Какие проблемы между людьми разных национальностей. Психология общения с людьми разных национальностей

1 февраля отмечается неофициальный Всемирный день хиджаба. В некоторых странах, в том числе в Казахстане, власти реагируют на хиджабы, запрещая носить их в школах. Журналисты из Узбекистана, Татарстана и Таджикистана рассказали, как у них проходит подобная ограничительная кампания и как на нее реагирует население.

В Казахстане десятки родителей судятся с директорами школ. Они пытаются оспорить пункты внутреннего устава школ, а также пункт в приказе министра образования от 2016 года о единых требованиях к школьной форме. В то же время министр по делам религий и гражданского общества Казахстана, комментируя отказ некоторых родителей снимать с детей хиджабы, допустил мысль, что в стране могут быть построены частные школы для верующих.

Министр образования России в 2017 году публично высказалась против хиджабов в учебных заведениях. В то же время в Чечне, наоборот, приняли закон, закрепляющий право школьниц носить хиджаб во время учебы. Глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что его дочери не снимут хиджаб.

В Узбекистане и Таджикистане хиджаб в школах запрещен. В этих странах проводились рейды в общественных местах, когда женщин в хиджабах заставляли его снять.

На примерах из своих стран журналисты Хиромон Бакозода из Таджикистана, Алсу Курмашева из Татарстана и Сирожиддин Толибов из Узбекистана пытались разобраться, насколько оправданы опасения властей и стоит ли бояться хиджаба в школах.

Не спровоцирует ли запрет радикализм?

Главный вопрос, на который пытаются ответить журналисты во время дискуссии, - не станет ли запрет хиджабов бикфордовым шнуром для разжигания радикальных настроений в обществе?

Любые запреты вызывают радикальный всплеск и протестные настроения, - говорит журналист Хиромон Бакозода. - Нужно быть очень осторожными в принятии решений, касающихся запретов или предупредительных мер в борьбе с определенными явлениями. Нужна политическая мудрость. Об этом должны задумываться наши чиновники, которые принимают такие решения.

Ее коллега Алсу Курмашева вспоминает личную историю из школьных лет, когда одноклассница в советское время пришла в школу в красных колготках, учитель вызвал родителей, и девочке запретили появляться в школе в таких колготках. На следующий день в знак протеста все девочки в классе перекрасили белые колготки в красный цвет.

Запрет порождает только протестные настроения, - соглашается Курмашева.

Дискриминация в обмен на безопасность?

Сирожиддин Толибов говорит, что после серии взрывов в 1999 году в Ташкенте ношение хиджабов и бороды в общественных местах было официально запрещено.

Это был указ кабмина Узбекистана. В то же время в узбекской Конституции четко и ясно не сказано, что Узбекистан является светским государством, как в Таджикистане, - рассказал Толибов.

По его наблюдениям, нынешний президент страны Шавкат Мирзияев более лоялен к традиционному исламу и это сказывается в различных сферах. Например, в мечетях снова начали использовать громкоговорители для призывов к молитве, что было запрещено при Каримове.

Хиромон Бакозода отмечает, что власти Таджикистана при введении запрета на хиджаб в учебных заведениях мотивируют свое решение тем, что, если даже ущемляются права определенных групп в плане свободы религий, это всё делается ради безопасности в стране. И большая часть общества относится к запретительным мерам с пониманием.

Подавляющее большинство наших соотечественников (74%) ответили «нет» на вопрос «Левада-центра»: «Допустимо ли посещать занятия в учебных заведениях в хиджабе?», сообщает Regions.ru .

36% «скорее не одобряют» и 38% «определенно не одобряют» этого. Только 18% не считают необходимым запрещать мусульманским девушкам приходить на учебу в таком виде, а каждый пятый (9%) не имеет мнения на этот счет.

Резче всего против хиджабов в учебных заведениях настроены москвичи: против высказался 91% жителей столицы. Кроме того, чаще среднего «против» бывают настроены пожилые люди.

Отметим, что хиджаб - это не паранджа, закрывающая лицо, а платок, прикрывающий волосы. Напомним также, что примерно до начала 1960-х гг. головной убор (шляпку или платок) на людях носили все женщины и в Европе, и в России: этого требовали нормы приличия. Правда, сейчас эта норма забылась: даже воцерковленные православные женщины чаще всего покрывают голову только в храме.

