Аспекты эмоционального развития дошкольника: воспитываем успешного ребенка. Учебное пособие: Эмоции дошкольника

Развитие эмоциональной сферы у дошкольников и младших школьников.

Во многом успешность социальной адаптации ребенка зависит от того, как он умеет владеть своими чувствами. Это умение во многом определяет его место в кругу сверстников. Да и со взрослыми гораздо легче общаться, если чувства будут подвластны разуму. Владея чувствами, индивид учится управлять своим поведением, что, естественно, примиряет его с обществом.

Ребенок зачастую стесняется проявлять свои чувства. Почему это происходит? Отчасти потому, что взрослые его стыдят за их проявление. «Как тебе не стыдно плакать, ты же мальчик», — говорит отец, думая, что именно этим он вырас-тит из сына мужчину. Или: «Что ты так восторгаешься, надо быть сдержаннее». И ребенок, соотнося замечания близких с насмешками сверстников, вырастает в уверенности, что чувства проявлять плохо. Нет более печального зрелища, чем 6-7-летние мудрые старички. Но, с другой стороны, проявляя чувства, нужно научиться управлять ими.

У дошкольников и младших школьников чрезвычайно развита эмоциональная сфера. Эмоциональное благополучие складывается из отношения к нему взрослых людей, и прежде всего его родителей и близких родственников. Семья должна постоянно демонстрировать ребенку свою любовь, поддерживая в нем уверенность в его нужности и ценности.

➠ Потребность в любви — самая сильная потребность ребенка в этом возрасте. Именно она определяет «букет» чувств ребенка. И среди самых сильных, конечно, чувство любви. Ребенок учится любви, если в доме, где он растет, доминиру-ет это чувство. Для родителей очень важно научить ребенка выражению своих чувств. Если члены семьи относятся друг к другу с нежностью, то ребенок впитывает такое поведение и смотрит на мир доброжелательно.

Эмоциональное насыщение жизни ребенка может доводить его до истощения. Ведь весь день насыщен эмоциями, чувства переполняют ребенка. По каждому, может быть, на взгляд взрослого, пустяковому случаю ребенок «фонтанирует» сложной гаммой чувств. Когда ребенок эмоционально устает, он перестает адекватно воспринимать окружающий его мир. Здесь родители могут заметить отказ ребенка от выполнения элементарных правил, сопротивление указаниям родителей. Это сигнал к перемене ситуации, в которой находится ребенок. Необходимо дать ему эмоционально отдохнуть.

➠ Вторым после любви у ребенка востребовано чувство справедливости . Он трепетно относится к словам и действиям взрослых людей, направленных на оценку его поступков. Взрослые часто бывают несправедливы по отношению к ре-бенку, не задумываясь о том, что такое отношение его больно ранит. К примеру, мама не разобравшись, выговаривает сыну за поступок, который он не совершил. Ребенок плачет, доказывает, что это сделал не он. Но маме некогда разбираться, она куда-то торопится по своим делам и прекращает выяснение обстоятельств. Ребенок обижен, ему больно, он не понимает, почему мама так себя ведет. Его эмоции пуль-сируют, несправедливость разъедает душу ребенка, учит его так же несправедливо поступать и со сверстниками.

Другой пример не менее показателен. Мама с ребенком повстречала свою подругу и пересказывает ей какой-то случай, происшедший с ней. Но ребенок строго следит за правильностью пересказа. А мама то ли по забывчивости, то ли из желания приукрасить меру своего участия в описываемой коллизии сказала то, чего не было. И тут ребенок во всеуслышание поправляет ее. Часто в таких случаях мамы одергивают ребенка, а то и наказывают, поскольку им кажется, что ребенок ставит их в неловкое положение. Но это не так. У ребенка нет желания унизить или уличить взрослого, неточно выражающегося. У него очень развито чувство «правды», и он добивается точности в пересказе истории, в которой он участвовал или которую слышал от взрослых.

В эмоциональной обойме у ребенка еще много чувств. Это и ревность, и сочувствие, и злость, и зависть, и радость и... Можно еще много перечислять. Все эмоции, которые испытывает взрослый человек, испытывает и ребенок. Только в отличие от взрослого он еще не научился ими управлять. В этом ему необходимо помогать.

Воспитание чувств может идти разными путями. Нужно помнить одно, что последовательные и разумные действия родителей могут принести ощутимые плоды. Ребенок подражает всем действиям родителей. А значит, он им подражает и в проявлении чувств. Если родители сочувствуют окружающим людям, то сочувствие сформируется и у ребенка. Но ему надо помочь в этом. К примеру, если у мамы болит голова, а ребенок бегает, шалит, необходимо обратить его внимание на то, что остальные домочадцы ходят тихо и разговаривают негромко. Полезно переносить ситуацию на ребенка. Можно сказать ему приблизительно так: «Помнишь, как у тебя болел зуб? Мы все старались тебе помочь, не кричали и не топали ногами. Вот сейчас у мамы болит голова так же, как у тебя болел зуб, поэтому все стараются ей помочь».

Все проявления чувств необходимо обсуждать. Вот сосед пожалел котенка и взял его домой. Обязательно с ребенком обсудить этот поступок, объясняя при этом, почему семья не смогла поступить так же. Если у ребенка заболел его друг, желательно подсказать ему, что друга необходимо навестить.

➠ И уж, конечно, ни в коем случае нельзя стыдить ребенка за проявление чувств. Наоборот, лучше вместе с ним восхититься радугой и синим небом или каплями росы на цветке, которые утром увидел ребенок. Это полезно и для девочек, и для мальчиков.

Полезно также в семье нежно здороваться , с помощью поцелуя благодарить за еду, помощь в чем-либо. Ребенок с большим удовольствием проявляет свои чувства, если родители и родственники поддерживают подобные проявления.

На развитии чувств сказывается и чтение книг , где герои проявляют разные чувства или совершают поступки, которые могут вызывать проявления чувств со стороны окружающих. Полезно после прочтения обсудить с ребенком прочитанное и обязательно с помощью вопросов выяснить, понял ли он текст. Вопросы могут быть разные. Главное, чтобы они были направлены на обсуждение чувств. Примерный перечень вопросов может выглядеть следующим образом:

* Какие чувства испытывал герой, совершая поступок?

* Почему ты так думаешь?

* Какие действия героя вызывают у тебя чувство одобре-ния, а какие порицания?

* Почему именно эти чувства?

* Как бы ты себя повел на месте героя книги?

* Какие чувства ты бы испытывал, когда совершал бы такие же поступки? И пр.

Безусловно, это примерный перечень вопросов. Он вполне может быть расширен и дополнен в зависимости от темы беседы. Полезно родителям составить цикл бесед по воспитанию чувств. Можно взять несколько чувств, которые на взгляд родителей слабо развиты у ребенка, и заниматься их развитием. К примеру, можно взять такие чувства, как ревность, злость, несдержанность, гордость, зависть. Подобрать рассказы или сказки, где эти чувства проиллюстрированы. Прочитать вместе с ребенком, обсудить коллизии, попро-сить его нарисовать запоминающиеся моменты или героев, которые ему понравились.

Ребенок не должен догадываться, что идет процесс воспитания. Не надо ему объявлять, что сейчас будут формировать у него чувства. Деликатно, ненавязчиво, прибегая к игре, организовывать так деятельность ребенка, чтобы проявление его чувств было логичным для всей системы семейного воспитания.

Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий:

1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. Отдельные стороны психики детей на разных возрастных этапах неодинаково чувствительны к условиям воспитания. Чем младше ребенок и чем больше его беспомощность, тем значительнее обнаруживается его зависимость от условий, в которых он воспитывается. При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Воспитатель должен стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с каждым ребенком. Взаимоотношения с другими людьми, их поступки - важнейший источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний. Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся и на персонажей художественной литературы - сказок, рассказов. Переживания могут возникать и по отношению к животным, игрушкам, растениям. Ребенок сочувствует, например, сломанному цветку. В семье ребенок имеет возможность испытывать целую гамму переживаний. Очень важны доброжелательные взаимоотношения. Неправильное общение в семье может привести:

К односторонней привязанности, чаще к матери. При этом слабеет потребность в общении со сверстниками;

К ревности при появлении второго ребенка в семье, если первый ребенок чувствует себя обделенным;

К страху при выражении взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребенку. И в необычной ситуации может возникать волнение. Страх может быть внушен ребенку. Например, страх темноты. Если ребенок испугался темноты, то потом темнота сама по себе будет пугать его.

Взрослому необходимо способствовать выделению и осознанию собственных состояний и переживаний ребенка. Как правило, дошкольники, особенно растущие в дефиците личностного общения, не замечают своих настроений, чувств, переживаний . Взрослый может выделить эти переживания для ребенка и подсказать их: «Тебе обидно, что тебя не приняли в игру, ты очень расстроился, да? Тебе приятно, что тебя похвалили на занятиях? Ты гордишься своими успехами? Ты очень рассердился, что Сережа забрал у тебя машинку?» и т.п. Аналогичным образом можно открывать ребенку переживания других детей, особенно это, важно в конфликтных ситуациях:

1. При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыки).

2. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности - в игре, насыщенной переживаниями.

3. В процессе выполнения совместных трудовых занятий (уборка участка, группой комнаты) развивается эмоциональное единство группы дошкольников.

В зависимости от сложившейся ситуации любые качественно разнообразные чувства и эмоции (любовь, ненависть, радость, гнев) могут быть положительными, отрицательными, ориентировочными. В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение. Обычно эмоции и чувства дошкольников сопровождаются выразительными движениями: мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. Выразительные движения являются одним из средств общения. Развитие эмоций и чувств, связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени - с речью. Следует постоянно обращать особое внимание на состояние детей, их настроение. Можно спросить, например: было ли у них что-нибудь веселое, смешное, кто сегодня чему-то обрадовался. Кого что-нибудь огорчило, а кто плакал и почему. Если дети не знают, что ответить, нужно помочь - напомнить какой-нибудь забавный эпизод или детскую ссору, спросить, из-за чего она возникла, простили ли дети друг друга. Когда подобные беседы станут привычными, дети сами будут откладывать в памяти разные эпизоды и охотно рассказывать о них . Под влиянием эмоций течение всех познавательных процессов может изменяться. Эмоции могут избирательно способствовать одним познавательным процессам и тормозить другие. Человек, находящийся в эмоционально нейтральном состоянии, реагирует на предметы в зависимости от их значимости. При этом, чем важнее для него тот или другой фактор (предмет, его свойство), тем лучше он воспринимается. Эмоции умеренной и высокой степени интенсивности вызывают уже отчетливые изменения в познавательных процессах, в частности, у человека появляется сильная тенденция к восприятию, припоминанию и т.д. только, что соответствует доминирующей эмоции. При этом содержание воспринимаемого, мимического и мыслительного материала усиливает и упрочивает эмоцию, что в свою очередь еще больше укрепляет тенденцию к сосредоточению на содержании, вызвавшем эту эмоцию. Поэтому, как правило, безуспешным оказываются попытки повлиять на сильные эмоции при помощи уговоров, объяснений и других способов рационального воздействия. Одним из способов выхода из порочного эмоционального круга является образование нового эмоционального очага, достаточно сильного, чтобы затормозить прежнюю эмоцию. Одним из главных факторов, определяющих, будет ли данный человек более или менее подвержен влиянию эмоций на его познавательные процессы, является степень упрощенности этих процессов. Поэтому ребенок более подвержен влиянию эмоций, чем, как правило, взрослый. Эмоциональное возбуждение улучшает выполнение более легких заданий и затрудняет - более трудных. Но при этом положительные эмоции, связанные с достижением успеха, обычно способствуют повышению, а отрицательные, связанные с неуспехом снижению уровня выполнения деятельности; когда успех вызывает эмоции большой силы, то протекание деятельности нарушается, но и в случае, когда успех достигается ценой особых усилий, возможно появление усталости, которая может ухудшить качество деятельности; когда неуспех следует за серией успеха, то он может вызвать кратковременное повышение уровня выполнения деятельности; положительная эмоция способствует лучшему, а отрицательная - худшему выполнению деятельности, в результате которой эти эмоции возникли.

Вывод по второй главе

Здесь, можно выделить основные направления в развитии эмоциональной сферы дошкольника:

1. усложняется содержание эмоциональной сферы, импрессивная сторона эмоций и чувств;

2. формируется общий эмоциональный фон психической жизни ребенка.

3. становится иной экспрессивная сторона эмоций и чувств ребенка-дошкольника. Развитие воли ребенка тесно связано с происходящим в дошкольном возрасте изменением мотивов поведения, формированием соподчинения мотивов. Именно появление определенной направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что он сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию побуждений, связанных с другими, менее значимыми мотивами.

В развитии волевых действий дошкольника можно выделить три взаимосвязанные стороны:

1. развитие целенаправленности действий;

2. установление взаимозависимости между целью действий и их мотивом;

3. возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий.

Стремление к цели - феномен развития и бытия всего живого. Выполнение целенаправленных действий наблюдается уже в младенческом возрасте. Когда ребенок подползает, например, к привлекшей его внимание игрушке, она выступает в качестве цели, на нее направлено действие. Но такая целенаправленность еще не делает действие волевым. Предмет сам как бы притягивает ребенка, вызывает у него желание действовать, в то время как для настоящего волевого действия характерны самостоятельная постановка цели или принятие цели, поставленной другим человеком (матерью, воспитательницей, другим ребенком). Целенаправленность, идущая не извне (от предмета), а изнутри (от ребенка, его желаний и интересов), начинает складываться в раннем возрасте и, как мы знаем, проявляется больше в постановке целей, чем в их достижении, доведении дела до конца: слишком часто внешние обстоятельства отвлекают ребенка.

“Истинная радость – дело серьезное!”
(Сенека)

В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально – личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка.

У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д.

Таким образом, проблема развития эмоциональной сферы дошкольников является актуальной , поскольку в настоящее время учеными, психологами (А.Н. Леонтьев, Джайнотт X. и др.) установлено много случаев нарушения развития эмоций у детей дошкольного возраста. А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка.

Целью данной работы является создание условий для ознакомления детей с миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния, а также профилактика эмоциональных нарушений

Задачами же являются:

  1. Изучение уровня знаний детей и их родителей об эмоциях и способах их выражения.
  2. Изучение социально-эмоциональной сферы личности ребенка.
  3. Ознакомление детей с различного вида эмоциями, обучение различению их в графическом изображении.
  4. Подбор средств коррекции эмоционального неблагополучия: организация досуговой, театрализованной, игровой и других видов деятельности детей, направленных на развитие эмоциональной сферы детей.

