Русская литература 19 века пособие. Войтоловская Э

М.: Прометей, 2000. Ч.1 -504с., Ч.2 - 304с.

Данное издание - пособие по русской литературе XIX века, адресованного учащимся гуманитарных школ и подготовительных курсов, преподавателям литературы средней школы и студентам первого- второго курсов педагогических институтов.

Часть 1.

Формат: pdf / zip

Размер: 31,8 Мб

Часть 2.

Формат: pdf / zip

Размер: 20 Мб

Предисловие 3

НЕОБХОДИМЫЕ КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

Деталь. Сюжет и композиция 7

Роды и жанры литературы 8

Стихосложение 10

Средства художественной выразительности 17

Литературные направления 20

Классицизм 21

Сентиментализм 21

Романтизм 22

Реализм 23

Идейно-художественное своеобразие стихотворения или рассказа 26

I КРУГ - ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ

А. С. ГРИБОЕДОВ

Черты классицизма, реализма и романтизма в «Горе от ума» 27

Век нынешний и век минувший 32

Жанровое своеобразие «Горя от ума» 42

Сюжет и конфликт «Горя от ума» 46

Образная система «Горя от ума» 51

Чацкий как...

Отдохни - посмотри картинки,приколы и смешные статусы

Разные афоризмы

Мы не отступаем, мы наступаем в другом направлении. (Закон отступления по Дугласу)

Цитаты и Статусы со смыслом

Чисто прибранная квартира и вкусный ужин - два признака неисправного компьютера.

Приколы из школьных сочинений

Вася приобрел себе собаку, когда он был еще щенком.

Данное издание - пособие по русской литературе XIX века, адресованного учащимся гуманитарных школ и подготовительных курсов, преподавателям литературы средней школы и студентам первого- второго курсов педагогических институтов.

СЮЖЕТ И КОНФЛИКТ «ГОРЯ ОТ УМА».
I. В основе сюжета «Горя от ума», согласно классицистической традиции, лежит любовная интрига, однако по жанру пьеса Грибоедова - общественная комедия, основной конфликт здесь - столкновение между «веком нынешним» и «веком минувшим» - социальный, то есть конфликт оказывается шире любовного сюжета (см. «Жанровое своеобразие «Горя от ума»).
Гончаров:
Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчали-ным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел.
(«Мильон терзаний»)

II. Особенности любовной линии.
1. Сюжет «Горя от ума» строится на развитии «любовного треугольника», соответствующего в основном классицистической «системе амплуа» (см. «Черты классицизма, реализма и романтизма в «Горе от ума»).
2. Отличительная черта - наличие еще двух «любовных треугольников», которые, раскрываясь, усиливают комизм положения.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
НЕОБХОДИМЫЕ КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ
Содержание произведения 6
Деталь. Сюжет и композиция 7
Роды и жанры литературы 8
Стихосложение 10
Средства художественной выразительности 17
Литературные направления 20
Классицизм 21
Сентиментализм 21
Романтизм 22
Реализм 23
Идейно-художественное своеобразие стихотворения или рассказа 26
I КРУГ - ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ
А. С. ГРИБОЕДОВ

