительно VI в. до н.э.), а не у Корнелия Цельса (I-II в. н.э.), как считали еще недавно, можно найти действительно первое историческое описание местного воспалительного процесса. Признаками начального этапа воспаления Сушрута считал незначительные боли, второго периода - стреляющие боли, припухлость, чувство сдавления, местный жар, покраснение и нарушение функции. Цельс назвал четыре признака воспаления, которые на латыни звучат как tumor, rubor, color, dolor (отек, покраснение, местный жар, боль), а Гален добавил пятый - functia laesa (нарушение функции). Как говорится, найдите десять отличий… Третий этап воспаления Сушрута охарактеризовал уменьшением припухлости и образованием гноя. Для лечения воспаления он предлагал местные лекарственные средства и хирургические методы.Слава о целебных свойствах индийских растений распространилась далеко за пределами Древней Индии: морскими и сухопутными торговыми путями их завозили в Парфию, страны Средиземноморья и Средней Азии, в Южную Сибирь и даже в Китай. Лучшие лекарственные растения доставлялись с Гималаев. Наибольшим спросом пользовались нард, сандал, алоэ, термопсис, солодка и раувольфия. Такие препараты, как лив-52 и тентекс, приготовленные по древнеиндийским рецептам, сейчас успешно используются наряду с препаратами современной медицины. Значительных успехов древние индийцы достигли в области профилактической медицины.В «Предписаниях Ману», датированных II в. до н.э., были закреплены строгие гигиенические принципы. «Никогда не следует есть пищу… больных, ни такую, на которой оказались волосы или насекомые, ни тронутую намеренно ногой, ни тронутую собакой. Надо удалять далеко от жилища мочу, воду, использованную для омовения ног, остатки пищи и воду, использованную при очистительных обрядах. Утром надо одеться, искупаться, почистить зубы, натереть глаза коллириумом и почтить богов».

Относительно вопроса зарождения вакцинопрофилактики, то в большинстве справочников мы найдем следующую информацию: вакцинация против оспы была открыта английским врачом Эдвардом Дженнером в 1796 г. Но на 13 веков раньше в индийском тексте (V в. н.э.) сказано: «Возьми с помощью хирургического ножа оспенную материю либо с вымени коровы, либо с руки уже зараженного человека, между локтем и плечом сделай прокол на руке другого человека до крови, а когда гной войдет вместе с кровью внутрь тела, обнаружится лихорадка».

Так не пора ли пересматривать вопрос об «изобретении» вакцинации и смещать акценты с честолюбивой Европы на Индию? Танцуй как Шива! В Индии существует красивая легенда, говорящая о том, что мир был создан танцующим богом Шивой. Своим божественным танцем Шива уничтожил врагов, и с тех пор боги всегда танцевали. Индусы считают танец великим даром богов. Танцуя, человек освобождается от отрицательных эмоций за счет снятия мышечных зажимов. Но особенно сильное лечебное воздействие оказывает танец, лишенный всяких правил, когда танцует только тело, а разум отключается. Такой танец называют «пьяным». Ему не надо учиться, это умение придет само, когда вы, включив любимую музыку, начнете двигаться в такт, стараясь отключиться от внешнего мира и сосредоточиться на внутренних ощущениях. Танцуя, надо стремиться достичь такого состояния, когда окружающий мир со своими проблемами отступает на другой план или вовсе исчезает, а все мысли сосредотачиваются на танце. Это будет означать, что вы полностью расслабились.Но особенно преуспели древние индийцы в хирургии. Сушрута считал хирургию «первой и лучшей из всех медицинских наук, драгоценным произведением неба и верным источником славы». Хирургический инструментарий делали из стали, производство которой было освоено индийцами. «Шастра (острые инструменты) должны быть изготовлены искусными в своем деле умельцами (кузнецами|), использующими проверенные способы. Они должны быть приятны на вид, остро заточены, удобны для удерживания в руке и способны расщепить волос. Изготавливать их следует из хорошо обработанного твердого металла; цвет их должен напоминать голубой лотос и форма должна соответствовать названию». В наименованиях инструментов упоминались львы, медведи, тигры, волки и олени, множество птиц и насекомых. Их когти, зубы, клювы и хоботы стали прообразами игл, щипцов, скальпелей и ланцетов, и к силе этих животных обращался хирург, приступая к операции.

Сушрута описал 125 различных инструментов и разрешал хирургам изобретать новые для каждого отдельного случая. Сушрута первым классифицировал все хирургические операции, разделив их на семь видов: ахарья (извлечения твердых тел), бхедья (иссечение), чхедья (разрезание), эшья (исследование), лекхья (скарификация), севья (наложение швов) и висраванья (выведение жидкости).Еще не имея представлений об асептике и антисептике, древние индийцы добивались тщательного соблюдения чистоты во время операций. Опытные кузнецы делали хирургические инструменты из стали, а не из меди или бронзы, как в других странах Древнего мира. Эти инструменты хранились в специальных деревянных коробках и были заточены так, что ими можно было разрезать волос. Перед операцией они обеззараживались соками растений, мытьем в горячей воде, прокаливанием на огне. Впрочем, к этим действиям не совсем подходит современный термин «обеззараживание». Воздействие на инструменты врача огнем и водой по необходимости сопровождало лечение как всякое священное искусство.

