Доменико жилярди архитектор работы. Графика Доменико Жилярди: общественные здания, жилые дома, малые формы

Доменико Жилярди был создателем и самой яркой звездой архитектуры московского ампира. И родился, и умер он далеко от Москвы, в швейцарской Монтаньоле, где и похоронен на монастырском кладбище. Но более 30 лет его жизни и все время творческого расцвета связаны с Россией и конкретно - с Москвой. От Жилярди осталось на удивление мало проектной графики. В России вообще сохранились считанные чертежи, сделанные его рукой. Ситуацию немного спасает графика, сохраненная потомками в Швейцарии. Она недавно целиком опубликована (Pfister Alessandra , Angelini Piervaleriano . Press . Mendrisio , 2007 ), впервые в хорошем качестве и частично в цвете. Есть мнение, что Жилярди предпочитал делать беглые наброски, а окончательные рабочие чертежи изготавливали его помощники и, в первую очередь, близкий друг и коллега Афанасий Григорьев. Но подлинные листы самого Жилярди из Архива Нового времени в Мендризио (там теперь хранится архив семьи Жилярди) доказывают, что это не совсем так. И сам Жилярди блестяще выполнял законченные проекты, всегда тонко и изысканно нарисованные.

Проект ванного домика в усадьбе Голицыных Кузьминки. 1820 г. Archivio del Moderno, Mendrisio

Доменико Жилярди (1785-1845) родился в Монтаньоле (сейчас это Колина-д-Оро) рядом с городом Лугано. Это земли кантона Тичино к северу от Милана, тяготевшие всегда к итальянскому миру и итальянскому искусству. Земли красивые, но в то время бедные и бесперспективные с точки зрения какой-либо серьезной карьеры. Потому немало талантливых творческих людей из Тичино разъезжались по всему миру, предлагая свои услуги просвещенным монархам и аристократам. Оттуда родом Борромини, Фонтана, Руска, Трезини, Кампиони, Скотти, Бруни...

В 1787 году отец, Джованни Баттиста, уехал искать счастья в далекую Россию, куда уже ранее отправились его знакомые и земляки Джакомо Кваренги (уроженец Бергамо) и Джакомо Тромбара. Обосновался в Москве, заняв в 1799 году пост архитектора Воспитательного дома, покровительствуемого императрицей Марией Федоровной. Сына он вызвал к себе в 1796 году и стал первым его учителем. Спустя три года Доменико был им отправлен в Петербург, для обучения у давнего друга, художника и декоратора Карло Скотти. Так что даже в России у Доменико была исключительно итальянская школа. С 1803 по 1806 годы он учился и вовсе на родине, в Милане, в знаменитой Академии Брера. Сохранилась переписка отца с профессором Джокондо Альбертолли, который сообщал, что Доменико решил переориентироваться с живописи на архитектуру, в каковой делает первые успехи. После окончания Академии Жилярди-младший поездил по Италии, изучая ее древности и прочие художественные сокровища. Лишь летом 1810 года он вернулся к отцу в Москву, сразу заняв должность его помощника по Воспитательному дому.

Отец вышел в отставку и уехал на родину в 1817 году, передав пост архитекттора Воспитательного дома сыну. Но сын оказался гораздо талантливее, и его творчество не ограничивалось рамками служебной деятельности. Он уже в 1811 году представил альбом своих проектов вдовствующей императрице, а в следующие годы быстро завоевал популярность в аристократических кругах Москвы, став архитектором князей Голицыных, Волконских, Гагариных, графов Паниных и Орловых. На два десятилетия он стал самым влиятельным московским зодчим со связями в высших кругах. Он плодотворно работал по частным заказам, поэтому многие проекты осели в семейных архивах заказчиков и погибли после революции. По некоторым знаменитым шедеврам Жилярди нет проектной графики или сохранились отдельные эскизы или помежуточные варианты. По другим московским замыслам Жилярди есть только чертежи Григорьева, который был верным помощником Жилярди все это время.

Жилярди привез в Москву стиль наполеоновского ампира Северной Италии, главным центром которого был Милан, вторая столица новой империи, расположенная между Парижем м Римом. Милан в 1800-е годы, осознаваемый как новый Рим, был на пороге грандиозной реконструкции в новом имперском стиле. Из-за провала политики Наполеона почти все осталось на бумаге, но Жилярди за эти несколько лет впитал в себя дух модного архитектурного стиля, постиг его эстетику и формальный язык. Именно эта архитектура и была им предложена московским заказчикам. В Москве она подверглась некоторым метаморфозам, стала менее масштабной и пафосной, зато более лиричной. Жилярди был безупречен в чувстве пропорции, в изысканности деталей, умении сочетать большое с малым. Никому из работавших в Москве современников не удавалось постоянно удерживать столь высокий уровень.

