Альбрехт дюрер куст травы описание. Презентация к уроку чтения поход в «музейный дом».иллюстрация а

«БОЛЬШОЙ КУСТ ДЁРНА» Акварель

Альбрехт Дюрер написал много прекрасных акварелей. В основном это пейзажи, полные лирической созерцательности. Пейзаж Дюрера романтичен - это декорация для средневековых поэм, полных неожиданных приключений. В эти ущелья хочется заглянуть, в рощах спрятаться, в домиках и бургах отдохнуть...

Акварель «Большой куст дёрна» - это взгляд снизу, как будто художник, а вместе с ним и зрители, внезапно уменьшились и оказались в мире гигантских трав. Маленький кусочек луга, длиной всего в один человеческий шаг, вдруг стал целой Вселенной. Тысячелистник, одуванчик и подорожник превратились в настоящих великанов; их запах, почти незаметный в обычной жизни, превратился в одурманивающий аромат.

Но чтобы дойти до этих трав, чтобы иметь возможность прикоснуться к их высоким стеблям и широким листьям, нужно преодолеть полосу свежевскопанной земли, в которой будут утопать ноги. И неизвестно, закончится ли удачно этот поход, или уставший крошечный путешественник так никогда и не достигнет этого кусочка луга.


Дюрер (Durer) Альбрехт (1471-1528), немецкий живописец, рисовальщик, гравер, теоретик искусства. Основоположник искусства немецкого Возрождения, Дюрер учился ювелирному делу у своего отца, выходца из Венгрии, живописи - в мастерской нюрнбергского художника М.Вольгемута (1486-1489), у которого воспринял принципы нидерландского и немецкого позднеготического искусства, ознакомился с рисунками и гравюрами мастеров раннего итальянского Возрождения (в том числе А.Мантеньи). В эти же годы Дюрер испытал сильное влияние М.Шонгауэра. В 1490-1494, во время обязательных для цехового подмастерья странствий по Рейну, Дюрер выполнил несколько станковых гравюр в духе поздней готики, иллюстрации к “Кораблю дураков” С.Бранта и др. Воздействие на Дюрера гуманистических учений, усилившееся в результате его первой поездки в Италию (1494-1495), проявилось в стремлении художника к овладению научными методами познания мира, к углубленному изучению натуры, в которой его внимание привлекали как самые, казалось бы, незначительные явления (“Куст травы”, 1503, собрание Альбертина, Вена), так и сложные проблемы связи в природе цвета и световоздушной среды (“Домик у пруда”, акварель, около 1495-1497, Британский музей, Лондон). Новое ренессансное понимание личности Дюрер утверждал в портретах этого периода (автопортрет, 1498, Прадо).

"Праздник всех святых"
(Алтарь Ландауэр) 1511,
Музей истории искусств, Вена

"Христос среди книжников" Собрание Тиссен-Борнемица, 1506, Мадрид

"Адам и Ева" 1507, Прадо, Мадрид (самое красивое изображение Адама и Евы!!)

"Автопортрет" 1493

"Автопортрет " 1500

"Мадонна с грушей" 1512, Музей истории искусств, Вена

"Молящаяся Мария"

Настроения предреформационной эпохи, кануна мощных социальных и религиозных битв Дюрер выразил в серии гравюр на дереве “Апокалипсис” (1498), в художественном языке которой органично слились приемы немецкого позднеготического и итальянского ренессансного искусства. Второе путешествие в Италию (1505-1507) еще более укрепило стремление Дюрера к ясности образов, упорядоченности композиционных построений (“Праздник четок”, 1506, Национальная галерея, Прага; “Портрет молодой женщины”, Музей искусств, Вена), внимательному изучению пропорций обнаженного человеческого тела (“Адам и Ева”, 1507, Прадо, Мадрид). При этом Дюрер не утратил (особенно в графике) зоркости наблюдения, предметной выразительности, жизненности и экспрессивности образов, свойственных искусству поздней готики (циклы гравюр на дереве “Большие Страсти”, около 1497-1511, “Жизнь Марии”, около 1502-1511, “Малые Страсти”, 1509-1511). Изумительная точность графического языка, тончайшая разработка световоздушных отношений, ясность линии и объема, сложнейшая философская подоснова содержания отличают три “мастерские гравюры” на меди: “Всадник, смерть и дьявол” (1513) - образ непоколебимого следования долгу, стойкости перед испытаниями судьбы; как воплощение внутренней конфликтности мятущегося творческого духа человека; “Святой Иероним” (1514) - прославление гуманистической пытливой исследовательской мысли.