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результат его практической деятельности.

Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста (в средней группе или в младшей группе после завершения адаптационного периода): дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово “эмоция” не вводится, оно заменяется более доступным для ребенка этого возраста понятием “настроение”.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но оно имеет непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки. Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками.

Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Необходимо изучать развитие эмоциональной сферы дошкольника, что создает базу для осмысленного усвоения психолого-педагогических знаний, а в последствие обеспечит эффективность их применения.

Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий:

1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Воспитатель должен стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с каждым ребенком. Взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний.

В семье ребенок имеет возможность испытывать целую гамму переживаний. Очень важны доброжелательные взаимоотношения. Неправильное общение в семье может привести: к односторонней привязанности, чаще к матери. При этом слабеет потребность в общении со сверстниками; к ревности при появлении второго ребенка в семье, если первый ребенок чувствует себя обделенным; к страху при выражении взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребенку. Взрослому необходимо способствовать выделению и осознанию собственных состояний и переживаний ребенка.

2. При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия, праздники) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыки) (см. Приложение 2 . Сценарий осеннего утренника “В гостях у Барбоса”).

3. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности – в игре, насыщенной переживаниями.

4. В процессе выполнения совместных трудовых занятий (уборка участка, группой комнаты) развивается эмоциональное единство группы дошкольников.

Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени – с речью. Следует постоянно обращать особое внимание на состояние детей, их настроение. Для сопереживания и умения проявлять адекватные реакции на чужие эмоции ребенку нужен опыт совместного проживания своих эмоций и эмоций партнера по общению при различных по характеру эмоциональных воздействиях.

Способы поведения, которые мы, естественно, демонстрируем ребенку в обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда – неадекватны, часто – ограничены нашим собственным опытом и недостатками. Поэтому для развития эмоциональной сферы дошкольника необходима специальная работа в этом направлении. Если начать развивать эмоциональную сферу в детстве, развивать и тренировать способности предвидеть, брать на себя ответственность и руководить своими действиями, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собой.

Для решения проблем эмоционального развития дошкольником в данной работе представлены перспективы ближайшего и дальнейшего развития эмоциональной сферы детей.
Перспективы ближайшего развития:

  1. Изучение эмоционального благополучия детей 3–4-летнего возраста. (Приложение 1)
  2. Подбор средств коррекции у детей нарушений в эмоциональной сфере. (Приложение 2)
  3. Ознакомление родителей с проблемами в эмоциональной сфере их детей. Разработка рекомендаций, памяток. (Приложение 3)

Перспективы дальнейшего развития:

  1. Работа с детьми по обучению самоконтролю эмоций и чувств, а также наблюдению за эмоциями и чувствами других людей.
  2. Применение средств коррекции эмоционального неблагополучия детей.

Список используемой литературы.

  1. Чистякова М.И . Психогимнастика/ Под ред. Буянова М.И. – М.:Просвещение, 1990. с. 12–20, 74, 77, 82, 92, 96.
  2. Кряжева Н.Л. Радуемся вместе: Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: У – Фрактория, 2006. с. 18, 57–64.
  3. www.psyparents.ru/index.php?item=1702
  4. www.school2100.ru/upload/iblock/c9d/...pdf
  5. wiki.iot.ru/index…эмоциональной_сферы_дошкольников
  6. ipklabdo.lanta-net.ru/ipk...
  7. dalin.mospsy.ru/l_03_00/10301115.shtml
  8. festival.1september.ru/articles/501221/
  9. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. – М.: ВАКО, 2008. С. 45–53, 180–182.

В плену эмоций. В дошкольном возрасте так же, как и в раннем детстве, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им свою окраску и выразительность. Маленький ребенок еще не умеет управлять своими переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства.

4,0,0. Руди, действуя молотком, старательно пытался прибить гвоздем к палке флажок из материи. Гвоздь не вбивался, несмотря на многократные попытки ребенка. И вот Руди, всхлипывая сдержанными слезами, не переставая забивать гвоздь, произносил, стоя с гвоздем в руках, следующие слова: «Да что ж это такое? Да что же это такое? Опять выпал! Да что же это за безобразие...» Слезы, всхлипы­вание и перерыв в работе. «Ведь это прямо безобразие!» - плаксиво восклицал он, опять начиная забивать, но так же неудачно. Тогда с большим страданием в голосе


он восклицал: «Ведь это невозможно терпеть! Это прямо невозможно терпеть!» Ревел и вновь начинал стучать молотком. (Из наблюдений Н. Н. Ладыгиний-Котс.)

Внешнее выражение чувств у ребенка по сравнению со взрослым человеком носит более бурный, непосредственный и непроизвольный характер. Чувства ребенка быстро и ярко вспыхивают и столь же быстро гаснут; бурное веселье нередко сменяется слезами.

Потребность в любви и одобрении. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми - взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ре­бенка, выработке у него положительных качеств, доброжелатель­ного отношения к другим людям.

Поведение окружающих по отношению к ребенку постоянно вызывает у него разнообразные чувства - радость, гордость, обиду и т. д. Ребенок, с одной стороны, остро переживает ласку, похвалу, с другой - причиненное ему огорчение, проявленную к нему несправедливость.

Дошкольники испытывают чувства любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, часто проявляют по отношению к ним заботу, сочувствие.

3,0,4. Мать споткнулась на ступеньках, ведущих из одной комнаты в другую. Гюнтер прежде всего пытается помочь ей встать, затем начинает дуть на ушиблен­ное место, повторяя с тревогой: «Теперь лучше?» Чтобы не дать заметить детям своей сильной боли, мать ушла в другую комнату. Гюнтер притаскивает к двери табуретку, вскарабкивается на нее, нажимает ручку и снова спрашивает нежным тоном: «Теперь лучше?» Потом возвращается на место падения и уносит стоящее там ведро, которое считает причиной несчастья, говоря, что не. хочет, чтобы оно повторилось. (Из наблюдений К. Штерн.)

Любовь и нежность по отношению к другим людям связаны с возмущением и гневом против тех, кто выступает в глазах ребенка в качестве их обидчиков. Ребенок неосознанно ставит себя на место человека, к которому он привязан, и переживает боль или несправедливость, испытанную этим человеком, как свою собст­венную.

Ревность. Вместе с тем, когда другой ребенок (даже любимые им брат, сестра) пользуются, как кажется дошкольнику, большим вниманием, он испытывает чувство ревности.

4,2,15. Читаю книжку. Показываю картинки Кириллу, потом Андрею (он болеет, лежит в кроватке). Кирюша через некоторое время слегка дергает меня за

Кирилл, не смей!

А чего он долго смотрит.

Он же больной, я читаю ему. Ты можешь играть, если не хочешь слушать.

Я отниму у вас книжку. (Из дневника В. С. Мухиной.)

5,6,15. Когда Гюнтер еще не умел бегать на лыжах, Гильда однажды в воскресенье бегала с отцом. Гюнтер был взволнован до слез, что у Гильды есть нечто «хорошенькое», а у него нет. Я утешала его обещанием показать ему вечером большую книгу с картинками. Развеселившись, он с торжеством сообщил об этом сестре, прибавив, что она не будет смотреть картинки. Я объяснила ему, что он ничего не потеряет, если и Гильда будет смотреть, но он воскликнул с плачем: «Значит, Гильда получит два раза хорошенькое, а я только один!..» (Из дневника К. Штерн.)

