Проект: «Создание календаря исторических событий». Оценка достижений

40 Почему летописец посчитал важным сохранить память о князе Олеге? В 822 году большинство племён объединил князь Олег, у которого была самая сильная дружина, правил в Киеве. В 907 году совершил поход на Византию, в 907 и 911 заключил с ней договоры. Стали именовать его великим князем и платить ему дань. Так возникло Древнерусское государство. 12.

Слайд 12 из презентации «Игра по летописям» . Размер архива с презентацией 936 КБ.

Литература 4 класс

краткое содержание других презентаций

«Биография Ивана Никитина» - Вопросы, которые не требуют ответов. Словарная работа. Работа в группах. Урок литературного чтения. Русь. Былинный стих. Говорить. Анализ текста. Поэт-самоучка сразу стал знаменитым. Ощущение кровной связи. Пять строк. Родина. Приемы художественной выразительности. Напечатанное стихотворение Никитина. Синквейн. Иван Саввич Никитин.

«Выставка детских книг» - История благородного коня. Приключения капитана Врунгеля. Крапивин Владислав Петрович. Волшебные приключения. Золотой линь. Известный канадский писатель. Кира Булычева. Тайна Фенимора. Необкновенные приключения Карика и Вали. Фантастическая повесть. Роман. Школьные годы. Замечательная история Юрия Яковлева. Главный герой цикла повестей. Приключения барона Мюнхгаузена. Маленький щенок Кыш. Девчонки и мальчишки.

«Вопросы по сказкам Андерсена» - Ласточка. Скорлупка грецкого ореха. Свинопас. Фрейлина. Мышь. Василёк. Жаба. Волна. Принцесса на горошине. Гадкий утёнок. Сыч. Цветы. Русалочка. Крот. Тюфяк. Выбери сказку. Ворота. Мотылёк. Сколько тюфяков и перин лежало на горошине. Кунсткамера. Ганс Христиан Андерсен. Квас. Лампочка. Барон. Сказки Ганса Христиана Андерсена. Знакомство с творчеством. Дикие лебеди. Дюймовочка. Стойкий оловянный солдатик.

«Приключения Незнайки и его друзей» - Об авторе книги. К какому слову не смогли придумать рифму Незнайка и Цветик. Воздушный шар. О книге. Карманы. Московский институт кинематографии. Как звали малыша, который был доктором. Приключения Незнайки и его друзей. Увеличительные стекла. На облако наскочили. Викторина. В этой книге вы найдёте много интересного.

«Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»» - Таблица для снятия напряжения с глаз. Образные выражения Лиса. Привязать к себе. Мудрые советы. Мы всегда в ответе за тех, кого приручили. Проверка корректурной пробы. Биография. Анализ текста. Секрет. Кроссворд. Мальчик. Костёр любви. Взрослые. Словарь. Истины. Лепесток. Зорко одно лишь сердце. Творческое задание. Образные выражения. Проба. Маленький принц. Природа.

«Характеристика программ по чтению» - История литературы. Сумма определенной разрозненной информации. Задачи начального обучения. Личностный культурно-эстетический тезаурус. Художественное произведение. Ожидаемые результаты. Сравнительный анализ программ 4-5 классов по чтению. Требования к знаниям. Изучение литературы. Основные виды устной и письменной речи. План к тексту художественного произведения. Снежная королева. Литературное образование в школе.

Урок 12.

Тема урока: Проект: «Создание календаря исторических событий». Оценка достижений.

Цели: обобщить знания по разделу; учить прислушиваться к мнению товарищей, принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развивать речь, мышление и творческие способности.

Планируемые результаты: предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составляя краткую аннотацию; метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П - анализ прочитанного текста, выделение в нем основной мысли, К - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в ее использовании.

Комментарий для учителя: урок построен на основе телевизионной игры «Своя игра»; отличие в том, что ребята играют не индивидуально, а коллективно (класс делится на 2 или 3 команды по рядам).

Оборудование: табло на доске.

Тема

Цена вопроса

Машина времени

10

20

30

40

50

Богатыри

10

20

30

40

50

Живая картинка

10

20

40

50

Колесо истории

10

20

30

40

50

Памятники культуры

10

20

30

40

50

Ход урока

    Организационный момент

    Сегодня мы поиграем в «Свою игру». Играть вы будете командой. Прежде чем назвать ответ, вы должны обсудить его в команде. Для того чтобы игра прошла организованно, выберите капитана команды. Он будет называть тему, которую выбирает команда, а затем после обсуждения давать ответ.

