Как изображал достоевский столицу российской империи. II

Сочинение

«Поэт и гражданин» - драматические раздумья Н. А. Некрасова о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством. Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся дисгармонию между «гражданской поэзией» и «чистым искусством».

Чувства Поэта изменяются от иронии по отношению к Гражданину, от чувства превосходства над ним к иронии и обиде на самого себя, затем к чувству необратимой потери человеческих и творческих ценностей и далее (в последнем монологе) к угрюмому озлоблению. Движение чувств у Гражданина: от требования «громить пороки смело», обличать зло - к пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской позиции. По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Скорее всего речь идет о столкновении разных мыслей и чувств в душе одного человека. В споре нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений.

В литературу XIX века вошла Муза Некрасова - сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа («Вчерашний день, часу в шестом...»). Муза Некрасова не только сочувствует, она протестует и зовет к борьбе:

Толпе напоминать, что бедствует народ

В то время, как она ликует и поет,

К народу возбуждать вниманье сильных мира -

Чему достойнее могла служить бы лира?..

(«Элегия»)

В поисках нравственного идеала лирический герой обращается прежде всего к тем, кто нес в себе боль о человеке, боль о России («На смерть Шевченко», «Памяти Добролюбова», «Пророк»). Народный заступник - страдалец, идущий на жертву. Характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые проносятся «звездой падучей», но без которых «заглохла б нива жизни». В подвижническом облике «народных заступников» проявляется их глубокий демократизм, органическая связь с народной культурой.

Учил ты жить для славы, для свободы, Но более учил ты умирать. Сознательно мирские наслажденья Ты отвергал...

(«Памяти Добролюбова»)

Урок литературы в 9 классе.

Гражданские мотивы лирики Некрасова.

Цели: - познакомить учащихся с произведениями Н.А.Некрасова, пронизанных гражданскими мотивами;

Формировать навыки составления «Очерка жизни и творчества»; анализа лирического произведения;

Воспитывать гражданственность и патриотизм.

Ход урока.

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Н.А.Некрасов

Любимейший русский поэт.

Представитель добрых начал

В нашей поэзии.

Н.А.Добролюбов

1. Чтение стихотворений минераловодского поэта Л.М.Климовича о Н.А.Некрасове.

Стихотворение Поэзия.

Поэзия – сердце живые истоки,

Его неуемности бурной волна,

Что выплеснет звонко рифмою строки,

Любви безоглядной иль гнева полна.

Поэзия – страсти, бунтарства фортуна,

Народного счастья и горя певец,

Завидная в жизни поэта трибуна

И в призрачном блеске терновый венец.

Горячий, взывающий к чести призыв,

На подвиг, в бессмертье героя зовущий,

Рождающий яркий и гордый порыв.

Поэзия – пламя души человека

И отблеск духовной его красоты.

Счастливейшим будет от ныне до века

Достигший безмерной ее высоты.

(1971 г.)

Стихотворение «Почитая Н.А.Некрасова»

В стихах поэты воспевают

Теперь луну, любовь, цветы.

При этом будто забывают

Про пульс житейской

Где жизнь с ее проблемой вечной,

С контрастами людской судьбы

И вереницей бесконечной

Незатихающей борьбы?

Где бард с его весомым словом,

С его позицией крутой

И почему молчит он снова

О том, как быть в беде большой?!

Я же не могу того не чтить,

Кем путь в поэзии указан:

«Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан».

Я это понял, как пароль,

Как вещие слова присяги:

Во мне сидят чужая боль

И нашей жизни передряги.

Молчать я нынче не могу,

Мне за страну, людей обидно

Поэтому в стихах не лгу,

И в них меня, бесспорно, видно.

(1997 г.)

2. Проверка домашнего задания.

1) «Краткий очерк жизни и творчества Н.А.Некрасова».

2) наизусть – одна из лирических миниатюр. («Умом Россию не понять…»)

3. Объяснение нового материала.

Слово учителя.

Известно, что Н.А.Некрасов вел большую общественную работу. С 1847 г. он издатель и редактор «Современника». После закрытия журнала (1866 г.) ему удается возглавить «Отечественные записки», где поэт проработал до самой смерти.

