Литературная энциклопедия. Автобиографическая и мемуарная литература

Автобиография это описание своей жизни, собственная биография - жанр документально-художественных произведений, преимущественно в прозе. Слово автобиография произошло от греческих autos - сам, bios - жизнь и grapho, что в переводе означает - пишу. Впервые термин автобиография употребил английский поэт-романист Роберт Саути в 1809 году.

Виды автобиографии

Автобиография может быть написана в виде:

  • диалогов между людьми;
  • анекдотов;
  • мемуаров;
  • записок, воспоминаний, покаяний.

Для произведения в автобиографическом стиле, характерно описание специфического человеческого образа и времени действия повествования. Тексты автобиографии рассказывают о жизненном пути автора, с видом «от первого лица».

Формально автобиография, это структурированный набор данных о человеке и его жизни. Историческую ценность автобиографического произведения можно оценить лишь по истечению определенного промежутка времени. С годами, художественная часть повествования может затмить собой документальную и наоборот.

Литературная автобиография

По большей части произведения данного типа состоят из документальных свидетельств и описаний. Факты главенствуют над художественной составляющей текста. Все события описываются с точными датами, метами и действующими лицами. Участники повествования реальные люди, никакого вымысла.

Автобиографическое произведение ограниченно временными рамками. Ведь его, в отличие от биографии, автор пишет сам про себя. Действие всегда обрывается на моменте написания.

Многие писатели имеют в своей копилке несколько вариантов автобиографий. Яркими примерами могут послужить такие мастаки русской литературы, как С.А.Есенин, М.Ю.Горький, М.А.Булгаков и другие авторы. Один и тот же автор может написать автобиографию по разным поводам, использую различные стилистические и лингвистические приёмы. Со временем автор может поменять свои убеждения и ценности. Всё это отражается на содержании автобиографических произведений.

Ярким примером изменчивости в повествование является русский писатель М.М.Зощенко. В 1928 году он написал «Автобиографию» для журнала «Бегемотик». Она получилась весёлая и ироничная. Текст «Автобиографии» от 1953 года написан, в сухом и строгом деловом стиле.

Из автобиографических источников можно получить исчерпывающую информацию не только об этапах жизни писателя, но и о творческих начинаниях и успехах.

Роль автобиографии

Автор не просто пишет про свою жизнь. В автобиографических произведениях можно увидеть самоанализ трудов писателя. Он как бы приоткрывает завесу тайны, рассказывая о событиях, предшествующих написанию текста. Автор даёт читателю собственную точку зрения на свои произведения. Он может выступить в роли стороннего критика собственного творчества. Историческая ценность автобиографических работ зависит от точности изложенных автором фактов. Часто писатели предают события и даты с точность аптекарских весов. Они как бы раскрывают через точное описание дух и веяние своего времени.

Но документальность не всегда сопутствует процессу написания автобиографий. Нередко авторы предпочитают приукрасить или не рассказывать о некоторых событиях в своей жизни.

Автобиографизм

В художественной литературе распространен жанр автобиографизм. Автор бёрет реальные события из своей жизни и переносит их на бумагу, в виде сюжетной линии. По аналогии писатель берёт за основу свою личность и характер, создавая выдуманного главного героя. Художественные автобиографические произведения различны по жанру написания. Это может быть роман – «Другие берега» Владимира Набокова (1954 г.), трилогия – «Детство» (1913 г.), «В людях (1916 г.)» Максима Горького или повесть.

В эпоху Возрождения в автобиографических романах становиться популярна и распространена рефлексия личности. Более ранние произведения – «К самому себе» (2 век) Марка Аврелия и «Исповедь» (примерно 400 год н.э.) Августина Блаженного представлены рассуждениями и философскими выкладками автора на религиозные темы.Европейская автобиографическая литература 17 века наполнена известными политическими и важными в управление государством фигурами: особами королевских фамилий (Маргарита Валуа, Генриетта Английская); кардиналами (Режилье, Мазарини, Рец); писателями (Ф.де Ларошфуко).

