Роль художественной литературы в развитии дошкольников. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка


1. Роль художественной литературы в воспитании детей и развитии их речи.
Период дошкольного детства – очень важный этап в воспитании ребенка, когда закладываются основные черты его характера, начинается становление личности. Художественная литература оказывает неоценимую помощь педагогам во всестороннем воспитании и развитии речи детей. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. В процессе слушания ребенок переживает вместе с героями их радости и неудачи, живо откликается на все, что с ними происходит, сочувствует одним осуждает других.
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее»,- писал В. Г. Белинский.
Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его нравственные чувства.
Книга расширяет кругозор ребенка, вводит его в богатый мир образов, отражающих жизнь, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активнее отношение к жизни, прививает любовь к искусству, развивает вкус. Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей. Возникающие в их представлении при слушании живые образы помогают им понять идейный смысл произведения. Слушая, ребенок ориентируется в доступных его пониманию явлениях действительности, вводит в них новые, раньше не замечаемые качества, приобретает новые знания об окружающем мире. В процессе мыслительной и эмоциональной деятельности у детей формируется способность правильно оценивать все то, о чем они узнали из рассказа, сказки или стихотворения. Так, через художественное слово осуществляется нравственное воспитание детей. В процессе слушания литературных произведений у детей развивается интерес и любовь искусству слова, способность испытывать большое удовлетворение от общения с ним. Это свидетельствует о зарождении у дошкольников начальных форм эстетического восприятия, открывает путь для плодотворного решения задач художественного воспитания. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.
Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. Книга способствует появлению у ребенка собственных суждений о прочитанном, потребности высказываться, что развивает речь. Возникает детская художественно-речевая деятельность, связанная с восприятием литературных произведений, их исполнением, с разнообразными творческими проявлениями в этом плане: придумывание загадок, рифмованных строк, сказок, рассказов.
При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений. Таким образом, художественная литература – важное средство всестороннего развития ребенка. Для того, чтобы со всей полнотой и эффективностью использовать богатые воспитательные возможности художественной литературы, необходимо учитывать о детьми особенности ее как искусства слова. Нужно добиваться не только понимания детьми содержания литературного произведения, но прежде всего, пробуждать их мысли и чувства. Этому способствует организация детской деятельности, связанная с восприятием художественной литературы, где дети должны, используя впечатления полученные при слушании произведения, действовать самостоятельно, проявлять инициативу, посильное для них творчество.

2. Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров
Исследованием особенностей восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин Е.А. Флерина, О.И. Никифорова, Н. С. Карпинская, Л.М. Гурович и многие другие. Ученые (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.) отмечают, что дошкольный возраст – период активного становления художественного восприятия ребенка. В это время совершенствуется переход от первоначального восприятия, когда специфическое эстетическое отношение к действительности еще слито с жизненным, к ступеням эстетической деятельности. Последняя реализуется в активном мысленном сопереживании героям, в перенесении на себя действий, мыслей, чувств персонажей. Также ряд педагогов и психологов высказывают мысль о зарождении в дошкольном возрасте и более высокого вида восприятия художественной литературы, который характеризуется способностью ребенка к отчуждению от позиции героя, умением не только действовать вместе с героем, но и становиться как бы над ним, рассматривать события с точки зрения автора. О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения дошкольниками три стадии: -непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения); -понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); -влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание). Эстетика и психология рассматривают восприятие художественного произведения как сложный творческий процесс. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев . «Эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы» (А. В. Запорожец). Литературное произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества. Е. А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего». Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях. Е. А. Флерина отмечала наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка). Именно в дошкольном возрасте начинает складываться начитанность: ребенок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклоров во всем многообразии его жанров – от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. Дошкольник не только постоянно осваивает новые, все более сложные произведения, но уже формируется как читатель: приобретает способность открывать и черпать новое, скрытое для него ранее содержание знакомых книг.
Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. В возрастных особенностях восприятия дошкольниками литературного произведения выделяются два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным. На основе особенностей восприятия выдвигаются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе.
Для детей младшего дошкольного возраста характерны следующие особенности восприятия: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи. Пробуждающийся интерес детей к тому, что им читают, активизирует их восприятие. Дети младшего возраста любят слушать и читать стихи, предпочитая их прозе. При этом они тяготеют к динамичным ритмам, плясовой, радостной мелодике. Детям нравятся произведения детского фольклора, поэтическая природа которого, гармонично сочетающая в себе слова, ритмику, интонацию, музыку и действие, точно соответствует эмоциональным потребностям ребенка. Дети младшего дошкольного возраста способны при слушании осмысливать содержание художественного произведения в пределах, доступных их возрасту. То, что ребенком понято, пережито и в известной мере осмыслено оставляет глубокий след в их сознании.
В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. На основе того, что дошкольники приобрели на предшествующей возрастной ступни, у них вырабатывается способность глубже вникать в содержание произведения, осознавать в известной мере возникающие у них чувства и, руководствуясь ими, определять свое отношение к героям, событиям. В силу развития этой способности углубляется восприятие детей. Дошкольники начинают разграничивать в литературных произведениях реальное и фантастическое, и возникает возможность формировать первые представления о некоторых особенностях жанра (сказка, рассказ). Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей, при этом опираясь на свои представления и обогатившийся личный опыт. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Ребенок является активным соучастником изображаемых событий, он переживает их вместе с героями. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.
По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла. Восприятие художественной формы становится более дифференцированным сравнительно с младшим возрастом. Возросшая устойчивость внимания способствует тому, что дети в состоянии уже не просто слушать, но и вслушиваться в звучание художественной речи, отличать присущие ей особенности. Их уже можно учить различать на слух поэзию и прозу; нужно привлекать к некоторым приемам, характеризующий образный литературный язык (меткие эпитеты, сравнения) Так у детей постепенно воспитывается чуткость к поэтической речи, формируется чувство языка, культура слушания, необходимая для развития эстетического восприятия.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма). Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем социалистическом обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста - перевертыши, небылицы .
В исследованиях отмечается, что у ребенка 4 – 5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В возрасте 6 – 7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован.
Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

