Владимир Одоевский - Городок в табакерке (сборник). Современный ребёнок и сказка: проблемы диалога - В.Ф.Одоевский

Владимир Одоевский

«Сказки и повести для детей» В.Ф. Одоевского, напечатанные в Санкт-Петербурге, в типографии С.Н. Глинки без указания года издания, представляют собой маленькую, изящную книжку «карманного» формата с ярко раскрашенными от руки иллюстрациями. На обороте титульного листа приведено цензурное разрешение за подписью цензора Фрейганга, датированное 18 ноября 1838 года. Библиографическую редкость книги подтверждает тот факт, что она не упоминается даже в таких авторитетных книжных справочниках, как «Русские иллюстрированные издания XVIII и XIX столетий» В.А. Верещагина, «Каталог русских иллюстрированных изданий» Н.А. Обольянинова или «Моя библиотека» Н.П. Смирнова-Сокольского.

Основываясь на дате цензурного разрешения, описываемый в Библиохронике экземпляр «Сказок и повестей для детей дедушки Иринея» следует отнести к редчайшим экземплярам издания 1838 года. Это издание не поступило в продажу, так как Одоевский, удручённый качеством печати и количеством типографских ошибок, велел весь его тираж уничтожить.

Спустя десять лет история с неудавшимся сборником сказок и повестей получила неожиданное продолжение. Петербургский книгопродавец, впоследствии автор мемуаров и обстоятельных каталогов книжной торговли Николай Григорьевич Овсянников в 1848 году поместил в газете «Ведомости Санкт-Петербургской городской полиции» объявление о продаже в своём книжном магазине нового издания «Сказок и повестей», якобы предпринятого Одоевским. В открытом письме к редактору «Ведомостей Санкт-Петербургской городской полиции» В.С. Межевичу (1849. № 1) Одоевский не только опровергал своё участие в этом торговом предприятии, но и обнаружил непосредственную связь между изданиями «Сказок» 1838 и 1848 годов: «Милостивый государь, Василий Степанович! Нечаянно указали мне в № 282 «Ведомостей Санкт-Петербургской Полиции», 20 декабря, объявление книготорговца Овсянникова об изданной будто бы мною в 1848 году книжке под названием «Сказки и повести для детей дедушки Иринея». Сделайте милость, доведите до сведения ваших читателей, что я ни в сём 1848 году и ни в каком году книжки с таким безграмотным названием не издавал и что объявление книгопродавца Овсянникова сделано не только без моего согласия, но и без моего ведома. Взглянув на экземпляр этой странной книжки, я увидел, что она состоит из макулатурных листов издания моих «Детских сказок», которое ещё в 1838 году предпринял один из моих знакомых и которое я тогда же велел истребить, ибо оно было обезображено несметными типографскими ошибками. Книгопродавец, вероятно, скупив эту макулатуру, нисколько не затруднился пожаловать её в новое, 1848 года, издание моих «Детских сказок», снабдить её безграмотным названием и, не сказав мне ни слова, пустить в продажу с моим именем. Я бы мог преследовать эту затейливую спекуляцию судебным порядком, но на сей раз ограничиваюсь одним её обличением, предоставляя оценку этого происшествия тем, кто занимается историею нашей книжной торговли. Смею надеяться, что и другие господа журналисты не откажутся повторить в своих листах вышеизложенное объяснение, ибо здесь дело общее для всех литераторов».

Письмо-опровержение Одоевского послужило ценнейшим документом, проливающим свет на историю издания «Сказок и повестей дедушки Иринея» 1838 года, по распоряжению Одоевского отданного в макулатуру, но по инициативе издателей или типографов сохранённого как в виде отдельных типографских листов, так и сброшюрованных и переплетённых книжек.

Заботясь о воспитании ума и сердца юных читателей, побуждая их к благородным стремлениям, милосердию и состраданию, Одоевский ни в одной из своих «повестей» не отказывался от прямого назидания. Рассказ о бедной лошади Гнедко, вконец замученной хозяином-извозчиком, заканчивался такой сентенцией: «Не мучьте никакого животного, друзья мои, потому что это грешно и показывает злое сердце». Сказка о четырёх глухих, не сумевших по причине глухоты понять друг друга и потому оказавшихся в смешной ситуации, послужила автору поводом напомнить, что каждый ученик, чтобы не вырасти «дурак дураком», должен внимательно слушать учителя.