    Заработанные командами очки подсчитываются. Так выявляется команда-победительница. Также мы проверим, как вы усвоили тему.

    Работа по теме урока

Тема «Машина времени»

10 В каком веке впервые на Руси начали записывать сведения о происходивших событиях? (В XI веке.)

20 Одним из первых русских летописцев был... (монах Киево- Печерского монастыря Нестор, одаренный человек).

30 В каком году Русь впервые услышала о набегах татаро-монгол на свои земли? (В1224 г.)

40 Этой датой начинается отрывок из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», данный в учебнике. Назовите ее. (Влето 6415(907).)

50 Московский князь Дмитрий Иванович разбил на Дону полчища хана Мамая, за что был прозван Донским. Откуда мы это узнали? (Из летописей.)

Тема «Богатыри»

10 Прямо ехать - убитому быть!

Влево ехать - женатому быть!

Вправо ехать - богатому быть!

Все судьбой сие предписано!

Откуда эти строки? (Из былины «Ильины три поездочки».)

20 «Богатыри», «Витязь на распутье». Кто автор этих картин

и кто на них изображен? (Виктор Михайлович Васнецов. Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец - герои русских былин.)

30 В былине говорится, как Илья Муромец попадает в плен. А кто на самом деле попадает в плен? (Русский народ.)

Как называется такой прием в литературе? (Аллегорией, или иносказанием.)

40 Почему летописец посчитал важным сохранить память о князе Олеге? (В 822 г. большинство племен объединил князь Олег, у которого была самая сильная дружина, правил в Киеве. В 907 г. совершил поход в Византию, в 907и 911 гг. заключил с ней договоры . Стали именовать его великим князем и платить ему дань. Так возникло Древнерусское государство .)

50 Вспомните, что вы знаете о русских народных волшебны:, сказках. Чем похожи сказки и былина об Илье Муромце? А чем они различаются?

Тема «Живая картинка»

10 Прочитайте выразительно понравившийся отрывок из любого прочитанного произведения.

20 Однажды мальчик Варфоломей встретил старца-монаха, который помог ему выбраться из леса. И этот мальчик решил тоже стать монахом. Какое новое имя он получил и прославился на всю Русь? (Сергий Радонежский.)

40 Мы находимся у стен храма Святой Софии, радостные новгородцы встречают победителей. На высокий деревянный помост поднялся сам князь в железных доспехах и ярко-красном плаще. Вся площадь затихла. Александр Невский поднял руку, указал на рыцарей, взятых в плен, и сказал... Что оц сказал? («Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет! На том стояла, стоит и стоять будет земля Русская!»)

50 Перед Куликовской битвой к нему прибыл князь Дмитрий за советом. Кто это был? И что он князю сказал? (Это был Сергий Радонежский. Он благословил на этот подвиг и отправил с князем двух монахов-богатырей - Пересвета и Ослябю.)

Тема «Колесо истории»

10 Объясните, что такое былина. (Былина - один из видов устного народного творчества, где рассказывается о подвигах богатырей - бескорыстных защитников своей Родины, всех обиженных и обездоленных людей, богатырской удивительной силе, мужестве и доброте.)

20 Объясните своими словами, что такое летопись. Откуда появилось это название? Зачем создавались летописи?

30 Ту дороженьку расчистил я,

Богатырь....

Вырыл клад, да без клада назад

Воротился и опять небогат!

А судьбу я за гриву ловлю,

Норовистую объезживаю,

И судьбина для меня - за коня!

Чьи это слова и где были записаны? ( Илья Муромец сделал новую надпись на камне.)

40 Что напророчили князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание? Расскажите . ( Они напророчили Олегу смерть от любимого коня. Предсказание сбылось даже после смерти коня.)

50 Стоял такой великий стон,

Шел бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

До самого низовья.

А князя Дмитрия...

С тех пор прозвал народ,

И слава добрая за ним

До наших пор живет.

Н. Кончаловская

    Как прозвали князя Дмитрия? (Донским.)

Тема «Памятники культуры»

10 Первая отпечатанная книга. (Библия.)

20 Красивая рисованная буква, с которой начинается текст в книге. (Буквица.)

30 Так называют изображения, сделанные красками на сырой штукатурке стены храма. Эти изображения рассказывали о жизни Иисуса Христа и святых. О чем речь? (Стены храма покрывались фресками .)

