Народные сказки на белорусском языке короткие. Белорусские сказки: сквозь мудрость веков


Нашла две белорусские народные сказки в книге «Крынi ца» Р.М. Миронова. Чтобы было интересно и русскоязычным моим читателям и их детям, я перевела эти сказки и на русский язык. Интересного вам прочтения:)


Не сi лай, а розумам.

Адзi н чалавек пайшоў у лес дровы секчы. Насек дроў, сеў на пень адпачыць.

Прыходзi ць мядзведзь.

Гэй, чалавек, давай будзем барукацца!

Паглядзеў чалавек на мядзведзя: дужы калмач, дзе з i м барукацца! Сцi сне лапамi – i дух вон…

Э, - кажа чалавек, - што мне з табою барукацца! Давай спярша паглядзi м, цi маеш ты сi лу.

А як глядзець будзем? – пытаецца мядзведзь.

Узяў чалавек сякеру, расшчапi ў пень зверху, убi ў у расколi ну клi н i кажа:

Калi раздзярэш гэты пень лапаю, значыць, маеш сi лу. Тады я з табою буду барукацца.

Ну, мядзведзь, не падумаўшы, тыц лапу ў расколi ну. А чалавек тым часам трах абухом па клi ну – той i выскачыў.

Раве мядзведзь, скача на трох лапах, а нi расшчапi ць пня, нi вырвацца з яго не можа.

Но што, - кажа чалавек, - будзеш барукацца са мною?

Не, - енчыць мядзведзь, - Не буду.

То-та ж, - сказаў чалавек. – Не толькi сi лаю барукацца можна, а i розумам.

Убi ў ён клi н назад у пень; мядзведзь вырваў лапу ды ходу ў гушчар без аглядкi .

З таго часу ён i баi цца сустракацца з чалавекам.

Пра што кукуе зязюля.

Было гэта даўным-даўно, калi зазюля сваю сям`ю мела. Жыла адна зязюля з дзецьмi : сынком i дачкою. Мацi кожнай ранi цай лятала далёка ў лес па чарвякоў, казюляк, а дзяцей пакi дала ў хатцы адных.

Глядзi це ж, дзеткi , нi куды не выходзьце! Чакайце мяне! – наказала яна.

Але дзецi не вельмi слухалi ся мацi . Толькi яна паляцi ць шукаць спажыву, яны замкнуць хатку на замок, а самi пойдуць гуляць.

I вось аднойчы так разгулялi ся, што не заўважылi , як згубi лi ключак ад хаткi . Толькi пад вечар агледзелi ся.

Ой, што ж нам рабi ць цяпер? – спалохалася сястрыца. – Хадзем, брацi к шукаць ключ! Ты i дзi ў той бок, а я ў гэты. Як знойдзеш ключ, дык гукай мяне, а я знайду – цябе гукаць буду.

Разышлi ся яны ў розныя бакi . Сястрыца хутка знайшла ключ i пачала клi каць брата. Але брат адышоў далёка i заблудзi ўся.

Так вось i лятае аж да гэтага часу сястрыца па лясах, па садах i ўсё шукае свайго братца:

Ку-ку, брацi к! Ку-ку, ключык знайшла! Дзе ты? Ку-ку!


На русском...

Не силой, ​​а умом.

Один человек пошел в лес дрова рубить. Нарубил дров, сел на пенек отдохнуть.

Приходит медведь.

Эй, человек, давай будем бороться!

Посмотрел человек на медведя: крепкий калач, где с ним бороться! Сожмет лапами - и дух вон...

Э, - говорит человек, - что мне с тобой бороться! Давай сначала посмотрим, имеешь ли ты силу.

А как смотреть будем? - Спрашивает медведь.

Взял человек топор, расщепил пень сверху, вбил в расщелину клин и говорит:

Если разорвешь этот пень лапой, значит, имеешь силу. Тогда я с тобой буду бороться.

Ну, медведь, не подумав, тыц лапу в расщелину. А человек тем временем трах обухом по клину - тот и выскочил.

Минск, Изд."Беларусь", 1964 г.

