«Неуважительное отношение к людям» (ЕГЭ по русскому). Проблема уважения чужого труда Проблема уважительного отношения к окружающим

Есть ли люди, которые не уважают труд и старания других людей? Выдающийся русский писатель Виктор Петрович Астафьев раскрывает проблему неуважительного отношения к людям.

В предложенном для анализа тексте автор говорит о том, что нередко люди проявляют неуважение друг к другу. Для понимания данной проблемы важны примеры из текста, один из которых является собственным примером рассказчика. Автор вспоминает историю из своего детства, когда он проявил неуважение к выступавшей в детдоме певице и выдернул вилку репродуктора из розетки, лишь потому что её голос чем то раздражал рассказчика.

Далее автор описывает еще одно событие, которое произошло уже через много лет. На бесплатном концерте симфонической музыки выступали, всё повидавшие на своём веку музыканты оркестра, с серьезными произведениями знаменитых композиторов, но уже с середины первого отделения концерта слушатели начали покидать зал с возмущениями и выкриками. Музыканты изо всех сил старались передать страдания и чувства композитора, но слушатели проявили неуважение.

В произведении Разумовской "Дорогая Елена Сергеевна" ученики пришли поздравить свою учительницу. Цветы и тёплые слова растрогали Елену Сергеевну до глубины души, но оказалось, что наглые и циничные ребята лишь разыграли комедию искреннего поздравления, ради хороших оценок. Когда они не получили того, что хотели, то стали упрекать учительницу за её старомодную одежду, честное отношение к работе, за то, что не умеет выгодно продать свои знания. Эти ученики являются ярким примером наглости и неуважения к честному труду людей.

В рассказе М. Зощенко "История болезни" показано неуважительное отношение медицинского персонала к несчастному больному, на которого им фактически всё равно. В ответ на просьбу навести порядок в отделении медстестра заявляет: «Может быть, вас прикажете положить в отдельную палату и приставить к вам часового, чтобы он от вас мух и блох отгонял?». Автор повествует о халатности врачей к больным людям.

Таким образом, в нашей жизни есть люди, утратившие духовные ценности, для которых проявить неуважение и безразличие не составляет труда. Некоторые из таких людей раскаиваются, но есть и те, кто не видит в этом ничего дурного.

В центре внимания находится фигура Емельяна Пугачёва – бунтовщика, человека, выступившего против власти. Что побудило его к этому? Почему он не только сам покусился на трон, но и повёл за собой народ? А народ как поверил самозванцу? Почему? Под бременем лет мы можем забыть ту историческую обстановку, в которой рождалась идея бунта. Люди, (заметьте, не холопы, не скоты) находясь в крепостной зависимости от своих не всегда гуманных господ (вспомнить хотя бы Скотинина из «Недоросля»), вынуждены были подчиняться их воле, беспрекословно слушая каждое, даже бредовое требование. Идея доброго царя жила в сердце каждого человека. Смелый, дерзкий, отчаянный бунтарь взял на себя ответственность и решил подарить людям волю, пусть недолгую, пусть такую эфемерную, но волю. Оценить степень его отваги можно, только поняв сказку, рассказанную Гринёву. Пугачёв изначально знал финал развития событий, в круговорот которых он поверг свою страну. Но не испугался, не награбил и скрылся. Нет, он шёл на эшафот, чтобы доказать, как бесчеловечная власть может ввергнуть страну в ужас беспощадной кровопролитной бойни.

2. А.А. Ахматова «Реквием»

Поэма написана в период, когда сталинские репрессии поставили всю страну на колени, когда сама автор поэмы стояла в очереди с передачей своему сыну, которого осудили как врага народа. Из воспоминаний и живых впечатлений складывалась поэма:

Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.

Лирическая героиня проводит параллель между судьбой своей современницы и давней своей соотечественницы, муж которой был казнён как стрелецкий бунтарь

Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.