Будучи сам человеком энциклопедических знаний, Одоевский в «Сказках и повестях» преследовал не только воспитательные, но и просветительские цели. Например, «Индийская сказка о четырёх глухих» начиналась не с привычного сказочного зачина, а с довольно подробного описания географического положения Индии, её климата, растительного мира и полезных ископаемых.

В сборнике содержится восемь иллюстраций, выполненных неизвестным художником. Лубочный характер картинок свидетельствует не столько о сознательной стилизации, сколько о невысоком уровне мастерства иллюстратора. В «Воспоминаниях старого книгопродавца о петербургской книжной торговле» вышеупомянутого Н.Г. Овсянникова содержится любопытное замечание, отчасти связанное и с иллюстрациями к «Сказкам и повестям»:

«Детская литература... до начала 50-х годов была в жалком положении, даже картинки, резавшиеся исключительно на меди, по недостатку хороших художников, выходили лубочными».

Картинка, помещённая на гравированном титуле, представляет детей, устроившихся за круглым столом в гостиной и среди них - «дедушка Ириней» с книжкой в руках. При всей условности рисунка образ «дедушки Иринея» вполне согласуется с его прообразом: «маленьким, худеньким, низеньким, очень чистеньким человечком с приглаженными волосами» - Иринеем Модестовичем Гомозейкой, под именем которого в 1833 году появились «Пёстрые сказки» В.Ф. Одоевского.

«Сказки и повести» - не единственный опыт Одоевского, детского писателя и педагога. Вместе со своим родственником - переводчиком и издателем В.А. Врасским - он подготовил два сборника под названием «Детская книжка для воскресных дней» (Санкт-Петербург, 18331834). В 1830-е годы Одоевский напечатал не только одно из самых своих известных произведений - «Городок в табакерке», но и множество статей по теории педагогики. С проблемами народного воспитания и образования была связана его общественная деятельность. Влиятельный сановник, он принимал активное участие в организации училищ, лечебниц, детских приютов, составлял книги и учебники для народных школ. Одоевский был убеждён, что невежество всегда идёт рука об руку с безнравственностью.

Писатель, философ, музыкант-теоретик, учёный, увлекавшийся математикой, физикой, естественными науками, медициной и алхимией - из всего многообразия творческих занятий Одоевского наибольшее признание получили его сочинения для детей. На протяжении второй половины XIX века «Сказки и повести» переиздавались около десяти раз. Что же касается сборника 1838 года, волею судьбы ставшего безусловным книжным раритетом, то это одно из первых литературных выступлений Одоевского под маской «дедушки Иринея».

Познакомьтесь с названиями «Сказок дедуш­ки Иринея»: «Серебряный рубль», «Шарманщик», «Разбитый кувшин», «Городок в табакерке», «Анек­доты о муравьях», «Бедный Гнедко», «Столяр»,«Мороз Иванович», «О четырех глухих», «Червя­чок», «Житель Афонской горы», «Сиротинка», «От­рывки из журнала Маши», «Два дерева». Какие из этих сказок вам знакомы? О каких можно уже по за­главию сказать, что это сказки? Чтобы абсолютно правильно ответить на этот вопрос, нужно их прочитать.

Чаще всего вы называете сказки «Мо­роз Иванович» и «Городок в табакерке». Но к сказкам можно отнести и «Анекдоты о муравьях», и многие другие произведе­ния из этого сборника. Важно то, что сам автор дал им общее название «Сказки». И читая их, стоит подумать, почему же автор так назвал самые различные повест­вования. Наверное, он думал о том, что каждая из этих сказок содержит выдумку и является результатом фантазии автора.

Прочтите фрагмент из «Анекдотов о муравьях.

