Составьте рассказ смена духовных ориентиров. Изменение ценностных ориентиров духовной жизни

Подробности Категория: Ответы к рабочей тетради по окружающему миру. 4 класс. Часть 1

4. Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха просят тебя написать письмо своим сверстникам из других городов и сёл, призывающее бережно относиться к водным богатствам. В письме постарайся доказать, что водные богатства в любом уголке страны нуждаются в охране.

ПИСЬМО

Дорогие друзья! Не загрязняйте наши водоёмы! Бережно относитесь к озёрам, рекам и самым малым ручейкам. Попадание мусора в воду ухудшает экологическую обстановку водоёма. Из-за мусора и вредных веществ, которые в нём содержатся, погибают водные растения, микроорганизмы, насекомые и прочая живность. Качество воды в результате этого ухудшается. А ведь вода - это источник жизни на земле! Без воды мы все обречены на гибель! Будьте внимательны даже к самым малым речушкам. Каждая такая речушка впадает в более крупную и так далее. А ведь крупные реки формируют экосистемы целых регионов! Давайте все вместе беречь наши водные богатства!

Хорошее место выбрали муравьи для своего муравейника. Слева стояли ёлка и берёза, а справа протекал небольшой ручеёк. На поляне росла земляника, а в нескольких шагах от муравейника росла дикая груша.
Хорошо жили муравьи. Выполняли свою муравьиную работу. Ведь они - санитары леса!

В начале лета в детской комнате муравьи отложили яйца. Специальные няни-муравьи хорошо ухаживали за будущим поколением. Проветривали, открывали окошки для солнечных лучей. Но однажды случилась беда. Неделю шёл дождь, и после него ручей вышел из берегов и стал затапливать детскую комнату.
Очень устали муравьи, прямо выбились из сил, но спасли все до единого яйца. И решили они, чтобы не было больше беды, построить плотину.

В соседнем муравейнике жил муравей Вопросик и работал он на подъёмном кране. Его-то муравьи и попросили помочь им построить плотину. Пока строили плотину, вылупились маленькие муравьята. Сидят муравьи на солнышке, наблюдают за работой подъёмного крана. Весело и тепло им на солнышке. Развеселились, балуются!

Но пришли в лес люди. Нет для леса страшнее врага, чем человек! Идут, не смотрят под ноги. Что им сломанное деревцо, что им раздавленный жук? Попили люди воду, а стеклянную бутылку бросили, даже не посмотрев, куда она полетит. Упала бутылка прямо на муравейник, на маленьких муравьишек. Бросились старшие муравьи на помощь. Да ведь они маленькие, а бутылка большая. Ничего сделать не могут. Хорошо, Вопросик рядом был. Подъехал, подцепил бутылку краном и убрал в сторону, зорко следя, чтобы никого не придавить.

Счастье, что муравьишки не пострадали, а обошлись только царапинами и испугом.
ЧЕЛОВЕК! БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ! НЕ ГУБИ ПРИРОДУ!

От редакции «Большой переменки».

Ребята, а вы знаете, почему муравья в сказке Лизы Волобуевой зовут Вопросик? В своём письме Лиза написала, что очень любит предмет «Окружающий мир». В учебники вместе с детьми школьную программу изучает муравей Вопросик. Он так понравился Лизе, что она сочинила о нём несколько сказок.

XVII век Европа, пережившая Реформацию, переходит к новому мировоззрению, а Россия по сути еще Древняя Русь Главные ценности – «древнее благочестие» , устои, традиции Но растет интерес к наукам, к другим странам Растет взаимодействие с другими славянскими народами (белорусами, украинцами, поляками), испытывающими влияние западноевропейской культуры. Корина Илона Викторовна

XVII век - переходный период русской истории от эпохи Средневековья к Новому времени, когда, по словам современника «старина и новизна перемешались» . Характерные черты культуры: обмирщение культуры, т. е. усиление её светского характера усиление влияния европейской культуры. Корина Илона Викторовна

«Обмирщение» русской культуры В науке – рост интереса к изучению и обобщению опыта с целью применения его в жизни В литературе – появление светских жанров В архитектуре – сближение облика культовых и светских построек В живописи – постепенное разрушение иконографических канонов и формирование реалистических тенденций. Корина Илона Викторовна

ОБРАЗОВАНИЕ Расширялась система начального образования: открывали школы (училища) при монастырях, частные учебные заведения. создано несколько государственных школ. распространение среди знати получило домашнее образование. Специальные школы готовили служащих для центральных учреждений (Печатного двора, Аптекарского приказа и т. д.). В 1687 г. Москве основана первая высшая школа - Славяно-греко- латинская академия. . Корина Илона Викторовна

