"незнайка в солнечном городе". "незнайка в солнечном городе" Синквейн урок на тему незнайка

«Носов рассказы» - Самоцветик. «Мой первый рассказ для детей». Аннотация. С хозяином дружит, дом сторожит, Живет под крылечком, хвост колечком. Угадай рассказ, отгадав загадки. «Если вы думаете, что смешные рассказы писать легко и просто, вы ошибаетесь». Знайка. Цветик. Угадай имена друзей Незнайки. И горят в глазах жука.

«Носов о войне» - Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает... В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью невинно убитого человека. Эхо войны в произведениях Евгения Носова. Тема войны в русской литературе. Всего лишь несколько предложений передают весь ужас войны. О происхождении мака существует много легенд.

«Произведения Николая Носова» - Физминутка для глаз. Пословицы и поговорки. Наклоны. Задача. Ребята, читайте книги. Улыбнись. 103 года со дня рождения Николая Николаевича Носова. Прыжки. Произведения Н.Носова. Отрывки к иллюстрациям. Повороты. Задания для групп. Словарная работа. Наилучшая работа. Настроение. Сатира. Сатира и юмор.

«Творчество Н.Носова» - Жизненный прототип Незнайки. Незнайка. Приключения Незнайки и его друзей. Мысль написать сказку о государстве коротышек. Мишка и Коля. Середина XX века. «Живая шляпа». Несколько повестей о школьной жизни. Серия романов-сказок. Николай Носов родился 23 ноября 1908г. Незнайка - мастер присочинить. Как много вокруг замечательных, любимых книг.

«Незнайка Носов» - Какого же роста был Незнайка? Так-то вот - в жизни каждого человека есть место подвигу! На самом деле - был ли прототип у Незнайки? Чаще всего с весьма сомнительным результатом. Хорошо, в общем. КНИГИ Николая Носова… Николай Николаевич Носов. Хотя по большому счёту и все предыдущие герои писателя - «незнайки».

«Носов «Белый гусь»» - Определить жанр повествования. Памятник Белому гусю. Что вы знаете о гусях. Любимые домашние животные. Формирование знания. Носов. Памятники литературным персонажам. Изобразительно-выразительные средства языка. Грусть в финале. Памятники животным. Изображение подвига птицы. Белый гусь. Любознательность.

«№42 жанында интернаты бар жалпы орта білім беретін мектеп» КММ
Семей қаласы
Саркенова Нуржанат Оралхановна
Санаты: екінші санат
Орыс тілі мен әдебиет пәні мұғалімі
Сынып: 5 «А»
Мақсаты:
Познакомить с творчеством Н. Носова, формировать индивидуальный опыт самостоятельного чтения, научить определять главную мысль произведения, обогащать словарный запас новыми словами, развивать чувство юмора, воспитывать доброту, человечность, стремление получать новые знания.

Тема урока. Н.Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи»
(Отрывок из книги «Приключения Незнайки и его друзей») Класс: 5 «А»
Цель: познакомить с творчеством Н. Носова, формировать индивидуальный опыт самостоятельного чтения, научить определять главную мысль произведения, обогащать словарный запас новыми словами, развивать чувство юмора, воспитывать доброту, человечность, стремление получать новые знания.
Задачи:
- расширить и углубить знания учащихся по теме Н.Носова «Как Незнайка сочинял стихи», развивая чувство юмора, логическое мышление, память, диалогическую и монологическую речь, воображение;развивать речь учащихся.
- корректировать полученные знания учащихся по данной теме на основе предложенных заданий, выразительного чтения, обогащающих словарный запас учащихся новыми словами на уроке;
- воспитывать культуру речи, прививать интерес к предмету и чтению художественной литературы и уважительное отношение к товарищам, любовь к труду.
Планируемые результаты:
Предметные: узнают об авторе Н.Н.Носове и о литературных героях сказки
- научатся читать произведение с листа и по памяти с соблюдением литературных норм, соотносить поступки героев с нравственными нормами; получат возможность учиться выборочному пересказу.
Метапредметные
Регулятивные: уметь ставить цель и планировать свою деятельность на уроке с помощью учителя; уметь работать во времени; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь осуществлять самоконтроль, самооценку.
Коммуникативные: корректно строить речь при решении коммуникативных задач, формулировать собственное мнение и позицию;
Познавательные: – уметь ориентироваться в тексте, выделять в нём существенную информацию, строить логические высказывания, делать выводы, выполнять учебные действия в устной форме;
Личностные УУД:проявлять интерес к новому учебному материалу;
- ориентироваться в нравственном содержании, как собственных поступков, так и поступков других людей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Оборудование: Учебник: «Литературное чтение», компьютер; проектор; презентация к уроку, карточки для работы в группе; выставка книг произведений Н.Н.Носова, иллюстративный материал, фломастеры, толковые словари, картинки, плакаты, листы учета, шляпа.
Ход урока.
I. Организационный момент. Психологический настрой «Кувшин счастья».
II. Актуализация знаний.
Приём «Мозговой штурм
1.Прочитайте стихотворение С.Я.Маршака. «Вот какой рассеянный!»
2.Что делает его смешным?
3.Какие забавные случаи происходили с главным героем?
4.Стихотворение не только рассмешило нас, но и заставило задуматься. Как вы думаете о чем?
5.Как автор относится своему герою?
6.Какой эпизод изображен на картине?
1. Определение темы урока:
Погружение в урок.
1. Коротышка озорной,
В яркой шляпе голубой.
Неумейка и зазнайка,
И зовут его…. Незнайка.
Тема: Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи»
« Если есть труд – будет и успех»
- Как вы понимаете смысл этого высказывания?
- Пусть эти слова будут девизом нашего урока.

Дополнительная информация о трилогии Носова.
- Ребята, это новое произведение всего лишь отрывок из трилогии романа-сказки «Приключение Незнайки». Трилогия – это три произведения, объединенные одной идеей. В трилогию «Приключения Незнайки» входят «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне».
- Как вы думаете, в какую из этих трех книг входит наш отрывок?
(Первая книга трилогии «Приключения Незнайки и его друзей»
Состоит из нескольких глав: КАК НЕЗНАЙКА БЫЛ МУЗЫКАНТОМ, КАК НЕЗНАЙКА БЫЛ ХУДОЖНИКОМ, КАК НЕЗНАЙКА СОЧИНЯЛ СТИХИ, КАК НЕЗНАЙКА КАТАЛСЯ НА ГАЗИРОВАННОМ АВТОМОБИЛЕ и др.)
- Постарайтесь найти время и прочитать всю трилогию романа-сказки.
Беседа о главном герое.
- Кто главный герой этой сказки? (Незнайка)
- Как вы это узнали? (По названию)
«Правила работы в группе»
1. Уважай различные мнения.
2. Выслушивай, не перебивая.
3.Помогайте друг другу в случае затруднений.
4.Избегай прямых указаний.
5. Тактично исправляйте ошибки друг друга.