Беларусь - европейское славянское государство. Её народ, находясь в постоянном контакте с другими народами мира, в частности, с шестьюдесятью европейскими народами, выработал сходные представления об окружающем мире, творил схожие фольклорные образы, в то же время сохраняя своё национальное своеобразие. Во всех белорусских народных волшебных сказках присутствуют леса и болота - неотделимая часть ландшафта страны. Герои сказок отправляются за тридевять земель в тридесятые царства-государства. Путь их лежит не через моря и горы, а через леса и болота.
В аудио книгу Алеся Якимовича "Белорусские народные волшебные сказки" вошли 26 белорусских аудио сказок из раздела "Волшебные сказки": "Пилипка-сынок", "Из рога всего много", "Сынок-с-кулачок", "Ох и золотая табакерка", "Отцов дар", "Алёнка", "Как Василь змея одолел", "Музыкант-чародей", "Покатигорошек", "Вдовий сын", "Жадный богатей", "Солдат Иванка", "Федор Набилкин и настоящие богатыри", "Иван Утренник", "Золотая яблонька", "Отдай то, что дома не оставил", "Волшебная дудка", "Андрей всех мудрей", "Золотая птица", "Как Иван чертей перехитрил", "Синяя свита навыворот шита", "Трем-сын Безымянный", "Откуда пошли паны на Полесье", "Чёрт-вор", "Про попа Кирилу и его работника Гаврилу", "Медведь".
Многие белорусские волшебные аудио сказки содержат пословицы и поговорки, такие, как: "Правду говорят: нанялся, что продался." Или: "Запас беды не чинит", "Паны и черти - одной шерсти", "Все черти одной шерсти", "Одни пануют, другие горюют" и другие.
Аудио книга "Белорусские народные волшебные сказки" снабжена справочным материалом, к каждой сказке вы можете прочитать её краткое содержание. Предлагаем слушать онлайн вместе с детьми или скачать бесплатно и без регистрации аудио "Белорусские народные волшебные сказки".

Белорусская народная волшебная аудио сказка "Пилипка-сынок", белорусский вариант известного у разных народов сюжета волшебной сказки о ведьме. Жили муж и жена. Детей у них не было. Однажды муж вырубил из ольхи полено, принёс домой и говорит жене: - На, поколыхай.- Стала жена полено в колыбели колыхать, припевая: - Люли-люли, сынок, с белыми...

Редакционная аудио статья "О книге "Белорусские народные сказки": "Белорусские народные сказки". Пересказ Алеся Якимовича. Перевод с белорусского Григория Петникова. Художник А. Волков. Для младшего возраста. Издательство "Беларусь" Государственного комитета Совета Министров Белорусской ССР по печати. Минск, 1964 год. Редактор В. А. Жиженко....

Белорусская народная волшебная аудио сказка "Из рога всего много". Жили бедняки дед и баба, заработать не могли, только подаяние просили. Сэкономила старуха гарнец (русская мера объёма сыпучих тел = 3,2798 л) проса. Вскопал старик клочок земли и посеял просо. Хорошее выросло просо. Да истоптал его журавль. Остались старики без проса. Посылает...

Белорусская народная волшебная сказка "Сынок-с-кулачок" - о маленьком, находчивом мальчонке, победившем и пана и волка. Жили дед с бабой. Был у них маленький сынок, которого так и звали: "сынок-с-кулачок". Дед поехал в поле. Баба сготовила обед. Мальчонка вызвался отвезти обед отцу ("тата" по-белорусски). Пока отец обедал, сынок-с-кулачок...

Белорусская народная волшебная аудио сказка "Ох и золотая табакерка", в которой за доброту бедняку сироте Янке помогают кот, мышка и рыбка. Жил сирота Янка в отцовской хатке с пёстрым котиком. Как-то нёс Янка охапку хвороста, присел на пенёк и произнёс: "Ох, ох!.." Тут выскочил старичок, спросил зачем Янка звал его два раза по имени Ох, Ох....

Белорусская народная волшебная аудио сказка "Отцов дар" - "Сиква-бурка" и "Конёк-горбунок" по-белорусски, об Иване-простофиле. "Жил на свете хороший человек. Было у него три сына - двое умных, а третий - Иван-простофиля. Умные поженились,.. а Иван всё на печи лежит да на жалейке играет..." - так начинается белорусская сказка "Отцов дар"....