3.Принципы отбора произведений для чтения рассказывания детям
Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. Значимость продуманного отбора книг для детского чтения и рассказывания определяется тем, что он неизбежно влияет на литературное развитие ребенка, на формирование его литературного опыта на важном этапе – этапе дошкольного детства, на воспитании отношения к книге: интереса любви или равнодушия. Интерес к книге, возникший а ранние годы, поможет ребенку в дальнейшем, когда он будет осваивать технику самостоятельного чтения. Ребенок стремиться подражать героям книг, которые ему симпатичны, и сюжеты этих книг становятся сюжетами детских игр. Проживая в игре жизнь героев, дети приобретают духовный и нравственный опыт. Правильный выбор книг для детского чтения и рассказывания оказывает благотворное влияние на нравственное становление личности ребенка, на формирование его духовных ценностей. Книга совершенствует содержание речи ребенка, обогащает и шлифует его форму, в результате многократного повторения яркого, живого слова, игре со словом. В настоящее время детская литература богата по составу м содержанию. Для детей издаются произведения устного народного творчества русского народа и народов зарубежных стран, произведения русской и зарубежной классики, детские книги современных отечественных и иностранных авторов. Охватить все издания невозможно и здесь важную роль играют критерии отбора произведений для детского чтения и рассказывания, в основе которого лежат педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики.
При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетически е и нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Критерии отбора книг для детей можно условно разделить на две группы: критерии художественности, дающие возможность оценивать достоинства книг и вводить в круг детского чтения произведения различных видов, жанров, тематики, и педагогические критерии, позволяющие устанавливать соответствие между конкретными литературными произведениями и возрастными возможностями детей и отбирать книги таким образом, чтобы они способствовали развитию ребенка.
При выборе книг учитывается также единство содержания и формы. Литературоведение выделяет в содержании тематику, проблематику и идейно-эмоциональную оценку. В литературно-художественной форме – предметную изобразительность (персонажи, события, поступки, диалоги, монологи, портретные и психологические характеристики героев), речевой строй и композицию.
В связи с этим выделяется несколько критериев отбора книг для детей:
1. И дейная направленность детской книги. Книга призвана в конкретных образах раскрывать идеалы добра, справедливости, честности, мужества, сострадания; формировать правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, труду, природе. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги. 2. Высокое художественное мастерство, литературная ценность. Мерилом художественности является органичное слияние заключенных в произведении идей с такой формой их выражения, которая воплощает эти идеи наилучшим образом. Носителями идей в произведении всегда выступают герои. От того, как ребенок отнесется к герою, его чувствам, переживаниям и поступкам, зависит, воспримет ли он идеи, заложенные в литературном произведении.
3. Доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. Доступным является такое произведение, которое вызывает у читателя ребенка активную работу мысли, чувств, воображения, что ведет к решению литературной задачи – проникновению в замысел писателя. Произведение доступно детям тогда, когда автор учитывает их жизненный опыт и одновременно ставит новые задачи, требующие от ребенка душевных усилий и тем самым поднимающие его на новые ступени развития. 4. Сюжетная занимательность, простота и ясность композиции. Ребенку интересно произведение с развитым действием, которое дает возможность осмысливать поступки и чувства персонажей и в то же время имеет логически ясную композицию. Критерии отбора помогают определить круг детского чтения, внести в него лучшие произведения лучшие произведения русской детской литературы, определить, что читать детям с учетом их возраста.
4. Задачи и содержание работы детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой
Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.
Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы конкретной возрастной группы и представлены в «Программе воспитания и обучения детей в детском саду». Исходя из особенностей восприятия и понимания произведений литературы детьми младшего дошкольного возраста выделяются следующие ведущие задачи ознакомления детей с книгой на этом возрастном этапе: - формировать у детей интерес к книге, приучать внимательно слушать литературные произведения; - обогащать жизненный опыт малышей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг; - учитывать при отборе книг для детей тяготение ребенка к фольклорным и поэтическим произведениям; - помогать детям устанавливать простейшие (последовательные) связи в произведении; - помогать выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их; - поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребенка при восприятии книги; - помогать детям мысленно представить, увить события и героев произведения (с помощью отбора иллюстраций, опоры на личный опыт детей), учить рассматривать иллюстрации. В средней группе в перед воспитателем стоят следующие задачи: - учить внимательно слушать и слышать литературные произведения; - помогать соотносить личный опыт с фактами, описанными в литературном произведении; - помогать устанавливать простые связи между событиями, видеть поступки персонажей и правильно их оценивать; - развивать воссоздающее воображение, умение мысленно представлять себе события и героев произведения; - поддерживать внимание и интерес детей к слову в литературном произведении;
- поддерживать сопереживание детей героям произведения, личностное отношение к прочитанному. В старшем дошкольном возрасте возросшие возможности детей позволяют решать новые, более сложные задачи по формированию эстетического восприятия и понимания произведений художественной литературы: - закреплять и развивать устойчивый интерес к книге, воспитывать интерес к художественному слову; - расширять наряду с непосредственным жизненным опытом детей их литературный опыт. Знакомить с жанровыми особенностями некоторых видов литературных произведении (рассказ, сказка, басня, загадка, пословица, потешка); - формировать воссоздающее воображение; - учить устанавливать многообразные связи в произведении, проникать в авторский замысел; - помогать ребенку не только осмысливать поступки персонажей, но их мысли, чувства; воспитывать умение видеть скрытые мотивы поступков; - помогать ребенку осознавать его собственное эмоциональное отношение к героям произведений; - обращать внимание детей на язык литературного произведения, авторские приемы изображения. В течение всего дошкольного периода происходит активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, т.е. ребенок успешно формируется как читатель. Это обстоятельство предполагает тщательно подходить к отбору книг, которые должны входить в круг детского чтения и рассказывания. С учетом специфики детской литературы определен круг детского чтения и рассказывания. В него входят несколько групп произведений:
- произведения русского народного творчества и творчества народов мира, малые фольклорные формы;
- произведения русской и зарубежной классической литературы;
- произведения современной русской и зарубежной литературы.