Как известно, главное занятие муравьев — это запасти себе в продолжение лета пищу на зиму. Я думаю, всем моим читателям известно, что му­равьи прячут в земле собранные ими зерна ночью, а днем выносят их сушить на солнце. Если когда-нибудь вы обращали внимание на муравейник, то, верно, замечали вокруг него небольшие кучки зе­рен. Я знал их обычай и потому чрезвычайно был удивлен, заметив, что мои постояльцы делали со­вершенно противное: они держали свои зерна под землею в продолжение целого дня, несмотря на солнечное сияние, и, напротив, выносили их нару­жу ночью; можно было подумать, что они выносили свои зерна на лунный свет, но я ошибся, — мои муравьи имели преважную причину поступать так, а не иначе.

В небольшом расстоянии от окна находилась го­лубятня; голуби беспрестанно садились на окошко и съедали зерна, попадавшиеся им на глаза; следова­тельно, мои муравьи поступали очень благоразум­но, скрывая свое сокровище и не доверяя его похи­тителям».

Можете ли вы доказать, что перед вами художе­ственная речь, а не научная информация?

Перед нами, конечно, художественное произведение, в котором переданы наблю­дения любознательного человека за слу­чайно попавшими в поле его зрения насе­комыми. Он делает вывод об их благора­зумии, чего никогда не станет делать ученый. Исследователь никогда не увидит в насекомых человеческие мысли и чувст­ва, поскольку точно знает особенности каждого живого существа. В произведени­ях фольклора или литературы, созданных любым из народов, часто очеловечивают­ся не только живые существа, но и явле­ния природы, и даже предметы. Ученый всегда точен в своих определениях и ха­рактеристиках.

Автор этого рассказа о муравьях — ваш ровес­ник. Можете ли вы вспомнить собственную попытку понаблюдать за природой и жизнью живых существ рядом с вами? Если этого не было, то как вы можете это объяснить?

Ученики часто рассказывают о своих наблюдениях за животными и разными насекомыми во время летних каникул. Некоторые ученики зимой подкармлива­ют птиц и белок, и при этом с ними проис­ходят забавные происшествия. Так, один шестиклассник был очень горд тем, что приделал на своем окне кормушку для си­ничек, которую никак не удавалось «огра­бить» воронам: он так умело ее располо­жил, что крылья ворон мешали им подле­тать к этой кормушке.

В книгу входят знаменитые в свое время "Сказки дедушки Иринея", в которых рассказывается о жизни детей в XIX веке.

Для среднего школьного возраста.

Владимир Федорович Одоевский
Городок в табакерке. Сказки дедушки Иринея

Обращение к читателю

ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!

В твоих руках книга, в которой собраны произведения, созданные более 150 лет назад, еще в XIX веке. Дедушка Ириней – один из многих псевдонимов писателя Владимира Федоровича Одоевского (1804–1869).

Принадлежал он к древнему русскому роду Рюриковичей. Владимир с детства был любознателен, много, увлеченно читал. Он усердно учился в Благородном пансионе Московского университета, основанного гениальным русским ученым и поэтом Михаилом Васильевичем Ломоносовым. Успешно выполнил его "Подготовительно-энциклопедическую программу" и неустанно занимался дополнительно. Уже в детстве он прослыл энциклопедистом, то есть широко образованным человеком. Пансионат Владимир Одоевский закончил с золотой медалью.

В ученические годы В. Одоевский был увлечен разными науками, искусствами: философией и химией, математикой и музыкой, историей и музейным делом… Его кумиром был Михаил Васильевич Ломоносов. "Этот человек – мой идеал. Он тип славянского всеобъемлющего духа", – признавался Владимир Одоевский. Но более всего Одоевского привлекала словесность: русская речь, русская поэзия, литературное творчество, которое и стало делом его жизни. Однако, став известным писателем, он нередко менял профессиональные занятия. "Человек не должен… отказываться от той деятельности, к которой призывает его сопряжение обстоятельств его жизни", – говорил писатель. А жизнь Одоевского была интересной, эмоциональной, интеллектуально насыщенной.

Он входил в знаменитое общество любомудров . Вместе с будущим декабристом В.К. Кюхельбекером издавал популярный в те годы альманах "Мнемозина". Его одаривали своим дружеским вниманием А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, В. А. Жуковский, М. Ю. Лермонтов, композитор М. И. Глинка, ученый-критик "неистовый" Виссарион Белинский… Своей первой книге Владимир Федорович Одоевский дал такое название: "Пестрые сказки с красным словцом, собранные Иринеем Модестовичем Гомозейкою, магистром философии и членом разных ученых обществ, изданные В. Безгласным".