Он покинул службу и уехал из России в 1832 году. Все Жилярди уезжали, никто здесь не заканчивал свои дни. И отец, и оба дяди, и двоюродный брат. В Монтаньоле он прожил еще почти тринадцать лет, был избран почетным членом Миланской Академии. Но почти ничего больше не строил. Ничего значительного. Все его творчество досталось России.



Ученический рисунок. 1805 г. Копия с рисунка Джокондо Альбертолли. Archivio del Moderno, Mendrisio


Проект публичных бань. Академия Брера. 1805 г. Archivio del Moderno, Mendrisio


Проект павильона. Из альбома, преподнесенного императрице Марии Федоровне. 1811 г.


Проект монумента в честь победы над Наполеоном. 1813-1814 гг. Не был осуществлен.



Проект реконструкции здания Московского Университета на Моховой. Главный фасад. 1817 г. Archivio del Moderno, Mendrisio


План здания Московского Университета. 1817 г. Archivio del Moderno, Mendrisio


Проект конного завода в селе ХреновОм Воронежской губернии. Конец 1810-х гг. Здание Конного завода графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской было построено с отказом от декоративных деталей, оно хорошо сохранилось и до сих пор используется по первоначальному назначению.


Проект дома Веры Есиповой в Москве. 1822 г. Archivio del Moderno, Mendrisio


Проект жилого дома в Москве. 1820 г. Archivio del Moderno, Mendrisio. Есть предположение, что чертеж выполнен А.Г. Григорьевым или при его участии.


Он же, в цвете. Archivio del Moderno, Mendrisio


Интерьер зала. 1820 г. Предположительно, изображает интерьер в московском доме князя С.С. Гагарина на Поварской. Из собрания ГМИИ имени А.С. Пушкина


Проект здания Опекунского Совета на Солянке. 1821 г. Здание было построено, но потом реконструировалось учеником Жилярди М.Д. Быковским, несколько изменившим фасад и интерьеры.


Фасад со стороны двора. Прорисовка с проекта Жилярди. 1821 г.


Проект здания Ремесленного заведения Воспитательного дома. Первый вариант. 1826 г. Это здание известно также как Слободской дворец, сейчас старый корпус Бауманки. Реализован был другой вариант проекта.


То же, одно из боковых крыльев.


То же. Второй вариант проекта. 1826 г.


То же. Окончательный вариант фасада, который был утвержден для реализации. 1827 г. Archivio del Moderno, Mendrisio


То же. Дворовый фасад. 1827 г. Archivio del Moderno, Mendrisio


Проект женского сиротского училища при Воспитательном доме. 1820-е гг. Archivio del Moderno, Mendrisio


Городская усадьба Усачевых на Земляном валу близ Яузы. 1829 г. Комплекс зданий на высоком берегу Яузы известен как усадьба Усачевых-Найденовых, большинство построек сохранились. Опубликованный З.К. Покровской и Е. А. Белецкой комплект чертежей по этому ансамблю, насколько можно понять, не принадлежит руке самого Жилярди.


Чайный домик в парке усадьбы Усачевых. Не сохранился. Чертеж поздний, вероятно, сделан по фотографии, из издания 1963 г.


Каменная беседка в парке усадьбы Усачевых. Чертеж 1829 г.


Музыкальный павильон конного двора в усадьбе Голицыных Кузьминки. 1820 г. Чертеж Жилярди. Как можно видеть, первоначально никаких укротителей коней Клодта не предполагалось. И Жилярди предлагает на выбор два варианта руста - квадровый и ленточный.


Музыкальный павильон в Кузьминках. Это уже обмерный чертеж ХХ века, с конями и укротителями.


Проект оранжереи для усадьбы Кузьминки. 1821-1823 гг. Archivio del Moderno, Mendrisio


Колодец (Октагон) в парке усадьбы Закревских Студенец. Чертеж 1830-х гг. Павильон, типологически восходящий к афинской Башне ветров, сохранился на Краснопресненской, на территории студенецкой усадьбы, хотя сам барский дом давно не существует. Чертеж не авторский, а, возможно, обмерный.


Павильон в парке усадьбы Студенец. Чертеж 1830-х гг., тоже не самого Жилярди.


Эскиз фасада жилого дома.


