Рассказ Солженицына «Матрёнин двор. Солженицын "матренин двор" История создания рассказа матренин двор презентация




Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время… Д.И.Фонвизин …линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между классами, не между партиями, - она проходит через каждое человеческое сердце - и черезо все человеческие сердца… А.Солженицын




История создания «Матрёнин двор» второй из опубликованных в журнале «Новый мир» рассказов Александра Исаевича Солженицына. «Основополагающей вещью» всей русской «деревенской» литературы назвал это произведение литературовед Андрей Синявский. Авторское название рассказа «Не стоит село без праведника». Название «Матрёнин двор» предложено Александром Твардовским перед публикацией и утверждено в ходе редакционного обсуждения 26 ноября 1962 года: «Название не должно быть таким назидательным», аргументировал Твардовский. «Да, не везёт мне у вас с названиями», отозвался, впрочем довольно добродушно, Солженицын. Сопоставьте оба названия. В чём вы видите главное отличие?


Смысл названия рассказа Российское село держится на людях, чей образ жизни основан на общечеловеческих ценностях добра, труда, сочувствия, помощи. Нравственные начала имеют чёткие границы только в границах Матрёниного двора, в более широком масштабе села они размыты, окружающие героиню люди часто очень сильно отличаются от неё. «Не стоит село без праведника» «Матрёнин двор» Матрёна Васильевна Захарова (1956 год)


Автобиографический характер рассказа Известно, что этот рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и смерть её воспроизведены как быль. Истинное название деревни Мильцево, Курловского района, Владимирской области. Как вы думаете, исключает ли автобиографичность рассказа восприятие образа главной героини как типического характера?




Судьба главной героини В центре внимания писателя судьба деревенской женщины Матрёны Васильевны, которая всю жизнь проработала в совхозе. Одинокая, потерявшая на фронте мужа, похоронившая шестерых детей женщина много страданий претерпела от советской власти, всю жизнь работала не покладая рук, но так ничего за свой труд и не получила. Лекарством от всех недугов, тоски и отчаяния для Матрёны был труд. Пережив на своём веку множество испытаний, Матрёна Григорьева сумела сохранить общительный нрав и способность откликаться на чужую беду. Лоб её недолго оставался омрачённым...: Матрёна умеет прощать людям, не таит обиды на судьбу. Для неё нормальное состояние - не злоба и воинственность, а доброта и смирение.


Идея и проблематика рассказа подчинены одной цели - раскрыть красоту души Матрёны Идея: на примере судьбы деревенской женщины показать, что жизненные потери и страдания только ярче проявляют меру человеческого в каждом из людей Проблематика: 1.Русская деревня начала 50-х годов 20 века, её жизнь, обычаи, нравы. 2.Взаимоотношения власти и человека-труженика. 3.Карающая сила любви. 4.Особая святость помыслов героини.




Не стоит село без праведника… Прав ли Солженицын, называя отнюдь не идеальную Матрёну праведницей? ПРАВЕДНИК - человек с чистой совестью и душой (В.И.Даль«Толковый словарь живого великорусского языка»); праведно живущий; во всем по закону Божью поступающий, безгрешник; человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности, морали (С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»); тот, кто во всём руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности («Академический словарь русского языка»)




Не стоит село без праведника… Моральные качества Матрёны Григорьевны, такие как честность, терпение, отсутствие зависти, позволяют нам считать её праведницей. Автор отмечает простоту и неприметность героини и в то же время исходящий от неё внутренний свет, добавляя, что она всегда... обезоруживала лучезарной улыбкой. К тому же, она живёт по правилам, которые считает непоколебимыми, то есть, по своей правде. Праведность Матрёны основана на безразличии к материальным ценностям. Героиня не предаётся греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг, довольствуется тем, что у неё есть. После смерти Матрёны многие её укоряли:...и нечистоплотная была, и за обзаводком не гналась, и не бережная;...и глупая, помогала чужим бесплатно, и лишь Игнатьич встал на её сторону, осознав её моральные принципы: Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село, ни город, ни вся земля наша....


Нравственный идеал писателя Праведница Матрёна - нравственный идеал писателя. По А.И.Солженицыну, «смысл земного существования - не в благоденствии, а в развитии души». Солженицын продолжает одну из главных традиций русской литературы, согласно которой писатель видит своё назначение в проповедовании истины, духовности, в необходимости ставить «вечные» вопросы и искать на них ответ.