Сюжеты пестрят политической деятельностью и военными действиями. Как правило, автор таких произведений выступает в роли исторического арбитра. Тональность повествования полностью зависит от политических воззрений самого писателя.«Исповедь» (1792-1789 гг.), автором которой стал Ж.Ж.Руссо, явилась предвестником нового этапа в развитие автобиографического жанра в литературе. А.Вольтер и П.О.Бормаше тоже дали весомый толчок в развитие жанра.
Автобиографии знаменитых А.Калиостро и Дж. Казановы, по сути своей плутовские авантюрные романы, внесли значительный вклад в развитие жанра. Такие произведения уже не стоит рассматривать, как чисто документальные или исторические. В них превалирует вымысел и фантазия автора.

Автобиография в русской литературе

Первым автобиографическим произведение в русской литературе принято считать «Житие» (около 1673 г.), написанное старцем Аввакумом.

В начале 18 века русские мыслители стали чаще задумываться о роли человека в истории мира, о сознании и психологии бытия. Эта тенденция приводит к развитию жанра автобиографии.

Популярность получает жанр автобиографических записок: «Записки императрицы Екатерины 2» (оригинал на французском языке, переведен на русский в 1907 г.), «Записки» Е.Р.Дашковой (оригинал на французском языке 1804-1806 гг.; переведен на русский в 1859 г.), «Записки из известных всем происшествиев и подлинных дел, заключающих в себя жизнь Г.Р.Державина» (1812-1813 гг.), «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» Д.И.Фонвизина (1789 г.). Сохранились записи автобиографического характера в личных тетрадях Михаила Лермонтова.

Николай Васильевич Гоголь пишет «Авторские исповеди» (1847 г.). Там он декларирует свои жизненные принципы. Важнейшими качествами он считает честность и непредвзятость суждений, которые читатель может увидеть в последней книге Лермонтова «Выбранные места из переписки с друзьями». Лев Николаевич Толстой рассуждает о смысле существования «образованных» людей в автобиографическом произведение «Исповедь» (1884 г.).

В 20 веке русская автобиографическая исповедь не утратила своей актуальности и популярности . Достойными продолжением трудов великих «отцов» русской автобиографии можно считать: «Перед восходом солнца» (1943 г.) М.М.Зощенко, «охранная грамота» (1931 г.) Б.Л.Пастернака, «Бодается телёнок с дубком» (1990) А.И.Солженицина, «Весёлый солдат» (1998 г.) В.П.Астафьева.

Биографическое произведение как вид литературы. Биографические произведения художественной литературы, при всем их жанровых различиях, имеют немало общего. В них совершенно отсутствуют публицистические элементы, получает большую свободу художественный вымысел, значительно усложняется сюжетное начало.

Царик 1979 107 Биография героя всегда предстает при этом как реконструкция истории личностной индивидуальности, структура которой включает пять составляющих 1. Поступок и ситуация 2. Биографический факт. 3. Биографическое объяснение 4. Этические долженствования 5. Повествовательная изобразительность. Валевский 1995 50 Следует остановиться подробнее на определении вышеназванных элементов. Под поступком и ситуацией нами будет пониматься определенное действие героев и персонажей, нашедшее отражение в повествовании.

Под биографическим фактом мы будем понимать определенное высказывание, фиксирующее эмпирический уровень знания и являющееся ответом на вопросы кто что когда т.е. обозначающее пространственно-временной уровень идентичности персонажа. Валевский 1995 53 В произведении биографический факт занимает место в ряду других фактов, образуя с ними завершенную цепь, и получая тем самым своеобразную смысловую окраску. При создании художественного образа факты переплавляются на огне вымысла, создается сложнейший сплав реального и вымышленного И чем выше мастерство писателя, чем глубже и разностороннее его эрудиция, тем менее разложим этот сплав на составные части.

Лишь обладая специальными знаниями, мы можем отделить исторический факт от создания художника. Янская Кардин 1981 243 Биографическое объяснение сводится, как правило, к попытке автора понять мотивацию поведения действующих лиц. Этические долженствования выражаются в моральной оценке, выносимой автором.

