Духовная жизнь в советском и российском обществах. Духовная жизнь советского общества — гипермаркет знаний

Всего бюджет мог бы получить от монополии 238 млрд руб. дивидендов, если бы «Газпром» отдал половину прибыли по МСФО, а «Роснефтегаз», через который государство также владеет монополией, – все полученные им дивиденды. Но результат оказался значительно скромнее. Напрямую бюджет получит только 73 млрд руб., а «Роснефтегаз» свою долю должен перечислить в следующем году. Акционерам «Газпром» отдаст лишь 20% от прибыли по МСФО, даже меньше, чем в прошлом году, – 24%.

«Газпром» добился заниженных дивидендов, сославшись на большую инвестпрограмму. В прошлом году правительство почти сразу пошло на уступки – это компенсация за повышение налоговой нагрузки, объяснял министр экономического развития Алексей Улюкаев. На этот раз бюджет, наоборот, решил получить налоговую компенсацию за снижение дивидендной нагрузки. Правда, компенсация небольшая (от повышения НДПИ – 30 млрд руб. в IV квартале 2017 г.) и достанутся деньги только государству, а не всем акционерам.

Правительство держалось до последнего – еще в апреле Минфин настаивал, что все госкомпании без исключения заплатят 50%. Однако в мае президент Владимир Путин пояснил, что «Газпром» все же будет платить по-особенному: с прибыли без учета бумажных доходов.

Заявленная на 2017 г. инвестпрограмма «Газпрома» – 910 млрд руб. Но, возможно, эта цифра еще вырастет, как это обычно происходит осенью. Крупнейшие инвестпроекты – «Северный поток – 2» (111 млрд руб.), Бованенковское месторождение (37 млрд), «Турецкий поток» (42 млрд), газопровод «Ухта – Торжок – 2» (62 млрд), Чаяндинское месторождение (64 млрд), трубопровод «Сила Сибири» (159 млрд) и Амурский ГПЗ (102 млрд). При такой инвестпрограмме денежный поток компании обнулится при любом уровне дивидендов, по расчетам аналитиков Fitch, и компании придется занимать. По итогам 2016 г. отношение чистого долга к EBITDA – 1,5.

В дивидендной политике Сбербанка не указано, сколько он должен платить акционерам, но госбанк неоднократно заявлял, что стремится к 20% от чистой прибыли. Этой норме он и следовал, за исключением 2014 г., когда отдал акционерам лишь 3,5% чистой прибыли (10,16 млрд руб.). Кризис заставлял банк держать запас капитала, чтобы создавать резервы по украинским активам и кредитам, испортившимся из-за девальвации рубля. Но уже по итогам 2015 г. банк вернулся к дивидендам на уровне 20%, заплатив 44,5 млрд руб.

За 2016 г. Сбербанк выплатил рекордные дивиденды – 25% чистой прибыли по МСФО, или 135,5 млрд руб., из которых 67,75 млрд получил ЦБ (владеет 50% плюс 1 акция госбанка, 90% прибыли регулятор отдает бюджету). А по итогам 2017 г. Минфин хочет получить вдвое больше, распространив и на Сбербанк «правило 50%»: план по этим доходам на 2018–2020 гг. – 150 млрд, 165 млрд и 181,5 млрд руб. соответственно, следует из проектировок Минфина.

Госбанку вполне по силам направлять 50% чистой прибыли на дивиденды, поскольку рентабельность его капитала составляет в среднем 20%, говорил аналитик UBS Михаил Шлемов. Но есть риск, что большие дивиденды могут ограничить рост бизнеса Сбербанка при условии сохранения текущего уровня достаточности капитала.

«Алроса» по итогам 2016 г. выплатила в 4 раза больше дивидендов, чем в 2015 г. Чистая прибыль за 2016 г. составила 131,3 млрд руб. На выплату дивидендов решено направить 65,769 млрд руб., или 50% от прибыли.

По итогам прошлого года ВТБ заплатил 44,4 млрд руб., что составляет 86% от его чистой прибыли по МСФО. Выплаты на привилегированные акции, размещенные в пользу Минфина, составили 11,1 млрд руб., а в пользу АСВ, – 18,1 млрд.