«Чем, на ваш взгляд, объясняется столь решительное неприятие мусульманской одежды в учебных заведениях? Разрешили бы вы школьницам ходить в платках, если бы это зависело от вас?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

«Речь идет в основном о высших учебных заведениях, потому что представить себе отдельно исламскую, православную, иудейскую школу - это можно, и такие есть в той же Москве. Там принята определенная форма одежды, как раз ходят в головных уборах, и это не вызывает никаких вопросов. Высшее образование формировалось в рамках жесткой конфессиональной ориентации. В основном это были университеты при Церкви, основным предметом в университетах была теология. Они были христиански ориентированными. Поэтому и коллизия такая: сталкиваются две мощные традиции - создатели системы высшего образования и другая конфессиональная ориентация. Мне кажется, именно с пониманием этого и надо формировать принципы: высшая школа сейчас светская, принимают в вузы не по конфессиональному признаку, но историческая традиция принадлежит христианской конфессии. Конечно, в Иране или еще где-то это будет иначе, но в России и Европе именно так. Необходимо соблюдать уже установленные светские нормы. Понятно, что мы, православные, тоже хотим, чтобы женщины носили платки, и не только в церкви, но мы этого не требуем. Значит, требовать, чтобы так было у других, тоже нет необходимости. Тем более, хиджаб - не просто платок, а идентифицирующий конфессиональную принадлежность элемент одежды», - отметил священник.

«Что касается школ, тут есть критерий регионального характера. Понятно, что в нашей Рязанской области, как и во всей центральной части России, где доминирует православное сообщество, должны существовать принципы терпимости и взаимного уважения к нашим традициям. Равно как если мы приедем в Татарстан, мы должны уважать местные традиции. Там имеют право и возможность носить платки, а православные иконы в публичных местах будут неуместны. В целом проблема ношения платков больше надумана, идет это со времен СССР, поскольку министерство образования действует советским методом, подавляя все конфессии, кроме атеизма», - заключил о. Сергий.

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, отметил, что «хиджаб - это все же не просто платок, а именно часть одежды, которая выглядит для наших современников декларативной в отношении определенной религиозной принадлежности».

«Причем ислам многими нашими светскими соотечественниками рассматривается именно как нечто агрессивное или даже связанное с террористическим намерениями. Действительно, это не всегда имеет прямое отношение к исламу в чистом виде, а нам известны разновидности исламской сектантской культуры. Часто это не нейтральное обозначение религиозной принадлежности, а именно агрессивное. Хотя платок, хиджаб каждый имеет право носить в общественном месте. Так что тут противоречие. С одной стороны ощущение исходящей угрозы, а с другой стороны некий общий дресс-код, который требует, чтобы все были одинаковы, а это тоже принуждение. У нас нет единого идейного единства, понимания, чтó есть норма одежды, поведения в современном светском обществе. У нас нет общего знаменателя, абсолютного требования, кто как должен быть одет, поэтому такие противоречия, разнобои и страхи», - подчеркнул священник.

Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», заявил, что лично он не видит ничего страшного в том, что люди следуют своим религиозным предпочтениям в одежде.

«В некоторых европейских странах ношение хиджабов в учебных заведениях запрещено, в других нет. Думаю, протест москвичей и других россиян вызван, в первую очередь, тем, что люди воспринимают их не просто как религиозную одежду, а как демонстрацию желания приезжих установить у нас свои порядки. Если эти религиозные нововведения в одежде и поведении основаны именно на желании привнести нечто свое, новое, или вызваны протестом против того, что уже существует, мне кажется, хиджабы носить не стоит. Последствия всего этого могут быть нежелательными. Если же это религиозное установление, я не против, хотя и здесь должна быть умеренность, - ведь так можно дойти и до ношения паранджи. Интересно все же, чем вызвано внезапно возникшее желание носить хиджабы в учебных заведениях? Раньше, в советское время, такого не было и в мусульманских республиках, а значит, сейчас это явное нововведение даже для родителей девочек, которые так ходят в школы. Мне кажется, нужны дополнительные исследования причин, по которым стали носить такую одежду. Пусть поработают социологи, историки, другие специалисты - тогда и можно будет принимать решение», - подчеркнул о. Михаил.

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает, что «такая постановка вопроса вызвана не серьезными жизненными обстоятельствами или противоречиями - она, скорее, носит какой-то провокационный характер».