Перед этим Строгим сельсоветом, Перед этим Стадом у моста, Перед всем Старинным Белым светом, Я клянусь, Душа моя чиста... Пусть она Останется чиста До конца, До тихого креста! Заклинание Н.Рубцов До конца, До тихого креста Пусть душа Останется чиста! Перед этой Скромной, Захолустной Стороной Болотистой моей, Перед жнивой Прелестной и грустной В дни осенних Горестных дождей,


ТЕСТ Прочитайте текст Так и поселился я у Матрёны Васильевны. Комнаты мы не делили. Её кровать была в дверном углу у печки, а я свою раскладушку развернул у окна и, оттесняя от света любимые Матрёнины фикусы, ещё у одного окна поставил столик. Электричество же в деревне было – его ещё в двадцатые годы подтянули от Шатуры. В газетах писали тогда "лампочки Ильича", а мужики, глаза тараща, говорили: "Царь Огонь!" Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрёны и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша: от дождей она ещё не протекала и ветрами студёными выдувало из нее печное грево не сразу, лишь под утро, особенно тогда, когда дул ветер с прохудившейся стороны. Кроме Матрёны и меня, жили в избе еще – кошка, мыши и тараканы. Кошка была немолода, а главное – колченога. Она из жалости была Матрёной подобрана и прижилась. Хотя она и ходила на четырех ногах, но сильно прихрамывала: одну ногу она берегла, больная была нога.


ТЕСТ Выполните задание А1 – А5 с выбором одного правильного ответа: А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент: А) рассказ, Б) повесть, В) быль, Г) роман. А2. Какое место занимает фрагмент в произведении? А) является экспозицией, Б) завершает повествование, В) является кульминацией сюжета, Г) является кульминацией сюжетного действия. А3. Главной темой данного фрагмента является: А) образ жизни рассказчика, Б) дом Матрёны, В) внешность Матрёны, Г) природа. А4. Почему Матрёна приютила кошку? А) из материальных соображений, Б) из жалости, В) от нечего делать, Г) из любви к животным. А5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание избы Матрёны? А) показать её незаурядность, непохожесть на других, Б) сопоставить Матрёну с рассказчиком, В) раскрыть характер героини, Г) заинтересовать читателя.


ТЕСТ Выполните задание В1 - В5 с развёрнутым ответом: В1. Какое художественное изобразительно-выразительное средство помогает автору описать героиню и выразить своё отношение к ней: «изба доброжилая», «любимые фикусы», «с прохудившейся стороны»? В2. Какое художественное изобразительно-выразительное средство использует автор в предложении: «В газетах писали тогда «лампочки Ильича», а мужики, глаза тараща, говорили: «Царь Огонь!»? В3. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его жилища: «Комнаты мы не делили…» и далее. В4. Напишите название любимого растения героини. В5. Каким эпитетом характеризуется кошка Матрёны? Использованный материал Источники иллюстраций: penza.ru/images/stories/artpenza/Hudogniki/Chumak/Postupleniya_24_12_09/I MG_0694.jpg Википедия свободная энциклопедия Миронова Н.А. Тесты по литературе в 11 классе. - М.: Экзамен, Егорова Н.В.Поурочные разработки по русской литературе в 11 классе. - М.: Вако, Егорова Н.В. Литературоведческий анализ произведений русской литературы в классе. - М.: Вако, Анализ рассказа:

Разделы: Литература

План урока:

1.Оргмомент. Знакомство учащихся с целью урока.

2. Вступительное слово учителя.

3. Презентация учителя “Жизнь и творчество А.И.Солженицына”.

4. Знакомство с историей создания рассказа “Матренин двор”.

5. Работа над заглавием рассказа “Матренин двор”.

6. Аналитическая беседа

7.Заключительное слово учителя.

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Солженицына;
  2. помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть.
  3. познакомить учащихся с историей написания рассказа “Матренин двор”;
  4. подвести учащихся к осмыслению образа Матрены как праведницы земли русской;

Предварительное домашнее задание:

  1. Прочитать рассказ А.И.Солженицына “Матренин двор”.
  2. Индивидуальные задания:
  • подготовить мультимедийную презентацию по теме “История создания рассказа “Матренин двор”
  • подготовить мультимедийную презентацию по теме “Значение слова праведник”
  • выразительное чтение наизусть стихотворения Булата Окуджавы.
  • рассказ о прошлом от лица Матрены

Эпиграф к уроку:

“Все мы жили с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша” А. И. Солженицын.

