Полное имя гайдара. Аркадий Голиков-Гайдар: боевая деятельность

Аркадий Петрович Гайдар (Голиков) родился 9 (22) января 1904 в городе Льгов Курской губернии в семье учителей. Детство мальчика большей частью прошло в Арзамасе – небольшом городе Нижегородской области. Здесь же будущий писатель обучался в реальном училище.

Аркадий был самоотверженным уже в раннем возрасте. Когда в первую мировую войну его отца забрали на фронт, мальчик сбежал из дома, чтобы тоже отправиться воевать. Однако по дороге его задержали.

В 1918 году в краткой биографии Гайдара произошло важное событие – четырнадцатилетний Аркадий вступил в коммунистическую партию, начал работать в газете «Молот». В конце года его зачислили в Красную армию.

Служба в действующей армии

После окончания в 1919 году курсов подготовки командного состава в Москве, Голиков был назначен помощником командира взвода. В 1911 году досрочно окончил Высшую стрелковую школу. Вскоре был назначен командиром отделения Нижегородского полка, воевал на Дону, на Кавказском фронте, под Сочи.

В 1922 году Голиков участвовал в подавлении антисоветского повстанческого движения в Хакасии, лидером которого был И. Соловьев. Возглавляя командование вторым боевым участком в Енисейской губернии, Аркадий Петрович отдавал достаточно жесткие приказы, направленные на жестокое обращение с местными жителями, которые противились приходу советской власти.

В мае 1922 года по распоряжению Голикова были расстреляны пять улусов. О случившемся узнали в губернском отделе ГПУ. Аркадия Петровича демобилизовали с диагнозом «травматический невроз», который возник после неудачного падения с лошади. Это событие стало поворотным в биографии Гайдара.

Литературная деятельность

В 1925 году Голиков опубликовал повесть «В дни поражений и побед» в ленинградском альманахе «Ковш». Вскоре писатель переехал в Пермь, где впервые начал издаваться под псевдонимом Гайдар. В 1930 году была закончена работа над произведениями «Школа», «Четвертый блиндаж».

С 1932 года Аркадий Петрович работает разъездным корреспондентом в газете «Тихоокеанская звезда». В 1932 – 1938 годах увидели свет повести и рассказ «Дальние страны», «Военная тайна», «Голубая чашка», «Судьба барабанщика». В 1939 – 1940 годах писатель закончил работу над наиболее известными своими произведениями для детей – «Тимур и его команда», «Чук и Гек», которые изучаются сейчас в начальных классах.

Великая Отечественная война

В годы Великой Отечественной войны писатель Гайдар работал корреспондентом «Комсомольской правды». В этот период Аркадий Петрович создает очерки «Мост», «Ракеты и гранаты», «У переправы», «У переднего края», философскую сказку «Горячий камень».

В 1941 году служил пулеметчиком в партизанском отряде Горелова.

26 октября 1941 года Аркадий Петрович Гайдар был убит немцами недалеко от села Лепляво Каневского района. Похоронили писателя в 1947 году в Каневе Черкасской области.

Другие варианты биографии

  • По наиболее известной версии псевдоним «Гайдар» расшифровывается как «Голиков АркадиЙ Д’АРзамас» (по аналогии с именем д’Артаньяна из романа Дюма).
  • В 1939 году Гайдар был награжден орденом «Знак почета», в 1964 посмертно был отмечен орденом Отечественной войны 1-й степени.
  • Аркадий Гайдар страдал от сильных головных болей, перепадов настроения, неоднократно проходил лечение в психиатрической клинике.
  • Личная жизнь Гайдара сложилась не сразу. Писатель был трижды женат – на медсестре Марии Плаксиной (их сын умер, не дожив до двух лет), комсомолке Лии Соломянской (в браке родился сын Тимур) и Доре Чернышевой (усыновил дочь жены).
  • Среди близких друзей Гайдара были писатели Фраерман и Паустовский .

Тест по биографии

Чтобы проверить свои знания краткой биографии Гайдара – попробуйте ответить на вопросы теста.