Древние индийские хирурги проводили операции на глазах, ампутации конечностей, лапаротомию, камнесечение, грыжесечение и даже пластические операции. По свидетельству Артура Бэшема, они «умели восстанавливать носы, уши и губы, потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до XVIII в., когда хирурги Ост-Индской компании не сочли для себя унизительным учиться у индийцев искусству ринопластики (пластическим операциям носа)».

Способ ринопластики, подробно описанный в трактате Сушруты, вошел в историю под названием «индийского метода» и в различных вариациях сохраняет актуальность до сих пор. В древних индийских текстах впервые описана операция удаления помутневшего хрусталика (катаракты).

Сохранилось немало сведений о Школе Сушруты, в которой были лаборатории для приготовления лекарственных средств, отдельные комнаты для занятий и оборудованные операционные залы. Обучаясь у Сушруты, ученики использовали предметы, похожие на пораженные болезнью органы, - плоды растений и мешки, наполненные водой. Искусству кровопускания учились на сосудах мертвых животных и на стеблях водяных лилий, извлечению твердых тел - на плодах панаса, перевязкам - на макетах, технике катетеризации - на незатвердевшем глиняном сосуде, заполненном водой. Обучающийся медицине обязан был знать психологию, ботанику, биологию, фармакологию, химию, овладеть всеми гранями врачебного искусства. «Врач, неискусный в операциях, приходит у кровати больного в замешательство, подобно трусливому солдату, впервые попавшему в сражение; врач же, умеющий только оперировать и пренебрегающий теоретическим сведениями, не заслуживает уважения и может подвергать опасности даже жизнь царей. Каждый из них владеет только половиной своего искусства и похож на птицу с одним только крылом», - записано в «Сушрута-самхите».

Этические требования к врачевателю изложены в «Чарака-самхите»: «Если вы хотите достичь успеха в своей деятельности, богатства и славы небес после смерти… Вы должны всей душой стремиться к исцелению больного. Вы не должны предавать своих больных даже ценою собственной жизни. Вы должны быть рассудительны и всегда стремиться совершенствовать свои знания. Ни о чем из того, что происходит в доме больного человека, не следует говорить… никому, кто, пользуясь полученными знаниями, мог бы повредить больному или другому».В тысячи километров от Греции и нескольких столетиях от Гиппократа древние индийцы пришли к тем же выводам. Этических норм врачеватели придерживались и в отношении оплаты своего труда. Вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей врача и брахманов (жрецов). Если же зажиточные люди отказывались от уплаты за лечение, врачевателю присуждалось все их имущество. За неправильное лечение врачеватель выплачивал штраф, величина которого зависела от социального положения больного.

Список литературы:

В ведийскую эпоху была создана Аюрведа - «наука о долголетии». Часто индийские медицинские сочинения называют аюрведическими. Хранителями аюрведических знаний о долгой жизни, лишенной страданий, в Индии считались брахманы.

Аюрведическая система медицинских знаний разделялась на 8 главных разделов, в их числе: лечение ран; лечение болезней, относящихся к области головы; лечение болезней, охватывающих весь организм; лечение душевных болезней и психических расстройств, которые приписывались действию злых духов. В особый раздел выделялось учение о противоядиях.

Ведийские тексты содержат упоминания о разнообразных заболеваниях глаз, ушей, сердца, желудка, легких, кожи, мускулов и нервной системы. Перечислено около трехсот различных частей и органов человеческого тела. Внезапное заболевание считается проявлением злого начала, идущего либо от демонов, либо от проникающих в организм червей. Большое значение придается диете, при этом особое место в диетических предписаниях занимают молоко, мед и рис. Более поздние медицинские сочинения называли молоко священным напитком, который сохранял силу и ум человека, предохранял от болезней. Мед традиционно входил в состав рецептов лекарственных препаратов, излечивающих многие заболевания. Он считался основным противоядием при отравлении минеральными, растительными и животными ядами.

Часто для приготовления лекарственных средств употребляли экстракты лекарственных растений. Целебные свойства индийских лекарств, приготовленных на основе растений, были известны далеко за пределами Древней Индии: морскими и сухопутными торговыми путями их везли в Средиземноморье, Среднюю Азию и Китай, во многие другие страны Древнего мира. Лучшие лекарственные растения привозили с Гималаев.

Йога как способ управления.