Литературой, приобщающей ребёнка к духовной жизни своего народа, прежде всего являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и др. произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка, приспособлены к детским потребностям. Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения. В жанрах детского фольклора в простых, незатейливых, коротких стихотворениях ребенку рассказывается и о правилах личной гигиены (Например, «Водичка, водичка, умой мое личико»), и о правилах жизни среди людей, и о том высоком, что должно быть в человеке, что делает его человеком нравственным. Ребенок только начинает делать первые шаги, но ему уже говорят о том, что ждет его в будущей взрослой жизни. С помощью фольклора не только передаются представления о жизни, о нравственности, но решаются задачи развития ребенка. Фольклор оказывает психофизиологическое воздействие на детей: вызывает радостные эмоции, помогает координировать движения, развивать речь, учит преодолевать страх. Детский фольклор способствует эстетическому развитию малышей. В младшем дошкольном возрасте хорошо читать пестушки, потешки – короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают движения ребенка, способствуют его физическому развитию, помогают малышу легче переносить не всегда приятное для него купание, одевание, создают ту ситуацию, в которой происходит психическое, культурное развитие ребенка, активизируют межличностное общение. Исполняя пестушки, потешки, детские песенки, взрослый сопровождает их движениями рук, стимулируя, тем самым, его активность, вызывая эмоциональные реакции. Детям с 4-х лет становятся понятны небылицы-перевертыши. Этот особый вид прибауток необходим детям для тренировки интеллекта. Дошкольникам 3-го и 4-го года жизни необходимо слушать сказки, рассказы, короткие стихотворения, произведения русских и советских писателей. Детям этого возраста сказки необходимо не читать, а рассказывать и даже разыгрывать их, передавая действие в лицах, в движении. К таким сказкам относятся кумулятивные («Колобок», «Репка», «Теремок» и другие); народные (о животных, волшебные «Пузырь, соломинка и лапоть», «Гуси-лебеди», любые докучные сказки). Следует отметить, что для развития мышления детей наиболее эффективны народные сказки в классических обработках (как русские, так и народов мира). Народную сказку можно рассматривать как многомерную модель, включающую анализ разных жизненных ситуаций. Носителем духовной культуры народа является также классическая литература. Чтение ребёнку произведений А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В.А. Жуковского, Н. А. Некрасова, А. Н. Плещеева и других русских писателей - обязательное условие для его духовного становления. В круг детского чтения входят также фольклор и авторские произведения для детей народов мира. Они несут в себе большой потенциал национальных, народных культур, делают ребёнка обладателем общечеловеческих духовных ценностей. Таким образом, в своём литературном развитии ребёнок должен идти от литературы своего народа к классике детской мировой литературы. темам и жанрам. Ребёнку нужно открыть богатство жанров литературы. Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольника широту читательских интересов, а с другой - избирательность, индивидуальность литературных пристрастий. Современная детская литература представляет детям поэзию и прозу, произведения устного народного творчества и авторские книги; загадки и сказки, рассказы и повести, стихотворения, песни, потешки. Она удовлетворяет разнообразные интересы и потребности ребенка: потребность в фантастическом и героическом, приключенческом и романтическом, познавательно и юмористическом. Так как пристрастие к поэзии – отличительная особенность дошкольника как читателя, детей следует знакомить с творчеством К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, А.Л. Барто. Яркостью образов, необычностью, загадочностью, занимательными событиями привлекает дошкольников жанр сказки наших отечественных и зарубежных писатетей: А.М. Горького, А.Н. Толстого, Ю.К. Олешу, Э.Н.Успенского, Б.В. Заходера, И.П. Токмаковой, Д.Родари, А. Линдгрен, Т. Янссон. Неизменным расположением детей пользуются юмористические произведения Н.Н. Носова, В.Г. Сутеева, В.Ю. Драгунского, отвечающие потребностям ребенка в радости, душевном оптимизме, уверенности в том, что мир вокруг нег гармоничен. Данные произведения открывают детям смешное в жизни, воспитывают ценные качества – умение шутить и смеяться, с чувством юмора принимать жизнь со всеми ее хорошими и плохими сторонами. Вопросами детского чтения занимались такие известные литераторы и педагоги, как В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, подчеркивающие мысль, что круг детского чтения должен включать в себя произведения, составляющие его основу – «книжное ядро» (В.А. Сухомлинский), т.е. произведения наиболее ценные в идейном и художественном отношении фольклора и классической литературы, доступные для детей. Книжное ядро характеризуется наибольшей стабильностью. Его книги постоянно входят в постоянную программу детского чтения. Это лучшие произведения фольклора, стихи и сказки А.С. Пушкина, П.П. Ершова, рассказы из «Азбуки» Л.Н. Толстого, рассказы и сказки К.Д. Ушинского, стихи для маленьких В.А. Жуковского, А.Н Плещеева, Н.А. Некрасова, В.В. Маяковского, А.А. Блока, К.И. Чуковского, С.я, Маршака, С.В. Михалкова, А.Л. Барто. В золотую библиотеку для дошкольника вошла проза наших отечественных писателей: «Воробьишко» А.М. Г орького, «Чук и Гек», «Голубая чашка» А.П. Гайдара, «Обвал», « На льдине», «Что я видел» Б.С. Житкова, «Золотой ключик» А.Н. Толстого, «Лисичкин хлеб», «Золотой луг» М.М. Пришвина, «Волчишко», «Медвежата» Е.И. Чарушина, «Как муравьишка домой спешил», «Лесные домишки» В.В. Бианки. Традиционно включают в детское чтение произведения зарубежной классики сказки Ш. Перро, братьев Гримм, Х.К.Андерсена. Круг чтения дошкольника, однако, не ограничивается основным списком. Он значительно шире и включает в себя огромное книжное богатство. Это как бы второй круг детского чтения. Переход к нему требует подготовленности, которая формируется в результате знакомства с основным минимумом - ядром детского чтения. Второй круг детского чтения рассчитан на пополнение литературного кругозора детей, повышение их начитанности. Он направлен также на удовлетворение возникших литературных интересов к произведениям определённого жанра или определённой тематики. Библиотека современного ребёнка уже не мыслится без стихов Л. Квитко, Е. Благининой, Д. Хармса, П. Воронько, З. Александровой, Я. Коласа, Н. Забилы, стихов и сказок Д. Родари, рассказов и сказок Н. Носова, рассказов В. Драгунского, сказок А. Волкова, произведений Л. Пантелеева, Ю. Тувима, А. Линдгрен, А. Милна и др. В нашей отечественной детской литературе широко представлено поколение талантливых писателей: Р. Погодин, В. Берестов, Б. Заходер, С. Баруздин, Э. Шим, С. Капутикян, и, Токмакова, В. Витка, Э. Успенский, К. Тангрыкулиев, С. Вангели, И. Зиедонис, Ю. Дмитриева, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков, С. Сахарнов и других, без которых уже невозможно представить себе библиотеку современного ребёнка. Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника. Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность.