3. М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»

Главный герой романа – Мастер – человек, живущий в страшное время сталинских репрессий. Написав роман о Понтии Пилате, он задел проблему ответственности человека за принятое решение. Его главный герой романа Мастера – прокуратор Иудеи – человек, облечённый практически неограниченной властью, сомневается в своей правоте. Явление для власти, практически, недопустимое. Для эпохи сталинизма человек, обличённый властью, не имеет права сомневаться в том, что его решение справедливо. Значит, такое произведение зловредно априори. Мастера арестовывают. Этот акт его сломал, сделал безвольным. Так человек, ставший против власти, оказался вне закона, сам подвергся репрессиям.

4. А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

Рассказ посвящен судьбе человека, оказавшегося в лагере по обвинению в предательстве, хотя вся его вина в том, что он был в плену несколько дней, но вышел из окружения и готов был защищать Родину и дальше. Однако власти его поступок показался предательством. Отбывая срок, Иван Денисович бережно сохраняет в себе человеческое достоинство, он работает и соблюдает все требования закона, царящего на зоне. В этом своеобразное отрицание вины Шухова. Этот человек всегда и везде законопослушен. Почему же власти он неугоден? Просто, власть ищет врагов, и кто сегодня попал в их число – малозначительно.

Сочинение ЕГЭ по тексту: " Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. В детдоме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нем раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня - скорее всего как раз непохожестью - раздражавший... " (по В.П. Астафьеву ) .

Полный текст

(1) Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. (2) В детдоме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нем раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня - скорее всего как раз непохожестью - раздражавший. (3) «Ха… Орет как жеребец!» — сказал я и выдернул вилку репродуктора из розетки. (4) Голос певицы оборвался. (5) Ребятня сочувственно отнеслась к моему поступку, поскольку был я в детстве самым певучим и читающим человеком. (6) …Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. (7) Все повидавшие и пережившие на своем веку музыканты крымского оркестра со славной, на муравьишку похожей, молоденькой дирижершей Зинаидой Тыкач терпеливо растолковывали публике, что и почему они будут играть, когда, кем и по какому случаю то или иное музыкальное произведение было написано. (8) Делали они это вроде как бы с извинениями за свое вторжение в такую перенасыщенную духовными ценностями жизнь граждан, лечащихся и просто так жирующих на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтоб подготовить переутомленных культурой слушателей ко второму, более серьезному отделению. (9) Но и сказочный Штраус, и огневой Брамс, и кокетливый Оффенбах не помогли - уже с середины первого отделения концерта слушатели, набившиеся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. (10) Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно - нет, с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах. (11) Стулья в концертном зале старые, венские, с круглыми деревянными сиденьями, сколоченные порядно, и каждый гражданин, поднявшись с места, считал своим долгом возмущенно хлопнуть сиденьем. (12) Я сидел, ужавшись в себя, слушал, как надрываются музыканты, чтоб заглушить шум и ругань в зале, и мне хотелось за всех за нас попросить прощения у милой дирижерши в черненьком фраке, у оркестрантов, так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб, извиниться за всех нас и рассказать, как я в детстве… (13) Но жизнь - не письмо, в ней постскриптума не бывает. (14) Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом, имя ей - великая Надежда Обухова, - стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая ее. (15) Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. (16) Зато, уже пожилой и седой, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале, … когда музыканты изо всех сил, возможностей и таланта своего пытаются передать страдания рано отстрадавшего близорукого юноши в беззащитных кругленьких очках. (17) Он в своей предсмертной симфонии, неоконченной песне своего изболелого сердца, более уже века протягивает руки в зал и с мольбой взывает: « (18) Люди, помогите мне! (19) Помогите!.. (20) Ну если мне помочь не можете, хотя бы себе помогите!..»

У каждого в этой жизни есть свое дело. Мне кажется, труд любого человека должен встретить уважение, будь то работа столяра, инженера, учителя или музыканта. Каждый старательный и отдающий всего себя своему делу человек достоин внимания и почтения. Проблема невежливости, грубости, безразличия по отношению к человеческому труду поднята в данном тексте.