Если бы Минфину удалось добиться своего, то бюджет получил бы от «Роснефти» около 45 млрд руб. Но «Роснефть» формально не считается госкомпанией – ею государство владеет через «Роснефтегаз» – и требования правительства на нее не распространяются.

Согласно дивидендной политике «Роснефти» компания должна платить не менее 35% от чистой прибыли по МСФО – 63,4 млрд руб., из которых половина достанется «Роснефтегазу» и в следующем году – частично бюджету (если не будет промежуточных дивидендов). Однако в этом году «Роснефть» может уточнить дивидендную политику, после того как Путин попросил главного исполнительного директора «Роснефти» и председателя совета директоров «Роснефтегаза» Игоря Сечина увеличить выплаты до 50% от чистой прибыли по МСФО. «Роснефть» намерена выплатить промежуточные дивиденды за первое полугодие 2017 г., писали «Интерфакс», Bloomberg и Reuters и подтверждали «Ведомостям» человек, близкий к «Роснефти», и два федеральных чиновника. По словам одного из них, они как раз и могут составить 50% чистой прибыли по МСФО.

В 2016 г. капитальные затраты «Роснефти» составили 709 млрд руб., в этом году компания планирует потратить около 1 трлн (следует из ее презентации). Хотя аналитик «Атона» Александр Корнилов считает, что затраты могут быть меньше – около 700 млрд. Инвестпрограмма растет несколько лет подряд, с 2015 г. она выросла на 33% в 2016 г. Основные проекты – разработка месторождений Русское, Тагульское, Требса и Титова (принадлежит СП «Башнефти» и «Лукойла» – «Башнефть-полюсу»), а также Таас-Юряха, говорится в презентации. В I квартале 2017 г. компания инвестировала в развитие 192 млрд руб. Долговая нагрузка, по данным компании, – 1,6 EBITDA (без учета долга по китайским контрактам). С учетом долга по китайским контрактам – выше 3 EBITDA, отмечает управляющий GL Asset Management Сергей Вахрамеев.

В этом году «Транснефть» начислила 30,6 млрд руб. дивидендов (государству – 23,9 млрд), или всего 13% прибыли по МСФО. В прошлом году эта доля и вовсе составила 9%. Согласно дивидендной политике «Транснефти» она ориентируется на выплату 25, 20 или 15% от нормализованной чистой прибыли в зависимости от долга, инвестпрограммы и др. Но владельцы привилегированных акций согласно уставу компании получают 10% чистой прибыли компании. При этом дивиденды на одну привилегированную акцию не могут быть ниже, чем на обыкновенную.

Секрет «Транснефти» прост – исторически прибыль скапливается в «дочках», поэтому прибыль по РСБУ в разы меньше прибыли по МСФО. В итоге выплаты 50% прибыли по МСФО превышают 100% прибыли по РСБУ – а это запрещено законом об акционерных обществах, считает «Транснефть». Доказать обратное или уточнить законодательство Минфину пока не удается. Тактика «Транснефти» похожа на поведение младшего брата в семье, считает федеральный чиновник: «Сначала [о поблажках] просят «Газпром», «Роснефть», и когда уже им все дали, пристраивается паровозом «Транснефть» – потери уже не кажутся такими большими».

Капвложения компании с 2017 по 2020 г. оцениваются в 1 трлн руб., из которых 292,8 руб. – в новые проекты, остальное – в техническое перевооружение и реконструкцию инфраструктуры. Крупные строящиеся объекты: нефтепровод Куюмба – Тайшет, расширение трубы Сковородино – Мохэ и ВСТО, проекты «Юг» и «Север». На конец марта 2017 г. отношение чистый долг / EBITDA «Транснефти» – 1,6.