Произведения для чтения и рассказывания для детей старшей группы.
Круг детского чтения старшего дошкольника богат по составу и содержанию. Сюда входят, прежде всего, произведения мирового фольклора, классическая русская и зарубежная детская литература. Кроме того, в круг чтения дошкольников входят произведения современных писателей всего мира. Читательские интересы старших дошкольников довольно разнообразны. Они с удовольствием слушают и обсуждают произведения разных жанров на нравственную тему, о природе и животных, своих сверстниках. Появляется интерес к приключенческой и научно-познавательной литературе. 1. Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» В этой сказке обретает конкретное проявление вечная тема столкновения добра и зла: добрая. Любящая брата Аленушка противопоставляется жестокой злой ведьме, принявшей ее облик. Утверждается сила добра и любви; наряду с этой идеей звучит мысль о том, что непослушание, нарушение запретов приводит к бедам и несчастьям.
Данное произведение я выбрала, так как сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» помогает дошкольникам усваивать нравственные нормы и критерии, развивает у детей фантазию, воображение. Стилистика сказки отличается богатством и разнообразием форм народной речи.
2. Л.Н. Толстой «Филипок». Сюжет прост: Крестьянский мальчик очень хотел учиться. Мать считала, что ему еще рано ходить в школу, но Филипок – человек дела. Захотел – пошел стал учиться. Сюжет развивается внутренне, его движут столкновения, противоречия, развитие характера героя. Говорит Филипок мало, он действует: хотел идти, своей шапки не нашел, нашел отцовскую и все-таки пошел. Когда собаки из соседней деревни, которые не знали Филипка, стали лаять на него, мальчик испугался и бросился бежать. Взрослые в деревне не относятся равнодушно к детям: мужик, шедший мимо, отогнал собак, а баба с ведрами упрекнула за то, что все учатся а он лодырничает. В школе Филипок встал у двери в класс, боясь учителя: мальчик и раб бы ответить на вопрос, да у его не слушается язык. Когда же учитель погладил Фиилипка по голове, тот перестал бояться и сложил по буквам свое имя.
Рассказ «Филипок» Л.Н. Толстого я выбрала для чтения и рассказывания детям старшей группы, так как в данном произведении поступки Филипка понятны дошкольникам, переживания за героя вызывают у них эмоциональный отклик. Произведение учит детей проявлять настойчивость в достижении желаемого, целеустремленности.
3. Рассказ В. Осеевой «Почему?». Главный герой разбил чашку, дорогую, как память об умершем отце, и солгал маме, что это сделала собака. Мальчик страдает от раскаяния за горе, которое причинил маме, за предательство друга, за ложь в которой трудно признаться в создавшихся обстоятельствах. Рассказ заканчивается тремя вопросами, тремя «почему», которые герои рассказа задают сами по себе и которые также адресованы читателю. Это вопросы – Почему мальчик не сказал правду сразу, а разбудил маму ночью? Почему маму не бранила мальчика и даже обрадовалась, что чашку разбил он, а не собака Бум? Почему Бума выгнали на дождь во двор, а позже впустили и обласкали?
Рассказ «Почему?» А. Осеевой я выбрала для чтения и рассказывания в старшей группе, так как данное произведение учит детей решать жизненно важные нравственные проблемы, воспитывает в детях чуткость к дущевному состоянию близких.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 2000.
2. А. М. Бородич, "Методика развития речи детей". – М., 1981 г.
3. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. – М., 2002г.
4. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения.// Избранные психологические труды в 2 т. – М., 1986г.
5. Конина М.М. Художественная литература как средство нравственного воспитания. // Вопрросы эстетического воспитания в детском саду. – М., 1960г.
6. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1972г.
7. Панкратова Л.Я. Содержание и методы обучения художественно-речевой деятельности детей 4 – 7 лет. // Эстетическое воспитание в детском саду. – М., 1985г.
8. Программа воспитания и обучения детей в детском саду. – М., 2008г.
9.Соловьева О.И. О принципах отбора художественных книг для круга чтения в детском саду. // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. – М., 1960г.
10.Стрелкова Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка. – М., 2000г.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1 САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ИМ. Н.А.НЕКРАСОВА

ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО МЕТОДИКЕ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ на тему: «МЕТОДИКА РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ»

Выполнила студентка 5 курса 5-Б группы Каримова Динара

2010-2011

и т.д.................

  • Глава II. Из истории методики развития речи § 1. Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике
  • § 2. Развитие методики в России
  • Глава III Система работы по развитию речи в детском саду § 1. Цель и задачи развития речи детей
  • § 2. Методические принципы развития речи
  • § 3. Программа развития речи
  • § 4. Средства развития речи
  • § 5. Методы и приемы развития речи
  • Глава IV Методика развития словаря § 1. Понятие словарной работы и ее значение
  • § 2. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста
  • § 3. Задачи и содержание словарной работы в детском саду
  • § 4. Общие вопросы методики словарной работы
  • § 5. Методика словарной работы в возрастных группах
  • Глава V. Методика формирования грамматического строя речи § 1. Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей
  • § 2. Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка
  • § 3. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей
  • § 4. Пути формирования грамматической стороны речи у детей
  • § 5. Методика формирования морфологической стороны речи
  • § 6. Методика формирования синтаксической стороны речи
  • § 7. Методика формирования способов словообразования
  • Глава VI. Методика воспитания звуковой культуры речи детей § 1. Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка
  • § 2. Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками
  • § 3. Типичные фонетические возрастные особенности речи детей и содержание обучения
  • § 4. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи
  • § 5. Этапы обучения правильному звукопроизношению
  • § 6. Методика обучения звукопроизношению на занятиях
  • § 7. Формирование звуковой выразительности речи
  • Глава VII Методика развития связной речи § 1. Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка
  • § 2. Особенности развития связной речи в дошкольном детстве
  • § 3. Задачи и содержание обучения связной речи
  • § 4. Обучение диалогической речи в процессе повседневного общения
  • § 5. Беседа как метод обучения диалогической речи
  • § 6. Приемы обучения рассказыванию
  • § 7. Пересказ литературных произведений
  • § 8. Рассказывание по игрушкам
  • § 9. Рассказывание по картине
  • § 10. Рассказывание из опыта
  • § 11. Творческое рассказывание
  • § 12. Связные высказывания типа рассуждений
  • Глава VIII. Методика работы с художественной литературой в детском саду § 1. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка
  • § 2. Особенности восприятия детьми литературных произведений
  • § 3. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой
  • § 4. Методика художественного чтения и рассказывания детям
  • § 5. Методика заучивания стихотворений
  • § 6. Использование художественной литературы вне занятий
  • Глава IX Подготовка детей к обучению грамоте § 1. Сущность подготовки к обучению грамоте
  • § 2. Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте
  • § 3. Ознакомление со словом
  • § 4. Ознакомление с предложением
  • § 5. Ознакомление со словесным составом предложений
  • § 6. Ознакомление со слоговым строением слова
  • § 7. Ознакомление со звуковым строением слова
  • § 8. Подготовка к обучению письму
  • Глава VIII. Методика работы с художественной литературой в детском саду § 1. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка

    Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

    Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

    Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.

    Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

    При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

    Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

    § 2. Особенности восприятия детьми литературных произведений

    Эстетика и психология рассматривают восприятие искусства как сложный творческий процесс. «Эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы» (А. В. Запорожец). Литературное произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества.

    Е. А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего».

    Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

    В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.

    О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).

    Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

    Как уже говорилось выше, одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо. Е. А. Флерина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка).

    Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Л. М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным (СНОСКА: Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга. – М., 1992; Гурович Л. М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста: Автореферат канд. дисс. – Л., 1973).