Оборудование к уроку:

  • экран, мультимедийный проектор;
  • презентация учителя “Жизнь и творчество А.И.Солженицына”
  • презентация учащегося “История создания рассказа “Матренин двор”;
  • презентация учащегося.

Ход урока

1. Оргмомент. Знакомство учащихся с целью урока

2. Вступительное слово учителя

Ребята! Сегодня у нас необычный урок, тема его “Праведница земли русской”, а посвящен наш урок будет А.И. Солженицыну и его произведению “Матренин двор”. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с основными этапами жизни и творчества Александра Исаевича, узнаем, какова история создания его рассказа “Матренин двор”, попытаемся осмыслить образ Матрены как праведницы земли русской.

Чтобы настроиться на серьезный лад нашего разговора, я предлагаю вам послушать духовное пение Ф. Шаляпин, именно его слушал А. Солженицын, находясь в доме главной героини рассказа Матрены. (Звучит духовое пение в исполнении Шаляпина)

Сегодня я предлагаю вам, ребята, познакомиться с жизнью и творчеством человека, писателя, политика, автора выдающихся произведений, мы будем говорить об Александре Исаевиче Солженицыне.

3. Презентация учителя “Жизнь и творчество А.И.Солженицына”. (Приложение 1)

Детство и юность будущего писателя. (Приложение 1 , слайд 3)

Со стороны отца Солженицына происходит из старинной крестьянской семьи. Отец Исаакий Семенович получил университетское образование. Семья матери была богатой, дед Солженицына дал своей дочери Таисии Захаровне прекрасное воспитание и образование.

Александр Солженицын родился 11 декабря 1918 года (исполнилось 89лет), а за 6 месяц до рождения сына при странных обстоятельствах на охоте погибает его отец. Поэтому воспитанием Солженицын занимается мать, дедушка и бабушка.

Детство писателя было похоже на детство всех советских детей: учился в обычной школе, был старостой класса, любил футбол, посещал театр. В 1936 году поступил на физико-математический факультет Ростовского университета. На 1 курсе знакомится с Натальей Решетовской, ставшей его женой в 1940году.

На фронтах ВОВ. (Приложение 1 слайд 4)

В 1941 году Солженицын оканчивает университет в Ростове и 18 октября уходит на фронт, сначала простым солдатом, а после окончания офицерской школы становится лейтенантом. С 1941-1945гг. Солженицын командует артиллерийской батареей в одном из сражений, выводит ее из окружения, за что Солженицын был представлен к ордену Красного знамени. Вместо награды Солженицын арестовывают. В 1945году его переписка с другом Николаевым Виткевичем попадает под надзор контрразведки. Они, критикуя политическую обстановку в стране и шифруясь, называют Ленина “Вовкой”, а Сталина - “Паханом”

Арест и лагерь (Приложение 1 слайд 5, 6)

Капитан Солженицын был разжалован. За 3 месяца до победы его арестовывают и 27 июля осуждают на 8 лет исправительных трудовых лагерей. Затем последовала Бутырская тюрьма, кирпичный завод в Ново – Иерусалиме, Мардоинская спецтюрьма, лагерь в Экибастузе. Именно в это время Солженицын узнает, что у него обнаружили раковую опухоль.

После смерти Сталина в 1953 году С. выходит из лагеря на “вечное ссыльнопоселение” в акул Кок Терек Джамбульской области. Эта “вечность” поселения длилась 3 года: в 1956 году Солженицын реабилитирован и работает учителем сельской школы во Владимирской области. Именно с этим периодом жизни связан рассказ Солженицын “Матренин двор”. В 1957 году состоялся переезд в Рязань, где он работает в школе и пишет “В круге первом”.

Именно в этот период снова о себе дает знать грозное заболевание. Солженицын борется с болезнью различными методами и излечивается от него. С этого времени Солженицын становится верующим человеком.

Взаимоотношения с государственной властью. Выдворение из страны. (Приложение 1, слайд 8)

В конце 50 в начале 60-х гг. публикуется несколько рассказов, среди них “Один день”. Вслед за публикацией рассказа Солженицына принимают в союз писателей. С этого момента начинаются творческий подъем писателя.