Эскиз фасада жилого дома

Чертежи опубликованы в изданиях:
Всеобщая история архитектуры. Под ред. Б.П. Михайлова. М., 1963
Е.А. Белецкая, З.К. Покровская. Д.И. Жилярди. М., 1980.
Александрова Н. Русский рисунок 18 - первой половины 19 века. ГМИИ имени А.С. Пушкина. Книга 1. М., 2004.
Pfister Alessandra , Angelini Piervaleriano . Gli architetti Gilardi a Mosca. La raccolta dei disegni conservati in Ticino. MendrisioAcademy Press . Mendrisio , 2007

Жилярди, Джилярди (Gilardi) Дементий (Доменико) Иванович (1788, Монтаньола, близ Лугано, Швейцария, - 28.2.1845, там же), архитектор, представитель русского ампира . По национальности итальянец, сын архитектора Ивана (Джованни Баттиста) Дементьевича Ж. (1759-1819), работавшего в Москве с 1787 (или 1789) до 1817. Учился у отца, затем в миланской АХ (1806-10). В 1810-32 работал в России, с 1830 почётный вольный общник (почётный член) петербургской АХ. Активно участвовал в застройке Москвы после пожара 1812, создал ряд монументальных, парадно-торжественных общественных зданий и жилых домов, сыгравших большую роль в формировании архитектурного облика города. Основные работы в Москве: восстановление здания университета (1817-19), перестройка Вдовьего дома (ныне институт усовершенствования врачей; 1818) и Екатерининского института (ныне Центральный Дом Советской Армии; после 1812); при участии А. Г. Григорьева - Опекунский совет (ныне здание АМН СССР; 1823-26) и перестройка Слободского дворца для ремесленных училищ Воспитательного дома (ныне Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана; 1827-32); жилые дома - Луниных (1818-23), С. С. Гагарина (позже дом Коннозаводства, ныне институт мировой литературы им. А. М. Горького; 1820) и др., ансамбль усадьбы Усачёвых - Найденовых (ныне больница; 1829-31). В последнем, как и при перестройке усадьбы Кузьминки , Ж. проявил себя крупным мастером садово-парковой архитектуры.

Лит.: Историческая выставка архитектуры 1911 г., СПБ. ; Белецкая Е., Неизвестный проект Жилярди, в сборнике: Советская архитектура, [№] 15, М., 1963.

  • - Д. И. Жилярди.Здание Московского университета. Жиля́рди Дементий Иванович, архитектор, предствитель русского ампира. Сын И.Д. Жилярди, выходец из итальянской части Швейцарии...

    Москва (энциклопедия)

  • - Дементий Иванович, архитектор. По происхождению итальянец. В 1810-32 работал в России...

    Русская энциклопедия

  • - Джилярди, семья русских архитекторов. Итальянцы по происхождению. Иван Дементьевич, представитель ампира. Работал в Москве с 1787 или 1789 по 1817...

    Художественная энциклопедия

  • - российский архитектор, представитель ампира. По происхождению итальянец, в 1810-1832 работал в России. После пожара 1812 в Москве восстановил здание университета, перестроил Опекунский совет, усадьбу Кузьминки...

    Архитектурный словарь

  • - Дементий Иванович, архитектор; представитель ампира. По происхождению итальянец. В 1810 - 32 работал в России...

    Современная энциклопедия

  • - генерал-лейтенант, военный инженер; род. 7 августа 1791 г., ум. в 1879 г. В службу он вступил рядовым в учебный гренадерский батальон 23 июля 1808 г., спустя 1½...
  • - архитектор Московского воспитательного дома при Николае I. {Половцов} - В 1824 г. принимал участие в работах по реставрации здания Арсенала в Кремле...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - архитектор в СПб., с 1800 г. , потом гл. архитектор СПб. опекунского сов. и В. дома. † 183?...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - в 1566 г. дворянин подписался под грамотой о Ливонской войне. После разгрома Новгорода Иоанном IV в 1571 г., января 5-го, он был послан туда дополучить от "правильщиков"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • Большая биографическая энциклопедия

  • - Черемисинов - думный дворянин XVI века, любимец Иоанна IV ...

    Биографический словарь

  • - думный дворянин XVI в., любимец Иоанна IV. В 1579-1580 гг. сопровождал Иоанна IV в литовском походе и во время сражения близ Торопца был взят в плен, из которого выкуплен царем за 4457 руб. В 1589 г. ездил к шведам...
  • - думный дворянин XVI в., любимец Иоанна IV. В 1579-1580 гг. сопровождал Иоанна IV в литовском походе и во время сражения близ Торопца был взят в плен, из которого выкуплен царем за 4457 руб. В 1589 г. ездил к шведам требовать...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Джилярди Дементий Иванович, русский архитектор, по национальности итальянец...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Жиля́рди Дементий Иванович, архитектор. По происхождению итальянец. В 1810—32 работал в России...
  • - ЖИЛЯРДИ Дементий Иванович - российский архитектор, представитель ампира. По происхождению итальянец, в 1810-32 работал в России...