“Меланхолия I ” (1514)

"Рыцарь, Смерть и Дьявол" 1513

"Четыре всадника Апокалипсиса"

"Праздник четок" 1506, Национальная галерея, Прага

"Святой Иероним" 1521

К этому времени Дюрер завоевал почетное положение в родном Нюрнберге, получил известность за рубежом, особенно в Италии и Нидерландах (куда совершил поездку в 1520-1521). Дюрер дружил с виднейшими гуманистами Европы. Среди его заказчиков были богатые бюргеры, германские князья и сам император Максимилиан I, для которого он в числе других крупных немецких художников исполнил рисунки пером к молитвеннику (1515).
В серии портретов 1520-х годов (Я.Муффеля, 1526, И. Хольцшуэра, 1526, - оба в картинной галерее, Берлин-Далем, и др.) Дюрер воссоздал тип человека ренессансной эпохи, проникнутого гордым сознанием самоценности собственной личности, заряженного напряженной духовной энергией и практической целеустремленностью. Интересен автопортрет Альбрехта Дюрера в 26 лет в перчатках. Руки модели, лежащие на постаменте, - хорошо известный прием создания иллюзии близости между портретируемым и зрителем. Дюрер мог научиться этому визуальному трюку на примере таких произведений, как, например, леонардовская Мона Лиза, - он видел ее во время путешествия в Италию. Пейзаж, который виден в открытое окно, - особенность, характерная для северных художников, таких как Ян Ван Эйк и Робер Кампен. Дюрер революционизировал североевропейское искусство, объединив опыт нидерландской и итальянской живописи. Многосторонность устремлений проявилась и в теоретических трудах Дюрера (“Руководство к измерению...”, 1525; “Четыре книги о пропорциях человека”, 1528). Художественные искания Дюрера завершила картина “Четыре апостола” (1526, Старая пинакотека, Мюнхен), в которой воплощены четыре характера-темперамента людей, связанных общим гуманистическим идеалом независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину.

Ecce Homo (Сын человеческий)
Около 1495, Кунстхалле, Карлсруэ

"Четыре апостола"

"Портрет отца Дюрера в 70 лет" 1497

"Поклонение волхвов" 1504

"Император Максимиллиан I" 1519

"Алтарь Паумгартнера" 1500-1504

"Семь печалей девы" 1497

"Императоры Карл и Сигизмунд" 1512

"Портрет юноши" ок. 1504

"Портрет молодой венецианки" 1505

"Мария с младенцем и святой Анной" 1519

"Портрет женщины" 1506

"Портрет Иеронима Хольцшуэра" 1526

Алтарь Ябаха, наружняя сторона левой створки " Иов, терпящий унижение от жены" Около 1500-1503

"Портрет неизвестного в красной мантии" (св. Себастьян) Около 1499

"Портрет Освальда Крелля" 1499

"Alliance Coat of Arms of the Dure and Holpe Families" 1490

"Портрет Фелиситас Тухер" Диптих, правая сторона 1499

"Портрет Ганса Тухера" Диптих, левая сторона 1499

"Оплакивание Христа"

"Портрет мужчины на зелёном фоне" 1497

"Портрет Михаэля Вольгемута" 1516

"Апостол Филипп" 1516

" Мадонна с яблоком" 1526

"Куст травы" 1503

"Мария с младенцем перед аркой ворот" 1494-97

"Портрет Фридриха Мудрого, курфюрста Саксонского"

"Два музыканта"

"Кающийся св. Иероним"

"Мадонна с щеглом"

"Портрет Барбары Дюрер, урождённой Хольпер" 1490-93

"Портрет Альбрехта Дюрера" отец художника 1490-93
Цитата сообщения

(Автопортрет. 1500 год. Картинная галерея Старых Мастеров, Мюнхен.)


Альбрехт Дюрер (нем. Albrecht Durer, 21 мая 1471, Нюрнберг - 6 апреля 1528, Нюрнберг) - величайший мастер эпохи Ренессанса, немецкий живописец и график.

Дюрер родился в семье ювелира иммигранта из Венгрии. Певым его учителем в искусстве был его родной отец, золотых и серебряных дел мастер. Именно поэтому в картинах Альбрехта Дюрера всегда с ювелирной точностью выписана каждая деталь, учтена каждая мелочь. Посмотрите, например, с какой тонкостью прорисована каждая травинка в картине "Куст травы" или каждая шерстинка в изображении зайчика на картине "Молодой заяц", особенно усики зайчика.



(Куст травы. 1503 год. Музей Искусств, Вена.)


Кажется, что трава вот-вот зашелестит под легким дуновением ветра. А при взгляде на зайчика, так и хочется протянуть руку и прикоснуться к его мягкому шелковистому меху. Обе эти картины нарисованы акварелью и гуашью при помощи очень-очень тонких кисточек. Кстати, современники отмечали, что художник очень любил внимательно всматриваться в природу и постоянно интересовался наукой.



(Молодой заяц. 1502 год. Галерея Альбертина, Вена.)


Когда Альбрехту исполнилось 15 лет, его отец понял, что у сына склонность к занятиям живописи и он отправил его на обучение в мастерскую знаменитого нюребергского живописца Михаэля Вольгемута. В этой школе Дюрер обучался не только рисованию, но и гравировке по дереву и меди. Интересно то, что в этой школе учеба завершилась обязательным путешествием выпускников. После выпуска в 1490 году, за четыре года Альбрехт Дюрер побывал в нескольких городах Германии, Швейцарии и Голландии. продолжая совершенствоваться в изобразительном искусстве и обработке материалов.