40 Он основал монастырь во славу Святой Троицы. Кто этот человек? Назовите монастырь. (Сергий Радонежский основал Свято-Троицкую Сергиеву лавру.)

50 Назовите автора иконы «Троица». (Ее создал ученик Сергия Радонежского великий иконописец Андрей Рублев.)

Подведение итогов

(На табло остается пустая ячейка. Это подарок участникам игры. Можно включить аудиозапись «Богатырской симфонии» А.П. Бородина или вручить заранее приготовленные призы. Подсчитывают количество очков, команду-победительницу награждают.)

    Оценка достижений

Тест

Вариант 1

    многие тысячи лет назад

    с появлением письменности

    оно было отравлено

    оно было разбавлено

    оно прокисло на солнце

    Олег не любил вино

    драгоценности, наряды

    шелковые ткани, покрывала

    деньги в Древней Руси

    еда, кушанье

    А4. Как долго Олег не видел своего коня?

    четыре года

    шесть лет

    пять лет

    три года

    В1. Что такое былина?

    сказка о богатырях

    летопись о богатырях

    быль

    Выгружал те сокровища Илья,

    Созывал он всех вдов и...,

    Раздавал без остатка все,

    Оставался сам опять без....

    отцов, гроша

    сирот, гроша

    сирот, всего

    отцов, всего

    ВЗ. Каким именем был назван в святом крещении Сергий Радонежский?

    Кирилл

    Стефан

    Сергий

    Варфоломей

    С1. Почему обнищал отец Варфоломея - раб Божий Кирилл, обладавший большим имением в Ростовской области?

    превратить в своего друга

    в свою веру склонить

    взять в плен

    убить

  1. Вариант 2

    А1. От какого слова произошло название «летопись»?

    от слова «запись»

    от слова «год»

    от слова «лето»

    от слова «летать»

    А2. Сколько кораблей составляло войско Олега?

    тысяча кораблей

    две тысячи кораблей

    три тысячи кораблей

    четыре тысячи кораблей

    АЗ. Что означает слово «узорочье»?

    драгоценности, наряды

    шелковые ткани, покрывала

    старинные монеты

    еда, кушанье

    А4. Сколько княжил Олег?

    тридцать три года

    тридцать лет

    двадцать три года

    тридцать два года

    В1. Кто такой богатырь?

    богатый человек

    могучий человек

    защитник Родины

    В2. Вставьте пропущенные слова.

    Ту дороженьку... я,

    Богатырь Илья Муромец,

    Клад, да без клада назад

    Воротился и опять небогат!

    нашел, отыскал

    расчистил, вырыл

    нашел, вырыл

    расчистил, отыскал

    гулял по лесу

    пастушил

    искал скот (лошадь)

    играл с детьми

    не хотели этого

    родители боялись жить одни

    Подведение итогов урока

    (Учитель объявляет отметки.)

    Домашнее задание

    Выполнить задание 9 на с. 34 учебника

    Тест (урок 12)

    Вариант 1

    А1. Когда в летописях стали записывать сведения о важных событиях?

    многие тысячи лет назад

    когда появилось устное народное творчество

    с появлением письменности

    когда стали печатать первые книги

    А2. Почему Олег не принял вина от греков?

    оно было отравлено

    оно было разбавлено

    оно прокисло на солнце

    Олег не любил вино

    АЗ. Что означает слово «паволоки»?

    драгоценности, наряды

    сказка о богатырях

    летопись о богатырях

    быль

    русская народная эпическая песня - сказание о богатырях

    В2. Вставьте пропущенные слова.

    Выгружал те сокровища Илья,

    Созывал он всех вдов и...,

    Раздавал без остатка все,

    Оставался сам опять без....

    отцов, гроша Ростовской области?

    из-за частых хождений с князем в Орду

    из-за частых набегов татар на Русь

    из-за многих даней тяжких и сборов ордынских

    из-за переезда с родной земли

    С2. Что пытался сделать враг с Ильей Муромцем?

    превратить в своего друга

    в свою веру склонить

    взять в плен А4. Сколько княжил Олег?

    тридцать три года

    тридцать лет

    двадцать три года

    тридцать два года

    В1. Кто такой богатырь?

    богатый человек

    могучий человек

    защитник Родины

    воин, защитник своей Родины, наделенный чувством собственного достоинства и отличающийся необычайной силой, мужеством и удалью

    В2. Вставьте пропущенные слова.