Дома лидеры каждой группы выполняли задание.
1 группа - биографы, 2 группа – артисты, 3 группа – исследователи.
- Волшебники, как известно, бывают разные: добрые или злые. Почему Н. Носов – добрый волшебник? Да потому, что владел таинственным «золотым ключиком» к сердцам миллионов маленьких граждан всей планеты.
- Биографы расскажите, какие интересные факты из жизни писателя вы знаете?
III. Восприятие и осознание нового материалагруппа биографов
Н.Н.Носов - детский писатель, драматург, сценарист(1908-1976) родился в Киеве 23 ноября 1908 года. Какое-то время семья жила в маленьком поселке Ирпень, потом снова вернулась в Киев. Увлечения школьных лет были многообразны: музыка, пение, любительский театр, сочинительство для рукописного журнала «ИКС», а также химия, шахматы, радио, электроника, фотография. Позже Носов продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком бревен. Мечтал стать музыкантом, потом химиком, но к двадцати годам поступил на режиссерский факультет, где учился его старший брат Петр. Работал кинорежиссером, художником-мультипликатором. В годы Великой отечественной войны снимал фильмы на линии фронта. Поставил несколько учебных фильмов для Советской Армии. В 1943 году был награжден Орденом Красной звезды. В литературу пришел случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы. В 1969 году награжден Государственной премией РСФСР им. Н.К.Крупской за трилогию о Незнайке.

Стратегия «Чтение с остановками» работа в группе
Группа – артистовЧтение отрывка рассказа учениками
1. Сценка.
2. Беседа по- услышанному:
- Кем хотел стать Незнайка в этой сценке? (Поэтом)
- А до этой истории кем он хотел быть? (Худ, муз.)
- Что особенно понравилось?
- Что вызвало ваш смех?

Группа – исследователи
Нашли слова в толковом словаре, что означает каждое слово, которое нам было непонятно.
Словарная работа
Авоська - Сетчатая сумка для продуктов или небольших вещей, сплетенная из шнурков, нитей.
Издевательство - Злая, оскорбительная насмешка, обидная шутка.
Дразнилки - Произносимый нараспев стишок, которым дразнят кого-л. Обидное имя, прозвище и т.п., которым дразнят кого-л.
Рифма – складность и созвучие концов стихотворных строчек. Звуковой повтор в конце строчек стихотворения
Юмор - добродушно-насмешливое отношение к чему-л., умение подмечать и выставлять на смех забавное и несуразное в жизненных явлениях.
Словарная работа: подбирать – таңдапалу; сочинять – шығару, жазу; сочинять стихи – өлеңжазу; смысл – мән, мағына
IVЗакрепление урока
Группа – биографы. Задание
Работа над личностью Незнайки.Стратегия «Кластер» можно применить
- Незнайка всех обманывает, хвастается, не хочет учиться. Почему же он главный герой? Давайте обсудим это? Положительные черты.
Высказывания детей.(К тому же Незнайка подвижен, любопытен, открыт, общителен и не лишён талантов, способный, разносторонний, и рисует, и стихи сочиняет.)
Судите сами, первый раз взяв в руки кисти и краски, он за одну ночь нарисовал портреты всех своих друзей….
Или его поэтические опыты. Ведь буквально накануне он ещё не знал, что такое «рифма», а решил вот посвятить себя литературному творчеству, и, можно сказать, сразу же создал стихи.
Да. Вот он какой, Незнайка! Разносторонний, любознательный, неунывающий и, главное, невероятно похожий на любого (совсем даже не сказочного, а реального) мальчишку.)
Группа – артисты.Написать отрицательные черты характера Незнайки
(озорной, неусидчивый, высмеивает других, не доводит дело до конца, хвастливый, лентяй, всегда попадает в разные переделки, баловный.)

Группа – исследователи - Написать все черты характера Незнайки
(любознательный, активный, подвижный, веселый, умный, способный.)
Незнайка - самый известный коротышка Цветочного города. Это живой, обаятельный и узнаваемый мальчишка. Он такой хвастунишка, лентяй и бузотёр, что из-за своего характера постоянно попадает в разные переделки.К тому же Незнайка подвижен, любопытен, открыт, общителен и не лишён талантов
Судите сами, первый раз взяв в руки кисти и краски, он за одну ночь нарисовал портреты всех своих друзей. То, что у него получилось, говорит лишь только о своеобразии его художественного дара.
Игра «Микрофон»
В нашей сказке Незнайка был поэтом, а я предлагаю вам стать Незнайкой-корреспондентом и взять интервью у своих товарищей о прочитанном произведении. Обучающиеся по очереди надевают шляпу, берут микрофон и задают друг другу вопросы. Например. Кто автор произведения? Чему нас учит произведение? Какие персонажи запомнились.
Проверка восприятия текста.
- Понравилось ли вам произведение?
- Что особенно понравилось?
- Кто учил Незнайку сочинять стихи?
- Что вызвало ваш смех?
- Правильно ли Незнайка подобрал рифмы в своих стихах?
- Кого из героев было жалко?
- Перечитайте стихи, которые сочинил Незнайка про своих друзей.
- Что сказали друзья? Они сказали, что это не стихи, а какие-то дразнилки. Согласны ли вы с друзьями Незнайки? Объясните свое мнение?
Чему мы можем научиться у Незнайки?
Работа над пословицами.
Коллективная работа над пословицами.
Выберите из предложенных пословиц наиболее подходящую к прочитанному произведению
Мало хотеть, надо уметь.
Хвастать - не косить, спина не болит.
Одно дело делаешь - другого не порть.
И готово, да бестолково.
Кто вчера солгал, тому, и завтра не поверят.
Вывод: раскрывает смысл прочитанного произведения пословица:
Плохая шутка до добра не доведёт.
- Чем стихи отличаются от прозы (рассказов)? (Есть рифма.)
- Что такое рифма? Света, повтори ещё раз.
- Как объяснил это Цветик. (стр. 36)
- А можно сразу, не читая сказку найти стихи в ней? Попробуйте это сделать. Откройте книги для чтения на стр 35-39. Эту сказку вы будете читать дома. А сейчас найдите в ней стихи.
- Как вы их нашли? (Написаны в столбик)
- Прочитайте их.
- Как вы думаете, легко ли сочинять стихи?
- Сейчас поиграем в рифмы.