Одним из детских писателей, чьи книги входили в учебную программу советской школы, является Аркадий Гайдар. Биография его служила примером юным читателям. Однако многие факты из его жизни умалчивались. Кем был Аркадий Гайдар? Биография для детей гласит, что был он не только замечательным писателем, но и отважным солдатом, истинным революционером. Но позже стало известно, что храбрость этого человека граничила с безрассудством, а в достижении цели он проявлял болезненный фанатизм.

Ранние годы

О чем гласит биография Гайдара Аркадия Петровича? Для детей писатель создал несколько произведений. Самое знаменитое - «Тимур и его команда». Но эта книга была написана в 1941 году, за год до смерти автора. Чем же занимался предшествующие тридцать шесть лет Гайдар Аркадий Петрович? Биография в более объективной форме, нежели жизнеописание, написанное для советских школьников, говорит о том, что он был обычным человеком со своими слабостями и недостатками. Более того, имел мало общего с персонажами своих книг.

Родился Аркадий Петрович Голиков (а именно так звали по-настоящему писателя) в семье педагогов. Родителей вдохновили революционные настроения, царящие в образованных кругах в начале века. А потому они принимали активное участие в выступлениях 1905 года. Спустя некоторое время отец будущего писателя устроился работать в акцизное ведомство. Мать работала акушеркой.

С 1912 года семья Голиковых проживала в Нижегородской области. Когда же началась война, Аркадий проявил первые патриотические стремления. Причем в довольно крайней форме. Будущий советский писатель Аркадий Гайдар, биография которого вкратце излагали школьные учебники на протяжении нескольких десятилетий, решил бежать на фронт. Впрочем, юного патриота вовремя задержали и вернули в отчий дом.

Гражданская война

Когда в стране произошел переворот, кардинально изменивший ход истории, Аркадию было всего семнадцать. А спустя год он уже числился в коммунистической партии. Далее не будем упоминать фамилию Голиков, заменив ее на всем известный псевдоним «Аркадий Гайдар».

Биография автора книг о настоящей чести и верности содержит немало интересных фактов. Относятся они к началу двадцатых годов. Изложено жизнеописание будут позже. Прежде стоит сказать, что юный коммунист проявил невероятное упорство, дабы попасть в действующую армию. Когда же ему это удалось, участвовал в боях, был ранен и даже контужен.

В 1921 году дослужился до звания командира батальона Аркадий Гайдар. Биография в каноническом варианте повествует о том, что последующие годы писатель и революционер отважно сражался с опасными элементами, не признающими новую власть. В действительности так и было. Однако методы борьбы Гайдара оставляли желать лучшего.

В Енисейской губернии

Биография Гайдара Аркадия Петровича включает участие в подавлении антисоветского движения. В Енисейской губернии он, в 1922 году, возглавил отряд и со всей серьезностью взялся за поиски Соловьева - бандитского главаря.

В распоряжении командира было более сотни красноармейцев. Позже их численность увеличилась. Гайдару повсюду мерещились бандиты, и в борьбе с ними он проявлял чрезвычайную жесткость. Были расстреляны немало местных жителей, которые, по мнению командира отряда, поддерживали и в мыслях, и на деле злостного преступника Соловьева.

Арест

Методы восемнадцатилетнего командира вызвали возмущения со стороны местного населения. По его приказу подвергались аресту и конфискации имущества не только жители близлежащих поселков, но и красноармейцы, находившиеся в подчинении у Гайдара. Вскоре на него была составлена жалоба вышестоящему командованию. А уж когда усердный борец с антисоветским движением без суда и следствия расстрелял пятерых человек, которые показались ему подозрительными, его и вовсе арестовали по обвинению в злоупотреблении своих должностных полномочий. На два года был лишен права занимать ответственные должности Аркадий Гайдар.

Краткая биография создателя книг «Чук и Гек» и «Горячий камень» в былые времена не фиксировала период его пребывания в психиатрической лечебнице. Согласно официальным данным, он всю жизнь боролся с белогвардейцами, писал произведения для детей и подростков, а затем героически погиб в годы ВОВ. О преступлениях детского писателя, которые он совершал в юном возрасте, тоже не принято было говорить.