Буквально – мистификаторское название, но интересное. Когда станешь, друг мой, взрослым, прочти эту книгу. Получишь большое удовольствие! Одна из сказок названа именем мистического героя – "Игоша". Он – из рода шишимор, шишиг (это беспокойные озерные духи). Вот такой именно Игоша – безрукий, безногий, невидимый, озорной. Он ищет справедливость. Доставляет при этом немало беспокойства. Но в то же время заставляет уважать себя.

Эта фантастическая сказка В. Одоевского перекликается с сочинениями Эрнеста Теодора Амадея Гофмана – немецкого писателя (1776–1822). Родствен непоседа Игоша и Карлсону, который живет на крыше. Его придумала Астрид Линдгрен – замечательная шведская писательница, очень любимая детьми многих стран.

В. Ф. Одоевский любил детей. Он изучал педагогические идеи русских и зарубежных ученых. Создал свою теорию детства, пользовался ею, сочиняя сказки для детей. Писатель видел в ребенке не только потребность в быстром движении, в живой игре. Он ценил в нем склонность к размышлению, любознательность, отзывчивость. Его очень интересовало, что и как читают дети: с любовью или только по необходимости. Ведь сам он много и увлеченно читал, потому знал ценность книги и чтения. Не случайно и то, что книга "Сказки дедушки Иринея" была издана в годы писательской зрелости Одоевского, полного признания его таланта и читателями и критикой.

Первая детская сказка "Городок в табакерке" вышла еще в 1834 году. Только через шесть лет, в 1840 году, писатель подготовил отдельной книгой издание "Детских сказок дедушки Иринея". Но произошло недоразумение: из-за большого количества опечаток ее не выпустили в свет. Она появилась лишь в 1841 году, хотя в популярном тогда журнале "Отечественные записки" за 1840 год Виссарион Белинский уже опубликовал большую статью об этой книге.

Сказки не раз переиздавались и в XIX, и в XX веке. У тебя, мой друг, в руках издание XXI века. В него включено четырнадцать произведений. Когда ты их прочитаешь, пожалуйста, подумай: все ли их можно назвать сказками? Например, "Серебряный рубль", "Бедный Гнедко", "Отрывки из журнала Маши" (а может, и еще некоторые)? В них – картины вполне реальной жизни. Почему же добрый дедушка Ириней ставит в один ряд эти произведения с теми, которые самим названием настраивают на чтение именно сказки? Например, "Мороз Иванович", "Городок в табакерке"… С Морозом Ивановичем ты встречался, видимо, когда читал или слушал русские народные сказки. Табакерка, даже если она и большая, едва ли вместит в себя целый городок, пусть игрушечный. В сказке же все возможно. На то она и сказка.

Видимо, дедушка Ириней хотел заинтересовать, увлечь своего читателя, пробудить воображение, заразить фантазией. И одновременно побудить к собственным размышлениям тебя, мой друг, чтобы ты сам постарался вместе со сказочником Иринеем как бы включиться в жизнь героев, почувствовать интонацию повествования, услышать ласковый голос рассказчика. Дедушка Ириней хочет, чтобы ты при чтении был не сторонним наблюдателем, а как бы действующим лицом произведения. Мудрый Ириней знал, что рассказ становится сказочно увлекательным, необычным, если читатель переживает вместе с героями. Представь, что это ты лично слышишь звон колокольчиков, их разговор, путешествуя по городу в табакерке. Это ты лично вместе с Машей осваиваешь секреты ведения хозяйства. Это ты сам оскорблен поведением подруг Маши, унижающих одну из девочек за то, что она не из богатой семьи. Это ты преодолеваешь соблазн израсходовать все деньги на что-то очень для тебя приятное, желанное, а не на то, что нужно для дома. И конечно, отдаешь "отчет себе самому в своей жизни", руководствуясь голосом доброго сердца и "осердеченного" ума.