(Портрет молодой венецианки. 1505 год. Музей Истории Искусства, Вена.)


В 1494 Дюрер возвращается на родину в Нюрнберг, вскоре после возвращения он в том же году женится. Затем уезжает в Италию. В Италии у него состоялись несколько интересных знакомств с творчеством таких мастеров эпохи раннего Возрождения, как Мантеньи, Полайоло, Лоренцо ди Креди и других мастеров. В 1495 Дюрер вернулся в Нюрнберг и там, до своей следующей поездки в Италию в 1505 году, он и создает большую часть своих самых знаменитых гравюр, которые сделали его имя таким знаменитыми.



(Святой Евстафий. Ок. 1500-1502 годы. Государственный музей Эрмитаж, Санкт-Петербург.)


Дюрер был знаменит не только как живописец, но и как выдающийся мастер графики. Большинство гравюр Альбрехта Дюрера нарисованы на библейские и евангельские сюжеты.



(Меланхолия. 1514 год. Государственный музей Эрмитаж, Санкт-Петербург.)


А еще Альбрехт Дюрер прославился как великий портретист. Он был лучшим портретистом во всей истории мировой живописи. Героями его портретов всегда были какие-нибудь очень интересные и вдохновенные люди. Поразительно то, что все эти люди изображены на столько реалистично, что с трудом верится в то, что они нарисованы 500 лет назад, когда художники, по существу, только-только начинали учиться писать реалистические картины. Но старинные костюмы на портретах убеждают нас, что Дюрер, как портретист, намного опередил свою эпоху.



(Портрет молодого человека. 1521 год. Галерея Искусств, Дрезден.)


Благодаря его автопортретам, мы сейчас можем судить о том, как выглядел сам художник. Причем, никто даже не сомневается, что его автопортреты выполнены не хуже фотографии, если бы в то время существовала фотосъемка.



(Портрет отца Дюрера в 70 лет. 1497 год. Лондонская Национальная галерея, Лондон.)


Посмотрите на его картину "Автопортрет" из музея Прадо в Мадриде. Альбрехт Дюрер изобразил себя в довольно модной, даже несколько щеголеватой, одежде того времени. У него очень модная, по тем временам, прическа с тщательно завитыми и уложенными волосами. Осанка выдает в нем гордого и умного человека с чувством собственного достоинства.



(Автопортрет. 1498 год. Музей Прадо, Мадрид.)


В 1520 художник снова едет в Голландию. Там он, к несчастью, становится жертвой неизвестной болезни, которая мучила его 8 лет до конца своей жизни. Даже современные медики затрудняются в диагнозе. Скончался Альбрехт Дюрер в своем родном городе в Нюрнберге.



(Руки молящегося. 1508 год. Галерея Альбертина, Вена.)

Альбрехт Дюрер. Научная деятельность.

А еще Альбрехт Дюрер был выдающимся ученым. Он очень хорошо знал математику, физику, астрономию и занимался философией. Дюрер писал книги об искусстве и архитектуре, писал стихи. Он поддерживал знакомства с самыми прославленными писателями и философами того времени. Дюрер нарисовал несколько географических и астрономических карт. В последние годы жизни Альбрехт Дюрер увлекается усовершенствованию оборонительных укреплений. Это было связано с появлением и широким распространением огнестрельного оружия. Он даже в 1527 году написал книгу "Руководство к укреплению городов, замков и теснин", где описал свой принципиально новый тип военных укреплений.



(Магический квадрат Дюрера, фрагмент гравюры "Меланхолия". 1514 год. Государственный музей Эрмитаж, Санкт-Петербург.)


Дюрер составил свой знаменитый магический квадрат, нарисованный на его гравюре «Меланхолия». Этот магический квадрат интересен тем, что он так заполнил его числами по порядку от 1 до 16, что сумма 34 получается не только при сложении чисел по вертикали, по горизонтали и по диагоналям, как требуют правила любого магического квадрата. Сумма 34 получается и во всех четырёх четвертях, в центральном четырёхугольнике и даже при сложении четырех угловых клеток. Также Альбрехт Дюрер сумел вписать в этот магический квадрат еще и год создания гравюры "Меланхолия" - 1514. Обратите внимание на средние два квадрата в первой вертикали. Хорошо видно, что Дюрер сделал исправление ошибки. Цифра 6 исправлена на 5, а 5 исправлена на 9. Остается загадкой, специально ли художник оставил нам видеть эти исправления и тогда, какой смысл заключается в том, чтобы мы видели эти исправления.



(Носорог, гравюра на дереве. 1515 год. Британский музей, Лондон.)


Знаменитая картина Дюрера "Носорог" на первый взгляд ничем не примечательна. Более того, при внимательном сравнении этой картины с фотографией реального носорога можно заметить несколько неточностей. Уникальность этой картины состоит в том, что Альбрехт Дюрер никогда не видел ни живого носорога, ни его изображений. Это картина нарисована по словесному описанию. В Европу впервые привезли носорога из Азии в Португалию. Тут же Дюреру из Португалии прислали письмо со словесным описанием этого удивительного зверя. В то время не было телефонов и Альбрехт Дюрер не мог ничего переспросить для уточнения деталей. Чтобы оценить степень гениальности Дюрера, попробуйте попросить Ваших знакомых найти какое-нибудь изображение экзотического глубоководного животного или фантастического животного и описать его Вам один раз письменно. Затем нарисуйте это животное по такому описанию и потом сравните с оригинальным изображением.

