Народные заступники кому на руси. Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова - сочинение

  1. Сюжет поэмы.
  2. Тема народного заступничества.
  3. Герои-«заступники».
  4. Гриша Добросклонов как «сознательный заступник».

Николай Алексеевич Некрасов вошел в русскую поэзию как «народный печальник». Народная тема стала одной из центральных в его творчестве. Но поэт никогда не был простым бытописателем, его как художника прежде всего волновала драма народа. Тема «народного заступника» звучит и в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» народным «заступником» предстал сам автор, который не только уже фактом создания этого произведения выразил отношение к народу, но смог понять его душу, по-настоящему раскрыть его характер. В чем настоящее счастье человека в России? Что нужно сделать для счастья всех? - спрашивал он себя. Поэт считал, что для разрешения этих вопросов нужны люди, способные вступить в борьбу и повести за собой других. Тема народного заступни-чества широко представлена в поэме. Заступник - одно из ключевых слов в произ-ведении. Народный заступник - тот, который не просто жалеет, сочувствует крес-тьянам, но служит народу, выражает его интересы, действиями и поступками под-тверждая это. Такие характеры показаны в образах Якима Нагого, Ермилы Гири-на, Савелия Корчагина, Гриши Добросклонова.

В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца. Он живет нищенской жизнью, как и все крестьянство, но отличается непокорным нравом. Яким готов постоять за свои права. Вот как говорит он о народе:

У каждого крестьянина Душа, что туча черная, Гневна, грозна - и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям.

Ермила Гирин - мужик, которого сам народ выбрал бурмистром, признав его справедливость. Еще писарем Ермила завоевал авторитет у народа за то, что:

...они посоветует
И справку наведет;
Где хватит силы - выручит,
Не спросит благодарности,
И дашь, так не возьмет!

Но и Ермила провинился: выгородил младшего брата из рекрутчины, однако народ простил ему это за его искреннее раскаяние. Только совесть Ермилы не успокоилась: он ушел из бурмистров, нанял мельницу. И снова народ полюбил его за хорошее обращение, за ровное отношение к помещику и бедняку, за доброту. «Седенький попик» так характеризует Ермилу:

Имел он все, что надобно Для счастья и спокойствия, И деньги, и почет, Почет завидный, истинный, Не купленный ни деньгами, Ни страхом: строгой правдою. Умом и добротой.

Из высказывания попа видно, что Гирин добился почета «правдой строгой», «умом и добротой». Его волнует отношение к нему народа, но сам Ермила судит себя еще более строго. Он стремится облегчить положение крестьян, помочь им материально, хотя сам еще не готов к революционному выступлению. Гирин удовлетворен уже тем, что его совесть чиста, что он хоть немного облегчает жизнь других.

Савелий-богатырь представляет другой тип русского мужика. Он воплощение силы, мужества. Несмотря на розги и каторгу, он не смирился со своей участью. «Клейменый, да не раб» - говорит он о себе. Савелий воплощает лучшие черты русского характера: любовь к родине и народу, ненависть к угнетателям, чувство собственного достоинства. Его любимое словечко - «наддай» - помогает увидеть в нем человека, умеющего подбодрить товарищей, сплотить, увлечь. Савелий из тех, которые за «вотчину стояли хорошо». Вместе с мужиками он казнит ненавистного управляющего, немца Фогеля. Такие, как Савелий, не будут стоять в стороне в момент крестьянских волнений.

Наиболее сознательным из «народных заступников» является Гриша Добросклонов. Он посвящает всю свою жизнь борьбе, живет среди народа, знает его нужды. Будущее России, считает поэт, за такими, как Гриша Добросклонов, которым «судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь». В песнях Гриши Добросклонова отражаются его мысли о жизненных идеалах, его надежды на светлое будущее:

Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего.

Образ Гриши Добросклонова помогает понять, что по-настоящему счастлив тот, на чьей стороне правда, на кого надеется народ, кто выбирает себе честную дорогу, являясь «народным заступником». В поэме показывается нелегкое детство Гриши, рассказано о его отце и матери.

Размышления Григория о судьбе народа свидетельствуют о живейшем сострадании, которое заставляет Гришу выбрать для себя столь нелегкий путь. Образ Гриши тесно связан с революционно-демократическими идеями, которые стали появляться в обществе в середине XIX в. Некрасов создал своего героя, ориентируясь на судьбу Н. А. Добролюбова. Григорий Добросклонов - это тип революционера-разночинца. Он родился в семье бедного дьячка, с детства ощутил на себе все бедствия, характерные для жизни простого народа. Григорий получил образование и, будучи умным и увлеченным человеком, не может остаться равнодушным к сложившейся в стране ситуации. Григорий прекрасно понимает, что для России теперь есть только один выход - радикальные изменения общественного строя. Простой народ уже больше не может быть таким же бессловесным сообществом рабов, которое покорно терпит все выходки своих господ.