Наконец, определенной лексико-синтаксической организацией текста автор придает ему необходимую повествовательную изобразительность. Подлинно биографическим, однако, становится лишь то литературное произведение, в котором художественная достоверность находится в непосредственной связи с достоверностью фактов. 5.2

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Романтизм в биографической новелистике Паустовского

Свойственные этому жанру краткость повествования, компактность композиции, прямота сюжетных линий как нельзя лучше способствовали раскрытию его.. Следует отметить, что творчество Паустовского, хотя и было достаточно хорошо.. Имеющаяся критическая литература советских авторов по этому вопросу носит в основном обзорный характер.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

К концепции романтизма

Романтическая эстетика

Новелла в романтизме
НОВЕЛЛА В РОМАНТИЗМЕ. Жанр новеллы В определениях новеллы, многочисленных и разнообразных, чаще всего встречаются такие жанрообразующие признаки, как событийность, краткость, сжатость, символичност

Эволюция жанра в романтизме






Характер отношений

Предназначение творца

К проблеме романтического пьдестала
К проблеме романтического пьдестала. Живые, общительные, чуть насмешливые герои новелл Паустовского, даря тепло и очарование своего воображения, нисколько не стремятся выделиться среди людей, их ок


К концепции романтизма
К концепции романтизма. Рубеж веков вошел в мировую историю как период бурных социально-политических потрясений. Необходимость их отражения в искусстве обуславливала поиск новых форм художественног

Романтическая эстетика
Романтическая эстетика. Чрезвычайно глубокую и точную характеристику романтизма дал еще в середине 19-ого в. Гегель. По его мнению, предметом романтического искусства является свободная конкретная

Новелла в романтизме
Новелла в романтизме. Жанр новеллы В определениях новеллы, многочисленных и разнообразных, чаще всего встречаются такие жанрообразующие признаки, как событийность, краткость, сжатость, символичност

Эволюция жанра в романтизме
Эволюция жанра в романтизме. Творение итальянского Ренессанса, новелла привлекла внимание писателей-романтиков повышенной эмоциональностью восприятия текста читателем, драматизацией действия.

Художественная биография в романтизме
Художественная биография в романтизме. Оформившись как самостоятельное направление в литературе лишь в 17-ом веке, художественная биография долгое время игнорировалась писателями-романтиками. Так,

Типы биографических произведений
Типы биографических произведений. Многообразие биографической литературы не помешало исследователям предложить различные способы ее классификации. Основными критериями при этом становились р

Обычность необычного героя
Обычность необычного героя. Отрицая обусловленность личности социальными и историческими условиями, романтизм тяготел к нивелированию облика своих персонажей. Это создавало некую постоянную совокуп

Роль кульминационного момента в структуре романтической новеллы
Роль кульминационного момента в структуре романтической новеллы. Неизбывная тоска по прекрасному, стремление к идеалу лежали в основе развития характера романтического героя. Постепенной его

Напряженный лиризм романтического образа
Напряженный лиризм романтического образа. Лиризм - одна из важнейших отличительных черт романтической кульминации с ее неизменным стремлением к воплощению мечты, какой бы грандиозной, трепетной и м

Символика в романтическом тексте
Символика в романтическом тексте. Мифологизация сюжета, широкое использование символики придавали романтическому произведению значительную степень условности, Формы ходожественной изобразительности

Достоверность и условность в биографии героя
Достоверность и условность в биографии героя. Биографическое произведение в романтизме отличает тонкое сочетание элементов правды и вымысла в воссоздании картин прошлого. Свою роль в образов

Характер отношений
Характер отношений. Портретная и художественная биография являют собой пример различных трактовок отношения героя с окружающим его обществом. В первом случае перед нами ярко выраженная идеализация.