    Большой энциклопедический словарь

"Жилярди Дементий Иванович" в книгах

7. Алексей иванович

Из книги История моей жизни автора Свирский Алексей

7. Алексей иванович Один вид дьякона Протопопова меня приводит в трепет. В комнату входит большой, дородный густобородый и длинноволосый человек с низким, немного надтреснутым голосом. Произносит: «Здравствуйте!» после того, как молча и длинно осеняет себя крестом,

ПОЛИВАНОВ Лев Иванович

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

ПОЛИВАНОВ Лев Иванович псевд. П. Загарин;27.2(11.3).1838 – 11(23).2.1899Литературовед, переводчик, педагог, общественный деятель, основатель и директор частной гимназии в Москве. Автор исследования «Жуковский и его произведения» (2-е изд., 1883). Издал сочинения Пушкина с подробными

Корней Иванович

Из книги Дороги и судьбы автора Ильина Наталия Иосифовна

Корней Иванович

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ И ОСИП ИВАНОВИЧ

Из книги Даль автора Порудоминский Владимир Ильич

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ И ОСИП ИВАНОВИЧ 1Но был еще Осип Иванович…Был Осип Иванович, маленький чиновник (и ростом маленький, с тяжелым горбом за спиной) - переписчик; по должности - переписчик, но главное - жизнью слепленный переписчик. Ему ведь и чинишки кое-какие шли за

Кузнецов Вадим Александрович, Шамраев Андрей Васильевич, Пухов Антон Владимирович, Маслов Алексей Васильевич, Мац Григорий Моисеевич, Логинов Евгений Аркадьевич, Достов Виктор Леонидович, Кишкурно Елена Викторовна, Харченко Владимир Иванович, Махаева Елена Александровна, Мищенко Владимир Иванович, С

Из книги Предоплаченные инструменты розничных платежей – от дорожного чека до электронных денег автора Пухов Антон Владимирович

Кузнецов Вадим Александрович, Шамраев Андрей Васильевич, Пухов Антон Владимирович, Маслов Алексей Васильевич, Мац Григорий Моисеевич, Логинов Евгений Аркадьевич, Достов Виктор Леонидович, Кишкурно Елена Викторовна, Харченко Владимир Иванович, Махаева Елена

Фёдор Иванович ― Иван Иванович Молодой

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Фёдор Иванович? Иван Иванович Молодой 1557 Рождение у Ивана IV сына Федора 1458 Рождение у Ивана III сына Ивана 99 1584 Федор становится великим князем Московским 1485 Иван становится великим князем Тверским 99 1598 Смерть Фёдора 1490 Смерть Ивана 108 Иван Иванович умер 7 марта, а Федор

Е. А. Белецкая, 3. К. Покровская Д. Жилярди (1785-1845)

Из книги автора

Е. А. Белецкая, 3. К. Покровская Д. Жилярди (1785-1845) Дементий Иванович (Доменико) Жилярди принадлежит к числу ведущих архитекторов Москвы первой трети XIX столетия. Швейцарец по месту рождения, итальянец по национальности, он всю свою насыщенную, но короткую творческую жизнь Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЖИ) автора БСЭ

Шмаринов Дементий Алексеевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШМ) автора БСЭ

ДЕМЕНТИЙ ШМАРИНОВ

Из книги Мастера и шедевры. Том 3 автора Долгополов Игорь Викторович

ДЕМЕНТИЙ ШМАРИНОВ «Нет, ты посмотри, что за луна… Ах, какая прелесть!» - восклицает Наташа Ростова.И в этом возгласе вся свежесть юного ощущения природы, когда спать невозможно, когда кажется, что еще минута и сама полетела бы к звездам, стала частью этого дивного спящего

Дунай Иванович и Дон Иванович

Из книги Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 2-е) автора Галицкий Алексей Васильевич

Дунай Иванович и Дон Иванович Если древние жители Индии преклонялись перед Гангом, веря в его очистительные свойства, египтяне относились к Нилу как к божеству, то русские испокон веков боготворят Волгу, называют ее своей матерью. Вспомните наши замечательные былины. Их

Путилов Николай Иванович, Путилов Алексей Иванович

Из книги 50 знаменитых бизнесменов XIX – начала XX в. автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Путилов Николай Иванович, Путилов Алексей Иванович ПУТИЛОВ НИКОЛАИ ИВАНОВИЧ(род. в 1816 г. - ум. в 1880 г.) ПУТИЛОВ АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ(род. в 1866 г. - ум. в 1929 г.)Выдающиеся русские промышленники и финансовые деятели XIX в., судьба которых неразрывно связана с развитием

Жилярди принадлежит к замечательной плеяде русских зодчих первой трети XIX века, поднявших русскую классическую архитектурную школу до уровня мировой.