Образ Григория Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» вселяет надежду в нравственное и политическое возрождение Руси, в изменение сознания простого русского народа.

В поэме Н.А.Некрасова странники ищут счастливых. За поиском их скрывается сложная тема народного счастья.

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо» представлены несколькими персонажами. Каждого из них автор представляет по-своему, но все они близки и понятны поэту. На них он надеется, им доверяет русскую землю.

Яким Нагой

Труженик, крестьянин Яким – один из тех, на кого надеется автор. Яким может стать заступником простого народа, привести Русь к счастью и достатку. Мужик сросся всей душей с землей. Он внешне стал с нею схож: морщины как трещины на высушенной почве, шея – пласт, срезанный сохой, волосы – как песок, кожа рук – кора деревьев. Сам землепашец - ком земли на сохе. Сравнение у автора многозначительно. Мужик не просто черный и тяжелый как труд пахаря. Земля дарит хлеб, кормит людей. Яким – тот, чьими руками земля это делает, другими словами, Яким – это душа земли. Создавая персонаж, автор обратился к народному творчеству. Он делает героя схожим с былинными героями, защитниками Руси. Они все трудятся на земле до тех пор, пока не требуется их сила. У Якима своя судьба, но она типична для описываемого времени. Крестьянин ушел на заработки в Питер. Он умен, наблюдателен и внимателен. Яким получает свой опыт, пытаясь потягаться с купцом. Есть в характере мужика смелость, строптивость, не каждый мог бы решиться на это. Результат – тюрьма. Там оказываются многие храбрецы. Автор подчеркивает индивидуальность персонажа. Мужик любит красивое, он сохраняет картиночки от пожара. Духовность героя подчеркивается и выбором спутницы. Она тоже бережет от огня не деньги, а иконы. Чистота помыслов, надежда на справедливость – основа семьи Якима Нагого.

Некрасов удивительно талантлив: он завершает рассказ о Якиме песней о вольности. Великая река Волга – это символ широты и мощи народа, сила мужиков неисчерпаема, ее невозможно спрятать, остановить. Она как речной поток вырвется наружу.

Ермил Гирин

Некрасов показывает, что среди народа появляются лидеры, вожаки, которым доверяют. Если они поднимут народ, за ними пойдут. Ермил молод, но мужики доверяют ему. Они доказывают свою безграничную преданность, когда отдают ему последний грош. Поэт одним эпизодом раскрывает всю суть русского человека. Нет у него стремления к достатку любыми способами, он стремится получить все честно, заслуженно. Мужик открыт для общения, он делится своей бедой, не боится быть высмеянным. Сила русского народа – в единении. Как стал умным молодой парень? Автор подсказывает: он служил писарем. Сникал в каждую историю, ценил копейку. Ермил помогал безвозмездно, понимая, что нет лишних денег у нищих и обездоленных крестьян. Судьба дарит мужику власть. Не выдерживает он проверки, совершает грех и раскаивается. Дальше он не может пользоваться подарками судьбы. Гирин берет в аренду мельницу. Но и здесь характер его не меняется. Для мельника все равны: нищий и богатый. Жизнь того времени не дает Ермилу возможности стать счастливым в одиночку, когда все вокруг бедствуют. Он не идет против бунтующих и оказывается на каторге. Так завершается судьба многих народных заступников.

Старик Савелий

Наделила русская земля мужиков силой. Живут они долго, но непросто. Скупа земля на счастливые моменты. Крепостное право тяжело и жестоко. Савелий вышел из мест, где было меньше крепостного права, в самой глубине русской земли. Он живет среди природы, которая воспитывает его свободным и сильным. Савелий крепкий как медведь или сохатый. Знания и здоровье он берет от природы. Лес наделяет его духом и особыми качествами, за это мужик любит лес по-настоящему, так, как могут не многие. Мужик не смог рассмотреть хитрость немца управляющего, но не стал терпеть его измывательства. Бунт Савелия резкий, как взмах меча богатыря. Плечом он сталкивает немца в колодец, живого закапывают его крестьяне. Итог бунта – каторга и поселения. Савелий обретает мудрость и становится человеком, который ожжет объяснить сложные понятия. Его речь – образец русского слова. «Клейменный, да не раб!» - основа характера народного заступника. Савелия не сломали, он вернулся домой, но родня ценила в жизни только деньги. Судьба крестьянина – пример того как сложно заступникам среди людей, сдавшихся и потерявших (или не обретших) настоящих целей в жизни. Савелий – символизирует скрытую до поры мощь народа, его ум и мудрость.