Черты классицизма, реализма и романтизма в «Горе от ума» 27
Век нынешний и век минувший 32
Жанровое своеобразие «Горя от ума» 42
Сюжет и конфликт «Горя от ума» 46
Образная система «Горя от ума» 51
Чацкий как победитель и как побежденный 55
Идейно-художественное своеобразие монологов Чацкого 57
А. С. ПУШКИН
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина 73
«Пророк» 81
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» 82
Тема дружбы в лирике Пушкина 85
«Во глубине сибирских руд...» 91
Тема любви в лирике Пушкина 93
К*** («Я помню чудное мгновенье...») 100
«Я вас любил: любовь еще, быть может...» 102
Жанры лирики Пушкина 103
«Песнь о вещем Олеге» 109
Природа в лирике Пушкина и в «Евгении Онегине» 112
«Осень» 124
Философия лирики Пушкина 126
«Анчар» 133
«Вновь я посетил...» 135
Эволюция идеала свободы в лирике Пушкина 137
«К Чаадаеву» 145
«Деревня» 147
«К морю» 149
Фольклор в творчестве Пушкина
Дворянство в «Евгении Онегине» 161
Культура в «Евгении Онегине» 176
Образ автора в «Евгении Онегине» 190
Композиция «Евгения Онегина» 200
Идейно-художественное своеобразие поэмы «Медный всадник» 207
Идейно-художественное своеобразие романа «Дубровский» 221
Поэзия автора и рассказчика в «Капитанской дочке» 231
Жанровое своеобразие «Капитанской дочки» 236
Образ Пугачева и средства его раскрытия 241
Сюжет и композиция «Капитанской дочки» 246
Эпиграфы в «Капитанской дочке» 250
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ
Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова 256
«Смерть поэта» 260
«Поэт» 263
Природа в поэзии Лермонтова 265
Образ родины в поэзии Лермонтова 275
«Родина» 279
Тема одиночества в поэзии Лермонтова 281
«Парус» 287
«Дума» 288
«Как часто, пестрою толпою окружен...» 291
«Выхожу один я на дорогу...» 293
Идейно-художественное своеобразие «Песни про купца Калашникова» 296
Историческая тема в творчестве Лермонтова 304
«Бородино» 309
Сюжет и композиция «Мцыри» 313
Тема любви в лирике Лермонтова 318
Жанры лирики Лермонтова 328
Проблемы личности и ее художественное воплощение в «Герое нашего времени» 335
Жанровое своеобразие «Героя нашего времени» 346
Природа в «Герое нашего времени» 350
Образная система «Героя нашего времени» 354
Н. В. ГОГОЛЬ
Новаторство «Ревизора» 363
Жанровое своеобразие «Ревизора» 370
Образ города в «Ревизоре» 372
Образ Петербурга в «Ревизоре» 378
Средства раскрытия характеров в «Мертвых душах» 381
Жанровое своеобразие «Мертвых душ» 401
Лирические отступления в «Мертвых душах» 408
Образ автора в «Мертвых душах» 420
Чиновничество в «Ревизоре» и в «Мертвых душах» 425
Женские образы в «Мертвых душах» и в «Ревизоре» 438
Сюжет и композиция «Мертвых душ» 447
Идейно-композиционная роль образа Чичикова 459
Народные образы, образ народа, народность «Мертвых душ» 463
Фольклор в «Ночи перед Рождеством» и других повестях цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» 474
Идейно-художественное своеобразие повести «Шинель» 488.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Текст, Пособие по русской литературе XIX века, Часть 1, Азарова Н.М., 2000 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Учебное пособие

по истории русской

литературы XIX века

Москва

Рецензенты:

доктор филологических наук, профессор В.А.Воропаев,

кандидат филологических наук, доцент Л.В.Ершова,

кандидат филологических наук, доцент Е.Ю.Зубарева,

доктор филологических наук, профессор Д.П.Ивинский,

доктор филологических наук, доцент А.И.Изотов,

кандидат филологических наук, доцент Ф.И.Панков

Редакторы:

В.В.Каверина,

Л.В.Хохлова

Матюшенко Л.И., Матюшенко А.Г. Учебное пособие по истории русской литературы XIX века (для учащихся старших классов и абитуриентов). – М., 2008

Предисловие

Цель издания «Учебного пособия по истории русской литературы XIX века» определяется необходимостью обеспечить школьников старших классов и абитуриентов обобщающими материалами по произведениям русских классиков.

Темы, предлагаемые в пособии, в целом соответствуют ныне действующим программам по русской литературе для учащихся девятого и десятого классов общеобразовательных школ.

В основе данного издания лежат курсы лекций по истории русской литературы XIXвека, прочитанные доцентом филологического фа­культета МГУ Л.И.Матюшенко в разные годы.

В то же время не все предлагаемые материалы являются в полной мере оригинальными. Их составители опирались на известные труды по истории русской литературы; при этом привлекаемые тексты подвергались существенной обработке, адаптации, редактированию – в целях лучшего их понимания и усвоения школьниками.