Выразительное творчество Жилярди, его проникновение в традиции русского зодчества, мастерство композиции, умение сочетать сооружение с городским или загородным ландшафтом, с природой вызывают неизменное признание и в наши дни.

Архитекторы из рода Жилярди в течение длительного времени жили и работали в России, состояли на государственной службе, строили по заказам частных лиц. Большой известностью пользовался в Москве архитектор Иван Дементьевич Жилярди.

Несмотря на окружение, в котором рос Доменико, архитектура не сразу увлекла его. Он мечтал стать художником, пейзажистом. В 1799 году, когда мальчику исполнилось четырнадцать лет, отец отправил его в Петербург к художнику Феррари учиться рисованию и живописи. Вскоре Доменико перешел в мастерскую Порто, а в 1800 году - к историческому живописцу Карло Скотта, у которого обучался в течение трех лет.

В это время он получает при содействии вдовствующей императрицы Марии Федоровны государственную стипендию, с увлечением занимается искусством, иногда посылает отцу свои рисунки.

Непривычный для южанина петербургский климат юноша переносит с трудом. В одном из писем к родным в Швейцарию отец сообщает, что Доменико был при смерти, и мечтает о тепле юга для сына, скорбит о смерти младших, родившихся в Москве детей.

По видимому, в конце 1803 года Жилярди направляют в качестве государственного стипендиата в Италию для продолжения занятий живописью в Миланской Академии искусств, куда он, после краткого пребывания в Монтаньоле, прибыл летом 1804 года. Первые месяцы Доменико усиленно занимается живописью.

Но художником он все же не стал. Критический анализ своих способностей и возможностей, советы профессоров, раздумье о своей будущей деятельности в России заставили его отказаться от живописи и привели к архитектуре, которая, как и показала его творческая судьба, больше отвечала особенностям его дарования.

От увлечения живописью, пейзажем осталось отличавшие все творчество Жилярди понимание значения окружающей среды, природы, усиливающее эмоциональное воздействие создаваемых зодчим произведений, тонко продуманное сочетание архитектуры с особенностями ландшафта, городской или усадебной планировки.

Работы архитектора Дементия Жилярди в Москве

После окончания в 1806 году Миланской Академии Жилярди около четырех лет посвятил совершенствованию своих знаний, изучая искусство и архитектуру городов Италии - Рима, Флоренции, Венеции.

В июне 1810 года он вернулся в Россию, а в январе 1811 года был определен помощником отца в ведомство , с которым и был связан всю свою последующую архитектурную практику.

В августе 1812 года, когда войска Наполеона подходили к Москве, Жилярди, вместе с другим помощником архитектора Воспитательного дома и вслед за населением, покидавшим город, выезжает в Казань. Но поздней осенью они возвращаются в Москву.

Первые годы после Отечественной войны были заполнены работами по приведению в порядок зданий Воспитательного дома, проектированию вместе с отцом новой аптеки и лаборатории Дома.

С 1813 года Жилярди состоит в Экспедиции кремлевских строений, где принимает участие в работах по восстановлению пострадавших сооружений Кремля, в частности, звонницы и колокольни Ивана Великого.

В восстановлении здания Московского университета (1817–1819), пострадавшего от пожара, в полной мере проявилось творческое дарование Жилярди.

Здесь он выступает как градостроитель, учитывавший местоположение сооружения в ансамбле центра Москвы, как художник - автор одного из наиболее выразительных зданий эпохи, как конструктор и, наконец, как организатор, за два года осуществивший столь крупное строительство.

Под руководством Жилярди были проведены большие строительные работы. Без изменений остались лишь объем здания, планировка основных залов и обработка стены дворового фасада. Учитывая градостроительную роль университета, Жилярди внес значительные изменения в решение главного фасада - он придал ему более торжественный, полный героического пафоса облик.

Архитектор пошел по пути укрупнения масштаба основных членений и деталей здания. В обновленном облике сооружения зодчий стремился подчеркнуть идею торжества наук и искусств, достигнуть органического сочетания архитектуры, скульптуры и живописи.