Размышляя над проблемой, автор рассказывает нам историю о крымском оркестре, который давал бесплатно играл для отдыхающих в Ессентуках. Большинству слушателей пришлись не по нраву классические произведения, и люди повели себя грубо, шумно покидая свои места прямо во время музыкального мероприятия: «…с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и местах». Лирический герой испытывал стыд за поведение отдыхающих, не уважающих музыкантов, которые «…изо всех сил, возможностей и таланта своего пытаются передать страдания композитора».

Я полностью согласна с автором. В подтверждение своих слов мне бы хотелось привести притчу, которую однажды услышала от бабушки. В рассказе говорилось об отце, который предложил своему сыну бросить в камин честно заработанные главой семьи деньги. Сын колебался, но после настояний отца сжёг купюры, тогда отец предложил бросить деньги, заработанные самим сыном. Герой не смог, ссылаясь на то, что он слишком много усилий потратил на их заработок. Вот так плохо мы порой обходимся с трудом других людей. Притча заставляет задуматься об уважении к чужой работе.

Бесспорно, труд человека вызывает уважение со стороны окружающих. Герой романа Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров - истинный труженик. Он считает, что только непосильным трудом можно добиться цели. Базаров по происхождению - сын простого лекаря, поэтому многого он добился лишь своими усилиями, безграничной жаждой знаний. Несмотря на спорные взгляды на жизнь и некоторые опрометчивые поступки, к нашему герою невозможно не испытывать уважение. Так и дворовые мальчишки, и слуги семьи Кирсановых, у которых гостил Базаров, тянулись к Евгению, хотя он и не думал искать их расположения. Действительно, можно не любить этого героя, но нельзя его не уважать, ведь труд никому н даётся легко.

Мне кажется, человека нужно судить не только по его собственному труду, но и по тому, как он обращается с чужим. Способность к почитанию чужого труда - вот что действительно вызывает уважения.

(341 слово, не считая цитаты)

Прочитав множество текстов, мы выудили наиболее популярные проблемы, касающиеся старости. Все они пригодятся в написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, подобранные нами с учетом специфики критериев, составляют основу данной работы. Все они доступны для скачивания в формате таблицы в конце статьи.

  1. А.С. Пушкин в повести «Станционный смотритель» пишет о Самсоне Вырине, которого бросила дочь Дуня, уехав с молодым офицером. Старик очень скучал по ней и хотел заботиться, но похититель его дочери просто вытолкнул приехавшего родителя за дверь. Через какое-то время после смерти смотрителя какая-то барыня приезжала на место могилы с тремя детьми и долго там лежала. После этого она дала пятак сыну пивовара, который её туда проводил, и уехала. Это была та самая Дуня, которая так и не смогла сжиться с мыслью, что своим равнодушием сгубила деда своих детей
  2. К. Г. Паустовский в рассказе «Телеграмма» пишет о пожилой женщине Катерине Петровне из далёкого села Заборье. У неё была только одна дочь, проживавшая в Ленинграде, и они три года не виделись. Старушка не хотела мешать, поэтому почти не выходила на связь. Дочь лишь иногда переводила ей деньги. Однажды Катерина Петровна попросила Настю приехать, но та не успела: оказалась в селе лишь на второй день после похорон. Дочь почувствовала свою вину перед мамой за её одинокую старость, и крадучись покинула село, чтобы никто не увидел.

Роль старости в жизни человека

  1. Немецкий писатель Герман Гессе в тексте «О старости» писал, что преклонный возраст - это новая ступень в жизни человека. По мнению автора, люди должны принимать и признавать свою старость. На этом этапе нужно выполнить большое количество задач, не меньше, чем и в юном возрасте. Если человек будет от них увиливать и презирать свою старость, то окажется недостойным представителем этой ступени жизни.
  2. В романе-эпопее Л. Н. Толстого « Война и мир» присутствует старый князь Николай Андреевич Болконский. Несмотря на преклонный возраст, герой произведения полон жизненной энергии. Он постоянно работает: пишет мемуары, делает выкладки из высшей математики, занимается садом, следит за постройками. Помимо этого, князь интересуется происходящим в сфере политики и военной обстановки в России. Старость совершенно не мешает Николаю Болконскому вести насыщенный образ жизни.

