Что называют частью духовной культуры человечества. Духовная культура: определение, структура, разновидности

Растущий кризис в Российской Федерации больнее всего бьет по незащищенным слоям населения, в том числе по пенсионерам. Однако пенсионное законодательство устанавливает некоторые льготы данным лицам.

В бюджете РФ предусматриваются значительные суммы для компенсации пенсионерам стоимости проезда в муниципальном транспорте.

Стоит отметить, что данные компенсационные выплаты определяются региональными властями . Вот почему в одних городах люди пенсионного возраста ездят в гортранспорте бесплатно, а в других им только частично компенсируется стоимость проезда.

В этой статье мы поговорим о том, какие преференции на проезд в муниципальном транспорте предоставляются различным категориям пенсионеров в текущем году.

Кому положены скидки

Перечислим, кто из пенсионеров может иметь льготу на пользование гортранспортом:

Примечательно, что любой пенсионер имеет право отказаться от льготного проезда. В случае отказа от этой госпомощи он может воспользоваться правом на получение компенсационной доплаты к пенсионным начислениям.

Виды транспорта

Величина компенсации проезда в гортранспорте зависит от места проживания пенсионера и регулируется региональными властями.

Скидки на проезд пожилым людям действуют на следующих видах транспорта :

  • общественный гортранспорт;
  • авиасообщение (величина льготы регулируется компанией-перевозчиком);
  • электричка;
  • пригородные поезда.

Виды госпомощи и правила ее получения

Помимо того, пенсионерам, работавшим в МВД и состоявшим на воинской службе , предоставляется раз в году оплачиваемый государством транспорт для проезда к месту проведения лечения и обратно. Кроме того, при увольнении с воинской службы государство оплачивает военным пенсионерам проезд к месту постоянного проживания и при необходимости железнодорожный контейнер для транспортировки личного имущества весом до 20 тонн.

Кроме всего прочего, полагается 50 % сезонная скидка на стоимость проезда на водном и ж/д транспорте. Также, лица пенсионного возраста, проживающие в Заполярье и приравненных к нему территориях, имеют возможность один раз каждые два года бесплатно поехать в санатории и лечебницы. Кроме того, они обслуживаются вне очереди в кассах вокзалов всех типов.

Чтобы получить данную льготу, необходимо написать заявление в местное отделение ПФ , а также предоставить паспорт и документацию, подтверждающую право на предоставление соцпомощи.

При этом военным пенсионерам необходимо обратиться в военное ведомство, в котором они получают пенсию.

Региональные программы

Кроме федеральных существуют также региональные преференции на проезд в гортранспорте для пенсионеров.

Рассмотрим некоторые региональные программы.

Москва и область

В столице и области все лица пенсионного возраста, независимо от категории, пользуются правом бесплатного проезда на любом виде гортранспорта (включая метро), кроме коммерческого. Для получения данной льготы пожилым людям необходимо быть жителем столицы или области, а также получить ЕСК (единую ) москвича. Данную карту можно оформить в органах соцзащиты.

При этом необходимо предоставить следующую документацию :

Уточнить список требуемых документов можно, обратившись к оператору горячей линии РУСЗ столицы или области.

Санкт-Петербург

В СПб пенсионерам предоставляется возможность покупать билеты на проезд со скидкой.

Согласно Социальному кодексу Санкт-Петербурга данная преференция предоставляется на все типы гортранспорта, за исключением коммерческого . Если пенсионер является Героем России или Советского Союза, работником тыла, либо ветераном ВОВ, жителем блокадного Ленинграда, который проживает в северной столице, то он имеет право покупать проездные билеты со скидкой на пригородные поезда с мая месяца по декабрь.

Льготные билеты можно приобрести после предъявления в кассе паспорта и удостоверения пенсионера. Детальную информацию о данных программах соцподдержки могут предоставить местные отделения соцзащиты.

Другие регионы

В Липецке пенсионеры могут оформить транспортную карту, которая предоставляет возможность пользоваться гортранспортом по льготному тарифу - 4 руб. 35 коп. Получить ее можно в специальных центрах при предъявлении удостоверения пенсионера.