ОБРАЗОВАНИЕ Образование по-прежнему носило религиозный характер. Обязательным было заучивание наизусть церковных книг (часослов и псалтыри). Среди учебных курсов преобладали богословские дисциплины со второй половины века образование постепенно приближалось к практическим нуждам, более широкое распространение получили светские дисциплины. Корина Илона Викторовна

ПРОСВЕЩЕНИЕ В 1620 вышла первая рукописная газета "Куранты". Название появилось при Алексее Михайловиче. Корина Илона Викторовна

Симео н По лоцкий (1629 -1680) (в миру - Самуил Гаврилович Петровский. Ситнянович) - монах, писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик. Был наставником детей русского Алексея Михайловича от первого брака: Софьи и Федора. Корина Илона Викторовна

ЛИТЕРАТУРА публицистика Симеон Полоцкий стихи Вирши Симеона Полоцкого «учительные вирши» Кариона Истомина (1680 -е, 1690 -е гг.). драма Симеон Полоцкий «О Новуходоносоре царе» «Притча о блудном сыне» . Корина Илона Викторовна

ЛИТЕРАТУРА историческая «Сказание» келаря Троицеповесть Сергиева монастыря Авраамия Палицына. Посвящено Смуте «Повесть об Азовском сидении казаков» . Корина Илона Викторовна

ЛИТЕРАТУРА Сатирическая «Сказание о куре и лисице» повесть «Сказание о попе Савве и великой его славе» «Повесть о Шемякине суде» «Калязинская челобитная» «Повесть о Ерше Ершовиче» «Служба кабаку» . Корина Илона Викторовна

ЛИТЕРАТУРА Бытовая повесть Актуальной стала тема взаимоотношений старого и молодого поколений: «Повесть о Горе-Злочастии» , «Повесть о Савве Грудницыне» . . Корина Илона Викторовна

АРХИТЕКТУРА отказ от аскетической строгости и простоты стремление к внешней нарядности, живописности, декоративности. Корина Илона Викторовна

Архитектура «Нарышкинское» «Русское узорочье» (московское) барокко Ярусность Богатый декор Центричность Красочность «Восьмерики» на «четверике» Разнообразие и затейливость форм Колонны Наличники Фигурные фронтоны Белокаменные детали на красном фоне. Корина Илона Викторовна

Ру сское узо рочье (моско вское узо рочье) - архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке в России. Характерные черты: Богатый декор Красочность Разнообразие и затейливость форм Декор: Резные наличники окон (в том числе в виде кокошников), многоярусные кокошники по сводам, карнизы в виде «петушиных гребешков» , витые столбики, полуколонки, гирьки, изразцы. . Корина Илона Викторовна

АРХИТЕКТУРА Запрет возводить шатровые храмы В 1652 г. патриарх Никон, пытаясь возродить строгие канонические традиции древнего зодчества, запретил возводить шатровые храмы. Образцом культового строительства был провозглашён храм Гроба Господня в Иерусалиме. Корина Илона Викторовна

«Нарышкинское» (московское) барокко Ярусность «Восьмерики» на «четверике» Колонны Наличники Фигурные фронтоны Белокаменные детали на красном фоне. Корина Илона Викторовна

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском (1667 -1668) г). Архитекторы Семен Петров, Иван Михайлов. Корина Илона Викторовна

Теремной дворец царя Алексея Михайловича. Зодчие Бажен Огурцов и Антип Константинов. Корина Илона Викторовна

Потешный дворец – единственный сохранившийся в Кремле архитектурный памятник боярского жилья. Здание построено в 1652 году для боярина Милославского – тестя царя Алексея Михайловича. Зодчий, неизвестен. Боярин Милославский прожил здесь 16 лет, и после его смерти палаты отошли казне, а с 1679 года их переделали под театр. Здесь устраивались различного рода «потехи» – увеселения для царской семьи. . Корина Илона Викторовна

Гражданское строительство каменные постройки, в которых также заметно увлечение декоративным оформлением фасадов Палаты думного дьяка Аверкия Кириллова 1656- 1657. Корина Илона Викторовна

Живопись Нарушаются иконографические каноны Европейское влияние Симон Ушаков и Иосиф Владимиров вводят новшество: «живоподобие» с помощью светотени Изображение реальных лиц – уже не икона, но ещё не портрет. Корина Илона Викторовна

Симон Ушаков «Насаждение древа государства Российского» «групповой портрет» тех, кто способствовал объединению русских земель вокруг Москвы Символическое дерево – Успенский собор Его поливают Иван Калита и митрополит Петр Центр – Владимирская Богоматерь. Корина Илона Викторовна