В 1967 году на открытии съезда союзов писателей Солженицын выступает о вреде цензуры. Многим это не понравилось, именно с тех пор, с мая 1967 года начинается открытая и беспощадная борьба Солженицына и Советской власти. Его исключают из союза писателей. Чтобы не осудили за тунеядство. Ростропович берет Солженицына работать дворником на дачу, а 1970 году советскому дворнику присуждают Нобелевскую премию. В 1973 году в Париже выходит “Архипелаг ГУЛАГ”. Это вызвало бурю возмущений в Советской печати

13февраля 1974 года Солженицына арестовали, лишили советского гражданства и выдворили за пределы Советского союза, в Германию. С этого момента начинается жизнь в изгнании.

Возвращение на родину. (Приложение 1, слайд 9)

Но все это время Солженицын мечтает вернуться на родину. “Я не теряю надежды при жизни вернуться. Но это не будет возможно до напечатания в России моих главных книг. Я не могу вернуться как бы немым”.

Главные книги Солженицына увидели свет, и Солженицын вернулся в Россию. В 1989 году отменили решение об исключении из Союза писателей. В 1994 году Солженицын вернулся на Родину. Солженицын и сейчас живет под Москвой, имеет свою точку зрения на события, происходящие в России, Солженицын не примыкает ни к “левым”, ни к “правым”.

4. Знакомство с историей создания рассказа

О писателе судят по его лучшим произведениям. Среди рассказов Солженицына, вышедших в 60-е годы, на первое место всегда ставят рассказ “Матренин двор”. Его называют “блистательным”, “подлинно гениальным произведением”. “Рассказ правдив”, “рассказ талантлив”, отмечалось в критике. Мы сейчас узнаем, когда и как появился этот рассказ.

Выступление учащегося с презентацией “История создания рассказа “Матренин двор” (Приложение 2 )

5. Работа над заглавием рассказа “Матренин двор”.

Давайте вернемся к первоначальному заголовку рассказа “Не стоит село без праведника”. Мы с вами видим, что А.И. Солженицын обращается к литературной традиции изображения праведника. Сейчас мы услышим, что означает слово “праведник”, как его толкуют авторы различных словарей и что же сопровождает праведника по жизни.

Выступление учащегося с презентацией “Значение слова “праведник” (Приложение 2)

Как же вы понимаете заголовок “Не стоит село без праведника”?

Всеми перечисленными качествами обладает главная героиня рассказа Матрена Васильевна. Постараемся понять образ главной героини и постигнуть ее судьбу через время, в которое ей довелось жить, через образы людей, которые были рядом

6. Аналитическая беседа

Обратимся к началу рассказа. Шел 1956 год. Игнатич возвращался из лагеря, ему “хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России”. Что же Игнатич узнает о героине, Матрене Васильевне Григорьевой, в доме которой он остановился?

Что же заставляло такую добрую, бескорыстную Матрену воровать?

В чем же находила смысл жизни Матрена Васильевна?

В каких эпизодах раскрываются лучшие стороны характера и поведения Матрены и ее постояльца? Что общего у них?

О чем же поведала Матрена своему постояльцу?

Проблемные вопросы.

Каковы причины гибели героини? Кто виноват в смерти Матрены?

Можно ли героиню представить счастливой?

Сейчас, ребята, мы с вами услышим рассказ о жизни Матрены от первого лица. Давайте представим себе, что это сама Матрена говорит о себе.

Рассказ ученицы о жизни Матрены.

Сегодня мы услышали много добрых слов в адрес главной героини рассказа, но если мы обратимся к эпиграфу, то поймем, что лучше всего сказал о своей героине автор: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся наша земля”

В статье “Раскаяние и самоограничение” Солженицын обозначит некую меру праведности, непрерывно возрастающую в одних и недоступную другим: “ Есть такие прирожденные ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жизни (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, - это – праведники, мы их видели, удивлялись (“чудаки”), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, – и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину”. Солженицын помог нам увидеть в простой русской женщине великую душу, увидеть праведницу.