«Почти в любой религиозной традиции маленьким девочкам и девочкам школьного возраста никто не предписывает покрывать голову вне храма. Поэтому проблема, на мой взгляд, надумана. Это тот случай, когда на чем-то концентрируют внимание, чтобы не решить проблему, а создать ее. Не думаю, что такие ответы люди давали в свете последних событий: "Левада-центр" готовит опросы заранее, это серьезная организация. И этот опрос, скорее всего, готовился до того, как произошли трагедии, связанные с деятельностью ИГИЛ. Да и появление самого ИГИЛ, по сути, спровоцировали - проявили неоправданную агрессию против мусульманских стран, и получили такую реакцию. Не проявляйте агрессию, и реакции не будет», - заключил он.

Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, рассказал, что, когда он учился в школе, девочки иногда ходили в платках - например, когда хотели скрыть неудачную стрижку, или после педикулеза.

«Но разница между платком и хиджабом все же есть. Сейчас хиджаб ассоциируется, в первую очередь, с деяниями, которыми "прославили" себя "Братья-мусульмане", ИГИЛ, террористы и так далее. Обратите внимание: на листовках, развешанных в общественных местах, потенциального террориста представляют в виде человека в хиджабе. И таких листовок в городах-мегаполисах больше, чем в провинциальных. Как следствие - ассоциация у наших соотечественников: хиджаб - террорист. К сожалению, небезосновательная. Отсюда отрицательное отношение к ношению хиджаба. По-человечески хочется уважать традиции представителей различных конфессий и религиозных групп, но боюсь, вслед за разрешением носить хиджабы возникнет вопрос о легализации многоженства, возможности ношения буддистских религиозных нарядов. Думаю, "подтянутся" и нетрадиционные религиозные объединения, желающие носить свою нетрадиционную религиозную одежду. Поэтому лучше носить одежду светскую. Так будет меньше поводов для провокаций и расшатывания устоев наших образовательных учреждений», - считает священник.

Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, отметил, что нет ничего плохого, если женщина прикрывает голову в знак смирения.

«Но реакция москвичей, да и остальных россиян мне понятна: мы представители другой культуры, и у многих демонстрация иной традиции вызывает отторжение. Происходит столкновение двух культур. Кроме того, многие, не разбираясь, ставят знак равенства между традиционным и радикальным исламом. А последние события у многих людей вызывают тревогу. С радикальным исламом у людей ассоциируются и хиджабы. Чтобы не было конфликтов, мусульманкам, носящим хиджабы, наверное, лучше обучаться в специализированных классах или в религиозной школе. Считаю, нам нужно искать компромисс. Не стоит идти на конфликт, чтобы отвоевать право ходить в платке. К тому же многие мусульмане - богатые люди, и открыть исламскую школу для них труда не составит. Есть православные школы - ну, пусть будут и исламские. Решение, которое бы устроило всех, найти нетрудно, было бы желание», - заключил о. Андрей.

Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, заявил, что ему трудно судить, почему люди столь категорично выступают против ношения хиджабов, но высказал свою точку зрения.

«В школе к учащемуся предъявляют определенные требования. Они его дисциплинируют и ставят знак равенства между всеми учениками независимо от их национальной, религиозной принадлежности или уровня доходов родителей. Мне кажется, это очень важный принцип, который всегда декларировался в школе. Кто бы ты ни был - сын богатого купца, аристократа (если, конечно их дети наравне со всеми посещали занятия), или из простой семьи, все равно должен соблюдать определенную форму одежды. Я выступаю за то, чтобы этот принцип соблюдался в школе, а дети не соревновались бы в том, у кого более дорогая или модная одежда - это очень сильно разрушает психику ребенка и приводит к нездоровым отношениям в детском коллективе. Думаю, в вопросе с хиджабами надо иметь в виду этот же принцип. Необходимы какие-то нормы, - например, школьная форма, которую должны носить все дети. Поэтому ношение хиджабов, на мой взгляд, в школе нежелательно», - продолжил он.