Григорий Добросклонов

В поэме Некрасова образ Гриши особенный. Ему доверяет автор будущее страны. Он должен стать настоящим заступником народа. Герой вырос в семье дьяка. В этом можно увидеть крепкое православие страны. В становлении характера большая роль принадлежит матери. В этом - женское начало русской души, доброта и отзывчивость. Гриша понял, к чему нужно стремиться, уже в юности. Дальше он только двигается к своей цели. Молодой заступник готов отдать жизнь за народное счастье. Поэт так показывает его, что становится понятно, Григорий добьется поставленной цели. Интересно, что мысли о патриотизме и борьбе юноша передает через песни. Он поднимает дух народа, объясняет проблемы и ведет к их решению. Кто-то не слышит пения Григория. Другие не вдумываются в слова. Поэт надеется, есть те, кто поддержат Григория и пойдут с ним.

Во времена, когда создавалась поэма «Кому на Руси жить хорошо» для страны были не совсем простые времена. Некрасов хотел выделить народных заступников, которые могли бы представлять интересы крестьян. В поэме заступниками народа являются Ермил Гирин, Савелий, Гриша Добросклонов и в некоторой мере этими качествами обладал Яким Нагом. Народный заступник сочувствует крестьянам и всячески пытается помочь народу на действиях.

Ермил Гирин по праву может считаться народным заступником, он очень честный и храбрый человек. Некрасов вложил в Гирина множество хороших человеческих качеств. Ермил является истинным народным заступником, который доказывает своими действиями и поступками что достоин, претендовать на эту роль.

Когда Ермил Гирин хотел помочь крестьянам отстоят мельницу, которая для всех была важна, он смог это сделать. Единственное у него не было в тот момент денег, чтобы заплатить за нее, и попросил помощи у крестьян. Крестьяне смогли собрать для него нужную сумму и готовы были пожертвовать своими последними копейками, потому что поверили искренне в добрые намерения Ермила. Когда у Гирина появились деньги, он раздал всем долги и когда у него остались лишние и он так и не добился от людей, чьи же они, он не забрал их себе, а отдал слепым.

Ермил Гирин был очень честным человеком и именно поэтому заслужил признание народа. Люди всегда могли обратиться к Гирину за советом и получить дельный совет. Единственный раз он согрешил, и ему пришлось, долго мучатся угрызениями совести, которые чуть не довели его до самоубийства. Он спас своего брата от армии и другому человеку пришлось идти туда, но Гирин вовремя покаялся перед народом и исправил ошибку. Для Гирина было важно, чтобы люди ему доверяли, и ему очень нравилось помогать народу.

Гриша Добросклонов тоже являлся народным заступником, и ему нравилось помогать людям. Добросклонов делал все возможное, чтобы хоть как-то облегчить жизнь крестьянам. Молодой парень хочет поехать учится в Москву, а пока он находится в деревне, то всячески помогает мужикам растолковывать законы для крестьян. Добросклонов со своим братом помогают крестьянам разобраться в новых законах и ничего не упустить. Добросколонов является революционером-пропагандистом и всячески старается быть примером для остальных.

Николай Алексеевич Некрасов хотел своей поэмой показать читателю, что во все времена были люди, которые могли возглавить восстания против несправедливости. Гриша Добросклонов и Ермил Гирин делали замечательное дело, за что и получили в ответ человеческое признание.

Сочинение Народные заступники Гирин и Добросклонов

Одно из самых почётных мест в череде всего, что создано А.Н. Некрасовым, принадлежит поэме «Кому на Руси жить хорошо». В тот период времени, когда создавалось произведение, российская империя переживала непростые времена. В общественно-политической жизни государства назревал протест, градус точки кипения повышался. Передовое движение в лице самых лучших представителей интеллигенции поддерживало всё самое прогрессивное. Движение «народников» было в том числе.

Судьба народа волновала передовых людей того поколения. Народным защитникам недостаточно просто жалеть и сочувствовать обездоленным. Благими делами и самоотверженными поступками подтверждается их мировоззрение.

Сюжет произведения описывает странствие крестьянских мужиков. Семеро искателей правды пустились в дальнее путешествие по родной земле. Их целью было доподлинно разузнать, есть ли где-то на родной стороне счастливые люди и как они выглядят.

Скитаясь по свету, товарищи по странствиям обнаружили защитников простого народа в лице Ермила Гирина и Гриши Добросклонова. В этих смелых и бескорыстных людей писатель вложил самые лучшие человеческие качества. Вступаясь за простых людей, Гирин сумел уберечь от продажи мельницу. Этот его поступок спас многих крестьян от голодной смерти. Выиграв торги, Ермил не мог собрать необходимой суммы для погашения залога. И тогда ему на помощь пришли простые крестьяне. Они собрали всю сумму, собирая её по копеечке. Один-единственный рубль, не нашедший своего применения, был отдан слепым. Этим поступком Гирин подтверждает свою честность, порядочность и полное бескорыстие. Он помогал людям, не преследуя никакой личной цели.