    На основе особенностей восприятия выдвигаются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе.

    Кратко остановимся на возрастных особенностях восприятия. Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

    В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

    По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.

    В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

    В исследованиях отмечается, что у ребенка 4 – 5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В возрасте 6 – 7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован.

    Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

    наталья гукайченко
    Роль художественной литературы в развитии детей

    Художественная литература служит могучим , действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей , она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

    В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка . Эти образцы различны по своему воздействию : в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели. Перед нами стоит важная задача - каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному : чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

    Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду. Слайд №3

    Умение правильно воспринимать литературное произведение , осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой : его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь . Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

    В нашей работе мы уделяем большое внимание вопросу влияния детской литературы на развитие малышей , в т. ч. и на речевое. Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений художественной литературы . Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.

    В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась . Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации : телевидение, видеопродукцию, компьютер. Поэтому наша роль , как педагогов состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям , привить любовь к художественному слову , уважение к книге. Книга дает возможность домыслить, «пофантазировать» . Она учит размышлять над новой информацией. Развивает креативность , творческие способности, умение думать самостоятельно.

    Велика роль художественной литературы в развитии ребенка , без чего невозможно успешное обучение в школе.

    О том, что любить читать – хорошо, а не любить – плохо, каждый из нас слышал. И просто, что книга – источник знаний, - тоже слышал. Да и про то, что дети, полюбившие книгу, намного лучше развиваются и успевают в школе , все знают. Но, к сожалению, родители жалуются, что их чадо не любит книги, что дети предпочитают получать информацию из каких угодно источников, только не из книг…в результате нарушается формирование текстового мышления : т. е. умение читать, анализировать, интерпретировать, запоминать тексты, а также создавать новые. Поэтому каждый взрослый должен отчетливо понимать, что сегодня детей , как, никогда ранее, нужно учить быть читателями. Сами по себе они этого сделать не смогут.

    Свою работу по приобщению детей к художественной литературе начали с написания перспективного плана СЛАЙД №4, №5; подбора литературы , иллюстрационного материала.

    Одним из путей реализации нашей работы по данной теме мы взяли проект «Папа, мама, я – читающая семья» .Ведь особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение.

    Удачной находкой в работе с родителями является метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое применение в педагогической практике нашего учреждения. Метод проектов – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей – через совместную деятельность детей и родителей .

    Одна из особенностей проводимых различных видов деятельности состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями. Это позволяет :

    Родителям глубже понять своего ребенка.

    Сплотить семью через чтение художественных произведений .

    Вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей.

    Для успешной реализации проекта определенны задачи, которые необходимо решать не только в семье, но и в детском саду СЛАЙДЫ №6, №7

    Проект предлагает разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми, родителями.

    Провели анкетирование родителей «Читаем дома» ,беседу с родителями и детьми. Провели родительское собрание «Как организовать семейное чтение» . (СЛАЙД №8) Проведенные беседы указали на тревожный факт- только третья часть семей практикует семейное чтение. Вся дальнейшая работа была направлена на обогащение знаний детей , сближение родителей, педагогов и детей . Этому способствовали коллективные формы работы : фотовыставка «Вместе с книгой я расту» , изготовление книжек-самоделок, выставка рисунков «По страницам прочитаной книги» , СЛАЙДЫ №9, №10 ввели традицию группы «Книжное дерево» . На него родители прикрепляют листочки о прочитанных дома произведениях. Подготовили консультации для родителей. СЛАЙД №11

    «Чтение художественной литературы » тесно связана со всеми образовательными областями. В группах проведен ряд открытых занятий. СЛАЙД №12, №13, №14

    Художественное слово используем во всех режимных моментах.

    Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблиц. СЛАЙД №15 Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. К. Д. Ушинский писал : “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

    Проект предлагает разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми. Мы читаем книги, играем в с/р. дидактические игры, путешествуем по сказкам, рассматриваем портреты детских писателей и знакомимся с их биографиями.

    Детям предлагается широкий спектр игр : СЛАЙД №16, №17 №18 №19, №20

    Выступали с драматизацией сказки «Теремок» перед родителями и малышами, подготовили и показали музыкальную сказку «Волшебный цветок» .

    Используются различные виды театров. СЛАЙД №21

    Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности : лепке, рисовании, аппликации. СЛАЙД №22

    Обоснованный отбор нужных приемов, методов, игр, во многом решает дело. Благодаря такому отбору происходит самое близкое общение воспитателя, родителя и ребенка, которого взрослые побуждают к речевому действию, а так же повышают интерес к художественной литературе . Практикуем чтение перед сном и длительное чтение , т. е. большое по объему произведение читаем в течении нескольких дней. Это позволяет закреплять у детей устойчивый интерес к произведению, дает возможность вспомнить, прочитанное ранее.

    Реализация проекта осуществляется в игровой форме : с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с объектами окружающего социума (библиотекой) . Ходили на экскурсию в библиотеку. Дети становятся любознательнее, у них повышается интерес к книгам, к произведениям различных жанров. Многие дети записались в поселковую библиотеку. Дети больше просят, чтобы им почитали. СЛАЙД №23 Сами зазывают родителей в библиотеку.