С июля 2016 года в Волгограде были внесены некоторые изменения относительно льгот на проезд для граждан пенсионного возраста в муниципальном транспорте. Согласно им льготный проезд в гортранспорте полагается следующим лицам:

В Новгороде гражданам пенсионного возраста (не льготникам) ежеквартально выплачивают компенсацию на проезд в размере 600 руб. Кроме того, ветераны труда каждый месяц получают 508 руб. для оплаты проезда в муниципальном транспорте. Также, в зависимости от группы, инвалидам начисляется определенная сумма для оплаты проезда в гортранспорте.

Государство стремится поддерживать пенсионеров. Для этой категории граждан предоставляется перечень льгот. Однако кризис вынудил власти столицы задуматься об экономии.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Из-за этого произошло лишение пенсионеров льгот на право проезда в метро в Москве в 2019 году. Действие позволило сэкономить больше 4 млрд. рублей.

Однако государство не забыло о гражданах. Пенсионеры получили субсидию в виде прибавки к пенсии.

Первоначальная информация

Перед тем, как разбираться с вопросом о бесплатных проездах в столичном метрополитене, стоит выяснить, какие льготы предоставляются пенсионерам.

Размер стоимости билета

Лишение льгот заставило пенсионеров покупать билеты на метро по стоимости, актуальной для обычных граждан. С 1 января 2019 года произошло очередное увеличение стоимости проезда.

Она возросла примерно на 7,5%. Цена билета на метро в Москве зависит от количества поездок, которые гражданин приобретает единовременно. Если он хочет купить:

Дополнительно действуют билеты, позволяющие приобрести поездки по Москве на всех видах общественного государственного транспорта.

Стоимость проездного зависит от его срока действия и составляет от 210 до 18 200 руб. Количество поездок не ограничено.

Какие транспортные льготы предоставляются дополнительно

Когда льготы были отменены, произошло назначение специальной субсидии. Она выплачивается в виде прибавки к пенсии. Ее размер составляет 400 рублей.

На практике пенсионерам придется платить только за проезд в метро. Сегодня в Подмосковье осуществляет работу региональный перевозчик.

Он позволяет пенсионерам передвигаться на некоторых видах общественного транспорта бесплатно. Ветераны труда и военной службы смогут передвигаться без внесения платы и на электричках.

Сегодня пенсионерам доступны следующие виды транспортных льгот:

  • бесплатное передвижение на пригородном транспорте, в том числе и на электричках;
  • предоставление скидки в размере 100%, если пенсионер отправляется в Москву для посещения медицинских учреждений;
  • безвозмездное использование муниципального транспорта, например автобуса.

Если ситуация не входит в категорию вышеперечисленных, пенсионеру предстоит самостоятельно оплатить стоимость проезда. Льготы не распространяются на частных маршрутных перевозчиков и службы такси.

За их услуги должны вносить плату все категории граждан, в том числе пенсионеры, ранее работавшие в МВД, депутаты и инвалиды.

Последствия отмены Госуслуги

Благодаря сокращению количества льгот, власти Москвы сумели сэкономить большое количество денежных средств.

Они были направлены на финансирование иных социальных компаний для пожилых людей. Однако пенсионеры заявляют, что отмена права бесплатного проезда на метро очень невыгодная.

Власти столицы стараются компенсировать стоимость проезда за счет увеличения размера пенсии и предоставления Московской надбавки.

Переехав в столицу на постоянное место жительства, пенсионер сможет рассчитывать на дополнительную прибавку к пенсии.

Отмена льгот на бесплатные поездки в метро сильно ударила по карману московских пенсионеров. Компенсации, предоставляемой властями, не хватает для беспроблемного перемещения по столице.

Однако принятое решение позволило существенно сократить расходы региона. Власти сэкономили более 4 млрд. рублей, которые были направлены для реализации иных программ для пенсионеров.

Духовная культура - это определенная система мировоззренческих идей, знаний, взглядов, которые присущи конкретному этносу, культурно-историческому обществу людей (народу, нации) или даже в целом человечеству. Человек как индивид не ограничивает себя только внешним чувственным опытом, не отводит ему первостепенное преимущественное значение. Он признает все же руководящим и основным опыт духовный, благодаря ему, он любит, верит, живет и оценивает вещи и все происходящее. Духовная культура возникла и развивается благодаря этом внутренним переживаниям и опыту человека, который определяет цель и смысл.