Деятельность Некрасова как издателя и редактора – одна из самых богатых и плодотворных страниц в истории русской демократической печати. В особенности плодотворным было время с середины 50-х годов, когда в «Современник» пришли Чернышевский и Добролюбов. Вместе с ними он осуществляет пропаганду революц-идей. Вокруг Некрасова группируются лучшие литер-силы.

Умер Некрасов признанным поэтом, которому многие современники отдавали первенства даже в сравнении с Пушкиным и Лермонтовым.

В творчестве Некрасова можно выделить несколько этапов:

1-й – 40-е годы;

2-й – 50 – 60 – е гг.;

3-й – 70 – е г.

Каждый период имеет свои особенности. В 40-е годы Некрасов освобождается от кратковременного влияния романтической поэтики, усваивает традиции Гоголя.

2-ой период характеризуется усилием гражданских мотивов, а 3-ий период связан с интенсивными поисками положительного героя, способного возглавить борьбу за всенародное счастье.

Все тематические линии поэзии Некрасова так или иначе преломляются в одном фокусе: в центре внимания поэта – судьба народа, его страдания, мечты о свободной жизни.

Некрасов именовал свою музу «печальной спутницей печальных бедняков». Трагедия неимущего городского люда, крестьянства раскрыта поэтом с небывалой

Некрасов проклинает условия, порождающие людские несчастья,гневно обличает тех, кто равнодушен к страданиям бедняков.

(«В дороге», «Вор», «Псовая охота» и др.)

В 50-70- е гг. тема народного страданья становится едва ли не основой в его творчестве.

Это стихотворение: «Нестатная полоса» (1854 г.)

«Забытая деревня» (1855 г.),

«В полном разгаре страда деревенская» (1863 г.)

Некрасов был певцом не только народных страданий, но и певцом мести, борьбы. С надеждой на пробуждение народа написано одно из самых скорбных стихотворений – «Размышления у народного подъезда». (1858 г.)

Некрасов верил в духовное возрождение русского народа, был убежден, что он «вынесет все» - и широкую, ясную. Грудью дорогу проложит себе. (ст. «Железная дорога»). В деле формирования передовых общественных настроений Некрасов большое значение придавал поэзии. В стихотворении «Поэт и гражданин» (1856 г.) высшей целью поэзии Некрасов объявил служение народу.

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденье, за любовь…

Иди и гибки безупречно.

Умрешь недаром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь.

Некрасов утвердил в русской лирике самый высокий идеал гражданственности, основанной на активной борьбе за народное освобождение.

  1. Выразительное (комментированное) чтение стихотворений Некрасова:

- «полоса»;

- «В полном разгаре страда деревенская»;

- «Размышления у народного подъезда»;

- «Поэт и гражданин».

5. Домашнее задание.

Устное сообщение по теме урока(с выразительным чтением стихотворений);

Наизусть одно из стихотворений (по теме урока).


Урок литературы в10 кл. № 42 (16.12.16).

Тема. Социальные и гражданские мотивы в лирике Н.А.Некрасова («О погоде», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Пророк» , «Элегия»).

Цель урока: исследовать разносторонность некрасовской лирики, многообразие ее тем, жанров, настроений, проанализировать с оциальные и гражданские мотивы в произведениях поэта.

Образовательная : р аскрыть особенности лирики Н.А.Некрасова; вырабатывать умения сопоставлять лирические произведения с биографией; формировать умения и навыки анализа стихотворного текста, понимание идейного содержания.

Развивающая: развивать логическое и образное мышления учащихся, умения мыслить исторически и системно, умения видеть художественные явления в их развитии, формировать поэтическое чутьё, культуру чтения.

Воспитательная: воспитывать гражданственность и патриотизм, активную жизненную позицию на примере жизни и творчества поэта, толерантное отношение.

Задачи:

    обучение приёмам анализа поэтического произведения;

    развитие навыков устной и письменной речи, культуры выразительного чтения;

    формирование гражданской позиции.

Тип урока : формирование новых знаний.

Форма проведения: урок – исследование.

Оборудование: произведения и репродукция портрета Н.А. Некрасова, план-конспект, памятки «План анализа стихотворного текста».

Технологии: личностно-ориентированная, проектная, технологии развивающего и дифференцированного обучения с элементами исследования.