Каждая группа к своему названию подбирает рифмы.
РОМАШКИ - мурашка, кармашка, рубашка, мордашка, промокашка, барашка, дворняжка, бумажка, чашка, костяшка, фуражка, деревяшка, старикашка,
затяжка, бедняжка, мурашка, портняжка, ледяшка, таракашка, тройняшка
ВАСИЛЬКИ – кошельки, огоньки, пузырьки, стебельки, рюкзаки, колпачки, узелки, пустяки, старики, топольки, угольки, плавники, лесники, пареньки.
МАКИ - собаки знаки браки, драки раки мраки лаки фраки макаки зеваки злаки зодиаки писаки враки сайгаки поляки гуляки бяки забияки кривляки кусаки
Составление «Синквейна»
- Молодцы с рифмой вы справились! А теперь составьте пятистишье «Синквейн»
1 группа:
Незнайка
Известный, забавный
Слоняется, сочиняет, рассказывает
Незнайка хотел научиться
Труд
2 группа:
Цветик
Интересный, способный
Помогает, думает, соглашается
Цветик – хороший поэт
Друг
3 группа:
Знайка
Главный, умный
Читает, знает, учит
Чтение – лучшее учение
Книга

Итог урока.
Учитель: Сегодняшнюю нашу работу над произведением Носова я бы хотела подытожить стихами про Незнайку:
Прежде чем промолвить слово,
Ты все взвесь и не спеши,
Чтобы все сказать толково
Все обдумай и реши.
Хоть случайно, хоть шутя,
Вежлив будь с людьми всегда.
В жизни истина одна –
Не болтай впустую зря!
Знания – вот это сила,
Грамотность всегда нужна.
Разум, мудрость, похвала –

Ребята, над каким произведением мы сегодня работали?
- Кто его главный герой?
- Каково ваше отношение к Незнайке?
- Что бы вы посоветовали Незнайке? (Учиться, дружить…)
- Как помочь человеку, если он ошибся? (Поговорить, пожалеть…)
- Можно ли этот рассказ назвать юмористическим?
- Чему учит рассказ Николая Носова?
- Что вы узнали на уроке нового?

Девизом нашего урока были слова: « Если есть труд – будет и успех»
Подведем итог нашего урока.
-Какого успеха добился каждый из вас?
Домашнее задание по выбору.
1.Сочините и запишите стихотворение о любом герое Цветочного города.
2. Прочитайте произведение и подготовьте его пересказ (страница 88 -92).
3. Выполнить задание №1 на странице 93, №2 странице 93 в рабочей тетради.
Работа со шкалой самооценки.
-В лист самооценки оцените себя как ты работал на уроке напишите. Отметьте, каковы ваши знания по этой теме урока.
Самооценивание

Активно участвовал
- было интересно
- было понятно
- узнал новое

Н.Н.НосовДетский писатель, драматург, сценарист(1908-1976) родился в Киеве 23 ноября 1908 года. Какое-то время семья жила в маленьком поселке Ирпень, потом снова вернулась в Киев.

Увлечения школьных лет были многообразны: музыка, пение, любительский театр, сочинительство для рукописного журнала «ИКС», а также химия, шахматы, радио, электроника, фотография.

Позже Носов продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком бревен. Мечтал стать музыкантом, потом химиком, но к двадцати годам поступил на режиссерский факультет, где учился его старший брат Петр.

Работал кинорежиссером, художником-мультипликатором. В годы Великой отечественной войны снимал фильмы на линии фронта. Поставил несколько учебных фильмов для Советской Армии.

В 1943 году был награжден Орденом Красной звезды. В литературу пришел случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы.

В 1969 году награжден Государственной премией РСФСР им. Н.К.Крупской за трилогию о Незнайке.

9. Профессиональная мини-проба
9.1 Работа с рифмой
- В каком городе жили коротышки? (Цветочном)
-Почему он так назывался? (Вокруг каждого дома росли цветы)
- Молодцы, вы хорошо работаете, и мне не терпится вам сейчас же раздать цветочные
Задание 3. «Почемучки»
- Сейчас я буду выполнять рольПочемучки, а вы будете Знайками и постарайтесь угадать и назвать других героев сказки, объяснить смысл их имен.
1 гр.
Этот герой всегда отвечал на заданный вопрос «Не знаю» (Незнайка)
Этот герой лечит друзей. (Пилюлькин)

2гр.
Герой этой роли на все знает ответ.(Знайка)
А этот герой любил сладкие ватрушки (Авоська)

3гр
Этот герой обладал способностями складывать слова в рифму.(Цветик)
Этот герой все время торопился. (Торопыжка)
4гр.
А без этого героя нам никак не обойтись? (Носов)

Задание 4.
Выберите наиболее подходящую к содержанию рассказа пословицу: (обсудите в группе)
1. Не зная броду, не суйся в воду 2. Не стыдно не знать, стыдно не учиться
3. Где нет знаний, там нет и умен

Напишите
1 гр. Эссе «Я -Незнайка»
2.гр.Эссе «Я- Цветик»
3 гр. Синквейн «Незнайка»
4 гр. Эссе «Я-автор»

Главные герои сказки "Незнайка в Солнечном городе" и их характеристика

  1. Незнайка, любознательный, но слегка ленивый, вспыльчивый, но добрый и готовый помочь.
  2. Кнопочка, любопытная и веселая, добрая и отзывчивая
  3. Пачкуля Пестренький, ничему не удивляется и не любит умываться
  4. Листик и Буковка, коротышки, которые любили читать.
  5. Калигула, Пегасик, Брыкун. Просто ослы, которые стали коротышками. Хулиганы и забияки.
  6. Свистулькин. Милиционер, добрый, но ответственный.
  7. Кубик, Клепка, Ниточка, Карасик - друзья Незнайки в Солнечном городе, приветливые, гостеприимные, добрые.
  8. Волшебник. Умный, добрый, все понимающий.
Кратчайшее содержание сказки "Незнайка в Солнечном городе" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Незнайка неожиданно для себя совершает три хороших поступка и волшебник вручает ему волшебную палочку
  2. Незнайка с друзьями отправляется путешествовать и приезжает в Солнечный город
  3. В Солнечном городе Незнайка превращает в осла Листика, а потом в коротышек трех ослов
  4. Ослы хулиганят в городе, а Незнайка с друзьями знакомится с чудесами Солнечного города
  5. Незнайка совершает три скверных поступка и его палочка теряет волшебную силу.
  6. Волшебник исправляет все сделанное Незнайкой и друзья возвращаются в Цветочный город
Главная мысль сказки "Незнайка в Солнечном городе"
Осел никогда не станет человеком, но человек может легко уподобиться ослу.

Чему учит сказка "Незнайка в Солнечном городе"
Сказка учит вежливости, отзывчивости, бескорыстности, учит совершать хорошие поступки. Учит уметь признавать и исправлять свои ошибки. Учит не поддаваться гневу. Учит дружбе и взаимовыручке. Учит, что всего можно добиться упорным трудом. Учит жить по совести.