    Подготовили и познакомили детей с тем , как появились первые книги. СЛАЙД №24

    Проводятся совместные мероприятии со школой : участие учеников 1 класса в театрализованном празднике «Мойдодыр и все, все, все» , приняли участие в викторине «По дорогам сказок» , который проходил в школе и заняли первое место. СЛАЙД №25

    Большую помощь в реализации проекта оказывают родители. Они принимают участие в утренниках, развлечениях , наряжаясь в героев различных произведений; в постановках кукольного театра. СЛАЙД №26,№27,№28, №29

    А главное -у детей появляется потребность в чтении книги и это значит, что вся работа, которая нами проводится не пройдет даром.

    Своё выступление мне хочется закончить словами Сухомлинского : «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка. Если с детства у ребёнка не воспитали любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь – в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползет, как будто неизвестно откуда, взявшееся плохое».

    Хочется пожелать всем педагогам найти этот путь и сделать его взаимоинтересным и значимым как для себя, так и для своих воспитанников.

    Публикации по теме:

    «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста». Доклад для семинара по речевому развитию дошкольников «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста»Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Источники способностей.

    МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию» «Нетрадиционные.

    «Роль двигательной активности в физическом развитии и здоровье детей» Базанова Людмила Александровна воспитатель Первой квалификационной.

    Детская книга рассматривается как средство умствен­ного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоос­новой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художествен­ная литература формирует нравственные чувства и оцен­ки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстети­ческое восприятие.

    Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые язы­ковые формы, словесные характеристики образа, опреде­ления, которыми оперирует ребенок. Средствами художе­ственного слова еще до школы, до усвоения грамматичес­ких правил маленький ребенок практически осваивает грам­матические нормы языка в единстве с его лексикой.

    Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах - музы­кальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказ­ках - меткость, выразительность.

    Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэти­ческой лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, мета­форы, эпитеты и другие средства образной выразительности.

    При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразитель­но-выразительными средствами служит развитию художе­ственного восприятия литературных произведений.

    Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом - силой воз­действия художественного образа. Чтобы полностью реали­зовать воспитательные возможности литературы, необхо­димо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

    § 2. Особенности восприятия детьми литературных произведений*

    Эстетика и психология рассматривают восприятие искус­ства как сложный творческий процесс. «Эстетическое вос­приятие действительности представляет собой сложную пси­хическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы» (А. В. Запорожец). Литературное произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества.

    Е. А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувству­ющего» и «мыслящего».

    Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пас­сивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в во­ображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

    В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А, Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых исследу­ются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.

    О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия ху­дожественного произведения три стадии: непосредствен­ное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе - работа воображения); понимание идейного со­держания произведения (в основе лежит мышление); вли­яние художественной литературы на личность читателя (че­рез чувства и сознание).

    Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрос­лого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показы­вают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

    Как уже говорилось выше, одной из особенностей вос­приятия литературного произведения детьми является сопе­реживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно дей­ствует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного теат­ра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо.

    Е. А. Флерина отмечала и такую особенность, как наив­ность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка).

    Художественное восприятие ребенка на протяжении дош­кольного возраста развивается и совершенствуется. Л. М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности воспри­ятия дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от ис­кусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным 1 .

    На основе особенностей восприятия выдвигаются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе.

    Кратко остановимся на возрастных особенностях восприя­тия. Для детей младшего дошкольного возраста характерны: за­висимость понимания текста от личного опыта ребенка; уста­новление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступ­ков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; на­блюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

    В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые из­менения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

    По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.

    В старшем дошкольном возрасте дети начинают осозна­вать события, которых не было в их личном опыте, их ин­тересуют не только поступки героя, но и мотивы поступ­ков, переживания, чувства. Они способны иногда улавли­вать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возни­кает на основе осмысления ребенком всей коллизии про­изведения и учета всех характеристик героя. У детей фор­мируется умение воспринимать текст в единстве содержа­ния и формы. Усложняется понимание литературного ге­роя, осознаются некоторые особенности формы произве­дения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

    В исследованиях отмечается, что у ребенка 4 - 5 лет начинает в полной мере функционировать механизм фор­мирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В возрасте 6 - 7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающе­еся наглядностью, уже вполне сформирован.

    Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной разительности не возникает спонтанно, оно формируется степенно на протяжении всего дошкольного возраста.

    Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой

    Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду. Цель ознакомления до­школьников с художественной литературой, по определению Я. Маршака, - это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.

    Обобщенно эти задачи можно сформулировать следую­щим образом:

    Воспитывать интерес к художественной литературе, ввивать способность к целостному восприятию произве­дений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него; .

    Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о компози­ции; о простейших элементах образности в языке;

    Воспитывать литературно-художественный вкус, спо­собность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, кра­соту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

    У детей формируют также способность элементарно ана­лизировать содержание и форму произведения. Ребенок подготовительной к школе группы должен уметь: определять основных героев; на основе анализа поступков персо­нажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему); определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка); улавливать наиболее яркие примеры об­разности языка (определения, сравнения).

    Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заклю­чается в подготовке к долгосрочному литературному обра­зованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литератур­ную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой - с произ­ведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др.

    Решая задачу подготовки детей к литературному обра­зованию, предлагается давать им знания о писателях и по­этах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.

    В современных вариативных программах раскрываются вопросы литературного развития детей.

    Для решения задач всестороннего воспитания средства­ми художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской дея­тельности. В основе отбора - педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики.