Методы и приёмы: «Мозаика», «Узнай слово», «Копилка идей», словарная работа, восстановительный литературный самодиктант, проблемный вопрос, беседа, аналитическая работа (преемственность в литературе ), ответ на вопрос, выразительное чтение, «Морской бой», рефлексия.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Н.А.Некрасов

Ход урока:

    Организационный момент.

    Мотивация учебной деятельности.

Определение темы, формулирование целей и задач урока. Работа над эпиграфом.

«Мозаика», «Копилка идей», словарная работа.

Муза (гр. Musa ) – источник поэтического вдохновения; творчество поэта в его отличительных особенностях.

Мотив в лирике – это преобладающая интонация, сквозное, проходящее через всю поэзию лирическое чувство.

Элегия – один из древнейших жанров лирической поэзии, от греческого elegos - жалоба. Обычно в элегиях писали о личных, сугубо интимных чувствах - несчастной любви, грустных переживаниях. Некрасов трансформировал жанр элегии, создав новую разновидность жанра - социальную элегию, в которой грустные мотивы переплетаются с гражданской темой. Для поэта не существует грани между личными переживаниями и общественным долгом.

    Актуализация опорных знаний.

Восстановительный литературный самодиктант.

    Усвоение новых знаний.

    Постановка проблемного вопроса

    Каковы Некрасова?

    Аналитическая работа (преемственность в литературе ), беседа с элементами анализа и синтеза. Подготовка к ЕГЭ.

Тема поэта и поэзии в русской литературе

А.С. Пушкин. Стихотворение «Пророк»

Восстань, пророк , и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

М.Ю. Лермонтов . «Пророк»

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Н.А. Некрасов «Пророк»

Не говори: "Забыл он осторожность!

Он будет сам судьбы своей виной!.."

Не хуже нас он видит невозможность

Служить добру, не жертвуя собой.

А.С. Пушкин. «Деревня»

Увы! пока народы

Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

Как тощие стада по скошенным лугам,

Оплакивать их рок, служить им будет Муза...

Н.А. Некрасов «Элегия»

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил - и сердцем я спокоен...

Тема Петербурга

А.С. Пушкин «Евгений Онегин».

А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден.
Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик…
«Медный всадник»
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия…

Н.А. Некрасов «О погоде»

Каждый шаг,
Каждый звук так отчетливо слышен,
Всё свежо, всё эффектно: зимой,
Словно весь посеребренный, пышен
Петербург самобытной красой!

Тема демона

М. Лермонтов «Мой демон»

И гордый демон не отстанет,

Пока живу я от меня.

И ум мой озарять он станет

Лучом чудесного огня..

Николай Некрасов

Где ты, мой старый мучитель,
Демон бессонных ночей?
Сбился я с толку, учитель,
С братьей болтливой моей.

    Поисково-исследовательская работа в группах (дифференцированный подход)

    Анализ произведения «О погоде»

    Анализ стихотворения «Элегия»

    Анализ произведения «Рыцарь на час»

    Анализ стихотворения «Поэт и гражданин»

    Анализ стихотворения «Пророк»

Выводы.

Темы:

а) назначение поэта и поэзии: «Элегия», «Пророк», «Поэт и гражданин»;

б) тема родины и народа: «О погоде» , «Рыцарь на час»;

Мотивы:

а) смысл жизни и высокое предназначение человека;

б) служение родине и народу;

В стихотворениях мы видим многообразие интонаций : трибунная, ораторская, затем повествовательно-разговорная, гневная и столь любимая поэтом песенно-напевная.

    Формирование умений и навыков.

    «Морской бой».

    Обратимся к эпиграфу.

Я лиру посвятил народу своему…

Н.А.Некрасов

    Ответ на проблемный вопрос.

    Каковы социальные и гражданские мотивы в лирике Некрасова?

    В чём самобытность и новаторство лирики Некрасова?

    Каково значение лирики Некрасова для русского общества?

    Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Что бы взяли для себя у Некрасова ?

Оценивание.

    Домашнее задание.

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Н.А.Некрасов.