Аркадий Гайдар, биография и личная жизни которого стали примером для миллионов школьников, был идеализирован в советскую эпоху. И только в девяностые годы в красноярских архивах обнаружили документы, разрушающие его романтических образ.

Неизвестный Аркадий Гайдар

Биография, личная жизнь и творческий путь могли бы сложиться иначе. Страна не знала бы литературных героев - Тимура и Мальчиша-Кибальчиша, если б их создателю в юности не удалось избежать расстрела. А ведь начальник специальной комиссии, разбиравшей дело Гайдара, настаивал на смертной казни фанатичного командира-карателя. К счастью, было принято решение заменить расстрел психиатрическим освидетельствованием. Позже Гайдар оказывался на больничной койке не раз.

Были найдены записи, которые вел писатель во время пребывания в психиатрической лечебнице. Эти периоды для него были невыносимы. Впрочем, кроме одного и из них, когда Гайдара поместили в хабаровскую лечебницу и он написал там одно из своих лучших произведений - «Мальчиш-Кибальчиш».

Дневник Гайдара содержал и очень страшные строки. Судя по записям, во сне к нему приходили люди, которых он когда-то убивал. Гайдар словно раскаивался в грехах, которые совершил в юности. Но, судя по тому, что позже написал прозаик, он верил в то, что все его преступления совершены не напрасно. Ведь появилось новое поколение - поколение советских людей - честных, правильных, трудолюбивых и искренних.

Тяжелый недуг

Диагноз бывшего командира был травматический невроз. Причинами этого заболевания, по заключению медиков, являлись огнестрельное ранение и травма, полученная в результате падения с лошади. Согласно воспоминаниям очевидцев, именно во время пребывания в Хакасии появились у Гайдара раздражительность, злобность. После ареста он часто испытывал резкие перепады настроения.

Согласно одной из версий, Гайдар не раз пытался покончить с жизнью. Он наносил на свое тело глубокие порезы лезвием, после чего в очередной раз оказывался в психиатрической лечебнице. Однако, по мнению одного из близких друзей Гайдара, совершал он это не с целью покончить жизнь самоубийством, а дабы заглушить дикую головную боль.

Происхождение знаменитой фамилии

Несколько версий есть и относительно того, откуда взялся псевдоним писателя. С хакасского языка, где прошли его юные годы, слово «гайдар» переводится как «куда?». Правда, звучит оно несколько иначе, а именно - «хайдар». Это было единственное, что знал на местном наречии молодой и вспыльчивый командир. А так как он постоянно пребывал в поисках бандитского главаря Соловьева, то и спрашивал у каждого из жителей «хайдар?» Отсюда и псевдоним. Согласно мнению Льва Кассиля, это слово происходит от термина, означающего «человек, который едет верхом на лошади».

Семья

После гражданской войны отец Аркадия женился во второй раз. Его новую семью сын не принял. Мать Аркадия Петровича умерла в 1924 году от чахотки. Потомственная дворянка на смертном одре завещала сыну «бороться за Страну Советов, не жалея живота».

Самостоятельная жизнь Гайдара началась чрезвычайно рано. Осенью 1925 года он уехал в Пермь, имея за своей спиной командование полком и множественные ранения. Гайдар устроился работать в газету. А вскоре познакомился с семнадцатилетней девушкой, которая участвовала в организации пионерского движения. Звали ее Лия Соломянская. Гайдар женился на ней, и вскоре родился сын Тимур.

В это время писатель находился в Москве. Да и за несколько месяцев до рождения ребенка он нередко отлучался, что впоследствии породило версию о том, что Тимур неродной сын Гайдара. К слову сказать, этот брак был уже не первым у писателя. В юности он женился на Марии Плаксиной, от которого у него родился ребенок, проживший меньше двух лет.