При разработке пособия использованы исследования литературоведов, философов, историков культуры XX века, в том числе труды ученых филологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Укажем здесь работы таких исследователей, как М.П.Алексеев, И.М.Андреев, В.Ф.Асмус, М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, С.М.Бонди, С.Г.Бочаров, А.С.Бушмин, В.В.Виноградов, И.А.Виноградов, И.И.Виноградов, Г.О.Винокур, В.А.Воропаев, М.О.Гершензон, Т.П.Голованова, В.А.Грихин, Н.К.Гудзий, В.М.Жирмунский, А.И.Журавлева, прот. В.В.Зеньковский, Е.Ю.Зубарева, Н.В.Измайлов, И.А.Ильин, А.А.Илюшин, В.Б.Катаев, В.И.Коровин, Ю.В.Лебедев, С.В.Ломинадзе, Л.М.Лотман, Ю.М.Лотман, Г.П.Макогоненко, Д.Е.Максимов, Ю.В.Манн, В.А.Мануйлов, И.Н.Медведева, Г.А.Мейер, О.В.Миллер, Л.Н.Назарова, Р.Г.Назиров, Э.Э.Найдич, В.А.Недзвецкий, Л.Д.Опульская, А.С.Орлов, П.А.Орлов, А.М.Песков, Н.К.Пиксанов, Л.В.Пумпянский, И.Б.Роднянская, А.А.Сабуров, Н.Н.Скатов, А.П.Скафтымов, А.А.Смирнов, А.Н.Соколов, Н.Л.Степанов, Л.И.Тимофеев, Б.В.Томашевский, В.Н.Турбин, Ю.Н.Тынянов, И.С.Чистова, Б.М.Эйхенбаум, М.П.Якубович и др. (см. список литературы в конце книги). В большинстве случаях использовались лишь идеи и некоторые наблюдения этих авторов, иногда – отдельные фрагменты их работ.

Авторы выражают искреннюю благодарность рецензентам В.А.Воропаеву, Л.В.Ершовой, Е.Ю.Зубаревой, Д.П.Ивинскому, А.И.Изотову, Ф.И.Панкову, редакторам В.В.Кавериной и Л.В.Хохловой, а также А.В.Величко, В.А.Воропаеву, А.Г.Лилеевой, И.В.Одинцовой, Е.В.Полищук и всем коллегам, прочитавшим «Учебные материалы» в рукописи и высказавшим ценные замечания, учтенные в процессе подготовки пособия к печати.

Текст. Пособие по русской литературе XIX века. Ч. 1-2. Азарова Н.М.

М.: Прометей , 2000. Ч.1 -504с., Ч.2 - 304с.

Данное издание - пособие по русской литературе XIX века, адресованного учащимся гуманитарных школ и подготовительных курсов, преподавателям литературы средней школы и студентам первого- второго курсов педагогических институтов.

Часть 1.

Формат: pdf / zip

Размер: 31,8 Мб

Скачать:

Часть 2.

Формат: pdf / zip

Размер: 20 Мб

Скачать:

СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1
Предисловие 3
НЕОБХОДИМЫЕ КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ
Содержание произведения 6
Деталь. Сюжет и композиция 7
Роды и жанры литературы 8
Стихосложение 10
Средства художественной выразительности 17
Литературные направления 20
Классицизм 21
Сентиментализм 21
Романтизм 22
Реализм 23
Идейно-художественное своеобразие стихотворения или рассказа 26
I КРУГ - ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ
А. С. ГРИБОЕДОВ
Черты классицизма, реализма и романтизма в «Горе от ума» 27
Век нынешний и век минувший 32
Жанровое своеобразие «Горя от ума» 42
Сюжет и конфликт «Горя от ума» 46
Образная система «Горя от ума» 51
Чацкий как победитель и как побежденный 55
Идейно-художественное своеобразие монологов Чацкого 57
А. С. ПУШКИН
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина 73
«Пророк» 81
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» 82
Тема дружбы в лирике Пушкина 85
«Во глубине сибирских руд...» 91
Тема любви в лирике Пушкина 93
К*** («Я помню чудное мгновенье...») 100
«Я вас любил: любовь еще, быть может...» 102
Жанры лирики Пушкина 103
«Песнь о вещем Олеге» 109
Природа в лирике Пушкина и в «Евгении Онегине» 112
«Осень» 124
Философия лирики Пушкина 126
«Анчар» 133
«Вновь я посетил...» 135
Эволюция идеала свободы в лирике Пушкина 137
«К Чаадаеву» 145
«Деревня» 147
«К морю» 149
Фольклор в творчестве Пушкина
Дворянство в «Евгении Онегине» 161
Культура в «Евгении Онегине» 176
Образ автора в «Евгении Онегине» 190
Композиция «Евгения Онегина» 200
Идейно-художественное своеобразие поэмы «Медный всадник» 207
Идейно-художественное своеобразие романа «Дубровский» 221
Поэзия автора и рассказчика в «Капитанской дочке» 231
Жанровое своеобразие «Капитанской дочки» 236
Образ Пугачева и средства его раскрытия 241
Сюжет и композиция «Капитанской дочки» 246
Эпиграфы в «Капитанской дочке» 250
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ
Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова 256
«Смерть поэта» 260
«Поэт» 263
Природа в поэзии Лермонтова 265
Образ родины в поэзии Лермонтова 275
«Родина» 279
Тема одиночества в поэзии Лермонтова 281
«Парус» 287
«Дума» 288
«Как часто, пестрою толпою окружен...» 291
«Выхожу один я на дорогу...» 293
Идейно-художественное своеобразие «Песни про купца Калашникова» 296
Историческая тема в творчестве Лермонтова 304
«Бородино» 309
Сюжет и композиция «Мцыри» 313
Тема любви в лирике Лермонтова 318
Жанры лирики Лермонтова 328
Проблемы личности и ее художественное воплощение в «Герое нашего времени» 335
Жанровое своеобразие «Героя нашего времени» 346
Природа в «Герое нашего времени» 350
Образная система «Героя нашего времени» 354
Н. В. ГОГОЛЬ
Новаторство «Ревизора» 363
Жанровое своеобразие «Ревизора» 370
Образ города в «Ревизоре» 372
Образ Петербурга в «Ревизоре» 378
Средства раскрытия характеров в «Мертвых душах» 381
Жанровое своеобразие «Мертвых душ» 401
Лирические отступления в «Мертвых душах» 408
Образ автора в «Мертвых душах» 420
Чиновничество в «Ревизоре» и в «Мертвых душах» 425
Женские образы в «Мертвых душах» и в «Ревизоре» 438
Сюжет и композиция «Мертвых душ» 447
Идейно-композиционная роль образа Чичикова 459
Народные образы, образ народа, народность «Мертвых душ» . 463
Фольклор в «Ночи перед Рождеством» и других повестях цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» 474
Идейно-художественное своеобразие повести «Шинель» 488