Главное при чтении – почувствовать добросердечие самого автора, дедушки Иринея. "А какой чудесный старик! Какая юная, благодатная душа у него! Какою теплотою и жизнью веет от его рассказов и какое необыкновенное искусство у него заманить воображение, раздражить любопытство, возбудить внимание иногда самым, по-видимому, простым рассказом! Советуем, любезные дети, получше познакомиться с дедушкой Иринеем… Если вы пойдете с ним гулять – вас ожидает величайшее удовольствие: вы можете бегать, прыгать, шуметь, а он между тем будет рассказывать вам, как называется каждая травка, каждая бабочка, как они рождаются, растут и, умирая, снова воскресают для новой жизни" – так писал великий критик В. Белинский о книге, которая у тебя в руках.

Что ж, мой дорогой читатель, попутешествуй вместе с писателем и далее по страницам его сочинений. Вот сказка "Червячок". До публикации в сборнике сказок дедушки Иринея она была напечатана еще в 1835 году в "Детской книжке для воскресных дней". Всего несколько страниц посвящено истории появления на свет червячка, его краткой жизни, перерождению в бабочку. Короткая, изящная зарисовка. В ней одна из вечных идей – о бессмертии души и о жизни после смерти. А сколькими удивительными наблюдениями своими поделился с нами внимательный и мудрый экскурсовод Ириней. Вот мы вместе с Мишей и Лизанькой увидели шевелящегося червячка: "…на листке цветущего кустарника, под легким прозрачным одеяльцем, похожим на хлопчатую бумагу, в тонкой скорлупке лежал червячок. Уже давно лежал он там, давно уже ветерок качал его колыбельку, и он сладко дремал в своей воздушной постельке. Разговор детей пробудил червячка; он просверлил окошко в своей скорлупке, выглянул на Божий свет, смотрит – светло, хорошо, и солнышко греет; задумался наш червячок".

Познакомьтесь с названиями "Сказок дедушки Иринея": "Серебряный рубль", "Шарманщик", "Разбитый кувшин", "Городок в табакерке", "Анекдоты о муравьях", "Бедный Гнедко", "Столяр","Мороз Иванович", "О четырех глухих", "Червячок", "Житель Афонской горы", "Сиротинка", "Отрывки из журнала Маши", "Два дерева". Какие из этих сказок вам знакомы? О каких можно уже по заглавию сказать, что это сказки? Чтобы абсолютно правильно ответить на этот вопрос, нужно их прочитать.

Чаще всего вы называете сказки "Мороз Иванович" и "Городок в табакерке". Но к сказкам можно отнести и "Анекдоты о муравьях", и многие другие произведения из этого сборника. Важно то, что сам автор дал им общее название "Сказки". И читая их, стоит подумать, почему же автор так назвал самые различные повествования. Наверное, он думал о том, что каждая из этих сказок содержит выдумку и является результатом фантазии автора.

Прочтите фрагмент из "Анекдотов о муравьях":

Как известно, главное занятие муравьев - это запасти себе в продолжение лета пищу на зиму. Я думаю, всем моим читателям известно, что муравьи прячут в земле собранные ими зерна ночью, а днем выносят их сушить на солнце. Если когда-нибудь вы обращали внимание на муравейник, то, верно, замечали вокруг него небольшие кучки зерен. Я знал их обычай и потому чрезвычайно был удивлен, заметив, что мои постояльцы делали совершенно противное: они держали свои зерна под землею в продолжение целого дня, несмотря на солнечное сияние, и, напротив, выносили их наружу ночью; можно было подумать, что они выносили свои зерна на лунный свет, но я ошибся, - мои муравьи имели преважную причину поступать так, а не иначе.

В небольшом расстоянии от окна находилась голубятня; голуби беспрестанно садились на окошко и съедали зерна, попадавшиеся им на глаза; следовательно, мои муравьи поступали очень благоразумно, скрывая свое сокровище и не доверяя его похитителям.

Можете ли вы доказать, что перед вами художественная речь, а не научная информация?