Некрасов – поистине народный поэт. Он ярко и правдиво изобразил жизнь народную в своих произведениях. Он отождествлял себя с крестьянами России. Тяжелый жизненный путь обогатил Некрасова такими впечатлениями, которые помогли ему лучше узнать жизнь народа. Некрасов испытывал угрызения совести перед угнетенным народом. Некрасов считал, что самое главное – любить народ и родину и «служить им сердцем и душой». Образ матери-родины проходит через все его творчество. За пределами родины он томился, бездействовал, был в творческом тупике. Но вернувшись, увидев родные пейзажи, начинался творческий подъем. «Опять она, родная сторона, с ее зеленым благодатным летом, и вновь душа поэзии полна… Да, только здесь могу я быть поэтом!» Творчество Некрасова разнообразно по тематике. Основным мотивом в произведениях является любовь к родине и простому человеку.

Некрасов правдиво изображал характер крестьян. Он мечтал увидеть людей свободными. Будущее страны представлял как жизнь свободного и процветающего общества. В поэзии Некрасова четко прослеживается гражданский мотив. Сам он считал себя человеком высокой морали: «Жить согласно со строгой моралью, я никому не делал в жизни зла» или «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». В стихотворении «Поэт и Гражданин» Некрасов обозначает нравственную позицию каждого человека – нельзя равнодушно смотреть на страдания и беды других людей. В стихотворении герой находится на распутье. Чувства поэта изменяются от иронии, от чувства превосходства над Гражданином к иронии и обиде на самого себя. Перед нами поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни.

Тема родины в поэзии Некрасова приобрела особый демократический, крестьянский характер. Нищета убогой деревни, непосильный труд, тяжелая доля русской женщины, каторжный труд бурлаков, бесправие народа – все это волновало поэта. Он встречается с народом на охоте, на привале, на прогулке, в поле, в лесу, в избе. Некрасов верил в счастливое будущее матери-родины: «Еще суждено тебе много страдать, но ты не погибнешь, я знаю». Русский народ – богатырь, бескрайние просторы родной земли, ее зеленые леса, снежные зимы – источник из которого Некрасов черпал свое вдохновение.

Чужбина никогда не привлекала Некрасова. Он благоговел перед родиной. Он изображал деревню, крестьянские избы, русские пейзажи. Поэт болел за судьбу России, призывал к преобразованию ее в «могучую и всесильную» страну: «Покажет Русь, что есть в ней люди, что есть грядущее у ней…»

Некрасов является величайшим русским поэтом, имя которого золотыми буквами вписано в русскую и мировую литературу. Появился поэт, которого еще не было на Руси. Родине и народу он посвятил многие свои произведения. Родина и земля для него всепоглощающая тема. Много тоски и грусти в поэзии Некрасова, много человеческих слез и горя. Но есть в поэзии Некрасова русский размах натуры, который зовет на безумный подвиг, на борьбу: «Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденья, за любовь. Иди и гибни безупречно. Умрешь не даром. Дело прочно, когда под ним струится кровь!»

«Довольно! Окончен с прошедшим расчет, окончен расчет с господином! Собирается с силами русский народ и учится быть гражданином »

Никола́й Алексе́евич Некра́сов (1821-1877) . Его стихи были посвящены преимущественно страданиям народа, идиллии и трагедии крестьянства. Некрасов ввёл в русскую поэзию богатство народного языка и фольклора, широко используя в своих произведениях прозаизмы и речевые обороты простого народа - от бытового до публицистического, от народного просторечия до поэтической лексики, от ораторского до пародийно-сатирического стиля. Некрасов первым решился на смелое сочетание элегических, лирических и сатирических мотивов в пределах одного стихотворения, что до него не практиковалось.

В творчестве Некрасова едва ли не впервые в русской поэзии отображена жизнь рабочего класса пореформенной поры . Его стиль отличался демократизмом, умением ставить искусство на службу общественным устремлениям и реалистическим изображением действительности. Его творчество сыграло большую роль в развитии передовой русской литературы и в формировании реалистического стиля советской поэзии.

Некрасов делал в своих стихах основной упор на остросоциальное содержание и даже нередко в ущерб художественным качествам. Несмотря на то, что большинство его произведений полно печальных картин народного горя, они создают бодрящее впечатление, не оставляют равнодушным и всегда волнуют. На протяжении трёх десятилетий (1840-60-е гг.) XIX века Некрасов являлся фактически одним из руководителей прогрессивного литературного движения в России. А в годы революционной ситуации в России (1859-1861) его творчество стало оказывать заметное влияние на передовые слои общества. У поэтов революционно-демократического направления 1860-80-х годов Некрасов пользовался огромной популярностью. Они видели в нём главу новой поэтической школы. Поэзию Некрасова высоко ценил Ленин, отмечавший, что, несмотря на отдельные колебания, все симпатии Некрасова были на стороне революционной демократии.