СОДЕРЖАНИЕ
Часть 2
II КРУГ:
И. А. КРЫЛОВ
Художественное своеобразие басен Крылова 3
Тематика басен Крылова 13
Образная система басен Крылова 21
Образ автора в баснях Крылова 2&
В. А. ЖУКОВСКИЙ
Художественный метод Жуковского
Особенности жанра баллады у Жуковского 33
Тема природы в поэзии Жуковского 41
Тема любви в поэзии Жуковского 54
Тема поэта и поэзии в лирике Жуковского 59
Поэтическое новаторство Жуковского 63
Разборы стихотворений Жуковского 68
II КРУГ - ТЕМЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:
А. С. ГРИБОЕДОВ
Сплетня в «Горе от ума» 83
Женские образы в «Горе от ума» 86
Чацкий и декабристы 93
Язык «Горя от ума» 96
А. С. ПУШКИН
Мотив дороги в творчестве Пушкина 99
Мотив семьи в творчестве Пушкина 105
Эволюция жанра элегии у Пушкина 110
Национальная специфика циклов «Подражания Корану» и «Песни западных славян» 112
Пушкин и декабристы 120
Пушкин и Жуковский 123
Пушкин и Батюшков 128
Понимание свободы в южных поэмах Пушкина 137
Эпиграфы в «Евгении Онегине» 142
Женские образы в «Евгении Онегине» 145
Онегинская строфа 152
Сказочные мотивы в «Капитанском дочке» 155
Образ России в творчестве Пушкина 157
Образ Петра I в творчестве Пушкина 163
Портрет в творчестве Пушкина 168
Предметно-бытовая деталь в прозе Пушкина 172
Ирония в прозе Пушкина 175
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ
Образ Наполеона у Пушкина и Лермонтова 181
Время в поэзии Лермонтова 187
Тема молодости и старости в поэзии Лермонтова 192
Особенности ранней лирики Лермонтова 195
Простой человек в творчестве Лермонтова 201
Структура поэм Лермонтова 204
Лермонтов и Жуковский 209
Романтизм и образ Печорина 215
Этнографическая и бытовая деталь в творчестве Лермонтова 219
Н. В. ГОГОЛЬ
Стилистические и языковые особенности «Ночи перед Рождеством» и других повестей цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» 226
Город в «Мертвых душах» 232
Природа в творчестве Гоголя 236
Фантастика и реальность в творчестве Гоголя 243
Список рекомендуемой литературы 251
Темы, рекомендуемые для самостоятельной работы 253
ОБЗОРНЫЕ ТЕМЫ:
Литературная жизнь и критика первой трети XIX века 254
- Литературно-журнальная жизнь и критика 10-х - середины 20-х годов 257
- Литературно-журнальная жизнь и критика второй половины 20-х - 30-х годов 272
В. Г. Белинский. Творческий путь. Анализ произведений Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Историко-литературная концепция 286