ФСК 12,94

ФСК отдала акционерам 50% от скорректированной чистой прибыли по РБСУ (без учета неденежных статей) – 18,2 млрд руб. Это рекорд для энергокомпании. Согласно дивидендной политике ФСК отдает на дивиденды не менее 10% скорректированной чистой прибыли. Но в этом году она получила рекордные дивиденды от «Интер РАО», где ей принадлежит 18,57%, – 3 млрд руб.

В конце прошлого года Минэнерго утвердило инвестпрограмму ФСК до 2020 г. в 482,3 млрд руб. Чистый долг ФСК на конец 2016 г. составил 221,8 млрд руб., или 1,9 EBITDA. В 2017 г. ФСК должна будет погасить 25 млрд руб. по долгу. В прошлом году свободный денежный поток ФСК был положительным, долговое финансирование ей не требуется.

Дивиденды за 2016 г. – рекордные за всю историю компании. Дивидендная политика «Русгидро» предполагает выплату акционерам не менее 5% от чистой прибыли по МСФО. Но компания также руководствуется собственными потребностями и рекомендациями правительства. В итоге дивиденды за 2016 г. составят 50% чистой прибыли по МСФО – 19,9 млрд руб.

Размер дивидендов «Русгидро» влияет на ставку по форвардному контракту компании с ВТБ на 55 млрд руб., отмечается в сообщении компании. С учетом объявленных дивидендов в 2017 г. она снизится более чем на 4%. «Русгидро» превращается в хорошую дивидендную историю с доходностью 8% и выше на фоне снижения инфляции до уровня около 5%, оценивает аналитик Renaissance Capital Владимир Скляр.

«Аэрофлот» выполнил директиву правительства, выплатив дивиденды по итогам 2016 г. в 50% от чистой прибыли (19,4 млрд руб.). Это были рекордные дивиденды с 2010 г. К тому же в последние два года из-за убытков компания вообще ничего не выплачивала. А в 2016 г. «Аэрофлот» получил рекордную прибыль по МСФО (38,8 млрд руб., из них прибыль акционеров материнской компании – 37,4 млрд). Но аналитики указывают, что компания могла бы выплатить и больше. На конец 2016 г. на счетах «Аэрофлота» было 31,5 млрд руб., свободный денежный поток (с учетом выплаты авансов за поставку самолетов и инвестпрограммы) в 2016 г. составлял 47,7 млрд руб., отмечал аналитик Райффайзенбанка Константин Юминов.

«Роснефтегаз»

«Роснефтегаз» (принадлежит Росимуществу) – это прослойка между государством и его крупнейшими нефтегазовыми активами. Холдинг владеет 50% плюс 1 акция «Роснефти», 10,97% «Газпрома» и 26,36% «Интер РАО». За прошлый год от этих активов «Роснефтегаз» получит 56,6 млрд руб. дивидендов.

Принятые допущения

в расчет включены компании, в которых государство прямо или косвенно владеет контрольным пакетом акций

под прямым участием подразумевается доля, принадлежащая Росимуществу или Минфину

под косвенным участием понимается доля, контролируемая государством через другие компании, госкорпорации, собственность субъектов РФ и муниципальная без учета перекрестного владения

финансовые показатели приведены из отчетности по МСФО

данные в таблицах упорядочены по убыванию суммарного размера дивидендов за 2016 г., приходящихся на прямую и косвенную долю государства

финансовые показатели приведены из отчетности по МСФО (чистая прибыль – за вычетом доли меньшинства)
Источники: данные компаний, расчеты «Ведомостей»

Еще в 2012 г. бюджету доставалась почти вся чистая прибыль «Роснефтегаза». Но в 2013 г. (годом ранее Сечин возглавил «Роснефть») – лишь четверть: на продаже BP 5,66% акций «Роснефти» «Роснефтегаз» заработал $4,87 млрд. С тех пор ежегодно за накопленные в «Роснефтегазе» дивиденды разыгрывается настоящая битва. Исходя из данных компании и «Интерфакса» госхолдинг отдавал государству в 2014–2016 гг. от 12 до 24% прибыли по РСБУ.