Главные свойства поэзии Некрасова, по мнению литературного критика Владимира Жданова, это её тесная связь с национальной жизнью, близость к народу и умение говорить от его имени, а также использование реалистического художественного метода, необычайно активного вторжения в жизнь и воспроизведения жизни в искусстве . Не обошёл поэт в своём творчестве и тему любви. Ему удалось создать формулу, которую в дальнейшем использовали при оценке его «интимной» лирики, - «проза любви». Некрасовская любовь - это романтический мир «достоевских» страстей и ревности, мир самоугрызений и самоутверждений. Н. Г. Чернышевский назвал Некрасовскую «прозу любви» - «поэзией сердца». Его лирике присущ уход от социальности и биографизма, заметен переход от личного чувства к общему чувству всех мужчин, а трагедия личная перерастает в трагедию общую. Для некрасовской лирики характерны душевный диалог между мужчиной и женщиной, создание характера героини.

По мнению советского литературоведа и критика Владимира Жданова, Некрасов стал реформатором русского стиха, художником русского слова, который впитал все богатства народной речи. Он был крупнейшим выразителем национального сознания русского народа в одну из трудных эпох его развития. Будучи редактором лучших русских журналов XIX века - «Современника» и «Отечественных записок» - Николай Некрасов стоял в центре литературно-общественного движения своего времени. Как художник-новатор, который искал и предлагал новые пути в русской литературе, он поднял русскую литературу на новую ступень развития. По определению Достоевского, Некрасов как поэт «должен прямо стоять вслед за Пушкиным и Лермонтовым».

В 1856 году им было написано стихотворение «Поэт и гражданин », где Некрасов утверждает необходимость придания творчеству гражданского содержания. Стихотворение представляет собой диалог поэта и гражданина, у которых совершенно разные понимания смысла жизни, родины, отчизны. Гражданин не может понять апатии и безразличия поэта к тому, что происходит вокруг, ибо теперь просто нельзя и невозможно быть равнодушным к жизни. Быть частью общества – вот основная задача каждого человека. До Некрасова считалось, что поэзия – это способ выражения чувств, а проза – выражение мыслей. Некрасов посмотрел на это с другой стороны: «Из гармоничного сочетания прозы с поэзией и выходит настоящая поэзия». Именно этот процесс наблюдается в его лирике. Поэт считает, что любовь к родине должна проявляться не столько в чувствах, сколько в реальных действиях, поскольку бездействие не может сделать Россию лучше. Роль поэта огромна, ибо он «глашатай истин вековых», он всегда стремится к правде и не боится ее говорить. Поэт прекрасно осознает, что равнодушие является безнравственным и недостойным. Он дает объяснение такой жизненной позиции и причинам, сделавшим его таким. Лирический герой еще помнит те дни, когда он «честно ненавидел» и «искренно любил». Но в его жизни появилось столько недоброжелателей, ненависти, что пришлось многое переоценить. Окружающие воспринимали его слова, его стремление к истине как ложь и клевету. Нет, лирический герой не винит ни людей, ни судьбу. Когда-то он был молод и между молчанием и гибелью выбрал жизнь. Ведь ему было всего двадцать лет, и «лукаво жизнь вперед манила». Таким образом, автор стихотворения показывает, как общество может повлиять на сознание и мировоззрение человека, что именно общество делает нас такими, какими мы есть. Для лирического героя вся жизнь была тюрьмой, а сам он раб действительности. Поэт изломан судьбой, он так и не смог противостоять миру и не познал истинного творчества. Теперь, оглядываясь назад, лирический герой начинает понимать, что истину можно достичь только ценой страдания, противостояния и необычайной душевной силы. Только теперь понял поэт, что жизнь – это страдание и что не стоило отступаться от своих идей.