Н.М. Азарова. ТЕКСТ: Пособие по русской литературе XIX века: В 2-х ч.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Э та книга привлекла меня своим названием - «Текст». А кого из учителей литературы оно не привлечёт? Как заявлено в «Предисловии», цель создания данного пособия - “научить читать текст, анализировать его и на этой основе восходить к пониманию тем и мотивов русской литературы”, тем более что, действительно, “анализ текста позволяет учащемуся и учителю отвлечься от идеологических установок и сосредоточиться на собственно литературном объекте”.

Правда, некоторые “тексты” уже в «Предисловии» смутили.

Как, например, совместить и наглядно представить “уровень решаемых задач” в гуманитарных школах и “уровень рядового учащегося средней школы”? В чём суть авторского заявления, что “пособие рекомендуется для подготовки к урокам преподавателю обычной средней школы, поэтому с успехом может быть использовано на первом–втором курсах педагогических вузов” (кого похвалили, а кого - наоборот?).

Но тезис: “Пособие не заменяет собой курса истории литературы. Его задача - научить читать тексты и писать сочинения” - воодушевил.

Состоит пособие, как указывает Н.М. Азарова, “из двух томов”, “материал в книге сгруппирован по авторам”. В первом томе обещаны материалы по литературе первой половины XIX века, во втором - соответственно, следующей. Однако, открыв «Текст: Пособие по русской литературе XIX века. Часть 2» и прочитав, что “данное издание - второй том”, в содержании книги я обнаружила фамилии Крылова (!), Грибоедова, Пушкина et cetera. Что это - авторская неточность, издательская небрежность? Во всяком случае, учителю здесь следует быть настороже.

Как и при расшифровке некоторых формулировок: например, интересно проверить, действительно ли при создании авторами тезисных планов “используются два аналитических (методологических) движения: от широкой темы к её проявлениям в тексте (!), и обратный ход - от каких-либо мест в текстах к их обобщению в «мотивы» , а затем и в «темы» (выделено авторами)”…

Но обратимся непосредственно к разделам книги. В начале пособия читатель найдет «Необходимые краткие сведения по теории литературы», но затем содержание двухтомника заставляет вспомнить многочисленные издания с образцами сочинений. Хотя, признаю, “уровень” работающего по данному пособию ученика действительно должен быть выше “уровня” простого списывальщика: темы (например, «Жанровое своеобразие “Горя от ума”», «Природа в лирике Пушкина и в “Евгении Онегине”», «Фольклор в творчестве Пушкина», «Особенности ранней лирики Лермонтова», «Город в “Мёртвых душах”» и так далее) представлены в виде тезисных планов, каждое утверждение в которых подкрепляется одной или несколькими цитатами из произведений. Тем самым создаётся иллюзия, что и весь текст прочитан. Точнее: как бы прочитан.

Пособие предлагает учащимся (или учителям?) темы для самостоятельной работы - без каких-либо комментариев. Список рекомендуемой литературы очень невелик и включает в себя названия хрестоматийных трудов по творчеству Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Крылова и Жуковского. Самая “свежая” из указанных книг издана в 1990 году...

Смутившись своим скептическим настроением, попыталась найти пользу в содержании тезисных планов. Вновь пролистала книги. “Власть времени над скоротечностью жизни яснее всего проявляется в смерти”, “Сюжетная линия Ленский–Ольга - любовный треугольник, лишённый третьего угла”, “Деревенские жители (об «Евгении Онегине». - Р.Х. ) много едят. Это также связано с обычаями XVIII века”, “В то же время провинциальная жизнь не лишена определённого практического смысла”, “Обращаясь к эпохе княжения Олега, Пушкин старается быть достоверным исторически: 1) вводит исторические реалии (цитата); 2) показывает древние обычаи и традиции (цитата)... - череп, кости, гробовая змея - атрибуты неизбежного рока...” Эти и многие подобные тезисы, мягко говоря, нуждаются если не в обсуждении, то, непременно, в редакторской правке.

При том, что рецензентом двухтомника являлся такой авторитетный филолог, как академик Ю.С. Степанов. Впрочем, не удивительно было бы узнать, что почтенный мэтр поставил свою подпись, не вчитываясь в текст.




Top