Парсу на Парсу на (искажённое лат. persona - личность, особа) - первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания. Произведение переходного периода от иконописи к светской портретной живописи. Парсуна – портрет реального лица (царя, боярина, митрополита, иногда даже купца) , выполненный иконописными приемами. Парсуной не изображали простых людей, а изображали только каких то очень известных персон, или персон известных в своём округе. . Корина Илона Викторовна

Наиболее известным автором парсун считается Симон Ушаков. По стилю, приёмам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются от икон, выполняются на иконных досках Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции. Временем окончательного превращения парсунной живописи в западноевропейский живописный портрет считаются 1760 -е годы. . Корина Илона Викторовна

Периодическая смена духовных ориентиров у православных, и причины этого явления.

Мы увидели, что топонимы с корнем Сара образуют на поверхности Евразии фигуру креста, который в целом совпадает с крестом святого Георгия с центром в Москве. Мы предположили, что топонимы с корнем Сара появились закономерным образом, как проявление религиозного убеждения строителей городов в защитной силе этого имени.

Сара. Нам хорошо известно это имя.

Согласно современной Библии, оно принадлежало праматери еврейского народа, жене патриарха Авраама. Вспомним, однако, что современную Библию редактируют вот уже более трёхсот лет те самые люди, единомышленники которых в самом начале XVIII века пошли на фальсификацию святоотеческого предания, изготовив подложную книгу «Соборное деяние». Логично в этих обстоятельствах поискать более убедительные сведения.

Вот, например, Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. Издание Общества для научных Еврейских изданий и Издательства Брокгауз-Ефрон. С.-Петербург.1908.

Статья «Авраамов Апокалипсис» сообщает читателю, что это книга, сохранившаяся, по-видимому, только на славянском языке и впервые изданная в 1863 г. Н. Тихонравовым (Памятники отреченной русской литературы 1, 32-78) по двум рукописям 14 и 15 вв.

В тексте фигурирует Азазел, изображенный как падший ангел (Сатана), уговоривший Адама и Еву есть от запрещённого плода – винограда. (с. 255-257).

Во-первых, мы узнали, что основополагающие христианские и еврейские предания сохранились исключительно на славянском языке и пришли к нам из дониконовской эпохи.

Во-вторых, имя падшего ангела слишком напоминает имя Исуса, чтобы это было простым совпадением.

В-третьих, проясняется весьма запущенная в философии проблема, что есть дерево познания добра и зла. Оказывается, русские 14 века прекрасно знали, что это виноградная лоза, плоды которой дают волшебный, но коварный напиток, способный вознести человека в рай, низвергнуть в ад, познать добро и зло в самом прямом, общепонятном бытовом смысле. Современное Евангелие также связывает имя Иисуса с употреблением вина в Кане Галилейской, но моральная оценка уже позитивная, превращение воды в вино названо началом чудес и явлением славы Своея. (Евангелие от Иоанна. Гл.2)

Какие последствия имело приобщение православных к вину спустя 200 лет?

В 1636 году послана была от царя грамота в Соловецкий монастырь: «Ведомо учинилось, что в Соловецкий монастырь с берегу привозят вино горячее и всякое красное немецкое питье и мед присный, и держат это всякое питье старцы по кельям, а на погребе не ставят, келарей и казначеев выбирают без соборных старцев и без черного собора те старцы, которые пьяное питье пьют, смуту чинят и выбирают потаковников.» 1

В том же году царь писал к строителю Павлова Обнорского монастыря: «В Павлове монастыре много нестроение, пьянство и самовольство, в монастыре держат питье пьяное и табак, близ монастыря поделали бани и харчевни, брагу продают, старцы бражничают и бесчинствуют». 2

Ученый серб Юрий Крижанич, представивший ко двору царя Алексея Михайловича свой обширный труд «Политичные думы», подробно описывает общественные беды и неустройства России:

все славяне расточительны и любят попировать, однако ни у немцев, ни у остальных славян, нигде на свете, кроме одной русской державы, не видно такого гнусного пьянства: по улицам в грязи валяются мужчины и женщины, миряне и духовные, и многие от пьянства умирают. 3

При этом Крижанич настоятельно советует:

У турок нам должно учиться трезвости, стыдливости и правосудию.

Как видим, пьянство в XVII веке было важнейшей общественной проблемой, описанной священником Крижаничем, она обозначена в святоотеческом источнике 14 века и затушевана в современной Библии. Налицо динамическое развитие воспитательных воззрений у духовных учителей во времени, измеряемом веками, но современные учителя ни в коем случае не признают свою ответственность или вину своего божества в спаивании народа. Отсюда вытекает необходимость для правящего слоя периодических крутых ломок устоявшихся представлений, идеологических реформ для уничтожения шлейфа ошибок и промахов предшественников на руководящих постах, накапливающихся со временем, что порочит идею власти в целом.