«Часто люди, которые выступают с крайне либеральных или антицерковных позиций, говорят: "Тогда не нужно носить и крестики". Да, если ребенок носит крестик как украшение, демонстрируя его, это тоже неправильно. Нательный крест должен быть скрыт под одеждой. Тем не менее, все-таки нельзя сравнить христианский крест с одеждой, если она заметно меняет облик человека, ее носящего. А вот небольшие знаки отличия, которые не выбиваются из общей формы, принятой в учебных заведениях, вполне допустимы. Ни в коем случае нельзя запрещать и мусульманскую атрибутику, но все-таки хиджаб - нечто другое. Это не просто символ принадлежности к религии, он несет определенную смысловую нагрузку. Думаю, это, прежде всего, некое ущемление и демонстрация второстепенности роли женщины в обществе, знак ее покорности - мужу, Богу… И хиджаб слишком контрастирует с обликом других учащихся. Думаю, именно это лежит в основе резкого неприятия хиджабов в обществе. Не говоря уж о том, что многие атрибуты мусульманства ассоциируются с современными террористами, с ИГИЛ - думаю, это тоже влияет на настроение людей, которые так категорично отвергли возможность ношения хиджабов», - заключил священник.

Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, отметил: «Наверное, плохо, когда люди приходят в театр в джинсах и кедах, а не в костюмах и вечерних платьях. И одежду для храма нужно надевать, когда идешь именно туда. А в школе, мне кажется, все ученики должны одеваться так, как большинство людей. Различие показывает неравенство».

«Говорят, мусульманкам нельзя ходить по-другому. А почему нельзя? Они что, не люди, что ли? Я был в Турции и видел там мусульманок, которые ходят в шортах, с пирсингом и с тату - нормальные мусульманские девчонки. А в мечеть они одеваются так, как этого требуют их традиция. Вообще, мне кажется, идет какая-то наглядная агитация из Саудовской Аравии. Например, татарская национальная одежда всегда была традиционной. Но нет, теперь саудиты говорят: "Одевайтесь, как положено в Саудовской Аравии, а то, как вы одевались раньше - плохо". Это рушит уклады. И хиджабы в школы, мне кажется, надевают, чтобы показать неравенство, отделить себя от других школьников, сразу заявить: "Мы не такие, как вы". А вообще я плохо представляю себе, как вызывать девочку в хиджабе к доске, спрашивать у нее урок и тем более говорить, что она его плохо выучила. Это все равно, что человека во фраке вызвать из оркестровой ямы и начать с ним диалог во время действа на сцене. Те, кто носят хиджабы, вызывают ощущение специфической религиозной традиции или карнавала - у кого как», - продолжил он.

«Вообще мне нравится школьная форма. Я застал последний год, когда ввели новую, синего цвета. Мне казалось, это здорово и демократично. Она мне очень нравилась. Хорошая была форма, не знаю, почему ее отменили. Ну а сейчас давайте будем ходить в хиджабах? - Мне кажется, это неправильно. Я понимаю, если, к примеру, монах приехал с каким-то поручением в Москву, и гордо идет по улице в своей монашеской одежде. Но мы же не увидим его в театре, да и в школу преподавать его тоже, наверное, не пустят. Мне кажется, нужно стремиться к тому, чтобы дети сами себя чувствовали и комфортно, и в равном положении. Другое дело, если речь идет о каких-то закрытых учебных заведениях, - да и там не всегда носят религиозную одежду. Я знаю много монастырей, где есть приюты для девочек: приют-пансион при Покровском Хотьковском ставропигиальном женском монастыре, при Свято-Троицком Стефано-Махрищском женском монастыре, в Свято-Никольском монастыре города Малоярославца. Но девочки там одеты нормально, никто не наряжает их как послушниц или монахинь. А вот в храм они действительно приходят в платочках», - заключил священник.

Россия присоединилась к списку стран, в которых женщинам запрещено носить хиджаб. Решение оказалось весьма спорным. Министр образования РФ Ольга Васильева поддержала принятое в одном из сел решение запретить ношение хиджаба ученицами и преподавателями. Несмотря на свободу вероисповедания, пропагандируемую на Западе, в большинстве западных стран — в том числе и в России — запрещено носить хиджаб. Многие не согласны с этим решением. Среди них — президент Чечни Рамзан Кадыров.


Кадыров ответил России

Президент Чечни Рамзан Кадыров раскритиковал стремление России запретить хиджаб в общественных местах и ​​школах, сказав, что «запрет хиджаба — смертельный шаг для русских». Он отметил, что Россия является «многонациональной страной и страной многих религий».

Канал «Россия Сегодня» цитирует комментарии Кадырова, который не только подчеркивает необходимость отказа от этих шагов, говоря, что они опасны для общества, но и говорит о необходимости поощрения и поддержки со стороны России во всем, что касается религиозных и культурных традиций.


