Краткое содержание шедевры русской литературы 19 века. XIX век в русской литературе

Демонстрационный вариант проверочной работы для пятиклассников.

Проведение работы в школах назначено на 24 апреля 2018 года. Время выполнения - 45 минут. Всего - 8 заданий. Часть 1 работы содержит задания по истории Древнего мира, в части 2 предложено задание по истории родного края. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другими справочными материалами. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Скачать демоверсию с ответами:
Скачать описание работы:
Варианты прошлого года:
Варианты 2018:

Задачи образца














Ответы и критерии







Описание задач ВПР

Задание 1 нацелено на проверку умения работать с иллюстративным материалом: обучающийся должен соотнести изображения памятников культуры с теми странами, где эти памятники были созданы.

Задание 2 проверяет умения работать с текстовыми историческими источниками. В задании необходимо определить, с какой из представленных в задании стран непосредственно связан данный исторический источник.

Задание 3 является альтернативным. Оно нацелено на проверку знания исторической терминологии и состоит из двух частей. В первой части от обучающегося требуется соотнести выбранную тему (страну) с термином (понятием), который с ней непосредственно связан. Во второй части задания нужно объяснить значение этого термина (понятия).

Задание 4 является альтернативным. Задание нацелено на проверку знания исторических фактов и умения излагать исторический материал в виде последовательного связного текста. Оно состоит из двух частей. От обучающегося требуется соотнести выбранную тему (страну) с одним из событий (процессов, явлений), данных в списке. Во второй части задания обучающийся должен привести краткий письменный рассказ об этом событии (явлении, процессе).

Задание 5 является альтернативным. Задание нацелено на проверку умения работать с исторической картой. Оно состоит из двух частей. В задании требуется заштриховать на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой, в котором полностью или
частично располагалась выбранная обучающимся страна.

Задние 6 проверяет знание причин и следствий и умение формулировать положения, содержащие причинно-следственные связи. В задании требуется объяснить, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей страны, указанной в выбранной обучающимся теме.

Задания 7 и 8 проверяют знание истории родного края.

Для подготовки к ВПР по истории, 5 класс. ВПР будет 25 апреля (вторник) Содержание: 1) Разбор заданий № 1 -8 2) Тексты для задания № 8 (земляки) 3) Разбор задания № 5 (карта) 4) Карточки по странам Сайт для тренировки решения ВПР – https: //hist 5 -vpr. sdamgia. ru (Решу ВПР)

Разбор заданий Задание № 1. Задание по работе с картинками. Надо определить, какая картинка к какой стране относится. Для повторения лучше всего пролистать учебник по истории и внимательно посмотреть картинки и подписи к ним; постараться запомнить, какие иллюстрации к какой стране относятся. Обрати внимание, что храмы Древней Греции и Древнего Рима похожи! Задание № 2. В задании дан большой текст. Надо определить, к какой из четырех стран этот текст относится. Главное в тексте - обращать внимание на имена персонажей/богов/героев и на названия рек и городов. Эти названия и имена - подсказки! Вы можете не знать 90% содержания текста, но по именам точно можно определить страну. № 3 -6 выполняются только по одной теме! (Выбрали Индию - везде про Индию) Задание № 3. Задание с историческими терминами. Нужно выбрать один термин. Потом объяснить его смысл. Для подготовки - повторить слова, которые мы записывали в карточках. Плюс посмотреть словарь в конце учебника (стр. 310) Задание № 4. Задание почти такое же, как и № 3. Выбираем историческое событие. После этого рассказываем про событие все, что знаем. Задание № 5. В этом задании нужно указать страну по карте. Сначала указываем страну (ее букву). А потом заштриховываем квадрат в котором она находится (ВЕСЬ КВАДРАТ, А НЕ САМУ СТРАНУ!). Задание № 6. После того, как ты указал страну, тебе надо рассказать про ее климат и про то, как этот климат повлиял на занятия местных жителей. Задание № 7. В нем необходимо указать исторического деятеля, земляка, который внес вклад в развитие нашего края, страны или всего мира. Указываем его фамилию и имя: Николай Пирогов (пример) Задание № 8. Теперь надо рассказать о нем. Рассказываем по примерному плану: 1) Время жизни (указываем век когда он жил) 2) Род деятельности (чем занимался, кем был по профессии) 3) Исторические события, в которых он участвовал 4) Значение деятельности земляка для города/страны/мира