Показательны слова протопопа Аввакума, духовного вождя раскола, сказанные им вселенским греческим патриархам, которые приехали в Москву для убеждения противников никоновской реформы: Вселенские учителие! Рим давно упал и лежит невосклонно, и ляхи с ним же погибли, до конца враги быша христианом; (вспомним отсутствие Сар-городов на территории Литовского княжества. Прим. авт.) и у вас православие пестро; от насилия турского Магомета немощни есте стали; и впредь приезжайте к нам учиться; у нас божиею благодатью самодержство.

На просьбу царя помириться с вселенскими патриархами Аввакум ответил так: Со отступниками не соединюся. Ты мой царь, а им до тебя какое дело? Своего царя потеряли, и тебя проглотить сюды приволоклися. 4

Нам, спустя триста лет после этих провидческих слов, трудно понять, почему царь сослал Аввакума, начал учиться у немощных подданных турского Магомеда и презрел отечественных мыслителей, да так сильно, с уничтожением письменных свидетельств, что и само их существование в описываемую эпоху стало необходимо доказывать.

Возможно, причина указана выше. Никоновская реформа была самоцелью, необходимостью не приобрести новое хорошее, а уничтожить накопившееся за века своё старое, ошибочное, как например, воспоминания о церковном обычае причастия вином, от которого именно и пошло повальное пьянство. Уничтожить такое преступление правящей касты перед народом можно только вместе с исторической памятью в самом широком смысле, вместе с учителями, книгами, и даже буквами, которыми эти книги были написаны.

Если это так, то становится понятным, почему священные имена из одного века православной истории становятся запретными именами в другие века.

Вспомним, что одним из заметных деятелей никоновской реформы был киевский монах Арсений Сатановский, приглашенный в 1650 году в Москву для перевода Библии с греческой на славянскую речь и для риторского учения. 5 Явно образованный носитель этой фамилии, как и его царское окружение, не наделяли имя Сатана негативным смыслом. Настоящая фамилия Симеона Полоцкого (по происхождению из этого города) была Ситианович. 6 Уместно вспомнить одеяние европейского священника до папы включительно – сутану и титул магометанского властителя – султан (сутэн).

Возможно, что прозвище Симеона широко использовалось вместо фамилии именно по причине сомнительности фамилии в глазах потомков, а ведь этот православный учитель был воспитателем наследника престола Федора Алексеевича.

Совершенно естественно для идейных противников называть бога соперника его антиподом. Этот процесс превращения верховного бога идейного противника во врага рода человеческого прекрасно описан в современной научной литературе.

Например, Топоров (1981) отмечал, что этимологический анализ вскрывает тенденцию, касающуюся обозначения оппозиционной пары - верхнего (небесного) бога и его противника (бога зла, подземного мира), которая присутствует в мифологии уральских народов. Имя небесного бога имеет, как правило, исконное происхождение, имя же его демонического противника оказывается нередко заимствованным, в ряде случаев, с противоположным осмыслением. Например, коми Omol (антагонист верховного бога Ена) – Opәl (верховный небесный бог казымских ханты). У кетов, енисейского народа, имя отрицательного женского персонажа Калмесэм-Калбесэм отождествляют с именем верховного бога древних иранцев Ахура Мазда. 7

Таким образом, можно заключить, что в 14-15 веках славянские идеологи давали своему православному богу такие имена, которые сегодня, после никоновской реформы, не используются, или присваиваются антиподу.

Например, в имени страны Бессарабия ясен корень Сар, но к нему присоединено имя Бес. Неужели жители этой небольшой страны явно поклонялись вместо бога бесу? Это невозможно допустить, поскольку Бессарабия известна своими святыми православными учителями, святого Димитрия Бессарабского почитают православные на юге Румынии. Поэтому следует сделать вывод о том, что имя Бес не имело своего нынешнего негативного значения для тех, кто дал своей стране такое имя. Это имя и сегодня, в форме босс, используется во многих европейских языках в самом уважительном смысле.

Имея так много примеров изменения содержания и смысла древних имен, можно смело полагаться на прозорливость славянских святых отцов, которые не стали бы занимать бога у палестинских козьих пастухов и отнимать жену у бедуина, чтобы сделать её своим божеством.

Скорее, потомки пастухов и бедуинов могли записать древнее могущественное божество в собственные прабабушки, приватизировать общенародное достояние, так сказать, при удачном стечении обстоятельств очередной государственной перестройки в России.