На жизнь во многом изменилась. Все больше появилось взаимной ненависти, отчуждения, озлобления. Многим может показаться, что в наше неспокойное время встретить подобных людей просто невозможно. Разрешите мне не согласиться. Не соглашусь, прежде всего потому, что убеждена: никакие самые страшные потрясения не могут за столь короткий срок полностью уничтожить духовность народа, изуродовать, извратить – да, но не уничтожить.

Да к тому же если бы это было так, то разве сохранились бы в нашей литературе странные люди, блаженные, праведники, не подмятые, не сломленные ни системой, ни идеологией? Такова главная героиня произведения Матрена Васильевна Захарова.

Вывод учащихся: Жизнь и судьба этой женщины является для нас настоящим уроком жизни - уроком добра, совести и человечности.

7. Заключительное слово учителя.

Послушаем прекрасное стихотворение Булата Окуджавы

Ученица читает стихотворение Булата Окуджавы.

В нашей жизни, прекрасной и странной,
И короткой, как росчерк пера,
Над дымящейся свежею раной
Призадуматься, право, пора.
Призадуматься и присмотреться,
Поразмыслить, покуда живой,
Что там кроется в сумерках сердца,
В самой черной его кладовой.
Пусть твердят, что дела твои плохи,
Но пора научиться, пора
Не вымаливать жалкие крохи
Милосердия, правды, добра.
Но пред ликом суровой эпохи,
Что по – своему тоже права,
Не выжуливать жалкие крохи,
А творить, засучив рукава.

Мне хочется, чтобы в конце урока мы послушали “Реквием” Моцарта, несколько минут помолчали, осмыслили судьбу, только что прошедшую перед нами, и подумали: “Устоит ли земля наша без праведника и чего стоит она без таких прирожденных ангелов?”.

Домашние задание: в жанре эссе ответить на вопрос “Нужны ли сегодня праведники”.

Список литературы:

  1. Кульневич С. В. , Лакоценина Т. П. “Современный урок”. Изд. “Учитель”. 2005 г.
  2. Тарасов А. Б. “Праведники Чехова”. Православный педагогический журнал. 21. 04. 04.
  3. Шорохов. А. “Великорусский Гоголь”.





ЕСТЬ ЛИ В РАССКАЗЕ РАЗВЕРНУТЫЙ ПОРТРЕТ ГЕРОИНИ? НА КАКИХ ПОРТРЕТНЫХ ДЕТАЛЯХ СОСРЕДОТОЧЕНО ВНИМАНИЕ ПИСАТЕЛЯ? «Матренин двор» Матрена наделена неброской внешностью. Автору важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью».


КАКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДЕТАЛИ СОЗДАЮТ КАРТИНУ БЫТА МАТРЕНЫ? «Матренин двор» Все её «богатство» – фикусы, колченогая кошка, коза, мыши и тараканы. Весь окружающий мир Матрены в её темноватой избе с большой русской печью – это продолжение её самой, частичка её жизни. Все здесь естественно и органично: любимые фикусы «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой».


КАК РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ В РАССКАЗЕ ТЕМА ПРОШЛОГО ГЕРОИНИ? «Матренин двор» Нелегок жизненный путь героини. Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский труд в деревне, тяжелая немочь- болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью. В судьбе одной Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины.


КАКОЙ ПРЕДСТАЕТ МАТРЕНА В СИСТЕМЕ ДРУГИХ ОБРАЗОВ РАССКАЗА, КАКОВО ОТНОШЕНИЕ К НЕЙ ОКРУЖАЮЩИХ? «Матренин двор» Герои рассказа распадаются на две неравные части: Матрена и понимающий и любящий её автор- повествователь и те, кого можно назвать «Нематрена», её родня. Граница между ними обозначается в том, что главное в сознании и поведении каждого из них – интерес к общей жизни, желание участвовать в ней, открытое искреннее отношение к людям или сосредоточенность только на собственных интересах, собственном доме, собственном богатстве.




Основополагающий вопрос Чем и кем «стоит село, город… вся земля наша»? Матрена Васильевна - человек, живущий по заповедям Христа, сумевший сохранить чистоту, святость души в самых драматических обстоятельствах русской истории ХХ века. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». «Матренин двор»


Список литературы Солженицын А. «Матренин двор». СПб.: Азбука- классика, Агеносов В. и др. «Русская литература XX века. 11 кл.: Методические рекомендации для учителя. М.: Дрофа, Княжицкий А. Материалы к изучению рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор» на уроках литературы. Журнал «Русская словесность», 5, Локтионова Н. «Не стоит село без праведника». Журнал «Литература в школе», 3, 1994.