Как и многие выдающиеся люди эпохи Ренессанса, Альбрехт Дюрер был универсалистом и проявил себя во многих областях. Но все же живопись он ценил более всех наук. В одной из его книг можно прочитать интересную мысль: "Благодаря живописи стало понятным измерение земли, вод и звезд, и еще многое раскроется через живопись".

Уже при жизни Альбрехт Дюрер (1471 – 1528) слыл «великим между самыми великими» художниками своего времени не только на родине, в Германии, но и за её пределами. Слава выдающегося живописца, графика и гравёра не померкла и после смерти. В истории изобразительного искусства появился даже специальный термин – «дюрреровский ренессанс».


В творчестве Дюрера с наибольшей художественной силой и оригинальностью воплотилась характерная для немецкого искусства первой трети XVI века тенденция – сочетание средневековых национальных традиций со свойственной Ренессансу потребностью в рационалистическом познании и реалистическом изображении окружающего мира. Духовная напряжённость эпохи Реформации и уравновешенная красота античности, искусная изощрённость и немецкая простота и грубоватость нашли отражение в его самобытном стиле.

От ремесла гравёра к искусству гравюры

Дюрер был третьим из 18 детей в семье золотых и серебряных дел мастера из Нюрнберга Альбрехта Дюрера Старшего. Между 1486 и 1489 гг. он был отдан в ученики к художнику-гравёру Михаэлю Вольгемуту, сотрудничавшему с крупным типографом А. Кобергером, чьи книжные магазины были разбросаны по всей Европе.

Желание родителей сделать своего сына гравёром было вполне понятным. С возникновением книгопечатания эта работа оказалась весьма востребованной и хорошо оплачиваемой. В мастерской Вольгемута начинающий художник изучал техники гравировки и рисования, а также, делая копии, знакомился с образцами европейского изобразительного искусства. Здесь же молодой человек увидел работы знаменитого немецкого гравёра на меди Мартина Шонгауэра.

Во времена Дюрера живопись, скульптура, а тем более графика не включались, в отличие, например, от астрономии или философии, в число «свободных искусств», а считались ремеслом. Чтобы быть принятым в ремесленный цех, художник должен был доказать своё право называться мастером, обходя родную страну город за городом и подтверждая профессиональную состоятельность собственными изделиями. В 1490 – 1494 гг.

Дюрер совершил путешествие, необходимое для получения звания мастера. Достоверных сведений о маршруте художника не сохранилось. Предполагается, что он намеревался встретиться с Шонгауэром, который, однако, скончался незадолго до его приезда. Долгое время Дюрер провёл в Базеле, изготовляя по заказу издателя-типографа Иоганна Амербаха гравированные* на дереве иллюстрации к комедиям Теренция, «Турнскому рыцарю» Жоффре де ла Тур-Ландри и «Кораблю дураков» Себастьяна Бранта.

Книга Себастьяна Бранта «Корабль дураков», высмеивавшая нравы современников, была бестеллером 1490-х гг. не в последнюю очередь благодаря иллюстрациям Дюрера. По-видимому, в этот завершающий период ученичества художник приобрёл навыки гравирования на меди и познакомился с техникой офорта.

В 1496 г. Дюрер создаёт серию потрясающих напряжённым драматизмом гравюр к Апокалипсису. Конец века всегда, а особенно в Средние века, связывался в сознании людей с ожиданием скорого конца света. Четыре всадника Апокалипсиса должны были появиться в 1500 г.

Дюрер написал целый ряд автопортретов . Один из самых красивых датируется 1498 г., тогда художнику было 28 лет. Дорогая щёгольская одежда, полное достоинства лицо, внимательный взгляд – таков человек эпохи Возрождения, верящий в силу разума и красоты.

Путешествие в Италию

На рубеже XV–XVI вв. Дюрер совершил своё первое путешествие в Италию. Акварельные пейзажи художника позволяют восстановить его маршрут: он ехал через Аутсбург и Инсбрук, прошёл через перевал Бреннер и, наконец, прибыл в Венецию. Здесь Дюрер встретился со знаменитыми братьями Беллини и с Якопо де Барбари, по совету которого он принялся за изучение пропорций.

По возвращении из Италии Дюрер открыл собственную мастерскую и начал сам продавать свои гравюры. Кроме того, в этот период он создал на заказ несколько алтарных картин, для которых в соответствии с голландскими и итальянскими образцами избрал форму триптиха. Известно, что одним из заказчиков был нюрнбергский сановник Паумгартнер, чьих сыновей художник запечатлел в виде рыцарей на створках, изображающих св. Георгия и св. Евстафия.