Запрет на хиджаб в русском селе

Контекст

Шахматистки в ярости

Dagbladet 02.10.2016

Не надевайте хиджаб!

The Washington Post 02.01.2016

В иранском кинематографе нет ни одного фильма про хиджаб

Javan 24.05.2014 Вопрос о хиджабе возник после того, министр образования и науки России Ольга Васильева поддержала решение о запрете на ношение хиджаба ученицами и учителями в одном из сел Мордовии.

В феврале 2015 года Верховный суд России оставил в силе решение суда Мордовии о запрете на ношение одежды, показывающей религиозную принадлежность, и другой религиозной атрибутики в школах, сообщает «Россия Сегодня».

Ставропольский край стал первым в России регионом, в котором было запрещено ношение хиджаба. Соответствующее решение было вынесено Верховным судом России в июле 2013 года.

Россия — не первая

Россия — не первая страна, которая приняла решение о запрете на хиджаб. В ряде европейских государств, первыми из которых стали Нидерланды и Франция, был введен запрет на ношение никаба и вуали для лица в общественных местах. В Нидерландах Совет Палаты представителей на прошлой неделе проголосовал за принятие законопроекта, запрещающего женщинам носить никаб в общественных местах. За нарушение этого закона может грозить штраф в размере 410 евро.

По данным агентства The Associated Press, министр внутренних дел Голландии Рональд Пластерк объявил о своем намерении добиться полного запрета на ношение хиджаба в следующем году.

Франция

Мультимедиа

Скрытый ислам

Time 01.08.2014 Франция стала первой европейской страной, запретившей ношение хиджаба в общественных местах. Запреты начали появляться в 2004 году, когда начались притеснения учениц в государственных школах из-за наличия религиозных атрибутов на их одежде. В 2011 году правительство наложило полный запрет на вуаль для лица. Женщины, носящие ее, будут оштрафованы на 150 евро, а любой мужчина, принуждающий женщину к ношению чего-либо, закрывающего лицо, получит штраф в размере до 30 тысяч евро.

Бельгия

В Бельгии последовали по стопам Франции. В 2011 году был одобрен закон о запрете никаба и любого типа одежды, скрывающего лица людей в общественных местах.

Женщины, не соблюдающие данный закон, подвергаются тюремному заключению на семь дней, а в качестве альтернативы могут заплатить штраф в размере 1378 евро.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Внимание мусульманской общественности в эти дни приковано к ситуации, которая сложилась в Турции в связи с отменой закона, который запрещает хиджаб в учебных и государственных учреждениях страны. В настоящее время преподаватели турецких ВУЗов продолжают собирать подписи под заявлением в поддержку женщин, которые борются за право соблюдать предписания религии на учебе и на работе. По словам инициаторов акции - профессора Ихсана Даага и профессора Шабана Чалиса, к настоящему времени собраны почти 3 тысячи подписей.

Стоит особо отметить, что многие из тех, кто в эти дни участвует в митингах и акциях протеста против секуляристов, желающих во что бы то ни стало сохранить светский дресс-код для студенток и госслужащих, не являются соблюдающими каноны религии мусульманами. Люди выражают солидарность с верующими, потому что мечтают о дне, когда каждому турецкому гражданину, независимо от вероисповедания, пола и социального статуса, будут гарантированы все права и свободы.

Как сказал один из подписавшихся под заявлением в защиту хиджаба - атеист Атеш Несин: "Гражданам Турции должна быть гарантирована свобода вероисповедания, даже если мы не согласны с основными принципами религии, которую кто-то исповедует".

Активность турецкой интеллигенции и ее желание защитить права и свободы сограждан вызвали неподдельный интерес со стороны российских политиков и мусульманских общественных деятелей.

Мы поинтересовались мнением советника президента и член-корреспондента Академии геополитических проблем, руководителя Центра проблем этнополитики и ислама Деньги Халидова по этому актуальному вопросу.

"Я целиком поддерживаю инициативу турецких преподавателей, которые выступили за отмену закона, запрещающего хиджаб в учебных и государственных учреждениях страны. Этот закон, навязанный секуляристскими, безбожными и антиисламскими структурами, является нонсенсом для Турецкой Республики и должен быть обязательно изменен. Естественно, противодействие этому оказывает так называемая четвертая власть - СМИ, которая занимается подменой исламских ценностей и представляет норму как патологию", - заявил Д. Халидов.