    Ту дороженьку... я,

    Богатырь Илья Муромец,

    ... клад, да без клада назад

    Воротился и опять небогат!

    нашел, отыскал

    расчистил, вырыл

    нашел, вырыл

    расчистил, отыскал

    ВЗ. Что делал Варфоломей, когда встретил старца святого, удивительного и неизвестного, благообразного и подобного ангелу?

    гулял по лесу

    пастушил

    искал скот (лошадь)

    играл с детьми

    С1. Почему родители не давали благословения Варфоломею начать иноческую жизнь?

    хотели, чтобы сын поухаживал за ними и похоронил

    не хотели этого

    сыновья Стефан и Петр женились и думали, как угодить женам, а не родителям

    родители боялись жить одни

    С2. Зачем нам нужны летописи?

    чтобы мы могли лучше понять окружающий мир

    летописи могут многое объяснять из происходящего в мире при помощи исторической памяти

    читая их, интересно проводить время

    чтобы их читать

"Повестью временных лет" называется древнейший летописный свод, который является составной частью большинства дошедших до нас летописей (а всего их сохранилось около 1500). «Повесть» охватывает события до 1113 года, но самый ранний ее список был сделан в 1377 году монахом Лаврентием и его помощниками по указанию суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича.

Неизвестно, где была написана эта летопиcь, по имени создателя получившая название Лаврентьевской: то ли в Благовещенском монастыре Нижнего Новгорода, то ли в Рождественском монастыре Владимира. На наш взгляд, второй вариант выглядит убедительней, и не только потому, что из Ростова cтолица Северо-Восточной Руси переместилась именно во Владимир.

Во владимирском Рождественском монастыре, как считают многие специалисты, появились на свет Троицкая и Воскресенская летописи, епископ этого монастыря Симон был одним из авторов замечательного произведения древнерусской литературы «Киево-Печерского патерика» - сборника рассказов о жизни и подвигах первых русских монахов.

Остается только гадать, каким по счету списком с древнего текста была Лаврентьевская летопись, сколько в нее было дописано того, чего не было в первоначальном тексте, и сколько потерь она понесла, - в едь каждый заказчик новой летописи норовил приспособить ее под свои интересы и опорочить противников, что в условиях феодальной раздробленности и княжеской вражды было вполне закономерно.

Самый значительный пробел приходится на 898-922 годы. События «Повести временных лет» продолжены в этой летописи событиями Владимиро-Суздальской Руси до 1305 года, но пропуски есть и тут: с 1263 по 1283 год и с 1288 по 1294-й. И это при том, что события на Руси до крещения были явно противны монахам ново принесенной религии.

Другая известная летопись - Ипатьевская - названа так по Ипатьевскому монастырю в Костроме, где ее обнаружил наш замечательный историк Н.М.Карамзин. Знаменательно, что она нашлась опять неподалеку от Ростова, который наряду с Киевом и Новгородом считается крупнейшим центром древнего русского летописания. Ипатьевская летопись моложе Лаврентьевской - написана в 20-е годы XV столетия и кроме «Повести временных лет» включает в себя записи о событиях в Киевской Руси и Галицко-Волынской Руси.

Еще одна летопись, на которую стоит обратить внимание, - Радзивилловская, принадлежавшая сначала литовскому князю Радзивиллу, потом поступившая в Кенигсбергскую библиотеку и при Петре Первом, наконец, в Россию. Она представляет собой копию XV века с более древнего списка XIII столетия и рассказывает о событиях русской истории от расселения славян до 1206 года. Относится к владимиро-суздальским летописям, по духу близка Лаврентьевской, но гораздо богаче оформлена - в ней 617 иллюстраций.

Их называют ценным источником «для изучения материальной культуры, политической символики и искусства Древней Руси». Причем некоторые миниатюры весьма загадочны - они не соответствуют тексту (!!!) , однако, как считают исследователи, больше соответствуют исторической действительности.

На этом основании было сделано предположение, что иллюстрации Радзивилловской летописи сделаны с другой, более достоверной летописи, не подверженной исправлениям переписчиков. Но на этом загадочном обстоятельстве мы еще остановимся.