Отзыв на сказку "Незнайка в Солнечном городе"
Эта сказка мне очень понравилась. Незнайка в ней очень хороший и добрый, хотя из-за вспыльчивого характера часто попадает в неприятные ситуации. Также мне очень понравилась разумная малышка Кнопочка, которая всегда одергивала Незнайку, когда его заносило куда не следует.
А еще мне очень понравилось читать про изобретения, которых не было во времена написания книги, но которые появились сейчас. Это плоские телевизоры, принты на одежде, автомобили без водителя, пластмассовая мебель и многое другое. Автор талантливо предвидел будущее.

Пословицы к сказке "Незнайка в Солнечном городе"
Голь на выдумку хитра.
Гнев плохой советчик.
Нечистая совесть спать не дает.
Землю красит солнце, а человека труд.
Была бы охота, заладится любая работа.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Незнайка в Солнечном городе" по главам
Часть 1.
Глава 1. Незнайка мечтает.
После путешествия в Зеленый город жизнь Незнайки изменилась. Он какое-то время с удовольствием учился и много читал. Но поскольку читал он в основном сказки, то очень скоро ему надоело учиться и он стал мечтать.
Незнайка подружился с Кнопочкой, которая тоже очень любила сказки, и вместе они часто мечтали о волшебстве и магии, споря о том, что лучше - шапка-невидимка или ковер-самолет.
Но в итоге они пришли к выводу, что лучше всего иметь волшебную палочку.
И тогда Кнопочка рассказала Незнайке, как можно получить волшебную палочку. Для этого нужно было просто сделать три хороших поступка подряд и тогда появится волшебник и подарит волшебную палочку.
Незнайка решил, что это очень легко сделать.
Глава 2. Как Незнайка совершал хорошие поступки
На следующий день Незнайка сразу начал совершать хорошие поступки. Он умылся и это был хороший поступок. Но он поругался с Авоськой и это был плохой.
Незнайка стал помогать Пилюлькину толочь порошок, и это был хороший поступок. Но когда Сиропчик и Пончик стали его дразнить, он подрался с ними, и это был плохой поступок.
И так целый день.
Ночью Незнайка понял, что его горячность не дает ему совершить три хороших поступка подряд и решил исправиться.
На следующий день Незнайка был очень вежливым, всем помогал и был уверен, что теперь уж точно появится волшебник. Но волшебник не появился.
А Кнопочка объяснила Незнайке, что хорошие поступки должны быть бескорыстными, а он совершает их ради палочки.
Незнайка расстроился, но ничего с собой сделать не смог. Совершая хорошие поступки, он по прежнему думал о палочке. И так проходили месяц за месяцем.
Глава 3. Незнайкина мечта исполняется
Однажды в дождливую, пасмурную погоду коротышки грустили и Незнайка тоже грустил. Он смотрел на Бульку и думал, что надо обязательно его отпустить погулять после дождя.
Поэтому когда дождь кончился Незнайка порадовался солнцу вместе со всеми, но не забыл отпустить Бульку. Потом он сел читать книжку и вдруг услышал лай.
Он выбежал на улицу и увидел, что Булька хочет покусать какого-то прохожего. Незнайка оттащил собаку и посадил ее на цепь. Потом он вышел на улицу и спросил у прохожего все ли у того в порядке.
Прохожий был странный, незнакомый, в халате обшитом звездами.
Он объяснил, что Незнайка совершил три хороших поступка и он тот волшебник, у которого есть волшебная палочка.
Волшебник дал Незнайке волшебную палочку, но предупредил, что если тот совершит три плохих поступка, то сила палочки пропадет.
Незнайка сильно обрадовался и побежал к Кнопочке, даже забыв поблагодарить Волшебника. А когда вспомнил про это и вернулся, Волшебника уже не было.
Глава 4. Незнайка и Кнопочка встречаются с Пачкулей Пестреньким
Незнайка пришел к Кнопочке и рассказал про волшебника и волшебную палочку.
Кнопочка конечно не сразу поверила в это, но когда палочка стала исполнять желания и доставлять то по порции мороженного, а то сразу целый ящик, она поверила и сильно обрадовалась.
Незнайка и Кнопочка решили, что теперь можно отправиться путешествовать. И Незнайка пожелал автомобиль, как у Винтика и Шпунтика, и конечно уметь им управлять.
Тут Кнопочка увидела малыша. Это оказался Пачкуля Пестренький.
У Пачкули было в жизни два правила - ничему не удивляться и никогда не умываться. Поэтому он вечно ходил грязный и его за это прозвали Пачкулей. А вот прозвище Пестренький ему дал известный путешественник Циркуль, который увидел в городе Пачкулю и не умея произносить обидных слов, спросил, кто это такой пестренький.
Глава 5. Как Незнайка, Кнопочка и Пачкуля Пестренький отправились путешествовать
Пестренький не удивился ни автомобилю, ни волшебной палочке, но когда его позвали путешествовать с охотой сел в автомобиль.
Однако Незнайка и Кнопочка хотели, чтобы Пестренький умылся, ведь они отправлялись в путешествие. Но Пестренький согласился умыться только вместе со всеми и Незнайка наколдовал мыло и полотенца.
Потом они весело поехали прямо и Кнопочка любовалась на чистого Пестренького, а тот сердито отворачивался. Потом все ели мороженое и Пестренький ел больше всех.
Вскоре путешественники приехали к указателю, который показывал дороги на Каменный, Земляной и Солнечный города.
После некоторых споров малыши решили ехать в Солнечный город.
Глава 6. Приключения начинаются
Незнайка с друзьями ехал по ровной дороге и вскоре впереди показалась река и мост. А по реке плыл самый настоящий пароход. Коротышки остановились на мосту и смотрели на проплывающий пароход и народ на его палубах.
Пестренький не стал удивляться пароходу и Незнайку это задело.
Дальше друзья увидели железную дорогу и реактивный поезд. И опять Пестренький сказал, что в этом нет ничего необычного.
Незнайка вспылил, ведь сам он сильно удивлялся этим чудесам. Незнайка торопился к переезду, но так получилось, что он выскочил на переезд перед самым поездом. И чтобы избежать столкновения резко крутанул руль, и машина помчалась прямо по шпалам впереди поезда.
Машинист увидел машину и стал давать гудки и тормозить. А Незнайка увидел, что насыпь становится не такой крутой и съехал с нее. Все сильно ударились, но главное, что ящик с мороженым был цел и это успокоило Пестренького.
Машинист посоветовал Незнайке ехать в Солнечный город по шоссе, а не по рельсам.
Глава 7. Путешествие продолжается
Незнайка снова поехал по шоссе и тут его обогнала другая машина. Пестренький, который вновь оказался грязным, сказал, что Незнайке не догнать эту машину. Но Незнайка не послушал и стал выжимать из своей машины все возможное.
Когда дорога пошла под гору и стала спускаться к мосту, передняя машина затормозила и остановилась прямо на мосту, где уже стоял какой-то грузовик.
Таким образом мост оказался полностью перекрыт и Незнайке некуда было свернуть.
Но Незнайка успел выхватить волшебную палочку и его машина полетела над преградой. Пестренький от неожиданности чуть не вывалился из машины, и висел, уцепившись за бампер.
С большим трудом Незнайка втянул его обратно. Потом Незнайка пожелал, чтобы машина снова опустилась на землю.
По дороге Незнайка разговорился с шофером другой машины, который интересовался видом топлива автомобиля. Узнав, что автомобиль Незнайки ездил на сиропе, шофер удивился. Его машина использовала спирт, а были еще вонючие машины на мазуте.
Шофер объяснил, что Солнечный город так называется потому, что там всегда солнце. Ведь когда собираются тучи, коротышки распыляют среди них порошок и тучи исчезают. А дождь устраивают только в садах.