Аркадий, будучи женат на Лии, пребывал сперва в постоянных разъездах. Вскоре семья воссоединилась. Но и этот брак долго не просуществовал. Аркадий Петрович в быту был довольно сложным человеком. Кроме того, страдал психическим расстройством и алкогольной зависимостью. Лия в один прекрасный день забрала сына и ушла от мужа к журналисту «Комсомольской правды». Впереди у Гайдара были года неустроенности и нужды.

Он тяжело переживал разлуку с сыном. А в 1936 году бывшую жену писателя арестовали вместе с ее мужем. Гайдар Тимура забрал к себе. Он долго боролся за освобождение Лии, но на свободу она вышла лишь в 1940 году. Третьей женой писателя, стала поэтесса Анна Трофимова. Четвертой - Дора Чернышева. Наличие детей у своих избранниц писателя не смущало. А дочь Доры он воспитывал как свою. Аркадий Петрович, будучи в юности жестоким, в более зрелом возрасте проявил себя как нежный и заботливый отец.

ВОВ

Гайдар погиб осенью 1941 года. В октябре он служил корреспондентом, а затем попал в отряд партизан. Согласно версии, утвержденной в советские времена, писатель погиб героически, спасая своих товарищей - буквально подставил свое тело под обстрел немецких солдат. Позже биографами Гайдара была получена информация, что причиной его гибели стало предательство одного из местных жителей. Перезахоронен писатель был уже после войны, в 1947 году. Могила находится в Киеве.

Литературное творчество

Произведения Гайдая в советские времена были чрезвычайно популярными. Его книги и сегодня активно переиздаются. В 1972 году, впервые в истории страны, был воздвигнут памятник литературному персонажу - Мальчишу-Кибальчишу. По повестям Аркадия Гайдара создано множество фильмов. Самые известные из них - «Тимур и его команда», «Судьба барабанщика», «Бумбараш». Среди книг этого автор стоит также назвать «Чук и Гек», «Военная тайна», «Горячий камень».

В Клину, где несколько лет прожил писатель и написал свою знаменитую книгу «Тимур и его команда», открыт музей, посвященный его творчеству. В честь Гайдара названы детские библиотеки и дома творчества по всей стране. Что касается Арзамаса, города, в котором некогда начал свою революционную карьеру Аркадий Голиков, то в этом городе именем писателя названы школа, педагогический институт и одна из улиц.

(настоящая фамилия - Голиков) (1904-1941) советский писатель

Будущий писатель родился в небольшом городе Льгове поблизости от Орла. Семья Голиковых отличалась по тем временам высоким культурным уровнем: отец был народным учителем, мать - фельдшером. Поэтому с раннего детства они воспитывали у своего сына любовь к знаниям.

В 1911 году семья перебралась в Арзамас, где Аркадий Гайдар поступил в местное реальное училище. Там он продолжал много читать, увлекался инсценировками и, как многие сверстники, начал писать стихи.

Спокойная и устоявшаяся жизнь была прервана Первой мировой войной. Отец был мобилизован и ушел на фронт, мать стала санитаркой в госпитале. Поэтому Аркадий должен был заботиться о трех младших сестрах, оставшихся дома. Как и многие другие мальчишки, он пытался бежать на фронт, но добраться туда не успел: его поймали и отправили домой. Однако юноша был полон желания побыстрее заняться активной жизнью и принять участие в событиях, которые происходили вокруг. Летом 1917 года он начинает работать в местной большевистской организации. Аркадий Гайдар был связным, дежурил в местном Совете. Все эти события позже были описаны им в повести «Школа». С этого и началась его «обыкновенная биография в необыкновенное время». Осенью 1918 года он становится членом партии, а вскоре и красноармейцем. Правда, вместо фронта попадает на курсы красных командиров.

В 1919 году Голиков досрочно завершает учебу и вскоре уходит на фронт в качестве командира взвода. В одном из боев он был ранен, но весной 1920 года снова отправляется в армию, где получает назначение на должность комиссара штаба. Вскоре его опять посылают на учебу на высшие командные курсы, окончив которые он становится командиром роты, а затем и кавалерийского полка. Командуя карательными подразделениями, будущий писатель подавлял выступления хакасов против советской власти. Действия Голикова всегда отличались упорством и даже жестокостью - видимо, давал себя знать возраст и юношеский максимализм. Позже он будет обходить молчанием этот период своей биографии.