Белорусская народная волшебная сказка "Алёнка" о девочке Алёнке по прозвищу Крапивница. Сюжет сказки "Алёнка" напоминает русскую и европейские сказки "Дикие лебеди", в которых сестра выручает заколдованных злой ведьмой в лебедей братьев. Сестра должна была сплести рубашки из крапивы для братьев. В более сложных сюжетах условием было молчание...

Белорусская народная волшебная аудио сказка "Как Василь змея одолел" небольшая по объёму, начинается с присказки: "Было оно или не было, правда ли то или нет, - послушаем лучше, что сказка сказывает..." А сказка сказывает о страшном-престрашном змее: сильном, злом и кровожадном. Прилетел змей в один край, вырыл себе нору среди леса у горы и всем...

Белорусская народная волшебная сказка "Музыкант-чародей". С детских лет начал играть музыкант на дудочке. Как заиграет - волы перестают щипать травку, птички притихнут, лягушки перестанут квакать. Люди слушают не шелохнувшись. Заиграет дудочка печальное - всех охватывает грусть. Встаёт перед каждым вся его трудная жизнь. Заиграет дудочка...

Белорусская волшебная аудио сказка "Покатигорошек". Достаточно длинная сказка на несложный сюжет со всеми атрибутами волшебной сказки. Были у крестьянина два сына и дочь Палаша. Братья пошли искать работу. Путь их лежал через пущу. Через неделю Палаша понесла братьям хлеб и еду. А в пуще жил поганый Смок с железным языком. Он переложил...

Белорусская народная волшебная аудио сказка "Вдовий сын". Многоплановый сюжет длинной сказки. Многократные повторения, кратность трём акцентируют внимание слушателя на самых важных судьбоносных моментах. Началось всё с того, что налетел в некоторое государство девятиглавый змей Чудо-Юдо и украл с неба солнце и месяц. Стало плохо людям жить -...

Белорусская народная волшебная аудио сказка "Жадный богатей" о том, как волшебная серебряная рыбина помогла бедняку и наказала его жадного брата. Жили два брата: богатый и бедный. Бедный удил в озере рыбу - тем и жил. Справлял раз богатый свадьбу - сына женил. Много собралось у него гостей. "Пойду-ка и я к брату в гости, - думает бедняк. Взял...

Белорусская народная волшебная аудио сказка "Солдат Иванка". Волшебный конь помогал отставному солдату Иванке превращаться в богатыря. Отслужил Иванка 25 лет в армии солдатом, выслужил синий билет. (Справка: Синий билет - свидетельство об увольнении с военной службы. В прежнее время срок службы в армии в России был 25 лет. Кроме синего билета,...

Белорусская народная волшебная аудио сказка "Фёдор Набилкин и настоящие богатыри". Трёхглавый, шестиглавый и девятиглавый змеи Смоки являются волшебными атрибутами аудио сказки "Фёдор Набилкин и настоящие богатыри". В остальном сказка похожа на бытовую сказку, где прославляются ум и смекалка гораздо более чем сила, даже, если это сила...

Белорусская народная волшебная аудио сказка "Иван Утренник". Сколько же всякого волшебства в этом замысловато закрученном, получасовом сюжете. Кащей Бессмертный может принимать облик седенького дедка: сам с ноготок, борода с локоть, глаза как яблоки. Железными толчками постукивает, проволочным кнутом пощёлкивает. Владеет Кащей большим домом на...

Белорусская народная волшебная аудио сказка "Золотая яблонька" - белорусский вариант "Крошечки-Хаврошечки" - сказки о злой мачехе и падчерице. Жил дед с бабой. И были у них дочки - дедова дочка и бабина дочка. Дедову дочку звали Галя, а бабину - Юля. Баба дочку свою любила да холила, а дедову в чёрном теле держала, всё старалась её со свету...

Белорусская народная волшебная аудио сказка "Отдай то, что дома не оставил" - сказка со множеством волшебных превращений и перевоплощений. Пошёл один человек на охоту, в погоне за туром (диким быком с большими рогами) попал в болото, в самую трясину. Явился откуда-то щупленький седой дедок с длинною бородою, в лаптях в сажень длиною и за...