Остаётся одно, понять, что через века взаимных поклёпов, упрёков, прямой лжи религиозных противников друг на друга, в именах городов, стран и православных святых до нас дошло одно из имён истинно православного божества Богоматери – Сара. Во Франции с этим именем, сир, обращались к королю. Русские называли своего главу – царь. Демократичные американцы называют так каждого мужчину – сэр.

Прочитав имя Сара справа налево, получим Рас. Отсюда Россия, как страна Богоматери Сары. Но почему надо читать наоборот? Почему Сербия и Сирия, Уссурия, Уссури, Миссури, Саар и Сарданья носят прямое имя, а мы обратное?

Возможно, потому, что именно наши православные святые отцы знали, когда надо читать слова прямо, а когда обратно, и меняли правила чтения, правописание, даже азбуку со временем, в соответствии со своими знаниями о природе вещей, которые явно были и есть до сего дня.

1 С.М.Соловьев. Сочинения. История России с древнейших времен. М.Мысль 1991. Книга V, с.306

2 Там же

3 С.М.Соловьев. Сочинения. История России с древнейших времен. М. «Мысль» 1991. Кн.VII. с.152

4 Там же с. 164

5 Там же с.142

6 Там же. С.144

7 Лушникова А.В. Модель Универсума древних календарей. (Лингвистическая реконструкция). М. Институт языкознания РАН. Изд. «Советский писатель».2004 с.171

Сергей Робатень, Формирование элементов позитивной государственной идеологии на базе религиозных представлений предков и современной физической картины мира. Часть 4 // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.15147, 11.03.2009


Культ «положительных знаний». Обществу, переживавшему процесс индустриализации, требовались люди, обладающие не только практическими навыками, но и теоретическими знаниями. Без умений считать, читать и писать невозможно было обходиться тем, кто по роду деятельности связан с машинным производством. Процесс производства постоянно усовершенствовался и обновлялся. Чтобы пользоваться новыми механизмами, а тем более, чтобы создавать их, требовались специальные знания. Другие, не менее сложные и разнообразные знания нужны были для организации производства и торговли. Без этих знаний, получаемых из книг, связанных с осмыслением различных сторон жизни окружающего мира, трудно было достичь успехов в новых условиях. Знания стали цениться не просто как нечто, украшающее человека, они стали жизненной необходимостью. Поэтому в обществе сложилось прежде неведомое уважительное отношение к знаниям. Стремление к знаниям, к учению приносило материальный достаток, позволяло добиться более высокого положения в обществе. При этом особенно ценились те знания, которые имели непосредственное практическое применение в промышленности, сельском хозяйстве, торговле. Это время называют «эпохой положительных ценностей». Даже философия, наиболее абстрактная из наук, в эту эпоху стала позитивной (положительной) философией. И очень важно, что считалось желательным максимально широкое распространение знаний, их популяризация. Не случайно применительно к этому времени отмечалось, что влияние Гомера было потеснено влиянием Гекели, известнейшего уче- ного-популяризатора научных знаний.

Научные открытия: количественная и качественная характеристики. Ученые подсчитали, что на протяжении XIX в. было сделано более 8500 крупных открытий и изобретений. Многие научные исследования были направлены на то, чтобы установить закономерность в тех или иных явлениях. Например, астрономы сделали столь основательное описание Солнечной системы, что оно позволило предположить наличие планеты, которую обнаружили позднее в ходе целенаправленных поисков.

Особое значение для формирования нового взгляда на жизнь природы и общества оказали два важнейших научных открытия, обнародованные в середине столетия: открытия теории эволюции Ч. Дарвином (1859) и периодической системы химических элементов Д. Менделеевым (1869) давали объяснение, а главное показали упорядоченность существующего многообразия природных форм. Общество отнеслось к открытию Менделеева спокойнее, потому что оно не затрагивало привычных представлений о том, что для человека казалось неприкосновенным,-роли человека в природе. А вот теория Дарвина многим показалась оскорбительной, да еще ставящей под сомнение привычные религиозные представления. Можно долго перечислять открытия, сделанные в разных научных отраслях в этот период, можно вспомнить о многочисленных теориях, разработанных в подтверждение или опровержение дарвиновской теории эволюции, но важнее отметить, что понятия «эволюция» и «прогресс» становятся ключевыми и основополагающими, а наука обретает никогда не виданное прежде значение.