В июле 1817 года старший Жилярди, проработавший в России двадцать восемь лет, уволился «в чужие края впредь до выздоровления», а в марте 1818 года «за старостью и слабостью» был уволен совсем. После его отъезда должность архитектора Воспитательного дома занял его сын.

Расширившийся объем работ требовал неустанного внимания к повседневным делам, связанным со строительными и ремонтными работами по ведомству Дома и к выполнению более значительных заданий.

В 1818 году Жилярди поручают перестройку Вдовьего дома на Кудринской площади и здания Екатерининского училища на Екатерининской площади.

Перестраивая здание Екатерининского училища, расположенного в глубине участка, Жилярди «прикрыл» его измельченный фасад монументальным десятиколонным портиком, поднятым на высокую аркаду нижнего этажа. При капитальной реконструкции и расширении здания, осуществленными Жилярди в 1826–1827 годах, были пристроены сильно вынесенные вперед крылья, образовавшие глубокий парадный двор.

Одной из значительных работ Жилярди, осуществленной им в 1814–1822 годах, была перестройка усадьбы П.М. Лунина у Никитских ворот.

Жилярди создает при перестройке новую композицию усадьбы: главный дом он «поворачивает» на линию улицы своим основным фасадом путем пристройки к торцу существовавшего дома нового корпуса.

Композицию фасада главного корпуса Жилярди построил на контрастном сопоставлении с фасадом флигеля. Пространственному решению флигеля противопоставлена подчеркнутая цельность и монолитность объема главного корпуса.

Однако, при всем различии фасадов оба здания объединены в единую композицию. Это достигается горизонтальным строем общей композиции фасадов, в том числе и колоннад.

Внутренняя планировка главного корпуса характерна для жилых домов дворцового типа с анфиладой парадных помещений в бельэтаже, подсобными помещениями в первом этаже и жилыми комнатами - в верхнем.

Особой красотой и парадностью отличается большой танцевальный зал, соединяющий анфилады комнат, идущих по продольной и поперечной осям дома. Его полуциркульный свод, расписанный гризайлью, и обработка торцевых стен полуциркульными арками с парными ионическими колоннами свидетельствуют о неизменном влечении Жилярди к подобной композиции залов.

Фасад главного дома Луниных с коринфской колоннадой лоджией в 1832 году был опубликован в «Альбоме Комиссии для строений в Москве» и своей необычной для жилых домов композицией стал образцом для копирования и подражания в застройке послепожарной Москвы.

Строительство здания Опекунского совета Воспитательного дома (1823–1826) стало в творчестве Жилярди своеобразным этапом, имевшим большое значение для его творческой деятельности на ближайшие годы. Этому немало способствовало то обстоятельство, что - единственное крупное общественное сооружение в практике Жилярди, где он не был связан с необходимостью использования полностью или частично старых построек и мог более полно осуществить свои идеи.

Занявшее основное место в застройке Солянки, рассчитанное на градостроительный эффект, здание Совета воспринимается при фронтальном обозрении как традиционная классическая система кубических объемов, но это не соответствует действительным очертаниям корпусов, уходящих в глубь двора (функциональное назначение здания вошло в противоречие с логикой построения архитектурной формы, что в силу ограниченности художественных приемов архитектуры классицизма не мог преодолеть Жилярди).

Интересным было цветовое решение интерьера здания Совета.

Изысканностью колорита отличалось убранство зала Присутствия, стены которого были обтянуты шелковой тканью с золоченым багетом по краям, лопатки облицованы искусственным мрамором, на окнах белые штофные занавеси. Своды остальных залов также были расписаны, стены окрашены зеленым или желтым кроном, стены и свод парадной лестницы расписаны.

Так же как в перестройке Вдовьего дома и Екатерининского училища, в постройке здания Опекунского совета значительной была роль Афанасия Григорьева. Воспитанник Ивана Жилярди, крепостной по происхождению, лишь в возрасте двадцати двух лет получивший вольную, Григорьев был близок семье Жилярди.

Одновременно со зданием Опекунского совета Жилярди строит одно из самых совершенных своих произведений - дом князя С.С. Гагарина на улице .

Особенностью внешнего облика этого здания является то, что ведущим художественным приемом в решении фасада зодчий делает не традиционный колонный портик, а арочное окно с широким архивольтом и двухколонной вставкой, несущей антаблемент. Три таких окна занимают все пространство центрального выступа главного фасада.

Арки заглублены в стену, что, усиливая игру светотени, способствует выявлению архитектурных и скульптурных элементов композиции.