Примеры рассказов про земляка (можете выбрать одного и просто заучить рассказ): 1) Николай Пирогов родился в 19 веке в Москве. Он был великим врачом и военным хирургом. В 19 веке Россия вела множество войн. Погибали солдаты, многие получали тяжелые ранения. Пирогов не участвовал в сражениях, а помогал раненым. Он первым стал делать солдатам операции под наркозом. Еще он изобрел гипсовую повязку, которая ускоряла заживление переломов. Своими открытиями он спас многие жизни, и тем самым сделал большое дело для нашей страны. 2) Майя Плисецкая родилась в начале 20 века в Москве. Она является одной из самых знаменитых в мире балерин. К своей профессии она относилась творчески и внесла в балетное искусство много нового. Регулярные занятия, строгое соблюдение режима и полная отдача своему делу позволили Плисецкой активно выступать до глубокой старости. В том числе и благодаря ей, наша страна занимает высшие позиции в мировом балете. 3) Агния Барто. Русская писательница, родилась в начале 20 века в Москве. Барто писала много стихов для детей. Ее стихи легко читать. Например: «Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу: - Ох, доска кончается, Сейчас я упаду!» . Ее главная заслуга в том, что ее стихи очень просты и дети их легко запоминают. Стихи Барто своим детям читают уже многие поколения родителей.

Примеры рассказов про земляка: 4) Пушкин Александр. Великий русский поэт, родился в Москве в конце 18 веке. Его имя и его стихотворения известны всему миру. Любой иностранец, который хочет познакомиться с русской культурой в первую очередь должен познакомиться с произведениями Пушкина. Пушкин писал не только стихи, но и сказки, которые известны каждому из нас: «Золотой петушок» , «Сказка о царе Салтане» . 5) Валерий Харламов. Родился в Москве в 20 веке. Стал звездой советского хоккея и многократным чемпионом мира. Он победил в двух олимпиадах. Вместе с Харламовым наша команда неоднократно побеждала сборную команду Канады. А ведь именно канадцы изобрели эту игру. Имя Валерия Харламова прославило отечественный спорт. 6) Лев Яшин. Родился в Москве в 20 веке. Советский футболист и знаменитый вратарь. Яшин был первым советским игроком получившим самую престижную футбольную награду - «Золотой мяч» . Лев Яшин включен в список величайших мировых футболистов 20 века. Его имя прославило отечественный спорт. Можно написать про какого-то своего земляка!

Разбор задания № 5 для ВПР по истории Египет (река Нил) Финикия, Палестина (Израиль) Для большего понимания указаны границы стран, но в задании надо заштриховать весь квадрат, где есть выбранная вами страна. Даже если страна занимает несколько квадратов (как Индия) – надо заштриховать только один. При этом в одном квадрате может быть несколько стран – это нормально. В задании на выбор будет 4 страны. Шумерские городагосударства, Вавилон, Ассирия, Персия Китай (река Хуанхэ) Индия (реки Инд и Ганг) Греция Рим Пример штриховки для Египта (хотя там не только он)

Египет 1) Природа: жарко и сухо. Великая река – Нил. Каждый год Нил разливается и делает почву плодородной. Потому жители Египта строят дамбы и плотины (ирригация) – вода затекает на их огороды и позволяет выращивать хороший урожай. Еще вдоль берегов Нила растет папирус – растение, из которого египтяне делают материал для письма, который тоже называют папирусом. 2) Население: Во главе общества стоит фараон. Он считается живым богом. Все ему подчиняются. Уже при его жизни ему начинают строить пирамиду. Фараону служат чиновники и писцы. Далее идут ремесленники и свободные земледельцы. В самом низу общества – рабы. Письменность у египтян – иероглифы. Каждый иероглиф означает какое-то слово и похож на очень простой рисунок. 3) Правители: важный фараон – Эхнатон. Он решил, что люди придумали много богов, а на самом деле бог только один (монотеизм). Он решил сделать главным богом Атона (солнце, на концах лучей которого были руки), а старых отменил. Это называют реформой Эхнатона. Но египтянам это не понравилось. Когда Эхнатон умер, египтяне вернулись к своим старым богам. Жена Эхнатона Нефертити была известна своей красотой. 4) Религия: у египтян много богов (политеизм). Самый главный бог – Ра, бог солнца (или Амон-Ра). Еще есть Тот (бог мудрости), Бастет, Исида, Осирис (бог загробного мира), Анубис (спутник умерших), Маат (богиня справедливости), Гор (бог неба). Египтяне почитают некоторых животных – кошек и скарабеев. Египтяне верят в загробную жизнь. Они подвергают тела умерших бальзамированию и превращают их в мумии. Если у египтянина есть деньги, то для мумии еще делаю саркофаг и гробницу. Жизнь после смерти описана египтянами в «Книге мертвых»