Голиков решил навсегда связать свою жизнь с армией, готовился поступать в военную академию, но многочисленные ранения не позволили ему осуществить это желание. В 1924 году он был уволен в запас по состоянию здоровья. После мучительных размышлений о том, что же ему делать дальше, он принимает решение заняться литературным трудом.

Еще в армии, Аркадий Петрович Гайдар задумал написать свою первую повесть - «В дни поражений и побед». Она была опубликована в 1925 году, но осталась не замеченной ни критиками, ни читателями. Позже писатель переработал одну из ее глав в рассказ под названием «Р.В.С». Он был принят в журнал «Звезда» и опубликован. С этого времени и начинается литературная жизнь писателя Гайдара. Первое произведение, подписанное этим псевдонимом "Гайдар", - рассказ «Угловой дом» (1925). Существует много предположений о происхождении столь необычного псевдонима. Одни исследователи считают, что он переводится на русский язык как «всадник, скачущий впереди», другие видят в нем своеобразный шифр: Г - Голиков, АИ - АркадиИ, Д - французская частица, обозначающая «из», АР - Арзамас. Получается: Голиков Аркадий из Арзамаса.

Аркадий Гайдар женится на дочери писателя Павла Бажова и поселяется с семьей в Ленинграде. Стремясь приобрести новые впечатления и уйти от военной темы, писатель много путешествует, постоянно печатает очерки о своих впечатлениях. Постепенно определяется и его читатель - подростки, и основная тема - романтика подвига. В 1926 году Аркадий Гайдар переделывает свой рассказ «Р.В.С.» и превращает его в романтическую повесть о событиях Гражданской войны.

Тема Гражданской войны продолжается и в повести «Школа». Она представляет собой романтизированную биографию самого писателя, в которой показано его нелегкое становление как личности. Повесть обозначила и определенный этап в творчестве Аркадия Гайдара. Характеристики его героев стали более психологичными, сюжет приобрел драматическую напряженность. В дальнейшем писатель больше не обращался к столь масштабному изображению Гражданской войны.

В тридцатые годы Аркадий Гайдар выпускает несколько повестей о мирной жизни. Однако и в них звучит тема «дел суровых и опасных, как сама война». Наиболее интересна «Военная тайна» (1935), в которой писатель показывает жизнь маленького героя на фоне событий своего времени - новостроек, борьбы с вредителями и диверсантами. После ее выхода на писателя посыпались обвинения в том, что он излишне жесток к своему герою, который погибает в конце рассказа.

Следующая повесть - «Судьба барабанщика» (1936) - также написана на остросовременном материале. Она полна умолчаний и недоговорок, понятных современникам: отец главного героя, красный командир, арестован, жена его убегает из дому, бросая сына. Автор использует своеобразный прием тайнописи - смысловые и сюжетные нестыковки, поскольку сказать полную правду о происходящих событиях он не мог. Аналогично была построена и повесть «Комендант снежной крепости», в которой писатель, опять-таки в скрытой форме, осуждал финскую военную кампанию. Повесть была опубликована, но вызвала такой общественный резонанс, что последовал приказ об изъятии книг Аркадия Петровича Гайдара из библиотек.

Самым же популярным произведением этого писателя стала повесть «Тимур и его команда », открывавшая цикл из пяти повестей о пионерах. Осуществить его до конца писателю помешало начало войны. В преддверии войны, Аркадий Гайдар хотел показать, что и подростки могут принести ощутимую пользу - для этого их надо лишь организовать, направив энергию в соответствующее русло. Сразу же после появления повесть была экранизирована и поставлена во многих детских театрах.