Здание расположено с отступом от красной линии, перед небольшим парадным двором, что выделяет его в ряду застройки улицы. В организации внутреннего пространства знания Жилярди обращается к контрастным приемам: из низкого вестибюля с четырьмя парными дорическими колоннами, несущими балки перекрытия, неширокая, расходящаяся по двум сторонам лестница ведет в торжественную обходную галерею, перекрытую, подобно Опекунскому совету, высокими парусными сводами со световым фонариком в центре.

Великолепно разработанные арки со скульптурной группой Аполлона и муз на антаблементе занимают стены с четырех сторон галереи.

Созданные почти одновременно интерьеры Опекунского совета и дома Гагарина – одни из лучших в творчестве Жилярди. Он воплотил в них многое из достижений русской классической архитектуры.

Одновременно Жилярди строит и в Подмосковье. Самые известные его загородные постройки - в Кузьминках, - подмосковной усадьбе князей Голицыных.

Основное значение в открывающейся панораме имеет Музыкальный павильон Конного двора, созданный в 1820–1823 годах. Конный двор расположен на противоположном берегу верхнего пруда, справа от главного дома, и хорошо виден с дальних и ближних точек зрения. Комплекс построек, образующих конный двор, представляет собой в плане замкнутое каре.

Главный фасад, протянувшийся вдоль пруда, состоит из двух жилых флигелей, соединенных низкой каменной оградой с Музыкальным павильоном в центре. За ним скрывается собственно конный двор с расположенными вокруг него в форме буквы «П» центральным зданием конюшни и хозяйственными постройками.

Музыкальный павильон был намеренно построен из дерева, что сообщало ему высокие акустические качества. Его монументальность носила декоративный характер, в чем проявилась общая тенденция развития архитектуры позднего классицизма.

В усадьбе Кузьминки Жилярди, благодаря своему тонкому пониманию особенностей русской классической архитектуры, русской природы, продолжил и поднял на новую высоту начатое архитекторами предшествующего поколения.

Дементий Иванович проработал в Кузьминках до 1832 года, когда в связи с болезнью и отъездом из России все дела были переданы работавшему вместе с ним Александру Осиповичу Жилярди.

В октябре 1826 года сразу же после окончания строительства Опекунского совета Жилярди приступил к перестройке . Этот дворец был передан ведомству Воспитательного дома для размещения в нем ремесленных учебных мастерских и богадельни Воспитательного дома. Для перестройки сгоревшего здания дворца была создана Строительная комиссия, и Жилярди было поручено возглавить строительные работы.

Учитывая большой объем работ, в июле 1827 года Жилярди подал в Строительную комиссию рапорт «О представлении ему двух знающих помощников к производству работ». По собственному его выбору старшим помощником Жилярди был назначен Григорьев.

В самый разгар строительства, в ноябре 1828 года, Жилярди в связи с плохим состоянием здоровья получает разрешение Опекунского совета об отпуске и уезжает в Италию. Все строительные работы по ведомству Воспитательного дома, в том числе и по Слободскому дворцу, Опекунский совет возложил на Григорьева. Только в сентябре 1829 года, пробыв в отпуске восемь месяцев, Жилярди возвращается в Москву и приступает к исполнению своих обязанностей.

Здание получило строгий облик, соответствующий назначению сооружения, и монументальность, отвечающую масштабу застройки дворцового района Лефортово. Жилярди, со свойственным для московской архитектурной школы объемным пониманием архитектуры, подчинил сильно вытянутое здание единому пространственному решению и вместе с тем выделил его объемы для придания большего единства всей композиции: центральный и боковые корпуса одинаковой высоты в три этажа и более низкие двухэтажные галереи.

В 1829–1831 годах Жилярди строит городскую усадьбу Усачевых на Земляном валу близ Яузы. Это стало своеобразным итогом деятельности Жилярди, обобщением накопленного опыта предшествующих работ, показало высокий уровень профессионального мастерства зодчего, творившего в соответствии со стилистическими, градостроительными и социальными требованиями эпохи.

«Фасадное» решение дома с улицы противопоставлено совершенно иному характеру дворового фасада, в котором выявлена конструкция здания - его этажи, лестничная клетка, плоскости стен с однообразными оконными проемами. Рационально решена внутренняя планировка здания с сохранением парадной анфилады вдоль главного фасада и отделенными от нее продольным коридором, обращенными во двор небольшими комнатами.

Большое значение в ансамбле придано парку, композиция которого была построена на сочетании регулярной и пейзажной планировки, на связи с архитектурой садового фасада дома, павильонов, беседок и на раскрытии видовых панорам города. Связь дома с парком Жилярди осуществил с помощью пандуса, идущего от второго, парадного этажа.