История возникновения термина

Впервые данное понятие ввел историк и философ Вильгельм фон Гумбольдт. В своих трудах он описывал идею о том, что всемирная история - это результат влияния духовной силы, которая лежит за пределами человеческого сознания и познания. Эта сила проявляет себя через личные усилия и творческие способности отдельно взятых индивидов. Именно плоды их деятельности и были названы фон Гумбольдтом таким термином, как духовная культура.

Патриотизм и понятие культуры

Данное понятие тесно связанно с патриотизмом. Каждый народ обязан принимать и признавать свою историческую и природную данность, прорабатывать ее в творческом национальном акте. Если же какой то народ не принимает эту свою естественную обязанность, то в конечном итоге его ждет духовная деградация, разложение. Как следствие, исчезновение такого важного аспекта, как духовная культура, и уход с исторической арены. Каждый народ стремится к одухотворению самого себя. У каждого из них процесс постижения и развития такой стези, как духовная культура, индивидуален и неповторим. Именно такие отличия и особенности выявляют характерные для каждого народа черты, и именно они дают возможность говорить о национальной культуре и патриотизме.

Элементы духовной культуры

Невозможно говорить о таком сложном понятии без перечисления основных составляющих элементов. Основой любой культуры является, скорее, не сохранение или развитие традиций, а деятельность. В контексте разговора о таком понятии, как духовная культура, можно упомянуть такие виды деятельности, как интеллектуальная, эстетическая, творческая, религиозная, правовая, нравственная, познавательная, художественная.

Разновидности культур

Нельзя не упомянуть о классификации довольно-таки абстрактных и индивидуальных понятий. Различать их можно в зависимости от носителей. Выделяют национальную (синтез разноклассовых культур) и мировую (как синтез национальных) культуры. Также можно говорить о так называемых субкультурах, выделяемых в соответствии с более конкретными носителями. В основном обозначают культуры классовые, городские, сельские, молодежные, семейные, индивидуальные, народные. Еще одним важнейшим понятием, раскрывающим термин духовная культура, является деление на материальную и художественную стороны жизни. Однако они настолько сильно переплетены в современном обществе при настоящих условиях жизненных реалий, что фактически невозможно определить их четкие рамки и грани.

Духовная культура: определение, структура, разновидности.
План.


    Введение.

    Духовная культура – определение.

    Духовная культура – структура.

    Разновидности духовной культуры.


      Миф.

      Искусство.

      Философия.

      Идеология.

      Нравственность.

    Вывод.

1. ВВЕДЕНИЕ
Мировое сообщество все больше внимания обращает на состояние куль­туры. Она понимается, прежде всего, как содержание и процесс жизнедеятельности людей , результат их активной и целенаправленной, хотя и не всегда целесообразной и удачной, продуктивной социальной активности. Культура выступает одним из ведущих признаков планетарной цивилизации, отличает жизнь людей от жизни других живых существ на земле и возможных внеземных цивилизаций.

Культура – (лат) возделывание, воспитание, образования, развитие.

Это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представлений в продуктах материального и духовного труда в, системе социальных норм и учреждений, в системе духовных ценностях, в совокупности отношение людей природе между собой и к самим себе.

В широком смысле слова культура – совокупность проявлений жизни, достижений творчества народа или групп народов.

В узком смысле слова культура – облагораживания телесных, душевных склонностей и способностей человека.

Культура – обработка, оформление, одухотворение, облагораживания людьми других и самих себя. Это оформление, имеющее ценностный смысл. Культура начинается там, где содержание обретает совершенную форму.

Культура представляет собой целостный системный объект, обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает как единый процесс, который можно разделить на две сферы: материальную и духовную.

Материальная культура подразделяется на:
- производственно-технологическую культуру, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека;
- воспроизводство человеческого рода, включающего в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной.
Следует заметить, что под материальной культурой понимается не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию «условий человеческого существования». Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.

2. Духовная культура – определение.
Духовная культура - многослойное образование, включающее в себя познавательную, нравственную, художественную, правовую и др. культуры; это совокупность нематериальных элементов: нормы, правила, законы, духовные ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, язык, знания, обычаи. Любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике, например - книга.