Он также подчеркнул, что "Турция уже сейчас представляет собой расколотое общество в отношении к главным принципам ислама, и оппозиция пытается усугубить данное положение, но ей это плохо удается, так как устои ислама достаточно сильны и прочны".

В качестве положительного примера он привел жену нынешнего президента Турции Абдуллы Гюля, которая смело носит хиджаб и гордится этим.

"Слава Богу, в настоящее время во всем мире хиджаб становится символом умеренного и демократического исламского движения", - добавил он.

Деньга Халидов сказал: "Наступает время, когда людям приходится выбирать, когда уже нельзя отсидеться в стороне, как будто ничего не происходит. Если мы будем стоять в стороне, "глобалистская дубинка" ударит по нашим семьям и не оставит камня на камне".

На вопрос о возможных прогнозах данной ситуации, Деньга Халидов ответил, что расстановка сил в турецком парламенте пока неизвестна. Партия справедливости и прогресса имеет, по мнению Д. Халидова, большинство голосов и она может содействовать внесению поправки в основной закон, но мы не знаем, что происходит в генштабе, который тесно связан с американцами".

Советник президента и член-корреспондент Академии геополитических проблем считает, что все происходящее в исламском мире, в том числе решение вопроса, связанного с хиджабом, косвенно касается мусульман России.

"Пока у нас в стране ни один закон на федеральном уровне не регулирует ношение хиджаба, это личное дело каждой мусульманки. На Кавказе, в частности, нет запрета на ношение платка в ВУЗах и госучреждениях. Вместе с тем, на каком-то этапе российские власти могут инициировать этот закон, возможно только на региональном уровне. Вопрос в том, что определенные силы через парламенты в республиках могут продавить данное решение, - заявил он. - Сейчас у нас в России хороший пример подает Р. Кадыров, который выступает за возрождение религиозных и национальных традиций в умах и сердцах людей".

Наш второй собеседник, управляющий делами ДУМ Ингушетии, сотрудник Духовного центра мусульман республики Руслан Мериев высказал нейтральную позицию по вопросу разрешения или отмены хиджаба.

"В каждом государстве должны быть свои законы, свои правила и нормы, в соответствии с которыми люди живут и развиваются. При этом нормы должны соответствовать общечеловеческим и нравственным принципам. В деле о хиджабе, как и в любом другом деле, есть свои "за" и "против"… Что касается Турции, которая в свое время была одним из центров ислама, то она снова попала под влияние прозападных сил, и немалую роль в этом сыграло развитие туризма", - считает Р. Мериев.

"У нас в Ингушетии спокойно относятся к хиджабу, при этом нет массовой агитации за повсеместное ношение платка. В государственных учебных заведениях и организациях руководители требуют соответствующую женскую форму одежды, закрывающую волосы и тело", - заметил управляющий делами ДУМ Ингушетии.

Руководитель общественного объединения женщин-мусульманок "Муслимат" в Махачкале (Дагестан) Хадижат Шихалиева подчеркнула, что проблема для российских мусульман заключается не в запрете или разрешении ношения хиджаба в школах, ВУЗах и государственных учреждениях, а в сознании молодежи, которая пока не готова вернуться к исконным исламским ценностям, в частности, многие еще не готовы надеть мусульманскую одежду.

Хадижат Шихалиева: "По моему мнению, все зависит от самого человека, хочет он этого или нет, готов к этому или нет. В нашей республике процесс возрождения ислама происходит достаточно плавно, и нет противодействия со стороны властей, касающегося вопроса ношения традиционной мусульманской одежды. Особенно это касается осенне-зимнего сезона. Конечно, некоторые проблемы возникают у соблюдающих мусульманок школьного возраста в период весны-лета. Но мы решаем их путем работы с администрацией школ, где категорически не разрешают носить хиджаб, ведем беседы на исламские темы, организуем встречи с директорами школ. Интересно, что именно в школах, где категорически запрещают хиджаб, появляются соблюдающие мусульманки. А там, где нет запрета - склоняются к открытой форме одежды. Но как таковая, проблема запрета ношения хиджаба не стоит в Дагестане. Например, в госучреждениях в основном ходят без платков, хотя нет запрета на их ношение".

Руководитель пресс-службы Духовного управления мусульман Чечни Султан Хасимиков, описывая ситуацию в республике, заметил, что в Чечне не существует проблем, связанных с ношением платка.