Дюрер – не только выдающийся живописец и гравёр, но и прекрасный акварелист и график. Он оставил более 1000 рисунков и акварелей. В основном художник работал серебряным карандашом, кистью, тушью, пером и углём. Акварельные пейзажи Дюрера отличаются поразительной точностью. Можно достоверно определить место, запечатлённое художником, установить время года и суток.

Большинство акварельных пейзажей-зарисовок Дюрер сделал в 1494 – 1496 гг., особенно много – во время первого своего путешествия в Италию. Ему было 23-25 лет.

Скульптурная пластика фигур, напоминающих изваяния, предвосхищает стиль, характерный для поздних работ мастера. Среди работ рубежа веков выделяется автопортрет , написанный художником в 1500 г.

Автопортрет Дюрера 1500 г. – одно из самых знаменитых произведений в мировой портретной живописи. На нём художник не просто состоявшаяся личность, но пророк, мессия. Его симметричная фронтальная композиция напоминает о средневековых изображениях Христа. Эту картину можно рассматривать как размышление мастера о судьбе художника и его месте в мире. Человек мудрый, прошедший долгий путь страданий и поисков, таков творец в понимании зрелого Дюрера.

Дева Мария в изображении Дюрера (1503) – скорее обычная горожанка, современница художника, чем канонический образ Богоматери.

Современниками Дюрер, по-видимому, воспринимался в первую очередь в качестве гравёра. В творческом наследии художника 350 гравюр на дереве, 100 гравюр на меди и несколько офортов**. Дюреру удалось добиться единства пространства и телесного объёма персонажей и достигнуть в своих гравюрах почти фотографической точности.

В графических и акварельных работах Дюрера сказалось ренессансное любование красотой окружающего мира даже в самых «невеличественных» его формах в сочетании с немецкой тщательностью и вниманием к деталям. Одним из первых, подчёркивая самостоятельную ценность таких работ, художник стал датировать и подписывать свои рисунки и этюды. «Травы» (1503) нарисованы Дюрером с точностью биолога.

Картина «Адам и Ева» была написана в 1507 г. Рисуя данную картину, Дюрер проявил весьма нестандартную методику, так как здесь изображена не одна целая картина, а две гравюры. Картина рисовалась масляными красками. По размерам эти гравюры были достаточно громоздкими и занимали немало места, их габариты составляли 200 м. на 80 м. Данное произведение было выставлено в национальном музее Прадо. Художник рисовал картину специально для алтаря, но, к сожалению тот так и не был закончен.

Картина «Адам и Ева» и её сюжет создан в духе античного времени. Художник подчеркнул вдохновение во время своих путешествий по Италии. Люди, изображённые на полотне, полностью обнажённые, всё прописано до мельчайших деталей, даже их рост, они изображены в свою истинную величину. Это очень важно из-за того, что по Библии Адам и Ева являются прародителями человечества, первыми людьми, сошедшими с небес на землю и давшими начало расе людей.

В Библии говорится, что Адам и Ева имели множество различий между собой, именно поэтому автор изобразил их по отдельности. Но присмотревшись внимательней, можно увидеть, что картина представляет собой единое целое – Адам удерживает ветку, а Ева плод, который раньше на ней висел. Рядом нарисована змея, толкнувшая людей на то, чтобы люди сорвали священный плод. Ещё на картине можно увидеть табличку, на которой указан автор и дата написания полотна.

В 1508 – 1509 гг. Дюрер работал над созданием одного из лучших своих религиозных произведений – «Алтарь Геллера». К сожалению, центральное панно, принадлежавшее кисти самого художника и изображавшее Вознесение Марии, дошло до нас только в копии. Однако по многочисленным подготовительным рисункам можно судить о том, какое впечатление должна была производить эта грандиозная композиция.

Мастер

К концу первого десятилетия XV в. художник обрёл признание и материальное благополучие. В 1509 г. Дюрер становится членом нюрнбергского Большого совета, что являлось привилегией знатных горожан. Как мастер-гравёр он не знает себе равных. В 1511 г. художник издаёт серии гравюр на дереве: «Большие и малые страсти», «Жизнь Марии», «Апокалипсис».

В 1515 г. получает заказ от императора Максимилиана и выполняет аллегорические гуманистические циклы – «Триумфальную арку» и «Процессию». Дюрер оказался единственным художником, которому Максимилиан назначил пожизненную годовую ренту в 100 флоринов.

Носорог потряс европейцев XVI в. Он был подарен в 1512 г. португальским королём Эмануэлем папе римскому. Сделанный в порту набросок чудовищного зверя передали Дюреру, который вполне достоверно воспроизвёл животное на своей гравюре «Носорог» (1515). Гравюра выполнена на дереве. Именно это изображение оказало грандиозное влияние на искусство.

Дюрер наделил носорога сказочными чертами. Так, например, на его спине можно увидеть ещё один рог. Спереди у него щит, а под самой мордой легендарные латы. Некоторые исследователи уверены, что эти латы не плод воображения художника. Перед тем, как носорог был подарен папе, было задумано целое представление. Носорог должен был сражаться со слоном. Вполне вероятно, что именно для этого на животное надели эти латы. Очевидец увидел его в них и зарисовал.