1 слайд

Тема: «Жить не по лжи». Проблема нравственного выбора героя в рассказе А.Солженицына «Матрёнин двор») Урок-размышление Автор-составитель: учитель русского языка и литературы Фатнева Надежда Николаевна МОУ Хрещатовская сош

2 слайд

Эпиграф: «Солженицын больше, чем какой-либо другой писатель, отвечает на вопрос, кто мы, нынешние, через вопрос: что с нами происходит.» С.Залыгин

3 слайд

Цель: Обратиться к важнейшим нравственным проблемам, от решения которых зависит формирование человека и гражданина; побуждение задуматься, так ли мы живём, как следует жить.

4 слайд

Задачи: доказать, что рассказы Солженицына- размышление о нашем современнике, о его жизни, о его нравственной позиции, о негативных явлениях в нашем обществе; расширить у учащихся знания произведений современной литературы; обратить внимание на судьбу главной героини рассказа;

5 слайд

Оборудование: портрет писателя; выставка его книг; магнитофон; аудиозапись песни А.Морозова и А.Поперечного «Малиновый звон»; компьютер. Подготовительная работа учащихся. Всем прочитать рассказ А.Солженицына «Матрёнин двор» 1учащийся готовит сообщение на тему «Кого можно считать нравственным человеком?» 2 учащийся ищет по словарю лексическое значение слов: совесть, корыстолюбие, праведник, смысл жизни 3 учащийся подбирает эпиграфы к уроку, оформляет доску. 4 учащийся читает статью «Жить не по лжи!» Солженицына

6 слайд

Нравственным можно считать человека: С чувством собственного достоинства (Уважая себя, уважай других) Имеющего повышенное чувство ответственности за происходящее вокруг. Умеющего одухотворённо работать не ради одних денег. С чётким представлением о добре и зле, того, кто противостоит злу. Неравнодушного к чужой беде и страданиям. Размышляющего над своей и чужой жизнью, беспокойно ищущего ответы на «больные» вопросы.

7 слайд

8 слайд

Лексическое значение слов: Совесть-понятие морального сознания, внутренняя убеждённость в понимании того, что является добром и злом, нравственная ответственность за своё общественное поведение. Корыстолюбие - отрицательное моральное качество, характеризующее поведение и мотивы человека, который рассматривает и с точки зрения личной материальной выгоды. Праведник - человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности. направляет все свои поступки и взаимоотношения с окружающими Смысл жизни – морально – мировоззренческие представления, посредством которых человек соотносит себя и свои поступки с высшими ценностями.

9 слайд

Портрет Матрёны Лишь одна деталь постоянно подчёркивается автором- «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрёны. «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных,- и грел этот отсвет лицо Матрёны» «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей» Плавная, певучая, исконно русская речь, начинающаяся «каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках»

10 слайд

Мерой всех вещей у Солженицына выступает не социальное, а духовное. «Не результат важен…а дух! Не что сделано – а как. Не что достигнуто – а какой ценой» -повторяет автор.

11 слайд

Художественная деталь: Любимые Матрёнины фикусы, что «заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой» «Испуганной толпой» замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы…»

12 слайд

История «колотной житёнки» Разбитая любовь Потеря мужа на войне Смерть шестерых детей Адский, посильный не каждому мужику труд в деревне Тяжёлая немочь-болезнь Она - человек не от мира сего. Она -праведница.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Жизнь и творчество Александра Исаевича Солженицына Такой сосредоточенности на одном авторе, может быть, никакая литература не знала и не узнает никогда. С. Залыгин

Он чувствовал свою неразрывную связь с народом, был требователен к себе как к художник, всегда боролся с насилием, злом и несправедливостью: «…писатель может многое в своем народе- и должен. Однажды взявшись за слово, уже потом никогда не уклониться: писатель- не посторонний судья своим соотечественникам и современникам, он – совиновник во всем зле, совершенном у него на родине или его народом» Александр Исаевич Солженицын- человек, мыслитель, писатель Он сформулировал свое жизненное кредо сам: «Смысл земного существования – не в благоденствии, а в развитии души ».