Сведения о йоге были собраны в III в. до н.э. индийским мудрецом Патанджали в книге «Йога-сутра». В этом сборнике мировоззрение йогов, система дыхательных и физических упражнений изложены в виде кратких изречений - сутр. Как правило, современные представления о йоге придают большое значение физической тренировке. При этом философский аспект доктрины часто не принимается во внимание.

Философия йогов стремится привести человека к гармонии и уравновешенности не только физическими упражнениями, но всей системой мировоззрения. «Ясное, веселое и счастливое настроение ума, - учит йога, - создает нормальное функционирование физического тела; подавленное состояние ума, меланхолия, терзания, страх, ненависть, ревность и гнев также оказывают действие на тело и вызывают в нем физическую дисгармонию и временные заболевания».

Медицинские трактаты Древней Индии.

Лекарства, которые применяла индийская медицина, готовились из продуктов растительного, минерального и животного происхождения. Большую роль в искусстве врачевания играли благородные металлы. В состав мазей часто входили цинк, свинец, сера, сурьма, нашатырь, но чаще всего применялась ртуть и ее соли. Широкое применение ртути в древнеиндийской медицине было связано с высоким уровнем развития алхимии. Соединение ртути с серой должно было открыть путь к получению эликсира бессмертия. Алхимические сведения содержались преимущественно в медицинских текстах.

Чарака и Сушрута - великие врачи Древней Индии.

Основные направления искусства врачевания древних индусов отражены в медицинских трактатах «Чарака-самхита» - о внутренних болезнях (I-II вв. до н.э.), и «Сушрута-самхита» - о хирургии (IV в. н.э.). Первый трактат принадлежит Чараке - великому врачу Древней Индии. Большое внимание в этом сочинении уделено диагностике заболевания: врач должен был учитывать возраст больного, его физические особенности, условия жизни, привычки, профессию, особенности питания, климата и местности. Необходимо было тщательно осмотреть мочу и выделения организма, проверить чувствительность к различным раздражителям, силу мышц, голос, память, пульс. Интересно отметить, что «Чарака-самхита» упоминает о таких случаях, когда следует изучить каплю крови, взятую у пациента, а также описывает методы активного воздействия на организм с целью обострения болезни на короткий срок для выявления ее симптомов.

Чарака дал подробное описание методов лечения внутренних болезней, в том числе - чумы, оспы, малярии, холеры, туберкулёза. Трактат содержит разделы об анатомии и искусстве кровопусканий.

Автором трактата «Сушрута-самхита» был другой великий индийский врач - Сушрута. Медицинские сведения в его трактате составляли шесть разделов, первый из которых содержит специальный раздел о хирургии: автор считал ее важнейшей частью медицины. Кроме того, в трактате изложены сведения по анатомии, терапии, учение о ядах и противоядиях, а также - о лечении глазных болезней.

Медицинские трактаты постоянно подчеркивают, что настоящий врач кроме хорошего знания теории и практики должен обладать нравственными достоинствами: бескорыстием, честностью, смелостью, самообладанием. Медицина требует от человека большей моральной стойкости, чем другие профессии. Долг перед пациентом следует ставить выше личной заинтересованности. В случае неизлечимой болезни врач должен честно признать свое бессилие. Предписания врачебной этики касались и внешнего вида врача: требовалось, чтобы «врач, который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как с палкой и зонтиком и в особенности избегал болтовни».

Хирургия.

Хирургия была той областью медицинского искусства, в которой Индия превзошла многие страны Древнего мира. Сушрута называл хирургию «первой и лучшей из всех медицинских наук, драгоценным произведением неба и верным источником славы». Он описал более 300 операций, свыше 120 медицинских инструментов и более 650 лекарственных средств. Об анатомических познаниях врачей Древней Индии можно судить по тому, что в труде Сушруты перечислены 300 костей, 500 мышц, более 700 сосудов и около 100 суставов.

Особенно хорошо удавались индийским хирургам пластические операции на лице. Врачи умели восстанавливать носы, губы и уши, потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до XVIII в. Европейские хирурги учились у индийцев искусству ринопластики (от греч. «rhinos» - нос) - восстановлению утраченного носа. Этот способ подробно описан в трактате Сушруты и вошел в историю медицины под названием «индийского метода»: нос восстанавливали с помощью лоскута кожи, вырезанного со лба или щеки.

Не менее блистательной была операция по удалению помутневшего глазного хрусталика - катаракты. Индийские хирурги сумели добиться тщательного соблюдения чистоты во время операций. Опытные кузнецы делали хирургические инструменты из стали, а не из меди или бронзы, как в других странах Древнего мира. Эти инструменты хранились в специальных деревянных коробках и были заточены так, что ими можно было разрезать волос. Перед операцией они обеззараживались соками растений, мытьем в горячей воде, прокаливанием на огне. Впрочем, к этим действиям не совсем подходит современный термин «обеззараживание». Воздействие на инструменты врача огнем и водой по необходимости сопровождало лечение как всякое священное искусство.




Top