"Как и каждого соблюдающего мусульманина, меня радует, когда я вижу хиджаб. По моему мнению, женщина в платке выглядит одухотвореннее и чище, при этом мужчина, конечно, должен относиться с уважением ко всем женщинам. У нас девушку, не закончившую школу, не упрекают в том, что она не одевает платок", - рассказал он корреспонденту ИА IslamNews.

По поводу выступления Кадырова С. Хасимиков сказал, что "некоторые СМИ за пределами республики неправильно его поняли. Он не призывал и не заставлял женщин носить платок, а обратился с призывом к соотечественникам возрождать забытые духовные ценности, связанные с религией и традициями чеченского народа".

Разрешить или запретить? Носить или не носить? Порой эти вопросы встают перед нами так же остро, как когда-то перед шекспировским Гамлетом - "быть или не быть?". Россия пока не спешит издавать законы, регламентирующие дресс-код студенток и чиновниц. Напротив, несколько лет назад наши соотечественницы добились разрешения фотографироваться в хиджабе на паспорт и другие документы, а сейчас в обществе наблюдается тенденция к формированию адекватного восприятия закрытой одежды, в том числе и традиционной мусульманской.

Тем не менее, проблема, которая актуальна сегодня для турецких мусульманок, не может не вызывать живого отклика у мусульман в других уголках мира. Ведь, как известно, наша умма - одно тело, и если болит одна его часть, то это непременно отзывается страданием в другой. Именно поэтому российские мусульмане, пристально наблюдающие за событиями, происходящими в Турции, с трепетом ожидают решения, которое на днях должен принять парламент. Чем закончится противостояние между верующими и секуляристами - покажет время.

В январе в СМИ и обществе тема "хиджабов в школе" стала чуть ли не главной. А началось всё с Мордовии, где учителям, носящим хиджаб, местный Минобр пригрозил увольнением. История повторилась в Ульяновской области, где местные чиновники также запретили носить хиджаб как учителям, так и ученикам. Подлила масла в огонь и глава Минобрнауки Ольга Васильева, заявившая со ссылкой на решение ВС, что хиджабам не место в школе. В то же время правозащитники из СПЧ предложили оставить регионам право решать вопрос о допустимости ношения хиджабов в школах.

Каково учиться в хиджабе в обычной российской школе, быть единственной в платке на уроках и кому это может помешать, разбирался Лайф.

Алана

Алана выходит из дома в тёплой куртке, белых колготках и светлой шапочке. За спиной яркий рюкзак, в руках мешочек со сменкой. Её 6 "Б" занимается во вторую смену. На уроки Алане обычно к двум. Она, как всегда, приходит чуть раньше, в раздевалке снимает лишние вещи. Шапку и шарф прячет в рукав куртки. Остаётся в юбке, серой кофте, рубашке. И хиджабе. Смотрится в зеркало, проверяет, не выбились ли волосы из-под головного убора. Убедившись, что всё в порядке, идёт к классу.

Школа - самая обычная. 860 учеников. Одна она в хиджабе.

В эту школу Алана ходит с первого класса. Хиджаб надела в 9 лет. Говорит, из-за того, что хотела быть похожей на маму. В школу с покрытой головой впервые пришла во втором классе. И началось.

Вспоминает, как тогда на уроки её привела мама. Успела поговорить с учителями. Но как объяснить детям? В классе над Аланой смеялись. Отвечает на уроке - хихикают. Выходит на перемену - показывают пальцем и постоянно расспрашивают, зачем, почему. "Сначала я отвечала, что это секрет", - вспоминает девочка. Приходя домой, Алана плакала. Зульфия, мама девочки, вспоминает, что для ребёнка всё случившееся стало шоком.

Алана сильно переживала из-за реакции одноклассников. Плюс ко всему у неё заболела мама. Девочка стала пропускать занятия. В школе забеспокоились. Заодно задумались: можно ли пускать на уроки ребёнка в хиджабе? Во время летних каникул семье выдвинули ультиматум: платок или домашнее обучение.

Ни на то ни на другое семья не согласилась. Зульфия стопками отправляла письма. В местный комитет образования, муфтию. Наконец вынесли решение. В школу девочке в платке ходить можно. С тех пор, с третьего класса, Алана его не снимает. Ходит на занятия в хиджабе. Не чёрном. Убор подбирает под цвет формы. Синий или серый. Видно, что любит наряжаться. Всё скромно, но тщательно подобрано по цвету. На руке яркое колечко. На кофте - цветочки и бусинки.