Проблема восприятия старости

  1. В рассказе К. Г. Паустовского «Старый повар» описывается человек преклонного возраста, который серьезно болен, и полностью осознаёт и принимает скорую смерть. Он хочет исповедаться перед кончиной, но не имеет возможности пригласить священника. Поэтому вместо богослужителя приходит простой прохожий. Он отпускает грехи старого повара и даже исполняет желание. С помощью музыки помогает умирающему увидеть прошлое. Старик узнаёт его имя и спокойно отходит в мир иной.
  2. М.М. Пришвин в рассказе «Старый гриб» описывает человека преклонного возраста, который рассуждал о старости. Однажды его товарища назвали старым грибом, и он вспомнил о том, как ходил в лес. Там была сыроежка, из которой после дождя пили птицы и сам рассказчик. То есть этот гриб приносил пользу, а позднее должен был дать семена, чтобы произвести на свет потомство. Товарищ рассказчика тоже приносил пользу, несмотря на старость.
  3. Неуважение к старшим поколениям

    1. А. П. Чехов в пьесе «Вишнёвый сад» рассказывает о старом слуге по имени Фирс, который любил, уважал своих господ и служил им всю свою долгую жизнь. Однажды жителям дома пришлось переехать. Они собирались отправить пожилого человека в больницу, но это было для них далеко не первостепенной задачей. В итоге господа уехали, забыв Фирса одного в заколоченном доме. Там он и умер.
    2. В романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» упоминается дядя главного героя, который серьёзно заболел и лежал при смерти. Евгений ухаживал за ним, но это было ему в тягость, и про себя он думал о том, как такое времяпрепровождение утомительно. Онегин мечтал о скорейшей кончине больного, чтобы поскорее сбросить с себя груз ответственности и получить наследство. Автор передаёт такую мысль молодого человека: «Какое низкое коварство полуживого забавлять». Однако такие мысли отдают цинизмом и обнажают мелкую и эгоистичную натуру говорящего. Этим «полуживым» людям мы, молодые и здоровые, обязаны жизнью и всем, что имеем.
    3. Несоответствие возрасту

      1. В рассказе И. А. Бунина «Молодость и старость» речь идёт о курде, который рассказывал притчу красавцу-греку. Основная мысль заключалась в том, что человек должен выполнять только свои функции, не растрачивая жизнь на заработок богатств и их охрану. Тогда душевно он останется молодым, и будет стар лишь телом. Курд утверждает, что нужно сохранять в себе человечность и достоинство, тогда с возрастом не станешь ворчливым.

Как часто мы говорим "спасибо" близким нам людям? А как часто мы благодарим их искренние? Не стоит отрицать, что порой мы вовсе этого не делаем, забываем или попросту не хотим. А между тем, неуважение и неблагодарность становятся своего рода привычками, поражающими современное общество.

В тексте Н. И. Пирогов поднимает проблему непочтительного отношения, которое проявляется в неблагодарности и неуважении. Можно ли назвать его допустимым?

Она не хотела, чтобы он работал, была готова делить с ним "свой хлеб". Но в то время он не мог этого оценить. Его сестры принимались за мелкие работы, чтобы обеспечить семью. А когда брату понадобился мундир, они сшили его из старых вещей. Но и их старания не были вознаграждены должной благодарностью, о чем автор сожалеет.

Порой человек не знает, как выразить свою признательность, заслужившим её – подобное неуважение к заслугам людей не может быть ничем оправдано. Автор стремится донести это до читателя, чтобы тот не совершал подобных ошибок.

В романе Ф. М. Достоевского "Униженные и оскорбленные" находится подтверждение словам автора. Наташа, героиня произведения, предает свою семью, убежав из дома с любовником. Но вскоре теряет его, после чего осознает, что была неправа, что не ценила то, что у неё было. Её терзает совесть, она не может найти покой из-за того, что не была благодарна.

Каждый должен научиться ценить тех людей, которые его окружают, и то, что они для него делают.

Обновлено: 2018-07-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.




Top