Сочувствие. Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся им и на персонажей художе­ственных произведений - сказок, рассказов: он сочувствует несчастью Красной Шапочки не многим меньше, чем реальному несчастью. Он может вновь и вновь слушать одну и ту же историю, но чувства, вызываемые ею, от этого не ослабевают, а становятся даже сильнее: ребенок вживается в сказку, начинает воспринимать ее персонажей как знакомых и близких. Наиболее яркое чувство дошкольников при слушании рассказов и сказок - это сочувствие всем, кто попал в беду.

4,3,0. Саша, рассматривая иллюстрацию к сказке «Волк и семеро козлят», гдо изображено, как волк пришел к кузнецу перековать голос, гневно осуждает кузнеца за то, что тот согласился сделать волку «козляткин голос», и говорит о том, что если бы он был кузнецом и к нему пришел волк, то он бы ему «все зубы отрубил, чтобы он козлят не ел».

4,6,0. Таня, рассматривая иллюстрацию, изображающую, как волк врывается к козлятам, сочувственно замечает: «И зачем только козлята открыли волку, они бы открыли немножко дверь и посмотрели бы в щелочку и узнали бы, что это не ихняя мама». (Из наблюдений Т. А. Репиной.)

Особое сочувствие ребенка вызывают положительные герои, но иногда он может пожалеть и злодея, если тому приходится уж очень плохо. Чаще, однако, дети возмущаются поступками отрицательных персонажей, стремятся защитить от них любимого героя.

Чувства, испытываемые ребенком при слушании сказок, превращают его из пассивного слушателя в активного участника событий. Ужасаясь предстоящим событиям, он в испуге начинает требовать, чтобы закрыли книгу и не читали ее дальше, или сам придумывает более приемлемый, с его точки зрения, вариант той части, которая его пугает. При этом нередко ребенок берет на себя роль героя.

Рассматривая иллюстрации к сказкам, дошкольники часто пытаются непосредственно вмешаться в ход событий: замарывают или выцарапывают изображения отрицательных действующих лиц или обстоятельств, угрожающих герою. Одна четырехлетняя девочка «освободила» изображенного на картине Прометея, выцарапав сковывающие его цепи.

Взаимоотношения с другими людьми, их поступки - важней­ший, но, конечно, не единственный источник чувств дошкольника. Радость, нежность, сочувствие, удивление, гнев и другие пережива­ния могут возникать у него по отношению к животным, растениям,


игрушкам, предметам и явлениям природы. Знакомясь с человече­скими действиями и переживаниями, дошкольник склонен припи­сывать их и предметам. Он сочувствует сломанному цветку или дереву, возмущается дождем, который мешает гулять, гневается на ударивший его камень.

Виды страха. Особое место среди детских чувств занимают бурные переживания страха. Зарождение страха происходит чаще всего вследствие неправильного воспитания и неразумного поведе­ния взрослых. Очень типичными являются случаи, когда взрослые начинают приходить в отчаяние по малейшему поводу, грозящему, по их мнению, опасностью ребенку. Такое поведение взрослых приводит ребенка в состояние напряженной тревоги и страха. Например, какой-нибудь жизненный эпизод, который при правиль­ном отношении бесследно прошел бы, превращается взрослыми в грозное событие и поэтому может иметь тяжелые последствия. Страх может быть внушен взрослыми и в тех случаях, ^когда ребенок видит у них проявление страха. Таким образом,""-"дети начинают бояться грозы, мышей, темноты. Некоторые люди считают позволительным запугивать детей, лишь бы добиться от них послушания («Иди сюда, а то тетя заберет!»; «Не будешь слушаться, вон тот дядя в портфель посадит!»).

Переживание страха иногда возникает и без воздействия взрослых. При встрече ребенка с необычным, новым у него, кроме удивления и любопытства, может возникнуть острое тревожное состояние. Одной из причин, вызывающих страх, бывает необычное изменение знакомого лица: когда лицо закрывается вуалеткой, на голову надевается капюшон и т. д. В необычной, неопределенной ситуации ребенка очень часто охватывает сильное волнение. Типичен в этом отношении страх перед темнотой. Страх перед темнотой объясняется в большой мере тем, что она скрывает все знакомые предметы, что каждый незначительный шум кажется необычным. Если ребенок хоть раз испугался в темноте, то потом темнота сама по себе будет пугать его. Частые переживания страха влияют на общее физическое и психическое самочувствие ребенка, поэтому взрослые должны воспитывать и поддерживать в ребенке чувство свободы и бесстрашия.

Департамент образования администрации Владимирской области государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Владимирской области

«Муромский педагогический колледж»

Домашняя контрольная работа

По дисциплине: Психология

Тема: Развитие чувств у детей дошкольного возраста

Выполнила:

Студентка группы ЗД-52В

Наумова Людмила Петровна

2015-2016учебный год

План

Введение 3

1.Понятие о чувствах и эмоциях 4

2.Особенности проявления эмоций и чувств у детей

дошкольного возраста 7

3.Пути и способы развития чувств и эмоций у детей

дошкольного возраста 12

Заключение 21

Список литературы 22

Приложение 24

Введение

Актуальность темы. Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.

Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.

Нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром.

Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом.

Соответственно организованная педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.

Объектом исследования выступает процесс эмоционального развития детей дошкольного возраста.

Предметом исследования являются педагогические условия развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Цель исследования: на основе теоретического исследования выявить содержание, методы и средства формирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

1.Понятие о чувствах и эмоциях

Понятие «эмоции»

Что же такое эмоции? Явления о которых здесь идёт речь, хорошо схватываются интроспективно и потому хорошо знакомы каждому человеку на житейском уровне. Действительно, когда предметом обсуждения становятся отдельные подклассы системы эмоциональной регуляции (эмоции, чувства, аффекты) или же отдельные эмоциональные явления (любовь, ревность, сопереживание), каждый может обратиться к своему эмпирическому опыту и найти в нём примеры соответствующих эмоциональных переживаний.

В определениях и понятиях эмоций, встречающихся в литературе, до сих пор царят разночтения, а также большая путаница и неточность их употребления. Самая большая и распространенная в литературе неточность заключается в использовании понятий «эмоция» и «чувство», «эмоция» и «аффект» как взаимозаменяемых, что свидетельствует о нечетком различении отдельных подклассов целостной и динамично изменяющейся эмоциональной системы.

Отсутствие четких определений, а значит и четкого содержания, понятий в общей психологии является одной из причин их неработоспособности в практике, что, безусловно, отрицательно сказывается на общей разработанности этой главы в детской психологии.

Термин эмоция произошёл от латинского слова "emoveo" – волную, потрясаю.

В психологической литературе эмоции определяются как те психические процессы и состояния, которые в форме непосредственного переживания отражают значимость чего-то для жизнедеятельности человека. Другими словами, эмоции - своеобразный индикатор значимости окружающего для человека. Если слово «значимость» понимать как важность, необходимость, нужду (что уравновешивается понятием «потребность»), тогда высказывание «эмоция отражает значимость» будет иметь смысл «эмоция отражает потребность».

Из всех определений одно из самых кратких принадлежит К. Ланге: «эмоции – это душевные движения» .