Перед нами, конечно, художественное произведение, в котором переданы наблюдения любознательного человека за случайно попавшими в поле его зрения насекомыми. Он делает вывод об их благоразумии, чего никогда не станет делать ученый. Исследователь никогда не увидит в насекомых человеческие мысли и чувства, поскольку точно знает особенности каждого живого существа. В произведениях фольклора или литературы, созданных любым из народов, часто очеловечиваются не только живые существа, но и явления природы, и даже предметы. Ученый всегда точен в своих определениях и характеристиках.

Автор этого рассказа о муравьях - ваш ровесник. Можете ли вы вспомнить собственную попытку понаблюдать за природой и жизнью живых существ рядом с вами? Если этого не было, то как вы можете это объяснить?

Ученики часто рассказывают о своих наблюдениях за животными и разными насекомыми во время летних каникул. Некоторые ученики зимой подкармливают птиц и белок, и при этом с ними происходят забавные происшествия. Так, один шестиклассник был очень горд тем, что приделал на своем окне кормушку для синичек, которую никак не удавалось "ограбить" воронам: он так умело ее расположил, что крылья ворон мешали им подлетать к этой кормушке.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы к «Анекдотам о муравьях» В. Ф. Одоевского уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Вопрос 1. Почему пчел и муравьев называют общественными насекомыми? Эти насекомые живут в сообществах (семьях): например, пчелы - по 40-80 тыс. особей, муравьи - по 500-800 тыс. особей. Разделение функций и сложные взаимодействия разных особей в семьях общественных насекомых порой напоминает сознательную деятельность в человеческом обществе. Вопрос 2. Какие особенности жизни перепончатокрылых несвойственны другим отрядам насекомых? У перепончатокрылых насекомых, особенно у общественных, очень сложное поведение, которое напоминает сознательную деятельность. Именно эта особенность жизни
    Приходит к отцу молодая девушка и говорит: - Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил... Что мне делать? Отец вместо ответа поставил на огонь 3 одинаковых кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и
    Вопрос 1. Почему насекомые очень интересны как объекты изучения? Насекомые освоили все среды жизни - наземную, воздушную, водную, почвенную. Среди этих животных немало прекрасных летунов, бегунов, пловцов, землекопов и других "специалистов". Есть насекомые, предпочитающие жить в одиночку (хищные жуки, наездники и т. д.), есть общественные, живущие большими семьями. Например, пчелы - по 40-80 тыс. особей, муравьи - по 500-800 тыс., а термиты - до 3 млн особей. Изучение биологических особенностей этих насекомых
    Я делал уроки, когда вдруг на тетрадный листок упала красная капелька и стала двигаться. Потом она замерла, и я ее рассмотрел. Это была круглая, красная, блестящая, с темными пятнам на спинке божья коровка. Я бережно посадил ее на ладонь и вышел на балкон. Божья коровка долго не раздумывала, быстро поползла к кончику пальца, расправила крылышки и улетела в небо. Я вернулся в комнату, сел за письменный стол и задумался. Божья
    Практическая работа по географии Для 9 класса по теме: Размещение различных культур растениеводства Цель: Научиться правильно, определять размещение различных культур растениеводства. Задачи: Познавательные: а) Сформировать представление о Растениеводстве; Развивающие: а) Учиться работать с учебником, контурной картой, атласом; б) развивать умение анализировать и сравнивать, находить черты сходства и различия. Воспитательные: а) воспитание любознательности, привитие интереса; б) формирование самостоятельности; Оборудование: учебник 9 класс, атлас 9кл. Урок Ребята на сегодняшнем уроке мы научимся определять размещение различных культур растениеводства по плану. Сначала мы вместе
    Кормушку на берёзе соорудили... Трогательное зрелище: птичья столовая открыта, да ещё надпись приветливая какая: "Добро пожаловать!" Заметила эту птичью столовую по дороге на работу, невольно улыбнулась и порадовалась. Как хорошо, что чьи-то заботливые руки смастерили кормушку, что есть такие светлые люди и живут они где-то рядом... Без песен не придётся им встречать весну... ПОКОРМИТЕ ПТИЦ Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна
    1. Перечислите все отрасли сельскохозяйственной специализации Европейского Юга. Что явилось основой их развития? Район занимает в России лидирующие позиции по валовому сбору подсолнечника (46%), сахарной свеклы (25%), плодов и ягод (20%), валовому сбору зерна (24%), а также по поголовью овец и коз (35%). Почти вся продукция сельского хозяйства перерабатывается на месте. В ряде случаев мощности предприятий пищевой промышленности так велики, что позволяют использовать не только местное сырье, например сахарная промышленность перерабатывает