«Поэт и гражданин» воспринимается как его поэтич. манифест. Гл. мысль автора утверждается в полемике с теми, кто пытается очистить поэзию от общественно-политических тем, считая их недостойными высокого искусства. От лица гражданина он упрекает поэта в том, что тот уводит читателя от злободневных вопросов современности в мир интимных чувств и переживаний. Н. предостерегает поэта, находящегося на распутье, от опасности разделить участь либералов, "богатых словом, делом бедных", погрязших в пустых разговорах и бездействии. Взволнованный монолог гражданина призывает поэта, "избранника неба", "глашатая истин вековых", посвятить свою музу обездоленным, угнетенным массам трудящихся. Поэзия, по мнению Н., д/служить не интеллектуальной элите, а народу, в к-ром живет потребность в красоте, справедливости, вере. Т.е. Н. утверждает в стих-и гражданский хар-р поэзии, считая, что поэт "в годину горя" д/б вместе с народом.

"Песне Еремушке" (1859г) сталкиваются два мировоззрения, два возможных жизненных пути, которые ожидают пока еще несмышленого младенца. Одна судьба, которую пророчит ему в песне няня, – это путь рабской покорности, который приведет его к "привольной и праздной" жизни. Этой холопской, лакейской морали противопоставлено иное представление о счастье, которое раскрывается в песне "проезжего городского". Оно понимается как борьба за народные интересы, которая наполнит жизнь высоким смыслом, подчинит благородной цели. Автор обличает бесхребетность и покорность русского народа, фактически призывая его к бунту. Свою идею о смене строя Некрасов облекает в форму захватывающего поэтического рассказа, довольно долго подводя читателя к мысли о том, что в обществе уже назрели глобальные перемены. Себя в этом произведении поэт представляет в качестве случайного путника, который решил отдохнуть после длительной дороги во время полуденного зноя, и присел возле чужой избы на завалинку, где няня, разморенная жарой, укачивала чужого ребенка. Женщина пела малышу песню, суть которой сводилась к тому, что маленький Еремушка должен быть покорным и послушным, чтобы «на свете беспечально век прожить». Крестьянская логика оказалась довольно простой и примитивной. Если угождать тем, от кого напрямую зависит твоя судьба, то, глядишь, власть имущие помогут даже крестьянскому сыну выбиться в люди. Подобные слова возмутили автора, который попросил покачать малыша и спел ему свою колыбельную, рассказав, каким он видит его дальнейшую судьбу. Обращаясь к малышу, поэт призывает его поступать более разумно и стать, наконец, свободным. «Жизни вольным впечатлениям душу вольную отдай», - увещевает младенца автор, считая, что любой человек заслуживает того, чтобы самостоятельно определять свое будущее, поступая так, как подсказывает ему душа. Однако словам поэта так и не суждено быть услышанными, потому что очень скоро няня забирает у него малыша и заводит свою колыбельную, которая учит Еремушку гнуть спину на панов и радоваться любым их подачкам.

Это стихотворение стало знаменем демократической этики. Добролюбов писал: «Помни и люби стихи: они дидактичны, если хочешь, но идут прямо к молодому сердцу, не совсем еще погрязшему в тине пошлости». Призыв к революционному подвигу в этом стихотворении бесспорен. «Дидактизм» заключается не в поучительности стихотворения, а в его условности. В сущности, некрасовское произведение есть политическая и поэтическая прокламация. Идея высшего человеческого подвига определила весь художественный строй стихотворения. Его можно обозначить как максимализм. Значима, однако, и концовка стихотворения, игнорировавшаяся современной Некрасову разночинной молодежью, считавшей «Песню» своим гимном, но отнюдь не случайная. Некрасов осуждает в этой «Песне» «пошлый опыт» приспособленцев, ползком пробирающихся к жизненным благам, и призывает молодое поколение посвятить свою жизнь борьбе за народное счастье. Поэт еще не знает, как вывести народ из состояния духовного сна, какие колыбельные песни надо петь ему, чтобы он вырос богатырем. Ответ на эти вопросы содержится в «Песне Еремушке».В конце 50-х годов Некрасов своим стихотворением призывает проникнуться сочувствием к народу и помочь ему выйти из состояния духовного сна.

Жизненный идеал няни - привольная и праздная жизнь как награда за постоянное смирение, холопское терпение и унижение перед "хозяевами жизни". Стремления, которые проезжий человек считает человеческими - Братство, Равенство, Свобода - лозунги французской революции.




Top