Духовная культура - сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности. Выступая качественным показателем духовной жизни общества, духовная культура по своей структуре идентична структуре духовной сферы общественной жизни, которая в качестве системы представляет собой единство таких компонентов, как духовная деятельность, духовные потребности, духовное потребление, социальные институты, духовные отношения и общение.

Духовное производство - деятельность общества по производству , сохранению, обмену, распределению и потреблению идей, представлений, идеалов, научных знаний и других духовных ценностей. В сфере распределения и освоения духовных ценностей духовное производство охватывает образование, нравственное и эстетическое воспитание и другие формы приобщения к духовной культуре. Духовное развитие - процесс обогащения духовного развития человека и общества, направленный на реализацию идеалов духовного развития культуры: гуманизма, свободы, индивидуальности, творчества и др. Духовное развитие общества воплощается в развитии форм общественного сознания: морали, религии, философии, науки, искусства, политического и правового осмысления социального прогресса.

Понятие духовной культуры:
- содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),
- показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).
Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину - добро - красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:
- теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;
- этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;
- эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.
Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности.
Таким образом, содержанием культуры становится вся человеческая деятельность. Человеческое общество и выделилось из природы благодаря такой специфической форме взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность.
3. Духовная культура – структура.
Духовная культура общества включает:

Воспроизводство индивидуального и общественного сознания;

Народную художественную культуру;

Искусство как профессиональный вид художественного творчества;

Эстетическую культуру;

Культуру научной жизни;

Культуру образования;

Культуру воспитания;

Культуру свободы совести;

Культуру нравственно-духовной жизни;

Информационную культуру.
4. Разновидности духовной культуры.
Человек по-разному может реализовать свое творческое начало, и полнота его творческого самовыражения достигается через создание и использование различных культурных форм. Каждая из этих форм обладает своей "специализированной" смысловой и символической системой. Попытаюсь далее кратко охарактеризовать лишь подлинно всеобщие формы духовной культуры, в каждой из которых по-своему выражается суть человеческого бытия

Развитие культуры сопровождается возникновением и становлением относительно самостоятельных систем ценностей. Вначале они включены в контекст культуры, но затем развитие приводит ко все более глубокой специализации и, наконец, к относительной их самостоятельности. Так случилось с мифологией, религией, искусством, наукой

В современной культуре можно уже говорить об относительной их самостоятельности и о взаимодействии культуры с этими институтами.

4.1. Миф

Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и изменения душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том , что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую (ассоциативную связь от причинно-следственной. Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ - демонов и богов

Миф - наиболее древняя система ценностей. Считается, что в целом культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и условности к знанию, к закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение. Развитие науки и цивилизации часто обесценивает миф, показывает неадекватность регулятивных функций и ценностей мифа, сущности современной социокультурной действительности. Однако это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в современной культуре создает средства и способы символического мышления, он способен ценности современной культуры интерпретировать через идею "героического", что, скажем недоступно науке. В ценностях мифа чувственное и рациональное даны синкретно, слитно, что мало доступно другим средствам культуры XX века. Фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично

В этих условиях выбор и ориентация личности раскрепощается и, следовательно, используя условность, она может достигать высокой гибкости, что, например, почти недоступно религии. Миф, очеловечивая и персонифицируя явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям. На этой почве становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а это один из самых простых способов упорядочивания его деятельности. В ранних и примитивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например, в язычестве. Но в развитых культурах подобные явления имеют скорее характер рецидива или являются механизмом реализации того или иного архетипа, особенно в массовой культуре или массовом поведении. Мифология часто используется в XX веке как усилитель ценностей, обычно за счет их гипертрофирования и фетишизации. Миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности, гиперболизировать ее, а, следовательно, подчеркивать и даже выпячивать.