Предназначение творца
Предназначение творца. Роль творца в романтизме не ограничивалась только его служением искусству. Отмеченный божественной искрой талант этих людей позволял им соприкасаться с высшими, астральными с

Синестезии и их роль в романтическом тексте
Синестезии и их роль в романтическом тексте. Романтичность стиля новелл Паустовского во многом была обусловлена своеобразием художественного мышления писателя и характеризовалась предельной обостре

Литературная реминисценция
Литературная реминисценция. Образ, появляющийся путем использования приема литературной реминисценции, в жанре новеллы обладает немалой долей устойчивости, что призвано подчеркнуть цельность мирово

Конфликт и характер его разрешения
Конфликт и характер его разрешения. В качестве малого жанра литературы романтическая новелла была ограничена в выборе сюжетных и композиционных решений. Присущую ей схематичность она, однако

Инфо-урок на тему ПАРОНИМЫ АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ - АВТОБИОГРАФИЧНЫЙ

План инфо-урока:

1.Лексическое значение паронимов автобиографический - автобиографичный

2.Примеры словосочетаний с паронимом автобиографический

3.Примеры предложений с паронимом автобиографический

4.Примеры словосочетаний с паронимом автобиографичный

5.Примеры предложений с паронимом автобиографичный

1.ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРОНИМОВ АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ - АВТОБИОГРАФИЧНЫЙ

АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ — являющийся автобиографией, отражающий её.

АВТОБИОГРАФИЧНЫЙ — содержащий элементы автобиографии.

2.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ

1)автобиографический материал

2)автобиографический жанр

3)автобиографическая книга

4)автобиографическая тема

5)автобиографическая проза

6)автобиографическое произведение

7)автобиографическая основа произведения

8)автобиографический характер произведения

9)автобиографическая трилогия

10)автобиографический рассказ

11)автобиографическая повесть

12)автобиографический роман

13)автобиографический очерк

14)автобиографические записи

15)автобиографические записки

16)автобиографический фильм

17)автобиографическая история

18)автобиографическое сочинение

19)автобиографический образ

20)автобиографический факт

21)автобиографические сведения

22)автобиографические моменты

23)автобиографические черты

24)автобиографические справки

25)автобиографический подтекст

26)автобиографический сюжет

27)автобиографический эпизод

28)автобиографический фрагмент

29)автобиографические черты героя

30)автобиографические даты

3.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ

1)Автобиографическое произведение - это такое произведение, в котором автор рассказывает о своей жизни.

2)Книга носит автобиографический характер.

3)Нам известны многие произведения автобиографического характера о детских годах.

4)В предполагаемых автобиографических заметках Пушкин собирался писать и о детстве. (Е.Маймин. Пушкин. Жизнь и творчество)

5)Лишь медленное чтение автобиографической трилогии дает возможность постигнуть весь его замысел и понять редчайшее искусство словесной живописи.

6)И разве мог писатель своего автобиографического героя наградить райским финалом?

7)В 1933 году И.А.Бунину была присуждена Нобелевская премия, как он считал, прежде всего, за автобиографический роман "Жизнь Арсеньева".

8)Детские воспоминания всегда оставались для Л.Н.Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести "Детство".

9)Автобиографической мы называем повесть, в основу которой положены достоверные события и факты, сохранившиеся в памяти автора.

11)Мне удалось найти автобиографические сведения о художнике В.М.Васнецове.

12)Автобиографическая повесть М.Горького «Детство» рассказывает о формировании личности Алеши Пешкова.

13)Большой успех выпал на долю повести В.А.Осеевой "Динка", имеющей автобиографический характер.

14)Все эти стихи содержат автобиографический подтекст.

15)У французского писателя Р.Роллана к Л.Н.Толстому было особенно теплое чувство. Он писал: «Искусство и жизнь неотделимы. Ни у кого другого творчество так тесно не переплетено с жизнью… носит автобиографический характер. По творчеству Толстого мы можем, начиная с десятилетнего возраста, шаг за шагом, проследить противоречивые искания, которыми так богата эта мятущаяся жизнь… Едина была трагедия его искусства и его жизни».

16)В автобиографическом очерке Ахматова описала А.А.Блока так: «В одно из последних воскресений тринадцатого года я принесла Блоку его книги, чтобы он их подписал. На каждой он написал просто « Ахматовой - Блок»…А на третьем томе написал посвященный мне мадригал: «Красота страшна, вам скажут» Эти книги Ахматова получила обратно в январе1914 г. Тогда в ответное письмо и было вложено стихотворение «Я пришла к поэту в гости…»

17)Рассказ А.И.Солженицына “Матренин двор”, написанный в 1959 году, имеет автобиографическую основу.