Творение Дюрера стало известным. Оно разошлось в большом количестве копий. До XVIII века данное изображение применялось во всех учебниках по биологии. Сальвадор Дали создал скульптуру, изображающую это животное. Носорог Дюрера очарователен и сегодня. Скорее всего, секрет кроется в удивлении, которое вызывает эта необычная картинка.

В 1520 г. Дюрер отправился в Нидерланды, чтобы получить санкцию на продолжение выплаты ренты у нового императора Карла V. Эта поездка стала триумфом художника. Везде его ожидал неизменно восторженный приём, он познакомился с самыми выдающимися представителями творческой элиты того времени: художниками Лукой Лейденским, Яном Провостом и Иоахимом Патиниром, писателем и философом Эразмом Роттердамским. По возвращении художник создал целую галерею живописных и гравюрных портретов знаменитостей эпохи, с которыми лично встречался.

Изображение открытой двери на щите указывает на фамилию «Дюрер». Орлиные крылья и чёрная кожа мужчины – символы, часто встречающиеся в южнонемецкой геральдике; они использовались также нюрнбергской семьёй матери Дюрера, Барбары Хольпер. Дюрер был первым художником, который создал и использовал свой герб и знаменитую монограмму (большая буква A и вписанная в неё D), впоследствии у него появилось в этом множество подражателей.

Дюрер оставил не только художественное, но и теоретическое наследие. В 1523 – 1528 гг. он опубликовал свои трактаты «Руководство к измерению циркулем и линейкой», «Четыре книги о пропорциях человека». Альбрехт Дюрер. «Портрет неизвестного» (1524)

Среди работ мастера последних лет жизни особо выделяется диптих «Четыре апостола» (1526). В этом произведении художнику удалось соединить античный идеал красоты с готической строгостью. Твёрдая и спокойная вера, которой исполнено это творение, по мнению исследователей, выражает солидарность Дюрера с Лютером и Реформацией. Иоанн, помещённый на переднем плане, был любимым апостолом Лютера, а Павел – бесспорным авторитетом всех протестантов. Диптих «Четыре апостола» Дюрер написал за два года до смерти и преподнёс в дар нюрнбергскому городскому Совету.

В Нидерландах Дюрер стал жертвой неизвестной болезни (возможно, малярии), от приступов которой страдал до конца жизни. Симптомы заболевания – в том числе сильное увеличение селезёнки – он сообщил в письме своему врачу. Дюрер нарисовал себя, указывающего на селезёнку, в пояснении к рисунку он написал: «Там, где жёлтое пятно, и на что я указываю пальцем, там у меня болит». Скончался Альбрехт Дюрер 6 апреля 1528 года у себя на родине в Нюрнберге. Виллибальд Пиркгеймер, как и обещал, сочинил для любимого друга эпитафию: «Под этим холмом покоится то, что было смертного в Альбрехте Дюрере».

Уже при жизни Альбрехт Дюрер (1471 – 1528) слыл «великим между самыми великими» художниками своего времени не только на родине, в Германии, но и за её пределами. Слава выдающегося живописца, графика и гравёра не померкла и после смерти. В истории изобразительного искусства появился даже специальный термин – «дюрреровский ренессанс».


В творчестве Дюрера с наибольшей художественной силой и оригинальностью воплотилась характерная для немецкого искусства первой трети XVI века тенденция – сочетание средневековых национальных традиций со свойственной Ренессансу потребностью в рационалистическом познании и реалистическом изображении окружающего мира. Духовная напряжённость эпохи Реформации и уравновешенная красота античности, искусная изощрённость и немецкая простота и грубоватость нашли отражение в его самобытном стиле.

От ремесла гравёра к искусству гравюры

Дюрер был третьим из 18 детей в семье золотых и серебряных дел мастера из Нюрнберга Альбрехта Дюрера Старшего. Между 1486 и 1489 гг. он был отдан в ученики к художнику-гравёру Михаэлю Вольгемуту, сотрудничавшему с крупным типографом А. Кобергером, чьи книжные магазины были разбросаны по всей Европе.

Желание родителей сделать своего сына гравёром было вполне понятным. С возникновением книгопечатания эта работа оказалась весьма востребованной и хорошо оплачиваемой. В мастерской Вольгемута начинающий художник изучал техники гравировки и рисования, а также, делая копии, знакомился с образцами европейского изобразительного искусства. Здесь же молодой человек увидел работы знаменитого немецкого гравёра на меди Мартина Шонгауэра.

Во времена Дюрера живопись, скульптура, а тем более графика не включались, в отличие, например, от астрономии или философии, в число «свободных искусств», а считались ремеслом. Чтобы быть принятым в ремесленный цех, художник должен был доказать своё право называться мастером, обходя родную страну город за городом и подтверждая профессиональную состоятельность собственными изделиями. В 1490 – 1494 гг.