Преклонение перед наукой, научными знаниями превращается в своего рода культ. Создалось впечатление, что эволюция, развитие, совершенствование составляет главную отличительную черту всего существующего мира. В переложении на жизнь общества это понималось так: человеческое общество постепенно и неуклонно совершенствуется, движется по пути прогресса, который облегчит людям жизнь, сделает ее счастливее и справедливее. Исходя из того, что обновление присуще всему, прогресс определяет все стороны существования общества, все изменяется, а изменение равнозначно улучшению, совершенствованию, следовало признать действенность прогресса в сфере культуры, искусства. А ведь в этой сфере сохранялась традиция преклонения перед авторитетом «старых мастеров».

Наука и религия. Возникла проблема нового соотношения науки и религии. Если в течение предшествующих столетий происходила секуляризация общественного сознания: мирская, светская мысль завоевывала себе место в сознании общества, менялись по своей сути место и роль веры и религии в жизни человеческой личности и общества, - то происшедшие изменения требовали внутреннего осмысления. Проблемы религиозной жизни XIX в. невозможно свести лишь к противоборству «знания» и «заблуждения», прогресса и того, что его тормозит. Все это было, но за этими внешними процессами нельзя не заметить другого - внутреннего обновления религии, поисков форм, приемлемых для нового общества, осуществляемых различными конфессиями. Пожалуй, лаконичнее всего эту потребность общества сформулировал английский поэт Теннисон: «Пусть мысль с душой один язык найдет» . Примирить или противопоставить науку и религию -эта проблема проходит красной нитью через всю историю духовной жизни рассматриваемого периода.

Начавшийся со времен Возрождения процесс секуляризации сознания западного (в данном случае это определение включает практически все страны Европы и Америки) общества завершается в XIX в. Религия утратила свою роль регулятора всех сторон умственной и эмоциональной жизни. Это вовсе не означает, что люди стали в большинстве неверующими - изменилось место религии в жизни общества. Для каждого отдельного человека религия в большей степени превратилась в личное чувство. Для общества она стала важной составной частью государственной идеологии.

Образование. Потребность общества в образованных людях и массовое стремление к образованности заставили практически все страны Запада заняться созданием системы образования. Это проявилось в увеличении количества школ. Характерной чертой второй половины XIX в. стало появление специализированных учебных заведений. Их отличие от старых университетов заключалось в том, что они готовили профессионалов, специалистов в определенной сфере деятельности. В ряде стран начальное образование стало обязательным. Например, в Великобритании оно было введено с 1870 г. На службу в государственный аппарат стали принимать по результатам специальных экзаменов. Тяга к приобретению знаний проявилась, в частности, в широком распространении различных курсов и студий. Широко практиковалось чтение публичных лекций, посвященных самым разным проблемам. Престиж знаний был настолько высок, что многие учились читать и писать самостоятельно-ведь грамотный, обладающий разнообразными знаниями человек получал шанс достичь успехов в любой сфере деятельности.

Музеи. По всему западному миру возникали музеи. Выполняя роль хранилищ памятников прошлого и произведений искусства, они вместе с тем, стали своеобразными образовательными учреждениями. Музей - многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации культурных или природных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и сохраняемая для передачи потомкам. Наряду с традиционно существовавшими частными музейными коллекциями появились музеи как общественные учреждения. Примечательно, что если первые музеи, предназначенные для публики, такие как петровская Кунсткамера или Британский музей, имели по преимуществу естественнонаучный характер, то в XIX в. создаются во множестве художественные галереи. Для художников теперь стало престижным, чтобы их работы попали в общественный музей.

«Читающая цивилизация». О том, какова была роль книги в жизни людей этого периода, свидетельствуют цифры: в 1848 г. в Европе было около 400 библиотек, а спустя тридцать лет их стало в 12 раз больше . Все большее значение в жизни людей приобретают книги самого разного характера, как познавательно-научного, так и развлекательного.

После усовершенствования в первой четверти XIX в. системы книгопечатания издание книг стремительно увеличилось. В моду вошло издание романов «с продолжением», которые публиковались по мере того, как автор заканчивал очередную часть своей работы. Именно в качестве «романов с продолжением» увидели свет все сочинения Ч. Диккенса, О. Бальзака, В. Гюго, А. Дюма, Э. Сю, Л. Толстого, Ф. Достоевского, позднее Л. Буссенара, Р.-Л. Стивенсона и многих других авторов. Уровень таланта мог быть различен, а путь к читателю - один и тот же: малыми порциями по мере написания очередного куска произведения.

Процесс размывания старых социальных структур большинством его жертв воспринимался трагически-дети, вынужденные покинуть семью в поисках пропитания и заработка, в поисках места в жизни - одна из наиболее распространенных тем в литературе этого времени. Вырваться, чтобы преуспеть или погибнуть, или прозябать, оставаясь на земле предков, - этот вопрос стоял перед многими героями и героинями эпохи расцвета классического реалистического романа. Тесный уют дома и опасная притягательность большого мира -этот мотив постоянно присутствует в литературе.