В 1832 году, в год отъезда из России на родину в Швейцарию, Жилярди создает проект своего последнего сооружения в России – мавзолея в Отраде. Для мавзолея зодчий нашел ясное и спокойное решение, то сочетание торжественности и интимности, которое отвечает назначению этого сооружения.

Жилярди передавал свои знания многочисленным ученикам и помощникам.

С 1816 года учеником Жилярди был ставший позже академиком ; на его постройках обучался Е.Д. Тюрин; с четырнадцатилетнего возраста учился у него его двоюродный брат А.О. Жилярди - помощник во многих его постройках; учились братья Ольделли из Тессинского кантона Швейцарии; его учениками с малолетства становились крепостные князей Гагариных, Голицыных и др. Он передавал им свой практический опыт и теоретические познания, подготавливая профессионально грамотных строителей.

Отход Жилярди от активной деятельности обозначился довольно четко. Он совпал со временем правления Николая I, с изменением идеалов в области архитектуры. Хуже стало и со здоровьем. В одном из писем он сетовал:

Родился в семье архитектора Ивана Дементьевича Жилярди, работавшего в Москве в течение 28 лет. В 11 лет вместе с матерью приехал к отцу в Москву.

Юный Доменико мечтал стать пейзажистом и в четырнадцать лет поехал в Санкт-Петербург к художнику Феррари учиться рисунку и живописи. Скоро Доменико перешел в мастерскую Порто. В 1800 году он начал учиться у исторического живописца Карло Скотта, у которого занимался около трех лет.

За успехи в живописи Доменико Жилярди получает стипендию вдовствующей императрицы Марии Федоровны и увлеченно совершенствуется в искусстве. Петербургский климат плохо переносится им и скоро Доменико серьезно заболевает.

В 1803 году Доменико отправляется как государственный стипендиат в Миланскую Академию искусств в Италии, где начинает учиться в 1804 году. Тогда же он решает заниматься архитектурой.

Доменико Жилярди окончил Миланскую Академию в 1806 году и в течение четырех лет изучал архитектуру и искусство Рима, Флоренции, Венеции.

В 1810 годах молодой Жилярди приехал в Россию и в 1811 году стал помощником отца в ведомстве Московского Воспитательного дома. В 1812 году он проектировал новую аптеку и лабораторию для ведомства Воспитательного дома.

В 1813 году Доменико Жилярди работал в Экспедиции Кремлевских строений, где занимается восстановлением звонницы и колокольни Ивана Великого и других строений Кремля.

В 1814 – 1822 годах он занимался перестройкой усадьбы П.М. Лунина у Никитских ворот. Фасад дома с коринфской колоннадой-лоджией дома был опубликован в «Альбоме Комиссии для строений в Москве» и часто копировался при строительстве домов в Москве после пожаров Отечественной войны 1812 года.

1817 – 1819 году Доменико Жилярди восстанавливал сгоревший Московский Университет. В этой работе по восстановлении одного из важнейших зданий в полной мере проявился его талант градостроителя, конструктора, художника.

В 1817 году его отец Иван Жилярди из-за болезни оставил должность архитектора Воспитательного дома, которую занял его сын Доменико.

В 1818 году Жилярди перестраивает Вдовий дом на Кудринской площади и Екатерининское училище, внеся значительные архитектурные изменения.

В 1820 -1823 году архитектор начинает строить в усадьбе князя Голицына в Кузьминках Музыкальный павильон Конного двора. Там он работал до 1832 года, когда из-за болезни вынужден был уехать из России.

В 1823 -1826 годах Доменико Жилярди строит здание Опекунского совета Воспитательного дома. В эти же годы он строит дом князя С.С. Гагарина на Поварской улице с арочными окнами на фасаде, углубленными в стену. Этот прием усилил архитектурные и скульптурные части всей композиции дома.

В 1826 году окончив строительство Опекунского совета Жилярди начал строить Слободской дворец в Лефортово для ремесленных учебных мастерских и богадельни Воспитательного дома.

В 1829 – 1831 годах Жилярди строит усадьбу Усачевых на Земляном валу около реки Яузы.

В 1832 году Доменико Жилярди уезжает в Швейцарию, в Монтаньоле, где строит часовню. Он живет в своем швейцарском поместье, переселяясь на зиму в Милан.

В 1833 году Доменико Жилярди был избран членом-корреспондентом Миланской Академии искусств.

Скончался Доменико Жилярди 26 февраля 1845 года в Милане и был похоронен в монастыре Сан-Аббондио.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».




Top