Теперь о принятом в древности летосчислении. Во-первых, надо запомнить, что раньше новый год начинался и 1 сентября, и 1 марта, и только при Петре Первом, с 1700 года, - 1 января. Во-вторых , летосчисление велось от библейского сотворения мира, которое произошло раньше рождества Христова на 5507, 5508, 5509 лет - в зависимости от того, в каком году, мартовском или сентябрьском, произошло данное событие, и в каком месяце: до 1 марта или до 1 сентября. Перевод древнего летосчисления на современное - дело трудоемкое, поэтому были составлены специальные таблицы, которыми и пользуются историки.

Принято считать, что летописные погодные записи начинаются в «Повести временных лет» с 6360 года от сотворения мира, то есть с 852 года от рождества Христова. В переводе на современный язык это сообщение звучит так: «В лето 6360, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом. Вот почему с этой поры почнем и числа положим».

Таким образом, летописец, по сути дела, устанавливал этой фразой год образования Руси, что само по себе представляется очень сомнительной натяжкой. Больше того, отталкиваясь от этой даты, он называет и ряд других начальных дат летописи, в том числе, в записи за 862 год, впервые упоминает Ростов. Но соответствует ли первая летописная дата истине? Каким образом летописец пришел к ней? Может, воспользовался какой-нибудь византийской хроникой, в которой это событие упоминается?

Действительно, византийские хроники зафиксировали поход Руси на Константинополь при императоре Михаиле Третьем, но дату этого события не называют. Чтобы вывести ее, русский летописец не поленился привести следующий расчет: «От Адама до потопа 2242 года, а от потопа до Авраама 1000 и 82 года, а от Авраама до исхода Моисея 430 лет, а от исхода Моисея до Давида 600 лет и 1 год, а от Давида до пленения Иерусалима 448 лет, а от пленения до Александра Македонского 318 лет, а от Александра до рождества Христова 333 года, от Христова рождества до Константина 318 лет, от Константина же до вышеупомянутого Михаила 542 года».

Казалось бы, этот расчет выглядит до того солидно, что проверять его - пустая трата времени. Однако историки не поленились - сложили названные летописцем цифры и получили не 6360-й, а 6314 год! Ошибка в сорок четыре года, в результате чего получается, что Русь ходила на Византию в 806 году. Но известно, что Михаил Третий стал императором в 842 году. Вот и ломай голову, где же ошибка: или в математическом расчете, или имелся в виду другой, более ранний поход Руси на Византию?

Но в любом случае понятно, что использовать «Повесть временных лет» в качестве достоверного источника при описании начальной истории Руси нельзя. И дело не только в явно ошибочной хронологии. «Повесть временных лет» давно заслуживает того, чтобы посмотреть на нее критически. И некоторые самостоятельно мыслящие исследователи уже работают в этом направлении. Так, в журнале «Русь» (№ 3-97) был опубликован очерк К.Воротного «Кто и когда создал «Повесть временных лет?», в котором защитникам ее незыблемости задаются очень неудобные вопросы, приводятся сведения, ставящие под сомнение ее «общепризнанную» достоверность. Назовем только несколько таких примеров...

Почему о призвании варягов на Русь - таком важном историческом событии - нет сведений в европейских хрониках, где на этом факте обязательно бы заострили внимание? Еще Н.И.Костомаров отметил другой загадочный факт: ни в одной дошедшей до нас летописи нет упоминания о борьбе Руси с Литвой в двенадцатом веке - но об этом ясно сказано в «Слове о полку Игореве». Почему промолчали наши летописи? Логично предположить, что в свое время они были значительно отредактированы.

В этом отношении весьма характерна судьба «Истории Российской с древнейших времен» В.Н.Татищева. Имеется целый ряд доказательств, что после смерти историка она была значительно подправлена одним из основателей норманнской теории Г.Ф.Миллером, при странных обстоятельствах исчезли древние летописи, которыми пользовался Татищев.

Позднее были найдены его черновики, в которых есть такая фраза:

«О князьях русских старобытных Нестор монах не добре сведом был». Одна эта фраза заставляет по-новому посмотреть на «Повесть временных лет», положенную в основу большинства дошедших до нас летописей. Все ли в ней подлинно, достоверно, не умышленно ли уничтожали те летописи, которые противоречили норманнской теории? Настоящая история Древней Руси нам до сих пор не известна, ее приходится восстанавливать буквально по крупицам.

Итальянский историк Мавро Орбини в своей книге «Славянское царство », вышедшей в свет еще в 1601 году, писал:

«Славянский род старше пирамид и столь многочисленен, что населил полмира». Это утверждение находится в явном противоречии с историей славян, изложенной в «Повести временных лет».