Одоевский Владимир Федорович

Сказки дедушки Иринея

Бедный Гнедко

Посмотрите, посмотрите, мои друзья, какой злой извозчик, как он бьёт лошадку!.. В самом деле, она бежит очень плохо… Отчего ж это? Ах, бедный Гнедко, да он хромает…

– Извозчик, извозчик! Как не стыдно: ведь ты совсем испортишь свою лошадь; ты её до смерти убьёшь…

– Что нужды, – отвечает извозчик. – Уж или мне, или ей умереть! Нынче праздник.

– То-то и есть, что праздник, любезный: ты подгулял да и не посмотрел, что лошадь потеряла подковку: оттого она поскользнулась, спотыкнулась и зашибла ногу. Что мудрёного, что она не может бежать? Она, бедная, что шагнёт, то ей больно: тут не побежишь. А ты знаешь, что тебе надо будет платить за её леченье, за подковку, да ещё хозяин тебя будет бранить. Так тебе хочется во что бы то ни стало выручить деньги, навести, как ты говоришь; теперь же благо праздник, езды много, платят дорого… Да бедная-то лошадка в чём виновата? Виноватый-то ты, глупый мальчик: зачем ты не смотрел за нею, зачем не видал, когда она потеряла подковку?

Но он не слушает нас, он уже далеко. Вон он на Неве и всё погоняет бедную лошадь, а лошадь всё спотыкается, и что шагнёт, то ей больно. Бедная лошадка! Какое ей мученье!

А ещё ребятишки бегут за санями да смеются и над лошадкой и над извозчиком. А он ещё больше злится и вымещает свою злость на лошадке.

Но скажите, сделайте милость, как не стыдно этому толстому господину, который сидит в санях! Как он не запретит извозчику мучить бедную лошадку! Этот толстый господин завернулся в шубу, нахлобучил на глаза шляпу и сидит сиднем, как ни в чём не бывало.

– А мне что за дело, – бормочет про себя толстый господин, – я спешу на обед. Пусть извозчик убьёт свою лошадь; не моя лошадь, мне что за дело.

Как вы думаете об этом, мои друзья? Будто оттого, что это не его лошадь, так и надобно ему смотреть равнодушно на её мученье?

Но в этих разговорах мы прошли почти всю набережную… Посмотрите, посмотрите: что это там столпился народ!.. Пойдём. Ах, это наш бедный Гнедко! Посмотрите: он упал и не может больше встать; прохожие помогают извозчику поднять его; они поднимут, он опять упадёт. Как нога у него вспухла! Сам извозчик теперь плачет навзрыд. "Поделом ему", – вы скажете; нет, не говорите этого: он уже сам видит свою вину и уже довольно наказан. Как он покажется на глаза хозяину? Да и что делать теперь с лошадью? Оставить её на улице нельзя; сама она идти не может; надо нанять другую лошадь с санями и на сани взвалить бедного Гнедка. Но на это нужны деньги, а у извозчика их нет: толстый господин рассердился, зачем лошадь упала, и не заплатил ничего… Бедный Гнедко! Он не может шевельнуться, зарыл голову в снег, тяжело дышит и поводит глазами, как бы требуя помощи. Бедный, он не может даже кричать, потому что лошади не кричат, как бы жестоко ни страдали. "Злой извозчик! Зачем ты так измучил бедного Гнедка?" – Но перестанем упрекать его, хотя он и много виноват, а лучше дадим ему денег, пусть он наймёт товарища свезти Гнедка на квартиру, да прибавим совет: вперёд не ездить на хромой лошади и не требовать от больной, чтобы она бежала, как здоровая. На днях пошлём узнать, лучше ли нашей лошадке.