Финикия 1) Природа: сухо, жарко. Финикия находится рядом с Египтом и Палестиной. Там нет крупных рек, плодородной почвы и гористая местность. Но есть выход к Средиземному морю. 2) Население: население занималось морской торговлей, рыбной ловлей и строительством кораблей. Крупные города – Тир, Библ, Сидон. Это были торговые города, где жили купцы и ремесленники. 3) Изобретения и открытия: 1) изобрели пурпурную краску. Они добывали ее из раковин моллюсков. Красный и фиолетовый цвета очень ценились в одежде. 2) прозрачное стекло. 3) таран для кораблей (устройство для нападения на вражеские корабли). 4) алфавит из 22 букв (каждая буква означал звук, а не слово, как в иероглифах). Финикийцы первыми совершили морское путешествие вокруг Африки. Финикийцы стали создавать колонии – поселения на чужой территории. Крупнейшей колонией был город Карфаген. 4) Религия: у финикийцев много богов (политеизм). Главным богом был Баал (или Ваал), бог грома, молнии, морской бури и войны.

Палестина (Израильское царство, Иерусалим) 1) Природа: жарко и сухо – Палестина находится рядом с Египтом. Но рядом еще есть Средиземное море, потому на побережье климат комфортный. 2) Население: население Палестины – евреи. Из-за близости моря евреи занимались морской торговлей. Так же они занимались скотоводством – разводили овец и коз, от которых получали шерсть (производили одежду, которую тоже продавали). На территории Палестины находилось государство евреев – Израильское царство. Столицей его был город Иерусалим. 3) Правители: Было 3 царя. 1) Саул, первый царь. 2) Давид. При нем евреи воевали с филистимлянами. Сам Давид победил филистимлянского великана Голиафа, метнув в него из пращи камень. Сделал столицей царства Иерусалим. 3) Соломон. Был мудрым правителем. Построил в Иерусалиме главный храм. Потом его разрушили и от храма осталась «стена плача» . После смерти Соломона Израильское царство распалось. 4) Религия: у евреев один бог – Яхве (монотеизм). Они почитают книги, которые входят в Ветхий завет. У евреев были пророки – люди, которых выбрал бог, чтобы сообщать остальным свою волю. Самый знаменитый пророк – Моисей. Он вывел евреев из египетского плена, 40 лет водил их по пустыне. Потом бог даровал ему скрижали – две каменные таблички, на которых были написаны 10 заповедей.

Междуречье (шумеры, Вавилон) 1) Природа: жарко и сухо. Две великие реки – Тигр и Евфрат. Земля между двумя этими реками называется Междуречье (или Месопотамия). Жители Междуречья занимались строительством дамб и каналов (ирригация). Занимались скотоводством (разводили овец, коз). 2) Население: шумеры – жители междуречья. Шумеры жили в городах. Городов было много. Каждый город был самостоятельным государством. Самым крупным городом был Вавилон. Шумеры, а потом ассирийцы и персы пользовались клинописью – письменностью, где буквы были похожи на клинья (острые палочки). Шумеры строили зиккураты – ступенчатые пирамиды. Если в Египте пирамиды – это гробницы для фараонов, то у шумеров – это храмы. 3) Правители: правителем Вавилона был царь Хаммурапи. Он известен тем, что создал очень суровые законы, которые были записаны клинописью на каменном столбе. 4) Культура: Эпос о Гильгамеше. Эпос – героическое сказание. Гильгамеш – герой и правитель города Урук. Гильгамеш совершил множество подвигов вместе со своим другом Энкиду. Всю свою жизнь Гильгамеш искал способ стать бессмертным, но бессмертным он так и не стал.