Сейчас в школе её хиджаб никто не замечает. В классе у девочки две лучшие подруги - Саша и Женя. Им, как говорит сама Алана, её головной убор не нравится. Подруги иногда упрекают одноклассницу, что у неё красивые волосы, а она их прячет. Впрочем, эти споры никак на отношениях не сказываются. На перемене ни на шаг друг от друга не отходят.

"Она очень активная", - скажет классный руководитель. Перечислит, куда они вместе ходили с классом. Театры, дискотеки, ботанический сад. "С подругами под ручку... Ни разу ни от ребят, ни от родителей я не слышала, что Алана какая-то другая и надо с ней что-то делать".

Без Аланы друзья тихо скажут, что иногда её всё-таки обзывают. Но она уже не обращает на это внимания. Дети разные, бывают жестоки. В свои 12 она это отлично понимает.

Молится, читает намаз Алана дома, до и после уроков. В школе неудобно. В столовой ест всё, кроме мяса. Плохо с математикой и точными науками, зато на отлично музыка и пение...

А если в школе попросят снять платок?

Я не могу просто его снять. Если такое будет, всё сразу обсужу с мамой, - отвечает Алана.

"Это был её осознанный выбор. Она не снимет. Это исключено. Это часть нравственности. Она не снимет платок", - уверена мама. Сама Зульфия раньше жила светской жизнью, но шесть лет назад решила покрыть голову.

По её словам, если в школе ещё раз поставят ультиматум - платок или школа, скорее, выберут домашнее обучение. Но делать выбор не хочется. Ни Зульфие, ни Алане. Да и стоимость немаленькая: по словам мамы, обучение на дому обойдётся в 10 тысяч рублей в месяц.

"Если государство встанет в позу, то пусть выделяют деньги на школы для мусульман. У нас есть право на свободу вероисповедания. У меня совершенно обычный ребёнок. Чистый, опрятный. Единственное, что её отличает от других, - платочек на головке".

Зухра

Девочка пришла в школу в платке в четвёртом классе. "На меня не обращали внимания. Спрашивали, почему вы это носите. Я отвечала, что по религии положено. Учителя ничего не говорили", - рассказывает и улыбается. Зухра весёлая, часто смеётся, поглядывает на подружек.

Мама девочки, Одина, наоборот, спокойная, видно, что переживает. Месяц назад её дочки перешли в другую школу. Зухра и её сестра-двойняшка - в шестой класс, старшая дочка - в седьмой. Платок на уроки носить не разрешили.

"Сказали, зачем вам это надо? Девочек будут дразнить. Отношения с друзьями не сложатся. Школа светская. Пусть все ходят одинаково".

В каждом классе школы по пять-шесть мусульманок. Все без платков. Дочки Одины теперь тоже.

"Нам сказали, что нельзя. Конечно, буду спрашивать ещё, чтобы разрешили", - говорит Одина.

Мадина и Сабина

Сёстры Мадина и Сабина на занятия в школу ходят в платках, и, по их словам, если тема хиджаба в разговоре с одноклассники и всплывает, то не слишком часто.

"Иногда спрашивают про него. Я отвечаю, что это наша религия. Мы приняли её и должны соблюдать законы. Некоторые слушают и понимают, другие - нет. Иногда оскорбляют", - говорит 13-летняя Сабина.

Её сестра Мадина сейчас учится в 10-м классе. Мама вспоминает, что всегда мечтала, чтобы дочки ходили в головном уборе. В день рождения, когда Мадине исполнилось девять, подарила ей платок.

"Сейчас оскорблений стало меньше. Во втором классе я была первой, кто в платке ходил в школу, - очень часто обзывали. Сейчас же прошло несколько лет. Почти все уже нормально относятся ко мне, привыкли", - объясняет Мадина.

Её сестра Сабина учится в седьмом классе той же школы. Ей проще. Иногда на улице лишь спрашивают маму: "Зачем такая маленькая, а уже в платке?"

Семья живёт в Перми уже 18 лет. К вопросам привыкла и на недовольных уже почти не обращает внимания. Мадина хочет учиться до 11-го класса. Младшая, Сабина, после 9-го мечтает поступить в исламский колледж. Там точно никто не задаст лишних вопросов.




Top