В первые же дни Великой Отечественной войны писатель подал заявление с просьбой направить его в действующую армию. В качестве военного корреспондента «Комсомольской правды» Аркадий Гайдар отправился на фронт, откуда прислал несколько репортажей. В октябре 1941 года во время очередной командировки в действующую армию, прикрывая отход товарищей, он погиб, так и не успев осуществить многие замыслы.

Сын писателя Тимур Гайдар также был военным и вышел в отставку в чине контр-адмирала. От отца он унаследовал и литературное дарование, опубликовав книгу повестей и рассказов, долгое время работал в газете «Правда». Внук Аркадия Гайдара, Егор избрал иную профессию - стал экономистом и политиком. Он является автором многочисленных публикаций, таким образом продолжая семейную традицию.

ГАЙДАР, АРКАДИЙ ПЕТРОВИЧ (1904-1941), настоящая фамилия Голиков, русский советский писатель. Родился 9 (22) января 1904 в Льгове Курской губернии. Сын учителя из крестьян и матери-дворянки, участвовавших в революционных событиях 1905. Опасаясь ареста, в 1909 Голиковы оставили Льгов, с 1912 жили в Арзамасе. Работал в местной газете "Молот", где впервые опубликовал свои стихи, вступил в РКП(б).
С 1918 - в Красной Армии (добровольцем, скрыв свой возраст), в 1919 учился на командных курсах в Москве и Киеве, затем в московской Высшей стрелковой школе. В 1921 - командир отделения Нижегородского полка. Воевал на Кавказском фронте, на Дону, под Сочи, участвовал в подавлении антоновского мятежа, в Хакасии - против "императора тайги" И.Н.Соловьева, где, обвиненный в самочинном расстреле, на полгода был исключен из партии и отправлен в продолжительный отпуск по нервной болезни, не оставлявшей его впоследствии на протяжении всей жизни. Наивно-романтическое, бесшабашно-радостное восприятие революции в ожидании грядущего "светлого царства социализма", отразившееся во многих произведениях Гайдара автобиографического характера, адресованных главным образом юношеству (рассказы РВС, 1925, Сережка Чубатов, Левка Демченко, Конец Левки Демченко, Бандитское гнездо, все 1926-1927, Дым в лесу, 1935; повести Школа, первонач. назв. Обыкновенная биография, 1930, Дальние страны, 1932, Военная тайна, 1935, включающая хрестоматийную в советское время Сказку о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове, 1935, Бумбараш, неоконч., 1937), в зрелые годы сменяется тяжкими сомнениями в записях дневника ("Снились люди, убитые в детстве").
Псевдонимом (тюркское слово - "всадник, скачущий впереди") впервые подписал новеллу Угловой дом, созданную в 1925 в Перми, где он поселился в том же году и где начал, по архивным материалам, работу над повестью о борьбе местных рабочих с самодержавием - Жизнь ни во что (другое назв. Лбовщина, 1926). В пермской газете "Звезда" и др. изданиях публикует фельетоны, стихи, записки о путешествии по Средней Азии, фантастический рассказ Тайна горы, отрывок из повести Рыцари неприступных гор (др. назв. Всадники неприступных гор, 1927), поэму Пулеметная пурга. С 1927 жил в Свердловске, где в газете "Уральский рабочий" опубликовал повесть Лесные братья (др. назв. Давыдовщина - продолжение повести Жизнь ни во что).
Летом 1927, уже довольно известным писателем, переехал в Москву, где, в числе многих публицистических произведений и стихов, выпустил детективно-приключенческую повесть На графских развалинах (1928, экранизирована в 1958, реж. В.Н.Скуйбин) и ряд других произведений, выдвинувших Гайдара, наряду с Л.Кассилем, Р.Фраерманом, в число самых читаемых создателей русской детской прозы 20 в. (в т.ч. рассказы Голубая чашка, 1936, Чук и Гек, повесть Судьба барабанщика, оба 1938, рассказ для радио Четвертый блиндаж; вторая, незавершенная часть повести Школа, оба 1930).
Увлекательность сюжета, стремительная легкость повествования, прозрачная ясность языка при бесстрашном внесении в "детскую" жизнь значительных, а порой трагических событий (Судьба барабанщика, где повествуется о шпиономании и репрессиях 1930-х годов и др.), поэтическая "аура", доверительность и серьезность тона, непререкаемость кодекса "рыцарской" чести товарищества и взаимопомощи - все это обеспечило искреннюю и долговременную любовь юных читателей к Гайдару - официальному классику детской литературы. Пик прижизненной популярности писателя пришелся на 1940 - время создания повести и одноименного киносценария (кинофильм реж. А.Е.Разумного) Тимур и его команда, рассказывающих о смелом и отзывчивом мальчике-пионере (носящем имя сына Гайдара), вместе со своими друзьями окруживших тайной заботой семьи фронтовиков. Благородный почин героя Гайдара послужил стимулом для создания широкого "тимуровского" движения по всей стране, особенно актуального в 1940-1950-е годы. В 1940 Гайдар пишет продолжение Тимура - Комендант снежной крепости, в начале 1941 - киносценарий продолжения и сценарий фильма Клятва Тимура (постановка 1942, реж. Л.В.Кулешов).
В июле 1941 писатель отправляется на фронт корреспондентом газеты "Комсомольская правда", где публикует очерки Мост, У переправы и др. В августе-сентябре 1941 в журнале "Мурзилка" опубликована философская сказка Гайдара для детей Горячий камень - о неповторимости, неизбежных трудностях и ошибках на пути постижения истины.
Спектр разнообразных по возрасту, характеру и типажу "детских" героев Гайдара (среди которых немало "отрицательных" лиц: Мальчиш-Плохиш, Мишка Квакин из Тимура и др.) дополняют персонажи рассказов-миниатюр для дошкольников (Василий Крюков, Поход, Маруся, Совесть, 1939-1940). Автор киносценария Прохожий (1939), посвященного Гражданской войне. Многие произведения Гайдара инсценированы и экранизированы (фильмы Чук и Гек, 1953, реж. И.В.Лукинский; Школа мужества, 1954, реж. В.П.Басов и М.В.Корчагин; Судьба барабанщика, 1956, реж. В.В.Эйсымонт, и др.).
Гайдар погиб в бою около дер. Леплява Каневского района Черкасской области 26 октября 1941.