Китай 1) Природа: умеренный климат, но зимы бывают холодными. Две великие реки – Хуанхэ и Янцзы. Жители занимаются строительством дамб и каналов (ирригация). Жители занимаются выращиванием риса. 2) Империя Цинь: у китайцев было несколько независимых царств. Но все их объединил император Цинь Шихуанди. Так появилась Империя Цинь. Император был жестоким и подозрительным. Но он создал единые для всей страны законы, армию, деньги. При нем была создана Великая китайская стена, которая защищала Китай от врагов – кочевников гуннов. При нем была создана огромная армия из глины – терракотовая армия. Письменность у китайцев – иероглифы. 3) Изобретения: 1) компас. 2) порох. 3) книги из бамбука. 4) бумага. 5) каллиграфия (умение красиво писать). 6). Шелковая ткань (шелк добывали из коконов гусениц шелкопрядов, которых еще называют тутовым шелкопрядом). 7) сейсмограф – устройство для предсказания землетрясения. 8) чай. 9) фарформ. 4) Философы: 1) Конфуций. Главные идеи Конфуция – нужно уважать старших, верно служить стране и исполнять все традиции. Конфуций видел все хорошее в старых традициях. Потому надо всегда следовать правилам прошлого. Идеи Конфуция называют конфуцианством. 2) Лао Цзы. Главные идеи Лао Цзы – «недеяние» (не делать). Надо относится ко всему спокойно и не пытаться что-то поменять. Идеи Лао Цзы называются даосизм.

Индия 1) Природа: климат теплый и влажный, джунгли. Великие реки Инд и Ганг (население занимается строительством дамб и каналов). Жители Индии приручили слонов. Индийцы выращивали сахарный тростник. 2) Население: общество индийцев было разделено на отдельные группы, перейти из одной в другую было невозможно. Эти группы называются касты и варны. Их 4. 1) Брахманы (жрецы, самая уважаемая каста). 2) Кшатрии (воины и правители). 3) Вайшьи (свободные ремесленники и земледельцы). 4) Шудры (самая низшая каста, делают грязную работу – убирают, моют, копают). Санскрит – язык индийцев. Сами индийцы называли себя ариями. 3) Религия: Индуизм. Много богов (политеизм). Боги – Вишну, Рама, Шива, Ганеша. У богов много рук. Буддизм. Религия, которую создал Будда-Гаутама. Будда против каст и варн. Говорит, что человек должен отказаться от желаний, и тогда он перестанет страдать и достигнет просветления. Карма – сумма хороших и плохих поступков. Индусы верили, что после смерти их душа перейдет в другого человека или животное. Если он хорошо себя вел в прошлой жизни, то в следующей он может попасть в более высокую касту. А если индус плохо себя вел, нарушал правила касты, то он может превратиться в какое-нибудь злое животное.

Греция 1) Природа: Греция расположена на Балканском полуострове и на множестве маленьких островов. В Греции нет крупных рек, а те что есть пересыхают летом. Местность гористая. Потому греки занимались скотоводством и мореплаваньем. Еще они выращивали виноград и оливки, из которых получали вино и оливковое масло. 2) Население: греки сами себя называли эллинами. Жили они в полисах – небольших городах-государствах. Каждый полис имел свою армию, деньги, законы. Самые сильные полисы – это Афины и Спарта. В Афинах была демократия – все жители полиса могли им управлять. В Афинах население делилось на аристократов (самых богатых), демос (простой народ) и рабов. В Спарте население делилось на спартанцев (воинов), периэков (ремесленников) и илотов (рабов, которые все делали за спартанцев). В Спарте была олигархия – страной управляло только 28 старейшин и 2 царя. 3) Важные персонажи: 1) Солон. Афинский реформатор – отменил долговые камни – теперь простые афиняне не могли стать рабами. 2) Перикл. Афинский реформатор – восстановил город после грекоперсидских воин. 3) Гомер. Слепой поэт, который сочинил «Илиаду» и «Одиссею» – поэмы о троянской войне. 4) Ликург. Спартанский реформатор – установил все те правила, по которым и жили спартанцы. 4) Религия: многобожие (политеизм). Боги жили на горе Олимп. Главным был бог Зевс-громовержец. У него 2 брата – Посейдон (морской бог) и Аид (бог загробного мира). Были и другие боги: Гера, Аполлон, Дионис, Гермес, Гефест, Афродита. Были магические существа – сатиры, кентавры, минотавры, циклопы.