18)Герои наиболее автобиографических и “задушевных” рассказов Л.Н.Андреева находятся в трагическом противоречии с окружающей их действительностью; они мучительно пытаются разрешить “загадки” человеческого бытия и не могут дать убедительного ответа ни на один из “проклятых вопросов”, поставленных перед ними жизнью. (По Г.П. Лазаренко)

19)О суровом и безжалостном воспитании в семье Кашириных М.Горький рассказал в автобиографической повести «Детство».

20)«Откуда он был? кто были его родители? что побудило его избрать странническую жизнь, какую он вел? Никто не знал этого. Знаю только то, что он с пятнадцатого года стал известен как юродивый, который зиму и лето ходит босиком, посещает монастыри, дарит образочки тем, кого полюбит, и говорит загадочные слова, которые некоторыми принимаются как предсказания, что никто никогда не знал его в другом виде, что он изредка хаживал к бабушке и что одни говорили, будто он несчастный сын богатых родителей и чистая душа, а другие, что он просто мужик и лентяй», - так пишет Л.Н.Толстой о юродивом Грише в автобиографической трилогии «Детство. Отрочество. Юность»

21)Повесть "Детство" является первой частью автобиографической трилогии Л.Н.Толстого «Детство. Отрочество. Юность».

22)Образ матери в стихотворении Н.А.Некрасова «Рыцарь на час» вышел далеко за рамки автобиографического сюжета, стал символом безмерного страдания многих женщин.

23)«Как закалялась сталь» — автобиографический роман советского писателя Николая Алексеевича Островского, написанный в 1932 году.

24) Автобиографического элемента в моём настоящем труде очень мало; в нём чужое перемешано со своим, а в то же время дано место и вы­мыслу. (М. Е. Салтыков-Щедрин. Пошехонская старина)

25) Мой рассказ будет иметь автобиографическую форму. (Н.Г.Чернышев­ский. Вечера у Старобельской)

4.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - АВТОБИОГРАФИЧНЫЙ

1)автобиографичный тип

2)автобиографичный персонаж

3)автобиографичная ситуация

4)автобиографичная повесть

5)автобиографичные события

5.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - АВТОБИОГРАФИЧНЫЙ

1)Автобиографичное произведение - это такое произведение, в котором содержатся лишь элементы автобиографии.

2)Автобиографичные песни — это песни, в которых текст имеет непосредственное отношение к истории самого автора музыканта.

3)…почти все вещи Куприна автобиографичны . (К.Г.Паустовский. Поток жизни)

4)Образ лирического героя часто бывает автобиографичным , но его нельзя отождествлять с автором, даже если повествование ведётся от первого лица.

5)В повести «Солдат и мальчик» А.И.Приставкин обратился к теме детдомовского детства. Автобиографичная в своей основе, она стала шагом к созданию самого известного произведения автора - повести «Ночевала тучка золотая…», впервые опубликованной в журнале «Знамя».

6)Известно, что рассказ В.Г. Распутина автобиографичный , и учительница Лидия Михайловна после опубликования рассказа прочитала его и узнала себя в главной героине. Она сама нашла Валентина Григорьевича, и они долгое время переписывались.

7)Поэма А.А.Блока «Соловьиный сад» построена на контрасте, что подчёркивает борьбу между реальной жизнью и миром идеальной красоты, вернее даже, красивости. С одной стороны, поэма А.А.Блока «Соловьиный сад» - это поэма о смысле жизни, о выборе своего жизненного пути, о нравственных ценностях и ориентирах в этой жизни. С другой - в поэме много автобиографичного , и её можно рассматривать как поэтическую исповедь о своём творческом пути.

8)Лиризм есенинской поэзии столько же автобиографичный , личный, сколько и всеобщий, национальный.

9)Рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро» автобиографичный .

Используемые источники

Автобиография -

Автобиография

Автобиография

1929—1939 .

Автобиогра́фия

мемуары, дневник Августина Герцена Булгакова , «Дар» В. В. Набокова Пушкина ).