Известный советский детский писатель, участник Гражданской и Великой Отечественной войн.

Родился 22 января 1904 года в Льгове, Курская губерния, Российская империя.
Сын учителя из крестьян и матери-дворянки, участвовавших в революционных событиях 1905 года. Опасаясь ареста, в 1909 году Голиковы оставили Льгов, с 1912 года жили в Арзамасе. Работал в местной газете «Молот», где впервые опубликовал свои стихи, вступил в РКП(б).
С 1918 года - в Красной Армии (добровольцем, скрыв свой возраст), в 1919 году учился на командных курсах в Москве и Киеве, затем в московской Высшей стрелковой школе. В 1921 году - командир отделения Нижегородского полка. Воевал на Кавказском фронте, на Дону, под Сочи, участвовал в подавлении антоновского мятежа, в Хакасии - против «императора тайги» И.Н. Соловьёва, где, обвиненный в самочинном расстреле, на полгода был исключен из партии и отправлен в продолжительный отпуск по нервной болезни, не оставлявшей его впоследствии на протяжении всей жизни. Наивно-романтическое, бесшабашно-радостное восприятие революции в ожидании грядущего «светлого царства социализма», отразившееся во многих произведениях Гайдара автобиографического характера, адресованных главным образом юношеству (рассказы "РВС", 1925, "Серёжка Чубатов", "Лёвка Демченко", "Конец Лёвки Демченко", "Бандитское гнездо", все 1926–1927, Дым в лесу, 1935; повести "Школа", первонач. назв. "Обыкновенная биография", 1930, "Дальние страны", 1932, Военная тайна, 1935, включающая хрестоматийную в советское время "Сказку о Военной тайне", "Сказка о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове", 1935, "Бумбараш", неоконч., 1937), в зрелые годы сменяется тяжкими сомнениями в записях дневника («Снились люди, убитые в детстве»).