Дюрер совершил путешествие, необходимое для получения звания мастера. Достоверных сведений о маршруте художника не сохранилось. Предполагается, что он намеревался встретиться с Шонгауэром, который, однако, скончался незадолго до его приезда. Долгое время Дюрер провёл в Базеле, изготовляя по заказу издателя-типографа Иоганна Амербаха гравированные* на дереве иллюстрации к комедиям Теренция, «Турнскому рыцарю» Жоффре де ла Тур-Ландри и «Кораблю дураков» Себастьяна Бранта.

Книга Себастьяна Бранта «Корабль дураков», высмеивавшая нравы современников, была бестеллером 1490-х гг. не в последнюю очередь благодаря иллюстрациям Дюрера. По-видимому, в этот завершающий период ученичества художник приобрёл навыки гравирования на меди и познакомился с техникой офорта.

В 1496 г. Дюрер создаёт серию потрясающих напряжённым драматизмом гравюр к Апокалипсису. Конец века всегда, а особенно в Средние века, связывался в сознании людей с ожиданием скорого конца света. Четыре всадника Апокалипсиса должны были появиться в 1500 г.

Дюрер написал целый ряд автопортретов . Один из самых красивых датируется 1498 г., тогда художнику было 28 лет. Дорогая щёгольская одежда, полное достоинства лицо, внимательный взгляд – таков человек эпохи Возрождения, верящий в силу разума и красоты.

Путешествие в Италию

На рубеже XV–XVI вв. Дюрер совершил своё первое путешествие в Италию. Акварельные пейзажи художника позволяют восстановить его маршрут: он ехал через Аутсбург и Инсбрук, прошёл через перевал Бреннер и, наконец, прибыл в Венецию. Здесь Дюрер встретился со знаменитыми братьями Беллини и с Якопо де Барбари, по совету которого он принялся за изучение пропорций.

По возвращении из Италии Дюрер открыл собственную мастерскую и начал сам продавать свои гравюры. Кроме того, в этот период он создал на заказ несколько алтарных картин, для которых в соответствии с голландскими и итальянскими образцами избрал форму триптиха. Известно, что одним из заказчиков был нюрнбергский сановник Паумгартнер, чьих сыновей художник запечатлел в виде рыцарей на створках, изображающих св. Георгия и св. Евстафия.

Дюрер – не только выдающийся живописец и гравёр, но и прекрасный акварелист и график. Он оставил более 1000 рисунков и акварелей. В основном художник работал серебряным карандашом, кистью, тушью, пером и углём. Акварельные пейзажи Дюрера отличаются поразительной точностью. Можно достоверно определить место, запечатлённое художником, установить время года и суток.

Большинство акварельных пейзажей-зарисовок Дюрер сделал в 1494 – 1496 гг., особенно много – во время первого своего путешествия в Италию. Ему было 23-25 лет.

Скульптурная пластика фигур, напоминающих изваяния, предвосхищает стиль, характерный для поздних работ мастера. Среди работ рубежа веков выделяется автопортрет , написанный художником в 1500 г.

Автопортрет Дюрера 1500 г. – одно из самых знаменитых произведений в мировой портретной живописи. На нём художник не просто состоявшаяся личность, но пророк, мессия. Его симметричная фронтальная композиция напоминает о средневековых изображениях Христа. Эту картину можно рассматривать как размышление мастера о судьбе художника и его месте в мире. Человек мудрый, прошедший долгий путь страданий и поисков, таков творец в понимании зрелого Дюрера.

Дева Мария в изображении Дюрера (1503) – скорее обычная горожанка, современница художника, чем канонический образ Богоматери.

Современниками Дюрер, по-видимому, воспринимался в первую очередь в качестве гравёра. В творческом наследии художника 350 гравюр на дереве, 100 гравюр на меди и несколько офортов**. Дюреру удалось добиться единства пространства и телесного объёма персонажей и достигнуть в своих гравюрах почти фотографической точности.

В графических и акварельных работах Дюрера сказалось ренессансное любование красотой окружающего мира даже в самых «невеличественных» его формах в сочетании с немецкой тщательностью и вниманием к деталям. Одним из первых, подчёркивая самостоятельную ценность таких работ, художник стал датировать и подписывать свои рисунки и этюды. «Травы» (1503) нарисованы Дюрером с точностью биолога.

Картина «Адам и Ева» была написана в 1507 г. Рисуя данную картину, Дюрер проявил весьма нестандартную методику, так как здесь изображена не одна целая картина, а две гравюры. Картина рисовалась масляными красками. По размерам эти гравюры были достаточно громоздкими и занимали немало места, их габариты составляли 200 м. на 80 м. Данное произведение было выставлено в национальном музее Прадо. Художник рисовал картину специально для алтаря, но, к сожалению тот так и не был закончен.

Картина «Адам и Ева» и её сюжет создан в духе античного времени. Художник подчеркнул вдохновение во время своих путешествий по Италии. Люди, изображённые на полотне, полностью обнажённые, всё прописано до мельчайших деталей, даже их рост, они изображены в свою истинную величину. Это очень важно из-за того, что по Библии Адам и Ева являются прародителями человечества, первыми людьми, сошедшими с небес на землю и давшими начало расе людей.