4.2. Религия

Религия , как и миф, выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основаниям бытия. Однако теперь свои основания человек ищет уже не в непосредственной жизни природы. Боги развитых религий находятся в сфере потустороннего (трансцендентного). В отличие от мифа, здесь обожествляется не природа, а сверхъестественные силы человека, и прежде всего, дух с его свободой и творчеством. Помещая божественное по ту сторону природы и понимая его как сверхъестественный абсолют, развитая религия освобождала человека от мифологической слитности с природой и внутренней зависимости от стихийных сил и страстей

Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом. Ценности светской культуры и ценности религии часто не гармоничны и противоречат друг другу. Например, в понимании смысла жизни, в миропонимании и т. д. Главное почти во всякой религии - это вера в Бога или вера в сверхъестественное, в чудо, что непостижимо разумом, рациональным путем. В этом ключе и формируются все ценности религии. Культура, как правило, модифицирует становление религии , но утвердившись, религия начинает изменять культуру, так что дальнейшее развитие культуры идет под значительным влиянием религии. Э. Дюркгейм подчеркивал, что религия оперирует в основном коллективными представлениями и поэтому - сплочение и связь главные ее регуляторы. Ценности религии принимаются сообществом единоверцев, поэтому религия действует прежде всего через мотивы консолидации, за счет единообразной оценки окружающей действительности, жизненных целей, сущности человека. Религия устанавливает градацию ценностей, придает им святость и безусловность, что затем ведет к тому, что религия упорядочивает ценности по "вертикали" - от земных и обыденных до божественных и небесных. Требование постоянного морального совершенства человека в русле предлагаемых религией ценностей создает напряжения смыслов и значений, попадая в которое человек регламентирует свой выбор в границах греха и справедливости. Это порождает тенденцию к консервации ценностей и культурных традиций, что может вести к социальной стабилизации, но за счет сдерживания светских ценностей

Светские ценности более условны, они легче подвергаются преобразованиям и интерпретации в духе времени. Общая тенденция проявляется здесь в том, что в развитии культуры постепенно усиливаются процессы секуляризации, то есть освобождения культуры из-под влияния религии.

4.3. Искусство

Параллельно с мифом и религией в истории культуры существовало и действовало искусство. Искусство есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека "вторую реальность" - мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души

Искусство продуцирует свои ценности за счет художественной деятельности, художественного освоения действительности. Задача искусства сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации автором явлений окружающего мира. В художественном мышлении познавательная и оценочная деятельность не разделены и используются в единстве. Работает такое мышление с помощью системы образных средств и создает производную (вторичную) реальность - эстетические оценки. Искусство обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи

Искусство рефлексирует мир, воспроизводит его. Сама рефлексия может иметь три измерения: прошлое, настоящее и будущее. В соответствии с этим возможны различия в типах тех ценностей, которые создает искусство. Это ретроценности, которые ориентированы в прошлое, это реалистические ценности, которые "точно" ориентированы к настоящему, и, наконец, авангардные ценности, ориентированные на будущее. Отсюда - особенности их регулятивной роли. Однако, общим для всех этих ценностей является то, что всегда они обращены к человеческому "Я". В этом содержатся как положительные, так и отрицательные моменты, то есть художественные ценности , преломляясь в сознании и подсознании человеческого "Я", могут порождать как рациональные, так и иррациональные мотивы, и стимулы к выбору в поведении человека

Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно конструктивно и деструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. В целом же искусство, благодаря субъективации, способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что, в конечном счете, воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.

4.4. Философия

Рассуждая о духовных составляющих культуры, нельзя не упомянуть философию. Философия стремиться выразить мудрость в формах мысли (отсюда и ее название, которое буквально переводится как "любовь к мудрости"). Философия возникла как духовное преодоление мифа, где мудрость была выражена в формах, не допускающих ее критическое осмысление и рациональное доказательство. В качестве мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бытия. Но будучи одновременно выражением мудрости, философия обращается к предельным смысловым основам, видит вещи и весь мир в их человеческом (ценностно-смысловом) измерении. Таким образом, философия выступает как теоретическое мировоззрение и выражает человеческие ценности, человеческое отношение к миру. Поскольку мир, взятый в смысловом измерении есть мир культуры, то философия выступает как осмысление, или, говоря словами Гегеля, теоретическая душа культуры. Многообразие культур и возможность разных смысловых позиций внутри каждой культуры приводят к многообразию спорящих между собой философских учений.