Был случай в жизни Ермила, когда он погрешил против своей совести. Тогда он помог своему брату избежать службу в армии. Вместо его брата в солдаты забрили другого человека. И только чистосердечное раскаяние сняло эту тяжесть с души Гирина.

Один из молодых радетелей за народ – Гриша Добросклонов. Он с юности поставил перед собой цель защищать свой народ. У него есть высокая цель – получить достойное образование в столице. А пока он живёт дома, помогает совершенно бескорыстно соседским мужикам. Должен же кто-то объяснять неграмотным, сермяжным крестьянам суть законов и положений, подарившим им свободу от крепостного права.

Такими, по мнению Некрасова, и должны быть заступники народные. Они должны стать борцами за свободу, пропагандистами в народной среде. Их удел - нести в народ всё самое передовое и прогрессивное.

Несколько интересных сочинений

В своей поэме Н.А.Некрасов создает образы "новых людей", вышедших из народной среды и ставших активными борцами за благо народа. Таков Ермил Гирин. В какой бы должности он ни был, чем бы ни занимался, он стремится быть полезным мужику, помочь ему, защитить его. Почет и любовь снискал он "строгой правдою, умом и добротой".

Поэт внезапно обрывает рассказ о Ермиле, который попал в острог в тот момент, когда бунтовала деревня Столбняки уезда Недыханьева. Усмирители бунта, зная, что народ послушает Ермила, позвали его для увещевания восставших крестьян. Да, видно, не о смирении сказал крестьянам народный заступник.

Тип интеллигента-демократа, выходца из народа, воплощен в образе Гриши Добросклонова, сына батрачки и полунищего дьячка. Если бы не доброта и щедрость крестьян, Гриша и его брат Савва могли бы умереть с голоду. И юноши отвечают крестьянам любовью. Любовь эта с ранних лет заполнила сердце Гриши и определила его путь:

Лет пятнадцати

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного

Родного уголка

Некрасову важно донести до читателя мысль, что Добросклонов не одинок, что он - из когорты смелых духом и чистых сердцем, тех, кто борется за счастье народа:

Немало Русь уж выслала

Сынов своих, отмеченных

Печатью дара Божьего,

На честные пути,

Немало их оплакала...

Если в эпоху декабристов на защиту народа вставали лучшие люди из дворян, то теперь сам народ из своей среды высылает на бой лучших сынов своих, и это особенно важно, потому что свидетельствует о пробуждении народного самосознания:

Как ни темна вахлачина,

Как ни забита барщиной

И рабством - и она,

Благословясь, поставила

В Григорье Добросклонове

Такого посланца.

Путь Гриши - типичный путь демократа-разночинца: голодное детство, семинария, "где было темно, холодно, угрюмо, строго, голодно", но где он много читал и много думал...

Ему судьба готовила

Путь славный, Имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

И все же поэт рисует образ Добросклонова в радостных, светлых тонах. Гриша обрел истинное счастье, и счастливой должна стать страна, народ которой благословляет на бой "такого посланца".

В образе Гриши есть не только черты вождей революционной демократии, которых так любил и почитал Некрасов, но и черты самого автора поэмы. Ведь Григорий Добросклонов - поэт, и поэт некрасовского направления, поэт-гражданин.

В главу "Пир на весь мир" включены песни, созданные Гришей. Это песни радостные, полные надежд, их, как свои, поют крестьяне. Революционный оптимизм звучит в песне "Русь":

Рать подымается - Неисчислимая,

Сила в ней скажется Несокрушимая!

В поэме есть образ еше одного народного заступника - автора. В первых частях поэмы мы еще не слышим его голоса непосредственно. Но в главе "Пир на весь мир" автор прямо обращается к читателям в лирических отступлениях. В этой главе язык приобретает особую окраску: наряду с народной лексикой здесь встречается немало слов книжных, торжественных, романтически приподнятых ("лучезарный", "выспренний", "карающий меч", "воплощение счастья народного", "рабство тяжкое", "Русь оживающая").

Прямые авторские высказывания в поэме проникнуты светлым чувством, какое свойственно и песням Гриши. Все мысли автора - о народе, все его мечты - о народном счастье. Автор, как и Гриша, свято верит в "силу народную - силу могучую", в золотое народное сердце, в славное будущее народа:

Еще народу русскому Пределы не поставлены: Пред ним широкий путь!

Поэт хочет вселить эту веру и в других, вдохновить своих современников на революционный подвиг:

Такая почва добрая - . Душа народа русского... О сеятель! приди!..




Top