2006 .

Автобиография

АВТОБИОГРАФИЯ Писатель

Э. Лунин. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


автобиография

АКЦИОНЕРНЫЙ РЕГИСТР

Автобиография

,

Автобиография

АВТОБИОГРАФИЯ — см. Мемуарные жанры.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939 .

автобиография автобиография автобиография Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. — М.: Русский язык. Б. З. Букчина, Л. П. Какалуцкая. 1998.

АКЦИОНЕРНЫЙ РЕГИСТР АКЦИОНЕРНЫЙ РЕГИСТР (share register) Список акционеров, ведущийся акционерной компанией. В список заносятся полное имя держателей акций, их адреса, количество акций в собственности каждого держателя и их сумма, а также класс акций. Занесение в регистр удостоверяе

Автобиография Автобиография Автобиография (от греч. autоs - сам + bios - жизнь + grapho - пишу) - в литературоведении выделяют следующие виды автобиографий: исповеди и воспоминания религиозного содержания, в центре которых стоит ""обращение"" автора Психологический словарь. 2000.

,

Автобиогра́фия

(от греч. autos – сам, bios – жизнь, grapho – пишу), литературный жанр, описание автором своей жизни. В отличие от смежных жанров (мемуары, дневник ), может быть отдалена по времени от событий, о которых пишут, а внимание уделяет не только внешней, сюжетообразующей стороне жизни автора, но и становлению и развитию его душевных качеств. Кроме классических автобиографий («Исповедь» Блаженного Августина , «Исповедь» Ж. Ж. Руссо, «Былое и думы» А. И. Герцена ), существуют автобиографичные художественные произведения, где автор приписывает герою свои черты и события своей жизни («Театральный роман» М. А. Булгакова , «Дар» В. В. Набокова ). Часто произведения стилизуются под автобиографию («Капитанская дочка» А. С. Пушкина ).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

автобиография автобиография автобиография Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. — М.: Русский язык. Б. З. Букчина, Л. П. Какалуцкая. 1998.

АКЦИОНЕРНЫЙ РЕГИСТР АКЦИОНЕРНЫЙ РЕГИСТР (share register) Список акционеров, ведущийся акционерной компанией. В список заносятся полное имя держателей акций, их адреса, количество акций в собственности каждого держателя и их сумма, а также класс акций. Занесение в регистр удостоверяе

Автобиография Автобиография Автобиография (от греч. autоs - сам + bios - жизнь + grapho - пишу) - в литературоведении выделяют следующие виды автобиографий: исповеди и воспоминания религиозного содержания, в центре которых стоит ""обращение"" автора Психологический словарь. 2000.