4.5. Наука

Наука имеет своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. Она неразрывно связана с философией, которая выступает в качестве всеобщей методологии научного познания, а также позволяет осмыслить место и роль науки в культуре и человеческой жизни

Наука - один из новых институтов в структуре культуры. Однако значение ее быстро растет, а современная культура воспитывает глубокие изменения под влиянием науки. Духовная эволюция через миф, религию и философию привела человечество к науке, где достоверность и истинность получаемых знаний проверяется специально разработанными средствами и способами. Наука, таким образом, существует как особый способ производства объективных знаний

Объективность не включает в себя оценочного отношения к объекту познания, то есть наука лишает объект какого-либо ценностного значения для наблюдателя. Наука, давая знания человеку, вооружает его, дает ему силы. "Знание - сила!" - утверждал Ф. Бекон

Но для каких целей и с каким умыслом употребляется эта сила? На этот вопрос должна отвечать культура

Гуманистическая ценность, культурогенная роль науки неоднозначны. Если ценность науки измерять практическими последствиями, то она, с одной стороны, дала компьютер , а с другой - ядерное оружие. Высшая ценность для науки - истина, в то время как высшая ценность для культуры - человек. Наука, будучи мощным средством рационализации человеческого труда, может с успехом "роботизировать" человека. Подавляя другие формы истин, наука ограничивает возможности духовного развития. Стремясь контролировать содержание образования, наука косвенно контролирует систему человеческих ориентиров, что ведет в дальнейшем к созданию условий для формирования одномерного человека, то есть узкого и глубокого специалиста

Познание, будучи жизненно важной потребностью человека, приобрело вид отчужденной силы человеческого прогресса, когда оно стало развиваться в форме науки. Н. Бердяев подчеркивал, что жажда познания, оторванная от ценностей, идеалов Добра и Красоты, оборачивается роком в судьбе человечества. Поскольку главная социальная функция науки - усовершенствовать средства жизнедеятельности человека, то есть задача повышения эффективности, постольку она порождает прагматизм как стиль жизни. Постоянное стремление рационализировать, улучшать и обновлять технику, материалы, технологию закрепило в общественном сознании идеалы прогресса, которые все более ощутимо довлеют над другими смыслами и установками жизни человека. Тот же Н. Бердяев замечал по этому поводу: это идея прогресса превращает каждое поколение, каждого человека, каждую эпоху в истории человечества в средство и орудие достижения некой "окончательной цели"

Самый важный результат научного прогресса - возникновение цивилизации, как системы рационализированных и техноциализированных форм бытия человека. В определенном смысле, цивилизация и культура несовместимы. Технофицированные формы бытия человека противостоят внутренним началам духовной сущности человека. Эти начала культура воплощает в ценностях и идеалах. Культура - это скорее творческая лаборатория человеческого духа, в то время как науку скорее можно понимать как творческую лабораторию только разума. Первое следствие разрыва культуры и науки проявляется в нарастающей подмене духовных смыслов и ценностей жизни материальными результатами прогресса.

Современная история человечества без науки не представима. Наука принадлежит современной культуре, порождает цивилизацию и, таким образом, связывает их в целостное образование. Наука превратилась в фундаментальный фактор выживания человечества, она экспериментирует с его возможностями, создает новые возможности, реконструирует средства жизнедеятельности человека, а через это она изменяет и самого человека. Творческие возможности науки огромны, и они все более глубоко преобразовывают культуру. Можно утверждать, что наука обладает некоторой культурогенной ролью, она придает культуре рационалистические формы и атрибуты. Идеалы объективности и рациональности в такой культуре приобретают все более важную роль. Но это ведет к тому, что вытесняются ценности субъективности: личностные, эмоциональные и чувственные компоненты культуры , без них нет реального человека. Культура всегда нравственно нагружена, она в этом смысле более органична сущности человека, а наука более отчуждена, она более условна. Ценность научного знания пропорциональна его полезности, но это по существу, технократическая характеристика. Наука расширяет пространство для технократических атрибутов, обогащает сознание человека технократическими смыслами и значениями, но это все элементы цивилизации. Можно утверждать, что в истории человечества наука действует как цивилизирующая сила, а культура - как одухотворяющая сила. Наука создает, по определению В. Вернадского, ноосферу - сферу разума, рационального обитания. Рациональность не всегда укладывается в требования нравственности. В культуре XX века борьба здесь идет с нарастанием, и неясно как разрешится эта ситуация. По этой причине современная культура не является гармоничной и сбалансированной. Скорее всего противоречие между рациональностью и нравственностью не разрешится до тех пор в истории человечества, пока оно не выполнит древний завет: "Познай самого себя!" Наукоемкость культуры возрастает и это показатель прогресса человеческой истории. Но "гуманность" тоже должна расти, ибо это показатель человечности исторического прогресса. Только синтез того и другого дает надежду, что будет построена гуманистическая цивилизация.