Минфин хотел изменить ситуацию – и снова изымать у «Роснефтегаза» всю его прибыль. И ситуация действительно изменилась. Но только не в пользу бюджета – у «Роснефтегаза» просто не оказалось прибыли, а вместо нее образовался убыток в 90,4 млрд руб. (вовремя не пришли деньги от продажи 19,5% «Роснефти»). Поэтому компания не заплатила вообще ничего. Убыток был технический: «Роснефтегаз» в декабре прошлого года ускоренно перечислил в бюджет 717 млрд руб. от продажи 19,5% акций «Роснефти», а сам получил деньги только в январе 2017 г.

При этом отчетность «Роснефтегаз» с разрешения правительства не публикует. И уже самому правительству не хватает информации об этой компании, следует из датированного 20 июня письма директора департамента экономики и финансов правительства Валерия Сидоренко в Минэкономразвития и Минэнерго.

Впрочем, Путина это не смущает. По его словам, «Роснефтегаз» финансирует приоритетные проекты, о которых правительство иногда забывает. Так, компания инвестирует в проекты в сфере науки и образования, в производство самолетов для региональных линий и авиационного двигателя с большой тягой. Также «Роснефтегаз» финансирует принадлежащую «Роснефти» верфь «Звезда» и строительство четырех электростанций в Калининградской области через совместное с «Интер РАО » (99,99% на 0,01%) предприятие, стоимость проектов – 60 млрд и 100 млрд руб. соответственно.

В подготовке статьи участвовали Артур Топорков, Виталий Петлевой, Галина Старинская

Портфельный управляющий Александр Бранис о том, как заставить госкомпании платить акционеру

Наступила весна, ежегодные споры о размере дивидендов госкомпаний в разгаре. В 2016 году по предложению Минфина было принято решение о выплате не менее половины прибыли по МСФО акционерам в качестве дивидендов. Не все компании выполнили это решение, однако по сравнению с 2015 г. выплаты возросли на 87%. Более того, впечатленные напором правительства менеджеры, раньше свободно рассуждавшие о том, что, дескать, акционеры и так получают достаточно, умерили прыть и, напротив, заговорили о планах довести выплаты до половины прибыли и более.

На фоне несколько выросших цен на нефть и возобновления роста экономики важно не допустить отката назад. Белый дом, уже много лет пытающийся добиться от госкомпаний роста эффективности, должен наконец понять, что лучший способ прийти к этой цели – начать вести себя как настоящий собственник, а значит, сфокусироваться на доходах, которые компании под его контролем приносят бюджету. Все остальное – разговоры в пользу бедных. Стоит только сесть за один стол с менеджментом любой госкомпании, чтобы обсудить надежность ее трубопроводов, планы «инновационного развития» или международной экспансии – и бой уже проигран. Выходя на поле, на котором представители компаний заведомо компетентнее, вооружены большим количеством цифр и располагают неограниченными ресурсами для доказательства своей правоты, любое ведомство обречено. Например, многолетние усилия правительства по контролю издержек в электросетевом комплексе привели лишь к тому, что измерителем успеха стал показатель, который улучшается… с ростом капитальных затрат компаний.

Именно поэтому стоит брать пример с частных акционеров крупных российских компаний. Все они хотят получать высокий доход на свои инвестиции – и большинство компаний платят серьезные дивиденды. Развитие бизнеса финансируется, как правило, путем привлечения долга и из оставшейся после выплаты дивидендов части прибыли.

Выплата значительных дивидендов автоматически добавит дисциплины при планировании инвестиций, заставит искать внутренние резервы производительности, оптимизировать структуру капитала, отказываться от неэффективных проектов. Усилит тех внутри компаний, кто выступает за снижение издержек. Пошлет ясный сигнал, что компании принадлежат акционерам, а не тем, кто нанят для управления ими.

Важно не погрязнуть в бесконечных рассуждениях о правильной форме такого сигнала. Именно к последним относятся попытки некоторых обосновать, что они вообще не госкомпании, так как государство держит весь или часть контрольного пакета через холдинг, такой как «Роснефтегаз», «Россети» или «Газпром». В частном бизнесе такая инсубординация совершенно невозможна. Дивидендная политика, отвечающая интересам собственника, должна быть реализована в сквозном виде через всю цепочку юридических лиц вплоть до операционных компаний, реально зарабатывающих прибыль.