Глава 8. Циркулина и Планетарка
Незнайка с друзьями ехал среди красочных разноцветных полей и удивлялся увиденному. Вдруг они заметили странную машину, которая ездила по полю кругами и косила траву. Но этого мало, позади машины земля казалась уже вскопанной. Незнайка заметил, что машина кружится вокруг столба, к которому привязана веревкой и решил посмотреть, что произойдет, когда веревка закончится.
Это случилось очень скоро и машина стала издавать гудки. Быстро приехал на мотоцикле коротышка, который оказался механиком. Он объяснил, что эта машина Циркулина, которая не просто косит и пашет, но сеет, боронит и изготавливает удобрение. А рядом работала другая такая же машина - Планетарка. А всего механик обслуживал десять таких машин.
Глава 9. Радиолярия
Механик Калачик вызвался показать друзьям радиоуправляемый комбайн и на своем гусеничном мотоцикле отвез их на другое поле. Друзья видели огромное количество обработанных полей, которые по словам Калачика, вспахали его десять машин.
Но вот они увидели огромное поле в центре которого стояло желтое здание - элеватор. Вокруг него ездила Радиолярия, радиоуправляемый комбайн, который пахал, удобрял и сеял пшеницу. Причем пока комбайн пахал дальние круги, на крайних пшеница уже поспевала и ее убирал уборочный комбайн.
Всем этим управляли с Солнечного города, с центральной станции.
Глава 10. Как Незнайка, Кнопочка и Пачкуля Пестренький прибыли в Солнечный город
Наконец Незнайка и его друзья оказались в Солнечном городе. Здесь на улицах было так много машин самой причудливой конструкции, что Незнайка не выдержал, остановил свою машину, и дальше друзья пошли пешком, чтобы лучше все видеть. Они смотрели на огромные дома странной конструкции, даже покатались на эскалаторе и желобе, по которому жители спускались с верхних этажей.
В одном месте Незнайка зазевался, смотря на пожарных и его шляпа упала на землю. В это время на Незнайку налетел коротышка по имени Листик, который тоже зазевался, читая на ходу книгу, и повалил Незнайку.
Незнайка рассердился, назвал Листика ослом, а потом и пожелал, что Листик действительно превратился в осла.
И Листик стал ослом.
Никто этого не заметил, а путешественники остановились около гостиницы "Мальвазия".
Глава 11. Когда кончился день
Друзья поселились в гостинице и долго осваивались с незнакомой техникой.Незнайка на себе опробовал действие шкафа-пылесоса, а потом заставил это сделать Пестренького.
Потом Пестренький пошел в ванную, чтобы сделать вид, что вымылся, но запутался в ручках управления и его вымыло всего, вместе с одеждой. Эта же участь постигла и Незнайку.
Но под конец друзья разобрались с хитрой техникой и вымылись.
А потом Незнайка взмахнул палочкой, появилась скатерть-самобранка и друзья поужинали.
Глава 12. Как Незнайка разговаривал со своей совестью
Когда Незнайка ложился спать он увидел надписи с названиями сказок и решил, что это книжки. Но когда он нажал кнопку, приятный голос просто стал рассказывать сказку на ночь. Прослушав сказку про "Аленушку и братца Иванушку", Незнайка вспомнил о Листике и его стала мучить совесть. Он переживал, что Листику может быть плохо.
Он даже включил утреннюю гимнастику среди ночи и проделал несколько упражнений, чтобы заглушить голос совести.
Но под конец не выдержал, разбудил Пестренького и рассказал ему про Листика. Пестренький не удивился. А Незнайка попросил его обругать и даже ударить, что Пестренький и сделал.
Глава 13. Листик и Буковка
Листик и Буковка были очень хорошими коротышками, которые очень любили читать книги. Они и познакомились в библиотеке и постоянно читали книги.
Они даже устроили в городе книжный театр, в котором читали книги всем желающим.
Сперва этот театр не пользовался успехом, но постепенно полюбился жителям и теперь на его спектаклях всегда было полно народу.
В тот день Листик пошел в библиотеку, а потом должен был прийти к Буковке. Но Буковка не дождалась Листика и бросилась его искать. Она узнала, что в библиотеке он был, взял книгу и ушел.
Буковка сильно расстроилась и даже плакала. Все знакомые старались помочь ей отыскать Листика, и даже поместили объявление в газете о пропаже коротышки.
Глава 14. Незнайка читает газету и узнает, где искать Листика
На следующее утро все в городе читали газету и обсуждали исчезновение Листика. Незнайка тоже прочитал заметку и понял, что Листик это тот коротышка, которого он превратил в осла.
Кнопочка растрогалась, читая про Листика и Буковку и даже заплакала. А Незнайка нашел еще одну заметку, в которой говорилось о бесхозном осле и о том, что его отвели в зоопарк.
Незнайка предлагает ехать в зоопарк, чтобы осмотреть животных. Он уже понял где искать Листика.
Глава 15. Зоопарк
Друзья пришли в зоопарк и долго разглядывали разных животных. Попутно они выпили много газированной воды, просто ради эксперимента.
Наконец Незнайка увидел осла и когда Пестренький и Кнопочка протиснулись через толпу посмотреть на слона, взмахнул палочкой и превратил осла в коротышку. Коротышка получился крупным, с большой губой и желто-зеленых брюках.
Незнайка довольный пошел обратно, но тут подошел Пестренький и показал Незнайке другого осла. Незнайка удивился и превратил второго осла в коротышку. Тот получился таким же крупным и с губой.
Незнайка признался, что не помнит, как выглядел Листик. И тут друзья увидели в вольере еще одного осла. На всякий случай Незнайка превратил в коротышку и его. Это оказался самым крупным и сразу спросил Незнайку, куда девались Брыкун и Пегасик, два осла,который тут только что были.
А потом осел-коротышка дал Незнайке тумака и погнался за друзьями.
Когда Незнайка и Пестренький встретились с Кнопочкой, Незнайка рассказал ей про ослов и Листика.
Глава 16. Как Незнайка, Кнопочка и Пестренький встретились с Пегасиком и что из этого вышло
На следующее утро Незнайка с друзьями наблюдали как коротышка Чубчик поливает из шлага цветы. Вдруг появился осел Пегасик и тоже захотел поливать. Чубчик дал ему шланг и решил отойти.
Пегасик некоторое время поливал цветы, но потом увидел Незнайку и его друзей и сразу окатил Незнайку водой. Потом окатил Кнопочку. Незнайка бросился отнимать шланг у Пегасика и они окатили водой всех прохожих.
Собралась толка и Пегасик под шумок убежал, а Незнайку доставили в милицию.
Милиционеры Караулькин и Свистулькин не знали что делать с Незнайкой. Потом они решили прочитать ему нотацию, извиниться, чтобы он на них не обиделся и отпустить.