Различным был и уровень образованности читателей, но тяга к чтению была огромной и охватывала практически все слои общества. Достаточно отметить, что в числе самых ярких воспоминаний детства обязательно упоминается о первых прочитанных книгах и первом посещении театра. При этом чаще всего речь идет о литературе приключенческой (о неведомых землях и их обитателях, о путешественниках, это открывающих и изучающих). Именно в эту пору оформляются новые литературные жанры: научно-фантастический, выросший на почве утопических романов (родословная восходит к «Утопии» Т. Мора), и детективный, истоки которого можно усмотреть в популярности брошюрок о знаменитых преступниках, во множестве издававшихся в Англии на рубеже XVII и XVIII вв.

Самым прославленным автором первого направления был, несомненно, француз Жюль Верн (1828-1905 ), а второго - американец Эдгар По (1809-1849 ) и англичанин Артур Конан Дойль (1859-1930 ). Примечательна та эволюция, которую претерпели возникшие литературные жанры: описания идеально организованных обществ превратились в рассказы о том, как отважные путешественники с помощью смекалки и знаний преодолевают трудности и созидают. А жизнеописания преступников трансформируются в истории о том, как доблестные и хитроумные сыщики восстанавливают справедливость и порядок. Тяга к чтению была проявлением одной из граней охватившего общество той поры стремления приобщиться к знанию (не важно какому, лучше всего легко достижимому и интересному), выдвинуться, утвердить себя. Конечно, между увлечением приключенческой литературой и жаждой утвердить себя в этом мире-дистанция огромного размера (многие мальчишки, зачитывавшиеся «Островом сокровищ», спокойно просидели всю взрослую жизнь в какой-нибудь конторе), но такое чтение способствовало формированию определенной системы ценностей, идеалов и добродетелей. Одновременно расцвет книжной культуры сделал не просто популярным, но практически обязательным подход, согласно которому любое произведение искусства, будь то роман, поэма, живописное полотно, рисунок или симфония, должно иметь сюжет, о чем-то рассказывать, нести информацию, которую можно пересказать.

Необходимо отметить общий созидательный пафос и оптимизм, свойственный массовой литературе этого времени. Книга должна была кончаться «хорошо» или «почти хорошо», так чтобы читатель чувствовал, что справедливость восторжествовала. Если нельзя было спасти кого-то, то необходимо было хоть как-то вознаградить его посмертно: восстановить доброе имя, продолжить начатое им дело и т.д. Соответственно герои (и в некоторой степени героини) должны были обладать качествами, необходимыми для решения задач на преодоление и созидание. Они должны быть смелыми, честными, бескорыстными, инициативными и предприимчивыми, преданными тому, что они считали своим долгом, и тем, перед кем считали себя ответственными. Созидательный пафос и настрой на преодоление, свойственный литературе, был отражением общей духовной атмосферы времени, общей оптимистической убежденности в необходимости и возможности преодоления внешних трудностей.

Многочисленные технические усовершенствования в печатном деле сделали книгу, журнал, газету доступными огромному количеству людей. Примечательной чертой этого времени стало распространение различных периодических изданий - газет и журналов. В них содержались разнообразная информация, печатались художественные произведения. Пресса не только информировала читателей, но формировала их взгляды на происходящее, воспитывала в них определенное отношение ко всем явлениям жизни, в значительной мере формировала систему оценок этих явлений. Более того, через призму литературности, повествовательности стали рассматривать и оценивать произведения других искусств.

Фотография. Расцвет наук привел к изменению отношения общества к другим сферам духовной жизни, в том числе к искусству. Теперь наука казалась той силой, которая может дать ответы на главные вопросы жизни людей, а искусство при этом утратило ряд функций. Самый простой пример: прежде только глаз и рука художника обладали способностью передать видимую информацию о том или ином предмете, человеке, явлении. Не случайно в любую дальнюю экспедицию старались взять художника -только его воображение могло создать видимый образ того, чего никто не видел. Поэтому столь велико было и значение религиозного искусства. Искусство объясняло мир. Теперь гораздо больше ценилось то, что можно воссоздать, опираясь на научные опыты и точное знание. А передать видимую информацию надежнее стало с помощью фотографии.

В первые десятилетия XIX в. серия опытов завершилась открытием, сделанным Луи Жаком Дагерром (1787-1851 ), который с помощью обработанных йодистыми парами серебряных пластинок сумел сделать первые изображения. Спустя несколько десятилетий фотография вошла в широкий обиход европейского общества, а с 50-х гг.