Именно такое понимание и определение эмоций является наиболее распространённым и наиболее устоявшимся в психологической литературе. «Эмоция – особая субъективная форма существования и развития потребностей» (С.Л. Рубинштейн).

Таким образом, определение эмоций даётся через указание функции, которая ими выполняется а именно – через функцию субъективной представленности потребностей (т.е. за эмоциями стоят потребности).

Однако можно встретить и другие определения эмоций, хотя и близкие к только что данному, но отражающие их иные функции.

Например, с точки зрения В. К. Вилюнаса, основу эмоционального явления составляет «особое переживание субъектом отдельных элементов образа, придающее им целевую характеристику и побуждающее субъекта к целенаправленной деятельности».

Известно, что совокупность явлений, отвечающих за целенаправленность поведения, определяется как мотивация в широком смысле слова. Значит, по В. К. Вилюнасу, реальное проявление эмоций обозначает одновременно актуализацию у человека мотивационных отношений и побуждений, т. е. проявлений пристрастного и направленного поведения. Другими словами, эмоции указывают: нужно приближаться, стремиться, достигать или же, наоборот, прятаться, отступать, избегать. В самой краткой формулировке В. К. Вилюнаса: «Эмоции - субъективный носитель мотивации поведения» - подчеркивается, таким образом, одна из важнейших функций эмоций. И в этой своей функции эмоции являются важнейшим психологическим механизмом психической регуляции поведения, особенно на ранних этапах развития.

Таким образом, определения эмоциональных явлений даются через те или иные функции, которые, по мнению исследователя, ими выполняются. Эти функции разные и их достаточно много (побудительная, оценочная, смыслообразующая, подкрепляющая и т.д.). Частично они повторяются у разных авторов.

Общепринято выделять три уровня, где себя проявляют и осознаются человеком эмоции:

а) чисто внутреннее, психическое или чувственное переживание или осознание эмоций;

б) процессы, происходящие в результате работы эмо ций в физиологических системах: нервной, эндокринной, дыхательной, кровеносной, пищеварительной;

в) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций, проявляющиеся в мимике, жестикуляции, в особой динамике движений или в позах тела.

Слово « чувство» заимствовано из старославянского. Слово « чути» встречается во многих славянских языках в значении слушать, чуять, понимать, чувствовать .

Несмотря на то, что чувства являются, по своей сути, специфическим обобщением эмоций, их выделяют как самостоятельное понятие, так как они обладают особенностями, не присущими эмоциям самим по себе.

Чу́вство - эмоциональный процесс человека, выражающий субъективное оценочное отношение к материальным или абстрактным объектам.

Чувства – устойчивые эмоциональные отношения человека к другим людям, общению с ними, к явлениям действительности .

Чувства отражают не объективную, а субъективную, обычно бессознательную оценку объекта. Возникновение и развитие чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений (иначе говоря «эмоциональных констант») и основывается на опыте взаимодействия с объектом. В связи с тем, что этот опыт может быть противоречивым (иметь как позитивные, так и негативные эпизоды), чувства по отношению к большинству объектов чаще всего амбивалентны (двойственны).

Чувства могут иметь различные уровни конкретности - от непосредственных чувств к реальному объекту, до чувств, относящихся к социальным ценностям и идеалам. Эти различные уровни связаны с разными по форме обобщениями объекта чувств. Существенную роль в формировании и развитии наиболее обобщённых чувств имеют социальные институты, социальная символика, поддерживающая их устойчивость, некоторые обряды и социальные акты. Как эмоции, чувства имеют свое развитие и, хотя существуют свои биологически обусловленные основания, являются продуктом жизни человека в обществе, общения и воспитания.

2.Особенности проявления эмоций и чувств у детей дошкольного возраста

На протяжении дошкольного возраста происходят заметные изменения, как в содержании чувств, так и в форме их протекания .

Ранее возникшие чувства углубляются и становятся более устойчивыми, разнообразными, четко выраженными. Чувства симпатии, сочувствия и нежности к близким людям (в первую очередь к матери) также укрепляются. В дошкольном возрасте чувство симпатии перерастает в чувство товарищества и начальной формы дружбы. Развиваются новые чувства, которых или совершенно не было у детей раннего возраста, или они появлялись лишь эпизодически. К ним относятся интеллектуальные чувства.

У дошкольников интерес вызывает уже содержание рассказа, сказки. Они волнуются за судьбу героя, одобряют или порицают его за те или иные поступки, стремятся узнать, что случилось дальше. Ребята легко включаются в рассказ, дают свои советы, выражают досаду, сопереживают.

Новыми объектами, вызывающими яркие познавательные чувства детей, являются животные, птицы. Если малышей привлекали звери как подвижные объекты наблюдения, то дошкольника интересуют его повадки. Забота о птицах и зверьках является выражением его чувства симпатии к животным, в особенности к их слабым, маленьким, беззащитным детенышам.

Разнообразные познавательные чувства дошкольников выражаются в их многочисленных вопросах, в той радости, которую приносит трудовое усилие, достигнутый успех, самостоятельно сделанное открытие (например, ребенок сам зашнуровал ботинок).

Много новых чувств возникает у дошкольников в связи с новыми условиями жизни. Это прежде всего жизнь в группе детского сада, где между детьми складываются начальные формы коллективистических отношений.

Потребность в совместной деятельности, правильно используемая воспитателем, может стать началом формирования высших человеческих чувств.

Развитие высших чувств (интеллектуальных, эстетических, моральных), у дошкольников тесно связано с формированием понятий о плохом и хорошем, красивом и некрасивом, а также – с развитием познавательных потребностей.

Для дошкольников характерна слитность высших чувств . Ребенок оценивает как «хорошие» объекты и явления, которые вызывают у него и эстетические переживания (красивый), и этические (добрый), и интеллектуальные (интересный). Один и тот же объект вызывает переживание, в котором совмещены эстетические, этические, познавательные чувства.

В дальнейшем с формированием умения анализировать и давать оценку в соответствии со специфическими нравственными или эстетическими критериями, слитное чувство дифференцируется на эстетическое, этическое, интеллектуальное.

Чувства, возникшие в процессе познавательной деятельности, называются интеллектуальными (любопытство, любознательность, удивление, чувство нового, чувство юмора).

Радость при узнавании нового, удивление и сомнение, яркие положительные эмоции не только сопровождают маленькие открытия ребенка, но и вызывают их. Удивление рождает вопрос, на который надо найти ответ.

В процессе познания действительности у дошкольников появляется чувство юмора. Дети, имеющие определенное правильное представление об окружающем, любят несообразности (присвоение предметам несвойственных качеств).

Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной художественно-творческой деятельности детей и художественного восприятия. Эстетические чувства проявляются в эмоциональном отношении к героическому, комическому, безобразному (в природе, в жизни, в искусстве, т.д.). Эстетическое отношение детей к действительности находит отражение в их рисунках и стихах.

Развитие моральных чувств тесно связано с характером взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. У дошкольников появляются переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением их стремлений соблюдать требования общественной жизни.

Включение в новую сферу коллективной деятельности, выполнение серьезных поручений формирует у детей 6-7 лет новое чувство – чувство долга, ответственности перед другими, требовательность к себе, радость общего успеха, недовольство собой. Оно возникает как результат сопоставления ребенком себя, своих достижений, умений, качеств с тем, чем обладают сверстники.