Часть 2.
Глава 17. Встреча с Кубиком
Незнайка, не зная, что милиционеры собирались отпустить его, пытался выбить стекло и вдруг увидел внизу Кнопочку и Пестренького. Кнопочка что-то показывала Незнайке. И Незнайка вспомнил про волшебную палочку. Он достал палочку и тут вошел милиционер Свистулькин. С перепугу Незнайка пожелал, чтобы стены милиции рухнули и они рухнули. Свистулькина сильно ударило по голове, но он все равно бросился за убегающим Незнайкой. Впрочем милиционер быстро отстал.
А Незнайка и друзья сели на лавочку и выпили газировки. В это время Незнайке показалось, что у него кружится голова, ведь дом за его спиной вращался.
Но подошедший архитектор Кубик с улыбкой объяснил, что дом действительно вращается.
Кубик повел друзей по улицам города, показывая разные странные дома. В виде уступов, музыкальных инструментов, в виде воздушного шара и даже совершенно скособоченные здания, где не было ни одной ровной стены.
Но вот Кубик вспомнил про заседание архитектурного комитета и предложил друзьям сходить вместе с ним.
Глава 18. В архитектурном комитете
Кубик вызвал автоматическое такси, которое само без водителя доставило путешественников на Архитектурную улицу. Там они вошли в красивое здание, и оказались на заседании комитета.
Архитекторы как раз обсуждали доклад о вращающихся домах. Они жарко спорили о том, нужно ли строит такие дома или нет.
Дискуссия увлекла Незнайку, но вот Пестренький просто уснул и даже начал храпеть. Так что друзьям пришлось вывести его на улицу.
Глава 19. В театре
На улице друзья побрызгали Пестренького водой и он пришел в себя. Они хотели вернуться на заседание, но увлеклись музыкантами, которые играли на пневматических инструментах. Потом они попали в эстрадный театр и остались смотреть представление.
Незнайку и Пестренького просто поразил артист-трансформатор Блинчик, который играл на разных инструментах и постоянно переодевался и менял внешность.
Даже когда начала петь настоящая певица, Незнайка какое-то время думал, что это все еще Блинчик, а узнав правду расстроился и заскучал.
Он еле досидел до конца представления.
Когда стемнело друзья отправились на такси в гостиницу.
Глава 20. Как Незнайка и его друзья встретились с инженером Клепкой
На следующее утро к друзьям пришел Кубик и предложил продолжить экскурсию по архитектурным местам города.
Они вышли на улицу и тут рядом остановилась машина. Оттуда выскочил коротышка в коротких штанишках и шлеме. Это оказался инженер Клепка, фамилию которого Пестренький стал произносить как Заклепка.
Он предложил подвезти друзей.
Все уселись в машину и она помчалась с ужасающей скоростью. Встречные машины она просто перепрыгивала, ведь она была снабжена специальными сапогами.
Потом машина упала в реку и поплыла. Пестренький, опасаясь за свою жизнь, сразу нацепил спасательный круг.
Но Клепка, желая еще больше поразить путешественников, вдруг взлетел и полетел над рекой на пропеллере.
Глава 21. Незнайка и его друзья совершают экскурсию на одежную фабрику
Клепка привез друзей на одежную фабрику и познакомил с Карасиком, коротышкой, который работал на фабрике.
Карасик с удовольствием повел друзей по разным этажам фабрики, показывая как печатается на станках одежда, как изготовляются на майках различные принты. Весь процесс был полностью автоматизирован.
Потом Карасик привел друзей в отдел дизайнеров и местные малышки сразу обратили внимание на Незнайку. Ведь у них уже спрашивали желтые брюки. Они осмотрели брюки Незнайки и внесли изменения в проект.
Наконец Пестренький взмолился, сказав, что хочет пить и есть.
Глава 22. Приключения милиционера Свистулькина
После неудачной погони за Незнайкой Свистулькин почувствовал себя плохо. При обвале его хорошо приложило по голове. Поэтому он не вернулся на службу, а пошел домой. Но время было неурочное, вращающийся дом Свситулькина был повернут другим боком, и Свистулькин зашел в чужой подъезд и чужую квартиру, где сразу уснул.
Поэтому его не могли найти, и все газеты разместили объявления о пропаже Свистулькина.
А Свистулькин проспал сутки, проснулся, поел и снова лег спать.
Но в этот вечер в квартиру вернулись хозяева - Шутило и Коржик. Они обнаружили Свестулькина и поняли, что произошло недоразумение.
Свистулькин быстро оделся и вышел. Но по ошибке одел куртку Коржика с водительским удостоверением в кармане.
На улице Свситулькин запнулся о веревку, которую натянули ослы-коротышки, упал и снова потерял сознание. Его привезли в больницу и под именем Коржика положили в палату.
Глава 23. Совесть снова тревожит Незнайку
Между тем Клепка продолжал возить друзей по разным местам города. Они побывали на мебельной фабрике, где изучили процесс изготовления мебели из пластмассы и надувной пневматической мебели.
Потом они осмотрели фабрику телевизоров, где делали плоские телевизоры разных размеров и мини-гарнитуру. Потом друзья побывали на книжной фабрике и наблюдали как печатались книги. Затем на фабрике музыкальных инструментов и во многих других местах.
При этом Незнайка все время читал в газетах о пропаже Свистулькина, и его мучила совесть.
На следующее утро Клепка и Кубик опоздали, друзей увез Карасик, который хотел показать им Солнечный парк.
В Солнечном парке Незнайку больше всего заинтересовал шахматный городок, где играли в шахматы множество шахматистов, сами с собой, друг с другом и с компьютером.
Кнопочка и Пестренький пошли дальше по парку, а Незнайка остался следить за игрой.