Псевдонимом (тюркское слово - «всадник, скачущий впереди») впервые подписал новеллу "Угловой дом", созданную в 1925 году в Перми, где он поселился в том же году и где начал, по архивным материалам, работу над повестью о борьбе местных рабочих с самодержавием - "Жизнь ни во что" (другое назв. Лбовщина, 1926). В пермской газете «Звезда» и др. изданиях публикует фельетоны, стихи, записки о путешествии по Средней Азии, фантастический рассказ Тайна горы, отрывок из повести Рыцари неприступных гор (др. назв. Всадники неприступных гор, 1927), поэму Пулеметная пурга.
С 1927 года жил в Свердловске, где в газете «Уральский рабочий» опубликовал повесть "Лесные братья" (др. назв. Давыдовщина - продолжение повести "Жизнь ни во что").

Летом 1927 года, уже довольно известным писателем, переехал в Москву, где, в числе многих публицистических произведений и стихов, выпустил детективно-приключенческую повесть "На графских развалинах" (1928, экранизирована в 1958, реж. В.Н. Скуйбин) и ряд других произведений, выдвинувших Гайдара, наряду с Л. Кассилем, Р. Фраерманом, в число самых читаемых создателей русской детской прозы 20 века (в т.ч. рассказы "Голубая чашка", 1936, "Чук и Гек", повесть "Судьба барабанщика", оба 1938, рассказ для радио "Четвёртый блиндаж"; вторая, незавершённая часть повести "Школа", оба 1930).

Увлекательность сюжета, стремительная легкость повествования, прозрачная ясность языка при бесстрашном внесении в «детскую» жизнь значительных, а порой трагических событий ("Судьба барабанщика", где повествуется о шпиономании и репрессиях 1930-х годов и др.), поэтическая «аура», доверительность и серьезность тона, непререкаемость кодекса «рыцарской» чести товарищества и взаимопомощи - всё это обеспечило искреннюю и долговременную любовь юных читателей к Гайдару - официальному классику детской литературы. Пик прижизненной популярности писателя пришёлся на 1940 год - время создания повести и одноимённого киносценария (кинофильм реж. А.Е. Разумного) Тимур и его команда, рассказывающих о смелом и отзывчивом мальчике-пионере (носящем имя сына Гайдара), вместе со своими друзьями окруживших тайной заботой семьи фронтовиков. Благородный почин героя Гайдара послужил стимулом для создания широкого «тимуровского» движения по всей стране, особенно актуального в 1940–1950-е годы.
В 1940 году Гайдар пишет продолжение Тимура - "Комендант снежной крепости", в начале 1941 года - киносценарий продолжения и сценарий фильма "Клятва Тимура" (постановка 1942, реж. Л.В. Кулешов).

В июле 1941 года писатель отправляется на фронт корреспондентом газеты «Комсомольская правда», где публикует очерки Мост, У переправы и др. В августе-сентябре 1941 года в журнале «Мурзилка» опубликована философская сказка Гайдара для детей Горячий камень - о неповторимости, неизбежных трудностях и ошибках на пути постижения истины.

Спектр разнообразных по возрасту, характеру и типажу «детских» героев Гайдара (среди которых немало «отрицательных» лиц: Мальчиш-Плохиш, Мишка Квакин из Тимура и др.) дополняют персонажи рассказов-миниатюр для дошкольников ("Василий Крюков", "Поход", "Маруся", "Совесть", 1939–1940).
Автор киносценария "Прохожий" (1939), посвящённого Гражданской войне.

Аркадий Гайдар погиб в бою около деревни Леплява Каневского района Черкасской области 26 октября 1941 года.

Многие произведения Гайдара инсценированы и экранизированы (фильмы "Чук и Гек", 1953, реж. И.В. Лукинский; "Школа мужества", 1954, реж. В.П. Басов и М.В. Корчагин; "Судьба барабанщика", 1956, реж. В.В. Эйсымонт, и другие).




Top