,

Автобиография

АВТОБИОГРАФИЯ — описание своей личной жизни. Различают А. в собственном смысле, когда автор просто и безыскусственно рисует свой жизненный путь, и А. художественную, где под видом описания жизни какого-нибудь героя выводятся жизнь самого писателя. Примером А. первого рода могут служить «Воспоминания детства» Л. Н. Толстого, «Исповедь» Ж. Ж. Руссо, „Warheit und Dichtung“ Гете. Нужно оговориться, что перечисленные автобиографии, написанные великими мастерами слова, часто переходят за черту обычного жизнеописания. Люди, с которыми они вместе совершали свой жизненный путь, окружающая их обстановка с необычайной рельефностью выступают здесь перед читателем, как в художественном произведении. Однако, поскольку эти автобиографии представляют собой описание собственной жизни их автора, они не могут быть отнесены к автобиографиям второго рода, к художественным. Как на пример последних принято указывать на такие произведения, где их автобиографичность слишком очевидна, — на «Детство, отрочество и юность» Л. Н. Толстого, «Утро помещика» — его же, на «Детство» и «В людях» М. Горького, на «Историю моего современника» В. Короленко. Нужно указать, что осколки А. любого писателя разбросаны повсюду во всех его творениях. Их собрать — значит получить яркое представление о жизни и личности писателя. По установившемуся традиционному делению писателей на субъективистов и объективистов материалом для автобиографии принято считать произведения только первых. Объясняется это только тем, что в произведениях субъективных писателей, какими больше являются лирики, всего очевидней автобиографичность. Она во всех их лирирических излияниях, где сквозь поэтические образы просвечивается их мироощущение и миропонимание, следовательно, они сами. Но так принято думать о субъективных писателях, между тем, если присмотреться внимательнее к произведениям объективных писателей, то и здесь автор предстанет пред нами со всеми качествами его души, со всем его жизненным багажом, опытом и наблюдениями. Ибо надо помнить что всякий писатель, прежде всего, пишет о том, что больше ему знакомо, что ближе его душе. Мир образов, которые рисуются нам в любом художественном произведении, — это не что другое, как окружающий художника мир, преломленный в его душе. Это люди, природа, пропущенные через горнило переживаний и настроений писателя. На них всех лежит печать облика их творца. Недаром же принято различать произведения, одного автора от художественных произведений другого. А то, что на произведениях всегда следы эпохи, убеждает нас также в том, что художественные произведения — автобиографические данный писателя. По «Мертвым душам» Гоголя мы, правда, можем судить о нравах и обычаях крепостной России, об отдельных ее сословиях, но, прежде всего, мы судим об авторе, по своему преломившем эпоху. И даже, когда писатель избирает сюжетом для своей темы исторические события, как это, примерно, часто наблюдается у Шекспира, — и тогда в римских одеяниях мы узнаем современников гениального английского драматурга, стало быть, его эпоху, его самого, сына этой эпохи. «Илиаду» и «Одиссею» не случайно связывают с именем Гомера. Один был у них автор, пусть анонимный кто-то, но этот кто-то чувствуется во всех строках бессмертных творений, он присутствует везде, куда ни ступят его герои. Он весь тут, со всеми своими привычками и желаниями, со всей своей мудростью и предрассудками. Как мы указали в статье «Писатель » (см.), писатель именно тем и отличается от простого смертного, что он в жизни как бы не участвует, а только созерцает, но в это свое созерцание он вкладывает всего себя и сквозь призму своих мыслей и чувств воспринимает мир. И точно так же, как он косвенно только участвует в жизни, он косвенно и выявляет себя в произведениях своих. Не участвуя в жизни, а созерцая ее, он, как бы, не участвует и в перипетиях жизни своих героев, но он всегда с героем, он весь — они, и они — все он, только как бы разорванный на части.

— Все мои произведения, только отрывки одной большой исповеди, — сказал Гете.

Это могли бы о себе сказать все писатели. Правда, не с первых дней творческой жизни писателя начинается его исповедь. Раньше, когда он только начинает ощущать свое призвание, он бежит от себя и действительности в мир грез и фантазий. Эта пора, как ее называют, романтическая у всех поэтов. Но проходит она — и писатель начинает писать только окружающую его обстановку, и на фоне ее — себя, свою, стало быть, А.

Перевоплощение художественное — это вживание художника в чужое горе или чужую радость, — не скрывает ли оно всегда намека на собственное переживание художника? В этом легко убедиться тогда, когда писатель сам нам помогает своими признаниями, как это было, напр., с Л. Н. Толстым, который, избрав однажды «героем» своих произведений «правду» и полюбив этого «героя» всеми силами души, никогда не разлучался с ним (под конец своей жизни, в августе 1910 года, Л. Н. Толстой признался Б. П. Бирюкову в том, что в основу его рассказа «Дьявол» и романа «Воскресение» легли случаи из собственной жизни). Когда же писатель не пускает нас в свою творческую лабораторию или не помнит, когда и как его «осенил рассказ или роман», — тогда по тому, как движутся и живут у него герои, во что верят, что любят и ненавидят, мы можем догадываться об его собственном духовном облике. Здесь, разумеется, труднее уловить автобиографичность, надо самому быть художником, чтобы ее прощупать между строк и поэтических приемов, но она несомненно присутствует в каждом произведении писателя. Больше того, автобиографию художника, может быть, только и нужно искать в его творениях, ибо — где еще полнее проявляет он себя, где чаще высказывает свои сокровенные мысли и чувства вслух, где еще больше непосредственней он и искренней, где, наконец, еще так ярко выступает та часть души, которую «несовсем» удобно показывать, как об этом пишет в одном письме Тургенев Л. Толстому (1-е собр. писем Тургенева, 338—9)? И если при изучении жизни и личности писателя принято с особым усердием подбирать все биографические данные, вплоть до мелочей, то с еще большим усердием надо вчитываться в произведения его, где всего ярче описывает он бессознательно свою собственную жизнь. Поэтому автобиографией художника мы и назовем его художественные произведения.