В работе над своей книгой Орбини использовал почти триста источников , из которых нам известно не более двадцати - остальные исчезли, пропали, а может, были умышленно уничтожены как подрывающие основы норманнской теории и ставящие под сомнение «Повесть временных лет».

В числе других использованных им источников Орбини упоминает недошедшую до нас летописную историю Руси, написанную русским историком тринадцатого века Иеремией. (!!!) Исчезли и многие другие ранние летописи и произведения нашей начальной литературы, которые помогли бы ответить, откуда есть-пошла Русская земля.

Несколько лет назад впервые в России вышло в свет историческое исследование «Сакральное Руси» Юрия Петровича Миролюбова - русского историка-эмигранта, умершего в 1970 году. Он первым обратил внимание на «доски Изенбека» с текстом знаменитой теперь Вeлесовой книги. В своей работе Миролюбов приводит наблюдение другого эмигранта - генерала Куренкова, нашедшего в одной английской хронике такую фразу: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет... И пошли они за море к чужеземцам». То есть, почти дословное совпадение с фразой из «Повести временных лет»!

Ю.П.Миролюбов высказал очень убедительное предположение, что эта фраза попала в нашу летопись во время княжения Владимира Мономаха, женатого на дочери последнего англо-саксонского короля Гаральда, армия которого была разбита Вильгельмом Завоевателем.

Этой фразой из английской хроники, через жену попавшую к нему в руки, как считал Миролюбов, и воспользовался Владимир Мономах, чтобы обосновать свои притязания на великокняжеский престол. Придворный летописец Сильвестр соответственно «поправил» русскую летопись, заложив в историю норманнской теории первый камень. С той самой поры, возможно, все в русской истории, что противоречило «призванию варягов», уничтожалось, преследовалось, пряталось в недоступных тайниках.

Теперь обратимся непосредственно к летописной записи за 862 год, в которой сообщается о «призвании варягов» и впервые упоминается Ростов, что само по себе представляется нам знаменательным:

«В лето 6370. Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти прозывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».

Именно из этой записи проросла норманнская теория происхождения Руси, унижающая достоинство руcского народа. Но вчитаемся в нее внимательно. Ведь получается несуразица: изгнали новгородцы варягов за море, не дали им дани - и тут же обращаются к ним с просьбой владеть ими!

Где логика?

Учитывая, что всю нашу историю вновь правили в 17-18 веке Романовы, с их немцами академиками, под диктовку иезуитов Рима - достоверность нынешних "источников" невелика.

"Песнь о Вещем Олеге" - одно из наиболее известных исторических произведений Пушкина в стихах. За основу сюжета взят отрывок из летописи "Повесть временных лет", в котором говорится о встрече правителя Руси с волхвом, предсказавшим Олегу его судьбу.

Значение личности князя Олега для Древней Руси

В соответствии с принятой на сегодняшний день исторической теорией, первыми правителями в Древней Руси были варяги. Князь Олег считается одним из них. Он управлял страной во второй половине 9 века и совершил множество воинских походов, преимущественно в южном направлении. Известно о его активном противостоянии с хазарами, нападавшими тогда на Русь. Однако наиболее значимым достижением князя стала победа над Византией, к воротам столицы которой правитель на правах завоевателя прибил свой щит.

Такая значимая историческая фигура, безусловно, не могла обойти внимание летописца, который подробно описывает основные моменты правления Олега и характеризует его как князя. Рассмотрим подробнее это летописное свидетельство и проанализируем его.

Исторические события времен княжения Олега в "Повести временных лет"

Значимость описания правления князя Олега в летописном своде объясняется несколькими факторами:

  1. Автор (летописец Нестор) рассказывает о его боевых подвигах, в частности, о захвате Царьграда (Константонополя, ныне - Стамбул). Он подчеркивает боевые заслуги правителя, его исключительные способности к военному делу и переговорам;
  2. Большое внимание уделяется своду законов, созданному Олегом и его соратниками, тем самым подчеркивается справедливость князя по отношению к русским жителям и обитателям захваченных территорий;
  3. Отдельно описывается эпизод гадания князю встречным кудесником и предсказание смерти Олега, а затем и сама гибель правителя.

Странным кажется, что в четкое описание исторических событий включается такой фантастический эпизод. Видимо, автор хотел подчеркнуть, что даже власть князя, пусть и самого успешного, уступает по могуществу Судьбе, которая есть у каждого человека.




Top