Глава 24. Как Незнайка заболел шахматной горячкой
Незнайка сыграл несколько раз с автоматом и проиграл. Потом он встретил Ниточку с одежной фабрики и они разговорились. Незнайка рассказал, как плохо живется в Цветочном городе, где ничего не автоматизировано. Рассказал о скопидомстве Пончика, но тут Ниточка оборвала Незнайку и сказала, что плохо смеяться над больным.
Потом она повела Незнайку к другим шахматным аппаратам и Незнайка наконец выиграл одну партию.
А Кнопочка и Пестренький в это время катались на аттракционах и всячески веселились в других местах парка.
Глава 25. Как отыскался Свистулькин
Свистулькин между тем увидел в газете свое имя, и вспомнил все. Как он видел Незнайку и волшебную палочку, как гнался за ним.
Он стал утверждать доктору, что это он Свистулькин, а доктор утверждал, что он Коржик. В конце концов доктор решил сходить домой к Коржику. Он пришел и был встречен Шутило и Коржиком. Увидев настоящего Коржика, доктор понял свою ошибку.
Доктор позвонил в милицию и скоро все газеты сообщили о том, что Свистулькин найден.
Незнайка играл в шахматы, когда к нему прибежала Ниточка с газетой и показала статью о Свистулькине.
Незнайка испугался, читая о том, что Свистулькин рассказывал про волшебника в желтых брюках. Но Ниточка, заметив его испуг, просто посмеялась. Она сказала, что волшебников не бывает и доктор правильно сказал об этом в комментарии. К тому же вокруг было уже очень много малышей в желтых брюках - мода.
Глава 26. Важные события
В это время, превращенные в коротышек ослы продолжали развлекаться на улицах города. Они натягивали веревочки, обливали прохожих из шланга, стукали по спине, играли в шахматы на щелчки и делали многое другое.
У ослов нашлись последователи, которых стали называть ветрогонами, по имени группы коротышек, которые в давние времена занимались подобными непотребствами.
Между тем, странная одежда ветрогонов-ослов обратила на себя внимание, и одежная фабрика оказалась завалена требованиями на широкие желто-зеленые брюки и пиджаки с узкими рукавами. Брюки Незнайки сразу вышли из моды.
В прессе поднялась дискуссия о ветрогонах и некоторые даже призывали создать комитеты поддержания порядка.
Глава 27. Во власти ветрогонов
Движение ветрогонов в городе набирало силу. Многие коротышки подражали ветрогонам, в городе стали часто происходить драки, ломали шахматные аппараты, протыкали воздушные карусели. Милиционеры ловили нарушителей и сажали их в "холодильник" но потом отпускали их, так как их мучила совесть.
На улицах стало мало народу, все торопились пройти домой.
В музыке ветрогоны стали играть на расстроенных инструментах, а в театре зрителей заставляли сидеть на сцене, в то время как актеры играли в зрительном зале.
Однажды Незнайка с друзьями чуть не утонул на реке, когда какой-то ветрогон проткнул им лодку. А в театре им насыпали за шиворот опилок и облили водой.
Глава 28. Открытие профессора Козявкина
Друзья решили уехать из Солнечного города, который стал негостеприимным. Но пока Незнайка и Пестренький ходили искать автомобиль, Кнопочка прочитала в газете статью профессора Козявкина, который описал превращение осла в человека и сделал вывод, что ветрогоны бывают двух типов - дикие и домашние. Поэтому он предлагал найти способ превратить ветрогонов диких обратно в ослов, а домашние сами станут нормальными.
Там же была статья о Листике, которого до сих пор не нашли.
Когда Незнайка вернулся, Кнопочка отказалась уезжать, пока он не исправит, что натворил и показала ему статьи в газете.
Незнайка понял, что вместо Листика превратил в коротышек самых обычных ослов и решил вернуться в зоопарк, чтобы найти Листика
Глава 29. Встреча со старыми друзьями
Утром к друзьям пришел Кубик, который показал новый радиолокатор, который помогал обнаружить ветрогонов спереди и сзади. Потом пришли Ниточка и Карасик, которые показали прорезиненную одежду, в которой не чувствовались удары. Потом появился забинтованный Клепка, которому ветрогоны открутили сапог на автомобиле и он попал в аварию.
Незнайка пообещал,что скоро ветрогонов не будет.
А Кубик предложил познакомить друзей с Селедочкой и Фуксией, которые изобрели ракету для полета на Луну и зимнее солнце.
Друзья поехали на автомобиле Клепки, но когда Кубик узнал, что Клепка везет их в научный городок, он схватился за руль и машину развернуло.
Пестренький заинтересовался двигателем машины и Клепка разобрал машину, чтобы показать как она работает на биопластмассе. Вокруг машины собралась толпа, и все решили, что случилась авария. Приехала милиция и машину Клепки отбуксировали в милицию.
Глава 30. Как Незнайка потерял волшебную палочку
Незнайка с друзьями пришел в зоопарк и стал искать Листика. Но ему сказали, что этого осла отдали в цирк, потому что он очень ученый. Незнайка увидел в клетке обезьяну и просунул туда волшебную палочку, чтобы подразнить обезьяну. Но обезьяна выхватила волшебную палочку. Незнайка не мог достать палочку и решил открыть клетку.
Но его заметил сторож и прогнал, угрожая вызвать милицию.
Поэтому Незнайка и Пестренький решили, когда зоопарк закроется, перелезть через забор.
Ночью зоопарк был совсем не похож на зоопарк днем. Незнайка и Пестренький заблудились. Но наконец Незнайка увидел знакомый сарай и залез в клетку. Однако выглянула Луна и Незнайка увидел перед собой льва. Они с Пестреньким быстро убежали и едва успели перелезть через забор.
Глава 31. Встреча с волшебником
Утром Незнайка отправился в зоопарк и дождавшись, когда уборщица уберет в клетке с обезьяной и выбросит мусор, нашел в мусорном бачке свою палочку.
Он с друзьями побежал в цирк и за кулисами нашел осла Листика. Незнайка стал махать волшебной палочкой, но Листик не желал превращаться в малыша.
Незнайка попробовал заказать три порции мороженого, но и это не получилось.
Незнайка был очень раздосадован, он считал, что палочка недоброкачественная.
И тут появился Волшебник. Он объяснил Незнайки, что тот совершил три плохих поступка и палочка перестала действовать. Он превратил Листика в осла, он превратил ослов в коротышек, и он дразнил обезьяну.
Но Волшебник сказал, что жизнь прекрасна и без волшебной палочки.
Глава 32. День рукавичек
Незнайка спросил у Волшебника, а может ли исполниться его желание без волшебной палочки. Волшебник ответил, что если желание хорошее, то оно исполнится. Тогда Незнайка попросил, чтобы в Солнечном городе все стало как прежде. Кнопочка пожелала скорее вернуться в Цветочный город, а Пестренький узнал что случилось со львом, с его друзьями Кубиком и Клепкой, и попросил, чтобы быть чистым, не умываясь.
Волшебник сказал, что он будет чувствовать себя хорошо, только умывшись.
Потом они пошли по улице и увидели трех ослов, которые возвращались в зоопарк. Потом они увидели Листика и Буковку, которые шли крепко держась за руки. Потом вокруг стали падать рукавички, ведь в Солнечном городе отмечали день солнечных братьев. В этот день надо было ловить рукавички и обмениваться ими.
Незнайка обменялся рукавичками с малышами, и Кнопочка обменялась, а Пестренький обменялся рукавичкой со Свистулькиным.
Потом Волшебник проводил друзей на станцию автоматического такси и посадил в такси до Цветочного города.
На прощание он помахал друзьям своей бородой.
Глава 33.Незнайка, Кнопочка и Пестренький становятся солнечными братьями
Друзья ехали назад в Солнечный город и вспоминали все, что с ними случилось. Потом они заметили, что они могут обменяться рукавичками, и тогда у каждого они станут одного цвета. Потом все уснули, а когда проснулись, оказались уже в Цветочном городе.
Пестренький быстро ушел, а Незнайка и Кнопочка пошли вместе. Незнайка мечтал, чтобы Цветочный город стал таким же как Солнечный, а Кнопочка говорила, что Незнайке надо было пожелать ума.
Потом Кнопочка сказала, что хочет, чтобы Незнайка был хорошим. Незнайка сказал, что одна его подружка тоже этого хочет. И Кнопочка спросила, что это за подружка, про которую Незнайка ничего не рассказывал.
Незнайка сказал, что это совесть. Кнопочка сказала, что Незнайка глупый, но хороший, а Незнайка сказал, что она в него влюбилась. Тогда Кнопочка обиделась и ушла. А Незнайка удивлялся, что он такого сказал.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Незнайка в Солнечном городе"