4.6. Идеология

До недавнего времени особое внимание уделялось еще одному компоненту духовной культуры - идеологии . Впервые наиболее развернуто проблему идеологии поставили и разрешили немецкие философы К. Маркс и Ф. Энгельс. В "Немецкой идеологии" и других произведениях они используют категорию "идеология" в соответствии с той традицией, которая сложилась в конце XVIII-XIX веках, когда этот термин употреблялся в негативном значении, характеризуя "чуждые действительности мечтания" и "ложное сознание". Но К. Маркс и Ф. Энгельс привносят в анализ идеологии социальные характеристики. Они рассматривают идеологию как сложное социальное образование, которое формируется и функционирует в рамках надстроечных систем. Идеология определяется как функциональная характеристика общественного сознания, отражающая общественное бытие с позиций интересов тех или иных социальных групп, классов, общностей и обслуживающая эти интересы

Следовательно, идеология представляет собой самосознание социального субъекта: социальных групп, национальных и иных общностей, класса. Только в идеологии специфические интересы социальных групп, классов и общностей находят свое осознание, обоснование и систематизированное выражение. Следует также иметь в виду, что те или иные формы общественного сознания принимают идеологический характер только в рамках определенных социальных институтов и представляющих их социальных организаций: государства, политических партий, церкви, корпоративных объединений и т.д. Следует отметить, что противоположную тенденцию выражает гуманизм. В качестве примера идеологического направления - можно привести метод социалистического реализма - это определенный художественный канон. Но этот канон носит ярко выраженный идеологический характер. В характеристике этого метода содержатся сформулированные идеологические установки на процесс художественного творчества, а также предъявляемые к этому творчеству определенные социальные оценки и критерии. Метод социалистического реализма выступал как догматический и потому, что трактовался как единственно верный, закрывающий возможности проявления всех остальных творческих методов

Таким образом, нельзя рассматривать идеологию только как отдельную составляющую культуры - это скорее всего больше своеобразная надстройка над самой духовной культурой, так как она пронизывает все области духовной культуры.

4.7. Нравственность.

Нравственность возникает после того , как уходит в прошлое миф, где человек внутренне сливается с жизнью коллектива и контролировался различными магическими табу, программировавшими его поведение на уровне бессознательного. Теперь человеку требуется самоконтроль в условиях относительной внутренней автономности от коллектива. Так возникают первые нравственные регулятивы - долг, стыд, честь. С повышением внутренней автономности человека и формированием зрелой личности возникает такой нравственный регулятив как совесть. Таким образом, нравственность появляется как внутренняя саморегуляция в сфере свободы, и нравственные требования к человеку растут по мере расширения этой сферы. Развитая нравственность есть реализация духовной свободы человека, она основана на утверждении самоценности человека независимо от внешней целесообразности природы и общества.

Возможно мною было уделено черезмерное внимание духовной составляющей культуры, в ущерб материальной, как известно, согласно марксистско-ленинской философии именно бытие определяет сознание, и этот факт, как правило, актуален, но не стоит забывать и многовековую мудрость: "Вначале было слово...". Поэтому по-моему именно духовная составляющая является основополагающим приводным механизмом развития культуры и общества.

5. ВЫВОД

Духовная культура - важнейший вид культуры, включающий интеллектуальную и эстетическую деятельность человечества, - несомненно, имеет приоритетную значимость, так как удовлетворение высоких духовных запросов человечества - миссия гораздо более возвышенная и существенная.

Литература.

1. Большая Советская Энциклопедия. 2-ое издание, том 18,стр 507-510.

2. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998 – 676 стр.

3. Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов, под ред. проф. А.Н. Марковой, - М.: ЮНИТИ, 2000 – 600 стр.

4. Культурология: учебное пособие, под ред. А.А. Радугин, - М.: Центр, 2000 – 352стр.

5. Симичев Д.А. Культурология: учебное пособие для вузов, - М.: «Приор», 1998 – 352 стр.

6. Культурология. под ред. Драча Г.Н. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 – 576 стр.




Top