Белорусская народная волшебная аудио сказка "Волшебная дудка" - революционный призыв к свержению власти узурпаторов от панов-богатеев, нажившихся на чужом труде. Сказка начинается с красивого зачина: "Давно ль это было, или недавно, так ли было или не так - теперь никто уж о том не знает. Ну, так расскажем вам то, что деды своим внукам...

Белорусская народная волшебная аудио сказка "Андрей всех мудрей"- сказка о счастье, гимн любви. Жил один пытливый хлопец Андрей. Куда ни глянет, что ни увидит, обо всём у людей расспрашивает. Люди отвечали ему, отвечали, да под конец видят, что не знают, что отвечать. Стали над Андреем смеяться: "Да разве можно всё знать?" Но Андрей решает...

Белорусская народная волшебная аудио сказка "Золотая птица" - известный в международном фольклоре сюжет о золотой яблоне, золотой птице, воровавшей золотые яблоки, о сером волке. В сказке "Золотая птица" - старая волчица выручает доброго Ивана-дурачка. Не обошлось и без злых и жадных братьев. Сказка начинается с знакомства с семьёй главного...

Жили дед и баба. И была у них дочка Алёнка. Но никто из соседей не звал ее по имени, а все звали Крапивницей.

Вон,- говорят,- Крапивница повела Сивку пастись.

Вон Крапивница с Лыской пошла за грибами. Только и слышит Алёнка: Крапивница да Крапивница...

Пришла она раз домой с улицы и жалуется матери:

Чего это, мамка, никто меня по имени не зовет?

Мать вздохнула и говорит:

Оттого, что ты, доченька, у нас одна: нет у тебя ни братьев, ни сестер. Растешь ты, как крапива под забором.

А где ж мои братья и сестры?

Жил один пытливый хлопец Андрей. Хотел он все знать. Куда ни глянет, что ни увидит, обо всем у людей расспрашивает, обо всем выведывает. Плывут по небу облака... Откуда они взялись? И куда плывут? Шумит за деревней река... Куда течет? Растет лес... Кто его посадил? Почему у птиц крылья. всюду вольно летают, а у человека нет крыльев?

Люди отвечали ему, отвечали, да под конец видят, что и сами-то они не знают, что отвечать.

Ты, Андрей, хочешь быть всех мудрей, - стали люди над ним смеяться. - Да разве ж можно все знать?

Но не верит Андрей, что нельзя всего знать.

Жила в одном сельце старенькая бабка. А сельцо-то было небольшое, дворов с десять. И на самом его краю стояла бабкина хатка. Такая же старенькая, как и бабка.

Нашёлся какой-то добрый человек, поставил подпорки к бабкиной хатке и завалинкой её обложил. И стоит она, не зная, на какой ей бок повалиться. Насобирает бабка щепок, растопит печку да и греется себе у огня. Понятно, старому человеку и летом-то холодно. Коли есть что, то поест, а нету - и так обойдётся.

А проезжал раз через то сельцо пан. Увидел он знакомую бабку и удивился.

Сел воробей на былинку и хотел, чтоб она его поколыхала. Но былинка не захотела колыхать воробья, взяла да и сбросила его.

Рассердился воробей на былинку, зачирикал:

Погоди ж ты, лентяйка, я нашлю на тебя коз! Полетел воробей к козам:

Козы, козы, ступайте былинку грызть, она не хочет меня колыхать!

Приключилась в некотором государстве большая беда: налетел откуда-то девятиглавый змей Чудо-Юдо и украл с неба солнце и месяц.

Плачут люди, горюют: и темно без солнца, и холодно.

А жила в тех краях одна бедная вдова. Был у нее маленький сын - так лет пяти. Трудно жилось вдове в голоде да холоде. И была одна только у нее утеха, что растет сынок разумный да удалый.

И жил там поблизости богатый купец. Был у него сын таких же лет, как и вдовий.

Давно ль это было или недавно, так ли было или не так - теперь никто уж о том не знает.

Ну, так расскажем вам то, что деды своим внукам рассказывали, а внуки - своим внукам.