ВПР по истории в 5 классе состоит из двух частей – в первой (задания 1-6) содержатся вопросы, связанные с историей Древнего мира (история зарубежных стран до 476 года до н. э.), а во второй (задания 7-8) – с историей родного края. Всего в работе 8 заданий. Для выполнения работы отводится 45 минут. 5 заданий (1-3, 5, 7) относятся к базовому уровню сложности, 2 задания (4 и 8) – к повышенному, и одно (6) – к высокому.

Система оценок

Всего за работу можно набрать 15 баллов. Они переводятся в оценки согласно таблице:

Примеры заданий с разбалловкой и пояснениями

Для всех заданий первой части предлагается перечень из четырех различных тем – например, Вавилонское царство, Древний Китай, Древняя Греция, Древняя Палестина.

Задание 1

В первом задании ВПР по истории приводится четыре изображения, каждое из которых относится к одной из указанных в списке тем. Нужно установить соответствие между иллюстрациями и темами и занести ответы в таблицу.

За верный ответ ученик получает 2 балла, при наличии одной ошибки – 1 балл, в иных случаях 0 баллов.

Задание 2

«Шихуан сказал: "Поднебесная сообща страдала от непрекращающихся сражений и войн, и всё из-за того, что существовали хоу и ваны. Опираясь на помощь духов предков, я впервые умиротворил Поднебесную, и если теперь снова создать владения, значит, вновь поднять войны. Разве не трудно будет тогда добиться спокойствия и прекращения войн? Мнение главы судебного приказа правильное". Шихуан разделил Поднебесную на тридцать шесть округов, в каждом округе поставил наместника – шоу, воеводу – вэя и инспектора – цзяня. Он изменил наименование простого народа, назвав его цяньшоу –"черноголовые"»

Задание не трудное; за верный ответ ученик получает 1 балл.

Задание 3

Для выполнения этого задания ученик должен выбрать одну из тем и записать ее в специально отведенном месте. Далее приводится список из 6 слов, относящихся к различным темам из истории Древнего мира. Ученику нужно выбрать из него то слово, которое относится к выбранной им теме, и сначала выписать его, а потом – объяснить значение.

Если слово выбрано верно (то есть оно относится к выбранной теме), и его значение указано правильно – ответ оценивается в 3 балла. Если слово указано правильно, но при объяснении значения допущены некоторые неточности – 2 балла. Если слово выбрано правильно, а значение не объяснено либо объяснено совсем неверно – 1 балл. В иных случаях ответ оценивается в 0 баллов.

Задание 4

В четвертом задании ВПР по истории проверяется умение пятиклассников рассказывать об исторических событиях. В начале нужно по аналогии с прошлым заданием выбрать тему. Далее приводится список из шести исторических событий, относящихся к различным историческим событиям. Сначала нужно записать, какое из них относится к выбранной теме, а потом – рассказать о нем, приведя в тексте работы не менее двух исторических фактов.

В случае, если ответ полностью верен, то есть событие соответствует выбранной теме и в рассказе приведено 2 и более исторических факта – ученик получает 3 балла. Если в рассказе наряду с этим есть одна историческая ошибка, не искажающая смысла, либо присутствует только один исторический факт – 2 балла. 1 балл ставят, если в рассказе есть и один верный факт, и одна историческая ошибка, либо если верно указано только событие, а рассказ не написан или содержит много исторических ошибок при отсутствии фактов. В других случаях ученик не получает баллы за это задание.

Задание 5

В этом задании проверяется умение пятиклассников использовать историческую карту. Вначале нужно выбрать тему, а затем – на схематической карте мира заштриховать ограниченный параллелями и меридианами четырехугольник, где целиком или частично находится страна, указанная в теме.