Существует мнение, что нет смысла стричь всех под одну гребенку, устанавливая универсальный минимум выплаты в половину прибыли. Однако, изучая международный опыт, мы видим, что такие выплаты – это действительно нижняя планка для зрелых, состоявшихся бизнесов и отраслей, а именно к этой части экономики относятся российские госкомпании (см. таблицу). Причем это характерно не только для развитых стран, но и для Китая, Индии и других развивающихся стран.

Более того, даже если на минуту согласиться, что было бы лучше подходить к каждой компании индивидуально, то у правительства все равно нет ресурсов для такой работы. Даже внутри него различные ведомства видят ситуацию по-разному, давая корпоративным лоббистам массу возможностей для маневрирования и «разводок». Простое и четкое правило, обязательное для всех, мгновенно сведет дискуссии к минимуму. А точнее, переместит их в более позитивную область обсуждения – насколько больше половины прибыли компании можно распределить акционерам.

Что нужно сделать, чтобы правило соблюдалось? Все просто – заставить «Газпром» и «Роснефть» следовать ему. Остальные подстроятся. «Роснефть» обещала новым акционерам направлять 35% прибыли на дивиденды. Я сомневаюсь, что они откажутся от более существенных выплат, но, если это вдруг произойдет, пусть отправят деньги на благотворительность. Что касается «Газпрома», то резервы сокращения издержек и объема инвестиций там просто гигантские. Уже в прошлом году компания с учетом выкупа пакета собственных акций у ВЭБа направила 40% прибыли акционерам. Еще одно относительно небольшое усилие – и цель в половину прибыли будет достигнута.

Иногда приходится слышать, что приоритетом должны быть собственные инвестиции госкомпаний, так как именно они якобы разгоняют экономику и позволяют развивать инфраструктуру. Возможно, на бумаге при подсчете ВВП это действительно так. Однако во многих случаях качество, т. е. доходность, таких вложений настолько низкое, что от них выигрывают только люди, отвечающие за подбор подрядчиков. Зачастую инвестиции становятся самоцелью, и вот уже мощности по добыче и транспортировке газа одной известной компании загружены лишь на 60–70%. Напротив, получив дивиденды, государство направит их на нужды бюджета, снизив заимствования, а частные акционеры вложатся в российский фондовый рынок, подстегнув приток инвестиций в частный сектор экономики через новые размещения акций и долговых инструментов. Другими словами, стоимость и долгосрочность капитала, доступного для частных компаний, способных по-настоящему эффективно инвестировать их, улучшатся, что позитивно повлияет и на экономический рост.

Глобальные инвесторы, отвернувшиеся от России в последние годы, при оценке рынка всегда смотрят на крупнейшие компании или на индексы, в которых такие компании играют ведущую роль. В нашей стране эти компании в основном государственные. Например, в индексах Московской биржи и MSCI Russia госкомпании составляют больше половины. Частный сектор может быть трижды эффективен и привлекателен, а финансовая инфраструктура – самой современной, однако для подобных инвесторов страна априори покажется неинтересной, если крупнейшие компании не будут следовать общепринятым нормам. Выплата достойных дивидендов – основная из них.

Спору нет, не все руководители госкомпаний спят и видят, как бы оставить акционеров с носом. Однако при нерешительной позиции правительства даже для лучших из них соблазн будет слишком велик. Для активизации действий в этой сфере необходима политическая воля, на кону – эффективность госсектора и привлекательность российской экономики для инвесторов.
Чтобы перетянуть менеджеров на сторону собственника, не требуется изобретать велосипед. Нужно сузить возможности нетрудовых доходов, переподчинив, как того требует Кодекс корпоративного управления, службу внутреннего аудита от менеджмента советам директоров. Топ-менеджеры госкомпаний могут получить опционы на акции своих компаний, желательно с запретом на их продажу в течение нескольких лет после получения. Начавшись несколько лет назад, эта работа по непонятным причинам застопорилась. Наконец, государству давно пора перестроить линию коммуникаций с компаниями, сделав советы директоров реальными центрами принятия стратегических решений.