Корни Родители писателя: Исаакий Семенович и Таисия Захаровна Солженицыны Город Кисловодск Ставропольского края. Дом, в котором прошли первые 6 лет жизни. Город Ростов-на-Дону. Дом, в котором жил школьник Саня Солженицын

Студенческие годы Ростовский государственный университет Лучшие друзья: Кирилл Симонян и Лида Ежерец

Война Курсант артиллерийского училища Командир батальона капитан Солженицын

1970 год. Нобелевская премия: Неслыханная травля Лауреат Нобелевской премии 1974 год. Кампания против Солженицына в советской прессе

1965-1973 «Архипелаг ГУЛаг»: « Опыт художественного исследования» государственной системы уничтожения людей в СССР Наталья Светлова – жена, друг, незаменимый помощник 1970 г.

Великий русский писатель Книги, перевернувшие общественное сознание

Солженицын вернулся Встреча писателя. Хабаровск и Новосибирск.

1994 год Снова в Москве

Это была поистине могучая фигура. И в литературе, и в общественной жизни это была одна из самых могучих фигур за всю историю России. Сейчас, когда его не стало, это понимается в особенности. Один человек бросил вызов огромной системе - и победил. Ни у кого, будь то самые знаменитые личности в искусстве, науке и политике, не было столь огромной прижизненной славы, популярности, как у Александра Исаевича. В эти дни должен скорбно ахнуть весь мир - не стало великого нравственника, справедливца, таланта. Валентин Распутин

Рассказ «Матренин двор» написан в 1959 году. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись из лагеря. Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог». 12.04.17

«Матренин двор» “ Есть такие прирожденные ангелы, они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая”. А. И. Солженицын

После реабилитации в 1957 году Солженицын жил в деревне Мальцево Курловского района Владимирской области у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой. Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительствовать. 12.04.17

ЕСТЬ ЛИ В РАССКАЗЕПОРТРЕТ ГЕРОИНИ? КАКИЕ ДЕТАЛИ ВЫДЕЛЯЕТ АВТОР? «Матренин двор» Матрена наделена неброской внешностью. Автору важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью».

КАКИМ МЫ ВИДИМ БЫТ МАТРЕНЫ? «Матренин двор» Все её «богатство» – фикусы, колченогая кошка, коза, мыши и тараканы. Весь окружающий мир Матрены в её темноватой избе с большой русской печью – это продолжение её самой, частичка её жизни. Все здесь естественно и органично: любимые фикусы «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой».

КАКОВО ПРОШЛОЕ ГЕРОИНИ? «Матренин двор» Нелегок жизненный путь героини. Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью. В судьбе одной Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины.

Один день из жизни Матрёны Васильевны Смысл повседневного существования Тихо, вежливо, стараясь не шуметь хлопотать утром по дому Бескорыстно помогать всем (родственникам, соседям, колхозу) Кормить козьих пастухов, выкладываясь перед другими хозяйками и вгоняя себя в большой расход Запасаться на зиму топливом, постоянно рискуя попасть под суд Кланяясь лесным кустам, возвращаться домой просветлённой, с доброй улыбкой Лишь бы не запоздниться (вставать в четыре-пять утра)

КАКОВО ОТНОШЕНИЕ К МАТРЕНЕ ОКРУЖАЮЩИХ? «Матренин двор» Герои рассказа распадаются на две неравные части: Матрена и понимающий и любящий её автор-повествователь и те, кто пользуется Матреной, её родня. Граница между ними обозначается в том, что главное в сознании и поведении каждого из них – интерес к общей жизни, желание участвовать в ней, открытое искреннее отношение к людям или сосредоточенность только на собственных интересах, собственном доме, собственном богатстве.

Чем и кем «стоит село, город… вся земля наша»? Матрена Васильевна - человек, живущий по заповедям Христа, сумевший сохранить чистоту, святость души в самых драматических обстоятельствах русской истории ХХ века. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». «Матренин двор»

Выводы Жизнь и судьба Матрёны Васильевны Захаровой является для нас настоящим уроком жизни -уроком, добра, совести и человечности. Если бы каждый из нас смог услышать её тихий голос, напоминающий: «Ты человек, самое великое творение божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это». Мы раскрыли понятие праведника, возможно, в жизни каждого из нас есть такой человек. Если нет, то он появится. Важно увидеть его и распознать вовремя.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ





Top