Первые проявления чувства долга наблюдается в 4-5 лет, когда на основе имеющихся знаний, умений и навыков начинает зарождаться моральное сознание: ребенок начинает понимать предъявленные к нему требования, относить их к своим действиям, поступкам, к поведению других людей. Он переживает радость, удовлетворение при совершении им достойных поступков и огорчение, возмущение, недовольство, когда он сам или другие нарушают общепринятые требования. Наиболее ярко чувство долга проявляется в 6-7 лет. Нарушение правил дошкольником, недостойные поступки вызывают неловкость, вину, смущение, беспокойство.

У дошкольников возникают и такие этические переживание, как чувство гордости и стыда. Дети 4-5 лет гордятся качественными показателями во многих видах деятельности, проявлением положительных качеств, родителями. Стыд возникает в ситуациях, когда ребенок желает действовать в соответствии с положительно оцениваемыми образцами поведения, но фактически совершает действия и поступки отрицательного характера.

В дошкольном возрасте продолжают развиваться гуманные чувства: симпатия к другим людям, сочувствие, отзывчивость, забота о других, самопожертвование.

В дошкольном возрасте при условии хорошо организованного детского коллектива возникают начальные формы истинно товарищеских и дружеских чувств. Ребенок скучает без друга, помогает ему, делится с ним игрушками и сладостями, заступается за друга, если его обидели. Дружба обусловлена в первую очередь совместной игрой. У старших дошкольников она приобретает более интимный характер, ее основаниями могут быть взаимные склонности, симпатии, интересы.

К концу дошкольного возраста высшие чувства все чаще влияют на мотивы поведения ребенка. Посредством чувств приходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества.

Существенно меняется в этом возрасте и само протекание чувств. Совершенствование функций всей коры и специально второй сигнальной системы, которая держит под контролем функцию первой, увеличивает продолжительность и силу чувств. Они становятся более стойкими и дифференцированными. Детям 5-7 лет уже не удается так легко отвлечь от неприятных переживаний или заставить забыть только что пережитый испуг или огорчение.

Самое существенное в формировании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках и действиях детей. А таких дел, доступных детям 5-6 лет, воспитатель находит немало (уход за цветами, деревьями и животными, украшение помещения к празднику).

В воспитании нравственных чувств необходима органическая связь знаний (правильных представлений и понятий), оценочных отношений (хорошо, плохо) и практических действий, на основе которых вырабатываются нравственные привычки: уважительное и вежливое отношение к людям, аккуратное обращение с вещами, организованность поведения.

Выводы:

1) на протяжении дошкольного детства происходят важные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Чувства ребенка все больше опосредуются его общественным опытом, накапливаемыми знаниями об окружающем, усвоенными общественными моральными оценками и собственным опытом нравственного поведения.

2) в основе моральных чувств детей лежат знания. Однако до тех пор, пока оценочное отношение к различным фактам и явлениям действительности остается на уровне приобретенной ребенком информации о хорошем и плохом, еще нельзя говорить о сколько-нибудь воспитанных чувств. В том и состоит специфика чувств, что в них особенно убедительно проявляется единство отражения и отношения человека к действительности. Это единство у детей дошкольного возраста только начинает формироваться

3.Пути и способы развития чувств и эмоций у детей дошкольного возраста

Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны и специалисты-психологи, и педагоги, и воспитатели, и родители. М. В. Ермолаева и И. Г. Ерофеева считают: «Эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребенка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции, такие как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль являются целью и продуктом воспитания».

Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям.

С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр- драматизаций) способствуем развитию эмоциональной сферы ребенка.

При работе с детьми в данном направлении важно сделать акцент на развитие следующих умений:

умение произвольно направлять свое внимание на испытываемые эмоциональные ощущения;

умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, спокойно, удивительно, страшно и т. д.);

умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие.

На групповых занятиях работа идет параллельно по четырем основным направлениям:

Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.

Инструментальное направление требует формирования у ребенка умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, т. е. формирования личностной рефлексии.

Потребностно-мотивационное направление заключается в формировании умения находить в трудных ситуациях силы внутри себя, принимать ответственность за собственную жизнь, умения делать выбор, в формировании потребности в самоизменении и личностном росте.

Развивающее направление предполагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения.

В занятиях используются следующие методические средства:

Ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы, и психодрама), которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе. К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят ролевую ригидность - неумение переходить из роли в роль, ролевую аморфность - неумение принимать любую роль, отсутствие ролевой креативности - неумение продуцировать новые образы, принятие патологических ролей.

Психогимнастические игры , основывающиеся на теоретических положениях социально-психологического тренинга. В этих играх формируется:

принятие своего имени;

принятие своих качеств характера;

принятие своего прошлого, настоящего, будущего.

Коммуникативные игры:

игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и обеспечивать другого вербальными и невербальными «поглаживаниями»;

игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;

игры, обучающие умению сотрудничать.

Игры и задания , направленные на развитие произвольности , осознание таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».

Игры , направленные на развитие воображения : вербальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки».

Задания с использованием «терапевтических» метафор . Систематическое предъявление детям метафор приводит к усвоению ими основной идеи метафоры: «каждый человек способен изменить ситуацию», «безвыходных ситуаций не бывает», тем самым у ребенка формируется «механизм самопомощи».

Релаксационные методы - использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона, дыхательные техники, визуально- кинестетические техники.

Использование эмоционально-символических методов. Эта группа методов базируется на представлении К. Юнга и его последователей о том, что формирование символов отражает стремление психики к развитию и превращение символов или образцов фантазии в осязаемые факты с помощью рисования, сочинения рассказов и стихов, лепки способствует личной интеграции. Можно использовать две основные модификации эмоционально-символических методов, предложенных Дж. Алланом:

групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса (как необходимый этап для обсуждения используются детские рисунки, выполненные на темы чувств. При этом на стадии рисования иногда исследуются и обсуждаются чувства и мысли, которые не удается раскрыть в процессе вербального общения);

направленное рисование , т. е. рисование на определенные темы.

При прослушивании «терапевтических» метафор целесообразно использовать рисование (детям предлагается изобразить любую картинку, навеваемую метафорой).

Рассмотрим основные преимущества используемых методов при развитии основ произвольности психической регуляции у детей дошкольного возраста.

Игры-драматизации . Их преимущество состоит в том, что персонажами игр становятся сами дети. В ходе игры дети не только получают удовольствие от познания окружающего мира, но и при этом учатся управлять собой. Участие детей в игре является добровольным. Элементами игр выступают специальные упражнения, объединенные в группы и направленные на развитие умений произвольной регуляции в различных сферах деятельности. Каждое упражнение включает фантазию (мысли и образы), чувства (эмоции и переживания) и движения ребенка для того, чтобы он учился произвольно воздействовать на каждый элемент этой триады.

Психогимнастика выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием. Психогимнастические упражнения используют механизм психофизического эмоционального единства. Например, ребенок не только выполняет резкие ритмические махи руками, а представляет себя веселым зайчиком, играющим на воображаемой трубе. Это упражнение доставляет ему массу удовольствия, включает его фантазию, улучшает ритмичность движения. В последовательности психогимнастических упражнений важно соблюдать чередование и сравнение противоположных по характеру движений (напряженных и расслабленных, резких и плавных, частых и медленных, дробных и цельных, едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний, вращений тела и прыжков, свободного продвижения в пространстве и столкновения с предметами), сопровождаемых попеременно мышечным расслаблением и напряжением.

Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт направлены на развитие у детей способности понимать, осознавать, правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции. Игровое и психологическое содержание этих упражнений призвано решать следующие задачи:

фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций;

подражательно воспроизводить чужие эмоции, фиксируя мышечные ощущения;

анализировать и словесно описывать мышечные ощущения при проявленных эмоциях;

повторно воспроизводить эмоции, контролируя ощущения.

Коммуникативные упражнения , при которых происходит тренировка общих способностей невербального воздействия детей друг на друга (эмоциональные проявления и контакты - пантомимы). В эти упражнения включаются обмен ролями партнеров по общению и оценка эмоций. Главным инструментом, которым овладевает ребенок, выполняя данные упражнения, является умение сопереживать, освобождаться от эмоциональной напряженности, свободно проявлять эмоции, активно общаться.

Мимические и пантомимические этюды , в которых выразительно изображаются отдельные эмоциональные состояния (радость, удивление, интерес, гнев и другие), связан ые с переживанием телесного и психического довольства или недовольства. С помощью этюдов дети знакомятся с элементами выразительных движений мимикой, жестом, позой, походкой.

Психомышечная тренировка нацелена на снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, улучшение самочувствия и настроения, закрепление положительных эмоций, стимулирующих и упорядочивающих психическую и физическую активность детей, приводящих в равновесие их эмоциональное состояние.

Элементы психологического тренинга позволяют воссоздать и проиграть реальную ситуацию, окружающую ребенка, а также найти выход из нее как с положительным, так и с отрицательным результатом. В данном случае ребенок наглядно может убедиться в том, что в любой ситуации можно найти несколько вариантов решений. Причем ребенок сам может повлиять на исход ситуации, выбирая для себя наиболее подходящий.

Обучающие способы, приемы и содержание заданий по развитию эмоций

Рассматривание собственной мимики перед зеркалом . Сознательное изменение выражения лица и ответ ребенка на вопрос взрослого: «Что теперь чувствуешь?» - отрабатывается связь между мимическим проявлением и эмоциональным самочувствием (прямая и обратная).

Игра «Артисты немого кино» - проводится перед зеркалом; возможны разные формы игры: задается текст или эмоциональный звуковой образ, который сопровождается мимическими и Пантомимическими эмоциями «артиста»; воспроизводится определенная мимическая эмоция, и под нее ребенок подбирает ситуацию, соответствующего персонажа и т. д. Активное использование видеотехники.

«Мимический диктант» -специальный текст (например, «сценарий фильма») сопровождается мимикой, вокализациями-звукоподражаниями и пантомимикой ребенка; проводится перед зеркалом.

Тот же «мимический диктант», но записанный на видеопленку ; ребенок может сравнить свою экспрессию с эмоциональной выразительностью других детей (только при желании ребенка). Неудачи не отмечаются, удачи вызывают положительную оценку взрослого; здесь же отрабатывание разных видов походки, особое выделение благородства движений и походки, обучение способам связи собственного внутреннего самочувствия и выражения его в походке (красота, легкость, собранность и т. д.).

Эмоциональный аутотренинг через эмоциональную идентификацию (отождествление) с любым персонажем - поскольку в подобной ситуации ребенок всецело сосредоточен на взаимодействии и общении с персонажем, взрослый голосом и поступками персонажа может открывать ребенку его эмоциональный образ, который для него чаще всего отсутствует, корректировать его, поддерживать позитивные стороны, снимать неуверенность в проявлении своих эмоций, подчеркивать их эстетические стороны и т. п.

Рассказывание сказок, историй (извлеченных из литературных источников, придуманных взрослым или самим ребенком) от первого лица , где вместо главного персонажа - «Я»; воспитатель при этом старается задержать ребенка на передаче своих внутренних переживаний. Такой рассказ в группе может подхватываться детьми по цепочке, но каждый, продолжая сюжет, говорит только от себя (здесь ребенку открывается возможность сравнить свои собственные переживания с переживаниями других детей и взрослого) и т. д.

Проигрывание ситуаций и сюжетов , где от ребенка требуется произвольная регуляция эмоций: хладнокровие, эмоциональная выдержка, овладение своим страхом или неуместным весельем, преодоление неуверенности.

Создание «автопортрета» - рисунок, «фотография» (рисование своего портрета в игре в фотографию). В семье - игра-упражнение «Какой Я»: ребенок диктует взрослому «Письмо незнакомому другу», в котором «описывает» свои особенности и воссоздает свой эмоциональный образ.

Продуктивная деятельность ребенка представляет огромные возможности для его обучения.

Самое близкое окружение ребенка - это его игрушки, любимые и заброшенные. Используя игрушку в занятиях, взрослый может провести с ребенком игру-беседу «Разговор с игрушками по душам». В этой игре можно задать ребенку следующие вопросы:

«Почему та или иная игрушка (или кукла) такая грустная, веселая или довольная?»

«Что переживала, чувствовала игрушка в определенный момент совместной жизни с ребенком?»

«Что можно сделать для куклы, чтобы она засмеялась, обрадовалась?» и т. д.

Пусть кукла устами ребенка ответит, что она думает о своем хозяине или хозяйке.

Ребенок в этой игре выступает в двух ролях - своей собственной и куклы.

Эту игру-беседу важно строить, исходя из особенностей отношения ребенка к игрушке.

Программа «Я-ТЫ-МЫ»

Цель программы: социально-эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста, формирование его эмоциональной сферы и социальной компетентности. Рассчитана на детей 3-6лет.

В программе «я-ты-мы» выделяют три основных раздела:

Раздел 1. Уверенность в себе

Раздел 3. Социальные навыки

Первый раздел программы «Уверенность в себе» предполагает решение следующих задач. Помочь ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим.

Второй раздел программы «Чувства, желания, взгляды» призван научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции – чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других людей.

Третий раздел «Социальные навыки» предполагает обучение детей эстетически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми.

На каждую возрастную группу задачи прописаны по всем трём разделам: см. приложение №1.

Цель программы: ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.

Программа состоит из двух частей:

Часть 1. Работа с дошкольниками (Тренинговая программа "Давайте жить дружно", тренинговая программа "Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь")

Часть 2. Работа с младшими школьниками (Коррекционно-развивающая программа "Я учусь владеть собой).

Данная программа направлена на работу с «предметными чувствами».

Первая программа ("Давайте жить дружно") позволяет ребенку легче адаптироваться в группе детей, создает безопасное пространство общения, условия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, появлению сплоченности.

Вторая программа ("Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь") помогает осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром.

Программа представлена в виде подробных сценариев занятий. Авторы подчеркивают, что их разработки могут служить и основой для создания собственных сценариев с учетом потребностей и особенностей каждой конкретной группы, что предполагает обязательный элемент творчества в работе. Программа рассчитана на детей 4-6 лет. [См. приложение №2]

Заключение

Эмоциональная сфера человека в процессе развития переживает несколько стадий. Начиная от младенчества, до взрослого состояния эмоциональная сфера постоянно. Но те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми - взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности.