Чтобы госкомпании все больше отличались по эффективности от тех главков, на базе которых они когда-то были созданы, в ближайшие несколько недель на Краснопресненской набережной несколько рук должны подняться и одобрить обновленную редакцию постановления 774, делающую постоянным требование о выплате не менее половины прибыли госкомпаний по МСФО акционерам.
Автор – председатель совета директоров Ассоциации профессиональных инвесторов

На доработку проект распоряжения о нормативе выплаты дивидендов госкомпаний на уровне 50% от чистой прибыли, сообщил замминистра финансов России Алексей Моисеев.

«Оно было внесено (в правительство) с разногласиями, сейчас оно вынесено», - сказал Моисеев, уточнив, проект находится на доработке в Минфине.

Министр финансов РФ Антон Силуанов и первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов

Еще вчера министр финансов РФ Антон Силуанов в кулуарах Гайдаровского форума заявил, что решения о продлении нормы минимальных дивидендов на уровне 50% прибыли для госкомпаний приняты, исключений не предусматривается, задержка с выходом постановления носит технический характер.

Однако ему возразил Моисеев, отметив, что «формально распоряжение вернули нам, в Минфин, на доработку», добавив, что на такие процедуры обычно дается месяц.

В 2016 г. как временная мера для пополнения бюджета было введено требование к госкомпаниям направлять на дивиденды не менее 50% прибыли по РСБУ или МСФО (в зависимости от того, какая больше). Пока эта норма не продлена, формально действует базовое требование о направлении на дивиденды не менее 25% прибыли.


Документ не получил одобрения по причине ряда возражений госкомпаний, которые, в случае его одобрения, будут обязаны перечислять в виде дивидендов 50% прибыли, напоминает аналитик «Алор Брокер» Евгений Корюхин.

К примеру, Газпром при таком сценарии будет обязан перечислить в виде дивидендов порядка 300 млрд рублей, а это значит, что эти деньги не будут работать на компанию, что конечно вряд ли может устроить ее менеджмент, за то для владельцев акций данные дивиденды будут щедрой наградой за терпение. Также и с другими компания госсектора.

Между тем, полагает аналитик, для российской экономики наиболее лучшим сценарием была бы ситуация, в которой государственные компании перечисляют всю полученную прибыль в виде дивидендов, потому как иначе теряется смысл владения акциями государством в принципе.

Что касается сроков, за которые могли бы принять этот документ, то тут сложно определить, скорее всего, этот процесс может затянуться на полгода и более.

Вопрос о дивидендах госкомпаний – типичный для бизнеса конфликт интересов между собственниками и менеджментом, отмечает аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. Только в данном случае он имеет всероссийский масштаб.

Владельцы-получатели доходов в лице Минфина, заинтересованы иметь больше денег от своей собственности. Управленцы же хотели бы оставлять в распоряжении предприятий средства, необходимые для инвестиций, текущей деятельности, погашения кредитов.

И в этом их могут поддержать профильные госструктуры, которые в отличие от Минфина отвечают не за бюджет, а за работу госкорпораций.

Недаром же, говорит эксперт, министр финансов Антон Силуанов сказал, что выход распоряжения мог задержаться лишь «из-за технических причин». А первый вице-премьер Игорь Шувалов говорил о «не технического рода замечаниях».

Для сглаживания остроты бюджетного дефицита в 2016 году было принято разовое решение увеличить выплату дивидендов с 25 до 50% прибыли госкомпаний 2015 года по РСБУ или МСФО, исходя из того, какая сумма выше. Пока оно не продлено ещё на три года, и действует общая норма о 25%, напоминает Гойхман.

Но даже в 2016 году «правило 50%» выполняли далеко не все, отмечает эксперт. Обращалось внимание на финансовое положение предприятия, принимались послабления.