Вообще, друзья мои, грешно мучить бедных животных, которые нам служат для пользы или для удовольствия. Кто мучит животных без всякой нужды, тот дурной человек. Кто мучит лошадь, собаку, тот в состоянии мучить и человека. А иногда это бывает и очень опасно. Вы видели, как иногда дурные ребятишки дразнят на улице собак, кошек, бьют их, привязывают им палки к хвосту; послушайте же, что однажды случилось с такими ребятишками, как они жестоко были наказаны за свою злобную охоту.

Несколько лет тому назад здесь, в Петербурге, на площади, отстала от хозяина маленькая, смирная собачка Шарло: она испугалась, прижалась к стене и не знала, что делать. Тогда окружили её ребятишки; ну дразнить её, ну бить, бросать каменьями, таскать за хвост. Они вывели бедную собачку из терпения, она бросилась на них и некоторых укусила. Что же вышло? Собачка осталась здоровою, а ребятишки?.. Вы знаете, что бывает с человеком, когда его укусит бешеная собака? Он получает отвращение к воде, желание укусить и умирает в ужаснейших терзаниях: подумать страшно! Поверите ли? То же случилось и с укушенными ребятишками: они взбесились. Да, мои друзья, этот случай был новым доказательством того, что когда собаку долго дразнят и она, рассердившись, укусит, то её укушение бывает так же опасно, как укушение бешеной собаки. Не мучьте же никакого животного, друзья мои, потому что это грешно и показывает злое сердце, и не мучьте собак, даже в шутку, потому что это и дурно, и опасно.


Впервые напечатано: Одоевский В. Ф., «Сказки дедушки Иринея», 1841.

Городок в табакерке

Папенька поставил на стол табакерку.

– Поди-ка сюда, Миша, посмотри-ка, – сказал он.

Миша был послушный мальчик, тотчас оставил игрушки и подошёл к папеньке. Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка! Пестренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвёртый, и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встаёт солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.

– Что это за городок? – спросил Миша.

– Это городок Динь-динь, – отвечал папенька и тронул пружинку… И что же? вдруг, невидимо где, заиграла музыка. Откуда слышна эта музыка, Миша не мог понять; он ходил и к дверям, – не из другой ли комнаты? И к часам – не в часах ли? и к бюро, и к горке; прислушивался то в том, то в другом месте; смотрел и под стол… Наконец, Миша уверился, что музыка точно играла в табакерке. Он подошёл к ней, смотрит, а из-за деревьев солнышко выходит, крадётся тихонько по небу, а небо и городок всё светлее и светлее; окошки горят ярким огнём и от башенок будто сияние. Вот солнышко перешло через небо на другую сторону, всё ниже да ниже, и, наконец, за пригорком совсем скрылось, и городок потемнел, ставни закрылись, и башенки померкли, только не надолго. Вот затеплилась звёздочка, вот другая, вот и месяц рогатый выглянул из-за деревьев, и в городе стало опять светлее, окошки засеребрились, и от башенок потянулись синеватые лучи.

– Папенька! папенька, нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хотелось!

– Мудрено, мой друг. Этот городок тебе не по росту.

– Ничего, папенька, я такой маленький. Только пустите меня туда, мне так бы хотелось узнать, что там делается…

– Право, мой друг, там и без тебя тесно.

– Да кто же там живёт?

– Кто там живёт? Там живут колокольчики.

С сими словами папенька поднял крышку на табакерке, и что же увидел Миша? И колокольчики, и молоточки, и валик, и колёса. Миша удивился.

– Зачем эти колокольчики? Зачем молоточки? Зачем валик с крючками? – спрашивал Миша у папеньки.

А папенька отвечал:

– Не скажу тебе, Миша. Сам посмотри попристальнее да подумай: авось-либо отгадаешь. Только вот этой пружинки не трогай, а иначе всё изломается.

Папенька вышел, а Миша остался над табакеркой. Вот он сидел над нею, смотрел, смотрел, думал, думал: отчего звенят колокольчики.

Между тем музыка играет да играет; вот всё тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого. Вот Миша смотрит: внизу табакерки отворяется дверца и из дверцы выбегает мальчик с золотою головкой и в стальной юбочке, останавливается на пороге и манит к себе Мишу.




Top