Если заштрихован четырехугольник, в котором располагалась указанная в теме страна, или даже 2-4 таких четырехугольника, и все они удовлетворяют условию задания – ответ оценивается в 1 балл. 0 баллов ставят, если заштрихован прямоугольник, в котором не располагалась страна из темы, или же 2-4 четырехугольника, но территория страны находилась не в каждом из них.

Задание 6

Шестое задание ВПР по истории для 5 класса проверяет умение ребят описывать условия жизни и основные занятия древних людей, указывать факторы, влияющие на исторические процессы. Необходимо указать выбранную тему, а потом написать, как природно-климатические условия повлияли на то, чем занимались жители данной страны.

Если ученик верно дал объяснение влияния одного климатического условия на жизнь людей в выбранной им стране – он получает 2 балла. 1 балл ставят, если ответ верный и влияние одного условия, но в нем присутствует одна историческая ошибка, не искажающая смысла, либо если указаны несущественные связи между занятиями людей и климатическими условиями. В остальных ситуациях ставят 0 баллов.

Задание 7

В данном задании ученику нужно вспомнить историю родного края и либо указать исторического деятеля, связанного с его населенным пунктом, либо назвать какое-либо историческое событие, произошедшее на территории родного края. За верный ответ пятиклассник получает 1 балл.

Задание 8

В последнем задании ВПР по истории нужно написать более развернутый ответ. Если в предыдущем задании был вопрос про исторического деятеля, то в этом задании нужно будет указать, чем он известен и какой вклад в историю внес. В случае, если в прошлом задании спрашивалось о событии, требуется написать, какое историческое значение для родного края или для страны в целом оно имело.

За правильный ответ ставят 2 балла. При наличии исторической неточности, не искажающей ответ, либо при указании только второстепенных фактов ответ оценивается в 1 балл, и при приведении общих рассуждений, не отвечающих условию задания – в 0 баллов.


Русская литература всегда отличалась необыкновенной чуткостью к решению нравственных вопросов. Великий поэт гордился тем, что в свой «жестокий век» он «восславил свободу» и «пробуждал чувства добрые». И кого бы мы ни назвали из русских классиков, первое, что вспоминается: проповедь добра, человечности, проклятие тирании и деспотизму, восхищение перед мужеством и силой человеческой души. По С. Машинскому.


Поэзия 19 века В начале 19 века в русской поэзии продолжают творить и классицисты и сентименталисты году складывается русский романтизм. Русский романтизм (В.Н. Жуковский и К.Н.Батюшков) выдвинул на первый план интересы свободной личности, не удовлетворенной действительностью.


Романтизм Одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца 18-первой половины 19 века, получившее всемирное значение и распространение. Классической страной романтизма была Германия. Для английского романтизма х-на сосредоточенность на проблемах развития общества и человечества в целом(Д.Байрон, П. Шелли) Французский романтизм связан с жанром лирического интимно- психологического романа и повести (В.Гюго,П.Мериме)


Романтизм в России В России особенно мощное развитие романтизма происходит в связи с общественно-национальным подъемом после войны 1812 года. Творчество романтиков проникнуто пафосом гражданского служения, свободолюбия и борьбы (южные поэмы А.Пушкина, «Войнаровский» К. Рылеев. Пафос романтизма (творчество Лермонтова) связан с абсолютной свободой личности. В центре мира, по мнению романтиков, стоит человек, окруженный враждебной действительностью.


Гражданская страсть П.А.Катенин- талантливый поэт-декабрист, драматург, критик. В.К. Кюхельбекер. Сущность поэзии состояла в сильном, свободном изложении чувств самого писателя. Ранние русские романтики гражданского течения, декабристы, распространили свои взгляды на все области духовной жизни тогдашнего общества. К.Ф. Рылеев писал обличительные и гражданские оды, политические элегии и послания, думы и поэмы. Декабристы заговорили о национальном характере литературы, выдвинули требования народности, распространив его на темы, жанры, язык, ратовали за идейную насыщенность русской словесности.


Типичный романтический пейзаж: Море, горы, небо. У человека с природой сложные взаимоотношения: с одной стороны, она сродни его страстной натуре, с другой- он часто вынужден вступать с ней в борьбу. В романтизме отсутствует эволюция характеров, т.к обстоятельства не влияют на личность. Романтики широко используют символику.






Top