Автобиография Автобиография (от греч. autоs - сам + bios - жизнь + grapho - пишу) - в литературоведении выделяют следующие виды автобиографий: исповеди и воспоминания религиозного содержания, в центре которых стоит ""обращение"" автора Психологический словарь. 2000.

Её герой автобиографичен. . Писатель наделяет его своей биографией, в его судьбе отражает свою собственную судьбу, а в характере - свой характер. Нередко автобиографический герой даже внешне похож на автора. Особенностью автобиографических героев является большая, чем у персонажей обычных, «вымышленных» , связь с реальной жизнью. Со­отношение с реальными людьми у большинства литературных персонажей в значительной мере условно и практически не ощущается читателями. Автобиографические герои, напротив, могут быть прямо сопоставлены с личностью автора. Нередко иллюзию полного совпадения автора и героя поддерживает сама форма повествования: многие автобиографические произведения написаны «от первого лица» (например, автобиографическая трилогия Л. Н. Толстого «Детство» , «Отрочество» , «Юность» ; автобиографические романы-хроники С. Т. Аксакова «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» ; роман И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» ; рассказы М. Горького из сборника «По Руси» и его автобиографическая трилогия «Детство» , «В людях» , «Мои университеты») . Внешнее сходство автобиографических героев с автором также провоцирует читателей поставить между ними знак равенства. Иногда имя автобиографического героя совпадает с подлинным именем автора (автобиографический герой трилогии М. Горького Алексей Пешков - подлинное имя писателя) . Автобиографический герой никогда не является буквальным повторением автора, создателя произведения. Автор всего лишь прототип («натура» , модель) автобиографического героя точно так же, как любой реально существующий человек может быть прототипом литературного героя. Автобиографический герой и автор существуют как бы в двух различных измерениях: автор - реальный человек с реальной внешностью, биографией, чертами характера, автобиографический герой - явление другой реальности - реальности искусства. В автобиографическом герое может быть не только осмысление, но и переосмысление подлинной биографии писателя. Как и любой художественный образ, образ автобиографического героя не только отражает реальность, но и преображает ее. Такой герой - прежде всего плод творческой фантазии автора. Автобиографический образ человека может быть создан и в лирическом произведении, однако понятие автобиографического героя к лирике неприменимо. «Автобиографизм» лирического стихотворения совершенно особый, даже если в нем используются какие-то факты личной биографии поэта. Они всегда являются лишь поводом для размышлений, рефлексии, лирической медитации. Реальные события в лирическом произведении преображаются, становясь из фактов биографии поэта фактами его духовной жизни, растворяются в потоке ощущений, эмоций, переживаний. Лирика не автобиографична, а автопсихологична. Во многих произведениях автобиографических героев нет, но автор настолько открыт, близок читателю, настолько остро ощущается его присутствие в тексте, что можно говорить об образе автора. Его отличие от образа автобиографического героя состоит в том, что образ автора не является образом действующего лица, участника событий, каким обязательно является автобиографический герой. Автор раскрывается не в сюжете, так как не является персонажем, а в повествовании, в рассказе о героях и событиях. Как правило, автор-повествователь не имеет ясно выраженного внешнего облика, у него нет имени, ничего не говорится о его жизнен­ных обстоятельствах, о судьбе. Все это абсолютно естественно связывается с создателем произведения. Этим он тоже отличается от автобиографического героя. Образ автора складывается не из его поступков и поведения, а прежде всего из тех черт характера и психологии автора, особенностей его мировосприятия и нравственного облика, которые мы можем установить, анализируя повествование. В некоторых произведениях образ автора создается как бы за пределами повествования.




Top