Считается, что синквейн возник, основываясь на принципах создания восточных поэтических форм. Изначально большое значение придавалось количеству слогов в каждой строчке, расстановке ударений. Но в педагогической практике всему этому не уделяется много внимания. Основной акцент делается на содержание и на принципы построения каждой из строк.

Правила построения синквейна

  • Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
  • В третьей строчке , посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
  • Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
  • Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.

В качестве примера приведем стихотворение, составленное детьми про сам данный метод обучения:

Синквейн
Образный, точный
Обобщает, развивает, обучает
«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»
Творчество.

Как использовать синквейны на уроке?

Тема, выбранная для составления синквейна должна быть близкой и интересной учащимся. Лучших результатов можно достигнуть, если есть простор для эмоциональности, чувственности.

Не всегда дети сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, страхом ошибиться. Чтобы помочь ребятам, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление учеников, отвечать на возникающие у них вопросы.

Основной задачей учителя, применяющего метод синквейна на уроке, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.

Как научить детей писать синквейн?

В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн — это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу.

После завершения творческого процесса, дети, по желанию, зачитывают свои стихотворения. Если работа проходила, например, в качестве домашнего задания, учитель может зачитать (или попросить сделать это автора произведения) наиболее интересные варианты. В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске. Допускается работа в парах или группах. Но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников.

Области применения

Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.

Синквейн — это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии вызова, когда дети, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет учителю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала.

На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн — это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.

А можно использовать на . Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.

Составление синквейна — это творческая деятельность и чаще применяется при изучении гуманитарных предметов -— литературы, истории. Но для того, чтобы разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным, можно использовать данный прием и на уроках, физики, например. После ознакомления с темой «Свет», учитель предлагает детям составить синквейн.

Ответьте, используя прилагательные, какой он? Яркий, теплый

Расскажите, используя глаголы, что он делает? Горит, озаряет, мерцает.

Составьте предложение или словосочетание, которое выражает отношение к теме, и является своеобразным выводом. Необходим людям.

Подведите итог, выразив его одним словом. Сияние.

На природоведении можно предложить детям составить стихи про времена года.

Лето
Жаркое, веселое
Гулять, играть, отдыхать.
Ждем с нетерпением.
Каникулы!

Весна
Теплая, яркая

Природа просыпается.
Здорово!

Варианты работы с синквейном

Помимо традиционного составления синквейна, возможны и другие виды работы с пятистишиями на уроке.

Составить рассказ, основой которого послужит уже готовое стихотворение. Желательно, при его составлении, использовать слова и фразы, использованные в заданном синквейне.

Отредактировать готовый синквейн, с целью усовершенствовать его.

Дописать синквейн. Для этого нужно проанализировать заданное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, можно предложить стихотворение, в котором не указана тема. Применяя слова, ее характеризующие и раскрывающие, учащиеся должны понять, о чем идет речь:

Мимолетное, замирающее
Бежит, останавливается, лечит
Потрясающее явление
Жизнь.

Дети должны определить, что тема данного синквейна — «Время».

Достоинства метода

При составлении синквейна на уроках:

  • повышается интерес к изучаемому материалу;
  • развивается образное мышление;
  • развиваются творческие способности учащихся;
  • совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
  • развивается мышление и воображение;
  • вырабатывается способность к анализу;
  • уменьшается время, отводимое на запоминание информации;
  • расширяется словарный запас.

Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.

В ходе работы по данной методике ученики способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.

Примеры синквейнов

На природоведении можно предложить детям составить синквейны про времена года.

Лето
Жаркое, веселое
Гулять, играть, отдыхать.
Ждем с нетерпением.
Каникулы!

Весна
Теплая, яркая
Расцветает, зеленеет, радует.
Природа просыпается.
Здорово!

На уроке литературы учитель, в качестве домашнего задания, предлагает детям составить синквейн про любимое произведение. Результат может быть таким:

Нина
Умна и смела.
Путешествует, дружит, побеждает.
Восхищаюсь я ей.
Речь идет о книге «Девочка шестой луны» Муни Витчер.

Можно предложить детям написать синквейн про солнце:

Солнце
Яркое, далекое
Согревает, светит, радует нас.
Я люблю солнце.
Животворящая звезда.

Синквейн — это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению своих мыслей. Это способ написания оригинальных и красивых стихотворений. Именно поэтому синквейн, как метод обучения, приобретает все большую популярность и все чаще применяется в образовательном процессе.




Top