В Библии говорится, что Адам и Ева имели множество различий между собой, именно поэтому автор изобразил их по отдельности. Но присмотревшись внимательней, можно увидеть, что картина представляет собой единое целое – Адам удерживает ветку, а Ева плод, который раньше на ней висел. Рядом нарисована змея, толкнувшая людей на то, чтобы люди сорвали священный плод. Ещё на картине можно увидеть табличку, на которой указан автор и дата написания полотна.

В 1508 – 1509 гг. Дюрер работал над созданием одного из лучших своих религиозных произведений – «Алтарь Геллера». К сожалению, центральное панно, принадлежавшее кисти самого художника и изображавшее Вознесение Марии, дошло до нас только в копии. Однако по многочисленным подготовительным рисункам можно судить о том, какое впечатление должна была производить эта грандиозная композиция.

Мастер

К концу первого десятилетия XV в. художник обрёл признание и материальное благополучие. В 1509 г. Дюрер становится членом нюрнбергского Большого совета, что являлось привилегией знатных горожан. Как мастер-гравёр он не знает себе равных. В 1511 г. художник издаёт серии гравюр на дереве: «Большие и малые страсти», «Жизнь Марии», «Апокалипсис».

В 1515 г. получает заказ от императора Максимилиана и выполняет аллегорические гуманистические циклы – «Триумфальную арку» и «Процессию». Дюрер оказался единственным художником, которому Максимилиан назначил пожизненную годовую ренту в 100 флоринов.

Носорог потряс европейцев XVI в. Он был подарен в 1512 г. португальским королём Эмануэлем папе римскому. Сделанный в порту набросок чудовищного зверя передали Дюреру, который вполне достоверно воспроизвёл животное на своей гравюре «Носорог» (1515). Гравюра выполнена на дереве. Именно это изображение оказало грандиозное влияние на искусство.

Дюрер наделил носорога сказочными чертами. Так, например, на его спине можно увидеть ещё один рог. Спереди у него щит, а под самой мордой легендарные латы. Некоторые исследователи уверены, что эти латы не плод воображения художника. Перед тем, как носорог был подарен папе, было задумано целое представление. Носорог должен был сражаться со слоном. Вполне вероятно, что именно для этого на животное надели эти латы. Очевидец увидел его в них и зарисовал.

Творение Дюрера стало известным. Оно разошлось в большом количестве копий. До XVIII века данное изображение применялось во всех учебниках по биологии. Сальвадор Дали создал скульптуру, изображающую это животное. Носорог Дюрера очарователен и сегодня. Скорее всего, секрет кроется в удивлении, которое вызывает эта необычная картинка.

В 1520 г. Дюрер отправился в Нидерланды, чтобы получить санкцию на продолжение выплаты ренты у нового императора Карла V. Эта поездка стала триумфом художника. Везде его ожидал неизменно восторженный приём, он познакомился с самыми выдающимися представителями творческой элиты того времени: художниками Лукой Лейденским, Яном Провостом и Иоахимом Патиниром, писателем и философом Эразмом Роттердамским. По возвращении художник создал целую галерею живописных и гравюрных портретов знаменитостей эпохи, с которыми лично встречался.

Изображение открытой двери на щите указывает на фамилию «Дюрер». Орлиные крылья и чёрная кожа мужчины – символы, часто встречающиеся в южнонемецкой геральдике; они использовались также нюрнбергской семьёй матери Дюрера, Барбары Хольпер. Дюрер был первым художником, который создал и использовал свой герб и знаменитую монограмму (большая буква A и вписанная в неё D), впоследствии у него появилось в этом множество подражателей.

Дюрер оставил не только художественное, но и теоретическое наследие. В 1523 – 1528 гг. он опубликовал свои трактаты «Руководство к измерению циркулем и линейкой», «Четыре книги о пропорциях человека». Альбрехт Дюрер. «Портрет неизвестного» (1524)

Среди работ мастера последних лет жизни особо выделяется диптих «Четыре апостола» (1526). В этом произведении художнику удалось соединить античный идеал красоты с готической строгостью. Твёрдая и спокойная вера, которой исполнено это творение, по мнению исследователей, выражает солидарность Дюрера с Лютером и Реформацией. Иоанн, помещённый на переднем плане, был любимым апостолом Лютера, а Павел – бесспорным авторитетом всех протестантов. Диптих «Четыре апостола» Дюрер написал за два года до смерти и преподнёс в дар нюрнбергскому городскому Совету.

В Нидерландах Дюрер стал жертвой неизвестной болезни (возможно, малярии), от приступов которой страдал до конца жизни. Симптомы заболевания – в том числе сильное увеличение селезёнки – он сообщил в письме своему врачу. Дюрер нарисовал себя, указывающего на селезёнку, в пояснении к рисунку он написал: «Там, где жёлтое пятно, и на что я указываю пальцем, там у меня болит». Скончался Альбрехт Дюрер 6 апреля 1528 года у себя на родине в Нюрнберге. Виллибальд Пиркгеймер, как и обещал, сочинил для любимого друга эпитафию: «Под этим холмом покоится то, что было смертного в Альбрехте Дюрере».




Top