Кроме того, есть и юридические нестыковки. Так, закон запрещает выплачивать дивиденды в суммах выше чистой прибыли по РСБУ. В результате, например, Роснефть выплатила лишь 35% чистой прибыли по МСФО, Газпром – 24%, а Транснефть – 9%.

Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минэкономразвития и федеральным органам исполнительной власти обеспечить принятие решений о выплате дивидендов госкомпаниями на уровне не менее 50% от годовой прибыли по МСФО.

Поручение опубликовано в четверг на сайте правительства России. В нем указывается, что речь идет в том числе об инфраструктурных компаниях, а также о компаниях нефтегазового и оборонно-промышленного секторов. Министр финансов Антон Силуанов отмечал, что 50-процентные выплаты позволят бюджету увеличить расходы на 200 млрд руб.

Президент Владимир Путин одобрил предложение о выплате госкомпаниями дивидендов в размере 50% от прибыли, сообщил первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Изначально идея о повышении дивидендных выплат принадлежала Минфину. Глава министерства Антон Силуанов в начале февраля говорил, что каких-либо исключений из правила не предполагается.

Но в прошлом году, когда государство также пыталось получить от компаний со своим участием 50% прибыли, подчинились далеко не все.

Так, не выполнили предписание «Газпром» и «Транснефть». Газовая монополия, например, направила на дивиденды даже более 50%, но не по МСФО, а по РСБУ. По международным стандартам финансовой отчетности получилось, что «Газпром» выплатил лишь 23,7% от чистой прибыли.

Пока неясно, как будут развиваться события сейчас. Антон Силуанов говорил, что исключений ни для кого не будет, но правительство будет рассматривать выплаты каждой госкомпании отдельно в зависимости от их финансового положения.

«Газпром» как раз в четверг опубликовал отчетность за 2016 год по МСФО. Прибыль, относящаяся к акционерам, там зафиксирована на уровне 951,6 млрд руб. То есть в случае исполнения поручения Медведева на дивиденды газовый холдинг должен будет направить 475,8 млрд руб.

Но, как заявил в ходе телефонной конференции директор департамента компании Александр Иванников, «Газпром» нацелен на выплаты по итогам 2016 года 7,89 руб. за акцию, или в общей сложности 186 млрд руб.

По словам Иванникова, это «неплохое предложение», учитывая обязательства «Газпрома» по капитальным вложениям, связанным с контрактными обязательствами, в частности по строительству газопровода «Сила Сибири», по которому российский газ должен поставляться в Китай.

Но при этом Иванников отметил, что «Газпром» исполнит любое решение, которое примут уполномоченные органы, хотя и предположил «некие дебаты» по поводу дивидендов.

Что касается принадлежащей государственному «Роснефтегазу» «Роснефти», то совет директоров компании в понедельник рекомендовал годовому общему собранию акционеров принять решение о выплате дивидендов в размере 5,98 руб. на акцию, или 63,4 млрд руб. Учитывая, что прибыль «Роснефти» по МСФО за 2016 год составила 181 млрд руб., на дивиденды компания намерена направить 35%.

«Все решения совета директоров компании соответствуют директивам правительства», — заявил в беседе с «Газетой.Ru» вице-президент «Роснефти» Михаил Леонтьев.

Главный инвестстратег ФГ БКС Максим Шеин полагает, что ряд госкомпаний вновь попытаются избежать 50-процентных выплат.

«Во-первых, может быть пересмотрена прибыль по МСФО — она может быть снижена, если компании будут настаивать на том, чтобы исключить из нее какие-то разовые доходы (например, «бумажные», от переоценки активов. — «Газета.Ru»), — говорит эксперт. — Но главное, компании будут апеллировать к обширным инвестпрограммам, необходимости капвложений».

«Газпром», по словам Шеина, может апеллировать к своим обширным социальным обязательствам. «А это, помимо прочего, предвыборный вопрос», — указывает эксперт.

«Учитывая, как относительно легко компаниям удалось избежать выплат 50% прибыли по МСФО в прошлом году, шансы на то, что аналогичным образом ситуация сложится и теперь, высоки», — полагает Шеин.

Глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин также уверен, что некоторые компании смогут договориться с правительством о снижении дивидендных выплат.

«В прошлом году к моменту принятия решения о дивидендах ситуация с бюджетом была хуже, чем сейчас, — напоминает эксперт. — В первом квартале 2016 года средняя цена нефти была ниже $40 за баррель, тогда как в январе - марте 2017 года — выше $50».

Это техническая структура, грубо говоря, прокладка, единственная функция которой состоит во владении крупными пакетами акций «Газпрома», «Роснефти» и с некоторых пор — «ИнтерРАО». «Роснефтегаз» на 100% принадлежит Российской Федерации в лице Росимущества, значит, никакой свободы воли у него нет и быть не может, вся его жизнь должна идти по директивам правительства. Да и что это за жизнь: накапливай себе дивиденды, которые капают с находящихся в собственности акций, и перечисляй их раз в год в бюджет. Непыльная работа, с которой справляется штат в десять человек.

Но на этой неделе из стана «Роснефтегаза» приходят новости одна сенсационнее другой. Сначала Интерфакс сообщил , что, согласно директиве правительства, по итогам 2016 года «Роснефтегаз» получил убыток в 90,4 млрд рублей, а при таких удручающих показателях какие могут быть дивиденды? Затем РБК со ссылкой на пресс-релиз «Роснефтегаза» сообщает , что в 2016 году «Роснефтегаз» получил прибыль от хозяйственных операций в размере 596 млрд рублей. Но весь этот грандиозный успех перечеркнула одна хозяйственная операция — перечисление в федеральный бюджет 692,4 млрд рублей, полученных от продажи 19,5% акций «Роснефти».

В этой истории прекрасно все, поэтому давайте-ка по порядку.

Во-первых, почему мне приходится пересказывать ее со ссылкой на СМИ, которые, в свою очередь, цитируют не самые очевидные источники — директиву правительства и пресс-релиз «Роснефтегаза»? Почему нельзя посмотреть на эти цифры в официальной отчетности компании? Может, она еще не опубликована?

Штука в том, что она не будет опубликована никогда. Более года назад «Роснефтегаз» сменил организационно-правовую форму и из открытого акционерного общества превратился в непубличное. Это дает ему право не рассказывать о своей деятельности никому, кроме акционера, каковым правом он в полном объеме и пользуется. Если захочет, расскажет о своих гигантских прибылях и феерических убытках в пресс-релизе. А не захочет — теряйтесь в догадках.

Игорь Сечин — председатель совета директоров «Роснефтегаза». Фото: РИА Новости

Во-вторых, цифры. Предположим, «Роснефтегаз» зачисляет себе в доход прибыль от хозяйственных операций. Очевидно, к ним относится получение дивидендов. Но выручка от продажи акций «Роснефти» в доходы не входит, хотя бы потому, что 692 млрд больше, чем 596. А вот перечисление этой суммы в бюджет проходит по графе «расход» и обеспечивает в итоге отрицательный финансовый результат.

Ну давайте, ради бога, вспомним детскую задачку про бассейн. По одной трубе в него втекло 596 миллиардов, по другой вытекло 692 миллиарда, при этом миллиарды не перемешивались между собой, но в итоге бассейн оказался наполовину пуст, и вычерпывать из него в бюджет решительно нечего.

Наконец, и без цифр как-то коробит слух, когда насквозь государственная компания считает государственные же дивиденды своей прибылью, а вот их перечисление единственному акционеру — расходом и отрицательным финансовым результатом. С бухгалтерской точки зрения оно, конечно, верно, где дебет, там и кредит, но ведь мы не про бухгалтеров говорим.

Совет директоров «Роснефтегаза» возглавляет Игорь Иванович Сечин, главный идеолог и практик современного российского государственного капитализма, в котором приватизированным оказались не отдельные активы, как это было во времена залоговых аукционов, а все государство, превращенное в источник прибыли. Лозунг Людовика устарел. Кредо главного терминатора России: «Государство — это мое».




Top