Когда-то жили люди в одной стране в мире и согласии. Земли много, всюду просторно - один другому не мешали, а случится с кем беда - друг другу помогали, беду одолевали.

Жили по соседству воробей и мышь: воробей под стрехой, а мышь в норке в подполе. Кормились тем, что от хозяев перепадало. Летом еще так-сяк, можно на поле или в огороде что-нибудь перехватить. А зимой хоть плачь: воробью хозяин силок ставит, а на мышь - мышеловку.

Ну вот, жил в деревне мужик. Ко всему ухватистый. Что ни задумает, то и сделает. И все ему легко удавалось.

Захотелось ему однажды над панами посмеяться. Пришел он на панский двор. Смотрит - ходит по двору белая свинья с поросятами. Снял мужик шапку, начал свинье кланяться.

Жили два брата: богатый и бедный. Богатый сам ничего не делал, было у него много работников. А бедный удил в озере рыбу - тем и жил.

Справлял раз богатый свадьбу - сына женил. Много собралось у него гостей.

“Пойду-ка и я к брату в гости”, - думает бедняк. Взял он взаймы у соседей каравай хлеба да и пошел на свадьбу.

Пришел и стоит на пороге с хлебом. Увидел его богатый брат:

Ты чего притащился? У меня тут гости не тебе чета! Убирайся отсюда!

И прогнал его.

Обидно стало бедному брату. Взял он удочку и пошел рыбу ловить. Сел в старый челнок и выплыл на середину озера. Удил, удил - а все мелкая рыбешка попадается. А тут и солнце уже заходит. “Ну, - думает бедный рыбак, - закину на счастье еще разок”. Закинул он удочку и вытащил такую рыбину, какой отродясь не видывал: большая да вся серебряная.

Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/23 декабря 2012. Пока процесс обсужден … Википедия

Лев Григорьевич Бараг … Википедия

БЕЛОРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. В области художественного творчества белорусская народность имеет богатый фольклор, разнообразную древнюю письменность и яркую литературу нового времени, зародившуюся еще в начале прошлого века, обогатившуюся в последние… … Литературная энциклопедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Аверин. Олег Аверин … Википедия

Александр Лукашенко - (Alexander Lukashenko) Александр Лукашенко это известный политический деятель, первый и единственный президент Республики Беларусь Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко, биография Лукашенко, политическая карьера Александра Лукашенко … Энциклопедия инвестора

I.Понятие II.С. как жанр 1. Происхождение С. 2. Виды С. 3. Сказочные мотивы и сюжеты 4. Сказочные образы 5. Композиция С. 6. Бытование С. III.Литературная С. Библиография … Литературная энциклопедия

Виктор Моисеевич Важдаев Имя при рождении: Виктор Моисеевич Рубинштейн Дата рождения: 1908 год(1908) Дата смерти: 18 ноября 1978(1978 11 18) Гражданство … Википедия

- (племя). В нашей литературе возникал вопрос: существует ли вообще отдельное белорусское племя? Но, конечно, особенности языка Б., их нравы и обычаи, богатая народная литература и т. д. доказывают существование отдельного белорусского племени.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Эммануил Григорьевич Иоффе Эмануіл Рыгоравіч Іофэ Эммануил Иоффе, 9 мая 2010 года … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Романов. Евдоким Романович Романов белор. Еўдакім Раманавіч Раманаў Дата рождения … Википедия

Книги

  • Белорусские народные сказки
  • Белорусские народные сказки , . Почему барсук и лиса в норах живут, как Василь страшного-престрашного змея одолел, откуда взялся зверь медведь и как избавиться от докучливых гостей - под обложкой этой книги собраны…

Уютно устроившись под одеялом, ребёнок каждый вечер с нетерпением ждёт, когда наступит этот удивительный момент. В комнату, где приглушённо светит лампа, заходит мама и, погладив по голове малыша, начинает удивительный рассказ о бесстрашных воинах, гордых героях и пиратах-разбойниках. Звучит бархатный голос, который сопровождает в неизведанные страны, переносит на огромные корабли, что рассекают волны океанов и направляются к опасным необитаемым берегам. Сказка... В тихий вечер это лучшее лекарство от скуки и страха.