    При отборе книг надо учитывать, что литературное про­изведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. При выборе книг учитывается также единство содержа­ния и формы. Литературоведение выделяет в содержании тематику, проблематику и идейно-эмоциональную оценку. В литературно-художественной форме - предметную изоб­разительность (персонажи, события, поступки, диалоги, монологи, портретные и психологические характеристики героев), речевой строй и композицию.

    Проблема отбора книг для чтения и рассказывания до­школьникам раскрывается в работах О. И. Соловьевой, В. М. Федяевской, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других. Разработано несколько критериев: - идейная направленность детской книги. Идейность обус­ловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Мораль­ный облик героя также определяет идейность книги;

    Высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;

    Доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

    Сюжетная занимательность, простота и ясность ком­позиции;

    Конкретные педагогические задачи.

    Критерии отбора дают возможность определить круг дет­ского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений.

    1. Произведения русского народного творчества и творче­ства народов мира. Малые формы фольклора: загадки, посло­вицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.

    2. Произведения русской и зарубежной классической литературы.

    Бурдыко Т.С.

    «Роль литературы в формировании личности»

    Аннотация

    В статье обозначена роль чтения классической художественной литературы в духовном пространстве современного человека. Проанализированы особенности состояния чтения в условиях социальных перемен; выделены основные функции художественной литературы, способствующие формирова- нию мировоззрения личности.

    Ключевые слова: Мировоззрение, литература, духовная культура, личность.

    «Хорошая книга – точно беседа с умным человеком»

    Л.Н.Толстой .

    Роль литературы в формировании личности, безусловно, огромная. В любой книге тем или иным образом до человека доносится суть, мораль. Будь это ошибки героев или их достоинства - автор своим отношением к ним определяет и наше мнение о персонажах. Например, любой ребенок вам скажет, что волк в сказке о семерых козлятах плохой, и не надо брать с него пример. Так, читая книги и делая выводы, каждый человек определяет для себя жизненные приоритеты - хорошо и плохо, благородство и подлость, добро и зло. И это особенно важно в детском и подростковом возрасте, при становлении характера, выборе нравственных ценностей. Во все времена художественная литература играла ведущую роль в формировании мировоззрения человека, в становлении личности. Книга, считается уникальной формой хранения и распространения накопленных за века человечеством знаний, это фундамент духовной культуры народа. Но в настоящее время в связи с развитием информационных технологий в современном мире наблюдается общее падение интереса к художественной литературе. Дети не хотят читать. Это значит, страдают речь, грамотность, интеллект, нравственное воспитание, эмоциональная сфера. Эта проблема становится актуальной во всем мире. Не случайно 2015 год был посвящён «Году литературы», а средства массовой информации все чаще привлекают известных людей к чтению отрывков из художественных произведений. Всё это говорит об актуальности проблемы и необходимости повышения интереса к книге, особенно в детском возрасте, когда идет формирование личности ребенка. Константин Дмитриевич Ушинский, Лев Николаевич Толстой, Василий Александрович Сухомлинский и мн. др. призывали к важности с самого детства приобщать детей к литературе, развивать ребенка на примерах героев художественных произведений.

    Литературное образование подвержено влиянию разрушительных внешних факторов, которые особенно активно проявляют себя в последнее время. При этом трудно переоценить влияние литературы на формирование личности. Как форма познания действительности художественная литература расширяет жизненный опыт ребёнка, создаёт для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребёнка. Книги не только расширяют общие представления ребёнка, обогащают его знания о действительности; главное – они вводят его в особый мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Сила воздействия искусства в том, что оно не навязывает выводы, а заставляет самого читателя, подойти к этому выводу, сформулировать его.

    Изучение художественной литературы, имеет целью личностное воспитание: пробуждение любви, уважения, гордости к русской литературе и искусству прошлого, к выдающимся памятникам литературы, к достижениям художественной культуры. Обогащение духовного мира личности происходит через постижение идеалов и через сопереживание героям, через соучастие и сочувствие.

    Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что художественная литература формирует такие чувства, как отзывчивость, взаимопомощь, любовь к своей Родине, благородство и доброта. Поэтому, единственной реальной преградой деградации общественных ценностей остаются книги, проверенные временем, наполненные возвышенным смыслом и добросердечностью.

    Литература

    1. Коган Е.И. Чтение нуждается в защите // Библиотека в эпоху перемен (философско-культурологические и информационные аспекты): Информ. Сб. (Дайджест). – М.: РГБ, 2006. – Вып. 1 (29). – С. 80-84.

    2. Костина А.В. Массовая культура как пространство иллюзорных комплексов. Элитарная и массовая культура как культура книги и экрана // Библиотека в эпоху перемен (философско-культурологические и информационные аспекты): Информ. сб. (Дайджест). – М.: РГБ, 2006. – Вып. 1 (29). – С. 9-19.

    3. Левидов В.А. Художественная классика как средство духовного возрождения. – СПб.: Петрополис, 1996. – 184 с.

    4. Распутин В.Г. Роль литературы в образовании и православном воспитании // Alma Mater: Вестник высшей школы. – 2006. – № 3. – С. 34-39. 8. Сластенин В.А. Гуманитарная культура специалиста // Магистр – 1991. – № 1. – С. 16-25.

    5. Сметанникова Н. Участь чтения // Октябрь. – 2005. – № 3. – С. 140-141.

    6. Толстой Л.Н. Путь жизни. – М., 1993. – 431 с.



    
    Top