уже стала особым бизнесом. В каждом городе открывались фотоателье, в столичных городах их было несколько десятков. Занимались этим неудачливые художники, любители-экспериментаторы, предприимчивые мелкие дельцы.

Фотография была дешевле любого заказного живописного портрета, и потому была доступна большей части городского и сельского населения. Запечатлеть свой облик с помощью фотопластинок спешили все. На фотографиях можно видеть изображения знаменитостей и безвестных людей, уличные сценки, групповые снимки семей, членов кабинетов министров, спортивных студенческих команд, художественных кружков.

Стоит сопоставить два взгляда на это явление. Одно мнение было высказано поэтом Ш. Бодлером в статье «Современная публика и фотография», появившейся в 1859 г.: «Техническая уловка, способная точно воспроизвести природу, станет наивысшим искусством. Некий мстительный бог выполнил пожелание толпы. Ее мессией стал изобретатель Дагерр. И тут все скопище мерзких обывателей кинулось, подобно Нарциссу, разглядывать свои заурядные физиономии, запечатленные на металле» .

Другое мнение высказано в одном из английских журналов 70-х гг.: «Кто видел собранные под одной рамкой, висящей над очагом рабочего, маленькие фотографии тех, кого жизнь уже разбросала... может быть, согласиться... что, противодействуя тенденциям социальным и промышленным, которые... подрывают наиболее сильные семейные привязанности, шестипенсовая фотография сделала для бедноты больше, чем все филантропы мира» .

Интересно отметить, что английская журналистка Э. Истлейк в статье 1857 г. по поводу фотографии высказала мнение, что вряд ли она станет искусством, но ее появление позволит освободить изобразительное искусство от прикладных задач.

Вот эпизод, характерный для общества, живущего по законам «юридического мировоззрения». В результате судебного процесса 1862 г. между двумя фотографами, один из которых скопировал сделанные другим снимки политических знаменитостей (Пальмерстона и Кавура), фотография была признана искусством . Что касается людей искусства -их мнения разделились: одни, подобно Ш. Бодлеру, видели в фотографии вмешательство технического прогресса в чуждую сферу; другие же, например, Э. Золя, полагали, что фотография открывает новые возможности для развития искусства. Некоторые художники стали использовать фотографии при работе над картинами.

Художественная жизнь в условиях диктатуры «усредненного вкуса».

Положение художника в индустриализирующемся обществе было таковым: он, безусловно, принадлежал к частным предпринимателям (преимущественно мелким), но одновременно воспринимался окружающими как существо незаурядное, необыкновенное, причастное тайнам и чудесам прекрасного и вечного. Говоря словами одного из историков, «в буржуазном обществе художник стал “гением”, что было равнозначно безденежной разновидности предпринимателя» . Спокойно заниматься своим делом, действуя так, как считает правильным, художник мог, если был материально обеспечен. В противном случае он должен был подчиниться требованиям, диктуемым обществом. Так было всегда. Ведь художник творит (работает) среди людей и для людей. Но к середине XIX в. сложилась ситуация, при которой внутренние потребности сферы искусства и запросы, предъявляемые к искусству обществом, не совпадали.

Утвердившаяся в науке теория прогресса в приложении к сфере прекрасного требовала постоянного обновления, наводила на мысль, что искусство, подобно наукам, должно постоянно меняться, тем более, что технические усовершенствования (фотография) лишали изобразительное искусство монополии в решении традиционных проблем: наглядно показать изображение объектов, которые невозможно увидеть «вживую». И многие художники готовы были обратиться к поискам нового. Но вставал вопрос об отношении к этому потребителей, зрителей, заказчиков, покупателей. И вот тут возник конфликт.

Стоит вспомнить, что наибольшее влияние в индустриализирующемся обществе приобретает средний класс, особенно та часть его, которая составляет буржуазию. Эта категория населения не просто растет численно, но определяет общественные вкусы, формирует нравы и образ жизни. Скромные буржуа среднего достатка, средних способностей и средней образованности, хорошо осведомленные в бизнесе, но слабо ориентирующиеся во всем, что с точки зрения бизнеса является прекрасным и бесполезным, определяли культурный облик эпохи. Французский поэт П. Верлен дал выразительный словесный портрет хозяина новой жизни: «Порядок любит он и слог высокопарный, /Делец и семьянин, весьма он трезв умом» Тревельян Д.М. Указ. соч. С. 568.

  • См.: Хобсбаум Э. Век капитала. С. 408.
  • Там же. С. 396.
  • Верлен П. Господин Прюдом // Европейская поэзия XIX века. М., 1977. С. 683.


  • 
    Top