Этот удивительный и поучительный жанр просочился из глубины веков. Наверняка ещё на заре человеческой истории первые люди рассказывали поучительные истории и передавали их следующим поколениям. Общеизвестно, что большинство из них были основаны на реальных событиях и доносили до слушателя в шуточной или преувеличенной форме истинное положение вещей. Сказки стали не только частью культурного наследия, но и выполняли немаловажную воспитательную работу. Домыслы автора лишь слегка украшали их, делая более остросюжетными и интересными.

Богатое культурное наследие

Живой интерес у современных читателей вызывает национальный фольклор, а именно народные белорусские сказки. Они отличаются прекрасным художественным стилем и удивительной самобытностью. Глубочайшая тонко передана через занимательные истории и повествования. Она способна воспитывать и взращивать в детях высокие духовные ценности и моральные силы.

Отличительную черту, которую таят в себе белорусские сказки, легко заметить. Это удивительная и непоколебимая вера в светлую сторону человеческой натуры. Примером могут послужить следующие истории: «Солдат Иванка», «Музыкант-чародей», «Синяя свита навыворот шита». Моральное и физическое целомудрие, которое прививают такие истории, является бесценным уроком, что повлияет на всю будущую жизнь ребёнка. Мало что в мире может быть более поучительным. В таких повествованиях авторы всегда пытались заглянуть немного за грань возможного — будь-то ковры самолёты или сапоги скороходы.

Неоценимая польза коротких произведений

Желание чего-то неизвестного и незнакомого всегда манило людей. Белорусские сказки открывают дверь в волшебный мир говорящих животных и растений. Дети заворожённо слушают их и рисуют в своём воображении другой мир: добрый, наивный и неиспорченный. Некоторые скептики берутся утверждать, выбивают почву реальности из-под ног детей. Мифические существа и разговоры неодухотворенных предметов якобы разовьют в ребёнке неправильно представление о живом и реальном мире.

Однако, хочется отметить, что уже не одно поколение выросло, читая белорусские народные сказки. И это некоим негативным образом не сказалось на эмоциональном и психологическом состоянии детей. Общеизвестно: сказка сама по себе подразумевает вымысел, поэтому никто заранее неуверен, что она несёт в себе исключительно правдивую информацию. Эти добрые, пусть даже и выдуманные истории не претендуют на правдивость. Белорусские народные сказки созданы и призваны для того, чтобы затрагивать чувства и доносить в сатирическом свете жизненную мысль.

Наибольшей популярностью среди детей пользуются рассказы о животных, такие как «Воробей и мышь», «Былинка и воробей», а также «Лёгкий хлеб». В этих историях основные роли отведены людям и зверям. В каждом из этих повествований подняты злободневные проблемы народа. Так, сказка «Былинка и воробей» доносит до читателей всю важность взаимопомощи между людьми, а рассказ «Лёгкий хлеб» помогает понять детям, и честность. Здесь добро всегда побеждает зло, а справедливость торжествует.

Отражает жизнь народа

Поскольку белорусский народ по своей природе является трудолюбивым и земледельческим, большинство рассказов вращаются вокруг повседневной жизни людей и животных, их быта, труда и отдыха. Именно такими являются произведения «Бабка-шептуха», «Муж и жена», «Неучтивый сын» и другие. Сказка максимально приближена к потребностям населения, и это означает, что её читатели смогут от начала и до конца прочувствовать атмосферу и переживания главных героев. Известные писатели и критики утверждают: по живописности и красоте, содержащейся в рассказах, белорусские сказки не имеют себе равных в мире.

Мудрость поколений

Философские проблемы человеческого бытия нашли своё отражение во многих литературных произведениях. Белорусские народные сказки на белорусском языке являются показателем того, что столь простое и короткое повествование может нести в себе глубокую За длительное время своего существования фольклор вобрал в себя мысли и чувства многих поколений. Жизненный опыт, который содержится на их страницах, является кладезем мудрости и ключом к пониманию человеческой натуры.

Белорусские сказки на белорусском языке — это художественное достояние нации, которое совмещает в себе глубокое содержание и возвышенные поэтические формы.




Top