Предложенные программы парциальные и направлены на развитие эмоциональной сферы ребёнка. Программы различаются по возрастам использования. Программа "Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь" рассчитана на работу с более позднего возраста (с 4 лет), но при этом включает часть школьного возраста, что должно обеспечиваться качественной преемственностью программ сада и школы, что вызывает сложности. Программа же «Я-ТЫ-МЫ» полностью дошкольная и начинается с более раннего возраста (с 3 лет). Обе программы очень интересны по содержанию (включают важные рекомендации и интересные, на наш взгляд, детям занятия), программы хорошо разработаны.

Таким образом, педагогам необходимо проводить целенаправленную и последовательную работу по развитию эмоциональной сферы дошкольников. Активировать эмоции детей через разные виды деятельности, отдавая предпочтение игре. Подбирать подходящие методы и приёмы, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности эмоционального развития детей.

Список литературы

    Алхимия эмоций: немного о природе чувств и страстей / Игорь Исаев, - М.: Беловодье, 2009

    В мире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ/ Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.

    Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2006

    Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.

    Выготский Л . С . Педагогическая психология / Под ред . В . В . Давыдова . - М .: Педагогика , 1991

    Дружинин В. Е. Психология эмоций, чувств, воли. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

    Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург: Деловая книга, 1995

    Изотова Е. И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

    Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие - М.: Генезис. 2002.

    Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов / Г.Н. Жучкова. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008.

    Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: Учеб. пособие / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008.

    Сикорский И. А. Воспитание в возрасте первого детства. - Спб., 1884.

    Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О.А. Шаграева; Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

    Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников: Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

    Я-Ты-Мы: Программа социально-эмоционального развития дошкольников. сост. Князева О.Л., "Мозаика-Синтез" – 2005

Приложение 1

Программа «Я-ТЫ-МЫ»

Старший дошкольный возраст

Тема

Программное содержание

Раздел 1. Уверенность в себе

1

Ты и твои родители

Помочь ребенку лучше понять свое внешнее сходство с родителями и отличие от них

2

Каждый привлекателен по-своему

Выяснить, как ребенок относится к своей внешности, помочь ему адекватно оценить себя, поддержать положительную самооценку; способствовать развитию у детей толерантности по отношению к другим людям независимо от их внешности, физических недостатков, расовой и национальной принадлежности

3

Фоторобот

Развивать воображение ребенка в изменении внешнего облика человека

4

Шляпы, одежда, грим…

Помочь детям понять, что внешность человека может меняться, отражая разное настроение и открывая неожиданные черты его характера; побуждать детей экспериментировать со своей внешностью

5

Маски

Побуждать детей экспериментировать с помощью масок со своей внешностью

Раздел 2. Чувства, желания, взгляды

1

Ты и другие в зеркале

Развивать представления о себе и своем отличии от других

2

Плач, смех, испуг…

Учить детей распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния и анализировать их причины

3

Мимические признаки эмоций

Продолжать учить детей распознавать различные эмоции по выражению лица

4

Праздник

Познакомить детей с эмоциями, соответствующими праздничной атмосфере, развивать у них понимание того, что хорошее настроение зависит от отношения окружающих

5

Чувства и предпочтения

Развивать у детей понимание того, что чувства и настроения человека связаны с его предпочтениями

6

Сказочные герои и ты

Учить детей распознавать эмоциональные переживания сказочных персонажей и соотносить их со своим жизненным опытом

7

Несовпадение настроений

Учить детей понимать настроения другого, принимать его позицию

8

Что тебя огорчает или чему ты радуешься

Учить детей определять, какие эмоциональные реакции вызывают разные жизненные события

9

Как называются эмоции

Знакомить детей с названиями различных эмоциональных состояний

Раздел 3. Социальные навыки

1

Конфликты между детьми

Учить детей анализировать причины ссоры, помочь им освоить способы самостоятельной регуляции межличностных конфликтов, не допуская их крайнего проявления – драки

2

Какие качества помогают дружбе

Познакомить детей с качествами, помогающими и мешающими дружбе, научить анализировать с этих позиций себя и своих знакомых

3

Внимательный, равнодушный

Обсудить с детьми качества «внимательность», «равнодушие» и их значение в межличностных отношениях

4

Лживый, правдивый

Обсудить с детьми качества «лживость», «правдивость» и их значение в общении с окружающими

5

Смелый, трусливый

Обсудить с детьми качества «смелость», «трусость» и их значение в общении с другими

6

Добрый, жадный

Обсудить с детьми качества «доброта», «жадность» и их роль в межличностном общении

7

Порадуй своего друга

Учить детей позитивным способам общения со сверстниками; помочь им понять, что дружба дарит радость общения и надо уметь доставлять друзьям эту радость

8

Один и вместе с друзьями

Побеседовать с детьми об одиночестве, объяснить преимущества дружбы на примере коллективных игр

9

Давай познакомимся

Научить детей самостоятельно устанавливать новые контакты

10

Делаем вместе

Объяснить детям, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договариваться

Приложение 2

Программа «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»

Тренинговая программа "Давайте жить дружно!"

занятия

Цели занятия

Занятие 1

- развивать чувство принадлежности к группе;

- развивать навыки позитивного социального поведения.

Занятие 2

- дать ребенку возможность ощутить свою принадлежность к группе, выразить свое настроение;

- учить детей ощущать близость, тепло другого.

Занятие 3

развивать чувство единства, сплоченности;

учить детей действовать согласованно.

Занятие 4

- развивать групповую сплоченность;

- повышать у детей уверенность в себе.

Занятие 5

-

- развивать координацию движений;

- развивать слуховое восприятие.

Занятие 6

- повышать у детей уверенность в себе;

- развивать произвольность;

- формировать позитивное отношение к сверстникам.

Занятие 7

- укреплять чувство единства;

- развивать тактильное восприятие;

- развивать воображение.

Тренинговая программа

"Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь"

занятия

Цели занятия

Занятие 1

«Робость»

- повышение у детей уверенности в себе;

- сплочение группы;

- знакомство с чувством робости.

Занятие 2

«Радость»

- первичное знакомство с чувством радости;

- развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние;

- развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

Занятие 3

«Радость»

- продолжение знакомства с чувством радости.

Занятие 4

«Радость»

- продолжение знакомства с чувством радости;

- развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого.

Занятие 5

«Радость»

- закрепление и обобщение знаний о чувстве радости.

Занятие 6

«Страх»

- знакомство с чувством страха;

- изучение выражения эмоциональных состояний в мимике.

Занятие 7

«Страх»

- продолжение знакомства с чувством страха;

- поиск путей преодоления страха;

- развитие эмпатии, умения сопереживать другим.

Занятие 8

«Страх»

- учить детей узнавать чувство страха по его проявлениям;

- развивать умение справляться с чувством страха; - учить детей выражать чувство страха в рисунке.

Занятие 9

«Страх»

- продолжение знакомства с чувством страха.

Занятие 10

«Удивление»

- знакомство с чувством удивления;

- закрепление мимических навыков.

Занятие 11

«Самодовольство»

- знакомство с чувством самодовольства.

Занятие 12

«Закрепление знаний о чувствах»

- закрепление умения различать чувства.

Занятие 13

«Злость»

- знакомство с чувством злости;

- тренировка умения различать эмоции.

Занятие 14

«Стыд, вина»

- знакомство с чувством вины.

Занятие 15

«Отвращение брезгливость»

- знакомство с чувством отвращения.




Top